Особенности фортепианного стиля Панчо Владигерова в контексте взаимодействия композиторского и исполнительского творчества: на примере фортепианных концертов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Бобрина Десислава Сергеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 210
Оглавление диссертации кандидат наук Бобрина Десислава Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЙ ОБЛИК ПАНЧО ВЛАДИГЕРОВА
ПИАНИСТА, КОМПОЗИТОРА, ПЕДАГОГА
1.1 Жизнь и творческий путь Панчо Владигерова
1.2 Панчо Владигеров - пианист-виртуоз
1.3 Панчо Владигеров - педагог. Педагогическая система Панчо
Владигерова как основа болгарской пианистической школы 41 ГЛАВА II. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ФОРТЕПИАННОГО КОНЦЕРТА В ТВОРЧЕСТВЕ
ПАНЧО ВЛАДИГЕРОВА
2.1 Концерт для фортепиано с оркестром № 1 а-то11 ор. 6 (1918)
2.2 Концерт для фортепиано с оркестром № 2 с-то11 ор. 22 (1929)
2.3 Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Ь-то11 ор.31 (1937)
2.4 Концерт для фортепиано с оркестром № 4 g-moll ор.48 (1953)
2.5 Концерт для фортепиано с оркестром № 5 D-dur ор.58 (1963)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нотные примеры
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотоматериалы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Фортепианное творчество Александра Черепнина в контексте его артистической карьеры2017 год, кандидат наук Рубан Наталья Леонидовна
Творческий облик Карла Майера и фортепианная культура его времени2013 год, кандидат искусствоведения Мелик-Давтян, Нина Рубеновна
Артур Шнабель в контексте фортепианной культуры первой половины XX века2006 год, доктор искусствоведения Смирнова, Марина Вениаминовна
Жанрово-стилевые аспекты фортепианных произведений для одной руки2022 год, кандидат наук Рокицкая Полина Викторовна
Творческий облик Алексея Наседкина – пианиста, педагога, композитора2019 год, кандидат наук Тверитина Елена Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности фортепианного стиля Панчо Владигерова в контексте взаимодействия композиторского и исполнительского творчества: на примере фортепианных концертов»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Панчо Владигеров - выдающийся болгарский музыкант XX века, исполнительское мастерство, педагогическое и творческое наследие которого получило широкое признание мировой общественности. Он представлял собой тип универсального художника: пианиста, композитора, теоретика, фольклориста. Музыкальное мышление П. Владигерова синтетично: сплав национальных и классических традиций обеспечивает «динамическое единство» композиторского стиля, обладающего оригинальностью, яркостью и высокой степенью внутреннего единства. Актуальность изучения исполнительского и композиторского стилей П. Владигерова связана с необходимостью рассмотрения его творческой деятельности не только в контексте болгарской культуры XX века, но и в масштабе европейского музыкального искусства.
Требует тщательного изучения вклад Владигерова в развитие национального музыкального искусства по магистральным направлениям его творчества: исполнительство, педагогика, композиторская деятельность. В отличие от локальных национальных музыкальных школ (сербской, румынской и др.), болгарская музыка до XX века не имела той панорамы исторического развития, которую мы наблюдаем в европейской (немецкой, французской, итальянской) музыке, с чередованием периодов барокко, классицизма, романтизма. Поэтому, как отмечает И. А. Хурцидзе, для болгарской культуры творчество Владигерова - «не только прежде неведомый высочайший уровень профессионального мастерства, но и в известной степени восполнение отсутствовавших в ее развитии этапов» [110].
Малоизученным является вопрос трактовки жанра фортепианного концерта в творчестве композитора, ставшего основоположником национальной линии его развития. Именно в жанре фортепианного концерта воплотились с наибольшей силой виртуозное владение инструментом и
импровизационный дар композитора, его масштабное оркестровое мышление.
Рассмотрение творчества П. Владигерова с позиций исполнительского и педагогического дарования музыканта позволит выявить его профессиональные особенности, сформировавшиеся под сильнейшим влиянием русской и европейской фортепианных школ, определить значение выдающегося деятеля болгарской культуры в совершенствовании методических принципов болгарского фортепианного искусства XX века.
Степень изученности темы исследования. Необходимость введения биографических сведений в данный текст обосновывается, прежде всего, отсутствием в современной музыковедческой литературе переводов на русский язык болгарских источников, посвященных этапам жизни и творчества П. Владигерова. Помимо указанного труда Л. Пипкова [141] существует несколько источников, не переведенных на русский язык, но представляющих особую ценность по обилию содержащихся в них биографических фактов. Это монография Е. Павлова «Панчо Владигеров», в которой содержится множество сведений, полученных автором лично от композитора, его близких друзей, родственников, учеников [138]. Многочисленные отзывы современников и коллег способствуют формированию современных представлений об отдельных аспектах болгарской музыкальной культуры XX века. Несмотря на разнообразие материалов, следует отметить отсутствие полномасштабных комплексных исследований, позволяющих оценить вклад музыканта в развитие фортепианного искусства, в становление болгарской пианистической школы. Между тем, знание основных событий, повлиявших на формирование мировоззренческих констант и ориентиров для творчества музыканта позволяет осознать важность жизненного опыта, ставшего опорой для авторской позиции композитора, пианиста, педагога, просветителя.
Вопросы, связанные с изучением болгарского фортепианного искусства и вклада в него Панчо Владигерова, выявлением общих тенденций развития
европейского исполнительского искусства, еще недостаточно освещены в современной научной литературе. В архивах, собранных фондом «Духовное наследство Панчо Владигерова» находятся отдельные статьи, в которых отмечаются малоизвестные факты творческой биографии музыканта, некоторые особенности его пианистической манеры, в том числе в воспоминаниях современников [137, с. 54-56].
Важным этапом в постижении стилевых и композиционных особенностей сочинений П. Владигерова, его исполнительских интерпретаций стали многочисленные публикации К. Ганева, авторитетного исследователя пианистического и композиторского творчества П. Владигерова (статья «Первый болгарский фортепианный концерт» [126], «Фортепианные концерты Панчо Владигерова» [28], «О некоторых чертах фортепианного стиля Владигерова» [127], «Проблема педализации фортепианного творчества Владигерова» [129] и др.). Итогом исследовательской деятельности К. Ганева стала диссертация на тему «Панчо Владигеров и его фортепианное творчество» (1962 г.) [28]. Документальная и научная ценность исследований К. Ганева бесспорна, так как аналитический материал собран при жизни композитора, однако автор не дает целостной картины, позволяющей осмыслить творчество композитора в контексте поликультурных тенденций музыкального искусства XX века.
Некоторые ценные выводы об особенностях исполнительской деятельности П. Владигерова содержатся в статье Любомира Динолова «Универсальный талант рождает настоящую легенду» (1994 г.) [132], однако материалом исследования становится исключительно музыка композитора и характер ее авторской интерпретации.
Изучение исполнительской деятельности Владигерова-пианиста в контексте эпохи обусловило привлечение ряда источников, связанных с проблематикой фортепианного искусства как эволюционирующего феномена, выполняющего особые культуротворческие функции (Н.И. Мельникова [77]), а также публикаций по истории фортепианного
искусства (А.Д. Алексеев [3], Е. Ф. Бронфин [18], Г. Р. Гинзбург [30], Д. А. Дятлов [42], Г. М. Коган [52], А. В. Малинковская [71], К. А. Мартинсен [75], Я. И. Мильштейн [79], С.М. Хентова [107], Г. Г. Нейгауз [82], А. Б. Гольденвейзер [36], К. Н. Игумнов [47], М. В. Юдина [120] и др.).
Педагогическая сфера реализации масштабного творческого дарования П. Владигерова наименее изучена в музыковедческой литературе. Действительно, определение основных педагогических принципов П. Владигерова представляет собой определенную сложность ввиду того, что музыкант активно реализовывал их в практике, не стремясь к письменной фиксации своих методических приемов. Для выявления основных принципов его методики обучения фортепианному искусству были использованы сведения из мемуарной литературы, статей периодической печати, архивных документов, отзывов выпускников его класса, сформировавших болгарскую пианистическую школу. Среди наиболее известных учеников класса П. Владигерова, известных на родине и за рубежом назовем следующих музыкантов: П. Хаджиева, Л. Романски, А. Райчева, А. Вайсенберга, Е. Абрамова, И. Спасова, В. Казанджиева, К. Кюркчийски, Б. Абрашева, Г. Костова, К. Станковича, И. Дреникова, К. Гатева, А. Дикова и многих других.
