Инструментальные концерты Александра Арутюняна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Кокжаев, Михаил Артемович

  • Кокжаев, Михаил Артемович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 199
Кокжаев, Михаил Артемович. Инструментальные концерты Александра Арутюняна: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2007. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кокжаев, Михаил Артемович

Введение.

Глава I. Концерт для флейты, струнных, арфы и колоколь чиков.

Глава II. Концерт для гобоя и малого симфонического оркестра.

Глава III. Концерт для трупы и симфонического оркестра.

Глава IV. Концерт для тромвона и симфонического оркестра.

Глава V. Концерт для тувы и симфони ческого оркестра.

Глава VI. Концертино для фортепиано и симфонического оркестра.

Глава VII. Концерт для скрипки и струнного оркестра.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Инструментальные концерты Александра Арутюняна»

Сравнительно недавно армянская профессиональная музыка, выйдя за пределы христианских храмов, где она преБЫва^а-почта полтора тысячелетия и накопила огромный опыт {/ монодической культуры, стала стремительно осваивать традиции европейских жанров, прежде ей неведомых, и заполнила многочисленные художественные «ниши» сценических мистерий, связанных с камерными, симфоническими ^рлерными и иными, уже освоенными в Европе, J формами музыкального творчества.

Целая плеяда Блистательных композиторов Буквально за несколько десятилетий воздвигла новое здание национальной музыкальной культуры, охватив практически все существующие музыкальные жанры.

В этом ряду выдающихся подвижников творчество Александра Арутюняна заняло одно из ключевых мест не только в цепи исторических событий, но и с позиции значимости его „ произведений, подавляющее большинство которых стало художественным эталоном в J масштабах всей национальной композиторской школы Армении.

Широта жанрового охвата в творчестве Александра Арупоняна Беспрецедентна. Наряду с монументальными произведениями — симфониями, концертами, кантатами, оперой — перу композитора принадлежит огромное число сонатных циклов, вокальных и инструментальных сочинений, фортепианных сюит и пьес, хоровых полотен. А главное, все Без исключения созданные композитором сочинения овладают качеством предельного художественного 1 совершенства, чем, совственно, и объясняется их многолетняя востреБОванность: со сцен многих стран мира звучала и звучит музыка Арутюняна.

Одним из самых замечательных свойств этой музыки является устремленность к возвышенным духовным идеалам, к той авсолютной форме музыкального самовыражения, | которая, став достоянием овщества, становится также определенным художественным и ! нравственным ориентиром.

С другой стороны, простота и доступность восприятия его музыки достигается отнюдь не элементарностью технологического воплощения. Овразная рельефность, стереоскопичность музыкальных картин с их почти зримой многомерностью реализуется с помощью тончайших композиционных приемов, порой весьма своеобразных и новаторских. Изящный, типично армянский мелодизм в своей драматургической целостности воплощается в Безупречной художественной форме, в которой нет ничего лишнего, и всегда присутствует концептуальная символическая исчерпанность выражаемой идеи.

Существует множество публикации о творчестве Александра Арутюняна: среди них многочисленные статьи в журналах, Беседы современников о его творчестве, стилистике и эпохе, аналитические очерки, посвященные отдельным произведениям, а также собственные воспоминания композитора. Среди перечисленных есть немало овстоятельных и значительных трудов как с точки зрения научного осознания особенностей композиционной стилистики, так и в аспекте исторического значения его наследия в масштабах национальной культуры. Автору же данной равоты представляется необходимым исследовать сам процесс того, как мастер находит абсолютно точное решение в реализации овраза, какое избирает средство выразительности в каждом из эпизодов, как компанует форму, находя в ней алгоритм соответствия частного и целого, наконец, как ему удается придать музыкальному потоку графическую пластику, регулируя его течение динамическими сгущениями и разрежениями ткани и добиваясь предельного совершенства пропорций. Более того, детальный анализ музыкального текста, предполагающий «композиторский» эстетико-технологический ракурс исследования, в котором акценты смещены в сторону поиска адекватности между композиционным приемом и вложенным в него художественным смыслом, может стать поводом для изыскания новых методов музыкальной аналитики, соответствующих солее глубокому осмыслению феномена композиторского творчества1.

