Образ английского сада в британском романе XX века как объект филологического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат наук Гончарова Наталья Юрьевна
- Специальность ВАК РФ10.02.04
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат наук Гончарова Наталья Юрьевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Общетеоретические основы изучения содержания 9 понятия «образ» в гуманитарных науках
1.1.Содержание понятия «образ» в философии
1.2. Содержание понятия «образ» в эстетике
1.3. Содержание понятия «образ» в психологии
1.4. Содержание понятия «образ» в семиотике
1.5. Содержание понятия «образ» в лингвистике
1.6. Содержание понятия «образ» в литературоведении
1.7. Содержание понятия «образ» в лингвопоэтике 36 Выводы по первой главе 50 Глава II. Разноуровневые средства создания образа сада в английском 52 романе XX века
2.1. Английский сад как эстетический, социо- и лингвокультурный феномен
2.1.1. История развития английского сада
2.1.2. Основные лингвокультурные характеристики английского сада
2.2. Динамика образа сада в сюжетном развертывании романа Д.Г.Лоуренса 69 «Радуга»
2.3. Динамика образа сада в сюжетном развертывании романа И.Во 83 «Возвращение в Брайдсхед»
2.4. Динамика образа сада в сюжетном развертывании романа Р.Пилчер 92 «Семейная реликвия»
2.5. Контексты употребления ключевых лексем тематической группы 115 «сад» в тезаурусе английской литературы XX века и исследуемых романах
2.6. Ритмико-синтаксическая организация описательных отрывков 140 тематического слоя «английский сад»
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Образы персонажей в пьесах Дж.Б. Шоу "Пигмалион" и "Цезарь и Клеопатра" как объект общефилологического анализа2016 год, кандидат наук Карачева, Наталья Александровна
Художественный образ в английской литературе XX века: типология-лингвопоэтика-перевод2010 год, доктор филологических наук Борисова, Елена Борисовна
Средства создания пространственно-временного фона в современных англоязычных североирландских романах2013 год, кандидат филологических наук Кандрашкина, Оксана Олеговна
Лингвопоэтические средства создания образа слуги в английской литературе XIX - XX веков2006 год, кандидат филологических наук Козеняшева, Любовь Михайловна
Разноуровневые средства создания абсурда в англоязычных рассказах (на материале произведений Р. Даля)2018 год, кандидат наук Стрельцова Елена Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ английского сада в британском романе XX века как объект филологического анализа»
Введение
Настоящее диссертационное исследование выполнено в русле работ, применяющих комплексный подход для анализа произведений словесно-художественного творчества, и направлено на дальнейшее изучение литературно-художественного образа.
На данный момент термин «образ» является объектом исследования разных наук. Однако столь широкая распространенность в самых разнообразных контекстах делает практически невозможным рациональное и системное осмысление и употребление этого термина.
В свою очередь, понятие «литературно-художественный образ» служит составной частью понятия «образ». Для филологов-лингвистов важнейшей становится именно языковая составляющая художественного образа, однако полноценное изучение этого сложного феномена невозможно без привлечения знаний широкого спектра гуманитарных дисциплин.
Степень разработанности проблемы. В художественном тексте заключен мощный потенциал выражения человеческой мысли. Ее успешное восприятие зависит от многообразия привлекаемых автором словесных образов и от емкости их содержания. Изобразительно-выразительные и образные средства заключают в себе важную информацию, интерпретация которой необходима для понимания главной идеи произведения словесно-художественного творчества и сопутствующих ей авторских мыслей.
Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению понятия «образ», содержание понятия «литературно-художественный образ» и алгоритм его анализа остаются недостаточно разработанными. Более того, существует не так много работ, в которых исследуемое понятие рассматривалось бы консолидировано с позиций лингвопоэтики, лингвостилистики, литературоведения и лингвокультурологии.
Актуальность диссертационного исследования определяется важностью дальнейшей разработки филологического метода исследования литературно-художественного образа посредством выделения новых содержательных
аспектов и разработки алгоритма анализа образа вещного мира на примере образа английского сада.
В качестве объекта исследования рассматривается образ английского сада в трех романах британских писателей XX века. Его предметом стали лингвопоэтические, социо- и лингвокультурно значимые средства и способы создания этого образа.
