Становление поэтики русского экспрессионизма в литературе 1900-1920-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Шестакова, Маргарита Александровна

  • Шестакова, Маргарита Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Самара
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 215
Шестакова, Маргарита Александровна. Становление поэтики русского экспрессионизма в литературе 1900-1920-х годов: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Самара. 2016. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шестакова, Маргарита Александровна

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. РУССКИЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РЕЦЕПЦИИ

1.1. Русский экспрессионизм в европейском контексте

1.2. Изучение экспрессионистических тенденций в творчестве Л.Н. Андреева

1.3. Подступы к научному осмыслению поэзии русских экспрессионистов

ГЛАВА 2. ПОЭТИКА ЭКСПРЕССИОНИЗМА В ПРОЗЕ Л.Н. АНДРЕЕВА

2.1. Комплекс экзистенциальных мотивов в рассказах Л.Н. Андреева

2.2. Экспрессионистические образы в рассказах и повестях Л.Н. Андреева

2.3. Проблема художественного высказывания в романах «Сашка Жегулёв», «Иго войны», «Дневник Сатаны»

2.4. Экспрессионистическое выражение религиозных исканий автора в повестях «Жизнь Василия Фивейского» и «Иуда Искариот»

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА НА ПОЭТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ХХ ВЕКА

3.1. Экспрессионистическое начало в лирике акмеистов

(на примере творчества О.Э. Мандельштама и Н.С. Гумилёва)

3.2. Экспрессионизм как средство эпатажа в лирике имажинистов

(В. Яблонский, Р. Ивнев)

3.3. Поиски образности в поэзии Б.Л. Пастернака

ГЛАВА 4. ЛИРИКА И МАЛЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РУССКОГО

ЭКСПРЕССИОНИЗМА 1919-1925-го ГОДОВ

4.1. Теоретические обоснования русского экспрессионизма (деятельность Ип. Соколова и группы «Московский Парнас»)

4.2. Художественная практика московских экспрессионистов (лирика Ип. Соколова, Б. Лапина, Г. Сидорова, С. Спасского, Б. Земенкова и проза Е. Габриловича)

4.3. Экспрессионистические тенденции в декларациях и творчестве эмоционалистов (на примере лирики М. Кузмина, А. Радловой,

К. Вагинова)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление поэтики русского экспрессионизма в литературе 1900-1920-х годов»

Введение

Диссертационное исследование посвящено проблеме формирования экспрессионистической поэтики и динамике развития экспрессионизма в русской литературе 1900-1920-х годов. В искусстве обозначенный период времени характеризуется напряженными творческими поисками, которые обусловлены изменением ритма жизни и необходимостью кардинально нового понимания явлений действительности, их анализа и оценки. В начале ХХ века представители нового искусства заговорили об исчерпанности эстетических возможностей классической традиции и принялись за активное освоение открывшихся перед ними новых возможностей. Неотъемлемыми чертами таких значимых художественных движений первых десятилетий ХХ века, как футуризм, имажинизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, становятся эпатаж и борьба за уникальность предложенного пути.

Среди названных явлений искусства экспрессионизм занимает особое место в силу целого ряда причин. Недолговечное существование, неопределённость границ, эклектика философских и художественных концепций, к которым в разное время были причастны представители экспрессионизма, не позволяют дать этому художественному феномену точного определения. Начало экспрессионизму положила выставка берлинского Сецессиона в апреле-сентябре 1911-го года. Помимо Германии, он заявил о себе во Франции, Австрии и некоторых других европейских странах. Если о моменте возникновения европейского экспрессионизма мы располагаем точными сведениями, то о закате явления противоречивые свидетельства оставили даже современники. В критических очерках «Об экспрессионизме в литературе и новой поэзии» (1919) и «Двуглавая нимфа» (1920) Казимир Эдшмид (Эдуард Шмид) говорит о закате

экспрессионизма и пытается подвести итоги его развития. В это же самое время М. Гюбнер в книге «Новая поэзия и искусство Европы» пишет об экспрессионизме как актуальном, представляющем интерес, современном явлении, которое необходимо исследовать.

Представители немецкого экспрессионизма, в частности Иван Голль (настоящее имя - Исаак Ланг), осознавали трудности определения природы этого художественного явления и отмечали стихийное его распространение: «<...> состояние духа, распространившееся, подобно эпидемии, на все виды интеллектуальной деятельности: не только на поэзию, но и на прозу, не только на живопись, но также на архитектуру и театр, музыку и науку»1.

Сказанное о немецком экспрессионизме может быть отнесено к европейскому экспрессионизму в целом. И русский экспрессионизм в этом смысле не является исключением. Однако перед его исследователями возникает ряд вопросов, относящихся к национальной специфике русской литературы. Экспрессионизм в России оказывается в тесной связи с немецким экспрессионизмом, но имеет собственный, уникальный путь развития, что отмечено в работах И.Е. Васильева, Ю.Н. Гирина,

A.В. Крусанова, А.А. Нененко, Т.Л. Никольской, Н.В. Павловой, Н.В. Пестовой, Е.В. Пономарёвой, Д.В. Сарабьянова, В.Н. Терёхиной,

B.Л. Топорова, В.С. Турчина и других.

Обращение к справочной литературе позволяет увидеть, что изучение русского экспрессионизма невозможно без знаний о немецком экспрессионизме. Долгое время исследователи отдавали предпочтение изучению европейского, а не русского экспрессионизма. Энциклопедические статьи Н.С. Павловой содержат общее определение экспрессионизма, но мало сообщают о русском его варианте: «<...> направление в литературе и искусстве, передавшее в период 1-й Мировой войны 1914-18 и последовавших

1 Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма : Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. М. : Республика, 2003. С.5.

революционных потрясений ощущение кризиса буржуазного мира»1. В статье А.М. Зверева в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» экспрессионизм правомерно определён в первую очередь как «направление в

3

искусстве и литературе стран Запада первой четверти 20 века» .

В исследовании русского экспрессионизма возникают сложности с определением точного круга писателей и поэтов, которых можно было бы безоговорочно назвать экспрессионистами. Примечательно, что в уже упомянутой статье Н.С. Павловой из «Литературного энциклопедического словаря» среди русских экспрессионистов назван только Л.Н. Андреев4. Среди художников, которые в разное время косвенно были связаны с русским экспрессионизмом, ученые упоминают имена А. Белого, О. Мандельштама, Вл. Маяковского, С. Есенина, Б. Пастернака, Б. Пильняка, И. Бабеля, С. Кржижановского, Е. Замятина, Ю. Олеши, М. Булгакова и многих других. Очевидно, экспрессионизм возникал в произведениях авторов, чьё творчество отличала разнонаправленность. В связи с обозначенной проблемой возникает потребность в определении особенностей существования русского экспрессионизма, что прояснило бы причину его проникновения в творчество столь разных авторов.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью нового понимания русского литературного экспрессионизма. В изучении экспрессионизма назрела острая необходимость ревизии некоторых устоявшихся взглядов, начиная с тех, что не признают экспрессионизм на русской почве состоявшимся явлением. Многие современные исследования об экспрессионизме позволяют увидеть пути дальнейших научных поисков, но представляются недостаточными. Это

2

Павлова Н.С. Экспрессионизм. Краткая литературная энциклопедия. Т.8. М. : Советская Энциклопедия, 1975. Стлб. 859.

Зверев А.М. Экспрессионизм. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М. : НПК «Интелвалк», 2001. Стлб. 1222.

4 Павлова Н.С. Экспрессионизм. Литературный энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1987. С. 507.

касается необходимости соотнесения творчества Л.Н. Андреева как «центра», самого яркого и первого проявления русского литературного экспрессионизма, с его «периферией», связанной с множеством имен. Крайне мало изучены лирика С. Спасского, Б. Земенкова, Г. Сидорова, Б. Лапина и проза Е. Габриловича. Отдельные проявления поэтики экспрессионизма вообще оказались вне поля зрения исследователей - такова судьба поэтического сборника В. Яблонского «В сумерках». Можно констатировать, что постановка и решение проблем, связанных с новыми и уже известными персоналиями русского экспрессионизма, представляется актуальной.

Степень разработанности проблемы. Экспрессионизм воспринимался неоднозначно ещё современниками. Первопроходцы в исследовании экспрессионизма пытаются выявить отличительные черты явления в литературе и живописи, определить его границы и степень завершённости: эти цели преследуют авторы статей в журнале «Печать и революция» Б. Арватов, Гр. Баммель, Л. Розенталь, А.В. Луначарский и другие. Вслед за первыми попытками приблизиться к пониманию сущности экспрессионизма Ю.Н. Тынянов в статье «Записки о западной литературе» (1921) проводит аналогии между экспрессионизмом и романтизмом, кубизмом, футуризмом. Осмысляя ход развития русской литературы, критики и ученые констатируют появление экспрессии образов в ранней малой прозе Л.Н. Андреева 1900-х годов, называя его писателем, предвосхитившим появление немецкого экспрессионизма. В 1920-е годы об этом писал К.В. Дрягин, несколько позже, в 1930-е, - Б.В. Михайловский.

