Особенности художественного подхода к формированию современной городской среды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Енютина Екатерина Дмитриевна

  • Енютина Екатерина Дмитриевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 217
Енютина Екатерина Дмитриевна. Особенности художественного подхода к формированию современной городской среды: дис. кандидат наук: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». 2015. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Енютина Екатерина Дмитриевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Исторический обзор применения художественных средств формирования городской среды

1.1 Эволюция развития художественного подхода к формированию городской среды

1.2 Особенности влияния пространственных видов искусств на формирование городской среды

1.2.1 Применение объектов ОПК (скульптуры, инсталляции) для формирования общественных пространств. Анализ отечественного и зарубежного опыта

1.2.2 Анализ применения плоскостных художественных элементов (горизонтальные поверхности, фронтальные композиции)

1.2.3 Классификация видов объектов монументально-декоративного искусства и арт-объектов в городской среде

1.3 Анализ творческих концепций, оказавших влияние на трансформацию искусства в городскую среду

1.4 Классификация комплекса искусств, используемых в формировании художественного облика городской среды

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2. Развитие художественного подхода к формированию современной городской среды

2.1 Средовой подход в формировании городского общественного

пространства

2.2 Предпосылки использования художественных средств для формирования общественного пространства города

2.2.1 Развитие уровня культуры общества и личности, как фактор повышения спроса на высокохудожественную городскую среду

2.2.2 Новые технологии и материалы, как предпосылки нового этапа в творческой деятельности архитекторов и дизайнеров

2.3 Модель взаимодействия комплекса искусств для формирования современной эстетически комфортной среды общественных пространств города

2.3.1 Роль арт-объекта в психологических аспектах восприятия городской среды

2.3.2 Способы моделирования формы арт-объекта

2.3.3 Влияние цвета на формообразование и пространственное восприятие арт-объектов

2.3.4 Особенности размещения арт-объекта в архитектурном пространстве

2.4 Формирование визуальных границ архитектурного пространства в свете применения арт-объектов

Выводы по 2главе

ГЛАВА 3. Принципы использования художественных средств для формирования общественных пространств

3.1 Синтез искусств, как основа для формирования архитектурного пространства в контексте художественного подхода

3.2 Принцип трансформации художественных идей изобразительного искусства в архитектурное пространство

3.3 Принцип взаимодействия человека с арт-объектами в архитектурной

среде

3.4 Принцип провокации в дизайне архитектурной среды

3.5 Принципы использования новых технологий цифровых изображений для повышения аттрактивности среды

3.6 Принцип сценарного подхода формирования среды

(«среда-событие»)

3.7 Художественно-эстетическая концепция формирования общественного пространства на уровне гипотетической модели

3.8 Концепция развития художественной среды города Самара

Выводы по 3главе

Основные выводы и результаты исследования

Словарь терминов и понятий, использованных в исследовании

Библиографический список

145

Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа. Нильс Бор.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности художественного подхода к формированию современной городской среды»

Введение

Сформировавшаяся на сегодняшний день городская среда не всегда отвечает новым потребностям развития эстетически гармоничного пространства для комфортной жизнедеятельности человека. Поэтому все больше архитекторов и дизайнеров проявляют интерес к использованию художественного подхода как средства для формирования городского пространства. Перед ними возникает необходимость заполнения существующего архитектурно - планировочного каркаса и сложившейся застройки художественными элементами, способными создать новое по смысловому наполнению и визуальному восприятию городское пространство.

Сегодня эта тема актуальна и в вопросе преобразования и реконструкции исторически сложившейся среды города. Здесь существует необходимость сохранения исторических ценностей среды и одновременно потребность в приобретении ее новых художественных качеств, которые могли бы соответствовать современному видению эстетически комфортного пространства.

Современная городская среда большинства городов часто отличается отсутствием грамотного художественного подхода в формировании новых пространств и в разработке отдельных объектов для уже существующей городской среды. Существование неудовлетворительного морального и физического состояния городского пространства и несоответствие его

эмоционального и художественного наполнения, резко снижают его уровень привлекательности для человека.

Кроме того, необходимо понимать, что использование художественного подхода при проектировании городских пространств, в которых неэффективны или невозможны другие виды преобразования (планировочные, ландшафтные, градостроительные и т.д.), дает возможность архитекторам и дизайнерам изменять уже сложившиеся средовые характеристики, не нарушая целостности существующих архитектурных объектов.

Актуальность исследования. Проблема безликости многих открытых городских пространств и недостаток внимания к их художественной организации определяют необходимость реализации новых возможностей формирования эстетически комфортного пространства.

Анализ научных публикаций, освещающих проблемы проектирования городской среды, позволил выделить четыре основных «типа субъектно-объектных отношений: преобразовательный, познавательный, ценностный, коммуникативный»( Шутемова Е.А.). Однако существует пятый тип отношений - художественный. Согласно исследованиям М.С. Кагана, художественный тип отношений «базируется» на создании произведений искусства. Потенциал этих отношений в проектировании городских пространств до настоящего времени используется явно недостаточно.

Проектирование городского пространства многие века базировалось на использовании выразительных средств монументально - декоративного искусства. Традиционно сюда относят скульптуры, памятники, монументы, росписи и декоративные панно на фасадах зданий и т.д., а также разного рода временные средства художественной организации среды (цветочные партеры, праздничное украшение города и т.п.). Как правило, объекты монументально -декоративного искусства «соподчиняются» с архитектурой, дополняя ее и выполняя две основные функции организации городского пространства -

монументализацию (придание значимости и торжественности среде) и повышение визуальных характеристик среды. Как известно, визуальная среда, характер ее насыщенности зрительными элементами оказывает сильное воздействие на психофизиологическое состояние человека, находящегося в городе.

В связи с расширением в последние годы палитры художественных средств изобразительного искусства (видео и лазерные проекции, суперграфика, кинетическое искусство), в городском пространстве стали появляться объекты с иным идейно-художественным содержанием, способные к образованию собственных пространственных композиций, не всегда связанных с архитектурным окружением, часто использующие инженерные и технические возможности объектов в формировании среды.

Таким образом, монументально-декоративное искусство на сегодняшний день является лишь одной из составляющих художественного подхода к проектированию городского пространства. В современном искусстве и архитектурной практике появляется новое направление деятельности - «арт-дизайн, произведения которого специально подчеркивают художественный эффект любых объектов и сооружений, превращая их в «скульптуры», декоративное панно и т.п.»(В.Т.Шимко).

При создании объектов арт-дизайна (арт-объектов) используются выразительные средства различных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, инсталляции, декоративно-прикладного искусства, монументального искусства и т.д., а также применяются современные технические средства инженерии, строительства и пр. Внедрение этих средств в современную практику проектирования городской среды является актуальной и своевременной задачей, поскольку способствует достижению более стабильных качеств окружающей среды и развитию «вкуса населения». Разработка принципов и применения художественного подхода к проектированию среды для человека, особенно в России, нуждается в

осмыслении, поскольку отражает современное видение городского пространства, усиливая момент его зрелищности, эмоционального и информационного насыщения. Кроме того, несмотря на ранее проводимые исследования, направленные на изучение эстетико-художественных качеств объектов городской среды, и богатство публикаций по этой тематике, до настоящего времени остался неизученным аспект художественного подхода к формированию общественных городских пространств.