Тем не менее, все грани творческого дарования П. Владигерова рассматривались, как правило, лишь эпизодически, можно также констатировать недостаточную изученность фортепианного наследия музыканта.
Объект исследования - фортепианный стиль Панчо Владигерова.
Предмет исследования — специфика трактовки жанра фортепианного концерта в творчестве Панчо Владигерова как основоположника национальной линии жанра, проявление характерных черт владигеровского пианизма в солирующих партиях фортепианных концертов, в контексте взаимовлияния композиторского и исполнительского творчества.
Цель и задачи исследования: выявление особенностей фортепианного стиля П. Владигерова в контексте взаимовлияния исполнительского и композиторского творчества музыканта, определение его роли в создании национальной разновидности фортепианного концерта.
Достижению цели исследования способствовало решения спектра
задач:
- разработать периодизацию творческой деятельности П. Владигерова, обнаружить взаимосвязи между событиями личной жизни и эволюцией творческого стиля;
- определить значение и ценность фортепианного исполнительского искусства Владигерова в музыкальной культуре, раскрыть актуальность и возможность практического применения его интерпретационных подходов;
- воссоздать облик Владигерова-педагога, выявить особенности его методики обучения фортепианному искусству и композиции, а также вклад музыканта в процесс формирования болгарской пианистической и композиторской школ.
- ввести в научный обиход архивные материалы, связанные с творческой деятельностью П. Владигерова в контексте развития болгарского музыкального искусства;
- осуществить перевод с болгарского языка текстов, посвященных творческой деятельности П. Владигерова;
- проанализировать фортепианные концерты П. Владигерова и определить их стилистику, место в творческом наследии композитора и, в целом, в музыкально-историческом процессе.
Материал исследования: акцент на творческой биографии композитора обусловил обращение к аудиозаписям выступлений П. Владигерова, его эпистолярному наследию, воспоминаниями учеников, родственников музыканта, исполнителей его сочинений, отзывам прессы о выступлениях пианиста. Материалом исследования также стало творчество композитора в жанре фортепианного концерта.
Методология исследования базируется на достижениях болгарского и российского музыкознания, перспективных идеях в области теории и истории музыкального искусства, фортепианного исполнительства. Основными направлениями использованных музыковедческих трудов стали исследования по истории музыкального искусства Болгарии XX века, по истории и теории концертного жанра, вопросам музыкальной драматургии. Основными методами исследования стали исторический метод, примененный для уяснения стратегии развития жанра фортепианного концерта в музыке XX века, герменевтический, структурно-типологический и сравнительно-аналитический методы, использованные для определения образно-смыслового содержания, жанрово-стилевых особенностей владигеровских фортепианных коцертов. Привлечение биографических методов исследования обусловлено необходимостью изучения творческой судьбы композитора.
Научная новизна:
- разработана периодизация жизненного и творческого пути выдающегося болгарского композитора, пианиста, фольклориста П. Владигерова, уточнены отдельные даты творческой биографии музыканта, выявлены факторы биографии, повлиявшие на становление и развитие оригинального композиторского и исполнительского стилей;
- воссоздан артистический облик музыканта, выявлены основные черты его исполнительской манеры, обоснована роль Владигерова в качестве просветителя и популяризатора классической и современной музыки, раскрыта актуальность и возможность практического применения его интерпретационных подходов;
- выявлены основные педагогические принципы, использованные Владигеровым в процессе обучения искусству фортепианного исполнительства и композиции, определена роль музыканта как основоположника болгарской пианистической и композиторской школ;
- введены в научный обиход архивные материалы, связанные с
исполнительской деятельностью П. Владигерова в контексте развития фортепианного искусства, воссозданы важные, но ранее неизвестные страницы развития восточно-европейского музыкального искусства;
- осуществлен перевод ряда статей и книг зарубежных авторов, обращавшихся к творчеству П. Владигерова в контексте развития болгарского музыкального искусства XX века;
- обобщены результаты анализа пяти фортепианных концертов П. Владигерова, определена роль композитора в создании национальной линии данного жанра.
Положения, выносимые на защиту:
1. Творческий путь П. Владигерова отражает напряженность эпохи, наполненной катаклизмами, трудностями военного времени, стремительными трансформациями социальной и культурной жизни. Три периода творческой деятельности выдающегося болгарского пианиста, композитора и педагога наполнены продуктивными исканиями и выдающимися достижениями в области фортепианного исполнительства, композиции и педагогики.
2. Исполнительский стиль П. Владигерова характеризуется сохранением и развитием принципов европейской и русской фортепианных школ. В авторских интерпретациях своих фортепианных сочинений наиболее ярко проявлялось своеобразие исполнительской манеры музыканта. Ее отличали яркий артистизм, продолжение романтической традиции эффектной виртуозной игры, свободы проявления импровизационного начала в музыке. Интерпретационные принципы музыканта основывались на фундаментальных нормах академического исполнительского искусства, на требованиях реализма и стремлении максимально точного следования авторскому тексту в создании убедительной для слушателя интерпретации. Данные нормы сохраняют свою значимость и ценность в исполнительском искусстве и на сегодняшний день.
3. Педагогическая система П. Владигерова развивает традиции европейской и русской музыкальной педагогики, и, вместе с тем, обладает самобытными чертами, обусловленными личностными качествами музыканта, его индивидуальной исполнительской манерой и расстановкой приоритетов в процессе обучения. Первенствующее значение в его педагогической системе имели требования постоянного совершенствования профессиональных качеств, самокритичность и самовзыскательность, направленность исполнительского репертуара как на сохранение «золотого фонда» фортепианной музыки, так и на популяризацию композиций современных авторов, развивающих традиции национального искусства.
4. Жанр фортепианного концерта стал кульминацией творческих поисков П. Владигерова и - шире - своеобразным индикатором важных перемен, предопределивших вектор развития профессионального болгарского искусства.
Степень достоверности полученных результатов определяется широтой и разнообразием использованных источников, включающих музыкально-критические, музыковедческие труды и материалы эпистолярного жанра, объемом аналитического материала, а также использованием в диссертации апробированных методов исследования фортепианной музыки XX века.
Теоретическая значимость исследования заключается во введении в научный обиход новых сведений о творческой деятельности П. Владигерова, что позволяет расширить представления о панораме музыкальной культуры Восточной Европы первой половины XX века. Перспективностью для дальнейшего научного осмысления обладают сведения о творчестве П. Владигерова - основателя болгарской фортепианной и композиторской школ. Эмпирические факты, связанные с анализом стилистических, конструктивных, драматургических принципов фортепианных концертов автора позволяют расширить исследовательское поле в области изучения современной музыки.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в средних и высших учебных заведения, в процессе преподавания дисциплин «История и теория исполнительского искусства», «История современной музыки». Значительный интерес исследование может представлять для дальнейшего изучения вопросов культурного взаимодействия Болгарии и России, становления исполнительских школ в странах Восточной Европы.
Соответствие паспорту специальности. Диссертация соответствует п. 2 «История западноевропейской музыки», п. 9 «История и теория музыкальных жанров», п. 10. Теория и история музыкального языка (выразительных средств музыки), п. 15 «История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах» паспорта специальности 17.00.02 - Музыкальное искусство (искусствоведение).
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре музыковедения Института «Академия имени Маймонида» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», обсуждена на заседании кафедры и рекомендована к защите. Результаты исследования получили апробацию в процессе занятий со студентами на кафедре фортепианного исполнительства, концертмейстерского мастерства и камерной музыки Института «Академия имени Маймонида». Основные положения исследования изложены в 3 научных статьях, опубликованных в рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, а также на международных научных конференциях «Наука. Исследования. Практика» (г. Санкт-Петербург, 2020), «Музыкознание: искусство, культура, образование» (г. Москва, 2020 г.).
