Творческий портрет персоналии как профессионально значимый жанр речи учителя русского языка и литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Журавлева, Ирина Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 297
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Журавлева, Ирина Владимировна
1.1. 1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
§2. §3
Выводы
Глава 2.
Содержание
Теоретические основы создания творческого портрета персоналии как жанра профессиональной речи учителя русского языка и литературы. Традиции в изучении творческой личности на уроках словесности в школе.
Личность писателя в системе литературного образования. Значение, цели, основополагающие принципы изучения личности писателя на уроках литературы.
Методы представления учебной информации о жизни и творчестве писателя. Содержание и особенности педагогического монолога о творце. Проблема жанровых разновидностей организации речевого материала о писателе. Определение возможности включения педагогического монолога в систему уроков изучения творчества. Традиционные способы решения проблемы организации работы по изучению творческих биографий лингвистов на уроках русского языка в школе.
Творческий портрет персоналии в системе персонифицированных жанров.
Лингвистические основы исследования. Опыт характеристики творческого портрета персоналии как жанра монологической речи учителя-словесника.
Возможности использования современных представлений о речевых жанрах отечественной лингвистики в диссертационном исследовании. Характеристика жанровых признаков творческого портрета персоналии как профессионального речевого высказывания Риторические основы исследования. Возможность создания творческого портрета персоналии на основе топов.
Система подготовки и использования творческого портрета персоналии в профессиональной речи учителя-словесника: формирующий эксперимент.
Готовность студентов педагогического вуза к созданию и использованию творческого портрета персоналии в реальной учебно-речевой ситуации.
Исходные положения и организация констатирующего эксперимента. Анализ результатов констатирующего эксперимента Исходные положения, этапы и организация опытного обучения студентов-филологов созданию и использованию профессионального жанра речи учителя-словесника творческого портрета персоналии. Ход опытного обучения. Анализ результатов опытного обучения.
Характеристика критериев оценки творческих портретов персоналии, созданных студентами в ходе первого этапа опытного обучения. Характеристика творческих портретов персоналии, использованных студентами на втором и третьем этапах обучения.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы2005 год, кандидат педагогических наук Гусева, Наталья Васильевна
Формирование коммуникативной компетентности учителя русского языка и литературы в процессе подготовки и использования творческого портрета художника-иллюстратора на уроках словесности2005 год, кандидат педагогических наук Лейниш, Татьяна Леонидовна
Жанровые разновидности проблемного слова в профессиональной речи учителя русского языка и методика их изучения2008 год, кандидат педагогических наук Перова, Татьяна Юрьевна
Конспект урока как коммуникативный феномен в профессиональной практике учителя русского языка и литературы2004 год, кандидат педагогических наук Серёгина, Олеся Станиславовна
Обучение студентов-филологов приемам подготовки и использованию сопроводительного монолога в профессиональной деятельности2010 год, кандидат педагогических наук Войтешонок, Светлана Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческий портрет персоналии как профессионально значимый жанр речи учителя русского языка и литературы»
Актуальность исследования
Духовный кризис российского общества в конце XX века затронул все сферы государственного устройства, в том числе и систему образования. Низкий нравственный, общекультурный уровень подрастающего поколения имеет ряд причин, одной из которых, на наш взгляд, является отсутствие у школьников достойного идеала, примера для подражания.
Во все времена люди старались учить своих детей на примерах из жизни лучших представителей нации: ученых, писателей, музыкантов, общественных деятелей. По нашему убеждению, и сейчас одним из способов выхода из непростой ситуации, сложившейся в последние десятилетия в воспитательном и образовательном процессе, может стать обращение к духовному подвигу творческой личности, посвятившей жизнь служению Отечества, его культуре и науке. Образ мастера слова: писателя, лингвиста, ритора - может стать тем идеалом, по которому, возможно, современному подростку захочется сверять свои поступки, который, вполне вероятно, поможет выбрать верную «дорогу» в жизни.
Сведения о творце школьники могут почерпнуть из биографических справок словаря или энциклопедии, из вступительных статей учебного пособия, из критических исследований и литературных монографий. Но основным источником информации о творческой личности для учеников остается монологическое высказывание педагога. «Воспитатель, учитель никогда не должен забывать того громадного, часто неотразимого влияния, которое живое слово имеет на душу человека, на сокровенные струны его сердца, которые часто оно может заставить зазвучать. Живое слово, представленное в первую пору жизни детей в виде простого, ясного художественного рассказа, должен иметь постоянный, широкий доступ к детям» (159, с.ЗЗ).
Живое слово» учителя может быть построено в жанре портретной характеристики, биографического рассказа, энциклопедической справки и т.д., но в речевой практике учителей-словесников встречается жанр, наиболее соответствующий учебной ситуации, позволяющий решить специфические педагогические задачи, -это жанр творческого портрета персоналии. Включая данное монологическое вы-сказьшание о писателе, лингвисте, художнике, музыканте в структуру урока, педагог стремится создать яркий, неповторимый образ творца, раскрыть своеобразие его личности и особенности созданного им художественного мира, побудить к знакомству с его произведениями, определить спектр проблем, на разрешение которых будет направлена работа на уроке.
Выбор жанра творческого портрета персоналии в качестве предмета исследования определяется рядом факторов.
Во-первых, школьный процесс обучения русскому языку и литературе как основным предметам гуманитарного цикла, на наш взгляд, невозможен без использования слова учителя о творческой личности. Это обусловлено, например, логикой школьного курса литературы: как известно, слово учителя о писателе предваряет или сопровождает изучение его произведений. И от того, насколько ярким и запоминающимся будет это первое знакомство с мастером слова (или очередная встреча во время литературоведческого анализа художественного текста) зависят заинтересованность учеников на последующих уроках, а следовательно, и эффективность обучения. «Изучение произведений писателя невозможно (.) проводить без предварительного ознакомления (.) с личностью писателя(.) Изучение личности писателя должно заинтересовать учащихся, возбудить желание познакомиться с его произведениями» (124, с.6).
