Художественный язык архитектуры конца XX - начала XXI века в категориях объемно-пространственной композиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Дадашева Марианна Михайловна

  • Дадашева Марианна Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)»
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 190
Дадашева Марианна Михайловна. Художественный язык архитектуры конца XX - начала XXI века в категориях объемно-пространственной композиции: дис. кандидат наук: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)». 2016. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дадашева Марианна Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

1.1. Истоки и причины глубоких изменений в миросознании и художественной культуре конца ХХ-начала XXI века

1.2. Опыт неоавангардных художественно-стилистических поисков в современной архитектуре

1.3. Лидеры архитектурного творчества и их влияние на общую картину современной архитектуры

1.4. Формально-стилистические особенности архитектуры конца ХХ-начала XXI века

1.5. Конфликт классической традиционной архитектурной эстетики и новой

модернистской образности

Выводы по I главе

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА АРХИТЕКТУРЫ В КАТЕГОРИЯХ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ

2.1. Опыт анализа категорий архитектурной композиции классической школы

2.2. Ризома как философская метафора и основа нового понимания категорий художественного языка архитектуры

2.3. Динамика архитектурной формы в новейшем художественном языке

Выводы по динамике

2.4. Проблема масштабности в архитектуре конца XX-начала XXI века

Выводы по масштабности

2.5. Эксперименты с атектоничностью архитектурной формы

Выводы по тектонике

2.6. Рождение нового выразительного языка световой архитектуры в проектном

творчестве

Выводы по II главе

ГЛАВА III. ОЦЕНКА И КРИТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОПЫТА АРХИТЕКТУРЫ КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА. ОТ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ К БУДУЩЕМУ

3.1. Противоречия в подходах к оценке художественной стилистики новейшей архитектуры и тенденций эволюции художественного языка

3.2. Визуальная экология: критика однообразия и агрессивного хаоса архитектурных форм в современной архитектуре

3.3. Современная архитектура: зарубежные и отечественные параллели и влияния

3.4. Перспективы развития композиционных средств новейшей архитектуры

3.5. Проблемы обучения композиции в архитектурной школе в связи с творческим

опытом новейшей архитектуры

Выводы по III главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Графические аналитические таблицы

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ КОНЦА XX-НАЧАЛА XXI ВЕКА В

КАТЕГОРИЯХ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ

ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В СОВРЕМЕННОЙ

АРХИТЕКТУРЕ

Таблица 1. «Конфликт классической традиционной архитектурной эстетики и новой

модернистской образности»

Таблица 2. «Опыт неоавангардных художественно-стилистических поисков. Лидеры архитектурного творчества и их влияние на общую картину современной архитектуры»

Таблица 3. «Формально-стилистические особенности архитектуры конца XX-начала XXI века»

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА АРХИТЕКТУРЫ В КАТЕГОРИЯХ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

КОМПОЗИЦИИ

Таблица 4. «Философские метафоры «дерево» и «ризома» как исследовательский

инструментарий выявления сдвигов в архитектурном языке

Таблица 5. «Категория динамика. Анализ сдвигов в формообразовании архитектуры

конца XX-начала XXI века»

Таблица 6. «Категория масштабность. Анализ сдвигов в формообразовании архитектуры

конца XX-начала XXI века»

Таблица 7. «Категория тектоника. Анализ сдвигов в формообразовании архитектуры

конца XX-начала XXI века»

Таблица 8. «Светодизайн в современной архитектуре на примере «Музея Слияния» в

Лионе. Архитекторы Coop Himmelb(l)au»

ГЛАВА III. ОЦЕНКА И КРИТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОПЫТА АРХИТЕКТУРЫ КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА.

ОТ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ К БУДУЩЕМУ

Таблица 9. «Противоречия в подходах к оценке художественной стилистики новейшей

архитектуры и тенденций эволюции художественного языка»

Таблица 10. «Современная архитектура: зарубежные и отечественные параллели и

влияния»

Таблица 11. «Проблемы обучения композиции в архитектурной школе в связи с творческим опытом новейшей архитектуры»

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный язык архитектуры конца XX - начала XXI века в категориях объемно-пространственной композиции»

Актуальность темы исследования.

Конец ХХ-го и начало нового столетия - период в архитектуре, отмеченный сложными, неоднозначными, противоречивыми событиями, но очевидным фактором стали серьёзные сдвиги в образной картине архитектуры. Проблема художественного формообразования и объёмно-пространственной композиции (ОПК) в истории зодчества всегда была в центре общественного внимания и острых творческих дискуссий. Однако нынешний этап современной действительности во всей широте проявлений: сложных неоднозначных социальных и политических процессов, динамичности развития науки и техники, глобальных информационно-коммуникативных прорывов, сплетения разнообразных мировоззренческих подходов делает обращение к этой теме особенно актуальным. В определении основных направлений фундаментальных исследований РААСН разработка теории архитектурного формообразования и композиции обозначена как одна из приоритетных1.

По мнению ряда ведущих аналитиков, современная архитектура находится в состоянии кризиса, неустойчивости, поиска новых художественных путей (И.А. Добрицына, А.В. Иконников, Д.О. Швидковский, Т.Ю. Быстрова, В.Г. Власов, А.Г. Раппапорт).

Проблема исследования проявляется в противоречии между традиционным классическим и неоавангардным архитектурным опытом современного постмодернизма.

С одной стороны, творчество «продвинутых» ведущих архитекторов мира, приверженцев постмодернистской ментальности, склонных к решительным художественным экспериментам, видоизменило образную картину архитектуры, её стилистику и композиционный инструментарий средствами ритма, тектоники, масштаба и др.

1 Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) - приоритетные направления фундаментальных исследований: «13. Разработка теории архитектурного формообразования и композиции на основе достижений гуманитарных, естественных и технических наук с учетом внедрения прогрессивных строительных конструкций, новых материалов, технологий и инженерного оборудования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raasn.ru/fundres.php?fundid=4 1

С другой стороны, эта активная практика вошла в противоречие с традициями композиционной школы, разрушила сложившиеся нормы и вкусовые предпочтения. Это создало очевидную проблему в осмыслении происходящих явлений как для теоретико-методологической поддержки реального проектного процесса, так и в особенности деятельности высшей архитектурной школы, трансляции композиционных познаний и навыков будущим поколениям зодчих.

Стремительный научно-технический прогресс решительно влияет на обновление материально-конструктивной базы архитектуры как её отдельных объектов, так и всей пространственной жизненной среды, что сказывается на композиционном формообразовании, генерировании новых творческих решений. В проектное мышление активно внедряются новейшие методы сложных систем (Ч. Дженкс), цифровые технологии и компьютерные средства моделирования.

Вместе с тем постмодернистская творческая практика ведущих мастеров последнего времени в стремлении к новой архитектурной образности отличается разностильностью, на фоне массовой обыденной застройки внедрением экстравагантных форм, отсутствием внятного понимания тенденций и перспектив дальнейшего развития художественного языка.

Восприятие рождающего облика новой архитектуры нередко расходится в оценках интеллектуальных элит общества и остальной значительной его части, критически относящейся к опыту неоавангардных экспериментов.

Остро проявляется проблема традиций и новаторства, столкновение противоположных формообразовательных творческих концепций, теоретических идей и взглядов.

В облике возводимых сооружений прослеживается выражение их недолговечности. Архитектура все чаще следует за дизайном, продукты которого не рассчитываются на длительный срок службы и подлежат постоянному обновлению и сменяемости в угоду экономической прагматичности или эстетическому тренду. В строительстве используются не столь долговечные материалы и конструкции, как прежде.

Отмеченная проблемная ситуация касается не только проектной деятельности, но существенно отражается в вузовской среде, где осуществляется воспроизводство архитектурных кадров и транслируются новейшие художественные идеи.

Степень разработанности научной темы.

В анализе формообразовательных сдвигов на первом плане оказывались новейшие проектные технологии, воплотившие «продвинутые» принципы мышления в отношении мироустройства, осознания воздействия сложных систем, идей нелинейности, синергетики и пр., в совокупности с достижениями в области информационно-цифровой компьютеризации (Ч. Дженкс, И.А. Добрицина, Т.Ю. Быстрова, В.А. Кутырёв, Ф.Т. Мартынов, Л. П. Холодова, В. Э. Волынсков и др.).

Общие горизонты, характеризующие состояние современной архитектуры, подводящие итоги ушедшего века и обсуждающие возможные перспективы дальнейшего ее развития, содержатся в монографических работах А.В. Иконникова,

A.В. Рябушина, С.О. Хан-Магомедова, В.Л. Глазычева, В.Л. Хайта, И.А. Азизян, Ф.А. Новикова, А.Н. Шукуровой, Ю.П. Волчка, Д.Е. Фесенко (западные теоретики: С. Бэст, Д. Киллнер [Best S. и Keelner D.], Мишель Рагон [Michel Ragon], М. Хэйз [Michael K. Hays], Юрген Ёдике и др.). Сдвиги в стилеобразовательных процессах получили отражение в ряде новейших творческих направлений и течений: постмодернизма, деконструктивизма, органической и нелинейной архитектуры, параметризма и др. Их анализу посвящены работы А.В. Бокова, А.Г. Раппапорта, И.А. Добрициной, Ю.С. Сомова, Э.П. Григорьева и др.

