Педагогические условия развития социально-культурной активности участников современных православных общин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Бухаринова, Ольга Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат наук Бухаринова, Ольга Николаевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНЫ
1.1. Антропологические основы развития социально-культурной активности участников православных общин
1.2. Историко-педагогический анализ развития социально-культурной активности участников православных общин
1.3. Сравнительный анализ современного опыта развития социально-культурной активности участников православных общин
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ОЫЦИН
2.1. Социодинамика процесса развития социально-культурной активности участников православных общин в российском обществе
2.2. Региональные аспекты развития социально-культурной активности участников православных общин
2.3. Выявление педагогических условий развития социально-культурной активности участников православной общины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
141 148
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях2008 год, доктор педагогических наук Склярова, Татьяна Владимировна
Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России2011 год, доктор педагогических наук Дивногорцева, Светлана Юрьевна
Специфика социально-педагогической деятельности православных религиозных центров: На опыте Троице-Сергиевой Лавры2002 год, кандидат педагогических наук Ананичев, Александр Сергеевич
Реализация нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков2013 год, кандидат наук Чёрная, Инесса Юрьевна
Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре1999 год, доктор педагогических наук Беляева, Валентина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития социально-культурной активности участников современных православных общин»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
В российском обществе происходит стремительное изменение доминирующих ценностей, мотивации и моделей социального взаимодействия, ведущих в итоге к появлению нового типа ментальности, основанного на ценностях потребления и прагматизма.
По мнению Патриарха Кирилла, «состояние отчужденности между людьми является характерной чертой глобализирующегося мира, следствия которой - и демографический кризис в обществе, и угроза экологической катастрофы, когда весь мир начинает восприниматься только в качестве сырьевой базы для личного обогащения». Поэтому большинство наших соотечественников испытывают потребность в духовных ценностях православной культуры, которые предстают одними из оснований жизни россиян, сохранения культурной идентификации и традиций миропонимания. В обществе становится легитимным формирование дуалистического мировоззрения, отражающего процессы познаваемости мира и приятия духовно-нравственной этики религии как культурной ценности.
Но этот процесс еще только в начале своего формирования. Пока в обществе отсутствуют идеалы духовности и нравственности. Возрождение традиционной русской культуры происходит медленно и не отвечает интересам общества. Вновь создаваемые православные общины, действующие при храмах как традиционная форма общежития граждан, живущих на определенной территории и связанных общностью духовных интересов, находятся в стадии апробации. А ведь деятельность православных общин может быть направлена на развитие социально-культурной активности ее участников в контексте единых ценностных оснований взаимодействия светского государства и Русской Православной Церкви.
Позитивный опыт прошедшего десятилетия свидетельствует о выраженной социально-культурной направленности внебогослужебной деятельности современных православных общин, определяющих специфику
приобщения россиян к ценностям православной культуры, обогащения духовно-нравственного воспитания в условиях досуга на основе самодеятельной активности и добровольчества участников (Рождественский и Пасхальный фестивали, фестиваль кино «Лучезарный ангел», телевизионный канал «Спас», духовный драматический театр «Глас», воскресные школы, братства и сестричества, клубы исторической реконструкции «Русские Витязи», «Ратоборцы» и др.).
Однако, по свидетельству православных педагогов, атомизация общества и, как следствие, мозаичность культуры постиндустриальной цивилизации проявляется в негативной тенденции к индивидуализму, что противоречит ценностям православной культуры, которая с древнейших времен развивалась на общинном духе и идеалах соборности. При этом обнаруживаются противоречия между:
- потребностью педагогики в расширении знаний о процессах интеграции светских и религиозных аспектов социально-культурного воспитания, развития личности и неразработанностью данных вопросов в теории, методике и организации социально-культурной деятельности;
- общественной потребностью в развитии социально-культурной активности участников православных общин и слабым уровнем научно-теоретического осмысления этого процесса в теории, методике и организации социально-культурной деятельности;
- необходимостью внедрения форм социально-культурной деятельности во внебогослужебную жизнь православных общин и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса.
Данные противоречия определили научную проблему исследования, состоящую в острой потребности общества в создании педагогических условий оптимального развития социально-культурной активности участников современных православных общин.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема взаимосвязи светского и конфессионального воспитания относится к числу тех, которые уже более десяти лет постоянно находятся в центре
внимания отечественных ученых и обсуждаются на государственном уровне. Так, в 2001 году при Институте теории образования и педагогики РАО состоялась специальная сессия Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли, на которой рассматривалась идея формирования духовности на основе православного мировоззрения как стабилизирующей силы, определяющей морально-психологический климат в общественной жизни страны. Проблемы и перспективы развития духовно-нравственного просвещения в современном обществе ежегодно становятся темой для обсуждения на Международных Рождественских образовательных чтениях, проводимых под патронатом Русской Православной Церкви.
В отечественной теории и практике сложные вопросы духовного развития личности раскрыты в трудах философов (H.A. Бердяев, B.C. Библер, С.Н. Булгаков, A.B. Гулыга, М.В. Лодыженский, B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой, П.Флоренский, П.Д.Юркевич и др.), психологов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.И. Андреев, В.В. Зеньковский, В.Л. Леви, О.В. Лишин, A.A. Люблинская, Б.В. Ничипоров, В.В. Розанов, Л.М. Фридман), педагогов (Н.И. Болдырев, А.Ю. Гордин, Т.Е. Конникова, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, И.С. Марьенко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий). В работах этих авторов в той или иной мере ставится вопрос о социальной и культурной обусловленности развития личности, её социально-культурной активности и готовности к осознанной общественно значимой деятельности. Ярким примером такого подхода являются положения педагогической системы В.В. Зеньковского, утверждающие необходимость обращения к иерархии ценностей в духовно-нравственной структуре личности, выделения главных основополагающих ценностей бытия, личностно значимых для каждого человека, создания духовного идеала (образа, ориентира), целенаправленного внимания и педагогического воздействия на развитие духовно-нравственной сферы личности.
В последнее десятилетие проблема духовно-нравственного становления и развития личности является предметом изучения в исследованиях
психологов и педагогов (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Т.И. Власова, JI.K. Гребенкина, Д.М. Гришин, Е.И. Исаев, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин, В.Ю. Троицкий и другие). Внимание педагогов все более привлекают вопросы религиозной, в том числе и православной, педагогики. Исследованию проблемы духовно-нравственного воспитания личности на основе ценностей православной педагогической культуры посвящены научные работы А.Д. Солдатенкова, В.А. Беляевой, Е.П. Белозерцева, A.A. Корзинкина, Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова, JT.B. Мудрика и др.