Не вызывает сомнений и необходимость использования творческого портрета персоналии на уроках русского языка, так как формирование лингвистической и коммуникативной компетенции школьников (т.е. осознанного представления о языковой системе и о способах, законах ее использования в условиях общения) невозможно без владения информацией об исследователях русского языка. «Школьную практику необходимо обогатить информацией об ученых-лингвистах. Изучение данного материала может быть в разных формах: рассказ учителя, лекция, беседа, беседа-дискуссия и т.д.» (170, с. 24). Как видим, «рассказ учителя», т.е. монологическое высказывание, упоминается в первую очередь.
Значимость использования творческого портрета персоналии подтверждают также выводы исследователей о воспитательной роли биографических материалов об ученых. «Рассказ о биографии творческой личности помогает ребятам пристальнее всмотреться в свою жизнь, способствует росту их познавательной и социальной активности: ведь именно подражание, считают психологи, является мощным фактором становления личности в подростковом возрасте. Но чтобы биография «действовала», необходимо ее тесное переплетение с существом дела, которым занимаются учащиеся» (122, с.44).
Таким образом, невозможно представить урок словесности без включения в него жанра творческого портрета персоналии.
Во-вторых, как показали индивидуальные беседы, анкетирование педагогов и школьников, учитель-словесник, к сожалению, не владеет в полной мере этим профессиональным жанром, испытывает при его создании и использовании определенные трудности: в отборе материала (чаще это касается количества и характера биографических сведений, способов их «переплетения» с творчеством), в выделении главной темы будущего высказывания, в привлечении различных средств воздействия, в построении высказывания и др. Поэтому речеведческая (профессионально ориентированная риторическая) подготовка студентов-филологов, по нашему глубокому убеждению, должна включать в себя изучение данного профессионально значимого жанра.
В-третьих, хотя названная разновидность педагогического высказывания широко представлена в периодических изданиях методического, научно-популярного характера, в книгах просветительских серий («Жизнь замечательных людей», «Люди науки» и др.), творческий портрет персоналии не выделен исследователями как самостоятельный жанр в ряду персонифицированных высказываний (таких, как литературный портрет, портретная характеристика, биографическая справка словар-но-энциетопедической статьи, портретный очерк и др.), не изучены его жгщровьк прютаки.
Данная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование проблемы создания и использования творческого портрета персоналии как профессионально значимого жанра речи учителя-словесника.
Исходя из сказанного, объектом исследования выбирается учебный процесс (система формирования профессиональных коммуникативных умений студентов факультета русского языка и литературы), а предметом — монологическое высказывание учителя о творческой личности писателя на уроке (творческий портрет персоналии как речевой жанр и структурно-смысловая часть урока).
Гипотеза исследования
Если в систему коммуникативной подготовки студентов филологических факультетов педагогических вузов включить сведения о творческом портрете персоналии как профессионально значимом жанре речи учителя, типичных учебно-речевых ситуациях его использования в системе уроков русского языка, литературы, развития речи (риторики) и с учетом этих сведений организовать специальное обучение умениям готовить и использовать в воспитательно-образовательном процессе данный жанр, то это в дальнейшем создаст условия для реализации профессионального творческого потенциала педагога, возрастания интереса школьников к изучению предметов и тем самым позволит сделать их общение с педагогом на уроке русского языка и литературы более эффективным.
Цель исследования: на основе теоретических сведений о жанровых признаках творческого портрета персоналии и психолого-педагогических условий его успешного функционирования разработать модель обучения студентов приемам создания и использования жанра творческого портрета персоналии и проверить ее эффективность в реальных условиях профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
Для достижения цели было необходимо решение целого ряда задач:
• выявить характер требований, предъявляемых частнометодическими науками к содержанию и формам работы по изучению творческой личности в школе;
• рассмотреть комплекс персонифицированных высказываний, определить место творческого портрета персоналии в их ряду;
• изучить степень разработанности жанровых характеристик исследуемого речевого произведения в научной лингвистической литературе;
• изучить речевую практику учителей русского языка, литературы, риторики и выявить частотность и специфику использования творческого портрета персоналии и особенности его включения в структуру урока и системы уроков;
• на основе анализа текстов-образцов (графических, поликодовых) определить содержание понятия данного монологического высказывания педагога, его жанровые признаки;
• выявить степень готовности студентов и практикующих учителей русского языка и литературы к созданию жанра творческого портрета персоналии (уровень сформированности опорных, в том числе специальных коммуникативных умений, возникающие трудности и др.);
• определить цель, задачи, количество и содержание этапов и вузовских занятий для обучения студентов-филологов созданию и использованию в профессиональной деятельности творческого портрета персоналии;
• разработать дидактическое оснащение формирующего эксперимента (отобрать аудио-, видео- и графические образцы творческого портрета персоналии, определить приемы и методы обучения, типы учебных заданий);
• организовать и реализовать опытное обучение;
• выделить объективные критерии оценки качества проведенного эксперимента и проверить его эффективность.
Для того, чтобы решить поставленные задачи, были использованы следующие методы исследования:
• критический анализ лингвистических, литературоведческих, общих психолого-педагогических и частнометодических источников;
• наблюдение за учебным процессом в общеобразовательной и высшей школах, изучение практического опыта использования творческого портрета персоналии в речи преподавателей современного русского литературного языка, русской и зарубежной литературы;
• констатирующий эксперимент (анкетирование учителей, студентов, диагностирующие срезы - творческие задания);
• поисковый эксперимент;
• формирующий эксперимент (опытное обучение);
• метод статистической обработки результатов диссертационного исследования;
Исследование осуществлялось с 1999 по 2003 гг. и состояло из трех этапов:
• на первом этапе изучалась научная литература по теме исследования, разрабатывались теоретические основы экспериментального обучения, отбирались критерии и дидактические материалы для . проведения констатирующего эксперимента;
• на втором этапе выявлялся уровень коммуникативной подготовки студентов-филологов, проводился поисковый эксперимент, создавалась программа опытного обучения;
• на третьем этапе был организован и осуществлен итоговый вариант формирующего эксперимента, проанализированы его итоги.
Научная новизна исследования:
• из системы профессиональных высказываний учителя русского языка и литературы выделен творческий портрет персоналии как самостоятельный персонифицированный речевой жанр (определено его понятие, выявлены и охарактеризованы жанровые особенности);
• на основе сопоставительной характеристики современных персонифицированных жанров создана классификация творческого портрета персоналии, которая отражает возможности использования данного речевого произведения;
• выявлены разновидности творческого портрета персоналии в зависимости от места в учебном процессе: вступительный (предварительный и вводно-завершающий); сквозной (или рассредоточенный или сопутствующий); сериальный; обобщающий (итоговый); определены способы их включения в текст-полилог (урок);
• разработаны способы создания творческого портрета персоналии.