Существенным научным вкладом в осознание художественного языка архитектуры в категориях ОПК явились работы, раскрывающие их понимание как в традиционной классической интерпретации, так и трансформации в современной архитектуре: М.Я. Гинзбург, И.А. Голосов, А.И. Некрасов, Б.Р. Виппер, А.К. Буров, Л.И. Кириллова, А.И. Каплун, Фаршид Мусави [Farshid Moussavi], Джеймс Кальб [James Kalb], К. Александер, И.Ш. Шевелёв, С.О. Хан-Магомедов, А.А. Тиц, А.В. Иконников, И.А. Азизян, В.И. Мальгин, А.А. Нестеренко, В.И. Иовлев, В.И. Сазонов,

B.Ф. Маркузон, Ликлейдер [Licklider], Роел ван Лент [Roel van Lent], И. Араухо, Франсис Чинь [Francis D.K.Ching].

Область современного состояния категорий архитектурной композиции представлена трудами А.Г. Раппапорта, Ю.С. Янковской, В.И. Иовлева, Д.Л. Мелодинского, И.А. Азизян, И.А. Лебедева, Ю.Г. Алонова, А.В. Радзюкевича, Н. Салингароса [N. Salingaros], Роел ван Лента [Roel van Lent], И. Араухо и др.

Сегодня существует литература, с разной степенью глубины описывающая вклад ведущих архитекторов мира в современную картину архитектуры. Обозначены их творческие подходы и индивидуальные композиционные почерки (А.В. Рябушин - Заха Хадид [Zaha Hadid], П. Сипкин - Рем Кулхаас [Rem Koolhaas], Гилберт Рольф [GilbertRolf J.] - Френк Гери [Frank Ghery], С.М. Куповский - Б. Чуми [Bernard Tschumi] и др.). Архитектурная критика отмечает широкий плюрализм в художественной стилистике, катализирующий сложности в стремлении обозначить некую общую тенденцию. Тем более это трудно сделать в отношении описания отдельных категорий объёмно-пространственной композиции. Такие работы весьма немногочисленны.

Одним из аспектов нового тренда в развитии художественного языка стало направление световой архитектуры, формообразование и восприятие архитектурной формы при искусственном освещении в ночных условиях (Н.М. Гусев, Н.И. Щепетков, В.Г. Макаревич, Н.В. Оболенский, М.М. Червяков, А.Г. Батова, В.Е. Карпенко, Н.В. Быстрянцева, Дитрих Нойманн [Dietrich Neumann], В. Келер и В. Лукхардт и др.).

Ускорившийся процесс радикального обновления современной архитектуры с внедрением экстравагантных форм обозначил проблему их признания и эстетической оценки широким общественным мнением, что ставит вопрос о перспективности неоавангардных формообразовательных экспериментов. Эта проблема обсуждается в рамках «визуальной экологии», представленной в работах Э.П. Филина, Э.П. Григорьева, Г.Н. Кузнецовой Дж. Гибсона, Н.В. Оболенского, Д.О. Швидковского и др.

В связи с привлечением темы освоения средств архитектурной композиции в вузовском профессиональном образовании представлены научно-методические достижения по этой проблематике (Б.Г. Бархин, А.В. Степанов, Д.Л. Мелодинский, Н.А. Рочегова, А.Э. Коротковский, В.И. Орлов, И.И. Богомолов, С.А. Малахов, К.В. Кияненко, Н. Салингарос [N.Salingaros]).

Вместе с тем оценка и осмысление глубоких сдвигов в художественном языке современной архитектуры с точки зрения отдельных средств композиционного выражения оказались без должного внимания. В связи с этим заметным стало отставание теоретико-методологической поддержки композиционного творчества и предложений по модернизации курса основ художественной подготовки в высшей архитектурной школе.

Цель исследования - выявить изменения в художественном языке новейшей архитектуры, выраженные языком категорий объёмно-пространственной композиции, возникшие вследствие новых подходов в выражении образного содержания в архитектурных объектах. Оценить их позитивную значимость в сопоставлении с непреходящим вкладом классического искусства архитектуры в интересах модернизации программ высшей архитектурной школы. Гипотеза:

Научное исследование строится на предположении, что сдвиги в художественном языке архитектуры, выражаемые в категориях композиции, не образуют его абсолютно новую версию на основе постмодернистского мировосприятия.

Художественный язык новейшей архитектуры - это плод эволюционного поступательного развития. Многовековой композиционный классический ресурс лишь получает обогащение за счёт позитивного опыта творческих достижений неоавангардистов.

Заявленная постановка проблемы потребовала решения ряда исследовательских задач. Задачи:

1. Исследовать особенности исторического контекста;

2. Выявить основные стилистические течения, в которых проявляются очевидные сдвиги в художественном языке;

3. Осмыслить образно-композиционный строй архитектурных объектов постмодернистского направления в категориях объемно-пространственной композиции (ОПК);

4. Показать изменения в средствах архитектурной композиции и осмысленных категориях ОПК (тектонике, масштабности, динамике) в отличие от традиционной классики;

5. Отразить особенности художественного почерка ведущих лидеров постмодернистского направления;

6. Обозначить критические точки творческого опыта постмодернизма, отмеченного профессиональной и художественной критикой, а также широким общественным мнением;

7. Сформировать точку зрения на перспективы развития художественного языка постмодерна в контексте состояния современной художественной культуры;

8. Отметить проблемные зоны трансляции художественного опыта архитектурной

композиции в архитектурной школе при отсутствии единого взгляда на его

содержание и оценки.

Границы исследования

В работе рассматривается область Новейшей архитектуры, в объектах которой более всего ощутимы существенные стилеобразовательные сдвиги, выходящие за рамки устоявшихся традиционных форм, сохраняющихся в облике массовой урбанизированной среды.

Для анализа выделены категории ОПК - динамика, масштабность и тектоника, подвергшиеся в большей степени радикальным изменениям.

Главный упор сделан на творческую проектную практику наиболее видных западных мастеров архитектуры, к которым приковано внимание мировой культурной общественности. Творчество отечественных архитекторов затрагивается лишь частично для выяснения некоторых тенденций взаимовлияния и параллелей.

Объект исследования: Стилистика архитектуры конца ХХ - начала XXI века в теории и практике.

Предмет исследования: Художественный язык современной архитектуры в категориях объемно-пространственной композиции: тектоника, масштабность, динамика.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном осмыслении сдвигов, происходящих в композиционной культуре художественного языка архитектуры конца XX - начала XXI века в категориях объемно-пространственной композиции на основе формально-стилистического анализа. Выделены и описаны композиционно-стилистические трансформации в современном формообразовании языком морфологических операций. Выявлена логическая цепочка организации динамического формообразования в образах новейшей архитектуры, порывающих связь с классическим традиционным композиционным каноном. Ряд авторских аналитических схем позволяет более наглядно отследить и осмыслить формальные контрасты в восприятии и смысловом содержании современной архитектуры традиционной композиционной школы и неоавангардно-направленной.

С привлечением к методологии анализа оппозиционных философских метафор «дерева» и «ризомы» наглядно реализуется раскрытие стилистического противоборства

в подходах к формообразованию в архитектуре конца XX - начала XXI века, выраженного практикой архитекторов неоавангардистов (постмодернизм-деконструктивизм-параметризм) и более умеренными представителями зодчих, творческое кредо которых апеллирует к все той же философии постструктурализма, но выражается в более упорядоченных и тяготеющих к традиционной природной формообразующей доктрине, композиционных образах, балансируя на острие грани классической архитектоники (Аравен, Цумтор, Нувель, Кулхаас, Холл, Калатрава и

др.).

Упорядоченный теоретический и визуальный материал, а также выводы, полученные в исследовании, могут быть использованы в качестве базы для дальнейших научных разработок в области проблем художественного формообразования в современной архитектуре.

Методология и методы диссертационного исследования.

Реализуется комплексный метод, в котором задействованы в основном два подхода:

- Изучение и систематизация информации по теме из литературных источников, натурных обследований и электронных ресурсов для выявления знаковых архитектурных объектов в качестве эмпирической исследовательской базы.

- Формально-стилистический анализ качественных изменений средств художественного языка архитектуры, осуществляемый на основе сопоставления оппозиционных фундаментальных философских метафор «дерева» и «ризомы», отразивших культурный прогресс в новейшем времени.

Научные результаты, выносимые на защиту:

1. В результате анализа отслежены существенные сдвиги в художественном языке Новейшей архитектуры - плод активного проектного творчества ведущих архитекторов-неоавангардистов - приверженцев постклассической философской мысли.

2. Выявлено, что в наибольшей степени эти сдвиги выражены в категориях объёмно-пространственной композиции: динамике, масштабности, тектонике.

В области тектоники в значительной части объектов складывается тенденция к выражению дематериализации архитектурной массы, эфемерности, т.е. атектонике. В области масштабности утрачивается связь с человеком, вследствие чего возникает масштабная неопределенность.

В художественной стилистике растёт интерес к выражению динамических эффектов, иллюзорной подвижности архитектурных форм.

3. В ходе экспериментального методико-педагогического опыта разработки инновационных программ высшей архитектурной школы предложена авторская версия дополнительной композиционной дисциплины по выбору, в содержание обучения которой включены элементы нового художественного языка. Научная новизна исследования.

— Впервые, в отличие от большинства существующих подходов, акцент аналитического исследования направлен на категории архитектурной композиции, где реально проявляются художественные сдвиги в выражении образного содержания объектов.

