Формирование коммуникативной компетентности учителя русского языка и литературы в процессе подготовки и использования творческого портрета художника-иллюстратора на уроках словесности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Лейниш, Татьяна Леонидовна

  • Лейниш, Татьяна Леонидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Новокузнецк
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 281
Лейниш, Татьяна Леонидовна. Формирование коммуникативной компетентности учителя русского языка и литературы в процессе подготовки и использования творческого портрета художника-иллюстратора на уроках словесности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Новокузнецк. 2005. 281 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лейниш, Татьяна Леонидовна

Введение

Глава 1.

Выводы

Глава 2.

1.1. 1.2.

§3. §4.

Теоретические основы создания творческого портрета художника-иллюстратора как жанра профессиональной речи учителя русского языка и литературы

Традиции изучения художественных произведений с использованием иллюстрации и педагогического слова о художнике-иллюстраторе на уроках словесности Графическая иллюстрация как особый текст, объединяющий информацию о художественном произведении и его иллюстраторе Анализ методических рекомендаций к работе над иллюстрациями в произведениях литературы Коммуникативная роль художника-иллюстратора при работе с художественным произведением

Лингвистические основы исследования: характеристика творческого портрета художника-иллюстратора как жанра профессиональной речи учителя русского языка и литературы Творческий портрет художника-иллюстратора в системе персонифицированных жанров: как жанровая разновидность творческого портрета личности

Творческий портрет художника-иллюстратора как жанр профессиональной речи учителя русского языка и литературы

Характеристика системы подготовки и использования творческого портрета художника-иллюстратора в профессиональной речи учителя русского языка и литературы (формирующий эксперимент) Готовность студентов педагогического вуза к созданию и использованию творческого портрета художника-иллюстратора в реальной учебно-речевой ситуации (характеристика констатирующего эксперимента)

Исходные положения и организация констатирующего эксперимента

Организация (этапы, задачи, ход и анализ результатов) констатирующего эксперимента

Система формирования коммуникативно-методических умений студентов-филологов приемам создания и использования творческогс портрета художника-иллюстратора в профессиональной речи учителя русского языка и литературы (исходные положения, этапы) Организация опытного обучения

Содержание опытного обучения студентов профессиональному монологу о художнике-иллюстраторе

Результаты опытного обучения студентов в аспекте диссертационного исследования

Характеристика критериев творческих портретов художника-иллюстратора, созданных в ходе первого этапа опытного обучения

Анализ монологов о художнике-иллюстраторе, созданных на втором и третьем этапах экспериментального обучения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование коммуникативной компетентности учителя русского языка и литературы в процессе подготовки и использования творческого портрета художника-иллюстратора на уроках словесности»

Актуальность исследования

Современное общество, давшее толчок развитию и утверждению научно-технического прогресса, одновременно породило и ряд довольно болезненных проблем, свойственных современной цивилизации, которые наиболее остро проявились в XX веке и благополучно перекочевали в третье тысячелетие. Гуманитарные принципы оттеснены естественнонаучным подходом к миру природы, обществу и человеческой деятельности. Основная нагрузка по разрешению данной проблемы легла на педагогическую общественность.

В профессиональной среде учителей отмечается ослабление внимания к общей культуре учащихся. Сегодня на уроке редко звучит полноценное детское высказывание о произведениях искусства, детская речь далеко не всегда выполняет коммуникативно-речевые функции.

Большинство учащихся, оканчивая школу, не имеет представления о художественном опыте поколений, не умеет общаться с высоким искусством, не владеет искусствоведческой терминологией. Это приводит к эмоциональной «глухоте», невосприимчивости к прекрасному, затрудняет формирование восприятия, мышления, воображения.

Именно школе отводится главная роль по решению сложной задачи - помочь развивающейся личности обрести себя, внутреннюю свободу и гармонию путём возрождения и утверждения духовных ценностей. А осуществиться всё это может через открытый диалог школьного образования и искусства. Благодаря своим функциям (эвристической, компенсаторной, коммуникативной, аксиологической, эстетической и др.), искусство развивает познавательные и творческие способности человека, активизирует воображение. Обращение к нему является необходимым элементом процесса обучения и воспитания школьников, помогающим в решении одной из самых актуальных задач школьной педагогики - воспитании гармонично развитой личности.

Педагогическая практика показывает, что самым продуктивным на уроках является использование комплексного подхода, выраженного в так называемом синтезе искусств (литературы, живописи, музыки, речи и т.д.). В частности, на уроках словесности обращение к синтезу искусств успешно реализуется на основе книги, связывающей художественный текст и изображение, в нашем случае иллюстрацию в сотворчество художника-иллюстратора и писателя, превращая их деятельность, разделенную обычно во времени, во взаимодополняющий процесс.

Общеизвестен тот факт, что в создании книги участвует три вида искусств: искусство слова, искусство художника и искусство «делания книги».

Иллюстрация - основа книжного искусства. Художник-иллюстратор по праву считается соавтором произведения, которое снабжено информацией изобразительного характера. Мастер изображения трактует литературное произведение, расширяя и дополняя текст зрительными образцами, помогая читателю понять сокровенные мысли автора, глубже почувствовать эпоху и материальный (предметный) мир, сопутствующий литературному произведению.

По мнению психологов Н.Н. Волкова (28), П.М. Якобсона (155) и др., особенно важны иллюстрации в книгах для детей. Ведь именно с книги начинается знакомство ребенка с искусством и предметным миром, т.к. изображение гораздо легче воспринимается и усваивается, чем мимолетное, быстро протекающее явление.

В учебниках и хрестоматиях по литературе помещено немало качественных иллюстраций, выполненных известными художниками и представляющих эстетическую ценность. Систематическая работа над ними на уроках призвана активизировать познавательные интересы учащихся к искусству, расширять их общий эстетический кругозор, развивать умения и навыки самостоятельного анализа художественных произведений.

Иллюстрация формирует умение человека видеть, понимать особенности рисунка, являющегося первоосновой всех изобразительных искусств. Она расширяет эстетический кругозор человека и в том плане, что приучает его глубже задуматься над выразительными и изобразительными средствами двух близких и взаимосвязанных искусств - слова и изображения. Это значит, что и саму литературу, ее язык читатель начинает понимать глубже, осмысленнее.

Обращаясь к иллюстрациям, человек постигает азбуку художественного видения, развивает наблюдательность, творческое воображение, учится эстетическому отношению к окружающей действительности.

Но сегодня недостаточно интереса только к самому писателю. Чрезвычайно важен и его соавтор - художник, чьи рисунки и иллюстрации зачастую сопровождают, а значит, популяризируют, делают более доходчивым литературное произведение. Средствами графического искусства художник-иллюстратор имеет возможность «ловить летучие мгновения жизни, закрепляя их в быстрых характерных чертах, и её умение характеризовать целое через изображение части, и её склонность к обнаженному выражению, экспрессии, и способность изобразительно выражать существо идей, овеществляя невещественные понятия» (44, с. 285-286). Способность графики говорить, включенная в творческое высказывание о мастере, выполнившем её, позволяет перевести «словесные образы писателя в зримые образы рисунка» (89, с. 177). Следовательно, есть необходимость подумать и выяснить, как же соединяются на уроке образ писателя, художника-иллюстратора и сами иллюстрации, воссоздавая портрет личности мастера графического искусства.

