Социальное взаимодействие как объект философского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Виноградова, Надежда Леонидовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат философских наук Виноградова, Надежда Леонидовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
2. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
3. ОТНОШЕНИЕ "Я-ДРУГОЙ" КАК МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
2. СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
3. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социокультурное поле диалога: ситуация возникновения2010 год, кандидат философских наук Бирина, Татьяна Игоревна
Диалогическая сущность социального взаимодействия2007 год, доктор философских наук Виноградова, Надежда Леонидовна
Социальный диалог: коммуникативные стратегии личностной репрезентации общественных отношений2003 год, кандидат философских наук Бородина, Татьяна Васильевна
Экзистенциальный диалог в современной ментальности1998 год, кандидат философских наук Муравьев, Игорь Борисович
Интерсубъективность и диалог: Опыт экзистенциально-феноменологической характеристики отношения Я-Другой2002 год, кандидат философских наук Кудакова, Екатерина Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальное взаимодействие как объект философского анализа»
Актуальность темы исследования вытекает из необходимости философского осмысления современных социальных и духовных процессов в обществе, характеризующихся высокой динамикой, ростом научно-технического и информационного прогресса, многоплановостью и неоднозначным влиянием на ход общественного развития в целом, что приводит к коммуникативной интенсивности, возникновению новых информационных субъектов, однако возникает и тенденция к отчуждению человека от человека, потере способности к самоидентификации и нарастанию самоизоляции общественных групп и социальных общностей. Одним из направлений такого осмысления является обращение к миру социального взаимодействия, который охватывает широкий круг социальных отношений.
Среди многообразных социальных отношений социальное взаимодействие занимает особое место — по специфике возникновения, по масштабу социальных функций, по воздействию на субъекты. Такое положение обусловливает интерес к социальному взаимодействию как со стороны различных наук — социологии, социальной психологии, политологии и некоторых других, — так и среди представителей разных философских школ. Каждое из направлений трактует данное явление, исходя из своих методологических принципов, и соответственно вносит в толкование понятия "социальное взаимодействие" свой определенный ракурс.
Социальное взаимодействие находится в ряду других коммуникационных форм социальных отношений. К ним также относятся общение и социальная коммуникация. Социальной мыслью сделано многое для уточнения философского толкования данных понятий. Например, общение трактуется как специфический, для субъектов, способ взаимных отношений, которому присуще установление и обновление уз преемственности и творчества в предметной деятельности, но не сводимые к ней. Понятие "социальная коммуникация" употребляется в различных смыслах, общим для всех является ее рассмотрение как средства связи социальных субъектов.
Однако, современное состояние философского анализа социального взаимодействия обнаруживает, что намечены только общие подходы к выявлению его диалогической природы. На наш взгляд, попытка философского анализа социального взаимодействия позволит снять назревшие вопросы, а также уточнить субъект-объектные и субъект-субъектные компоненты, функциональные связи и структурные элементы, его характеристики в онтологическом и гносеологическом аспектах.
Степень разработанности проблемы. Проблема социальных отношений в общем, и взаимодействия в частности, является одним из направлений исследования социального бытия. Непосредственно к рассмотрению социального взаимодействия, однако преимущественно в рамках концептуальных построений социологической теории, обращался П.А.Сорокин, он трактовал социальное взаимодействие как функцию поведения одного или множества индивидов, зависимую от сознания и поведения других индивидов. В таком же аспекте проблема социального взаимодействия разрабатывалась Дж.К.Хомансом, Т.Парсонсом.
С позиций символистического интеракционизма вопросы социального взаимодействия разрабатывались Д.Г.Мидом, Г.Блу-мером, Т.Шибутани. Данное направление сосредоточилось на анализе социальных взаимодействий преимущественно с позиций их знаково-символистической формы.
Несмотря на неординарное положение социального взаимодействия, философская мысль обращалась преимущественно к вопросам социальных отношений без конкретизации своего внимания на социальном взаимодействии. Влияние социальных детерминант на отношения субъектов получило освещение в фундаментальных работах: диалектического материализма (К.Маркс), позитивизма (Э.Дюркгейм), релятивизма (Г.Зиммель), рациовитализма (Х.Ортега-и-Гассет), социологических теориях П.Бурдье, Э.Гидденса, Н.Смелзера и других. Область субъективных, личностных аспектов социальных отношений нашла отражение в работах З.Фрейда, Э.Фромма, К. Юнга. Ими была исследована область бессознательного, иррационального, и сделаны выводы о надындивидуальном характере социальности. Анализ социальных отношений как межличностных коммуникаций проводился в трудах К.Ясперса, М.Бубера, Ж.-П.Сартра, Ю.Хабермаса, В.Франкла и других.
