Эволюция концерта для фортепиано с оркестром в китайской музыке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Го Хао
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат наук Го Хао
Содержание
Введение
Глава I. Основные типологические черты концертов для фортепиано с оркестром в творчестве китайских композиторов
1.1. К истории появления и эволюции жанра фортепианного концерта
в музыкальной культуре Китая
1.2. Значение программного элемента в китайских концертах
для фортепиано с оркестром
1.3. Роль музыкальной семантики в тематизме
1.4. Особенности и функции тематизма
в китайских фортепианных концертах
1.5. Принципы композиции и циклизации
Глава II. Фортепианные концерты
«Река Хуанхэ» Инь Чэнцзуна и творческой группы,
«Горный лес» Лю Дуньнаня и «Красота весны» Ду Минсиня
2.1. История создания и стилистические особенности
концерта «Река Хуанхэ» для фортепиано с оркестром
2.2. Концерт «Горный лес» для фортепиано с оркестром Лю Дуньнаня
как национальный архетип в трактовке жанра
2.3. Концерт «Красота весны» для фортепиано с оркестром Ду Минсиня: образный строй, стилевые черты
2.4. Стилевые константы концертов для фортепиано с оркестром
«Река Хуанхэ», «Горный лес», «Красота весны»
Заключение
Список литературы
Приложение. Хронологическая таблица создания концертов
для фортепиано с оркестром китайскими композиторами
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Становление и развитие скрипичного концерта в творчестве китайских композиторов XX века2022 год, кандидат наук Синь Син
Зарождение и эволюция фортепианного ансамбля в Китае2022 год, кандидат наук Ху Инсюе
Виолончельный концерт XX века2012 год, кандидат искусствоведения Павловский, Антон Николаевич
Инструментальное творчество А. Авшаломова: синтез культурных традиций Запада и Востока2021 год, кандидат наук Чжу Тин
Преломление национальных традиций в творчестве современных китайских композиторов (на примере фортепианных сочинений Ма Шухао и Ло Майшо)2023 год, кандидат наук Чжуан Цзюньцзе
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция концерта для фортепиано с оркестром в китайской музыке»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В китайской культуре, принадлежащей к одной из древнейших в мире, обращение к европейским классическим видам и формам музицирования и создание произведений в соответствующих жанрах началось только на исходе XIX столетия. В ХХ веке Китай, как известно, отказался от политики изоляции и начал освоение достижений европейской цивилизации во всех сферах. Музыкальное искусство не было исключением в этом процессе. Поэтому для китайской музыки ХХ век стал временем бурного освоения европейских жанров в их многообразии. Появляются китайские романсы, кантаты, сольные и камерно-ансамблевые сочинения для европейских инструментов, опера европейского типа1, симфонические композиции и т. д.
Относительно позже стал развиваться инструментальный концерт, в том числе и фортепианный. И это не удивительно: данный жанр являлся для китайского искусства принципиально новым (ничего похожего прежде в нем не было). Наиболее ранний из известных образцов относится к 1930 году -фортепианный концерт Цзян Вэнье. Первый выдающийся китайский концерт для фортепиано с оркестром, обративший на себя внимание в художественном мире, - «Река Хуанхэ» Инь Чэнцзуна и творческой группы, в которую входили Чу Ванхуа, Лю Чжуан, Шэн Лихун, Ши Шучэн и Сюй Фэйсин, был закончен в декабре 1969 года, то есть, около шестидесяти лет назад, что исторически срок не большой. В 1970-80-е годы появляются другие концертные произведения: «Интернационал» Чу Ванхуа и Чэнь Пэйсюня (1973), «Горный лес» Лю Дуньнаня (1979), «Божий дух» Чжао Сиошиня (1985)з «Красота весны» Ду Минсиня (1987) и др. (см. Приложение).
На сегодняшний день китайскими композиторами создано немало сочинений в этом жанре. Как и в других образцах современной музыкальной культуры, ориентированной на развитие достижений западноевропейского и
1 Напомним, что в Китае многие столетия существовали разновидности сугубо китайской национальной оперы, так называемой традиционной.
русского искусства, здесь отмечаются две тенденции: с одной стороны, освоение опыта зарубежной музыки, с другой - привнесение традиционных завоеваний. К этому следует добавить особенности национального мышления, в том числе музыкального. Все в совокупности требует серьезного изучения, тем более, что инструментальный концерт, особенно фортепианный, очень популярен в Китае, и в трактовке китайских мастеров он получает в среде мировой музыкальной общественности все большее признание.
Исследование поставленной проблемы позволяет, во-первых, выявить черты национальной интерпретации жанра инструментального концерта (в данном случае для фортепиано с оркестром),
во-вторых, отметить особенности эволюции фортепианной и симфонической культуры,
в-третьих, пополнить музыковедение характеристиками талантливых, ранее не изученных сочинений.
Степень изученности темы. Упомянутые концерты являются самобытными произведениями, в которых композиционно-выразительные достижения европейского жанра соединяются с национальным музыкальным содержанием и материалом. Однако на сегодняшний день о них мало что напил
сано. На русском языке можно сослаться только на работы соискателя : «История создания и образный строй концерта для фортепиано с оркестром "Горный лес" Лю Дуньнаня», «Концерт для фортепиано с оркестром "Река Хуанхэ": аналитический экскурс», «Концерты для фортепиано с оркестром в творчестве китайских композиторов. Основные типологические черты», «Образы природы как творческий импульс в становлении китайского форте-
2 В силу этого обстоятельства соискатель вынужден был внести в список литературы свои работы (см. статьи Го Хао: История создания и образный строй концерта для фортепиано с оркестром «Горный лес» Лю Дуньнаня // Музыкальная культура глазами молодых ученых. СПб., 2015. Вып. 10; Концерт для фортепиано с оркестром «Река Хуанхэ»: аналитический экскурс // Музыкальная культура глазами молодых ученых. СПб., 2016. Вып. 11; Концерты для фортепиано с оркестром в творчестве китайских композиторов. Основные типологические черты // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. URL: http://www.science-education.ru/131-23925 и др.).
пианного концерта», «Роль программного элемента в китайском фортепианном концерте» (см. список литературы).
Не широк выбор и в китайской литературе: тезисы выступления на конференции Ли Цинь в журнале «Квалификации», где в лаконичном резюме
-5
есть небольшой фрагмент о концерте «Красота весны» . Эскизные эссе о фортепианных концертах китайских композиторов также можно встретить при характеристике симфонических и фортепианных произведений, созданных в КНР за последние 50 - 60 лет, например, в монографии Ван Люйхэйя «50 лет китайской фортепианной музыки. Обзор и перспективы»4. Встречаются упоминания в общем контексте в исследованиях, посвященных композиторам, обращавшимся к жанру фортепианного концерта. В частности назовем диссертацию Цюй Ва о фортепианном творчестве Чу Ванхуа5.
При этом нельзя не отметить, что китайские фортепианные концерты весьма широко задействованы в исполнительской практике пианистов из Поднебесной. Рецензии на выступления таких мастеров как, например, Лю Шикунь, Инь Чэнцзун, Ли Юнди или Ланг Ланг, в сущности, и являются основным публичным упоминанием об этих произведениях (не считая известного сайта Бэйту, посвященного китайской музыке). Среди такого рода материалов из периодической печати, относящихся к музыкальной критике или журналистике, наибольший удельный вес принадлежит концерту «Река Хуанхэ» и его интерпретации, ставшему, своего рода, эмблемой современной китайской музыки. Он исполнялся во многих политически ангажированных гала-концертах.
Все отмеченное подтверждает актуальность избранной темы.
Объектом исследования становится жанр фортепианного концерта в ХХ веке.
3
Ли Цинь. «Красота весны» // Квалификации: Журнал. Конференция: резюме. 2015. Вып. 9.