Структура работы. Исследование состоит их введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка литературы, двух приложений (нотные примеры, фотоматериалы). Желание воссоздать творческий портрет П. Владигерова предопределило последовательное
изложение основных музыкально-эстетических, исполнительских и педагогических принципов выдающегося болгарского пианиста, композитора и педагога. Во второй главе в хронологическом порядке изложены результаты анализа пяти фортепианных концертов композитора.
Глава I. ТВОРЧЕСКИЙ ОБЛИК ПАНЧО ВЛАДИГЕРОВА -ПИАНИСТА, КОМПОЗИТОРА, ПЕДАГОГА
1.1 Жизнь и творческий путь Панчо Владигерова
Отмечая достижения П. Владигерова в развитии национального музыкального искусства, Любомир Пипков справедливо писал: «Заслуга Панчо Владигерова в сегодняшнем состоянии болгарской музыки -огромная. Все, написанное им, от первой до последней страницы, сверкающее от неисчерпаемого источника его буйного темперамента, яркого дара и вдохновения, стоит в основании нашего нового музыкального творчества. Уже одним своим появлением в конце двадцатых годов XX столетия, Панчо Владигеров поднял на новый уровень не только форму и музыкальное мышление, но и технику инструмента и оркестр. Так, со своими первыми произведениями, Владигеров становится новатором в нашей музыке. Преемник первого поколения болгарских композиторов, П. Владигеров при всех творческих воплощениях всю свою долгую творческую жизнь, остается верным народной песне. Как педагог он оказал влияние на целое поколение композиторов. Им он передал не только блеск композиторской техники, но и метод, логику музыкального мышления» [140, с. 412]. В данном высказывании Л. Пипкова, соотечественника и первого биографа композитора, автора книги «Путешествия, встречи, воспоминания», посвященной П. Владигерову, до сих пор еще не переведенной на русский язык, мы отмечаем высокую оценку деятельности композитора по магистральным направлениям творчества: исполнительство, педагогика, композиторская деятельность.
При реконструировании этапов биографии П. Владигерова особое внимание уделим описанию фактов, жизненных событий, повлиявших на процесс формирования композиторского и исполнительского стиля, на всю систему его творческого мировоззрения.
В жизненном и творческом пути композитора можно условно выделить три основных этапа:
1. Детские годы. Первые опыты в области исполнительства (18991912 гг.). Годы странствий: период обучения в Германии (Высшая школа музыки в Берлине, Берлинская академия искусств), концертная деятельность в Болгарии. Начало профессионального становления как пианиста и композитора (1913-1920 гг.); этап творческой деятельности в качестве композитора и музыкального руководителя в Берлинском Дойчес Театре (1920-1932 гг.);
2. Возвращение в Болгарию, период активной концертной и педагогической деятельности (1932-1945 гг.). Годы творческой зрелости (1945-1969 гг.);
3. Поздний период творчества (1969-1978).
Первый период (1899-1932 гг.) - время вхождения и утверждения П. Владигерова в мире музыкального исполнительства. Этот путь он начинает вместе со своим братом-близнецом, что во многом способствовало усилению роли ансамблевого исполнительства в жизни П. Владигерова. Вскоре после рождения сыновей в г. Цюрих, чета Владигеровых переезжает в болгарский город Шумен, где проходит раннее детство братьев. Музыкальные способности Владигеровых проявились очень рано, и это ускорило решение родителей обучать сыновей музыке: уже с шести лет Любен стал обучаться игре на скрипке, а Панчо - на фортепиано. Первым учителем Панчо была его мать, Элиза Пастернак, уроженка Одессы, выросшая в семье с традициями домашнего музицирования (ее дед, профессор, математик, был композитором-любителем). В 1906 г. его начинает обучать молодая шуменская пианистка Павла Вайсман-Жекова, получившая музыкальное образование в Вене.
Творческие способности Панчо начали проявляться рано. Зачастую, вместо того, чтобы учить заданные упражнения, он подолгу импровизирует, упиваясь красотой звуков. Однако, придя на урок с невыученным
материалом, Панчо недоволен, что учительница не принимает всерьез его оправдание: «сочинял!». Свои первые сочинения он еще не мог записать нотами, но его необыкновенная музыкальность подкупает и постепенно маленький ученик Павлы Вайсман-Жековой становится ее другом, а ее дом для него - вторым домом. Панчо вместе с Любеном посещает Андрейковую школу. В учебе Панчо обычный ученик, ничем не выделяющийся на фоне одноклассников. Но зато в играх он - неутомимый выдумщик, первый во всех детских забавах и шалостях. Любен занимается у Величко Дюкмеджиева и также делает успехи. Братья начинают играть в ансамбле, у них появляется совместный репертуар. Концертные выступления позволили семейным музицированиям выйти на новый уровень и положили начало совместному публичному исполнительству братьев Владигеровых: их первый концерт состоялся в 1907 г. на сцене библиотеки «Св. Архангел Михаил» в г. Шумен. Спустя многие годы композитор вспоминал свое первое выступление и отмечал незабываемое волнение, подчеркивал столь важную для него связь с Болгарией и необходимость поддержания культурных связей с «малой родиной» [124, с. 12].
Судьба братьев Владигеровых стремительно меняется после 1908 г., когда умирает глава семейства Харалан Владигеров, занимавший должность прокурора и открыто выражавший несогласие с политикой правительства1. Преследуемый властью, он был осужден и скончался в тюрьме от сильнейших побоев. Его смерть становится ударом для всей семьи. Мать П. Владигерова прикладывает множество усилий для продолжения профессионального становления своих сыновей. Осознавая масштаб музыкального дарования детей, она решает отвезти детей в Софию к композитору Добри Христову и пианисту Генриху Визнеру. Их благожелательный прием, высокая оценка музыкальных задатков братьев Владигеровых и совет продолжить их обучение у столичных преподавателей
1 Харалан Владигеров написал и распространил острое политическое письмо против стамболовиста Рачо Петрова.
способствовали принятию решения о переезде всей семьи в Софию. Для того чтобы иметь возможность оплачивать обучение детей, Элиза устраивается в Софии на должность врача.
Музыкальному становлению П. Владигерова способствовали выдающиеся музыканты Болгарии: проучившись несколько месяцев у пианистки Стойчевой, он поступает в музыкальную школу и проходит курс обучения у Генриха Визнера, беря частные уроки у известного болгарского композитора и теоретика Добри Христова, благосклонно воспринимавшим успехи юного ученика.
Совет высокопрофессионального музыканта и незаурядного педагога Д. Христова продолжить обучение мальчика у австрийских музыкантов стал импульсом для приезда семьи Владигеровых в Вену. Однако Роберт Фукс, профессор Венской консерватории, на консультацию к которому приехали в 1911 г. Элиза с Панчо, рекомендует развивать незаурядный дар юного пианиста в России. Тем не менее, выбор основного места обучения определяется в результате череды последующих консультаций: после Вены следует визит в Киев. Дирижер киевской филармонии и директор Киевской консерватории, пианист, композитор Владимир Пухальский, услышав импровизацию П. Владигерова на украинскую тему для фортепиано с оркестром, советует семье продолжить обучение в Парижской консерватории.
Встреча юного музыканта в Софии с известным французским скрипачом Анри Марто, приехавшим в 1911 г. в Болгарию на гастроли, оказывается решающей для определения вектора дальнейшего развития Панчо Владигерова как музыканта. Прослушав Панчо и Любена, Марто предлагает им отправиться в Берлин и высказывает обещание своей безусловной авторитетной музыкальной и личной поддержки. Симптоматично, что спустя несколько лет, в 1914 г., первое свое произведение - сонату для скрипки и фортепиано ре-мажор - П. Владигеров обозначает как опус 1, как начало своей профессиональной композиторской
деятельности и посвящает его Анри Марто, этому мудрому человеку, яркому музыканту в благодарность за поддержку и осознавая его роль в своей музыкальной жизни.