Эмпирическим материалом послужили 3 романа: Д.Г.Лоуренса «Радуга» (D.H.Lawrence «The Rainbow»), И.Во «Возвращение в Брайдсхед» (Evelyn Waugh «Brideshead Revisited») и Розамунды Пилчер «Семейная реликвия» (Rosamunde Pilcher «The Shell Seekers»), а также 5636 примеров контекстного употребления лексем тематической группы «сад» в английской литературе XX века из британского национального корпуса английского языка.
Основная цель диссертационного исследования - разработать алгоритм комплексного анализа образа вещного мира, раскрыв взаимосвязь авторских идей и стиля на примере создания образа английского сада в романном творчестве выбранных писателей посредством изучения лингвопоэтических, а также социо - и лингвокультурно значимых средств.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
1. Уточнить определение понятий «образ» и «художественный образ» в гуманитарных науках путем анализа и систематизации различных точек зрения.
2. Провести экскурс в историю английского садоводства, выявив характерные социокультурные черты английского сада и лингвистические особенности номинации лексем тематической группы «сад».
3. Показать, как социокультурные особенности английского сада находят свое отражение в системе языка английской художественной литературы XX века;
4. Выделить наиболее значимые содержательные аспекты создания образа английского сада в исследуемых произведениях.
5. Провести комплексный анализ сюжетно-композиционных и словесно-речевых средств и способов создания образа английского сада на разных уровнях языка, включив в его орбиту лексико-фразеологические, морфо - и
ритмико - синтаксические характеристики в выделенном тематическом слое, и показать, каким образом совокупность этих средств реализует авторскую интенцию и оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на читателя.
При анализе языкового материала использовался комплекс исследовательских методов и видов анализа текста и составляющих его разноуровневых единиц, включающий гипотетико-дедуктивный и индуктивный методы, сравнительно-сопоставительный метод, контекстологический и семный виды анализа лексического материала, лингвокультурологический и лингвостилистический анализ, а также анализ словарных дефиниций и корпусный анализ. Ведущим в диссертации выступает метод лингвопоэтического анализа. В качестве конкретного приема в работе используется тематическое расслоение текста с последующим анализом выделенного тематического слоя на всех уровнях языка с элементами тезаурусного подхода.
Теоретической базой исследования послужили классические труды в области философии (Аристотель, Г.В.Ф.Гегель, Платон), работы отечественных и зарубежных исследователей в области истории и теории литературы (И.В.Вершинин, В.М.Жирмунский, Вл.А.Луков, В.П.Мещеряков, Г.Н.Поспелов, А.Я.Эсалнек, Б.Бергонзки, К.Броуди), лингвостилистики (И.В.Арнольд, И.Р.Гальперин, В.А.Кухаренко, Дж.Лич, Р.Чепман), лингвосемиотики (Р.Барт, Ю.М.Лотман), лингвопоэтики (О.С.Ахманова, Г.В.Борисова, Е.Б.Борисова, В.Я.Задорнова, Л.М.Козеняшева, А.А.Липгарт, С.А.С.Шахбаз,), теории филологического анализа текста (Л.Г.Бабенко, Н.С.Болотнова, Н.А.Николина, И.А.Щирова), лингвокультурологии и социолингвистики (В.И.Карасик, М.А.Кулинич, У.Брайт, Т. Венгель, Д. Милстед, Дж.Фаулз, К.Фокс).
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Для исследования образа вещного мира (на примере образа английского сада) разработан комплексный подход, основанный на взаимодействии и взаимосвязи приемов и методов различных областей филологических наук
(лингвопоэтики, лингвостилистики, литературоведения, лингвокультурологии, социолингвистики), в результате чего созданы условия для наиболее полного раскрытия сущности исследуемого объекта.
2. Рассмотрены экстралингвистическая природа и собственно лингвистическая составляющая образа английского сада, а также способы их воплощения в английской художественной литературе XX века.
3. Предложена методика комплексного филологического анализа, учитывающая социо- и лингвокультурные особенности образа английского сада, его текстовую структуру и способы репрезентации.