Теоретическая значимость исследования:
• теоретически и экспериментально обоснована необходимость обучения студентов-филологов творческому портрету персоналии как профессиональному жанру речи учителя русского языка и литературы;
• получены данные об исходном уровне знаний студентов и практикующих педагогов о творческом портрете персоналии как профессиональном жанре речи, учебно-речевых ситуациях его использования и возникающих трудностях психолого-коммуникативного характера;
• разработана и апробирована в условиях вузовской подготовки и педагогической предметной практики в общеобразовательной средней школе методика формирования у студентов-филологов специальных коммуникативно-речевых умений, которые помогут качественно создавать и использовать творческий портрет персоналии.
Практическая значимость исследования:
• создана научно обоснованная и экспериментально проверенная программа обучения студентов-филологов созданию и использованию творческого портрета персоналии как профессионального жанра речи учителя-словесника, разработано содержание вузовских занятии в рамках учебных программных курсов культуры речи и риторики, теории и методики обучения русскому языку и литературе;
• отобран и подготовлен дидактический материал (тексты из учебно-методической литературы, видеофрагменты научно-популярных телефильмов и реальных уроков литературы, схемы, таблицы), который может быть использован в практике преподавания речеведческих вузовских курсов, при создании новых учебных пособий, методических рекомендаций;
• предложена система заданий аналитического, репродуктивного, творческого характера, способствующих развитию у будущих педагогов умений создавать и использовать педагогическое высказывание о творческой личности.
Личный вклад соискателя состоит:
• в определении понятия и классификационных характеристик творческого портрета персоналии как профессионально значимого жанра речи учителя русского языка и литературы;
• в выявлении профессиональных качеств учителя-автора творческого портрета персоналии и в определении зависимости содержания и языкового оформления портрета от типа личности педагога;
• в разработке теоретических основ и дидактической базы и в проведении опытно-экспериментальной работы по формированию умений создавать и использовать в реальной учебно-речевой практике монолог о писателе (лингвисте, риторе).
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается данными поискового эксперимента (1999 - 2003 гг.), констатирующего среза (2000-2001 гг.), которым было охвачено 80 преподавателей русского языка и литературы городов Новокузнецка и Ярославля, 70 студентов; результатами формирующего эксперимента, в котором приняли участие 72 студента групп специализации «Риторика» на третьем, четвертом и пятом годах обучения на факультете русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии (2000-2003 гг.), наблюдениями за коммуникативной деятельностью учителей, позволившими зафиксировать (в том числе с помощью видеокамеры и диктофона) и оценить ход эксперимента.
Для реализации задач исследования было изучено более 800 источников образцов творческих портретов, посещено и проанализировано 68 занятий учителей школ №7, гимназий №№10, 44, 62, 73 города Новокузнецка Кемеровской области. Мы изучили около 650 устных высказываний и развернутых конспектов педагогических монологов, созданных в жанре творческого портрета персоналии (из них 295 подготовлены и использованы студентами в ходе вузовских занятий и экспериментальных уроков). В аспекте диссертационного исследования были сделаны видеозаписи фрагментов уроков учителей и студентов-практикантов (всего около 27 часов демонстрации). Материалы расшифровывались, оформлялись в виде стенограмм (648 машинописных страниц) и подвергались всестороннему анализу с учетом поставленных научных задач.
Апробация исследования
Материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях преподавателей и студентов Кузбасской государственной педагогической академии (1999-2002 гг.), на заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку и аспирантских объединениях (1999-2002 гг.) Кузбасской государственной педагогической академии, на Международной научной конференции «Языковая ситуации в России начала XXI века» в г. Кемерово (октябрь 2002 г., сообщение по теме «Творческий портрет персоналии как жанр педагогической речи: теория и практика обучения».), на курсах института повышения квалификации г. Новокузнецка, на научно-практической конференции преподавателей гимназии №10 г. Новокузнецка (2002 г.).
Результаты исследования нашли отражение в трех печатных работах, объемом 1,5 печатных листа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Современная вузовская подготовка учителя русского языка и литературы требует включения в учебные курсы сведений о таком профессионально ориентированном педагогическом монологе, как творческий портрет персоналии. В его характеристику необходимо включить следующее: а) презентативно-экспозитивный характер изложения материала адресантом-учителем; б) полиинтенциональность высказывания, ведущим коммуникативным намерением которого является потребность заинтересовать личностью творца ученическую аудиторию, неподготовленную, не обладающую достаточным объемом знаний (или же имеющую их минимальный объем), посредством сообщения яркой, запоминающейся информации, вызвать у школьников желание познакомиться с произведениями; в) отбор сведений и метода изложения в зависимости от возрастных особенностей учеников, объема их знаний; г) возможность включения в различные этапы изучения учебного материала; д) включение информации о личности и творчестве персоналии в различные жанровые модели («ядерные»: портретная характеристика, фрагмент критической статьи (рецензии), краткая биографическая справка, биографический рассказ о случае из жизни; факультативные: отзыв, дневниковые записи, семейное предание, сведения о предках, автобиографический рассказ, мемуары, письма и др.); е) использование в рамках других высказываний, например, путевых заметок, рассказа о случае из жизни, проблемной лекции, экскурсионной речи, эссе и др.; ж) смешанная структурно-смысловая модель построения с ведущей ролью аргумента-тивного типа текста; з) гибридный (комбинированный, смешанный) функциональный стиль; и) преобладающее использование в форме подготовленной письменной озвученной речи.
2. Программа обучения и содержание занятий должны учитывать и предупреждать комплекс трудностей, возникающих в процессе создания и употребления творческого портрета персоналии. Затруднения связаны: с отбором и расположением биографического и литературоведческого материала; выделением главной темы будущего высказывания; соединением разнообразных жанровых моделей, входящих в семантику монолога; использованием его на различных этапах изучения материала; построением высказывания с учетом учебно-речевой ситуации; языковым оформлением.