В нашем исследовании мы обращаемся к творческому портрету художника-иллюстратора как одной из жанровых разновидностей высказывания о личности в системе персонифицированных жанров. Включение монологического высказывания о мастере книжной графики в коммуникативно-методическую деятельность позволяет педагогу создать его яркий, оригинальный образ, побудить к знакомству с графической продукцией художника-иллюстратора и произведениями, к которым она создана, определить и решить комплекс дидактических, воспитательных и развивающих задач.

Выбор жанра творческого портрета художника-иллюстратора в качестве предмета исследования объясняется рядом факторов.

Во-первых, большую часть школьного курса словесности составляет анализ объемных и сложных художественных произведений мастеров слова, при восприятии и изучении которых учащиеся испытывают трудности. Урок словесности предполагает организацию творческого процесса, проникновение же в тайны ремесла художника-иллюстратора невозможно без развития у школьников чувства сотворчества. Слово учителя, соединяющее в себе сведения о двух творческих людях: писателе и художнике, проиллюстрировавшем его произведение, - как раз и помогает детям постичь идею, познать глубину и красоту художественного творения, формирует положительную мотивацию к изучению словесности как учебного предмета.

Желаемый нами диалог и творческая атмосфера возникнуть на уроке сразу не могут, этому нужно учить и к этому необходимо готовить. Важным условием творческого развития школьника является учет межпредметных связей. При этом идея интегрирования искусствоведческой, художественной и научной информаций таит в себе потенциальные перспективы, которые пока используются в педагогической практике не в полной мере, тогда как высказывание о творческих личностях вызывает у учащихся творческое вдохновение, «порождающее у них собственную потребность в творчестве» (145, с. 19).

Таким образом, на уроке словесности существуют самые благотворные возможности для организации диалога между автором произведения и его соавтором -художником-иллюстратором.

Во-вторых, индивидуальные беседы с педагогами, проведенное среди учителей русского языка и литературы анкетирование показали, что жанр творческого портрета художника-иллюстратора существует в реальной речевой практике и является востребованным, но в силу разных обстоятельств используется не всеми педагогами и не всегда. Учителя испытают определенные затруднения при его создании и использовании, т.к. монологи о творчестве художников сложны для учителя, требуют не только искусствоведческой, но и серьезной психолого-педагогической и методической подготовки. Специальные умения, необходимые для использования творческого портрета художника-иллюстратора на уроке, проявляются:

• в отборе материала (какие сведения о творчестве и в каком объеме выбрать);

• в наличии материала и доступном способе его подачи (как наилучшим и доступным образом представить, донести до учащихся творения мастеров рисунка, как сделать высказывание о них интересным, захватывающим);

• в определении места высказывания о художнике-иллюстраторе в изучаемом материале;

• во владении методикой использования данного речевого жанра на уроке.

В-третьих, хотя на уроке и имеют место обращение к иллюстрации и рассказ о мастере, выполнившем её (используется информация из «Литературной газеты», «Литература» (рубрика «Рассказы об иллюстраторах»), журналов «Юный художник», «Художник», научно-популярной и методической литературы), жанр творческого портрета художника-иллюстратора не выделен как самостоятельный и, соответственно, не изучены его жанровые признаки. Он отсутствует в школьной программе по развитию речи и в вузовской подготовке специалистов на филологических и искусствоведческих факультетах.

Данная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование проблемы создания и использования творческого портрета художника-иллюстратора как профессионального жанра речи учителя русского языка и литературы.

На основании вышесказанного объектом исследования выбирается процесс формирования профессиональных коммуникативно-методических умений студентов факультета русского языка и литературы, а предметом - монологическое высказывание учителя о творческой личности художника-иллюстратора на уроке словесности (творческий портрет художника-иллюстратора как речевой жанр и структурно-смысловая часть урока).

Цель исследования - на основе теоретических сведений о жанровых признаках творческого портрета художника-иллюстратора и психолого-педагогических условиях его успешного функционирования разработать модель обучения студентов-филологов приемам создания и использования жанра творческого портрета художника-иллюстратора произведений литературы и проверить её эффективность в реальных речевых условиях профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.

Гипотеза исследования. Эффективность процесса формирования коммуникативной компетентности студентов филологических факультетов педагогических вузов возможно повысить, если: включить сведения о творческом портрете художника-иллюстратора как профессионально значимом жанре речи учителя; определить функции, выполняемые графической иллюстрацией в тексте; представить будущим учителям типичные учебно-речевые ситуации его использования в системе уроков словесности, развития речи (риторики) и с учетом этих сведений организовать специальное обучение умениям готовить и использовать названный жанр. Это создаст условия для реализации профессионального творческого потенциала педагогов, обогатит их коммуникативно-методическую практику, повысит интерес учащихся к изучению литературных произведений и облегчит процесс их понимания, популяризирует творчество писателя, сделает урок эмоциогенным (порождающим эстетические чувства), а процесс обучения, следовательно, - разнообразным и эффективным.

Для достижения поставленной цели и решения изложенной гипотезы было необходимо решить ряд задач:

• установить степень разработанности различных аспектов исследуемой темы в научной литературе и профессиональной деятельности педагогов;

• определить особенности творческого портрета художника-иллюстратора как речевого жанра в системе персонифицированных монологов о личности, рассмотреть его жанрообразующие и жанровоопределяющие признаки;

• изучить профессиональную речевую практику учителей русского языка и литературы, выявить частотность использования творческого портрета художника-иллюстратора и особенности его включения в структуру урока и системы уроков;

• определить степень готовности студентов и учителей русского языка и литературы к созданию жанра творческого портрета художника-иллюстратора (теоретическую подготовленность, уровень сформированности специальных коммуникативных умений, возникающие трудности и т.д.);

• отобрать на активной речетворческой основе содержание и дидактическую базу обучения будущих учителей созданию и использованию в профессиональной деятельности творческого портрета художника-иллюстратора;

• разработать критерии качества коммуникативно-методических умений, сформированных в аспекте диссертационного исследования.

Методы диссертационного исследования:

• анализ научной литературы для характеристики коммуникативных и жанровых особенностей творческого портрета художника-иллюстратора;

• наблюдение за учебным процессом в общеобразовательных и профильных классах школ;

• констатирующий эксперимент (анкетирование учителей, студентов, диагностирующие срезы - творческие задания);

• педагогический эксперимент как ведущий метод (проведение экспериментальных исследований поискового и обучающего характера);

• анализ устных и письменных высказываний студентов в ситуации создания и использования творческого портрета художника-иллюстратора (с целью определения и сопоставления исходных и итоговых уровней знаний и умений, необходимых для успешной реализации профессионального монолога);

• статистическая обработка результатов экспериментальной работы.