Н.В. Пестова5, изучая вопрос о взаимовлиянии русского и немецкого экспрессионизма, указывает на тот факт, что лозунги и манифесты русского экспрессионизма появляются с 1919-1920-го годов, а элементы экспрессионистической поэтики можно выявить в более ранний период в

5 Пестова Н.В. Немецкий литературный экспрессионизм. Учебное пособие по зарубежной литературе : первая четверть ХХ века. Екатеринбург, 2004. 335 с.

рассказах, повестях и пьесах Л.Н. Андреева («Стена» (1901); «Жизнь Василия Фивейского» (1903); «Красный смех» (1904); «Жизнь человека» (1907), романе А. Белого «Петербург» (1911-1913) и раннем творчестве Вл. Маяковского6 («Мистерия Буфф», поставленная в 1918 году, и поэма «Человек» (1916-1917). Обнаруженные сходные идеи, образы и мотивы указывают на общее направление развития европейской и русской культуры, а с другой стороны, позволяют проследить своеобразие путей развития экспрессионизма в разных культурах.

Об экспрессионистических тенденциях в творчестве А. Белого пишут

7 8

В.Н. Терёхина и И.В. Корецкая . Исследователи указывают на типологическую близость экспрессионистических включений в произведениях А. Белого с эстетикой, в рамках которой работали художники группы «Мост», а также Э. Барлах, К. Шмидт-Ротлуф, Э. Геккель. Исследователь Я.А. Шулова9 объясняет тесное взаимодействие А. Белого с немецкой культурой и философией дружбой русского символиста с немецким поэтом Х. Моргенштернером, автором сборника стихотворений «Песни висельника» (1905), во многом предвосхитившим экспрессионизм.

Исследователь Ю.Н. Гирин считает, что в русской культуре экспрессионизм не был оформлен как художественное течение и «послужил точкой схода соответствующих культурных моделей»10. Некоторые моменты концепции Ю.Н. Гирина представляются спорными. Мысль исследователя о том, что русский экспрессионизм не являлся художественным течением,

6 Также об экспрессионизме Вл. Маяковского см.: Пономарёва Т. А. Дооктябрьское творчество Маяковского и проблемы экспрессионизма. М., 1981. 25 с.; Пономарёва Т.А. Поэзия Маяковского и искусство импрессионизма. М., 1981. 15 с.

7 Терёхина В.Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети ХХ века : Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика. М. : ИМЛИ РАН им. А.М. Горького РАН, 2009. 320 с.

Корецкая И.В. Из истории русского экспрессионизма // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 57. 1998. №3. С. 3-9.

9 Шулова Я.А. Пути формирования поэтики прозы Андрея Белого в контексте открытий искусства первой трети ХХ века. Дисс. на соиск. ст. д-ра. филол. наук. М., 2015. 454 с.

10 Гирин Ю.Н. Картина мира эпохи авангарда. М. : ИМЛИ РАН, 2013. С.35.

представляется неточной. Ю.Н. Гирин подходит к русскому экспрессионизму с «идеальной» немецкой меркой, игнорируя национальную особенность -спорадический характер творческой деятельности его представителей. Действительно, корпоративные интересы сближали молодых авторов русского литературного модернизма недолгое время. Л.Н. Андреев как ключевая фигура русского экспрессионизма не стал для них ориентиром - их произведения написаны под влиянием немецких экспрессионистов. Однако творчество Л.Н. Андреева и молодых поэтов-экспрессионистов отмечено некоей общностью в литературном процессе первых десятилетий ХХ века, которая проявляется в экспрессионистической направленности художественного высказывания - определяющей черте их творчества в рассматриваемый период.

Дискуссионным является вопрос о границах экспрессионизма. В узком смысле под экспрессионизмом понимается деятельность поэтов и писателей-экспрессионистов. Изучению творчества русских экспрессионистов посвящают свои работы современные исследователи В.Н. Терёхина, А.А. Нененко. В.Н. Терёхина11 признаёт высокую проницаемость границ лирики московских поэтов-экспрессионистов и говорит о влиянии имажинизма и футуризма на поэтику и существование русского экспрессионизма.

Проблема более широкого понимания заключается в выявлении общности миросозерцания и экспрессионистической поэтики в

творчестве представителей других течений и авторов, выбравших автономный путь развития12. В.Н. Терёхина предлагает концепцию, существенно расширяющую круг имён русских экспрессионистов и

11 Терёхина В.Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети ХХ века : Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика. М. : ИМЛИ РАН им. А.М. Горького РАН, 2009.

320 с.

12

Пономарёва Е.В. Стратегия художественного синтеза в русской новеллистике 1920-х годов. Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2006. 452 с.

обнаруживающую взаимосвязи экспрессионизма с футуризмом, акмеизмом и имажинизмом. Исследователь проводит анализ текстов А. Белого, Вл. Маяковского, С. Есенина, В. Хлебникова, М. Зенкевича и Вл. Нарбута с точки зрения проявления в них экспрессионистической поэтики.

В работах разного времени прослеживается мысль о сложности русского литературного экспрессионизма. Он с трудом поддается описанию, очерчиванию границ, к нему невозможно применить четкие, однозначные формулировки, поскольку они оказываются неприемлемыми по отношению к нему. Очевидно, нужны особые подступы к этой проблеме, новый взгляд на нее.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- в определении русского экспрессионизма как особого типа творческого сознания;

- во введении в литературоведческий тезаурус понятия «экспрессионистическое художественное высказывание»;

- в исследовании поэтики произведений неизученных и малоизученных русских поэтов (Р. Ивнева, В. Яблонского, О. Зив), поэтов-экспрессионистов (Ип. Соколова, Б. Земенкова, Г. Сидорова, С. Спасского, Б. Лапина) и прозаика Е. Габриловича;

- в определении общей природы экспрессионистического высказывания у писателей и поэтов - представителей литературного экспрессионизма и у художников иной направленности, прибегавших к экспрессии как приему (О.Э. Мандельштама, Н.С. Гумилёва, Б.Л. Пастернака, Р. Ивнева, М. Кузмина, А. Радловой, К. Вагинова, О. Зив, В. Яблонского), а также в обнаружении различий между ними.

Диссертация дает новую трактовку известного понятия -экспрессионизма, магистральные пути которого изучаются давно и основательно, но при этом об исчерпанности возможностей говорить преждевременно, а другие явления почти не изучены или изучены недостаточно.

Анализ поэтики русского литературного экспрессионизма потребовал обращения к более широкому кругу вопросов и проблем теоретического и историко-литературного характера. В процессе изучения истории вопроса пришло понимание неоднородности и многоплановости термина «экспрессионизм». Между различными учеными - искусствоведами, литературоведами, философами, культурологами - нет единства в трактовке этого термина. Само понятие экспрессионизма, таким образом, оказывается размытым и лишенным необходимой терминологической определенности. Сходная ситуация наблюдается и с русским литературным экспрессионизмом, определить который как единое течение не представляется возможным. Несмотря на значительные усилия ученых, вопрос о сущности явления и о его границах остается открытым.

В нашем исследовании экспрессионизм рассматривается в двух основных значениях: как тип творческого сознания и как приём. Традиционно с представителями русского экспрессионизма связывается имя Л.Н. Андреева, поскольку в его творчестве оформились основные черты явления. В нашей работе под экспрессионизмом как типом творческого сознания, помимо художественной деятельности Л.Н. Андреева, понимается деятельность ограниченного круга авторов, причислявших себя к экспрессионистам, объединявшихся эпизодически в группы и в течение короткого времени (1919-1923) последовательно воплощавших в своих текстах идеи экспрессионистического мировидения. Несмотря на отсутствие личных связей между поэтами-экспрессионистами и Л.Н. Андреевым (о существовании русского поэтического экспрессионизма Ипполит Соколов объявил в 1919-м году - в год смерти Л.Н. Андреева), между ними прослеживаются внутренние, глубинные связи. Поэтика текстов Л.Н. Андреева не ограничивается экспрессионистическим типом творческого сознания, но именно он представляет собой доминанту творчества писателя. Историческая ситуация переживания кардинальных изменений жизни обусловила появление русских экспрессионистов, творчество которых

образует сложную идейную и художественную общность. Таким образом, экспрессионизм как тип творческого сознания был сформирован общими экзистенциальными исканиями Л.Н. Андреева и молодых поэтов-экспрессионистов, которые реализовались в экспрессионистической поэтике через средства крайней выразительности.