4 Ван Люйхэй. 50 лет китайской фортепианной музыки. Обзор и перспективы. Пекин, 1999.
5 Цюй Ва. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в контексте китайской музыки ХХ века: Дис. ... канд. искусств. Ростов н / Д., 2015.
Предмет исследования очерчивается проблемами становления и развития фортепианного концерта в китайской музыкальной культуре.
В качестве материала исследования избираются нотные издания и звукозаписи трех фортепианных концертов: «Река Хуанхэ» Инь Чэнцзуна и творческой группы, «Горный лес» Лю Дуньнаня и «Красота весны» Ду Мин-синя. Они принадлежат к одним из вершинных произведений китайских авторов, выразительно демонстрирующих их достижения в этом жанре. Также мы обращаемся и к другим концертным произведениям - Лю Шикуня, Чу Ванхуа, Чжао Сиошиня и др., что позволяет раскрыть эволюцию данного жанра в наиболее полном объеме.
Важным источником информации явились беседы о современной китайской музыке с профессором Лю Циньтау, состоявшиеся в начале 2000-х годов (КНР). Необходимо отметить личные наблюдения за фортепианной практикой в КНР, особенно в сфере концертной деятельности таких мастеров, как Ланг Ланг и Ли Юнди.
Цель исследования - раскрыть достижения китайской музыки, свидетельствующие об эволюции жанра фортепианного концерта на примере содержательных и стилистических особенностей концертов для фортепиано с оркестром «Река Хуанхэ» Инь Чэнцзуна и творческой группы, «Горный лес» Лю Дуньнаня и «Красота весны» Ду Минсиня.
Соответственно поставленной цели задачи исследования включают:
• обобщение источников по истории и теории фортепианного концерта;
• изучение процесса зарождения и эволюции фортепианного концерта в китайской музыкальной культуре;
• анализ музыкальных образов и стилевых констант концертов в их исторической динамике;
• осмысление результатов анализа и выявление типологических черт китайского фортепианного концерта;
• целостный и семантический анализ фортепианных концертов «Река Хуанхэ» Инь Чэнцзуна и творческой группы, «Горный лес» Лю Дуньнаня и «Красота весны» Ду Минсиня;
• изучение исполнительских интерпретаций фортепианных концертов китайских композиторов.
Теоретико-методологические основы исследования базируются на признании эволюции того или иного жанра как части единого эволюционного процесса музыкальной культуры. Помимо уже упомянутых работ Цюй Ва, Ли Цинь, Ван Люйхэйя, материалов сайта Бэйту, мы опирались на исследования по истории и теории фортепианной музыки и исполнительства отечественных и китайских авторов: А. Д. Алексеева, В. Ю. Дельсона, Л. Е. Гакке-ля, Е. Б. Долинской, С. А. Айзенштадта, Г. П. Овсянкиной, М. В. Смирновой, Бянь Мэна, Цинь Цинь, Чень Юйна, Чу Ванхуа, Лю Сяолуна, Чжоу Минсуня.
Немаловажную роль сыграли труды по истории музыки, истории и теории инструментального концерта и музыкальных жанров в целом авторитетных российских авторов: Т. Н. Ливановой, Л. Н. Раабена, М. С. Друскина, М. Е. Тараканова, А. А. Соловцова, В. Д. Конен, Ю. Г. Кона, М. Н. Лобановой, О. М. Зароднюк, П. Уткина, Ю. Г. Пичугиной, В. Б. Вальковой, Е. В. Ду-кова, О. В. Синельниковой, М. А. Якубова, А. Е. Лебедева и других. В изучении истории и эстетики современной китайской музыки большое значение имели исследования Мин Яня, Лю Цзинчжия, Ван Юйхэя, Лю Ланя и других (см. список литературы).
Так как часть диссертации посвящена всестороннему анализу фортепианных концертов, то теоретический фундамент также основан на работах по анализу музыкальных произведений - стилистическому, содержательному и семантическому: Б. В. Асафьева, В. А. Цуккермана, В. В. Задерацкого, В. В. Медушевского, В. П. Бобровского, Е. А. Ручьевской, Е. В. Назайкинского, М. Ш. Бонфельда, Н. А. Горюхиной, А. Ю. Кудряшова, В. Н. Холоповой, В. Б. Вальковой, Е. Г. Шевлякова, Н. Лазаревой, Л. П. Казанцевой, Л. Н. Шаймухаметовой и других (см. список литературы).
Методы исследования базируются на принципе историзма, включают разнообразные виды музыковедческого анализа: целостного, стилистического, жанрового, семантического, содержательного. Немаловажную роль играют сравнительный анализ и слуховой анализ звукозаписи, а также методы генерализации, активной иллюстрации (термин Е. В. Вязковой) и интервьюирования.
Новизна исследования заключается в том, что
• впервые объектом научного исследования стал китайский фортепианный концерт, как образец самобытного развития классического жанра;
• выявлены репрезентативные типологические черты китайского фортепианного концерта, исходящие из инонациональной - неевропейской культуры и менталитета;
• раскрыты генетические истоки специфики музыкального содержания китайских концертов;
• проанализированы концерты для фортепиано с оркестром «Река Хуанхэ» Инь Чэнцзуна и творческой группы, «Горный лес» Лю Дуньнаня и «Красота весны» Ду Минсиня;
• определена стилевая эволюция жанра концерта для фортепиано с оркестром в китайской музыкальной культуре.
Положения, выносимые на защиту:
• китайский фортепианный концерт, как и произведения других жанров, базируется на взаимодействии композиционно-выразительных достижений европейской музыкальной классики и национальных музыкальных образов и концепций;
• национальное содержание в китайском фортепианном концерте реализуется прежде всего через музыкально-семантический комплекс и тема-тизм;
• выразительные возможности фортепианного концерта, в том числе, будут обогащаться достижениями культур азиатского региона, вставших на европейский путь развития;
• приоритетными культурными традициями в развитии фортепианного концерта, особенно для композиторов неевропейского ареала, являются достижения венского классицизма и музыкального романтизма - русского и западноевропейского.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертация соответствует п. 4 «История музыки стран Востока», п. 7 «Общая теория музыкального искусства», п. 9 «История и теория музыкальных жанров», п. 10 «Теория и история музыкального языка (выразительных средств музыки)», п. 11 «Музыкальная семиотика (включая музыкальную семантику как ее раздел, музыкальный текст)» паспорта специальности 17.00.02 - Музыкальное искусство (искусствоведение).
Достоверность исследования базируется на:
• изучении авторитетных музыкально-исторических и теоретических источников;
• музыковедческом анализе партитур и клавиров концертов для фортепиано с оркестром китайских композиторов;
• осмыслении концертной практики КНР, свидетельствующей о популярности названных фортепианных концертов;
• рефлексии материалов бесед со специалистами в области современной китайской музыки.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования дают серьезный и разносторонний материал для дальнейшего изучения эволюции инструментального концерта в китайской музыке и других культурах тихоокеанского ареала.
Выводы диссертации могут быть использованы для последующей разработки теории классических музыкальных жанров.
Положения исследования вносят вклад в постижение современной китайской музыкальной культуры.
Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть задействованы в целом ряде вузовских курсов: «История музыки ХХ века», «Музыкальные стили и жанры», «Анализ музыкальных произведений», «Теория музыкального содержания», «История и теория фортепианного искусства». Не исключено, что положения диссертации востребуются и музыкантами-исполнителями: пианистами, дирижерами.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и Приложения.
