Симфоническое творчество Ильи Хейфеца: художественное содержание, трактовка жанра, драматургия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Черемных Галина Александровна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 239
Оглавление диссертации кандидат наук Черемных Галина Александровна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НА ПУТИ К СИМФОНИИ
1.1. Илья Хейфец: страницы творческой биографии
1.2. Жанр концерта в творчестве Ильи Хейфеца: теоретические предпосылки анализа
1.3. Тройной концерт для скрипки, альта и кларнета
1.4. Концерт для виолончели с оркестром
1.5. Концерт для скрипки с оркестром
ГЛАВА 2. СИМФОНИИ № 1 И № 4: В РУСЛЕ ТРАДИЦИЙ КОНФЛИКТНОГО СИМФОНИЗМА
2.1. Симфония № 1 «Яффская»
2.2. Симфония № 4 - «Посвящение Фридриху Горенштейну»
ГЛАВА 3. СИМФОНИИ № 2 И № 3: В РУСЛЕ ТРАДИЦИЙ ЭПИЧЕСКОГО СИМФОНИЗМА
3.1. Симфония № 2 «Омская»
3.2. Симфония № 3 «Исайя»
ГЛАВА 4. СИМФОНИЧЕСКИЙ МАКРОЦИКЛ ИЛЬИ ХЕЙФЕЦА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нотные примеры
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблицы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Симфоническое творчество Георгия Дмитриева: особенности оркестрового стиля2021 год, кандидат наук Саржант Александр Владимирович
Карл Нильсен. Инструментальное творчество2007 год, кандидат искусствоведения Мамонтова, Наталия Леонидовна
Индивидуальность скрипичных и альтовых сочинений Сергея Слонимского: стиль, язык, исполнительская интерпретация2022 год, кандидат наук Чжан Кайлинь
«Оркестровые сочинения Вячеслава Артёмова: жанровый и стилевой синтез»2018 год, кандидат наук Новикова Марина Леонидовна
Инструментальное творчество А. Авшаломова: синтез культурных традиций Запада и Востока2021 год, кандидат наук Чжу Тин
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Симфоническое творчество Ильи Хейфеца: художественное содержание, трактовка жанра, драматургия»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современной академической музыке симфония по-прежнему не потеряла своей притягательной силы для композиторов, будучи носителем глубокого, философского содержания. Вопреки мнению о том, что симфония ушла в прошлое, исчерпала себя, её место в отечественной музыкальной практике остаётся значительным, и авторы продолжают к ней обращаться. Как отмечает В. Холопова [99, с. 31], в современной западной музыке симфонии - сугубо единичные явления, но среди российских авторов этот жанр востребован. Во-первых, о его актуальности и жизнеспособности свидетельствует частота обращений композиторов. Например, С. Слонимским создано 34 симфонии, М. Гагнидзе - около 70, кроме того у Б. Тищенко - 13 симфоний, у А. Мурова - 11. Во-вторых, важность симфонии доказывает возможность воплощения в рамках этого жанра и актуальных проблем современности, и универсальных философских категорий добра и зла.
В XX веке симфония - один из приоритетных жанров в диссертационных исследованиях музыковедов, результатом чего стало появление фундаментальных работ М. Е. Тараканова «Стиль симфоний Прокофьева» (1968) [89], М. Д. Сабининой «Шостакович - симфонист» (1973) [77], И. А. Барсовой «Симфонии Густава Малера» (1978) [8], а также обобщающего труда М. Арановского «Симфонические искания» (1979) [2]. Однако после 1991 года ситуация коренным образом изменилась. Т. И. Науменко, делая обзор этого периода, отмечает, что «различным аспектам жанра симфонии посвящено всего 5 диссертаций за 25 лет» [63, с. 15]. В последние годы она постепенно снова становится объектом внимания исследователей. Среди работ назовём диссертации М. Г. Валитовой «Стиль поздних симфоний С. М. Слонимского» (2019) [12], М. В. Долматовой «Программная отечественная симфония последней трети XX - начала XXI
столетия в аспекте музыкальной семантики» (2021) [24], А. В. Саржанта «Симфоническое творчество Георгия Дмитриева: особенности оркестрового стиля» (2021) [80], Ю. Э. Серова «Симфоническое творчество Б. Тищенко в контексте обновления отечественного симфонизма второй половины ХХ века (2023), монографию Г. Е. Калошиной и М. Л. Карамановой «Полижанровость в симфонических и концертных сочинениях Гии Канчели» (2019) [44]. Однако исследования не охватывают всего многообразия опытов в этом жанре. В частности, недостаточно изученной оказывается симфоническая традиция Сибири, представителем которой является российско-израильский композитор Илья Хейфец, выпускник Новосибирской консерватории, ученик Аскольда Мурова. Через своего педагога, поставившего сибирскую симфонию «вровень с веком» [16, с. 628], Хейфец воспринял не только особое внимание к самому жанру, но и традиции Дмитрия Шостаковича, оказавшего существенное влияние на новосибирских авторов в 70-е гг., в том числе и благодаря творческому общению с Муровым.
Немаловажно изучение творчества Хейфеца и в контексте Омской музыкальной культуры, поскольку это родной город композитора: здесь он провёл детство и проработал 17 лет после окончания учёбы в Новосибирске, стоял у истоков Омского отделения Союза композиторов РСФСР. С 1991 года композитор проживает в Израиле, но даже после репатриации не теряет связи с Россией. Премьеры его сочинений продолжают проходить на различных фестивалях в Москве и других городах, две из четырёх симфоний, созданных в израильский период, были с успехом исполнены Омским академическим симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Васильева, одна из них носит программный заголовок «Омск».
Ещё один аспект, определяющий актуальность изучения творчества
Ильи Хейфеца, - это удивительная отзывчивость композитора и острота
реакции на социальные катаклизмы и исторические события. Подобно
сочинениям Шостаковича, симфонии Хейфеца являют своего рода летопись
современной ему эпохи. Каждая из партитур позволяет понять, что
4
композитор видит этот жанр носителем значительных музыкальных и философских идей, необходимым способом высказывания о мире и об отношении к нему человека. В этом отношении Илья Хейфец выступает в своих сочинениях продолжателем лучших традиций отечественного симфонизма. Нет сомнений, что образно-интонационное наполнение и драматургия произведений представляют собой яркое и самобытное явление, однако до сих пор симфоническое творчество Ильи Хейфеца ещё не становилось объектом специального изучения. В связи с этим, обращение к данной теме представляется актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Музыковедческая литература, в орбите которой находится проблематика, обсуждаемая в данной диссертации, представлена несколькими направлениями. Во-первых, это немногочисленные статьи, посвящённые творчеству Ильи Хейфеца (две статьи З. Левиной [54, 55] и одна П. Юхвидина [114]), а также интервью с композитором, размещённые в сети Интернет [25, 41, 66]. Во-вторых, это работы, в которых рассматриваются теоретические вопросы, связанные с родовыми свойствами жанра симфонии, понятиями симфонизма и музыкальной драматургии.
Изучение работ Б. Асафьева [5, 6], который ввёл в отечественное музыкознание понятие «симфонизм», трудов А. Селицкого «Музыкальная драматургия. Теоретические проблемы» (2017) [82] и Т. Черновой «Драматургия в инструментальной музыке» (1984) [109] позволило более чётко разграничить понятия симфонизма и драматургии, определить их типы и особенности. Для размышлений над конфликтно-драматическим типом симфонизма оказались важны труды В. Задерацкого [34], В. Медушевского, [59], И. Соллертинского [86], Б. Ярустовского [115] и др. Немаловажную роль для достижения цели диссертации сыграли исследования Н. Винокуровой [13, 14], А. Кандинского [45], С. Слонимского [83], В. Чайкиной [101] и др., посвящённые эпическому симфонизму в разных его
проявлениях, от жанрово-эпического симфонизма XIX века до эпики симфоний Прокофьева.