Исследование проводилось с 2000 по 2004 гг. и состояло из трех этапов:

На первом этапе изучалась и осмысливалась научная литература по теме исследования, разрабатывались теоретические основы экспериментального обучения, критерии отбора и оценки качества дидактических материалов для проведения констатирующего эксперимента, отбирались материалы для экспериментальной работы.

На втором этапе выявлялся уровень коммуникативной подготовки студентов-филологов, проводился поисковый эксперимент, создавалась программа опытного обучения.

На третьем этапе был организован и проведен формирующий эксперимент, проанализированы его итоги.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• выявлены характерные особенности творческого портрета художника-иллюстратора как профессионально-педагогического жанра /определено его понятие, установлены и охарактеризованы жанровые особенности);

• определены речеведческие знания и круг специальных коммуникативно-методических умений, которые требуется сформировать для успешного использования творческого портрета художника-иллюстратора;

• разработаны способы создания творческого портрета художника-иллюстратора как педагогического жанра.

Теоретическая значимость исследования определяются тем, что:

• теоретически и экспериментально обоснована необходимость обучения студентов-филологов творческому портрету художника-иллюстратора как профессиональному педагогическому жанру речи учителя русского языка и литературы;

• получены данные об исходном уровне знаний студентов и учителей-практиков об исследуемом жанре, учебно-речевых ситуациях его использования; выявлены трудности психолого-педагогического и коммуникативно-жанрового характера и их причины;

• определен круг умений, формирующих коммуникативную компетентность будущего педагога - создателя монологического высказывания о художнике-иллюстраторе в соответствии с его жанровыми особенностями;

• сформулированы критерии отбора (искусствоведческий, коммуникативный, методический, психологический) и качества дидактических средств для создания и использования творческого портрета художника-иллюстратора;

• разработана и апробирована на практике модель обучения студентов-филологов творческому портрету художника-иллюстратора и использованию его на уроке.

Практическая значимость исследования и личный вклад соискателя и заключается в том, что:

• предложена научно обоснованная и экспериментально проверенная программа обучения студентов-филологов комплексному жанру творческого портрета художника-иллюстратора;

• разработана система заданий аналитического, репродуктивного, творческого характера, способствующих формированию у будущих педагогов умений создавать и уместно использовать высказывание о художнике-иллюстраторе;

• подготовлен и апробирован в реальных педагогических условиях комплекс дидактических средств (иллюстрации, тексты из научно-популярной, методической литературы, видеообразцы, стенограммы уроков словесности, схемы, таблицы), который может быть использован в практике преподавания речеведческих вузовских курсов, повышении квалификации преподавателей образовательных учреждений, при создании новых учебных пособий, методических рекомендаций.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается многоаспектным анализом научных источников и практической деятельности педагогов; данными поискового эксперимента (2000 - 2004 гг.); констатирующего среза (2001-2004 гг.), которым было охвачено 82 учителя русского языка и литературы городов Новокузнецка и Прокопьевска, 65 студентов Кузбасской государственной педагогической академии (факультета русского языка и литературы); наблюдениями за коммуникативной деятельностью учителей и практикантов, в том числе зафиксированными с помощью видеокамеры и диктофона; результатами опытного обучения, в котором приняли участие 65 студентов третьего, четвертого и пятого курсов филологического факультета (2002-2004 гг.); промежуточной и итоговой оценкой хода эксперимента.

Во время исследования проанализированы более 400 научных и научно-популярных источников, видеообразцы и стенограммы (около 320) педагогических высказываний о творческой личности художника-иллюстратора, созданных в реальных учебно-речевых ситуациях (из них 206 подготовлены студентами в ходе вузовских занятий и экспериментальных уроков). Запись проводилась в естественных условиях, расшифровывалась, оформлялась в виде графического текста и всесторонне анализировалась с учетом поставленных задач.

Апробация исследования осуществлялась на научно-практических конференциях преподавателей и учителей риторики (г. Москва, 2003), преподавателей и студентов Кузбасской государственной педагогической академии (2000 - 2004 гг.), на заседаниях аспирантского объединения, кафедры теории и методики обучения русскому языку и аспирантских объединениях (2000 - 2005 гг.) Кузбасской государственной педагогической академии, на курсах института повышения квалификации г. Новокузнецка, на городских и областных научно-практических конференциях по проблемам гуманитарных дисциплин (2003, 2004 гг.). Основные положения и результаты исследования опубликованы в 6 статьях (г. Новокузнецк, 2002, 2005 г.; г. Челябинск, 2003 г.; г. Новосибирск, 2004 г.) и тезисах (г. Москва, 2003 г.), адресованных студентам, учителям, преподавателям культуры речи, риторики. Результаты исследования внедрены в учебный процесс филологического факультета Кузбасской государственной педагогической академии, в содержание курсов повышения квалификации учителей Муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации», в практику работы образовательных школ №№ 6, 26, 103 г. Новокузнецка Кемеровской области.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основной проблемой современного школьного урока словесности является отсутствие интереса учащихся к чтению художественных произведений. В искусствоведении существует жанр графического искусства - иллюстрация, которая является составной частью особого жанра педагогического высказывания - творческого портрета художника-иллюстратора. Использование его на уроке связано с необходимостью повысить эмоциональную заинтересованность учащихся, возродить интерес к чтению художественной литературы. Следовательно, современная коммуникативная практика требует включения в вузовскую подготовку студентов и учителей общеобразовательных школ сведений о таком профессиональном жанре, как творческий портрет художника-иллюстратора.

2. Творческий портрет художника-иллюстратора характеризуется следующим: а) презентативно-экспозитивным характером изложения материала учителем-адресантом; б) полиинтенциальностью высказывания, при этом ведущими интенциями являются повышение интереса читателей-учащихся к личности художника-иллюстратора с помощью сообщения о его творчестве, популяризация творчества писателя; в) обязательно поликодовым способом передачи информации, при этом иконическим компонентом творческого портрета художника-иллюстратора является его творческая продукция; г) комплексным характером: в качестве структурно-смысловых элементов включает жанры биографического повествования, дневниковые записи, фрагменты переписки с автором художественного произведения, собственные воспоминания мастера изображения, критические замечания и др.; д) факультативностью использования данного педагогического высказывания на уроке словесности (его может создать учитель творческий, эрудированный в области искусствоведения, заинтересованный в насыщении урока эмоциональной информацией); е) гибридным функциональным стилем; ж) особым содержанием текста, так как внутри него объединяется информация о двух талантливых личностях: писателе и его соавторе - художнике.

3. Программа обучения и содержание занятий должны учитывать и предупреждать комплекс трудностей, возникающих в процессе создания и использования творческого портрета художника-иллюстратора. Затруднения связаны с поиском и отбором материала, его расположением, соединением вербальной и невербальной частей, представленной творческой продукцией иллюстратора; объединением жанровых моделей, раскрывающих семантику педагогического монолога; использованием его на различных этапах изучения материала с учетом учебно-речевой ситуации, особенностью языкового оформления.