В целом наследие Александра Арутюняна чрезвычайно велико, и автор этого исследования предпочел ограничиться изучением самых ярких произведений концертного жанра, имеющих эпохальное,^ значение как в творчестве композитора, так и в истории армянского инструментального концерта. В рамках данного аналитического исследования представлены только самые важные и необычные находки в избранной области.

Александр Арутюнян, вне сомнения, композитор концертный, творец-тривун, его музыка — это почти всегда речь оракула, декларативно-утвердительная и прямая, ясно изложенная, даже в тех случаях, когда она побуждает слушателя к поиску ответов на поставленные вопросы о сущности явлений. Скорее всего эта творческая позиция и послужила причиной создания довольно большого числа концертов, охвативших практически весь известный нам академический инструментарий. Давы нагляднее продемонстрировать широту и мощь инструментально-концертного размаха композитора, автор исследования, посвятив каждому из рассматриваемых концертов отдельную главу, расположил их соответственно I порядку расположения инструментов в партитуре. Первые две главы посвящены концертам для ' деревянных духовых: для флейты и струнного оркестра и для говоя с малым симфоническим составом. Следующие три главы представляют концерты для медных духовых: для трувы,

1 В работе применены принципы целостного анализа, сформулированные в трудах В.А.Цуккермана и Л.А.Мазеля. Воспользовавшись ими, автор диссертации тем не менее несколько изменил ракурс рассмотрения и выполнил аналитическую часть работы, ориентируясь на собственный композиторский опыт. Иными словами, п дополнение к губинному анализу были присовокуплены вопросы выбора средств выразительности для реализации образности конкретною фрагмента, а также выявление логики причинно-следственных связей в композиционных моделях всех уровней. тромвона и тупы с большими симфоническими составами. Затем, как и следовало по партитуре, рассматривается Концертино для фортепиано и оркестра, замыкается же цикл Концертом дня скрипки и струнного оркестра.

Некоторые из этих произведений стали неизменным украшением концертов на многих сценах мира и уже не одно десятилетие вызывают восторг пувлики. Следует заметить, что модель композиционного мышления при создании инструментального концерта всегда предполагает как бы ОБратное движение в логике организации ткани: не от музыкальной идеи к ее техническому воплощению, как это Бывает в чисто оркестровой музыке, а наоворот: < композитор сначала изыскивает инструментальные «изюминки», присущие конкретному концертному инструменту-лидеру, и лишь затем формирует идеальный ряд полотна. Только при таком порядке композиционного выстраивания формы возможна та концертная яркость, которая является определяющей для жанра.

Конечно, при сопоставлении индивидуальных инструментальных свойств концертного «лидера» с концептуальными задачами,^мастер всегда находит систему взаимодействия между технологической атриьугакой и художественным смыслом. В этом сложном процессе очень важной является провлема архитектонического размещения линии солиста в пространстве концерта, что в первую очередь связано с нагрузками, которые спосовен выдержать инструмент. Например, в Концерте для труБЫ с оркестром Александр Арутюнян выстроил сольную партию из кратких, не волее чем в два с половиной такта, фраз, поскольку большой расход воздуха при исполнении не позволяет играть дольше. Это же, в свою очередь, определило и овщую систему фразеологической дроыюсти концерта. Во флейтовом же концерте все с точностью до «наокорот».

В целом диссертация посвящена выявлению осовенностей инструментально-концертаой стилистики Александра Арупоняна.

Несмотря на огромную значимость личности А. Арупоняна для музыкального искусства Армении и неизменный исполнительский интерес к его сочинениям во всем мире, приходится констатировать, что в изучении его обширного творчества еще немало «белых пятен». Среди множества публикаций о композиторе чрезвычайно мало крупных теоретико-аналитических исследований. Что же касается инструментальных концертов композитора, то за исключением Концерта для трубы и Концертино для фортепиано остальные произведения Арутюняна в этом жанре практически остались вне поля зрения исследователей.

