Карл Нильсен. Инструментальное творчество тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Мамонтова, Наталия Леонидовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 314
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Мамонтова, Наталия Леонидовна
Введение
Гл. 1. Карл Нильсен — классик датской музыки
1.1. Основные пути развития датской музыкальной культуры.
1.2. Творческий путь Карла Нильсена.
Гл. 2. Эволюция симфонизма.
2.1. От Первой симфонии к Четвертой.
2.2. Шестая симфония.
Гл. 3. Пятая симфония как кульминация творчества Карла Нильсена
Гл. 4. Инструментальные концерты
4.1. Скрипичный концерт.
4.2. Концерт для флейты с оркестром.
4.3. Концерт для кларнета с оркестром.
Гл. 5. Камерно-инструментальные и фортепианные произведения Нильсена
5.1 Камерные инструментальные произведения.
5.2 Фортепианное творчество.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Инструментальное творчество Вильгельма Стенхаммара в контексте искусства Скандинавских стран и Финляндии конца XIX - начала XX века2012 год, кандидат искусствоведения Шихерина, Анастасия Александровна
Кристиан Синдинг: Портрет норвежского композитора2003 год, кандидат искусствоведения Кривцова, Елена Викторовна
Симфоническое творчество Георгия Дмитриева: особенности оркестрового стиля2021 год, кандидат наук Саржант Александр Владимирович
Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии2004 год, кандидат искусствоведения Копосова, Ирина Владимировна
Ю.В. Воронцов. Эстетические взгляды и музыкальная композиция2016 год, кандидат наук Озерская Ольга Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Карл Нильсен. Инструментальное творчество»
В истории мировой культуры Дания представлена широко известными именами великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, скульптора Бертеля Торвальдсена, философа Серена Кьеркегора. Среди них достойное место по праву принадлежит Карлу Нильсену (1865-1931). Он стал основоположником национальной композиторской школы, и значение его для Дании можно сопоставить со значением Грига для Норвегии, Сибелиуса — для Финляндии. Долгое время музыка Нильсена оставалась в музыкальных кругах Дании своего рода эталоном, образцом для подражания, его имя — непререкаемым авторитетом, его мнение — единственно возможной истиной. Многогранная творческая деятельность Нильсена — композиторская, дирижерская, педагогическая, литературная позволяет назвать его среди крупнейших фигур в музыкальном мире как Скандинавии, так и всей Северной Европы.
Столь насыщенная творчеством жизнь была возможна благодаря его удивительной работоспособности, той трудовой «закваске», тому фундаменту, который был заложен в детстве. Судьба Нильсена очень интересна и необычна: выходец из деревни на острове Фюн, сын маляра, он стал выдающимся представителем национальной культуры. Его облик сочетал в себе первозданную непосредственность и открытость с поразительной глубиной интеллекта, что проявилось уже в первых его произведениях.
После смерти композитора в 1931 году его жизнь и творчество начали активно изучаться, в Дании появился ряд трудов, среди которых особенно выделяется двухтомная монография Торбена Майера «Карл Нильсен. Художник и человек»1, содержащая полную биографию композитора и анализ основных музыкальных произведений. Также следует назвать сравнительно недавно вышедшую в Дании монографию Йенсен Йоргена «Карл л
Нильсен, датчанин» и фундаментальный труд Вагна Каппеля «Современные датские
1 Меуег Т. Саг1 N¡615611. Киг^пегеп Меппезке!. КоЬ., 1947.
21епзеп 10г%еп I. Саг1 МеЬеп, с1ап5кегеп. МгшкЫс^гаА. КяЬ., 1991. о композиторы на фоне датской музыкальной жизни и истории» . Эти монографии содержат ценный материал об этапах жизненного и творческого пути композитора, об истории создания ряда произведений. Интерес к фигуре Нильсена возник не только в Дании, о чем свидетельствует труд английского музыковеда Роберта Симпсона «К. Нильсен — симфонист»4, в котором детально рассматриваются все симфонии и есть ценные наблюдения над ладогармоническим языком. Кроме того, благодаря полученной возможности работы в Датской королевской библиотеке удалось ознакомиться с трудами американских музыковедов (работы на соискание кандидатской и докторской степени), специализирующихся на творчестве Нильсена. Однако все они сфокусированы на теоретических вопросах, посвященных форме и гармоническому языку, а проблемы стиля и исторического места композитора затронуты лишь вскользь. Помимо этого, некоторые наблюдения кажутся даже наивными: так, в нескольких работах авторы составили большие таблицы, в которых подсчитано, сколько раз в той или иной части симфонии композитор использовал трезвучия, большие, малые, уменьшенные септаккорды, нонаккорды и т.д. На основе этих таблиц делаются соответствующие выводы. Среди них наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживают работы Д. Уилсона «Аналитическое и статистическое изучение гармонии в шести симфониях Карла Нильсена»5 и Дж. Хайатта «Форма и тональная организация в поздних инструментальных произведениях Карла Нильсена»6. В них положения о гармонии и форме Нильсена представляются достаточно убедительными.