4. Система обучения должна включать в себя: теоретические сведения об иллюстрации как разновидности креолизованного текста, её художественных особенностях; о жанре творческого портрета художника-иллюстратора как профессиональном монологическом высказывании поликодового характера, его особенностях; практические задания, формирующие специфические коммуникативно-методические умения создавать и использовать монолог в учебно-речевой практике. Для успешного обучения способам создания такого высказывания необходимо использовать: образцы иллюстраций, взятые из учебно-методической, научно-популярной литературы, и реальные профессиональные высказывания учителей-практиков; обобщающие таблицы и схемы, позволяющие систематизировать полученные сведения.

Структура и основное содержание исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Лейниш, Татьяна Леонидовна

1. Решение поставленных задач диссертационного исследования при помощи анкетирования учителей русского языка и литературы, наблюдения за использова нием творческого портрета художника-иллюстратора студентами в педагогической практике, анализ иллюстраций, текстов-образцов, представленных в научно популярной, методической и учебной литературе, индивидуальных и коллективных бесед с адресатами и адресантами позволило выявить исходный уровень знаний об исследуемом жанре и соответствующие коммуникативно-методические умения:

2. По результатам констатирующего эксперимента установлено, что жанр творческого портрета художника-иллюстратора востребован в педагогической практике, но учителя и студенты-филологи имеют слабое представление о его осо бенностях, отличиях от других персонифицированных жанров, о возможностях его эстетического и образовательного воздействия на адресата (повышение интереса к чтению, расширение кругозора, в том числе и в вопросах искусства, создания усло вий для развития восприятия и т.д.), способах подготовки и использования в учеб но-речевой ситуации урока: отбор фактического материала, подбор иллюстраций, компоновка словесно и графического текстов, адаптирование его к условиям урока.3. Составленная программа опытного обучения учитывает базовые умения студентов педагогической академии, которые необходимы для обучения созданию И трансляции творческого портрета художника-иллюстратора в учебном процессе.Организованная и проведенная нами работа позволила совершенствовать общезна чимые и сформировать специальные умения, связанные с подготовкой и использо ванием на уроке педагогического монолога о художнике-иллюстраторе.4. Эффективность разработанной методической системы, результативность использованных дидактических средств (схем, таблиц, текстов-образцов из научно популярной, учебной и методической литературы, стенограмм высказываний педа гогов о мастерах рисунка и т.д.) подтверждается проведенным со студентами экс периментальным обучением. Предложенные задания соответствовали уровню пе дагогических, психологических, лингвистических, методических, искусствоведче ских знаний участников эксперимента. Это позволило им определить особенности жанра творческого портрета художника-иллюстратора, освоить приемы и последо вательность создания высказывания, получить представление о коммуникативном

(текстовом) этапе реализации жанра на школьном уроке, а также формированию умений, необходимых для создания и использования данной разновидности персо нифицированных жанров. Полученные результаты свидетельствуют о том, что сту денты в основном овладели умениями, предусмотренными экспериментальной программой, научились создавать и использовать творческий портрет художника иллюстратора, предназначенный школьникам 5-8 и 9-11 классов.5. Обучение умениям применять педагогический монолог о художнике иллюстраторе в будущей профессиональной деятельности расширяет представле ния студентов о формах профессионального взаимодействия, создает условия для проявления творческого потенциала будущих учителей.6. Основные недостатки в содержании и языковом оформлении творческих портретов художника-иллюстратора связаны с малой распространенностью данного жанра, недостаточной профессиональной коммуникативной практикой студентов.7. Общедидакгическими достижениями экспериментальной работы, на наш взгляд, являются повышение у студентов интереса к трофессиональной педагогической деятельности, стремление искать способы повышения интереса учащихся к чтению художественной литературы и расширения их знаний в области искусствоведения.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное нами исследование показало, что творческий портрет художни ка-иллюстратора является востребованным в педагогической речи учителя русско го языка и литературы жанром. К сожалению, обучение этому профессиональному жанру не включено в вузовские программы. Поэтому в данном исследовании рас сматриваются вопросы, связанные с организацией обучения студентов педагогиче ского вуза созданию и использованию творческого портрета художника иллюстратора как профессионального речевого жанра на уроке словесности. Тео ретические знания и коммуникативные умения, связанные с использованием дан ного высказывания, позволяют реализовать учебно-методические (способствовать продуктивному восприятию художественного произведения, раскрыв индивиду альность соавтора писателя и особенности его мастерства), воспитательные (пред ставить творческую продукцию художника-иллюстратора и заинтересовать его личностью, одновременно популяризировать творчество писателя) и развивающие задачи (стимулировать продолжение знакомства с произведениями двух творцов: слова и рисунка; способствовать литературному и искусствоведческому образова нию). Все это подтверждает актуальность выбранной темы.При помощи констатирующего эксперимента (анкетирования; наблюдения за реальной речевой практикой на уроках словесности, риторики; анализ текстов образцов; индивидуальные и коллективные беседы) зафиксировано, что студенты филологи и учителя русского языка и литературы не имеют полного представления о коммуникативно-методических возможностях педагогического монолога о ху дожнике-иллюстраторе и его жанровых особенностях. В связи с этим у них не сформированы умения, способствующие успешному созданию и использованию жанра творческого портрета художника-иллюстратора в условиях учебно-речевой ситуации урока.Обучение педагогическому монологу о художнике-иллюстраторе реализова но благодаря многоаспе1сгному изучению научной литературы по искусствоведе нию, литературоведению, лингвистике, психологии, психолингвистике, риторике; анализу текстов-образцов (опубликованных в научно-популярной и методической литературе и взятых из реальной речевой практики педагогов); наблюдениям за деятельностью учителей русского языка и литературы. На основании этого выяв лены и рассмотрены жанровые признаки творческого портрета художника иллюстратора как профессионального монолога поликодового характера; установ лена его специфика как жанровой разновидности творческого портрета личности в системе персонифицированных жанров; определены особенности, связанные с его использованием в учебно-речевой ситуации; выявлены способы соединения вер бальной и графической частей текста; создана классификационная характеристика и названы приемы построения педагогического монолога.Всё это позволило установить, что жанр творческого портрета художника иллюстратора представляет собой подготовленный монолог, который характеризу ется комплексом коммуникативных интенций, при сохранении ведущей: привлечь внимание к личности художника-иллюстратора с помощью сообщения о его твор честве, побудить к знакомству с творческой продукцией и произведениями, к кото рым она выполнена, тем самым популяризировать творчество писателя.Для творческого портрета художника-иллюстратора свойственно наличие двух предметов речи: личности художника-иллюстратора произведения писателя и писателя-художника, создавшего рисунки к своему произведению, что позволяет расширить сведения о нем и взглянуть на него как на разностороннюю личность.Педагогическому монологу о художнике характерен презентативно экспозитивный характер изложения материала, который отражает эмоциональный тип информации. Высказывание о нем является первично-вторичным текстом, ко торый содержит сведения из различных (научных, популярных, методических и др.) источников, иллюстративный материал, но сохраняет индивидуальность и ори гинальность изложения и языкового оформления; характеризуется наличием внут ренних жанров (описание иллюстрации, биографическое повествование, портрет ная характеристика и др.), которые позволяют «нарисовать» яркий образ соавтора художественного произведения; имеет смешанную структурно-смысловую модель с ведущей ролью описательного типа текста; обладает пятичастной структурой, в соответствии с которой выделяются: педагогическая установка на восприятие ин формации, вступление, основная часть (как правило, содержит образец творческой