Глава I. Основные типологические черты концертов для фортепиано с оркестром в творчестве китайских композиторов
1.1. К истории появления и эволюции жанра фортепианного концерта в музыкальной культуре Китая
Одно из известных определений инструментального концерта, принадлежащее перу крупнейшего исследователя жанра Л. Н. Раабена, свидетельствует, что это: «Произведение для многих исполнителей, в которых меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь за счет тематической рельефности музыкального материала, красочности звучания, использования всех возможностей инструментов или голосов»6. По существу данная дефиниция вобрала в себя признаки основных разновидностей, которые сформировались за всю историю существования жанра.
Концерт, как и всякий другой жанр, обладает уникальной дихотомич-ностью: с одной стороны - четкой определенностью типологических черт, определяющих его портрет, с другой - такой спецификой классических жанров, что «раз возникнув, они обретают бессмертие. Но не бессмертие монумента либо древних пирамид, дошедших до нас в застылой неподвижности. Это неувядаемость живого, смысл существования которого заключен в
п
постоянном обновлении» . Эти качества способствовали тому, что жанр инструментального концерта, может быть как никакой другой, очень креативно вписывается в иную художественную эпоху, а также в неевропейскую музыкальную культуру, в том числе и китайскую. По мнению М. Е. Тараканова, «Живая связь времен нигде не проявляется с такой наглядностью и полнотой
6 Раабен Л. Н. Концерт // Музыкальная энциклопедия. М., 1974. Т. 2. С. 922.
7 ТаракановМ. Е. Инструментальный концерт. М., 1986. С. 3.
как на примере одного из наиболее старых жанров европейской музыки, ка-
о
ким по праву может быть признан инструментальный концерт» .
Итак, если говорить о типологических чертах жанра, то практически все его исследователи (Л. Н. Раабен, М. Е. Тараканов, М. Н. Лобанова и другие) справедливо утверждают: это соревнование, состязание музыкантов. Собственно такой смысл заложен в самом слове концерт: от итальянского concerto - состязание или латинского concerto - состязаюсь. «В концертной музыке возникает условная, идеализированная форма соревнования совместно играющих музыкантов, не только не исключающая, а напротив, предполагающая взаимное согласование их усилий, сочетание ведущего и аккомпани-
9
рующего, поддерживающего голосов» .
Второе важнейшее качество жанра - желание музыкантов «показать свое виртуозное мастерство [курсив мой. - Г. Х.], совершенное владение инструментом. В условиях инструментального ансамбля, то есть содружества совместно играющих музыкантов, между солистами и остальными участниками концертного действа возникают определенные отношения в формах концертного диалога»10.
Концерт, опираясь на древние традиции инструментального музицирования, появился только в середине XVII века, и в течение целого столетия эволюционировал первый этап его развития, образующий определенный вид. Его суть - доминирование принципа концертного диалога, ярко воплотившегося в Concerto grosso А. Корелли, А. Вивальди, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др.
Следующий этап связан с творчеством венских классиков, где появился новый тип концерта, точнее концертной музыки. Так формируется «особый солирующий инструмент» (М. Е. Тараканов) - солист, который вступает в диалог - соревнование с целым оркестром. В эпоху венского классицизма
8 Там же.
9 Там же. С. 7.
10 Там же. С. 10.
утверждается прежде всего сольный концерт (хотя изредка встречаются двойной, тройной концерты).
Необходимо отметить еще одну важную особенность: в концерте барочной эпохи между собой состязались в первую очередь инструменты струнной группы (прежде всего скрипки), реже духовые. Венские классики буквально открыли в качестве солирующего инструмента фортепиано. Поэтому если концерт как жанр появляется в середине XVII века в творчестве А. Корелли, А. Вивальди, то фортепианный концерт, которому посвящено настоящее исследование, начал активно развиваться венскими классиками, особенно их корифеями - Й. Гайдном, В. А. Моцартом Л. ван Бетховеном. Именно в наследии последнего он обрел идеальное воплощение в виде сим-фонизированного концерта, в отличие от виртуозного.
Весомый вклад в развитие жанра внесли композиторы XIX века - западноевропейские и русские романтики, создавшие множество концертов, особенно фортепианных. У них развиваются оба концертных типа, но гармоничное взаимодействие виртуозного и симфонического достигается только в немногих произведениях. Взгляд на эти разновидности у исследователей, композиторов и музыкантов-исполнителей различный. Можно встретить точку зрения, согласно которой концерт виртуозный является чем-то вторичным. Однако, по мысли М. Е. Тараканова (с ней нельзя не согласиться), «можно понять, что речь идет о двух типах концертного состязания. В одном случае солист доминирует, диктует свои условия партнеру, в другом они действуют "на равных", как партнеры-противники некоего диалога. Неверно было бы настаивать на преимуществе какого-либо одного из двух типов -они в равной мере имеют право на существование»11. Поэтому и концерты Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана и концерт Н. А. Римского-Корсакова, принадлежа к разным жанровым подвидам, тем не менее, являются высокохудожественными, классическими образцами. Главное, что в эпоху романтизма появляются концерты, не уступающие по глубине содержания и
11 Там же. С. 21.
мастерству работы с материалом симфониям, как, например, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром И. Брамса или Концерт № 1 П. И. Чайковского.
В ХХ веке развиваются все исторически сложившиеся жанровые направления. Поэтому встречаются и замечательные образцы барочного концерта-диалога, как в наследии И. Ф. Стравинского или Б. И. Тищенко, и выдающиеся примеры классического концерта-соревнования, в частности у С. С. Прокофьева. Таким образом, к тому моменту, когда китайские композиторы стали осваивать европейские классические жанры, сложились замечательные традиции в трактовке жанровых видов инструментального концерта.
На появление инструментального концерта в китайской музыке оказало влияние движения «4 мая» 1919 года, давшее мощный импульс развитию культуры Поднебесной в русле европейских традиций. Ранее всех - еще с начала века осваиваются хоровые формы музицирования, чему способствовало творчество Шэнь Синьгуна, Ли Шутуна, Цзэн Чжиминя и других ком-
12
позиторов, работавших в жанре «Школьных песен» .
Также появляется романсовая и песенная лирика европейского образца. «Начало ХХ века, особенно 1920-40 годы - ключевой период в развитии ее жанров. В этот период выдвигается плеяда замечательных композиторов -Хуан Цый (1904-1938), Цин Чжуй (1893-1959), Чжао Юаньжэнь (1892-1982), Сяо Юмэй (1884-1940), Цзян Динсян и другие, поднявших китайскую камер-
13
ную вокальную лирику до достаточно высокого»13 профессионального уровня.
Благодаря просветительской деятельности Н. А. Черепнина смело осваиваются фортепианные жанры, о чем достаточно убедительно свидетельствуют миниатюры Ло Чжужуна, Хэ Лутина, Дин Шан Дэ14. В 1920-е годы
12 Ван Юйхэ. История новой и современной китайской музыки. Пекин, 1994. С. 36.
13 Ван Шижан. Жанры камерно-вокальной лирики европейского типа в китайской музыке 1920-1940 гг. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. URL: http://www.science-education.ru/122-20743
14 См: Айзенштадт, С. А. Русский музыкант в Китае (А. Н. Черепнин) // Забытые имена: История Дальнего Востока России в лицах. Владивосток, 2001. Вып. 2; Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков: Автореф. дис. ... канд. искуств. СПб., 2009; Вэй Яньгэ. Новая музыка Китая 20-40-х годов // Китайская культура 20-40-х годов и современность. М., 1993; У На. Фортепианная музыка Дин Шан Дэ: сопряжение китайской национальной традиции с современными приёмами европейского письма: Дис. ... канд. искусств. СПб., 2009.
начинается движение за создание национально ориентированного фортепианного репертуара для учебных заведений Китая.