Экспрессионизм как приём предполагает возможность обращения других авторов к практике экспрессионистического высказывания, к его предельно выразительным средствам. Поэтому в орбиту экспрессионизма оказываются вовлечены писатели и поэты иных типов творческого сознания, обращавшиеся к экспрессионистическим приёмам, как правило, в ранний период своего творчества: Вл. Маяковский, Б.Л. Пастернак, Р. Ивнев и другие. Объединяет понятия экспрессионизма как типа творческого сознания и как приёма общая природа художественного высказывания.

Самарский исследователь И.В. Саморукова дает следующее определение художественному высказыванию: «креативная языковая деятельность в художественной словесности»; «художественный опыт

13

субъекта в языке, запечатленный в ткани произведения» . В качестве модели деятельности субъекта художественного высказывания, по мысли учёного, в модернизме выступает «архетип демиурга»: субъект высказывания подвергает проблематизации сам процесс высказывания, творчества; меняется способ видения объекта. Можно предположить, что для экспрессионизма характерна модель «архетип демиурга».

Под экспрессионистическим художественным высказыванием мы предлагаем понимать предельную эмоциональную напряжённость художественного слова, созданную при помощи повышенной концентрации экспрессии, негативных состояний (страха, отчаяния, ужаса), физиологической образности, алогизма, гротеска и направленную на

13

Саморукова И.В. Художественное высказывание как эстетическая деятельность : типология и структура креативного опыта в системе дискурсов. Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра филол. наук. Самара, 2003. 344 с.

обновление восприятия поэтического языка и текста (шире -действительности). В экспрессионистическом художественном высказывании глубочайшие экзистенциальные переживания личности не могут быть переданы иначе, как с предельной, максимальной степенью выразительности. Углубленность экзистенциального переживания совместно с «кричащими» формами его выражения образуют суть экспрессионистического высказывания.

В диссертационном исследовании привлекаются новые данные о поэзии русских экспрессионистов, а также тех авторов, которым был близок экспрессионистический способ высказывания, но идеологически и формально с экспрессионизмом они никогда не были связаны (Б. Пастернак, Вл. Маяковский, Р. Ивнев и др.). Таким образом, экспрессионистическое высказывание объединяет экспрессионизм и те художественные и культурные явления, которые существовали одновременно с ним, но за его пределами.

Целью работы является определение характера и динамики становления поэтики русского экспрессионизма 1900-1920-х годов.

Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

- изучить экспрессионистическую поэтику Л.Н. Андреева на материале его прозы конца 1890-1910-х годов;

- исследовать феномен экспрессионистической техники и характер ее трансформации в текстах поэтов, не причислявших себя к последователям экспрессионизма (О.Э. Мандельштама, Н.С. Гумилёва, Б.Л. Пастернака, Р. Ивнева, М. Кузмина, А. Радловой, К. Вагинова, О. Зив, В. Яблонского);

- прояснить специфику экспрессионизма в поэтических объединениях 1919-1925-го годов - московских группах экспрессионистов и петроградской группе эмоционалистов;

- проследить становление поэтики русского экспрессионизма -формирование и динамику характерных образов, мотивов, приемов и средств речевой выразительности;

- выявить черты традиции, новаторства и индивидуально-авторской творческой работы поэтов с ключевыми экспрессионистическими образами, мотивами и приемами.

Объектом исследования стала поэтика произведений русских экспрессионистов от Л.Н. Андреева до Ип. Соколова, С. Спасского, Б. Лапина, Е. Габриловича, Б. Земенкова, Г. Сидорова и экспрессионистические тенденции в творчестве писателей 1900-1920-х годов вне очерченных границ русского литературного экспрессионизма.

Предметом исследования послужили мотивы, образы и приемы, определявшие суть экспрессионистического высказывания русских писателей и поэтов в 1900-1920-е годы.

Материалом исследования явились:

- проза Л.Н. Андреева конца 1890-1910-х годов;

- произведения поэтов и писателей первых десятилетий ХХ века, заявлявших о принадлежности к иным литературным течениям (эмоционализму, акмеизму, футуризму и т.д.), либо избравших автономный творческий путь - Б.Л. Пастернака, Вл. Маяковского, О.Э. Мандельштама, Н.С. Гумилёва, Р. Ивнева, М. Кузмина, А. Радлова, К. Вагинова, О. Зив,

B.П. Яблонского;

- поэзия и манифесты Ип. Соколова, Б. Земенкова, Г. Сидорова,

C. Спасского, Б. Лапина и малая проза Е. Габриловича 1919-1923-го годов.

Обозначенный круг авторов и их произведений позволяет проследить становления экспрессионизма как нового типа художественного высказывания. Анализируемые произведения Л.Н. Андреева демонстрируют, как экспрессионистическая образность возникает в текстах писателя до её широкого распространения в русской и европейской литературе и какое развитие получает в последующем. Тексты поэтов, не являвшихся

экспрессионистами (Н.С. Гумилёва, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака и др.), а также лирика и манифесты представителей московского экспрессионизма (Ип. Соколова, Б. Земенкова, Г. Сидорова, С. Спасского, Б. Лапина) и малая проза Е. Габриловича отобраны по принципу наибольшей репрезентативности материала, поскольку позволяют проследить становление и развитие поэтики русского экспрессионизма, выявить причины обращения поэтов и писателей к экспрессионистическим средствам или отказа от них.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в качестве основы для разработки учебных курсов по истории русской литературы и теории литературы. Введенное в научный обиход понятие экспрессионистического художественного высказывания поможет прояснить ряд спорных вопросов существования экспрессионизма в русской литературе 1900-1920-х годов. Практическая значимость исследования заключается в представлении авторского анализа малоизвестных и малоизученных текстов лирики, прозы и манифестов русских экспрессионистов. К материалам исследования могут обратиться студенты-филологи при изучении истории русского модернизма и авангарда. Результаты данной научной работы могут быть использованы в рамках подготовки курса лекций и практических занятий по истории русской литературы, для студентов-филологов могут быть разработаны спецкурсы и спецсеминары по проблемам изучения поэтики и истории русского литературного экспрессионизма.

Методология исследования основана на сравнительно-историческом подходе и комплексном изучении образной структуры, мотивов и приёмов, характерных для поэтики экспрессионизма. В работе проводится анализ фактического материала, выявляются особенности экспрессионистической поэтики в творчестве каждого исследуемого автора.

В качестве теоретической и методологической базы были привлечены труды выдающихся философов и филологов

А. Бергсона, Ф. Ницше, Л. Шестова, А. Шопенгауэра, М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, Ю.Н. Гирина, В.М. Жирмунского, М.Ю. Кореневой, Н.Л. Лейдермана, Ю.М. Лотмана, В.Ф. Маркова, А.А. Нененко, Т.Л. Никольской, Н.С. Павловой, Н.В. Пестовой, Д.В. Сарабьянова, Н.С. Сироткина, В.Н. Терёхиной, Т.А. Терновой, П.М. Топера, В.С. Турчина, Ю.Н. Тынянова, Н.И. Харджиева, Б.М. Эйхенбаума и других. В ходе исследования использовались методы сравнительно-исторического и сравнительно-типологического анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Зародившись одновременно с немецким экспрессионизмом и во многом совпав с ним в плане экзистенциальных и художественных поисков, русский экспрессионизм, тем не менее, шел собственными путями. Специфической чертой русского литературного экспрессионизма стал спорадический характер творческой деятельности его представителей.

2. В русской литературе 1900-1920-х годов экспрессионизм существует в двух ипостасях: как тип творческого сознания и как приём. Экспрессионизм как тип творческого сознания присущ Л.Н. Андрееву и молодым поэтам-экспрессионистам (Ип. Соколову, Б. Земенкову, Г. Сидорову, С. Спасскому, Б. Лапину), в то время как приём может возникать в творчестве других поэтов и писателей, напрямую с экспрессионизмом не связанных.

3. В творчестве Л.Н. Андреева 1900-1910-х годов происходит становление экспрессионистической поэтики обострённой выразительности: вызывающие неприятие физиологические и натуралистические образы, приемы алогизма, деформации, гротеска и контраста передают богооставленность человека, остро переживаемое им экзистенциальное одиночество.

4. В русском экспрессионизме 1919-1923-го годов лирические формы преобладают над эпическими. Экспрессионистические образы Ип. Соколова, Б. Лапина, Е. Габриловича, Г. Сидорова, Б. Земенкова, С. Спасского обладают крайней степенью эмоциональной насыщенности, сопряжённой с физическим ощущением передаваемого переживания. Физиологические метафоры экспрессионизма вскрывают не «тело», а суть переживания, обнажают его нерв и боль.

5. Влияние экспрессионистического начала в литературе 1900-1920-х годов простирается на творчество признанных поэтов - Н.С. Гумилёва, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака и других, формально и идеологически с экспрессионизмом не связанных, становление поэтической образности которых происходило благодаря умеренному и точному использованию экспрессивных средств.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шестакова, Маргарита Александровна, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Источники

1.1. Андреев, Л. Н. Рассказы 1898-1903. Собр. соч. : в 6 т. / Л. Н. Андреев. М. : Художественная литература, 1900.