В научных трудах В.А. Сластенина высказана идея о формировании общих представлений о сути религиозного мировоззрения в профессионально-педагогической подготовке, обогащающих знания о развитии человеческой цивилизации, о пользе осмысления религиозного воспитания в контексте возрождения социально-культурных традиций в России.
JI.B. Мудрик рассматривает религиозное воспитание как один из видов общественного воспитания наряду с социальным и семейным, а также изучает роль религиозных организаций в социализации личности.
Н.Д. Никандров выступает за легитимность религиозного воспитания как основания развития национальной культуры, поддержания нравственного здоровья нации; в его работах также обозначены основные моменты разграничения религиозного воспитания и религиозного обучения, высказаны мысли о возможности и условиях введения религиозного обучения и воспитания в рамках светской образовательной системы.
Наибольший вклад во взаимодействие церкви и государственных институтов воспитания на современном этапе внес Б.Т.Лихачев. Теме соотнесения русского национального и религиозного воспитания посвящены публикации Е.И. Белозерцева, Л.А. Поповой, Н.Г. Гайчиновой, И.А. Галицкой и др.
В последние годы светские исследователи активно исследуют закономерности христианского воспитания (И.Н. Андреева, В.Г. Безрогов,
С.А. Белорусов, О.И. Варьяш, В.М. Кларин, В.М. Меньшиков, В.М. Петров, JI.A. Романова), влияние традиций на современное состояние православного воспитания в России (В.Ж. Косик, Т.В. Склярова и др.). В ряде работ представлены богословско-антропологические и философские основания христианского воспитания (Б.М. Бим-Бад, Т.А. Костюкова, Г.И. Петрова и ДР-)-
Новацией современности является тенденция развития теологических исследований христианского воспитания — труды JI.B. Алексеевой и М.И. Андреева о дошкольном православном образовании, прот. А. Волгина, Н.Г. Гореловой, В.М. Мальцевой, прот. Г. Кал еды, свящ. Б. Ничипорова, прот. Г. Персианова, прот. Б. Пивоварова, JI.B.Суровой и др. о теоретических основаниях и современных особенностях православного образования и воспитания в России.
В исследовании В.Г. Пивоварова впервые проведен системный анализ православной общины, представлен анализ изменений в её жизни в результате взаимодействия с меняющимися социальными условиями, выделены и ранжированы формы приходской коммуникации. Социологический анализ прихода как религиозно-социальной общности проведен в диссертации М.А. Жеребятьева. Исследователем сделана попытка определения соотношения понятий «приход» и «религиозная община», проведен богословский, социологический, исторический анализ динамики приходской жизни.
Самостоятельную группу источников представляют исследования прикладной культурологии (М.А. Ариарский, М.А. Мень, А.Я. Флиер и др.) и социально-культурной деятельности, отражающие закономерности привлечения населения к процессу освоения культурных ценностей (А.Д. Жарков, JI.C. Жаркова, А.П. Марков, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, В.М. Чижиков, Н.В. Шарковская, H.H. Ярошенко), в том числе на основе самодеятельной активности в сфере культуротворческой деятельности, организации развивающего досуга, любительства, развития самодеятельных гражданских инициатив (Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова,
В.З. Дуликов, И.Н. Ерошенков, Ю.Д. Красильников, Е.М. Клюско, О.Ю. Мацукевич, A.A. Сукало и др.).
Использование прикладных технологий социально-культурной деятельности в реабилитологии, социальной работе, профилактике социальных деструкций, пенитенциарной педагогике и др. подчеркивает универсальность применяемых методов и подтверждает возможность их применения в православной педагогике.
Среди данных работ следует особо выделить исследование Н.В. Шарковской, посвященное раскрытию феномена социально-культурной активности личности. При этом следует отметить, что среди появляющихся работ о разнообразных направлениях православной, в том числе и общинной, воспитательной деятельности, отсутствует комплексный анализ православной общины как коллективного субъекта и особого места формирования социально-культурной активности ее участников. Недостаточная теоретическая разработанность и высокая актуальность проблемы явились основанием для выбора темы исследования: «Педагогические условия развития социально-культурной активности участников современных православных общин».
Цель исследования состоит в теоретической разработке и научном обосновании педагогических условий развития социально-культурной активности участников православных общин, внедрении научных поисков в практическую деятельность современных православных общин.
Объект исследования - развитие социально-культурной активности у участников современных православных общин.
Предмет исследования - процесс создания педагогических условий развития социально-культурной активности участников православной общины во внебогослужебной деятельности.
Задачи исследования:
- выявить сущность и специфику социально-культурной активности участников современной православной общины;
- обосновать антропологический подход в процессе развития социально-культурной активности участников современных православных общин;
- определить историко-педагогический контекст развития социально-культурной деятельности участников православных общин в России;
- на основании обобщения современного опыта развития социально-культурной активности участников православных общин в России выделить критерии и показатели эффективности этого процесса;
- разработать теоретическую модель создания педагогических условий развития социально-культурной активности участников православной общины, основанную на повышении мотивации к участию в социально-культурной деятельности;
- определить и экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие развитию социально-культурной активности участников современной православной общины.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие социально-культурной активности участников современной православной общины будет эффективнее, если созданы оптимальные педагогические условия для:
- культурно - досугового общения;
- расширения сферы взаимодействия участников общины и государственных и общественных структур в организации социально-культурного диалога;
- личностно мотивированного интереса участников к традиционному территориальному общинному образу жизни;
- создания методической базы для организации социально-культурной деятельности участников православных общин.
Методологическая основа исследования: философско-антропологический подход в определении сущности человеческого бытия, дуалистический подход, культурно-исторический подход, служащий выявлению типологии хронологически разделенных событий и процессов; системный подход, позволяющий сочетать научность с христианским
вероучением о цельности и иерархичности духовной, физической и психической природы человека; положение о генетической связи религии и педагогики, которая в отечественной духовной традиции выражается во взаимодействии и взаимообогащении светской науки и православной педагогики.
Методологическим ориентиром выступает культурологический подход, обеспечивающий объяснение социально-культурного феномена общинной жизни. Определяющее значение для исследования имеют положения о самодеятельной активности личности в процессе социально-культурной деятельности.
Представленное исследование осуществлено на стыке теологического и социально-гуманитарного знания, однако локализация научных интересов в области внебогослужебной деятельности и предметная направленность диссертации позволяет рассматривать закономерности развития социально-культурной активности участников современной православной общины в педагогическом дискурсе.