Инструментальный концерт, в частности фортепианный, стал развиваться в китайской музыке позднее. Самое раннее упоминание о появлении в китайской культуре фортепианного концерта - композитора Цзян Вэнье -относится к 1930-му году (см. Приложение). В 1940-е годы к фортепианному концерту обратился Чжан Сяоху (дату создания произведения, равно как и местонахождение нотного материала концертов Цзян Вэнье и Чжан Сяоху установить не удалось)15.
Первый фортепианный концерт, о котором есть более полные сведения, появился в 1958 году. Он известен под названием «Молодежный» и принадлежит перу талантливого молодого (на тот момент) пианиста и композитора Лю Шикуня (1939 г. р.) и возглавляемой им творческой группе, в которую входили Хуан Сяофэй, Пан Иминь и Сун Илинь.
Лю Шикунь профессионально совершенствовался в Советском Союзе и в 1958 году на первом Международном конкурсе им. П. И. Чайковского разделил с Л. Н. Власенко второе место лауреата, получив серебряную медаль. То есть, Лю Шикунь был хорошо знаком с русской и советской пианистической культурой и фортепианным творчеством.
В Советском Союзе тех лет активно развивалось движение, посвященное музыкальному воспитанию детей и молодежи. Оно стимулировало создание концертов и пьес других жанров для фортепиано с оркестром, рассчитанных на понимание и исполнение молодежью. К специфическим чертам данного концертного направления относятся яркий, основанный на популяр-ныой мелодике тематизм песенно-танцевального характера; эмоционально яркий тон высказывания, оптимистический образный строй; фактурное мышление, формообразование, методы работы с материалом, исходящие из до-
15 Упоминание о концертах Цзян Вэнье и Чжан Сяоху есть на сайте китайской музыки Бэйту. URL: http://baike.baidu.com/view/253287
стижений венского классицизма и романтизма; ясность гармонических красок при доминировании мажорных тональностей.
Одним из основоположников этого направления был Д. Б. Кабалевский. Его три концерта - Скрипичный (1949) Первый виолончельный (1949), Третий фортепианный (1952) посвящены советской молодежи: «... они принадлежат к числу наиболее песенных инструментальных произведений Кабалевского; в них использованы мелодии и интонации русских и украинских народных песен, а также песен, созданных самим композитором (в 3-м концерте для фортепиано с оркестром использована песня Кабалевского "Наш край"). Концерты получили широкую популярность среди молодых исполнителей»16. Для молодежи композитором была также создана рапсодия на тему песни «Школьные годы» (1964). Эти произведения исполнялись в музыкальных школах, училищах, входили в конкурсные программы, постоянно звучали по радио. Музыка Кабалевского в то время во многом определяла звуковой фон страны. К тому же Кабалевский был автором произведения для обязательного исполнения на первом Международном конкурсе им. П. И. Чайковского, в котором участвовал Лю Шикунь, - Рондо для фортепиано.
Отдал должное этому концертному направлению и председатель Оргкомитета конкурса Д. Д. Шостакович. В 1957 году им был закончен Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, тоже пополнивший репертуар «молодежной» музыки. Более того, в беседах с журналистами Шостакович особо выделял исполнительский талант Лю Шикуня (даже по сравнению с «золотым» лауреатом Ваном Клиберном).
Все отмеченное непосредственно стало и импульсом к возникновению фортепианного концерта Лю Шикуня и его творческой группы, и повлияло на стилистическую направленность произведения. Естественно, что в качестве тематизма был избран китайский материал. Но он был также связан с популярными песнями и отличался светлым мажорным строем. Концерт
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Большой фортепианный камерно-инструментальный ансамбль в китайской музыке2024 год, кандидат наук Сяо Цяосун
Генезис жанра фортепианной сюиты в творчестве китайских композиторов2023 год, кандидат наук Цай Чжиюнь
Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века2001 год, кандидат искусствоведения Денисова, Елена Николаевна
Музыкальное произведение для фортепиано с оркестром как жанрово-композиционный феномен (классико-роматическая эпоха)2008 год, доктор искусствоведения Гнилов, Борис Геннадьевич
Инструментальный концерт в творчестве Е. Подгайца: трактовка жанра2014 год, кандидат наук Рубахина, Галина Анатольевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Го Хао, 2018 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенштадт, С. А. О роли русской фортепианной школы в процессе формирования пианистического искусства Китая и Японии / С. А. Айзенштадт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 3. - Ч. 1. - С. 22-26.
2. Айзенштадт, С. А. Русские основоположники китайской фортепианной школы: мифы и реальность на изломах истории / С. А. Айзенштадт // «Родная земля»: образ и идея русской культуры: Сб. докладов научно-практической конференции «Свиридовские чтения». - Курск, 2012. - С. 108114.
3. Айзенштадт, С. А. Русский музыкант в Китае (А. Н. Черепнин) / С. А. Айзенштадт // Забытые имена: История Дальнего Востока России в лицах. - Владивосток: Дальнаука, 2001. - Вып. 2. - С. 48-60.
4. Айзенштадт, С. А. Фортепианная культура Китая и музыкальное мышление Востока / С. А. Айзенштадт // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Сборник статей по материалам научной конференции.- Владивосток: Изд-во Тихоокеанского государственного экономического университета, 2005. - Вып. 11. - С 58-61.
5. Акопян, Л. О. Музыка ХХ века: Энциклопедический словарь / Л. О. Акопян - М.: Практика, 2010. - 855 с.
6. Айнбиндер, А. Г. Концертный жанр в творчестве П. И. Чайковского / А. Г. Айнбиндер // Музыка: задуманное, забытое, возвращенное...: Сб. науч. ст. / Сост. и науч. ред. З. М. Гусейнова, Г. А. Некрасова. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. - С. 20-40.
7. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства / А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1982. - Ч. 1, 2. - 414 а; 1982. - Ч. 3. - 230 с.
8. Алексеев, А. Д. Советская фортепианная музыка. 1917-1945 / А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1974. - 245 с.
9. Арановский, М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация / М. Г. Арановский // Музыкальный современник: Сб. ст. / Союз композиторов СССР. - М.: Сов. композитор, 1987. - Вып. 6. - С. 5-44.
10. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - Изд. 2-е. Кн. 1, 2. - 375 с.
11. Афонина, Н. Ю. Пособие по анализу музыкальных произведений: Краткое изложение основных тем курса анализа для иностранных студентов вокального факультета / Н. Ю. Афонина. - СПб.: Канон, 1997. - 48 с.
12. Бай, Е. Становление фортепианного стиля Чу Ванхуа: ранние сочинения / Е Бай // Вюник Харювсько! державно!' академп дизайну i ми-стецтв. Мистецтвознавство. Архитектура. - 2011. - № 5. - С. 158-160.
13. Бершадская, Т. С. Функции мелодических связей в современной музыке / Т. С. Бершадская // Критика и музыкознание. - М.: Музыка, 1980. -Вып. 2. - С. 27-40.
14. Бобровский, В. П. О переменности функций музыкальной формы: Исследование / В. П. Бобровский. - М.: Музыка, 1970. - 280 с.
15. Бобровский, В. П. Сонатная форма / В. Б. Бобровский // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Сов. энциклопедия, 1981. - Т. 5. - С. 200-204.
16. Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: В 2-х вып. / В. П. Бобровский. - М.: Музыка, 1989. - Вып. 1. -272 с.
17. Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: В 2-х вып. / В. П. Бобровский. - Изд. 2. - М.: КомКнига, 2010. -Вып. 2. - 272 с.
18. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы / В. П. Бобровский. - М.: Музыка, 1978. -336 с.
19. Бонфельд, М. Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. Ш. Бонфельд. - М.: Владос, 2001. - 224 с.
20. Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление (Опыт системного исследования музыкального искусства) / М. Ш. Бонфельд. - М.: Композитор, 2006. - 662 с.