1.2. Ахматова, А. А. Музе. Соб. соч. в 6 т. Т.1. / А. А. Ахматова. - М. : Эллис Лак, 1998. - С.15.

1.3. Бергсон, А. Собр. соч. в 4-х т. / А. Бергсон. - М. : Московский клуб, 1992. Т. 1. - 336 с.

1.4. Выгодский, Д. И. Альманах иностранной пролетарской литературы / Д. И. Выгодский. - Л. : Красная газета, 1929. - 251 с.

1.5. Гвоздев, А. А. Из истории театра и драмы / А. А. Гвоздев. - Пг. : Academia, 1923. - 103 с.

1.6. Гёте, И. В. Фауст / И. В. Гёте. - М. : Художественная литература, 1969. -512 с.

1.7. Гумилёв, Н. С. Полное собрание сочинений в 10 т. / Н. С. Гумилёв. - М. : Воскресение, 1998.

1.8. Ивнев, Р. Золото смерти / Р. Ивнев. - М. : Центрифуга, 1916. - 18 с.

1.9. Ивнев, Р. Самосожжение (Откровения). Кн.1. Л.1. / Р. Ивнев. - М. : Тип. В.Г. Савонова, 1913. - 16 с.

1.10. Ивнев, Р. Самосожжение (Откровения). Кн.1. Л.2. / Р. Ивнев. - СПб. : Петербургский глашатай, 1914. - 16 с.

1.11. Ивнев, Р. Самосожжение (Откровения). Кн.1. Л.3. / Р. Ивнев. - Пг. : Очарованный странник, 1916. - 16 с.

1.12. Ивнев, Р. Солнце во гробе / Р. Ивнев. - М. : Имажинисты, 1921. - 29 с.

1.13. Коган, П. С. Революционная поэзия современного Запада / П. С. Коган. - М. : Московский рабочий, 1927. - 228 с.

1.14. Кузмин, М. Избранные произведения / М.Кузмин. - Л. : «Художественная литература» Ленинградское отделение.1990. - 576 с.

1.15. Литературные манифесты : От символизма до «Октября» // Сост. Н. Л. Бродский, Н. П. Сидоров. - М. : «Аграф», 2001. - 374 с.

1.16. Мандельштам, О. Э. Собрание сочинений в 4 т. / О. Э. Мандельштам. -М. : Арт-Бизнес-Центр, 1994.

1.17. Молодая Германия : Антология современной немецкой поэзии / Под ред. Г. Петникова / под ред. Г. Петникова. - Харьков, 1926. - 424 с.

1.18. Нейштадт, В. И. Чужая лира. Перевод одиннадцати немецких поэтов / В. И. Нейштадт. - Москва : Круг, 1923. - 189 с.

1.19. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру / Ф. Ницше. Собр. соч. в 2-х т. Т.1. - М. : Искусство, 1990. -387 с.

1.20. Пастернак, Б. Стихотворения и поэмы : В 2-х т. Т.1. Б-ка поэта. Большая серия / Б. Пастернак. - Л. : Сов. писатель, 1990. - 504 с.

1.21. Поэзия Серебряного века : Антология. - М. : Эксмо, РИЦ Литература, 2012. - 704 с.

1.22. Радлов, Н. Э. Современное искусство Франции и Германии / Н. Э. Радлов // Современный Запад, 1922. - №1. - С. 100-113.

1.23. Русский экспрессионизм : Теория. Практика. Критика. Сост.

B. Н. Терёхина / В. Н. Терёхина. - М. : ИМЛИ РАН, 2005. - 512 с.

1.24. Соколов, Ип. Индустриально-ритмическая гимнастика / Ип. Соколов // Организация труда. - 1921. - №2.

1.25. Соколов Ип. Воспитание актёра. Критика не слева, а прямо / Ип. Соколов // Зрелища. - 1922. - №8.

1.26. Соколов, Ип. Тейлоризованный жест / Ип. Соколов // Зрелища. - 1922. -№2. - С. 11-19.

1.27. Спасский, С. Маяковский и его спутники / С. Спасский. - М. : Советский писатель,1940. - 156 с.

1.28. Тартаковер, С. Г. Антология современной немецкой поэзии /

C. Г. Тартаковер. - Берлин : Мысль, 1922. - 128 с.

1.29. Тартаковер, С. Г. Певцы человеческого. Хрестоматия немецкого экспрессионизма / С. Г. Тартаковер. - Берлин, 1923. - 126 с.

1.30. Топоров, В. Л. Поэзия эпохи перемен // Сумерки человечества : Лирика немецкого экспрессионизма / Сост. В. Л. Топоров, А. К. Славинская; Вступ. ст. В. Л. Топорова. - М. : Московский рабочий, 1990. - 271 с.

1.31. Шагинян, М. Человек и время. История человеческого становления / М. Шагинян. - М., 1980. - С. 362-363.

1.32. Шестов, Л. И. Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления / Л. И. Шестов. - Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. -213 с.

1.33. Шестов, Л. И. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне) / Л. И. Шестов. - М. : Прогресс - Гнозис, 1992. - 304 с.

1.34. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // Пер. с нем. Ю. И. Айхенвальд. Собр. соч. в 5 т. Т. 1. - М. : Московский клуб, 1992. - 395 с.

1.35. Экспрессионизм. Сборник статей / Под ред. Е. М. Браудо и Н. Э. Радлова. - Пг. -М.: Государственное издательство, 1923. - 234 с.

1.36. Экспрессионисты. Евгений Габрилович, Борис Лапин, Сергей Спасский, Ипполит Соколов. - М. : Сад академа. - 16 с.

1.37. Эфрос, А. М. Поэзия войны и революции на Западе / А. М. Эфрос. - М. : Огонёк, 1926. - 80 с.

1.38. Эфрос, А. М. Современная революционная поэзия Запада /

A. М. Эфрос. - М. : Огонёк, 1930. - 128 с.

1.39. Яблонский, В. П. В сумерках: Стихи с переложением на графику /

B. П. Яблонский. - М., 1922. - 16 с.

Словари и справочники

2.40. Краткая литературная энциклопедия в 9 т. Т.8. М. : Советская Энциклопедия, 1975. 1136 стб.

2.41. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. - М. : НПК «Интелвалк», 2001. - 1600 с.

2.42. Энциклопедический словарь экспрессионизма / П. М. Топер. - М. : ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с.

2.43. Энциклопедия русского авангарда : В 2 т. / Сост. Василий Ракитин, Андрей Сарабьянов. - М. : Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013.

2.44. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Л. Ришар. - М. : Республика, 2003. - 432 с.

3. Научно-критическая литература

3.45. Бабичева, Ю. В. Драматургия Л.Н. Андреева эпохи первой русской революции / Ю. В. Бабичева. - Вологда, 1971. - 184 с.

3.46. Бабичева, Ю. В. Споры о типе творчества Л. Н. Андреева (к проблеме творческого метода) / Ю. В. Бабичева // Проблемы реализма. - Вологда : ВГПИ, 1978. - 156 с.

3.47. Базилевский, А. Б. Деформация в эстетике сюрреализма

и экспрессионизма / А. Б. Базилевский // Сюрреализм и авангард : Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. М. : ГИТИС, 1999. С. 33-46.

3.48. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики : Исследования разных лет. - М. : Художественная литература, 1975. - 502 с.

3.49. Белый, А. Символизм и современное русское искусство. Критика : Эстетика : Теория символизма : В 2 т. / А. Белый. - М., 1994.

3.50. Бенн, Г. Проблемы лирики / Г. Бенн // Вопросы литературы. - 1991. -№ 7. - С. 133-161.

3.51. Бирюков, С Е. Теория и практика русского поэтического авангарда / С. Е. Бирюков. - Тамбов, 1998. - 232 с.

3.52. Бобринская, Е. А. Русский авангард как историко-культурный феномен // Авангард в культуре ХХ века (1900—1930 гг.) : Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Е. А. Бобринская. - М. : ИМЛИ РАН, 2010. - Т. 2. - С. 5-65.

3.53. Бобринская, Е. А. Русский авангард : границы искусства / Е. А. Бобринская. - М. : Новое литературное обозрение, 2006. - 304 с.

3.54. Бобринская, Е. А. Русский авангард: истоки и метаморфозы / Е. А. Бобринская. - М. : Пятая страна, 2003. - 302 с.

3.55. Бобринская, Е. А. Чужие? Неофициальное искусство : мифы, стратегии,

концепции / Е. А. Бобринская. - М., 2012. - 496 с.

3.56.Бобринская, Е. А. Экспрессионизм и дада / Е. А. Бобринская // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма. - М., 2003. -С. 174-188.