Теоретическую основу диссертации составили исследования теории и практики религиозного образования и воспитания (В.А. Беляева, Л.П. Гладких, С.Ю. Дивногорцева, Ф.Н. Козырев, В.М. Меньшиков, И.В. Метлик, Н.Д. Никандров, Т.П. Петракова, И.В. Соловцова, Л.А. Харисова, Е.В. Шестун); работы по христианской психологии и антропологии (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, М.Я. Дворецкая, Ю.М. Зенько, М.Н. Миронова, Б.В. Ничипоров, Т.А. Флоренская, С.А. Чурсанов, Л.Ф. Шеховцова); работы по социологии религии (В.И. Гараджа, С.Д. Лебедев, И.П. Рязанцев); идеи приобщения личности к культурным ценностям в условиях досуга на основе самодеятельной активности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.).
Методы исследования. Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: методы теоретического анализа философской,
культурологической, психологической и педагогической литературы, законодательных актов и церковных уставных документов; системного метода в группировке изложения материала; метода сравнительного анализа; диагностических методов (включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, самооценка, экспертная оценка, ранжирование, обобщение независимых характеристик); кейсовой методики сбора материала, статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
База исследования - православные общины Преображенского храма г. Рязани, Троицкой церкви районного поселка Тума Рязанской области, Покровского храма села Кочемирово Рязанской области. Исследованием было охвачено 190 участников православной общины, 50 служителей приходов и православных педагогов.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в период с 2005 по 2011гг. и включало этапы:
Первый этап (2005-2007гг.) - организационно-подготовительный, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ существующей литературы по проблеме исследования; уточнена гипотеза исследования; дана характеристика баз исследования; проведен массовый опрос участников православных общин и т.д.
Второй этап (2007-2009 гг.) - констатирующий, в процессе которого осуществлен анализ реального состояния, проведено анкетирование респондентов по изучению мотивации участников; на основе полученных результатов разработаны педагогические подходы в развитии социально-культурной активности участников православной общины; выявлена система критериев и показателей социально-культурной активности по уровням.
Третий этап (2009-2010- гг.) - формирующий этап опытно-экспериментальной работы, в процессе которой проведены контрольные и промежуточные срезы развития социально-культурной активности участников православной общины; проанализированы промежуточные и итоговые результаты опытно-экспериментальной работы.
Четвертый этап (2010-2011гг.) - заключительный, в процессе которого подведены итоги опытно-экспериментальной работы; уточнены выводы исследования; подготовлены и внедрены научно-методические рекомендации по развитию социально-культурной активности участников православной общины, результаты исследования оформлены в виде диссертации.
Научная новизна результатов диссертационного исследования определяется тем, что автор открывает новое направление в теории и методике социально-культурной деятельности, связанное с разработкой проблемы развития социально-культурной активности участников православной общины во внебогослужебной деятельности. При этом:
- впервые в отечественной педагогике рассмотрена социально-культурная активность участников современных православных общин как способность группы единомышленников осуществлять общественно-значимые преобразования в социуме на основе интериоризации ценностей православной культуры;
- выведены закономерности развития социально-культурной активности участников православных общин, посредством которых исследованы взаимные связи между личностью и наиболее значимыми событиями в культурно-досуговой жизни общины, степень разнообразия которых детерминирована ее переменными: социально-культурной инициативностью и социально-культурной исполнительностью;
- выделены антропологические основания развития социально-культурной активности участников православных общин,
- выделены основные направления современной деятельности православных общин по развитию личностной мотивации участников как основы развития социально-культурной активности;
- на основе широкой опытно-экспериментальной работы доказана эффективность целенаправленного воспитательного воздействия, ориентированного на развитие социально-культурной активности участников православных общин.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:
- выделен комплекс педагогических условий, определяющих эффективность развития социально-культурной активности участников православных общин;
- определены педагогические принципы этого процесса (принципы соборности, личностной свободы и ответственности в проявлении самодеятельных инициатив в условиях внебогослужебной деятельности православной общины);
- рассмотрена система диагностических критериев и показателей, позволяющая осуществлять педагогическую оценку уровней развития социально-культурной активности участников православных общин;
- разработана теоретическая модель развития социально-культурной активности участников православных общин, что существенно расширяет обобщенные представления о ее деятельностной основе и позволяет наметить перспективы ее дальнейшего междисциплинарного изучения;
- экспериментально апробирована авторская программа развития социально-культурной активности участников православных общин;
- доказано, что организационные формы и методы социально-культурной деятельности участников православной общины способствуют личностной мотивированности деятельности, а затем и социально-культурной активности ее участников.
Практическая значимость исследования определяется тем, что систематизированный материал о содержательных основах социально-культурной активности православной общины позволяет: повысить качественный уровень изучения данного феномена в контексте православной педагогики и социально-культурной деятельности; привлечь внимание православных педагогов к необходимости дальнейшего теоретического и экспериментального изучения процессов развития социально-культурной активности участников православных общин с целью конкретизации типов связей ее с социумом; применить технологический комплекс социально-
культурной деятельности как один из компонентов содержательно-методического обеспечения процесса развития социально-культурной активности личности в условиях общины. Материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки православных педагогов, специалистов синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, работе государственных служащих в отделах свободы совести, педагогической общественности и некоммерческих организаций благотворительной направленности, в системе повышения квалификации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: исходными теоретико-методологическими позициями, опирающимися на философские, теологические, культурологические и психолого-педагогические основы развития социально-культурной активности православных общин; всесторонним анализом реальной социальной практики и педагогического опыта православной педагогики; репрезентативностью экспериментальной и контрольной выборок, длительностью опытно-экспериментальной работы; собственным опытом автора, являющегося православным педагогом, технологом социально-культурной деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялась личным участием автора в процессе организации опытно - экспериментальной работы на базах православных общин Рязанской области. Основные положения и результаты исследования обсуждались на международных, всероссийских, межвузовских и вузовских научных конференциях, семинарах; в их числе: Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность»: IV Покровские образовательные чтения. - Рязань, РГУ им. С.А. Есенина, 2006; «Человек в мире культуры: общество и образование»: III Международный философско-культурологический симпозиум. - Рязань, 2007; «Общество, школа, семья: традиции и современность»: XV Международные Рождественские образовательные чтения. - Москва, 2007; «Человек в мире культуры: вызовы современности»: IV Международный философско-культурологический симпозиум. - Рязань,
2008; «Православное воспитание как основа русской педагогической мысли»: Всероссийский педагогический форум «Глинские чтения». - Сергиев Посад, 2009; «Человек в мире культуры: национальная культура и современность»: V Международный философско-культурологический симпозиум. - Рязань, 2009; «Созидательная миссия культуры: Свобода совести и культура духовности: философско-этические, религиозные и культурологические аспекты»: Международный научно-практический симпозиум-диалог светских ученых и теологов. - Пермь, 2011.
