Экспрессионизм в современной зарубежной архитектуре ХХ – начала XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Сазанова Римма Сергеевна

  • Сазанова Римма Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 224
Сазанова Римма Сергеевна. Экспрессионизм в современной зарубежной архитектуре ХХ – начала XXI вв.: дис. кандидат наук: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». 2018. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сазанова Римма Сергеевна

1.2.1 Философские истоки экспрессионистического движения в искусстве..........................................................................................................16

1.2.2 Социально-политический контекст эпохи экспрессионизма........17

1.2.3 Истоки экспрессионизма в истории архитектуры..........................18

1.3 Экспрессионизм в различных видах искусств.................................25

1.3.1 Экспрессионизм в изобразительном искусстве..............................25

1.3.2 Экспрессионизм в литературе...........................................................28

1.3.3 Экспрессионизм в музыкальных произведениях............................29

1.3.4 Экспрессионизм в театральных постановках (спектаклях)...........30

1.3.5 Экспрессионизм в кинематографе.......................................................30

1.4 Экспрессионизм в архитектуре Европы 1920-х --1930-х гг. и его лидеры. Анализ архитектурных произведений и их особенности.........31

1.4.1 Экспрессионизм в архитектуре Германии..........................................32

1.4.2 «Кирпичный экспрессионизм» и «Амстердамская школа»..............39

Выводы по 1 главе:..........................................................................................43

Глава 2. ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ЗАРУБЕЖНОЙ АРХИТЕКТУРЕ СЕРЕДИНЫ, КОНЦА ХХ И НАЧАЛА ХХ! ВЕКА......................................46

2.1. Экспрессионизм в архитектуре 1950-х-1960-х годов (неоэкспрессионизм). Анализ архитектурных произведений и их особенности........................................................................................................ 46

2.1.1 Знаково-символический подход к формообразованию.....................47

2.1.2 Формообразование на основе геометрического подхода..................58

2.2. Экспрессионизм в архитектуре 1970-х-1980-х годов. Анализ архитектурных произведений и их особенности ....................................... 65

2.2.1 Метафорический подход к архитектурному формообразованию (взаимодействие неоэкспрессионизма с постмодернизмом).....................67

2.2.2 Техницистский подход в архитектурном формообразовании (взаимодействие экспрессионизма с техницизмом и хай-теком)..............73

2.3 Экспрессионизм в архитектуре 1990-2010-х годов. Анализ архитектурных произведений и их особенности.......................................78

2.3.1 Эмоционально-образный подход к архитектурному формообразованию.........................................................................................78

2.3.2 Дигитальный подход к архитектурному формообразованию...........99

Выводы по 2 главе.........................................................................................107

Глава 3. ЭКСПРЕССИОНИЗМ КАК СИНТЕТИЧЕСКОЕ СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ХХ-ХХ1 ВВ. И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ................................110

3.1 Экспрессионизм в системе стилистических течений ХХ - начала ХХ1 вв...............................................................................................................110

3.1.1 Взаимодействие (синтез) экспрессионизма с другими стилистическими течениями в зарубежной архитектуре.........................110

Диалектический подход...............................................................................110

3.1.2 Классификация вариантов (разновидностей) экспрессионизма в зарубежной архитектуре ХХ - начала XXI вв............................................114

3.2 Особенности, композиционные приемы и принципы экспрессионизма в зарубежной архитектуре ХХ - начала ХХ1 вв. ... 117

3.2.1. Особенности экспрессионизма в зарубежной архитектуре XX -начала XXI вв................................................................................................117

3.2.2. Композиционные приемы экспрессионизма в архитектуре XX -начала XXI вв................................................................................................121

3.2.3. Принципы экспрессионизма в архитектуре XX - начала XX! вв.. 122

3.3 Своеобразие экспрессионизма в современной зарубежной архитектуре.....................................................................................................124

3.3.1 Xудожественные методы экспрессионизма в зарубежной архитектуре XX - начала XXI вв.................................................................124

3.1.2 Образная выразительность в архитектуре экспрессионизма..........132

3.4 Эволюция экспрессионизма в архитектуре ХХ - начала ХХ1 вв. .. 135

3.4.1 Закономерности развития экспрессионизма как стилистического течения...........................................................................................................138

3.4.2 Перспективы дальнейшего развития экспрессионизма...................140

Выводы по 3 главе.........................................................................................141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ..................................................144

ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................Ошибка! Закладка не определена.

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экспрессионизм в современной зарубежной архитектуре ХХ – начала XXI вв.»

Актуальность исследования

Проблема образной выразительности в современной архитектуре относится к числу важнейших в теории архитектуры. Она имеет значение также и для архитектурной практики ХХ - начала XXI в., когда авторы ведут поиски художественной, пластической выразительности при создании уникальных архитектурных произведений. Также прослеживается её тесная связь с теоретической проблемой стиле - и формообразования в архитектуре. Наиболее полно они проявили себя в экспрессионизме.

Экспрессионизм возник в европейской архитектуре начала ХХ века как авангардное стилистическое явление в условиях социального кризиса, войн и революций, которое развивало идеи, направленные на преобразование буржуазной действительности, идеи, идущие от романтизма, модерна (ар нуво) и претворяло их в выразительных пластических, скульптурных формах. До сих пор специальных исследований экспрессионизма в новейшей архитектуре не проводилось. Экспрессия («выражение», лат., от ехрпшеге выражать) в архитектуре, как проявление эмоций и чувств автора художественного произведения, была присуща многим творцам на протяжении веков и переносилась на объект (архитектурное произведение), который в результате этого наделялся эмоционально-выразительным образом (рис.1). В истории архитектуры стремление выражать чувства, эмоции при проектировании проявляло себя, прежде всего, в культовой архитектуре, монументах. С начала XX века, а затем и в последующие определенные временные отрезки во всем множестве архитектурных произведений выделялись группы произведений, объединенные наличием эмоционально выразительных образов, часто даже вопреки существующим условиям (например, отсутствию подходящего материала или бесконечно разрастающуюся смету и сроки строительства). В истории современной

архитектуры начала ХХ века появился термин «экспрессионизм», который до этого встречался только в искусствознании.

Теоретическая база исследования. Экспрессионизм в искусствоведении достаточно широко изучен (Базилевский А.Т., Герман М.Ю., Зивельчинская Л.Я., Копелев Л.З., Косенкова К.Г., Куликова И., Кусков С.И., Луначарский А.В., Павлова Н.С., Пестова Н.В., Пиотровский

A.И., Ревзин Г.И.). Фундаментальным трудом, объединяющим исследования в данной области, является «Энциклопедический словарь экспрессионизма» под руководством проф. П.М. Топера (ИМЛИ РАН, 2008 г.). Однако экспрессионизм в архитектуре даже в таком обобщающем труде практически не затрагивается.

Изучение экспрессионизма как стилистического течения в архитектуре опирается на труды отечественных исследователей (Иконников А. В., Орельская О. В., Рябушин А. В., Савицкий Ю. Ю., Хайт В.Л. и др.) и зарубежных (Пехнта В. (Pehnt. W.), Шарпа Д. (Sharp D.), Дженкса Ч. (Jencks C.), Стила Дж. (Steel J.). Данными авторами явление экспрессионизма рассматривалось в общих трудах по истории современной архитектуры, в ряду параллельно существующих стилистических явлений ХХ века. Терминология у исследователей разнится: А.В. Иконников определяет экспрессионизм в европейском искусстве, литературе и архитектуре ХХ века как тенденцию к обостренной выразительности, возникшую в ситуации социального кризиса, войн и революций; А. В. Рябушин упоминает неоэкспрессионизм как стилистическое направление. Ю. Ю. Савицкий и О.

B. Орельская выделяют неоэкспрессионизм в самостоятельное, противоположное функционализму, стилистическое течение, которое считает важнейшей целью архитектурного творчества художественную выразительность архитектурного образа здания, его экспрессию, рассчитанную на эмоциональное восприятие зрителем. Общим является тот факт, что экспрессионизм исследователями рассматривается как явление, имеющее определенные границы (пусть и условные), к которому относят

целый ряд архитектурных произведений, обладающих общими и специфическими особенностями.

