Инструментальное творчество А. Авшаломова: синтез культурных традиций Запада и Востока тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Чжу Тин
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат наук Чжу Тин
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Жизнь и творчество Аарона Авшаломова в условиях эпохи перемен
1.1. Период жизни в России и этап становления композитора в Китае (Циндао, Тяньцзинь, Пекин)
1.2. Шанхайский период жизни и творчества
1.3. Эмиграция в США
Глава 2. Жанр инструментального концерта в творчестве Аарона Авшаломова
2.1. Фортепианный концерт на китайские темы и ритмы G-dur (1935)
2.2. Концерт для скрипки с оркестром D-dur (1937)
2.3. Концерт для флейты с оркестром a-moll (1948)
Глава 3. Сочинения для симфонического оркестра в творчестве Аарона Авшаломова
3.1. Симфоническая поэма «Хутуны Пекина» (1929)
3.2 Симфония N1 G-dur (1939)
3.3 Симфония N2 e-moll (1949)
Глава 4. Инструментальные сочинения на различные ориентальные
темы
4.1. Индийская образность в творчестве А. Авшаломова
4.2. Библейские образы в творчестве А. Авшаломова. «Four Biblical Tableaus» («Четыре библейские скрижали») (1928)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Симфоническое творчество Георгия Дмитриева: особенности оркестрового стиля2021 год, кандидат наук Саржант Александр Владимирович
Инструментальные концерты Александра Арутюняна2007 год, кандидат искусствоведения Кокжаев, Михаил Артемович
Симфоническое творчество Ильи Хейфеца: художественное содержание, трактовка жанра, драматургия2024 год, кандидат наук Черемных Галина Александровна
Становление профессии дирижёра в Китае: влияние российской школы, обретение самобытности2021 год, кандидат наук Чэнь Сицзэ
Становление профессии дирижёра в Китае: влияние российской школы, обретение самобытности2022 год, кандидат наук Чэнь Сицзэ
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Инструментальное творчество А. Авшаломова: синтез культурных традиций Запада и Востока»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Творческое наследие Аарона Авшаломова (11.11.1894, Николаевск на Амуре — 26.04.1965, Нью-Йорк), безусловно, заслуживает внимания и достойно подробного исследования, поскольку этому уникальному мастеру удалось внести особый вклад в процесс становления современной профессиональной композиторской школы Китая. Опередив время, Авшаломов показал путь развития китайской инструментальной музыки, основанный на идее синтеза культурных традиций Запада и Востока. Он оказался единственным из иностранных музыкантов, чьё имя было внесено в национальную энциклопедию Китая за выдающиеся достижения в становление национального оперного, балетного искусства и инструментальных жанров: концерта, симфонической поэмы, симфонии.
В 1947 году, в период смены партийной власти в Китае, Авшаломов оказался вовлечённым в конфликтную ситуацию, которая привела к вынужденной эмиграции из страны. В результате этих событий информация о его жизни и творчестве в Китае на десятилетия попала под запрет. Несмотря на значимость фигуры композитора, практически всё инструментальное творчество Аарона Авшаломова до настоящего времени остаётся неизученным и недооценённым. Это в полной мере относится к сочинениям, решённым в китайской стилистике: фортепианному, скрипичному и флейтовому концерту, двум симфониям, симфонической поэме «Хутуны Пекина», а также к ряду оркестровых сочинений, связанных с индийской и библейской образностью.
Только благодаря усилиям семьи имени Аарона Авшаломова удалось пережить длительный период замалчивания. По инициативе сына Аарона Авшаломова — американского композитора и дирижёра Джейкоба Авшаломова, а также его китайских коллег, в Шанхае и Пекине в 1985 году был проведён фестиваль, посвящённый девяностолетию со дня рождения родоначальника уникальной музыкальной династии. Помимо воплощения концертных проектов, в том же году в Шанхае был создан нотный рукописный архив части сохранившихся сочинений.
В США также благодаря деятельности семьи композитора был реализован грандиозный план записи концертов и оркестровых сочинений, в том числе двух симфоний. Этот проект был осуществлён в 2003 и 2007 годах звукозаписывающей компанией «Naxos».
В Европе сочинения Авшаломова почти неизвестны. Единственная запись оркестровой сюиты «Четыре библейские скрижали» осуществлена в 1999 году симфоническим оркестром Берлинского Радио под управлением пропагандиста современной музыки, дирижёра Джерарда Шварца (США).
В России аудиозаписи концертов и симфоний А. Авшаломова впервые появились благодаря совместной работе Джейкоба Авшаломова с Российским симфоническим оркестром. В 1999 году этим коллективом был записан диск с флейтовым, скрипичным и фортепианным концертами. Солисты: Надин Асин (флейта), Родион Замуруев (скрипка) и Лариса Шиловская (фортепиано). В 2009 году вышел диск с симфониями и симфонической поэмой «Хутуны Пекина» в исполнении Московского симфонического оркестра под управлением Дэвида Авшаломова (внука композитора).
Отметим, что значительная часть нотных текстов 1 А. Авшаломова существует исключительно в рукописном виде. Это обстоятельство является дополнительным препятствием для потенциального исполнителя. Таким образом, разработка проблемы способна привлечь для практического сотрудничества исполнителей, исследователей музыки и нотных издателей.
Изучение творчества композиторов-эмигрантов, стоявших у истоков евразийской культуры и репрессированных китайскими властями в конце 40-х годов, становится особенно актуальным в настоящее время, когда с открытием архивов появляются возможности доступа к материалам их жизни и деятельности.
1 Авторские права на изданные и рукописные ноты принадлежат семье Авшаломовых. Библиотека Университета Мэриленд получает разрешение владельца материала на использование источников в научных исследованиях в соответствии с разделом 107 Закона США об авторском праве. Документальные материалы семьи Авшаломовых хранятся в библиотеке в разделе «Специальные коллекции в области исполнительского искусства. Коллекция №: 2016-076-А. АВШАЛОМОВ
Подлинные знания о людях со сложными судьбами должны способствовать созданию объёмной картины изучаемой культурной эпохи.
Степень научной разработанности темы.
В китайской академической среде до настоящего времени нет ни одного объёмного труда, посвящённого особенностям художественного мышления и композиторским принципам А. Авшаломова. Запрет на исполнение его сочинений и исследование творчества сохранялся в Китае практически до конца ХХ века. Единственным исключением стало проведение юбилейного фестиваля в 1985 году, согласованное потомками композитора с официальными ведомствами Китая.
В начале XXI века появляются первые небольшие журнальные и газетные материалы, преимущественно публикации исследователей-историков. В 2001 г. создано эссе «Хутуны Пекина» автора Чжан Яцзин [145]. Исследователь даёт высокую оценку мастерству Авшаломова, оркестровавшего гимн Китая, написанный в 1935 г., и ставит его в ряд выдающихся европейских композиторов, уделивших в своём творчестве большое внимание ориентальным сюжетам и темам. В 2014 г. была издана статья «Судьба Авшаломова и его оперы «Девушка Мэн Цзян» историографа Шанхая И Шэнсы [77] посвящена периоду создания оперы и проблемам её постановки.
Из существующих в Китае музыковедческих работ отметим завершённую в 2010 г. магистерскую диссертацию по истории музыки Ли Шэн «Китайская музыкальная душа в сочинениях западного композитора», также посвящённую опере «Девушка Мэн Цзян» (первое название «Великая стена») [85]. В исследовании наряду с подробностями постановки новаторской оперы, написанной в 1945 г., делается вывод о современном языке сочинения.
На кафедре истории современной китайской музыки Шанхайской консерватории в 2020 г. была защищена магистерская диссертация «Анализ оперы-балета Аарона Авшаломова "Нирвана Феникса"», автор Сяо Хайянь [114]. Работа
посвящена истории создания первого в Китае сочинения в новом синтетическом жанре.
