Творческий облик Алексея Наседкина – пианиста, педагога, композитора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Тверитина Елена Владимировна

  • Тверитина Елена Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 200
Тверитина Елена Владимировна. Творческий облик Алексея Наседкина – пианиста, педагога, композитора: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки». 2019. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тверитина Елена Владимировна

Введение

Глава I. Исполнительское искусство Алексея Наседкина

1.1. Этапы творческого пути и репертуарные предпочтения

1.2. Особенности исполнительского почерка

Глава II. Педагогическая деятельность Алексея Наседкина

2.1. Основы творческого взаимодействия с учениками

2.2. Работа в классе над пианистическим мастерством

2.3. Принципы работы над Первым концертом для фортепиано

с оркестром П. И. Чайковского

Глава III. Композиторское творчество Алексея Наседкина

3.1. Характеристика наследия

3.2. Фортепианные сочинения малой формы

3.3. Сочинения крупной формы

Заключение

Список литературы

ТОМ II

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческий облик Алексея Наседкина – пианиста, педагога, композитора»

ВВЕДЕНИЕ

Повышенное внимание к одарённым в нескольких областях музыкантам всегда находилось на пике интереса учёных. Оно стало приметой и сегодняшнего времени. Среди таких личностей особое место по праву принадлежит Народному артисту РСФСР Алексею Аркадьевичу Наседкину (1942-2014), чьё имя неразрывно связано с Московской консерваторией. Его творчество, органично объединившее исполнительскую, педагогическую и композиторскую деятельность, совпало с очень непростым периодом культурной жизни страны.

Начавшись в 60-е годы XX столетия, в момент расцвета творческой интеллигенции, когда советская фортепианная школа имела передовые позиции в мировом музыкальном пространстве, а исполнитель выполнял просветительскую и гуманистическую миссию, творческий путь музыканта завершился уже в XXI веке с новым ощущением скорости жизни и новыми идеалами. Однако все произошедшие перипетии не смогли изменить профессиональные и духовные ценностные ориентиры А. Наседкина и кардинально развернуть его академическое классико-романтическое кредо в сторону авангарда и постмодернизма. В одном из отзывов 90-х годов справедливо отмечено, что «стиль его (А. Наседкина - Е. Т.) исполнения нетипичен для нашего нервного времени»1. Музыканту были чужды крайности в искусстве, а в творчестве неприемлемы суета и чрезмерная аффектация, эпатаж. Напротив, творческие ориентиры пианиста-педагога-композитора были связаны с раскрытием интеллектуального и психологического подтекста музыки, а внутренняя интеллигентность и высоконравственные основы обусловливали эмоциональную сдержанность и благородство, проявившиеся во всех областях деятельности.

1 См. «Комсомолец Узбекистана» от 11 апреля 1990 г. (Приложение I, с. 132).

Отсутствие временной дистанции (музыкант ушёл из жизни в 2014 году) представляет особую сложность для осмысления масштаба личности, а также объёма и содержания оставленного им духовного и профессионального наследия. Непрекращающаяся эволюция музыканта, рождающая новые творения в разных областях творчества, до сих пор вызывает множество нераскрытых вопросов. При этом парадокс заключается в том, что одни стороны творческого таланта пользуются явным предпочтением со стороны музыкантов и учёных, тогда как другие остаются незамеченными. Так, по отношению к Наседкину-пианисту сложилось клише вундеркинда, рано проявившего музыкальную одарённость. Несмотря на богатую репертуарную палитру пианиста, рецензенты традиционно отмечали его успехи лишь в исполнении сочинений Ф. Шуберта, П. Чайковского и С. Рахманинова. Кроме того, за Наседкиным закрепилась слава эмоционально-закрытого, «холодного» исполнителя и недооценивалось влияние композиторского мышления на исполнительский почерк музыканта.

Явно недостаточным было исследовательское внимание и к педагогической сфере деятельности Наседкина. Несмотря на то, что его класс закончили более пятидесяти ярких и талантливых пианистов, составляющих на данный момент «цвет» русской фортепианной традиции, его имя не вписано в один ряд с выдающимися отечественными педагогами. Так, в современных исследованиях, освещающих панораму педагогических фортепианных школ второй половины XX века, имя Алексея Наседкина упоминается лишь в качестве ученика Г. Г. Нейгауза2. Вместе с тем, музыкант был одним из талантливых и, возможно, последних педагогов «старой» московской школы.

Ещё в меньшей степени освещена и изучена композиторская деятельность, которую А. Наседкин считал ключевой в своей творческой орбите. И в этом направлении очевидны лакуны, требующие научного ос-

См., к примеру, монографию Е. Н. Федорович «Русская пианистическая школа как педагогический феномен» (2014) [186].

мысления. Различные в жанровом отношении, интересные по драматургическим решениям и «свежие» по музыкальному языку опусы объёмного авторского наследия пианиста-композитора, к сожалению, не часто звучат на концертных площадках . Часть из них совсем неизвестны слушателю, поскольку до сих пор не были изданы. А, между тем, фортепианные и камерно-инструментальные сочинения Наседкина заслуживают пристального исследовательского внимания и счастливой сценической судьбы.

Таким образом, назрела потребность обобщения и научного осмысления особенностей творческого облика Алексея Наседкина. В настоящей работе осуществляется попытка воссоздать целостный портрет уникального музыканта, своеобразие которого проявляется в нескольких аспектах: исполнительстве, педагогике, композиторской и просветительской деятельности. Взаимодействие названных граней в одной творческой личности, на наш взгляд, является сложным и, вероятно, безграничным процессом, и представляет самостоятельную проблему для научного постижения.

Естественные и органичные для Наседкина творческие проявления существовали в постоянной полифонии, актуализируя ту или иную профессиональную линию в одно или разное время. Для того чтобы приблизиться к пониманию творческого процесса, его наполнения и темпоритма, необходимо, с одной стороны, выявить периоды творческой деятельности (активности) музыканта, а с другой, - рассмотреть его облик как единый «текст» в тесной связи с личностными качествами. Важно показать объём личности Наседкина, на наш взгляд, во многом недооценённый современниками, осмыслить и сделать достоянием научной и широкой музыкальной общественности творческие достижения одного из выдающихся предста-

Отметим, что некоторые пьесы из Детского альбома и Прелюдии звучат с концертной эстрады в качестве обязательных на исполнительских конкурсах (им. А. Д. Артоболевской и им. А. Наседкина). Крупные же сочинения (сольные и камерные сонаты) находятся несколько в «тени», их можно услышать лишь на концертах, посвя-щённых памяти артиста в тесном профессиональном кругу.