Учеба в Берлине (1913-1920 гг., Высшая школа музыки, Немецкая академия искусств) у именитых музыкантов становится основой профессионального становления Панчо Владигерова как пианиста и композитора. Анри Марто становится учителем брата Любена, а Панчо изучает теорию композиции у Павла Юона, русско-швейцарского композитора и педагога, выпускника Московской консерватории по классу композиции, обучавшегося у А. С. Аренского и С. И. Танеева. Знакомя одаренного ученика с «золотым» фондом русской музыкальной классики, П. Юон продемонстрировал ему культурное и художественное значение национальных традиций, укрепил его желание развивать народную музыку, обретая в ней вдохновение и импульсы для собственного творчества. Многие сочинения русских авторов становятся для молодого музыканта основой постижения композиционных техник. Юон также вводит его в мир творчества немецких музыкантов-романтиков, к которым Панчо особенно тяготел. Теоретическое обучение идет параллельно со свободной композицией, занятия которой были наиболее любимы студентом П. Владигеровым.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Особенности фортепианного стиля А.С. Аренского в контексте взаимодействия композиторского и исполнительского творчества2007 год, кандидат искусствоведения Покровская, Ирина Евгеньевна
Фортепианное творчество Сергея Слонимского в контексте школы исполнительского мастерства: диалектика традиции и новаторства2016 год, кандидат наук Линь Цзы Ин
Токкатно-ударная трактовка рояля в фортепианных концертах отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI столетий2014 год, кандидат наук Симонянц, Елена Михайловна
Эволюция концерта для фортепиано с оркестром в китайской музыке2018 год, кандидат наук Го Хао
Романтические традиции в творчестве современных отечественных композиторов-пианистов2024 год, кандидат наук Сычева Наталья Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бобрина Десислава Сергеевна, 2021 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллина, Г. В., Сюй, Ж. Метаморфозы вальса в русской музыке XIX века / Г. В. Абдуллина, Ж. Сюй // Манускрипт. - 2018. - № 12(98). Ч. 2. -С. 314-317.
2. Аймаканова, А. П. Искусство будущего: экспериментальный опыт Ф. Листа в поисках новой звуковысотности / А. П. Аймаканова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства. - 2017. - № 2. - С. 172-176.
3. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. Ч. 1-2 / А. Д. Алекссев. - М.: Музыка, 1988. - 695 с.
4. Алещенко, Е. И. Болгарские сказки о самовилах как отражение фольклорной картины мира / Е. И. Алещенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3 (98). - С. 177183.
5. Арам Хачатурян. Страницы жизни и творчества / Из бесед с Шнеерсоном Г.М. - М.: Советский композитор, 1982. - 200 с.
6. Арановский, М. Г. Симфонические искания : Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов : Исследовательские очерки / М. Г. Арановский. - Л.: Советский композитор. Ленингр. отд-ние, 1979. -287 с.
7. Асафьев, Б. В. О музыке Чайковского / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка (Ленингр. отд-е), 1972. - 376 с.
8. Баязитова, Г. Р. Музыкально-акустические основы сольного многоголосия: механизмы звукообразования бурдонного баса: на примере башкирского узляу : Дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 -Музыкальное искусство / Г. Р. Баязитова. - Саратов, 2013. - 238 с.
9. Бершадская, Т. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни / Т.С. Бершадская / Под ред. Х.С. Кушнарева. - Л.: Гос. муз. издательство, 1961. - 158 с.
10. Бобрина, Д.С. Интервью с П. Владигеровым-младшим (аудиозапись). (01.05.2015). Библиотека Академии имени Маймонида ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство». Инв. № 2015.15/20.
11. Бобрина, Д. С. Интервью с П. Владигеровым-младшим (аудиозапись). (28.04.2015). Библиотека Академии имени Маймонида ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство». Инв. № 2015.09/12.
12. Бобрина, Д. С. Интервью с П. Стояновым (текст). (01.05.2015). Библиотека Академии имени Маймонида ФГБОУ ВО «РГУ им.
A.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство». Инв. № 2015.15/21.
13. Бобрина, Д. С., Зайцева, М.Л. Творческий путь Панчо Владигерова: композитора, пианиста, педагога, просветителя / М. Л. Зайцева, Д. С. Бобрина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2017. - № 12 (86): в 5-ти ч. Ч.5. - С. 90-95.
14. Бобрина, Д. С., Зайцева, М.Л. Педагогическая система Панчо Владигерова как основа болгарской пианистической школы / М. Л. Зайцева, Д. С. Бобрина // Культура и искусство. - 2017. - № 12. - С. 122-127. - DOI: 10.7256/2454-0625.2017.12.24878. URL: http://e-notabene. ru/pki/article_24878.html.
15. Бобрина, Д. С., Зайцева, М.Л. Панчо Владигеров - основоположник болгарской пианистической школы / М. Л. Зайцева, Д. С. Бобрина // Музыка и время. - 2018. - № 1. - С. 17-22.
16. Богомолов, А. Г. Типология религиозной музыки / А. Г. Богомолов // Религиоведческие исследования. - 2014. - № 1-2 (9-10). - С. 102-121.
17. Болгарское искусство XX века. Сборник статей / Ред.-сост.
B.Н. Федотова. - М.: Государственный институт искусствознания, 2015. -338 с.
18. Бронфин, Е. Ф. О музыке и музыкантах / Е. Ф. Бронфин. - СПб.: Композитор, 1994. - 248 с.
19. Бугаян, С. М. Традиционное и новаторское в фортепианном концерте А. Хачатуряна: пути сопряжения / С. М. Бугаян // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2016. - № 4 (25). - С. 74-79.
20. Булева, М. Н. Об индивидуальных композиторских стилях болгарских классиков / М. Н. Булева // Вестник музыкальной науки. - Новосибирск, 2015. - С. 99-110.
21. Булева, М. Н. Городская песня Позднего болгарского возрождения и специфика музыкального мышления болгар во второй половине XIX века / М. Н. Булева // Вестник музыкальной науки. - Новосибирск, 2015. - № 2. -С.109-122.
22. Варламов, Д. И., Лебедев, А. Е. Игровая логика в контексте логики музыкальной композиции концертов для баяна / Д. И. Варламов, А. Е. Лебедев // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2006. - № 1 (16). Т. 4. - С. 242-250.
23. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 405 с.
24. Войтова, Я. Н. Македонский вопрос и политика коминтерна: 19191925 гг. : Дисс. ... канд. истор. наук: 07.00.03 - Всеобщая история / Я. Н. Войтова. - Краснодар, 2007. - URL: https://www.dissercat.com/content/makedonskii-vopros-i-politika-kominterna-1919-1925-gg
25. Волокитина, Т. В. Болгария - 16-я республика СССР: замыслы и действительность / Т. В. Волокитина // Новая и новейшая история. - 2012. -№ 6. - С. 36-51.
26. Гаврилова, Н. А. К проблеме национального в музыке XX века / Н. А. Гаврилова. - М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. - С. 5-98.
27. Галыгина, А. В. Полифонический стиль в западноевропейской и русской музыке / А. В. Галыгина // Наука и школа. - 2014. - № 5. - С. 160166.
28. Ганев, К. Панчо Владигеров и его фортепьянное творчество : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / К. Ганев / Моск. ордена Ленина гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра истории и теории пианизма. -М., 1962. - 23 с.
29. Гинзбург, Л. С. О работе над музыкальным произведением / Л. С. Гинзбург. - М.: Музыка, 1968. - 112 с.
30. Гинзбург, Г. Р. Заметки о мастерстве / Г. Р. Гинзбург // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. - М.: Музыка, 1968. - С. 61-70.
31. Гинзбург, Г. Р. Статьи, материалы, воспоминания / Г. Р. Гинзбург. - М.: Советский композитор, 1984. - 288 с.
32. Гнилов, Б. Г. Славянский вклад в европейскую музыкальную культуру / Б. Г. Гнилов // Вопросы истории. - 2006. - № 8. - С. 146-152.
33. Гнилов, Б. Г. Музыкальное произведение для фортепиано с оркестром как жанрово-композиционный феномен (классико-романтическая эпоха) : Автореф. дисс... доктора искусствоведения : 17.00.02 - Музыкальное искусство / Б. И. Гнилов. - М.: Государственный институт искусствознания, 2008. - 50 с.
34. Гнилов, Б. Г. «Рапсодия» Гершвина как американский культурный прорыв / Б. Г. Гнилов // Вестник культурологии. - 2007. - № 3 (42). - С. 4755.
