Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Куликов, Александр Сергеевич

  • Куликов, Александр Сергеевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Владимир
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 207
Куликов, Александр Сергеевич. Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владимир. 2006. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Куликов, Александр Сергеевич

Введение.

Глава 1. Теоретическое осмысление основ духовно-нравственного воспитания личности школьника в православной и светской культурно-педагогической традиции 1 .Православная культурно-педагогическая традиция и ее роль в духовно-нравственном становлении личности школьника.

2.Секуляризация содержания духовно-нравственного воспитания и образования как основа светской составляющей отечественной культурно-педагогической традиции.

3.Соотношение светского и православного в моделировании содержания духовно-нравственного воспитания школьника в современных условиях.

Глава 2. Опытно-экспериментальная разработка системы светского духовно-нравственного становления личности школьника на основе традиционных для русской культуры этических ценностей

1.Ценности и ценностные ориентации личности современного школьника.

2. Система диагностирования духовно-нравственного состояния личности школьника на основе этических ценностей Русского

Православия.

3 Технология обновления содержания современного светского воспитания и образования на основе традиционных для русской культуры этических ценностей

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отечественная культурно-педагогическая традиция в духовно-нравственном становлении личности школьника»

Актуальность исследования. Современная отечественная педагогика развивается по трем основным направлениям.

Первое преследует цель модернизации педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. При этом сохраняется сложившаяся в современной школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на ее корректировку в соответствии с требованиями времени.

Для второго характерно использование личностно ориентированных образовательных технологий. Этот безусловно прогрессивный подход связан с внедрением в школьную практику зарубежных образовательных проектов, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившиеся в России формы обучения и воспитания.

Третье направление обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования и воспитания. Педагогическая практика показывает, что это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества.

В последнее время в отечественной педагогической науке актуализируется необходимость духовного воспитания и образования в светском его понимании (В.В. Айрапетова, А.Г. Андреева, Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Л.И. Валиева, Т.И. Власова, Т.А. Криворотова, О.Е. Кучерова, Е.П. Логунова, Н.В. Рада, Е.А. Таран, С.И. Тарасова, Н.А. Пархоменко, Э.А. Чурсина, О.Б. Шелыгина и др.). Но в чем состоит сущность светского духовного воспитания и как его реализовать на практике, эта проблема еще не получила должного разрешения. В.Ю. Троицкий представляет задачу школы как задачу возрождения и утверждения русского национального и одновременно российского самосознания. Е.П. Белозерцев, обращаясь к идеям отечественных ученых прошлого и настоящего, выделяет то общее, что объединяет их суждения: образование - это историко-культурный феномен, процесс, результат и условие развития духовных начал конкретного народа и каждого человека, а его смысл - в развивающемся человеке, его духовном становлении. Он подчеркивает, что образование должно быть национальным по содержанию.и православным по духу.

Понятие «культурно-педагогическая традиция» в отечественном духовно-нравственном становлении личности школьника подразумевает оригинальную взаимосвязь исторически сложившихся светских наук и религиозного образования и определяет содержание национального образовательного идеала.

В настоящее время вопрос о роли отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном становлении личности школьника в светской общеобразовательной школе является мало изученным современной педагогической наукой. Содержание национального образовательного идеала, основу которого на протяжении веков составляли этические ценности Русского Православия, сегодня, когда перед школой остро встала задача преодоления бездуховности учащихся, нуждается в особом теоретическом осмыслении и опытно-экспериментальной разработке.

Таким образом, проблема духовного самоопределения личности в условиях современной светской школы является инновационной.

Неразработанность концептуальных основ духовно-нравственного становления личности ученика, отсутствие целостной теории духовно-нравственного воспитания в системе школьного образования сдерживают и ограничивают качество духовно-нравственного воспитания учащихся в настоящее время.

Все перечисленное определяет проблему исследования: какова совокупность ведущих тенденций, принципов и педагогических условий духовнонравственного воспитания и образования личности современного школьника в контексте идей отечественной культурно-педагогической традиции?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - духовно-нравственное воспитание и образование школьника как будущего гражданина РФ.

Предмет исследования - ведущие тенденции, принципы и условия процесса духовно-нравственного становления личности школьника в логике отечественной культурно-педагогической традиции.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать теоретические и эмпирические подходы к процессу духовно-нравственного становления личности школьника в контексте отечественной культурно-педагогической традиции;

2. выявить общее и особенное в отношении православного и светского подходов к обновлению содержания современного духовно-нравственного воспитания и образования;

3. определить сущность и содержание образовательного процесса, ориентированного на формирование духовно-нравственной сферы личности, школьника;

4. разработать концептуальные основы обновления системы духовно-нравственного воспитания и образования личности школьника;

5. обосновать модель диагностирования духовно-нравственного состояния личности ученика.