вителей отечественной фортепианной (исполнительской, педагогической) и композиторской школы.

Отдельной исследовательской проблемой становится определение роли каждой из ипостасей в синтезе творческого дарования музыканта. Продолжают открываться некоторые архивные документы, таящие в себе массу интересных фактов. Вместе с тем, ещё живы свидетели этого уникального явления, способные поделиться впечатлениями от общения, профессионального сотворчества с музыкантом и дать свою оценку его многогранной деятельности. Названные факторы выявляют актуальность и своевременность данного исследования.

Исследовательский вектор в работе направлен на раскрытие творческого облика Наседкина, под которым понимается совокупность исполнительских, педагогических и композиторских достижений музыканта. Обращаясь к трём разнонаправленным, но, безусловно, взаимосвязанным граням таланта мастера, мы будем применять термин почерк в его переносном, но общеупотребительном значении - индивидуальная манера, характерные черты. В этой связи, пианизм в работе рассматривается как профессиональное мастерство пианиста-исполнителя, его ремесло, сосредоточенное в особенностях артикуляции, звукоизвлечения и звуковедения, педализации и виртуозной техники. При обращении внимания на дар Наседкина-наставника будет использоваться понятие педагогическая концепция, которое вмещает в себя не только узко-профессиональные - педагогические методы и приёмы, используемые музыкантом в индивидуальном фортепианном классе, но и психологию со-творчества, особенности личностных взаимоотношений с учениками и духовно-интеллектуальный тезаурус учителя.

Степень изученности темы. Нельзя не заметить, что личность Наседкина не была обделена вниманием прессы и общества. Вместе с тем, его творчество в целокупности составляющих его дарований до сих пор не яв-

лялось приоритетом исследований отечественных музыковедов. Накопленные к настоящему времени факты, сведения, отзывы, рецензии журналистов содержат ценные эмпирические отклики, живые впечатления от выступлений пианиста. Подобные наблюдения дают возможность задержать «взгляд» на отдельных творческих гранях музыканта и основания для дальнейшего изучения его многомерного таланта. Их авторами явились как известные музыканты и учёные (Г. М. Цыпин [206-210], Е. Б. Долинская [57], Э. П. Казанджан [68]), так и авторы-инкогнито (к примеру, аноним «Музыкант» в периодическом издании «Советская музыка» [81, 82]). В этой связи, сформировалась необходимость в их предварительном научном осмыслении и обобщении.

Первые отклики о Наседкине появились в периодической печати ещё в конце 50-х, начале 60-х годов, в связи с его яркой заявкой в исполнительстве. Заметка Л. Архиповой «Моцарт? Нет, Алёша Наседкин»4 констатировала появление нового таланта. Отзывы Ю. Цодикова и Н. Горлова в «Днепровской» и «Московской правде», соответственно5, также привлекли общественное внимание к молодому дарованию: в них очерчивались перспективы дальнейшего творческого пути пианиста.

Отдельного внимания заслуживают рецензии на конкурсные выступления пианиста. Их авторы, известные музыканты - члены жюри II конкурса им. П. И. Чайковского (1962) - Б. Зайдельхофер, Ф. Музыческу и Я. Флиер6 подчёркивали «вдумчивый и серьёзный талант» Наседкина-пианиста. Отзывы 60-х-начала 80-х годов в периодических изданиях («Советская музыка», «Советская культура»), а также в республиканских газетах («Советская Киргизия», «Советская Литва») содержали факты, и сведения, дополняющие деталями исполнительский облик музыканта. Наблюдения Л. Новиковой, Е. Богатырёвой, А. Анисимова, Н. Афониной,

4 См. «Комсомольскую правду» от 29.01.1958 г. (Приложение I, с.14-15).

5 См. «Днепровскую правду» от 19.05.1960 г. и «Московскую правду» от 19.12.1961 г. (Приложение I, с. 123 и 16, соответственно).

6 См. «Советскую культуру» от 8.05.1962 г. (Приложение I, с. 17-18).

Е. Пивоваровой, В. Пасхалова отражали живые впечатления от концертов Наседкина .

Следующая попытка более детального «знакомства» с искусством музыканта была предпринята в сборнике материалов «Алексей Наседкин. Пианист, педагог, композитор» под редакцией М. Г. Соколова [5]. Здесь в интервью с составителем сборника впервые «прозвучала» прямая речь выдающегося пианиста о его взглядах на искусство в целом, а в единственной статье Алексея Наседкина «Об интерпретации Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского» - исполнительские комментарии, позволяющие частично раскрыть педагогические принципы музыканта. Кроме того, в сборник вошёл очерк музыковеда И. В. Лихачёвой о композиторском творчестве пианиста. Таким образом, труд М. Г. Соколова стал первой попыткой обозначить три грани дарования Наседкина.

В связи с тем, что 2000-е годы отмечены интенсивной педагогической работой Алексея Наседкина в фортепианном классе, появились отклики учеников Наседкина, статьи к памятным датам музыканта (к 65-летию - [176] и к 70-летию - [177, 178]), а спустя десятилетие - воспоминания коллег-соучеников артиста, отдававших дань уже ушедшему другу [68]. В них запечатлены отдельные грани уникальной личности и музыканта. В этой связи особую ценность для настоящего исследования представляют воспоминания Н. А. Сухаревич8 о со-творческой обстановке в классе и пианистической «мастерской» учителя [179]. Автор приходит к важному выводу о цельности творческой натуры Наседкина - человека-исполнителя-педагога.

Очевидно, что в различных по жанру изданиях при явном внимании к исполнительской грани таланта Наседкина, реже - педагогической, композиторская ипостась, и, особенно, совокупность трёх аспектов дарования

См. Приложение I, с. 125-131.