35. Голубков, А. В. Флорилегия и рапсодия: к классической предыстории романтического фрагмента / А. В. Голубков // Вестник Костромского государственного университета. - 2015. - № . 2 (21). - С. 53-57.
36. Гольденвейзер, А. Б. Об исполнительстве / А. Б. Гольденвейзер // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. - М.: Музыка, 1965. -С. 35-71.
37. Гребнева, И. В. Скрипичный концерт в европейской музыке XX века / И. В. Гребнева. - М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2010. - 355 с.
38. Гун, В. Фортепианные концерты С.В. Рахманинова : к проблеме эволюции стиля : Автореф. дисс. канд. искусствоведения : 17.00.02 -
Музыкальное искусство / В. Гун. - Санкт-Петербург, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени
A.И. Герцена», 2007. - 24 с.
39. Гурков, В. О. О «ладово-мелодическом» направлении в музыке XXI века / В. О. Гурков // Критика и музыкознание: Сб. ст. / Науч. ред.
B. Рубцов. - Л.: Музыка, 1980. - Вып. 2. - С. 78-100.
40. Дилецкий, Н. Грамматика мусикийская / Н. Дилецкий / Публ., пер., комм. В. Протопопова. - Вып. 7. - ПРИМ. - М., 1979.
41. Долинская, Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия: Исследовательские очерки / Е. Б. Долинская. - М.: Композитор, 2006. - 560 с.
42. Дятлов, Д. А. Исполнительская интерпретация фортепианной музыки : автореф. дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Д. А. Дятлов; Ростовской государственной консерватории имени C. B. Рахманинова. -Ростов-на-Дону, 2015. - URL: http://cheloveknauka.com/ispolnitelskaya-interpretatsiya-fortepiannoy-muzyki (дата доступа: 15.01.2017)
43. Зайцева, М. Л. Виртуозность и виртуозничество исполнения музыкальных произведений / М. Л. Зайцева // Материалы XII международной научно-практической конференции «Актуальные научные разработки -2016» (15-22 января 2016 г., Болгария, г. София). Том 7. - София : «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2016. - С. 106-108.
44. Захарова, О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века: принципы, приемы / О. И. Захарова. - М.: Музыка, 1983. - 77 с.
45. Земцовский, И. И. Фольклор и композитор: теоретические этюды о русской советской музыке / И. И. Земцовский. - М.: Сов. Композитор, 1978. -
C. 102-177.
46. Иванова, Л. П. Типология фольклоризма в русской музыке XX века : Автореф. дисс... доктора искусствоведения : 17.00.02 - Музыкальное
искусство / Л. П. Иванова. - СПб., 2005. URL:
http://www.dissercat.com/content/tipologiya-folklorizma-v-russkoi-muzyke-xx-
veka
47. Игумнов, К. Н. Мои исполнительские и педагогические принципы / К. Н. Игумнов // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. - М.-Л.: Музыка, 1966. - С. 144-146.
48. Каминская, Е. А. Современный музыкальный фольклоризм в актуализации традиционного фольклора: функциональный аспект проблемы / Е. А. Каминская // Вестник славянских культур. - 2018. - №. 4. Т. 58. - С. 7682.
49. Карачаров, И. Н. Русская народная музыкальная культура бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье) : Автореф. дисс... канд. искусствоведения : 17.00.02 - Музыкальное искусство / И. Н. Карачаров. -М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2004. - 23 с.
50. Кизин, М. М. Страдание как основа песенного искусства / М. М. Кизин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2013. - № 3 (124). - С. 234-239.
51. Киселева, О. А. Принципы фортепианного исполнительского формообразования : Автореф. дисс.канд. иск. : 17.00.02 - Музыкальное искусство / О. А. Киселева. - Новосибирск, 2000. - URL: http://www.dissercat.com/content/printsipy-fortepiannogo-ispolnitelskogo-formoobrazovaniya#ixzz4PgvmBCvb
52. Коган, Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. - М.: МУЗГИЗ, 1963. -200 с.
53. Колкунова, К. А. Концепции квазирелигий в современном зарубежном религиоведении : Автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение / К. А. Колкунова. - Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. - URL: http://cheloveknauka.com/kontseptsii-kvazireligiy-v-sovremennom-zarubezhnom-religiovedenii
54. Конева, Я. П. Народно-песенная культура Болгарской диаспоры в Украине : Автореф. дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.09 - Фольклористика / Я. П. Конева. - Киев, 1992. - URL: http://cheloveknauka.com/narodno-pesennaya-kultura-bolgarskoy-diaspory-v-ukraine
55. Коробова, А. Г. О функционировании отображаемых жанров в симфониях современных композиторов // Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 - Музыкальное искусство / А. Г. Коробова. -Свердловск, 1985. - 24 с.
56. Кравец, Н. Я. Инструментальные концерты Прокофьева : Автореф. дисс. канд. искусствоведения : 17.00.02 - Музыкальное искусство / Н. Я. Кравец. - Москва, 1999. - 26 с.
57. Круглов, В. А. СССР и Болгария: социально-экономические и политические взаимоотношения (1944-1970 гг.) : Дисс. доктора истор. наук : 07.00.02 - Отечественная история / В. А. Круглов. - Владикавказ, 2009. -368 с.
58. Крыстев, В. Болгарская музыка. Очерки по истории болгарской музыки / В. Крыстев ; [пер. с болг. Е. Стародуб]. - Москва : Музыка, 1973. - 361 с. : нот. ил.
59. Кузнецов, И. К. Теоретические основы полифонии ХХ века / И. К. Кузнецов. - М.: НТЦ «Консерватория», 1994. - С. 6-9.
60. Кулапина, О. И. Ладогармоническая система русского фольклора: категории и принципы организации : Дисс. доктора искусствоведения : 17.00.02 - Музыкальное искусство / О. И. Кулапина. - Саратов, 2006. - 305 с.
61. Куницкая, Р. И. Музыкальная культура Болгарии: Панчо Владигеров. Третий концерт для фортепиано с оркестром / Р. И. Куницкая // Музыкальная литература зарубежных стран: Учебное пособие. Вып. VII / Сост. И. А. Гивенталь, Л. Д. Щукина, Б. С. Ионин. — М.: Музыка, 2000. — С. 322.
62. Кюрегян, Т. С. Форма в музыке XVII - XX веков / Т. С. Кюрегян. — М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 112 с.
63. Лазутина, Т. В. Колокольность как выражение национального своеобразия русской музыки / Т. В. Лазутина // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 314. - С. 68-70.
64. Леви, К. Болгарский джаз 1960-х годов / К. Леви // Болгарское искусство XX века. Сборник статей / Ред.-сост. В.Н. Федотова. - М.: Государственный институт искусствознания, 2015. - С. 252-267.
65. Лейтес, Р. Композиторы Болгарии / Р. Лейтес // Музыка ХХ века; очерки в 2-х частях. - М. : Музыка, 1987. - С. 174-202.
66. Лескова, Т. В. Композиторский фольклоризм на Дальнем Востоке России : Автореферат дисс... доктора искусствоведения : 17.00.02 -Музыкальное искусство / Т. В. Лескова. - Новосибирск, 2017. - 51 с.
67. Лобанова, М. Н. Концертные принципы Д. Шостаковича в свете проблем современной диалогистики / М. Н. Лобанова // Проблемы музыкальной науки. Сб. статей. - М.: Сов. композитор, 1985. - С. 110-129.
68. Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность / М. Н. Лобанова. - М.: Сов. композитор, 1990. - 362 с.
69. Лукина Г. У. Особенности принципа монотематизма в музыке С. И. Танеева / Г. У. Лукина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 10 (48): в 3-х ч. Ч. II. - С. 131-134.
70. Мазиков, А. А. Фортепианное исполнительское искусство в культурном пространстве постмодернизма : автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 24.00.01 / А. А. Мазиков. - СПб., 2008. - URL: http://www.dissercat.com/content/fortepiannoe-ispolnitelskoe-iskusstvo-v-kulturnom-prostranstve-postmodernizma#ixzz4VoYOg2Fa (дата доступа: 15.01. 2017)
71. Малинковская, A. B. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема : Автореф. дис. д-ра пед. наук : 17.00.02 - Музыкальное искусство / А. В. Малинковская; Российская академия музыки имени Гнесиных. - М., 1995. - 46 с.