В исследовательских трудах, выполненных китайскими учёными на базе российских вузов, отметим несколько источников информации: кандидатская диссертация Ло Шии «Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры» (2003) [22] и фрагмент исследования, посвящённый оперному творчеству А. Авшаломова в диссертации Чэнь Ин «Китайская опера XX — начала XXI века: к проблеме освоения европейского опыта» (2015) [55].
Часть биографической информации содержится в интервью, которое чикагский журналист Брюс Даффи взял у сына композитора, Джейкоба Авшаломова [165] и во фрагменте книги Ван Чжичэна «История русской эмиграции в Шанхае», изданной фондом «Русское зарубежье» в 2008 году [5].
Основой изучения биографических данных композитора стала опубликованная многолетняя переписка Авшаломова с сыном Джейкобом, изданная в 2002 году на издательской платформе Xlibris Corporation [163].
В разработке темы исследования оказалось исключительно важным установление контакта с семьёй композитора. В результате переписки было предоставлено разрешение на изучение нотных первоисточников из филиала библиотечного фонда American Composers Alliance 2 , расположенного в Университете Мэриленд. Также был установлен контакт с историком И Шэнсы, изучающим общественно-политическую и культурную жизнь эмигрантского Шанхая.
Ни в одном из существующих источников инструментальное творчество Аарона Авшаломова не рассматривается с точки зрения особенностей стилевого синтеза, который, собственно, и является его методом композиторского мышления. В связи с этим определяется цель работы: исследование синтеза культурных
2 Существующая с 1951 г. некоммерческая композиторская организация, базовый адрес: Manhattan, New York City, New York. Филиалы учреждены в 80-ти университетах США. Адрес филиала, предоставившего нотные источники: College Park, Университет Мэриленд 20742, США
традиций в инструментальных опусах, относящихся к разным периодам творчества А. Авшаломова.
Цель работы определила спектр задач:
— воссоздать на основании имеющихся исторических документов и изложить биографию А. Авшаломова на русском языке;
— исследовать проявления стилевого синтеза в трёх инструментальных концертах, рассмотреть специфику художественного преломления приёмов исполнительства на китайских национальных музыкальных инструментах, изучить принципы авторской трактовки солирующих инструментов;
— изучить процесс соединения основ пентатонического мелодизма, гексатоники и классической ладовой гармонизации в музыкальном языке инструментальных концертов;
— выявить основные принципы синтеза культурных традиций в симфонических опусах, выделить значение китайских национальных философско-мировоззренческих констант в выстраивании драматургии симфонической поэмы «Хутуны Пекина» и двух симфоний;
— определить основные факторы, сформировавшие композиторский стиль А. Авшаломова в работе над инструментальными сочинениями на индийские и еврейские темы;
— обобщить аналитическую информацию и охарактеризовать значение деятельности композитора и дирижёра А. Авшаломова в процессе формирования китайской симфонической школы.
Объект исследования — инструментальное творчество А. Авшаломова.
Предмет исследования — особенности претворения синтеза культурных традиций Запада и Востока.
Материал исследования.
Для изучения темы был привлечён материал, который можно разделить на следующие группы:
1. информация из переписки А. Авшаломова с сыном Джейкобом,
изложенная в биографической книге «Жизненные пути Авшаломова. Композиторы
7
из Китая. Хроника», материалы из личной переписки автора диссертации с внуком композитора Дэвидом Авшаломовым, интервью и документы из архивов семьи.
2. нотные тексты:
— три инструментальных концерта;
— оркестровые сочинения (симфоническая поэма «Хутуны Пекина», симфония №1 G-dur (1939), симфония № 2 е-то11 (1949), «Ноктюрн» для эрху с оркестром);
— сочинения, обращённые к индийской и еврейской тематике («Мудры»; «Танец бога войны. Пять планетарных божеств (дэвов)» (1939 - 41); оркестровая сюита «Четыре библейских скрижали» (1928)).
Методология исследования представляет собой комплексный подход, позволяющий соединить историографический и культурно-контекстный методы с анализом нотных текстов. Особенности подхода были обусловлены основной целью работы, связанной с необходимостью охватить объёмную картину жизни и творчества композитора, осмыслить значение его многогранной деятельности в Китае и за его пределами.
Разносторонний анализ основывается на современных научных методах изучения инструментальной музыки, отражённых в трудах российских, западноевропейских и китайских учёных.
Среди музыковедческих методов преимущественно использованы:
— структурно-типологический (в анализе стилевых признаков инструментальных сочинений);
— сравнительно-аналитический (сопоставление европейской и национальной музыкальных традиций);
— герменевтический (в подходе к содержанию или интерпретации сочинения). Трактовка содержания инструментальных сочинений Авшаломова (от уровня интонаций, мотивов, ладов, гармоний, ритмов до выстраивания целостной образной картины) важна для осмысления идей и значения его творчества.
Научная новизна исследования: работа представляет собой первое в науке исследование инструментального творчества А. Авшаломова. В диссертации впервые:
— на основании имеющихся исторических документов восстановлена и изложена биография А. Авшаломова на русском языке;
— выявлены особенности индивидуального стиля, в том числе способы разноуровневого синтеза музыкального языка; изучен процесс соединения основ пентатонического мелодизма, гексатоники и европейской ладово-функциональной гармонизации в жанре инструментального концерта;
— рассмотрена специфика художественного преломления приёмов исполнительства на национальных музыкальных инструментах в сольных партиях концертных опусов А. Авшаломова;
— исследован процесс синтеза культурных традиций на уровне формы и драматургии в разные периоды работы над оркестровыми сочинениями;
— определены основные факторы, сформировавшие композиторский почерк А. Авшаломова в работе с различным ориентальным материалом и выявлены новаторские решения в драматургии оркестровых сочинений на индийские и еврейские темы;
— осуществлён анализ неизданного рукописного нотного материала, дополняющий целостную характеристику инструментального творчества А. Авшаломова;
— обобщена аналитическая информация и охарактеризовано значение деятельности композитора и дирижёра А. Авшаломова в процессе формирования китайской симфонической школы и в становлении принципов евразийской музыкальной культуры.
Положения, выносимые на защиту:
— инструментальное творчество А. Авшаломова стоит у истоков евразийского музыкального искусства, поскольку одной из основных идей автора было создание универсального языка, в равной мере понятного и близкого
западному и восточному слушателю. Слияние и взаимопроникновение восточного и западного отмечается на уровне художественного замысла;
— вклад А. Авшаломова в становление китайской школы композиции оказался особо значимым в период общественных разногласий во взглядах на пути развития национального искусства. Достижения композитора в области инструментальной оркестровой музыки были ориентированы на сохранение национальных основ китайской музыкальной культуры;
— особые приёмы синтеза культурных традиций в инструментальных сочинениях А. Авшаломова направлены на взаимопроникновении «западного» и «восточного» на уровне идей, образов, элементов музыкального языка, принципов драматургии. Его метод, применённый в работе над концертными симфоническими опусами, был новым для профессиональной китайской композиции;
— дальнейший путь совершенствования принципов языкового синтеза, сопряжённый с погружением в культурные традиции, поэзию и философию стран Востока, позволил композитору успешно работать с новыми типами ориентального музыкального материала в сочинениях на индийские и еврейские темы.
Методологическую базу составили труды российских и китайских авторов в различных областях истории и теории музыки. Прежде всего, это китайские работы, посвящённые эстетике и традиционным духовным ценностям древнего Китая. Их авторы: Цзун Байхуа [135], Ли Ваньли [79], Вань Сычао [67]; Лян Маочунь [96], У Пэн [119], Фэн Чанчунь [125], Хань Чжуньэнь [127], Тун Чжунлян [118].
Для исследования оказались важными труды, посвящённые взаимодействию европейской и азиатской культуры. Авторы: Бянь Мэн [3], Ху Ган [129], Б. Сабольчи [35], Ван Ин [4], Гуань Цзяньхуа [ 74], Ли Шиюань [83], Т. Тихонова [42], А. Турсунов [43], Фэн Вэньцы [122], [123], Тао Ябин [115], [117].