Цель исследования заключается в разработке принципов художественного подхода к формированию общественных городских пространств, базирующегося на теории и практике как пространственных и изобразительных видов искусств, так и архитектурного и градостроительного проектирования .

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать исторические, градостроительные, социальные предпосылки формирования художественного подхода к формированию городской среды.

2. Классифицировать существующие виды художественных объектов, используемых для повышения эстетических характеристик городской среды.

3. На основе художественного подхода определить принципы формирования городского пространства и разработать гипотетическую модель формирования городских общественных пространств.

4. Разработать художественно-эстетическую концепцию развития городской среды г.Самары.

Предметом исследования является художественный подход к формированию городской среды, включающий принципы и методы художественного творчества в организуемом пространстве города.

Объектом исследования является система объемно-пространственных и плоскостных элементов городской среды с доминирующей художественно-декоративной функцией, находящихся в «пограничных областях» изобразительных и пространственных видов искусства, инженерии и строительства.

Границы исследования - территориальные границы охватывают открытые общественные пространства городов (в том числе города Самары); временные границы - вторая половина XIX века - начало XXI века; в сравнительном анализе рассматриваются исторические объекты монументально-декоративного искусства других периодов, как прототип художественного подхода к организации городских пространств.

Основные методы исследования, обусловленные целью и задачами работы, построены на системном подходе, рассматривающем основные характеристики объекта и предмета исследования и их взаимосвязи. В работе использовались: изучение отечественных и зарубежных литературных источников, включая интернет - ресурсы и периодические издания; натурные обследования, включая фото-фиксацию; графоаналитический метод; комплексный анализ открытых городских пространств с позиций социально-культурных аспектов и композиционно - пространственных закономерностей формирования среды; принципы искусствоведческого анализа и метода моделирования пространства.

Теоретическая база исследования.

В основе исследования лежат работы, посвященные проблемам теории дизайна и архитектуры (Асс Е.В., Белов М.И., Быстрова Т.Ю., Витюк В.Ю., Глазычев В.Л., Ландер И.Г., Малахов С.А., Минервин Г.Б., Михайлов С.М, Норенков С.В., Степанов А.В., Федоров В.М., Щепетков Н.И., Шимко В.Т. и др.) и истории дизайна и архитектуры (работы Ковешникова Н.А., Кондратьевой К.А., Михайлов С.М., Хан-Магомедов СО., Шуази О., Ярошенко Б.М. и др.), вопросам урбодизайна и благоустройства среды (Асс

Е.В., Волков М.М., Ефимов А.В., Курочкин В.А., Лекарева Н. А., Михайлов С.М., Манусевич Ю.П., Нефедов В.А., Ожегов С.С., Рунге В.Ф., Смоленская Е.О., Хадид З., Чуми Б., Шимко В.Т. и др.)

При анализе проблемы, поставленной в диссертации, учитывались различные аспекты восприятия, формирования и существования городской среды, которые рассматривают в своих работах Анисимова Л.В., Ахмедова Е.А., Ахмедова Л.С., Беляева Е.Л., Борев Ю.Б., Бранский В.П., Габайдулина С.Ф., Глазычев В.Л., Гутнов А., Дашкевич Е.В., Забельшанский Г.Б., Зитте К., Иконников А.В., Кашкин В.Б., Канаткин А.С., Крашенинников А.В., Раппапорт А.Г., Смоленская Е. О., Филин В.А., Яргина З.Н. и другие.

Вопросы теории искусства и его влияния на формирование городского пространства рассматриваются в трудах Азизян И.А., Арнхейма Р., Базазьянц С.Б., Валериуса С.С., Войницкого П.В., Гельфонд А.Л., Даниловой Э.В., Дженкса Ч., Дубиной И.Н., Дуцева М.В., Заславской А.Ю., Кузьминой М., Каган М.С., Ли Дж., Медведева М.А., Миронова А.М., Обуховой А., Пунина А.Л., Предеиной А.М., Смекалова И.В., Старковой О.В., Фарсинга С., Швидковского О.А., Шукуровой А.Н. и других.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые раскрыто понятие «художественный подход» к формированию современной городской среды (его прототипы, факторы, принципы); предложена классификация видов арт-объектов и установлены взаимосвязи принципов формообразования городской среды с принципами художественного творчества; в результате исследования предложены новые принципы в формировании эстетически полноценного архитектурного пространства; впервые предложена теоретическая модель художественного подхода к формированию городской среды; впервые городская среда г. Самары анализируется с точки зрения интеграции искусства в ее формирование.

Научное и практическое значение исследования: основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в практической проектной практике по формированию городских пространств; в учебных программах дисциплин по направлениям Градостроительство, Архитектура, Дизайн архитектурной среды. В исследовании вводятся и расшифровываются новые термины, формирующие словарь новейших направлений искусства в городской среде; полученные результаты позволяют выявить значение художественного подхода при создании изменчивой, динамичной архитектурной среды города.

На защиту выносятся: классификация арт-объектов по области применения; принципы и приемы использования художественных средств для формирования общественных пространств; художественно-эстетическая концепция формирования общественных пространств города; концепция развития художественной среды города Самара.

Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах: внедрение в учебный процесс по специальности архитектура и дизайн по теме использования приемов трансформации живописи в объемно-пространственные композиции в курсовых проектах; участие в научно-практических конференциях в Москве и Самаре (2009-2013г.г.); публикации в рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в утвержденный перечень ВАК Минобрнауки России (3 шт.) и прочих изданиях. Участие в долгосрочной целевой программе «Двор, в котором мы живем» на 2012 - 2015 годы, предполагающей Комплексное благоустройство дворовых территорий городского округа Самара с целью повышения комфортности и улучшения визуальных качеств среды.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРИМЕНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ

СРЕДЫ

На всем протяжении истории общественного развития для формирования городского пространства активно применялись многообразные художественные средства. Художественный подход, применяемый для создания форм искусства радикально менялся в различное время и в разных местах, в зависимости от культурных и социальных обстоятельств. Например, в первобытном обществе, через графические изображения на поверхностях пещер, человек отражал реальные события того времени (в основном это изображения сцен охоты на животных).

1.1 Эволюция развития художественного подхода к формированию

городской среды

Человек часто стремится выразить свои эмоциональные переживания с помощью художественных средств (табл. 1.1). Еще в древнейшие времена он создавал изображения первобытных церемоний и животных на поверхностях скал. Геоглифы тоже можно отнести к доисторическому искусству. Эти масштабные рисунки на земле составляют отчетливые узоры и элементы орнамента и являются прототипом лэнд-арта ХХ века.

Как только появились первые признаки расслоения общества, как это было в Месопотамии и Древнем Египте, искусство становится на службу богатства, власти и религии. В это время отсутствовало понятие индивидуального стиля творца, но существовало высокое мастерство передачи художественных образов. Наружные и внутренние стены дворцов украшали ярко расписанными рельефами, прославляющими правителей, рассказывающими об образе жизни общества. Масштабные по размеру

скульптуры, носящие религиозный и мифический характер, устанавливали в ряд перед входами во дворцы и храмы.

Индивидуальный художественный подход творца (художника скульптора) зарождается в искусствах (фрески, мозаика, скульптура) Древней Греции и древнего Рима. Для повышения эстетических качеств архитектурных объектов, на вертикальных поверхностях общественных зданий и частных вилл, использовались фрески разнообразных жанров (пейзажи, портреты, изображения животных и мифологических персонажей и т.д.). Идет развитие скульптуры, от первоначальных геометрических и симметричных архаических форм к реалистическому изображению частей тела и выражению лица. Так в древнегреческом городе Эфес существовала центральная улица, вдоль оси которой располагались статуи известных воинов того времени.