6. охарактеризовать технологические основы процесса обновления содержания светского духовно-нравственного воспитания и образования личности школьника.

Гипотеза. Автор предполагает, что процесс духовно-нравственного становления личности школьника в контексте отечественной культурно-педагогической традиции приобретет управляемый и эффективный характер, если:

- используется гармоничное сочетание православной и светской составляющих культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном воспитании и образовании ученика;

- содержание учебно-воспитательного процесса в светском образовательном учреждении строится в соответствии с традиционными для отечественной культуры этическими ценностями Русского Православия;

- применяется система обновленного содержания воспитания и образования, создающая атмосферу духовности как источника нравственного и эстетического самосовершенствования личности школьника;

- формирование представления о нравственном идеале и его осознание учеником осуществляется в процессе деятельного приобщения к православным этическим ценностям;

- включение ученика в созидательную атмосферу духовно-нравственного саморазвития происходит в условиях многообразия видов практической деятельности на индивидуально ориентированном содержательном уровне;

- обеспечиваются субъект-субъектные отношения учителя и ученика в совместной поисково-преобразующей деятельности в области духовной культуры;

- система обновленного содержания духовно-нравственного становления личности школьника предстает как целостная, вариативная, базирующаяся на государственном образовательном стандарте и нормативных документах дополнительного образования.

Общую методологию исследования составляют философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира, о биологической, психической, социальной и духовной сущности человека, о человеке как субъекте общественных отношений. Ведущими методологическими ориентирами избраны:

- культурологический подход, который вскрывает общее, особенное и единичное в отечественной культурно-педагогической традиции, определяющей духовно-нравственное становление личности школьника;

- аксиологический подход, рассматривающий образ и подобие Божие в человеке как наивысшую этическую ценность, а воспитание и образование как процесс присвоения этических ценностей, традиционных для русской культуры;

- личностно-деятельностный подход;

- единство системного и целостного подходов к изучению отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном воспитании и образовании;

- идеи теоретического и эмпирического в педагогической антропологии.

В теоретико-методологическом плане исследование опирается на :

- общую теорию культуры (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, В.В. Зеньковский, Э.В. Ильенков, И.А. Ильин, В.И. Несмелов, В.М. Розин и др.);

- представления о психолого-педагогической культуре (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Белозерцев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.В. Кузьмина, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, Н.И. Пирогов, В.А. Сластенин, С.Г. Спасибенко, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов и др.);

- концепции личности в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.И. Исаев, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Г.И. Челпанов и др.);

- об индивидуальности и самореализации личности (К.А. Альбуханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Вербицкий, В.В. Зеньковский, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.В. Столин, К.Д. Ушинский и др.);

- о педагогических ценностях и ценностных ориентациях (Е.П. Белозерцев, Е.И. Исаев, И.А. Ильин, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов и др.);

- о целостности и технологии педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.Б. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, В.И. Качан, В.А. Краевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Л.В. Спирин и др.).

Методы и база исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексной методикой педагогического исследования:

- методами теоретического анализа (историографический, биографический, метод моделирования);

- диагностическими методами (анкетирование, беседа, прямое и косвенное наблюдение, обобщение независимых характеристик, анализ продуктов деятельности);

- методом экспертных оценок;

- педагогическим экспериментом;

- изучением и обобщением передового педагогического опыта;

- методами статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования были общеобразовательные школы №№ 13, 39 г. Владимира. Исследованием было охвачено 153 учителя и 720 учеников.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

На первом этапе (1994/95 г.г.) осуществлялось теоретическое изучение ценностных ориентаций и нравственных качеств у школьников в процессе их воспитания и социализации.

Второй этап (1995/96 г.г.) стал основой для глубокого и всестороннего исследования социально-педагогических условий и технологий формирования содержания современного духовно-нравственного воспитания учащихся: моделирования системы обновленного содержания светского варианта духовно-нравственного воспитания и образования.

В ходе третьего этапа (1996/2002 г.г.) осуществлялась экспериментальная апробация системы обновленного содержания духовно-нравственного формирования личности ученика в условиях взаимосвязи православной и светской составляющих отечественной культурно-педагогической традиции.

Четвертый этап (2002/2004 г.г.) был связан с систематизацией результатов опытно-экспериментальной работы и литературным оформлением диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Духовно-нравственное становление школьника рассматривается как процесс целенаправленного освоения и использования формирующейся личностью традиционных для отечественной культуры этических ценностей Русского Православия, определяющих содержание национального образовательного идеала.