— Обозначена авторская версия оценки развития основных стилеобразовательных процессов в новейшей архитектуре, представленная творчеством ведущих архитекторов мира.

— Показаны объективные истоки стремления к новой образности в современной архитектуре, корни которых детерминированы современной мировоззренческой культурой, прогрессом науки и техники, глобальными информационными процессами, сложной ситуацией осмысления всех этих факторов.

— Показано, что основные новаторские сдвиги проявились в основном в композиционных категориях динамики, масштабности и тектоники. На конкретных примерах представлены формально-стилистические приёмы, которые характеризуют новые тенденции композиционного формообразования архитектурных объектов.

— Обосновывается внесение ряда изменений в содержание обучения в высшей архитектурной школе в формате дисциплины по выбору, отражающей указанные сдвиги в художественном языке архитектуры.

Практическая значимость исследования заключается в возможности модернизации вузовских программ для студентов высшей архитектурной школы через интеграцию положений диссертационного исследования в учебный процесс, в основе которого лежит авторское предложение учебной программы дисциплины по выбору «Композиционные приемы в современной архитектуре». Теоретическая подача материала может сопровождаться рядом практических заданий, направленных на выработку у студентов навыка научного осознания принципиальной разницы в подходах к художественному формообразованию на уровне моторики руки

классической композиционной культуры и неоавангардной компьютерно-цифровой, порывающей связь с традициями в современной архитектуре. Полученные выводы и результаты также могут быть полезны как в рамках проектных дисциплин на архитектурных факультетах общей подготовки, бакалавриата и магистратуры, увеличивая эффективность освоения научно-творческих задач, которые стоят перед студентом-архитектором в сочетании с теоретическим осмыслением проблем объемно-пространственной композиции в XXI веке, так и в проектных организациях. Результаты данного исследования могут быть внедрены в лекционные курсы по теории и истории современной зарубежной архитектуры, развивая теоретическую науку, а также послужить базой для дальнейших разработок в области художественного формообразования.

Степень достоверности и апробация результатов исследования:

1. Ключевые положения диссертации были изложены в форме публикаций в научных изданиях и сборниках в объеме 12 статей, в том числе 3 - в журналах, входящих в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК.

2. Материалы диссертации были изложены в форме докладов на Международных научно-практических конференциях «Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ» в 2011-2014 гг.; на коллоквиуме отдела проблем теории НИИТИАГ РААСН «Движение архитектурной теории 1960-2000-х: критический взгляд» Российской академии архитектуры и строительных наук в 2013 г.

3. Результаты диссертации были внедрены в учебный процесс в рамках чтения авторского курса лекций по дисциплине по выбору "Композиционные приемы в современной архитектуре" для студентов дневного отделения специальности 270100 -«Архитектура» на кафедре «Основы архитектурного проектирования» МАРХИ в 20122014 гг.

4. Прочитан авторский блок лекций в рамках экспериментального спецкурса по выбору «Психология искусства» для магистрантов вечернего отделения МАРХИ в 2013-2014 гг.

Объем и структура работы Диссертация включает введение, три главы, заключение, список сокращений, словарь терминов (190 страниц), библиографию (233 наименования), и приложения, содержащие графические аналитические таблицы.

ГЛАВА 1.

ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

В главе рассматриваются процессы в архитектуре, в которых происходят глубокие сдвиги в художественном языке, выявляются истоки и причины, представлена противоречивая картина развития стилеобразовательных тенденций.

1.1. Истоки и причины глубоких изменений в миросознании и художественной

культуре конца ХХ- начала XXI века

Рассматриваемый в настоящей работе период конца ХХ - начала ХХ1 века отмечен бурным процессом формотворчества и резкими подвижками художественного языка. Вместе с тем аналитики единодушно сходятся в том, что он отличается противоречивостью, плюрализмом, неустойчивостью, неясностью тенденций (И. Добрицына, Т. Быстрова, А. Якимович и др.). В отдельных оценках это состояние признается как художественный кризис: «Кризис развития архитектуры вполне очевиден, притом он приобрел всеобщий характер, ощущается в США, где происходит быстрое моральное старение небоскребов последних поколений, которые уже не способны никого удивить ни своей высотой, ни своим оснащением, или Англии и Франции, где завершается последняя фаза гибели постмодернизма и вмести с ним исчезает возникшая было надежда на создание нового мирового архитектурного стиля. Несомненно, что мы находимся в конце крупной эпохи истории зодчества, когда должна возникнуть его принципиально новая концепция»2.

Многие архитекторы мучительно ищут свои пути выхода из него. Наиболее активные из них порывают с традициями и смело обращаются к экспериментальным поискам в духе архитектурного неоавангарда начала прошлого столетия.

Естественно, это не случайное явление. Оно детерминировано глубочайшими, глобальными процессами, происходящими в мире во всех его сферах. Опираясь на широкий круг их исследований, можно представить в общих чертах подвижную картину мироустройства, имеющую, в том числе, и отношение к художественной жизни.

2 Швидковский, Д О. Некоторые архитектурные аспекты экологии культуры / Д.О. Швидковский // Реставратор. - 2000. - № 1

В последней трети ХХ столетия в художественной культуре в полной мере господствовали идеи постмодернизма. Имеется точка зрения, что впервые они зародились в конце 60-х годов именно в архитектуре 3 . В центре новой постмодернистской ментальности содержится мысль о радикальном изменении положения человека в мире. Корни её уходят в более раннее историческое время.

На рубеже Х1Х и ХХ столетий этот радикальный перелом проявил себя с полной очевидностью во всем жизненном укладе, изменив миросознание человека как представителя социума, так и в индивидуальном отношении. Выдающиеся интеллектуалы и философы Иммануил Кант и Рене Декарт обозначили вершины классической метафизики, на фоне которых отличительные черты философии постмодернизма воспринимаются наиболее остро 4 . Процесс становления постмодернистского мировоззрения подпитан научной революцией. Переход от классической - механической картины мира к постнеклассической выстроил ориентиры в XXI веке в соответствии с практикой «самоорганизующихся систем» с акцентом на нелинейность, отсутствие замкнутости, отсюда обмен информацией и энергией с внешним миром, неустойчивость и пр. 5 Данные процессы можно соотнести с философской метафорой Ж. Делеза и Ф. Гваттари - «ризома», где нелинейность в первую очередь трактуется как принцип философии, представляя развитие реальности плюрализмом одновременно существующих возможностей.

Классическая философская парадигма помещает человека в центр мирового пространства (космоса). Нынешние постмодернистские представления о мироустройстве смещают человека с признанной позиции, вообще лишая его прежней природной сущности, превращая его в обезличенную «структуру».

В основе постмодерна и всех последующих его стилистических воплощениях лежит идеология деантропологизации, где значимость субъекта растворяется и исчезает, а объект превращается в театрализованное событие. Современное мировоззрение отмечено «смертью человека» как духовно-телесного существа. Ему на смену пришли

3 Убальдо, Н. Иллюстрированный философский словарь / Никола Убальдо // Пер. С Итал. Т.Н. Григорьева, Л.А. Подпятникова. - М. : БММ АО, 2006. С. 574

4 Мелодинский, Д.Л. «Ризома» как основа понимания масштабности в архитектуре постмодернизма [электронный ресурс] / Д. Л. Мелодинский // Архитектон : Известия вузов. - 2013. - №42.

5 Алиева, Н. З. Постеклассическое естественнонаучное образование : концептуальные и философские основания / Н. З. Алиева. - М. : Академия Естествознания, 2008. - 512 с.

схемы и структуры (Клод Леви-Стросс, Ж. Делез, Р. Барт, М. Фуко). «Мы уже пережили смерть господа бога. Предстоит ли нам также пережить в ближайшем будущем смерть человека? ... Ясно, что не смерть конкретного Жана, Пьера, Поля или Мишеля, а смерть человека вообще, человека как такового? Пожалуй, человек исчезает, и его должно заменить понятие структуры»6 7 [Поль Мориак]. Французский писатель в литературной форме выразил свои мысли относительно развития постклассической философской парадигмы, в основе которой лежит идея деантропологизации. Представление человека о том, что ему отведена роль центра мироздания является иллюзорным. В действительности его жизнедеятельность ограничивается жестким законодательством, предписаниями и прочими регламентирующими документами, различными структурами, сдерживающими его свободу и вариативность действий. К ним относят брак, искусство формы экономики, языки и пр.

Важную роль в развитии структурализма играли исследования в области лингвистики (Р. Барт, Ж. Деррида). Многие её положения связали с архитектурой. Так, содержание архитектуры заменяется текстом. Между архитектурными воплощениями, создаваемыми проектировщиками, и воспринимающими их зрителями устанавливается информационное общение (диалог), который и порождает высокую духовную сферу, выводящую архитектуру из одностороннего материально-функционального содержания на качественно иной уровень. «Писание не имеет ничего общего с обозначиванием, скорее писание имеет дело с межеванием.. ,»8.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дадашева Марианна Михайловна, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айзенберг, Ю. Б. Фестиваль света в Лионе / Ю. Б. Айзенберг // Светотехника. -2005. - № 2. - С. 62 - 66

2. Александрова, А. Найдите 10 отличий / А. Александрова // made in future. -2009 лето_осень. - № 6. - C. 38.