При изложении творческого пути мы опирались на фактологический материал монографии Дж. Лоусона «Карл Нильсен»7, но в большей степени понять облик художника и его творческие позиции нам помогли собственные высказывания композитора: автобиография Min Fynske Barndom {Мое детство на Фюне) и сборник музыкальных эссе Levende Musik (Живая музыка) (перевод этих трудов на русский язык сделан автором данной работы и представлен в приложении). Живой и непосредственный язык, особенная наблюдательность, образность и оригинальность изложения придают им высокую художественную ценность и рисуют чрезвычайно привлекательный портрет Нильсена. В 1954 году в Копенгагене были изданы избранные письма композитора. В них Нильсен много говорит о процессе работы над своими произведениями, описывает
3 Kappel Vagn. Contemporary Dannish composers against the background of Danish musical life and history. Keb., 1950.
4 Simpson R. C. Nielsen — Simphonist. London, 1952.
5 Wilson Dean. An analytical and statistical study of the harmony in Carl Nielsen's six symphonies. — Michigan State University, Ph.D., 1967.
6 Hiatt James. Form and tonal organization in the late instrumental works of Carl Nielsen. Indiana University. Ph.D., 1986.
7 Lawson Jack. Carl Nielsen. — London, 1997. впечатления от разных поездок и встреч, рецензирует услышанные произведения и их исполнение. Часть писем также была переведена автором работы и использована в диссертации.
Дом детства Нильсена в деревушке Нёре-Линельсе неподалеку от столицы Фюна — города Оденсе был превращен в маленький музей в 1956 году. Более крупный музей в Оденсе, открытый в 1988 году, расположен неподалеку от музея Ханса Кристиана Андерсена, который был земляком Нильсена. В музее Нильсена находится коллекция работ жены композитора — талантливого скульптора Анне Марии Нильсен и экспозиция, представляющая жизнь и достижения двух больших художников.
Большинство произведений Нильсена записаны на компакт-дисках как в новых исполнениях, так и в реставрированных старых. Авторские рукописи находятся в Собрании Карла Нильсена в музыкальном отделе Королевской библиотеки в Копенгагене. Другие отделы библиотеки также располагают материалами, относящимися к Нильсену: письмами, фотографиями и др. Работа над новым научным и также практическим изданием музыки Нильсена была начата в 1994 году в Копенгагене. На данный момент вышли симфонии и партитура оперы «Маскарад» с подробными комментариями. В 1992 году ВВС выпустила документальный фильм «Карл Нильсен — жизнь в шести симфониях» (автор сценария Симон Раттл, режиссер Барри Гэвин). В 1978 году Йорген Роос выпустил документальный фильм «Карл Нильсен». Художественный фильм Эрика Клаусена по книге Нильсена «Мое детство на Фюне» («Карл — симфония моего детства») вышел в 1994 году.
При всем значении Нильсена для Северной Европы, при неуклонно возрастающем интересе к его жизни и творчеству на его родине и за рубежом — в нашей стране это имя о почти неизвестно, произведения его, за редким исключением , не исполняются. В отечественном музыкознании не сложилось представления об этом замечательном художнике, о его обширном творческом наследии. На русском языке нет как ни одного опубликованного исследования о жизненном и творческом пути Нильсена, так и ни одного труда о датской музыке вообще. Единственной книгой, дающей читателям некоторую возможность познакомиться с композитором, стал недавно вышедший перевод его критических эссе «Живая музыка»9.
8 К числу таких исключений относится исполнение в июне 2006 года в Москве Первой симфонии Нильсена. В конце апреля 2007 г. в Большом зале Московской консерватории прошел цикл концертов под управлением Г. Рождественского, посвященный скандинавским композиторам. В нем прозвучали и симфонические произведения Нильсена, что показывает растущий интерес к творчеству композитора в нашей стране.
9 Нильсен К. Живая музыка. Перевод и предисловие М. Мищенко. — С-Пб., 2005.
До недавнего времени единственным обращением к фигуре Нильсена на русском языке было исследование Н. Мохова — его дипломная работа10, а затем и кандидатская диссертация11. Впоследствии на основе этих материалов автором была написана глава для учебника12. Как первый шаг на пути изучения творчества композитора эти работы имели важное значение. В них есть интересные сведения, прежде всего, малоизвестные высказывания композитора; Н. Мохов использовал имевшиеся тогда материалы из иностранных трудов. Однако его работы не могли раскрыть всех «белых пятен», связанных с проблематикой творчества К. Нильсена. Облик Нильсена — человека и художника, его эстетические взгляды, стиль произведений не получили достаточно полного освещения; композиционные принципы, музыкальный язык немногих представленных симфоний анализируются недостаточно точно. Многие понятия устарели. Так, например, не находит необходимого определения и объяснения принцип тонально-гармонического мышления Нильсена, который обычно называют то «прогрессивной», то «прогрессирующей» тональностью, опираясь на формулировку progressive tonality, принадлежащую исследователю творчества Нильсена Р. Симпсону. Между тем, отношение к тональности является одной из главных особенностей творческого почерка Нильсена. С позиции современной теории музыки тип тонального мышления Нильсена
13 можно определить как новую модальность или неомодальность . Симпсон объясняет свое понятие, как «цель, которая должна быть достигнута или порядок, который должен быть развит». Но прежде всего, по нашему мнению, это процесс смены тональностей, отражающий непрерывное движение, обновление, постоянную изменчивость материи, что соответствует главному эстетическому кредо композитора, выраженному в словах «музыка есть жизнь и подобно ей — неугасима». Взгляд на музыку, как на проявление вечного движения материи, способствовал тому, что даже самая мельчайшая частица музыкальной ткани имела для Нильсена особое значение. Внимание к интервалу, ритмическому рисунку, самоценности оркестрового тембра, где отдельному инструменту уделяется большое внимание, стали узнаваемыми особенностями музыкального языка Нильсена.