Древние римляне использовали приемы передачи светотени для создания объемных изображений архитектурных элементов (карнизов и колон) на поверхностях зданий. Пейзажные сцены были приближены к реальности, являясь продолжением существующего вида природы рядом с расписанной поверхностью (прототип современных трехмерных изображений обманок в городской среде). В этот период, для того, чтобы подчеркнуть мощь и величие Римской Империи, часто на открытых городских пространствах располагали большие общественные монументы и триумфальные арки. Они являлись средством активной пропаганды силы и мощи римской империи. С зарождением в Древнем Риме топиарного искусства скульптура впоследствии получила еще одну разновидность, став «зеленой скульптурой». Фигурно стригли самшит, розмарин, лавр в виде колонн, кубов, столбов, а часто и в форме человеческих и животных фигур. Например, в саду виллы Ручелаи кусты самшита были подстрижены в виде храмов, кораблей, птиц, животных и т.п.

Средние века - это процесс создания новой христианской культуры. Общей характерной чертой духовной жизни было господство религии. Все

искусство средневековья построено на образах не реального, а потустороннего идеального мира. Характерным явлением искусства была миниатюра.

Связующим звеном между человеком и природой в аскетичной архитектуре города стал внутренний сад. Сады во внутренних двориках обычно были окружены галереями с каменными колонами, украшенными богатой резьбой и инкрустацией. Эта композиция стала использоваться для городских общественных пространств средневековья.

Ведущими декоративными мотивами в арабских странах были абстрактные орнаменты. В орнаменте, главные формы которых состоят из прямых и кривых линий, мусульманское изобразительное искусство достигло совершенства. Основной художественный акцент идет на внутреннее убранство зданий (фрески и мозаику). Появляются сложные решения фасадов зданий, декорированных многообразными и многочисленными скульптурами, резными украшениями, барельефами.

Эпоха Возрождения позаимствовала многие приемы искусства, появившиеся во времена античности. В это время скульптура вновь начинает широко использоваться при формировании открытых городских пространств. В садах Барокко она начинает занимать важное место и участвовать в формировании композиции парка. Скульптурой украшают партеры и фонтаны, она обрамляет симметрично расположенные лестницы и аллеи, местом ее расположения могут быть монументальные ворота парка или стриженые стенки со специальными нишами.

Особое внимание уделялось излишней декоративности и парадности всех элементов, роскошное использование цвета. Изображения человека стали более динамичными, театральными, в них явно отражались эмоции. Часто для формирования пространства применялись «обманки» - рисунки, изображающие на плоскости не существующие в реальности объемы и детали архитектуры.

Иначе развивалось искусство Китая. Скульптур было мало, и они изображали животных или птиц. Чаще всего это были бронзовые или медные драконы, птицы, каменные черепахи. Чаще скульптуру заменяют отдельно стоящими декоративными камнями, поставленными на постаменте или собранными в специальные композиции.

В искусстве ХУШ-Х1Х веков возникло повышение интереса к индивидуальности личности, к внутреннему миру человека, что отразилось в детализации художественных и скульптурных изображений. В последней декаде XIX века появляется стиль модерн, характерной чертой которого является отказ от четких прямых линий и углов и использование плавных, «природных» линий, применение новых технологий при работе с металлом и стеклом. С XIX в. скульптура начинает встречаться в мемориальных ансамблях города. Ее устанавливают в виде памятников или памятных композиций на местах исторических битв и массовых захоронений. Скульптура носит не только эстетический характер и идеологический замысел, но и становится информационной частью города, выходя за пределы внутреннего пространства на улицы.

В XX веке появляются новые направления в искусстве: авангард, экспрессионизм, модернизм, постмодернизм и т.д. Так экспрессионизм дал художникам возможность искажать действительность в своих работах. Кубизм позволил подчеркнуть условность форм и геометризировать их. Футуризм привнес динамичные композиции, где фигуры раздроблены и пересекаются острыми углами, где преобладают спиралевидные и конусовидные формы.

Особое внимание необходимо уделить теории супрематизма К.Малевича и предпринятой им попытке выхода живописи в архитектурное пространство г.Витебск. Несомненно важными являются исследования теоретических взглядов художников Тео Ван Дусбурга (1883-1931) и Пита Мондриана (группа «Стиль»), стремившихся создать сообщество архитекторов и художников, разделявших принципы построения и эстетику абстракционизма.

Художники и архитекторы ХХ века заново переоценили понятие пространства, формы, объема и массы, выбора материалов и даже методы конструирования. Их работы представляют собой отход от реализма в сторону абстракции и стилизации образа.

XXI век богат различными направлениями в искусстве (поп-арт, концептуальное искусство, арте-повера, минимализм, оптическое искусство, кинетическое искусство, лэнд-арт, гипперреализм, цифровое искусство), экспозиции художественных работ которых изначально представлялись зрителю только в рамках выставок. Затем эти арт-объекты «вышли» в городское пространство, превратив его в своеобразную галерею под открытым небом. В 1960-х годах появилось новое понятие «инсталляция» -пространственная композиция из различных элементов, представляющая собой художественное целое.

Кинетическое искусство (от гр. kinetikos - приводящий в движение), связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики, оказало влияние на развитие инсталляции. Кинетизм использует прием синтеза искусств: движение объекта в пространстве может дополняться эффектами светомузыки и видеопроекциями.

В к. 60-х — нач. 70-х гг в Италии появилось новое направление в исскустве - арте повера (итал. arte povera — бедное искусство), получившее достаточно широкое распространение в других странах Европы. В основе его лежит создание объектов и инсталляций из простых предметов обыденной жизни, подобранных на свалках отбросов и принадлежавших, как правило, к обиходу мало обеспеченных слоев населения — мешков, веревок, старой поношенной одежды и обуви, элементарных предметов домашней утвари, земли, песка, угля, старых тряпок, кожи, резины и т. п.

Множество художников (Марк Оливье, Анжела Поззи, Тадаши Кавамата, Армаа и др.) во всем мире работают в данном направлении. Например, Тадаши Кавамата посвятил серию инсталляций из мусора «Under the Water» цунами,

обрушившемуся на Японию в марте 2011-го года. Композиция представляет собой объемно - пространственную сетку, которая, по мнению художника, должна символизировать «ловушку» для всего человечества.

Проанализировав исторический этап становления ОПК (скульптуры и инсталяции) (табл. 1.2 часть 1; табл. 1.2 часть 2), ее условно можно разделить на виды: скульптура Древнего Мира (культовая скульптура); средневековая скульптура (носящая мифологический характер); скульптура эпохи Возрождения (скульптура или скульптурная группа, обладающая идеологическим смыслом); «зеленая скульптура» (зарождается с появлением топиарного искусства в Древнем Риме), инсталляция (появляется в XXI веке).

Исторически сложившиеся художественные приемы в формировании горизонтальных поверхностей (табл. 1.3): оформление горизонтальных поверхностей мозаикой (появилось в Древнем Мире); цветочное оформление; декоративное мощение дорожек; искусство «мадоннари» (2-х мерные изображения на религиозную тематику в Италии в XVI веке); использование живописных приемов в мощении горизонтальных поверхностей.