Наталья Сухаревич - пианистка, лауреат международных конкурсов. Ученица Наседкина (2001-2007).

музыканта затрагивались лишь эпизодически и недостаточно глубоко. Таким образом, специальных исследовательских трудов, раскрывающих «тройной» талант Наседкина пока не существует. Кроме того, до сих пор не проведена периодизация творчества музыканта и не выявлена степень соотношения разных направлений творчества.

Объектом исследования стал феномен автора в единстве составляющих его многообразных областей творчества.

Предмет - исполнительская, педагогическая и композиторская деятельность Алексея Наседкина в их взаимосвязи.

Цель - системно рассмотреть различные грани деятельности Алексея Наседкина, формирующие целостное представление о специфике его творческой личности.

В соответствии с поставленной целью обозначились и задачи исследования:

- провести периодизацию творчества Алексея Наседкина по выработанным критериям в опоре на теорию стадиальности;

- определить характер проявления и логику взаимодействия сторон дарования музыканта в разные периоды творчества, формирующие творческий облик А. Наседкина;

- обозначить главные профессиональные приоритеты А. Наседкина в исполнительском, педагогическом и композиторском видах творчества, определяющие целокупность его личности;

- выявить особенности концертного творчества, репертуарных предпочтений и исполнительского почерка музыканта;

- определить методы и приёмы работы А. Наседкина с учениками в классе фортепиано, образующие его педагогическую концепцию;

- изучить доминирующие в композиторском творчестве А. Наседкина стилевые, жанровые и композиционные особенности опусов в обусловленности и направленности на исполнительскую деятельность.

Заявленная тема, основанная на переплетении и взаимодействии разных творческих ипостасей Алексея Наседкина, обусловила широту взглядов и методологических подходов. Методология исследования, таким образом, основана на пересечении исторического, теоретического, источниковедческого и культурологического подходов. Здесь также нашли применение основы психологии творчества и научные идеи анализа музыкального содержания.

Среди многочисленных источников наиболее близкими к заявленной теме стали работы отечественных исследователей, в которых рассматривается феномен творческой личности с позиции взаимодействия составляющих её линий. Среди них работы Л. П. Казанцевой [70, 71], Е. И. Перервы [138], Н. О. Погадаевой [140], И. Е. Покровской [141], Н. Б. Пушиной [144], Н. П. Ручкиной [151], Р. Р. Шайхутдинова [213], О. А. Якуповой [217].

Для изучения особенностей дарований и специфики проявления многогранной личности Алексея Наседкина полезными оказались труды по психологии творчества (М. П. Блинова [20]) и психологии музыкальной деятельности (Г. М. Цыпин [208]).

Предпринятая в работе попытка осуществить периодизацию творческого пути Алексея Наседкина вызвала необходимость обратиться к теории стадиальности, разработанной в трудах Г. В. Григорьевой [51], М. С. Кагана [67], Ю. М. Лотмана [94], Е. Р. Скурко [162]. В этой связи обозначаются «сквозные» для различных периодов творчества музыканта параметры:

• роль культурологической ситуации;

• традиции московской профессиональной школы в различных областях деятельности Алексея Наседкина;

• ведущая на всех стадиях творчества музыканта сфера деятельности и своеобразная точка притяжения интересов - исполнительское искусство;

• принципы взаимодействия составляющих творческий облик Алексея Наседкина видов исполнительской, педагогической и композиторской деятельности. На основе выведенных критериев были определены три этапа-периода творчества Алексея Наседкина: становления, расцвета и зрелости.

Постижение специфики исполнительского облика Наседкина потребовало обращения к фундаментальным трудам по истории и теории пианизма. Исследования А. Д. Алексеева [4], Л. Е. Гаккеля [40-42],

B. С. Грицевича [52], А. М. Меркулова [110, 111], В. П. Чинаева [211] способствовали прояснению направлений и динамики развития общей картины фортепианной культуры советского и пост-советского пространства, частью которой являлся А. Наседкин. Необходимый объём информации по типологии исполнительских стилей предоставили «портреты» выдающихся пианистов современности, созданные Л. Г. Григорьевым и Я. М. Платеком [168], В. Ю. Дельсоном [55, 56], Д. А. Рабиновичем [145147], С. М. Хентовой [194, 195].

Для исследования исполнительского и педагогического почерка А. Наседкина важными стали методологические основания, сложившиеся в работах отечественных музыкантов-педагогов и корифеев исполнительского искусства: Г. М. Когана [74, 75], Е. Я. Либермана [91], Г. Г. Нейгауза [130-133], Л. Н. Оборина [135], С. И. Савшинского [153, 154],

C. Е. Фейнберга [187, 188].

Изучение тесно связанных исполнительских и педагогических принципов Наседкина осуществлялось в опоре на труды, посвящённые традициям воспитания «универсального музыканта» в стенах Московской консерватории. При этом важными стали работы А. А. Семецкого [156],

Л. Г. Суховой [180, 181], Е. Н. Федорович [185, 186], изучающие становление и развитие отдельных исполнительских школ, а также справочно-юбилейные издания Центральной музыкальной школы9 [200] и Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского10 [113, 114]. Они дают возможность охарактеризовать творческую атмосферу формирования профессиональных и человеческих свойств личности Наседкина.

Исследование музыкального содержания и организации музыкальной материи опусов композитора привело к необходимости опереться на труды отечественных музыковедов. Среди них - работы в области теории тематизма, принадлежащие В. П. Бобровскому [21, 22], В. Б. Вальковой [31, 32], В. Н. Холоповой [197] и теории музыкального жанра М. Г. Арановского [8-10], А. Г. Коробовой [83], Е. В. Назайкинского [119], О. В. Соколова [170], А. Н. Сохора [172], М. С. Старчеус [174], В. А. Цуккермана [202-204]. Изучение композиторского почерка обусловило обращение к теории музыкального стиля (работы М. Н. Лобановой [93], М. К. Михайлова [111], Е. В. Назайкинского [118]).