2. Совокупность этических ценностей, определяющих содержание национального образовательного идеала, выражает сущность духовно-нравственной сферы личности человека, в которой нравственные ценности выступают производными по отношению к духовным.

3. Педагогическими условиями, обеспечивающими функционирование механизма духовно-нравственного воспитания школьника в образовательном процессе, являются:

- целенаправленность образовательного процесса на духовно-нравственное становление личности ученика;

- представленность в «снятом виде» опыта отечественного духовно-нравственного воспитании в содержании образования и педагогических технологиях;

- обеспечение органической взаимосвязи философско-культурологического и собственно педагогического потенциалов образования;

- свобода выбора школьником содержания и форм духовно-нравственного самоопределения;

- единство учебно-воспитательного (урочно-внеурочного) процесса и практической деятельности школьника по приобщению к традиционным для отечественной культуры этическим ценностям Русского Православия.

4. В процессе духовно-нравственного воспитания школьников с опорой на отечественную культурно-педагогическую традицию в структуре личности происходят следующие изменения:

- формируется мировосприятие, в центре которого находятся представления о духовной сущности и целостности личности;

- складывается убеждение в необходимости стремления к духовно-нравственному идеалу и ответственности за каждый поступок;

- формируются навыки самоанализа внутреннего (духовно-нравственного) состояния личности и моделирования своего поведения в конкретной жизненной ситуации.

5. Процесс обновления содержания духовно-нравственного воспитания в государственном светском образовательном учреждении базируется на следующих принципах:

- признания приоритета духовной сущности человека;

- определения задачи воспитания как единой, целостной - воспитание в «вечной и земной жизни»;

- ориентации в обновлении содержания духовно-нравственного воспитания и образования на «связь души» ребенка «с религиозными образами» и идеями (В.В.Зеньковский).

6. Основными принципами функционирования обновленной системы светского духовно-нравственного воспитания и образования школьника являются:

- открытость образовательного процесса для совместной работы всех заинтересованных лиц (светские и православные педагоги, ученые-богословы, деятели науки и культуры и др.);

- целостность образовательного процесса и его соответствие ориентирам государственного образовательного стандарта и нормативным документам о дополнительном образовании;

- технологичность содержания образования;

- использование личностно-деятельностного, культурологического, аксиологического и диалогического подходов к включению школьника в процесс индивидуальной творческой деятельности, развитию его духовно-нравственной сферы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

- вскрыто содержание понятий, входящих в проблемное поле исследования (духовность, нравственность, духовное становление, нравственное развитие, духовно-нравственная сфера и др.);

- определены сущность и роль православной и светской составляющих отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном становлении личности школьника;

- выявлены принципы и психолого-педагогические условия образовательного процесса в светской школе, ориентированной на духовно-нравственное самоопределение личности школьника;

- теоретически обоснована и экспериментально проверена целостная концепция духовно-нравственного становления личности ученика общеобразовательной школы;

- разработаны технологические основы обновления содержания светского духовно-нравственного воспитания и образования школьника;

- представлен системно-структурный анализ содержания и динамики процесса духовно-нравственного становления личности ученика на школьном этапе образования;

- разработана и экспериментально проверена модель диагностирования духовно-нравственного состояния личности школьника.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения и выводы определяют концептуальные представления о диалектике отношений православного и светского в отечественной культурно-педагогической традиции. Результаты исследования могут непосредственно использоваться и находят реальное применение в педагогической практике на национально-региональном (вариативном) уровне культурно-образовательного пространства РФ и обладают необходимым прогностическим потенциалом, определяют принципиальную возможность организации на его основе дальнейшего поиска путей и методов совершенствования системы духовно-нравственного воспитания и образования школьника. Достоверность исследования обеспечена:

- методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, междисциплинарным подходом к решению поставленной проблемы;

- длительным характером изучения педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в светских образовательных учреждениях;

- соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности;

- единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования;

- репрезентативностью объема выборки, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены в материалах диссертации и публикациях автора. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на инновационном совете областного департамента образования, на расширенном заседании кафедр педагогики и коррек-ционной педагогики ВГПУ.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе научно-методической и опытно-экспериментальной работы соискателя в общеобразовательных школах №№ 13, 39 г. Владимира, в образовательном процессе Владимирского областного института усовершенствования учителей (проблемно-тематические семинары, лекции, научно-методические консультации). Разработанные на основе диссертационного исследования научно-методические материалы и рекомендации, учебные программы широко используются в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Владимирской области.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В ней содержится 10 графиков, 4 таблицы и 1 схема. Список литературы составляет . работ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Куликов, Александр Сергеевич

Результаты исследования показали, что: - каждый второй (55,6%) из числа старшеклассников умеет определять внут реннее состояние человека;

- каждый второй (50,8%) умеет давать адекватную оценку совершенному поступку, согласно христианским (православным) этическим нормам поведения;

- каждый второй (52,3%) умеет определять черты (качества) характера человека;

- почти каждый второй (46,6%) умеет моделировать свое поведение в предложенной ситуации, согласно христианским (православным) нормам морали {см. приложение № 11).