3.57. Бобринская, Е. А. Ранний русский авангард в контексте философской и художественной культуры рубежа веков. Очерки / Е. А. Бобринская. -М. : Государственный институт искусствознания, 1999. - 245 с.

3.58. Боева, Г. Н. Поэтика ужаса в творчестве Л. Андреева: рецептивный аспект / Г. Н. Боева // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. - 2015. - №3. - С. 66-70.

3.59. Бондарева, Н. А. Творчество Л. Андреева и немецкий экспрессионизмм: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. / Бондарева Наталья Алексеевна. -Орёл, 2005. - 205 с.

3.60. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М. : Высшая школа, 2002. - 511 с.

3.61. Брюсов, В. Я. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии. Собр. соч. в 7 т. Т.6. / В. Я. Брюсов. - М. : Директ-Медиа, 2014. - С. 504.

3.62. Буркова, С. С. Жест в прозе Л. Н. Андреева конца 1890-х - 1900-х годов:

дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. / Буркова Светлана Сергеевна. -Воронеж, 2013. - 176 с.

3.63. Бюргер, П. Теория авангарда / П. Бюргер. - М. : V—A-C press, 2014.

3.64.Вакар, И. А. Кубизм и экспрессионизм - два полюса авангардного сознания / И. А. Вакар // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. - М. : Наука, 2003. - С. 26-42.

3.65.Вальцель, О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890 - 1920) / Авторизованный перевод с немецкого изд. 1920 г. О.М. Котельниковой под ред. В.М. Жирмунского / О. Вальцель. - Пг. : Academia, 1922. - 96 с.

3.66. Васильев, И. Е. Русский поэтический авангард ХХ века / И. Е. Васильев. - Екатеринбург : Уральский университет, 2000. - 320 с.

3.67. Васильчикова, Т. Н. Идеи театрального синтеза в теоретической программе немецкого экспрессионизма / Т. Н. Васильчикова // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - №4 (2) . -С. 824-826.

3.68. Великая утопия. Русский и советский авангард, 1915-1932. - М. : Галарт ; Берн : Бентелли, 1993 . - 832 с.

3.69. Вилявина, И. Ю. Художественные искания русского экспрессионизма / И. Ю. Вилявина. - М. : МПГУ, 2014. - 151 с.

3.70. Вилявина, И. Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева : Зарождение и развитие русского экспрессионизма : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. / Вилявина Ирина Юрьевна. - М. : МПГУ, 1999. - 17с.

3.71. Волков, Е. М. Два драматурга-современника о судьбе человеческой (JI. H. Андреев и Г. Гауптман) / Е. М. Волков // Славянский сборник. -Орел : Орл. гос. ин-тут искусств и культуры, 2002. Вып.1. - С. 153-163.

3.72. Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX в. / Б. М. Гаспаров. - М. : Наука, 1994.

3.73. Гирин, Ю. Н. Картина мира эпохи авангарда / Ю. Н. Гирин. - М. : ИМЛИ РАН, 2013. - 400 с.

3.74. Гончарова, Н. С., Ларионов, М. Ф. Исследования и публикации / Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов. - М. : Наука, 2001. - 252 с.

3.75.Григорьев, А. Л. Леонид Андреев в мировом литературном процессе / А. Л. Григорьев // Русская литература. - 1972. - №3. - С. 190-205.

3.76. Гугнин, А. А. «Необозримые поля» Готфрида Бенна / А. А. Гугнин // Вопросы литературы. - 1991. - № 7. - С. 121-132.

3.77. Дранов, А. В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03. / Дранов Александр Васильевич. -М. : МГУ, 1980. - 27 с.

3.78. Дранов, А. В. Поэзия экспрессионизма (к вопросу о методе) / А. В. Дранов. - М. : МГУ, 1980. - 138 с.

3.79. Дрягин, К. В. Экспрессионизм в России (Драматургия Леонида Андреева) / К. В. Дрягин. - Вятка, 1928. - 84 с.

3.80. Жирмунский, В. М. Поэтика русской поэзии / В. М. Жирмунский. -СПб. : Азбука-классика, 2001. - 496 с.

3.81. Жирмунский, В. М. Преодолевшие символизм / В. М. Жирмунский // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л. : Наука, 1977. - С. 100121.

3.82. Заманская, В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий / В. В. Заманская. - М. : Флинта : Наука, 2002. - 304 с.

3.83. Зименков, А. П., Терёхина, В. Н. Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания / А. П. Зименков, В. Н. Терёхина. - М. : Полиграф, 2009. - 830 с.

3.84. Зинин, С. И. С. А. Есенин и его окружение. Библиографический справочник. [Электронный ресурс] / С. И. Зинин // http://www.zinm-miresenina.narod.ru/profile1.html.

3.85. Иванюшина, И. Ю. Русский футуризм : идеология, поэтика, прагматика / И. Ю. Иванюшина. - Саратов, 2003. - 311 с.

3.86. Иезуитова, Л. А. Творчество Л. Андреева (1892-1906) / Л. А. Иезуитова. - Л., 1976. - 240 с.

3.87. Иньшакова, Е. Ю. Между экспрессионизмом и конструктивизмом. Писатель Сергей Третьяков / Е. Ю. Иньшакова // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. - М. : Наука, 2003. - С. 440-446.

3.88. Иоффе, И. И. Избранное : культура и стиль / И. И. Иоффе. - М. : РАО Говорящая Книга, 2010. - 324 с.

3.89. Казарина, Т. В. Три эпохи русского литературного авангарда / Т. В. Казарина. - Самара : Самарский университет, 2004. - 454 с.

3.90. Келдыш, В. А. О «серебряном веке» русской литературы : Общие закономерности. Проблемы прозы / В. А. Келдыш. - М. :

ИМЛИ им. A.M. Горького РАН, 2010. - 512 с.

3.91. Келдыш, В. А. Русская литература «серебряного века» как сложная целостность // Русская литература рубежа веков (1890-е -начало 1920-х годов) : в 2 кн. / В. А. Келдыш. - М. : ИМЛИ РАН ; Наследие, 2001. -С. 13-68.

3.92. Келдыш, В. А. Русский реализм начала ХХ в. / В. А. Келдыш. - М., 1975. - 279 с.

3.93. Ковтун, Е. Ф. Русская футуристическая книга / Е. Ф. Ковтун. - М. : Искусство, 1990. - 357 с.

3.94. Колобаева, Л. А. Русский символизм / Л. А. Колобаева. - М. : МГУ, 2000. - 296 с.

3.95. Конен, В. Этюд о музыкальном экспрессионизме / В. Конен // Экспрессионизм. - Л. : Наука, 1966. - С. 120-129.

3.96. Копелев, Л. З. Драматургия немецкого экспрессионизма / Л. З. Копелев // Экспрессионизм : Сб. ст. М. : Наука, 1966. - С. 37-83.

3.97. Коренева, М. Ю. Из истории восприятия немецкого экспрессионизма в России 1920-ых гг. // ХХ век. Двадцатые годы : Из истории

международных связей русской литературы / М. Ю. Коренева. - Санкт-Петербург : Наука, 2006. - С. 341.

3.98. Корецкая, И. В. Из истории русского экспрессионизма / И. В. Корецкая // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 57. -1998. - №3. С. 3-9.

3.99. Креативные стратегии русского экспрессионизма: случай С. Д. Кржижановского // Лингвистика креатива-2 : коллектив. Монография / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург, 2012. -С. 289-335.

3.100. Крусанов, А. В. Русский авангард, 1907-1932 (Исторический обзор). В 3-х томах. Том 2. Футуристическая революция (1917-1921). Кн. 1. / А. В. Крусанов. - М. : Новое литературное обозрение, 2003. - 808 с.

3.101. Крылова, Н. В. Медный век. Очерк теории и литературной практики русского авангарда : Учеб. пособие / Н. В. Крылова. - КГПУ. Петрозаводск, 2002. - 128 с.

3.102. Куликова, И. С. Экспрессионизм в искусстве / И. С. Куликова. - М. : Наука, 1978. - 147 с.

3.103. Кунин, И. Ф. Б. Лапин воспоминания о поэте и человеке / И. Ф. Кунин // Вопросы литературы. - 2001. - №3.

3.104. Кусков, С. И. Экспрессионизм - дух и почерк / С. И. Кусков // От конструктивизма до сюрреализма. - М. : Наука, 1996. - С. 117-192.

3.105. Лейдерман, Н. Л. Логика бунта : К характеристике художественной системы раннего Маяковского // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе. / Н. Л. Лейдерман. - Свердловск, 1990. -С. 3-17.

3.106. Лейдерман, Н. Л. Русская литература ХХ века : закономерности исторического развития. Книга 1. Новые художественные стратегии / Н. Л. Лейдерман. - Екатеринбург : УрО РАН, УрО РАО, 2005. - 465 с.