Проблеме симфонии в советской музыке 1960-1975 годов посвящено фундаментальное исследование М. Арановского «Симфонические искания» [2]. Учёный рассматривает сочинения авторов, обновлявших свой язык в рамках канона, и произведения композиторов, искавших альтернативу канону, осуществляет анализ симфонических партитур сквозь призму выдвинутой им концепции Человека. Выявленный учёным инвариант жанра, категории действования, медитации, игры и т. д. стали основополагающими для размышлений о симфониях Ильи Хейфеца. Бытие жанра симфонии и его роль на современном этапе в широком контексте подвергается анализу в ряде статей и учебных пособий В. Холоповой [98, 99], симфоническому творчеству композиторов новосибирской школы уделяется внимание в ряде статей С. Гончаренко [15, 16].
Ещё один блок литературы - это фундаментальные исследования симфонического наследия композиторов, которые в той или иной степени оказали влияние на формирование мышления Ильи Хейфеца. Это работы о симфониях Д. Шостаковича (М. Сабинина) [77], Г. Малера (И. Барсова) [8],
A. Мурова (Л. Пыльнева) [71, 72]. Для размышлений о Второй симфонии привлекается также книга В. Задерацкого о творчестве И. Стравинского русского периода [36], с которым в обозначенном сочинении Хейфеца есть много общего в языковом аспекте.
Важную роль сыграло изучение теоретических трудов, связанных с дефиницией понятий жанр, тема, выявлением их функций, определением композиционно-драматургических особенностей сонатной и других музыкальных форм. Сюда входят исследования и учебные пособия
B. Бобровского [11], В. Задерацкого [35], В. Медушевского [59], Е. Назайкинского [61, 62], Е. Ручьевской [76], В. Холоповой [100].
Для работы над первой главой диссертации потребовалось обращение к литературе, посвящённой концертному жанру. Феномен инструментального
6
концерта в последней трети ХХ - начале XXI века стал одним из важнейших объектов исследования учёных разных поколений. Основополагающими для данного раздела стали труды Л. Раабена «Советский инструментальный концерт» (1967) [73], И. Кузнецова «Фортепианный концерт: к истории и теории жанра» (1980) [51], М. Тараканова «Инструментальный концерт» (1986) [88], М. Лобановой «Музыкальный стиль и жанр» (1990) [57], Е. Самойленко «Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А. Эшпая» (2003) [79], И. Гребневой «Скрипичный концерт в европейской музыке XX века» (2011) [17]. Изучению концерта в творчестве разных композиторов посвящены также работы Н. Кравец [50], Е. Самбриш [78], А. Уткина [91]. В центре внимания исследователей -осмысление глубинных свойств жанра, его исторических преобразований и индивидуальных трактовок, а также поиск критериев для классификации концертов в искусстве XX века. Теоретические проблемы эволюции концерта в широком историческом контексте осмыслены также в монографии Е. Долинской «Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия» [23].
Размышление над проблемой макроцикла в симфоническом творчестве Ильи Хейфеца обусловило обращение к литературе, в которой с этих же позиций рассматривается творчество других композиторов: это кандидатские диссертации А. Тихомировой о творчестве А. Тертеряна [90], М. Валитовой -о симфониях С. Слонимского [12], книга И. Ромащук о творчестве Гавриила Попова [74]. Наблюдения авторов помогли выявить универсальные критерии и основания объединения отдельных сочинений в макроцикл.
В контексте выявления путей формирования национальной
идентичности композитора в его произведениях разных лет, ценность
представляют исследования о культуре и истории русского еврейства в
России и Израиле после волны репатриации: это статьи И. Земцовой [39],
Д. Зиятдиновой [40], В. Собкина и А. Грачевой [84], Л. Фиалковой и
М. Еленевской [92], работы Т. Фроловой [94], Е. Штейн [111], Н. Юхневой
[113], где поднимаются вопросы психологии еврейской идентичности,
7
эволюции иммигрантского сознания, феномен своего-чужого в восприятии русского еврейства в России и за рубежом.
Бесценным источником для исследования стала переписка автора диссертации с Ильёй Хейфецем, в рамках которой композитор дал ряд важных пояснений относительно истории создания и замысла своих концертов и симфоний.
Объектом исследования является симфоническое творчество Ильи Хейфеца. Предметом изучения - процесс становления принципов симфонического письма композитора и специфика трактовки жанров симфонии и концерта.
Материал исследования. Своеобразие творческого пути Ильи Хейфеца заключается в том, что к жанру симфонии композитор приходит достаточно поздно, уже в 53 года. Симфония №1 «Яффская» была написана в 2001 году. Ее премьера состоялась в 2005 году в исполнении академического симфонического оркестра Омской филармонии под руководством Дмитрия Васильева. В 2009 году появляется Симфония №2, которой Илья Хейфец дал название «Омская». Впервые она прозвучала в марте 2010 года на Фестивале современной музыки в Омске. Вслед за этим Хейфецем было создано ещё две симфонии: Симфония №3 «Исайя» (с хором) в 2012 году, и Симфония №4 (посвящена памяти Фридриха Горенштейна) - в 2014 г. Обе пока ожидают исполнения.
Таким образом, симфония оказывается жанром, представляющим зрелое творчество Ильи Хейфеца. До этого, в советский период, композитор прошёл важный этап накопления опыта, формирования индивидуального стиля и подхода к построению симфонического целого. Главная роль в этом процессе принадлежит инструментальным концертам, которые можно назвать вершинами советского периода его творчества1. Они стали своего рода фундаментом для четырёх симфоний, написанных в Израиле.
1 До появления симфонии композитором созданы пять концертов: Концерт для альта с оркестром (1977 г.); Тройной концерт для скрипки, альта и кларнета (1980 г.);
В связи с этой особенностью творческого пути композитора круг материалов исследования оказалось необходимо расширить. Помимо четырёх симфоний он включает три наиболее значимых произведения концертного жанра, созданных в советский период: Тройной концерт, Концерт для виолончели с оркестром и Концерт для скрипки с оркестром. Они дают наиболее полное представление о формировании его симфонического стиля, круга идей и образов, которые затем ярко проявятся в симфониях2.
Всё это в комплексе предопределило цель работы - создать целостную картину динамики формирования и особенностей симфонического творчества Ильи Хейфеца в образно-смысловых, жанрово-стилевых, композиционно-драматургических и языковых аспектах.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- представить краткий обзор жизненного и творческого пути композитора;
- проанализировать партитуры инструментальных концертов в аспекте формирования стилевых, композиционных и языковых черт будущих симфоний;
- проследить путь становления художественных концепций Ильи Хейфеца от инструментальных концертов к симфониям;
- определить художественно-образное содержание четырёх симфоний композитора, охарактеризовать своеобразие их композиции и интонационной драматургии;
- выявить особенности претворения традиций конфликтного и эпического симфонизма в произведениях Ильи Хейфеца;
Концерт для виолончели с оркестром (1986 г.), Концерт для скрипки с оркестром (1988 г.) и Концерт для кларнета с оркестром (1989 г.). Позже, уже в израильский период композитором был написан ещё один концерт - фортепианный.
2 Поскольку нотный материал и записи Альтового концерта (1977) и Концерта для кларнета с оркестром (1991) отсутствуют, в орбиту исследования они не вошли.
- обосновать целостность этой области творчества и специфику композиторского подхода к симфоническому жанру.
Методологию настоящего исследования можно определить как комплексную, сочетающую исторические и теоретико-аналитические методы. Исторический подход проявился в обращении к разным вехам творческого пути композитора - от ранних концертов до симфонических полотен 2010-х гг. Контекстный - оказался применим в рассмотрении наследия Ильи Хейфеца в рамках отечественного музыкального искусства последней трети XX - начала XXI века, а также социально-политических реалий, с которыми пришлось столкнуться композитору. Ракурс сравнительной аналитики позволил выявить общие черты симфоний и объединить их в своего рода «макроцикл», а также отметить предвосхищение идей и композиционных решений будущих симфонических полотен в инструментальных концертах советского периода. Немаловажную роль сыграл герменевтический подход, дающий ключ к интерпретации авторских симфонических концепций, а также методы стилевого и описательного анализа.