Особо следует упомянуть изданную в 1962 г. небольшую по объему монографию И. Еолян1, в которой на тот период времени творческий портрет Арутюняна представлен достаточно обстоятельно. Из четырех лаконичных глав книги первая (Годы юности.

1 Еолян И. Р. Александр Арутюнян. М.: «Советский композитор», 1962.

Формирование творческого облика) носит историко-биографический характер. В заключительной главе в виде краткого обобщения выведены некоторые особенности творчества композитора. Собственно аналитические вторая и третья главы посвящены соответственно вокально-инструментальным и симфоническим, в том числе и эстрадным, сочинениям Арутюняна. Из инструментальных концертов в книге представлены только Концерт для трубы с оркестром и Концертино для фортепиано с оркестром, изданные до 1962 г. Особо подчеркнуты национально-интонационные истоки музыки композитора, а также опора на классические нормы формообразования. Автор также отмечает компактность симфонических полотен Арутюняна, находя в них некоторую драматургическую «недосказанность». Однако в целом аналитическая составляющая данного исследования больше имеет образно-эстетическую направленность, не предполагающую технологически углубленного разбора музыкальной ткани партитур композитора.

Среди других музыковедческих работ, в которых в том или ином объеме освещается творчество А. Арутюняна, необходимо отметить следующие (в хронологическом порядке): А. Гилина. Кантаты «Родина» и «Армения» (Ер., «Советакан граканутюн ев арвест», 1949, №2); С. Коптев. Симфония А. Арутюняна («Советская музыка», 1958, №4); С. Коптев. Александр Арутюнян (Ер., «Айпетрат», 1962); Ш. Апоян. Фортепианная музыка Советской Армении (Ер., «Айастан», 1968); Г. Тигранов. Певец правды, любви и свободы («Советская музыка», 1970, №1); М. Берко. Александр Арутюнян («Культура и жизнь», 1971, №4); Г. Тигранов. Армянский музыкальный театр. Том 3 (Ер., «Армгосиздат», 1975); М. Рухкян. Армянская симфония. Исследовательские очерки (Ер., и-во АНАрмССР, 1980); Р. Степанян. Неутомимый, энергичный, яркий художник («Советская музыка», 1980, №12); С. Саркисян. Вопросы современной армянской музыки/ 60-е годы/(Ер., «Советакан грох», 1983); М. Арутюнян, А. Барсамян. История армянской музыки: с древнейшего периода до наших дней (Ер., 1996); М. Рухкян. Наследник и творец традиций («Музыкальная академия», 2001, №2); Ж. Зурабян. Интонационные истоки и национальное своеобразие тематизма в армянской симфонической музыке/1950-60 гг./ (Ер., «Комитас», 2002).

В 2006 г. список работ о творчестве А. Арутюняна пополнился аналитической монографией автора данной диссертации1. В книге, состоящей из одиннадцати глав и обширного нотно-иллюстративного материала, объем исследования значительно шире: охвачены практически все музыкальные жанры, в которых работает композитор.

Кокжаев М. А. Александр Арутюнян. Особенности композиторского стиля. М.: Издательский Дом «Композитор», 2006 — 472 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кокжаев, Михаил Артемович, 2007 год

1. Апоян Ш.А., Фортепианная музыка Советской Армении. Ереван, "Айастан", 1968, с. 142-149.

2. Арупонян А.Г., Воспоминания (сост. А.Будагян). М.: "Советский композитор", 1962.

3. Арупонян М.Г., Барсамян А.А., История армянской музыки с древнейшего периода до наших дней: Учевное пососие. Ереван, "Нор дпроц", 1996, с. 319-322 (на арм. яз.).

4. Асафьев Б.В.,. Критические статьи, очерки, рецензии. М-Л.: "Музыка", 1967, 300 с.

5. АсафьевБ.В., Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2. Л.: "Музыка", 1971, 376 с.

6. Армянские композиторы (сост. Атаян РА.). Ереван, "Арммузгиз", 1956, с. 157-161.

7. Атаян Р. А. ^Современный музыкальный язык в произведениях советских армянских композиторов. В сб.: Музыка и современность. М.: "Музыка", 1962, с. 371-398.