Также настоящая работа опирается на фундаментальные исследования в области теории архитектуры, включающие проблемы образной выразительности, новейшие тенденции в области стиле и формообразовании: Азизян И.А., Иконников А.В., Добрицына И.А., Дуцев М.В., Есаулов Г.В., Маклакова Т.Г., Раппопорт А.Г., Ревзин Г.И., Рябушин А.В., Стригалев А.А., Хайт В.Л., Шукурова А.Н., Янковская Ю.С., Ястребова Н.А.

Проблема стиля в архитектуре раскрыта в исследованиях отечественных исследователей: Власова В. Г., Горюнова В. С., Заварихина С. П., Каплуна А. И., Орельской О. В., а также зарубежных ученых: Вельфлина Г. (Wölfflin Н.), Дженкса Ч. (Jencks С.), Джудидио Ф. (Jodidio P.) , Коха В. (Koch W.), Мелвина Дж. (Melvin DJ.) , Нимейера О. (Niemeyer O.), Пехнта В. (Pehnt, W), Стила Дж. (Steel J.), Шарпа Д. (Sharp D.).

Наиболее часто в историко-теоретических трудах экспрессионизм характеризуется как явление, относящееся только к 1920-1930-м годам. Однако ряд теоретиков отмечают дальнейшее его развитие в качестве неоэкспрессионизма середины ХХ века. Также до сих пор практически не анализировалась дальнейшая судьба экспрессионизма с 1970-х годов по настоящее время.

Это определило цель исследования - составить целостную картину эволюции экспрессионизма в архитектуре ХХ - начала XXI вв. и доказать, что экспрессионизм является самостоятельным стилистическим течением, обладающим общими и специфическими особенностями.

Задачи исследования:

- проанализировать актуальный опыт создания экспрессионистических архитектурных произведений;

- определить основные этапы возникновения, становления и развития экспрессионизма в архитектуре XX - начала XXI вв.;

- выявить причины возникновения экспрессионизма на каждом этапе его эволюции, трансформации экспрессионизма в соответствии с этапами его развития, а также взаимосвязи экспрессионизма с другими стилистическими течениями;

- раскрыть особенности, композиционные приемы, общие и авторские художественные методы, принципы и образные характеристики экспрессионизма.

Объект исследования - произведения новейшей мировой архитектуры, выполненные в экспрессионизме.

Предмет исследования - стилистическое течение экспрессионизм и его вариации (разновидности) в мировой архитектурной практике XX -начала XXI вв.

Границы исследования. Временные - работа посвящена экспрессионизму в архитектуре XX - начала XXI вв., но при обращении к истокам экспрессионизма затрагивается эпоха средневековой готики, барокко XУII - начала XУШ вв., модерна конца XIX- начала XX вв. Географические - работа рассматривает экспрессионизм в зарубежных странах, т.е. границы исследования распространяются практически на все континенты. Типологические - уникальные общественные здания.

Методика исследования основана на комплексном изучении мировой современной архитектуры по литературным источникам и электронным ресурсам. В работе использован метод системного и комплексного, всестороннего анализа развития экспрессионизма в истории архитектуры XX - начала XXI вв., на примерах архитектурных произведений, относящихся к данному стилистическому течению. Анализ произведен в хронологическом порядке и с учетом социокультурного контекста развития общества.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно и детально рассматривается экспрессионизм как стилистическое течение в зарубежной архитектуре XX - начала XXI вв. и выявляются его особенности, композиционные приемы, образные характеристики и

принципы; проводится периодизация и классификация разновидностей экспрессионизма. Комплексный анализ выполнен на примере уникальных объектов мировой архитектуры.

Гипотеза исследования заключается в утверждении, что экспрессионизм в архитектуре - одно из полноправных самостоятельных современных стилистических течений. Возникнув в рамках европейского модернизма 1920-1930-х годов, он продолжал свое развитие в русле синтетической направленности на протяжении всего XX века и оказался востребован в начавшемся XXI столетии.

Экспрессионизм тесно связан с поисками художественного образа архитектурного произведения. Он ориентируется на скульптурность, активную пластику форм и проявляется в XX - начале XXI вв. наиболее ярко в уникальных1, всемирно известных архитектурных произведениях, таких как астрофизическая лаборатория Эйнштейна в Германии (арх. Э. Мендельсон, 1917-1921 гг.), здание Оперы в Сиднее (арх. Й. Утцон, 1959-1973 гг.), в творчестве Ле Корбюзье (капелла в Роншане, 1950-1955 гг.), в произведениях испанского архитектора С. Калатравы (концертный зал в Тенерифе, 19972003 гг.) и ряде других не менее экстравагантных сооружений. Архитектура экспрессионизма призвана выражать как идеалы и настроения общества, так и идеи и чувства самого автора. Экспрессионизм относится к комплексной, синтетической линии в развитии архитектуры, органично соединяя в себе рациональные и иррациональные начала. Данный подход противоположен как рационалистической, так и традиционной (историзирующей) декоративно-художественной линиям развития архитектуры. Экспрессионистические тенденции оказывают влияние и на другие стилистические течения в новейшей архитектуре.

1Под уникальными архитектурными произведениями понимаются объекты единственные в своем роде, обладающие исключительными характеристиками (художественного образа, формы, конструкции, взаимосвязи с историко-культурным процессом), отражающие развитие архитектуры и обладающие мировой значимостью.

Положения, выносимые на защиту:

- понятие экспрессионизма в архитектуре XX - начала XXI вв., его определение как стилистического течения на разных этапах развития;

- этапы развития экспрессионизма и его разновидности;

- особенности, композиционные приемы и образные характеристики экспрессионистических произведений в новейшей зарубежной архитектуре;

- принципы экспрессионизма в новейшей зарубежной архитектуре.

Практическая и теоретическая значимость работы подтверждается тем, что:

- представлена целостная картина исторической эволюции такого стилистического явления в зарубежной архитектуре как экспрессионизм в XX и начале XXI вв.;

- выявлены принципы экспрессионизма, которые могут быть использованы архитекторами-практиками при проектировании уникальных объектов;

- определены новые перспективные пути обращения к экспрессионизму в новейшей параметрической и дигитальной архитектуре;

- обозначены перспективы использования материалов и результатов исследования для учебно-методической работы и дополнения лекционных курсов по современной зарубежной архитектуре, в частности, в архитектурно-строительных вузах.

Апробация и внедрение результатов работы:

Основные положения диссертации представлены и апробированы:

- в докладах на международном научном форуме «Великие реки- 2013»; «Великие реки- 2015»;

- в дипломной работе автора на тему «Экспрессионизм и неоэкспрессионизм в зарубежной архитектуре XX - начала XXI века», 2014 г.;

- в магистерской диссертации на тему «Особенности неоэкспрессионизма в современной зарубежной архитектуре XX - начала XXI вв.», 2014 г.

(отмеченной Дипломом I степени МООСАО и грамотой Международной ассоциации союзов архитекторов);

- в докладе на 21-ой Нижегородской сессии молодых ученых, 2016 г.;

- в докладе на международной научной конференции МАРXИ: «Наука, образование и экспериментальное проектирование - 2016», г. Москва.

Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА В ЗАРУБЕЖНОЙ АРХИТЕКТУРЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Как уже было отмечено выше, проблема стиля является одной из ключевых в истории и теории архитектуры. В данном исследовании мы рассматриваем историю архитектуры как историю смены и эволюции стилей. Стиль является основной эстетической категорией искусства вообще и архитектуры, в частности. Внимание в настоящей работе сосредоточено на таком стилистическом течении в архитектуре XX и начала XXI вв. как экспрессионизм. Прежде чем перейти к изучению его возникновения и развития, необходимо начать с его определения.

1.1 Определение экспрессионизма в искусстве и архитектуре

Термин «экспрессионизм» является широко используемым в теории и истории архитектуры и искусств. Он также применим к различным объектам и явлениям культуры и принадлежит к общеупотребительной лексике. С этим фактом связано его присутствие в общенаучных словарях. Современные словари дают следующие определения термину «экспрессионизм»:

-Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова содержит определение явления с точки зрения особенностей художественной образности: «ЭКСПРЕССИОНИЗМ. Направление в искусстве первой половины XX в., провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую, иногда гротескную эмоциональную выразительность образа [65]»;

-Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова - рассматривает философскую основу явления: «ЭКСПРЕССИОНИЗМ. Направление в зап.-европейском искусстве XX века, противопоставляющее себя импрессионизму и рассматривающее внешний мир лишь как средство выражения субъективных состояний человека [98]».