3. Алиева, Н. З. Постеклассическое естественнонаучное образование : концептуальные и философские основания / Н. З. Алиева. - М. : Академия Естествознания, 2008. - 512 с.

4. Алонов, Ю. Г. Композиционное моделирование. Курс объемно-пространственного формообразования в архитектуре : учебник для студентов учреждений высшего образования / Ю. Г. Алонов, Д. Л. Мелодинский. - М. : Академия, 2015. - 224с.

5. Альберти, Л. Б. Десять книг о зодчестве: в 2т / Л. Б. Альберти / Пер. В. П. Зубов, Ф. А. Петровского // том 1, глава 5. - М.: Directmedia, 2013. - 418 c.

6. Антощенков, В.С. Архитектурный анализ : Учебное пособие для студентов спец. 2901 «Архитектура» / В. С. Антощенков. - СПб.: Л. ЛИСИ, 1991. - 80 с.

7. Антощенков, В.С. Основы морфологического анализа архитектурной композиции : Учебное пособие для студентов спец. 1201 «Архитектура» / В. С. Антощенков. - СПб.: Л. ЛИСИ, 1985. - 71 с.

8. Араухо, И. Архитектурная композиция / И. Араухо . - М. : Высш. шк., 1982.

- 208 с.

9. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм. - М. : Стройиздат, 1984.

- 192 с.

10. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М. : «Архитектура-С», 2012. - 392 с.

11. Барт, Р. Смерть автора / Ролан Барт // Избранные работы: Семиотика.Поэтика / пер. С. Н. Зенкина. - М.: Прогресс, 1994. -С. 384 - 391.

12. Барчугова, Е. В. Динамическая визуализация как основа мультимедийных исследований / Е. В. Барчугова, Н.А. Рочегова // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы научно-

практической конференции, 12-16 апреля 2010 г.: Сб. статей: в 2-х тт. Т. 2., - М.: Архитектура-С, 2010. - С. 83-91.

13. Батова, А. Г. Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов: автореф. дис. ... канд. Архит. : 05.23.21 / Батова Анастасия Геннадьевна. - М., 2012. - 198 с.

14. Богомолов, И. И. Креативные методы обучения архитектурному формообразованию [Электронный ресурс] / И. И. Богомолов // Архитектон : известия вузов. - 2005. - №12. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2005 4/11

15. Боков, А. В. Геометрические основания архитектуры и картина мира : дис. ... д-ра. арх.: 18.00.01 / Боков Андрей Владимирович. - М., 1995. - 293 с.

16. Боков, А. В. Стили и тенденции в современной культуре [Электронный ресурс] / А. В. Боков // Международный электронный научно-образовательный журнал «Architecture and Modern Information Technologies» («Архитектура и современные информационные технологии»). - 2015. - № 3(32). - Режим доступа: https://www.marhi.ru/AMIT/2015/3kvart15/bokov/abstract.php

17. Боков, А. В. Стратегии современной архитектуры / А. В. Боков // Архитектура и строительство Москвы, 2005. - № 4. - С. 20-21.

18. Брунов, Н. И. Проблема масштаба в классической греческой архитектуре / Н. И. Брунов // Архитектура СССР. 1934. - № 8.

19. Буров, А. К. Об архитектуре /А.К. Буров. - М.: Госстройиздат, 1960. - 126 с.

20. Быстрова, Т. Ю. 10 тезисов о проектном мышлении архитекторов: критический анализ статьи Чарльза Дженкса / Т. Ю. Быстрова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. -2010. -№2. - С. 34-40

21. Быстрова, Т. Ю. Философия дизайна / Т. Ю. Быстрова. - Издательство Уральского университета, 2015. - 130 с.

22. Быстрянцева, Н. В. Комплексный подход в создании световой среды вечернего города : автореф. дис. ... канд. арх.: 05.23.20 / Наталья Владимировна Быстрянцева. - М., 2015. - 27 с.

23. Бэкон, Ф. Сочинения в двух томах / Френсис Бэкон / Ред. А. Л. Субботина; пер. З. Е. Александрова, А. Н. Гутерман и др. // Философское наследие, том 2. - М.: Мысль, 1978. - 575 с.

24. Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. - М. : Издательство В. Шевчук, 2008. - 368 с.

25. Витрувий, М. 10 книг по архитектуре / М. Витрувий. - М: Архитектура - С, 2006. - 328 с.

26. Власов, В. Г. Ничтожность Архитектурной Теории Постмодернизма [Электронный ресурс] / В. Г. Власов // Архитектон: известия вузов. - 2013. - № 2 (№42). - Режим доступа: http://archvuz.ru/2013 2/1

27. Волчок, Ю. П. Тектоника / Ю. П. Волчок. Теория композиции в советской архитектуре / под ред. Кирилловой Л.И.; ЦНИИ теории и истории архитектуры. -М.: Стройиздат, 1986.- С. 69.

28. Волынсков, В. Э. Информационно-технологические методы проектирования в архитектурном формообразовании.: автореф. Дис. Канд. Арх.: 05.23.23 / Волынсков Владимир Эдуардович. - М., 2012. - 27 с.

29. Вытулева, К. О. Пространственные эксперименты в новейшей архитектуре : автореф. дис. ... канд. архитектуры: 17.00.04 / Вытулева Ксения Олеговна . - М., 2010. - 27 с.

30. Габричевский, А. Г. Морфология искусства / А. Г. Габричевский. - М.: АГРАФ, 2002. - 864 с.

31. Гараджа, А. Деконструкция - дерридаизм - в действии / А. Гараджа // Искусство. -1989. - № 10. - С.41.

32. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон / Пер. с англ. Т. М. Сокольской. - М. : Пресс, 1988. - 464с.

33. Гинзбург, М. Я. Ритм в архитектуре / М. Я. Гинзбург. — М.: Среди коллекционеров, 1923. — 120 с.

34. Гинзбург, М. Я. Стиль и эпоха: Проблемы современной архитектуры / М. Я. Гинзбург. — М.: Госиздат, 1924. — 240 с.

35. Глазычев, В. Л. Образы пространства (Проблемы изучения) / В. Л. Глазычев // Творческий процесс и художественное восприятие: Сб. ст. - Л.: Наука, 1978. -С.159-174.

36. Глазычев, В. Л. Эволюция творчества в архитектуре / В. Л. Глазычев. — М.: Стройиздат, 1986. — 496 с.

37. Голосов, И. А. Понятие массы и формы в процессе архитектурной композиции / И. А. Голосов, С. О. Хан-Магомедов. — М.: Стройиздат, 1988. — 228 с.

38. Грамматическая терминология : словарь - справочник / В.Н. Немченко. — М. : ФЛИНТА : Наука, 2011. — 592 с.

39. Григорьев, Э. П. Инвариант художественного и технического начал в дизайнерском творчестве / Э. П. Григорьев // Сборник Тезисов выступлений «Национальные приоритеты развития России» на VIII Московском международном Салоне инноваций и инвестиций, март 2008 г. - М.: Изд. ВНИИТЭ, 2008, С. 267-269.

40. Григорьев, Э. П. Нарисуем будущее / Э. П. Григорьев // Технологии строительства. 2004. - № 2 (30).

41. Гропиус, В. Границы архитектуры / Вальтер Гропиус. - М.: Искусство, 1971. -285 с.

42. Гусев, Н. М. Архитектор ищет свет. Вечный материал зодчего [Электронный ресурс] / Н. М. Гусев // Вокруг света. - 1970. - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4415/

43. Гусев, Н. М. Световая архитектура / Н. М. Гусев, В. Г. Макаревич. М.: Стройиздат, 1973. - 245 с.

44. Гутнов, А. Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры / А. Э. Гутнов. - М.: Молодая гвардия, 1985.

45. Делёз, Ж. Различие и повторение / Ж. Делёз / Науч. Ред. Н. Б. Маньковская; пер. с франц. Н. Б. Маньковской и др. - СПб.: ТОО ТК Петролис, 1998. - 384 с.

46. Делез, Ж. ТЫСЯЧА ПЛАТО: Капитализм и шизофрения / Жиль Дерез, Феликс Гватари. - Екатеринбург: У-Фактория; М.; Астрель, 2010. - 896 с.

47. Делёз, Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения / Ж. Делёз. - СПб.: Machina, 2011. -176 с.

48. Делёз, Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Спб.: Алетейя, 2013. - 288 с.

49. Деррида, Ж. Письмо и различие / Жак Деррида / Науч. Ред. В. Ю. Кузнецов; пер. с франц. Д. Ю. Кралечкина. - М.: Академический Проект, 2000. - 495 с.

50. Дженкс, Ч. Новая парадигма в архитектуре [Электронный ресурс] / Чарльз Дженкс / Пер. с англ. А. Ложкин, С. Ситар // ПРОЕКТ International №5. - 2003. -Режим доступа: http://a3d.ru/architecture/stat/155

51. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Чарльз Дженкс / Пер. с англ. А.Рябушина, М.Уваровой; Под ред. А.Рябушина, В.Хайта. - М.: Стройиздат, -1985. - 136 с.

52. Джойс, Д. «Поминки по Финнегану» / Д. Джойс. - Тверь: KOLLONA PUBLICATIONS. - 2000. - 128 c.

53. Добрицына, И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре. Архитектура в контексте современной философии и науки / И. А. Добрицына. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 448 с.