3. Система обучения творческому портрету персоналии должна включать проведение трех этапов: а) системы занятий, направленной на овладение специфическими понятиями и специальными умениями; б) индивидуальные консультации; в) реальную учебно-речевой практику. Для успешного обучения способам создания высказывания о мастере слова необходимо использовать: графические образцы текстов учебно-методического характера, демонстрирующие характеристики изучаемого жанра; «живые», реальные речевые произведения, позволяющие проанализировать особенности устных речевых произведений (аудио- и видеообразцы речи педагогов); обобщающие схемы и таблицы, позволяющие систематизировать полученные сведения; приемы редактирования; ролевую игру (лабораторную форму занятий, в процессе которых выступления участников эксперимента записывались на видеокамеру и затем анализировались по специальным критериям).
4. Уровень сформированности умений необходимо выявлять в реальных условиях профессиональной деятельности будущих учителей. Критериями оценки качества созданных творческих портретов должны стать как общие, так и специфические (для письменных и устных вариантов) параметры. Общими для всех полученных образцов могут стать следующие: соответствие жанру творческого портрета персоналии; степень раскрытия в высказывании личности автора, его отношение к предмету речи; наличие комплекса дополнительных интенций; внутреннее «наполнение» жанра; формальная организация. Для устных высказываний должны использоваться такие показатели, как: наличие специальных педагогических установок (вводных, итоговых) на слушание (восприятие); наличие и характер поликодовой информации; использование комментирующего слова к средствам наглядности, его особенности; «свобода» владения материалом (отсутствие зависимости от написанного текста); использование средств выразительности устной речи и других приемов установления контакта и под держания внимания (пауз, темпа, логического ударения и др.). Для текстов, полученных на втором и третьем этапах обучения (в условиях реального урока), это такие критерии, как: соответствие высказывания адресату; вид творческого портрета персоналии по возможности включения в учебную деятельность и места в воспитательно-образовательном процессе; соблюдение временных рамок, отведенных психологами для монологического высказывания учителя; степень самостоятельности при создании творческого портрета персоналии.
Структура и основное содержание исследования
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование коммуникативных умений студентов-филологов создавать и использовать комические жанры речи в профессионально значимых ситуациях общения педагога и учащихся2007 год, кандидат педагогических наук Суркова, Анастасия Павловна
Проблемная учебная лекция в профессиональной речи учителя русского языка и литературы2003 год, кандидат педагогических наук Гордеева, Олеся Владимировна
Монолог учителя на этапе объяснения нового материала1998 год, кандидат педагогических наук Хаймович, Людмила Вениаминовна
Формирование аргументативной речи учителя в процессе обучения профессионально значимому спору с учащимися2005 год, кандидат педагогических наук Зотова, Татьяна Юрьевна
Обучение студентов-филологов жанрам справочного аппарата книги (предисловию и послесловию) в системе формирования коммуникативных умений2007 год, кандидат педагогических наук Тенекова, Александра Михайловна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Журавлева, Ирина Владимировна
ВЫВОДЫ
1. В ходе анкетирования учителей-филологов, наблюдения за использованием творческого портрета персоналии на уроках русского языка, литературы, риторики, анализа текстов-образцов, представленных в методической, учебной литературе, индивидуальных и коллективных бесед с адресантами и адресатами творческого портрета персоналии выявлен исходный уровень знаний об исследуемом речевом жанре и соответствующих умений.
2. Результаты констатирующего среза подтвердили, что творческий портрет персоналии является востребованным в педагогической практике речевым жанром. Однако учителя и студенты — будущие педагоги-словесники не ясно представляют, что отличает данное речевой произведение от других персонифицированных жанров, какие особенности способствуют его эффективному воздействию на адресата, вызывают у него интерес к представляемой личности и в какой момент изучения материала будет уместно его включить.
3. Студенты педагогического института на третьем году обучения обладают базовыми (опорными) умениями, необходимыми для формирования специальных коммуникативно-интеллектуальных действий для создания и использования творческого портрета персоналии.
4. Экспериментальное обучение студентов подтвердило эффективность предложенной системы, результативность использованных средств обучения (текстов-образцов и стенограмм высказываний педагогов о художниках слова, фрагментов научно-популярных фильмов и видеозаписей уроков, схем, таблиц и т.д.). Задания соответствовали уровню психологических, методических, лингвистических знаний студентов.
На наш взгляд, жанр творческого портрета персоналии является достаточно сложным в плане содержания и формальной организации речевым произведением. И овладение приемами создания и использования ТПП будет более успешным, если включить систему занятий по его подготовке в завершающий этап курса «Культура речи и риторика (педагогическая риторика)» и выделить не менее 5 занятий.
5. Результаты опытного обучения! свидетельствуют о том, что студенты в основном овладели умениями, предусмотренными экспериментальной программой, научились создавать творческий портрет персоналии, предназначенный школьникам 5-8 и 9-11 классов. Большинство из них эффективно использовали высказывания в условиях реального урока. Основные недочеты в содержании и языковом оформлении творческих портретов вызваны недостаточной профессиональной коммуникативной практикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено решению научной межотраслевой проблемы обучения студентов педагогического вуза созданию и использованию на уроке творческого портрета писателя (лингвиста) как профессионального речевого жанра.
Для поиска ответов на вопросы о цели, задачах изучения личности писателя в школе, характере отбираемых сведений и способах его построения была проанализирована научно-методическая литература. Работы по литературоведению, лингвистике, риторике позволили выделить творческий портрет персоналии в системе персонифицированных жанров, определить его особенности, обусловленные учебно-речевой ситуацией, создать классификационную характеристику, назвать приемы построения.
В результате было установлено, что творческий портрет персоналии помогает реализовать самые разнообразные коммуникативные задачи: учебные (подчеркнуть индивидуальность, неповторимость художника слова, раскрыть удивительный, полный тайн и загадок, творческий мир, способствовать восприятию изучаемого произведения); воспитательные (заинтересовать личность творца, дать образец для подражания); развивающие (стимулировать дальнейшее знакомство с произведениями, способствовать литературному и лингвистическому образованию).
