Контекстуализм как стилистическое течение в архитектуре конца XX - начала XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Зайцев, Алексей Александрович
- Специальность ВАК РФ05.23.20
- Количество страниц 240
Оглавление диссертации кандидат наук Зайцев, Алексей Александрович
СОДЕРЖАНИЕ стр.
Содержание
Введение
ГЛАВА 1 Контекстуальный метод в процессе развития мировой архитектуры
1.1 Понятие контекстуального метода в процессе развития мировой архитектуры
1.2 Основные этапы формирования контекстуального метода в истории
архитектуры
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 Контекстуализм в зарубежной и отечественной архитектуре конца XX - начала XXI вв
2.1 Контекстуализм как одно из стилистических течений постмодернизма
2.2 Анализ произведений контекстуализма в исторической среде зарубежных городов
2.3 Анализ произведений контекстуализма в исторической среде городов
России
Выводы по 2 главе
ГЛАВА 3 Теоретические основы контекстуализма в новейшей мировой архитектуре
3.1 Основные характерные приемы стилеобразования контекстуализма в новейшей мировой архитектуре
3.2 Основные принципы формирования контекстуализма в новейшей мировой архитектуре
3.3 Разновидности контекстуализма в новейшей мировой
архитектуре
Выводы по 3 главе
Заключение. Общие выводы по диссертации и результаты
I
исследования
Библиографический список
Приложение №1. Акты внедрения
с
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Формирование архитектурного замысла в контекстуальном проектировании (на основе методологии "Уфимская имплозия")2019 год, кандидат наук Кудашева Дилара Радиковна
Стиль постмодернизм в архитектуре крупнейших российских городов конца XX - начала XXI вв.2024 год, кандидат наук Широкова Елена Олеговна
Классический Петербург и творчество Карло Росси в контексте современного традиционализма2010 год, кандидат философских наук Гликин, Антон Аркадьевич
Историческая среда города в концепциях архитектурного формообразования XX в.2005 год, кандидат исторических наук Прокудин, Александр Николаевич
Коллаж в зарубежном дизайне 1960-1990-х годов как прототип архитектурного формообразования2011 год, кандидат искусствоведения Васильев, Николай Юрьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Контекстуализм как стилистическое течение в архитектуре конца XX - начала XXI вв.»
Введение
Актуальность исследования. Проблема традиций и новаторства в архитектуре, сочетания старой и новой застройки относится к важнейшим теоретическим проблемам, имеющим значение для архитектурной практики. В рамках решения этой проблемы находится и тема контекстуализма - стилистического течения в новейшей архитектуре конца XX и начала XXI вв.
Контекстуализм призван играть главную роль при формировании целостного ансамбля застройки. Контекстуализм как стиль сложился в конце XX века, когда новое строительство переместилось в центры исторических городов, подвергающихся реконструкции в связи с необходимостью повышения уровня комфорта городской среды и бережного отношения к историческому наследию. С этого времени он находится на этапе становления и формирования в качестве стилистического течения со своими характерными особенностями и принципами. Проектирование в исторической среде требует от архитектора профессионального мастерства, определенных знаний, теоретического осмысления и научного обоснования выбора необходимого решения. В связи с этим в данной работе внимание концентрируется на контекстуализме в новейшей архитектуре, который позволяет успешно решать проблему сочетания традиций и новаторства, но еще не получившего всестороннего исследования и оценки.
Теоретическая база исследования. Теоретическое осмысление проектирования новых зданий, органично вписанных в историческую среду, является актуальной задачей. Как известно, эту проблему архитекторы -теоретики затрагивали, начиная с эпохи Возрождения. При этом контекстуальный метод, возникший как понятие в конце XX века, до этого времени прослеживался в архитектурной теории и практике как ансамблевый метод.
Вопросы взаимодействия новой архитектуры и окружающей исторической среды анализируются в работах ряда зарубежных исследователей:
в период до XX века архитекторами - теоретиками, такими как Л.Б.Альберти, Ф. Брунелески, М. Витрувий, Дж. Виньола, А. Палладио, а затем и теоретиками
XX века: Д. Скотт-Браун, Р. Вентури, М. Вудрам, Б. Голдхоорн, Л. Д. Гримм, Ч. Дженкс, Ф. Джонсон, К. Зитте, Ле Корбюзье, Р. Крие, К. Линч, Ч. Мур, П. Портогези, М. Ричарде, Р. Стерн, Е. Цейдлер, У.Эко и др.
Разными аспектами данной проблемы занимались отечественные ученые: Г.Н. Айдарова, И.А. Бартенев, М.Г. Бархин, Е.М. Батюта, И.А. Бондаренко, Д.В. Брунс, A.B. Бунин, В.Л. Глазычев, А.И. Дайнеко, A.B. Иконников, А.И Каплун, Е.И. Кириченко, Г.Л. Леденева, М.И. Мильчик, О.В. Орельская, Е.С. Пронин, О.И. Пруцын, А.Г. Раппапорт, С.К. Рэгамэ, A.B. Рябушин, А.Н. Тетиор, М.Д. Тумаркин, В.А. Филин, В.Л. Хайт и др.
Вопросами изучения целостности архитектурной среды в советское время занимались коллективы ученых научно-исследовательских институтов ЦНИИТИА (ныне НИИТАГ РААСН), Академии архитектуры (ныне РААСН), а также ряд научных институтов Госгражданстроя, ЦНИИП градостроительства и другие научные центры страны.
Цель исследования: провести комплексный анализ контекстуализма в новейшей зарубежной и отечественной архитектуре конца XX - начала XXI века и выявить его характерные особенности.
Задачи исследования:
- проследить процесс развития контекстуального метода проектирования в исторической среде в истории архитектуры и формирования контекстуализма как стилистического течения в рамках постмодернизма, а затем и в качестве самостоятельного стилистического течения в архитектуре конца XX - начала
XXI вв.;
провести комплексный анализ произведений архитектуры в исторической среде зарубежных городов в конце XX и начале XXI вв. (в основном на примере исторических городов Европы) и в городах России ( на примере Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода - эпицентра контекстуализма в провинциальной архитектуре России в 1990-е годы), а также исследовать приемы средовой адаптации новых объектов, характерные для контекстуализма заявленного периода;
- определить принципы контекстуализма как стилистического течения в архитектуре рубежа XX и XXI вв.. и выявить его разновидности, обусловленные конкретным историческим контекстом.
Объект исследования: архитектура жилых и общественных зданий конца XX - начала XXI вв., выполненных в контексту ал изме.
Предмет исследования: стилистическое течение - контекстуализм, его особенности и разновидности в современной архитектуре.
Границы исследования: временные границы исследования охватывают конец XX - начало XXI вв., но при этом делается экскурс в историю архитектуры, для обзора приемов и методов, применявшихся зодчими при взаимодействии нового произведения архитектуры с окружающей средой и при возведении разновременных целостных ансамблей в разные исторические эпохи. Пространственные границы исследования определены размещением архитектурных объектов, выполненных в контекстуализме в основном в европейских городах и в России (на примере архитектуры столичных городов -Москвы и Санкт-Петербурга и провинциальных - Нижний Новгород). Также в работе анализируются и нереализованные проекты, опубликованные в архитектурной печати за последние три десятилетия. Типологические границы охватывают новые жилые и общественные здания в сложившейся исторической среде.
Методика исследования основана на комплексном изучении текстового,
графического и иллюстративного материала в отечественной и зарубежной
б
литературе, включая периодическую печать, а также в ходе натурного обследования ряда анализируемых зданий в исторической среде ряда городов Европы, в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Также в исследовании применяется графоаналитический метод, метод сравнительного анализа и системный подход.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно рассматривается контекстуализм как стилистическое течение в новейшей архитектуре ряда зарубежных и российских городов конца XX и начала XXI вв.. При этом впервые выявлены приемы и методы адаптации новых зданий к конкретному контексту, а также определены практические модели типичных градостроительных ситуаций, принципы и разновидности контексту ализма.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие контекстуального метода при возведении разновременных ансамблей в истории архитектуры и последующее его становление в качестве базисного метода стилистического течения - контекстуализма в архитектуре конца XX - начала XXI вв.;
- приемы средовой адаптации новых архитектурных объектов в типичных градостроительных ситуациях при включении их в сложившуюся историческую городскую среду;
принципы и разновидности контекстуализма в новейшей архитектуре конца XX - начала XXI века.