Научная новизна диссертации обусловлена тем, что в данной работе впервые:
- рассматривается фигура российско-израильского композитора Ильи Хейфеца, в чьем творчестве развиваются традиции отечественного симфонизма; целый ряд его произведений впервые вводится в научный обиход;
- представлен обзор инструментальных концертов;
- проведен подробный анализ всех четырёх симфоний на основе индивидуального подхода к каждому тексту как художественно выстроенной системе;
- предпринята попытка систематизации симфонических произведений композитора на основе общности смысловых рядов и принадлежности
разным типам симфонизма, позволяющая рассматривать их как макроцикл.
10
Положения, выносимые на защиту:
- все четыре симфонии отличает обобщённая программность, связь с конкретными историческими событиями, литературными текстами или фактами биографии автора, что подтверждает трактовку жанра как концептуального, способного реагировать на актуальные проблемы современности;
- симфонии, представляя зрелый период творчества композитора, выполняют в его наследии итоговую функцию, объединяя и углубляя идеи, образы и принципы построения целого, сформировавшиеся в советский период в жанре инструментального концерта;
- симфоническое творчество Ильи Хейфеца в современных условиях развивает традиции отечественного симфонизма: симфонии №1 и №4 находятся в русле конфликтного типа, наследуя опыт П. Чайковского и Д. Шостаковича; симфонии №2 и №3 строятся по законам эпической драматургии, соприкасаясь с другой ветвью отечественного симфонизма: Вторая симфония - лиро-эпический тип (традиции А. Бородина и А. Глазунова), Третья - эпико-драматический, вбирающий в себя черты кантатно-ораториальных жанров;
- симфонии представляют собой стилистически целостное явление, между ними обнаруживаются параллельные и перекрёстные взаимосвязи, что позволяет трактовать их как макроцикл;
- всё симфоническое творчество Хейфеца объединяет сквозная идейная линия, обусловленная эволюцией национальной идентичности композитора.
Теоретическая значимость. Достигнутые в диссертационной работе результаты обогащают имеющуюся информацию о жизни и творчестве Ильи Хейфеца в историческом и культурном контексте. Избранный комплекс подходов и методов даёт образец для осмысления сложного образно-эмоционального мира современной симфонии в тесной связи музыкально-теоретических и музыкально-исторических методов изучения произведений этого жанра.
Осуществлённая попытка систематизации сведений по проблемам симфонизма и драматургии, которые по сей день остаются дискуссионными, помогает внести уточнения в их классификацию и критерии разделения.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах «История отечественной музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Теория музыкального содержания», «Современная музыка». Диссертация заинтересует музыковедов, занимающихся вопросами симфонии и симфонизма, а также отечественной музыкой последней трети XX - начала XXI века, поможет в реализации концертных исполнений сочинений Ильи Хейфеца.
Степень достоверности и апробация результатов работы. Достоверность результатов данной диссертации основывается на адекватности цели и задач работы её содержанию, теоретических и методологических положениях, разработанных в трудах авторитетных отечественных музыковедов, тщательном анализе музыкальных партитур. Материалы исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, были апробированы в ряде статей (в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК), на конкурсах научно-исследовательских работ студентов и аспирантов, а также на научно-практических конференциях всероссийского и международного уровня: «Актуальные проблемы современного композиторского творчества» (Красноярск, 2018), «Искусство как феномен культуры» (Москва, 2018), «Крымский мир: культурное наследие» (Симферополь, 2018), «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 2019), «Искусствознание: наука, опыт, просвещение» (Москва, 2021), «Культура и искусство: поиски и открытия» (Кемерово, 2022), «Музыкальная культура Сибири» (Новосибирск, 2022).
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и
включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы и
два приложения. Первая глава, «На пути к симфонии», состоит из пяти
12
параграфов, в которых даётся описание жизненного и творческого пути композитора, определяется место концертного жанра в его наследии, а также представлен краткий анализ трёх концертов, созданных в советский период. Вторая глава, «Симфонии №1 и №4: в русле традиций конфликтного симфонизма», освещает принципы указанного типа отечественной симфонии и исследует их общие и индивидуальные проявления в двух сочинениях Ильи Хейфеца. Глава состоит из двух параграфов, каждый из которых представляет собой аналитический очерк, посвящённый одной из симфоний композитора. В Третьей главе, «Симфонии №2 и №3: в русле традиций эпического симфонизма», выявляются закономерности структуры, образной системы и музыкального языка двух «центральных» симфоний автора, обусловленные взаимосвязью с эпической ветвью отечественного симфонизма. Глава состоит из двух параграфов, каждый из которых представляет аналитический очерк, посвящённый одной из симфоний композитора. Четвёртая глава, «Симфонический макроцикл Ильи Хейфеца», посвящена проблеме макроцикличности, в ней аргументирована целостность симфонического творчества Хейфеца, выявлены особенности авторской трактовки симфонического жанра. В Заключении подведены итоги исследования. Приложение №1 содержит нотные примеры, Приложение №2 - таблицы с текстами симфонии №3 «Исайя».
ГЛАВА 1. НА ПУТИ К СИМФОНИИ
1.1. Илья Хейфец: страницы творческой биографии
Исторические, социальные, политические и культурные реалии, в которых жил и работал Илья Маркович Хейфец, создают необходимый контекст его творчества, без которого полноценное исследование симфоний вряд ли возможно. Будучи масштабными музыкальными произведениями, они являются результатом длительной и глубокой работы. В процессе формирования тем и образов этих сочинений сыграли роль и более ранние опыты композитора в других жанрах, и жизненные события, с которыми в произведениях Хейфеца, как художника, остро реагирующего на окружающую реальность и живо на неё откликающегося, обнаруживается теснейшая взаимосвязь. Поэтому в данном разделе прежде всего необходимо обозначить главные вехи его жизненного и творческого пути.
Илья Маркович (Меерович) Хейфец родился в 1949 году в Омске, но предки его были из восточной Европы: по материнской линии - из Могилёвской губернии, по отцу - из Литвы, но примерно в середине XIX-го века они перешли жить на Украину. Отец Ильи Хейфеца провёл юность в Одессе, а затем, по окончании политехнического института, отправился по распределению в Москву, где и познакомился с матерью будущего композитора.
Во время ВОВ Меера Хейфеца (отца композитора) перевели вместе с оборонным заводом в Омск, где он и остался с семьёй. Там же в последние дни декабря 1949 года и родился Илья Хейфец3.
Семья композитора была музыкальной. Как вспоминает Илья Маркович, отец «регулярно после работы играл дома на пианино <...> салонные пьесы, отрывки из оперетт и опер <...>, песни (в т. ч.
3 Подробнее о семейных перипетиях можно прочитать в воспоминаниях композитора «Параллели и меридианы» [97].
неаполитанские и народные песни на украинском и идише), что создавало неповторимую домашнюю музыкальную атмосферу» [97].
Сестра Ильи Хейфеца обучалась игре на фортепиано, сначала частно, затем в музыкальной школе, разучивая дома пьесы классического репертуара, среди которых особое впечатление на будущего композитора произвели сочинения Бетховена, повлияв на характер и жизненный путь. «Именно его музыка, услышанная впервые в столь нежном возрасте, сформировала меня и определила порядок музыкальных и жизненных критериев, научила настойчиво двигаться к поставленной цели, не идти на компромиссы ни в жизни, ни в искусстве, что в дальнейшем не раз приводило к конфликтам и проблемам. Причём осознал я это довольно поздно, когда изменить что-либо уже было нельзя (характер сформировался), да я и не хотел» - пишет Илья Маркович [97].
В Омске в шесть с половиной лет Хейфец поступает в общеобразовательную школу № 85, а затем - в музыкальную школу № 2 по классу скрипки. Уже тогда скрипичные занятия продвигались не столь успешно и не принесли в итоге подлинного результата и настоящего удовлетворения. Тем не менее, знание специфики инструмента стало важным фактором дальнейшей творческой деятельности композитора, помогая при написании сочинений для оркестра и концертов для струнных (скрипки, альта, виолончели).