Материал исследования. Важную, но немногочисленную часть настоящего исследования составили интервью музыканта в периодической печати, на радио и телевидении. Здесь факты представлены в первозданном виде, от «первого лица». Эти материалы позволяют понять позицию музыканта по отношению к самому себе, миру, искусству. Дополняют картину встречи автора работы с учениками Алексея Наседкина, которые были непосредственно вовлечены в «орбиту» выдающегося музыканта. Благодаря состоявшимся интервью с Т. Николаевой-Солдатенковой (2016, 2017, 2018), Е. Март-Яцюк (2018), Д. Чефановым (2017), а также с вдовой музыканта - Т. Л. Наседкиной11 (2017) более рельефно проявились некоторые факты биографии музыканта, отдельные черты исполнительского по-

9 Далее - ЦМШ.

10Далее - МГК

11 Татьяна Львовна Наседкина - пианистка, выпускница Московской консерватории (класс Т.П. Николаевой). Концертмейстер МГК.

черка и приёмы работы над музыкальным произведением в фортепианном классе.

Прямым источником, «иллюстрирующим» исполнительский почерк Наседкина, стали аудиозаписи его концертных (в залах МГК) и студийных (фирма «Мелодия») выступлений. В свою очередь немногочисленные видеоматериалы мастер-классов профессора позволили приблизиться к его педагогической мастерской.

Отдельный корпус документов в диссертации составляют уникальные архивные материалы, обнаружение и обнародование которых принад-

12

лежит автору работы. Отметим три вида документации12, используемой при детальном изучении исполнительской, педагогической и композиторской деятельности Алексея Наседкина:

- официальная архивная документация - документы законодательного происхождения, составленные определённым способом, по определённой форме и приобретшие статус архивного документа, как материалы, подлежащие хранению в силу историко-культурной ценности. Это списки и протоколы конкурсных выступлений пианиста, афиши и программы его сольных концертов, характеристики из Личного дела для получения Наседкиным учёного звания «Доцент» и «Профессор», телеграммы. Уникальность официальной документации заключается в том, что она даёт возможность увидеть события творческой жизни музыканта в их первозданном виде;

- документы личного происхождения, написанные или напечатанные в свободной от регламента форме (Автобиография, лист о научно -методической деятельности из Личного дела, статья «Об интерпретации Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского»). Ценность указанных документальных источников состоит в том, что они со-

12

Автор опирается на типологию архивных документов, представленную в исследовательской работе Е. Е. Полоцкой [142, 20-25].

держат в себе личностно окрашенную информацию относительно предмета изучения;

- рукописи музыкальных сочинений, с которыми автору удалось познакомиться благодаря личным архивам учеников - Т. Николаевой-Солдатенковой и М. Кулагина. Эта часть композиторского наследия Наседкина не опубликована. Тем больший исследовательский интерес представляет так называемый «чистый» текст, без редакторских унифицирующих «одежд». Такие документы, по словам Л. П. Казанцевой, дают некоторые представления о «личностных свойствах человека как составном элементе автора биографического и как предпосылке формирования автора художественного» [70, 15].

Отдельную «нишу» среди материалов, привлечённых в работе, зани-

13

мает графологическая экспертиза почерка А. Наседкина , инициированная автором диссертации в 2018 году. На основании Автобиографии композитора и фрагмента его рукописи Сонаты для скрипки и фортепиано экспертом Т. В. Ивковой из Института графоанализа Инессы Гольдберг (г. Екатеринбург) было сделано развёрнутое описание психотипа Наседкина. Оно помогло сформировать представление о глубинных истоках его многообразного творчества и феномене личности, проявляющемся в разных областях дарования.

Преобладающее большинство материалов вводится в научное пространство впервые. Часть из них помещена в Приложения.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что здесь впервые в отечественном музыковедении осуществлено комплексное исследование творческой деятельности Алексея Наседкина.

В настоящей работе:

- впервые проведена периодизация творчества Алексея Наседкина;

13

См. Приложение II, с. 186.

- систематизирована и изучена разрозненная информация об участии пианиста в исполнительских конкурсах;

- в научный обиход введены и исследованы новые, не открытые и не исследованные ранее архивные материалы, связанные с артистической и педагогической линиями жизни музыканта;

- на основании графологической экспертизы создан психологический портрет музыканта;

- собраны и систематизированы сведения об учениках фортепианного класса А. Наседкина;

- впервые в исследовательское «поле» включены и изучены рукописи фортепианных и камерно-инструментальных сочинений А. Наседкина;

- выявлены сквозные ценностные установки творчества музыканта, проявляющиеся в исполнительской, педагогической и композиторской деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

- творчество Алексея Наседкина - пианиста, педагога, композитора и общественного деятеля является значимой страницей в летописи отечественной музыкальной культуры второй половины ХХ -XXI века;

- творческой доминантой, определившей другие виды деятельности музыканта, стало исполнительское искусство: сквозь призму творения фортепианным звуком отобразилось мировосприятие склонного к интроспекции и духовно-нравственным исканиям музыканта; талант фортепианной импровизации и воображение за инструментом явились побудительным стимулом композиции, а безупречное владение многообразием тембровых возможностей фортепиано и дар наставника определили вектор педагогического мастерства;

- звукозаписи, афиши, программы сольных и камерных выступлений артиста отражают репертуарную динамику и эволюцию его исполнительского стиля, проявившуюся в расширении средств художественно-

звуковой палитры от ярких контрастов к тончайшим полутонам и обретении сценической свободы для отображения утончённо-возвышенных эмоциональных состояний;

- педагогическая деятельность А. Наседкина органично продолжила традиции московской фортепианной школы, поскольку основана на принципах сотворчества и направлена на духовное воспитание целостной художественно многогранной личности музыканта-профессионала;

- в сочинениях с участием фортепиано наиболее отчётливо воплотились особенности исполнительского дарования и авторского стиля Алексея Наседкина, его мировоззренческие и эстетические идеалы, а также свойства личности, сформированные высокопрофессиональной школой и атмосферой «шестидесятых».

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные в ходе научной работы выводы помогают сформировать более полное представление об отечественной фортепианной школе второй половины ХХ-начала XXI веков и её ярких представителях. На основании систематизированной в работе информации, собранных архивных материалов и осуществлённых выводов могут проводиться дальнейшие исследования по современной музыке, музыкальной педагогике, истории и теории пианизма. Аналитические материалы могут быть включены в лекционные курсы и практические занятия по ряду вузовских дисциплин, таких как «История фортепианного искусства», «История отечественной музыки ХХ века», «Методика преподавания специальных дисциплин в ВУЗе», «Музыкальная форма» и др.