Теоретическое и практическое значение работы: исследование
расширяет научное знание о контекстуализме в архитектуре, его истоках,
приемах, методах и принципах формирования. Анализ широкого круга
объектов, по-разному взаимодействующих с окружающей средой, позволил
определить механизм создания контекстуальных произведений в архитектуре
конца XX - начала XXI вв.. Материалы и результаты исследования имеют
значение для теории новейшей зарубежной и отечественной архитектуры,
7
могут найти применение в учебных курсах по истории и теории архитектуры для студентов архитектурных вузов.
Исследование представляет научно-практическую значимость для проведения работ по реконструкции, проектированию и новому строительству в исторической среде городов. Выявленные принципы формирования контекстуальной архитектуры, а также характерные приемы и методы средовой адаптации позволят архитекторам осознанно выбирать тот или иной подход для сочетания новой и старой архитектуры в каждой конкретной ситуации.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения исследования доложены на внутривузовских, российских и международных конференциях в 2010-2013 гг. Материалы исследования опубликованы в 12 научных статьях, среди которых три - в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК. Внедрение результатов исследования осуществлено в дипломном проекте автора на тему: «Гостиница в застройке Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде», в курсовых проектах на тему: «Музей в исторической среде Започаинья в Нижнем Новгороде», в реальном проектировании ряда новых объектов в исторической среде и конкретном городском окружении, основанных на выявленных принципах контексту ал изма. Акты внедрения прилагаются.
Структура работы: диссертация состоит из двух- томов. В первом томе представлен основной текст объемом 164 страницы, состоящий из введения, трех глав, заключения и библиографии. Второй том содержит 112 графоаналитических таблиц на 59 страницах.
Глава 1 Контекстуальный метод в процессе развития мировой архитектуры
1.1. Понятие контекстуального метода в процессе развития мировой архитектуры
Теоретиков издавна занимала проблема ансамблевости в архитектуре, гармоничное взаимодействие нового здания с исторической средой. Из истории архитектуры известен целый ряд произведений архитектуры в исторических центрах городов, которые создавались на основе контекстуального (ансамблевого) подхода. В современной архитектуре объекты, которые тактично вписаны в окружающий контекст относят к контекстуализму. Однако изначально в течение исторического развития архитектуры не существовало такого понятия, как контекстуализм. Термин контекстуализм появился лишь в конце XX века. В прошлые исторические периоды развития архитектуры основным приемом средовой адаптации нового объекта к исторической застройке был архитектурный стиль - стиль эпохи, который имел вполне определенный набор средств, правил (канонов) проектирования, которые позволяли архитектору легко вписываться в сложившуюся застройку. «Большие исторические» стили существовали на протяжении многих столетий.
Характер эволюции контекстуального метода обусловлен развитием научного знания проектных и строительных методов в архитектуре, а также научными открытиями в других дисциплинах: философии, семиологии, литературе, филологии, информационных технологиях и т. д.
Контекстуальный метод в истории архитектуры - практический способ передачи взаимосвязи нового объекта с исторической средой или историческим ансамблем, состоящим из ряда отдельных зданий. Он близок понятиям ансамблевый метод (в истории архитектуры) и метод "средового подхода", но отличается тем, что сегодня он включает в себя и приемы средовой ассоциативной и образно-символической адаптации.
«Средовой подход» - метод проектирования в исторической среде новых зданий, сформировался как поеятие во второй половине XX веке в советской теории архитектуры (в противовес диссонирующей и контрастной по отношению к исторической среде архитектуры технологизма 1960-х), он аналогичен понятию «включающий метод», возникшему также в 1970-е годы в зарубежной архитектуре в рамках постмодернизма. Он определяется как органичное вписывание нового архитектурного объекта - здания в исторически сформированную среду - городское пространство при помощи определенных приемов и способов, уже заложенных в данном окружении.
Контекстуальный метод (в его современном понимании - в виде применения определенного комплекса приемов средовой адаптации для тактичного взаимодействия нового здания и существующей окружающей застройки) широко применялся в разных странах и в разные исторические периоды. В научном и профессиональном обиходе было понятие близкое к нему, например, ансамблевый метод, обозначающее гармоничное сочетание нового и старого.
В период античной архитектуры древние зодчие видели контектуальность
(ансамблевость) через призму канонов, определенных тектонических
закономерностей и системы пропорционирования. Таким образом, достигалось
ансамблевое единство разновременных сооружений. Теоретические описания
ансамблевого единства в прошлом сохранились благодаря упоминанию Витрувия
о манере проектирования выдающихся зодчих Древней Греции, таких как Иктин,
Фидий (представителей высокой классики в Древней Греции) и др. [18]. Все они
достигали гармонии со средой при возведении ансамблей в соответствии с
выработанными веками правилами (канонами). Самым известным теоретиком в
Древнем Риме, который рассматривал целостную среду как единый ансамбль был
Витрувий - древнеримский зодчий, написавший знаменитый трактат «Десять
книг об архитектуре» (I в. до н. э). Витрувий, которому посчастливилось читать
трактат «О соразмерностях дорийского храма на Акрополе», возможно
принадлежавший перу Иктина или Фидия, свидетельствует: «Композиция храмов
ю
основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Она возникает из пропорции. Пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность» [18, книга III, 1,1].
В более поздний период теории пропорционирования уделяли внимание Ион (ок. 490-422 гг. до н. э.) в трактате «Триагма» и позднее, в период Ренессанса, Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи». Далее в период романской архитектуры и готики контекстуальность выражалась через каноны, символику, определенные архетипы, которые служили элементами стиля. По-прежнему, важное значение для взаимодействия нового архитектурного произведения со средой имела система пропорционирования. Этот композиционный прием использовался для передачи визуальной связи посредством применения определенных канонических структур, например, в дорической ордерной системе: колонны, стилобатной части, архитрава и фриза. В эпоху Ренессанса и далее в эпохи «Больших стилей» здания в среде имели подобную иерархичную структуру, различались только пропорции, соотношения высот отдельных элементов, которые в свою очередь зависели от масштабности здания, высоты этажа и высоты здания в целом. Элементы имели в некоторых случаях подобные пропорции, но отличались масштабом, размером используемого модуля.
В период Ренессанса происходит возвращение к традициям и канонам,
заложенным в Древнем Египте, Греции и Риме. Снова при создании ансамблевой
целостности во главу угла ставится классический канон, определенная
(классическая) стилистическая система. Упоминания об ансамблевом единстве
встречаются в книгах Л.Б. Альберти (трактат «Десять книг о зодчестве») (к. 1452
г.) и Дж. Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562 г.). Далее, в период
Позднего Возрождения задачей описания органичной и целостной среды служили
труды А. Палладио «Четыре книги об архитектуре». В них он уделяет внимание
гармоничному вписыванию новых зданий и сооружений в уже сформированную
среду по принципу ансамблевости, по системе пропорционирования, и канонам
11
[128]. «Также большое внимание он уделял вопросу насколько органично здание вписано в природную среду» [128, С. 14, 53]. А. Палладио, благодаря использованию систем канонов заложил основы теории классицизма.
В период «Больших стилей», таких как античная архитектура, романская, готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, и последующая эклектика и маньеризм, теоретиками описывалось взаимодействие новых зданий с историческим—окружением^—которое -уже к -тому времени - частично или окончательно сформировалось. В «новых архитектонических принципах», провозглашенных еще Виоле ле Дюком в двухтомнике «Беседы об архитектуре» (1863—1872), предназначение архитектуры виделось в замене хаоса в городах на здания в классицизме [17]. Здания при этом должны были быть похожи на определенный эталон (образец), лишь деталями ньюансно отличаясь от него. Архитектура в те времена была невозможна без объективных ограничений, от которых зависел контекст места. К. Зитте видел взаимодействие среды и объекта через приемы глубинно-пространственной композиции - оппозиция массы и пустоты, фигуры и фона. [29,30].
Контекстуализм, как философское течение, впервые появился в 1948 г. среди философов, которые противопоставляли себя авангардисткому течению, отвергавшему контекст и взаимосвязь предметов с ним. Термин контекстуализм имеет английскую этимологию. Архитекторы постмодернизма, в частности Ч. Дженкс и Р. Вентури считали, что контекстуализм (англ.) — направление в архитектуре, требующее максимально чуткого вписывания нового объекта в исторически сложившуюся среду города, рассматриваемую как содержательный текст. В своих крайних ортодоксальных проявлениях контекстуализм призывает к фактической архаизации вновь создаваемого архитектурного образа, косвенно подразумевая при этом неизменяемость существующих социальных условий [24, 126].
В 1950-е гг. в Европе появилось новое архитектурное движение
«контекстуализм», его авангардом стали французские зодчие, такие как Б. Крие,
12
Л. Крие. По их мнению, если новое здание проектировалось в историческом квартале, то оно не должно было выделяться из своего окружения, находится в тесном диалоге с ним. Это течение сформировалось в противовес авангарду и модернизму, который воспринимали архитектурный замысел в абсолюте, не прибегая к взаимосвязям и сравнениям.