В 14 лет по рекомендации сестры, которая на тот момент была студенткой дирижёрско-хорового факультета Новосибирской государственной консерватории, Илья Хейфец приезжает на прослушивание в Новосибирск к профессору и солисту-скрипачу А. Н. Амитону, возглавлявшему кафедру струнных инструментов консерватории. Прослушивание оказалось удачным, и он поступает на первый курс Новосибирского музыкального училища (ныне - Музыкальный колледж им. А. Ф. Мурова).
«Первым делом Амитон взялся воспитывать мой вкус - и дал учить классические пьесы скрипичного репертуара - без ложного романтизма и салонного жеманства. Это были "Ла Фолия" - вариации Корелли, Соната № 2 Генделя, Романс фа мажор Бетховена - вещи, которые проникали в самое сердце, строгие, простые по форме и благородные по духу» [97].
Несмотря на то, что внешне первый курс в Новосибирске проходил весьма успешно, бытовые вопросы, проблемы со здоровьем и недовольство собственным прогрессом в обучении заставили Хейфеца вернуться в Омск, переведясь на второй курс музыкального училища им. Шебалина в класс скрипки В. Я. Шпета.
Годы, проведенные в период учёбы в родном городе, композитор вспоминает с теплотой и воодушевлением: «Любимыми предметами в училище оставались гармония, сольфеджио и история музыки, которые вели настоящие мастера своего дела, привившие мне любовь к музыке, знание основных классических произведений и давших базу для поступления в консерваторию» [97]. Это было время, когда Илья Хейфец начинает активно сочинять, и к концу третьего курса организует концерт, на котором исполняются его первые сочинения: этюд для фортепиано (в стиле Рахманинова) и две пьесы для домры и фортепиано: «Вальс» и «Скерцо» (партию домры сыграл знаменитый в будущем исполнитель А. Цыганков, за роялем был автор).
После третьего курса Хейфец решает воспользоваться своим правом
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Инструментальные концерты Александра Арутюняна2007 год, кандидат искусствоведения Кокжаев, Михаил Артемович
Симфоническое творчество Б. Тищенко в контексте обновления отечественного симфонизма второй половины ХХ века2023 год, доктор наук Серов Юрий Эдуардович
Инструментальные концерты Д.Д. Шостаковича в контексте эволюции жанра2011 год, кандидат искусствоведения Зварич, Мария Александровна
Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии2004 год, кандидат искусствоведения Копосова, Ирина Владимировна
Кристиан Синдинг: Портрет норвежского композитора2003 год, кандидат искусствоведения Кривцова, Елена Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Черемных Галина Александровна, 2024 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксюк, С. В. Аграфена Оленичева / С. В. Аксюк. - Москва : Советский композитор, 1968. - 31 с. - (Народные певцы и музыканты).
2. Арановский, М. Г. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов: Исследовательские очерки / М. Г. Арановский, ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова. - Ленинград : Советский композитор, 1979. - 285 с.
3. Арановский, М. Г. Симфония и время / М. Г. Арановский // Русская музыка и ХХ век: русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века : монография. / ред. -сост. М. Г. Арановский. - М. : Государственный институт искусствознания, 1997.
- С. 303-370.
4. Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство по гомилетике [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/taushev gomiletika.pdf.
5. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - 2-е изд.
- Ленинград : Музыка, 1971. - 376 с.
6. Асафьев, Б. В. О симфонической и камерной музыке : пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов / Б. В. Асафьев. - Ленинград : Музыка, 1981. - 216 с.
7. Ахмедова, С. Г. «Концерт-симфония» - краткий ракурс в сферу гибридного жанра [Электронный ресурс] / С. Г. Ахмедова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №7-2. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/kontsert-simfoniva-kratkiv-rakurs-v-sferu- стЬ^пр »3-71^1^.
8. Барсова, И. А. Симфонии Густава Малера : монография / И. А. Барсова. -Москва : Советский композитор, 1975. - 495 с. - (Зарубежная музыка. Мастера ХХ века).
9. Береговский, М. Еврейская народная инструментальная музыка. М.: Советский композитор, 1987. - 280 с.
10. Береговский, М. Я. Еврейские народные напевы без слов // Еврейский музыкальный фольклор. Электронный ресурс: собр. соч. в 5 т. - Т. 4. -Центр исследования истории и культуры восточноевропейского еврейства. - Киев : Дух и литера, 2013. - Режим доступа: https://archive.org/details/Yevreyskimuzykalnyfolklor/page/n99/mode/2up
11.Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы /
B. Бобровский. - М.: Музыка, 1978. - 322 с.
12.Валитова, М. Г. Стиль поздних симфоний С. М. Слонимского : специальность 17.00.02. «Музыкальное искусство»: дис. ... кандидата искусствоведения; М.; 2019. - 231 с.
13. Винокурова, Н. В. Симфоническое творчество А. К. Глазунова: на пути к неоклассицизму : монография / Н. В. Винокурова, Красноярская государственная академия музыки и театра. - Красноярск : КГАМиТ (тип. «Литера-принт»), 2011. - 216 с. - ISBN 978-5-98121-033-4.
14. Винокурова, Н. В. Поэтика русского эпоса в «Богатырской симфонии» А. Бородина : к вопросу о самобытной трактовке жанра / Н. В. Винокурова // Художественные жанры: история, теория, трактовка / КГИИ. - Красноярск, 1997. - Вып. 2 Музыкальное искусство. - С. 94-106.
15.Гончаренко, С. С. Сибирская композиторская организация, 1942-2002: справочник / С. С. Гончаренко ; Сибирская организация Союза композиторов России, Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки. - Новосибирск : НГК, 2002. - 123 с.
16.Гончаренко, С. С. Творчество композиторов Новосибирска / С. С. Гончаренко // Музыкальная культура Новосибирска. - Новосибирск : Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2005. -
C.619-637.
17.Гребнева, И.В. Скрипичный концерт в европейской музыке XX века: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореф. дис. ... докт. искусствоведения; МГК им. Чайковского. М., 2011. - 40 с.
18.Демченко, А. И. Творчество Н. Я. Мясковского : лекции по истории музыки : учебное пособие [Электронный ресурс] / А. И. Демченко. -Саратов : Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2018. - 38 с. - Режим доступа: http://sarcons.ru/image/publikacii/izdaniya/izdaniya sgk 2018 god (chast ii)/ Демченко%20Мясковский .pdf (дата обращения: 10.04.2020). - ISBN 9785-94841-322-8.
19. Денисов, А. В. Библейские сюжеты в ораториях Феликса Мендельсона / А. В. Денисов // Жизнь религии в музыке: сборник статей / Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова.
- Санкт-Петербург, «Сударыня», 2007. - С. 202-214.
20.Денисов, А. В. Музыкальные цитаты: справочник / А. В. Денисов. -Санкт-Петербург : Композитор, 2013. - 224 с.
21. Денисов, А. В. Тематизм и развитие в фазной форме произведений Б. Тищенко / А. В. Денисов // Musicus. - 2012. - №3. - С. 13-25.
22.Для слушателей симфонических концертов: краткий путеводитель / сост. М. Г. Арановский, Л. В. Михеева, и др. - Ленинград : Музыка, 1967.
- 280 с.
23.Долинская, Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке ХХ столетия: Исследовательские очерки / Е. Б. Долинская. - М.: Издательский дом «Композитор», 2006. - 560 с.
24. Долматова, М. В. Программная отечественная симфония последней трети XX - начала XXI столетия в аспекте музыкальной семантики : Автореф. дис. ... кандидада искусствоведения: 17.00.02. - Ростов-на-Дону, 2021. -27 с.
25.Ермолаева, М. Илья Хейфец: «Если не исполнять новые произведения,
человек чувствует себя законсервированным...» [Электронный ресурс] //
206
Омский городской портал : [сайт]. - Омск, 2010. - Режим доступа: http://www.biletomsk.ru/article-detail-441.html.
26.Жидяева (Черемных), Г. А. «Величайший конфликт нового столетия» в «Яффской» симфонии Ильи Хейфеца / Г. А. Жидяева // Искусство глазами молодых: материалы IX Международной (XIII Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, 29-31 марта 2017 г. - Красноярск: КГИИ, 2017. - С. 106-109.