Констатирующий эксперимент (анкетирование, наблюдение за использованием творческого портрета персоналии на уроках русского языка, литературы, риторики; анализ текстов- образцов, представленных в методической, учебной литературе; индивидуальные и коллективные беседы с адресантами и адресатами творческого портрета персоналии) позволил определить, что: а) исследуемый речевой жанр является востребованным, так как для учеников он является основным источником информации о художнике слова; б) отличительные признаки (сочетание объективной и субъективной информации, гибридный стиль, включение внутренних жанров и др.), по мнению учителей, обеспечивают качественную передачу сведений о писателе; в) особое воздействие оказывают высказывания, которые содержат объективно-субъективную информацию, включают сведения о личности и творчестве, имеют смешанный функциональный стиль, используют различные «внутренние» жанровые формы и поликодовый способ передачи учебного материала; г) учителя не имеют завершенного и целостного представления об анализируемом речевом жанре, что вызывает затруднения при его создании и включении в учебный процесс.
Эффективность использования педагогического монолога о мастере слова обеспечивается:
1. Возможностью проявления адресантом (учителем) личных свойств при создании и использовании высказывания. Педагог аналитического склада ума создает сообщение, в котором преобладает информативная задача, привлечена логическая информация, оформленная языковыми средствами преимущественно научного, публицистического стилей. Адресант второго типа стремится создать эмоцио-генное высказывание, стремится заинтересовать школьников личностью творца, раскрывающейся в его поступках, переживаниях, отношениях с друзьями, любимыми и нашедшей отражение в его произведениях. Для этого он использует гедонистическую информацию, воплощает ее с помощью средств разговорного, художественного стилей. Однако оба адресанта используют «голос творца», фрагменты его произведений, которые вводятся различными способами связи.
2. Презентативно-экспозитивным характером изложения материала, при котором автор использует эмоциональный тип информации при создании текста.
3. Решением комплекса интенций при сохранении основной - заинтересовать личностью творца, вызвать желание познакомиться с его произведениями.
4. Первично-вторичным характером текста, в который включаются сведения из различных (научных, популярных, мемуарных и др.) источников, но сохраняется оригинальность изложения и языкового оформления материала.
5. Соответствием объема, содержания и способов презентации возрастным особенностям адресата.
6. Раскрытием индивидуальности художника слова через портретную характеристику и характеристику творчества.
7. Использованием внутренних жанров. Учитель, нанизывая на тематический «стержень» различные жанры, добивается переплетения логической и эмоциональной информации. Такой «калейдоскоп» мнений, оценок, свидетельств вносит в урок «аромат» эпохи, насыщает его живыми голосами тех, кто помогал творческой личности состояться и остаться в истории Отечества.
8. Смешанной структурно-смысловой моделью текста при ведущей роли ар-гументативного типа.
9. Гибридной стилевой природой. Включение языковых особенностей разных стилей позволяет сделать текст ярким, интересным, эмоциональным и облегчить слуховое восприятие высказывания.
10. Возможностью включения творческого портрета персоналии в рамочную форму других жанров, что делает использование его разнообразным, обогащает методическую «копилку» учителя. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что частотность и эффективность использования педагогического монолога о писателе, лингвисте, риторе повысится, если:
• в программу опытного обучения студентов включить сведения о творческом портрете персоналии как профессиональном речевом жанре;
•раскрыть способы воздействия высказывания на адресата; показать возмож- . ные учебно-речевые ситуации его употребления;
•побудить к созданию и использованию творческого портрета персоналии в условиях реального школьного урока (в период прохождения педагогической практики);
• проверить на основе комплекса критериев, учитывающих характер информации монолога и ее оформления, уровень сформированности умения включать монологическое речевое произведение о мастере слова в педагогический коммуникативный процесс.
Мы отдаем себе отчет в том, что проведенное опытное обучение не только свидетельствует об эффективности предложенной модели, но и ставит много новых вопросов, которые могут представлять собой перспективы развития темы исследования. Это, в частности:
1. Изучение особенностей творческих портретов драматурга, лингвиста, ритора, музыканта, художника-иллюстратора произведений литературы, коллектива (группы) творцов как разновидностей жанра, способов соединения в таких высказываниях вербальной и поликодовой информации (например, слова учителя и музыкальной цитаты, картины, фрагмента спектакля, кинофильма и пр.).
2. Анализ внешних (рамочных) и внутренних (интерактивных) жанров как структурных компонентов творческого портрета, способов их соединения в единое высказывание (например, исследование названного жанра в форме экскурсионной речи, эссе, монолога героя литературного произведения о своем авторе).
3. Выявление особенностей речевого поведения в ситуации использования монолога о творце различных типов учителей-адресантов (логического и эмоционального).
4. Включение в вузовскую подготовку студентов сведений о построении творческого портрета персоналии на основе риторических топов.
5. Разработка и экспериментальная проверка в реальных условиях общеобразовательной школы системы обучения студентов и школьников приемам создания и использованию вводного, сквозного, сериального, обобщающего видов творческого портрета персоналии.
Проведенное исследование позволяет нам утверждать, что комплекс персонифицированных высказываний, «рисующих» образы ярких и своеобразных творческих личностей, пополнился жанром, который представляет писателя, лингвиста, ритора и т.д. с особых позиций. Безусловно, жанр творческого портрета персоналии не даст полной и исчерпывающей характеристики, ведь «так трудно изобразить личность. Каждый человек - загадка не только для других, но и для себя самого, и большая дерзость воображать, что знаешь того, кто сам себя не знает; вместе с тем нельзя отказаться от суждения, это необходимое условие жизни. Никто из тех, кого мы якобы знаем (.) не таков в действительности (.). Мы бродим среди фантомов нашего сердца. И все же нужно судить, нужно творить (168, с. 356)». И, возможно, яркий, вдохновенный монолог учителя о мастере слова поможет ученикам постичь тайну притягательности творческой личности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Журавлева, Ирина Владимировна, 2003 год
1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М.: Наука, 1973.
2. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.: Высшая школа. - 1990.
3. Аксенова Е.М. Лекции по спецкурсу «Структура творческой индивидуальности писателя». Владимир. - 1970.
4. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) М.: Издат центр «Академия» . - 2003.
5. Анисимова Т.В. Типология жанров деловой речи (риторический аспект): Авто-реф. дис. .докт. филол. наук. Краснодар. - 2000.