Отдельным произведениям или некоторым стилистическим особенностям творчества Нильсена посвящены несколько статей петрозаводских музыковедов (отметим
10 Мохов.Н. Симфоническое творчество Карла Нильсена на примере его Третьей и Шестой симфонии. Дипл. работа. МГК, 1974.
1 Мохов Н. Симфоническое творчество Карла Нильсена и его значение для скандинавской музыки XX столетия. Канд. дисс. Л., 1983.
12 Мохов Н. Карл Нильсен // История зарубежной музыки. Учебник. Вып. 5: Конец XIX — начало XX вв / Ред. И. Нестьев. М., 1988.
13 Термин принадлежит Ю. Н. Холопову. статьи Ю. Кона, К. Южак, Р. Островского в сборнике «Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (К 130-летию со дня рождения)»)14. Особого внимания заслуживают две статьи О. Бочкаревой о тональной и гармонической логике некоторых камерных произведений Нильсена15.
Сейчас представляется очевидной необходимость более углубленного изучения творчества К. Нильсена. Значимость его разносторонней художественной деятельности, оригинальность облика, своеобразие музыкального языка выдвигают задачи комплексного подхода к его творчеству и рассмотрения его в соответствии с современными представлениями о композиционных и ладогармонических принципах музыки XX века. Знакомство с литературными трудами композитора позволяет заглянуть в его жизнь, мир его творчества, понять своеобразие формирования его личности и эстетики.
Перед Нильсеном вставала очень непростая задача: обобщить важнейшие традиции датской культуры, подвести своеобразные итоги ее длительного развития и, соотнеся это с достижениями европейской музыки, вывести ее на новый уровень. Задача стать европейским композитором, не утратив при этом своей индивидуальности, в том числе и национальной.
Творчество Нильсена находится на рубеже веков, а подобное время всегда ставит перед художником множество проблем. Собственно, Нильсен, как и Сибелиус, появляется в музыкальном мире на фундаменте и одновременно на исходе романтизма, и, как свойственно создателям национальной классики во многих странах, их творчество призвано синтезировать черты разных художественных направлений. Интересно, что родившись в один год (1865), Нильсен и Сибелиус и творчество свое как начинают, так и заканчивают практически одновременно: в 1892 году появляются Первая симфония Нильсена и «Куллерво»-симфония Сибелиуса; к началу 30-х годов завершает свое творчество Сибелиус, а в 1931 году умирает Нильсен. Появление ряда крупных произведений тоже совпадает: так, в 1902 году увидели свет Вторая симфония Нильсена и Вторая симфония Сибелиуса (см. таблицу в приложении). Но, несмотря на такой хронологический параллелизм, их творческие пути во многом расходятся. Сопоставляя Сибелиуса и Нильсена, шведский музыковед Бу Вальнер называет их «современниками,
14 Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (К 130-летию со дня рождения): Материалы межвузовской научной конференции. Петрозаводск, 1996.
15 Бочкарева О. По поводу открытого тонального плана второй скрипичной сонаты Карла Нильсена // Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (К 130-летию со дня рождения): Материалы межвузовской научной конференции. Петрозаводск, 1996.
Бочкарева О. Из наблюдений над гармонией в произведениях Селима Палмгрена и Карла Нильсена // О музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран / Ред.-сост. К.И. Южак. Петрозаводск — СПб., 1998. представлявшими две разные эпохи»16, и с этим трудно не согласиться. Сибелиус — композитор эпического мышления, эпические сказания родной страны служили ему надежной опорой. Он не стремился радикально изменить те романтические традиции, от которых отталкивался и которые стали для него основополагающими. Как и у Сибелиуса, музыкальный язык первых симфоний Нильсена близок симфоническим традициям немецкой школы, однако позднее в его творчестве проявляются черты, характерные для XX века. Он поразительным образом приблизился к тем композиторам, которые жили после него. Откликаясь на волнующие события своего времени (например, Первую мировую войну), он предвидел все большее тяготение к полифонии, линеарности, стремление к дифференциации оркестровых тембров и тем приемам оркестрового письма, которые стали отличительной особенностью творчества следующего поколения европейских композиторов.