продукции), заключение, дидактическая концовка, которая связывает текст в еди ное целое и осуществляет переход к следующему этапу изучения художественного произведения.Смысловые части монолога о художнике-иллюстраторе представляют его личность, характеризуют творчество и конкретную иллюстрацию, а именно, её описание. Специфика исследуемого жанра проявляется в поликодовом способе пе редачи информации, при котором, как правило, наброски, эскизы, иллюстрации, выполненные художником к литературным произведениям, портрет художника иллюстратора выступают в роли цитаты.Анализируя стилистические особенности, мы установили, что педагогический монолог о мастере рисунка имеет гибридную функционально-стилевую природу, при которой использование языковых особенностей разных стилей придает выска зыванию научность, доступность, эмоциональность и облегчает его восприятие.В реальной речевой практике творческий портрет художника-иллюстратора представляется в озвученной письменной форме речи; ограничен объемом, содер жанием и способом представления с учетом возрастных особенностей восприятия адресата, уровня его подготовки; Наблюдения за деятельностью учителей русского языка и литературы дали возможность составить профессиограмму, которая отражает качества, определяю щие успешность деятельности педагога по созданию и включению в урок творче ского портрета художника-иллюстратора: глубокие знания предмета речи, широкая эрудированность, в том числе и в вопросах искусствоведения, творческое отноше ние к профессии, умение создать эмоциональную обстановку и др. И, кроме того, от современного учителя требуется владение особыми коммуникативно жанровыми и коммуникативно-методическими умениями, уровень которых во многом обусловлен профессиональной вузовской подготовкой будущих учителей.Данные исследования позволили разработать программу опытного обучения и проверить на практике её эффективность. Программа отражает содержание обучения (включает сведения о творческом портрете художника-иллюстратора как профессиональном речевом жанре; раскрывает способы воздействия высказывания на адресата; представляет возможные учебно-речевые ситуации его употребления; побуждает к созданию и использованию творческого портрета художника иллюстратора в условиях реального школьного урока (в период прохождения педа гогической практики); его последовательность; характеристику системы заданий, связанных с анализом иллюстраций, текстов-образцов, их адаптированием в учеб ном процессе и созданием собственных оригинальных высказываний; позволяет проверить на основе комплекса критериев, учитывающих характер информации монолога и ее оформления, уровень сформированности умения включать моноло гическое речевое произведение о мастере рисунка в педагогический коммуника тивный процесс.Такое обучение расширило представление участников эксперимента о фор мах педагогического взаимодействия, создало условия для развития творческого потенциала будущих учителей, сформировало установку на использование жанра твор ческого портрета художника-иллюстратора в их профессиональной деятельности.Наше исследование представляет собой начальный этап многоаспектного изучения коммуникативно-методических возможностей творческого портрета ху дожника-иллюстратора как жанра профессиональной речи учителя русского языка и литературы. Перспекгивами развития темы исследования могут быть следующие: • изучение особенностей сравнительных творческих портретов нескольких художников, проиллюстрировавших один литературный текст; • анализ разновидностей творческих портретов: например, когда писатель выступает одновременно автором и текста, и иллюстрации; • разработка и экспериментальная проверка в реальных условиях общеобра зовательной школы системы обучения студентов приемам создания вступительно го, сопутствующего, завершающего и обзорного творческого портрета художника иллюстратора, сценографа (декоратора), костюмера и т.д.; • определение и изучение возможных «рамочных» жанровых форм, в кото рые может воплощаться творческий портрет художника-иллюстратора, например слова о мастере живописи в форме экскурсионной речи, творческой родословной, проблемной лекции, коллективного (в том числе антагонистического) творческого портрета и др.; • разработка цикла занятий для обучения учителей, работников музеев, пре подавателей художественных школ и вузов рассматриваемому жанру.Проведенное исследование убеждает нас в том, что система персонифициро ванных высказываний может пополниться еще одним охарактеризованным жан ром, который представляет личность художника-иллюстратора с особых позиций.Конечно, жанр творческого портрета художника-иллюстратора не претендует на единственное и полное право привлекать внимание к личности писателя и возрож дать интерес к чтению художественной литературы. Выражаем надежду, что яркий монолог учителя русского языка и литературы с уместным включением изобрази тельного компонента (иллюстрации) поможет читателю-школьнику обрести вер ных друзей - книгу и её создателей, умеющих говорить об одном и том же в разно плановых системах образных средств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лейниш, Татьяна Леонидовна, 2005 год

1. Абрамов А. Неожиданность взгляда / А. Абрамов // Литературная газета. - 1974.-№ 32. - 4.

2. Аверинцев Плутарх и античная биография / Аверинцев. - М.: Наука, 1973.-167 с.

3. Адамов Е. Б. Иллюстрация в художественной литературе / Е. Б. Адамов. - М.: Книга, 1959. - 88 с : ил.

4. Адамов Е. Б. Некоторые особенности иллюстрирования художественной литературы и вопросы редактирования иллюстраций: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Адамов Е. Б. - М., 1959. - 16 с.

5. Акишина А. А. Этикет русского письма / А. А. Акишина, Н. И. Форманов- ская. - 3-е изд. - М.: Русский язык, 1986. - 106 с.

6. Аксёнова Е. М. Воспитание чувств художественным словом: пособие для учителя / Е. М. Аксёнова - М.: Учпедгиз, 1962. - 208 с,

7. Ананьев Б. Г. Индивидуальность развития человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев - М.: Просвещение, 1968. - 335 с.

8. Андроников И. Л. Лермонтов: рисунки, акварели, живопись / И.Л. Андроников // Юный художник. - 1981. - № 6. - 22-27.

9. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. вузов / Е. Е. Анисимова. - М.: Академия, 2003. — 128 с,

10. Антонова Л. Г. Письменные жанры речи учителя: учеб. пособие к спецкурсу "Теоретические основы частной педагогической риторики" / Л. Г Антонова. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1998. -114 с.

11. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под общ. ред. А. М. Кантора. - М.: Эллис Лак, 1997. -736 с.: ил.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: пер. с англ. / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 390 с : ил.

13. Баранов В. И. Литературно-художественная критика / В. И. Баранов, А. Г. Бочаров, Ю. И. Суровцев. - М., 1982. - 207 с.

14. Барахов В. Литературный портрет как жанр мемуарной прозы / В. Ба- рахов // Русская литература. - 1975. - № 2. - С 70-82.

15. Барков Я. Иллюстрировал Константинов... / Я. Барков // Литературная газета . -1973. -№26.-С. 6.

16. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979.-423 с.

17. Беспалов А. Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: дис. ... канд. филол. наук / Беспалов А. Н. -М., 2001.-160 с.

18. Блудова В.В. Природа и структура художественного восприятия / В.В. Блу- дова // Эстетические очерки: сб. статей / ред.-сост. X. Раппопорт. - М., 1977.-Вып.4.-С. 114-152.