54. Добрицына, И. А. Архитектура в контексте современной философии и науки : дис. ... д-ра арх. : 18.00.01 / Ирина Александровна Добрицина. - М., 2007. - 332 с.

55. Добрицына, И. А. Идеалы и реалии в архитектуре начала XXI века / И. А. Добрицына // ACADEMIA. Архитектура и строительство. РААСН. - 2004. -№1. - С. 10-18.

56. Добрицына, И. А. Нелинейный эксперимент и проблемы вычислительной поэтики / И. А. Добрицына // ACADEMIA. АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО. РААСН. - 2004. - №1. - С. 24-28.

57. Добрицына, И. А. Плюрализм современной архитектуры - поле возможностей / И. А. Добрицына // Архитектура и строительство Москвы. - 2005. - №6. - С. 43-48.

58. Добрицына, И. А. Теория композиции как поэтика архитектуры / И. А. Азизян, И. А. Добрицына, Г. С. Лебедева. — М. : Прогресс-Традиция. - 2002. - 568 с.: ил.

59. Дугин, А. Г. Мартин Хайдеггер. Последний Бог / А. Г. Дугин. - М.: Академический проект, -2014. - 846 с.

60. Дуцев, М. В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре: дис. ... д-ра. арх.: 18. 00. 01 / Дуцев Михаил Викторович. - Нижний Новгород: 2005. - 200 с.

61. Едике, Ю. История современной архитектуры / Юрген Едике. - М.: Искусство, -1972. - 248с.

62. Жердев, Е. В. Метафора в дизайне: учебное пособие / Е. В. Жердев. - 3-е. изд., перераб. и доп. - М.: Архитектура-С, 2012. - 464 с.

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

Иконников, А. В. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма / А. В. Иконников. - М.: Стройиздат, 1982. - 256 с. Иконников, А. В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников. - М.: Стройиздат, 1986. - 288 с.

Иконников, А. В. Основы архитектурной композиции / А. В. Иконников. - М.: Искусство, 1971. - 225 с.

Иконников, А. В. Художественный язык архитектуры. / А. В. Иконников. - М.: Искусство, 1985. -175 с.

Иконникова, С. Н. Культурология в новой парадигме XXI века / С. Н. Иконникова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2004. - № 1.

Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. [Электронный ресурс] / И. П. Ильин // - Москва, 1996. - Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/culture/ilyin/index. htm

Иовлев, В. И. Методика анализа - архитектурно пространственной композиции на моделях: дис. ... канд. арх.: 18. 00. 01 / Валерий Иванович Иовлев. - М., 1978. Иттен, И. Искусство формы. / И. Иттен. - М.: Д. Аронов, 2001. - 136 с. Каплун, А. И. Стиль и архитектура / А. И. Каплун. — М.: Стройиздат, 1985. — 232 с.

Карпенко, В. Е. Формирование световой панорамы прибрежного города (на примере Владивостока).: автореф. дис. ... канд. арх.: 05.23.20. / Карпенко Владимир Евгеньевич. - М., 2013. - 31 с.

Келер, В. Свет в архитектуре / В. Келер, В. Лукхардт / Пер. с немец. В.Г. Калиша

— М.: Стройиздат, 1961. - 180 с.

Кириллова, Л. И. Композиция в современной архитектуре / Л. И. Кириллова,

И. А. Покровский, И. Е. Рожин. - М.: Стройиздат, 1973. - 287 с.

Кириллова, Л. И. Теория композиции в советской архитектуре / Л. И. Кирилловой.

- М. : Стройиздат, 1986. - 256 с.

Кириллова, Л. И. Масштабность в архитектуре / Л. И. Кириллова. - М.: Госстройиздат, 1961. - 183 с.

Кияненко, К. В. Архитектура и социальное моделирование жилища.: автореф. дис. ... доктор арх.: 18.00.02. / Кияненко Константин Васильевич. - М., 2005. - 62 с.

78. Кордо, Н. Я. Дифференциация архитектурных форм / Н. Я. Кордо // - Архитектура. Строительство. Дизайн., 2004. - С. 24

79. Кордо, Н. Я. Эстетические проблемы заводского домостроения / Н. Я. Кордо // АРХИТЕКТУРА СССР, 1978. - № 8. - С. 14

80. Коротковский, А. Э. Введение в архитектурно-композиционное моделирование / А. Э. Коротковский. - М. : Московский архитектурный институт, 1975. - 300 с.

81. Кринский, В. Ф. Опыт обучения архитектурной композиции. Архитектурная композиция / В. Ф. Кринский . - М.: 1970.

82. Кринский, В. Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции / В. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус. - М.: Стройиздат, 1968.- 168 с.

83. Кузнецова, Г. Н. Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне: автореф. дисс. ... канд.арх.: 17.00.06 / Кузнецова Галина Николаевна. - М., 2010. - 34 с.

84. Кун, Т. Структура научных революций / Томас Кун. - М. : «АСТ МОСКВА», 2015. - 320 с.

85. Кутырев, В. А. Апология человеческого / В. А. Кутырев. // Вопросы философии. -2003. - № 1. - С. 63

86. Кутырев, В. А. Бытие или ничто / В. А. Кутырев. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 880 с.

87. Кутырев, В. А. Философия постмодернизма: Научно-образовательное пособие для магистров и аспирантов гуманитарных специальностей / В. А. Кутырев. — Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы , 2006. - 95 с.

88. Лебедев, Ю. С. Архитектурная бионика / Ю. С. Лебедев, В. И. Рабинович, Е. Д. Положай. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с.

89. Малахов, С. А. Композиционный метод как эксперимент по возникновению новой функции нового языка / С. А. Малахов // Вестник СГАСУ. Архитектура. Градостроительство. Дизайн. - 2012. - №4 (8). - С. 48-52.

90. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. — СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.

91. Маркузон В. Ф. Современные проблемы древнегреческой архитектуры. Культура и искусство античного мира. / В. Ф. Маркузон // - М., 1980

92. Маркузон, В. Ф. Архитектурная композиция. Современные проблемы. — М.: Стройиздат, 1970. — С. 44-49.

93. Маркузон, В. Ф. Метафора и сравнение в архитектуре. Семиотика и развитие языка архитектуры. / В. Ф. Маркузон // Архитектура СССР. — 1939. — № 5. — С. 57-59.

94. Мартынов, Ф. Т. Бытийно-осмысляющий подход к исследованию пространственных отношений в архитектуре / Ф. Т. Мартынов // Композиционная подготовка в современном архитектурно-художественном образовании: мат-лы Всерос. науч.-метод. конф. - Екатеринбург. Архитектон, - 2003.

95. Мартынов, Ф. Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне: учебное пособие / Ф. Т. Мартынов. — Екатеринбург: Уральский архитектурно-художественный институт, 1992. — 107 с.

96. Мастера советской архитектуры об архитектуре : Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов : Том 2 / Под общ. ред. М. Бархина [и др.]. — М.: Искусство, 1975. - 584 с.

97. Мелодинский, Д. Л. Архитектурная пропедевтика: История, теория, практика / Д. Л. Мелодинский. - М.: Едиториал УРСС, 2011. - 400 с.

98. Мелодинский, Д. Л. Архитектурный масштаб Роел Ван Лента [электронный ресурс] / Д. Л. Мелодинский // Архитектон: известия вузов. - 2015. - № 51

99. Мелодинский, Д. Л. В.Ф. Кринский. / Д. Л. Мелодинский. -М.: Ладья, -1998. -256 с.

100. Мелодинский, Д. Л. Вклад Никоса Салингароса в развитие теории масштабности в архитектуре [электронный ресурс] / Д. Л. Мелодинский // Архитектон: известия вузов. - 2013 - № 43

101. Мелодинский, Д. Л. Концепции художественного формообразования в архитектурных школах XX века. Развитие творческих идей ВХУТЕМАСа и Баухауза : дис. ... д-ра иск. : 18.00.01 / Дмитрий Львович Мелодинский. - М., 2003. - 412 с.

102. Мелодинский, Д. Л. О трудностях овладения темой архитектурной масштабности в дисциплине "объемно-пространственная композиция" [электронный ресурс] / Д. Л. Мелодинский // Архитектон : Известия вузов. - 2014. - № 46.

103. Мелодинский, Д. Л. Ритм в архитектурной композиции. / Д. Л. Мелодинский. -М.: Либроком, 2013. - 240 с.

104. Мелодинский, Д. Л. Школа архитектурно - дизайнерского формообразования. / Д.Л. Мелодинский. - М.: Архитектура, 2004. - 312 с.

105. Мелодинский, Д.Л. «Ризома» как основа понимания масштабности в архитектуре постмодернизма [электронный ресурс] / Д. Л. Мелодинский // Архитектон : Известия вузов. - 2013. - №42.

106. Мелодинский, Д.Л. Пропорции и масштаб в архитектуре [электронный ресурс] / Д. Л. Мелодинский // AMIT. - 2015. - № 1 (30). - Режим доступа: http://www.marhi.ru/AMIT/2015/1kvart 15/melod/melod.pdf

107. Мельникова, И. Укротительница линий / Заха Хадид в интервью журналу Итоги // Итоги. - 2005. - № 25/471

108. Можейко, И. Архитектор ищет свет. Дерево, камень, глина и солнце [Электронный ресурс] / И. Можейко, Б. Письменный, Т. Чеховская.- 1970. - №8. -Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4415/

109. Можейко, М. А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы / М. А. Можейко. — Минск: - 1999

110. Мохой-Надь, Л. Проблема пространства в архитектуре. / Ласло Мохой-Надь.-Архитектура современного Запада.М.: Изогиз, 1932. - 114 с.