В основу аналитической работы по теории китайской музыки легли разработки авторов Пэн Чэна [32], Би Минхуэя [59], Ли Цзити [81].
По истории и теории симфонических жанров — труды Б. В. Асафьева [2],
М. Г. Арановского [1], В. Н. Холоповой [45], [46], Г. М. Шнеерсона [56].
10
В основу параграфа о деятельности А. Авшаломова в шанхайский период легли труды Вана Чжичэна [5], [60] и Сюя Буцзэна [109].
Теоретическая и практическая значимость результатов проведённого исследования.
Работа предоставляет уникальный материал, посвящённый жизни и творчеству композитора и дирижёра А. Авшаломова, раскрывает особенности этапов его работы в Китае и США, эволюцию художественных принципов, которыми он руководствовался в создании крупных инструментальных полотен.
Предлагаемый в диссертации материал позволяет использовать его:
— в педагогической практике — материалы исследования могут войти в содержание учебных курсов музыкальных вузов по «Истории зарубежной музыки», «Анализу музыкальных форм», «Теории исполнительского искусства», «Инструментовке», «Истории оркестровых стилей»; материалы могут быть использованы в методических целях в процессе освоения новых концертных сочинений;
— в научной работе — исторические и аналитические материалы могут стать частью перспективных исследований истории культуры шанхайской эмиграции вплоть до конца 40-х гг. XX века;
— в концертной практике — для расширения концертного репертуара музыкантов-исполнителей и дирижёров оркестров.
Степень достоверности и апробация работы.
Достоверность результатов исследования обусловлена опорой на подлинные нотные, в том числе рукописные материалы, литературные и исследовательские источники на русском, китайском и английском языках, а также обращением к современным методам музыковедческого исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки (протокол N8 от 24 июня 2021 года). Её положения отражены в материалах научно - практических конференций:
1 Чжу Тин. Аарон Авшаломов. Наследие и семья. Преодоление границ времени // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Культура, образование и искусство: традиции и инновации» — Н. Новгород, НГПУ им. Минина, 2019. — С. 87-89 (0, 3 п. л);
2. Чжу Тин. Аарон Авшаломов. Идеи становления китайской классической музыки. Особенности синтеза культурных моделей // Материалы VII международной научной конференции «Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, история, исполнительство, педагогика» — Астрахань, Астраханская государственная консерватория, 2019. С. 73-78 (0,5 п. л.)
Основные положения диссертации изложены в 6 публикациях общим объемом 3, 5 п. л., в том числе 4 публикации — в рецензируемых изданиях, включенных в Перечень ВАК.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырёх глав и Заключения. Библиография на русском, китайском и английском языках содержит 178 наименований.
Глава 1. Жизнь и творчество Аарона Авшаломова в условиях
эпохи перемен
1.1. Период жизни в России и этап становления композитора в Китае
(Циндао, Тяньцзинь, Пекин)
Сегодня в России о композиторе Аароне Авшаломове известно лишь узкому кругу профессиональных музыкантов. В Китае фигура мастера до настоящего времени остаётся закрытой для широкого обсуждения, и это не связано с творческими аспектами. А между тем, эта уникальная личность достойна внимания и изучение его наследия может оказаться интересным и российским, и китайским учёным. А. Авшаломов был не единственным иностранным композитором, стремившимся дать новый импульс жизни традиционной китайской музыки. В 30-е и 40-е годы наряду с ним в этом направлении кроме известных китайских музыкантов, таких как Сяо Юмэй, Ма Сыцун, Си Синхай, Люй Цзи, Хо Лутин, Хуан Цзы, работали иностранцы — русские, итальянцы, немцы, американцы, своей деятельностью вносившие разносторонний вклад в становление китайской музыки. Однако положение Авшаломова в Китае изначально отличалось от тех условий, которые предоставлялись в Китае известным иностранным музыкантам. Он не принадлежал к их кругу, всегда, по сути, оставаясь гениальным самоучкой. У него не было законченного профессионального образования, и он не имел известности в музыкальной среде. Современный Авшаломову круг профессиональных европейских музыкантов, проживающих и работающих в Китае, был связан с такими известными личностями как А. Строк3, М. Пачи4,
3 Деятельность концертного импресарио А. Строка, предшественника выдающегося менеджера С. Юрока, во многом способствовала знакомству китайского слушателя с европейской музыкой. Благодаря его увлечённости Китаем здесь выступали: Ф. Шаляпин, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Ж. Сигети, Л. Годовский, И. Фридман, С. Рахманинов, Артур Рубинштейн. К его заслугам относится приглашение на работу М. Пачи и Б. Захарова.
4 Итальянский пианист и дирижёр М. Пачи дожил до старости в Шанхае, возглавляя Симфонический оркестр Шанхайского министерства труда (Гонпуцзюй)», в котором играли русские музыканты, переехавшие в Шанхай после Октябрьской революции, и итальянцы, которых пригласил Пачи. У Пачи обучалось старшее поколение китайских пианистов, такие как Юй Бяньмин, Чжан Цзюньвэй, Чжу Гун И, Чжоу Гуанжэн, Фу Цун, впоследствии ставших известными педагогами Китая.
А. Черепнин5, Б. Захаров6.
Пути творческой реализации Аарона Авшаломова принципиально отличались от жизненных реалий известных выпускников Петербургской консерватории Б. Захарова и А. Черепнина и многих других профессионалов, приглашённых в Китай в качестве мэтров и почётных профессоров. Жизнь его, наполненная скитаниями и отсутствием экономической стабильности, не располагала к планомерной исполнительской или композиторской деятельности.
Существующие биографические сведения об Авшаломове (письма, статьи, интервью) до сих пор несут довольно противоречивую информацию. Поэтому необходимо, сопоставив подлинные источники, воссоздать реальную картину его жизни, позволяющую внимательно рассмотреть основные вехи его творческого пути.
Аарон Авшаломов родился 11 ноября (26 апреля) 1894 в Николаевске-на-Амуре, в торговом городе вблизи китайско-российской границы. Исторически до 1858 года территория города Николаевска принадлежала династии Цин. Китайское название города — Мяоцзе (Храмовая улица). Здесь, как и во Владивостоке и Хабаровске того времени, существовал китайский район, где можно было слышать китайскую речь, наблюдать праздничные шествия и уличные выступления китайских театров. В подробной картине жизни китайской общины на российских территориях рубежа веков востоковед и этнограф В. А. Королёва даёт подробное описание особенностей быта и культурных традиций этого народа. К рубежу веков, по прошествии сорока лет совместного проживания после заключения Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров, китайская культура смогла стать важнейшим средством коммуникации, «механизмом усиления интегративных
5 В 1934 г. Шанхайская консерватория пригласила на работу в качестве почетного профессора А.Н. Черепнина. В Китае он трудился с 1934 по 1937 год. Именно по инициативе Черепнина и на его собственные средства был организован первый китайской музыкальный конкурс «Китайское фортепианное творчество». Здесь он начал сочинять фортепианную, камерную и вокальную музыку в «китайском стиле».
6 Б. Захаров, ученик А. Есиповой в 1908-1912 гг., позже совершенствовавшийся в Берлине у Л. Годовского, был приглашён А. Строком в 1929 году и сразу же возглавил фортепианное отделение Шанхайской консерватории. Захаров познакомил слушательскую аудиторию с ХТК Баха; сонатами, концертами Моцарта и Бетховена, сочинениями Шопена, Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля. В 1933 году Захаров исполнил в Шанхае Четвертый концерт С. Рахманинова. Его педагогическое направление назвали «шанхайской школой». Среди её представителей: Ли Сянмин, Дин Шандэ, У Лэи. Ли Цуйчжэн исполнила все сонаты Бетховена. Дин Шандэ в мае 1935 г. дал в Шанхае первый сольный концерт, сыгранный китайцем.
процессов в жизни полиэтнического городского общества и способствовала формированию межкультурного диалога на самых разных социальных уровнях» [16 ,126].