72. Малинковская, A. B. Две художественные концепции романтического пианизма (этюд в творчестве Шопена и Листа) / А. В. Малинковская // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. -2012. - №. 2. - С. 85-90.
73. Мальцева, Е. Г. Александр Ильич Зилоти: пианист, педагог, организатор концертной жизни : Автореф. дисс... канд. искусствоведения : 17.00.02 - Музыкальное искусство / Е. Г.а Мальцева; ФГЮОУ ВО Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. - Ростов-на-Дону, 2014. - 27 с.
74. Маричева, И. В. Элегия и элегичность в русской музыке XIX века : Автореф. дисс. канд. искусствоведения : 17.00.02 - Музыкальное искусство / И. В. Маричева; Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. - Магнитогорск, 2010. - 24 с.
75. Мартинсен, К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / К. А. Мартинсен. - М.: Музыка, 1966. - 220 с.
76. Марченко, И. П. Педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки : Автореф. дисс. канд. пед. наук : 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / И. П. Мальченко; УрГПУ. - Екатеринбург, 1999. - URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-nasledie-g-g-neigauza-v-professionalnoi-podgotovke-uchitelya-muzyki#ixzz4mG7U47C
77. Мельникова, Н. И. Фортепианное исполнительское искусство как культуротворческий феномен : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.02. / Н. И. Мельникова; Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2002. - 307 с.: ил.
78. Мизюркина, О. В. Лубок, лубочность и синестетичность в балете И. Ф. Стравинского «Петрушка» / О. В. Мизюркина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2017. - №. 26. - С. 83-92.
79. Мильштейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. И. Мильштейн. - М.: Советский композитор, 1983. - 266 с.
80. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. В. Шестаков. - М.: Музыка, 1966.
81. Мухаринская, Л. С. В поисках современного образа / Л. С. Мухаринская // Советская музыка. - 1969. - №7. - С. 8.
82. Нейгауз, Г. Г. Творчество пианиста / Г. Г. Нейгауз // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. - М.-Л.: Музыка, 1966. -С. 55 -100.
83. Нейчева, Л. В. Болгарское музыкальное искусство как национально-стилевая парадигма в культуре XX - начала XXI веков. Дис. ... канд. искусствоведения / Л. В. Найчева. - Одесса: Одесская национальная музыкальная академия им. А. В. Неждановой, 2016. - С. 216.
84. Нестьев, И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. Изд.2-е, перераб. и доп. / И. В. Нестьев. - М.: Сов. композитор, 1973. - 662 с.
85. Никитина, Л. В. Герменевтические контексты фортепианного исполнительского творчества : Автореф. дисс... канд. филос. наук : 24.00.01 - Теория и история культуры / Л. В. Никитина. - Казань, Казанский государственный университет культуры и искусств, 2010. - URL: http// www.kazguki.ru
86. Овчинников, М. А. Фортепианное исполнительство и русская музыкальная критика XIX века / М. А. Овчинников. - М. 1987. - 198 с.
87. Огородникова, О. А. Русско-немецкие культурные связи в конце XIX -начале XX в. : Автореф. канд. истор. наук : 07.00.02 - Отечественная история / О. А. Огородникова. - М., Московский городской педагогический университет, 2000. - 24 с.
88. Пашкевич, Н. Л. Гетерофония народно-песенного многоголосия (черты стиля) / Н. Л. Пашкевич. - URL: http: //tmu.tverlib .ru/sites/default/file s/doc/Гет.Нар .П.мн.ВНЛ. апрель .2018.pdf
89. Прасолов, Е. Н. Музыкальное исполнительство как искусство интерпретации / Е. Н. Прасолов // Культурное наследие Росси. - 2016. - № 4.
- С. 147-151.
90. Рева, Г. В. Психологические антиподы в музыке: вопросы интерпретологии (на примере Ф. Шопена и Ф. Листа) / Г. В. Рева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2015. - № 4 (168). - С. 167-172.
91. Самойленко, Е. М. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А. Эшпая : Автореф. дисс... канд. искусствоведения : 17.00.02 - Музыкальное искусство / Е. М. Самойленко. - М., Российская академия музыки имени Гнесиных, 2003. - 26 с.
92. Самсонова, Т. П. Кластерная техника в творчестве Галины Уствольской как художественный знак и смысловое воплощение / Т. П. Самсонова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
- 2014. - № 3. - С. 193-201.
93. Сердюк, М. А. Слово в фольклорном тексте: семантическая структура и субстанциональные свойства / М. А. Сердюк // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. -С. 184-191 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slovo-v-folklornom-tekste-semanticheskaya-struktura-i-substantsionalnye-svoystva
94. Симонянц, Е. М. Токкатно-ударная трактовка рояля в фортепианных концертах отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI столетий : Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство / Е. М. Симонянц; Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2014. - 242 с.
95. Слонимский С. М. В содружестве с новой музыкой / С. М. Слонимский // Советская музыка. - 1984. - № 10. - С. 39-42.
96. Скурко, Е. Р. Влияние творчества Рахманинова на процессы развития национальных музыкальных культур ХХ века / Е. Р. Скурко // Российский гуманитарный журнал. - 2013. - №2. - Т. 2. - С. 149-158.
97. Спасова-Дикова, Й. Тенденции болгарского театра 1950-1960-х годов / Й. Спасова-Дикова // Болгарское искусство XX века. Сборник статей / Ред.-сост. В.Н. Федотова. - М.: Государственный институт искусствознания, 2015.
- С. 115-132.
98. Тараканов, М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-е гг.) : Пути развития / М. Тараканов; ВНИИ искусствоведения. - М.: Сов. композитор, 1988. - 270 с.
99. Тигранов, Г. Г. Арам Ильич Хачатурян / Г. Г. Тигранов. - М.: Музыка, 1987. - 189 с.
100. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. - М.: Музыка, 1969. - 598 c.
101. Федорович, Е. Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании : Автореф. дисс. ... доктора пед. наук : 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / Е. Н. Федорович; Уральский гос. педагогический университет. - Екатеринбург, 2001 - URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-nasledie-krupneishikh-rossiiskikh-pianistov-i-ego-rol-v-sovremennom-muzykaln#ixzz4RLCfadTf
102. Фейнберг, С. Е. Путь к мастерству / С. Е. Фейнберг // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. - М.: Музыка, 1965. - С. 78 127.
103. Филева-Русева, Кр. Г. Сохранение болгарского музыкально-фольклорного наследия / Кр. Г. Филева-Русева // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2015.
- № 2. - С. 63-64.
104. Хачатурян, А. И. Статьи и воспоминания / А. И. Хачатурян. - М.: Советский композитор, 1980. - 424 с.
105. Хачатурян А. И. Как я понимаю народность в музыке / А. И. Хачатурян // Советская музыка. - 1952. - № 5 (163). - С. 39-43.
106. Хватова, С. И. Ференц Лист: на пути к ХХ веку (памяти Марка Ароновича Этингера) / С. И. Хватова // Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2018. - № 4 (227). - С. 218-226.
107. Хентова, С. М. Современная фортепианная педагогика и ее мастера / С. М. Хентова // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. - М.-Л.: Музыка, 1966. - С. 5-54.
108. Холопов, Ю. Н. Гармония: Теоретический курс / Ю. Н. Холопов.
- М.: Музыка, 1988. - 511 с.
109. Холопов, Ю. Н. О принципах композиции старинной музыки. Статьи и материалы / Ю.Н. Холопов; ред.-сост. Т.С. Кюрегян. - М: Научно-издательсуий центр «Московская консерватория», 2015. - 520 с., нот.
110. Хурцидзе, И. А. Панчо Владигеров и его симфоническое творчество : Автореф. дисс... канд. иск : 17.00.02 - Музыкальное искусство / И. А. Хурцидзе; ВНИИИ. - М., 1985. - URL: http://cheloveknauka.com/pancho-vladigerov-i-ego-simfonicheskoe-tvorchestvo
111. Чанба, Н. В. Особенности героических песен абхазов / Н. В. Чанба // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2011. - № 2. - С. 170-192.