Результаты исследования, адресованные музыкантам-практикам и педагогам класса фортепиано, расширят репертуарные возможности концертной и конкурсной деятельности современных инструменталистов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тверитина Елена Владимировна, 2019 год

- 19 с.

104. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки [Текст] /

B.В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 264 с.

105. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 256 с.

106. Мельникова, Н.И. Музыкант-виртуоз эпохи романтизма как социокультурное явление: уч. пособие [Текст] / Н.И. Мельникова. - Магнитогорск, 2005. - 70 с.

107. Мельникова, Н.И. Фортепианное исполнительское искусство как культуротворческий феномен: монография [Текст] / Н.И. Мельникова; Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. - Новосибирск, 2002. -232 с.

108. Меркулов, А.М.К вопросу о стилевой специфике отечественной пианистической школы [Текст] / А.М. Меркулов // Фортепианная культура России: история и современность (Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация): сб. статей и материалов / науч. рук. проекта В.П. Чинаев; отв. ред. С.В. Грохотов. - М.: Московская консерватория, 2016. - С. 112-132.

109. Меркулов, А.М. Русская фортепианная исполнительская школа или школы? (к постановке проблемы) [Текст] / А.М. Меркулов // Фортепиано. - 2014. - № 1-2. - С. 28- 31.

110. Мильштейн, Я.И. Константин Николаевич Игумнов [Текст] / Я.И. Мильштейн. - М.: Музыка, 1975. - 471 с.

111. Михайлов М. К. Стиль в музыке [Текст] / М.К. Михайлов. - М.: Музыка, 1981. - 261 с.

112. Москалец Ю. В. Русская фортепианная соната рубежа XIX-XX столетий в атмосфере художественных исканий эпохи [Текст]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ю.В. Москалец. - М., 2004. -28 с.

113. Московская консерватория: материалы и документы: в 2 т. [Текст] / МГК им. П.И. Чайковского, ГЦММК им. М.И. Глинки. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - Т. 1.-128 с.: ил.; Т. 2. -392 с.

114. Московская консерватория 1866-1991: альбом [Текст] / автор, сост. и ред. Г.А. Прибегина. - М.: Музыка, 1991. - 239 с.

115. Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений [Текст]. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 543 с.

116. Мурадян, Г.В. Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры [Текст]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Г. В. Мурадян. - Ростов-на-Дону, 2014. - 26 с.

117. Мурадян, Р.М. К 70-летию А.А. Наседкина [Текст] / Р.М. Мурадян // Музыка и время. - 2013. - №6. - С. 14-15.

118. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988. - 254 с.

119. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.

120. Наседкин, А.А. Детский альбом [Ноты] / А.А. Наседкин. - М.: Престо, 1997. - 31 с.

121. Наседкин, А.А. Медведь играет на фаготе [Ноты] / А.А. Наседкин // Современный пианист: учебное пособие для начинающих / общ. ред. М.Г. Соколова. - М.: Музыка, 1976. - С. 10.

122. Наседкин, А.А. Об интерпретации Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского [Текст] / А.А. Наседкин // Алексей Наседкин. Пианист, композитор, педагог / сост. М.Г. Соколов. - М.: Музыка, 1983. - С. 61-72.

123. Наседкин, А.А. Семь прелюдий для фортепиано [Ноты] / А.А. Наседкин. - М.: Музыка, 2012. - С. 39-56.

124. Наседкин, А.А. Соната [Ноты] / А.А. Наседкин // Концертные пьесы советских композиторов для фортепиано. Вып 3. - М.: Музыка, 1973. - С. 53-76.

125. Наседкин, А.А. Соната-баллада [Ноты] / А.А. Наседкин // Концертные пьесы советских композиторов для фортепиано. Вып. 2. - М.: Музыка, 1972. - С. 41-57.

126. Наседкин, А.А. Соната для гобоя и фортепиано [Ноты] / А.А. Наседкин. - М.: Музыка, 1984. - 31 с.

127. Наседкин, А.А. Соната для контрабаса и фортепиано [Ноты] / А.А. Наседкин // Произведения советских композиторов для контрабаса и фортепиано. Вып. 2 / ред.-сост. Р. Габдуллин. - М.: Сов. композитор, 1981. - С. 36-66.

128. Наумов, Л.Н. Воспоминания, размышления [Текст] / Л.Н. Наумов // Музыкальное обозрение. - 2000. - № 2. - С. 5.

129. Нгуен Тхи Ким Нган, Михаил Сергеевич Воскресенский - выдающийся музыкант современности [Текст]: автореф. дис. ...канд. искусствоведения: 17.00.02 / Нгуен Тхи Ким Нган. - М., 2018. - 23 с.

130. Нейгауз, Г.Г. Композитор - исполнитель [Текст] / Г.Г. Нейгауз // Размышления, воспоминания, дневники. - М.: Сов. композитор, 1975. -С.197-206.

131. Нейгауз, Г.Г. О последних сонатах Бетховена [Текст] / Г.Г. Нейгауз // Вопросы фортепианного исполнительства / сост. и общ. ред. М.Г. Соколова. - М.: Музыка, 1968. - Вып. 2. - С. 13- 22.

132. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога [Текст] / Г.Г. Нейгауз. - 5-е изд. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.

133. Нейгауз, Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники [Текст] / Г.Г. Нейгауз. - М.: Сов. композитор, 1975. -526 с.

134. Немировская, И.А. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX - первой половины XX веков

[Текст]: автореф. дис. .д-ра искусствоведения: 17.00.02 / И.А. Немировская. - Магнитогорск , 2011. - 48 с.

135. Оборин, Л.Н. Статьи, воспоминания. К семидесятилетию со дня рождения [Текст] / Л.Н. Оборин; сост. и общ. ред. М.Г. Соколова. - М.: Музыка, 1977. - 222 с.

136. Обухова, Л.Ф.Детская психология. Теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - Изд. 3-е, стереотип. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.