27.Жидяева (Черемных), Г. А. Некоторые особенности Третьей симфонии И. Хейфеца / Г. А. Жидяева // Искусство глазами молодых: Материалы Х Международной научной конференции, 12-13 апреля 2018 г. -Красноярск: СГИИ имени Д. Хворостовского, 2018. - С. 113-118.
28.Жидяева (Черемных), Г. А. «Омская» симфония Ильи Хейфеца: к вопросу о претворении традиций лиро-эпического симфонизма / Г. А. Жидяева // Искусство глазами молодых: Материалы Х Международной научной конференции, 12-13 апреля 2018 г. - Красноярск: СГИИ имени Д. Хворостовского, 2018. - С. 304-307.
29.Жидяева (Черемных), Г. А. Симфонический макроцикл Ильи Хейфеца / Г. А. Жидяева // Вестник музыкальной науки. - 2019. - №2 (24). -Новосибирск, 2019. - С. 77-84
30.Жидяева (Черемных), Г. А. Трагедия в звуках: о «Яффской» симфонии Ильи Хейфеца / Г. А. Жидяева // Крымский мир: культурное наследие: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Симферополь: ООО «Антиква», 2019. - С. 63-67.
31.Жидяева (Черемных), Г. А. Традиции лиро-эпического симфонизма в «Омской» симфонии Ильи Хейфеца / Г. А. Жидяева // Музыкознание: история и современность глазами молодых учёных: сб. материалов III Всерос. Науч.-практ. Конф. (25-26 окт. 2017 г.) - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2018. - С. 29-33.
32.Жидяева (Черемных), Г. А. «Яффская» симфония И. Хейфеца в русле
традиций отечественного симфонизма / Г. А. Жидяева // 21 век:
207
фундаментальная наука и технологии: материалы XII международной научно-практической конференции (24-25 апреля 2017 г.). - North Charleston, USA. - С. 18-23. ЗЗ.Жидяева (Черемных), Г. А. «Яффская» симфония И. Хейфеца: к вопросу о претворении традиций конфликтного симфонизма / Г. А. Жидяева // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 13-16 апреля 2018 года.
- М.: Академия имени Маймонида, 2018. - С. 246-254. 34.3адерацкий, В. В. Век XX. Звуковые контуры времени. Музыкальные
идеи и образы минувшего века : сборник очерков, статей, эссе, портретных зарисовок конкретных деятелей культуры / В. В. Задерацкий.
- Москва : Композитор, 2014. - 574 с.
35.3адерацкий, В. В. Музыкальная форма : учебник для специализированных факультетов музыкальных вузов. Вып. 1. / В. В. Задерацкий. - Москва : Музыка, 1995. - 544 с. 36.Задерацкий, В. В. Полифоническое мышление И. Стравинского :
исследование / В. В. Задерацкий. - Москва : Музыка, 1980. - 287 с. 37.3аозерских, А. В. Мемориальная музыка в творчестве композиторов Красноярской региональной организации СК РФ: выпускная квалификационная работа обучающегося по направлению подготовки: 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, профиль: Музыковедение; науч. рук. М. М. Чихачева; рец. В. В. Пономарёв; СГИИ имени Д. Хворостовского, Кафедра истории музыки. - Красноярск, 2020.
- 149 с. - Режим доступа: для авториз. пользователей ЭБС СГИИ: http://192.168.2.239/action.php?kt path info=ktcore.SecViewPlugin.actions.d ocument&fDocumentId=4494.
38.Захарова, О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII-первой половины XVIII века: принципы, приёмы / О. И. Захарова. - Москва: Музыка, 1983. - 77 с. - (Вопросы истории, теории, методики).
39.3емцова, И. В. Национальная идентичность в еврейской живописи XX века [Электронный ресурс] / И. В. Земцова // Материалы конференции XIX Международные Санкт-Петербургские этнографические чтения. 1-3 декабря 2020 года. - Режим доступа:
https://ethnomuseum.ru/files/PDF/19 Etno chtenia/Section 2/i v zemtsova.p df.
40.Зиятдинова, Д. Д. Еврейская национальная идентичность в ранней прозе Д. Рубиной (1974-1994) / Д. Д. Зиятдинова // Евреи Европы и Ближнего Востока: история, социология, культура : Материалы Международной научной конференции 27 апреля 2014 г. - СПб., 2014. - С. 350-354.
41. Интервью с участником форума «Пространство звука: проблемы современного творчества», композитором, доктором философии в области музыкальной композиции, членом Союза композиторов России и Лиги израильских композиторов Ильёй Марковичем Хейфецем [электронный ресурс] // Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке : [сайт]. - Москва, 2017. - Режим доступа: http: //www.schnittke-mgim.ru/news/?id= 1249.
42.История зарубежной музыки. Вып. 6.: Начало XX века - середина XX века / ред. В. В. Смирнов. - Санкт-Петербург : Композитор, 2001. - 630 с.
43.История современной отечественной музыки. Вып. 3: 1960-1990 / сост. Е. Б. Долинская. - Москва : Музыка, 2001. - 654 с.
44.Калошина, Г. Е. Полижанровость в симфонических и концертных сочинениях Гии Канчели // Г. Е. Калошина, М. Л. Караманова. - Ростов-на -Дону, 2019. - 284 с.
45. Кандинский, А. И. Статьи о русской музыке : сборник / А. И. Кандинский ; МГК им. П. И. Чайковского. - Москва : Московская консерватория, 2010. - 720 с.
46.Клезмеры [Электронный ресурс] // Электронная еврейская энциклопедия. Режим доступа: ^^: //eleven.co л!/1 ewish-art/music/12119/.
47. Книга пророка Исайи // Библия-онлайн : [сайт]. - 2016. - Режим доступа: http://bibliva-online.ru/chitat-knigu-proroka-isaii-onlavn/.
48.Консон, Г. Р. Трактовка симфонизма Борисом Асафьевым и Иосифом Рыжкиным / Г. Р. Консон // Музыковедение: Приложение к журналу «Музыка и время». - 2009. - №2. - С. 2-7.
49.Коробова, А. Г. Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра : исследование / А. Г. Коробова ; УГК имени М. П. Мусоргского. - Екатеринбург : [б. и.], 2007. - 659 с.
50.Кравец, Н. Я. Инструментальные концерты Прокофьева : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02. - Москва, 1999. - 240 с.
51.Кузнецов, И. К. Фортепианный концерт: К истории и теории жанра. Автореф. дис. ... кандидада искусствоведения: 17.00.02 / МГК им. П. И. Чайковского. - Москва, 1980. - 25 с.
52. Кузнецова, М. В. Медитативность как свойство музыкального мышления (Авет Тертерян, Арво Пярт, Валентин Сильвестров). Автореф. дис. ... кандидада искусствоведения: 17.00.02 / М. В. Кузнецова. - Москва, 2007. - 27 с.
53.Кюрегян, Т. С. Юбиляция // Музыкальная энциклопедия. Т6 : Хейнце-Яшугин / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Советская энциклопедия : Советский композитор. - С. 589-590. - (Энциклопедии. Словари. Справочники).
54. Левина, З. В. Диалог двух культур (симфонии композитора И. Хейфеца) / З. В. Левина // Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции «Омское музыкальное училище имени В. Я. Шебалина в культурном пространстве России и зарубежья» (Омск, ноябрь 2011). - Омск, 2011. - С. 136-144.
55.Левина, З. В. Илья Хейфец (портрет композитора) // Материалы I
Всероссийской заочной научно-практической конференции «Омское
210
музыкальное училище имени В.Я. Шебалина в культурном пространстве России». - Омск, 2008. - С. 146-152.
56.Леонова, Н. В., Лескова, Т. В. Некоторые особенности воплощения народных текстов в хоровых произведениях А. Мурова / Н. В. Леонова, Т. В. Лескова // Аскольд Муров: Музыка. Сибирь. Эпоха. / авт.-сост. Л. Л. Пыльнева. - Новосибирск: Наука, 2008. - С. 348-365.
57.Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность / М. Лобанова; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. теории музыки. - Москва : Сов. композитор, 1990. - 221 с.