Положение Нильсена в современном ему музыкальном мире было очень своеобразным. Воспитанный на традициях XIX века и тесно с ними связанный, Нильсен был непосредственным свидетелем стремительно проносящихся событий и меняющихся вкусов века XX. Он был младшим современником Верди и Брамса, современником Малера и Штрауса, на его глазах возникали новые направления и новые техники музыкальной композиции. XX век дал новое рождение жанру симфонии, и найти свое русло в необыкновенном многообразии разных явлений симфонизма было для композитора нелегкой задачей. Симфониям Нильсена удалось занять существенное место в ушедшем веке, что во многом произошло благодаря тому, что его творческие и эстетические позиции были глубоко индивидуальными. Одно из самых новаторских достижений Нильсена — это его оркестр. Он оригинален, и во многом это оркестр художника XX века. Персонификация оркестровых тембров, рельефное оркестровое письмо, когда каждый инструмент имеет свой собственный голос, заставляет вспомнить Малера, в симфониях которого каждый отдельный инструмент выступает самостоятельно и может сказать свое особое слово. Однако при таком интересе к тембру Нильсену не импонировал массивный оркестр Малера, так же, как и не привлекал его чересчур красочный оркестр Р. Штрауса. Собственный оркестр Нильсена скорее можно назвать классическим, а в поздних сочинениях он наоборот приходит к сокращению состава исполнителей. Он был единственным скандинавским композитором, уделявшим столь
17 большое внимание полифонии . На протяжении всего своего творчества он строго и
16 Цит. по: Гунько Н. Шведская симфония на пороге XX века. В. Стенхаммар и X. Альвен. Дипл. работа. МГК, 1999. С. 26.
17 У шведских современников Нильсена — Стенхаммара и Альвена, есть фуги в финалах Вторых симфоний, однако их использование, скорее, можно назвать эпизодическим. последовательно использовал и развивал полифонические приемы, быстро ставшие неотъемлемой частью его стиля. В этом смысле неудивительно, что внимание Нильсена гораздо более привлекало строгое и аскетичное мышление Регера, а среди композиторов прошлого образцом для подражания и недосягаемой вершиной на музыкальном Олимпе он считал Моцарта. «Мы (датчане — Н. М.) избежали участи задохнуться в жалких имитациях немецкого позднего романтизма и взамен получили ряд грандиозных симфоний Нильсена, которые, помимо их собственных достоинств, во многом способствовали пониманию и оценке датской музыкальной публикой таких композиторов, как Стравинский, Барток, Хиндемит, Онеггер, Мийо и др., в то время как экспрессионизм
1X возбудил лишь мимолетный и поверхностный интерес в Дании» , — пишет В. Каппель.
Очень сложной является проблема определения национальных особенностей симфонизма Нильсена. По словам Й. Кудаля, открытость Дании культурным влияниям извне и интенсивные контакты между городом и деревней привели к тому, что датская народная музыка претерпела большие изменения. К началу XIX века мажор и минор стали универсальными ладами для инструментальной танцевальной музыки и баллад, представляющих вокальное направление. Уже в XVIII веке среди крестьян стали популярными польские танцы, менуэт и так называемые «английские» танцы (лонгвэй и кадриль). После 1800 года форма всех мелодий представляла собой повторяющиеся восьмитакты. Таким образом, выявить в народной музыке какие-то специфически национальные, датские черты, которые могли бы повлиять на музыку датских композиторов, практически невозможно19. Тематизм Нильсена также не демонстрирует конкретных связей с национальными чертами, однако, в пространстве его симфонических партитур часто слышны голоса деревянных духовых инструментов. Их свободные, почти алеаторические пассажи, тембры, семантика которых привычно напоминает о пасторальных образах, тесно связаны с импровизациями народных музыкантов, из среды которых вышел сам Нильсен. В этом проявляются и национальные корни, и в то же время это очень созвучно современным ему течениям.
Обращаясь к периодизации творчества Нильсена, можно в основном согласиться с Н. Моховым, который выделяет четыре периода:
1-й— 1888-1901,
2-й—1901-1911,
3-й—1911-1921,
4-й—1921-1931.
18 Kappel V. Danish Composers. Copenhagen, 1967. P. 47.
19 Koudal Jens Henrik. Folk music. // Denmark. The Royal Danish Ministry of Foreign Affairs. 2002. P. 330.
Такая периодизация соответствует основным этапам эволюции стиля композитора. Но автору данной работы представляется целесообразным отметить еще одну внутреннюю границу в третьем периоде, а именно, 1916 год — дату сочинения Четвертой симфонии. Нельзя сказать, что она обозначила собой абсолютно новый этап, но все же она явилась новым шагом на пути изменения тонального мышления Нильсена и его отношения к форме. Тут же следует подчеркнуть пограничное значение 1921 года, поскольку Пятая симфония, созданная в этот год, с одной стороны является вершиной творчества Нильсена, подытоживая достижения композитора в симфонической музыке, а с другой — содержит в себе многое из того, что будет развито в последнем периоде его творчества.