112. Чинаев, В. П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII-XX веков : Автореф. дисс. доктора искусствоведения : 17.00.02 - Музыкальное искусство / В. П. Чинаев; МГК им. П.И. Чайковского. - М., 1995. - 48 с.
113. Шадрин, А. Н. Методические принципы аппликатурного освоения фортепианной музыки первой половины XX века : Автореф. дисс. канд. пед. наук : 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания / А. Н. Шадрин; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2005. - 22 с.
- URL: http://www.dissercat.com/content/metodicheskie-printsipy-applikaturnogo-osvoeniya-fortepiannoi-muzyki-pervoi-poloviny-xx-veka#ixzz4mXVdqiJ1 (дата обращения: 15.01.2017)
114. Шахназарова (Мелик-Шахназарова), Н. Г. Проблема национального и интернационального / Н. Г. Шахназарова. Избранные
статьи. Воспоминания. - М.: Государственный институт искусствознания, 2013. - 372 с.
115. Шелудякова, О. Е. Феномен мелодики в музыке позднего романтизма: Дис... доктора искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство / О. Е. Шелудякова; Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2006. - 48 с.
116. Школяренко, С. И. Новаторство Ф. Шопена в области фортепианной фактуры: полижанровость, концертность, камерность / С. И. Школяренко // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2014. -№ 3 (16). - С. 32-37.
117. Шнеерсон, Г. М. Арам Хачатурян / Г. М. Шнеерсон. - М.: Советский композитор, 1958. - 76 с.
118. Шнитке, А. Г. Заметки об оркестровой полифонии в Четвертой симфонии Д.Д. Шостаковича / А. Г. Шнитке // Музыка и современность, Вып.4. - М.,1966. - С.131-137.
119. Щербатова, О. А. Звуковой образ инструмента в сольных фортепианных произведениях отечественных композиторов 60-80-х годов XX века : Автореф. дисс... канд. иск : 17.00.02 - Музыкальное искусство / О. А. Щербатова; Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки. - Нижний Новгород, 2012. - URL: http://pandia.ru/text/78/ 173/23575.php
120. Юдина, М. В. Статьи. Воспоминания. Материалы / М. В. Юдина.
- М.: Советский композитор, 1978. - 416 с.
121. Япова, К. Музыка и церковность: болгарская практика конца XIX
- первой половины XX века / К. Япова // Болгарское искусство ХХ века. Сборник статей / Ред.-сост. В.Н. Федотова - М.: Государственный институт искусствознания, 2015. - С. 183-201.
122. Ярош, О. В. Западноевропейский романтический принцип монотематизма в контексте теории метаморфоз И.В. Гете : Дисс. канд. искусствоведения : 17.00.02 - Музыкальное искусство / О. В. Ярош;
Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. -Новосибирск, 2010. - 186 с.
Литература на иностранных языках
123. Azimov, I. Hungarian Rhapsody ferens list in education to play on Afghan rubab / I. Azimov // European Journal of Arts. 2017. - №.2. - С. 8-10.
124. Владигеров, П. Пътувания, срещи, спомени / П. Владигеров // Българска музика. - 1974. - Р. 3. - С. 12-14.
125. Владигеров, П. Речь на обсуждении Четвертого концерта в Союзе болгарских композиторов, протокол 06.01.1953 года.
126. Ганев, К. Първият български концерт за пиано / К. Ганев // Българска музжка. - 1961. - Р. 8. - С. 17-19.
127. Ганев, К. За някои черти от клавирния стил на Владигеров / К. Ганев // Българска музика. - 1974. - Р. 3. - С. 16-17.
128. Ганев, К. Орнаментика в клавирното творчество на Владигеров / К. Ганев // Българска музика. - 1969. - Р. 3. - С. 29-37.
129. Ганев, К. Проблеми на педализацията при клавирното творчество на Панчо Владигеров / К. Ганев // Музикални хоризонти. - 1975. - С. 121-140.
130. Горанова, П. Каденциата в българските клавирни концерти / П. Горанова // Българска музика. - 1975. - Р. 9. - С. 21-24.
131. Горанова, П. Клавирните концерти на П.Владигеров. Интер-претационни проблеми / П. Горанова // Българска музика. - 1974. - Р. 3. -С. 36-38.
132. Динолов, Л. Универсалният талант роди истинската легенда / Л. Динолов // Пловдив. Арт-клуб. - 15-30.09.1994. - С. 2.
133. Кръстев, В. Основните периода в българската музикална култура / В. Кръстев // Българска музика. - 1964. - Р. 2. - С. 16-22.
134. Кръстев, В. Владигеров и българската музикална критика от 20-те години / В. Кръстев // Българска музика. - 1969. - Р. 3. - С. 910-915.
135. Крыстев, В. О народном, национальном и интернациональном в нашей музыке / В. Крыстев // Советская музыка. - 1974. - № 2. - С. 115-119.
136. Кръстев, В. Основните периода в българската музикална култура / В. Кръстев // Българска музика. - 1964. - Р. 2. - С. 16-22.
137. Млади композитори и музиковеди за Владигеров // Българска музика. - 1974. - Р. 3. - С. 54-56.
138. Pavlov, E. Pancho Vladigerov / E. Pavlov.- Cofiya: Muzyka, 2000. -383 с.
139. Павлов, Е. Панчо Владигеров / Е. Павлов. - София: Наука и искусство, 1961. - 231 с.
140. Пипков, Л. Избрани статии / Л. Пипков. - София: Български писател, 1977. - 412 с.
141. Пипков, Л. Путешествия, встречи, воспоминания / Л. Пипков // Cofiya: Muzyka, 1977. - 185 с.
142. Попов, К. Последние произведения // Българска музика. - 1956. -С. 4.
143. Попов, К. Доклад на научной конференции / К. Попов // Сборник трудов по материалам научной конференции «Панчо Владигеров 1899-1984».
- Шумен. - С. 82-86.
144. Сагаев, Л. Панчо Владигеров. В помощь слушателю / Л. Сагаев.
- София:СДФ, 1952. - 38 с..
145. Стоин, Е. Владигеров и българската народна музика / Е. Стоин // Българска музика. - 1969. - Р. 3. - С. 5-8.
146. Стоянов, П. Композиционни проблеми в инструменталното творчество на Владигеров / П. Стоянов // Българска музика. - 1979. - Р. 3. -С. 11-15.
147. Стоянов, Ст. Българска симфонична музика / Ст. Стоянов // Българско музикознание. - 1983. - Р. 3. - С. 51-55.
148. Fileva-Ruseva, K. The Bulgarian Composer Pancho Vladigerov — Psychological Origin of His Creative Personality / K. Fileva-Ruseva // International Journal of Literature and Arts. - 2015. - № 3(5-1). - P. 11.
Архивные документы
149. Письмо П. Владигерову от С. Цвейга 12 января 1934 года, г. Зальцбург // Личный архив П. Владигерова в доме-музее в Софии.
150. Письмо П. Владигерову от Й. Маркса, 26 сентября 1959 г., г. Вена // Личный архив П. Владигерова в доме-музее в Софии.
151. Письмо П. Владигерову от А. Хачатуряна, 18 декабря 1958 г. // Личный архив П. Владигерова в доме-музее в Софии.
152. Письмо П. Владигерову от А. Хачатуряна, ??? дата // Личный архив П. Владигерова в доме-музее в Софии.
153. Письмо П. Владигерову от Д. Ойстраха, 16 ноября 1971 г., г. Москва // Личный архив П. Владигерова в доме-музее в Софии.
154. Письмо П. Владигерову от А. Вайнсберга, 4 декабря 1945 г., г. Тель-Авив // Личный архив П. Владигерова в доме-музее в Софии.
155. Пеев Х. Премированный болгарский композитор
Пример 1
Владигеров П. Страстное желание (Из цикла «Десять импрессий» для фортепиано опус 9)
ИМПРЕСИИ | IMPRESSIONS
КОПНЕЖ I LANGUEUR
Пример 2
Владигеров П. «Колыбельная» из цикла фортепианных миниатюр «Шумен» опус 29
1. ПРИСПИВНА I 1. BERCEUSE
о
Пример 4
Владигеров П. Концерт для фортепиано с оркестром № 1.
1 часть. Вступление. Такты 1-9.