137. Овсянкина, Г.П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины XX века: школа Д.Д. Шостаковича [Текст]: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Г.П. Овсянкина. - Новосибирск, 2004.

- 44 с.

138. Перерва, Е.И. Творческая деятельность С. Л. Доренского и традиции русской исполнительской школы [Текст]: дис. .канд. искусствоведения: 17.00.02 / Е.И. Перерва. - М., 2015. - 218 с.

139. Платонова, А.А. Художественно-педагогические принципы М.И. Гринберг в контексте традиций отечественной фортепианной школы [Текст]: автореф. дис. ...канд. искусствоведения: 17.00.02 / А.А. Платонова.

- Саратов, 2018. - 27 с.

140. Погадаева, Н.О. Фёдор Серафимович Дружинин - исполнитель, педагог, композитор [Текст]: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Н.О. Погадаева. - Саратов, 2009. - 23 с.

141. Покровская, И.Е. Особенности фортепианного стиля А. С. Аренского в контексте взаимодействия композиторского и исполнительского творчества [Текст]: дисс. канд. искусствоведения: 17.00.02 / И.Е. Покровская. - СПб., 2007. - 158 с.

142. Полоцкая, Е.Е. П.И. Чайковский и становление композиторского образования в России [Текст]: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02/ Е.Е. Полоцкая. - М., 2009. - 720 с.

143. Профессора исполнительских классов Московской консерватории: научные труды Московской гос. консерватории им. П.И. Чайковского [Текст]. Сб. 29, вып. 1. - М., 2000. - 175 с.

144. Пушина, Н.Б. Г.А. Пахульский - композитор, пианист, педа-гог[Текст]: автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Н.Б. Пушина. -М., 2005. - 24 с.

145. Рабинович, Д.А. Исполнитель и стиль [Текст] / Д.А. Рабинович // Исполнитель и стиль: избранные статьи. - М.: Сов. композитор, 1979. -Вып. 1. - С. 103-314.

146. Рабинович, Д.А. Исполнитель и стиль: избр. статьи [Текст] / Д.А. Рабинович. - М.: Сов. композитор, 1981. - Вып. 2. - 229 с.

147. Рабинович, Д.А. Портреты пианистов [Текст] / Д.А. Рабинович.

- М.: Сов. композитор, 1970. - 267 с.

148. Рахманинов, С.В. Литературное наследие [Текст] / С.В. Рахманинов. - М.: Сов. композитор, 1978. - Т. 1. - 648 с.

149. Романова, Л.В. Традиции бидермайера в отечественном фортепианном альбоме [Текст] / Л.В. Романова // Проблемы музыкальной науки.

- 2015. - №4. - С. 155-161.

150. Рубинштейн, А.Г. Лекции по истории фортепианной литерату-ры[Текст] / А.Г. Рубинштейн; ред. и коммент. С.Л. Гинзбурга. - М.: Музыка, 1974. - 110 с.: ил., нот.

151. Ручкина, Н.П. Композиторское творчество И.Г. Соколова: становление «простого» стиля [Текст]: дис. ...канд. искусствоведения: 17.00.02 / Н.П. Ручкина. - М., 2017. - 234 с.

152. Ручьевская, Е.А. Функции музыкальной темы [Текст] / Е.А. Ручьевская. - Л.: Музыка, 1977. - 160 с.

153. Савшинский, С.И. Пианист и его работа [Текст] / С.И. Савшинский. - Л.: Сов. композитор, 1961. - 271 с.

154. Савшинский, С.И. Работа пианиста над техникой [Текст] / С.И. Савшинский. - Л.: Музыка, 1968. - 108 с.

155. Сазонова, Е.И. Москва. Конкурс имени П. И. Чайковского 19581978. Пять конкурсов: история, размышления [Текст] / Е.И. Сазонова, М.А. Серебровский. - М.: Сов. композитор, 1978. - 183 с.

156. Семецкий, А.А. Культурная традиция Московской консерватории: национальное как мировое (на материале истории исполнительских школ) [Текст]: дис. .канд. искусствоведения: 17.00.02 / А.А. Семецкий. -М., 1997. -170 с.

157. Семыкин, В.Г. Одночастная фортепианная соната XIX - первой трети XX столетия: композиционно-драматургические аспекты [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / В.Г. Семыкин. - М., 2017. -216 с.

158. Симонянц, Е.М. Токкатно-ударная трактовка рояля в фортепианных концертах отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI столетия [Текст]: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Е.М. Симонянц. - М., 2014. - 24 с.

159. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей [Текст] / С.С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.

160. Скребкова-Филатова, М.С. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции [Текст] / М.С. Скребкова-Филатова. -М.: Музыка. - 1985. - 285 с.

161. Скрипниченко, Н.В. Импровизационность как фактор композиторского мышления (на примере клавирных произведений барокко) [Текст]: автореф. дис. ...канд. искусствоведения: 17.00.02 / Н.В. Скрипниченко. - Магнитогорск, 1999. - 19 с.

162. Скурко, Е.Р. Башкирская академическая музыка: пути становления [Текст]: автореф. дис. ...д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Е.Р. Скурко. - М., 2004. - 64 с.

163. Слуцкая, Л.Е. Последнее интервью Веры Горностаевой [Текст] / Л.Е. Слуцкая // Фортепианная культура России: история и современность (Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация): сб. статей и материалов / науч. рук. проекта В.П. Чинаев, отв. ред. С.В. Грохотов. - М.: Московская консерватория, 2016. - С. 243-251.

164. Смирнов, М.А. Гилельс - педагог [Текст] / М.А. Смирнов // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. - М.: Музыка, 1968. -С.153-172.

165. Смирнов, М.А. Русская фортепианная музыка [Текст] / М.А. Смирнов. - М.: Музыка, 1983. - 335 с.

166. Смирнов, М.А. Эмоциональная природа музыки и современное исполнительское искусство [Текст] / М.А. Смирнов // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. - М.: Музыка, 1988. - С. 213 - 239.

167. Современники о Рихтере [Электронный ресурс]. - URL: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?=6686 (дата обращения: 28.07.2018).