10. Цель диагностики «Самоанализ духовно-нравственного состояния личности ученика» состояла в том, чтобы выявить уровень сформированности навыков самоанализа внутреннего состояния образа «я» личности выпускника средней школы (11-й кл.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном исследовании дано теоретическое и практическое обоснование основ духовно-нравственного воспитания личности школьника в свете отечественной культурно-педагогической традиции. Выдвинутая в исследовании гипотеза в ходе опытно-экспериментальной работы по внедрению инновационной педагогической системы становления личности в государственном (светском) образовательном учреждении получила полное подтверждение:

1. Духовно-нравственное становление школьника рассматривается как процесс целенаправленного освоения и использования личностью традиционных для отечественной культуры этических ценностей Русского Православия, определяющих содержание национального идеала.

2. Совокупность этических ценностей, определяющих содержание национального идеала, выражает сущность духовно-нравственной сферы личности, в которой нравственные ценности выступают производными по отношению к ценностям духовным. Развитие духовно-нравственной сферы личности есть процесс накопления, приобретения духовно-душевного опыта в различных средах общественной жизнедеятельности человека. Составляющими компонентами духовно-нравственной сферы личности являются про-странственно-средовый, потребностно-мотивационный, интеллектуальный, операциональный и действенно-поведенческий, взаимосвязь которых обеспечивает функционирование психолого-педагогического механизма ее развития. Содержание духовно-нравственного воспитания и образования личности школьника представляет собою системообразующий этический стержень целостной педагогической системы.

3. Педагогические условия, обеспечивающие функционирование механизма духовно-нравственного воспитания школьника в образовательном процессе, содержат:

- целенаправленность образовательного процесса на духовно-нравственное становление личности ученика;

- интеграцию теории и опыта отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном воспитании в содержании и технологических основах образовательного процесса;

- обеспечение в системе обновленного содержания светского духовно-нравственного воспитания и образования философских, научных и религиозных взглядов на мироздание, место и предназначение человека в окружающем его мире;

- обеспечение органической взаимосвязи философско-культурологического и собственно педагогического потенциалов образования;

- открытость знаний для привнесения нового;

- определение иерархии ценностей, в которой ведущими являются этические ценности бытия человека;

- свободу выбора обучаемым области знаний в содержании отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном становлении его личности и способов освоения выбора в различных видах субъектной творческой деятельности;

- единство учебно-воспитательного (урочно-внеурочного) процесса и практической деятельности школьника по приобщению к традиционным для отечественной культуры этическим ценностям Русского Православия.

4. Ключевым в соотношении православного и светского при обновлении содержания духовно-нравственного воспитания в государственном (светском) образовательном учреждении является:

- признание приоритета духовной сущности человека;

- определение задачи воспитания как единой, целостной - воспитание в «вечной и земной жизни»;

- ориентация в обновлении содержания духовно-нравственного воспитания на «связь души ребенка» с «религиозными образами» и идеями (В.В. Зеньковский).

5. Основными принципами функционирования обновленной системы светского духовно-нравственного воспитания и образования являются:

- открытость для совместной работы всех заинтересованных лиц (светские и православные педагоги, ученые-богословы, деятели науки и культуры и др.);

- целостность образовательного процесса и его соответствие ориентирам государственного образовательного стандарта и нормативным документам о дополнительном образовании;

- технологичность содержания образования;

- личностно-деятельностный, культурологический, аксиологический и диалогический подходы к включению школьника в процесс индивидуальной творческой деятельности, развития его духовно-нравственной сферы.

Полученные результаты содержат в своей совокупности решение важной научной проблемы педагогики - проблемы влияния отечественной культурно-педагогической традиции на духовно-нравственное становление личности школьника.

Содержащиеся в исследовании выводы определяют концептуальные представления о диалектике отношений православного и светского в отечественной культурно-педагогической традиции.

Направленность образовательного процесса в государственной (светской) школе на выявление высокого духовно-нравственного потенциала ученика, особенности образовательной системы, сложившейся в конкретной школе, обусловливают в ее стенах свои собственные пути решения задачи формирования и развития духовно-нравственной сферы личности современного школьника. При этом важно выделить общие, характерные для всех систем тенденции формирования духовно-нравственной сферы обучаемых, воспитания у них высокой духовно-нравственной культуры.