Исследователь российского Зарубежья, редактор книжной серии «Русские евреи в Америке» Эрнст Зальцберг, получивший доступ к генеалогическим документам из архивов г. Николаевска-на-Амуре XIX века, свидетельствует: «Дед композитора был кавказским горским евреем. В середине 70-х годов (точная дата в семейной летописи не сохранилась) он вместе с женой и годовалым сыном Ашером был выслан с Кавказа в Николаевск. Причиной столь сурового наказания явилось бытовое преступление: в ссоре, вспыхнувшей во время свадьбы, он убил гостя — перса. Пересыльный этап занял два года — сначала ссыльные передвигались по железной дороге, потом — на лошадях и в конце концов — пешком. Отец Ашера развил в Николаевске бурную деловую деятельность: сначала он открыл рыбоперерабатывающий завод в месте ссылки и позднее второй — в Петропавловске-Камчатском» [10].
Авшаломовы проживали в китайском квартале Николаевска, «здесь Аарон слышал старинные легенды, сказания, народную музыку и традиционную китайскую оперу, и это навсегда определило вкусы и пристрастия будущего композитора» [10]. Разрозненные воспоминания Аарона о раннем детстве объясняют особенности формирования его мировосприятия [163, 40-48]. Так, он рассказывает о своей первой няне — японке Мияко, которой удавалось не только справляться с частыми детскими болезнями ребёнка, но и наполнить домашний быт элементами японской культуры. Благодаря Мияко в раннем детстве мальчик знакомится со старинными японскими песнями. В возрасте шести лет Арону довелось вместе с матерью прожить шесть месяцев в Японии. Это был прекрасный шанс дальнейшего проникновения в мир музыки этой страны. Спустя десятилетия композитор вспоминал, что его первые сочинения и импровизации на фортепиано, относящиеся к семилетнему возрасту, более всего напоминали мелодии из старинных песен, услышанных от Мияко.
Вторым воспитателем Аарона был китаец Тун Фа, так же постоянно живший при семье. На глазах мальчика он «разыгрывал костюмированные спектакли в стиле пекинской оперы, подражая народным инструментам, самостоятельно изготавливая национальные костюмы, реквизит и бутафорию» [163, 42]. Этот человек, приехавший в Николаевск из города Янтай (провинция Шандун), по воспоминаниям Авшаломова, оказал решающее влияние на его художественные вкусы и представления.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Творчество Б. А. Диева в контексте духовой музыки России второй половины XX века2021 год, кандидат наук Кашкаров Денис Сергеевич
Кристиан Синдинг: Портрет норвежского композитора2003 год, кандидат искусствоведения Кривцова, Елена Викторовна
Ю.В. Воронцов. Эстетические взгляды и музыкальная композиция2016 год, кандидат наук Озерская Ольга Валерьевна
Проблемы симфонического и органного творчества Олега Янченко2001 год, кандидат искусствоведения Ковалева, Марина Людвиговна
Симфоническое творчество Б. Тищенко в контексте обновления отечественного симфонизма второй половины ХХ века2023 год, доктор наук Серов Юрий Эдуардович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чжу Тин, 2021 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Литература на русском языке
1. Арановский М.Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов. — Л.: 1979. — 287 с
2. Асафьев Б.В. Симфония / Б.В. Асафьев. Избранные труды. Т.5: Изд-во Ан СССР, 1952. —388 с.
3. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: Автореферат диссертации. ...канд. искусствовед.: 17.00.02 / Мэн Бянь. Санкт-Петербург, 1994. —22 с.
4. Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX- XXI веков. Автореферат диссертации.канд. искусствовед.: 17.00.02 / Ин Ван. — Санкт-Петербург, 2009. — 25с.
5. Ван Чжичэн. История русской эмиграции в Шанхае. — М.: Русский путь. Библиотека-фонд «Русское зарубежье», 2008. — 573 с.
6. Ван Чжичэн Александр. Карта Русской культуры в Шанхае. — Шанхай: изд-во «Бриллиант», 2010. — 158 с.
7. Виноградов В.С. Музыка в Китайской Народной Республике. — М.: Советский композитор, 1959. — 86 с.
8. Гудков Г. Ф., Гудкова З. И. С. Т. Аксаков. Семья и окружение. Краеведческие очерки / Гудков Г. Ф., Гудкова З. И. —Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991. — 384 с.
9. Дай Юй. Элементы традиционной культуры в Новой китайской музыке «периода открытости». Автореферат диссертации.канд. искусствовед.: 17.00.02 / Юй Дай. — Н. Новгород, 2017. — 24с.
10. Зальцберг Эрнст. «Аарон Авшаломов пионер современной китайской музыки» [электронный ресурс]. — URL: http://madan.org.il/ru/groups/aaron-avshalomov-pioner-sovremennov-kitavskov-muzyki (дата обращения 12. 08. 2017).
11. Иванова Л.П. Типология фольклоризма в русской музыке XX века.: автореф. дис. ...докт. искусствовед.: 17.00.02 / Иванова Л.П. — СПб., 2005. — 34 с.
12. Исаева М.В. Музыкально-теоретическая система люй и методологический аппарат традиционной китайской историографии // История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. — М.: Наука, 1986. Ч. 1. — С. 114 - 171.
13. История китайской философии. Перевод с китайского В. Таскина, общая редакция и послесловие докт. филос. наук М. Л. Титаренко. — М.: «Прогресс»,
1989. — 552 с.
14. Кухарский В.Ф. Традиционная китайская драма // Кухарский В. Ф. О музыке и музыкантах наших дней: статьи и выступления. — М.: Сов. композитор, 1979, с. 392-469.
15. Конен В. Д. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии». — М. «Музыка» 1968. — 352 с.
15. Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке. — М.: Музыка, 1975. — 478 с.
16. Королёва В.А. «Маленький Китай» и его зрелищные представления в социокультурном пространстве улиц русского дальневосточного города (вторая половина XIX в. — 1920-е гг.) // Гуманитарный вектор, 2015 N2 (42). — С. 118-126.
17. Крапивина И. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме. — Новосибирск, 2003. — 156 с.
18. Краткий биографический словарь зарубежных композиторов / составитель М. Ю. Миркин. — М.: Музыка, 1969. — 358 с.
19. Куницкая Р. Французские композиторы ХХ века: Очерки. — М.: Музыка,
1990. — 321 с.
20. Левая Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. — М.: Музыка, 1991. — 166 с.
21. Ли Чао. Роль танца и пантомимы в музыкальной композиции пекинской оперы.: автореф. дис. .канд. искусствовед.: 17.00.02 / Чао Ли. С.-Петерб. гос. консерватория, 2001. — 24 с.
22. Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры. Канд. дисс.: 17.00.02 / Шии Ло, РАМ. им. Гнесиных, 2003. — 197 с. [электронный
ресурс]. — иИЬ: МрБ://www.^вегеа!сошУсоп1еп1/5т^ошсЬе5к1е-711ап^-у-коп1ек51е-к^вкоьшигукаЫоькцЦшу (дата обращения 23. 10. 2017).
23. Лянь Лю. Китайская современная опера в контексте влияния европейских традиций // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. — №3 (11). — С. 25-33.
24. Малявин В. Китайская цивилизация. — М.: АСТ/Астрель, 2001. — 632 с.
25. Михайлов Дж. К. К проблеме теории музыкально-культурной традиции / Сборник научных трудов. Музыкальные традиции стран Азии и Африки. — М.: МГК, 1986. — 150 с.
26. Музыка ХХ века: Очерки. Ч. II, кн. 3 / Ред. Л. Н. Раабен. — М.: Музыка, 1980. — 385 с.
27. Музыка ХХ века: Очерки. Ч. II, кн. 4 / Ред. Д. В. Житомирский, Л. Н. Раабен. — М.: Музыка, 1984. — 510 с.
28. Музыка ХХ века: Очерки. Ч. II, кн. 5 / Ред. М. Г. Арановский, Д. В. Житомирский. — М.: Музыка, 1987. — 318 с.