111. Найдите 10 отличий / made in future // М. : Медиакрат, 2007. - №1.

112. Недошивин, Г. А. Генрих Вельфлин. - История европейского искусствознания / Г. А. Недошивин .- кн.1-я. М.: 1969. - 340 с.

113. Некрасов, А. И. Теория архитектуры / А. И. Некрасов. - М.: Стройиздат, 1994. -372 с.

114. Новиков, Ф. Зодчие и зодчество. Архитектура ХХ века / Ф. Новиков. - М. : Едиториал УРСС, 2010. - 480 с.

115. Оболенский, Н. В. Город и человек [Электронный ресурс] / Н. В. Оболенский // Архитектура и строительство Москвы, 1999. - № 5. - Режим доступа: http://asm.rusk.ru/99/Asm5/index.htm

116. Оболенский, Н. В. Язык света в архитектуре / Н. В. Оболенский // Архитектура и строительство Москвы. - М. : ГУП «Редакция журнала «Московский журнал. История государства Российского», 1998. -№6. - С.26-31

117. Одибер, Эрвэ. Интервью для КО. Дизайн [Электронный ресурс] / Эрвэ Одибер. -Режим доступа: http://www.fastcodesign.com/3022897/a-light-show-turns-a-french-museum-into-the-big-bang.

118. Павлов, Л. Н. Экстремы / Л. Н. Павлов // Архитектор Леонид Павлов : Юбилейная выставка к 90-летию архитектора. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.memap. ru/exibitions/exibit18. htm

119. Паласмаа, Ю. Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия / Юхани Паласмаа. - М: Классика- XXI, 2010. - 176 с.

120. Пекарева. Н. Архитектор Н.Я. Кордо : статья к 60-ти летию архитектора Н. Пекарева [Электронный ресурс] / Н. Пекарева. - 1981. - Режим доступа: http://mka.mos.ru/downloads/1981 08.pdf

121. Рагон, М. Города будущего / Мишель Рагон / Пер. с франц. В. Г. Калиша, Ж. С. Розенбаум. -М.: Мир, 1969. - 296 с.

122. Радзюкевич, А. В. Пропорционально-метрологические и масштабные особенности чертежей Андреа Палладио / А. В. Радзюкевич // Доклад в российской академии художеств на международной научной конференции XVIII Алпатовские чтения, посвященной 500-летию со дня рождения Андреа Палладио. - 03.12.2008.

123. Раппапорт, А. Г. Пять проблем теории архитектуры XXI века / А. Г. Раппопорт // Проект Россия. - 2006. - № 39.

124. Раппопорт, А. Г. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства / А. Г. Раппопорт, Г.Ю. Сомов. - М.: Стройиздат, 1990. - 344 с.

125. Раппопорт, А.Г. Масштабы и масштабности // Башня и лабиринт [Электронный ресурс] / А.Г. Раппопорт. - Режим доступа: http://papardes.blogspot.ru/2012/06/blog-post.html

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

Ревзин, Г. И. Бессонница, комар и тиканье часов / Г. И. Ревзин // Проект Классика. XIV-MMV. - 31.08.2005. - с. 41-45.

Ревзин, Г. И. Очерки по философии архитектурной формы / Г. И. Ревзин. - М.: ОГИ, 2002. - 138 с.

Рене, Т. Математические модели морфогенеза / Том Рене. - М.: Регулярная и хаотическая динамика, 2006. - 136 с.

Рене, Т. Структурная устойчивость и морфогенез / Том Рене / перев.: Борисова Е., Родин А. - М.: Логос, 2002. - 280 с.

Рибера, Д., Ерусалимчик М. Вопросы синтеза архитектуры и изобразительного искусства / Д. Рибера, М. Ерусалимчик // Архитектура СССР, -1971. - №5. Родченко, А. М. Линия. Рукопись. 1921 [Электронный ресурс] / А. М. Родченко // —Режим доступа: http://desi gor.narod.ru/articles/line. htm

Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие : Как человек видит и воспринимает мир / В. М. Розин. - Москва : Эдиториал УРСС, 1996. -224 с.

Рочегова, Н. А. Компьютерное моделирование в процессе формирования основ архитектурной композиции (начальная стадия высшего профессионального архитектурного образования) : дис .... канд.арх.: 05.23.20 / Рочегова Наталия Александровна. - М., 2010. - 171 с.

Рыкова, Е. Э. Эволюция средств композиции в архитектуре: автореф. дис. ... канд. арх.: 18.00.01 / Рыкова Елена Энгельсовна. - М., 1995. - 25 с.

Рябушин, А. В. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну. / А. В. Рябушин. - М.: Архитектура-С, 2007. - 336 с.

Рябушин, А. В., Хайт В.Л. Архитекторы рубежа тысячелетий / А. В. Рябушин, В. Л. Хайт. — Искусство - XXI век, 2005. — 288 с.

Рябушин, А.В. Новые горизонты архитектурного творчества, 1970 - 1980-е годы / А.В. Рябушин. - М.: Стройиздат, 1990. - 327 с.

Сазонов, В. И. Становление графоаналитической теории архитектурной гармонии (версия пространственного языка целостности) / В.И. Сазонов. — Новосибирск: Новосибирская гос. архитектурно-художественная акад., 2002. — 216 с. Салингарос, Н. А. Антиархитектура и деконструкция / Никос А. Салингарос. — Германия: Umbau-Verlag, Solingen, 2010.

140. Салингарос, Н. А. Двенадцать лекций об архитектуре / Никос А. Салингарос. Германия: Umbau-Verlag, Solingen, 2010.-242 с.

141. Сапрыкина, H. A. Основы динамического формообразования в архитектуре. Учебник для вузов / Н. А. Сапрыкина. - М.: Архитектура - С, 2005. - 312 с.

142. Сапрыкина, Н. А. Динамическая адаптация архитектурных объектов: автореф. дис. ... д-ра арх.: 18.00.02 / Сапрыкина Наталия Алексеевна. — М. : Ладья, 1999.

— 48 с.

143. Сипкин, П. А. Творческая концепция Рема Кулхааса: представления, модели, воплощение: дис. канд. арх.: 05.23.21 / Сипкин Павел Андреевич. - М., 2015. -184 с.

144. Стасюк, Н. Г. Основы архитектурной композиции / Н. Г. Стасюк. - М. : Архитектура-С, 2004. - 100 с.

145. Степанов, А. Объемно-пространственная композиция / В. Мальгин, Г. Иванова, К. Кудряшов, Д. Мелодинский, А. Нестеренко, В. Орлов, И. Сапилевская / -М. : Архитектура-С, 2007. - 256 с.

146. Таруашвили, Л. И. Идея тектоники в классической теории архитектуры. Тектоника как суть ордерной композиции. В кн. : Теория композиции как поэтика архитектуры / Л. И. Таруашвили, И. А. Азизян, И. А. Добрицына, Г. С. Лебедева.

— М. : Прогресс-Традиция, 2002. - С.78-103.

147. Тернер, Л. Манифест метамодернизма [Электронный ресурс] / Люк Тернер. -Режим доступа: http://www.metamodernism. su/

148. Тиц, А. А. Пластический язык архитектуры / А. А. Тиц, Е. В. Воробьева. - М.: Стройиздат, 1986. - 312 с.

149. Топоров, В. Н. Древо Мировое / В.Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская Энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 398-406.

150. Топоров, В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Том 2. / В. Н. Топоров / — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. — Т. 2. — 496, [16] с.

151. Убальдо, Н. Иллюстрированный философский словарь / Никола Убальдо // Пер. с Итал. Т.Н. Григорьева, Л.А. Подпятникова. - М. : БММ АО, 2006. - 584 с.

152. Фесенко, Д. Е. Теория архитектурного процесса: контуры новой парадигмы / Д. Е. Фесенко. - М. : Журнал «Ав», 2010. - 239 с.

153. «Физика» и «Метафизика» дигитальной архитектуры: п(р)оиски формы и воплощение неосуществимого [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://citadel.kh.ua/stroitelstvo-remont-montazh/630-fizika-i-metafizika-digitalnoi-arxitekturv-proiski-formy-i-voploshhenie-neosushhestvimogo.html

154. Филин, В. А. Архитектура как проблема видеоэкологии / В. А. Филин. Архитектура и культура. - М.: ВНИИТАГ, 1990. - С. 119-123.

155. Филин, В. А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо / В.А. Филин. -М.: Московский Центр «Видиоэкология», 2001. - 312 с.

156. Филин, В.А. Автоматия саккад / В. А. Филин. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 240 с.

157. Фремптон, К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / К. Фремпон / Пер. с англ. Е. А. Дубченко; под ред. В. Л. Хайта. — М.: Стройиздат, 1990. - 525с.

158. Фуко, М. Слова и Вещи. Археология гуманитарных наук / Мишель Фуко / Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. - СПб.: A-cad, 1994. - 385 с.

159. Фуко, М. Что такое автор. Воля к истине : по ту сторону знания, власти и сексуальности / Мишель Фуко / Под ред. А. Пузырея, Пер. с фр. С. Табанчиковой.