168. Современные пианисты [Текст] / сост. Л. Григорьев, Я. Платек. - М.: Сов. композитор, 1985. - 416 с.

169. Соколов, М.Г. Об исполнительской, композиторской и педагогической деятельности / беседа М. Соколова с А. Наседкиным [Текст] // Алексей Наседкин. Пианист, композитор, педагог / сост. М.Г. Соколов. -М.: Музыка, 1983. - С. 30-42.

170. Соколов, О.В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры: монография [Текст] / О.В. Соколов. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. - 220 с.

171. Сорокина, Е.А. Мир детства в русской музыке XIX века [Текст]: автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.02 / Е.А. Сорокина. - Саратов, 2006. - 26 с.

172. Сохор, А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст] / А.Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки / ред.-сост. М.Г. Арановский. - Л.: Сов. композитор, 1981. - Т. 2. - С. 231-293.

173. Спектор, Н.А. Фортепианная прелюдия в России (конец XIX -начало XX века) [Текст] / Н.А. Спектор. - М.: Музыка, 1991. - 78 с. - (Библиотека музыканта-педагога).

174. Старчеус, М.С. Новая жизнь жанровой традиции [Текст] / М.С. Старчеус // Музыкальный современник. - М.: Сов. композитор, 1987. - Вып. 6. - С. 45-68.

175. Стравинский, И.Ф. Диалоги: воспоминания, размышления, комментарии [Текст] / И.Ф. Стравинский. - Л.: Музыка, 1971. - 414 с.

176. Сухаревич, Н.А. В творческом содружестве с учеником: (к 65-летию А.А. Наседкина) [Текст] / Н.А. Сухаревич // Фортепиано. - 2007. -№ 3-4. - С. 2-7.

177. Сухаревич, Н.А.Главное в исполнительстве - благородство, естественность, простота [Текст]: (к 70-летию А. А. Наседкина) / Н. А. Сухаревич // Фортепиано. - 2012. - № 3-4. - С. 24-25.

178. Сухаревич, Н.А. К 70-летию А.А. Наседкина [Текст] / Н.А. Сухаревич // Музыка и время. - 2013. - №6. - С.13-14.

179. Сухаревич, Н.А. Об исполнительских и педагогических принципах А.А. Наседкина [Текст] / Н.А. Сухаревич. - М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2008. - 92 с.

180. Сухова, Л.Г. Из прошлого российской фортепианной школы [Текст] / Л.Г. Сухова // Музыка и время. - 2004. - № 11. - С. 52 - 55.

181. Сухова, Л.Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы [Текст]: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Л.Г. Сухова. - Тамбов, 2005. - 388 с.

182. Тверитина, Е.В. Алексей Наседкин. Лики мастера [Текст] / Е.В. Тверитина // Музыкальная академия. - 2018. - № 4. - С. 247-251.

183. Толстая, Е.А. Детская фортепианная музыка Дмитрия Толстого: особенности стиля и семантики [Текст]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Е.А. Толстая. - СПб.,2013. - 23 с.

184. Усенко, Н.М. Влияние романтического виртуозного исполнительства на композиторское творчество: от Ф. Шопена к А. Скрябину [Текст]: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Н.М. Усенко. -Ростов-на-Дону, 2005. - 36 с.

185. Федорович, Е.Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании [Текст]: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Е.Н. Федорович. - Екатеринбург, 2001. - 373 с.

186. Федорович, Е.Н. Русская пианистическая школа как педагогический феномен: монография [Текст] / Е. Н. Федорович. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 278 с.

187. Фейнберг, С.Е. Бетховен. Соната ор. 106 (исполнительский комментарий) [Текст] / С.Е. Фейнберг // Вопросы фортепианного исполнительства / сост. и общ. ред. М.Г. Соколова. - М.: Музыка, 1968. - Вып. 2. -С. 22-58.

188. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство [Текст] / С.Е. Фейнберг. - М.: Музыка, 1965. - 516 с.

189. Фламм, Кр. О специфике фортепианной фактуры в музыке Скрябина, Рахманинова, Метнера и Прокофьева [Текст] / Кр. Фламм // Фортепианная культура России: история и современность (Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация): сб. статей и материалов / науч. рук. проекта В.П. Чинаев, отв. ред. С.В. Грохотов. - М.: Московская консерватория, 2016. - С. 133-146.

190. Флиэр, Я.В. Раздумья о Четвёртой балладе Шопена [Текст] / Я.В. Флиэр // Вопросы фортепианного исполнительства / сост. и общ. ред. М.Г. Соколова. - М.: Музыка, 1968. - Вып. 2. - С. 100-112.

191. Фортепианная культура России: история и современность (Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация): сб. статей и материалов [Текст] / науч. рук. проекта В.П. Чинаев, отв. ред. С.В. Грохотов. - М.: Московская консерватория, 2016. - 264 с.

192. Фортепианное искусство [Текст]: аннотир. библиогр. указатель 1945-1975. - Новосибирск, 1977. - 184 с.

193. Хайрутдинова, Х.А. Фортепиано в творчестве Эрнеста Блоха [Текст]: автореф. дис. ...канд. искусствоведения: 17.00.02 / Х.А. Хайрутдинова. - Казань, 2018. - 24 с.

194. Хентова, С.М. Музыканты о своём искусстве [Текст] / С.М. Хентова. -М.: Сов. Россия, 1967. - 127 с.

195. Хентова, С.М. О музыке и музыкантах наших дней [Текст] / С.М. Хентова. - М.: Сов. композитор, 1976. - 360 с.

196. Хитрук, А.Ф. Л. Наумов: композиторское и исполнительское для меня неразделимы [Текст] / А.Ф. Хитрук // Советская музыка. - 1987. -№ 9. - С. 47-57.

197. Холопова, В.Н. Фактура [Текст]: очерк / В.Н. Холопова. - М.: Музыка, 1979. - 87 с.

198. Хохлов, Ю.Н. Фортепианные сонаты Ф. Шуберта [Текст] / Ю.Н. Хохлов. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 528 с.

199. Хусаинов, Р.Т. О стилевых взаимодействиях в фортепианных сонатах Пауля Хиндемита [Текст] / Р.Т. Хусаинов // Проблемы музыкальной науки. - 2015. - №4. - С. 75-82.