Музыкальное мышление Нильсена было неразрывно связано с его исполнительской деятельностью. Прежде, чем он стал композитором, он осознал себя как исполнитель. Его исполнительская карьера была разнообразной и продолжалась почти всю его жизнь. С детства он играл на скрипке вместе с отцом и другими деревенскими музыкантами на сельских праздниках, затем стал тромбонистом в военном духовом оркестре столицы Фюна — Оденсе. В Консерватории он получил образование как скрипач и в дальнейшем много выступал в составе образованного с друзьями квартета, шестнадцать лет играл в группе вторых скрипок в оркестре Королевского театра. Почти тридцать лет продолжалась дирижерская деятельность Нильсена. Как дирижер он пользовался огромным авторитетом во всех скандинавских странах, особенно в Швеции. Неудивительно, что композитору, почти всю жизнь находившемуся среди разнообразных ансамблей и оркестров и самому игравшему в них, свойственно особое чутье к тембру, умение услышать индивидуальный голос в пространстве партитуры.
Немало сил отдал композитор педагогической деятельности — пятнадцать лет он был профессором Копенгагенской консерватории, а в 1931 году был избран ее ректором.
Творчество Нильсена весьма разнообразно. Он работал почти во всех современных ему музыкальных жанрах — от оперы до фортепианной миниатюры и песни. Им созданы шесть симфоний и две оперы — «Саул и Давид» и «Маскарад» (по пьесе датского драматурга XVIII века Хольберга); три концерта (для скрипки, флейты и кларнета с оркестром), ряд одночастных оркестровых произведений («Пан и Сиринкс», «Сон о саге», увертюра «Гелиос»), четыре струнных квартета, струнный и духовой квинтеты, фортепианные и другие камерно-инструментальные произведения. Нильсену также принадлежит органная музыка, множество песен, кантаты «Весна на Фюне», «Сон», <(Нутпш Атот».
Однако в центре творчества Нильсена все же находятся симфонии и концерты, написанные в период с 1892 по 1928 год. Наряду с некоторыми камерными произведениями они наиболее полно раскрывают основные особенности мышления композитора, симфонического метода, своеобразия музыкального языка и отражают эволюцию его стиля. Три инструментальных концерта (для скрипки, для флейты и для кларнета с оркестром), написанные в разные периоды его жизни, занимают важное место в творчестве Нильсена. Помимо изменений в мелодике, гармонии происходят заметные изменения в трактовке формы и концепции жанра.
Другие инструментальные сочинения — симфонические увертюры и фантазии, а также камерные произведения, и особенно, Духовой квинтет позволяют рассмотреть своеобразие камерного стиля и его связи с симфонизмом Нильсена.
Таким образом, целью данной работы является анализ инструментального творчества Карла Нильсена. Он дает возможность сделать существенные выводы о стилистических особенностях творчества композитора. Среди рассматриваемых сочинений наиболее подробный анализ получили концерты, так как они меньше всего известны в отечественном музыкознании, а также Пятая и Шестая симфония как более значимые для эволюции симфонизма произведения.
Автору посчастливилось принять участие в работе научных конференций, посвященных изучению скандинавской культуры и искусства, и выступить с докладами, тезисы которых были опубликованы. Автор пользуется случаем выразить благодарность за предоставленную возможность выступлений и публикацию материалов докладов членам кафедры теории музыки Петрозаводской государственной консерватории (зав. кафедрой — проф. И. Н. Баранова); секции изучения Скандинавских стран и Финляндии Российской Академии наук при Институте мировой истории (дир. — акад. А. О. Чубарьян); руководству Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и лично — А. Познанской (организатору скандинавской выставки и конференции). С теплым чувством автор вспоминает неизменную благожелательность проф. Петрозаводской консерватории О. А. Бочкаревой.
Также хочется поблагодарить представителей датской стороны за помощь и консультации по проблемам изучения творчества Нильсена во время стажировки автора в Дании в декабре 2002 — июле 2003 гг.: доцентов музыковедческого факультета Копенгагенского университета Майкла Фьельдсё, Аннеметте Киркегор и Марианну Онана; сотрудников Королевской библиотеки в Копенгагене, а также корреспондента ИТ АР ТАСС в Дании Геннадия Кульбицкого и его семью за поддержку и помощь.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Темброво-оркестровое мышление в симфонической музыке композиторов Удмуртии2011 год, кандидат искусствоведения Анисимова, Елена Валерьевна
Творчество Б. А. Диева в контексте духовой музыки России второй половины XX века2021 год, кандидат наук Кашкаров Денис Сергеевич
Творчество Михаила Броннера для баяна2013 год, кандидат наук Власова, Мария Владимировна
Инструментальное творчество А. Авшаломова: синтез культурных традиций Запада и Востока2021 год, кандидат наук Чжу Тин
Камерный оркестр как явление в музыкальной культуре XVII - XX веков2003 год, доктор искусствоведения Прейсман, Эмиль Моисеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Мамонтова, Наталия Леонидовна, 2007 год
1. Аксенов В. Западноевропейская симфония 1920-30-х годов в свете стилистических тенденций времени. Автореф. дис. канд. иск. — М., 1979.
2. Александрова В., Бронфин Е. Ян Сибелиус: очерк жизни и творчества. М., 1963.
3. Асафьев Б. Избранные труды. Т. IV. Григ. — М.-Л., 1948.
4. Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л., 1977.