Положения, выиосимые на защиту:
1. Социально-культурная активность участников современной православной общины представляет собой готовность и способность группы единомышленников осуществлять общественно-значимые преобразования в социуме на основе интериоризации ценностей православной культуры. Принципами развития социально-культурной активности являются идеи соборности как коллективного единомыслия, жизнетворчества и согласия, открытости освоения практики духовного опыта во всех сферах жизни, личностной свободы и ответственности в проявлении самодеятельных инициатив в условиях внебогослужебной деятельности православной общины.
2. Процесс развития социально-культурной активности характеризуется глубокой личностной мотивацией участников православной общины к осуществлению сознательно ориентированной коллективной деятельности, проявляющейся в культуротворческих и общественных инициативах в условиях досуга, направленных на решение социальных, благотворительных, культуроохранных и просветительских задач. Данный подход позволяет четко различать ролевые характеристики активного участника и прихожанина, посещающего храм, но не участвующего в деятельности общины. Уровень проявления социально-культурной активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний ценностно-смыслового, эмоционального и мотивационного компонентов внебогослужебной деятельности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов: На материале России и Германии1998 год, кандидат педагогических наук Сергеев, Андрей Олегович
Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника2006 год, кандидат педагогических наук Куликов, Александр Сергеевич
Нравственное воспитание младших школьников на занятиях с православно-культурным компонентом содержания2011 год, кандидат педагогических наук Зелинский, Константин Владленович
Основы православной культуры в философско-педагогическом наследии отечественных ученых в контексте современных задач воспитания2009 год, кандидат педагогических наук Добросельский, Александр Анатольевич
Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX-первой половины XX веков2003 год, кандидат педагогических наук Зелевская, Наталья Анатольевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бухаринова, Ольга Николаевна, 2012 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.С. Воцерковленность как показатель религиозности. Социологические исследования. - 2009. - №9. - С. 97-102.
2. Абрамова М.А. Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида: Дис.. канд. филос. наук. - М., 2001. -141с.
3. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии// Психология личности и образ жизни.- М.: Наука, 1987. - 222с.
4. Ананичев A.C. Специфика социально-педагогической деятельности православных религиозных центров: На опыте Троице-Сергиевой Лавры: Дис.....канд. пед наук. - Москва, 2002. - 182с.
5. Андреева Л.А. Процесс расхристианизации в секуляризованном российском обществе//Социологические исследования. - 2008. -№8. -С. 67-73.
6. Анисимов Августин (игумен). Благотворительность в российском обществе: история и современность//Государство и Церковь в России: история взаимодействия в сфере благотворительности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Иваново: Издательство «Иваново», 2002. - 200 с.
7. Афиногентова А.П. Социальная активность Русской Православной Церкви: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1993. - 144 с.
8. База данных по социальному служению Русской Православной Церкви, http://www.miloserdie.ru/social/articles/about/
9. Безгин В.Б. Традиции сельской повседневности конца XIX -начала XX веков: на материалах губерний Центрального Черноземья: Дисс ... д-ра ист. наук. - Москва, 2006. - 462с.
10. Безрогов В.Г. Между Сталиным и Христом: религиозная социализация детей в советской и постсоветской России // Антропологический форум. - 2006.- № 4.- С. 130-162.
11. Белановский Ю. Современная молодежь в Церкви: от воцерковления к служению. Интервью. http://www.kiev-orthodox.org/ site/churchlife/1339/
12. Белова Т.П. Социология религии в современной России: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Право. Экономика. Социология». Вып. 4. - Иваново, 2001.- С. 113-119.
13. Беляева В. А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 1999. - 339 с.
14. Берестова Е.М Социально-культурная деятельность православной церкви в Удмуртии (вторая половина XIX начало XX века): Дис. ...канд. ист. наук. - Ижевск, 2003. - 232 с.
15. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком/М.Б. Бим-Бад // Педагогика. - 1996. - № 5. - с. 3-9.
16. Благовест-инфо, 19 марта 2010. Количество православных в стране увеличилось, но число "воцерковленных" осталось прежним: опрос. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33254
17. Благотворительность и милосердие: Историко-документальное издание. - СПб.: Лики России, 2000. - 248 с.
18. Богословский М. Земское самоуправление на русском Севере в XVII веке. - М.: Синодальная тип-фия, 1903. - 239с.
19. Бойко В.В. Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви в современном российском обществе (1988-1997): Дис. ...канд. фил. наук. - М.,1997. - 111с.
20. Большой юридический словарь/ Сост: Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А., Палаткин A.B., Панов В.П., Трофимов В.Н. -М.: Инфра-М, 2001.- 790с.
21. Борисов И.И. Православие и нравственность: перспективы интеграции //Нравственность и религия: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2004, - С. 17-19.
22. Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дис. ...канд. филос. наук. - Воронеж, 1998. -145. с.
23. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. - М.:РАГС, 1996. - 118с.
24. Бруднов А.К. Есть только один идеал совершенства -представленный христианством // Становление нравственной личности: Сб. -М., 1996. - С 29-34.
25. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с.
26. Бухаринова О.Н. Социально-культурная активность участников православных общин: аксиологический аспект //Стрельцовские чтения-2011: труды межвузовской научно-практической конференции, Москва, 14 декабря 2011 года/ Под науч. ред. Е.Ю. Стрельцовой, H.H. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2012. - С. 202-206.
27. Бухаринова О.Н. Социально-культурная деятельность православных общин в России конца XIX века: историко-педагогический анализ// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 6. - С.85-89.
28. Бухаринова О.Н. Социально-культурная деятельность православных общин в дореволюционной России// Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сборник статей / науч. ред. Е.М. Клюско, H.H. Ярошенко. - М.:МГУКИ,2011. - Вып.2. - С. 186-198.
29. Бухаринова О.Н. Ценности Православия в современной практике дополнительного образования детей// Человек в мире культуры: общество и образование: материалы третьего международного философско-культуро логического симпозиума. - Рязань: Издательский центр «Банкирский Дом», 2007. - С. 91-96.
30. Бухаринова О.Н. Ценности Православия в современном образовании: социокультурный аспект// Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность:
Четвертые Покровские образовательные чтения/отв. ред. В.А. Беляева; Ряз. Гос. Ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2006. - С. 230-233.
31. Бухаринова О.Н. Ценностные приоритеты социально-культурной активности участников современных православных общин// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. -№ 1. - С.129-131.