200. Центральная музыкальная школа в воспоминаниях: сб. статей, эссе и интервью [Текст] / сост. и отв. ред. М.М. Берлянчик. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Изд-во ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского, 2010. -430 с.: ил.

201. Цукер, А.М. Скромное обаяние мастера. К 110-летию со дня рождения Николая Ракова [Текст] / А.М. Цукер // Музыкальная академия. -2018. - № 4. - С. 225-238.

202. Цукерман, В.А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования. Простые формы [Текст] / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1980. - 296 с.

203. Цукерман, В.А. Анализ музыкальных произведений: Сложные формы [Текст] / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1984. - 214 с.

204. Цукерман, В.А. Выразительные средства лирики Чайковского [Текст] / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1971. - 244 с.

205. Цыпин, Г.М. В классе Льва Николаевича Оборина. Конец 40-х, начало 50-х годов [Текст] / Г.М. Цыпин // Вопросы фортепианного исполнительства / сост. и общ. ред. М. Г. Соколова. - М.: Музыка, 1976. - Вып. 4. - С. 107-118.

206. Цыпин, Г.М. На концертах пианистов [Текст] / Г.М. Цыпин // Советская музыка. - 1968. - №3. - С. 58-62.

207. Цыпин, Г.М. Портреты советских пианистов [Текст] / Г.М. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1990. - 328 с.

208. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения [Текст]: пособие для учащихся муз. отделений педвузов и консерваторий. - М.: Интерпракс, 1994. -384 с.

209. Цыпин, Г.М. Фортепианные вечера [Текст] / Г.М. Цыпин // Советская музыка. - 1969. - №2. - С.83-84.

210. Цыпин, Г.М. Широкий спектр красок [Текст] / Г.М. Цыпин // Советская музыка. - 1976. - №10. - С.71-80.

211. Чинаев, В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры ХУШ-ХХ веков (на примере фортепианного исполнительского искусства) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02 / В.П. Чинаев. - М., 1994. - 48 с.

212. Шаймухаметова, Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы [Текст] / Л.Н. Шаймухаметова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. - 265 с.: нот.

213. Шайхутдинов, Р.Р. Фортепианная школа Г.Р. Гинзбурга в свете современных тенденций развития пианизма [Текст]: дис. .канд. искусствоведения: 17.00.02 / Р.Р. Шайхутдинов. - Магнитогорск, 2001. - Т. 1. -122 с.; Т. 2: Приложение. - 278 с.

214. Шефова, Е.А. Поэтика фортепианного детского альбома в творчестве композиторов русского зарубежья [Текст]: автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.02 / Е.А. Шефова. - Саратов, 2015. - 26 с.

215. Щербатова, О.А. Звуковой образ инструмента в сольных фортепианных произведениях отечественных композиторов 60-80-х годов XX века [Текст]: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / О.А. Щербатова. - Нижний Новгород, 2012. - 23 с.

216. Яворский, Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка [Текст] / Б.Л. Яворский; сост. И. Рабинович. - М.: Сов. композитор, 1972. - 672 с.

217. Якупова, О.А. Аспекты творчества Альфреда Корто. Исполнительство, педагогика, редакторская деятельность [Текст]: дис. .канд. искусствоведения: 17.00.02 / О.А. Якупова. - Магнитогорск, 1998. - Т. 1. -220 с.; Т. 2: Приложения. - 431 с.

218. Auner, J. Music in the Twentieth and Twenty-First Centuries (Western Music in Context: a Norton History) [Text] / J. Auner. Series ed. Walter Frisch. W. W. Norton & Company, 2013. - 384 p.

219. Barthes, R. Image, Music, Text [Text] /R. Barthes; Essays Selected and Translated by Stephen Heath. - New York: Hill and Wang, 1978. - 221 p.

220. Bertil, Boervan. Historical Dictionary of Music of the Classical Period [Text] / Boer van Bertil.-The Scarecrom Press, Inc., Lanham, Plymouth, UK, 2012. - 639 p.

221. Chang, C.C. Fundamentals of Piano Practice [Text] / C.C. Chang. -North Charleston: Booksurge Publishing, 2007. - 265 p.

222. Contemporary Composers on Contemporary Music [Text] / Ed. By E. Schwartz and B. Childs Da Capo. - New York, 1998. - 484 p.

223. Danuser, H. Interpretation [Text] / H. Danuser // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. - Sachteil, T. 4. - Kassel: Ed. Ludwig Finscher, 1996. -Pp. 1057-1059.

224. Gerig, R.R. Famous Pianists and Their Technique [Text] / R.R. Gerig. - California: Indiana University Press, 2010. - 608 p.

225. Harrison, D. Pieces of Tradition: An Analysis of Contemporary Tonal Music [Text] / D. Harrison; Oxford Studies in Music Theory. 1 edition. -Oxford University Press, 2016. - 208 p.

226. Meyer, L.B. Explaining music. Essays and explorations [Text] / L.B. Meyer. - Berkeley: University of California Press, 1987. - 294 p.

227. Meyer, L.B. Style and Music. Theory, History, and Ideology [Text] / L.B. Meyer. - The University of Chicago Press Books, 1989. - 385 p.

228. Padulescu, A. A semiotic Approach to Enescu's Sonata for piano and violin and Bartok's Sonata for violin and piano [Text] / A.Padulescu // Musicol-ogy Today. - 2012. - № 9. - Pp. 1-9.

229. Pascall, R. "Style" [Text] / R. Pascall // The New Grove Dictionary of Music and Musicions. -Vol. 24. 2001. - Pp. 638- 642.

230. Pauls, H. Two Centuries in One. Musical Romantism and the Twentieth Century [Text] / H. Pauls. Ph. D. - Germany, Mecklenburg: TheRostock University of Music and Theatre, 2014. - 491 p.

231. Tanner M. Fancy footwork. Pedalling with purpose [Text] / M. Tanner // Pianist. - 2014. - No. 76. - February-March. - P. 18.

232. Taruskin, R. Music in the Late Twentieth Century. The Oxford History of Western Music [Text] / R. Taruskin. - Oxford University Press, 2010. -610 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.