29. Музыкальный словарь Гроува. Перевод с англ. — М.: Практика, 2001. — 1095 с.
30. Муров Г. Т. Люди и нравы Дальнего Востока: от Владивостока до Хабаровска (путевой дневник). — Томск. 1901 г. — 168 с.
31. Пчелинцев А. В. Народная песня как культурный генотип современной хоровой музыки (к проблеме методов трансформации фольклора) // Фольклор и композиторское творчество. — Южно-Российский музыкальный альманах, 2019. — С. 69-73.
32. Пэн Чэн. Ладовая система китайской музыки и её претворение в творчестве композиторов XX века: автореф. дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.02 / Н.Новгород, 2011. — 23 с.
33. Рождественский Г. Мысли о музыке. — М.: Сов. композитор, 1975. — 199 с.
34. Рубан Н. Л. Фортепианное творчество Александра Черепнина в контексте его артистической карьеры. Автореферат диссертации .канд. искусствовед.: 17.00.02. / Н. Новгород, 2017. — 22 с.
35. Сабольчи Б. Сохранение Азиатских музыкальных стилей в Европе / Музыка
народов Азии и Африки. Вып. 2. — М., 1973. — С. 345-348.
178
36. Сисаури В. Церемониальная музыка Китая и Японии. — СПб: СПбГУ, 2008. — 290 с.
37. Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию ХХ века: Учебн. пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. высш. учебн. заведений. — М., 2004. — 231 с.
38. Старикова Е. О. Особенности ладового мышления в культуре вьетов // Вестник СПб гос. университета. Востоковедение и африканистика. 2011 № 3. — С. 90-105.
39. Стравинский И. Ф. Публицист и собеседник. — М., Сов. композитор, 1988. — 487 с.
40. Сыров В.Н. О национальном в творчестве Бориса Тищенко // Вопросы музыкальной теории и педагогики. — Горький: Волго-Вятское Книжное издательство, 1975. — С. 41-59.
41.Тихонова Е. П. Восток — Запад. Знаковая веха культурной рефлексии ХХ-ХХ1 вв. // Вестник Томского Государственного Университета, 2007. — С. 83-86.
42. Тихонова Т. В. Диалог Восток — Запад в творчестве европейских композиторов первой четверти XX века: Музыкально-театральные модели: автореф. дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.02 / Т. Тихонова. РАМ им. Гнесиных. — М., 2003. — 27 с.
43. Турсунов А. Некоторые теоретические проблемы взаимодействия культур и цивилизаций // Народы Азии и Африки, 1988, №5. — С. 20-27.
44. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): Учебное пособие. — СПб.: Лань, 2011. — 544 с.
45. Холопова В. Н. Китайский авангард: От Сан Туна до Тан Дуна // М. Е. Тараканов. Человек и Фоносфера. М., — СПб.: Алетейя, 2003, с. 243-251.
46. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. — СПб.: Лань, 2001. — 469 с.
47. Хуан Пин. Борис Захаров (1888 — 1943) и его роль в становлении китайской фортепианной школы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008, №274-1. — С. 527-531.
48. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. автореф. дис. ... канд. искусствовед:
17.00.01 / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2008. — 20 с.
179
49. Хэ Лутин. Проблемы национальной формы в китайской музыке / О китайской музыке. Статьи китайских композиторов и музыковедов. Вып. 1. — М., 1958.
50. Цзо Чжэньгуань. Музыкальная жизнь русской эмиграции в Шанхае / Чжэньгуань Цзо // Музыкальная Академия. 2000, № 2. — С. 158.
51. Чжу Тин. Аарон Авшаломов. Жизнь и творчество композитора в условиях эпохи перемен // Актуальные проблемы музыкального образования. 2018, №2[48]. — С. 43-48.
52. Чжу Тин, М.Л. Лукачевская. Аарон Авшаломов и его путь развития китайского симфонического искусства. Симфоническая поэма «Хутуны Пекина» // Музыка. Искусство, наука, практика, 2020, №1(29). — С. 19-29.
53. Чжу Тин. Шанхайский период творчества Аарона Авшаломова и трагический поворот в его судьбе // Актуальные проблемы музыкального образования, 2020, N1. — С. 73-78.
54. Чжу Тин. Синтез культуры востока и традиций запада в «Фортепианном концерте на китайские темы и ритмы» О^иг Аарона Авшаломова // Дом Бурганова. Пространство культуры. №1 2019, — С. 48-63.
55. Чэнь Ин. Китайская опера XX — начала XXI века: к проблеме освоения европейского опыта: автореф. дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.02 / Ростовская гос. конс. им. С. В. Рахманинова, 2015.
56. Шнеерсон Г. М. Музыкальная культура Китая. — М.: Гос.муз. издат., 1952 г. — 251 с.
57. Юнусова В. Н. О типологии и сущностных чертах традицонных нотаций Азии // Музыка народов мира: проблемы изучения. Материалы Международных научных конференций. Вып. 1. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008. — С. 57-79.
58. Юнусова В. Н Изучение китайской музыки в России: к проблеме становления отечественной музыкальной синологии. // Музыкальная академия, 2015 №1. — М., 2015. — С. 143-147.
Литература на китайском языке
59. Би Минхуэй. Китайские элементы в западной музыке XX века. Издательство Шанхайской консерватории, 2007. — 235 с. / ЩЩЩ. «20ЮЙШ^^ФЙЙФЮ Ж» 2007. Ш 235 Ж
60. Ван Чжичэн. Музыканты русской эмиграции в Шанхае. Изд. Шанхайской консерватории, 2007. — 579 с. /
2007. Ш 579 Ж
61. Ван Чжичэн. История общины русских эмигрантов в Шанхае: Изд. Шанхайсаньляньшудянь, 12.1993. / ^¿Ш: 1993 ^ 12 И
62. Ван Чжичэн. Ван Юйхэ. Состояние музыкального и культурного обмена между Китаем и зарубежными странами в первые годы. // Ишушие, 2009, №10. — С. 93-97. / ЙШП , ШШ, 2009, N10. Ш 93-97 Ж
63. Ван Юйхэ. История современной китайской музыки. Изд.: Жэньминьиньлэ, 06.2009. — 372 с. / ЙШП, «ФЖШ^^» , 2009. 06. Ш 372 Ж
64. Ван Юйхэ; Ху Тяньхун. Сяо Юмэй. Сравнение китайской и европейской музыки (1921) // Труды по истории современной китайской музыки (1901-1949). Изд. Жэньминьиньлэ, 2006. — 121 с. / ЙШП, ЭД^Й. «Ж^Ш-ФШ^ЙЙЬШ^ (1921)» / «ФШет^^^ 1901-1949». 2006. Ш 121 Ж
65. Ван Яохуа, Ду Ясюн. Введение в музыковедение китайской традиционной музыки. Фучжоу. Изд. Фуцзяньцзяоюй, 2013. — 399 с. / «ФШ#
, Ш, 2013. Ш 399 Ж
66. Вань Литин. Заметка о китайской флейте. // Дачжунвэньи, 2017 №20. — С 141-142 / ЛШ » / ». 2017, N0. 20. Ш 141-142 Ж
67. Вань Сычао. Музыкальная эстетика. — Пекин: Изд. Жэньминьиньлэ, 1994. — 218 с. / 1994 Ш 218 Ж
68. Вэнь Шуо. История современной китайской музыкальной драмы. Изд. Сиюань, 11.2012. — 575 с. / -ХЩ 2012 ^ 11 Л 575 Ж
69. Газета Ивэньхуабао 01.07.1946 — С. 33 / {^ХШШ» Ш 1 Ш 1946 ^ 7 Л
Ш 33 Ж
70. Газета Шишисиньбао, раздел «Образование и просвещение» 22.05.1933 / «ВВ «Ш-ЗД» 1933 ^ 5 Л 22 0
71. Газета Шэньбао 06.17.1941 №14 / «ЗД» 1941 ^ 6 Л 17 0Ш 4 ЗШ 14 Ш
72. Газета Шэньбао 18.06.1941 №12 / «ЗД» 1941 ^ 6 Л 18 0Ш 3 &Ш 12 Ш
73. Го Лицзюнь. О влиянии западной симфонии на китайскую музыку. / Иньюэшикун. 2014, №1. — 92 с. / ЩШШ^ПЙШХХ^ЮШ^!^» ,
2014. Ко.1. Ш 92 Ж
74. Гуань Цзяньхуа. Введение в сравнение китайской и западной музыкальной культуры. Издательство Шэньсийского педагогического университета, 2006. —396
с. / «ФШ^Ш^ШШ^ШШМ» , 2006.