Такими тенденциями выступают следующие:

1 .Обогащение содержания образования знаниями о духовной сущности человека, его духовно-нравственной сфере как системообразующей внутреннего мира, о возможности и необходимости выявления каждым человеком своего духовно-нравственного потенциала, учитывая педагогические реалии. Философско-педагогический аспект человековедения должен рассматриваться с позиций оценочно-целевого и действенного компонентов жизнедеятельности человека в современных условиях, в условиях определенной исторической культуры. Аксиологические принципы при этом должны служить ориентирами в формировании сознания современного школьника.

2. Переориентация содержания гуманистического (антропоцентрического) образовательного идеала на христианский (богоцентрический), что потребует приведения в строгую систему иерархии этических ценностей, определяющих содержание отечественной культурно-педагогической традиции.

3. Актуализация у современных школьников процесса саморазвития своего духовного мира. Она предполагает создание условий для формирования духовно-нравственной атмосферы культурно-образовательного пространства бытия человека.

Выявленные тенденции свидельствуют о том, что процесс формирования духовно-нравственного начала личности школьника в светской школе должен иметь строго определенную направленность. В основе обновленного содержания духовно-нравственного воспитания и образования лежит идея гармонии православного и светского начал отечественной культурно-педагогической традиции.

Полученные в исследовании результаты, сделанные на их основе выводы, разработанная и апробированная инновационная педагогическая стратегия позволяют значительно оптимизировать процесс духовно-нравственного воспитания учащихся, сделать его реальным инструментом качественного обновления психологической атмосферы общеобразовательной школы.

Исследование открывает новые подходы к разрешению сложнейшей проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в государственном (светском) образовательном учреждении на основе творческого осмысления опыта отечественной педагогической культуры в ее целостности православного и светского компонентов.

Проведенное исследование создает предпосылки для более обстоятельного изучения следующих вопросов:

- формирование духовного здоровья современных школьников;

- сравнительное исследование особенностей духовно-нравственного воспитания в государственном (светском) и церковном (религиозном) учебных заведениях;

- выявление особенностей содержания духовно-нравственного воспитания и образования в городской и сельской (малокомплектной) общеобразовательных школах и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Куликов, Александр Сергеевич, 2006 год

1. Аверьянова В.В. Традиция как преемственность и служение. / Человек, № 2, 2000, с. 7-10

2. Айрапетова В.В. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии философа Н.О. Лосского: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Пятигорск, 2000. - 18 с.

3. Алексий П, Патриарх. Основы православного образования в России. // Педагогика, 1995, № 3, с. 10-13

4. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. Л., 1968, 79 с.

5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русское государство Х1У-ХУ11 в.в. М., 1985, с. 109.

6. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование. / Педагогика, № 8, 2003, с. 35-41

7. Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в живой этике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 16 с.

8. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996, с. 582.

9. Белозерцев Е.П.Соборность как путь к новой школе. Русская школа. Создателям русской национальной школы. Вып. 1. М., 1993, с. 5—9.

10. Белозерцев Е.П.Национально-государственное образование в России. // Педагогика, № 3, 1998, с. 30-35

11. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград, 2000. - 461 с.

12. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1999. 37 с.

13. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Юбилейное издание, посвященное тысячелетию Крещения Руси. М., 1988

14. Беленчук JI.H. Концепция национального воспитания на рубеже Х1Х-ХХ в.в. / Педагогика, № 5, 1999, с. 89-93

15. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало XX века). // Педагогика, № 7, 1998, с. 82-87

16. Буфеев Сергей. Православное понимание личности. // Развитие личности, № 2, 2004, с. 97-110, № 3, с. 83-97.17.(Брянчанинов) Игнатий, святитель. Учение о человеке. // Ж-л «Богословские труды», № 29, М., 1987, с. 48.

17. Валиева Л.И. Ориентация учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997.- 18 с.

18. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984, с. 127.

19. Вишленкова Е.А. «Заботясь о душах подданных»: православная школа в России первой четверти Х!Х в. / Педагогика, № 2, 2002, с. 30-33

20. Владимир (Воробьев), протоиерей. Православная Церковь и образование. // Педагогика, № 1, 1998, с. 61-65.

21. Владимиров Артемий, священник. Ошибки и чаяния православной гимназии. // Педагогика, № 1, 1994, с. 61-66

22. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1999. 44 с.24. (Войно-Ясенецкий) Лука, архиепископ. Дух, душа, тело. М., 1992, с.26-48.

