Специфика социально-педагогической деятельности православных религиозных центров: На опыте Троице-Сергиевой Лавры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ананичев, Александр Сергеевич

  • Ананичев, Александр Сергеевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 182
Ананичев, Александр Сергеевич. Специфика социально-педагогической деятельности православных религиозных центров: На опыте Троице-Сергиевой Лавры: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2002. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ананичев, Александр Сергеевич

Введение.

Глава I. Социально-педагогическая деятельность Православной Церкви (философский, исторический, педагогический аспекты)

§ 1. Историко-педагогический анализ духовно-нравственных и философских оснований социально-педагогической деятельности христианской Церкви

§ 2. Современная практика социального воспитания прихожан Православной

Церкви.

§ 3. Опыт благотворительной деятельности и социально-педагогического воспитания в Троице-Сергиевой Лавре (XIV - XX вв.).

Выводы по I главе.

Глава II. Содержание и технологии социально-педагогической деятельности Православной Церкви (на материале Троице-Сергиевой Лавры)

§ 1. Основные направления социально-педагогической работы с прихожанами в Троице-Сергиевой Лавре и ее приходах.

§ 2. Методы социально-педагогической работы с прихожанами в Троице

Сергиевой Лавре и ее приходах.

§ 3. Религиозная и светская социально-педагогическая работа с населением: аспект взаимообогащения и взаимодействия.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика социально-педагогической деятельности православных религиозных центров: На опыте Троице-Сергиевой Лавры»

Актуальность исследования. Изменение социально-экономической и политической ситуации в России в последнее десятилетие обострило различные социальные проблемы. Проявились новые негативные явления в школьной и молодежной среде, деформируется и разрушается семейный микросоциум. Происходящие в России социальные процессы неоднозначно воспринимаются детьми и молодежью. Заметны смещение ценностных ориентаций, неадекватная оценка детьми и молодежью общественных норм поведения. Все это приводит к тому, что дети и подростки (наиболее уязвимая часть со* циума) практически не защищены от дезорганизующих экономических и социально-политических факторов.

В нашей стране определенное время из арсенала педагогики исключался уникальный опыт социального воспитания, накопленный в течение многих веков православными религиозными институтами и структурами, который позволял решать сложные социокультурные общественные и личные проблемы. Социально-педагогическая деятельность Русской Православной

Церкви обладает богатой историей, вековыми традициями, продуктивным опытом, что для современной России, возвращающейся к извечным ценностям народной и общественной жизни, имеет научное и практическое значение, прежде всего, в плане социального воспитания.

Православная Церковь в России накапливала опыт и совершенствовала мощные институты социализации населения благодаря разветвленной системе церковных приходов и большому количеству священнослужителей, людей, получивших богословское и гуманитарное образование и уделявших ^ большое внимание проблемам не только духовной поддержки верующих граждан, но и социального воспитания. Христианское мировосприятие, основанное на главнейшей заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», помогало человеку воспитывать в себе чувство милосердия и сострадания к окружающим. Священнослужители поощряли благотворительность и активно привлекали к общественному служению семьи, молодежь, подростков.

В религиозных центрах, монастырях, храмах в течение столетии сконцентрировались духовные, культурные, материальные ценности, которые в тяжелое для страны время расходовались на нужды государства и для поддержания социально уязвимых групп населения: нищих, вдов, сирот, инвалидов. Помимо религиозных задач Церковь также решала задачи патриотического и гражданского воспитания, в том числе и на примерах самоотверженного героизма, мужества и стойкости россиян в разные исторические периоды.

В истории крупнейшего религиозного центра России - Троице-Сергиевой Лавры - имеется много примеров стимулирования граждан к служению ближнему и обществу через освящение актуальной для социума идеи смягчения нравов и гармонизации общественных отношений классов и сословий.

Национальная традиция, выражающаяся в призрении, попечении, ми* лосердии под общим емким названием «благотворительность», являлась школой благонравия, системой социального воспитания. Церковная благотворительность, основанная на духовно-нравственных и педагогических принципах, оказывала влияние на развитие народного образования, культуры, решение социальных проблем гуманными способами. Богатый опыт благотворительности и социального воспитания православных религиозных центров актуален и в настоящее время, требует научного исследования, обобщения и использования.

Православные педагоги, к которым в рассматриваемом аспекте следует отнести преподавателей и воспитателей, профессионально занимающихся педагогической деятельностью в рамках православного религиозного учреждения, выработали тончайшие психолого-педагогические приемы, умели найти особый подход к каждому воспитаннику, ребенку или взрослому, по сути осуществляли социально-педагогическое проектирование личности и социума. Одним из основных средств воспитательной деятельности православные педагоги считали привлечение людей всех возрастов к социально и религиозно одобряемым видам и формам благотворительности, имеющим конкретную направленность на нужды людей, проживающих в приходе или общине, осуществляя, таким образом, личностно-средово-деятельностный подход.

Социально-педагогический опыт Русской Православной Церкви может пополнить методический багаж светских социальных служб по решению актуальных социально-педагогических проблем. Например, как налаживать межличностные отношения детей с родителями, или каким образом помочь решить детям их проблемы, связанные с вовлечением в асоциальные группы, как облегчить процессы социальной адаптации и реабилитации подростков, составляющих группу риска, детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и др.

В педагогической науке последних лет заметны ощутимый интерес к религиозному воспитанию и эпизодическое включение религиозной тематики в содержание дошкольного, среднего и высшего образования. А.В. Муд-рик рассматривает религиозное воспитание как один из видов общественного воспитания, анализирует влияние религиозных организаций на процесс социализации личности.

Н.Д. Никандров выступает за легитимность религиозного образования как основания развития культуры, поддержания нравственного здоровья нации; в его работах проводится разграничение религиозного воспитания и религиозного обучения, высказаны предложения о возможности и условиях включения религиозного обучения и воспитания в светскую образовательную систему.

В последние годы многие ученые обратились к исследованию тем, связанных с содержанием и методикой христианского воспитания (Ш.А. Амо-нашвили, И.Н. Андреева, И.А. Галицкая, Б.Т. Лихачев, В.М. Меньшиков, М.Г. Тайчинов). В работах Б.М. Бим-Бада изложены богословско-антропологические и философские основания христианского воспитания.

В кандидатской диссертации А.О. Сергеева исследуется социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов России и Германии (материал дан в сравнении).

Необходимо учитывать также работы религиозных деятелей (протоиерея Глеба (Каледы), Б.В. Ничипорова, В.Г. Пивоварова и др.) о теоретических основаниях и современных особенностях православного образования в России, об изменениях в приходской жизни, происходящих в результате меняющихся социальных условий.

Однако отсутствие специального научного исследования, посвященного выявлению, осмыслению и анализу исторического и современного опыта социализации детей и взрослых, социально-педагогической поддержки, оказываемой населению в православных религиозных центрах, а также актуальность и востребованность такой работы определили выбор темы исследования: «Специфика социально-педагогической деятельности православных религиозных центров (на опыте Троице-Сергиевой Лавры)».

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность религиозных центров (на примере Троице-Сергиевой Лавры и ее приходов).

Предмет исследования: специфика содержания и организации социально-педагогической деятельности православных религиозных центров (исторический и современный опыт).

Цель исследования: выявить и проанализировать специфику содержания и организации социально-педагогической деятельности в православных религиозных центрах и разработать научно-практические рекомендации для социальных служб по использованию исторического и современного опыта религиозных учреждений.

Задачи исследования:

1. Осуществить историко-педагогический анализ социально-педагогической деятельности Русской Православной Церкви и основных направлений взаимодействия общественного, государственного и конфессионального секторов в социальном воспитании (на опыте Троице-Сергиевой Лавры и ее приходов).