Также заимствованным из лингвистики термином
«контекстуализм» японские архитекторы пользовались для характеристики поиска внутренних связей отдельных элементов и архитектурного целого, т.к. схожие элементы в различных контекстах имеют разное значение.
Впервые контекстуализм, как стилистическое течение внутри постмодернизма возник в 1970-х годах на Западе, а затем в 1990-х - в Российской архитектуре. Он был осмыслен в теоретической работе Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма». Другой американский архитектор и теоретик - Р. Вентури также в своей книге «Сложность и противоречия в архитектуре» отмечал «включающий» метод, как основной в градостроительстве, позволяющий соблюдать преемственность с прошлым, с традициями.
С точки зрения функционального аспекта контекстуализм рассматривался исходя из теории X. Херинга, согласно которой, контекст места был неразрывен с функционально-планировочным решением проектируемого и существующего здания.
В советской архитектуре изучению проблемы традиции и новаторства в архитектуре уделялось большое внимание. «Проблема взаимодействия традиций и новаторства - всегда актуальная тема» существующая во всех сферах духовной деятельности - «является одной из наиболее актуальных и наименее разработанных в теории и практике советской архитектуры»» [47, С. 1]. В советский период в 1930-1950-е годы на первый план выходят вопросы, связанные с обращением к традиции, «способные передать нам образность архитектуры, ее идейно-художественное значение» [47, С. 2].
Значительно вырос интерес к изучению вопросов традиции и новаторства, средового подхода, преемственности в развитии российской архитектуры в конце XX века. Эти вопросы служат основой контекстуального проектирования в исторической среде.
Современные теоретики архитектуры в России видят контекстуализм через призму взаимодействия, взаимосвязи старого и нового и создания ансамблевого единства, считая, что контекстуализм обозначает визуальное соотнесение (стилистическое, цветовое и масштабное) проектируемого объекта с окружающими постройками и средой в целом. Особенностью контекстуализма является его вариативность в зависимости от адаптации к тому или иному контексту [50].
Современные архитекторы и ученые заявляют три концепции при проектировании объекта в историческом окружении:
1. Проектирование и строительство нового здания может иметь место только при взаимодействии со средой, иначе это будет не органичное в среде здание, а дисгармоничный объект, который может быть эстетичен сам по себе, но будет вносить дисонанс в окружение, а значит, и нарушать эстетическое восприятие данного объекта в его окружении, в частности. При этом здание может иметь определенные новаторские характеристики, работать на контрасте с исторической средой и обладать самоценным и даже уникальным образом. Но именно конкретная среда определяет и задает определенный масштаб, пропорциии, направление поиска композиционных, стилистических и семантических взаимосвязей новых проектируемых зданий в этой среде.
Данную точку зрения разделяли Р. Боффилл, Д-С. Браун, Р. Вентури, М. Грейвз, Ч. Дженкс, Ф. Джонсон, И. Езерский , М. Мамошин, М. Мильчик, Ч. Мур, Ч. Мур, О. Орельская, Ю. Паласмаа, О. Пруцин, А. Скокан, Р. Стерн, Б. Флетчер, В. Хайт, X. Херинг, А. Худин, и др.
В табличной форме представлены теоретические труды (табл. 1.1.1) и
показаны ученые, которые анализировали контекстуализм, опирающийся на
14
средовой метод проектирования в исторической среде, позволяющий достигнуть целостности и ансамблевости исторической среды.
Обращение к контекстуализму связано с бережным отношением к историческому наследию, к истории конкретного места [51], а значит, это достопримечательное место должно служить отправной точкой для определения факторов взаимодействия со средой, закладываемых в новом объекте. Некоторые ученые видели контекстуализм как иллюстрирование определенного исторического события [53]. Суть данной концепции в том, что контекстуализм заключается не только в копировании определенных приемов с окружения, а в выявлении посредством метафор, символов, знаков, образов окружения или исторического события, которое когда-то здесь имело место, и перенос их на образ проектируемого здания.
Финский архитектор Ю. Паласмаа считал, что архитектура, способная поддержать нашу самобытность, должна быть ситуационно, культурно и символически определенной [116]. Через призму метафор и сопоставлений видел контекстуальный метод в постмодернизме и М. Грейвз, он считал, что «цитаты, заложенные в новом архитектурном произведении, есть ни что иное, как интерпретация символов и образов «языка поэтического», обусловленного лишь традициями и нормами культуры» [103, С. 48].
2. Архитектура новых зданий может быть средовой (нейтральной), то есть композиционно, стилистически, колористически как бы растворяться в среде, быть ее неотъемлемым элементом, никак не выделяясь из среды. В некоторых случаях (обычно в зонах охраны памятников) необходимо именно стилистически привязаться к окружению, либо основываясь на композиционном или декоративном приеме адаптации, переносить ритм и метр членений с окружающей исторической застройки на фасад проектируемого здания. При этом структура нового здания должна быть типологически и функционально обоснованной. Человек как субъект среды, наблюдатель, обладая высокой
степенью приспособляемости и исходя из собственных нужд, отбирает, организует и наделяет значением то, что он видит [44].
Среди сторонников этой точки зрения Р. Бофилл, Р. Вентури, В. Глазычев, Ч. Дженкс, Ф. Джонсон, М. Мильчик, О. Орельская, О. Пруцын, А. Раппапорт , Г. Ревзин, С. Рэгамэ, А. Скокан, М. Уварова, В. Филин и др.
Современные архитекторы учитывают, что «морфотип города коренным образом не меняется, а это значит, что историческая архитектура, все же существует даже после почти столетнего пренебрежения со стороны различных «модернов» XIX и XX столетия» [ 114, С. 17].
Нередко понятие контекстуализм и средовой подход не отделяют друг от друга, что имеет психологический подтекст. Одним из главных условий размещения новых зданий всегда являлось их объемно-пространственное соотношение с историческим окружением; стремление «привязывать» многими параметрами к соседним зданиям любую новостройку, такой подход «прошел через все стилевые эпохи и времена не случайно: положительные ассоциации всегда вызывали только те сооружения, которые удачно гармонировали со средой, в то время, как резко диссонировавшие постройки чаще всего вызывали осуждение, а порой и возмущение» [55, С. 54].
В наши дни теоретики понимают под приемами контекстуализма
определенные способы вписывания проектируемого или реконструируемого
здания в окружающую ситуацию. При этом «качество городской среды, на наш
взгляд, предопределяется гармонической уравновешенностью между рисунком
социальных взаимодействий и их предметно-пространственным контекстом»[20,
С. 30]. Механизм встраивания новых элементов в городскую среду должен
отвечать тем же принципам, которые всегда закладывались в данном окружении,
исходя из объективных природных и антропогенных условий. Средовой подход
понимается как осознанный метод проектирования, когда значительное внимание
уделяется исторически ценному архитектурно - пространственному окружению.
Это окружение несет в себе определенный исторический подтекст, а значит, новое
16
здание должно определенным образом этот исторический подтекст также подразумевать или учитывать [60,63,98].
Важным аспектом привязки нового здания к историческому окружению современные архитекторы выделяют привязку по членениям на фасадных плоскостях, использованию метро-ритмических закономерностей в здании и его окружении или в целом всех фасадных плоскостей относительно друг друга. Если существует равновесие в композиции, выстроенной вдоль исторической улицы, то, таким образом, возможно избежать смещения метрических или ритмических членений на фасадных плоскостях относительно друг друга, что упрощает человеку ориентироваться в данном взаимосвязанном и органичном пространстве. [8Д5,16].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
История теории стиля постмодернизм в зарубежной архитектуре2022 год, доктор наук Худин Алексей Александрович
Нижегородская архитектура XX века как отражение российского и зарубежного зодчества2009 год, доктор архитектуры Орельская, Ольга Владимировна
Влияние культуры модерна на эстетику современной архитектуры2012 год, кандидат наук Кузьмин, Михаил Андреевич
Формирование архитектурно-художественных концепций высотных зданий Москвы 1930-1950-х годов2018 год, кандидат наук Тугаринова София Дмитриевна
Особенности построения и гармонизации объемной композиции в архитектуре. Том 11985 год, Нестеренко, Алла Адугеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зайцев, Алексей Александрович, 2013 год
Библиографический список:
1. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ : [ред. от 04.03.2013]. - Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.
2. Российская Федерация. Законы. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 25.06. 2002 N 73-Ф3 : [ред. от 12.11.2012]. - Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.