Исторически сложившееся влияние живописи на фронтальные композиции в городской среде (табл. 1.4): роспись стен на тему пейзажей и мифологических сюжетов (Древняя Греция); роспись стен, имитирующая объемные архитектурные элементы (Древний Рим); роспись стен в «садах-обманках» (эпоха Барокко и Классицизма).

1.2 Особенности влияния пространственных видов искусства на

формирование городской среды

Использование разнообразных художественных средств, при формировании городского интерьера, в настоящее время стало популярно. Так все необычнее становятся формы объемно-пространственных композиций, которые все чаще прибегают к различным направлениям современного искусства, ассоциативным сопоставлениям, иногда доводя ассоциативность до

присущего архитектуре уровня. Использование цвета в архитектуре, дает возможность создания суперграфических комбинаций, которые противопоставляются привычной городской среде. «Многие технические, инженерные сооружения, воплощенные в формах, далеко превосходящих по выразительности их утилитарные задачи, превращаются в своеобразные «суперрскульптуры», оказывая влияние на формообразование в традиционных сферах пластических искусств». [106, с.166]

Так возникает новое понимание художественной среды города, где соподчиненность и взаимодействие требуется от всех объектов и деталей пространства. В городских интерьерах активно используются возможности пластических видов искусств для прямого изображения волнующих общество идей средствами живописи и скульптуры. В любом случае художественные объекты и композиции не являются как бы «приложением» к существующей архитектурной среде. Они либо идут в одном ключе с ней, являясь дополнением, либо взаимовыгодно противопоставляются. Архитектурная среда выступает как пространство, «сцена для выступления» разных искусств. В большинстве случаев само ограждение пространства подсказывает ритм, формы живописи и скульптуры.

1.2.1 Применение объектов ОПК (скульптуры, инсталляции) для формирования общественных пространств. Анализ отечественного

и зарубежного опыта

Под объемно-пространственной композицией обычно понимают структуру (строение) художественного произведения, расположение его отдельных частей в определенной системе, подчиненной принятому замыслу. «Композиция - это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием» [67] . Замечено, что одни сочетания объемов и пространств вызывают у зрителя ощущение легкости,

праздничности, другие сочетания тех же объемов ассоциируются с ощущениями тяжести, придавленности. [91]

Количественные изменения объёмно-пространственных форм и их сочетаний (величина, масса, положение в пространстве, пропорции и т.д.) создают эмоционально-выразительную и содержательно заданную объёмно-пространственную композицию [91].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Енютина Екатерина Дмитриевна, 2015 год

Библиографический список

1. Азизян, И. А. Теоретическое осознание рождения авангарда и модернизма. Очерки истории и теории архитектуры Нового и Новейшего времени / под. ред. И. А. Азизян. - СПб.: Коло, 2009. - 656 с.

2. Алексеева, В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор / В.В. Алексеева. - М.: Советский художник, 1991. - 240 с.

3. Анисимова, Л.В. Городской ландшафт. Социально - экологические аспекты проектирования: учебное пособие / Л.В. Анисимова. - Вологда: ВО ГТУ, 2002.

- 192 с.

4. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

5. Архитектура, строительство, дизайн / Архитектурный журнал // [Электронный ресурс] www.archjournal.ru (дата обращения: 12.06.2012).

6. Асс, Е.В. Дизайн в контексте городской среды. Некоторые теоретические и творческие проблемы / Е.В. Асс // Техническая эстетика. Проблемы дизайна городской среды. - М.: ВНИИТЭ, 1981. - №29. - С. 32.

7. Ахмедова, Е.А. Эстетика архитектуры и дизайна: учебное пособие / Е.А. Ахмедова; Самарск. гос. арх. - строит. ун - т. - Самара, 2007. - 432с.

8. Ахмедова, Л.С. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города: дис. ... к. арх. / Л.С. Ахмедова; Нижегор. гос. арх. - строит. ун - т. - Нижний Новгород, 2009. - 153 с.

9. Базазьянц, С. Б. Художник, пространство, среда. Монументальное искусство и его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и город / С.Б. Базазьянц. - М.: Советский Художник, 1983.

- 240 с.

10. Безухова, Л.Н. Шрифт в работе архитектора / Л.Н. Безухова, Л.А. Юмагулова. - М.: Архитектура - С, 2007. - 165 с.

11. Белов, М.И. Дизайн пешеходной улицы: автореф. дис. ... к. арх. - М. 2012. [Электронный ресурс] http://cheloveknauka.com/dizayn-peshehodnoy-ulitsy (дата обращения: 12.07.2014).

12. Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник / Ю.Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2002. - 511с.

13. Бунин А.В. История градостроительного искусства / Ю.Б. Бунин, Г.Ф. Саваренская. - М.: Стройиздат, 1979. - Т.2. - 410 с.

14. Быстрова, Т.Ю. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне: учеб. пособие / Т.Ю.Быстрова. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. - С.34.

15. Верди, В. Г. ETC world of light // Сайт компании ETC Russia. - 2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.videomapping.ru (дата обращения: 19.02.2012).

16. Видео-маппинг // Игры света. - 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.arhinovosti.ru/2011/11/21/video-mapping (дата обращения: 19.02.2013).

17. Витюк, В.Ю. Научная публикация. Виджет-архитектура как новое архитектурное направление информационной эпохи. Электронный журнал: Архитектон: известия вузов. - 2011. - № 34. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archvuz.ru/2011_2/1. (дата обращения: 7.02.2014).

18. Власов, В.Г. Дизайн - архитектура и XXI век. Электронный журнал: Архитектон: известия вузов. - 2013. - № 41. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archvuz.ru/2013_1/1 (дата обращения: 26.11.2014).

19. Войницкий, П.В. Городская скульптура. Новости Союза Архитекторов России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.archi.ru/uar/type_4.html (дата обращения: 25.01.2014).

20. Габайдулина, С. Цвет как психологическая характеристика городской среды / С. Габайдулина // Колористика города (материалы международного семинара). - М., 1990. - Т. 1. - С.175-181.

21. Гейл, Я. Города для людей / Я. Гейл. - М.: КРОСТ, 2012. - 277 с.

22. Гельфонд, А.Л. Научная статья. Архитектурно-художественный синтез как средство диалога / А.Л. Гельфонд, М.В. Дуцев // Приволжский научный журнал. - 2010. - №4. - С. 147 - 152.

23. Гидион, З. Пространство, время, архитектура / З. Гидион. - М.: Стройиздат, 1984. - 455 с.

24. Глазычев, В.Л. Эволюция творчества в архитектуре / В.Л. Глазычев. - М: Стройиздат, 1986. - 477 с.

25. Граффити в рекламе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/graffiti-v-reklame-264605/ (дата обращения: 22.11.2014).

26. Гутнов, А.Э. Города и люди / А.Э. Гутнов. - М.: МП Ладья, 1993. - 320 с.

27. Данилова, Э.В. Формообразующие методы в живописи и скульптуре начала ХХ века: учебное пособие/ Э.В. Данилова; Самарск. гос. арх.-строит. ун-т. - Самара, 2004. - 128 с.

28. Дашкевич, Е.В. Изучение качества среды перефирийных районов города: доклад науч. конф. / Е.В. Дашкевич. - Сибирский федеральный университет. [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/s002-040.pdf (дата обращения: 12.03.2014).