21. Бонфельд, М. Ш. О специфике воплощения конкретного в содержании музыки / М. Ш. Бонфельд // Критика и музыкознание: Сб. ст. - Л.: Музыка, 1975. - С. 93-105.
22. Бычков, Ю. Н. О природе и типологии музыкального содержания / Ю. Н. Бычков // Материалы конференции «Музыкальное содержание: наука и педагогика». Московская консерватория, 4- 5 дек. 2000. - С. 38-43. -URL: http://docme.m/doc/1695768/bychkov-yu.n.-o-prirode-i-tipologn-muzykal ._nogo-soderzhaniya
23. Бычков, Ю. Н. Проблема смысла в музыке // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных / отв. ред. и сост. Ю. Н. Бычков. - М. Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1999. - Вып. 151. - С. 8-21.
24. Бянь, Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: Дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Мэн Бянь. - СПб., 1994. -140 с.
25. Валькова, В. Б. К вопросу о понятии «музыкальная тема» / В. Б. Валькова // Музыкальное искусство и наука. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 3. -С. 168-190.
26. Валькова, В. Б. Музыкальный тематизм. Мышление. Культура / В. Б. Валькова. - Н. Новгород: изд-во Нижегородского университета, 1992. -162 с.
27. Валькова, В. Б. Тематизм и драматургия концерта для скрипки с оркестром А. Шнитке / В. Б. Валькова // Проблемы музыкальной драматургии ХХ века: Тр. ГМПИ им. Гнесиных. - М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1983. Вып. 69. - С. 100-118.
28. Васильченко, Е. В. Китая музыка / Е. В. Васильченко // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - С. 250-251.
29. Ван, Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков: Автореф. дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Ин Ван. - СПб., 2009. - 23 с.
30. Ван, Шижан. Жанры камерно-вокальной лирики европейского типа в китайской музыке 1920-1940 гг. / Шижан Ван // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - URL: http://www.science-education.ru/122-20743
31. Вопросы музыкального содержания: Сб. тр. / РАМ им. Гнеси-ных. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1996. - Вып. 136. - 164 с.
32. Вопросы поэтики и семантики музыкального произведения: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных, УГИИ / отв. ред. Л. Н. Шаймухаметова. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1998. - Вып. 144. - 132 с.
33. Вэй, Яньгэ. Новая музыка Китая 20-40-х годов / Яньгэ Вэй // Китайская культура 20-40-х годов и современность. - М.: Наука, 1993. - С. 143-173.
34. Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века: Очерки / Л. Е. Гаккель. - Л.: Сов. композитор, 1976, 1990. - Изд. 1, 2. - 286 с.
35. Галицкая, С. П.; Плахова. А. Ю. Монодия: проблемы теории / С. П. Галицкая, А. Ю. Плахова. - М.: Academia, 2013. - 319 c.
36. Гнилов, Б. Г. Музыкальное произведение для фортепиано с оркестром как жанрово-композиционный феномен (классико-романтическая эпоха): Дис. ... док. искусств.: 17.00.02 / Б. Г. Гнилов. - М., 2008. - 446 с.
37. Го, Хао. История создания и образный строй концерта для фортепиано с оркестром «Горный лес» Лю Дуньнаня / Хао Го // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. науч. тр. - СПб.: Астерион, 2015. -Вып. 10. - С. 106-109.
38. Го, Хао. Концерт для фортепиано с оркестром «Река Хуанхэ»: аналитический экскурс / Хао Го // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. науч. тр.- СПб.: Астерион, 2016. - Вып. 11. - С. 95-102.
39. Го, Хао. Концерты для фортепиано с оркестром в творчестве китайских композиторов. Основные типологические черты / Хао Го // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 - URL: http://www.science-education.ru/131-23925 (дата обращения: 03.12.2015).
40. Го, Хао. Образы природы как творческий импульс в становлении китайского фортепианного концерта / Хао Го // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: Сб. науч. ст. - Кемерово: Кем-ГУКИ, 2016. - Вып. 3. - С. 90- 94.
41. Го, Хао. Роль программного элемента в китайском фортепианном концерте // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. науч. тр. / Хао Го. - СПб.: Астерион, 2017. - Вып. 12. - С. 174-178.
42. Горюхина, Н. А. Очерки по вопросам музыкального стиля и формы / Н. А. Горюхина. - Киев: Музична Украина, 1985. - 110 с.
43. Горюхина, Н. А. Эволюция сонатной формы / Н. А. Горюхина. -Киев: Музична Украина, 1970. - 316 с.
44. Григорьева, Г. В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в музыке ХХ века / Г. В. Григорьева. - М.: Музыка, 1995. - 90 с.
45. Давыдова, С. А. Предмет «Музыкальное содержание» в аспекте герменевтики: Дис. ... канд. пед. н.: 13.00.07 / С. А. Давыдова. - СПб., 2011. -204 с.
46. Данилевич, Л. В. Кабалевский Дмитрий Борисович / Л. В. Дани-левич // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Сов. энциклопедия, 1974. - Т. 2. - С. 922-925.
47. Дельсон, В. Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева / Ю. В. Дельсон. - М.: Сов. композитор, 1973. - 235 с.
48. Дельсон, В. Ю. Фортепианное творчество Шостаковича / Ю. В. Дельсон. - М.: Сов. композитор, 1971. - 246 с.
49. Демченко, А. И.; Демченко Г. Ю. Семиотика и семантика в музыкальной науке / А. И. Демченко, Г. Ю. Демченко // Музыкальная семиоти-
ка: перспективы и пути развития: Сб. ст. по материалам Международной научной конференции. - Астрахань, 2006. - Ч. I. - С. 12-19.
50. Денисов, А. В. Метаморфозы музыкального текста: Монография / А. В. Денисов. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 187 с.
51. Денисов, А. В. Семантика музыкального языка - лингвистический аспект проблемы / А. В. Денисов // Семантика музыкального языка: Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года. -М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - С. 46-51.
52. Долинская, Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке ХХ столетия / Е. Б. Долинская. - М.: Композитор, 2005. - 560 с.
53. Дрожжина, М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века: Дис. ... док. искусств.: 17.00.02 / М. Н. Дрожжина. - Новосибирск, 2005. - 346 с.
54. Друскин, М. С. Фортепьянные концерты Бетховена / М. С. Друскин. - Изд. второе, перераб. / М. С. Друскин. - М.: Музгиз, 1959. - 62 с.
55. Дуков, Е. В. Концерт в истории западноевропейской культур. Очерки социального бытия искусства / Е. В. Дуков. - М.: Ин-т искусствознания, 1999. - 242 с.
56. Задерацкий, В. В. Музыкальная форма. Учебник для специальных факультетов высших музыкальных учебных заведений / В. В. Задерац-кий. - М.: Музыка, 1995. - Вып. 1. - 541 с. - 2010. - Вып. 2. - 528 с.
57. Зароднюк, О. М. Жанр концерта в отечественной музыке 19801990 годов: Учебно-метод. пособие / О. М. Зароднюк. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородской гос. консерватории (академии) им. М. И. Глинки, 2012. - 48 с.
58. Зароднюк, О. М. Феномен концертного жанра в отечественной музыке 1980 - 1990 годов: Дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / О. М. Зароднюк. - Н. Новгород, 2006. - 232 с.
59. Инь, Фалу. Наши замечательные музыкальные традиции в китайской музыке / Фалу Инь // Статьи китайских композиторов и музыковедов / ред.-сост. Г. М. Шнеерсон. - М.: Гос. муз. изд-во, 1958. - С. 18-31.
60. Казанцева, Л. П. Основы музыкального содержания: Учебное пособие / Л. П. Казанцева. - Изд. 2-е, испр. - Астрахань, 2009. - 368 с.
61. Карпычев, М. Г. Содержание и форма как взаимопеременные функции в музыкальном искусстве / М. Г. Карпычев // Вестник музыкальной науки. - Новосибирск, 2014. - № 2 (4). - С. 66-72.