-Словарь иностранных слов ограничивает временные и географические рамки явления: «ЭКСПРЕССИОНИЗМ [фр. expressionnisme < expression -выражение, выразительность] - направление в западноевропейском искусстве первой трети XX в., для которого характерны броскость выразительных средств, гротескность образов (как протест против натурализма и импрессионизма) [48]».

- Большой словарь иностранных слов указывает на зависимость явления от социально-политического контекста:

«ЭКСПРЕССИОНИЗМ [фр. expressionnisme < expression выражение] -реакционное, идеалистическое направление в искусстве и литературе, возникшее накануне первой мировой войны в Западной Европе. Экспрессионизму присущи крайний индивидуализм, субъективизм, уход в мистику, формализм; экспрессионизм даёт неизменно глубоко искажённые представления о действительности [15]».

Наибольший интерес к изучению экспрессионизма проявился лишь в 1960-х - 1980-х годах. Исследователи этого явления в различных областях искусства (культуры) отмечали сложность и неопределенность понятия в области художественного творчества, а также нечеткость его границ.

Крупнейшим знатоком экспрессионизма в области литературы, немецким музыковедом и писателем П. Раабе был предложен следующий методический принцип изучения экспрессионизма: «его основные характеристики следует выявлять на примере сравнительно узкого круга бесспорных и значительных имен, составляющих его ядро; должны учитываться и сопутствующие этому ядру poetae minores, второстепенные фигуры движения, однако все же оставившие заметный след в искусстве [147]».

Противоречивую сущность экспрессионизма иногда описывали, используя развернутые метафорические образы: «Экспрессионизм,

рассматриваемый на расстоянии: кучевое облако, с виду плотное, с четкими очертаниями. Но внутри облака туман. И, тем не менее, твердое ядро [137]».

С определением явления также связана дилемма: «что лежит в основе экспрессионизма - стиль или мировоззрение? [153]». Поэтому существуют подходы к экспрессионизму как «феномену концентрированного высвобождения изначально присущих художественному творчеству выразительных (экспрессивных) свойств, время от времени принимающих стихийный характер [112, С.10]».

Итак, термин «экспрессионизм» в искусстве был впервые применен Вильгельмом Воррингером в журнале «Штурм» (август 1911 г., редактор журнала - Гервард Вальден). Тогда он определил художников Сезанна, Ван Гога и Матисса как «синтетистов и экспрессионистов». В каталоге выставки «Синего всадника» в 1912 году в галерее Герварда Вальдена этот термин был применен в том смысле, в каком он употребляется в настоящее время. Затем термин распространяется и на уже известных тогда художников группы «Мост», возникшей в 1905 году, но в 1912-1913 годах распавшейся [27, 52].

В архитектурной критике термин также достаточно распространен и трактуется исследователями по-разному (рис.2).

Академик архитектуры А. В. Иконников дает достаточно узкое и конкретное определение термину, ограничивая его временное распространение и связывая его с революционными настроениями буржуазной цивилизации; характеризует экспрессионизм как тенденцию в искусстве. «Э. отразил смятенность человека в мире, потрясаемом катаклизмами, протест против социальных механизмов, подавляющих личность, уродств буржуазной цивилизации. Ницшеанская субъективность в идеях и практике Э. соединялась с верой в возможность преобразования жизни художественным творчеством и пророческую миссию художника» [6, С.671]

В. Г. Власов (автор словаря «Стили в искусстве»), напротив, трактует экспрессионизм достаточно широко. Он рассуждает об экспрессии как о качестве художественного образа. И подчеркивает ее присутствие в различных исторических архитектурных стилях: «Экспрессия-качество наиболее острой, максимально яркой выразительности художественного образа, часто приводящей к деформации, динамике, экзальтации, надломленности, гротеску, фантастике. В этом смысле экспрессионистическими стилями являются Маньеризм и Барокко, в значительной степени искусство Северного Возрождения»; «Термин «экспрессионизм» в западноевропейском искусствознании понимается широко. Разновидностью экспрессионизма является течение «абстрактного экспрессионизма», начатое В. Кандинским в «Синем всаднике» и распространившееся затем в Европе и США в 1930-1950-х гг. В архитектуре экспрессионизмом часто называют поздний символизм Модерна -«пластицизм» А.Гауди; оригинальный стиль, созданный австрийским философом Р. Штайнером в его «Гетеануме», сочетающий строгую геометрию с пластикой «органических форм» и космологической символикой. Подобный экспрессионизм послужил Ф.Л.Райту в качестве основы его «органической архитектуры» и «нового экспрессионизма Ле Корбюзье» [21, С.605].

О. В. Орельская рассматривает экспрессионизм в ряду направлений (течений) в искусстве и архитектуре как противоположность функционализму в рамках модернизма, подчеркивая его связь с кризисными периодами в развитии общества:

«Экспрессионизм — направление в изобразительном искусстве и современной архитектуре, которое является противоположностью функционализма. Экспрессионизм передавал тревожное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов и волнений. Его отличают поиски

способов выражения экспрессивности, ориентация на активную пластику форм. Особенно ярко оно проявилось в Германии и Австрии» [66].

Анализируя теоретические подходы в понимании термина «экспрессионизм» в архитектуре, можно выделить два основных толкования этого явления, в зависимости от широты его понимания.

Термин «экспрессионизм» чаще всего применяется для обозначения стилистического направления в архитектуре таких европейских стран, как революционной Германии и Нидерландов 1910-х - 1920-х годов (конкретно-историческая точка зрения). Когда архитекторы в своих произведениях изображали реальность искаженную так, чтобы выпукло выразить свои внутренние видения, идеи или эмоции [17, 112]. Основными деятелями этого стилистического течения считаются архитекторы Э. Мендельсон (1887-1953), Б. Таут (1880-1938), Г. Пёльциг (1869-1936) [47, 49, 146].

Тем не менее, современные теоретические дискуссии указывают на проявление экспрессионизма и в других периодах и контекстах архитектуры [61, 122, 133]. Здесь проявляется более широкое понимание термина экспрессионизм (имманентный подход) - он представляет собой постоянный, основной фактор всех стилистических направлений во все периоды. Так, можно проследить, что в истории архитектуры в разных странах периодически встречаются произведения, несущие в своем образе яркий эмоциональный заряд.

После паузы почти в четверть века, экспрессионизм в архитектуре вновь появляется в его «нео» - варианте в середине 50-х годов XX века, как реакция на уже широко распространенный в мире функционализм [121]. С этого момента и до настоящего времени, в архитектуре экспрессионисты имеют дело не с подчеркнутой функцией во внешнем облике сооружения, а с созданием свободных, мощных, скульптурных форм, часто в виде кристалла,

иногда и с острыми углами в виде сталактитов или, наоборот, с криволинейными, динамическими, округлыми и пластичными формами.

В данной работе мы опираемся следующее понимание экспрессионизма в архитектуре: экспрессионизм - стилистическое течение в архитектуре, ориентирующееся на поиски усиленной эмоциональной выразительности путем использования пластических возможностей архитектуры. Экспрессионизм проявляется в истории архитектуры наиболее ярко в периоды социальных кризисов и является индикатором революционных изменений в различных сферах жизни.

1.2 Истоки и причины возникновения экспрессионизма в искусстве и

архитектуре

1.2.1 Философские истоки экспрессионистического движения в искусстве Появлению экспрессионизма в культурной жизни начала XX века предшествовало развитие философской мысли рубежа XIX и XX веков, создавшее особую субъектино-идеалистическую атмосферу. В первую очередь, это были работы немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844-1900), который выдвигал новую концепцию понимания сущности искусства в современном мире, выступая против общепринятых ценностей. Стоит отметить и других философов: это датский философ С. Кьеркегор (поднявший бунт против истины, выступал за роль личности и индивидуальности, противопоставляющей себя всему остальному); немецкий философ Э. Гуссерль (провозгласил уникальность иррационального бытия человека); французский философ А. Бергсон (представитель интуитивизма, эмпиризма); австрийский психиатр З. Фрейд (изучал бессознательные и сознательные процессы в жизнедеятельности человека); немецкий философ-идеалист В. Дильтей (изучал явления путем эмпирического анализа); немецкий философ Г. Зиммель (рассматривал жизнь как поток переживаний событий истории) (рис.3).