6. Антонова Л.Г. Объективные и субъективные факторы порождения текста определенной жанровой модели // Текст в фокусе литературоведения, лингвистики и культурологии: межвузовский сборник научных трудов. — .Ярославль, 2002.
7. Аристотель. Этика политика. Риторика. Поэтика. Категории. — М.: Литература. -1998, (Классическая философская мысль).
8. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М. 1992.
9. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: Просвещение. 1993.
10. Байзикова Е. Внутритекстовые связи// Об интерпретации художественного текста. Братислава. - 1981.
11. П.Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно- художественная критика. М., 1982. С. 207.
12. Барахов B.C. Литературный портрет как жанр мемуарной прозы // Русская литература. 1975. - №2. - С.70-82.
13. Барахов B.C. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр). Л.: Наука, Ле-нингр. Отде-ние. - 1985.
14. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин Собрание сочинений в семи томах. М. 1996.
15. Бахтин М. М. Под маской. Маска первая. Волошинов В.Н. Фрейдизм. М. 1993. 16. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М.: «ВАКО». - 2002.
16. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. (1826-1830). М. 1967
17. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богда-нововой. М.: Издательский центр «Академия». - 1999.
18. Богин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуализации// Жанры речи Саратов. -1997.
19. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург. 2001.
20. Бочаров Г.К. Живое слово преподавателя литературы в 5-7 классах. Методические рекомендации для учителя. М. -Л. - 1947.
21. Бузагов Р.А. Портреты языковедов Х1Х-ХХ вв. Из истории лингвистических учений. М.: Наука. - 1988.
22. Вайль П. Гений места. М.: Независимая газета. 1999.
23. Васильева О.Ю. Одический жанр ХУ11 века: прагмастилистическая интерпретация. Барнаул. 2001.
24. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997.
25. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М. 1983.
26. Волков АА Курс русской риторики М.: Издательство храма св. муч Татианы. 2001.
27. Волков Б. Орфей. Поэтическая судьба Николая Рубцова // Литература в школе. 1996. - №1. - С. 33-35.
28. Володина И.В. Формирование представлений об авторе на уроках литературы как методическая проблема.// Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе. Межвузовский сборник научных трудов. — Вологда. 1984.
29. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука. -1981.
30. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М. - 1962.
31. Голубков В.В. Проблема психологического обоснования изучения литературы в школе // Литература i мова в школ1: Ученые записки. Киев, 1963. - Т. XXIV.
32. Голубков М.М. Гражданин своего времени. Лирика К. Симонова военных лет// Литература в школе, 1985. №6. - с. 12-13.
33. Гольдин В.Е., Дубровская О.Н. Жанровая организация речи в аспекте социальных взаимодействий // Жанры речи-3. Саратов. - 2002.
34. Горбач Л.В., Минеева С.А. Жанры в образовательной деятельности. По материалам проблемно-целевых семинаров в школе № 149. Пермь. 2000.
35. Горький М. Мать. Воспоминания. М.: Худож. лит. - 1982.
36. Граник Г.Г., Концевая JI.A. Драматурги, драматургия, театр. М.: Изд-во BJIA-ДОС-ПРЕСС. - 2001.
37. Гречнев В .Я. Жанр литературного портрета в творчестве Максима Горького.-М. 1964.
38. Данилов С.Ю. Речевой жанр проработки в тоталитарной культуре: Автореф. дис. .канд. филолог, наук. Екатеринбург. 2001.
39. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. №1. - с. 109.
40. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и ее жанры. Саратов. 2000.
41. Дементьев В.В. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: Проблема коммуникативной компетенции и типология речевых жанров// Жанры речи. Саратов. - 1997.
42. Дементьев В.В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи- 3. Саратов. - 2002.
43. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров. Саратов. 1998.
44. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. М.: Издательский центр «Академия». - 2003.
45. Долинин К.А. Интерпретация текста. М. 1985.
46. Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. К.: Рад. шк. - 1988.
47. Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки.М.: Вако. 2003.
48. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М. - 1982.
49. Жуков Д.М. Биография биографии М. - 1980.
50. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М.- 1969.52.3арецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело.- 1998.
51. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистические и методические аспекты. М. 1981.
52. Захарова Е.П. Коммуникативные категории и нормы // Хорошая речь. Саратов. -2001.
53. Ивченков Т.Ф. Портретный очерк. Материалы к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»// Русский язык в школе, 1986. №1. -С29-32.
54. Ипатов Е.М. Категория изобретения в школьной риторике. Автореф. дис.канд. педнаук. М. - 1999.
55. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта, Наука. 1998.
56. Казимирова Л.К. Изучение «литературы фактов» как основа подготовки учащихся к восприятию творческой индивидуальности художника // Творческая индивидуальность поэта и литературный процесс: В помощь учителю. Белгород. 1996.
57. Капанадзе Л.А. Развитие речевых жанров в русском языке // Русский язык. Opole. 1997.
58. Карасик В.И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов. 2000.
59. Кириллова И.А. Речевое действие «делиться» и его жанровое поле //Жанры речи-2. Саратов. 1999.
60. Кильянова Е.А. «О мальчишках, умеющих бороться за свою мечту». Из рабочих тетрадей словесника // Литература в школе, 1995. №5. - с. 78-79.
61. Клинберг Л. Проблемы теории обучения. М. 1984.
62. Ковалевская О.Т. «Мои золотые ворота» // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1989. №9. - С.25-26.
63. Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи-2. Саратов. - 1999.
64. Конспекты уроков для учителя литературы: 10 класс: Русская литература XIX века: Вторая половина: В 2 частях // Под редакцией Л.Г. Максидоновой. М.: ВЛАДОС.-2000.-4.1.
65. Кормилицына М.А. Шамьенова Г.Р. Категория вежливости в оценочных речевых жанрах // Жанры речи-2. Саратов. - 1999.
66. Коровкина Г.Л. «Я возвращусь когда-нибудь.» Урок по творчеству В.В. Набокова в XI классе // Литература в школе, 1994. №5. - С. 68-70.
67. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. М. - 1969.
68. Костомаров В.Г., Ладыженская Т.А., Луков В.А., Николина Н.А. Основы культуры речи (Педагогическая риторика) // Риторика. Культура речи учителя (Педагогическая риторика): Сборник программ. М.: Флинта: Наука. - 1999.