Значительный вклад с позиций диалогизма в разработку проблемы внесли работы русского мыслителя С.Л.Франка, "диалогика" М.М.Бахтина, В.С.Библера и других. Мир социальных отношений в контексте "общения" широко представляется в работах современных отечественных философов М.С.Кагана, М.И.Бобневой, Б.Ф.Ломова, Л.П.Буевой, Б.Д.Парыгина и других.
Уход от "системы" и поворот к человеку предопределили положение ведущих направлений западной философской мысли, заключающиеся в том, что чертами истинности обладают диалогические отношения, которые возможны лишь в сфере прямого межиндивидуального общения. Следует также отметить, что значительный вклад в разработку данной проблемы внес антропологический аспект, представленный в трудах М.Шелера,
О.Больнова, Л.П.Карсавина, Н.А.Бердяева и других. Среди отечественных последних работ, посвященных философскому анализу социальных феноменов в антропологическом и аксиологическом аспектах можно так же выделить труды А.Г.Эфендиева, С.Э.Крапивенского, В.С.Барулина, Н.П. Медведева, К.Х. Момджяна и других.
Подчеркивая основательность и высокий уровень всех этих исследований, отметим, что в современной социально-философской литературе нет комплексного анализа понятия социального взаимодействия; большинство теорий, рассматривающих социальные отношения в целом, затрагивают лишь отдельные аспекты исследуемого.
Цель и задачи исследования. Основная цель исследования — дать социально-философский анализ социального взаимодействия под углом зрения его роли в функционировании социальных систем. Достижение этой цели предопределяет ряд исследовательских задач:
- дать экспликацию понятия "социальное взаимодействие";
- провести сопоставление с социальным взаимодействием понятий, близких ему по содержанию (общение, социальная коммуникация);
- рассмотреть основные этапы развития социально-философской мысли в изучении проблемы социального диалогического взаимодействия;
- определить субъекты социального взаимодействия, выявить функциональные связи и формы проявления данного социального явления в общественном бытии;
- исследовать процесс социального взаимодействия на модели межличностного отношения "Я-Ты";
- показать социальные детерминанты, опосредующие формы проявления социального взаимодействия в обществе;
- проанализировать влияние на формы взаимодействия в обществе социальных реалий сегодняшнего дня.
Методологической основой исследования является диалектический метод, сравнительно-исторический подход, а также принцип системности. В работе широко используются труды классиков мировой философской мысли, работы современных западных и отечественных ученых, исследующие специфику социальных отношений в обществе. В диссертационной работе, кроме того, нашли отражение результаты научных исследований социологов, психологов, филологов и культурологов.
Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в следующем:
- дана социально-философская интерпретация понятия "социальное взаимодействие";
- осуществлен анализ исследуемой проблемы в различных философских концепциях от античности до современности;
- показана связь социального взаимодействия с основными формами социального бытия, актуализирующими общественную систему, такими, как общение, социальная коммуникация, социальная деятельность и т.д.;
- дан анализ отношения "Я-Ты" как модели социального взаимодействия в обществе;
- выявлены механизмы влияния социальной среды, которая формирует характер, мотивацию и целеполагания участников социального взаимодействия;
- определена структура социального взаимодействия, выявлены основные виды и формы его проявления;
- прослежено воздействие информационных технологий на принципы взаимодействия;
В результате исследования мы пришли к ряду выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:
- социальное взаимодействие — это способ социального бытия, который базируется на диалогическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегии единых действий отдельных личностей, социальных групп и общностей; социальное взаимодействие есть сопряжение действий субъектов, что выражается в самоактуализации участников социального процесса, для реализации изменений в социуме, то есть для перехода потенциальных форм социального бытия в актуальное состояние;
- в качестве простейшей модели социального взаимодействия выступает диалог двух индивидов (Я и Ты, Я и Другой), иными словами, межличностное социальное взаимодействие имеет диалогическую основу; для существования такого социального явления, как взаимодействие, необходимо наличие объективных и субъективных условий и факторов, которые позволяют существовать трем составляющим социального взаимодействия: а) субъектам; б) предмету взаимодействия; в) единому "пространству смыслов"; возникновение и развитие социального взаимодействия обусловливается соединением этих составляющих в систему, что обеспечивает жизнеспособность всего социума, сохраняя вариативные начала и свободу проявления человеческой личности в процессе взаимодействия;
- социальное взаимодействие проявляется в различных формах, которые варьируются в зависимости от участников взаимодействия, предметов, результатов, функциональных связей, опосредующего пространства и т.д.;
- с одной стороны, социальное взаимодействие развивается в едином "пространстве смыслов", которое обусловливается культурным, ментальным типом как отдельной личности, так и определенной социальной общности, а с другой стороны, именно явление социального взаимодействия влияет на характер социальных отношений, на характер ментальности социальных субъектов;
- общество, создавая новые информационные технологии, порождает специфические виды социального диалога, формирует новые способы воздействия на социальные процессы и явления, создавая крайне широкое общезначимое "пространство смыслов".