3. Айдарова Г.Н., Архитектурная среда исторического города как объект учебного проектирования/ Г. Н. Айдарова - Казань. - КИСИ. - 1990. - 63 с.
4. Асс, Е. В. Средовая типология и городской дизайн / Е. В. Асс // Дизайн городской среды. Типологические аспекты: сб. тр. / Всерос. науч.-исследоват. инт техн. эстетики. - М., 1984. - Вып. 44. - С. 69-85. - (Серия «Техническая эстетика»).
5. Баравикас, Г. Сложности проблемы традиции и новаторства / Г. Баравикас, В. Юркшгас // Архитектура СССР. - 1982. - № 5. - С. 22-23.
6. Бартенев, И. А. Очерки истории архитектурных стилей : учеб. пособие / И. А. Бартенев, - М. : Изобраз. искусство, 1983. - 384 с. : ил.
7. Батюта, Е. М. Особенности формирования архитектурного облика исторических улиц Нижнего Новгорода : автореф. дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 / Е. М. Батюта ; Нижегор. гос. архитектур.-строит, ун-т. - Н. Новгород, 2004. - 24 с.
8. Боренко, Г. П. Современная застройка старых русских городов / Г. П. Боренко. - Л. : Знание, 1977. - 19 с.
9. Брунов, Н. И. Пропорции античной и средневековой архитектуры / Н. И. Брунов. - М. : Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1935. - 136 с.
10. Бунин, А. В. История градостроительного искусства. В 2 т. Т. 2 . Градостроительство XX века в странах капиталистического мира / А. В. Бунин, Т. Ф. Саваренская ; ред. М. Д. Емельянова. - 2-е изд. - М. : Стройиздат, 1979. - 411 с.
11. Бунин, А. В. История градостроительного искусства. В 3 т. Т.2. Градостроительство XX века в странах капиталистического мира / А. В. Бунин, Т. Ф. Саваренская. - М. : Стройиздат, 1971. - 412 с. : ил.
12. Бэнэм, Р. Взгляд на современную архитектуру. Эпоха мастеров : пер. с англ. / Р. Бэнэм ; под ред. Е. В. Асса, А. В. Бокова. - М. : Стройиздат, 1980. - 172 с.
13. Вашингтонская хартия : Междунар. хартия по охране истор. городов (Вашингтон, 01 окт. 1987 г.) / Междунар. совет по охране памятников и истор. мест (ИКОМОС). - Вашингтон, 1987.
14. Венецианская хартия : Междунар. хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечат. мест (Венеция, 25-31 мая 1964 г.) / Междунар. совет по охране памятников и истор. мест (ИКОМОС). -Венеция, 1964.
15. Викторова, Л. А. Проблемы развития средового подхода в проектировании //Архитектура и строительство России. - 2008. - № 11. - с.11 -11.
16. Вильковский, М. Б. Социология архитектуры / М. Б. Вильковский. - М. : Фонд "Рус. авангард", 2010. - 592 с. : ил.
17. Виолле, Ле Д. Беседы об архитектуре. В 2 т. Т. 2 / Ле Д. Виолле ; под ред. А. Г. Габричевского ; пер. с фр. А. А. Сапожниково. - М. : Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1938. - 337 с. : черт.
18. Витрувий, М. Десять книг об архитектуре / М. Витрувий ; пер. с лат. Ф. А. Петровского. - М. : Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1936. - 332 с.
19. Всеобщая история архитектуры : учебник для архитектур, вузов : в 12т./ под ред. Н. В. Баранова, Р. П. Былинкина, Ю. С. Яралова, Н. Н. Воронина. - М. : Изд-во лит. по стр-ву , 1966-1977. - Т. 1-12.
20. Глазычев, В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды : монография / В. Л. Глазычев. - М. : Наука, 1984 . - 180 с.
21. Городская среда. Технологии развития: Настольная книга / В. Л. Глазычев, М. М. Егоров, Т. В. Ильина [и др.]. - М. : Ладья, 1995. - 240 с. : ил.
22. Гримм, Г. Д. Пропорциональность в архитектуре : пер. с нем. / Г. Д. Гримм. - Л. ; М. : ОНТИ : Гл. ред. строит, лит., 1935. - 147 с. : ил.
23. Гутнов, А. Город и деревня - диалог сквозь века / А. Гутнов // Знание - сила. - 1984. - № 8. - С. 39-42.
24. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс ; пер. с англ. А. В. Рябушина, М. В. Уваровой ; под ред. А. В. Рябушина, Л. Хайта. - М. : Стройиздат, 1985. - 136 с. : ил.
25. Дженкс, Ч. 13 позиций архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс // Теории и манифесты современной архитектуры. - Чичестер, 1997. - С. 131-132.
26. Дженкс, Ч. Новая парадигма в архитектуре / Ч. Дженкс // Проект 1п1егпаПопа1. - 2003. - № 5. - С. 97-112.
27. Жолтовский, И. В. Пропорционирование в архитектуре / И. В. Жолтовский // Архитектура СССР. - 1935. - № 5.
28. Зеленов, Л. А. Введение в общую методологию / Л. А. Зеленов. -Н. Новгород : Изд-во Гладкова О. В., 2002. - 155 с.
29. Зитте, К. Городское строительство с точки зрения его художественных принципов: Попытка разрешить современные вопросы архитектуры и монументальной пластики : пер. с нем. / К. Зитте. - 5-е изд. - М. : Упр. губерн. инженера, 1925. - 230 с.
30. Зитте, К. Художественные основы градостроительства : пер. с нем. / К. Зитте. - М. : Стройиздат, 1993. - 255 с.
31. Иконников, А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность : в 2 т. / А. В. Иконников. - М. : Прогресс-Традиция, 2001-2002. - Т. 1-2.
32. Иконников, А. В. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды / А. В. Иконников. - М. : Совет, художник, 1985. -336 с.
33. Иконников, А. И. Двадцать лет спустя / А. В. Иконников // Архитектура СССР. - 1981. -№ 3. - С. 41.
34. Иовлев, В. И. Развитие архитектурной топологии [Электронный ресурс] / В. И. Иовлев // Архитектон: известия вузов. - 2011. - № 33. - Режим доступа : http://archvuz.rU/2011_l/6.
35. История русской архитектуры : учебник для архитектур, вузов и фак. / Н. И. Брунов [и др.] ; гл. ред. С. В. Безсонов ; Акад. архитектуры СССР, Инт истории и теории архитектуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Госстройиздат, 1956.-614 с.
36. История советской архитектуры (1917-1954 гг.): учебник для архитектур, вузов / Н. П. Былинкин [и др.] ; под ред. И. П. Былинкина, А. В. Рябушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Стройиздат, 1985. - 256 с. : ил.
37. Каганов, Г. 3. Формирование городской среды (вопросы теории) / Г. 3. Каганов. - М., 1987. - 42 с. - (Серия «Теория и история архитектуры» : обзор, информ. / ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре ; вып. 3).
38. Каплун, А. И. Стиль и архитектура / А. И. Каплун ; ЦНИИ теории и истории архитектуры. - М. : Стройиздат, 1985. - 232 с.
39. Кириченко, Е. И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (к вопросу о двух фазах развития эклектики) / Е. И. Кириченко // Архитектурное наследство : сб. ст. / ВНИИ теории архитектуры и градостр-ва ; под ред. Н. Ф. Гуляницкого. - М., 1988. - Вып. 36 : Русская архитектура. - С. 130143. : ил.
40. Коломиец, Н.С. Развитие современной архитектуры Украинской ССР (1955-1979 гг.) : автореф. дис. ... д-ра архитектуры / Н. С. Коломиец. - М., 1981.-31 с.
41. Ле Корбюзье. Архитектура XX века : пер. с фр. / Ле Корбюзье. -М. : Прогресс, 1977. - 307 с.
42. Линч, К. Совершенная форма в градостроительстве : пер. с англ. / К. Линч ; под ред. А. В. Иконникова. - М. : Стройиздат, 1986. - 264 с.
43. Линч, К. Образ города : пер. с англ. / К. Линч ; под ред. А. В. Иконникова. - М. : Стройиздат, 1982. - 328 с. : ил.
44. Медведков, Ю. В. Человек и городская среда / Ю. В. Медведков ; Акад. наук СССР, Ин-т географии. - М. : Наука, 1978. - 214 с. : ил. - (Проблемы конструктивной географии).
45. Мильчик, М. И. Исторический город и современная архитектура / М. И. Мильчик. - Л. : Знание, 1990. - 32 с. : ил.
46. Мильчик, М. И. Современное градостроительство и исторический город / М. И. Мильчик // Архитектура СССР. - 1978. - № 4.