19. Богданова О. Ю. Методика преподавания лрггературы: учебник для студентов пед. вузов / О. Ю. Богданова, А. Леонов, Ф. А. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. - М.: Академия, 1999. - 400 с.

20. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А, А. Бодалев. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.

21. Большиянова Л, Вербальное сопровождение фотоизображения в современной британской прессе: содержание и структура: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. Большиянова. - Л., 1986. - 17 с.

22. Брандес М. П. Практикум по французской стилистике немецкого языка / М. П. Брандес, М. П. Пиронкова. - М.: Высшая школа, 1985. - 195 с.

23. Валгина Н. Теория текста: учеб. пособие / Н. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 280 с.

24. Вежбицка А. Речевые жанры / А. Вежбицка // Жанры речи. - Саратов, 1997. - С . 99-111.

25. Владимирский Л. В. Мои сказочные герои / Л. В. Владимирский // Юный художник. - 1981. - Х» 10. - 24-27.

26. Волков Н. Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры / Н. Н. Волков // Художественное восприятие / под ред. Б. С, Мейлаха. - Л.: Наука, 1971.-Сб. 1.-С. 281-297.

27. Восприятие и деятельность / под ред. А. Н, Леонтьева. - М.: Московский универсрггет, 1976. - 319 с : ил.

28. Гальперин Н. Р. Текст как объект лингвистического исследования / Н. Р. Гальперин. - М.: б. и.., 1981. - 139 с.

29. Герценберг В. Р. Иллюстрации художников Кукрыниксы к рассказам А.П. Чехова / В. Р. Герценберг. - М.: Искусство, 1953. - 75 с : ил.

30. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги / Ю. Я. Герчук. — М.: Книга, 1984.-208 с: ил.

31. Глущенко Е. Л. Картина и иллюстрация на уроках литературы: из опыта работы в 4-10 кл.: пособие для учителя / Е. Л. Глущенко, В. П. Полуянов. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

32. Головина Л. В. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: автореф. дис. ... канд. филол.. наук / Л.В. Головина. - М., 1986.-16 с.

33. Горелов И. Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 3-е перераб. и доп. изд. - М.: Лабиринт, 2001. - 304 с.

34. Гречнев В. Я. Жанр литературного портрета в творчестве Максима Горького / В. Я. Гречнев. - М., 1964. - 135 с.

35. Данилова Е. В. Психолингвистический анализ восприятия художественного текста в разных культурах: дис. ... канд. филол.. наук / Е. В. Данилова. - М., 2001.-202с.: ил.

36. Дементьев В. В. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: проблема коммуникативной компетенции и типология речевых жанров / В. В. Дементьев // Жанры речи. - Саратов, 1997. -С. 34-44.

37. Дементьев В. В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия / В. В. Дементьев // Жанры речи. - Саратов, 2002. - Вып. 3. - 18-40.

38. Демидова Н. А. Роман А. Н. Толстого "Петр Первый" в школьном изучении: пособие для учителя / Н. А. Демидова. - М.: Просвещение, 1971. - 160 с,

39. Демосфенова Г. Л. Как иллюстрируется книга / Г. Л. Демосфенова. - М.: Изд-во Академии художеств СССР. - 1961. - 64 с : ил.

40. Десяева Н. Д. Культура речи педагога: учеб. пособие для студентов вузов \ Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

41. Дехтерев Б. А. Что такое книжная иллюстрация / Б. А. Дехтерев // Юный художник. - 1980. - № 7. - 39.

42. Дмитриева Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. - М.: Искусство, 1962.-314 с, 28. л. ил.

43. Ершова О. Первые иллюстраторы произведений Л. Н.Толстого М. Башилов, Л. Пастернак / О. Ершова, Т. Поповкина. - М.: Изобразительное искусство, 1978.-218 с : ил..

44. Жуков Д. М. Биография биографии / Д. М. Жуков. - М., 1980. - 78 с.

45. Журавлева И. В. Творческий портрет персоналии как профессионально- значимый жанр речи учителя русского языка и литературы: дис. ... канд. пед. наук / Журавлева И.В. - Ярославль, 2003.

46. Журавлева И.В. Творческий портрет персоналии как профессионально- значимый жанр речи учителя русского языка и литературы: автореф. дис. канд. пед. наук. // Журавлева И.В. -Ярославль, 2003. - 21 с.

47. Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров / Е. И. Журбина. - М., 1969. - 93 с.

48. Зарецкая Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. - М.: Дело, 1998.-477 с.

49. Земская Е. А. Городская устная речь и задачи ее изучения / Е.А. Земская // Разновидности городской устной речи. - М., 1988. - 184 - 188.

50. Зимняя и. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М.: Моск. психол. - социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 432 с. - (Серия "Психологи Отечества").

51. Зимняя И. А, Психологические основы лекционной пропаганды / И. А. Зимняя. - М.: Знание, 1981. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Методика лекционной пропаганды"; № 7).

52. Зубова В.М. Формирование речевых моделей как условие подготовки студентов к педагогической коммуникации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зубова В. М. - Екатеринбург, 1999. - 21 с.

53. Зыков А. "Горе от ума" в иллюстрациях" // А. Зыков // Юный художник. - 1999.-№ 4 . -С. 17-21.

54. Ивашина Н. Ю. Языковые и иконические знаки в процессах речевой деятельности (на материале поликодового текста): автореф. дис. ... канд. фи-лол.. наук / Ивашина Н. Ю. - Киев, 1991. - 16 с.

55. Ивченков Т. Ф. Портретный очерк. Материалы к факультативному курсу "Теория и практика сочинений разных жанров" // Русский язык в школе. -1986.-№1.-С. 29-32.

56. Иллюстрации к произведениям литературы для V класса. - М.: Советский художник, 1968, - 25 отд. л. репродукций.

57. Иллюстрация: (сб. статей и публикаций) - М.: Советский художник, 1988, - 416 с.: ил. - (Галерея искусств).

58. Каменский А.П. Мир книжных образов / А. П. Каменский // Литературная газета, - 1972, - № 18. - 12.

59. Керцели Л. Ф, Мир Пушкина в его рисунках, 1820-е годы / Л.Ф. Керцели. - М.: Моск. рабочий, 1983. - 191 с : ил.

60. Кожина М. Н, Речевой жанр и речевой акт: (некоторые аспекты проблемы) / М, И, Кожина//Жанры речи-2,-Саратов, 1999.-С. 52 -61 .

61. Колокольцев Е. Н. Искусство на уроках литературы: пособие для учителя / Е. Н. Колокольцев, - Киев: б. и.., 1991. - 206 с : ил.

62. Колокольцев Е. Н. Художественная иллюстрация и картина при изучении литературного произведения в 5-7 классах: автореф. дис, ,., канд. пед. наук / Колокольцев Е. И.. - Москва, 1968. - 16 с.

63. Комарова И. И. Художники / И. И. Комарова, Н. А. Железнова. - М.: Рипол Классик, 2000. - 640 с : ил.