69. Кошанский Н.Ф. Общая реторика. 9-е изд. СПб. 1844.
70. Кузьмина Е.О. «Горные вершины» И.-В. Гете и М.Ю. Лермонтова. IX класс // Литература в школе, 2000. №4. - С. 101-103.
71. Культура речи учителя. Методические рекомендации для проведения практических занятий. М.: МГПИ имени В. И. Ленина. - 1988. - С. 111.
72. Купина Н.А., Битенская Г.В. Сверхтекст и его разновидности// Человек. Текст. Культура. Екатеринбург. - 1994.
73. Купина Н.А. Тоталитарный язык. Екатеринбург; Пермь. 1995.
74. Купина Н.А. Опыт лингвоидеологического анализа разговорного текста // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург. 1996.
75. Куприянова О.Е. И.А. Бунин. «Чистый понедельник». Урок в XI классе //Русская словесность, 2001. №7. - С. 14-16.
76. Курьппева Т. Слово о музыке (О музыкальной критике и музыкальной журналистике) Очерки. М.: Композитор. - 1992.
77. Ладыженская Т. А. Методические указания к спецкурсу «Живое слово (устная речь как средство и прием обучения)». Для студентов факультета русского языка и литературы. М.: МГПИ имени В.И. Ленина. - 1985.
78. Лапотько А.Г. Риторическая аргументация. Материалы к практическим занятиям. Воронеж. 2002.
79. Леонтьев А.А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы (материалы семинара). М. - 1978.
80. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. - 1975.
81. Липаева Т.А. Методика урока по биографии писателя в 8-10 классах средней школы // Урок литературы в средней школе. Методические рекомендации. М. -1984.
82. Литература: Учеб.-хрестоматия для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.Г. Маранцмана. М.: ООО «Издательство Астрель»: СПб.: СпецЛит,2001. - С.463
83. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 кл. / Автор составитель В. Я. Коровина. - М.: Просвещение. - 1995.
84. Лобанова Л.В. «Почва, на которой возможен наш рост». «Маленький принц» А. де С. Экзюпери // Уроки литературы (Приложение к журналу «Литература в школе»), 2000. №2. - С. 11-13.
85. Лосева Л.М. Как строится текст. М. 1980.
86. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин. - 1992.
87. Луначарский А.В. Силуэты. М.: Молодая гвардия. 1965.
88. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение. 1998.
89. Майданова Л.М., Соболева Е.Г., Чепкина Э.В. Общественная концепция личности и жанрово-стилистические характеристики текстов в средствах массовой информации // Stilistika. VI. Opole. 1997.
90. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л. - 1974.
91. Маранцман В.Г. Литература: 9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ В.Г. Маранцман. М.: Просвещение. - 2001.
92. Маркова О.В. Современный литературный портрет (типология и поэтика жанра). Автореферат на соискание. канд. филол. наук. Томск, 1990. Автореф. дис. пед.наук. - М. - 1999.
93. Матвеева Т.В. Психологический баланс общения и риторический взгляд на диалог // Риторика в современном обществе и образовании: Сборник материалов Ш-У Международных конференций по риторике. М.: Флинта: Наука. - 2003.
94. Мезенцев М.Т. Особенности недокументального очерка // Филологические этюды. Ростов. - 1974.
95. Методика преподавания русского языка: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. М.: Просвещение. - 1990.
96. Михальская А. К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа. 2001.
97. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учебное пособие для студ. пед. университетов и институтов. М.: Издательский центр «Академия» . - 1998.
98. Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора: пособие для школ молодого лектора. М.: Знание. - 1984.
99. Москальская О.И. Грамматика текста. М. 1981.
100. Мухаммад Л.П. Риторические фигуры и их функции в лекционных курсах по специальности // Риторика в современном обществе и образовании: Сборник материалов Ш-У Международных конференций по риторике. — М.: Флинта: Наука. 2003.
101. Налимова Т.А. Путеводная нить экскурсии. (Экскурсионная речь на уроках русского языка и литературы): Учебное пособие для студентов факультета русского языка и литературы. Новокузнецк: РИО КузГПА. - 2002.
102. Никифорова О.И Психология восприятия художественной литературы. — М. 1971
103. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., «Просвещение» . * 1971.
104. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык 1990.
105. Орлова Н.В. Жанры разговорной речи и их «стилистическая обработка». К вопросу о соотношении стиля и жанра // Жанры речи. Саратов. - 1997.
106. Орлова Т.Г. Обучение жанрам поликодовых текстов в школе и в вузе: Авто-реф. дис.канд. педнаук. М. - 1995.
107. Открытый урок по литературе: Русская литература XX века (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Редакторы-составители: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. М.: Московский Лицей. 2001.
108. Падучева Е.В. Семантические исследования. (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М. 1996.
109. Панов М.Р., Ильинская И.С. и др. Русский язык: Учебник для 5-го сл. ср. школ. М. - 1995.
110. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов. М.: Едиториал УРСС. - 2002.
111. Парсамов B.C. Язык и стиль «Русской правды» // Жанры речи-2. Саратов, 1999.
112. Паустовский К.Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. Т.7. Сказки; Очерки; Литературные портреты. М.: Худож. лит. - 1983.
113. Паустовский К.Г. Повести и рассказы. — Л.: Лениздат. 1979.
114. Паустовский К.Г. Сказки Пушкина. Собр. соч. в 9 т.т. Т.8. - М. - 1984.
115. Педагогическая риторика. Учебное пособие П/р Ипполитовой НА М. . -2001.
116. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М.: Флинта, Наука. - 1998.
117. Педашенко Н.А. О некоторых принципах дифференциации публицистических жанров //Филологические этюды. Ростов. 1974.
118. Плотников С.А. Пример ученого // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1988. - №7.
119. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в трех томах, т.2, М. 1963.
120. Подвицкий Н.Б. Изучение биографии писателей в средней шкше. Пермь 1977.
121. Попова Н.В. Текст-повествование в его жанрово-стилистических разновидностях и обучение речевому общению.// Русский язык в школе, 1990. №2. - С. 67-72.