29. Дженкс, Ч. Новая парадигма в архитектуре / Ч. Дженкс // Проект International. - 2003. - № 5. - С. 98-112.

30. Дубина, И.Н. Телекоммуникационное искусство [Электронный ресурс] / И.Н.Дубина // сайт Библиотека RIN.RU - Режим доступа: http://lib.rin.ru/doc/i/41909p.html (дата обращения: 09.02.2013).

31. Дуцев, М.В. Современные авторские концепции архитектурно-художественного синтеза / М.В. Дуцев // Известия КГАСУ. - Казань, 2012 (январь).

32. Енютина, Е.Д. Классификация различных уровней архитектурно-художественных ОПК (скульптуры и инсталляции) и архитектуры / Е.Д. Енютина // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - Белгород, 2014. - №4. - С.41-44.

33. Енютина, Е.Д. Трансформация городского пространства с помощью новых технологий на примере видеомэппинга // Электронный журнал Архитектон: известия вузов. - Екатеринбург, 2013. - № 43. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://archvuz.ru/2013_3/19 (дата обращения: 19.03.2013).

34. Енютина, Е.Д. Трансформация художественных идей изобразительного искусства в архитектурное пространство/ Е.Д. Енютина // Вестник МГСУ. -М., 2014. - №4. - С. 7 - 13.

35. Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды: учеб. для вузов / А.В. Ефимов. - М.: Архитектура-С, 2004. - 504 с., ил.

36. Ефимов, А.В. Колористика города / А.В. Ефимов. - М.: Стройиздат, 1990. -265 с.

37. Забельшанский, Г.Б., Миневрин, Г.Б., Раппопорт, А.Г., Сомов, Г.Ю. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г.Б. Забельшанский, Г.Б. Миневрин, А.Г. Раппопорт, Г.Ю. Сомов. - М.: Стройиздат, 1985. - 208 с.

38. Заславская, А.Ю. «Стрит-арт» или искусство уличных интервенций / А.Ю. Заславская, М.М. Серова // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. - 2012. - Вып. №1. - С. 11 - 16.

39. Зитте, К. Художественные основы градостроительства / К. Зитте. - М.: Стройиздат, 1993. - 255 с.

40. Иконников, А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве / А.В. Иконников. - М.: Комкнига, 2006. - 352 с.

41. Иконников, А.В. Архитектура и история / А.В. Иконников. - М.: ARXITECTURA, 1993. - 252 с.

42. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие / В.Б. Кашкин. - Воронеж: ВГТУ, 2000. - 175 с.

43. Канаткин, А.С. Психология восприятия архитектуры жилой среды // Электронный журнал Архитектон: известия вузов. - Екатеринбург, 2010. - № 30. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archvuz.ru/2010_22/43 (дата обращения: 19.03.2012).

44. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория: учеб. Пособие / Н.А. Ковешникова. - М.: Омега - Л, 2005. - 326 с.

45. Кондратьева, К.А. Дизайн и экология культуры / К.А. Кондратьева. - М.: МГХПУ им. Строганова, 2000. - 105 с.

46. Кополла, Ф. Официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sfaustina.com/portfolio/design-projects/ (дата обращения: 5. 07. 2012).

47. Копытин, И.А. Арт-терапия - новые горизонты / И.А. Копытин. - М: Когито-Центр, 2006. - 336 с.

48. Краснова, О.Б. Искусство ХХ века. Энциклопедия / О.Б. Краснова. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 352 с.

49. Крашенинников, А.В. Жилые кварталы: учеб. пособие для архит. и строит. спец. вузов / А.В. Крашенинников; под общ. ред. Н.Н. Миловидова, Б.Я. Орловского, А.Н. Белкина. - М.: Высш. шк., 1988. - 87 с.

50. Кулененок, В.В. Введение в срдовое и дизайн-проектирование / В.В. Кулененок. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2010. - 161 с.

51. Культорология. РФ. Сайт о современном искусстве [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kulturologia.ru/ (дата обращения: 25.05.2014).

52. Курочкин, В.А. Научная публикация. Экологическая тематика в городском арт-дизайне. Архитектон: известия вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archvuz.ru/2013_2/16. (дата обращения: 15.02.2014).

53. Лаврентьев, А.Н. История дизайна: учеб. пособие / А.Н. Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2007. - 303 с.

54. Ландер, И.Г., Кубах, А.Х. Видео -маппинг как новая форма творчества, его виды и возможности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2661-2012-05-21-07-38-11 (дата обращения: 02.05.2013).

55. Лекарева, Н.А. Ландшафтная архитектура и дизайн. Традиции и современность: учебное пособие / Н.А. Лекарева; Самарск. гос. арх.-строит. ун-т. - Самара, 2005. - 212 с.

56. Лекарева, Н.А. Креативные задачи в обучении ландшафтному моделированию // Электронный журнал Архитектон: известия вузов. -Екатеринбург, 2010. - № 29 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archvuz.ru/2010_1/13 (дата обращения: 11. 05. 2012).

57. Лекарева, Н.А. Моделирование как творческий метод в высшем образовании архитектора / Н.А. Лекарева // Фундаментальные исследования. -М., 2007. - №7 - С. 97 - 99.

58. Ли, Дж. Трехмерная графика и анимация / Дж. Ли, Б. Уэр. - 2-е изд. - М.: Вильямс, 2002. - 168 с.

59. Малахов, С.А. Композиционный метод как причина исчезновения традиционного языка и традиционной функции. Этапы генезиса метода / С.А. Малахов // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. - 2013. - Вып. №4. - С. 19 - 23.

60. Мартынов, Ф.Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне: учебное пособие / Ф.Т. Мартынов. - Екатеринбург: Уральский архитектурно-художественный институт, 1992. - 107 с.

61. Медведев, М.А. Исследование эстетического в интерактивной городской скульптуре // Электронный журнал Архитектон: известия вузов. -Екатеренбург, 2009. - №26 (приложение) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archvuz.ru/2009_22/43 (дата обращения: 30.04.2012).

62. Медиа архитектурный институт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediaarchitecture.org/ (дата обращения: 23.04.2013).

63. Миневрин, Г.Б. Дизайн архитектурной среды: учебное пособие / Г.Б. Миневрин // МАРХИ. - М., 2004. - 112 с.

64. Миневрин, Г.Б. Дизайн: Иллюстрированный словарь - справочник / Г.Б. Миневрин, В.Т. Шимко, и др. - М.: Архитектура - С, 2004. - 284 с.

65. Мировые архитекторы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.world-architects.com/ (дата обращения: 24.04.2014).

66. Миронов, А. М. История античного искусства / А.М. Миронов. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 304 с.

67. Михайлов, С.М. Дизайн города: основные этапы исторического развития / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова, Н.М. Надыршин // Вестник Оренбургского государственного университета, 2014. - № 5. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2014_5/1.pdf (дата обращения: 01.11.2014).

68. Михайлов, С.М. Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности. Исторический аспект / С.М. Михайлов // Журнал Дизайн Ревю,

2011. - №1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://design-review.net/index.php?show=article&id=219&year=2009&number=1 (дата обращения: 22.09.2013).

69. Монахова, Л. П. Стилевые приоритеты и культура повседневной реальности в проектном мышлении второй половины XX века / Л.П. Монахова // Проблемы дизайна . - М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 2011. - С. 56-57.