32. Бухаринова О.Н. Эмпатия как основа диалогического метода православной педагогики// Человек в мире культуры: национальная культура и современность: материалы пятого международного философско-культурологического симпозиума. - Рязань: Рельеф-Принт, 2009. -С. 134-138.
33. Бухаринова О.Н. Эмпатия как основа духовно-нравственного развития личности подростка// Человек в мире культуры: вызовы современности: материалы четвертого международного философско-культурологического симпозиума. - Рязань: Рельеф-Принт, 2008. -С. 154-159.
34. Варзанова Т.П. Возрождение религии и молодежь // Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. - М.: Издательство Московского университета, 2000. - 224 с.
35. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М.:
Центрполиграф, 2001.- 445 с.
36. Воронцова Л. М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования. - 1995. -№11. С. 81-91.
37. ВЦИОМ, Пресс-выпуск 18 декабря 2006г. В России можно только верить? 1г11р:/^с1от.ш/тёех.р11р?1ё=266&и1ё=3769
38. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 601, декабрь 2006г. Религия и вера в нашем обществе. ЬЦр://шсют.ги/тёех.рЬр?1ё=459&шё=3756
39. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект Пресс, 1996.-
329с.
40. Государство и Церковь в России: история взаимодействия в сфере благотворительности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции - Иваново: Издательство «Иваново», 2002. -200 с.
41. Гринева C.B. Российский менталитет и православные традиции// Нравственность и религия: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский дом знаний, 2004. - С. 4142.
42. Гузенко В.В., Лукьянова B.C., Остапенко A.A., Ткач Д.С. Моделирование школьного уклада, основанного на устойчивых духовных связях. Исследовательский проект / Федеральный институт развития образования, МОУ лицей станицы Азовская. - Краснодар, 2008. - 24 с.
43. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров /Под ред. Р. Крумма, В.В. Петухова. - М.: Весь мир, 2011.-328с.
44. Деревягина Т.Г. Социально-педагогические основы развития благотворительности в России: на материалах Тамбовской губернии XIX- XX вв.: Дис. ...канд. пед. наук. - Москва, 1999. - 212 с.
45. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры: - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. -239с.
46. Дивногорцева С.Ю. Духовные ценности православной культуры в содержании педагогических знаний//Сборник пленарных докладов XV международных рождественских образовательных чтений. - Москва: Просветитель, 2007. - С. 145-149.
47. Добровольская Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубный М.В. О перспективах возрождения христианской благотворительности// На пути к свободе совести. - М.: Прогресс, 1989.- С. 274-293.
48. Добросельский A.A. Основы православной культуры в философско - педагогическом наследии отечественных ученых в контексте современных задач воспитания: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Рязань, 2009. - 24с.
49. Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах Русской Православной Церкви)// Социс. - 2002. - №4. - С. 76-85.
50. Дойникова H.A. Социальное служение Православной Церкви во второй половине XIX - начале XX веков: на материалах Вологодской епархии. Автореф. дис....канд. ист. наук. - М., 2006. - 25с.
51. Дубин Б. «Легкое бремя»: массовое православие в России 19902000-х годов. Религиозные практики в современной России: Сборник статей/ под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. - М.: Новое издательство, 2006. - 400с.
52. Дубин Б. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов)// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - М.:2004. - № 3 (71). - С. 35-44.
53. Екименкова В.М. Вера исправляет сердца. - М.: Импэто, 1996. -111с.
54. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
55. Жаркова A.A. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода: теоретические аспекты. Монография. - М., МГУКИ, 2011. - 177с.
56. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - 234с.
57. Жеребятьев М.А. Современные общины христианских конфессий в России: Сравнительно-социологический анализ: Дис. ...канд. филос. наук. -М., 1994.- 191 с.
58. Житенев С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. - М.: Индрик, 2012. - 264с.
59. Журавский A.B. Приход в Русской Православной Церкви// Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». - М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2000. - С. 279.
60. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению/ Зарин С. М.: репринт, воспроизв. изд. - СПб., 1907. - М.: Паломник, 1996. -694 с.
61. Зелененко А. Важнейшие принципы православной педагогики. Курсовое сочинение студента IV курса СПб ДА. - СПб, 1997. - 245с.
62. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии: Русское Зарубежье в год тысячелетия крещения Руси//Сборник - альманах богословских, искусствоведческих, художественных очерков. - М.: Столица, 1991.-С. 115-148.
63. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин, Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 222с.
64. Зубанова С.Г. Русская Православная Церковь в 19 веке: макродименциональная диакония// Рязанский Богословский Вестник. (Научно-богословский журнал РПДС). - 2010. - №2. - С. 109-125.
65. Зубанова С.Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке: монография. - М.: Союз МГСУ, 2001. - 390 с.
66. Иванова Л.В. Православные братства и сестричества как социальная форма деятельности церкви: Дис. ... канд. ист. наук. - М., 2000. -194с.
67. Ивочкин Д.А. Социальная и просветительская деятельность Русской Православной Церкви в провинции во второй половине XIX - начале XX веков (На материалах Смоленской губернии): Автореф. дис. ...канд. ист. наук. - Брянск, 2010. - 25с.
68. Игумнов Платон, архимандрит. Православное нравственное богословие. - М., Свято - Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 240 с.
69. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 2т. - М.: Рарогъ, 1993. -448 с.
70. Ильминский Н.И. Беседы о народной школе. - Казань, 1911.- 42 с.
71. Интерфакс-Религия, 29 августа 2008г. В России действует больше 3000 воскресных школ, http://www.religare.ru/2_57321
72. Интерфакс-Религия, 01 декабря 2008г. Статистические данные о Московском патриархате на декабрь 2008 г., 1Шр:/Л*таул^егГах-religion.ru/orthodoxy/?act=reference&di у=3 7
73. Интерфакс-религия, 15 декабря 2008г. Большинство российской молодежи верит в Бога: опрос. http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27897
74. Интерфакс-Религия, 09 декабря 2009г. Людям надо дать право изучать религию с детского сада до пенсии, считают в Русской церкви. http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=227
75. Интерфакс-Религия, 01 февраля 2010 г. Статистические данные о Московском патриархате. http://www.religare.ru/2_72432.html, http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=reference&filter=2
76. Ипатова Л.П. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России: Дис. ... канд. соц. наук. - М., 2006. - 178с.
77. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. - 1997. - № 6. -С. 35-52.
78. Каледа Глеб (протоиерей). Задачи, форма и структуры катехизации РПЦ в современных условиях. Путь Православия//Ежемесячный журнал ОРОиК. - Москва, 1993. - №1. - С. 18-31.
79. Камкин A.B. Традиции социальной диаконии в православных приходах Вологодской епархии XVIII -XIX вв. // Текст, Культура, Социум: Сборник статей. - Вологда, 2000. - С. 25-31.
80. Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация//Социологические исследования. - 2004. - № 1. - С. 45-53.
81. Каталог православных ресурсов сети Интернет «Православное христианство. Ru». http://www.hristianstvo.ru
82. Кирилл, Патриарх Московский и вся Руси. «Слово пастыря», 7 мая 2011 года// Официальный сайт Московского патриархата РПЦ, http ://www.patriarchia.ru/db/text/1475397.html
83. Кирилл, Патриарх Московский и вся Руси. Актуальные вопросы церковной жизни: из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2011 г.//Журнал Московской Патриархии. - 2012. - № 2. - С.44-66.
84. Кирилюк Л.Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1986. - 24 с.
85. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539с.
86. Клинецкая, Н.В. Религиозность молодежи в современной России Текст. / Н.В. Клинецкая // Вестник С.-Петерб. ун-та. - 2004. - С. 75-86.
87. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники/ В.О. Ключевский - М.: Мысль, 1993. - 415 с.
88. Козлова Ю.Б. Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе: Дис. ...канд. социол. наук. -Уфа, 2000.- 161с.
89. Комплексный подход к воспитанию и православная культура. По материалам секции «Реализация системного подхода в сфере духовно-нравственного воспитания» XII Международных Рождественских образовательных чтений: Сборник статей /Сост. и научная ред. Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. - М.: Планета 2000, 2005. - 112 с.
90. Концепция возрождения духовного просвещения и благотворительности// Журнал Московской патриархии. - 1991. - № 7. - С. 40 -42.
91. Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. - М.: ACT:
Астрель, 2004. - 862 с.
92. Корф H.A. Наши педагогические вопросы/Николай
Александрович Корф. - М.: Изд. «Сотрудник школ» А. К. Залесской, 1882. -410 с.
93. Костикова М.Н. История образования и Русская Православная Церковь: Хрестоматия / Авт.-сост. М.Н. Костикова.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2000.- 628с.
94. Костина Н.Б. Религиозная общность: Институционально-доктринальный аспект социологического исследования. Дис. ...докт. соц. наук. - Екатеринбург, 2001. - 375с.
95. Котельников Г. А., Лебедев С. Д. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур//Социологические исследования. -2004. - № 5. - С. 121-129.
96. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. - СПб.: Изд. П-2, 2006. - 190 с.
97. Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения//Социологические исследования, - 1990. -№5.-С. 95-103.
98. Кудряшов, Г.Е. Динамика полисинкретической религиозности. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. - 355 с.
99. Кузнецов C.B. Православный приход в России в Х1Хв.// Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: этнографические исследования. - М.: Наука, 2002. - 470с.
100. Куломзина С.С. Что значит молиться Богу? М.: Православный
паломник-М, 2002. - 318с.
101. Культурно-досуговая деятельность. Учебник/Под. научн. ред. Жаркова А. Д., Чижикова В.М. - М.: МГУКИ, 1998. - 462 с.
102. Лаврененко Л.Я. Социокультурная природа благотворительности и формы ее реализации (история становления и развития). - М.: Academia
АПК и ПРО, 2000.-132 с.
103. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. -
М.: Школьная Пресса, 2004. - 128с.
104. Лебедев С. Д. Религиозность в поисках "Рубикона'7/Социологический журнал. - 2005. - №3. - С. 153-168.
105. Левада-Центр. Опрос - мониторинг 1998-20 Югг: Принимаете ли Вы участие в деятельности или мероприятиях какой-либо религиозной
общины?, http://www.levada.ru/archive/religiya/prinimaete-H-vy-uchastie-v-
deyatelnosti-ili-meropriyatiyakh-kakoi-libo-religioznoi
106. Левада-Центр. Опрос - мониторинг 2003-201 Orr: Как часто Вы посещаете религиозные службы?, http://www.levada.ru/archive/religiya/kak-chasto-vy-poseshchaete-religioznye-sluzhby
107. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- M.: Политиздат, 1975.- 304 с.
108. Лизунов И.К. Община - универсальная форма жизни//Казачий взгляд. - 2011г. - № 7. - С. 3. (http://www.kongord.ru/Index/Screst/skl05-10.htm, http://www.vperyod.ru/idl 9182.htm).
109. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Под ред. Г.А. Дубровской. - Изд. 3-е. - М.: Дет. лит., 1989. - 238 с.
110. Личность в Церкви и обществе: Материалы международной научно-богословской конференции. - М.: Свято-Филаретовская высшая православно-христианская школа, 2003. - 448с.
111. Лункин Р. Россияне и Церковь: кого и почему на самом деле раздражает активность РПЦ//Славянский правовой центр, 16.05.2011. http://www.sova-center.ru/religion/discussions/society/2011/05/d21661/
112. Лурье C.B. Община, империя, православие в русской этнической картине мира XV - XVII веков//Отечественные записки. - 2001. - №1. - С.61-74.
113. Лученко К.В. Православный Интернет: Справочник-путеводитель. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2007. - 184 с.
114. Мазуренко И. Православный Интернет сегодня // «Информационные технологии, интернет и мультимедиа для православной культуры»: XIII Международные Рождественские образовательные чтения. 2005r.http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2005/02/02/pravoslavnyj_internet_s egodnya/
115. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/ В современной орфографии. - Т. 2.- Вып. 3: Кигн — Початок. — СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1909. — 1055 с.
http://slovari.yandex.ru/~книги/Бpoкгayз%20и%20Eфpoн/~0/4/
116. Марьясова Н. В. Духовность в контексте психологического анализа: личностный аспект: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Хабаровск, 2004.- 26с.
117. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики. - М.: Самшит-издат, 2006. - 504с.
118. Мацукевич О.Ю. Социально-культурная ресоциализация: психолого-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 4. - С. 138-142.
119. Меркурий, епископ Зарайский. Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ: современные задачи и перспективы развития: Доклад на XVIII Рождественских чтениях//Журнал Московской Патриархии. - 2010. -№3. - С. 57-68.
120. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. - М.: Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004. - 384с.
121. Миклашевский И.Н. К истории хозяйственного быта Московского государства. - М.: Тип. Д.И. Иноземцева, 1894. - 324 с.
122. Милосердие: Учеб. пособие /Под ред. М.П. Мчедлова. - М.: РОССПЭН, 1998. - 214 с.
123. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. - Т. 2. - 4.2. - М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - 496 с.
124. Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходекой школы: от ее возникновения на Руси до наших времен. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. - 408с.
125. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 648 с.
126. Морозов А.О. Сколько православных в России//НГ-Религии. -№ 10.-23.10.1997.