47. Мицык, И. В. Проблемы традиции и новаторства в современной советской архитектуре / И. В. Мицык. - М. : [б. и.], 1987.
48. Неядов, С. О реконструкции крупного города с учетом экологического подхода / С. Неядов // Города и экология : тр. Междунар. совещания по экол. подходу к планированию городов / С. Неядов, К. Бабаев. -М, 1987.-Т. 1.-С. 142-144.
49. Орельская, О. В. Архитектура как летописный и эстетический портрет городского социума / О. В. Орельская // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И . Лобачевского. Сер. «Социальные науки». - Н. Новгород, 2006. - Вып. 1 (5). - С. 532-536.
50. Орельская, О. В. Контекстуализм в современной жилой архитектуре Нижнего Новгорода / О. В. Орельская // Жилищное строительство. -2008. -№ 10.-С. 2-4.
51. Орельская, О. В. Современная зарубежная архитектура : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. В. Орельская. - М. : Акад., 2006. - 272 с.
52. Пеппер, С. К. Гипотезы о мироустройстве / С. К. Пеппер ; пер. А. Д. Шмелева. - [б. м. : б. и], 1942. - 232 с.
53. Портогези, П. После современной архитектуры : пер. с итал. / П. Портогези. - Бари : [б. и.], 1980.
54. Пруцын, О. И. Город и архитектурное наследие / О. И. Пруцын. -М. : Стройиздат, 1978. - 89 с.
55. Пруцын, О. И. Архитектурно-историческая среда / О. И. Пруцын, Б. Рымашевский, В. Борусевич ; под ред. О. И. Пруцына. - М. : Стройиздат, 1990. - 408 с. : ил.
56. Пучин, Э. Э. Проект регенерации Старой Риги: Основные положения / Э. Э. Пучин. - Рига : Авотс, 1984. - 58 с.
57. Раппапорт, А. Г. Концепции архитектурного пространства : обзор, информ. / А. Г. Раппапорт ; Всесоюз. науч.-исследоват. ин-т теории архитектуры и градостр-ва. - М., 1988. - 48 с. - (Серия «Теория и история архитектуры» ; вып. 1).
58. Раппопорт, А. Г. Межпредметное пространство / А. Г. Раппапорт // Советское искусствоведение, 82. - М., 1984 . - Вып. 2. - С. 274-296.
59. Раппопорт, А. Г. Стиль и среда / А. Г. Раппапорт // Декоративное искусство СССР. - 1983. - № 5. - С. 40-41.
60. Ревзин, Г. И. Нервный срыв профессора / Г. И. Ревзин // Проект Классика. - 2007. - № 22. - С. 72-74.
61. Регамэ, С. К. Методический подход к оценке градостроительной роли застройки конца XIX -начала XX вв. / С. К. Регамэ // Архитектурное наследие конца XIX -начала XX вв. и его роль в современном градостроительстве. - Таллин, 1985. - С. 147-163.
62. Рэгамэ, С. К. Сочетание новой и сложившейся застройки при реконструкции городов / С. К. Рэгамэ, Д. В. Брунс, Г. Б. Омельяненко. - М. : Стройиздат, 1986. - 142 с.
63. Реконструкция центров исторических городов: советско-французское научно-техническое сотрудничество / В. Белоусов, Н. Бочарова, В. Васильченко [и др.]. - М. : Стройиздат, 1987. - 224 с.
64. Рябушин, А. В. Гуманизм советской архитектуры / А. В. Рябушин. - М. : Стройиздат, 1986. - 376 с. : ил.
65. Рябушин, А. В. Новые горизонты архитектурного творчества 1970-1980-е годы / А. В. Рябушин. - М. : Стройиздат, 1990. - 324 с.
66. Рябушин, А. В. Развитие жилой среды: Проблемы, закономерности, тенденции / А. В. Рябушин. - М. : Стройиздат, 1976. - 381 с.
67. Рябушин, А. В. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада / А. В. Рябушин, А. Н. Шукурова ; Центр, науч.-исследоват. ин-т истории и теории архитектуры. - М. : Стройиздат, 1986. - 272 с. : ил.
68. Савицкий, Ю. Ю. Архитектура капиталистических стран : учеб. пособие / Ю. Ю. Савицкий. - М. : Стройиздат, 1973. - 135 с. : ил.
69. Савицкий, Ю. Ю. Русское классическое наследие и классическая архитектура / Ю. Ю. Савицкий. - М. : Гос. изд-во по стр-ву и архитектуре, 1953. -63 с. : ил.
70. Семин, С. А. Архитектурные концепции реконструкции исторических городских центров / С. А.Семин. - М. : [б. и.], 1988.
71. Семин, С. А. Средовой подход в градостроительной практике социалистических стран : обзор, информ. / С. А. Семин ; Всесоюз. науч.-исследоват. ин-т теории архитектуры и градостр-ва. - М., 1986. - 60 с. - (Серия «Теория и история архитектуры» ; вып. 5).
72. Скорик, Л. П. Структура центра исторического города, функции и форма / Л. П. Скорик // Строительство и архитектура. - 1987. - № 8. - С. 14-15.
73. Тетиор, А. Н. Городская экология : учеб. пособие для вузов / А. Н. Тетиор. - М. : Акад., 2008. - 336 с.
74. Товстенко, Т. Д. Реконструкция исторической застройки городов / Т. Д. Товстенко. - Киев : Бущвельник, 1984. - 71 с. : ил.
75. Трубецков, Е. Исторический город. Смена оценок и представлений / Е. Трубецков // Архитектура : прил. к «Строит, газ.». - 1985. - № 5. - С. 3.
76. Усова, В. П. Эволюция роли истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности : дис. ... канд. архитектуры : 18.00.01 / В. П. Усова ; науч. рук. В. И. Тур ; Нижегор. гос. архитектур.-сроит, унт. - Н. Новгород, 2007. - 140 с.
77. Хайт, В. Л. Архитектура завтрашнего дня : 8-я Международная выставка в Венеции : проблем, докл. / В. Л. Хайт ; Всерос. науч.-исследоват. ин-т науч.-техн. прогресса и информ. в стр- ве. - М., 2005. - 47 с. : ил. -(Строительство и архитектура).
78. Хайт, В. Л. Новейшие течения и противоречия архитектуры Запада в профессиональной критике 80-х годов : обзор.информ. / В. Л. Хайт, Т. И. Возвышаева, К. В. Рыцарев ; ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре. - М., 1985. -
64 с. - (Серия «Архитектура. Районная планировка. Градостроительство» ; вып. 16).
79. Хайт, В. JI. Об архитектуре, ее истории и проблемах : сб. науч. ст. / В. JT. Хайт ; Рос. акад. архитектуры и строит, наук, НИИ теории архитектуры и градостр-ва. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 456 с.
80. Хайт, В. JI. Реальная архитектура в реальном городе / В. Л. Хайт // Архитектура и строительство Москвы. - 1999. - № 4. - С. 26-31.
81. Хан-Магомедов, С. О. Мавзолей В. И. Ленина / С. О. Хан-Магомедов. - М. : Просвещение, 1972. - 128 с.
82. Хмельницкий, Д. С. Назад к эклектике ... А зачем? / Д. С. Хмельницкий // Ленинградская панорама. - 1982. - № 9. - С. 24.
83. Хмельницкий, Д. С. Эволюция иллюзий / Д. С. Хмельницкий // Литературная газета. - 1987. - № 10. - С. 11.
84. Ходорковский, Ю. И. Новая архитектура в исторической среде городов исторических стран Европы / Д. С. Хмельницкий // Москва. -1986.-№3.-С. 2-3.
85. Ходорковский, Ю. И. Новое здание в старом квартале / Д. С. Хмельницкий // Строительство и архитектура. - 1986. - № 4. - С. 19-21.
86. Худин, А. А. Контекстуализм современной нижегородской архитектуры / А. А. Худин // Вестник Волжского регионального отделения / Рос. акад. архитектуры и строит, наук. - Н. Новгород, 2003. - Вып. 6. - С. 35-41.
87. Худин, А. А. Композиционный анализ архитектурного произведения - музея современного искусства во Франкфурте-на Майне архитектора Ричарда Мейера / А. А. Худин, Н. А. Гоголева // Архитектура и строительство России : тез. докл. / Нижегор. гос. архитектур.-сроит, ун-т. - Н. Новгород, 2004. - Ч. 2. - С. 102-103.
88. Человек и биосфера. На пути к устойчивому развитию // Курьер ЮНЕСКО. - 1987. - № 11. - С. 4-30.
89. Шуази, О. История архитектуры / О. Шуази. - М. : Стройиздат, 1937.-631 с.