5. Асафьев Б. Музыкальная фора как процесс. 2-е издание. — Л., 1971.
6. Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. — Л., 1979.
7. Барсова И. Симфонии Густава Малера. — М., 1975.
8. Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ — человек и художник. Пер. с норв. —М., 1986.
9. Бочкарева О. Из наблюдений над гармонией в произведениях Селима Палмгрена и Карла Нильсена // О музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран / Ред.-сост. К.И. Южак. Петрозаводск — СПб., 1998.
10. Бочкарева О. По поводу открытого тонального плана второй скрипичной сонаты Карла Нильсена // Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (К 130-летию со дня рождения): Материалы межвузовской научной конференции. — Петрозаводск, 1996.
11. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. — М., 1988.
12. Варунц В. Стравинский — публицист и собеседник. — М., 1998.
13. Варунц В. Цикл «Каттептшк» (к вопросу о неоклассицизме П. Хиндемита) // Пауль Хиндемит. Сборник статей и исследований. Ред-сост. И. Прудникова. — М., 1979.
14. Величко А. Сибелиус и его ранние программные симфонические произведения. Дипл. работа. МГК, 1958.
15. Ворбс Г. Феликс Мендельсон-Бартольди: Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников. — М., 1966.
16. Воробьев А. «Копенгагенский стиль» в датском фарфоре конца XIX — начала XX века: проблемы художественной специфики // Искусство и дизайн стран Северной Европы. — М., 2001.
17. Горная И. К вопросу о теме в вокальном цикле Нильсена «Шесть песен на стихи Людвига Хольстейна» // Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (К 130-летию со дня рождения): Материалы межвузовской научнойконференции. — Петрозаводск, 1996.
18. Горная И. Финская вокальная музыка XX в. — Петрозаводск, 2005.
19. Гребнева И. Жанр скрипичного концерта в зарубежной европейской музыке 1920-1930-х годов. Автореф. дис. канд. иск. — М., 1991.
20. Гунько Н. Шведская симфония на пороге XX века. В. Стенхаммар и X. Альвен. Дипл. работа. МГК, 1999.
21. Денисов Э. Ударные инструменты в музыке Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. Сост. Л. Дьячкова. — М., 1973.
22. Житомирский Д. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества. — М., 1966.
23. Згара Л. Руд Ланггор в музыкально-эстетическом контексте своего времени (Эстетика Ланггора как антипод эстетики Карла Нильсена) // О музыке композиторов Финляндии и скандинавских стран. / Ред.-сост. К.И. Южак.— Петрозаводск СПб., 1998.
24. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. — М., 1997.
25. Коженова И. Вопросы тематизма и развития в эпическом симфонизме Сибелиуса (Вторая симфония) // Проблемы организации музыкального произведения. Сборник научных трудов. — М., 1979.
26. Коженова И. Национальное своеобразие симфонизма Сибелиуса. Дис. канд. иск. —М., 1990.
27. Коженова И. О национальных особенностях творчества Сибелиуса // Из истории зарубежной музыки. — М., 1971.
28. Коженова И. О творческом процессе Я. Сибелиуса (по материалам рукописей) // Процессы музыкального творчества. Выпуска четвертый. Сб. трудов МГК № 156, — М., 2004.
29. Коженова И. Сибелиус — создатель эпической симфонии нового типа // Памяти Н. С. Николаевой. — М., 1996.
30. Коженова И. Симфония «Куллерво» — пролог творчества Яна Сибелиуса // Искусство и дизайн стран Северной Европы. — М., 2001.
31. Коженова И. Скрипичный концерт Яна Сибелиуса. История создания и место в эволюции жанра // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве. — М., 1994.
32. Коженова И. Традиции европейского романтизма в творчестве Сибелиуса // Финская культура первой половины XX в. Материалы конференции. — Петрозаводск, 1990.
33. Коженова И. Ян Сибелиус // История зарубежной музыки. Учебник. Вып. 5: Конец XIX — начало XX вв / Ред. И. Нестьев. — М., 1988.
34. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования. — Л., 1982.
35. Кон Ю. Вторая симфония Карла Нильсена на фоне времени ее создания // Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (К 130-летию со дня рождения): Материалы межвузовской научной конференции.— Петрозаводск, 1996.
36. Кремлев Ю. Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества. — М., 1971.
37. Кривдина О. Скандинавская скульптура XIX века в Санкт-Петербурге // Искусство и дизайн стран Северной Европы. — М., 2001.
38. Кузнецов И. Фортепианный концерт (к истории и теории жанра). Автореф. дис. канд. иск. — М., 1980.
39. Кюрегян Т. Форма в музыке ХУП-ХХ веков. — М., 1999.
40. Левашева О. Эдвард Григ. — М., 1962.
41. Левая Т. О стиле Хиндемита // Пауль Хиндемит. Сборник статей и исследований. Ред-сост. — И. Прудникова. — М., 1979.
42. Мазель Л. Исследования о Шопене. — М., 1971.
43. Мамонтова Н. «Комическая опера Карла Нильсена «Маскарад» — XV Международная конференция РАН по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов. Часть II. — М., 2004 г.