23. Вопросы православной педагогики. М., 1992, 96 с.

24. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (Х-ХУ11 в.в.). // Педагогика, № 2, 1996, с. 84-88

25. Вульфсон Б.Л.Марксизм и проблемы нравственного воспитания. // Педагогика, № 6, 2003, с. 3-15

26. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1984

27. Вязникова Л.Ф.Ценности в образовании: выбор пути развития // Психологическая наука и образование, № 4, 2002, с. 88-99.

28. Гагаев П.А. Культурно-исторический аспект развития отечественных фи-лософско-педагогических учений ХУШ-ХХ в.в.: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. - 48 с.

29. Гагаев П.А. Размышления о судьбах русской школы. // Педагогика, № 6, 1998, с. 10-15

30. Георгий, архимандрит, игумен обители св. Григория на горе Афон. Обо-жение как смысл человеческой жизни. Владимир, 2000, с. 18.

31. Давлетшин К.Д. Национальные и религиозные компоненты культуры. // Педагогика, № 1, 1997, с. 63-68

32. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М., 1981

33. Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы. // Педагогика, № 1, 1997, с. 68-71

34. Добротолюбие: избранное для мирян. Издание Сретенского монастыря, 2000. - 447 с.

35. Затворник Феофан, святитель. Начертание христианского нравоучения. -М„ 1990, с. 18.

36. Затворник Феофан, святитель. Путь ко спасению. М., 1899, с. 67.

37. Затворник Феофан, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться ? СПб., 1991, с. 57.

38. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971, с. 41.

39. Зеньковский В.В., протоиерей. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993, с. 132.

40. Зеньковский В.В., протоиерей. Педагогика. -М., 1996, с.114.

41. Зеньковский В.В., протоиерей. Основы христианской философии. М., 1996, с. 45.44. (Игумнов) Платон, архимандрит. Православное нравственное богословие. -ТСЛ, 1994, с. 17.

42. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991, с.264.

43. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. М., 1994. Т. 1, с. 23, 132, 383, 400-401.

44. Иоанн (Экономцев), игумен. Православное образование в России: традиции и развитие, уроки и перспективы. // Педагогика, № 4, 1999, с. 15-21.

45. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. М., 1007. - 667 с.

46. Каган М.С.Философская теория ценностей. СПб, 1997, с. 181.

47. Каледа Глеб, протоиерей. Семья как школа любви. // Ж-л «Просветитель. Вестник духовного просвещения». № 2-3, 1995, с. 4-7.

48. Каптан Т.Н. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и внеурочной деятельности (на опыте изучения литературы).-М., 1995,97 с.

49. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб., 1915, с. 107.

50. Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000.-16 с.

51. Кирдяшова Е.В. Становление и эволюция педагогических воззрений В.В. Зеньковского: личность и факторы ее формирования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Н. Новгород, 1998. - 18 с.

52. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996, с. 22-27.

53. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма. // Педагогика, № 5, 1998, с. 52-58

54. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов Х1Х-ХХ в.в. М., 1996, с. 56, 59.

55. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. М., 1990. Т. 1, с. 9, 14-15.

56. Колесова И.С. О роли религиозной культуры в содержании образования. // Педагогика, № 9, 2003, с. 108-109

57. Козлов Максим, протоиерей. 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни. М., 2002, с. 333.

58. Коняева И.М. Философско-педагогические идеи И.А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Рязань, 2002. - 21 с.

59. Корольков А.А. Русская школа и стратегия духовного просвещения. // Педагогика, № 5, 2003, с. 97-106

60. Коростелева А.А. Формирование духовных ценностей старшеклассников. -М., 1992, с. 34-57.

61. Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы. // Педагогика, № 1, 1997, с. 64-68

62. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред, и старш. шк. возраста. М., 2001. - 160 с.

63. Криворотова Т.А. Идея русской национальной школы в отечественной педагогике 2-й половины XIX начала XX в.в.: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Н. Новгород, 2003. - 23 с.

64. Крикунов А.Е. Образовательная концепция В.В. Розанова (историко-педагогический анализ): Автореф. дис. .канд. пед. наук. Елец, 1999. -18 с.

65. Круглова JI.K. Духовная культура как система.- СПб., 1992, с. 78-79.

66. Куликов А.С. Христианская традиция в истории русской литературы. Программа по литературе для 9-11 классов средних общеобразовательных школ, школ-гимназий, лицеев, других учебных заведений. Владимир, 1995.-92 с.

67. Куликов А.С. Актуализация содержания современного образования в отечественной педагогике: Тезисы международной конференции «Христианство и образование». Ч. 2 М., 2000, с. 58-59.