2. Выявить направления, формы и средства социально-педагогической деятельности религиозных центров с различными социальными группами населения.

3. Систематизировать методы и педагогические технологии, используемые православными педагогами в работе с различными социальными группами населения.

4. Разработать научно-практические рекомендации для учреждений общего образования по использованию исторического и современного опыта религиозных учреждений.

Гипотеза исследования: если выявить, проанализировать и систематизировать исторический и современный опыт социально-педагогической деятельности православных религиозных центров и оценить возможности и перспективы сотрудничества религиозных и светских социальных служб, то светская социальная педагогика и социальная работа с различными группами населения может быть существенно обогащена за счет:

- уточнения и коррекции мировоззренческих и теоретических основ, общечеловеческих фундаментальных ценностных ориентаций с учетом многовековых традиций православной культуры, носителями и наследниками которой является значительная часть российских граждан;

- совершенствования программно-целевого и проблемного компонентов социальной политики (программы адаптации и реабилитации проблемных групп детей и взрослых: инвалидов, группы социального и педагогического риска, наркозависимых, осужденных за правонарушения, попавших в трудные жизненные и ситуации, воюющих ^горячих точках" и т.п.); организации более тесного и эффективного взаимодействия общественного, государственного и конфессионального секторов в социальном воспитании населения (совместные проекты, программы, акции и мероприятия светских социальных служб и православных религиозных структур); взаимного дополнения и совершенствования систем методического обеспечения социально-педагогической деятельности религиозных и светских социальных учреждений.

Соединение усилий в области социального воспитания и социальной работы мощных факторов социализации - общественного, государственного и конфессионального секторов социального воспитания с учетом специфики каждого - способно вывести деятельность социально-педагогических служб на более высокий уровень, что позволит смягчить социальное напряжение в обществе, сгладить социальные, политические и экономические противоречия.

Теорико-методологической основой исследования явились:

- общенаучные принципы объективности, единства исторического и логического;

- личностно-ориентированный и системный подход к организации социальной работы, а также положения, разработанные православными философами Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, В.Н. Лосским, П.А. Флоренским о космическом и социологическом мироощущении, о целях и задачах воспитания, о раскрытии тайны личности в тайне Пресвятой Троицы, о различии индивидуальности и личности;

- идеи ведущих отечественных ученых по проблемам социального воспитания подрастающего поколения (С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, Г.Н. Филонова и др.) о процессе развития социальной работы как становящейся профессии в контексте личностно-ориентированного подхода, о закономерностях развития человеческого знания, о научном статусе и прикладных функциях социальной педагогики;

- идея активного воздействия социальной среды на личность в качестве образовательно-воспитательного фактора (Ф.А. Дистервег, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.);

- научные разработки современных ученых в области социальной работы и социальной педагогики (М.П. Гурьяновой, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В.Н. Гурова, И.А. Липского, B.C. Торохтия, Л.Е. Никитиной, В.А. Сластенина, С.В.Тетерского, Е.И. Холостовой, П.А. Шептенко и др.);

Использован комплекс методов, предусматривающий сочетание изучения и анализа исторических документов и материалов, а также современной практики социально-педагогической работы в Троице-Сергиевой Лавре.

Методы исследования: теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных источников по теме диссертации; исследование конкретного педагогического опыта по проблеме профилактики девиантного поведения подростков из проблемных семей светскими и православными педагогами; анализ исторической, социально-философской, социологической, педагогической и культурологической литературы; методы изучения, обобщения и систематизации, проблемно-хронологический и статистический методы, а также опрос, беседа.

База исследования: исследование проводилось на базе Паломнического Центра Троице-Сергиевой Лавры, где диссертант работает в должности сотрудника с 1997 года, детского Центра образования «Пересвет», школы-интерната №55 Юго-Восточного административного округа г. Москвы, Центра детского и юношеского творчества «Южно-Портовый» Юго-Восточного административного округа г. Москвы, где диссертант с 1998 по 2000 гг. работал в должности педагога дополнительного образования; Международной благотворительной программы «Диалог индивидуальностей», в российском отделении которой диссертант работает с 1991 года по настоящее время в должности социального работника (локальное опытно-экспериментальное исследование в рамках программы проводилось в Кирове, Москве, Перми, Рязани, Тюмени, Тамбове, Ярославле).

Этапы исследования: исследование осуществлялось в течение семи лет, с 1995 по 2002 год, и включало три этапа:

I этап (1995-1998 гг.). Изучение теоретических источников в области общей, социальной и коррекционной педагогики, философии, психологии, истории Отечества и истории Церкви. Исследование архивных и исторических источников по данной проблеме, изучение современного отечественного и зарубежного опыта работы благотворительных православных и светских организаций с трудными подростками из проблемных семей.

II этап (1995-2000 гг.). Анализ исторического и современного инновационного опыта работы православных религиозных центров с различными группами населения. Осуществление комплексного исследования, включающего опытно-экспериментальную работу по преодолению и профилактике девиантного поведения детей из проблемных и неполных семей.

III этап (2001-2002 гг.). Теоретическое обоснование социально-педагогической парадигмы преодоления и профилактики девиантного поведения детей из неполных и проблемных семей, детей-инвалидов - в контексте мирового и отечественного инновационного опыта реализации Конвенции ООН о правах ребенка с учетом своеобразия российской действительности при поддержке православных педагогов. В целом на данном этапе осуществлялись: систематизация полученных исследовательских данных, качественный анализ результатов, формулирование научно-педагогических выводов по исследуемой проблеме, оформление кандидатской диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что была изучена специфика социально-педагогической деятельности религиозных центров (на материале Троице-Сергиевой Лавры). Выявлены мировоззренческие и ценностные основания, специфическое содержание деятельности православных педагогов в работе с детьми с ограни* ченными физическими возможностями, подростками из проблемных семей, осужденными и подследственными. На основе эмпирического материала раскрыта динамика социально-педагогической реабилитации детей и взрослых из маргинальных слоев населения, проводимой в Троице-Сергиевой Лавре и ее приходах. Выявлены направления, формы, а также средства лич-ностно-ориентированной социально-педагогической деятельности православного педагога с различными социальными группами населения. Систематизированы методы и педагогические технологии, используемые православными педагогами в работе с различными группами прихожан. Теоретически обобщен исторический и современный опыт, отражающий ведущие тенденции развития взаимодействия и сотрудничества общественного, государственного и конфессионального секторов социального воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют оценить возможности использования педагогами ре* лигиозных учреждений социально-педагогических технологий преодоления и профилактики девиантного поведения подростков из проблемных семей, в социально-педагогической работе с детьми с ограниченными физическими возможностями, а также с подследственными, осужденными и наркозависимыми. Опытно-экспериментальная апробация компонентов теоретически обоснованной модели преодоления девиантного поведения подростков из проблемных семей посредством социально-педагогической деятельности православных педагогов дала устойчивые позитивные результаты в локаль-^ ном опытно-экспериментальном исследовании, подтвержденные в инновационном опыте регионов России и поддержанные городскими Администрациями гг. Кирова, Сергиева Посада Московской области.