4. Лингвопоэтическое исследование художественного образа впервые проведено с привлечением корпусного материала и тезаурусного метода, что позволило выявить в литературном образе такие свойства и особенности, которые остаются незамеченными при изучении ограниченного круга произведений.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что наше исследование продолжает развитие методологии и методики изучения литературно-художественного образа, включив в сферу анализа образ вещного мира. Алгоритм анализа образа английского сада, разработанный в настоящей диссертации, может быть применен при исследовании других образов вещного мира.
Практическая ценность диссертационного исследования определяется возможностью использования его основных положений и выводов в вузовских лекционных курсах по стилистике английского языка, английской литературе, по лингвострановедению, на семинарских занятиях по социолингвистике, лингвокультурологии и лингвостилистике, при написании курсовых и дипломных работ по филологии, а также на занятиях по анализу и интерпретации художественного текста.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Образ английского сада, созданный в английском романе ХХ века, демонстрирует влияние основных социокультурных и эстетических особенностей садоводства в Британии.
2. Образ английского сада в творчестве британских писателей прошлого столетия тесно связан с сюжетно-композиционными характеристиками самих произведений и способствует реализации авторского замысла. С одной стороны, он несет на себе индивидуальный отпечаток творчества писателя, сформированный его мировоззрением и особенностями авторского стиля, а с другой стороны, обладает типическими чертами традиционного английского сада как социокультурного и эстетически значимого феномена.
3. Совокупность языковых средств и способов выражения разных уровней английского языка участвует в создании целостного художественного образа сада и помогает читателю в полной мере осознать и воспринять эмоционально-эстетическое воздействие, оказываемое на читателя художественного текста.
4. Для создания образа сада английские писатели XX века прибегают к использованию как собственно стилистических приемов, так и нормативных лексических единиц и синтаксических конструкций, которые, вплетаясь в языковую ткань произведения, получают дополнительные коннотации и становятся лингвопоэтически и лингвокультурно значимыми. При этом при изображении английского сада все авторы исследуемых произведений находятся в рамках традиции английской литературы XX века.
5. Привлечение материала из Британского национального корпуса английского языка и тезаурусного метода позволяет выявить в литературном образе такие свойства и особенности, которые остаются незамеченными при изучении ограниченного круга произведений.
Апробация работы. Результаты исследования излагались в докладах: на ежегодных Международных научно-практических конференциях в Самарской государственной академии культуры и искусств (Самара, 2012 - 2014), на ежегодной международной научно-практической конференции «Высшее
гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы» в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (Самара, 2013), на VII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного социально-экономического развития» в Международном институте рынка (Самара, 2013), на Всероссийской научно-практической конференции «Языковая и понятийная картины мира: динамика, прагматика» в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (Самара, 2012), на III Международной научной конференции «Современная филология» (Уфа, 2014), а также в ежегодных отчетных докладах аспирантов кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (Самара, 2010-2014).
По теме диссертации опубликовано 10 работ, в том числе три статьи в научных журналах, входящих в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ (Самара 2013, 2014; Киров 2012), а также в межвузовских тематических сборниках научных трудов (Самара, 2012, Нижний Новгород, 2013, Уфа, 2014).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка источников на русском, английском и немецком языках.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна, демонстрируется ее теоретическая и практическая значимостъ, определяются цель, задачи и методы исследования.
В первой главе подробно рассматривается содержание понятия «образ» с точки зрения гуманитарных наук - философии, эстетики, психологии, семиотики, лингвистики, литературоведения, лингвопоэтики. При этом дается обзор основных работ, посвященных разработке метода лингвопоэтического анализа литературного произведения и основных методик его использования.
Во второй главе английский сад рассматривается как эстетический, социо -и лингвокультурный феномен, при этом анализируются средства номинации тематической группы «сад и садоводство» в английском языке. Помимо этого, проводится анализ образа английского сада в произведениях британской
литературы XX века: в романе Д.Г.Лоуренса «Радуга» (D.H.Lawrence «The Rainbow»), И.Во «Возвращение в Брайдсхед» (Evelyn Waugh «Brideshead revisited») и Розамунды Пилчер «Семейная реликвия» (Rosamunde Pilcher «The Shell Seekers»). Изучаемый образ рассматривается в аспекте его участия в развитии сюжетных линий произведений. Затем проводится анализ контекстов употребления ключевых слов, создающих образ английского сада в тезаурусе английской литературы XX века и в изучаемых произведениях. Далее проводится исследование ритмико-синтаксического построения соответствующих фрагментов текста.