68. Куликов А.С. Ценности как основа социализации и воспитания личности. // «Наша школа», № 2, 2002, Владимир, с. 22-26.

69. Куликов А.С. Секуляризация содержания отечественного образования. // «Наша школа». № 5, 2003, Владимир, с. 35-39.

70. Куликов А.С. Пути обновления содержания светского образования по программе «Русская культурологическая школа» (из опыта работы СШ № 13 г. Владимира). // «Наша школа» № 5, 2003, Владимир, с. 96-102.

71. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993. - 157 с.

72. Кураев А., диакон. Духовная жизнь это практика. // Народное образование, № 1, 1995, с. 58-64.

73. Кураев А., диакон. Изучаем Библию. // Народное образование, № 7, 1995, с. 60-67.

74. Кураев А., диакон. Миссионеры на школьном пороге. М., 1995, е. 5-9.

75. Кураев А., диакон. Школьное богословие. М., 1997, с. 21-23.

76. Кучерова О.Е. Педагогические условия воспитания духовных ценностей старшеклассников (на материале изучения литературы): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Белгород, 2000. - 16 с.

77. Левитис Д.Г. Российская школа: цели и ценности // Педагогика, № 7, 2002, с. 12-17.

78. Леонтьев А.Н. Формирование личности. Психология личности. Тексты. -М., 1982, с. 385.

79. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии, № 4, 1996, с. 15-27.

80. Лихачев А.Е.Воспитание и духовность. // Педагогика, № 3, 2001, с. 33-36.

81. Лихачев Б. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. (Теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России XIX и XX в.в.). Самара, 1997, с. 21-23.

82. Логвинов И.И. Философия образования и идеологическая точка зрения дидакта. // Педагогика, № 3, 1997, с. 30-34

83. Логунова Е.П. Монастырь в русской культуре: опыт духовного воспитания: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1994. - 18 с.

84. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994, с. 45-46.

85. Лосский Н.О. По образу и подобию. М., 1995, с. 26, 102-106.

86. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990 (репринт изд.). - кн. 1 -63 е., кн. 2-91 с.

87. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой. (Сборник статей разных лет). Кос-танай, 2000. 137 с.

88. Мануйлов Ю.С. Средовая диагностика (пособие для управленцев в сфере образования). Кустанай, 1997. - 19 с.

89. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. СПб., 1999, с. 256309.

90. Максим Исповедник, преподобный II. Творения. Кн. 1. -М., 1993, с. 124.

91. Меньшиков В.М., Сластенин В.А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск, 1999, с. 17.

92. Метлик И.В. Изучение религии в системе образования. // Педагогика, № 7, 2003, с. 71-78

93. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995, с. 19-23.

94. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994

95. Национальная школа в условиях модернизации: задачи и возможности. -М., 1996, с. 37-39.

96. Невярович В. Терапия души. (Святоотеческая психотерапия). Воронеж, 1997.-238 с.

97. Нескрябина О.Ф. Смысл и ценность человеческой индивидуальности. -СПб., 1996, с. 46-47.

98. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. // Педагогика, № 3, 1998, с. 3-8

99. Никандров Н.Д. Ценности как цели воспитания. // Педагогика, № 3, 1998, с. 3-10

100. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя. // Магистр, № 6, 1994, с. 33-36.

101. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. - 229 с.

102. Новиков Д.В. Основы христианской антропологии. М., 2003, с. 56, 58.

103. Николаева А.И. Русская национальная школа Х1Х-ХХ в.в. История. Современность. Опыт.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 35 с.

104. Ничипоров Борис, священник. Заметки о воскресной школе. // Ж-л «Путь православия», № 1 -М., 1993, с. 121-122.

105. Ничипоров Борис, священник. Введение в христианскую психологию, -М., 1994. 192 с.

106. Новикова Л.И. Педагогические идеи И.А. Ильина. // Педагогика, № 10, 2001, с. 62-68

107. О вере и нравственности по учению православной Церкви. Сборник статей.-М., 1991.-137 с.

108. О духовно-нравственных идеалах древних сказаний. // Школьное воспитание, № 3, 1994, с. 23-27.

109. Опыты православной педагогики. М., 1993, с. 32-33.

110. Осипов А.И. Основное богословие. М., 1994, с.72.

111. Основы православного образования в России. // Педагогика, № 3, 1995, с. 74-81.

112. Основы духовности и нравственности поведения. // Начальная школа, № 4, 1994, с. 3-9.

113. Панкратов А.В. Духовное воспитание в свете современного естествознания. // Педагогика, №7, 2000, с. 23-29

114. Пархоменко Н.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: Автореф. дис. . канд. пед. наук. 18 с.