- М. : Касталь, 1996. - 448с.

160. Хайт, В. Архитектура Запада-4: Модернизм и постмодернизм, критика концепций / В.Хайт. - М.: Стройздат, 1987. - 182 с.

161. Хан-Магомедов, С.О. Доклад на международной конференции «Heritage at Risk-Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие» / С.О. Хан-Магомедов.

- "Academia. Архитектура и строительство", РААСН, 2006.

162. Хан-Магомедов, С.О. Живскульптарх : 1919-1920 : первая творческая организация советского архитектурного авангарда / Селим Омарович Хан-Магомедов. - М.: Архитектура, 1993. -321с.

163. Хан-Магомедов, С.О. Проблемы стиля и стилизации и моды в архитектуре / С. О. Хан-Магомедов. - "Academia. Архитектура и строительство", РААСН, 2003. С. 29

164. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения / С.О. Хан - Магомедов. - М.: Стройиздат, 1996. - 709 с.

165. Химмельб(л)ау, Кууп. Манифест «Архитектура Должна Пылать» [Электронный ресурс] / Кууп Химмельблау //. - Режим доступа: http://www.coop-himmelЫau.at/architectш•e/philosophv/architectш•e-:must-Ыaze/.

166. Химмельб(л)ау, Кууп. Манифест «Рассеивание Наших Тел в Городе» [Электронный ресурс] / Кууп Химмельблау //. - Режим доступа: http://www.coop-himmelblau.at/architecture/philosophv/the-dissipation-of-our-bodies-in-the-citv.

167. Химмельблау, Кууп. Музей Слияния [Электронный ресурс] / Кууп Химмельблау //.- Режим доступа: http://www.coophimmelblau.at/architecture/proiects/musee-des-confluences.

168. Холодова, Л. П. Концепты современной теории архитектуры [Электронный ресурс] / Л. П. Холодова // Архитектон: известия вузов. - 2010. - № 31. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2010 3/1

169. Холодова, Л. П. Синергетический подход к архитектурной деятельности [Электронный ресурс] / Л. П. Холодова, А. Г. Кремлев, В. Н. Бабич // Архитектон: известия вузов. - 2013. - № 42. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2013 2/2

170. Червяков, М. М. Тектонический образ архитектурного объекта в условиях искусственного освещения: автореф. дис. ... канд. арх.: 05.23.20 / Червяков Михаил Михайлович. - М., 2012. - 23 с.

171. Чешкова, Л. Архитектор ищет свет. Город зажигает фонари [Электронный ресурс] / Л. Чешкова // Вокруг света. - 1970. - №8. - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4416/

172. Швидковский, Д. О. Некоторые архитектурные аспекты экологии культуры / Д. О. Швидковский // Реставратор. - 2000. - № 1

173. Шевелев, И. Ш. Принцип пропорции : о формообразовании в природе, мерной трости древнего зодчего, архитектурном образе, двойном квадрате и взаимопроникающих подобиях / И. Ш. Шевелев. - М. : Стройиздат, 1986. - 200 с.

174. Шедевры современной архитектуры / пер. с англ. яз. Т. А. Граблевской, О. В. Сухаревой. - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 303 с.

175. Шукурова, А. Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ века / А. Н. Шукурова. - М. : Стройиздат 1990. - 318 с.

176. Шумахер, П. Параметризм [Электронный ресурс] / П. Шумахер // - Режим доступа: http://www.patrikschumacher.com/Texts/Parametricism Russian%20text.html

177. Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология. [Электронный ресурс] / Георгий Петрович Щедровицкий // М.,- 1998. - Режим доступа: http://gtmarket. ru/laboratory/basi s/5484

178. Щепетков, Н. И. Световой дизайн города : учеб. пособие / Николай Иванович Щепетков. - М.: Архитектура - С, 2006. - 320 с.

179. Щепетков, Н. И. Формирование искусственной световой среды города. Основы новой теории / Н. И. Щепетков // Информационный научно-технический журнал «Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века». - М. : РИА Композит, 2002. - №10 (45). - С. 24-25

180. Щепетков, Н. И. Световая архитектура городских комплексов : автореф. дис.. канд. арх. / Николай Иванович Щепетков. - Моск. Арх., ин-т. М., 1974. - 35 с.

181. Щепетков, Н. И. Формирование световой среды вечернего города : автореф. дис. ... д-ра арх. / Николай Иванович Щепетков. - Моск. Арх., ин-т. М., 2004. - 64 с.

182. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Умберто Эко. — ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 432 с.

183. Юрков, С.Е. Постмодернизм: приближение к антимиру / С. Е. Юрков // ( из сборника «Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 года», Серия Symposium, выпуск 16.

184. Якимович, А. К. Неласковая Архитектура. К итогам постмодернизма / А. К. Якимович // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции. - М.: МАРХИ, 2008. - С.20-23.

185. Якимович, А. К. Художники нового времени. К писанию социопсихологического типажа / А. К. Якимович // Вопросы философии. - М. : «Издательство Наука». -2005. - № 3. - С. 71-80.

186. Янковская Ю. С. Архитектура в постиндустриальном мир / Ю.С. Янковская. -М. : Ект: Архитектон, 2007. - 88 с.

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

Янковская, Ю. С. Архитектурная композиция и семиотика - генезис идей [Электронный ресурс] / Ю. С. Янковская // Архитектон: известия вузов. №7 июнь 2004. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2004 2/3

Янковская, Ю. С. Метафизика архитектуры / Ю. С. Янковская // Архитектура и строительство Москвы. - 2006. - № 2-3. - С. 77-84.

Ярошевский, Т. М. Личность и общество / Т. М. Ярошевский. - М. : Прогресс, 1973. - 258 с.

Abel, C. Networking the studio: architectural education and the virtual practice / Chris Abel // Environments by Design, Vol. 2, No 1, winter 1997/1998. 71-85 pages Abel, C. Architecture, technology and process / Chris Abel -Routledge ,2004. - 268 pages

Abel, C. THE EXTENDED SELF: ARCHITECTURE, MEMES AND MINDS / Chris Abel - Manchester University Press, 2015. - 416 pages

Alexander, C. The Process of Creating Life: Nature of Order / Christopher Alexander / Book 2: An Essay on the Art of Building and the Nature of the Universe. - San Francisco : Center for Environmental Structure, 2006. - 636 pages Best, S. and Keelner, D. The postmodern turn, Chapter 4 : Postmodernism in the Arts : Pastiche, Implosion, and the Popular / S. Best, D. Keelner. - New York : Guilford Press, 1997. - 76 pages

Ching, Francis D.K. Architecture: Form, Space and Order / Francis D.K. Ching.-New York: John Wiley & Sons, 2007. - 448 pages

Eisenman, P. Written into the Void : Selected Writings, 1990-2004 / Peter Eisenman, Jeffrey Kipnis. - New Haven and London : Yale University Press, 2007. - 208 p. Elie G. Haddad. A Critical History of Contemporary Architecture 1960-2010. USA : Florida International University, 2014. - 530 pages

Featured: Zaha Hadid, Rosenthal Center for Contemporary Art // 2001.11 Zaha Hadid A+U, Japan, 2001. - № 374

Form follows biology? // FORM the making of design, Germany, 2012. - № 243 Gehry, Frank O. Frank O. Gehry : Architect / Frank Gehry, Mildred Friedman, Beatriz Colomina. - Guggenheim Museum, 2003. - 384 pages

Gilbert-Rolf, J. and Gehry, F. Frank Gehry : the city and music. - London : Taylor and Francis, 2001.

202. Hays, K. Michael. Architecture theory since 1968 / K. Michael Hays. - London: MIT press, 1998. - 825 pages

203. Hays, K. Michael. Architecture's Desire : Reading the late avant-garde (Writing architecture) / K. Michael Hays. - London: MIT press, 2009. - 216 pages

204. Hays, K. Michael. Critical Architecture: Between culture and form / Kenneth Michael Hays. - Perspecta 21: the Yale architectural journal, 1984.