127. Моторин А. В. О сущности народного просвещения в России// Связь времен: Материалы пятой всероссийской научной конференции в
школе народного искусства им. императрицы Александры Федоровны. -СПб., 2001.-С. 95-101.
128. Моторин А. В. Просвещение или образование? О путях русской педагогики в Новое время // Духовные начала русского искусства и просвещения: Материалы IX Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования» / Сост. A.B. Моторин. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. - С. 343-355.
129. Мчедлов М.П. Общие вопросы религиозной идентичности. К постановке проблемы, условия ее объективного анализа// Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов - М.: Институт социологии РАН, 2008. - С. 13-33.
130. Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Б.С. Братусь, B.JI. Воейкова, C.JI. Воробьева и др. - М.: Наука, 1995. - 236 с.
131. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М.: Союз, 1993. - 31 с.
132. Никандров Н.Д. Школа и Церковь: традиции и реформы образования/ Выступление на 14 Международных Рождественских образовательных чтениях. - М., Просветитель, 2006г. - 16с.
133. Ничипоров Б. Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей // Просветитель. - М., 1994 — № 1. -С. 77 - 90.
134. Ольденбург Ф.Ф. Народные школы Европейской России в 18921893 годах: статистический очерк / Ф.Ф. Олденбург. - СПб : издание ред. журн. "Русский начальный учитель", 1896. - 90 с.
135. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: ОВЦС МП, 2011.- 127с.
136. Остапенко А. А. Религиозно-философский принцип соборности и педагогическая реальность // Православие и отечественная культура: наука, образование, искусство: Материалы VII Всероссийского Образовательного форума, посвященного памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника) с
участием «Глинских чтений» / Главный научный ред. Т.Г. Человенко: В 3 т. -Т. 3. - Орёл: Изд-во ОРАГС, 2006. - С. 28-33.
137. Остапенко A.A. Разноуровневое педагогическое взаимодействие: педагогизация школьного уклада // Новые ценности образования. Вып. 1 (39). Культура взаимодействия детей и взрослых / Под ред. Е.А. Александровой,
Н.Б. Крыловой. - М., 2009. - С. 48-54.
138. Отчет по социальному служению и благотворительности в Московской епархии за 2011 год. http://www.blago-
mepar.ru/godovye_otchety/godovoj_otchet_za_201 l_god/
139. Паисий (Дмоховский), иеромонах. Оккультная болезнь и ее лечение // Материалы юбилейных церковно-общественных конференций Симферопольской и Крымской епархии УПЦ: 1998-2000. Симферополь, 2000.-С. 132-133.
140. Папков A.A. Братства: Очерк истории западно-русских православных братств./ A.A. Папков. - Сергиев Посад, 1890. - 143 с.
141. Пашенцев Д. А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX начале XX вв: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. - М., 1995. - 25с.
142. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б.М. Бим-Бада. - М. : Большая Рос. энцикл., - 2003.- 528с.
143. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. -
М.: Импэто, 1997.-96с.
144. Петровский A.B. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности// Вопросы психологии. - 1973. - №5. С. 317.
145. Пивоваров Б., прот. Концепция непрерывного православного образования // Сборник докладов IV Международных Рождественских образовательных чтений. -М., 1996. - С. 95-109.
146. Пивоваров В.Г. Опыт монографического исследования религиозной группы прихожан в системе церковного прихода: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., - 1968. - 27с.
147. Пивоваров В.Г. Структура религиозной общины. - Грозный, 1970. -80 с.
148. Писманник М.Г. Личность и религия. - М. : Наука, 1976. - 152 с.
149. Платонов О. А. История русского народа в XX веке/ Отв. ред. О. А. Платонов. — M.: Алгоритм, 2009. - Том 1. — 1264 с.
150. Платонов O.A. Община, общественно-производственное объединение крестьян на началах самоуправления /О. Платонов. Святая Русь: энциклопедический словарь русской цивилизации. - М.: Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2001. - 1206 с.
151. Полный церковно-славянский словарь / Сост. свящ. Г.Дьяченко. -М..МП, 1993.-652с.
152. Полякова Н.В. Образовательная система пореформенной России: практика и исторический опыт // Социально-гуманитарные знания. - 2001. -№ 2. - С. 227-244.
153. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. - М.: Планета - 2000, 2003.-52с.
154. Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII -XX веках: Этнографические исследования и материалы/(О.В. Кириченко, Х.В. Поплавская; Ин-т этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая). -М.: Наука, 2002.-469 с.
155. Православная энциклопедия «Азбука Веры» http :// azbyka.ru/dictionary/14/obschina. shtml
156. Православная энциклопедия. - M.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви "Православная Энциклопедия", 2008. - 748с.
157. Приход в православии: Сборник материалов V ежегодной встречи Преображенского братства. - М.: ПСМБ, 1995. -112 с.
158. Приход Русской Православной Церкви: материалы к изучению приходской жизни. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. - 155с.
159. Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности / Под ред. А. Агаджаняна, К. Русселе. - М. : Издательство «Весь мир», 2011. - 368с.
160. Пруцкова Е.В. Религиозность: способы операционализации и количественной оценки// Материал семинара «Социология религии» №20102, серия «Количественные исследования религии. Международная практика». - М.: ПСТГУ, 2010.-43 с.
161. Прыжов, И. Г. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии: монография/ И.Г. Прыжов; Под ред. Л.Я. Лурье, М.С. Альтмана. - СПб.: Эзро; Москва: Интрада, 1996. -213с.
162. Психология: Словарь/ под общ. Ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
163. Публичные православные библиотеки. Источник: http://vsdn.ru/pravkniga_archive/library/
164. Радович Амфилохий, митрополит. Основы православного воспитания: Сборник статей. - Пермь, 2000. - 206с.
165. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей / Сост. и авт. вступит, ст. Л.Ю. Стрелкова. - М., Педагогика, 1991. - 176 с.
166. Рождественский C.B. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802-1902. - СПб., 1902. - 889 с.
167. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. - 1989. - №4. - С. 89-95.
168. Рункевич С.Г. Приходская благотворительность в Санкт-Петербурге: Историографические очерки.- СПб., 1900. - 250 с.
169. Рябова Н.Е. Социально-культурные условия воспитания гражданственности у подростков в процессе фестивального движения: Дис. ...канд. пед. наук: - М., 2010. - 208 с.
170. Сайтбагин А.Р. Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений: Дис. ...канд. пед. наук: - СПб., 2002. - 158 с.
171. Сафонов С.Г. География общин Русской Православной Церкви в конце XX в.//Русская Православная церковь в конце XX в.: Территориальный аспект. - М.: Моск. центр Карнеги, 2001. - 99 с.
172. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Дух, душа и тело. — Клин: Христианская жизнь, 2005. - 128с.
173. Село Тума и его Троицкий храм// Три сюжета из истории Касимовского края/сост монахиня Зосима ( Верховская). - Рязань: ТСРК «Губернская Рязань», 2009. - 120с.
174. Сергеев А.О. Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (На материале России и Германии): Дис. ... канд. пед. наук: - Москва, 1998. - 262 с.
175. Симонов В.В. (игумен Филипп) Заметки о религиозной ситуации в России по материалам опроса «Левада-центра», февраль 2009 г. http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=732
176. Симонович А. С. Детский сад: Практическое руководство для детских садовниц. - М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, — 1907. - 303 с.
177. Синелина Ю.Ю. Динамика процесса воцерковления православных// СоцИс. - 2006. - №11. -С. 89-97.
178. Синелина Ю.Ю. Этапы изменения религиозности населения в России (1989-2006) /Ю.Ю. Синелина// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2009. - №. 4. - С. 77-88.
179. Синельников А.Б., Медков В.М., Антонов А.И. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования)/ А.Б. Синельников, В.М. Медков, А.И. Антонов. - М.: КДУ, 2009. - 288с.
180. Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. - М: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 149с.
181. Склярова Т.В. Сравнительный анализ опыта конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов в России и Германии //Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №7. - С. 221-231.
182. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1995. - 25с.
183. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 264с.
184. Смирнов М. Ю. Очерк истории российской социологии религии / Учеб. пособ. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - 141 с.
185. Смолич И.К. История Русской Церкви (1700-1917). - Т.2. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997. - 799с.
186. Соколов-Митрич Д. Очень маленькая вера. Русский репортер. 5 апреля 2011, № 13 ( 191 ). http://msrep.ru/article/2011 /04/05/vera/
187. Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: Автореф...д-ра пед. наук. -М., 1998. - 47 с.
188. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. - М.:Ламартис, - 2009. -
415с.
189. Солодовник С. От чего страдают православные школы // Ежедневный журнал. - 2011. - 18 марта. http://www.sova-center.ru/religion/discussions/society/201 l/03/d21234/
190. Социальная деятельность православных приходов Москвы: Справочник. - М.: АртПодготовка, 2005. - 165с.
191. Социологическая служба «Среда». Приходская жизнь: опрос. Дата публикации: 30.12.2011, http://sreda.Org/opros/31-prihodskaya-zhizn#1264
192. Социологическая служба «Среда». Участие в благотворительности: чего больше, пользы или вреда?: опрос. Дата публикации: 30.06.2011, http://sreda.org/opros/blagotvoritelnost
193. Спасенкова И.В. Православная традиция русского города в 19171930-е гг. (на материалах Вологды): Дис. ...канд. ист. наук. - Вологда, 1999. -272с.
194. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2010.-396 с.
195. Суворов Н.С. Учебник церковного права/ Суворов Н.С.; Под ред. и с предисл.: Томсинов В.А. - М.: Зерцало, 2004. - 504 с.
196. Сурова JL В. Методика православной педагогики. — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. — 63 с.
197. Сухотский H.H. Социально-педагогическая деятельность современных православных воскресных школ // XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск, 24-26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества» / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел. гос. ун-т культуры и искусств; отв. ред. и сост. А. Ю. Бендин - Минск: Ковчег, 2007. -358 с.
198. Сысоева В.К. Образовательная политика в России в 60-90-е годы XIX в. // Педагогика. - 1997. - №2. - С. 99-105.
199. Тарабукина A.B.Фольклор и культура прицерковного круга: Дис...канд. филол. наук.- СПб, 2000. - 222с.
200. Тихомиров JI.A. Руководящие идеи русской жизни./ Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 640 с.
201. Устинова С.Е. Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. - М.: Школьная Пресса, 2001.- 128 с.
202. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). - М.: Просвещение, 1986. - 432 с.
203. Фальборг Г.И., Чарнолуский В.И. Народное образование в России //Исторический альманах. - М.: Народное образование, 2000. - 287с.
204. Федотов Г. О Св. Духе в природе и культуре // Вопросы литературы. - 1990. - № 2. - С. 13-24.
205. Филатов, С.Б. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность//Социологические исследования/Под ред. Ж.Т. Тощенко. - М., 2005. - № 6. - С. 35-45.
206. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание //Педагогика. - 1999. - №3. - С 65-68.
207. Флеров И.О. О православных церковных братствах, противоборствующих унии в Юго-западной России, в XVI, XVII, и XVIII столетиях. - Минск. 1996. - 202 с.
208. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
209. Фунтикова С.П. Православные библиотеки: прошлое и настоящее: Учебное пособие. Изд. 2-е. - М.: Изд-во МГУКИ, 2002. - 256с.
210. Фурман Д.Е. , Каариайнен К. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. Время: XX в. 1990 -1999 гг. СПб.; М.: Летний сад, 2000. - 248 с.
211. Хурдакис А. Греко-римская пайдейя и ранне-христианская педагогика// Альфа и Омега. - М., 1998. - №1(15). - С.321-341.
212. Цветкова И. Размышления о воскресной школе//Журнал Московской Патриархии. - 1993. - № 4.
213. Цыпин В.А. Каноническое право. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 864 с.
214. Цысь О.П. Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. : Дис. ... канд. ист. наук. - Екатеринбург, 2003. - 283 с.
215. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. - М.: Академический Проект, 2005. - 297 с.
216. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. — М.: Книгоиздательство «Польза», 1912. - 224 с.
217. Чурсина Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики : Дис.... канд. пед. наук. - Елец, 2001. -150 с.
218. Шарковская Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход: монография.- М.: МГУКИ, 2009. -153с.
219. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. - М.: Про-Пресс, 2001. - 576с.
220. Штепа A.B. Социальное служение Русской Православной Церкви во второй половине XIX — начале XX веков (на материале Калужской епархии): дис. ... канд. ист. наук: - Калуга, 2005. - 320с.
221. Юринцева И.В. Состояние народного образования в России в начале XX в. // Преподавание истории в школе. - 2002. - №2. С. 12-18.
222. Юшков С. В. Очерки из истории приходской жизни на Севере России в XV-XVII вв. //История государства и права России (IX - XIX вв.). -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 736 с.
223. Ялов М. Ю. Педагогические функции туристско-краеведческого лагеря паломнической направленности: Дис. ... канд. пед. наук: - Москва, 2004. - 177с.
224. Ярошенко H.H. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. -М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
225. Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности // Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 2. - С. 27-32.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.