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют полнее представить закономерности общественных и индивидуальных взаимосвязей, специфики развития духовной сферы, а также могут быть использованы при создании и чтении спецкурсов, касающихся методологии гуманитарного знания и лекций по соответствующим разделам социальной философии.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в двенадцати научных публикациях и докладывались на пяти конференциях: на Первом российском философском конгрессе "Человек. Философия. Гуманизм" (июнь 1997 года г.Санкт-Петербург); на международном научном конгрессе "Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы" (май 1996 года г.Санкт-Петербург); на международной научной конференции "Социальные трансформации и положение женщин в России" (март 1995 года г.Иваново); на международной научной конференции "Проблемы общества - проблемы женщины" (ноябрь 1996 год г.Волгоград); на международной научно-практической конференции "Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований" (февраль 1997 года г.Ижевск); на ежегодных научных конференциях ВолгГТУ. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых объединяет по три параграфа, заключения, примечания и списка использованной в работе литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Формы общения: ценностно-смысловой анализ2005 год, доктор психологических наук Рюмшина, Любовь Ивановна
Участно-диалогическое общение: Антропологические основания и социально-историческая динамика2003 год, кандидат философских наук Манаков, Дмитрий Александрович
Социальная коммуникация: Сущность, типология, способы организации коммуникативного пространства2003 год, доктор философских наук Пшегусова, Галина Султановна
Политика и общество: Коммуникативная концепция политической социализации1999 год, доктор философских наук Стризое, Александр Леонидович
Диалог как вид культурной солидарности2004 год, кандидат философских наук Фирулина, Евгения Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Виноградова, Надежда Леонидовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постановка проблемы социального взаимодействия в философии конца двадцатого века и устойчивый интерес к ней со стороны представителей ведущих направлений различных областей гуманитарного знания - яркое свидетельство процессов, определяющих развитие современного общества и призванных предопределить принципы отношений в социуме в двадцать первом веке.
Хаос в общественной жизни порождает постоянное, непреодолимое стремление человека к упорядочиванию и структурной организации социального бытия. Социальное взаимодействие, рассматриваемое в единстве двух его сторон — трансцендентной и имманентной, представляет собой диалог. Двойственность социального бытия с позиций социального взаимодействия реализуется как диалогическое отношение и, соответственно, диалог презентирует целостность социальной системы.
Социальное взаимодействие в диалогической форме позволяет внести четкость и ясность в жизнь общества. Однако именно диалогические взаимодействия, привнося в социум упорядоченность, позволяют избежать жестокости, бездушности иерархизированной системы. Проблема потери самоидентификации личности может быть частично снята при рассмотрении ее через диалогическое взаимодействие. Диалогическое отношение субъектов утверждается как альтернатива социальным связям, вступая в которые человек утрачивает самодостаточность и уникальность своего бытия.
С философской точки зрения понятие "социальное взаимодействие" выражает естественную способность человека — способность к диалогу, которая позволяет раскрыть его мир, его бытие, его духовные возможности. Субъектные отношения, по-разному специфицирующие бытийную деятельность, упорядочиваются, функционируют и развиваются диалогическим образом.