Ш 396 Ж.
75. Дин Шаньдэ. Заметки к симфонии «Великий поход». // Газета Сычуаньской консерватории, 01. 1986. — С. 5-12 / Т#Ш, 1986 ^ 1 Л Ш 5-12 Ж
76. Ду Ясюн. Музыка национальных меньшинств Китая. Изд. Шанхайиньлэ, 2002. — 223 с. / + 1991. —
Ш 223 Ж
77. И Шэнсы. Судьба Авшаломова и его оперы «Девушка Мэн Цзян» // Исследование музыки, 2014 №1. — С. 45-63. / Ш^ЖЖ^^^
, 2014 ^Ш 1 Ш, Ш 45-63 Ж
78. Кун Дэ. История распространения зарубежной музыки в Китае. Изд. Шануиньшугуань, 1934. / ?Ш , Й^Р^, 1934
79. Ли Ваньли. Проблема взаимоотношений неба и человека в древней китайской философии / Философия, № 1 (87) 2018. — С. 61-64 / ^Л^О, ФШ^^ФЙЙ
^ 1 (87) 2018, Ш 61-64 Ж
80. Ли Сунцин, У Чучжи, Ли Чжихуа. Отзыв Шанхайского культурного кружка о «Мэн Цзян». / Шидайжибао, 11.1945 / ^Л^,
, ВТСВШ, 1945 ^ 11 МШ0, Ш^Ш
81. Ли Цзити. Введение в анализ структуры китайской музыки. Изд. Пекинской консерватории, 2004. — 588 с./ «ФШ^Ш^^ШШ» , Ф^
2004. Ш 588 Ж
82. Ли Цзячжуй. Народные песни Бэйпина. Изд. Историко-лингвистического института Китайской академии наук, 1988. — 215 с. / , Ш&Ф^Я^Ш&^Й^ЯЖ, 1988. Ш 215 Ж
83. Ли Шиюань. Современная музыка Китая: диалог с традициями Запада. Издательство Шанхайской консерватории, 2004. — 303 с. /
2004. Ш 303 Ж
84. Ли Шухуа. История развития современного искусства и музыки. Изд. Лянъюту, 1936. ^ш^ш^^ам^ш» , 1936
85. Ли Шэн. Китайская музыкальная душа в сочинениях западного композитора. Шанхайский Восточно-китайский педагогический университет, 2010. / «Ш^
^ЙЖФЙЙФШ^Ш^» 2010 ^
86. Линь Иньчжи, Линь Цин. Процесс и идея организации Общего каталога китайских фортепианных концертов. / Жэньминьиньлэ, 2019 №3. — С. 73-75 /
2019 N 3. Ш 73-75 Ж
87. Лу Шиюн. Поэтика династий. Пекин, Изд. «Китай», 1983. / ^
Ш^. 4ЬЖ, ФШШЮ±, 1983.
88. Лю Сяося. Исследование развития современных библиотек в Шанхае с точки зрения общественных культурных услуг. Городская культура. Докт. дисс. Шанхайский педагогический университет, 05.2019. — 209 с. /
Ш^^. 2019 ^ 5 И Ш 209 Ж
89. Лю Цзинчжи. О новой китайской музыке. Издательство Шанхайской консерватории, 2009, № 1. — 347 с. / ЭДМ^ ШФМ^^» ,
|^ШШ±, 2009 ^ 0. Ш 347 Ж
90. Лю Цзян. Авшаломов и Китай. / Шицзевэньхуа 1994 №3 — С. 30 / ЭД^Щ^ МШМ^ФШ» , Ш^Ш , 1994^ 031Л, Ш 30 Ж
91. Лю Чжэнвэй. Многоплановое исследование развития оперной музыки ХХ века. Издательство Пекинской консерватории, 12.2004. / ЭД^^Ш ((Щ^Й^Й^
, 2004 ^ 12 И^
92. Лю Чэнфу. Музыкальный словарь. Изд. Бэйцзиншануиньшугуань, 1935. / ЭДМ
, 1935
93. Лю Юйхэ. Полное собрание сочинений Лю Тяньхуа. Изд. Жэньминьиньлэ, 05.1997 / ЭДШП: «ЭД^^» , 1997 ^ 5 И^
94. Люй Цзи. Очерк нового музыкального движения. Изд. Бэйцзиншануиньшугуань, 1949. / ЙШ (Ш^ШШ^Ш , ^ФШШ, 1949
95. Лян Маочунь, Чэнь Биньи. История китайской музыки. Издательство Пекинской консерватории, 2007. — С. 256 / РШХ «ФШ^^Ж^» , Ф
2007. Ш 256 Ж
96. Лян Маочунь. Звучание столетней музыки. Изд. Чжунгоданьгань, 2001 / ^^^
, ФШШШШ±, 2001
97. Мань Синьин. Оперы-драмы Авшаломова в контексте музыкальных контактов Китая и России в XX веке // Материалы международной научной конференции в
Харбине о музыкальных контактах Китая и России. Изд. Жэньминьиньлэ, 2009, с. 160-168. / ш»
2009 ^
2011 ^ 12И4кЖШ Ш
160-168 Ж
98. Ни Эр. После просмотра Китайской Пантомимы «Тени благовоний». / Дэндуньгунбао, 08.1935 / , 1935 ^ 8 И
99. Оксфордский Краткий Музыкальный Словарь. Пекин, Изд. Жэньминьиньлэ, 09.2002. — С. 801 / «ФШВД^^Ш» , 2002 ^ 9 И, Ш 801 Ж
100. Сборник народных песен провинции Хэбэй «Народные песни Хэбэя». Издательство культурного ведомства провинции Хэбэй, 1979. Ш^ШШ^^Ш , 1979
101. Редакционная статья «Друг китайской национальной музыки». Газета Цзефанжибао, 19.08.1982 «ФШ^^ЙЙ^» , Ш10Ш, 1982 ^ 8 И 19 0
102. Редакционная статья «Иностранец, посвятивший себя изучению китайской национальной музыки». Журнал Иньлэайхаочжэ, 01.1983 — С. 40 / ФШЙ&^ШЯЙ^ШЛ» , 1983 ^ 1 И, Ш 40 Ж
103. Редакционная статья «Композитор, посвятивший себя китайской музыке», газета Жэньминьжибао 10.08.1982 / «^¿^ШиФШ^Ш^ЙЙ^ЙШ , Л &0Ш, 1982 ^ 8 И 10 0, ШАШ
104. Редакционная статья «Первая музыкальная постановка оперы «Мэн Цзян»», газета Шидайжибао, 25.11.1945. / «ФШШ^^Ш^^Ш , 1945 ^ 11 И 25 0, ММ, Ш^Ш
105. Редакционная статья «Об Авшаломове», газета Вэнхуэйбао, 25.05.1985 /
^ММЖЖМ» , Ж.Ш, 1985 ^ 5 И 25 0
106. Су Ся. О знаменитых работах китайских мастеров современной музыки. Изд. Пекинской консерватории, 03.2005. — 424 с. / ^М, ШФШШ^Ш^Ж^^»
, 2005.3 Ш 424 Ж
107. Сю Ган. Марш добровольцев — гимн КНР: автор первой оркестровки. / Сяояньцзоуцзя, 12.2010 / ШИ — С. 53 ,
2010, N12 Ш 53 Ж
108. Сю Хайлинь, Ли Цзити. История современной китайской музыки. Изд. Шанхайжэньминь, 2005. — 380 с. / ШШШ, ^^Ш,
ШШ?±, 2005 Ш 380 Ж
109. Сюй Буцзэн. Заметка о русско-еврейском композиторе Авшаломове / Журнал Иньлэайхаочжэ, 06.2006. — С. 40 / ,
, 2006 ^ 6 Л, Ш 40 Ж
110. Сюй Буцзэн. Еврейская культурная элита Шанхая. Издательство Шанхайской академии общественных наук, 05.2007. —С. 49-56 /
, 2007 ^ 5 Л, Ш 49-56 Ж