8. Барсова И.А., Опыт этимологического анализа. "Советская музыка", 1985, №9.

9. Берко М.А., Александр Арупонян. "Советакан арвест", Ереван, 1988, №8, с. 14-27 (на арм. яз.).

10. БеркоМ.А., Александр Арупонян. "Культура и жизнь", \91\,Ш, с. 41-42.И. Беседы И.Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания. М.: "Тантра", 1995,206 с.

11. Варунц В.П., Музыкальный неоклассицизм. Исторические очерки. М.: "Музыка", 1988, 80 с.

12. Геодакян Г.Ш., Два творческих портрета: А.Арупонян, Л.Сарьян. "Советакан арвест", Ереван, 1971, Ш, с. 33-37 (на арм. яз.).

13. Гилнна Е.И., Кантаты "Родина" и "Армения" А. Арутюняна. "Советакан граканупон ев арвест", Ереван, 1949, №2, с. 113-118 (на арм. яз.).

14. Даннлевнч JI.B., Симфонизм как музыкальная драматургия. В кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, вып. 2. М., 1955.

15. Джагацнанян К.А., С душевной болью и надеждой (весела с композитором А.Арупоняном). "Еражштакан Айастан", Ереван, 2003, М-2, с. 25 (на арм. яз.).

16. ЕолянИ.Р., Александр Арупонян. М.: "Советский композитор", 1962,108 с.

17. ЕолянИ.Р., Сказ о земле армянской. "Советская музыка", 1961, №11, с. 23-26.9.3енфас Н.М., Concerto grosso в музыке Барокко. В сб.: Провлемы музыкальнойнауки, вып. 3, М., 1975.

18. Зуравян Ж.П., Интонационные истоки и национальное своеобразие тематизма в армянской симфонической музыке 1950-1960гг. Ереван, "Комитас", 2002, с. 44-47, 78-84.

19. Кокжаев М.А., Александр Арутюнян: осовенносга композиторского сталя. М.: Издательский Дом "Композитор", 2006,472 с.

20. Кокжаев МЛ., Восток-Запад: различие в восприятии и восприятие различий сущности музыкальной ткани (Тезисы докладов II международного музыкального симпозиума "Восток-Запад: диалоги в Армении"). Ереван, 2001.

21. Кокжаев М.А., Моделирование интонационных и ритмических особенностей фольклора как тенденция к художественному совершенству (Материалы международной конференции-фестиваля "Народное творчество и композиторское искусство"). Ереван, "Арчеш", 2006.

22. Кокжаев М.А., Неовычное в обычном. Признаки зарождения новых технологий в парадоксах музыки XX века. В кн.: Сворнпк музыковедческих трудов, т. 1. Ереван, "Комитас", 2000.

23. Кокжаев М.А., О стиле Михаила Броииера (триптих "евангелических концертов"). В св.: Музыка России: от средних веков до современности, вып. 2. М.: Издательский Дом "Композитор", 2004, с. 216-248.

24. Кокжаев М.А., О технике овертоновых "подсветок" в инструментально-ансамБлевом и оркестровом письме. В кн.: Сворник музыковедческих трудов, т. 2. Ереван, "Комитас", 2003.

25. Кокжаев М.А., Пространственная многомерность музыкальной композици. В сб.: Вопросы теории и эстетики армянского музыкального творчества. Ереван, "Арчеш", 1999.

26. Кокжаев М.А., Техника стилистических подобий в творчестве А.Хачатуряна. В сб.: Арам Хачатурян и музыка XX века. Ереван, "Арчеш", 2003.

27. Кокжаев М.А., Топология музыкального пространства. М.: Издательский Дом "Композитор", 2004,87 с.

28. КоненВ.Д., Театр и симфония. М.: "Музыка", 1975, 376 с.

29. Коптев С.В., Александр Арутюнян. Ереван, "Айпетрат", 1962 (на арм. яз.).

30. Коптев С.В., Симфония А. Арутюняна. "Советская музыка", 1958, №4, с. 41-44.