70. Музей актуального искусства [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.art4.ru (дата обращения: 14.04.2012).

71. Нефедов, В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В.А. Нефедов. - СПб., 2002. - 294 с.

72. Нефедов, В.А. Городской ландшафтный дизайн / В.А. Нефедов. - СПб.,

2012. - 317 с.

73. Нефедов, В.А. Среда культурного диалога // Зеленый город. - 2014 (март -май). - №2(9) - С. 31 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://issuu.com/alexanderandrianov/docs/green_09_green (дата обращения 12.02.2015).

74. Новости архитектуры и дизайна. Рубрика «маппинг». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.arhinovosti.ru/category/video_mapping/ (дата обращения: 14.03.2011).

75. Норенков, С.В. Архитектоника и синархия: концептуальное проектирование и моделирование: монография. Ч. 1 / С.В. Норенков; Нижегор. гос. архитектур .- строит. ун-т. - Н. Новгород, 2005. - 268 с.

76. О формировании архитектурно-художественной взаимосвязи скульптурных объектов и городского пространства // Тезисы конференции / Архитектон: известия ВУЗов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archvuz.ru/2005_2/43 (дата обращения: 30.04.2013).

77. Обухова, А. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. 19601970-е. История живописи. XX век / А. Обухова, М. Орлова. - М.: Галарт, 2001. - 175 с.

78.Ожегов, С.С. История ландшафтной архитектуры: учеб. для вузов / С.С. Ожегов. - М.: Ладья, 1994. - 96 с.

79. Орельская, О.В. Современная зарубежная архитектура / О.В. Орельская. -М.: Академия, 2006. - 272 с.

80. Официальный сайт студии Джейсон Брюгге [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jasonbruges.com/projects/uk- Computer Arts (February 2006). New Faces 2006 (дата обращения: 09.02.2015).

81. Пунин, А.Л. Искусство Древнего Египта: Раннее царство. Древнее царство. Новая история искусства / А.Л. Пунин. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 424 с.

82. Предеина, А.М. Футуристические концепции прошлого в архитектуре настоящего // Архитектон: известия вузов - Екатеринбург, 2012. - № 38 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archvuz.ru/2012_22/65 (дата обращения: 11. 06. 2012).

83. Радионченко, Е.Д. (Енютина) Бетонная стена как арт-объект городской среды / Е.Д. Радионченко // Традиции и инновации в строительстве и архитктуре: материалы 67-й Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР 2009 года / СГАСУ. - Самара, 2009. - С.303-304.

84. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. -М.: Архитектура - С, 2005. - 327 с.

85. Светопропускающий бетон. Режим доступа: http://www.worldarchitecturenews.com/index.php?fuseaction=wanappln.projectvie w&upload_id=22041. (дата обращения: 24.04.2014).

86. Севостьянов А.В. Градостроительство и планировка населенных мест /

A.В. Севостьянов, Н.Г. Конокотин. - М.: КолосС, 2012. - 398 с.

87. Смекалов, И.В. Живопись как модель организации средового подхода в дизайне / И.В. Смекалов // Вестник МГУКИ. - М., 2009. - С. 25 - 29.

88. Смекалов, И.В. Роль живописи в проектной культуре средового дизайна: дис. ... к. иск. / И.В. Смекалов; Всероссийский научно - исследовательский инст. техн. эстетики. - М., 2009. - 149 с.

89. Смоленская, Е.О. Метод моделирования открытых архитектурных пространств в городской среде (на примере города Самары): дис. ... к. арх. - Н. Новгород, 2004. - 200 с.

90. Старкова, О.В. Приемы изобразительных искусств в создании архитектурных арт-объектов // Электронный журнал Архитектон: известия вузов. - Екатеринбург, 2010. - № 22 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archvuz.ru/2010_22/5 (дата обращения: 24.12.2012).

91. Степанов, А.В. Объемно-пространственная композиция / А.В. Степанов,

B.И. Мальгин, Г.И. Иванова. - М.: Архитектура-С, 2007. - 256 с.

92. Ткачев, В.Н. Архитектурный дизайн / В.Н. Ткачев. - М.: Архитектура - С, 2006. - 352 с.

93. Урбах, А.И. Архитектура городских пешеходных пространств / А.И. Урбах, М.Т. Лин. - М.: Стройиздат, 1990. - 200 с.: ил.

94. Усатая, Т.В. Основы проектирования архитектурной среды: учеб. пособие / Т.В. Усатая, О.М. Шенцова. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2008. -150 с.

95. Фарсинг, С. Искусство. Всемирная история: пер. с англ. / С. Фарсинг. - М.: Магма, 2014. - 576 с: ил.

96. Федоров, В.М. Мифосимволизм архитектуры / В.М. Федоров, И.М. Коваль. - М.: URSS, 2006. - С. 114-135.

97. Филин, В.А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, а что - плохо / В.А. Филин. - М.: МЦ Видеоэкология, 1997. - 320 с., ил.

98. Франсис, Д.К. Чинь. Архитектура. Форма, пространство, композиция / Чинь Д.К. Франсис. - М.: Астрель, 2005. - 399 с.

99. Хадид, З. официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zaha-hadid.com/home (дата обращения: 12.03.2014).

100. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн.: Кн.2: Социальные проблемы / С.О. Хан-Магомедов. - М: Стройиздат, 2001. - 712 с., ил.

101. Художественные практики ХХ века как школа толерантности: учебно-методический комплекс / Уральский государственный университет им. А.М. Горького. - Екатеринбург, 2008. - 115 с.

102. Чуми, Б. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tschumi.com/ (дата обращения: 28.03.2014).

103. Швидковский, О.А. Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство / О.А. Швидковский. - М.: Стройиздат, 1984. - 280 с.

104. Щепетков, Н.И. Световой дизайн города / Н.И. Щепетков. - М.: "Архитектура-С", 2006. - 320 с.

105. Шимко, В.Т. Архитектурно- дизайнерской проектирование городской среды: учебник / В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2006. - 384 с.; ил.

106. Шимко, В.Т. Комплексное формирование архитектурной среды: учебное пособие / В.Т. Шимко; МАРХИ. - М., 2000. - 108 с.

107. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учеб. пособие / В.Т. Шимко. - М.: Архитектура - С, 2004. - 160 с.: ил.

108. Шуази, О. История архитектуры: в 2 т. / О. Шуази. - М.: В. Шевчук, 2008. - 544 с., 696 с.

109. Шукурова, А.Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ века / А.Н. Шукурова. - М.: Стройиздат, 1990. - 318 с.

110. Шутемова, Е.А. Универсальность художественного метода как инструмента дизайн-деятельности / Е.А. Шутемова // Электронный журнал Архитектон: известия вузов. Екатеренбург, 2007. - № 18 (приложение) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archvuz.ru/2007_22/4 (дата обращения: 28.10.2014).

111. Яргина, З.Н. Эстетика города / З.Н. Яргина. - М.: Стройиздат, 1991. - 366 с.

112. Ярошенко, Б.М., Ярошенко Н.Н. Зарубежная история архитектуры с древнейших времен до эпохи просвещения / Б.М. Ярошенко, Н.Н. Ярошенко / СГАСУ. - Самара, 2001. - 400 с.

113. Энджел, Э. Интерактивная компьютерная графика / Э. Энджел. — 2-е изд. — М.: Вильямс, 2001. - 372 с.

114. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krugosvet.ru (дата обращения: 28.10.2014).