44. Мамонтова Н. Великий датский симфонист Карл Нильсен. Портрет и автопортрет // Русско-скандинавские культурные и художественные связи (тезисы докладов международной научной конференции). ГМИИ им. Пушкина, —М., 2001.
45. Мамонтова Н. Концерты Карла Нильсена в свете эволюции его творчества // XIV международная конференция РАН по изучению скандинавских стран и Финляндии (тезисы докладов). — Москва Архангельск, 2001.
46. Мамонтова Н. Карл Нильсен. Портрет и автопортрет // Музыковедение. 2004. №2.
47. Мамонтова Н. Последняя симфония Карла Нильсена // Музыка XX века. Вопросы истории, теории, эстетики. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. №54 / Науч. ред. В. Ценова, М. Переверзева. — М., 2005.
48. Мамонтова Н. Пятая симфония как кульминация творчества Карла Нильсена //Междисциплинарный семинар — 3 / Сост. Бочкарева О.А. — Петрозаводск, 2000.
49. Мамонтова Н. Фортепианное творчество Карла Нильсена // Фортепиано. 2005. №1 (27).
50. Мильштейн Я. Ференц Лист. Т. 1-2. — М., 1971.
51. Мохов Н. Карл Нильсен // История зарубежной музыки. Учебник. Вып. 5: Конец XIX — начало XX вв / Ред. И. Нестьев. — М., 1988.
52. Мохов Н. Карл Нильсен: революция в датской музыке или эволюция датской музыки? // Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (К 130-летию со дня рождения): Материалы межвузовской научной конференции.— Петрозаводск, 1996.
53. Мохов Н. Некоторые страницы датской музыки // Исследования исторического процесса классической и современной зарубежной музыки. — М., 1980.
54. Мохов Н. О творчестве Карла Нильсена // Советская музыка. 1981. № 6.
55. Мохов Н. Симфоническое творчество Карла Нильсена и его значение для скандинавской музыки XX столетия. Автореф. дис. канд. иск. — JL, 1983.
56. Мохов Н. Симфоническое творчество Карла Нильсена на примере его Третьей и Шестой симфонии. Дипл. работа. МГК, 1974.
57. Музыка XX века. Очерки. В двух частях, ч. 2, кн. 4. — М., 1984.
58. Музыка XX века. Очерки. В двух частях, ч. II, кн. 3. — М., 1980.
59. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн 2. — М., 1990.
60. Мякинен Т. Нумме С. Música fennica / пер. с фин. Т. Карпинской, А. Бородавкина. — Хельсинки, 1965.
61. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. — М., 1982.
62. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.
63. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. — М., 2003.
64. Нестьев И. БелаБарток. 1881 -1945: Жизнь и творчество. — М., 1969.
65. Николаева Н. Симфонии П. И. Чайковского. — М., 1958.
66. Нильсен К. Фортепианные сонаты Бетховена. Перевод с англ. Н. Мамонтовой. Нильсен К. Песня Фюна. Перевод с англ. Н. Мамонтовой // Музыка и время. 2005. №6.
67. Островский Р. О фортепианном творчестве Карла Нильсена // Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (К 130-летию со дня рождения): Материалы межвузовской научной конференции. — Петрозаводск, 1996.
68. Петухов А. Скандинавские страны на Парижской выставке 1925 года //Искусство и дизайн стран Северной Европы. — М., 2001.
69. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. — М., 1982.
70. Сабольчи Б. Последние годы Ференца Листа. — Будапешт, 1959.
71. Смирнов В. О предпосылках эволюции Стравинского к неоклассицизму // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 5. — Л., 1967.
72. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества: Исследование. — М., 1992.
73. Сталь Э. Классик нашей музыки // Советская музыка. 1970. №8.
74. Стравинский И. Диалоги. — Л., 1971.
75. Стравинский И. Хроника моей жизни. — Л., 1963.
76. Тавастшерна Э. Сибелиус. Ч. 1. — М., 1981.
77. Тихомиров А. Искусство Дании // Всеобщая история искусств. Т.5. Искусство XIX века. —М., 1964.
78. Холопов Ю. Гармония: Теоретический курс. — С-Пб., М., Краснодар. 2003.
79. Холопов Ю. Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада. — М., 1972.
80. Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. — М., 1967.
81. Холопова В. Музыка как вид искусства: Учебное пособие для музыковедов консерваторий. — М., 1990.
82. Холопова В. Музыкальный ритм: Очерк. — М., 1980.
83. Цагарелли И., Швидковский О., Хан-Магомедов С. Искусство Дании // Всеобщая история искусств. Т.6. Искусство XX века. — М., 1965.
84. Царева Е. Иоганнес Брамс. — М., 1986.
85. Чайковский П. Автобиографическое описание путешествия за границу в 1888 году // Чайковский П.И. ПСС, Литературные произведения и переписка. Т. 2. — М., 1953.
86. Шнитке А. Заметки об оркестровой полифонии в Четвертой симфонии Шостаковича // Музыка и современность. Вып. 4. — М., 1966.