58.Лопухин, А. П. Толковая Библия Ветхого и Нового Завета [Электронный ресурс] // Азбука веры : [сайт]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaia biblia/.
59.Медушевский, В. В. О музыкальных универсалиях / В. В. Медушевский // Скребков С.С. Статьи и воспоминания / С. С. Скребков ; сост. Д. А. Арутюнов - Москва : Сов. композитор, 1979. - C. 176-212.
60.Мироненко, Е. С. Трансформация образов агрессии в симфоническом творчестве начала XXI века / Е. С. Мироненко // Двадцатый век. Музыка войны и мира: Материалы международной научной конференции / ред. -сост. Е. С. Власова и др. - Москва : Прогресс-Традиция, 2016. - С. 387405.
61. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. - Москва : Музыка, 1982. - 319 с.
62.Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке : учебное пособие / Е. В. Назайкинский. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
63.Науменко, Т. И. Направления музыкальной науки в России: на материале диссертаций 1930-х - 2000-х годов / Т. И. Науменко. - Журнал Общества теории музыки. - 2016. - №4. - С. 7-17.
64. Николаева, Н. Симфонизм // Музыкальная энциклопедия Т. 5. : Симон-Хейлер / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Советская энциклопедия :
Советский композитор, 1981. - С. 11-15. (Энциклопедии. Словари. Справочники).
65.Никифорович, Г. В. Открытие Горенштейна / Г. В. Никифорович. -Москва : Время, 2013. - 240 с.
66.Овчинников, И. 2+3=6. Открывается IV фестиваль симфонических оркестров мира // ClassicalMusicNews : [сайт]. - 2009. - Режим доступа: http://www.classicalmusicnews.ru/reports/2-3-6-otkryvaetsia-iv-festival-simfonicheskih-orkestrov-mira-dolgii-put-ot-alp-do-iaffy/.
67. Орлов, Г. А. Русский советский симфонизм: пути, проблемы, решения / Г. А. Орлов. - М. : Музыка, 1966. - 330 с.
68.Пашина, О. Об игровой природе музыки Стравинского // Музыка в контексте духовной культуры: Сб. тр. Вып. 120. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1992. - С. 116-139.
69.Проскурня, А. Скерцо: сущность, свойства, историческая эволюция [Электронный ресурс] // Киевское музыковедение. Вып. 39. - Киев, 2011. - Режим доступа: http: // glierinstitute. org/ukr/digests/039/4.pdf
70.Птушко, Л. А. Стиль симфоний Авета Тертеряна : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Нижегород. консерватория. -Нижний Новгород, 1994. - 18 с.
71.Пыльнева, Л. Л. Симфония в творчестве Аскольда Мурова: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Лада Леонидовна Пыльнева ; науч. рук. Т. С. Сорокина ; НГК им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2000. - 24 с.
72. Пыльнева, Л. Л. Традиции Д. Шостаковича в симфониях А. Мурова // Шостакович и мировая культура: тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции / КГИИ. - Красноярск: 1997. - С. 63-65.
73.Раабен, Л. Н. Советский инструментальный концерт / Л. Н. Раабен. - М.: Музыка, 2017. - 308 с.
74.Ромащук, И. Гавриил Николаевич Попов. Творчество. Время. Судьба. / И. Ромащук. - М., 2000. - 450 с.
75.Русская музыкальная литература. Вып. 4 : учебное пособие для музыкальных училищ / ред. М. К. Михайлов, Э. Л. Фрид. - Ленинград : Музыка, 1985. - 264 с.
76.Ручьевская, Е.А. Анализ вокальных произведений: учебное пособие / Е. А. Ручьевская, Л. П. Иванова, В. П. Широкова и др. - Ленинград: Музыка, 1988. - 351 с.
77. Сабинина, М. Д. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль. : исследование / М. Д. Сабинина. - Москва: Музыка, 1976. - 477 с.
78.Самбриш, Е. Ю. Инструментальные концерты А. Эшпая: концепция жанра и проблема диалога: дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / Е. Ю. Самбриш. - Кишинев, 2017. - 270 с.
79.Самойленко, Е. М. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А. Эшпая: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Рос. акад. музыки им. Гнесиных. - Москва, 2003. - 26 с.
80.Саржант, А. В. Симфоническое творчество Георгия Дмитриева: особенности оркестрового стиля : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. / Рос. акад. музыки им. Гнесиных. - Москва, 2021. - 27 с.
81.Свидетельство: воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым (обратный перевод с английского) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://drive.google.eom/file/d/0B7TPYDnPVSXZWV9RLXlSdkN1N2s/view.
82.Селицкий, А. Я. Музыкальная драматургия. Теоретические проблемы : учебное пособие [Электронный ресурс] / А. Я. Селицкий. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2017. - 80 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Режим доступа: по подписке для зарегистрир. читателей СГИИ имени Д. Хворостовского: https://e.lanbook.com/reader/book/91268/#8
83.Слонимский, С. М. Симфонии Прокофьева : опыт исследования / С. М. Слонимский. - Москва : Музыка, 1964. - 230 а
84.Собкин, В. С., Грачева, А. М. К психологии еврейской идентичности / В.С. Собкин, А. М. Грачева // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - С. 105-141.
85. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры : монография / О. В. Соколов ; Гос. комитет по высшему образованию, ННГУ им. Н. И. Лобачевского. - Нижний Новгород: изд-во Нижегородского университета, 1994. - 218 с.
86.Соллертинский, И. И. Музыкально-исторические этюды / И. И. Соллертинский. - Ленинград : Музгиз, 1956. - 362 с.
87.Соловцов, А. А. Концерт / А. А. Соловцов. - Москва : Музгиз, 1963. - 59 с. - (Музыкальные формы и жанры).
88.Тараканов, М. Е. Инструментальный концерт / М. Е. Тараканов. - М. : Знание, 1986. - 55 с.
89. Тараканов, М. Е. Стиль симфоний Прокофьева / М. Е. Тараканов. - М. : Музыка, 1968. - 432 с.
90.Тихомирова, А. Б. Функциональные аспекты оркестрового тембра : на материале симфоний Авета Тертеряна : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Тихомирова Анна Борисовна; [Место защиты: Рос. ин-т истории искусств]. - Санкт-Петербург, 2019. - 31 с.
91. Уткин, А. О концертировании и его формах в современной инструментальной музыке // Стилевые тенденции в советской музыке 1960 1970-х годов. - Л., 1979. - С. 79-87.
92.Фиалкова, Л., Еленевская, М. Свои и чужие: «Русские» в Израиле (метаморфозы иммигрантского сознания) // Вестник еврейского университета №5 (23). - Москва, Иерусалим, 2001 г. - С. 147-162.
93. Фрадкин, В. Особенности содержания, формы и драматургии русского эпического симфонизма / В. Фрадкин // Проблемы музыкальной науки : сб. статей. Вып. 4. - М. : Советский композитор, 1979. - С .187-200.
94.Фролова, Т. В. Еврейская идентичность в России [Электронный ресурс] / Т. В. Фролова // Университетские чтения - 2015. Материалы научно-методических чтений ПГУ. - Режим доступа: https://pgu.ru/upload/iblock/a6e/frolova-t.v.-evreyskaya-identichnost-v-rossii.pdf.
95^адеева, Е. Н. Колокольная образность в русском музыкальном искусстве XIX - начала XX века: специальность 17.00.02. «Музыкальное искусство»: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Елена Николаевна Xадеева ; науч. рук. А. И. Кандинский ; КГК им. Н. Г. Жиганова. -Казань, 2004. - 24 с.
96^аздан, Е. В. Нигун как явление традиционной еврейской музыкальной культуры на материале общины «^аБаД Любавич»: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Xаздан Евгения Владимировна. -2008. - 25 с.