115. Deborah, D. The Organic Approach to Architecture / D. Deborah, Z. Kuz. -Great Britain, 2003. - 190 p.

116. Derek, T. Architecture and the Urban Environment - A Vision for the New Age / T. Derek. - NY: Architectural Press, 2002. - 223 р.

117. Dimagog. Видео-маппинг // Игры света. — 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.arhinovosti.ru/2011/11/21/video-mapping (дата обращения: 05.07.2012).

118. Deicher, S. Piet Mondrian, 1872—1944: structures in space / S. Deicher. -Köln: Benedikt Taschen, 1995. - 256 p.

119. Eniutina, E.D. Formazione di ambiente architettonico moderno con le nuove tecnologie media architettura / E.D. Eniutina // Italian Science Review. - 2014. - № 5. - PP. 9-12.

120. Fowkes, M. Principles of Sustainability in Contemporary Art / M. Fowkes, R. Fowkes // central European contemporary art review. - 2006. - № 1. - РР. 5-12.

121. Haeusler, M. New Media Facades / M. Haeusler, M. Tomitsch , G. Tscherteu. - Ludwigsberg: Avedition, 2012. - 248 p.

122. Jacobson, R. Information Design / R. Jacobson. - NY: MIT press, 1999. -373 p.

123. Keser, K. Variations on POP ART / K. Keser. - Budapest, 1994. - 254 p.

124. Public Art Lab [Электронный ресурс] Режим доступа: www.publicartlab-berlin.de/projects-2/media-fasades-festivals/media-facades-festival-europe-2010/. (дата обращения: 20.04.2012).

125. Uffelen, С. Street Furniture / C. Uffelen. - NY: Braun Publishing AG, 2010. -255 p.

126. Tschumi, B. Le parc du vingt et unième siècle, in Jardin et paysages / B. Tschumi. - NY. 2007. - 554 p.

127. Wilson, S. Information Arts: Interaction of Art, Science, and Technology / S. Wilson. - NY: Cambridge, 2002. - 157 р.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный архитектурно-строительный университет»

На правах рукописи

Енютина Екатерина Дмитриевна

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Специальность 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Том II

Научный руководитель: Лекарева Нина Афанасьевна канд. архитектуры, профессор

Самара - 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. Исторический обзор применения художественных средств формирования городской среды 6

Табл. 1.1 Эволюция развития художественного подхода к формированию городской среды

Табл. 1.2 (Часть 1) Исторически сложившиеся этапы становления

ОПК (скульптуры, инсталляции) в городской среде 8

Табл. 1.2 (Часть 2) Исторически сложившиеся этапы

становления ОПК (скульптуры, инсталляции) в городской среде 9

Табл. 1.3 Исторически сложившиеся художественные приемы в формировании горизонтальных поверхностей 10

Табл. 1.4 Исторически сложившееся влияние живописи на фронтальные композиции в городской среде 11

Табл. 1.5 Применение объектов ОПК (скульптуры,инсталляции) для формирования общественных пространств. Анализ

отечественного и зарубежного опыта 12

Табл. 1.6 (Часть 1) Анализ применения плоскостных арт-объектов

(горизонтальные поверхности, фронтальные композиции) 13

Табл. 1.6 (Часть 2) Анализ применения плоскостных

арт-объектов (горизонтальные поверхности, фронтальные

композиции) 14

Табл. 1.7 Классификация видов объектов

монументально - декоративного искусства и арт-объектов

в городской среде. Определение понятия «арт-объект» 15

Табл. 1.8 Классификация видов объектов

монументально - декоративного искусства и арт-объектов

в городской средеарт-объектов 16

Табл. 1.9 Анализ творческих концепций, оказавших влияние

на трансформацию искусства в городскую среду 17

Табл. 1.10 (Часть 1) Классификация комплекса искусств, используемых

в формировании художественного облика городской среды 18

Табл. 1.10 (Часть 2) Классификация комплекса искусств, используемых

в формировании художественного облика городской среды 19

ГЛАВА 2. Развитие художественного подхода к формированию современной городской среды 20

Табл. 2.1 Развитие художественного подхода к формированию современной городской среды 21

Табл. 2.2 Схема район Дефанс, г. Париж, Франция с указанием

расположения в нем объектов монументально декоративного

искусства и арт-объектов на 2014 год 22

Табл. 2.3 Схема района Дефанс, г. Париж, Франция с указанием

расположения различных видов объектов монументально - декоративного

искусства и арт-объектов. Схема района Дефанс, г. Париж, Франция

с указанием расположения различных видов объектов

монументально - декоративного искусства и арт-объектов

по отношению к архитектурной среде. Схема зонирования района

Дефанс, г. Париж, Франция по расположению объектов

монументально - декоративного искусства и арт-объектов в городском

пространстве 23

Табл. 2.4 Схема район Кэнери Уорф, Лондон, Великобритания

с указанием расположения в нем объектов

монументально - декоративного искусства и арт-объектов

на 2014 год 24

Табл. 2.5 Схема района Кэнери Уорф в Лондоне с указанием

расположения объектов монументально - декоративного

искусства и арт-объектов. Схема района Кэнери Уорф в Лондоне

с указанием расположения объектов монументально - декоративного

искусства и арт-объектов по отношению к архитектурной среде.

Схема зонирования района Кэнери Уорф в Лондоне по

расположению объектов монументально - декоративного

искусства и арт-объектов в городском пространстве

Табл. 2.6 (Часть 1) Объекты монументально - декоративного

искусства и арт-объекты. Район Кэнери Уорф, Лондон, Великобритания

Табл. 2.6 (Часть 2) Объекты монументально - декоративного

искусства и арт-объекты. Район Кэнери Уорф, Лондон, Великобритания

Табл. 2.6 (Часть 3) Объекты монументально - декоративного

искусства и арт-объекты. Район Кэнери Уорф, Лондон, Великобритания

Табл. 2.6 (Часть 4) Объекты монументально - декоративного

искусства и арт-объекты. Район Кэнери Уорф, Лондон, Великобритания

Табл. 2.7 Новые технологии и материалы, как предпосылки

нового этапа в творческой деятельности архитекторов и дизайнеров.

Видеомэппинг 30

Табл. 2.8 Новые технологии и материалы, как предпосылки

нового этапа в творческой деятельности архитекторов и дизайнеров.

Медиаархитектура 31

Табл. 2.9 Историческое развитие методов формообразования

в классической архитектуре (Доктор искусствоведения Власов В.Г.)

Табл. 2.10 Роль арт-объекта в психологических аспектах восприятия

городской среды 33

Табл. 2.11 Способы моделирования формы арт-объекта 34

Табл. 2.12 Влияние цвета на формообразование и пространственное восприятие арт-объектов 35

Табл. 2.13 Особенности размещения арт-объекта в архитектурном пространстве 36

Табл. 2.14 Схема района Арабиаранта г.Хельсинки, Финляндия с размещением арт-объектов 37

Табл. 2.15 Формирование визуальных границ архитектурного пространства. Ограждение (вертикальные границы пространства) 38

Табл. 2.16 Формирование визуальных границ архитектурного пространства. Планшет (горизонтальная основа пространства) 39

ГЛАВА 3. Принципы использования художественных средств для формирования общественных пространств 40

Табл. 3.1 Синтез искусств, как основа для формирования

архитектурного пространства в контексте художественного подхода.