62. Карпычев, М. Г. Теоретические проблемы содержания музыки / М. Г. Карпычев. - Новосибирск: Изд-во Новосибирской гос. консерватории, 1997. - 68 с.
63. Кон, Ю. Г. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования / Ю. Г. Кон. - Л.: Сов. композитор, 1982. - 148 с.
64. Конен, В. Д. История зарубежной музыки / В. Д. Конен. - М.: Музыка, 1984. - Вып. 3. - 536 с.
65. Конен В. Д. Театр и симфония / В. Д. Конен. - М.: Музыка, 1975. - 291 с.
66. Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки ХУП-ХХ вв.: Учебное пособие / А. Ю. Кудряшов. - СПб.: Лань, 2006. - 432 с.
67. Кузнецов, И. К. Теоретические основы полифонии ХХ века: Исследование / И. К. Кузнецов; МГК им. П. И. Чайковского. - М.: НТЦ «Консерватория», 1994. - 282 с.
68. Курышева, Т.А. Камерный вокальный цикл в современной русской советской музыке / Т. А. Курышева // Вопросы музыкальной формы. -М.: Музыка, 1967. - Вып. 1. - С. 273-313.
69. Кюрегян, Т. С. Форма в музыке ХУП-ХХ веков. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1998. - 405 с.
70. Лазарева, Н. Семантическая роль цитаты и аллюзии в творчестве Д. Шостаковича / Н. Лазарева // Из прошлого и настоящего музыкальной культуры: Межвуз. Сб. ст. - Магнитогорск, 1997. - Вып. 5. - С. 82-102.
71. Лебедев, А. Е. Исполнительская интерпретация: опыт междисциплинарного исследования / А. Е. Лебедев // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Сб. ст. по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской гос. консерватории. - Астрахань: АИПКП, 2009. - С. 224-227.
72. Лебедев, А. Е. Концерт для баяна с оркестром в отечественном музыкальном искусстве. Процессы стилевой эволюции и принципы организации фактуры: Дис. ... док. искусств.: 17.00.09 / А. Е. Лебедев. - Саратов, 2013. - 507 с.
73. Лейпсон, Л. В. Музыкальный материал в творчестве представителей западноевропейского авангарда второй половины ХХ - начала XXI веков: от фонетической композиции к перформативности: Дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Л. В. Лейпсон. - Новосибирск, 2017. - 293 с.
74. Ли, Хуанъчжи. Творческий путь Сянь Синхая / Хуанъчжи Ли // О китайской музыке. Статьи китайских композиторов и музыковедов. - М.: Госмузиздат, 1958. - С. 120-142.
75. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года Т. Н. Ливанова. - М.: Музыка, 1982-1983. - Т. 1-11. - 405 с.
76. Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность / М. Н. Лобанова; МГК им. П. И. Чайковского. - М.: Сов. композитор, 1990. - 222 с.
77. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Ме-душевский. - М.: Композитор, 1993. - 265 с.
78. Михайлов, М. К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты / М. К. Михайлов. - Л.: Музыка, 1990. - С. 92-116.
79. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие / Е. В. Назайкинский. - М.: Владос, 2003. - 248 с.
80. Овсянкина, Г.П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины ХХ века: школа Д. Д. Шостаковича: Монография / Г. П. Овсянкина - СПб.: Композитор, 2004. - Кн. 1 - 320 е.; Кн. 2. - 130 с.
81. Орлов, Г. А. Советский фортепианный концерт / Г. А. Орлов. -Л.: Музгиз, 1954. - 212 с
82. Охалова, И.; Рыцлина, Л. Фортепианные концерты Бетховена и Рахманинова / И. Охалова, Л. Рыцлина // Вопросы музыкальной педагогики: Сб. ст. / ред.-сост. Е. М. Царева. - М.: Музыка, 1981. - С. 97-131.
83. Пан, Вэй. Особенности претворения программности в сонатно-циклических произведениях китайских композиторов / Вэй Пан // Вести Белорусской гос. академии музыки. - Минск, 2007. - №11. - С. 50-56.
84. Пичугина, Ю. Г. Личностное начало в композиции концерта XIX века / Ю. Г. Пичугина // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. - Астрахань, 2006. - С. 190-196.
85. Раабен, Л. Н. Инструментальный концерт: Исследование / Л. Н. Раабен. - СПб.: Композитор, 2006. - 160 с.
86. Раабен, Л. Н. Концерт / Л. Н. Раабен // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Сов. энциклопедия, 1974. - Т. 2. - С. 922.
87. Раабен, Л. Н. Скрипичные концерты эпохи барокко и классицизма / Л. Н. Раабен. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 126 с.
88. Раабен, Л. Н. Советский инструментальный концерт / Л. Н. Раа-бен. - Л.: Музыка, 1967. - Кн. I. - 305 с.
89. Раабен, Л. Н. Советский инструментальный концерт.1968-1975 / Л. Н. Раабен.- Л.: Музыка, 1975. - Кн. II.
90. Рахимова, Д. А. Ориентализм в творчестве С. В. Рахманинова: Автореф. дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Д. А. Рахимова. - СПб., 2011. - 19 с.
91. Рахимова, Д. А. Ориентализм в творчестве С. В. Рахманинова [Монография] / Д. А. Рахимова. - Волгоград, 2013. - 206 с.
92. Ручьевская, Е. А. Классические формы в музыке: Учебное пособие / Е. А. Ручьевская. - СПб.: Композитор, 1999. - 267 с.
93. Ручьевская, Е. А. Классические черты творчества / Е. А. Ручьевская // Музыкальная академия. - 1999. - № 1. - С. 146-151.
94. Ручьевская, Е. А. Мелодия сквозь призму жанра / Е. А. Ручьевская // Критика и музыкознание. - Л.: Музыка, 1980. - Вып. 2. - С. 35-38.
95. Ручьевская, Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения / Е. А. Ручьевская // Критика и музыкознание: Сб. ст. - Л.: Музыка, 1987. - Вып. 3. - С. 69-96.
96. Ручьевская, Е. А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки ХХ века / Е. А. Ручьевская // Современные вопросы музыкознания: Сб. ст. - М.: Музыка, 1976. - С. 36-43.
97. Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская. - Л.: Музыка, 1977. - 160 с.
98. Ручьевская, Е. А.; Кузьмина, Н. И. Цикл как жанр и форма / Е. А. Ручьевская, Н. И. Кузьмина // Форма и стиль: Сб. тр. / ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. - Л., 1990. - Ч. 2. - С. 129-174.
99. Семантика музыкального языка. Материалы международной научной конференции 27-28 февраля 2002 года / РАМ им. Гнесиных. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2004. - 283 с.
100. Синельникова, О. В. Концертный стиль Родиона Щедрина в начале XXI века / О. В. Синельникова // Музыкальная академия. - 2013 - №4. - С. 1-10.
101. Синельникова, О. В. Практика коллективного творчества композиторов в музыкальной культуре постмодерна / О. В. Синельникова // Проблемы музыкальной науки. - 2010. - № 2 (7). - С. 42-46.
102. Синельникова, О. В. Семантика цитаты или двойное кодирование в «Музыке андеграунда» Н. Корндорфа / О. А. Синельникова // Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации. Междун. науч-практич. конф. - Кемерово, 2009. - С. 192-209.
103. Синельникова, О. А. Семантическая функция цитаты в инструментальной музыке Р. Щедрина 80-90-х годов / О. А. Синельникова // Семантика музыкального языка. Материалы научной конференции 29- 31 марта 2005 года.- М.: РАМ им. Гнесиных. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2006. -Вып. 3. - С. 97-108.