Материал исследования может быть использован в дальнейшем изучении и преподавании основ социально-педагогической деятельности Православной Церкви в различных учебных заведениях, при чтении специальных и факультативных курсов в ВУЗах, колледжах и школах, а также в учебных курсах в системе переподготовки и повышения квалификации социальных работников и педагогов. В более общем плане диссертация призвана способствовать повышению интереса к истории Русской Православной Церкви, ее роли в становлении Русского государства, а также к изучению основ православной педагогической культуры.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четкостью исходных методологических и теоретических позиций; их анализом, сопоставлением, рассмотрением в динамике; использованием широкого спектра исследовательских методов; позитивными изменениями в решении поставленных задач и достижении цели исследования. Результаты получены на основе комплексного исследования и анализа практики в историческом и современном контекстах; а также опыта, накопленного диссертантом в течение ряда лет.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, участия в международных социально-педагогических тренингах, в конференциях по теме исследования; выступлений диссертанта перед педагогической и научной общественностью на более чем двадцати международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, областных научно-практических конференциях, «круглых столах», проходивших в городах Александров (Владимирская область), Белгород, Заречный (Пензенская область), Калининград, Киров, Липецк, Москва, Рязань, Санкт-Петербург, Тамбов, Тюмень, Ярославль, Йошкар-Ола, Березники и Чердынь (Пермская область), Пермь, Псков, Сергиев Посад (Московская область), а также Быдгощ, Варшава, Гданьск, Белосток, Лодзь (Польша), Нью

Йорк, Филадельфия (США), Челоковицы (Чехия), Будапешт и Печ (Венгрия), Росток (Германия), Вена (Австрия), Варна и Шумен (Болгария).

Исследование, проводимое диссертантом, послужило основой для привлечения студентов к волонтерской практике - работе с детьми из неполных, проблемных семей и детьми-сиротами, способствовало расширению сферы их учебно-профессиональной деятельности, осуществляемой в настоящее время в социально-педагогических учреждениях Кирова, Перми, Тамбова, Тюмени, Ярославля и других регионах России.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В отечественной истории православные религиозные центры выступали как проводники духовно-нравственной основы российской ментально-сти и как основополагающий институт социального воспитания в области попечительства, призрения, милосердия, культуры, образования, здоровьес-бережения и т.п. Благотворительность россиян от главы государства до рядового члена общества не только физически оберегала людей от голода, болезней и страданий во времена политических кризисов и катастроф, но также являлась мощным средством социального воспитания народа, смягчающим его нравы и тем самым снимающим остроту социальной напряженности.

2. Церковь рассматривает бытие человека в категориях «вечности» и «бессмертия» и направляет воспитание на конкретную личность, которая связана ответственностью не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций народа, частью которого она является. Система методов и социально-педагогических технологий, используемая в работе религиозных центров с различными социальными группами населения, направлена как на физическое совершенствование человека, так и на духовное преображение личности.

3. За тысячелетнюю историю христианства на Руси Православная Церковь сформировала две основные модели социально-одобряемого поведения примерного христианина-мирянина, включающие в себя необходимый свод нравственных императивов:

- прихожанина (члена определенного прихода), который участвует в литургической и мистической жизни Церкви, растит своих детей в духе православного благочестия, материально или безвозмездным трудом помогает нуждающимся;

- общественного и государственного деятеля, ресурсно обеспечивающего социальные проекты Церкви.

4. Специфика и религиозной, и светской социально-педагогической деятельности обусловлена, прежде всего, ее идейно-мировоззренческими основаниями и ценностными ориентациями: ключевая базовая идея христианской социально-педагогической деятельности - спасение души и помощь в осознании кратковременности земной жизни, трудности которой необходимо переносить с достоинством; в то время как ключевая идея светской социально-педагогической деятельности - социальная справедливость в общественном потреблении.

5. Система методического обеспечения социально-педагогической деятельности, осуществляемой в религиозных православных центрах, направлена на решение тех же задач, что и в светских образовательных и социально-защитных учреждениях: в работе с детьми и подростками, в общественных объединениях, с бывшими правонарушителями, наркозависимыми и т.п. Применение тех или иных методов воспитания и социально-педагогической коррекции определяется знанием православным педагогом внутренней жизни своих воспитанников и их проблем, а также его опытом, авторитетом, педагогическим мастерством, конкретной педагогической ситуацией. Варьирование и творческое применение методов воспитания позволяют наиболее результативно использовать принцип дифференцированного и индивидуального подхода к личности в процессе ее воспитания или перевоспитания.

6. Профилактика преступности станет более эффективной, если воспитание и просвещение будут направлены на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле Православная Церковь активно взаимодействует со школой, средствами массовой информации, правоохранительными органами. Апробированные в опыте и постоянно используемые конкретные методы, формы и средства личностно-ориентированной социально-педагогической деятельности православного педагога с различными социальными группами населения дают высокий положительный результат и вполне уместны в работе светского социального педагога. В конце девяностых годов XX века в России наметилось общественно-церковно-государственное взаимодействие и сотрудничества по многим направлениям: образование, миссионерская деятельность, культура и т.п., основанное на открытости, доверии, понимании общей заботы о детях и юношестве.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (274 источника). Общий объем диссертации 182 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ананичев, Александр Сергеевич

Выводы по II главе

Православный религиозный центр - это комплекс духовных и светских учреждений (монастырь, действующие храмы, учреждения религиозного образования, музей, библиотека, учреждения социальной защиты, хозяйственного назначения, средство коммуникации, издательство, печатные органы, учреждения сферы обслуживания, подсобные хозяйства и др.) как единый субъект духовной и социальной жизни, оказывающий духовно-организационное влияние на другие религиозные учреждения: рангом, ниже.

Несмотря на то, что за последние десять лет в России восстановлено 553 монастыря (в начале 80-х гг. в СССР действовало всего 1.6 монастырей -примеч. автора), религиозными центрами являются далеко не все монастырские обители. Многие современные действующие монастыри, бывшие в прошлом известными религиозными центрами, в настоящее время не смогли восстановить, тем более упрочить былое влияние на социум в силу значительных разрушений и малочисленности общины. Наиболее развитыми современными религиозными православными центрами на территории России являются: Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, Московский Свято-Данилов мужской монастырь, Свято-Введенская Козельская Оптина Макариева пустынь, Свято-Преображенский Валаамский мужской монастырь, Свято-ВВеденский "Голгский Ярославский женский монастырь.

Центральное место в списке православных религиозных центров России, проводивших просветительскую и благотворительную деятельность, занимает Свято-Троице-Сергиева Лавра.

В единый комплекс Троице-Сергиевой Лавры - главного религиозного центра России, возобновившего социальную и благотворительную деятельность в начале девяностых годов XX века после долгих лет опалы и богоборчества, - входит не только общежитийный монастырь и многочисленные храмы, имеющие духовную, историческую и культурную ценность, а также: Московские Духовные школы (на богословском, иконописном и регентском отделении обучаются около тысячи студентов), монастырская больница, странноприимные гостиницы и трапезные, музеи, паломнический центр, библиотеки, телевизионная студия, типография, подсобные хозяйства и т.п. Объектами попечительства Троице-Сергиевой Лавры в настоящее время являются детские дома и интернаты, сиротские приюты и дома престарелых, реабилитационно-образовательный центр детей-инвалидов и следственный изолятор, средние и средне специальные образовательные учреждения г. Сергиеза Посада, центральная районная больница и детский православный Центр образования «Пересвет», православная гимназия и воскресные школы.

Социально-педагогическая работа, как видно из вышеперечисленного списка объектов попечения Троице-Сергиевой Лавры, ведется православными педагогами по многим направлениям с различными социальными и возрастными категориями граждан, И все же основными из них являются;

- работа с инвалидами - людьми разных возрастов с ограниченными физическими возможностями;

- работа с детьми-сиротами, с проблемными подростками и учащимися общеобразовательных и специальных учебных заведений;

- работа с осужденными и подследственными.