Принципы диалогики коренятся в самых глубинных основаниях человеческого бытия. Для человека быть, существовать означает быть и существовать для другого и вместе с другим. При этом философское видение социального взаимодействия подразумевает, что статус другости может нести на себе и личность, и дух, и материальный объект.
Именно диалогический принцип социального взаимодействия раскрывает смысл бытия человека в со-бытии с другим, а смысл его существования - в со-существовании, во взаимо-действии. Человек может до конца осознать собственное бытие, только находясь в диалогических отношениях с другими. Понятие социального взаимодействия как диалогического принципа выражает факт бытия субъекта в мире других и для других, а тем самым и для себя самого.
Кроме того, стремление к подлинному диалогическому взаимодействию демонстрирует заложенное в самом основании человеческой культуры стремление к целостности и универсальности. Разобщая людей, делая их исполнителями социально значимых "ролей", культура, тем не менее, предполагает диалогичность в отношениях между "носителями" социальности. Диалог культур и есть поэтому диалог между людьми - стремление к единению и в то же время отстаивание собственной позиции, но в рамках изначально определенного единства. Развивая тезис Бахтина, можно утверждать: в сущности своей каждая культура не имеет "собственной территории", поскольку создается универсальным содержанием, воплощающим смыслы, выработанные и вырабатываемые всеми остальными существовавшими и существующими субъектами диалога.
Точно так же обстоят дела, если полагать человеческую индивидуальность как некую "собственную территорию" в мире других. Предпринимая попытку рассмотрения социального взаимодействия как диалога между субъектами бытия, мы спроецировали вопрос сквозь призму проблемы диалога между Я и Ты, между "мной и другим". Причем статусом "другости" мы наделяли не только ближайшее окружение индивидов.
Поиск подлинной диалогичности взаимодействий не может ограничиваться рамками единственной коммуникации Я-Другой, такая постановка вопроса, по всей видимости, может привести к выпадению из поля зрения исследовател, стоящего за "спинами" отдельных индивидов (как и отдельных социумов, сообществ, культур и тому подобное), универсального единства человечества. Поэтому необходимо подчеркнуть "открытость" диалогического отношения индивидов, обусловленную присутствием в сфере взаимодействия ориентации на Другого.
Таким образом происходит формирование общечеловеческого культурного контекста в пространстве взаимодействия. Способность Другого к пониманию содержания диалога позволяет вписать это содержание в общезначимый контекст. Непонимание субъектом диалога в пространстве взаимодействия, напротив, исключает такую возможность и вынуждает индивидов, заинтересованных в распространении результатов своих субъективных проявлений, искать нового понимания. В любом случае пространство взаимодействия олицетворяет неизбежную укорененность содержаний субъективных миров индивидов в превосходящем их трансцендентном содержании, а также имманентную направленность индивидов на взаимодействие с другими индивидами.
В своей работе мы пришли к выводу, что социальное взаимодействие может быть реализовано только в пространстве взаимодействия, которое названо нами единым пространством смыслов. Данное пространство не только позволяет субъектам взаимодействовать, но и само рождается в процессе социального взаимодействия. Интересным представляется вопрос о возможности взаимодействия субъектов разных типов культур, поскольку в данном случае у субъектов нет изначально единого смыслового пространства, и им надо создавать его, определять систему вербальных и невербальных акций. Однако такие проблемы успешно решаются. Куда более сложная задача о гипотетическом взаимодействии субъектов разных цивилизаций, когда не известны относительно друг друга ценности, потребности, мотивы и прочие установки субъектов.
Также малоизученную область представляет исследование взаимодействия человека с компьютером. Уже появился специфический вид диалога — диалог виртуальный. С одной стороны, информационную машину можно рассматривать как объект социального взаимодействия, который субъективируется сознанием индивида, но, с другой стороны, легко видимы различия, например шкафа, как субъективированного участника взаимодействия, и компьютера.
Информационная машина в процессе своей работы создает мир, пусть виртуальный, но мир, и этот мир, например в случае виртуальной игры, живет по своим законам и преследует определенные цели. Конечно, вся виртуальность "заложена" в машину разумом человека, но для работающего или играющего эта виртуальная реальность становится фактом его собственного действительного бытия, воздействует на сознание, психику, волю и другие личностные проявления. Недаром уже появился такой небезызвестный факт, как синдром ухода в виртуальную реальность, когда индивид не хочет признавать своими партнерами по взаимодействию никого, кроме машины с ее иллюзорным миром; реальное бытие для такого человека становится скучным и серым.