Опубликованный в 1872 году трактат «Рождение трагедии» Фридриха Ницше произвел революцию в философском миропонимании конца XIX века. Это произведение было пронизано идеями переоценки устоявшегося аполлонистического взгляда на искусство и культуру. Греческой идеальности с ее рамками и канонами был противопоставлен свободный творческий порыв творца, сумбурный и отчаянный, «дионисийское начало». Xудожественное творчество теперь возможно было охарактеризовать так: «разбитый, ошеломленный и вдохновленный взрывом его жизненных энергий, художник становится одержим дионисийским безумием, испытывает вечную жажду» [149]. Ницше считал, что искусство может выражаться не только во внешне красивой форме, и эта мысль нашла свое подтверждение в работах художников-экспрессионистов, а затем и поздних работах архитекторов [57]. Формула Ницше, который предлагал «деформировать мир, чтобы суметь в нем выжить», получила в экспрессионизме особое трагическое звучание.

Экспрессионизм содержит в себе множество противоречий. Тем сложнее он для критической оценки и понимания его места в структуре культурных явлений. С одной стороны, проявления экспрессионизма крайне индивидуализированы и уникальны, заключаясь в эмоциональных субъективных проявлениях творцов; с другой - громкие заявления о создании новой культуры предполагают широкое распространение и создание объединений авторов, а также некоей художественной общности.

1.2.2 Социально-политический контекст эпохи экспрессионизма

Исторический период начала ХХ столетия, в котором произошло зарождение экспрессионизма, можно охарактеризовать как эпоху войн и революций. Искусство отражало суть этого времени - оно служило агитационным целям, было «на гребне» революционных движений, призывало бороться за новые идеалы. Общество устало от нищеты и безработицы, атмосферы жестокости и агрессии, которая царила в Германии

начала ХХ века. Кризис в социальной сфере отражался на мировосприятии людей, которые тосковали по идеалам добра и красоты [16].

Мировая война, начавшаяся в 1914 году, прервала деятельность в сфере строительства и искусства. А после ее окончания наступил период депрессии, связанный с социальными и экономическими трудностями. Дезорганизованная Германия искала пути восстановления, гражданская война и политические волнения привели к новой волне революционных настроений и поиску идей устройства нового общественного порядка. В этой атмосфере деятели искусств, ранние экспрессионисты, работали в состоянии эмоционального воодушевления, влияя на общественное сознание. Те идеи, которые были заложены в предвоенные годы, зазвучали с новой силой и получили реализацию в различных сферах искусств. Они опирались на философские идеи Ницше и Кьеркегора, исторический опыт романтизма, модерна, живопись фовистов и норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка.

Стоит отметить, что экспрессионизм тесно связан с социально -политическими настроениями общества и является выразителем революционных идей на самых неспокойных этапах развития мирового общества.

1.2.3 Истоки экспрессионизма в истории архитектуры Для того чтобы понять место, которое занимает экспрессионизм в ряду архитектурных стилей, стоит проследить многовековую преемственность идей эмоционально-выразительной архитектуры, обратившись к далеким истокам в истории архитектуры.

Одним из первых ярких периодов выражения особого эмоционального содержания в архитектурных произведениях, с нашей точки зрения, стала готическая архитектура (рис.4). Возникновение данного феномена было обусловлено общей атмосферой культуры Средних веков. Культура

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сазанова Римма Сергеевна, 2018 год

Список литературы:

1. Азизян, И. А. Теория композиции как поэтика архитектуры / И.

А. Азизян, И. А. Добрицына, Г. С. Лебедева. - Москва : Прогресс-Традиция, 2002. - 568 с.

2. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / пер. с англ. В. Л. Глазычева. - Москва : Стройиздат, 1984. - 192 с.

3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятия / Р. Арнхейм. -Москва : Архитектура-С, 2007. - 392 с.

4. Архитектор Оскар Нимейер [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://barlette.ru/journal/article/582.html.

5. Архитектура Запада-4: Модернизм и постмодернизм, критика концепций / под ред. В. Л. Xайт [и др.]. - Москва : Стройиздат, 1987. - 182 с. : ил.

6. Архитектура и градостроительство : энциклопедия / Рос. Акад. Архитектур.-строит. наук ; под ред. А. В. Иконникова. - Москва : Стройиздат, 2001. - 688 с.: ил.

7. Архитектура и психология / А. В. Степанов [и др.]. - Москва : Стройиздат, 1993. - 295 с.

8. Базилевский, А. Т. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма / А.Т. Базилевский // Сюрреализм и авангард : материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - Москва : ГИТИС, 1999. - С. 33-46

9. Балашов, Н. И. Глубинный уровень различения художественных методов и показатель изобразительности- выразительности искусства / Н. И. Балашов // Проблемы изучения культурного наследия / под ред. Г. В. Степанова. - Москва, 1985. - С. 383-394.

10. Батракова, С. Ле Корбюзье: утопия и реальность архитектуры / С. Батракова // Западное искусство XX век. - Москва, 1978.

11. Батракова, С. Xудожник, играющий в куклы / С. Батракова // Искусствознание. - 2006. - № 2/3.

12. Белоголовский, В. Здание - икона в агностический век : беседа с Чарльзом Дженксом [Электронный ресурс] / В. Белоголовский. - Режим доступа : http://archi.ru/russia/48410/zdanie-ikona-v-agnosticheskii-vek.

13. Блау, Д. Жан-Франсуа Лиотар. Заметка о смыслах «пост» [Электронный ресурс] / Д. Блау. - Режим доступа : http://lib.ru/%3E%3C/CULTURE/LIOTAR/s_post.txt.

14. Блохина, И. В. Архитектура. Всемирная история архитектуры и стилей : отдельное издание / И. В. Блохина. - Москва : АСТ, 2014. - 400 с. : ил.

15. Большой словарь иностранных слов. - Москва : ИДДК, 2007.

16. Борев, Ю.Б. Эстетика : учебник / Ю.Б. Борев. - Москва : Высш. шк., 2002. - 511 с.

17. Бычков, В. В. Эстетика : учебник / В. В. Бычков. - Москва : Гардарики, 2004. - 556 с.

18. Вальтер Гропиус. Границы архитектуры / под ред. В.И. Тасалова. - Москва : Искусство, 1971. - 286 с. - (Серия : «Проблемы материально-художественной культуры»).

19. Виноградова, Е. И. Типология образов архитектурных объектов: психологический подход / Е. И. Виноградова, А. А. Барабанов // Вестник ТГАСУ. - 2001. - № 4.

20. Виноградова, Е. И. Роль аналогов в творческой деятельности архитекторов / Е. И. Виноградова // Архитектон: известия вузов. - 2010. -№30. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://archvuz.ru/cont/160.

21. Власов, В. Г. Стили в искусстве / В. Г. Власов. - Санкт-Петербург : Кольна,1995. - 672 с.

22. Всеобщая история архитектуры. Т. 2 / Акад. стр-ва и архитектуры СССР ; науч. ред. М. Б. Аптекарь. - Москва : Изд-во лит. по стр-ву, 1973. - 722 с.

23. Гельфонд, А. Л. Архитектурно-художественный синтез как средство диалога / А. Л. Гельфонд, М. В. Дуцев. // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород, 2010. -№ 4. - С. 147-152.

24. Герман, М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века / М. Ю. Герман. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. - 480 с.

25. Гнедовская, Т. Ю. Поиски стиля в немецкой архитектуре 18901940-х годов : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.04 / Т. Ю. Гнедовская ; Гос. ин-т искусствознания. - Москва, 2012. - 656 с. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

26. Горюнов, В. С. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера / В. С. Горюнов, М. П. Тубли. — Санкт-Петербург : Стройиздат, 1992. — 360 с.