Опыт социально-педагогической работы Русской Православной Церкви с прихожанами настолько богат, что мы, ограничившись в своем исслсдовашш тремя направлениями, избрали для подробного анализа три объекта попечительства Троице-Сергиевой Лавры:

1. Детский дом слепоглухонемых.

2. Детский Центр образования «Пересвет».

3. Следственный изолятор.

Православные педагоги из Троице-Сергиевой Лавры активно взаимодействуют с другими православными общинами глухих в Москве и Санкт-Петербурге, ставя перед собой задачу духовной и физической реабилитации слепых и глухих детей, что поможет не только остановить психологическую деградацию, но и, напротив, укажет путь совершенствования личности юному человеку с ограниченными физическими возможностями.

В результате нашего наблюдения замечено, что духовное воспитание детей (участие в литургии, пение совместных молитв, постановка спектаклей на библейские сюжеты и участие в конкурсах детского рисунка, чтение духовной литературы, общение с православными педагогами) оказывает положительное влияние на нравственное и физическое развитие детей. Многие воспитанники значительно лучше начинают произносить слова, улучшается их поведение, несмотря на то, что у глухонемых нарушен вестибулярный аппарат и повышенная возбудимость: в храме они ведут себя благоговейно (глухие дети особенно склонны подражать действиям окружающих, их людей). Прихожане интернатского храма, не имеющие голоса иди зрения, благодаря данной методике демонстрируют при собеседовании большую осведомленность в вопросах, касающихся православной культуры, чем многие из их физически полноценных сверстников.

Замечено также, что создание специальных храмов, в которых богослужение на языке жестов проводится лишь для определенной группы; людей, страдающих вышеуказанными физическими недостатками, в меньшей степени способно повлиять на положительную социализацию воспитанников. Участие же во всеобщей молитве в храме, которое практикуют православные педагоги из Троице-Сергиевой Лавры, помогает молодым людям с физическими недостатками естественно и уверенно ощущать себя в современном социуме, не испытывая постоянных комплексов при общении со -здоровыми людьми. Проведенные опросы показали, что общение с православными педагогами, участие в духовной и социально-педагогической жизни Церкви, помогло выпускникам интерната адаптироваться к условиям современной жизни, более уверенно ощущать себя в социуме.

Храм для людей, не имеющих слуха и зрения, становится местом физической реабилитации и духовно-нравственной опоры, местом, где они испытывают радость от общения с Богом, с православными педагогами, для которых любой человек - объективная ценность, и за его нравственное и духовное спасение они призваны вести борьбу.

Закономерным представляется появление на территории Лавры детского Центра образования, названного в честь ученика преподобного Сергия Радонежского, героя Куликовской битвы Александра Пересвета. Детский Центр образования «Пересвет» ставит перед собой следующие цели:

- православное воспитание молодежи.

- воспитание патриотов России.

- воспитание в сознании курсантов убеждения в необходимости и почетности государственной и военной службы.

Благодаря открытому характеру работы образовательного Центра между педагогами, юными курсантами и их родителями, активно участвующими в творческой, просветительской и хозяйственной жизни организации, создается атмосфера доброжелательности и понимания, взаимной заботы и поддержки.

Православные педагоги органично используют систему моральных императивов и прямых запретов в повседневном труде, воспитании законопослушной и граждански ответственной личности. Умело построенная работа православных педагогов, способствующая единению взрослых и детей, мирян и священнослужителей, не может оставить равнодушным юного человека, впервые пришедшего в «Пересвет». Педагоги из детского Центра «Переспет» опираются на вечные, вневременные ценности и, найдя индивидуади-•шроваиный подход к каждому юному человеку, готовят его не просто к жизни в обществе, они заповедуют ему быть «солью земли», нравственным маяком для других людей.

С 1994 года силовые государственные структуры и Русская Православная Церковь стали заключать договоры о сотрудничестве. Решением Священного Синода от 16-18 июня 1995 года был создан отдел Московского Патриархата по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, что позволило Русской Православной Церкви начать просветительскую деятельность как в среде личного состава Российской армии и правоохранительных органов, так и в среде осужденных граждан, находящихся в местах лишения свободы.

Деятельность православных педагогов из Троице-Сергиевой Лавры в следственном изоляторе заключается в проведении богослужений и нравственных бесед в храме СИЗО, осуществлении исповеди, крещения и других церковных Таинств, сборе гуманитарной помощи. Замечено, что подследственные охотно приходят в храм; многие иконы в котором сделаны их руками, и освящены Церковью, Они самостоятельно заботятся о чистоте храма и его убранстве. Посещения изолятора православными священниками положительно влияют на подследственных, снимают у них психологическое напряжение, способствуют разрешению возникающих конфликтов, улучшают общую обстановку в учреждении. В камерах несовершеннолетних уменьшилось число драк и случаев членовредительства, Православные педагоги проводят целенаправленную социально-педагогическую и духовно-просветительскую работу среди сотрудников СИЗО, которые, подвергаясь психологическому воздействию со стороны: подследственных, склонны к профессиональной деформации. Эта работа, не укладываясь в рамках просветительской беседы, нацелена на привлечение сотрудников исправительного учреждения к участию в церковной жизни. Успешно противостоять преступности и беззаконию могут честные, совестливые, высоконравственные люди.

Методы воспитания и перевоспитания, которыми руководствуются православные педагоги из Троице-Сергиевой Лавры в своей социально-педагогической деятельности, нередко направлены на решение тех же задач, что и воспитательные методы, используемые светскими педагогами в работе с детьми и подростками, к примеру, в общественных объединениях, в образовательных или исправительных учреждениях: коллективная перспектива, коллективная игра, коллективные единые требования, методы общения и взаимодействия, принцип уважения личности воспитанника, постепенно трансформирующийся во взаимоуважение подростков и воспитателей, педагогическое требование как метод отношений, постепенно перерастающий во взаимную требовательность детей и педагогов, в их сознательную саморегуляцию, метод убеждения, обеспечивающий духовное движение подростка от сознания истинности тех или иных идей к развитию собственной сознательности, и т.п.

Православный педагог в своей воспитательной работе с различным контингентом людей использует индивидуальную, личностноориентированную, а, следовательно, и более эффективную форму воздействия - духовную беседу, которую Церковь с древних времен называет Таинством исповеди. Исповедь, являясь основой духовного перерождения и христианской жизни в целом, широко используется во всех православных общественных и образовательных объединениях, объектах попечительства. Исповедь, проводимая священнослужителем, также несет в себе элементы поощрения и наказания - епитимии. Человек, осознавший свое духовно-нравственное несовершенство и желающий исправления, допускается священником к принятию церковных Таинств. Лишение этой награды обязывает человека глубже заглянуть в себя и начать процесс внутреннего перерождения и исправления.

Православными педагогами разработана оригинальная система поощрений, развивающихся от материальных стимулов к преобладанию моральных, нравственно-этических. Помимо привлечения к благотворительной практике, основанной на жертвенном поведении по отношению к ближним, православный педагог стремится культивировать в душах учеников жертвенное поведение по отношению к Богу. Посещение храма, участие в общественной или домашней молитве, церковных Таинствах, соблюдение церковных постов, целью которых является добровольное ограничение и воздержание в чувственных удовольствиях, направлено на искоренение в душах иод-ростках эгоизма, жадности, жажды наживы и потребительства.

Применение различных методов, средств и форм воспитания определяется хорошим знанием педагогом внутренней жизни своих воспитанников, конкретной педагогической ситуацией. Варьирование и творческое применение методов воспитания позволяют наиболее результативно использовать принцип дифференцированного и индивидуального подхода к личности в процессе ее воспитания или перевоспитания.