122. Поспелов Н.С. Проблемы ССЦ в современном русском языке // Ученые записки МГУ. Вып. 137. - Труды кафедры русского языка. - Кн. 2. - 1948.
123. Потанина Л.А. Литературный вечер, посвященный памяти И.А. Бунина // Литература в школе, 1996. №2. - С. 115 - 120.
124. Пранцова Г.В. Формирование понятия о стиле писателя (на материале рассказов М. Зощенко) // Русская словесность. 2001. - №2. - С. 29-30.
125. Прокурова Н.С. «Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» //Литература в школе, 2001. №5.-С. 13-16.
126. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебное пособие для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Просвещение. - 1996.
127. Рез З.Я. < М.Ю. Лермонтов в школе -. Ленинград. 1963. - С. 223.
128. Реферовская А.А. Лингвистическое исследование структуры текста. — Л.: Наука. 1983.
129. Рогозинский В.В. Творения Велимира Хлебникова //Русский язьпс и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. - №6. - С. 3-8.
130. Рогозинский В.В. Нашедший подкову. О творчестве О. Мандельштама // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1989. - №9. - С. 62 -67.
131. Рогозинский В.В. Поэзия Николая Гумилева //Русский язьпс и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. - №8. - С. 42 -45.
132. Рождественский Ю.В. Общая филология. М.: Фонд «Новое тысячелетие». -1996.
133. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М. 1999.
134. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. - М. - 1997.
135. Салимовский В.А. Некоторые эвристические следствия из жанроведческого подхода в стилистике: проблема стилей языка и стилей речи // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь. 2001.
136. Самохина Л.В. «.Какая поэзия! Какая чувствительность!.» (Урок внеклассного чтения по «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя) // Литература в школе. 1995. - №1. - С. 72-73.
137. Седов К.Ф. Анатомия жанров бытового общения // Вопросы стилистики. -Саратов. 1998. Вып. 27.
138. Седов К.Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности// Жанры речи 2. - Саратов. - 1999.
139. Седова Н.А. Речевой жанр "портрет человека": коммуникативно-прагматическая интерпретация И Вестник Омского университета, Омский государственный университет. - 1999, Вып. 4. - С. 94-98.
140. Сибирякова И.Г. Тема и жанр в разговорной речи // Жанры речи Саратов. - 1997.
141. Сидорова M.J1. Анализ стихотворения О. Э. Мандельштама «Куда мне деться в этом январе?» (1937) //Русская словесность, 2000. №2. - С. 67-71.
142. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка: Учебное пособие. -М.: Едиториал УРСС. 2003.
143. Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи 2. - Саратов. - 1999.
144. Система обучения сочинениям в 5-8 кл. /Под ред Т.А. Ладыженской. 1967.
145. Скоркина Н.М. Литература 8кл.: Поурочное планирование. Волгоград -1999.
146. Словарь иностранных слов. М. 1988.
147. Смирнова В. Современный портрет. М. 1970.
148. Солганик Г .Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое). М.: Высшая школа. - 1973.
149. Соловей Т.Г. Проба на человечность. Урок по рассказам Д. Лондона // Литература в школе, 2001. №3. - С. 38-39.
150. Соловей Т.Г. Чудесные птицы Леонардо да Винчи. Сказки, легенды и притчи //Литература в школе, 2001. -№5. С. 44.
151. Степанов В.Н. О понятия «дискурс» // Текст в фокусе литературоведения, лингвистики и культурологии, межвузовский сборник научных трудов. Ярославль, 2002.
152. Степанов Г.Г. День из жизни писателя. М.: Сов Россия. - 1987.
153. Стернин И.А. Эффективный устный текст: основные требования // Текст в фокусе литературоведения, лингвистики и культурологии: межвузовский сборник научных трудов. Ярославль. - 2002.
154. Тагер Е.В. Жанр литературного портрета в творчестве Горького// О художественном мастерстве Горького. М. - 1960.
155. Тихеева Е.И Родная речь и пути к ее развитию. СПб. - 1913.
156. Тумина Л.Е Автобиография и характеристика// Русская словесность, 1999. №5.
157. Тумина Л.Е Деловая автобиография // Русская словесность, 1999. №3.
158. Тумина Л.Е Повествование в истории русского риторического учения XVUI-XX вв. — М-1991.
159. Федосюк М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: «утешение», «убеждение» и уговоры // Русская разговорная речь как явление городской культуры. /Под ред. Т.В. Матвеевой. Екатеринбург. - 1996.
160. Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров II Вопросы языкознания. 1997. №5.
161. Хван Л.Б. Изучение биографии писателя в школе: Методическое пособие для учителей. Нукус: Билим. - 1991.
162. Холквист М. Внутренняя речь как социальная риторика // Риторика, 1997. №1.
163. Цвейг С. Собрание сочинений: В 10 тт. — Т.З: Нетерпение сердца: Роман. Три певца жизни: Казанова, Стендаль, Толстой. М.: Терра. - 1992.
164. Цвейг С. Собрание сочинений: В 10 тт. Т.4: Три мастера: Бальзак, Диккенс, Достоевский. - М.: Терра. - 1992.
165. Цицерон Марк Тулий. Три трактата об ораторском искусстве. М. - 1972.
166. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы и возможные решения) //Русский язьпс в школе. 1993. - №2. - С. 3-8.
167. Шендельс Е.И. Внутренняя организация текста //Иностранные языки в школе. 1987. №7.
168. Школьная риторика. 7 класс// Под редакцией Т.А. Ладыженской. В 2-х ч. (4.1). -М.: С-инфо Баллис. 1998.
169. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов. - 1997.
170. Шмелева Т.В. Речевой жанр: Возможности описания и использования в преподавании русского языка // Русистика. 1990. №2. - С. 20-32.
171. Шушакова Г.В. «А счастье всюду.» Тропа к Бунину // Литература в школе, 1999. №1. - С. 70.
172. Щеглов М. Литературная критика М. 1971.
173. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М. 1964.
174. Янченко В.Д. Пути формирования лингв, компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе. Дисс. Канд. пед. Наук. М. 1999.
175. Ярмаркина Обыденная риторика: просьба, приказ, предложение, убеждение, уговоры и способы их выражения в русской разговорной речи: Дис. . канд. филолог, наук. Саратов.-2001.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.