В заключении подводится общий итог исследования и намечаются его дальнейшие перспективы.
1.Общетеоретические основы изучения содержания понятия «образ»
в гуманитарных науках
1.1. Содержание понятия «образ» в философии
Образ — понятие сложное и многогранное. Оно имеет много определений и трактовок, поскольку входит в орбиту исследования многих гуманитарных наук, каждая из которых рассматривает его с учетом своей специфики. Понятием «образ» оперируют такие науки, как философия, психология, эстетика, искусствоведение, литературоведение, лингвистика и многие другие.
Несмотря на то, что этот термин получил современное общепринятое определение в эстетике Г.В.Ф. Гегеля, этимологически он восходит к словарю античной философии.
Античный термин, эквивалентный понятию "образ", — "эйдос". Понятие идеи или эйдоса становится центральным в философии Платона. Если в рамках досократовской философии под эйдосом понималась лишь внешняя структура объекта (его наружный вид, облик), то Платон под образом понимает не только внешнюю, но и внутреннюю форму, т. е. имманентный (внутренний) способ бытия объекта. Таким образом, под идеями Платон понимает не просто представление о вещи, но и причину и цель её существования.
Мир эйдосов он рассматривает как совокупность абсолютных (в своем абсолютном совершенстве неизменных) образцов (эталонов) конкретных вещей. В своих диалогах Платон противопоставляет данный мир материальному миру, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами. По мнению философа, этот мир является лишь "тенью" и произведен от мира идей. Знаменитый платоновский "миф пещеры" рисует зримый мир как видимые из пещеры тени на скале: человек имеет дело не с совершенными идеями-образцами как таковыми, но с вещами, материальными предметами как подобиями образцов, которые, безусловно, редуцированы по
отношению к совершенству идей, но которые, тем не менее, воспроизводят в своей конфигурации основную формулу их структуры.
Отрывая идею от реальных (единичных) предметов, Платон абсолютизирует и провозглашает ее априорной по отношению к ним же. Согласно его учению, идеи не только существуют вне материального мира, но и не зависят от него. Они объективны, и материальный мир им лишь подчинен.
Отношение идеи и реальных вещей - важная часть философского учения Платона. Согласно его взглядам, чувственно воспринимаемые предметы - не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы-идеи. "Вещи — это подражания вечносущему, отпечатки по его образцам" [Платон, 2003]. Каждая вещь существует лишь постольку, поскольку является материальным воплощением, опредмечиванием идеи, и именно соотнесенностью с определенной идеей определяется как сущность вещи, ее равенство себе самой, так и ее вхождение в соответствующее множество.
Таким образом, платоновская теория образа исходит из априорного существования идей, архетипов, пребывающих в вечности. Огромное множество вещей одного вида сводится к единственной идее, форме, архетипу. (В философии Платона под архетипом понимается умопостигаемый образец.) Отражение вещи в зеркале есть видимость, а не реальность. Точно так же и множество вещей одного вида (стульев, например) в материальном мире есть лишь отражения, тени архетипа, идеи стула в вечности. Вещественный мир -копия, отражение идеи в зеркале вещественности. Образ, в свою очередь, - это отражение вещественного мира, копия копии идеи, пребывающей в вечности. В диалоге «Государство» словами Сократа Платон спрашивает у своего ученика: «Живопись — это воспроизведение призраков или действительности?» И когда ученик отвечает: «Призраков», он соглашается с ним и делает вывод: «Значит, подражательное искусство далеко от действительности» [Платон, 2003: 424425]. Итак, Платон демонстрирует отрицательное отношение к «образным», «подражательным» искусствам, «стоящим на третьем месте от истины» и создающим обманчивую видимость, царство призраков.