3.107. Лейдерман, Н. Л. Русская литература ХХ века : 1917 - 1920-е годы : в 2 кн. : Кн. 1 : учебное пособие для студ. Учреждений высш. проф.

образования / Н. Л. Лейдерман. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 464 с.

3.108. Лосев, А. Ф., Шестаков, В. П. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. - М. : Искусство, 1965. - 376 с.

3.109. Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 1996. - 846 с.

3. 110.Лотман, Ю. М. О содержании и структуре понятия «Художественная литература» / Ю. М. Лотман // О русской литературе : статьи и исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы / Ю. М. Лотман ; вступ. ст. И. А. Чернова. - СПб. : «Искусство-СПб», 1997. - С. 774-788.

3.111. Луначарский, А. В. Заметки о западной литературе: несколько слов о германском экспрессионизме / А. В. Луначарский // Жизнь. - 1922. -№1. - с. 76-82.

3.112. Луначарский, А. В. Несколько слов о германском экспрессионизме // Экспрессионизм : Сборник / Сост. Н. С. Павлова / А. В. Луначарский. -М. : Радуга, 1986. С. 28-30.

3.113. Мамай, Н. Н. Художественно-философские идеи в драматургии Л. Андреева : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Мамай Наталья Николаевна. - Тверь. 2001. - 194 с.

3.114.Марков, В. Ф. История русского футуризма / В. Ф. Марков. - СПб., 2000. - 438 с.

3.115. Марков, В. Ф. Экспрессионизм в России. Поэзия и живопись. Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / В. Ф. Марков. - М. : Языки русской культуры, 2000. - 848 с.

3.116. Маяковский в воспоминаниях современников. Вступит. ст. З. С. Паперного, сост. и примеч. Н. В. Реформаторской. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1963. -731 с.

3.117. Мескин, В. А. Художественный метод Л. Андреева и экспрессионизм : проблемы поэтики русской литературы XIX в. / В. А. Мескин // Межвузовский сборник научн. трудов. - М., 1997. - С. 43-47.

3.118.Мильков, Д. Э. Русский литературный авангард: Поэтика жеста. Символизм-футуризм-обэриу : дис. .канд. филол. наук : 10.01.01 / Мильков Дмитрий Эльевич. - СПб., 2000. - 102 с.

3.119.Мильков, Д. Э. Русский авангард. Опыт определения понятия / Д. Э. Мильков // Вестник филологического факультета №2/3 Института иностранных языков. - СПб. , 1999. С. 40-45.

3.120. Микрина, Е. А. Структура образа в поэзии раннего немецкого экспрессионизма: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Микрина Елена Андреевна. - М., 2001. - 25 с.

3.121.Михайлова, С. Н. Преодоление экспрессионизма : Михаил Ларионов и Сергей Романович / С. Н. Михайлова // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. - М. : Наука, 2003. - С. 251-255.

3.122. Михеичева, Е. А. О психологизме Леонида Андреева / Е. А. Михеичева. - М. : МПУ, 1994. - 188 с.

3.123. Михеичева, Е. А. Творчество Леонида Андреева : особенности психологизма и жанровая модификация : автореф. дис.. д-ра филол. наук : 10.01.01 / Михеичева Екатерина Александровна. -М., 1995. - 36 с.

3.124. Михеичева, Е. А., Бондарева, Н. А. Экспрессионизм в России // Русская и зарубежная литература начала XX века : Основные течения / Е. А. Михеичева, Н. А. Бондарева. - Орел, 2007. - С. 174-198.

3.125. Мозжухина, Т. В. Нео-экспрессионизм как феномен культуры Германии : дис. . канд. филол. наук : 10.01.03 / Мозжухина Татьяна Владимировна. - М., 2001. - 258 с.

3.126. Моклица, М. В. Леонид Андреев и Фридрих Ницше : к истокам метода / М. В. Моклица // Эстетика диссонансов. Межвузовский сборник научных трудов. - Орёл, 1996. - 60 с.

3.127. Московкина, И. И. Между «pro» и «contra» : координаты художественного мира Леонида Андреева / И. И. Московкина. -Харьков : ХНУ имени В.Н. Карамзина, 2005. - 288 с.

3.128.Московкина, И. И. Развитие традиций Э. По в прозе Л. Андреева / И. И. Московкина // Вопросы литературы. - 1989. - Вып. 1. (53) . -С. 106-112.

3.129. Муратова, К. Д. Леонид Андреев / К. Д. Муратова // История русской литературы. Т. 4. Литература конца XIX начала XX века (1881-1917) / Ред. тома К. Д. Муратова. - Л. : Наука, 1983. - С. 330-372.

3.130. Мурина, Е. Б. Ранний авангард. Фовизм. Экспрессионизм. Неопримитивизм / Е. Б. Мурина. - М. : Галарт, 2008. - 184 с.

3.131. Наумова, В. С. Поэзия немецкого экспрессионизма и её русская рецепция (1920-е годы) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Наумова Вера Сергеевна. - Екатеринбург, 2016. - 158 с.

3.132. Недошивин, Г. А. Проблема экспрессионизма / Г. А. Недошивин // Экспрессионизм : сборник статей. - Москва : Наука, 1966. - С. 8-15.

3.133. Нененко, А. А. Лирика московских поэтов-«экспрессионистов» 19191921 годов : стилевые тенденции, деструктивность, эсхатология : дис. .канд. филол. наук. : 10.01.01/ Нененко Александр Александрович. -Ишим, 2007. - 163 с.

3.134. Нененко, А. А. Московские экспрессионисты и русский авангард / А. А. Нененко // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - №8. - С.118-124.

3.135. Никитаев, А. В. Дадаисты на русской почве / А. В. Никитаев // Искусство авангарда : язык мирового общения. - Уфа, 1993. - 87 с.

3.136. Николеску, Т. Н. Белый и экспрессионизм / Т. Н. Николеску // Андрей Белый в изменяющемся мире. - М. : Наука, 2008. - С. 441-451.

3.137. Никольская, Т. Л. Авангард и окрестности / Т. Л. Никольская. - Спб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. - 320 с.

3.138. Никольская, Т. Л. К вопросу о русском экспрессионизме / Т. Л. Никольская // Тыняновский сборник : Четвертые Тыняновские чтения. - Рига, 1990.

3.139. Оленина, А. Партитуры движения: как ни странно, о психологии натурщика у Кулешова / А. Оленина //Киноведческие записки. -№97. - 2010. - С.20-51.

3.140. Павлова, Н. В. Экспрессионизм / Н. С. Павлова // История немецкой литературы : в 5 т. Т. 4.- М. : Наука, 1968. - С. 536-564.

3.141. Павлова, Н. С. Экспрессионизм / Н. С. Павлова // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - Т. 8 : Флобер -Яшпал. - М. : Советская энциклопедия, 1975. - Столбцы 859-862.

3.142. Павлова, Н. С. Экспрессионизм / Н. С. Павлова // Литературный энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1987. С. 507-508.

3.143. Павлова, Н. С. Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического реализма в немецкой демократической литературе / Н.С. Павлова // Реализм и его соотношения с другими творческими методами. М. : Издательство АН СССР, 1962. - С. 271-302.

3.144. Павлова, Н. С. Экспрессионизм / Н. С. Павлова. - Москва : Радуга, 1986. - 464 с.

3.145. Пак Сан Чжин. Панпсихизм в драматургии Л.Н. Андреева. Дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Пак Сан Чжин. - СПб., 2007. - 160 с.

3.146. Панфилова, Н. А. Экзистенциальные «уроки» Ф.М. Достоевского в русской литературе первой трети ХХ века : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Панфилова Наталья Александровна. - Магнитогорск : МГУ, 2000. - 197 с.

3.147. Пестова, Н. В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести / Н. В. Пестова. - Екатеринбург, 1999. - 469 с.

3.148. Пестова, Н. В. Немецкий литературный экспрессионизм : учебное пособие по зарубежной литературе : первая четверть ХХ века / Н. В. Пестова // Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 336 с.

3.149. Пестова, Н. В. Немецкоязычный экспрессионизм в освещении российской германистики / Н. В. Пестова // Русская германистика. Т.1. - М. : Языки славянской культуры. - С. 163-176.

3.150. Пестова, В. Н. Случайный гость из готики (русский, австрийский, немецкий экспрессионизм) / В. Н. Пестова. - Екатеринбург : ЕГУ, 2009. - 298 с.

3.151. Пестова, Н. В. Экспрессионизм / Н. В. Пестова // Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.) : Теория. История. Поэтика : В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. - М. : ИМЛИ РАН, 2010. - С.293-360.

3.152. Печать и революция. Кн. 6. - М. : Государственное издательство, 1922. - 288 с.

3.153. Печать и революция. Кн. 7. - М. : Государственное издательство, 1922. - 267 с.