111. Сюй Буцзэн. Еврейские музыканты в Шанхае. Издательство «Иньлэишу». — Шанхай. 1991, № 3. — С. 14-20. / , 1991, №.4. Ш 14-20 Ж
112. Ся Линьгэнь и др.: Словарь китайско-американских отношений. Издательство Далянь, 11.1992. — 797 с. / «Ф^ШШ» , 1992 ^ 11 ЛШ Ш 797 Ж
113. Сян Яньшэн. До и после создания Марша добровольцев — Гимна КНР. // Чжунгоиньлэ, 1983 №3. — С. 17-21/ , ФШ^Ш, 1983, N3 Ш 17-21 Ж
114. Сяо Хайянь. Анализ оперы-балета Аарона Авшаломова «Нирвана Феникса». Магистерская диссертация, Шанхайская консерватория, 03.2020. МЖ ^ ^ШЖМШ^Я ШШ 2020 ^ 3 Л
115. Тао Ябин. Китайско-западный музыкальный обмен между династиями Мин и Цин. Изд. Дунфан, 08.2001. — 232 с. / ЦМЙ, «ВДШШФШ^^Ш , 4ЬЖ,
2001.8 Ш 232 Ж
116. Тао Ябин. Очерк об истории обмена между китайской и западной музыкальными традициями. Изд. Большой Китайской Энциклопедии, 1994. — 290 с. / ШЯ «ФШ^^Ж^Ш , 4ЬЖ:ФШ^Ш4^ШШ?±, 1994 Ш 290 Ж
117. Тао Ябин. Музыкальные контакты Китая и Запада во времена династий Мин и Цин / Ябин Тао. Изд. Дунфан, 2001. — 232с. ^М^ «ВДШШФШ^^Ж» &
4ЬЖ, 2001. Ш 232 Ж
118. Тун Чжунлян. От колокольных оркестров эпохи ранней Цинь до современных национальных симфонических коллективов. // Чжунгоиньлэ, 1997 №7 / М
// ФШ^ 1997, Ш^Ш
119. У Пэн. История искусств Китайской Республики. Изд. Бэйцзинжэньминь, 1994. / ^ «ФШ&Ш2Ж&» , 4ЬЖЛ^ШШ?±, 1994
120. Фан Хао. История западного движения в Китае. Изд. Шанхайжэньминь, 2008. — 413 с. / ^Й, , 2008 Ш 413 Ж
121. Фу Лэй. От Китайского концерта Министерства промышленности и торговли до будущего китайской музыки и драмы. Собрание сочинений Фу Лэя, Изд.
Аньхуэйвэньи, 12.1998 / ШФШ^^ШЙЙ
ЙЙ», тШ^М® 1998.12
122. Фэн Вэньцы. История обмена между китайской и зарубежными музыкальными традициями. Изд. Хунаньцзяоюй, 1998. — 392 с. / ^^М, «Ф^Ь^^^Ж^» . Ш
1998. Ш 392 Ж
123. Фэн Вэньцы. История взаимовлияний китайской и западной музыки. Изд. Хуньаньцзяоюй, 1998. — 234 а / «Ф^^Ж^» 1998. Ш 234 Ж
124. Фэн Вэньцы. Размышления об истории китайской музыки. Изд. Шанхайской консерватории, 2005. — 311 с. /
2005. Ш 311Ж
125. Фэн Чанчунь. Эстетика китайской музыки в ХХ веке. Изд. Шанхайской консерватории, 10.2018 / {20Й^ФШ^ШЙ^Ш^» , ШйФШ^Ш
тШФЙЙ^Ш^, ±У№Ш^ШШ?±, 2008.10
126. Фэн Чанчунь. Теоретические основы новой музыки: Спасая музыку от
исчезновения. Журнал Иньлэяньцзю, 2006 №3 / (Ш^ШЙЙЙ^®^-
^^Шй^^й» , , 2006 Ш 3 Ш
127. Хань Чжуньэнь. Изучение эстетики китайской музыки в ХХ веке. Изд. Шанхайской консерватории, 10.2008. — 733 с. /
Й^гашя» , 2008.10. Ш 733 Ж
128. Ху Бин. Две модели развития китайской скрипки. Журнал Иньлэяньцзю, 2006 №3. — С. 108-113, 117. / ш, аМЙШ'Ш;» , ^Ж:
Я» , 2006 Ш 3 ш Ш 108-113 Ж+Ш 117 Ж
129. Ху Ган. Китайская и западная музыкальная культура. Развитие китайского фортепианного концерта. // Цзоцзя, 08.2012. — С. 195-196 / ¿Ш, «>АФ
, тм» , 2012.08. Ш 195-196Ж
130. Хуан Айхуа. Старое драматическое искусство Китая и Японии. Изд. Юэлушушэ, 05. 2001. — 323 с. / ЙЙ^: «ФШ-Ш^Ш-В^» ,
2001 ^ 5 ЛШ Ш 323 Ж
131. Хуан Линвэй. Современный иудаизм. Изд. Дунфан, 04.2004. — 410 с. / ЙЙШ : ШШЖШ , 2004 ^ 4 ЛШ Ш 410 Ж
132. Цинь Яоу, Чжу Мэйлинь, Цзинь Миньцю. Эволюция публичных библиотек из частных в публичные в Шанхайской общественной концессии // Библиотечное исследование 25.11.2012 /
Д^т^ШЙШШШ^Ж 2012.11.25
133. Цзин Лэй. Китайский фортепианный концерт: обзор развития с 1900 по 2010
год // Ишуцзяоюй, 2006 №3. — С. 107-108. / ШЩ -1900
^ 2010 , , 2006. N3. Ш 107-108 Ж
134. Цзинь Да. Чан Кайши и его советники. Изд. Хунци, 12.1996. — 453 с. / ^Й:
, 1996 ^ 12 ИШ Ш 453 Ж
135. Цзун Байхуа. Первые шаги в изучении важнейших вопросов китайской эстетики. Экскурс в китайскую эстетику. Изд. Шанхайжэньминь, 1983 / ^Й^, Ф Ш^МШШЯШ^Ш, ФШ^/±ШЛ^ШШ?±, 1983
136. Цзюй Цихун. История новой китайской музыки. Изд. Хуньаньмэйшу, 2002. / ^
, т 2002
137. Цзян Чжунцзы. История развития китайской оперы. Изд. Чжунгосицзюй, 12.1999. — 743 с. / «ФШ^ШЖ^ВД» , ФШ^ШШШ?± 1999^ 12 ИШШ 743 Ж
138. Цзян Чуньфан. Иностранец, увлеченный исследованием китайской музыки — идея и практика Аарона Авшаломова. // Иньлэайхаочжэ.1983, №3. — С. 40-41. / Ш
Ш , 1983 ^ 1 И Ш 40-41 Ж
139. Цзян Юйфан. Новая драма и современная музыка // Жэньминьчжэнсебао, 21.05.1985. — 390 с. / ШЙЙ^Ш^» , Л&ЙШ, 1985 ^ 5 И 21 0
140. Ци Жушань. Развитие Пекинской оперы. Изд. Ляонинцзяоюй, 2008 / ^^ПШ:
ЖШ^а, 2008 ^ 11 ИШ Ш 390 Ж
141. Цинь Вэйюн. Создание и развитие флейтового искусства в современном Китае // Манчжун. 2013, №20. — С. 239-240 /
М» , «£#» , 2013, N 20. Ш 239-240 Ж
142. Цянь Жэньпин. Китайская скрипичная музыка. Изд. Хунаньвэньи, 01.2001. — 234 с. / , ШШ:ШШ£2ШШ&, 2001.1. Ш 234 Ж
143. Чжан Пэйли, Ян Баочжи. История струнного искусства. Изд. Гаоденцзяоюй, 03.2004. — 427 с. / ЗШЖ , 2004. 03. Ш 427 Ж
144. Чжан Цзинвэй. История поиска: избранные произведения современной китайской музыкальной теории. Изд. Шанхайиньлэ, 2004. — 439 с. / ^^Ш: СМ
-ФШЙШ^Ш^Й» , 2004. Ш 439 Ж
145. Чжан Яцзин. Хутуны Пекина // Бэйцзингуаньча 2001, №1. — С. 63-65 /
Ммж»^ атш», »г0, штоаьжшш , 2011 ^ 1 л 15 0 ш 6365 Ж