31. Лазарь Сарьян и его время (сост. Сарьян А.А.) Ереван, "Арчеш", 2001, с. 69-76.

32. Лосев А.Ф., Дерзания духа. М.: "Политиздат", 1988,364 с.

33. Лосев А.Ф., Музыка: логические основы. В его кн.: Из ранних произведений. М.: "Правда", 1990.

34. Медушевский В.В., Интонационная теория в исторической перспективе. "Советская музыка", 1985, №7.

35. Медушевский В.В., Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа. В сб.: Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев, "Музыкальная Украина", 1988,122 с.

36. Медушевский В.В., О динамическом контрасте в музыке. В св.: Эстетические очерки, вып. 2. М.: Изд-во Московской консерватории им. П.И.Чайковского, 1967.

37. Никитина Л.Д., Советская музыка: история и современность. М.: "Музыка", 1991, 278 с.

38. Николаева Н.С., Симфонический метод Бетховена. В кн.: Музыка Французской революции XVIII в. Бетховен. М., 1967.

39. Протопопов В.В., Вариационные процессы в музыкальной форме. М.: "Музыка", 1967,150 с.

40. Протопопов В.В., Очерки го истории инструментальных форм XVI начала XIX вв. М.: "Музыка", 1979,327 с.

41. Протопопов В.В., Принципы музыкальной формы Бетховена. М.: "Музыка", 1970, 331 с.

42. РаавенЛ.Н., Музыка Барокко. В св.: Вопросы музыкального стиля. Д.: ЛГИТМИК, 1978,176 с.

43. Раавен JI.H., Советский инструментальный концерт, кн. 1-2. Л.: "Музыка", 1967-76, 307с. 80 с.

44. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Провлема стилей в западно-европейском искусстве XV XVII вв. М.: "Наука", 1966,348 с.

45. Рухкян М.А., Армянская симфония. Исследовательские очерки. Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1980, с. 40-45,94.

46. Рухкян М.А., Краски жизни. Композитор А. Арутюнян. "Музыка в СССР", 1986, апрель-июнь, с. 16.

47. Рухкян М.А., Наследник и творец традиций. "Музыкальная академия", 2001, Ш, с. 25.

48. Саркисян С.К., Вопросы современной армянской музыки (60-е годы). Ереван, "Советакан грох", 1983, с. 12,24,29, 83.

49. Саркисян С.К., Новые пути камерно-вокального жанра. В св.: Советская музыка на современном этапе (под ред. Г.Головинского, Н.Шахназаровой). М., 1981, с. 238278.

50. Сарьян А.А., Александр Арутюнян 80. "Еражнггакан Айастан", Ереван, 2000, №2(3), с. 32-33.

51. СкрсБков С.С., Полифония и полифонические формы. М.: "Советский композитор", 1962,45 с.

52. Скрсвков С. С., Художественные принципы музыкальных стилей. М.: "Музыка", 1973,448 с.

53. Соллертинский ИИ, Романтизм, его овщая и музыкальная эстетика. В его кн.: Исторические этюды, т. 1. J1.: "Музгиз", 1963.

54. Сохор А.Н., Стиль, метод, направление. В св.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4. Д.: "Музыка", 1965.

55. Степаняи P.O., Неутомимый, энергичный, яркий художник. "Советская музыка", 1980, №12, с. 34-37.

56. Тагмизян Н.К., Новый овраз. "Советакан арвест", Ереван, 1961, №11, с. 12-17 (на арм. яз.).

57. Тараканов М.Е., Инструментальный концерт. М.: "Знание", 1986, 56 с.

58. Тараканов М.Б., Новая тональность в музыке XIX века. В св.: Провлемы музыкальной науки, вып. 1. М., 1972.

59. Тер-Симонян М.П., Камерно-инструментальная ансамвлевая музыка Армении. Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1974, с. 58-59.

60. Тигранов Г.Г., Армянский музыкальный театр (том 3). Ереван, "Армгосиздат", 1975, с. 130-143.

61. Тигранов Г.Г., Певец правды, любви и свободы. "Советская музыка", 1970, №1, с. 29-33.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.