90. Шумилкин, С. М. Архитектурно-пространственное формирование Нижнего Новгорода XIII - начала XX вв. / С. М. Шумилкин, А. С. Шумилкин ; Нижегор. гос. архитектур.-строит, ун-т. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2010.-213 с.
91. Эфенди-Заде, Р. "Восточный базар" в Баку / Р. Эфенди-Заде // Архитектура СССР. - 1984. - № 2. - С. 40-42.
92. Юркшгас, В. Новая архитектура в исторической среде / В. Юркшгас // Архитектура СССР. - 1981. - № 11. - С. 69-73.
93. Янисевич, В. Е. В поисках национального и регионального своеобразия / В. Е. Янисевич // Строительство и архитектура. - 1984. - № 2. - С. 26-29.
94. Гутнов А. Э., Мир архитектуры: язык архитектуры [Электронный ресурс] / А. Э. Гутнов . - М. - Молодая гвардия. - 1985 - с.352 - Режим доступа : http://archvestnik.ru/node/3064
95. Ложкин, А. Леон Крие стал лауреатом Премии Ричарда Драйхауза "За классическую архитектуру [Электронный ресурс] / А. Ложкин. -Режим доступа : http://www.archi.ru/files/press/lojkin/lojkin030403.htm.
96. Скокан, А. А. 10 выдающихся архитеторов и произведений архитектуры XX века [Электронный ресурс] / А. А. Скокан. - Режим доступа : http://asm.rusk.ru/.
97. Филин, В. А. Видеоэкология [Электронный ресурс] / В. А. Филин. - Режим доступа : http://www.videoecology.com/bookl .html.
98. Шугуров, П. Контекстуализм [Электронный ресурс] / П. Шугуров. - Режим доступа : http://www.33plusl.ru.
99. Ambasz, Е. Popular Pantheon / Е. Ambasz // The Architectural
Review - 1984.-№ 1054.
100. Colquhoun, A. Democratic Monument / A. Colquhoun // The Architectural Review. - 1983. - № 1033. - P. 21.
101. Dostoglu, S. Historicist Discourse / S. Dostoglu // The UIA -International Rachitect. - 1984. - № 5. - P. 57.
102. Doubliet, S. I'd rather be interesting / S. Doubliet // The Progressive architecture. - 1984. - February. - P. 66.
103. Graves, M. A. Case for Figurative Architecture / M. A. Graves // The Architectural design. Profile 48 : Abstract representation. - London, 1983. - Vol. 53 -P. 98-99.
104. Jacobus, J. Philip Johnson: His work, his times / J. Jacobus // The Progressive architecture. - 1984. - February. - P. 98.
105. Jencks , Ch. Late-Modern Architecture / Ch. Jencks. - NY : Rizzoli, 1980.- 136 p.
106. Jencks, Ch. Current Architecture / Ch. Jencks // Modern Architecture. - London, 1982. - P. 127-128.
107. Jencks, Ch. Kings of Infinite Space / Ch. Jencks. - NY : St. Martins Press ; London : Academy Edition, 1983. - P. 97.
108. Jencks, Ch. The Architecture of Democracy: Monograph / Ch. Jencks. -London, 1987.
109. Jencks, Ch. The Iconic Building / Ch. Jencks, F. Lincoln // The Power of Enigma. - London, 2005.
110. Jencks, Ch. The Language of Post - Modern Architecture / Ch. Jencks // Modern Architecture. - London, 1984. - P. 147.
111. Jencks, Ch. The Perrenial Architectural debate / Ch. Jencks // The Architectural design. - 1983. - № 7; The Architectural design. Profile 48 : Abstract representation. - London, 1983. - Vol. 53. - P. 18.
112. Jenks, Ch. Free-Style Classicism / Ch. Jencks. - NY : Rizzoli, 1980.
113. Johnson, Ph. Reflections on style and International style, on postmodernism on architecture / Ph. Johnson // Oppositions. - 1977. - № 10.
114. Johnson, Ph. Writtings / Ph. Johnson . - NY, 1979.
115. Moore, Ch. More is more / Ch. Moore // Le'architecture d'aujourd'hu. - 1976. - № 7-8. - P. 16.
116. Pallasmaa, J. The architecture of image: existensial space in cinema / J. Pallasmaa. - Helsinki: Rakennustieto Publishing, 2008. - 184 pp.
117. Pastier, J. Missionary Graves / J. Pastier // The Architectural Review.
- 1984.-№ 1052.-P. 52-57.
118. Polak, N. Prilozi razmatranju metode / N. Polak // Covjek I proctor. -Zagreb, 1980. - № 2. - S. 26-27.
119. Portogesi, P. Dopo l'architectura moderna / P. Portogesi. - Ban, 1980.
120. Presents of the past // The Architectural design. Profile 39 : Free Style Classicism. - London, 1982. -№ 1-2. - P. 2-24.
121. Scott Brown, D. An alternate proposal that builds on the Character and Population of South Street / D. Scott Brown // Architectural Forum. - 1971. - № 10.
122. Steil, L. Tradition and Architecture/ L. Steil //Architectural design-1987.-V. 57, №5-6. -P. 5-6.
123. Stern, R. Some methods, paradigms and principles for Modern Architecture at the End of Modern Movement / R. Stern // Architectural design. - 1975.
- № 4.
124. Summerson, J. Vitruvius Ludens / J. Summerson // The Architectural Review. - 1983,-№ 1033.-P. 21.
125. Venturi, R. Learning from Las Vegas: the forgotten symbolism of architectural form / R. Venturi, D-S. Brown, S. Izenour// The MIT Press. -Massachusetts, 1972. - 190 p.
126. Venturi, R. Complexity and contradiction in architecture / R. Venturi // The Graham foundation for advanced studies. - Chicago, 1972. - 136 p.
127. Viladas, P. Ex Libris / P. Viladas // The Progressive architecture. -1984.-№6.-P. 70.
128. Wudram, M. A. Palladio / M. Wudram. - Cologne : Hohenzollernring, 2009. - 97 pp.
ООО «Творческая мастерская архитектора Быкова»
Адрес: 603000 г. Нижний Новгород, ул. Арзамасская д.1, оф.1 Тел./факс: (8312)434-11-33 Email: tma@tma-bykov.ru
АКТ ВНЕДРЕНИЯ
Настоящий акт подтверждает, что результаты диссертационного исследования Зайцева A.A. "Контекстуализм в современной архитектуре" в части проектирования нового здания в исторической городской среде внедрены на этапе эскизного проектирования объекта "Жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения, автостоянкой и ТП (1 очередь строительства)", расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Нижегородский район, в квартале улиц Белинского, Тверская, Славянская, Ашхабадская в ТМ "Быкова" в 2012 -2013 гг..
( у. i ' i,«— ^ ^ '< >
ООО ННПЦ «Практика»
Юридический адрес: 603006 г. Нижний Новгород, ул. Володарского, д. 36.
АКТ ВНЕДРЕНИЯ
Настоящий акт подтверждает, что результаты диссертационного исследования Зайцева A.A. "Контекстуализм в современной архитектуре" в части проектирования форэскизного проекта "Разработка проекта торгового киоска на территории музея Народов и быта Нижегородского Поволжья"
Нижний Новгород, 2011 г.
Директор ООО ННПЦ «Практика»*^^-—
Забелин С.К.
ГАП ООО ННПЦ «Практика»
¡^ПРАКТИКА44
£[j§( Нижегородский ¡аучно-юдстве центр
Шумилкин A.C.
Гельфонд А.Л.
ин
ПРОЕКТ
Архитектурное бюро
общество с ограниченной ответственностью «Проект-НН»
603000 г. Н. Новгород, ул. Верхнее Волжская набережная, д. 2,
ИНН 5260146297, тел. (8 312) 439 01 00, факс (8 312) 439 05 03
АКТ ВНЕДРЕНИЯ
Настоящий акт подтверждает, что результаты диссертационного исследования Зайцева A.A. "Контекстуализм в современной архитектуре" в части проектирования нового здания в исторической городской среде внедрены на этапе эскизного проектирования объекта "Гостиничный комплекс с подземной автостоянкой и ТП ", расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Нижегородский район, в квартале улиц Пискунова, Ошарской, Алексеевской и Чернопрудского переулка в ООО «Проект-НН» в 2009 г.
Директор ОО Петелин С.В.
Гельфонд А. Л.
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-
строительный университет»
На правах рукописи
0420145409^ Зайцев Алексей Александрович
КОНТЕКСТУАЛИЗМ КАК СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ..