27. Грушевицкая, Т. Г. Словарь по мир. худ. Культуре : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Грушевицкая, М. А. Тузик, А. П. Садохин / под ред. А. П. Садохина. - Москва : Академия, 2001. - 408 с.

28. Дашкес, Л. Слово архитектору. Принципы, мнения и афоризмы всемирно известных архитекторов : пер с англ. / пер. К. Наумова. -Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 160 с.

29. Дженкс, Ч. Новая парадигма в архитектуре / Ч. Дженкс // ПРОЕКТ International. - 2002. - Вып. 5. - С. 98-112.

30. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс. -Москва : Стройиздат, 1985.

31. Добрицына, И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. Архитектура в контексте современной философии и науки : автореф. дис. ... д-ра архитектуры : 18.00.01 / И.А. Добрицына. - Москва, 2007.

32. Дуцев, М. В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре : монография / М. В. Дуцев / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород : ННГАСУ, 2013. - 235 с. : ил.

33. Есаулов, Г. В. Архитектура в поисках гармонии / Г. В. Есаулов //Academia.Архитектура и строительство. - 2010. - № 1. - С.10-13.

34. Дюссельдорф. Кирпичный экспрессионизм, "иная" архитектура начала 20 века [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.schoen-eventagentur.com/dyusseldorf-kirpichnyj-ekspressionizm-inaya-arxitektura-па^а!а-20^ка/

35. Забельшанский, Г. Б. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забельшанский, Г. Б. Минервин, А. Г. Раппопорт, Г. Ю. Сомов. - Москва : Стройиздат, 1985. - 208 с.

36. Заварихин, С. П. Архитектура первой половины XX века : учеб. пособие / С. П.Заварихин. - Санкт-Петербург : Троицкий мост, 2010. - 232 с.

37. Заварихин, С. П. Архитектура второй половины XX века : учеб. пособие / С. П.Заварихин. - Санкт-Петербург :Троицкий мост, 2010. - 232 с.

38. Зивельчинская, Л. Я. Экспрессионизм / Л. Я. Зивельчинская. -Москва : ОГИЗ, 1931. - 144 с.

39. Иконников, А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. В 2 кн. Кн. 1 / А. В. Иконников. - Москва : Прогресс-Традиция, 2001. - 656 с.

40. Иконников, А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. В 2 кн. Кн. 2 / А. В. Иконников ; под ред. А. Д. Кудрявцевой. - Москва : Прогресс-Традиция, 2002. - 672 с.

41. Иконников, А. В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников. - Москва : Стройиздат, 1986. - 288 с. : ил.

42. Иконников, А. В. Xудожественный язык архитектуры / А. В. Иконников. - Москва : Искусство, 1985. - 175 с.

43. Иконников, А. В. Архитектура и градостроительство : энциклопедия / А. В. Иконников. - Москва : Стройиздат, 2001. - 404 с.

44. Иосиф, Б. Век Архитектуры в Нидерландах / Б. Иосиф. -Роттердам : НАИ Издателей, 1995. - 275 с.

45. Каплун, А. И. Стиль и архитектура / А. И. Каплун. - Москва : Стройиздат, 1985. - 232 с.

46. Карпенко, А. Г.Эстетическое восприятие архитектуры как неотъемлемая часть духовно-эмоциональной жизни человека / А. Г. Карпенко, Т. М. Потокина // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер. Политематическая. - 2011. - Вып. 3(17). - Режим доступа : www.vestnik.vgasu.ru.

47. Книжникова, Н. Экспрессионизм в архитектуре [Электронный ресурс] / Н. Книжникова. - Режим доступа : http://arhjournal.org/blogs/natalya-knizhnikova/ekspressionizm-v-arhitekture.

48. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных слов : [более 4500 слов и выражений] / Н. Г. Комлев. - Москва : Эксмо, 2006. - 669 с.

49. Косенкова, К. Г. Архитектурные утопии немецкого экспрессионизма / К. Г. Косенкова // Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего времени. -Санкт-Петербург, 2009.

50. Кравченко, А. И. Культурология : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. - 3-е изд. - Москва : Акад. проект, 2001. - 319 с.

51. Куликова, И. С. Экспрессионизм в искусстве / И. С. Куликова. -Москва : Наука, 1978. - 182 с.

52. Кусков, С. И. Экспрессионизм - дух и почерк / С. И. Кусков // От конструктивизма до сюрреализма. - Москва, 1996. - 243 с.

53. Лежава, И. Ле Корбюзье. Восприятие пространства. [Электронный ресурс] / И. Лежава. - Режим доступа : http://ilya-lezhava. livej ournal. com/1474. html (10.08.2017).

54. Лесневска, Р. В. Зрелищность современной архитектурной театрализации: возвращение экспрессионизма? / Р. В. Лесневска, П. В. Капустин // Wschodnioeuropejskie czasopismo naukowe // Новая перспектива.-Варшава, 2015. - Т. 3, № 4. - С.78-83.

55. Либескинд, Д. Архитектура: 17 источников вдохновения. [Видеолекция] / Д. Либескин. - Режим доступа :

https://www.ted.com/talks/daniel_libeskind_s_17_words_of_architectural_inspirati on/transcript?utm_content=addthis

custom&source=twitter&utm_source=t. co&utm_medium= on.ted.com-twitter&utm_campaign=&awesm=on.ted.com_gPNH&language=ru (12.08.2016).

56. Линденберг, К. Рудольф Штейнер / К. Линденберг. - Москва : Парсифаль, 1995. - 224 с.

57. Луначарский, А. Несколько слов о германском экспрессионизме

/ А. Луначарский // Экспрессионизм : сборник / сост. Н. С. Павлова. - Москва : Радуга, 1986. - С. 28-30.

58. Маклакова, Т. Г. Архитектура двадцатого века / Т. Г. Маклакова. - Москва : АСВ, 2001. - 200 с.

59. Мандельброт, Б. Фрактальная геометрия природы / Б. Мандельброт. - Москва: Ин-т компьютерных исследований, 2002. - 656 с.

60. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. Конец XIX-XX в. / ред. А. В. Иконников. — Москва : Искусство, 1972. - 590 с.

61. Махаев, В. Б. Экспрессивность в архитектуре [Электронный ресурс] / В. Б. Махаев. - Режим доступа : http://marhdi.mrsu.ru/2009-1/pdf/11Mahaev.pdf.

62. Микулина, Е. Интервью с Норманом Фостером. [Электронный ресурс] / Е. Микулина. - Режим доступа :

http : //www. admagazine .ru/arch/2116 0_interview-with-norman-fo ster2. php.

63. Некрасов, А. И. Теория архитектуры / А. И. Некрасов. - Москва : Стройиздат, 1991. - 480 с.

64. Нимейер, О. Мой опыт строительства Бразилиа / О. Нимейер. -Москва : Изд-во иностран. лит., 1963.

65. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Рос.

акад. наук ; Ин-т рус. Яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — Москва : Азбуковник, 1999. — 944 с.

66. Орельская, О. В. Современная зарубежная архитектура / О. В. Орельская. - Москва : Академия : Архитектура, 2007. - 272 с.

67. Орельская, О. В. Поиски образной и пластической выразительности в мировой архитектуре ХХ и XXI вв. / О. В. Орельская // Нижегородский проект. - 2012. - № 1. - С 42-45.

68. Орельская, О. В. Путь в новую эпоху : [исп. Архитектор Сантьяго Калатрава и его проекты] / О. В. Орельская // Нижегородский проект. - 2002.

- № 6(13). - С. 14-22.

69. Орельская, О. В. Техно-экспрессионизм австралийского архитектора А. Лумсдена / О. В. Орельская // Нижегородский проект. - 2004.

- № 1/2. - С. 52-55.

70. Официальный сайт С. Калатрава [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.calatrava.com/.

71. Пестова, Н. В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести / Н. В. Пестова. - Изд. 2-ое, доп. и испр. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2002. - 463 с.

72. Популярная художественная энциклопедия : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Кн. II. М-Я / гл. ред. В. М. Полевой ; ред. В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов, В. Д. Синкоков.

- Москва : Сов. энцикл., 1986. - 432 с.