3.154. Пиотровский, А. И. Эрнст Толлер и германский экспрессионизм / А. И. Пиотровский // Толлер Э. Человек-масса : Драма на тему социальной революции ХХ столетия / Пер. и предисл. А. Пиотровского. М. ; Пг. : Гос. изд-во, 1923. С. 5-10.

3.155. Плешков, А. А. Тропами экзистенциализма : Леонид Андреев как философский писатель / А. А. Плешков // Вопросы философии. -2012. - №9. - С. 109-120.

3.156. Пономарёва, Е. В. Стратегия художественного синтеза в русской новеллистике 1920-х годов. Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 / Пономарёва Елена Владимировна. - Екатеринбург : Библиотека А. Миллера, 2006. - 487 с.

3.157. Пономарёва, Е. В. Стратегия художественного синтеза в русской новеллистике 1920-х годов / Е. В. Пономарёва. - Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2006. - 452 с.

3.158. Пономарёва, Т. А. Дооктябрьское творчество Маяковского и проблемы экспрессионизма / Т. А. Пономарёва. - М. , 1981. - 25 с.

3.159. Пономарёва, Т. А. Поэзия Маяковского и искусство импрессионизма / Т. А. Пономарёва. - М., 1981. - 15 с.

3.160. Попов, М. Н. Некоторые стилистические особенности языка немецкой экспрессионистской драмы : автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.04 / Попов Михаил Николаевич. - М. : МГПИИЯ им. М. Тореза, 1977. - 23 с.

3.161. Поэзия и живопись : Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. - М. : Языки русской культуры, 2000. - 848 с.

3.162. Поэзия немецкого экспрессионизма // Модернизм в зарубежной литературе : учеб. Пособие / Л. В. Дудов, Н. П. Михальская, В. П. Трыков. М. : Флинта ; Наука, 2001. - 240 с.

3.163. Поэтика русской литературы конца XIX - начала ХХ века. Динамика жанра. - М. : ИМЛИ, 2009. - 832 с.

3.164. Поэтика русской литературы начала ХХ века. М. : Прогресс ; Универс, 1993. - 368 с.

3.165. Прозоров, В. В., Елина, Е. Г. Введение в литературоведение : учеб. пособие / В. В. Прозоров, Е. Г. Елина. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. -224 с.

3.166. Прозоров, В. В. Другая реальность. Очерки о жизни в литературе / В. В. Прозоров. - Саратов : Лицей, 2005. - 208 с.

3.167. Проц, Д. Е. Типология характеров и способы их воплощения в драматургии Л.Н. Андреева. Дис. . канд. филол. наук : 10.01.01 / Проц Дмитрий Евгеньевич. - Орёл. 2005. - 186 с.

3.168. Прутцев, Б. И. Самый европейский писатель / Б. И. Прутцев // Орловский вестник. - Орёл, 1993. - № 27 (70). С. 38-42.

3.169. Прутцев, Б. И. Творчество Л. Андреева в научных исследованиях Л. Н. Афонина / Б. И. Прутцев // Литературная Россия : прошлое-настоящее будущее : Сб-к науч. ст. / Министерство образования РФ : ОГУ-Орел, 2003. - С.161-166.

3.170. Радлов, Н. О футуризме / Н. Радлов. - М. : Salamandra P.V.V., 2015. - 70 с.

3.171. Румянцев, М. Г. Стиль прозы Леонида Андреева и проблема экспрессионизма в русской литературе начала ХХ века : дис. канд. филол. наук : 10.01.01 / Румянцев Михаил Геннадьевич. - М., 1998. -156 с.

3.172. Русская литература конца XIX - начала XX века (1908-1917). - М. : Наука, 1972. - 756 с.

3.173. Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. - М. : Наука, 2003. - 575 с.

3.174. Саморукова, И. В. Художественное высказывание как эстетическая деятельность : типология и структура креативного опыта в системе дискурсов. Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.08 / Саморукова Ирина Владимировна. - Самара, 2003. 344 с.

3.175. Сарабьянов, Д. В. В ожидании экспрессионизма и рядом с ним / Д. В. Сарабьянов // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма. - М. : Наука, 2003. - С. 26-43.

3.176. Сарычев, В. А. Эстетика русского модернизма : Проблемы «жизнетворчества» / В. А. Сарычев. - Воронеж : Изд-во Воронеж. Унта, 1991. - 317 с.

3.177. Сахно, И. М. Морфология русского авангарда / И. М. Сахно. - М. : Изд-во РУДН, 2009. - 355 с.

3.178. Сахно, И. М. О формах экспрессии и экспрессионизме в поэзии русского авангарда / И. М. Сахно // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма. - М. : Наука, 2003. - С. 137-147.

3.179. Сахно, И. М. Русский авангард : Живописная теория и поэтическая практика / И. М. Сахно. - М. : Диалог-МГУ, 1999. - 352 с.

3.180. Свиблова, О. Л. На путях исследования проблемы бессознательного в искусстве / О. Л. Свиблова // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. - Л. : Наука, 1982. - С. 191-202.

3.181. Семенова, С. Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов : Поэтика. Видение мира. Философия / С. Г. Семёнова. - М. : Наследие, 2001. -589 с.

3.182. Семёнова, Т. В. Экспрессионизм и современное искусство авангарда / Т. В. Семёнова. - М. : Знание. 1983 . - 64 с.

3.183. Сидорина, Е. В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде / Е. В. Сидорина. - М. : Прогресс - Традиция, 2012. -656 с.

3.184. Символизм в авангарде. - М. : Наука, 2003. - 443 с.

3.185. Сироткин, Н. С. Поэзия русского и немецкого авангарда с точки зрения семиотики Ч.С. Пирса: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / Сироткин Никита Сергеевич. - Челябинск, 2003. - 171 с.

3.186. Сироткин, Н. С. Эстетика авангарда: футуризм, экспрессионизм, дадаизм / Н. С. Сироткин // Вестник Челябинского университета. -Сер. 2. Филология. - 1999. - №2. (9). - С. 119-128.

3.187. Сироткин, Н. С. Жанр «приказа» в авангардистской поэзии (футуризм и «левый экспрессионизм») / Н. С. Сироткин // Филологические науки. - 2001.- № 4. - С. 3-12.

3.188. Скатов, Н. Н. Русская литература ХХ века / Н. Н. Скатов. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2005. - 733 с.

3.189. Смирнов, В. В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский / В. В. Смирнов // Русская литература. - 1997. - №2. -С. 55-63.

3.190.Спивак Р. С., Никитина Н. В. Маяковский-экспрессионист / Р. С. Спивак, Н. В. Никитина // Вестник Пермского гос. Университета. - 1996. Вып.1. - С. 54-67.

3.191. Стернин, Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов / Г. Ю. Стернин. - М. : Искусство, 1988. - 288 с.

3.192. Стрельникова, А. А. Рецепция творчества Эрнста Толлера в России [Электронный ресурс] / А. А. Стрельникова // Новые российские гуманитарные исследования. - 2011. - № 6. - Режим доступа : http://www.nrgumis.ru/articles/283/ .

3.193. Татаринов, А. В. Русская литература рубежа веков (1890 - начала 1920 годов). Кн. 1. / А. В. Татаринов. - М. : ИМЛИ РАН, 2001. - 586 с.

3.194. Тарасенко, О. А. «Окно в глубину» / О. А. Тарасенко // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. - М. : Наука, 2003. - С. 268-291.

3.195. Терёхина, В. Н. Бедекер по русскому экспрессионизму / В. Н. Терёхина // Арион, №1, 1998. - С. 51-64.

3.196. Терёхина, В. Н. Чужая лира? О восприятии немецкого экспрессионизма в Советской России [Электронный ресурс] / В. Н. Терёхина // Новые российские гуманитарные исследования. -2011. - № 6. - Режим доступа : http: //www.nrgumis .ru/articles/248/

3.197. Терехина, В. Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века. Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика: дисс. ... докт. филол. наук : 10.01.01 / В. Н. Терёхина. - М., 2006. - 204 с.

3.198. Терёхина, В. Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети ХХ века : Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика / В. Н. Терёхина. - М. : ИМЛИ РАН им. А.М. Горького РАН, 2009. -320 с.

3.199. Терёхина, В. Н. Экспрессионизм и футуризм : русские реалии /

B. Н. Терёхина // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. - М. : Наука, 2003. -

C. 148-173.

3.200. Тернова, Т. А. Авангард футуристической линии развития как целостное эстетическое явление / Т. А. Тернова // Ученые записки

Орловского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2011. - № 4. - С. 200-206.

3.201. Тернова, Т. А. Интертекстуальность как характеристика литературной работы Е. Габриловича 1920-х гг. / Т. А. Тернова // Вестник ВГУ. Серия : Филология. Журналистика. - 2015. - №3. - С. 100-102.

3.202. Тернова, Т. А. Семиотика безумия в литературе русского авангарда / Т. А. Тернова // Вестник Челябинского ГУ. Серия Гуманитарные науки. - № 21 (202). - Вып. 45. - 2010. - С. 134-139.