05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата архитектуры Том II Графоаналитические таблицы
Научный руководитель
[
доктор архитектуры, профессор Орельская О. В.
Нижний Новгород - 2013 г.
Содержание стр. Содержание..................................................................................................2-7.
Глава 1 Контекстуальный метод в процессе развития мировой
архитектуры.....................................................................................................8
Раздел 1.1 Понятие контекстуального метода в процессе развития
мировой архитектуры......................................................................................8
Таблица №1.1.1 Различные уровни анализа контекстуализма в
теоретических работах....................................................................................8.
Таблица 1.1.2 Средовой подход - основной метод ансамблевости и
контекстуализма..............................................................................................9.
Таблица 1.1.3 Различные уровни анализа современной архитектуры и значимых ансамблей
.............................................................................................................................9.
Раздел 1.2 Основные этапы формирования контекстуального метода в
истории архитектуры......................................................................................9
Таблица 1.2.1 Комплекс кромлеха Стоунхендж , Сихендж и Силсбери
хилл, неолит и бронзовый век.................................................................9.
Таблица №1.2.2 Акрополь в Афинах (VII -VI вв. до н. э.)...................9.
Таблица №1.2.3 Баалбек (Гелиополис) (I в. н.э. III в. н. э0).....................9.
Таблица №1.2.4 Город Шибам, провинция Хадрамаут, Йемен, основан в 31
г. н.э, основные постройки в XVI в.........................................................10.
Таблица №1.2.5 Базилика Аэмилия, 179 г., базилика Юлия на форуме Романум (184 до н.э), амфитеатр, получивший наименование Колоссея
(Колизей) (81-96 гг.)..................................................................................10.
Таблица №1.2.6 Церковь и монастырский комплекс Луки в Фокиде ...10. Таблица №1.2.7 Собор Богоматери в Ульме, арх. Энгельберг (1469-74 -1890 гг.) (рисунок №1) и Амьенский кафедральный собор, арх. Робер из
Люзарша (1218 гг.).................................................................................. 10.
Таблица №1.2.8 Ансамбль Староместной площади в Праге.................10.
Таблица №1.2.9 Ансамбль площади Сан-Марко в Венеции................11.
Таблица №1.2.10 Улица Уфицци в Флоренции, арх. Вазари Дж. и
Буонталенти Б. (1560 г.)...........................................................................11.
Таблица №1.2.11 Церковь Иль Реденторе и Сан Джордже Маджоре в
Венеции, 1565 г., арх. А. Палладио..........................................................11.
Таблица №1.2.12 Д. Л. Бернини. Ансамбль площади Св. Петра
в Риме. 1656—65 гг...................................................................................12.
Таблица №1.2.13 Улица К.И. Росси (ранее площадь Театральная) в Санкт-Петербурге, архитектор К.И. Росси (1828-1834
гг.)................................................................................................................12.
Таблица №1.2.14 Гранд-опера, арх. Ш. Гарнье, 1862 г...................................................................................................................12.
Таблица №1.2.15 Доходный дом Переплетчикова и Соляная контора, арх. А.И. Шмаков ул. Рождественская, Нижний Новгород , реконструкция в 1902-ом г.....................................................................................................12.
Таблица №1.2.16 Собственный особняк архитектора Л.Н. Кекушева, ул. Остоженка, 21, арх. Л.Н.Кекушев (Московский модерн) 1901-1903 г.г. В настоящее время Бюро военного атташе республики
Египет.........................................................................................................13.
Таблица №1.2.17 Вестминстерский дворец, арх. Ч. Бэрри и О. Ут Н.
Пью джин, 1834г.................................................................................................13.
Таблица №1.2.18 Жилые дома на Большой Калужской улице, арх. А.Г.
Мордвинов, 1940г..............................................................................................13.
Таблица №1.2.19 Музей прикладного искусства во Франкфурте-на-Майне,
арх.Р.Мейер, 1985г............................................................................................13.
Таблица 1.4 Анализируемые приемы адаптации здания в исторической
среде в теоретических трудах ученых в процентном отношении .........14.
Таблица 1.5 Варианты размещения архитектурных ансамблей в среде... 14. Таблица 1.6 Приемы адаптации зданий и ансамблей в истории архитектуры
.....................................................................................................................14.
Таблица 1.7 Результаты анализа приемов адаптации в исторических ансамблях в количественном и процентном отношении для исторических
этапов развития архитектуры.....................................................................15.
Выводы по 1 главе......................................................................................16.
Таблица 1.8 Таблица по наиболее характерным приемам адаптации .....................................................................................................................16.
Глава 2 Контекстуализм в зарубежной и отечественной архитектуре
конца XX - начала XXI вв...............................................................................17.
Раздел 2.1 Контекстуализм как одно из стилистических течений
постмодернизма...............................................................................................17.
Таблица №2.1.1 Экспликация элементов городской среды в городской
ткани.........................................................................................................17.
Таблица №2.1.2 Уровни анализа новых зданий в исторической среде.. 17. Таблица 2.1.3 Варианты размещения нового объекта в исторической среде
....................................................................................................................17.
Таблица №2.1.4 Загородный ансамбль Клос Пегас в Хлористого,
Калифорния, арх. М. Грейвз, 1970 г........................................................ 18.
Таблица №2.1.5 Здание Общественных Служб в г.Портленд, штат Орегон,
арх. М Грейвз (1977-82 гг..)....................................................................18.
Таблица №2.1.6 Комплекс Рипаблик - бэнк - сентр в Хьюстоне. 1980 - 1984
гг. (арх.Ф. Джонсон).................................................................................18.
Таблица №2.1.7 Комплекс «Дворец Абраксас» в Марн-ла-Валле близ
Парижа, арх. Р. Бофилл 1978-83 гг.........................................................18.
Таблица №2.1.8 Сейнсбери-винг, расширение Национальной галереи, арх.
Р. Вентури, 1983 г.....:............................................................................!.18.
Таблица №2.1.9 Отель Фукуоко, Япония (арх. А. Росси, 1987-1989
гг..).................................................................................................................19.
Таблица №2.1.10 Здание библиотеки в Денвере,арх. М. Грейвз (США, 1979-1983 гг.) .......................................................................................................................19.
Таблица №2.1.11 Музей искусств, Ганновер, Нью Хемпшир, арх.Ч.Мур,1983 г.
....................................................................................................................19.
Таблица 2.1.12 Реконструкция здания государственной галереи в
-Штутгарте, арх. Дж. Стерлинг, 1984 г.................................................19.
Таблица №2.1.13 Музей Абтайберг в Мёнхенгладбахе, Германия, арх. Ханс
Холляйн, 1982 г.......................................................................................19.
Раздел 2.2 Анализ произведений контекстуализма в исторической среде Таблица №2.2.1 Анализ морфотипа структуры исторических центров европейских городов при взаимодействии новой застройки в исторической
среде ...........................................................................................................20.
Таблица №2.2.2 Мейер Ульм, Музей современного искусства, 1986 -1993
гг.................................................................................................................21.
Таблица №2.2.3 Общественное здание на соборной площади в г. Бремен,
Германия (1998 г.) .....................................................................................21.
Таблица №2.2.4 Музей культур в Базеле, Швейцария (2011 г.)., арх. Герцог
и Мерон .....................................................................................................22.
Таблица №2.2.5 Зал многофункционального назначения в г. Мурсия,
Испания (арх. Р. Монео, 1998 г.) .................................................................22.
Таблица №2.2.6 Гостиница на пересечение ул. Берне и авеню Георга V,
(арх. бюро «ECDM», 2008 г.) .................................................................23.
Таблица №2.2.7 Здание Парламента, Вестмистер, Лондон (арх. М.
Хопкинс, 2010 г.).......................................................................................23.
Таблица №2.2.8 Здание «Танцующий дом», Прага, Чехия, ( арх. Ф. Гери и
В. Милунович, 1995 г.)..............................................................................24.
Таблица №2.2.9 Филармонический зал в на р. Эльбе в Германии (арх.
Герцог и Меерон, 2007 г.)........................................................................24.
Таблица №2.2.10 Храм в честь Жанны Д'Арк, площади Вье-Марше (Place
du Vieux-Marche), г. Руан, (арх. Л. Арретче, 1979 г.)...........................25.
Таблица №2.2.11 Реконструкция и ревитализация городка Пондбери
(Poundbury ) в Дорсете, Англия, 1989 г...................................................25.
Таблица №2.2.12 Жилое здание ул. Ру де Сиз , г. Плезано, Франция (арх.
Герцог и де Мерон, 2010 г.).....................................................................26.
Таблица №2.2.13 Здание музея Колумба на ул. Альбертштрассе 3, Кельн,
Германия(арх. П. Зумтор, 2010 г.).............................................................26.