(на примере парка Ла Виллет, г.Париж, Франция)

Табл. 3.2 Схема парка Ла Виллет во Франции с указанием

размещения в нем арт-объектов 42

Табл. 3.3 (Часть 1) Виды арт-объектов, представленных в парке

Ла Виллет во Франции 43

Табл. 3.3 (Часть 2) Виды арт-объектов, представленных

в парке Ла Виллет во Франции 44

Табл. 3.4 Принципы использования художественных средств для формирования общественных пространств 45

Табл. 3.5 (Часть 1) Принцип трансформации художественных идей изобразительного искусства в архитектурное пространство 46

Табл. 3.5 (Часть 2) Принцип трансформации художественных идей изобразительного искусства в архитектурное пространство 47

Табл. 3.6 Принцип взаимодействия человека с арт-объектами в архитектурной среде. Формирование интерактивных арт-объектов, как системы аттрактов городской среды 48

Табл. 3.7 Принцип взаимодействия человека с арт-объектами в архитектурной среде. Трехмерные графические изображения на горизонтальных и вертикальных поверхностях городского пространства, создающие иллюзию присутствия несуществующих объектов 49

Табл. 3.8 Принцип провокации в дизайне архитектурной среды. "Экология". Пропаганда здорового образа жизни 50

Табл. 3.9 Принцип провокации в дизайне архитектурной среды. "Обучение". Использование в формировании среды литературных сюжетов 51

Табл. 3.10 Принцип провокации в дизайне архитектурной среды. "Призыв". Использование в формировании среды социальных тем 52

Табл. 3.11 Принципы использования новых технологий цифровых изображений для повышения аттрактивности среды Табл. 3.12 (Часть 1) Принцип сценарного подхода формирования среды («среда-событие»). На примере арт-парка Никола Ленивец в России

Табл. 3.12 (Часть 2) Принцип сценарного подхода формирования среды («среда-событие»). На примере арт-парка Никола Ленивец в России

Табл. 3.13 Художественно-эстетическая концепция формирования общественного пространства на уровне гипотетической модели Табл. 3.14 Схема г.Самары в России с указанием расположения в нем объектов монументально - декоративного искусства и арт-объектов на 2014 год

57

56

54

55

Табл. 3.15 Схема г.Самары в РФ с указанием расположения различных видов объектов монументально - декоративного искусства и арт - объектов. Схема г.Самары в РФ с указанием расположения объектов монументально - декоративного искусства и арт - объектов по отношению к архитектурной среде. Схема зонирования г.Самары в РФ с указанием расположения различных видов объектов монументально - декоративного искусства и арт - объектов в городском пространстве 58

Табл. 3.16 (Часть 1) Концепция развития художественной среды города Самара 59

Табл. 3.16 (Часть 2) Концепция развития художественной среды города Самара 60

Табл. 3.16 (Часть 3) Концепция развития художественной среды города Самара 61

Глава 1

Исторический обзор применения художественных

средств формирования городской среды

•I— г V 1 j

*Ocwoip полей неОочупсмл" и г , M ii ix4

Древний мир

Средневековье возр-е^к.

I о- г У

Искусство 19-20 в.

Искуство21 в.

<

ф а о > s

о ^

о <

о а о

s

I

а

СО

о а s

Эстетический образ исторической эпохи

фараон, боги, божественные существа человек - бог, человек - герой

двй>№нйеГдг5апй'ровка, 1ТрораБотка"лётале"й,' симметричность форм -____и______ _<жу^пг/рны^ портрет _

отсутствие индивидуального характера точная передача натуры

религиозный образ, мистические

существа вытянутые'фигуры', тело скрыто одеждами большое внимание уделяется передаче внутреннего духовного мира

раскрытие мира чув фантазий, душевнн порывов 1 дс

большое значение'] придается цвету, В цветовым отношениям

Расположение в городском пространстве объемно- пространственных ko/v

ал ••• fi □ fi

скульптура тесно взаимодействует с архитектурой

{располагается перед дворцами и храмовыми комплексами. Линейное расположение Центральное расположение I Камерное пространство

является частью наружного декора) (аллеи героев) на площади (внутренние дворы монастырей] расположение I

(статуи императоров в Др. Риме) ЩЛ на плошали

Расположение в пространстве плоскостных художественных изображений

П П О I □

Линейное расположение (аллеи героев)

Центральное расположение на площади (статуи императоров в Др. Риме)

Камерное пространство (внутренние дворы монастырей]

Центральное расположение на площади

Художественные изображения (фрески) встречаются только внутри здания

Художественные изображения (фрески) встречаются только внутри здания

Фронтальные художественные изображения (фрески) встречаются только внутри здания

Горизонтальные художественные изображения (декоративное мощение)

Фронтальные художественные изображения на фасаде эдония

кий идеал всё больше склоняется вначале к адекватному Отображению и а искусове, о 5сттеИ- к признанию общественною значения 1едение расс матривалось с точки зрения его воздействия на

■В внедрения им новых идей -лногих направлений и теории в искусстве (поп-арт, кинетическое иск во, кубизм, футуризм и т.д.}

утрирование формы, ограничение цветовой палитры

юзиций (скульптуры, инсталляции

на ттервый п?;аргв№отиги№ршижуалбдасгь __каж^шго_художественно[о объекта_

^ЩндрбршиаФРЕМ^шеЕиалов. использование новых технологий при проектирование

И Ci ульптуры в йыетпвочы.еШ гцюстронстве

Барельеф на фасада* зданий

лудожвс

изображения На поверхност общественногс фон сп орта

изоброженн ■lû фОООДе клО

!

«_____ Свободное Художественные

расположение изображения

инсталляции и на поверхности

скульптуры общественного

в городском пространстве транспорта

Фронтальные художественные изоброжения на фасаде здания

Горизонтальные художественные изображения (декоративное ношение]

О <

Ф

а

0 х

-Q

1

I

ф

СО

I—

О ф

*

0 <

>

X к

s

1

ф

I

ф

ю о > s

s ^

о ф

о

2

Рис. 1

Ламассу, крылатый страж, Новоассирийское царство, устанавливали перед входом в публичные здания. 850 г. до н,э, Источник: Искусство. Всемирная история./ Под ред.С.Фарсинга.-пер.с англ.-М.: ООО"Магма", 2014.-576с.

Рис. 2

Статуя фараона Рамсеса II перед библиотекой, Луксор, Египет. 1350 г. до н.э. Источник: http://knigibest.clan.su/publ/

Рис. 3

«Зеленая скульптура» (зарождается с появлением топиарного искусства в Древней Греции

Лонгвуд-сады, Пенсильвания

Источник: электронный ресурс об архитектуре

и дизайне. Режим доступа: http://archinect.com/

Рис. 4, 5

Конная статуя Марка Аврелия. Неизв. автор. Капитолийская пл., Рим, Италия, 164-166 год Источник: Искусство. Всемирная история./ Под ред.С.Фарсинга.-пер.с англ.-М.: ООО"Магма", 2014.-576с.

Ф

< -

Ф -9

а <

& ®

2

с

0 ^

1

о

о

у

о

а < &

аз О

5 5

X I О

со

О

а х

х о.

о о

^ ей

Ь

£ <

У а

О О X

.а I I

Ф

со

I—

О

Ф ф

<

00

0

1 О

*

О <

> X

о ^

I

ф

I

ф

§

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.