104. Синельникова, О. А. Фортепианные концерты Родиона Щедрина и особенности современного исполнительства / О. А. Синельникова // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: Сб. ст. по материалам Межд. науч. конф. 6-9 апреля 2009 г. / под общ. и науч. ред. В. Р. Ириной-Коган. - М.: Человек, 2010. - С.481-499.
105. Скребкова-Филатова, М. С. Фактура в музыке / М. С. Скребко-ва-Филатова. - М.: Музыка, 1985. - 285 с.
106. Смирнова, М. В. Сопоставляя интерпретации. Размышления педагога-пианиста над страницами классической музыки / М. В. Смирнова. -СПб.: Сударыня, 2003. - 226 с.
107. Соколов, А. С. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества. Исследование / А. С. Соколов. - М.: Музыка, 1992. - 227 с.
108. Соловцов, А. А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова / А. А. Соловцов. - М.: Музыка, 1969. - 668 с.
109. Стогний, И. С. Музыкальная семантика и проблемы анализа музыкального содержания / И. С. Стогний // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация. Сб. науч. ст. . - Ростов-н / Д, 2006. - С. 136161.
110. Стогний, И. С. О семантической многомерности музыкального произведения / И. С. Стогний // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных / отв. ред. и сост. Ю. Н. Бычков. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1999. - Вып. 151. - С. 40-52.
111. Тараканов, М. Е. Инструментальный концерт / М. Е. Тараканов. Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство». - М.: Знание, 1986. - № 1.56 с.
112. Тараканов, М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке / Е. М. Тараканов. - М.: Сов. композитор, 1988. -272 с.
113. Тюлин, Ю. Н. и др. Музыкальная форма: Учебник для муз. училищ / Ю. Н. Тюлин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1974. - 359 с.
114. У, На. Фортепианная музыка Дин Шан Дэ: сопряжение китайской национальной традиции с современными приемами европейского письма: Дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / На У. - СПб., 2009. - 300 с.
115. Уткин, П. О. О концертировании и его формах в современной инструментальной музыке / П. О. Уткин // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970-х годов. - Л.: ЛГИТМиК, 1979. - С. 63-84.
116. Уткин, А. Н. Эстетические тенденции современной советской музыки и эволюция инструментального концерта / А. Н. Уткин // Материалы IV Всесоюзной конференции аспирантов вузов и НИИ Министерства культуры СССР. - Тбилиси, 1971. - С. 297-299.
117. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие / В. Н. Холопова; МГК им. П. И. Чайковского. - СПб.: Лань, 2001. -489 с.
118. Хоу, Юэ. Из истории китайского фортепианного искусства середины ХХ века / Юэ Хоу // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - №70. - С. 366-372.
119. Хуан, Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. Дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Пин Хуан. - СПб., 2008. - 160 с.
120. Цинь, Цинь. Лю Шикунь, Чжоу Гуанжэнь и У Цзузян: три лика современного музыкального искусства Китая (к проблеме универсализма творческой личности): Автореф. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Цинь Цинь. -СПб., 2013. - 24 с.
121. Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма / В. А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1974. - 243 с
122. Цуккерман, В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В. А. Цуккерман. - М.: Сов. композитор, 1970. - Вып. 1. - 559 с.
123. Цзо, Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае / Чжэньгуань Цзо. - СПб.: Композитор, 2014. - 336 с.
124. Цюй, Ва. Из истории коллективного творчества китайских композиторов в 60-70-е годы ХХ века / Ва Цюй //Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - Н. Новгород, 2012. - №4 (25). - С. 29-34.
125. Цюй, Ва. Китайский композитор Чу Ванхуа: творческий портрет на фоне фортепиано / Ва Цюй // Искусствознание: теория, история, практика. Научно-практический журнал. - Челябинск, 2014. - №2 (09). - С. 47-51.
126. Цюй, Ва. Современный китайский композитор Чу Ванхуа в зеркале его литературного наследия / Ва Цюй // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. -Тамбов: Изд-во Грамота, 2014. - № 10 (48). - Ч. 2 - С. 202- 205.
127. Цюй, Ва. Трактовка фортепиано в сочинениях современного китайского композитора Чу Ванхуа / Ва Цюй // Вопросы инструментоведения: Сб. ст. и материалов Восьмого международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения» (Санкт- Петербург, 2-4 декабря 2013 г.) / РИИИ; ред.-сост. О. В. Колганова и др., отв. ред. И. В. Мациевский. - СПб., 2014. - Вып. 9. - С. 237-241.
128. Цюй, Ва. Фортепианная транскрипция в Китае как форма отражения композиторской индивидуальности (на примере двух версий песни «Лю ян хэ» Ван Цзяньчжун и Чу Ванхуа) / Цюй Ва // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - Н. Новгород, 2010. - №2 (14). - С. 2427.
129. Цюй, Ва. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в контексте китайской музыки ХХ века: Дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Ва Цюй. - Ростов н / Д., 2015. - 233 с.
130. Шаймухаметва, Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы / Л. Н. Шаймухаметова. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1999. - 318 с.
131. Шаймухаметова, Л. Н. Музыкальная семиотика и практическая семантика: пути адаптации к музыковедческой науке / Л. Н. Шаймухаметова // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст. по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года: В 2-х частях.- Астрахань, 2006. - Ч. 1. - С. 78-86.
132. Шевляков, Е. Г. Стиль как динамичная система отношений / Е. Г. Шевляков / Стилевые искания в музыке 70-80-х годов ХХ века: Сб. ст. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. - Ростов н / Д., 1994. -С. 21-33.
133. Якубов, М. А. Б. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром / М. А. Якубов // Борис Александрович Чайковский. 1925 - 1996. Материалы к творческой биографии. - М.: Русское музыкальное товарищество «Купина», 1997. - С. 104-107.
Литература на китайском языке
134. Бао, Хойцяо. Невозможно изменить значение китайской культуры и ее влияние в моем сердце: интервью с проживающим в Австралии известным композитором и пианистом Чу Ванхуа / Хойцяо Бао // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2001. - Вып. 5. - С. 3-7.
ш тщж\штж-ш// ' 2001 щ
Ш 5 Ж 3-7
135. Ван, Юйхэ. История новой и современной китайской музыки / Юйхэ Ван. - Пекин: Изд-во народного искусства, 1994. - 365 с.
136. Бэйту. Онлайн энциклопедия [китайской музыки]. - URL: https://baike.baidu.com/item/
M^/4581843?fr=aladdin ФШ^
137. Ван, Люйхэй. 50 лет китайской фортепианной музыки. Обзор и перспективы / Люйхэй Ван. - Пекин: Народная музыка, 1999. - 120 с.
тж —аШ^ 1999^ rni20
ж
138. Ли, Цинь. «Красота весны» // Квалификации: Журнал. Конференция: резюме / Цинь Ли. - 2015. - Вып. 9.
2015.9^
139. Лю, Цзинчжи. История новой музыки Китая (обновленная версия) / Цзинчжи Лю. - Гонконг: Изд-во китайского университета, 2009. - 853 с.
2009. 853 м
140. Мин, Янь. Новая музыка Китая / Янь Мин. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2012. - 909 с.
ФШ^^-^Ж: ФШШ^ 2012.909Ж
141. Природа в китайской культуре и музыке [материалы рубрики] // Китайская музыка. - 2002. - № 3.
2002-тнад
142. Чень, Юйн. Китайская фортепианная музыка второй половины ХХ века: Учебное пособие для пед. университетов. / Юйн Чень.- Фуцзянь, 2006. - 234 с.
Шъ ШШШ 2006. 234Ж
143. Чу, Гэ. Премьера фортепианного концерта «Река Хуанхэ» в исполнении Инь Чэнцзуна и симфонии Чу Ванхуа «Шелковый путь» в Мельбурне / Гэ Чу // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2007. - Вып. 3. - С. 60.