Таблица №2.2.14 Жилые здания в 1 квартале г. Вены, Австрия (арх.
«SOLID Architecture», 1982 г.)....................................................................27.
Таблица №2.2.15 Отель Интел на ул. Заанстрад в Амстердаме - Заандаме,
арх. бюро Моденаар и Ван Вилден, 2011 г..........................................27.
Таблица №2.2.16 Здания для подразделения Трибека в Ливерпуле,
Великобритания (арх. ABA, планируемый срок сдачи в 2016 г.) ........27.
Таблица №2.2.27 Офисное здание на набережной реки Маас по ул. Дамрак
в г. Амстердам (2002 г.)............................................................................28.
Таблица №2.2.18 Музей в г. Афины, Греция (Б. Чуми, 2003 г.) ............28.
Таблица №2.2.19 Комплекс жилых домов Дебова в г. Катовице, Польша, (арх. Ян Палладо, А. Шупин, 2009 г.) ....................................................29.
Таблица №2.2.20 Здание архива в г. Эссен, Германия (арх. Шейд Капрушч
Архитекчен, 2010 г.).................................................................................29.
Таблица №2.2.21 Здание библиотеки и музея в г. Клюж, Румыния (арх.
"EXHIBIT Architecture", 2010 г.) ...............................................................29.
Таблица 2.2.22 Приемы адаптации к-исторической среде из зарубежной
архитектуры ...................................................................................................30.
Таблица 2.2.23 Приемы адаптации к исторической среде из зарубежной
архитектуры ...................................................................................................31.
Таблица 2.2.24 Приемы адаптации к исторической среде из зарубежной
архитектуры ...................................................................................................32.
Таблица 2.2.25 Приемы адаптации к исторической среде из зарубежной
архитектуры ...................................................................................................33.
Таблица №2.2.26 Характерные силуэты и морфотип исторических городов
Европы ......................................................................................................34.
Таблица 2.2.27 Анализ морфотипа структуры исторических центров европейских городов при взаимодействии новой застройки в исторической
среде .........................................................................................................34.
Раздел 2.3 Анализ произведений контекстуализма в исторической среде
городов России ........................................................................................35.
Таблица №2.3.1.1 Гостиница на пл. Островского, 2а (арх. "Герасимов и
партнеры", 2007 г.) ....................................................................................35.
Таблица №2.3.1.2 Апартамент- отель на наб. Фонканки,За, (арх. Земцов и
Кондиайн, 2004 г.) ...................................................................................35.
Таблица №2.3.1.3 Торговый центр «Vanity Opera» на ул. Казанской, 3, (арх.
М. Рейнберг, Шаров, 2005 г......................................................................36.
Таблица №2.3.1.4 Жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями и автостоянкой, Тверская ул., д. 1, лит. А (арх. Герасимов Е.,
Каверин О., 2009 г.) ...................................................................................36.
Таблица №2.3.1.5 Жилой дом на Староневском проспекте, 135 А (арх.
Герасимов Е., 2003-2004 г.) ........................................................................37.
Таблица №2.3.1.6 Жилое здание по Литейному пр.(арх. Мамошин М., 2010
г.) ..............................................................................................................37.
Таблица №2.3.1.7 Административное здание, Арсенальная наб., 11 К2,
2011 г...........................................................................................................37.
Таблица №2.3.2.1 Гостиница на Пушкинской площади, арх. - Андреев
П.Ю., Босин С.Н, Тверская ул, вл 16-2, стр 1 ..........................................38.
Таблица №2.3.2.2 Здание Банка Москвы, Пречистенская набережная,
архитекторная мастерская А. Скокана, 1991 - 1993................................38.
Таблица! №2.3.2.3 «Красный Октябрь». Концепция строительства двух
жилых зданий на Болотной набережной, арх. С. Скуратов, 2011 г.....38.
Таблица1 №2.3.2.4 Офисное здание в Турчаниновом переулке в Москве,
арх. А.Скокан, 2003 г.................................................................................39.
Таблица №2.3.2.5 Жилой дом в Брюсовом переулке, арх. А.Л. Бавыкин, М.М. Марек, Г.А. Гурьянов при участии Ю.В. Раневой и Д.Е. Травникова
......................................................................................................................39.
Таблица №2.3.2.6 Административное здание Сибнефтьгаза, Москва, арх. А.Асадов, 2001 г.......................................................................................40.
Таблица №2.3.2.7 Офисное здание ГлавУПДК,А. Скокан, Д. Гусев, К.
Гладкий, И. Воронежский, 2000 г............................................................40.
Таблица №2.3.3.1 Здание фирмы Линдек на ул Пожарского, 1, арх
мастерская Харитонова и Пестова, 1995 г...............................................41.
Таблица №2.3.3.2 Жилое и административное здание по Верхне-Волжской
набережной, 26, арх. В.Ф.Быков, А.Л.Гельфонд, 2002 г.........................41.
Таблица №2.3.3.3 Жилой дом по ул. Минина, 41, арх. Архстрой, 1998 г. ..42.
Таблица №2.3.3.4 Гостиница Октябрьская на Верхне-Волжской набережной, арх. А. Харитонов, В. Коваленко, А. Гельфонд ....................................42.
Таблица №2.3.3.5 Административное здание «Нижегороднефтепродукт»,
сейчас Лукойл, на ул. Грузинской,№26, ТМА Никишина, 1998 г...........43.
Таблица №2.3.3.6 Здание областной налоговой инспекции по ул. Фрунзе,
№7, 1995 г., арх. Пестова E.H., Харитонов А.А....................................43.
Таблица №2.3.3.7 Гостиница по ул. Пожарского,№18, арх. Худин A.A., при
участии Шадышковой Т.,проект 1997-1998 г.......................................44.
Таблица №2.3.3.8 Первая очередь банка Гарантия, арх. А. Харитонов, Е.
Пестов, 1998 г...........................................................................................45.
Таблица №2.3.3.9 Железный дом, ул. Б. Покровская, Архстрой, 1997 г. ...46.
Таблица 2.3.10 Приемы адаптации к исторической среде из отечественной
архитектуры ...................................................................................................47.
Таблица 2.3.11 Приемы адаптации к исторической среде из отечественной
архитектуры ...................................................................................................48.
Таблица 2.3.12 Приемы адаптации к исторической среде из отечественной
архитектуры ...................................................................................................49.
Выводы по 2 главе.....................................................................................52.
Таблица № 2.5 Выводная таблица по наиболее характерным приемам адаптации ...............................................................................50.
Глава 3 Теоретические основы контекстуализма в новейшей мировой
архитектуре......................................................................................................51.
Раздел 3.1 Основные характерные приемы стилеобразования
контекстуализма в новейшей мировой архитектуре ...51.
Таблица № 3.1.1 Основные приемы стилеобразования контекстуализма
как направления постмодернизма ...........................................................51.
Таблица №3.1.2 Схемы расположения зданий в исторических средах ...52. Таблица №3.1.3 Приемы адаптации для новых зданий в исторической
среде .........................................................................................................52.
Таблица №3.1.4 Аналитические схемы формообразования новых зданий в
исторических средах ..................................................................................53.
Таблица №3.1.5 Аналитические графики выявления наиболее характерных
приемов адаптации новых зданий к исторической среде .......................53.
Раздел 3.2 Основные принципы формирования контекстуализма в новейшей мировой архитектуре..................................................................54.
Таблица №3.2.1 Сводная таблица - диаграмма, выявляющая характерные приемы адаптации и принципы контекстуализма при постороении новых зданий в историческом окружении в различные исторические периоды
развития архитектуры ..................................................................................54.
Таблица 3.2.2 Приемы-и принципы контекстуализма ...........................55.
Раздел 3.3 Разновидности контекстуализма в новейшей мировой
архитектуре .............................
Таблица 3.3.1 Практические
среде. Таблица 3.3.1.1............
Таблица 3.3.1 Практические
среде. Таблица 3.3.1.2............
Таблица 3.3.1 Практические
среде. Таблица 3.3.1.3............
Таблица 3.3.1 Практические
среде. Таблица 3.3.1.4............
Таблица 3.3.1 Практические
среде. Таблица 3.3.1.5............
Таблица 3.3.1 Практические
среде. Таблица 3.3.1.6..........
Таблица 3.3.1 Практические
среде. Таблица 3.3.1.7..........
Выводы по 3 главе..............
модели контекстуализма в
модели контекстуализма в
модели контекстуализма в
модели контекстуализма в
модели контекстуализма в
модели контекстуализма в
модели контекстуализма в
историческои
.............56.
исторической
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.