115. Перевезенцев С.В. О смысле бытия и философии образования русского народа. // Педагогика, № 8, 2001, с. 93-98

116. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. СПб., 1994, с. 9-10.

117. Петракова Т.П. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997, с. 37.

118. Петракова Т.И. Сердечность воспитания // Педагогика, № 7, 2004, стр. 34.

119. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1999, с. 230.

120. Половинкин А.И. Православная духовная культура. М., 2003. - 352 с.

121. Попов Е., протоиерей. Нравственное богословие для мирян. М., 1996, с. 21-26.

122. Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательных школ. Под ред. д-ра пед. наук проф. Марьенко И.С. М., 1976, с. 21-22.

123. Простые беседы о нравственности. Свято-Троицкий Новоголутвин монастырь, 1994. 317 с.

124. Психология современного подростка. М., 1987, с. 81.

125. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования). // Педагогика, № 5, 1995, с. 87-90.

126. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М., 1989, с. 245.

127. Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М., 1996.-218 с.

128. Самойлова Ю.В. Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. 20 с.

129. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л., 1978, с. 21.

130. Свешников В., протоиерей. Шаргунов А., протоиерей. О Церкви, России, нравственном мире. М., 1993. - 128 с.

131. Сидоренков А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России. // Вопросы психологии, № 5, 2000., с. 48-56.

132. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России. -М., 1996, с. 31-32.

133. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: уч. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. -М., 2003. 192 с.

134. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития. // Вопросы психологии. № 6, 1998, с. 3-17.

135. Слободчиков В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии. // Развитие личности, № 2, 2005, с. 49-58.

136. Соловьев А.Л. Общественно-политические взгляды и государственная деятельность К.П. Победоносцева: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. - 18 с.

137. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. Брюссель, 1982, с. 23-29.

138. Соловьев И.И. Заветные думы служителя Церкви в виду предстоящей реформы средней школы. М., 1902, с. 36.

139. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Владимир, 1996. - 495 с.

140. Таран Е.А. Формирование личности в контексте идей православного христианства: Автореф. дис. . псих. наук. Ставрополь, 2001. - 18 с.

141. Тарасова С.И. Духовное воспитание детей в русской народной педагогике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Белгород, 2003 . - 21 с.

142. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М., 1994. - 96 с.

143. Троицкий В.Ю. Национальные ценности и воспитание человека. М., 1998, с. 14-15.

144. Троицкий В.Ю. Русская школа и современное состояние образования. // Педагогика, № 7, 2001, с. 22-26

145. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. // Педагогика, № 2, 1998, с. 3-7

146. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб, 1996, с. 266,492.

147. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1988

148. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. -СПб, 1894, с. 28.

149. Ушинский К.Д. и русская школа. Под ред. Е.П. Белозерцева. М., 1994. -190 с.

150. Филиппов В.М.Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. // Педагогика, № 3, 1999, с. 65-68

151. Филонов Г.Н. Воспитание: традиции и современность. // Педагогика, № 7, 2003, с. 14-20.

152. Флоренский Павел, священник. Из богословского наследия. / Богословские труды. Т. 17, 1997, с. 143.

153. Флоренский Павел, священник. Иконостас. / Богословские труды, 1997, с. 83-248.

154. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс 1991, с. 275.

155. Франк С.Л. Сочинения СПб., 1996, с. 409.

156. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - 366 с.

157. Фромм Э. Душа человека. М., 1992, с. 56-61.

158. Хрестоматия по возрастной психологии . М., 1994, с. 31-40.

159. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995, с. 116-117.

160. Чумалова Т.В. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому. М., 1995, с. 51-52.

161. Чурсина Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Елец, 2001. - 18 с.

162. Шадриков В.Д. Народная школа. // Высшее образование в России, № 2, 1993, с. 105-113.

163. Шадриков В.Д. Нравственно-духовные качества русского народа. М., 1997, с. 5-7.

164. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 1999, с. 66, 68-69.

165. Шеховская Н.Л. К.Д. Ушинский и Н.А. Бердяев: духовность, как нравственная основа личности. // Педагогика, № 5, 2002, с. 71-81

166. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М., 2001, с. 22,28,30-31,154,383.

167. Шилова М.И., Малиновская Н.И. Черты национального характера: российский вариант. // Педагогика, № 8, 2002, с. 24-28

168. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М., 1998, с. 2-3.

169. Юдина Н.П. Традиция: социокультурный и педагогический аспекты. // Педагогика, № 8, 2002, с. 35-38

170. Якунин В.Н. Духовное образование в России в годы Великой Отечественной войны. // Педагогика, № 1, 2003, с. 88-92150

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.