146. Чжан Цзюньчжун. От западных национальных музыкальных школ до китайской национальной музыки // Шидайвэньсюэ. 2009, №4. — С. 175 /
, 2009, N 4 Ш 175 Ж
147. Чжао Сяошэн. Ситуация в китайской фортепианной музыке. — С. 37-38 // Ганциньишу. 2003, №1 / «ФШ^г^Ш . 2003, N1. Ш 37-38 Ж
148. Чжао Чунь. О китайской национальной школе скрипки. — С. 99-103 // Иньлэяньцзю. 2006, № 4 / ММ, , 4ЬЖ:
, 2006 Ш 4 ш Ш 99-103 Ж
149. Чжао Юнтао. Путь развития китайской симфонической музыки — интервью с Гуань Ся, руководителем Китайского симфонического оркестра. — С. 14-15 // Бэйфанъиньлэ, 2007, № 2 / М/Ш «ФШ^^Ш^Й^М^—1ФШ^ЙШШШ ^Ш» , 2007, N 2 Ш 14-15 Ж
150. Чжоу Цинцин. Очерк о китайской народной музыке. Изд. Жэньминьиньлэ. 2003, издание 8-е. — 407 с. / Ш^: , А^ШЖШШ 2003 ^ 8 Л Ш Ш 407 Ж
151. Чжу Гохун. Китайская эмиграция: историческое исследование мигрантов из Китая. — С. 354. // Университет Фудань. 1994, №12 / ^Ш^: ФШЙЩ^Ь^^—— адИШЗД^Ж 1994 ^ 12 ЛШ Ш 354 Ж
152. Чжу Мэймэй. Современная китайская симфония с точки зрения музыковедения // Бэйфанъиньлэ. 2018, №1. — С. 267 / ^^^
, 2018, N1. Ш 267 Ж
153. Чжу Цзинвэй. Формирование современной китайской музыкальной терминологии // Чжунгоиньлэсюэ. 1998, №2 ШШШ^^Ш^^^ги iMM^ÄÄ» , + . 1998, N2
154. Чжу Цяньчжи. Краткая история музыкальной литературы. Издательство Библиотеки Шанхайтайдун, 1925. — 224 с. / , Ш^Ш, 1925 Ш 224 Ж
155. Чжэн Цзиньвэнь. История китайской музыки (предисловие). Изд. Датунлэхуэй, 1929 / « + , АН^ 1929
156. Чэнь Биньи. Воспоминания о теории музыкального танца и драмы Шэнь Жибая, музыкальные эссе Шэнь Жибая. Изд. Шанхайиньлэ, 1994. — С. 354 / ИЖ
Ш?± 1994 ^Ш, Ш 354 Ж
157. Чэнь Линцюнь. Исследования по истории новой и современной музыки в Китае в ХХ веке. // Иньлэишу. 1999, №3. — С. 30-39. / ИЖ « +
^frfc 20 «2» , 1999, N3. Ш 30-39 Ж
158. Чэнь Си. Исследование истории создания китайской скрипичной музыки // Фуцзяньский педагогический университет. 2011, №6. — С. 159 / « + ШФШ
, mm, 2011 ^ 6 л ш 159 ж
159. Чэнь Чжун. Новая китайская танцевальная драма 1930-х годов // Удаоцунлунь 1983, №4. / 1Ш «H+^fiÖ + ЮШШ^» , 1983 ^Ш 4 Щ
160. Ши Фан и др. История русских в Харбине. Изд. Хэйлунцзянжэньминь. 2003. — 609 с. / , М^А^ЖШШ 2003 ^ 1 ЛШ Ш 609 Ж
161. Шэн Лин. Лу Синь и музыка. // Шанхайские музыкальные новости. 2006, №1. http: //wgj. sh. gov.cn/node2/node345/node703/node730/node734/userobj ectlai6149. html
ШШ, , «±^m» 2006 ^Ш 1 M,
191
162. Юй Цзяфан. История современной китайской музыки. Изд. Шанхайжэньминь, 2006. — 422 с. / « + , 2006. % 422 Ж
Литература на английском языке
163. Avshalomov, J. (2002). Avshalomov's winding way. Composers out of China. Chronicle. Xlibris Corporation, New York, United States. 604p
164. Chinese music history and aesthetics Paperback — 1991 by Xiu Hai Lin (Author) Published by Guangzhou Press
165. Duffie B. «A Conversation / Condactor Jacob Avshalomov». [электронный ресурс]. — URL: http://www.bruceduffie.com/avshalomov.html (дата обращения 08. 09. 2017).
166. Fu Lay. "From SMO's Grand Chinese Evening to the Future of Chinese Music and Drama", Fu Lay on Music, Dangdai shijie chubanshe, 2005
167. Illegal harmonies: music in the 20th century. Author: Andrew Ford; Australian Broadcasting Corporation. Publisher: Sydney: ABC Books for the Australian Broadcasting Corp., 2002
168. Jiang Chunfan (1985) Memory of Aaron Avshalomov. Wenhuibao N25.05
169. Music and Aesthetics in the Eighteenth and Early Nineteenth Centuries (Cambridge Readings in the Literature of Music) Hardcover — by Peter le Huray (Author), James Day (Author), April 1988
170. Picken L. The music for Far Earsten Asia: 1. China // New Oxford history of music. — London, 1957. — Vol. 1. — P. 83 — 134.
171. Tang Yating. Variations of Imperial Diasporos — A History of Shanghai Municipal Orchestra, Shanghai Conservatory of Music Press, 2014, — P. 141-142
172. Twentieth-Century Music: A History of Musical Style in Modern Europe and America (Norton Introduction to Music History) by Robert P. Morgan, Robert C. Morgan Publisher: New York; London: W. W. Norton & Company, 1991
173. Music of the Repressed Russian Avant-Garde, 1900-1929: Contributions to the Study of Music and Dance by Larry Sitsky (Author) Hardcover: 368 pages. Publisher: Praeger, September 29, 1994
174. Qin Xi Xuan. Remember the Music of Avshalomov, 1985 / People's Magazine N11.
175. Solo Vocal Works on Jewish Themes: A Bibliography of Jewish Composers by Kenneth Jaffe (Author) Publisher: Scarecrow Press. November 29, 2010
176.The Symphonic Repertoire, Volume III, Part A: The European Symphony from ca. 1800 to ca. 1930: Germany and the Nordic Countries Hardcover — by A. Peter Brown Oct 31, 2007. Publisher: Indiana University Press; 4th ed. edition
177. The Making of a Musical Canon in Chinese Central Asia (SOAS Musicology Series) 1st Edition by Rachel Harris (Author) Hardcover: 176 pages Publisher: Routledge; 1 edition. November 28, 2008
178. Yang Ning. The Road not Taken — Aaron Avshalomov's Chineese Music. May 2016 / Avshalomov Family Archive.1-12 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.