3.203. Тернова, Т. А. Феномен маргинальности в литературе русского авангарда : имажинизм / Т. А. Тернова. - Воронеж: Изд-во «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2011. - 192 с.

3.204. Тимралиева, Ю. Г. Поэтический язык лирики немецкого экспрессионизма: дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Тимралиева Юлия Геннадьевна. - СПб., 2000. - 195 с.

3.205. Топоров, В. Л. Поэзия эпохи перемен // Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма / Сост. В. Л. Топорова, А. К. Славинской; Вступ. ст. В. Л. Топорова. М. : Московский рабочий, 1990. - 516 с.

3.206. Турова, В. Графика экспрессионизма / В. Турова // Экспрессионизм. -Л. : Наука, 1966. - 250 с.

3.207. Турчин, В. С. Немецкий акцент в русском авангарде / В. С. Турчин // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. - М. : Наука, 2003. - С. 43-54.

3.208. Турчин, В. С. По лабиринтам авангарда / В. С. Турчин. - М. : Изд-во МГУ, 1993. - 248 с.

3.209. Турчинская, Е. Ю. Авангард на Дальнем Востоке / Е. Ю. Турчинская. -М. : Алетейя, 2011. - 148 с.

3.210. Тынянов, Ю. Н. Записки о западной культуре. Поэтика. История литературы. Кино. / Ю. Н. Тынянов. - М. : Наука, 1977. - 574 с.

3.211. Тырышкина, Е. В. Русская литература 1890-ых - начала 1920-ых годов : От декаданса к авангарду / Е. В. Тырышкина. - Новосибирск : Изд - во НГПУ, 2002. - 151 с.

3. 212. Фатов, Н. Н. Молодые годы Леонида Андреева : По неизданным письмам, воспоминаниям и документам / Н. Н. Фатов. - М. : Земля и фабрика. 1924. - 365 с.

3.213. Филоненко, Н. Ю. Становление и развитие поэтики экспрессионизма в творчестве Л.Н. Андреева 1898-1908 годов: автореферат дис....канд. филол. наук : 10.01.01 / Филоненко Наталья Юрьевна. - Липецк, 2003. -187 с.

3.214. Фриче, В. М. Статьи по западноевропейской литературе / В. М. Фриче. - М. : Издательство Коммунистической академии, 1931. -48 с.

3.215. Харджиев, Н. И. Статьи об авангарде : В 2 т. / Н. И. Харджиев. - М. : Гилея, 1997.

3.216. Чекрыгин, В. Н. Сост., вступ. статья, примеч. Е. Муриной и

B. Ракитина. М. : Русский авангард, 2005. - 288 с.

3.217.Чирва, Ю. Н. О пьесах М. Горького и Л. Андреева эпохи революции 1905-1907 годов / Ю. Н. Чирва // Русский театр и драматургия эпохи революции 1905-1907 годов. - Л, 1987. - С. 132-149.

3.218. Чуваков, В. Н. О творчестве Леонида Андреева. Андреев Л. Н. Избранное / В. Н. Чуваков. - М. : Художественная литература, 1976. -

C. 4-22.

3.219. Шатова, И. Н. М. Кузмин и русский эмоционализм 1920-х годов (проблема преодоления кризиса искусства) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / И. Н. Шатова. - Симферополь, 2001. - 20 с.

3.220. Швецова, Л. К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму / Л. К. Швецова // Литературно - эстетические концепции в России конца Х1Х - начала ХХ в. - М. : Наука, 1975. -С. 252- 283.

3.221. Шевченко, Е. С. Русская драма и театральный примитив / Е. С. Шевченко. - Самара : Издательство «Самарский университет», 2016. - 200 с.

3.222. Шиловский, И. С. Художественный метод Л. Н. Андреева в контексте традиций отечественной литературы / И. С. Шиловский // Актуальные проблемы современного литературоведения : материалы межвуз. науч. конф. - М. : Изд-во МГОПУ, 1998. - С. 49-58.

3.223. Шишкина, Л. И. Творчество Леонида Андреева в контексте культуры XX века / Л. И. Шишкина. - СПб., 2009. - 222 с.

3.224. Шпет, Г. Г. Герменевтика и ее проблемы / Г. Г. Шпет // Контекст. -М. : Наука,1989. - 267 с.

3.225. Штейгер, Е. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920 годов / Е. Штейгер. - М. : Новое литературное обозрение, 2002. - 256 с.

3.226. Шулова, Я. А. Пути формирования поэтики прозы Андрея Белого в контексте открытий искусства первой трети ХХ века : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01. / Шулова Янина Абрамовна. - М., 2015. - 454 с.

3.227. Эдшмид К. Экспрессионизм в поэзии // Называть вещи своими именами : Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ в. / К. Эдшмид / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. - М. : Прогресс, 1986. С. 300-316.

3.228. Эйхенбаум, Б. М. Сквозь литературу / Б. М. Эйхенбаум. - Л. : Academia, 1924. - 282 с.

3.229. Экспрессионизм. Сб. статей. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство / Отв. ред. Б. Зингерман. М. : Наука, 1966. -202 с.

3.230. Экспрессионизм : Сб. ст. / Под ред. Е. М. Браудо и Н. Э. Радлова. Пг. ; М. : Гос. изд-во Всемирная литература, 1923. - 236 с.

3.231. Эстетика / Под ред. А. А. Радугина. - М. : Библионика, 1998. - 250 с.

3.232. Югова, И. Н. Экспрессионистские тенденции в русской прозе 20-х годов: дис. .канд. филол. наук : 10.01.01 / Югова Инна Владимировна. - Москва, 2000. - 182 с.

3.233. Якимович, А. К. Двадцатый век : Искусство. Культура. Картина мира / А. К. Якимович. - М. : ИД «Искусство», 2003. - 491 с.

3.234. Якимович, А. К. Эпоха сокрушительных творений. Из истории искусства и мысли ХХ века / А. К. Якимович. - М. : Галарт, 2009. -288 с.

3. 235. Anz Th. Literatur der Existenz: Literarische Psychopathographie und ihre soziale Bedeutung im Frühexpressionismus. Stuttgart: Metzler, 1977. 224 S.

3.236. Bergmann H. Die Anfänge der litrarischen Avantgarde in Deutschland: Über Anverwandlung und Abwehr des italienischen Futurismus: Ein literarhistorischer Beitrag zum expressionistischen Jahrzehnt. Stuttgart: M & P Verlag für Wissenschaft und Forschung, 1991. 475 S.

3.237. Furness R. S. Expressionism. London: Methuen & Co Ltd, 1973. 105 p.

3.238. Gehrke M. Probleme der Epochenkonstituierung des Expressionismus: Diskussion von Thesen zur epochenspezifischen Qualität des Utopischen. Fr./M.; Bern; New York; Paris: Peter Lang, 1990. 437 S.

3.239. Kleemann E. Zwischen symbolischer Rebellion und politischer Revolution: Studien zur deutschen Boheme zwischen Kaiserreich und Weimarer Republik - Else Lasker-Schüler, Franziska Gräfin Reventlow, Frank Wedekind, Ludwig Derleth, Arthur Moeller van den Bruck, Hans Johst, Erich Mühsam. Fr./M.; Bern; New York; Nancy: Peter Lang, 1985. 258 S.

3.240. Paulsen W. Deutsche Literatur des Expressionismus. Bern; Fr./M.; New York: Peter Lang, 1983. 234 S.

3.241. Raabe P. Die Autoren und Bücher des literarischen Expressionismus: Ein bibliographisches Handbuch in Zusammenarbeit mit Ingrid Hannich-Bode. Zweite, verbesserte u. um Ergänzungen u. Nachträge 1985-1990 erweiterte Ausgabe. Stuttgart: J. B. Metzlerische Verlagsbuchhandlung, 1992. 1050 S.

3.242. Richard Lionel. Futurisme et expressionisme an Allemagne // Europe. Revue Littfiraire Mensuelle. 1975. Avril. № 53 (552). P. 193-199.

3.243. Schönfeld Ch. Dialektik und Utopie: Die Prostituierte im deutschen Expressionismus. Würzburg: Königshausen und Neumann, 1996. 198 S.

3.244. Schrei in die Welt: Expressionismus in Dresden / Hrsg. von P. Ludewig. -Berlin: Buchverlag Der Morgen, 1988. - 268 S.

3.245. Theorie des Expressionismus / Hrsg. von O. F. Best. - Stuttgart: Reclam, 1982. - 296 S.

3.246. Wallas A. A. Zeitschriften und Anthologien des Expressionismus in Österreich: Analytische Bibliographie und Register. 2 Bd. München; New Providence; London; Paris: Saur, 1995. Bd. 1 - 474 S., Bd. 2 - 475-1200.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.