ш^ошжт мзд^Й мт^йшш фШ
«дагж»'
2007 Щ Ш 3 Ж , 60 1°
144. Чу, Гэ. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в начале 60-х годов ХХ века / Гэ Чу // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2011. - Вып. 2. - С. 16-19.
^^о 20 Шй 60 ,А
й#&ШШ±'2011 ЩШ 2 Ж, 16-19 1°
145. Чу, Ванхуа. Как создавался фортепианный концерт «Река Хуанхэ» / Вахуа Чу // Литературная федерация Китая.- Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 1983. - Вып. 5. - С. 4-8.
(мт> // та
1995 Щ, Ш 05 Ж, 4-8 1°
146. Чу, Ванхуа. Размышления и надежды - о проблемах китайских фортепианных сочинений / Ванхуа Чу // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2007. - Вып. 6. - С. 29-30.
—^ТФВМЗДМШЗДШ// тщ&ж», АЙ
' 2007 Щ, Ш 06 Ж, 29-30 1°
147. Чу, Ванхуа. Исполнение «Реки Хуанхэ», превосходящее само произведение / Ванхуа Чу // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2013. - Вып. 8. - С. 10-17.
тттт» //
Ж, 2013 Щ, Ш 08 Ж, 10-17 1°
148. Лю, Лань. Эстетика китайской музыки / Лань Лю. - Пекин: Изд-во Вэньцзинь, 2006. -360 с.
2006 щ, 360 I"
149. Лю, Сяолун. Фортепиано моя профессия - интервью с известным пианистом Инь Чэнцзуном (Ч. 2) / Сяолун Лю // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2003. - Вып. 1. - С. 7-10.
- ШШЖШМжШШ (Т) // Ш^201 £
Ж) 2003 Щ, m 01 ж 7-10 I"
150. Лю, Сяолун. 60 лет развития фортепианного искусства Китая (Ч.
1) / Сяолун Лю // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2009. - Вып. 3.- С. 35-37.
М'ЬЖ- ФШМ^А^М 60 Щ(-) mш
2009 Щ, m 3 M, 35-37 I°
151. Лю, Сяолун. 60 лет развития фортепианного искусства Китая (Ч.
2) / Сяолун Лю // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2009. - Вып. 4.- С. 19-22.
М'ЬЖ- ФШМ^А^М 60 Щ(Г)mш 2009 Щ, m 4 M, 19-22, 31 I°
152. Лю, Сяолун. 60 лет развития фортепианного искусства Китая (Ч. 2) / Сяолун Лю // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2009. - Вып. 5.- С. 29-36.
М'ЬЖ- ФШМ^А^М 60 Щ(Н)mш
2009 Щ,т 5 M, 29-36 I«
153. Мин, Янь. Новая музыка Китая / Янь Мин. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2012. - 909 с.
Щ, 909 1 °
154. Чжан, Цзинь. Концерт фортепианных сочинений Ван Цзян-чжуна, Чу Ванхуа, Цуй Гигуана / Цзинь Чжан // Фортепианное искусство. -Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2012. - Вып. 4. - С. 49-53.
&ШШ± ' ^Ж ' 2012 Щ, m 4 M, 49-53 I°
155. Чжан, Шо. Сравнительный анализ интерпретации концерта «Река Хуанхэ», посвящается 40-летию со дня написания концерта / Шо Чжан // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2009. -Вып. 4. - С. 44-49.
(мт> -ШМЙЗД^Й« й»
40 ' 2009 Щ Ш 4 Ж
44-49 1 =
156. Чжао, Сяошэн. Санкт-Петербург - Пекин - Нью-Йорк - интервью с господином Инь Чэнцзуном // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 1996. - Вып. 6. - С. 4-9.
1996 Щ, Ш 6 Ж, 4-9 1°
157. Чжао, Сяошэн. Новый расцвет молодости - интервью с господином Лю Шикунем / Сяошэн Чжао // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 1997. - Вып. 1. - С. 6-9.
-// ««^Ж » , а
' ^Ж ' 1997 Щ, Ш 1 Ж, 6-9 1°
158. Чжоу, Гуанжэнь. Всемирно известный пианист Инь Чэнцзун / Гуанжэнь Чжоу // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2003. - Вып. 1. - С. 7-8.
^мадЛШж// ' ' ±Ж ' 2003
Щ, Ш 01 Ж, 7-8 1°
159. Чжоу, Минсунь. Многогранные фортепианные произведения китайских композиторов - форум «Развитие китайской фортепианной музыки 2013» / Минсунь Чжоу // Фортепианное искусство. - Пекин: Китайское народное муз. изд-во, 2013. - Вып. 8. - С. 6-9.
Шт«// ' ' ' 2013 щ, Ш 08 да, 6-9
Мо
Литература на английском языке
160. Jingzhi, Liu. A Critical history of New Music in China. - Hong Kong: Chinese University Press, 2010. - 911 р.
161. Flora Li-tsui Fu. Framing Famous Mountains: Grand Tour and Mingshan Paintings in Sixteencth century China. - Hong Kong: Chinese University Press, 2009. - 352 p.
Приложение Хронологическая таблица создания концертов для фортепиано с оркестром китайскими композиторами
Год создания Автор Название
1930-е гг. Цзян Вэнье (1910-1983) Концерт для фортепиано с оркестром
1940-е гг. (точно год создания неизв.) Чжан Сяоху (1914-1997) Концерт для фортепиано с оркестром
1958 г. Лю Шикунь (1939 г. р.) Хуан Сяофэй (г/ж неизв.), Пан Иминь (1942-1991) Сун Илинь (1939 г. р.) Концерт для фортепиано с оркестром «Молодежный»
1969 г. Инь Чэнцзун (1941 г. р.) Чу Ванхуа(1941 г. р.) Лю Чжуан (1932 г. р) Шэн Лихун (1926 г. р) Ши Шучэн (1946 г. р) Сюй Фэйсин(1946 г. р) Концерт для фортепиано с оркестром «Река Хуанхэ»
1973 г. Чу Ванхуа (1941 г. р.) Чэй Пэйсюнь( 1922-2006) Концерт для фортепиано с оркестром «Интернационал»
1975 г Чу Ванхуа (1941 г. р.) Чжу Гуньи (1928 г. р.) Ян Цзюнь (1963) Концерт фортепиано с оркестром «Дочь Южно-Китайского моря»
1979 г Лю Дуньнань (1940 г. р.) Концерт для фортепиано с оркестром «Горный лес»
1984 г. Хуан Анлон (1949 г. р.) Концерт g-moll для фортепиано с оркестром
1985 г. Чжао Сиошинь (1945 г. р.) Концерт для фортепиано с оркестром «Божий дух»
1986-1987 гг. Ду Минсинь (1928 г. р.) Концерт для фортепиано с оркестром «Красота весны»
1987 г. Чу Ванхуа (1941 г. р.) Концерт№ 2 для фортепиано с оркестром
1980 - 90-е гг. (точная дата создания неизв.) Дин Шан Дэ (1911-1995) Концерт В-ёиг для фортепиано с оркестром
1980-90-е гг. (точно дата создания неизвестна) Жао Юиян (1933-2010) Концерт для фортепиано с оркестром. «Посвящается подросткам»
1980-90-е гг. (точно дата создания неизв.) Сюй Цзисинь (г/р неизвестен, преподает в Шанхайской консерватории) Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
1995 г. Тан Дун (1957 г. р.) Концерт для фортепиано с оркестром
1991 гг. Ду Минсинь (1928 г. р.) Концерт для фортепиано с оркестром № 2
2002 гг. Ду Минсинь (1928 г. р.) Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
2004 г. Чу Ванхуа (1941 г. р.) Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.