Новая эпоха в жизни Церкви ознаменовалась более пристальным вниманием к вопросам ее образовательного и духовного просвещения. Создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Русской Православной Церкви, задачей которого является работа по консолидации усилий Церкви и государства в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Патриархией и Министерством образования РФ заключено соглашение «О содействии организации преподавания основ православной культуры в составе вариативной компоненты содержания образования».

Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства, помимо взаимодействия с общеобразовательными и высшими учебными заведениями, правоохранительными учреждениями и армией, сегодня интенсивно осуществляется и по другим направлениям, приоритетными из которых являются:

- миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государством;

- культура и творческая деятельность;

- поддержка института семьи;

- производительный и общественный труд.

Таким образом, после десятилетий государственного атеизма настало время, когда идеология государства в определенной мере сопрягается с социальной политикой I.Гравославной .Церкви не только в достижении реальной земной пользы, но и в осуществлении духовной миссии Церкви как системообразующей структуры общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ананичев, Александр Сергеевич, 2002 год

1. Александров П.Н. Проблемы прогнозирования и планирования дидактических исследований с учетом взаимодействия педагогики с другими науками // Прогнозирование развития школы и педагогической науки. - Мл АПН СССР. - 1974. - С. 140-142.

2. Амбрумова А. Г, Что может спасти нас от отчаяния? // Комсомольская правда. - 1994. -№21. - С. 3.

3. Амонашвили LIT А, Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 494 с.

4. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. дом «Академия», 2000. - 176 с.

5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-нач. XX вв. - М.: Просвещение, 1990. - 603 с.

6. Антология русской философии. В 3-х тт. Т.З» - СПб.: Сенсор, 2000. - 640 с.

7. Антология социальной работы. В 5-ти тт. / Сост. Фирсов М.В. - М.: Сва-рогь - НПФ СПТ, 1994.

8. Антонов А.И., Медков В.М, Социология семьи. - М.: МГУ, 1996. - 303 с.

9. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994, - N 1, - С. 3-18.

10. Арнольдов Л.И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления. - М.: Грааль, 1997. - 328 с.

11. Архангельский Л.М, Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль» 1974. 221 с.

12. Асмолов А.Г, Личность как предмет психологического исследования:. -М: Изд-во МГУ, 1984. - 104 с.

13. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования), - М: Политиздат, 1968. - 384 с.

14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические груды. - Мл Педагогика, 1989. - 560 с.

15. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. - М.: Ичд-во ЛСО-НиР, 1995. - 23 с.

16. Бапдин В.И. Загорск: История города и его планировки. - М.: Стройиздат, 1981. - 159 с.

17. Басова А.Г. История сурдопедагогики, - М.: Дрофа, 1984. - 224 с.

18. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1993. - 198 с.

19. Беляев В.И. Шацкий С.Т.: эволюция представлений о целях воспитания // Педагогика, 1995. - N 4. - С. 75-79.

20. Бердяев НА. А. С. Хомяков. - Мл Ладомир, 1912. - 328 с.

21. Бердяев И.А. Судьба России. - М.: Советский писатель, 1990, -.346 с.

22. Берестов А. Государство умывает руки // Русский дом. - 2002. - № 1 - С. 37.

23. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование: особенности и проблемы. - М., 1997.

24. Библиотека иностранных писателей о России. Т. I. Отд. 1. - СПб., 1836. -568 с.

25. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком И Педагогика. - 1996. - N 5. - С. 3-9.

26. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу - институт социальных педагогов // Педагогика. - 1992, - № 5-6, - С, 38-44,

27. Блонский ГШ. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х тт. - Мл Просвещение, 1979.

28. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

29. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. - М.: ИПСР РАО. АСОПмР РФ, 1999, - J 84 с.

30. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис,., д-ра пед. наук. - М., 1991. - 20 с.

31. Бочарова В.Г. Социально-педагогическая концепция социальной работы в России: проблемы, перспективы //Социальная работа. - 1992, - N 6. - С. 710.

32. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 1968. -180 с.

33. Булгаков С.В. Философия Имени. - СПб.: Наука, 1998. - 446.

34. Бургин М.С, Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика. -1989. -N 12. - С. 36-42.

35. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Учебное пособие. - М.: Академия, 1999. - 44(3 с.

36. Вернадский Г.В, Русская история: Учебник, - М.: Русский мир, 1997. -447 с.

37. Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник /Сост. С.В.Тетерский. Под ред. Л.Е.Никитиной. - М,; Академия, 200. - 160 с.

38. Вопросы школоведения / Под ред. П.В.Зимина. - М.: Просвещение, 1974, - 302 с.

39. Всемирный Русский Народный Собор. Хроника: 1993-2000 гг. // Роман-журнал XXI век. - 2001, - Ш 11. - С. 5-8.

40. Вульфов Б.З. Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика. -1993.-№2.- С. 3-9.

41. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда; взаимодействие. -М., 1981. - 95 с.

42. Выготский Л,С,, Лурия А.Р. Эподы по истории поведения. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

43. Галицкая И.А. Новые религиозные культы и школа; Пособие для рук. образования и: учителей. - М.: Детская школа, 2001. - 159 с.

44. Гирлина Л. В прифронтовом Загорске. Хроника, воспоминания, документы//Краеведческий вестник (Приложение к газете «Вперед»), - 2001. -№6. - С. 4-5.

45. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. - 159 с.

46. Горский А.В. Исторические описания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - Сергиев Посад: Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1910, - 166 с.

47. Горячев М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. -Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1998. - 132 с.

48. Григорьев С И. Социальная культура, социальное образование и социальная работа в современной России: пути самоопределения // Российский журнал социальной работы. - 1995. - N 1. - С. 25-32.

49. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В,А, и др. Теория и методика социальной работы. - М.: Наука, 1994. - 185 с.

50. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолош-социологические основы социальной педагогики. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1996. - 173 с.

51. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. ШТ. Селивановой. - М.: Педобщество России, 1998. - 336 с.

52. Гундяев Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, Авдошина Т. Христианин не имеет права отречься от веры // Роман-журнал XXI век. -2001. - № 11 - С. 11-13.

53. Гуслякова Л.Г, Социальная работа и структуре социальных наук // Российский журнал социальной работы. -.1996. - N 1. - С. 17-22.

54. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1997, - 187 с.

55. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь: Ставрог, 1993. - 179 с.

56. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. - 1993. - N 4. - С. 54-58.

57. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания, - М.: Педагогика, 1981. - 176 с.

58. Гурьянова М.П. Социальная педагогика и социальная работа на селе. -М.: Педагогика, 1993. - 63 с.

59. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Минск: Амалфея, 2000. - 448 с.

60. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенность социальной работы // Российский журнал социальной работы. - 1955. - N 1. - С. 25-32.

61. Декатов М.Ь. Церковь и правопорядок. Самара: Изд-во Самарской Духовной семинарии, 2001. - 114 с.

62. Демидова Т.Е. Социальная работа: инновационные и компаративные исследования. - М.: Академия, 1997. -92 с.

63. Дистервег А, Избранные педагогические сочинения, - М.; Учпедгиз, 1956. - 373 с.

64. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровья человека (методы и социальные аспекты). - М.: Медицина, 1976.-284 с.

65. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX - нач. XX в, - М.: ИТП и МИО РАО, 1994, - 140 с.

66. Достижения и находки: Кризисные центры России: Информационное издание/Сост.: Т.Ю.Забелина, Е.В.Исраелян. - М.: Пресс-Соло, 1999. -204 с.

67. Друкарев А.А. «I.оспода юнкера, кем вы были вчера.» // Школьная библиотека. - 2000. - № 5 С. 53-54,

68. Дьюи Дж. Шкода - общество. М.; Работник просвещения, 1925. - 127 с,

69. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. - М.: Просвещение, 1957. - 390 с.