97^ейфец, И. М. Параллели и меридианы [Электронный ресурс] / И. М. Xейфец // Заметки по еврейской истории : [сайт] - Режим доступа: https://z.berkovich-zametki.com/y2020/nomer8_10/ihejfec/
98^олопова, В. Н. Российская академическая музыка последней трети XX -начала XXI веков (жанры и стили). - М., 2015. - 227 с. URL: http://kholopova.ru/Russian%20Academic%20%20Music%20(Genres%20and %20Styles).%20V.Kholopova.pdf
99^олопова, В. Н. Современная российская симфония: высота содержания и размывание жанра / В. Н. Xолопова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №10. - С. 31-34.
100. Xолопова, В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм: учебное пособие. 2-е изд. / В. Н. Xолопова - СПб:
«Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. - 368 с.
101. Чайкина, В. В. Традиция жанрово-эпического симфонизма в творчестве русских композиторов XIX века / В. В. Чайкина ; КГАМиТ. - Красноярск : [б. и.], 2010. - 36 с. - Рукопись.
102. Чайковская, В. И. К истории русского искусства: еврейская нота /
B. И. Чайковская. - Москва, 2011. - 155 с.
103. Черемных, Г. А., Гаврилова, Л. В. Некоторые особенности Четвёртой симфонии Ильи Хейфеца / Г. А. Черемных, Л. В. Гаврилова // 21 century: fundamental science and technology XXIII : Proceedings of the Conference. North Charleston, 18-19.05.2020. - Morrisville, NC, USA: Lulu Press, 2020. -
C. 10-14.
104. Черемных, Г. А. Концерт для виолончели с оркестром И. Хейфеца: в диалоге с Чайковским / Г. А. Черемных // Вестник музыкальной науки, -2022, - №3. - Новосибирск, 2022. - С. 92-99.
105. Черемных Г. А. Концерт для скрипки с оркестром Ильи Хейфеца в контексте развития жанра / Г. А. Черемных // Искусство глазами молодых: материалы ХШ Международной научной конференции, 29-30 апреля 2021 г. / Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского. - Красноярск: СГИИ имени Д. Хворостовского, 2021. - С. 32-35.
106. Черемных, Г. А. Концерт для скрипки с оркестром Ильи Хейфеца: к вопросу о еврейской национальной идентичности / Г. А. Черемных // PHILHARMONICA. International Music Journal. - 2021. - № 2. - С. 20 - 28. URL: https://nbpublish.com/library read article.php?id=35203
107. Черемных, Г. А. Музыкальная цитата в симфоническом творчестве Ильи Хейфеца / Г. А. Черемных // Культура и искусство: поиски и открытия: сборник научных статей: в 2 т. / Кемеровский государственный институт культуры. - Кемерово: КемГИК, 2022. - Т. II. - С. 21-25.
108. Черемных, Г. А. Третья симфония Ильи Хейфеца как пример эпико-драматического симфонизма / Г. А. Черемных // Культура и искусство: поиски и открытия: сб. науч. ст. Кемеровский государственный институт культуры. - Кемерово: Кемеров. гос. институт культуры, 2020. - Т. II. -С. 5-11.
109. Чернова, Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке / Т. Ю. Чернова. - Москва : Музыка, 1984. - 144 с.
110. Шелудякова, О. Е. Исповедь и проповедь как феномены искусства (на примере музыкальной культуры позднего романтизма) [Электронный ресурс] / О. Е. Шелудякова // Вестник ЕДС. - 2011. - №1. - С. 161-178. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispoved-i-propoved-kak-fenomeny-iskusstva-na-primere-muzykalnoy-kultury-pozdnego-romantizma.
111. Штейн, Е. Э. Формирование этнической самоидентификации у потомков русско-еврейских браков в современной России: специальность 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология: автореф. дис. ... докт. историч. наук / Е. Э. Штейн. - Москва, 2005. - 50 с.
112. Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eleven.co.il.
113. Юхнёва, Н. В. Израиль: материалы экспедиций и командировок / Н. В. Юхнева. - СПб.: МАЭ РАН, 2010. Вып. 1. - 216 с.
114. Юхвидин, П.А. Восток и Запад в новейшей симфонической музыке Израиля: на примере «Яффской» симфонии Ильи Хейфеца / П. А, Юхвидин // Композитор в современном мире: материалы Международной научной конференции Актуальные проблемы современного композиторского творчества, 19-20 октября 2011 г. - Красноярск: [б. и.], 2011. - С. 135-137.
115. Ярустовский, Б. М. Симфонии о войне и мире / Б. М. Ярустовский ; Академия наук СССР. - Москва: Наука, 1966. - 367 с.
116. Cheremnykh, G. The Evolution of the Jewish National Identity in the Work
of Ilya Heifetz // Social Sciences and Humanities Proceedings, The 5th Interna-
217
tional Conference on Art Studies: Research, Experience, Education (ICASSEE 2021), Dec 2021, Volume 1, p.109 - 117 ISBN: 9789048557240
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нотные примеры
Пример №1. Тройной концерт, 1 часть, тема №1.
Пример №2. Тройной концерт, 1 часть, тема №2.
Пример №3. Тройной концерт, 1 часть, тема №2 (инверсия).
Пример №4. Тройной концерт, 1 часть, тема №3.
Пример №5. Тройной концерт, 1 часть, т. 277, партия первых скрипок.
Пример №6. Тройной концерт, 1 часть, т. 354.
Пример №7. Тройной концерт, 2 часть.
Пример №8. Тройной концерт, 3 часть, начало.
Пример №9. Тройной концерт, 1 часть, начало каденции.
Пример №10. Тройной концерт, 3 часть
Пример №11. Концерт для виолончели с оркестром, вступление.
Пример №12. Концерт для виолончели с оркестром, тема главной партии.
Пример №13. Концерт для виолончели с оркестром, тема побочной партии.
Пример №14. Концерт для скрипки с оркестром, 1 раздел.
Пример №15. Концерт для скрипки с оркестром, 1 раздел.
Пример №16. Концерт для скрипки с оркестром, 2 раздел (фрейлехс).
Пример №17. Застольный напев из сб. М. Береговского.
Пример №18. Симфония №1, главная тема.
Пример №19. Симфония №1, ПП, тем. эл-т №4 («тема креста»).
Пример №20. Симфония №1, тем. эл-т №6 («барабанная дробь»).
Пример №21. Симфония №1, 3 фаза, ритмическое остинато.
Пример №22. Симфония №1, третья фаза.
Пример №23. Симфония №4, начало, «тема Откровения».
Пример №24. Симфония №4, 1 раздел, тем. эл-т №2.
Пример №25. Симфония №4, 1 раздел, тем. эл-т №3.
Пример №26. Симфония №4, 1 раздел, предвосхищение «темы сопротивления».
Пример №27. Симфония №4, 1 раздел, предвосхищение «темы сопротивления».
Пример №28. Симфония №4, цитата еврейской песни «Кто стучит так
поздно ночью».
Пример №29. Симфония №4, формирование темы еврейской песни.
Пример №30. Симфония №4, тема секвенции Dies irae.
Пример №31. Симфония №4, «тема сопротивления».
Пример №32. Симфония №4, 4 раздел.
Пример №33. Симфония №2, 1 ч., основная тема.
Пример №34. Симфония №2, 1 ч., фанфарная тема, начало третьей
фазы.
Пример №35. Б. Ярков «Омский вальс».
Пример №36. «Омская» симфония, 2 ч., 1 тема.
Пример №37. Э. Артемьев, музыка к к/ф «Раба любви».
Пример №38. Симфония №2, 2 ч., 2 тема.
Пример №39. Симфония №2, 3 ч., 1 тема.
Пример №40. Симфония №2 «Омская», 3 ч., 3 тема.
Пример №41. А. Бородин Симфония №2.
Пример №42. Симфония №3, 1 ч., 1 раздел.
Пример №43. Симфония №3, 1 ч., ср. раздел.
Пример №44. Симфония №3, 2 ч., 1 строфа.
Пример №45. Симфония №3, 2 ч., 2 строфа.
Пример №46. Симфония №3, 2 ч., 3 строфа.
Пример №47. Симфония №3, 2 ч., 4 строфа.
Пример №48. Симфония №3, 3 ч., 1 эл-т вступления.
Пример №49. Симфония №3, 3 ч., 2 эл-т вступления.