Все же машина, пусть даже информационная, — всего лишь машина, хотя, на наш взгляд, принципы взаимодействия с ней человека должны изучаться и осмысливаться. В конечном итоге информационная машина является прообразом искусственного интеллекта, а соответственно, и виртуальный диалог может быть рассмотрен как взаимодействие будущего.
Однако целостность человеческого бытия зависит не от диалога с машиной или другими материальными объектами, а от гармоничного взаимодействия с Другими индивидами. Значимость мира Других для реализации собственной индивидуальности несомненна. Чем выше уровень развития социального бытия, тем реальнее, ощутимее становится взаимодействие и воздействие Других на отдельного человека, тем чаще теряют они в отношении него статус "другости" и становятся частью его самого. Процессы, ведущие к целостности, будут продолжаться, поскольку в их основе лежит универсальное единство человечества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Виноградова, Надежда Леонидовна, 1999 год
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации- М.: ВЛАДОС, 1994. - 366с.,58 ил.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. - С.215-222.
3. Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия. М.: Знание, 1984, - 64с.
4. Адорно Т.В. К логике социальных наук. // Вопросы философии. №10. 1992. С. 76-87.
5. Аникеева Е.Н., Семушкин А.В. Диалог цивилизаций: Восток-Запад. // Вопросы философии. М., 1998, N2, С. 173-177.
6. Аристотель. Сочинения: в 4-х тт.перевод. Т.З. /Аристотель. М.: Мысль - Философское наследие. 1984.- 830 с.
7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Издательская группа "Прогресс" "Политика", 1992.- 608 с.
8. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом М., 1968. - 68с.
9. Афанасьев В.Г. Системность и общество М., 1980. - 107с. Ю.Барулин B.C. Социальная философия. ч.1. Учебник - М.: изд-во
10. МГУ, 1993. 336с. П.Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. - М.: Онега, 1994, -253с.
11. Бахтин М.М. как философ. М., 1992 - 131с.
12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986 -372с.
13. Белинский В.Г. Полн.собр.соч. Т.12. М.: изд-во АН СССР, 1926.
14. Бергсон А. Материя и память.// А.Бергсон. Собрание сочинений в 4-хтомах.Т.1. М.: "Московский клуб", 1992.- 317 с.
15. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.:Канон, 1994,- 384 е.- (История философии в памятниках).
16. П.Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994
17. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика 1995.518 с.
18. Библер B.C. Мышление как творчество /Введение в логику мыслительного диалога М., 1975. - С.41-53.
19. Ю.Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991.
20. Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.- С.240-246.
21. Богатырёва Т.Г. Кризис социальной идентичности человека в условиях модернизации российского общества. // Соц. теория и современность. М.,1996. вып.24.
22. Бонецкая Н.К. Жизнь и философская идея Михаила Бахтина.// Вопросы философии.- М., 1996, N10. С.94-96.
23. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С.Гуревича, С .Я. Левит, С.В.Лезова. М.: Республика, 1995. - 464с.
24. Бубер М. Проблема Человека. М.: Республика, 1996. -155с.
25. Бугреев А.Н. Диалектика стихийности и сознательности в общественном развитии. М.: Мысль, 1982 - 199с.
26. Бурдье П. За политику морали в политике. // Бурдье П. Социология политики. Пер. с фр. // Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. -М.: Socio-Logos, 1993. с. 321-330.
27. Бурдье П. Социология политики. М.:1993. - 61с.
28. Бусов С. В. Сущность и существование человека в аспекте социального бытия: к постановке проблемы. СПб., 1994.
29. Ванденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о "Чужом7/Логос. М., 1994 - С.85-90.
30. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Издательство иностранной литературы, 1956.- 133 с.
31. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. - 322с.
32. Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики. // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. 703 с.
33. Вебер М. Образ общества.// Избранные работы. М.: Прогресс, 1990,808 с.
34. Вышеславцев Б.П. Этика преображённого эроса. М.: Республика, 1994.- 368 е.- (Библиотека этической мысли)
35. Гадамер Г.-Х. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.- 699 с.