70. Ельницкий К.В, Условия успешности обучения в начальной школе. Начальным учителям и учительницам и учебным заведениям, в которых преподается дидактика. - СПб.: Гутзац, 1915.- 32 с.

71. Житие Преподобного Дионисия. - Сергиев Посад: Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1910. - 98 с.

72. Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия. - Сергиев Посад: Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1991. - 46 с,

73. Жуков В.И. Социальное образование как фактор развития цивилизации (Доклад на Международной конференции "Социальные реформы и образование: мировой опыт и отечественная практика", Москва, 22 ноября 1996 г.). - М.; РГСУ, 1996. - 32 с.

74. Загвязинский В.И. Методология и методика социально - педагогического исследования: Книга для соц. педагогов и соц. работников. - М.: Изд-во АСОПиР, 1995. - 155 с.

75. Загвязинский В.И., Григорьев С.И., Филонов Г.Н., Вульфов Б.З. Зайцев М.П. Общие основы методики социальной работы / Пособие в помощь социальным педагогам и социальным работникам, - Набережные Челны: Изд-во ИНГТО, 1997. - 100 с.

76. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. - М.: Стройиздат, 1983. - 190 с.

77. Зайнышев ИХ., Нещеретний ГШ., Панов A.M. и др. Теория и методика социальной работы. - М.: Союз, 1994, - 192 с.

78. Зайнышев И.Г., Злобин Т.Е. Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1994. - N 3. - С. 3-9.

79. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М.: РИГЖРО, 1996. -70 с.

80. Зимняя И.А. Функционально-ролевой репертуар и методы социальной работы // Российский журнал социальной работы. - 1996, - N 1, - С. 8-16.

81. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. - М.: Русское слово, 1999, - 312 с.

82. Иванников В.А. Социальная помощь, социальная защита, социальная работа, социальная забота государства // Социальная работа. - 1992. - N 6. - С. 7-10.

83. Иванова Н.П. История благотворительности в России. - СПб.: Сенсор, 1999. - 119 с.

84. Идеи, средства, методы и работа в области межкультурного воспитания взрослых и молодежи: Учебный сборник. - Страсбург: Европейский Молодежный Центр, 1999. - 242 с.

85. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М,: Рарогъ, 1993. - 235 с.

86. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х тт. - М.: Рарогъ, 1993. -448 с.

87. Информационный отчет. Вестник Сибирского духовно-экологического университета. - 2001, - № 1 - С. 13-15.

88. Иоанн Златоуст. Избранные творения, - М.: Изд. Свято-Троицкой Сер-гиевой Лавры, 1993. - 440 с.

89. Иорданский И.Н. Основы и практика социального воспитания. 4-е изд. -М,: Работник просвещения, 1923. - 490 с.

90. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Учебник для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ / Под ред. А.И.Зубкова, М.ТТСтуровой. - Рязань, РВШ МВД РФ, 1993. - 398 с.

91. Иустин (Попович), Достоевский о Европе и славянстве. - СПб.: Издательский Дом Адмиралтейства, 1997. ■ 468 с.

92. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. -М.: Педагогика, 1980.- 158 с.

93. Карамзин П. М. История Государства Российского. Т. 12. - М.: Художественная литература, 1995. - 731 с.

94. Карташов А. В, Очерки по истории Русской Церкви. В 3-х тт. - М.: Дрофа, 1991.

95. Катаева Н.А. Межведомственный социально-педагогический центр в микрорайоне: перспективная модель. - М: Грааль, 1996. -.60 с.

96. Кедров Н. И, Просветительская деятельность Троице-Сергиевой Лавры за первые три века ее существования. - Сергиев Посад: Чтения Общества Любителей Древней Письменности, 1892. - Т. 3. - 453 с.

97. Керн Киприан, архимандрит. Православное пастырское служение. -СПб.: Сатис, 2000.-384 с.

98. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. - М.: Мысль, 1993. - 415 с.

99. Ключевский В. О. Курс русской истории. В 8 тт. - М.: Просвещение, 1957.

100. Ковалева З.Я., Бондарева Л.В., Лебедев В.Б. Базисная социально-психологическая подготовка специалистов по социальной работе // Семья в процессе развития: Материалы научно-практической конференции. - М.: Академия, 1993, - С. 158-159.

101. Кон. И. С. Ребенок и общество. - М.: Просвещение, 1988. - 134 с.

102. Костяшкин Э.Г. Тенденции взаимосвязи школы и среды // Сов. педагогика. - 1982.-N3.-С. 48-52.

103. Кошелева Л.Н. Социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями: Автореф. дне.канд. пед. наук. - М., 1998.-24 с.

104. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.

105. Краевский В.В, Соотношение педагогической науки и педагогической практики. - М: Знание, 1977. - 64 с.

106. Краткий словарь по социологии. - М.: Политиздат. 1989. - 479 с.

107. Куличенко P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. - Тамбов: Изд-во Т.ГУ, 1997. - 288 с.

108. ПО. Куличенко P.M. Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - Тамбов: ТГУ, 1998. - 39 с.

109. Курбанова М.Д. Детский зал. // Русский дом. - 2001. - № 8 - С. 24-25,

110. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - Мл Политиздат, 1975.-302 с.

111. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. - М.: Просвещение, 1970. - 326 с.

112. Липский И.А. Прогнозирование развития военно-педагогических исследований: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 1995. - 382 с,

113. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Уч. пособие для студентов пед. Учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, 3992. - 528 с.

114. Литвак А. Г. Тифлопсихология. - Мл Просвещение, 1985. - 378 с.

115. Лихачев А.В. Учительное служение православной Церкви в отношении к подрастающему поколению, // Просветитель. - М., 1994, - С. 14-20.

116. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа. - М.: Советский писатель, 1990,- 320 с.

117. Лосский В.Н. По образу и подобию. М.: Просвещение, 1995. - 365 с»

118. Льготы для различных категорий лиц / Ред. Н.Р.Усманова. - М„: Изд-во "ПРИОР", 1999. - 256 с.

119. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учеб. пособие. - М.: Наука, 1995. - 74 с.

120. Маврин С.А. Проблема подготовки будущих учителей к социальной работе в процессе перехода к рынку /7 Социальная работа. Вып. 6. - 1992. - С. 97-104.

121. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Соч. в 7-ми тт. Т.5. - М.: Изд-во Акад. пед. наук» I960. - 558 с.

122. Макаренко А.С. Сочинения: В 7-ми тт. /Ред. коля. И.А. Капров (глав, ред.) и др. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960.

123. Максимов Е.Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. - СПб., 1901.- 368 с.

124. Малая Церковь. Настольная книга прихожанина. - М.: Русский мир, 1992. - 255 с.

125. Мальковская Т.Н. Смена парадигм воспитания как социально педагогическая проблема // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования: Информационный сборник. Вып.8. -М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1990. - С. 1-31.

126. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. -М.: Прометей, 1993.- 174 с.

127. Масленникова В.ИТ Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего специального образования. - Казань: Лаборатория оперативной полиграфии КГУ, 1995. -93 с.

128. Матюшин С. Лаврские дома // Приложение к студенческому православному журналу «Встреча». - 2001. - № 1 - С. 63-64.

129. Матюшин С. Встреча на перепутье // Приложение к студенческому православному журналу «Встреча». - 2000. - № 1. - С. 3-42.

130. Матюшин С. Гефсиманский скит // Краеведческий Вестник (Приложение к газете «Вперед»). - 2001. - № 10. - С. 2-5.