87. Южак К. Сибелиус, Нильсен, Глазунов: три подхода к фуге // Глазунов, Нильсен, Сибелиус — жизнь, творчество, эпоха (К 130-летию со дня рождения): Материалы межвузовской научной конференции. — Петрозаводск, 1996.
88. Ярустовский Б. Симфонии о войне и мире. — М., 1966.171На иностранных языках
89. Bergljot Krohn. Nordic festivals of music // Nordiska Musikfesten. Nordic music days 100 years. — Stockholm, 1988.
90. Bingham Ann Marie. Carl Nielsen's Concerto for Clarinet and Orchestra, opus 57 (1928). University of Kentucky, D.M.A., 1990.
91. Breve fra Carl Nielsen til Emil B. Sachs. — Kobenhavn, 1952.
92. Carl Nielsen til sin samtid. Artikler, foredrag, interview, presseindlasg, vasrknoter og manuskripter / Udgivet af John Fellow. — Danmark, 1999.
93. Carl Nielsen. I hunderearet for hans fodsel (under redaktion of Jurgen Balzer). — Kobenhavn, 1965.
94. Clegg Roger. The writing of Carl Nielsen's «Saul og David». Volume 1, Volume 2. University of Leeds. Master of Philosophy, 1989.
95. Dolleris Ludvig. Carl Nielsen, en musikografi. — Odense, 1949.
96. Fabricus Johannes. Carl Nielsen. En billedbiografi. — Kob., 1965.
97. Fanning David Nielsen: Symphony №5. Cambridge University Press, 1997.
98. Fog Dan. Carl Nielsen Komponsitioner. — Kobenhavn, 1965.
99. Goldman R. F. Reviews of Records // The Musical Quarterly. 1966. № 1.
100. Hiatt James. Form and tonal organization in the late instrumental works of Carl Nielsen. Indiana University. Ph.D., 1986.
101. Jacobson B. A Short Guide to the Nielsen Symphonies // High Fidelity. 1967. №4.
102. Jensen Jorgen I. Carl Nielsen, danskeren. Musikbiografi. — Kob., 1991.
103. Jensen J0rgen. A sense of form and Clandestine meetings with Expressionism. Issues in Danish Music // Nordiska Musikfesten. Nordic music days 100 years. — Stockholm, 1988.
104. Jensen N., Schiorring N., Knudsen T. Denmark // Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. V. — London, 1954.
105. Kappel Vagn. Contemporary Danish composers against the background of Danish musical life and history. — Kob., 1950.
106. Krenek Thomas. An examination and analysis of the choral music of Carl Nielsen (1865-1931). University of Cincinnati, D.M.A., 1984.
107. Kristiansen Morten. The «Nielsen's symphonic allegro»: thematic integration and musical cohesion. Mary Washington College. Honors paper, 1992.
108. Lanz Christipher. The concerti of Carl Nielsen. Standford University, D.M.A., 1989.
109. Lawson Jack. Carl Nielsen. — London, 1997.
110. Layton Robert. Nielsen's Symphonies and Concertos // Аннотация к пластинкамEMI Records Ltd. — Copenhagen, 1975.
111. Mathiassen Finn. Livet, musiken og samfundet. En bog om Carl Nielsen. — Arhus, 1986.
112. Meyer Torben. Carl Nielsen. Kunstneren og Mennesket. — Rab., 1947.
113. The Nielsen companion / ed. by Mina Miller. LinkPortland, Or.: Amadeus Press, 1995.
114. Mizener Robert. The four chamber / solo works of Carl Nielsen which utilize the clarinet. The University of Texas at Austin, D.M.A., 1990.
115. Music of Denmark Edited by Knud Ketting. — Copenhagen, 1987.
116. Nielsen Carl. Carl Nielsen Breve. — Kab., 1954.
117. Nielsen Carl. Living music. — Copenhagen.
118. Nielsen Carl. My childhood. — Copenhagen.
119. Nielsen, Carl // Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. VI. — London, 1954.
120. Rubbra E. Carl Nielsen // Musical Events. 1965. № 7.
121. Sanger George. Form and style in the Fifth and Sixth symhonies of Carl Nielsen. San Francisco, California, D.M.A., 1969.
122. Schindler Christopher. A stylistic analysis of the piano music of Carl Nielsen. — University of Oregon, D.M.A., 1984.
123. Seligmann Hugo. Carl Nielsen. — Kobenhavn, 1931.
124. Simpson Robert. Carl Nielsen Symphonist. — London, 1978.
125. Smith Frederick Key. Nordic Art Music. From the middle ages to the third millennium. — London, 2002.
126. Steensen Steen Chr. Musik er liv. — Frederiksberg, 1999.
127. Telmanyi Anne Marie. Mit Bardomshjem, Taning and Appel, 1965.
128. The Nielsen's Companion. Edited by Mina Miller. — Portland, Oregon, 1994.
129. White Tyler. The music's proper domain: Form, motive and tonality in Carl Nielsen's Symphony №4, op.29 (The Inextinguishable). — Cornell University, D.M.A., 1991.
130. Wilson Dean. An analytical and statistical study of the harmony in Carl Nielsen's six symphonies. — Michigan State University, Ph.D., 1967.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.