Пример №50. Симфония №3, 4 ч., кульминация 1 строфы.
ш
с
г л , тр > / 4 . ^ л » * * * 1 > 1 # 4 * - 1»> »Г ГТ1Г > -• »
\%л-:-' * * ф ' —^
Яеа-
ела-вл. ела-ва. ела-па. ела - ва!
тр
г |> г *»
1\-
> N6« - а»
тр
:.|а- и, сла-па, >
>
ела - ва'
1 | ^ ч :ч I Ь» Ц*
т.
V
щ
>
\С'и - аа тр >
? г П I >==Ё
В"
- аа
■а-па. ела-ва, ела-на,
> >
и*! I '
г
ш - на)
* аГ
ела-на. ела-на. ела-на.
Г
ш - на'
Пример № 51 а. Симфония №3, 4 ч., 2 строфа.
Пример №51 б. Симфония №3, 4 ч., 2 строфа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблицы
Таблица 1. Текст Симфонии №3.
1 часть «Н 1а земле»
Текст симфонии Текст Библии
Увы, народ грешный, Увы, народ грешный, оставили Господа, повернулись назад. 1:4 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад.
Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем, Земля ваша опустошена, поля ваши в ваших глазах съедают чужие. 1:7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие
Вся голова в язвах, всё сердце исчахло. Всё сердце исчахло, от подошвы до темени нет здорового места, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные, и несмягченные елеем. 1:5 Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло. 1:6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство? 1:5 Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло.
Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для меня, новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Беззаконие и празднование. 1:13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!
И когда вы простираете руки ваши - я закрываю очи мои. И когда вы умножаете моленья ваши - я не слышу. Не носите больше даров тщетных. Ваши руки полны крови! 1:15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не слышу: ваши руки полны крови.
2 часть «На небе»
Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз его наполняли весь храм. И края риз его наполняли весь храм. Вокруг него стояли серафимы, и взывали они друг к другу: «Свят, свят, свят Господь Саваоф; вся земля полна славы Его!». И поколебались верхи врат от гласа восклицавших, и дом наполнился курениями. 6:1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. 6:2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 6:3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля
полна славы Его! 6:4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
И сказал я: «Горе мне, погиб я! Ибо я -человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». 6:5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него - горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. И коснулся им уст моих, и сказал: «Вот, теперь беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». 6:6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 6:7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого мне послать, и кто пойдет для нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня!». 6:8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
3 часть «Послание»
А Народ мой! Народ мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение, и путь стезей твоих испортили. 3:12 Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.
В Что вы тесните народ мой и угнетаете бедных? Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, как будто вы одни поселены на земле! 3:15 Что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? 5:8 Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.
С Горе тем, горе тем, которые зло называют добром, и добро злом. Горе тем, которые тьму почитают светом, и свет -тьмою, горькое - сладким, и сладкое -горьким. Горе тем, которые за подарки оправдывают виновного, а правых лишают законного. 5:20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! 5:23 Которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!
Б За то как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется как прах. 5:24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.
Е И сильный будет отрепьем, а дело его -искрою: и будут гореть вместе - и никто не потушит. 1:31 И сильный будет отрепьем, и дело его -искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит.
4 часть «Аллилуйя»
Ищите правды: спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать 1:17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
зло. Научитесь делать добро. 1:16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 1:17 научитесь делать добро,
И будет в тот день: Господь снова прострет руку свою, чтобы возвратить себе остаток народа своего - и покой его будет слава. Слава! (5 р.) 11:11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. 11:10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,- и покой его будет слава.
Не будут больше делать зла и вреда на всей святой горе моей, ибо земля будет наполнена мудростью Господа, как воды наполняют море. 11:9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
И скажешь в тот день: «Славлю Тебя, Господи! Ты гневался на меня, но отвратил гнев свой и утешил меня». И в радости будешь черпать воду из источников спасения. 12:1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. 12:3 И в радости будете почерпать воду из источников спасения
Пойте Господу, ибо Он соделал великое, да знают об этом по всей земле! Аллилуйя! 12:5 пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле.
Таблица 2. Симфония №3, 1 часть
1 часть Середина Синтетическая реприза
1-95 тт. 96-146 тт. 147-201 тт.
Увы, народ грешный Увы, народ грешный Оставили господа, повернулись назад Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем И земля опустошена, и поля ваши в ваших глазах съедают чужие. Вся голова в язвах, всё сердце исчахло Всё сердце исчахло, от подошвы до темени нет здорового места Гноящиеся раны, неочищенные, необвязанные, не смягченные елеем Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство Не носите больше даров тщетных, курение отвратительно для меня, новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть. Беззаконие и празднование. Беззаконие и празднование. И когда вы простираете руки ваши, я закрываю очи мои. И когда вы умножаете моленья ваши, я не слышу. Не носите больше даров тщетных. Ваши руки полны крови.
Таблица №3. Симфония №3, 2 часть.
Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз его наполняли весь храм. И края риз его наполняли весь храм. 6:1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. 1 строфа
Вокруг него стояли серафимы, и взывали они друг к другу: «Свят, свят, свят Господь Саваоф; вся земля полна славы Его!». 6:2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 6:3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! 2 строфа
И поколебались верхи врат от гласа восклицавших, и дом наполнился курениями. 6:4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. 3 строфа
И сказал я: «Горе мне, погиб я! Ибо я - человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». 6:5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. 4 строфа
Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него -горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. И коснулся им уст моих, и сказал: «Вот, теперь беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». 6:6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 6:7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. 5 строфа
И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого мне послать, и кто пойдет для нас?» И я сказал: «Вот я, пошли меня!». 6:8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. 6 строфа
Таблица №4. Симфония №3, 2 часть.
Тт. 232-246
Вокруг него стояли серафимы, и взывали они друг к другу: баритон-соло
«Свят, свят господь Саваоф, и вся земля полна славы его». хор
Тт. 288-350
Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся им уст моих и сказал: баритон-соло
«Вот теперь беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен». хор
И услышал я голос Господа, говорящего: баритон-соло
«Кого мне послать, и кто пойдет для нас?» хор
И я сказал: «Вот я! Пошли меня!» баритон-соло
Таблица №5. Симфония №3, 3 часть.
1 строфа - 2 строфа 3 строфа 4 строфа 5 строфа
вступление
358-398 тт. 399-437 тт. 438-478 тт. 479- 493 тт. 494-512 тт.
(20 т. (11 т. оркестр) (7 т. оркестр) (2 т. оркестр) (13 т. оркестр)
оркестровое
вступление)
Народ мой! Что вы тесните Горе тем, горе тем, За то как И сильный
Народ мой! народ мой и которые зло огонь съедает будет
Вожди твои угнетаете называют добром, и солому, и отрепьем, а
вводят тебя в бедных? Горе добро злом. Горе пламя дело его -
заблуждение, вам, тем, горе тем, истребляет искрою: и
и путь стезей прибавляющие которые тьму сено, так будут гореть
твоих дом к дому, почитают светом, и истлеет вместе - и
испортили. присоединяющие свет - тьмою, корень их, и никто не
поле к полю, как горькое - сладким, цвет их потушит.
будто вы одни и сладкое - разнесется
поселены на горьким. Горе тем, как прах.
земле! которые за подарки оправдывают виновного, а правых лишают законного.
Таблица №6. Симфония №3, 4 часть.
1 строфа Тт. 513-553 2 строфа Тт. 554-587 3 строфа (кода) Тт. 588-631
Ищите правды: спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать зло. Научитесь делать добро. И будет в тот день: Господь Не будут больше делать зла и вреда на всей святой горе моей, ибо земля будет наполнена мудростью Господа, как воды наполняют море. И скажешь в тот день: «Славлю Тебя, Господи! Ты Пойте Господу, ибо Он соделал великое, да знают об этом по всей земле! Аллилуйя!
снова прострет руку свою, гневался на меня, но
чтобы возвратить себе отвратил гнев свой и
остаток народа своего - и утешил меня». И в радости
покой его будет слава. будешь черпать воду из
Слава! (5 р.) источников спасения.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.