131. Медведева И., Шишова Т. Запах серы (об опасностях сатанизации общественного сознания). // Безопасность. Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. - 2000. - № 1-2 (53) январь -февраль. - С. 108-114.

132. Международные Рождественские образовательные чтения // Журнал Московской Патриархии. - 1995. - № 1-4. - С. 15-16.

133. Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мирадетства; Педагогическая система Хуана Луиса Винсса: Учеб пособие. М.:

134. Нар. образование, 1995» - 134 с.

135. Методы педагогических, исследовании / Под ред. Л.И. Иискунова, Г.В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. - 255 с.

136. Мещерский Евдоким (епископ). Доброе прошлое Академии. - Сергиев Посад: Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1915. - 378 с.

137. Миртов Д. Аристотель// Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон, В 12 тт. - М.: Советская энциклопедия, 1991 - С. 424-440.

138. Москвина М.И, Московские монахи // Русский дом. - 2001. - № 12 - С, 19-23.

139. Москвинчук Е.Г. Московский Пасхальный фестиваль // Литературная газета. - 2002. - № 14-15. - С. 10.

140. Московский церковный вестник, 1991. № 3. - С. 2.

141. Молодежь как объект социальной защиты // Теория и методика социальной работы. - М.: Союз, 1994. - 261 с.

142. Мудрик А.В, Введение в социальную педагогику. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

143. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник. - М,: Академия, 1999, -184 с.

144. Мустаева Ф.А. Профессия: социальный педагог: Метод, рекомендации для студентов отд-ния социал. педагогики. - Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1994. - 23 с.

145. Мухаметзянова Г.В., Масленникова В ЛИ. Подготовка социального педагога в системе среднего специального образования. - Казань, 1994. -98 с.

146. Мягченков С.В. Микрорайон и педагогика // Пар. образование. - 1977. -N 6. - С. 58-60,

147. Мягченков С.В. К педагогике духовности // Воспитание школьников. -1995,- N5. - С. 10-12.

148. Назаров В,Д. Разыскания о древнейших грамотах Троице-Сергиева монастыря. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России // Материалы Международной конференции. - М. - 2000. - С. 29-30,

149. Наторп П. Социальная педагогика. - СПб.; Азбука, 1991.

150. Нечаев Н.Н, Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. - М.: МГУ, 1988. - 166 с.

151. Никандров Н.Д, Доклад Президента Академии Образования Российской Федерации на X Международных Рождественских образовательных Чтениях. - М., 2002. - 8 с.

152. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. - М.; Изд-во Московского психолого-социального института, 1998, - 72 с.

153. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. - М.: МГСУ, 1996.

154. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы науки и практики, -Ярославль: Изд. ДИА-пресс, 2001.-275 с.

155. Ничипоров Б. Принцип христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей. // Просветитель. - Мм 1994. - С. 83,

156. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации // Под ред. Ш.Рамон, Р.Сарри; Пер, с англ. под ред. Ю.Б.Шапиро, - М.: Аспект Пресс, 1996. - 157 с.

157. Обучение социальной работе: состояние и перспективы: Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы. - М,; АСОПиР, 1997, - 283 с.

158. Общественное движение в современной России: От социальной проблемы к коллективному действию / Отв. ред, В.В.Костюшев. - Мд Изд-во Инта социологии РАН, 1999. - 172 с.

159. Общие основы методики социальной работы / Под ред. Г'.Н.Филонова.

160. Мл ЦСГТ РАО, 1996. - 101 с.

161. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогическойподдержки детства: теория и практика: Автореф, дне.д-ра пед. наук. - М., 1997.- 46 с.

162. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Изд-во и типография газеты «Красная звезда», 2000. - 1 12 с.

163. Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы газеты «Воскресная школа» // Я иду на урок в начальную шкоду. Основы православной культуры. Книга для учителя. - М.: Изд-во Первое сентября. - 2001. -С. 5-9.

164. Палицын Авраамий. Описание осады Троицкого монастыря. - Сергиев Посад: Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1910. - 286 с.

165. Панов A.M. Социальная' работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. - 1995. - N 1. - С. 9-18.

166. Первый антиалкогольный адрес-календарь / Сост. Ф.С. Перебейнос. -СПб., 1912.

167. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Хрестоматия, по истории школы и педагогики в России. - М., 1986. - С. 150-166.

168. Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентиевская и Троицкая летописи. - СПб., 1846.

169. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб, 1992. - Т. 1 - 560 с.

170. Полонский В.М. Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований: Автореф. дне. д-ра пед. наук. - М., 1988. -49 с.

171. Полынский А.В. Любовь на кончиках пальцев // Русский дом. - 2001. - № 7. - С. 25.

172. Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. - М.: Академия, 1996. - 428 с,

173. Пособие в помощь социальным педагогам и социальным работникам. -Набережные Челны: Изд-во ИНПО, 1997.- 100 с.

174. Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для; училищ но подготовке социальных работников и для работников социальной сферы. -Женева: Изд-во Центра по правам' человека ООН, 1995.- 1.33 с.

175. Предмет и функции социальной педагогики // Под ред. Т.Н. Филонова. -Тюмень, ТГУ, 1998. - 132 с,

176. Приложение к Государственной росписи доходов и расходов на 1864 год.-СПб., 1864.-Л.7.

177. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной, школы // Под ред. И.С. Марьенко. М.: Просвещение, 1980. - 160 с,

178. Проблемы социальной работы в России: Материалы первой науч. -практ. конференции. - М: Институт социальной работы, 199.5. - 166 с.

179. Поташник М.М. Управление современной школой, - М.: Новая школа, 1992.-462 с.

180. Пузиков Феогноет, архимандрит. Патриотическая и миротворческая деятельность Троице-Сергиевой Лавры // Богословские труды. Сборник 29. - Мл Изд-с Московской патриархии, 1989. - С. 215-224.

181. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию во второй половине XVII века, описанное архидьяконом Павлом Алепским. Вып. 3,

182. М',1 'Изд. Моск. ун-та, 1956. - 489 с.

183. Ракитов А.И. Философские проблемы науки; Системный подход. - М,: Мысль, 1977. - 270 с.

184. Растов Ю.Е, Конфликтологическая составляющая социального образования // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы, - Барнаул, 1995. - Вып.4. - С. 129-134.

185. Ромм Т.А. Становление и развитие социальной педагогики в России начала XX века: Автореф, дис,. канд. пед. наук. - М,, 1995. - 16 с,

186. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993. - 608 с.

187. Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей, - СПб., 1876. - 480 с.

188. Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 1 - М., 1993. -252 с.

189. Русский архив, 1898. - Кн. 2. - № 5. - 348 с,

190. Сборник материалов и документов в поддержку благотворительности // Сост.: Т.Бодрова, М.Копылов. А.Крюков и др. - Псков: Центр "Второе дыхание", 2000, - 40 с.

191. Семенов В.Д, Социальная педагогика: проблемы и пути решения. - Екатеринбург: Уральский ун-т, 1991.-34 с.

192. Серафим, епископ Балтийский. «Пусть католики требуют землю в Германии». // Комсомольская правда в Калининграде. 27, 07. 2002 г. - С. 5.

193. Сергеев А.О. Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (на материале России и Германии): Автореф. дне.,, канд. пед. наук, - М., 1998. - 20 с.

194. Стариков ЕЛ. Россия: «время лемминга» (особенности национального суицида) // Наш современник. - 2001. - № 11 - С. 187-197.

195. Статистический отчет// Социс, - 1998, - № 4. - С. 90.

196. Степанский А.Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже Х1Х-ХХ вв. - М., 1980.

197. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х тт. Сост. О.С.Богданова. В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979.

198. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся, - М.: Ин-т нац. проблем образования МО Рос. Федерации, 1992.-47 с.

199. Телук С.Ю. Телегония - наказание за блуд // Свет Православия в Казахстане. - 2001. - № 8-9. - С. 4-26.

200. Темникова Л.А. Теория и методика социальной работы: Учебная программа. - Калуга: Изд-во КГПИ, 1993. - 120 с.

201. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие: В 2-х ч. - М.: Союз, 1994. - 399 с.

202. Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике: книга для социального работника и социального педагога / Под ред. С.И.Григорьева. - М.: Изд-во АСОПиР, 1994. - 185 с.

203. Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. Жукова В.И, - М.: Союз, 1994. - 192 с.

204. Смис И. Противники возрождения Православия в России. // Повое Литературное Обозрение. - 2001. - № 1 (47) - С. 428-433.

205. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1984. - 1600 с.

206. Современная практика социального воспитания // Сб. статей. М,; Работник просвещения, 1925. - 277 с.

207. Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. -432 с.

208. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 15 тт. - М.: Наука, 1959. Т. 1. - 480 с.

209. Сорочинская Е.И. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1996, - 185 с.

210. Социальная педагогика: вопросы теории и практики (методические материалы). - М.: ЦСП РАО, 1994. - 109 с,

211. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой. - М.: Изд-во АСОПиР, 1995. - 192 с.

212. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции: Сб. научн. трудов. -М., 1993. - 146 с.

213. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования. - Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та. 1989. - 148 с.

214. Социальная работа с пожилыми: Настольная книга специалиста. - Мл Академия, 1998. - 195 с.

215. Социальная работа: вопросы и ответы // Под ред. Панова A.M. и Холо-стовой Е.И, - М.: Институт социальной работы, 1996, - 233 с.

216. Социальный менеджмент: Курс лекций // Под ред. Иванова В.Н., Патрушева В.И. - М.: 'Изд-во МГСУ "Союз", 1998. - 216 с.

217. Социология молодежи: Учебник // Под ред. 13.Т.Лисовского. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. - 460 с.

218. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х тт. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г. - М: Изд-во АСО-ПиР, 1993.

219. Топчий Л.В, Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. -М.: Институт социальной работы, 1997. - 128 с,

220. Устинова С.Е, К чему ведет преждевременное сексуальное просвещение. // Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни, Хрестоматия для учителя. 4.1. Остов духовной жизни. 2 изд., йен. - М.: Школьная Пресса, 2001,- 128 с.

221. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 2-х гг. - М.; Просвещение, 1952.

222. Филимонов К. Колокольня. Строительство и реставрация. 1741-2001. -Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2001. - 49 с.

223. Филиппова Л.В. Философские основы теории и практики социальной педагогики: Автореф. дис. д-ра философ, наук, - Н.Новгород, 1993. - 41 с.

224. Филонов Т.Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. - М: ЦСП РАО, 1995. - 26 с.

225. Филонов Г.Н, Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика. - 1996. - N 6, - С. 35-40.

226. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции /7 Педагогика. - 1994. - N 6. - С. 37-42.

227. Филонов Г.Н,, Яркина Т.Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России// Педагогика. - 1.993. - N 6. - С. 29-34.

228. Философский словарь./ Под ред. И.Т.Фролова. - М»: Политиздат, 1986. -590 с.

229. Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Памятники отечества. М„, 1992. - № 2-3, - С. 17-29.

230. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Статистика, 1978. -224 с.

231. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника, - Мл Союз, 1993.

232. Хо л остова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М: Институт социальной работы, 1995. - 89 с.

233. Холостова Е.И, Место теории социальной работы в системе наук // Российский журнал социальной работы, - 1995. 1. - С, J 9-24.

234. Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. -М., 1994. - 342 с,

235. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. - М.: Союз, 1996, - 448 с.

236. Цыпин В. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. Учебник для православных духовных семинарий - Московская Патриархия: Издательский дом «Хроника», 1994, - 254 с.

237. Чаплин Всеволод, протоиерей. «Равенство прав не отменяет права народа выбирать, кого поддерживать, а кого нет» // Можно ли отделить Церковь от жизни? - М: Даниловский благовестник, 2002. - 64 с.

238. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Издательская фирма "Логос", 1993. - 181 с,

239. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н, Скаткина, В,А, Шацкой. - М.: Педагогика, 1980,

240. Шацкий С.Т, Изучение деревни и социальная педагогика // Пед. соч. в 4-х тт. - Т.З, - М., 1964. - С. 242-243.

241. Шеляг Т.В. Нравственно-гуманистические основы социальной работы // Российская энциклопедия социальной работы. - М., 1997. - С. 37.

242. Шервиш Ф.Г. Обучение и практика социальной работы в Соединенных Штатах Америки И Теория и практика социальной работы: Отеч. и заруб, опыт. - М. - Туда, 1993, - Т.2. - С, 279-287.

243. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. Учебное пособие. 2 изд., доп. - М.: Православная педагогика, 2001. - 559 с.

244. Шинкаренко Н.Ф. Социально-педагогическая деятельность школы в открытой среде: Автореф. дис,.канд. пед, наук. - М„ S996. - 25 с.

245. Шиняева Г.Л, Моделирование структуры и функций службы семьи в процессе обучения студентов по специальности "социальная работа" // Социальная работа. - 1992. -N6. - С. 196-198.

246. Шулыд О. Русский Христос /7 Евангельский текст в русской литературе XVII-XX веков. Сборник научных трудов. Выпуск 2. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1998. - С. 31-41.

247. Шульгин В.14'. Основные вопросы социального воспитания. 2-е изд. -М.: Работник просвещения, 1924, - 127 с.

248. Энциклопедия социальной работы. В 3-х тт. /Пер. с англ, - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.

249. Этика социальной работы: принципы и стандарты // Социальная работа. - 1997. - N 1(9).- С. 49-53.

250. Ягодкин В.П. О противоречиях в развитии системы просвещения И Сов. Педагогика, 1982. - № 34. - С, 52-58.

251. Ягудина З.А, Гуманизация деятельности школьного социального педагога как основа совершенствования его профессиональной компетентности: Автореф. дис.канд. пед. наук. - М., 2000. - 26 с.

252. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. - М.: Изд-во Первое сентября, 2001. - 256,

253. Яркина Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики. -М.: Соликамская типография, 1997.-67 с.

254. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи: // Педагогика. - 1996. - N 2,- С. 40 - 47.

255. Яркина Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. - Мл АСОПиР РФ, 1998. - 62 с.

256. Ямпольский B.C. Образовательные стандарты высшей школы - методологические основы, разработка и применение: Учеб. пособие для преподавателей высш. Ш.К. - Омск, 1994. - 66 с.

257. За рубежи ы е и сточ и и ки262, Bogo М,, Power R. New Field Instructors Perceptions of Institutional Supports for Their Roles // Journal of Social Work Education. - 1992. - No. 28 (2). - p. 178-189,

258. Coulshed V. Whay Do Social Work Students Give to Training? /7 Issues in Social Work Education. - 1986. - No. 6(2). - p. 119-127,

259. Davies M, What We Have to Learn About Social Work Education // Community Care. - 1981. - January 15. - p. 18-22.

260. Every G. The Byzantine Patriarchate 451 - 1204, - London: S. P. S, K., 1962 -p. 101.

261. Geertz Clifford. Centers, Kings, Charisma: Reflectms an the Symbolics of Power// Rites of Power. - Philadelphia, 1985,-p. 150-171.

262. Raskin M., Skolnick L,, Wayne J. An International Perspective of Field Education. //Journal of Social Work Education, - 1991. - No. 27(3). - p. 258-270.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.