Пример 7
Владигеров П. Концерт для фортепиано с оркестром № 1.
2 часть. Цифра 20, Такты 1-5.
Пример 11
Владигеров П. Концерт для фортепиано с оркестром № 2.
Часть I. Такты 7-8.
Пример 14
Владигеров П. Концерт для фортепиано с оркестром № 2.
Часть II. Цифра 320. Такты 2-4.
Часть III. Цифра 580. Такты 7-10.
Пример 19
Хачатурян А.И. Концерт для фортепиано с оркестром Des-dur (1936).
1 часть. Главная партия
Пример 20
Владигеров П. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Ь-то11 ор.31 (1937). 1 часть. Вступление. Такты 1-6.
Пример 22
Владигеров П. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 b-moll ор.31 (1937). 2 часть. Начало, соло басовых струнных, тт. 1-3.
Andante (.=72)
Пример 23
Владигеров П. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 b-moll ор.31 (1937). 2 часть. каденция струнных во Вступлении
b-moll op.31 (1937). 2 часть.
con fervore ed espressivo J=72 _____-
II.
Пример 25
Хачатурян А.И. Концерт для фортепиано с оркестром
Des-dur (1936). 2 часть.
Пример 27
Владигеров П. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Ь-то11 ор.31
(1937). 3 часть. Главная партия.
Пример 28
Владигеров П. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 b-moll ор.31
(1937). 3 часть. Побочная партия.
il tempo un роса rail.
Пример 35
Владигеров П. Концерт для фортепиано с оркестром № 5, D-dur ор.58 (1963), 1 часть, Побочная партия. Такты 108-109.
Пример 38
Владигеров П. Концерт для фортепиано с оркестром № 5, D-dur ор.58 (1963), 3 часть. Вступление. Такты 1-7.
Рисунок 1. Афиша концерта, на котором впервые был исполнен Скрипичный
концерт £то11, ор. 11 П. Владигерова.
Рисунок 2. Алексис Вайсенберг и Панчо Владигеров.
Рисунок 3. Алексис Вайсенберг и Панчо Владигеров.
Рисунок 4. Владигеров среди своих учеников.
Рисунок 5. Диплом и медаль «Готфрид фон Хердер», присужденные П. Владигерову (1968 г.)
Рисунок 6. Панчо Владигеров дирижирует свои произведения на сцене Большого зала Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского в 1948 году (Фотография из личного архива композитора).
Рисунок 7. Пианистка Даниэла Андонова, Панчо Владигеров-младший, Десислава Бобрина
1,'.осква, I февраля 1965г.
Про'.Панчо Злаоиге) ову.
Со'ия, Болгария
Дорогой мой друг, Панчо!
Я очень вшоза'", что до сих пор не написал тебе. 7мл невероятно занят: весь декабрь ушел на сочинение 2-го виолончельного Концерта (это кроме всех обичных дел и нескольких концертов!), а в январе состоялись первые исполнения в Москве и Ленинграде Г чудесно играл Даниил ШаЪранП и "тожество всяких вечеров, зстреч и концертов в свя^и с моги бО-леткеи. Я буквально задыхался от недостатка времени: еле-еле успевая заниматься со студентрли, проводить необходаиие репетиции.
Сейчас я от всей душ хочу поблагодарить тебя, дорогой Па] 1чо, за твое поздравление, напечатанное в журнале "Советская гуз-л-:Г. ;..еня оно глубоко тронуло к я в полную меру оценил дружеские чувства, вложенные в теплые слова этого поздравления.
Спасибо тебе еще раз!
_Я недеюсь, что твоя жизнь и ппбота по-прежнему идут энергично ^плодотворно. От всего сердца желаю тебе и всему твоему семейству счастья, радости ч, успехоз.
Г.скренне твой
Рисунок 8. Письмо Д. Кабалевского П. Владигерову 01.02.1965 г. (Личный архив композитора, дом-музей в Софии)
I
vA^Vu^. ^^ H^^ju. ^ ^ ^iv ^ У ? ~
^^^ ¡s * ^
»и: /14/У
^ ст. 0 К.
^UxjTZ
CMjoTtc^r ^ tjfll
М-И-О <L0 -^ии^е^Х f^-fó-f^
У) 6-L/3 -с M*. cJ} Y Я à ¿>-4
грЛЛу ftJZU-^Jf
с^гъо^Я IteJi iwj UX^Vyz¿H? nocff^tttttfiu,-
J/^ï&Jf > cj.
Рисунок 9. Письмо А. Хачатуряна П. Владигерову 18.12.1958 г. (Личный архив композитора, дом-музей в Софии)
ÏÏWuî /
Ccao^J? «ß C&^u^ Until
1Л4 ( еГ^ g ^ u ^
COt Мч t i/u^ . .
J rhli/^ / HÎ*. " JIM) ojû ^.e^ I I
(¡^гг,;^. , .
Рисунок 10. Письмо А. Хачатуряна П. Владигерову 10.06.1952 г. (Личный архив композитора, дом-музей в Софии)
Рисунок 11. Письмо А. Хачатуряна П. Владигерову 01.11.1950 г. (Личный архив композитора, дом-музей в Софии)
£ I" 4д 11 Ьл^Ц*
. [Ы^и^ 4 e /ил ^UjL
Рисунок 12. Письмо Д. Шостаковича П. Владигерову 08.03.1961 г. (Личный архив композитора, дом-музей в Софии)
От всей души я поздравляю замечательного болгарского музыканта, талан1ЯИвейшего композитора, пианиста и педагога, энергичного музыкального деятеля и обаятельного человека -Панчо Владигерова со днем его 70-летия•
На протяжении многих лет, что я знаю Панчо и связан с ним простыми дружескими отношениями, я всегда восхищаюсь его жизнерадостным, красочным и темпераментным искусством, его чудесной влюбленностью в жизнь, в лкщей, его вечной увлеченностью, счастливым уменьем сочетать глубокую серьезность мысли с тонким юмором«
Панчо Владигеров был первым болгарским композитором, чье творчество познакомило меня с болгарской музыкой, заинтересовало меня этой музыкой, вызвало к ней любовь и уважение. И я глубоко благодарен ему за это.
Сегодня я хочу пожелать Владигерову - одному из виднейших композиторов наших дней, моему доброму другу еще многих лет такой же творческой и душевной юности, многих новых радостей в искусстве и в жизни, выразить ему чувство своей искренней симпатии и глубочайшего уважения.
Рисунок 13. Письмо Д. Кабалевского П. Владигерову 31.01.1969 г. (Личный архив композитора, дом-музей в Софии)
Москва, 31 января 1969 года
(
г
февраля 70 50 г м
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЧЕСКИЙ
БОЛЬШОЙ ТЕАТР
Профессору ПАНЧО ВЛАДИГЕРОВУ
СОЮЗА ССР
ДИРЕКЦИЯ
г» София
Москве площадь Свердлова, 7|2
Глубокоуважаемый товарищ
ШдИГЗРОВ !
Очень сожалея, что поздно узнали о Вашем чествования, мы все же, "лучив поздно, чем никогда", хотим выразить Вам свое сердечное поздравление и самые теплые чувства.
Пятидесятилетие застает Вас в самой "боевой" форме, когда Ваша деятельность, как композитора, дирижера и педагога сзискалв Вам заслуженную всемирную сдави пол-ланно-народного художника. № уверены, что ата Баша активность и в дальнейшем будет все больше и больше вооружать передовую культуру Болгарского народа и, этим самым, духовную мощь всемирного лагеря демократия и социализма.
Неизменно храня в своей памяти столь приятные воспоминания о наших творческих встречах в Москве, мы крепко пожимаем Башу руку с пожеланием долгой и пло -дотворной жизни.
До нового, приятного свидания!
КВАРТЕТ им.БОЛЬШОГО ТЕАТРА:
(Хук) (Вельтма^) (Гурвич) (Зуравский)
Ь
I
Рисунок 14. Письмо-поздравление от Квартета Большого театра СССР П. Владигерову 01.02.1950 г. (Личный архив композитора, дом-музей в Софии)
Рисунок 15. Афиша концерта-открытия зала «Болгария» 3 октября 1937, премьера Третьего фортепианного концерта
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.