73. Раппапорт, А. Методологическая критика социально-психологических исследований в архитектуре / А. Раппопорт // Строительство и архитектура : экспресс информ. Сер. 3. Районная планировка и градостроительство / Всесоюз. Науч.-исслед. ин-т инф. по стр-ву и архитектуре. - 1981. - Вып. 3. - С. 18-21.

74. Раппапорт, А. Г. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии / А. Г. Раппопорт, Г. Ю. Сомов. - Москва : Стройиздат, 1990. -344 с.

75. Раппопорт, С. X. От художника к зрителю: как построено и как функционирует произведение искусства / С. X. Раппопорт. - Москва : Советский художник, 1978. - 237 с.

76. Ревзин, Г. Очерки по философии архитектурной формы / Г. Ревзин. - Москва : ОГИ, 2002. - 140 с.

77. Рудаков, А. И. Истоки архитектурной образности : дис. ... канд. архитектуры. - Екатеринбург, 2003. - 227 с.

78. Рудаков, А. И. Роль интуиции в создании образа / А. И. Рудаков // Семиотика пространства : сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства / под ред. А. А.Барабанова. - Екатеринбург, 1999. - С. 47-50.

79. Рябушин, А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий / А. В. Рябушин. - Москва : Искусство XXI век, 2005. - 288 с.

80. Рябушин, А. В. Заха Xадид. Вглядываясь в бездну / А. В. Рябушин. - Москва : Архитектура-С, 2007. - 336 с. : ил.

81. Рябушин, А. В. Новые горизонты архитектурного творчества, 1970-1980-е годы / А. В. Рябушин. - Москва : Стройиздат, 1990. - 325 с.

82. Рябушин, А. В. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада / А. В. Рябушин, А. Н. Шукурова. - Москва : Стройиздат, 1985. - 173 с.

83. Савицкий, Ю. Ю. Архитектура капиталистических стран / Ю. Ю. Савицкий. - Москва : Стройиздат, 1973. - 135 с.

84. Сазанова, Р. С. Неоэкспрессионизм в зарубежной архитектуре 1950-х-1960-х годов / Р. С. Сазанова // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Архитектура. Науки о земле. Экология / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород, 2015. - С. 130-134.

85. Сазанова, Р. С. (Караваева, Р.С.) Экспрессионистические тенденции в архитектуре 1950 - 1970-х и 1990 - 2010-х гг. / Р. С. Сазанова (Р. С. Караваева) // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Архитектура. Науки о земле. Экология / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород, 2014. - С. 130-134.

86. Сазанова, Р. С. Экспрессия в архитектуре: от фантазии - к

реальности / Р. С. Сазанова // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос.

архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород, 2015. - № 1. - С. 142-146.

87. Сантьяго Калатрава. В поисках движения : кат. выставки : пер. с

англ. яз. / сост. К.Малич. - Санкт-Петербург : Изд-во Гос. эрмитажа, 2012. -

264 с. : ил.

88. Сапрыкина, Н. А. Основы динамического формообразования в архитектуре / Н. А. Сапрыкина. - Москва : Архитектура-С, 2005. - 312 с.

89. Семёнова, Т. В. Экспрессионизм и современное искусство авангардизма / Т. В. Семёнова. - Москва : Знание, 1983. - 64 с.

90.Семиотика и язык архитектуры : сб. науч. тр. / Всесоюз. Науч.-исслед. инт теории архитектуры и градостр-ва ; под общ. ред. Е. И. Россинской. -Москва : ВНИИТАГ, 1991. - 179 с. : ил.

91. Смирнова, В. Бернгард Ганс Генри Шарун и его своеобразная архитектура [Электронный ресурс] / В. Смирнова . - Режим доступа : http://arch-story.ru/hans_schaeroun (19.08.2017).

92.Сосян, С. Даниэль Либескинд: Возмутитель пространственного спокойствия [Электронный ресурс] / С. Сосян. - Режим доступа : http://designdeluxegroup.com /magazine/2013/08/30/даниэль-либескинд-возмутитель-прост/.

93.Станькова, Я. Тысячелетнее развитие архитектуры : [пер. с чеш.] / Я. Станькова, И. Пехар. - Москва : Стройиздат, 1987. - 296 с.

94.Стригалев, А. А. Художественный образ в архитектуре и его структура / А. А. Стригалев // Теория композиции в советской архитектуре. -Москва, 1986. - С. 8.

95.Суздальцева, А. Я. Бетон в архитектуре XX века / А. Я. Суздальцева. -Москва : Стройиздат, 1981. - 208 с.

96. Танцующий дом в Праге [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ice-nut.ru/czech/czech071 .htm http://www.ice-nut.ru/czech/czech071.htm.

97. Титова, Е. Экспрессионизм в архитектуре [Электронный ресурс] / Е. Титова. - Режим доступа : http://www.npp-

arshin.ru/index.php_option=com_content&task=view&id=126&Itemid=89.html

98.Толковый словарь русского языка : в 4 т. Т. 1 / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — Москва : Совет. энцикл., 1935.

99. Тургенева, А. Воспоминание о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума / А. Тургенева. - Москва : Новалис, 2002. - 160 с.

100. Уилкинсон, Ф. Архитектура. 50 идей, о которых нужно знать : пер с англ./ Ф. Уилкинсон. - Москва : Фантом Пресс, 2014. - 208 с.

101. Фоменко, С. Великие архитекторы. В 11 т. Т. 11. Калатрава / С. Фоменко. - Москва : Комсомольская правда, 2015. - 70 с.

102. Франческа Прина. 1000 лет мировой архитектуры : пер. с англ./ Франческа Прина, Елена Демартини. - Москва : Омега, 2008. - 432 с.

103. Фремптон, К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / К. Фремптон. - Москва : Стройиздат, 1990. - 535 с.

104. Фролова, Е. А. 100 самых удивительных достижений современной архитектуры / Е. А. Фролова. - Москва : Эксмо, 2011. - 231 с.

105. Человек и город: пространства, формы, смысл: материалы Междунар. конгр. Междунар. ассоциации семиотики пространства : В 2 т. Т. 1. -Санкт-Петербург, 1995. - 650 с.

106. Что нужно знать об архитекторе Фрэнке Гери [Электронный ресурс] . -Режим доступа : http://exteriorcenter.ru/blog/frehnk-geri.

107. Швидковский, О. А. Прикованный прометей [Электронный ресурс] / О. А. Швидковский. - Режим доступа : http://corbusier.totalarch.com/shvidkovskii (12.08.2017).

108. Штейнер, Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения / Р. Штейнер. - Ереван : Ной, 1993. - 224 с.

109. Экспрессионизм // Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино : сб. ст. / под. ред. Г. Н. Недошивина. - Москва : Наука, 1966. - 156 с.

110. Экспрессионизм : сб. ст. / под ред. Е. М. Браудо, Н. Э. Радлова. -Москва : Всемир. лит., 1923. - 236 с.

111. Экспрессионизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://arx.novosibdom.ru/node/475.

112. Энциклопедический словарь экспрессионизма. - Москва : ИМЛИ РАН, 2008. - 735 с.

113. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка : пер. с фр. / Ришар. - Москва : Республика, 2003. - 432 с.

114. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. - Санкт-Петербург : Азбука, 2001. - 602 а

115. Янковская, Ю. С. Архитектура в постиндустриальном мире / Ю. С. Янковская. - Екатеринбург : Архитектон, 2007.

116. Янковская, Ю. С. Семиотика в архитектуре - диалог во взаимодействии: Место семиотических исследований в современной теории архитектуры / Ю. С.Янковская. - Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2003.

117. Янковская, Ю. С. Семиотические механизмы архитектуры / Ю. С. Янковская // Известия УрГУ. Серия : Проблемы образования, науки и культуры. - 2004. - Вып.16, № 32.

118. Янковская, Ю. С. Образ и морфология архитектурного объекта / Ю. С. Янковская. - Екатеринбург : Архитектоп, 2004. - 92 с.

119. Яргина, З. Н. Эстетика города / З. Н. Яргина. - Москва : Стройиздат, 1991. - 366 с.