64. Круглый И. А. Иллюстрации советских художников к произведениям И, Тургенева / И. А. Круглый, - Орел: б. и.., 1959. - 106 с : ил.

65. Кузьмин Н. В. Штрих и слово / Н. В. Кузьмин; послесл. Е. Дороша.. - Л: Художник РСФСР, Ленингр. отд-ние, 1967. - 171 с : ил.

66. Культура речи учителя: метод, рекомендации для проведения практических занятий. - М: МГПИ имени В. И. Ленина, 1988. - 111 с.

67. Ладыженская Т, А. Методические указания к спецкурсу "Живое слово: (устная речь как средство и прием обучения)": для студентов фак. русского языка и литературы / Т. А. Лыдыженская. - М.: МГПИ имени В. И. Ленина. -1985.-284 с.

68. Лебедев Г. Е. Русская книжная иллюстрация XIX века / Г. Е. Лебедев. - М.: Искусство, 1952.-210 с : ил.

69. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев, - 3-е изд, - М,: Смысл; Спб.: Лань, 2003.-287 с.

70. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избр. психол. труды / А. А. Леонтьев. - М.: Моск. психол, - социальный ин-т; Воронеж : МОДЭК, 2001, - 448 с. - (Серия "Психологи Отечества").

71. Липатов В. "... Все уметь рисовать" / В. Липатов // Литература. - 1996. - № 43.-С. 15.

72. Липатов В. "Понял картинность описаний Гоголя" / В. Липатов // Литература,-1996,-№25.-С. 15.

73. Липатов В, "Романтик линии" / В, Липатов // Лигфахура. - 1998, - № 11. - 15.

74. Липатов В, Правдиво выразил в своих иллюстрациях / В, Липатов // Литература. - 1999.-№31 -С. 4.

75. Липатов В. "Нравственная чистота Леонида Пастернака" / В. Липатов // Литература. - 1996. - № 12. - 13.

76. Литература, 9 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учеб, заведений / авт,-сост. Т. Ф. Курдюмова, А. Леонов, О. Б. Марьина ; под ред. Т, Ф. Курдюмовой. - 5-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2002. - 512 с : ил.

77. Литература: учебник-хрестоматия для 5 кл. В 2 ч. Ч. 1,2/ сост. Т. Ф. Курдю- мова. - М.: Дрофа, 2000. - 223 с : ил.

78. Литература: учебник-хрестоматия для 6 кл. / авт. - сост. В. П. Полухина. - М.: Просвещение, 2002.-415 с : ил.

79. Литература: учебник-хрестоматия для 7 кл. В 2 ч. Ч. 1, 2 / Авт.-сост. В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2000. - 383 с : ил.

80. Литература: учебник-хрестоматия для 8 кл. / авт.-сост. Г.И. Беленький. - М.: Мнемозина, 2001. - 380 с : ил.

81. Литература: учеб. пособие для 9 кл. / авт. -сост. В. Г. Маранцман - М.: Просвещение, 1992.-319 с: ил.

82. Маркова О. В. Современный литературный портрет (типология и поэтика жанра): автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. В, Маркова. - Томск, 1990. -16 с. Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1999. - 16 с.

83. Матвеева Т. В. Психологический баланс общения и риторический взгляд на диалог / Т. В. Матвеева // Ррггорика в современном обществе и образовании: сб. материалов III-V Междунар. конф. по риторике. - М., 2003. - 150 -152.

84. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Е. Н. Колокольцев, А. Б. Дановский, М. А. Дмитриева и др.; под ред. Е. Н. Колокольцева. -М.: Просвещение, 1990. - 223 с.

85. Мезенцев М. Т. Особенности недокументального очерка / М. Т. Мезенцев // Филологические этюды. - Ростов, 1974.- 76 с.

86. Мейлах Б. Художественное восприятие как научная проблема / Б. Мей- лах // Художественное восприятие / под ред. Б. Мейлаха — Л., 1971. — Сб. 1. - С . 10-21.

87. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 "Русский язык и литература" / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.. ; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990.-368 с.

88. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии "Родная литература" для 5 класса / Т. Ф. Курдюмова, В. Я. Коровина, Р. И. Альбеткова и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с : ил.

89. Мещеряков В.Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки : методические приемы и образцы / В. Н. Мещеряков. - М.: Флинта Наука, 2002.-272 с.

90. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово: учеб пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. К. Михальская. - М.: Просвещение, 1996. - 416 с.

91. Мурзин Л.Н. Текст и его восприятие / Л. Н. Мурзин, А. Штерн. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 172 с : ил.

92. Немов Р. Психология: учебник для студентов высш. пед. заведений. В 3 кн. Книга 1: Общие основы психологии / Р. Немов. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1994.-688 с.

93. Ожегов И. Словарь русского языка: 70000 слов / И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. - 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1989. - 924 с.

94. Орлова Н. В. Жанры разговорной речи и их "стилистическая обработка": к вопросу о соотношении стиля и жанра / Н. В. Орлова // Жанры речи. - Саратов, 1997.-С. 51-53,

95. Орлова Т. Г. Обучение жанрам поликодовых текстов в школе и в вузе: дис. ... канд. пед. наук / Орлова Т. Г. - М., 1995. - 285 с.

96. Панов В. П. Мастер книжной иллюстрации / В. П. Панов // Художник. -1997. - № 3 . - С . 22.

97. Пахомов Н.Н. Живописное наследство Лерморггова / Н. Н. Пахомов // Лргге- ратурное наследство. - М., 1948. - Т. 45-46. - 58.

98. Педагогическая риторика: учеб. пособие / под ред. Н. А. Ипполитовой - М.: Изд-во МПГУ, 2001. - 383 с.

99. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыжен- ской и А.К. Михальской; сост. А. А. Князьков. - М.: Флинта: Наука, 1998. -312 с.

100. Педашенко Н. А. О некоторых принципах дифференциации публицистических жанров / Н. А. Педашенко // Филологические этюды. - Ростов, 1974. -76 с.

101. Пистунова А. М. Прикасаясь к книге / А. М. Пистунова. - М.: Советский художник, 1973.-245 с : ил.

102. Подобедова О. И. О природе книжной иллюстрации / О. И. Подобедова. - М.: Советский художник, 1967. - 336 с : ил.

103. Подобедова О. И. О природе книжной иллюстрации / О. И. Подобедова. - М.: Советский художник, 1973. - 335 с : ил.

104. Пойманова О. В, Семантическое пространство видеовербального текста: ав- тореф. дис.... канд. филол. наук / О. В. Пойманова. - М., 1997. - 24 с.

105. Попова Н. В. Текст-повествование в его жанрово-стилистических разновидностях и обучение речевому общению / Н. В. Попова // Русский язык в школе. - 1990.-№ 2. - 67-72.

106. Раппопорт Х, От художника к зрителю / X, Раппопорт. - М.: Советский художник, 1978. - 237 с.

107. Речевые уроки: книга для учителя начальных классов / Т. А. Ладыженская, Р. И, Никольская, Г. И. Сорокина и др..; под ред. Т. А. Ладыженской. - М., 1995.-159 с.