36. Гайденко П.П. Бытие и разум.// Вопросы философии. М., 1997, N7-С.114-116.
37. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе. //Культурология. XX век: Антология М.: Юрист, 1995. 703 е.- (Лики культуры)
38. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т.29. М.: изд-во АН СССР, 1956.
39. Гегель Г.Ф.В. Наука логики. В 3-х т.Т.2. М.: Мысль, 1971.- 248с.
40. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703 С. (Памятники исторической мысли).
41. Гречко П.К. Диалектический гуманизм или о природе человека.//Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991. -С.164-180.
42. Гречко П.К. К вопросу о предмете социальной философии // Вестник Московского университета. 1995, N7.
43. Григорьев В.И. Человек культура - творчество - природа: гармония или конфликт.// Человек как философская проблема: Восток-Запад. - М., 1991. - С.190-197.
44. Гумилев J1.H. География этноса в исторический период. -Л.: Наука. Ленингр. Отд., 1990.
45. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
46. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. //Культурология. XX век: Антология М.: Юрист, 1995. 703 с.-(Лики культуры)
47. Демечонок Э.В. Концепция "Другого" в философии Энрике Дусселя. //Философские науки. М.: Высш. Шк., 1989, N7 - С.37-46
48. Демьянков В.З. Тайна диалога (введение) сб. научно-аналитических обзоров: Диалог теоретические проблемы и методы исследования. -М., 1987.
49. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах. //Культурология. XX век: Антология -М.: Юрист, 1995. 703 е.- (Лики культуры)
50. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. Изд-е 2-е. М.:3нание, 1980.- 160 с.
51. Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-социологической мысли XX века. М.: Искусство, 1990.
52. Дюркгейм Э. Социология. М.: Канон, 1995. 352 с. (История социологии в памятниках)
53. Жбанкова И.И. Проблема взаимодействия (философский очерк). -Минск: "Наука и техника", 1974, 142с.
54. М.,1994. N 2. С.103-107. 59.3иммель Г. Конфликт современной культуры. //Культурология.
55. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. -Киев, 1977, - 208с.
56. Ильин В.В., Панарин А.С., Бадовский Д.В. Политическая антропология./ Под ред. В.В.Ильина. М.: Изд-во МГУ, 1995 - 254с.
57. Ильин В.И. Социальная стратификация. Сыктывкар, Издат. Сыктывкарского пед. института. 1991. 256 с.
58. Интуиция, логика, творчество. М., Наука, 1987.
59. Каган М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988.- 319с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
60. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. Часть первая. Метафизические начала учения о праве. // Кант И. Сочинения: В 6 т. Т.4. Ч.2.- М.: Мысль, 1965,- с. 109-304.
61. Карсавин Jl.П. Русская душа // Карсавин Л.П. Сочинения. М.:1993.- 168с.
62. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1993,- 351 е.- (Серия "Памятники религиозно-философской мысли Нового времени")
63. Карсавин Л.П. О свободе. // Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.: АО "Алетейя", 1994.- 531 е.- (Серия "Памятники религиозно-философской мысли Нового времени")
64. Касирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С.3-30.
65. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Наука, 1994- 187с.
66. Кирсанов В.А. Концепция социальной реальности А.Шютца и ее идейные истоки// На переднем крае идейной борьбы. Л., Изд-во ЛГУ, 1974, - С. 158-162.
67. Коган Л.В. Триединство свободы.// Вопросы философии. М., 1997, N5 - С.31-32.
68. Конт О. Общий обзор позитивизма // Родоначальники позитивизма. -СПб., 1912. Вып.5.
69. Кормер В.Ф. Человек плюс машина.//Вопросы философии. М., 1997, N8, -С.11-19
70. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. пособие. -Волгоград: Комитет по печати., 1994. 352с.
71. Краткая философская энциклопедия. М.:, Издательская группа "Прогресс"-Энциклопедия, 1994. - 576с.
72. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. -М.: Политиздат, 1988. -479с.
73. Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество// Вопросы философии. М., 1992, N12, -С.112-1126.
74. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 535с.
75. Лекторский В.А. Витгенштейн и некоторые традиции отечественной мысли.// Вопросы философии. М., 1998, N5 - 73с.
76. Л ем. С. Принцип разрушения как творческий принцип.// Природа. -М., 1987. N9 С.68-77.
77. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. В кн: Методологические проблемы социальной психологии - М.: Наука, 1975. - 294с.
78. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии. М., 1972, N9. - С.32-41
79. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: Изд-во МГУ, 1994.-287 с.
80. Леонтьев К.Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения. // К.Леонтьев, наш современник.СПб.: Издательство Чернышева, 1993,- 464 с. (Серия "Русь многоликая", кн.1)
81. Лепти Б. Общество как единое целое: о трех формах анализа социальной целостности. // Одиссей. Человек в истории. 1996. -M.:Coda, с. 148-164.
82. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии.// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука 1975 -С.124-136
83. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии (вместо введения) -М.: Наука, 1981 -279с.
84. Лосев А.Ф. Философия имени. // Лосев А.Ф."Бытие. Имя. Космос." М.: Мысль, 1993,- 958 с.
85. Лосев А.Ф Диалектика мифа. // Лосев А.Ф. "Миф. Число.Сущность." М.: Мысль, 1994.-919 с.
86. Лосев А.Ф. Самоё само. //" Лосев А.Ф. "Миф. Число.Сущность." М.: Мысль, 1994.-919 с.
87. Лосский Н.О. "Органическое мировоззрение." Лосский Н.О. Избранные произведения. М.: Правда, 1991.- 619 с.
88. Лосский Н.О. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. М., Правда. 1991 -С.481-597.
89. Лотман Ю.М. Феномен культуры. М.: 1985 - 49с.
90. Макаров В.В.Общество как социальная система. Волгоград гос. тех. ун-т; Волгоград, 1994. - 43с.
91. Макаров В.В. Отечество и патриотизм: Логико-методологический анализ.- Саратов: Изд. Саратовского университета., 1988.- 159 с.
92. Маркс К. Из ранних произведений. М.:1956.
93. Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Э. Соч., т.4.
94. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений М.: Политиздат, 1956.- 381с.
95. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.// Соч. Т.З. С.25.,С.35.
96. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен.//Автореферат доктора философских наук. Ставрополь 1996.
97. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. -239с.
98. Ю5.МуньеЭ. Персонализм. М., Искусство, 1992.
99. Юб.Несмелов В.И. Наука о человеке. Метафизика жизни и христианское откровение.//Русская религиозная антропология.:
100. Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшин,- М.: Московский философский фонд, Московская духовная академия, 1997,- T.I. с.205-522.,Т.II с. 10-335,- (Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Вып. III.).
101. Ю7.Новые направления в социологической теории. М., 1978. - 119с.
102. Ногинский ЕЛ. Проблема человеческой субъективности в западной философии: Автореф. дис. . канд.философ. наук / РАН. Инст. философии. М.,1994.- 24 с.
103. Ю9.0ртега-и-Гассет X. Углубление в себя и обращенность во вне // Философские науки, -М., 1991, N5 187с.
104. Ю.Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М.,1991. (Тема нашего времени).
105. Основы социологии. Курс лекций. Отв. ред. д-р филос. наук А.Г.Эфендиев. М.: Об-во "Знание", 1993. - 384с.
106. Петякшева Н.И. Проблемы диалогов цивилизаций.// Вопросы философии.- М., 1996, N1, 186с.
107. Пешков И.В. Риторика поступка М.М.Бахтина // Диалог: теоретические проблемы и методы исследования. Сб. научно-аналитических обзоров.- С. 139-142.
108. Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов, Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1991.
109. Платон. Государство. // Платон. Сочинения в 3-х томах. Т.З. 4.1. М.: Мысль,- 681 с. (Философское наследие).
110. Платон. Собрание сочинений: в 4-х тт. Т. 1.
111. Подолец В.В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека // Новое понимание философии: проблемы и перспективы.- М.,1993.
112. Поппер К. Логика социальных наук.// Вопросы философии. № 10. 1992. С.65-76.
113. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.121 .Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр./ Сост. И послесл. П.С. Гугевича, М., Прогресс, 1988.
114. Русский космизм: Антология филос. мысли. М., Педагогика-пресс, 1993.
115. Сагатовский В.Н. Социальное проектирование (к основам теории).- В кн.: Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. -Томск, 1980. -С.84-86.
116. Самойленко Е.С. О соотношении вербализации сходства и различия объектов при решении когнитивно-коммуниккативных задач. (Познание и общение) М.: Наука 1988 - 136с.
117. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто// Философские науки. М., Высш. шк. 1989, N3- С.89-100.
118. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм.//Проблемы человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988 - С.207.
119. Светов Ю.И. "Чужая" идея: стимул или тормоз самоорганизации российского общества? //Соц. полит, журнал. - М.:1993 №4. - С. 29-36.
120. Седова Н.Н. Этническое и национальное в мировоззрении личности. // Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. СПб.,1991.- 41 с.
121. Ситниченко Jl.А. Человеческое общение в интерпретацияхсовременной западной философии. Киев, Наук. Думка, 1990 - 108с.
122. ЗО.Ситниченко Л.А. Человеческое общение в современнойинтерпретации современной западной философии Киев, 1970. - 50с.
123. Смирнов П.И. Ценностные основания общества: (Концепция исследов.). Автореф. диссер. д-ра философ, наук / Санкт-Петербургский гос. ун-т. СПб., 1994.- 44 с.
124. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: Учеб.пособие. Новосибирск: Изд-во Новосибирск, ун-та, 1995. -120с.
125. Соковнин В.М. О природе человеческого общения. (Опыт философского анализа). Изд-во: Мектеп 1973 - 53с.
126. Соколова Р.Э. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию // Свобод, мысль. М.,1994. №1. с. 26-49.
127. Сорокин П. Система социологии. Сыктывкар: Коминвест, 1991, Т.1. - 156с.
128. Сорокин П.А. Система социологии. Сыктывкар: Коминвест, 1992, Т.2.-189с.
129. Сорокин П.А. Система социологии. Сыктывкар: Коминвест, 1992, Т.З. - 142с.
130. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1991.- 543 с.
131. Сорокин П.А. Социокультурная динамика. // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1991.- 543 с.
132. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М.,1992.
133. Спенсер Г. Основания социологии. Соч. Т.4. СПб., - 194с.
134. Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур.// Вопросы философии.- М., 1996, N3, С. 143
135. Степнов П.П. Человек как субъект науки, техники и морали. // Социальная теория и современность, М., 1996. Вып.24 - С. 177-182.
136. Тельнова Н. А. Темпоральность человеческого бытия.// Человек в современной философской концепции.// Материалы международной научной конференции. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного ун-та, 1998.
137. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории.- М.: "Прогресс". "Культура", СПб.: "Ювента". 1995. 478 с.
138. Уайтхед А.Н. Наука и современный мир.// Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. 717 с. (Философская мысль Запада)
139. Фейербах JI. Избранные философские произведения. В 2т., Т.1., -171с.
140. Франк C.JI. Духовные основы общества. Введение в социальную философию М.,1980. - 178с.
141. Франк C.JI. Непостижимое. // Франк C.JI. Соч.- М., 1990. 367с.
142. Франк C.JI. Сочинения. М., Правда, 1990. - 567с.
143. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990., - 363с.
144. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М., 1992. - 69с.
145. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 79с.
146. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986. - 101с.
147. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., Республика, 1993. - 121с.
148. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности.//Вопросы философии. М.,1994, N10,- С.112-123.
149. Цицерон Марк Тулий. Речи в двух томах М.: Наука - 1993. (Из защиты Сексиа Росция).
150. Человек и его бытие как проблема современной философии. М., Наука, 1978. - 257с.
151. Шелер М. Избранные произведения. М.,1994,- 327с.
152. Шибутани Т.Социальная психология М.: Прогресс, 1969. - 489с.
153. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993.- 666 с.
154. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. 187с.
155. Эфендиев А.Г. Базисные элементы социальной жизни // Основы социологии. Курс лекций. Отв.ред. А.Г.Эфендиев. М.: об-во "Знание России", 1993. - 384с.
156. Эфендиев А.Г. Культура как явление: социологический анализ. // Основы социологии. Курс лекций. Отв.ред. А.Г.Эфендиев. М.: об-во "Знание России", 1993. - 384с.
157. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. М., 1988. N1 - С. 133-152.
158. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Политиздат, 1991.
159. Light D. Sociology. New York: 1989.P.54
160. Light D.,Keller S.,Calhoun C. Readings and review for sociology. New York: 1989. P.46
161. Sociology./ Richard T. Schaefer 1989. P. 140.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.