120. Ястребова, Н. А. Пространственно-тектонические основы архитектурной образности / Н. А. Ястребова // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Ленинград : Наука, 1974. - 300 с.

121. Adrian Sheppard, Frais. The return of expressionism and the architecture of luigi moretti [Electronic resource] / F. Adrian Sheppard. -

https://www. mcgill .ca/files/architecture/ExpressionismMoretti.pdf.

122. АлфиревиЬ, Ъ. Експресионизам као радикална стваралачка тенденцща у архитектури / Ъ .АлфиревиЬ // Архитектура и урбанизам. - Београд, 2012. - № 34. - С. 14-27.

123. Arnheim, Rudolf. Symbols in Architecture // In The Dynamics of Architectural Form. - Berkeley : University of California Press, 1977. - P. 6975/

124. Banham, Reyner. Theory and Design in the First Machine Age. -Third edition. - Prague : Praeger Publishers Inc, 1972.

125. Benson, T. Expressionist Utopias: Paradise, Metropolis, Architectural Fantasy (Weimar and Now: German Cultural Criticism) / T. Benson. -California : University of California Press, 2001.

126. Bletter, R. Expressionism and the New Objectivity / R. Bletter // Art Journal. - 1983. - № 43:2 (Summer 1983). - P. 108-120.

127. Bletter, R. (March 1981). The Interpretation of the Glass Dream: Expressionist Architecture and the History of the Crystal Metaphor / R. Bletter // JSAH (Journal of the Society of Architectural Historians). - 1981. -Vol. 40, №. 1 (March 1981). - P. 20-43.

128. Fondation Le Corbusier [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http: //www. fondationlecorbusier. fr/corbuweb/morpheus. aspx? sysName=home &sysLanguage=fr-fr&sysInfos=1.

129. Frampton, K. Modern architecture - a critical history / K. Frampton. -Third edition. - Richmond : World of Art, 2004.

130. Hartoonian, G. Architecture and Spectacle: A Critique / G. Hartoonian. -Abingdon, United Kingdom : Routledge, 2016.

131. Henderson, A. Bruce Goff: Architecture of Discipline in Freedom / A. Henderson. - United States : University of Oklahoma Press, 2017. - 312 p.

132. Higgins, Alan. Architectural Movements of the Recent Past, PDF [Электронный ресурс]. - URL : http://alan-higgins.com/

133. Jencks, C. Modern Movements in Architecture / C. Jencks. - Second Edition. - UK : Penguin, 1986.

134. Jencks, C. The iconic building is here to stay / C. Jencks. - 2006. - № 1. -P. 3-20.

135. Jodidio, F. Architecture now! / F. Jodidio. - Köln : TASCHEN, 2001. -191c.

136. Jodidio, F. Contemporary European Architects. Vol. 5 / F. Jodidio. -Tashen, 1997. - 176p. : ill.

137. Konstantinovic, Z. Expressionismus // Alke, E. Profile and Gestalten der deutschen Literatur nach. - Stuttgart, 1977.

138. Official site of Daniel Libeskind [Электронный ресурс]. - URL : http://daniel-libeskind.com/.

139. Official site of Peter Eisenman [Электронный ресурс]. - URL : http: //www.eisenmanarchitects .com/.

140. Official site of Norman Foster [Электронный ресурс]. - URL : http: //www.fosterandpartners .com/.

141. Official site of Morphosis [Электронный ресурс]. - URL : http://www.morphosis.com/.

142. Official site of MVRDV [Электронный ресурс]. - URL : http: //www.mvrdv.nl/.

143. Official site of Zaha Hadid [Электронный ресурс]. - URL : http: //www.zaha-hadid.com/.

144. Pallasmaa, J. Архитектура зрительного образа [Электронный ресурс] /перевод фрагмента с англ. : переводчик А.Шляхова.- Режим доступа : http: //www. sklad.cc/article/12/.

145. Pardo, V. F. Le Corbusier / V. F. Pardo. - New York, 1971. - P. 25.

146. Pehnt, W. Expressionist Architecture/ W. Pehnt. - Praeger, 1973/

147. Raabe, P. Die Autoren und Bücher des literarischen Expressionismus. Ein bibliographisches Handbuch. 2., verb. und um Erg. und Nachtr. 1985-1990 erw. Auflage. Metzler. - Stuttgart, 1992.

148. Serraino, P. (2006). Saarinen, 1910-1961: a Structural Expressionist / P. Serraino. - Köln : Taschen.

149. Sharp, D. Modern Architecture and Expressionism / D. Sharp. - University of California : Longmans, 1966. - 204 c.

150. Steel, J. Architecture today / J. Steel. - London ; New York : Phaidon, 2001. - 512 p. : ill.

151. The architecture of Bruce Goff, 1904-1982: design for the continuous present / B. Goff, P. A. Saliga, M. Woolever, D. Gilson De Long. - Munich : Prestel, 1995. - 119 p.

152. The phaidon atlas of contemporary world architecture : [The most outstanding works of architecture from all over the world built since 1998]. -comprehensive ed. - London ; New York : Phaidon, 2004. - 810 p. : ill.

153. Weisstein, U. Expressionism as an International Literary Phenomeon / U. Weisstein. - Paris-Budapest : Akademiai Kiado, 1973.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ННГАСУ)

На правах рукописи

Сазанова Римма Сергеевна

ЭКСПРЕССИОНИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ХХ - НАЧАЛА ХХ1 ВВ.

Специальность 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата архитектуры Том 2

Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Орельская О.В.

Нижний Новгород - 2017

Содержание

Глава 1............................................................................................................................1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА................................................................................................................................1

1.1 Определение экспрессионизма в искусстве и архитектуре.............................2

1.2 Истоки и причины возникновения экспрессионизма в искусстве и архитектуре Философские истоки экспрессионистического движения в искусстве................4

1.3 Экспрессионизм в различных видах искусств ...........................................6

1.4 Экспрессионизм в архитектуре Европы 1920-х --1930-х гг. и его лидеры. Анализ архитектурных произведений и их особенности.....................................11

Глава 2..........................................................................................................................18

ЭКСПРЕССИОНИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ СЕРЕДИНЫ, КОНЦА ХХ И НАЧАЛА XXI ВЕКА 18

2.1. Экспрессионизм в архитектуре 1950-х-1960-х годов (неоэкспрессионизм). Анализ архитектурных произведений и их особенности.....................................19

2.2. Экспрессионизм в архитектуре 1970-х-1980-х годов. Анализ архитектурных произведений и их особенности...........................................................................24

2.3. Экспрессионизм в архитектуре 1990- 2010-х годов. Анализ архитектурных произведений и их особенности...........................................................................30

Глава 3..........................................................................................................................45

ЭКСПРЕССИОНИЗМ КАК СИНТЕТИЧЕСКОЕ СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ХХ-ХХ1 ВВ. И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.........45

3.1 Экспрессионизм в системе стилистических течений ХХ - начала ХХ1 века.. 46

3.2 Особенности, композиционные приемы и принципы экспрессионизма в новейшей зарубежной архитектуре......................................................................48

3.3 Своеобразие экспрессионизма в современной зарубежной архитектуре.....57

3.4 Эволюция экспрессиоиизма в архитектуре ХХ - начала ХХ1 вв....................58

Глава 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

1.1 Определение экспрессионизма в искусстве и архитектуре

Механизм передачи экспрессии

ЭКСПРЁССИЯ (лат. ехргезэю - выражение) яркое, значительное проявление чувств, настроений, мыслей.

То, что придает выразительность чему-нибудь, / что делает что-нибудь выразительным. /

X...........-Х'Ч

/••'' ¿Г

//Лг

• ♦

выражение ^ изображение

\\

' \\ %

Архитектурное ■ ■ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ■ Г

Рисунок 1.