108. Ржевская Е.М. Искусство от солнца и звезд (М. Митурич) / Е. М. Ржевская // Юный художник. - 2001. - № 10. - 5-6,

109. Рисунки русских писателей XVII - начала XX века. - М.: Советская Россия, 1988,-256 с : ил.

110. Рубинштейн С, Л. Основы общей психологии / С, Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с, - (Серия "Мастера психологии"),

111. Рудь И. Д. Поток информации и художественное восприятие / И. Д, Рудь, И. И. Цуккерман // Художественное восприятие / под ред. Б. Мейлаха, - Л,, 1971.-Сб. 1.-С. 135-141.

112. Рунин Б. М. Информация и художественность / Б. М. Рунин // Художественное восприятие / под ред. Б. Мейлаха, - Л,, 1971.-Сб. I . - C , 120- 134.

113. Русские писатели: биоблиографический словарь. В 2 ч... Ч. 2: М - Я / ред- кол.: Б. Ф. Егоров и др..; под ред. П. А. Николаева. - М.: Просвещение, 1990.-448 с, 4. л. ил.

114. Рысюков В. Иллюстрации А. И.Кравченко к произведениям А. Пушкина / В. Рысюков. - Б.М.: б. и.., 1997.-29 с : ил.

115. Седов К. Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров / К.Ф. Седов // Жанры речи: сб. науч. статей. - Саратов, 2002. - Вып. 3. - 40 - 52.

116. Седова Н. А, Речевой жанр — "портрет человека": коммуникативно- прагматическая интерпретация / И. А. Седова // Вестник Омского университета. - Омский государственный университет. - 1999. - Вып. 4. - 94 - 98.

117. Семенов О.С. Иван Билибин: рассказ о художнике-сказочнике / О. Семенов. - М.: Дет. лит., 1996. - 87 с : ил,

118. Середина Н. В. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Н. В. Середина, Д. А. Шкуренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 512 с. - (Серия "Учебники, учебные пособия").

119. Сидоров А. А. История оформления русской книги / А. А. Сидоров. - М.-Л., 1946.-379 с: ил.

120. Симоненко Л. Н. Искусство на уроках русской литературы в 4-8 классах / Л. Н. Симоненко. - Киев: Радянська школа, 1974 - 150 с.

121. Синяков Ю. А. Книги, которые мы иллюстрировали / Ю. А. Синяков // Литературная газета. - 1973. - № 2, - 6.

122. Соколова Н. И. Кукрыниксы / Н. И. Соколов. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 503 с : ил.

123. Сотников А. Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы: пособие для учрггелей / А. Т. Сотников. - М.: Просвещение, 1970. - 104 с : ил.

124. Степанов В. Н. О понятии "дискурс" / В. Н. Степанов // Текст в фокусе литературоведения, лингвистики и культурологии: межвуз. сб. науч. трудов. -Ярославль, 2002. - 264 - 267.

125. Стернин И. А. Эффективный устный текст: основные требования / И. А. Стернин // Текст в фо1^се литературоведения, лингвистики и культурологии: межвуз. сб. науч. трудов. -Ярославль, 2002. - 211 - 214.

126. Тагер Е. В. Жанр литературного портрета в творчестве Горького / Е. В. Тагер // О художественном мастерстве Горького. - М., 1960. - 119 с.

127. Текст как объект изучения и обучения: межвуз. сб. науч. трудов. - Псков: б. и.., 1999.-206 с.

128. Тендряков В. Ф, "Соавтор книги" / В. Ф. Тендряков // Литературная газета. - 1971.-№7.-С. 7.

129. Толстой А. Н. Петр Первый / А. Н. Толстой. - Кемерово: Современная отечественная книга, 1993. - 464 с.

130. Тумина Л. Е. Автобиография и характеристика / Л. Е. Тумина // Русская словесность. - 1999. - № 5. - С 12-14.

131. Тумина Л. Е. Деловая автобиография / Л. Е. Тумина // Русская словесность. - 1999.-№3.-С 7-9.

132. Тумина Л. Е. Повествование в истории русского риторического учения XVIII-XX вв. /Л. Е. Тумина.-М., 1991.-125 с.

133. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В. А. Фаворский. - М.: Книга, 1986.-240 с: ил.

134. Фаворский В.А. Рассказы художника-гравера / В. А. Фаворский - М.: Дет. лит., 1976- 104 с.: ил.

135. Федосюк М. Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи / М. Ю. Федосюк // Жанры речи. - Саратов, 1997. - 66-67.

136. Федосюк М. Ю. Комплексные жанры разговорной речи: "утешение", "убеждение" и уговоры / М. Ю. Федосюк // Русская разговорная речь как явление городской кулыуры / под ред. Т. В. Матвеевой. - Екатеринбург, 1996. - 73-94.

137. Федосюк М. Ю, Нерешенные вопросы теории речевых жанров / М. Ю. Федосюк // Вопросы языкознания - 1997. - № 5. - 102 - 120.

138. Халаминский Ю. Я. Мир книжных образов / Ю. Я. Халаминский // Литературная газета -1972. - № 18. - 4.

139. Халаминский Ю. Я. Евгений Кибрик / Ю. Я. Халаминский. - М.: Изобразительное искусство, 1970. - 184 с : ил.

140. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: теория и методические разработки уроков: учеб. пособие / Л. А. Ходякова. - М.: Флинта: Наука, 2000.-352 с: ил.

141. Целмс Е. Художественное переживание и его роль в процессе восприятия произведений искусства / Е. Целмс // Эстетические очерки: сб. статей. - М., 1979.-Вып. 5.-С. 175-195.

142. Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина / Т. Г. Цявловская - 3-е изд., стер. - М.: Искусство, 1983.-446 е.: ил.

143. Чегодаев А. Д. Евгений Адольфович Кибрик / А. Д. Чегодаев. - М.: Советский художник, 1955. - 118 с.: ил.

144. Шмаринов Д. А. Годы жизни и работы / Д. А. Шмаринов; вступ. ст. А. Д. Чегодаева.. - М.: Советский художник, 1989. - 400 с : ил.

145. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева // Жанры речи. - Саратов, 1997.-С. 88-97.

146. Шмелева Т.В. Речевой жанр: возможности описания и использования в преподавании руссюях)языка/ Т. В. Шмелева // Русистка. - 1990. - №2. - 20-32.

147. Щиряков Н. Н. Книжная иллюстрация на уроках русской литературы, IV - VII классы / Н. Н. Щиряков. - Минск: Нар. асвета, 1975. - 195 с : ил.

148. Щукин А. Н. Наглядные пособия на уроках литературы в IX классе / А. Н. Щукин. - М.:. Учпедгиз, 1961. -180 с.

149. Энциклопедия для детей. Т.9: Русская литература. Ч, 1. / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 1998. - 672 с : ил.

150. Якобсон П. М. Психология и художественное восприятие / П. М. Якобсон // Художественное восприятие / под ред. Б. Мейлаха. - Л., 1971. - Сб. 1. - 67-79. v-^ч

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.