205. Horsley, Carter B. Zaha Hadid. Queen of energetic, explosive works of varied perspectives [Electronic resource] / Carter B. Horsley . - New York, October 2006, Available at: www.thecityreview. com/zaha.html

206. Jencks, C. 13 Propositions of Post Modern Architecture // Theories and Manifestoes of Contemporary Architecture. Chichester, 1997. P. 131-132 // перевод по: Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

207. Jencks, C. Critical Modernism — Where is Post Modernism going? / Charles Jenks. -Wiley, London, 2007. -240 pages

208. Jencks, C. The new paradigm in architecture [Электронный ресурс] / C. Jencks // USA. — 2003. — Режим доступа: http://archnet.org/system/publications/contents/4756/original/DPC1453.pdf7138478658 7

209. Jencks, C. The Post-Modern Reader / Charles Jenks. - NY.: St. Martin's Press, 1992. -p. 10-39

210. Jencks, C. The Story of Post-Modernism: Five Decades of the Ironic, Iconic and Critical in Architecture / Charles Jenks. - Wiley, London, 2011. - 272 pages

211. Je^ks, C. In what style shall we build? [Electronic resource] / Charles Jenks // the architectural review. 12 march, 2015. - Is available at: http://www.architectural-review.com/rethink/viewpoints/in-what-style-shall-we-build/8679048.fullarticle

212. Jodidio, P. 100 contemporary architects / Philip Jodidio. - Taschen; Slp Mul edition, 2013. - 848 pages

213. Kalb, J. Life in design : Christopher Alexander and the nature of order / James Kalb // International Journal of Architectural Research. - July 2014. - Volume 8 - Issue2. P. 94-98

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

Kushner, M. The future of architecture in 100 buildings / Marc Kushner. - simon & Schuster / TED, 2015. - 176 pages

Licklider, H. Architectural Scale / Heath Licklider. - London: The Architectural Press; 1965. - 232 pages

Lynn, Greg, Rappolt Mark. Greg Lynn Form / Greg Lynn, Mark Rappolt . -Pub. Rizzoli - 2008. - 360 pages

Lynn, Greg. Greg Lynn Form. Composites, Surfaces, and Software: High Performance Architecture / Greg Lynn / - Pub. Yale School of Architecture Books, 2011. - 158 pages

Mildred Friedman // "Architecture in Motion" [Electronic resource]. - Is available at: http://www.thecityreview.com/gehgug.html

Moore, H. Writings and Conversations / ed. by A. Wilkinson. Berkeley : Univer. of California Press, 2002. - 320 pages

Moussavi, F. The Function of Form / Farshid Moussavi. - USA : Actar, 2009. -520 pages

Moussavi, F. The Function of Style / Farshid Moussavi. - USA : Actar, Harvard GSD, 2015. - 336 pages

Neumann, D. "Introduction," in Architecture of the Night: The Illuminated Building / Dietrich Neumann. - Munick : New York: Prestel, 2002. - 240 pages Neumann, D. Architecture of the night: the illuminated building / Dietrich Neumann with essays by Kermit Swiler Champa . et al.. Munich ; New York : Prestel, cop, 2002. -238 pages

Neumann, D. The Structure of Light: Richard Kelly and the Illumination of Modern Architecture / Edited by Dietrich Neumann; Foreword by Robert A. M. Stern; With contributions by D. Michelle Addingon, Sandy Isenstadt, Phyllis Lambert, Margaret Maile Petty, and Matthew Tanteri/ Yale University Press, 2010. - 224 pages Rose, Margaret A. The Post-Modern and the Post-Industrial: A Critical Analysis / Margaret A. Rose. - UK : Cambridge University Press, 1991. - 332 pages Steven E. Phelan. What Is Complexity Science, Really? // EMERGENCE, 3(1), 12036. - Copyright © 2001, Lawrence Erlbaum Associates, Inc.

Turner, L. The Metamodernist Manifesto, 2011 [Electronic resource] / Luce Turner. Is available at: http://luketurner. com/text/

228. Van Lent, R. Architectural Scale. / Roel van Lent. - Master thesis, January 2009. -51 pages

229. Venturi, R. / Learning from Las Vegas - Revised Edition: The Forgotten Symbolism of Architectural Form / Robert Venturi, Steven Izenour , Denise Scott Brown. - The MIT Press; revised edition edition (June 15, 1977) 193 pages

230. Vermulen, T. Van den Akker, R. Notes on metamodernism / Timotheus Vermeulen1, Robin van den Akker // Journal of AESTHETICS & CULTURE, 2010. - Vol.2. - p. 114

231. Wigley, M. The architecture of Deconstruction : Derrida's Haunt / Mark Wigley. -USA : MIT press, 1993. - 294 pages

232. Yonca, H. The tectonics of Stuctural Systems : An Architectural Approach / Hurol Yonca. Routledge, 2015. - 278 pages

233. Zeeman, E.C. Catastrophe Theory-Selected Papers 1972—1977. Reading / E. C. Zeeman. - MA USA: Addison-Wesley, 1977. - 675 pages

ПРИЛОЖЕНИЕ

Графические аналитические таблицы

178

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

АРХИТЕКТУРЫ

КОНЦА ХХ-НАЧАЛА XXI В

Г

ег

£31

ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙ ИСКУССТВ (ЫТСАг^ ТАЙБЭЙ, ТАЙВАНЬ.

АРХИТЕКТОРЫ: влимбАктыЕк+иши

Целью является

исследования

отследить

изменения в художественном языке новейшей архитектуры, выраженные языком категории объём но-п ространетвен ной композиции, возникшие

вследствие новых подходов в выражении образного

в архитектурных Оценить их

позитивную значимость в сопоставлении с непреходящим вкладом классического

искусства архитектуры в интересах модернизации

программ высшей

архитектурной школы.

Задами:

содержания объектах.

особенности контекста; основные течения, вН проявляются ■ сдвиги в^

языке; с л у т &

1. исследовать исторического

2. выявить стилистические которых очевидные художественном

3. о с м ы _ образно-композиционныи строи архитектурных объектов постмодернистского! направления в категория?? объемно-пространствен ной композиции (ОПК);

4. показать изменения § средствах архитектурной композиции в отличии от традиционной классики;

5. отразить особенности художественного почерка ведущих лидеров постмодернистского направления

6. обозначить критические точки творческого опыта постмодернизма, отмеченного профессиональной и художественной критикои, а также широким общественным мнением;

7. сформировать точку зрения на перспективы развития художественного языка постмодерна в контекст§ состояния „ современной художественной культуры;

8. отметить проблемные зоны трансляции художественногд опыта архитектурно« композиции в архитектурной школе при отсутствии единого взгляда на его содержание и оценки.

к

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

композиции

179

ХУДОЖЕСТВЕН НО-СТИЛ ИСТИ Ч ЕСКИ Е ПОИСКИ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕЮУРЕ

180

Эксперимент «Бруклин 2110: Экологическая модель города будущего», опубликованный а журнале FORMA архитектора и энциклопедиста, активно занимающегося научными разработками в области слияния архитектуры с биологием, - доктора наук Насачусетского Технологического Университета, Митчелла Джоакума.

Дворец дожей в Венеции, XIV-XVвек, Венецианская готика.

Архитектор Френк Гери. Массачуссетский технологический институт

табл.

Конфликт классической традиционной архитектурной эстетики и новой модернистской образности

|табл. I Опыт неоавангардных художественно-№2 I стилистических поисков в современной архитектуре

Лидеры архитектурного творчества и на общую картину современной архи

их влияние архитектуры

АРХИТЕКТОР

Daniel

СХЕМА

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ОСЕЙ

ВЫВОДЫ

1. Резкое харАктерное направление движения основных осей, отклоняющихся от вертикали и образующих форму объекта.

2. Обилие хаотичных членений под разными углами(в разрез направлению основных образующих осей) внутри главной формы, образующей иерархию универсальности масштаба.

3. Преобладание трапеции в рисунке плана с последующей треснформацией в объем, акцентируя идею векторного движения осей.

4. Объемы врезаются под разными углами, без всякой системы, играя на общую идею "движения".

5. Доминирование диагонали как манифеста "динамики" и торжества

"движения".

1. Построение пространства по принципу "ПИРАМИДА ": наслаивание по оси "У" разных по кривизне и геометрии плоскостей объемов, глобально единых по стилю и форме (в едином ключе). ДИНАМИКА ВРЕЗОК В ВЕРТИКАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ.

2. Принцип "ЦЕПОЧКА ": объем развивается через расположение форм по траектории друг за другом, создавая эффект "распускания формы"

3. Принцип наложения плоскостей "ДРАПИРОВКА ": простроенная архитектура "ленты"как основополагающего лейтмотива построек Френка Г?ри

Б. В ряде объектов характерно наличие оси, вокруг которой выстраивается объемная масса или на которую она наслаивается (Принцип "ОСЕВОЕ ВРАЩЕНИЕ")

6. Активно используется кривая: на плоскости, в объеме, в рисунке.

181

Музей Слияния в Лионе, Франция. Архитекторы К. Хиннельб(л)ау

Жилая вилла в штате Коннектикут, США Архитектор Даниэль Либеаккд

Проект Kiefer Technic Showroom.

Архитекторы бюро Ernst 6i

+ Partner. Локация Штирмя, Австрия

Музей Гугенхейнз в Ьипьбао, Испания. Архитектор Френк Оузн Гери.

¡Концертный зал Уолта Дишея в Лос-Анжелесе, США.

<о" от архитекторов MVRDV Сеул,

[рхитекпр

Сомплекс Метрополь

lid Architects): Nuragic and Contemporary Art Museum, Cagliari [Музей Современного искусства в Кальяри,

Заха Хадид (Zaha Hadid Architects). Торгово-деловой центр Vesolo Magica' в Италии

Формально-стилистические особенности архитектуры конца ХХ-начала XXI века

табл

№ 3

ВИЗУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЛОСКОСТЕЙ

ХАОС В ОБЪЕМНО-ПЛАСТИЧЕСКОМ ФОРМООБРАЗОВАНИИ

ДЕМАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МАССЫ

АМОРФНОСТЬ

АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА АРХИТЕКТУРЫ В КАТЕГОРИЯХ

ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

КОМПОЗИЦИИ

тшт

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТАФОРЫ

табл №4

РИЗОМА

(ПЛОТИН - Античный философ. 204/205-270гг.)

Ж.ДЕЛЕЗ (1925-1995 гг.) И Ф.ГВАТТАРИ (1930-1992 гг.)

бессистемность

конструкция

обилие

точек схода

линеиность

ДИАГОНАЛЬ

искусственный свет

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.