Механизм передачи экспрессии

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТЕРИЛЬНОСТЬ

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

по Ч. Дженксу

классицизм и рационализм

пуританским и морализаторскии смысл

чистота форм

логика

по И.А. Азинян

Формально-аналитический метод

Сезан н

западно-европейский кубизм футуризм

русский кубофутуризм французский пуризм интернациональный супрематизм конструктивизм

по А.А. Стригалеву

Каноническая линия

естественно возникающая в произведении целостность и ясность формы, стремление к консонансу, гармонии, "мажору" и эпическому началу

барочность и экспрессивность

гибридность форм

компромисс

искаженность

непоследовательность

беспрорядочность

Подсознательно-интуитивный пото

Вон Гог

футуризм У. Боччони

экспрессионизм Э.Мунка и В. Кандинского аналитический экспрессионизм П. Филонова архитектура Э. Мендельсона и Г. Шаруна

Прорыв канона, его нарушение

поиск внутренней свободы от догмы, в этом поиске преобладает экспрессия, подчеркнутая выразительность формы в сравнение с нормой, реальной или идеальной.

Неразрешенность, дисгармония, стремлена "минору", Драматическому или трагическому на Внутренний конфликт.

Рисунок 2.

Различные подходы к пониманию экспрессионизма

Философские истоки экспрессионистического движения в искусстве

А) Ф. Ницше (1844-1900)

Б) С. Кьеркегор (1913-1955)

В) Э. Гуссерль (1859-1938) Г) А. Бергсон (1859-1941) Д) 3. Фрейд (1856-1939)

Рисунок 3.

Философские истоки экспрессионизма

1.2 Истоки и причины возникновения экспрессионизма в искусстве и архитектуре Философские истоки экспрессионистического движения в искусстве

А. Миланский собор (1386—1965 гг.) Б. Часовня Сент-Шапель (1243—1248гг.)

Рисунок 4.

Архитектура средневековой готики

А. Сан Карло алле Куатро Б. Монастырский костел

Фонтана в Риме, св. Маркеты в Бржевнове,

арх. Ф. Борромини, 1638—1677 гг. арх. К.Динценгофер, 1708-1712 гг.

Рисунок 5.

Архитектура барокко и необарокко

Саэа МНа, Барселона, арх. А. Гауди, 1905-1912 гг.

Рисунок 6.

Архитектура модерна

«Архитектурные фантазии» (графические композиции 18,89, «Памятник Колумбу»), арх. Я. Чернихов, 1925-1933 гг.

Рисунок 7.

Архитектурные фантазии Я. Чернихова

1.3 Экспрессионизм в различных видах искусств

Экспрессионизм в изобразительном искусстве

Живопись

А) Емиль Нольде, Б) Эрих Хеккель,

Осенний вечер, масло, холст, 1924 Стеклянный день, 1913

В) Эрнст Людвиг Кирхнер, Автопортрете натурщицей, 1910

Г) Эгон Шиле, Агония, 1912

Рисунок 8.

Экспрессионизм в живописи

Экспрессионизм в изобразительном искусстве

Архитектурные фантазии

А) Traum aus Glas Casa-Nova, (1920)

Б) Strassenbild, (1922) В) Palazzo Pfahlbau, (1920)

Рисунок 9. Экспрессионизм в работах Г. Финстерлина

Экспрессионизм в литературе

А) Георг Гейм

DER STURM

MONA Г&5ГНRIП , HERAUSGEBER HER V ARTH WALDEN

STURM-DICHTUNGEN

Frau« Man: Wildpfcrdr Holt».

Б) Журнал "Штурм"

Рисунок 10.

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм в музыкальных произведениях

2)ie£ttoffl

WOCHENSCHRIFT FOR POLITIK. LITERATUR, KUNST И JAHR HERAUSQE0E8EN VON FRANZ PFtMFERTNfl о

VERLAS • OIE AKTION • 8ERLIN.WILMERSDORF

HEFT 40 РГО.

В) Журнал "Акцион"

А) Арнольд Шенберг Б)Арнольд Шенберг,

Синий автопортрет (1910)

Рисунок 11.

Экспрессионизм в музыкальных произведениях

Экспрессионизм в театральных постановках

Театральные декорации

А) Экспрессионистская постановка в США 1930-х годов

Б) Декорации к трагедии «Федра»

Ж. Расина. Художник А. Веснин.

Рисунок 12.

Экспрессионизм в театральных постановках

Экспрессионизм в кинематографе

А) Афиша Б) Кадр из фильма

В) Кадр из фильма Г) Кадр из фильма

Рисунок 13. Экспрессионизм в кинематографе

«Кабинет доктора Калигари» (1920, режиссер Р. Вине)

1.4 Экспрессионизм в архитектуре Европы 1920-х --1930-х гг. и его лидеры. Анализ архитектурных произведений и их особенности

Рисунок 15.

Эскизы Э. Мендельсона

Рисунок 16.

Кинотеатр «Универзум» в Берлине, арх Э. Мендельсон (1926-1929 гг.)

Рисунок 17.

Драматический театр

в Берлине, арх. Г. Пельциг, 1919 г.

Рисунок 19. Первый "Гетеанум",

Дорнах, арх. Р. Штайнер

воеМеапит

Рисунок 20. «Гётенаум», г.Дорнах, Швейцария (1923-1928), арх. Рудольф Штайнер

Рисунок 21. Архитектурный ансамбль

вокруг «Гётенаума

г.Дорнах, г5 ц..*-; Швейцария (1923-1928), НН арх. Р. Штайнер

Рисунок 24.

Чилехаус

(1922-1924),

Гамбург,

арх Фриц Хёгер

Рисунок 26 Жилой многоквартирный

дом «Корабль»., арх. М. де Клерк. (1917 - 1921)

Глава 2

ЭКСПРЕССИОНИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ СЕРЕДИНЫ, КОНЦА ХХ И НАЧАЛА ХХ! ВЕКА

2.1. Экспрессионизм в архитектуре 1950-х-1960-х годов (неоэкспрессионизм). Анализ архитектурных произведений и их особенности

Рисунок 28. Капелла Нотр дам -Дю-0 близ селения Роншан, Франция, 1956 г.

арх. Ле Корбюзье

-- 1 О,.

Ж ш

т

Рисунок 29. Жилые дома «Ромео и Джульетта» в Штуттгарте, арх. Ганс Генри Бернхард Шарун, 1954-1959 гг.

О |: „м,

Рисунок 32. Терминал аэропорта TWA

(1956-1962),

арх Эеро Сааринен

Рисунок 38. Павильон

«Космические лучи»

(Cosmic Rays pavilion)

для кампуса

UNAM - Национального

Автономного Университета

Мехико,

В 1952 г., арх. Ф.Канделла

Рисунок 39.

Спортивный комплекс

и Малая спортивная арена в Токио,арх. К. Танге, 1964

О ■о ..¿Г.

Рисунок 40.

Ресторан в Сочимилко, арх. Ф. Кандела, К. Ордонес, Мексика, 1957 г.

2.2. Экспрессионизм в архитектуре 1970-х-1980-х годов. Анализ архитектурных произведений и их особенности

Рисунок 41.

Бэвиджер хауз в Оклахоме

(Goff's Bavinger House), 1957 г.,

арх. Брюс Гофф

Рисунок 42. Здание Латвийской Национальной библиотеки, 1989 г.,

арх. Гуннар Биркертс

О JU » „I..

Рисунок 43. Офис Химмерсмис

(Ark at Hammersmith), Лондон,

арх. Ральф Эрскин, 1991 г.

Рисунок 45. ING-банк, Будапешт,

арх. Эрик ван Эгераат

Рисунок 46. Z-банк, Фаворитен, 1974- 1979 арх. Гюнтер Домениг

Рисунок 47. «Каменный дом» (Steinhaus) на озере Оссиахер, арх Гюнтер Домениг, 1980 г.

Рисунок 48.

Школа Хайнц-Галински,

Берлин, Германия, арх. Цви Хекер 1990-1995

Рисунок 49. Центр конвенций в Лугано, А. Лумсден

О

В

Рисунок 50. Зал столетия

Политехнического института,

Токио,

арх. К. Шинохара 1987 г.

О о В 1 к II 1 и „4.

шш

1/

Рисунок 51. Международный аэропорт Кан-Сай, Япония, Р. Пиано

0 о ш и|и ■ 11^1

Рисунок 52. Корабль (Goldstein Residence), Дж. Лотнер

0 III 1 fl l L ш

2.3. Экспрессионизм в архитектуре 1990- 2010-х годов. Анализ архитектурных произведений и их особенности

лк

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.