Несколько иную теорию образа создает Аристотель. В трактате «О душе» он утверждает, что образ находится внутри человека, а источником образа служит не идеальный (как это было у Платона), а материальный мир. Согласно Аристотелю, образы — это психические посредники между чувствами и разумом, мост между внутренним миром сознания и внешним миром материальной реальности. Он пишет: «Воображение есть то, благодаря чему у нас возникает образ. Воображение не есть ощущение... Воображение не принадлежит ни к одной из тех способностей, каковы познание и ум... Воображение есть движение, возникающее от ощущения в действии... » [ Аристотель т.1, 1976: 428]. Именно чувства и ощущения, а не образ (как это было у Платона), обладают свойством первичности (являются источником вещей). В свою очередь образ служит лишь их отражением.
Оба мыслителя считают образы результатом копирования или повторения (мимесис). Однако, если для Платона копирование — это пассивное повторение внешней стороны (видимости) вещей, то Аристотель выделяет три вида подражания: во-первых, адекватное отображение действительности (изображение вещей такими, «как они были или есть»), во-вторых, деятельность творческого воображения (изображение их такими, «как о них говорят и думают»), и, в-третьих, идеализацию действительности (изображение их такими, «какими они должны быть»). В зависимости от творческой задачи художник может сознательно либо идеализировать, возвышать своих героев (как поступает трагический поэт), либо представить их в смешном и неприглядном виде (что присуще авторам комедий), либо, наконец, изобразить их в обычном виде.
Таким образом, античные философы выделяли двуплановость образа. С одной стороны, это наружный вид, облик предмета, а с другой - его чистая, внетелесная и вневременная сущность, идея. Однако если Платон рассматривает образ в качестве первоисточника вещи и помещает его в отдельный мир, то Аристотель указывает на неразрывность образа и вещи. По его мнению, источником вещей становятся чувства и ощущения, отражением
которых и служит образ. Ни Платон, ни Аристотель не рассматривают процесс возникновения образа как изначальный и автономный. Для обоих философов образы — результаты копирования или повторения. В их теориях образ не объяснительный принцип, его создание - изначальный, творческий процесс. Основной задачей, которую выполняет образ, является отражение (калькирование) некоторого более «значимого» источника, находящегося вне человеческой субъективности. Однако если для Платона это - пассивное копирование, то Аристотель выделяет три вида подражания (копирования). Таким образом, античные философы делали акцент на зависимость, «отраженность» образов.
1.2. Содержание понятия «образ» в эстетике
Новоевропейская, прежде всего немецкая, классическая эстетика, в отличие от античной философии, при рассмотрении понятия «образ» выдвигает на первый план не миметический аспект, а продуктивный, выразительно-созидательный, связанный с творческой активностью художника. Понятие образа закрепляется в качестве некоего уникального способа и результата взаимодействия и разрешения противоречий между духовным и чувственным, идеальным и реальным началами.
Так, по мнению Г.В.Ф. Гегеля, образ — это акт и результат творческого преображения действительности, когда чувственное в художественном произведении возводится созерцанием в чистую видимость, так что образ оказывается как бы «посредине между непосредственной чувственностью и принадлежащей области идеального мыслью» и представляет в «одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие» [Гегель, 1968: т.1: 44; 1971: т.3: 385]. Это не мысль и не чувство, взятые отдельно и сами по себе, а так называемая «чувствуемая мысль».
Образ являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную действительность. Однако изображение получается «чище и прозрачнее, чем
это возможно в обыденной... действительности» [Гегель,1968:т.1: 36]. Это достигается тем, что «искусство освобождает явление от несоответствующих его... истинному понятию черт», от тех «случайных и внешних особенностей, которыми оно «было искажено» в реальной жизни, и «создает идеал (которым, по мнению Гегеля, является образ) лишь посредством такого очищения» [Гегель, 1968: т.1: 164]. Благодаря этому искусство «выявляет дух и превращает любой образ во всех точках его видимой поверхности в глаз, образующий вместилище души». «Оно превращает в глаз не только телесную форму, выражение лица, жеста и манеру держаться, но точно так же поступки и события, модуляции голоса, речи и звука... во всех условиях их проявления... » [Гегель, 1968: т.1:162—163].
Критикуя миметический принцип искусства, Гегель выдвигал в качестве важнейшей категории эстетики и предмета искусства не мимесис, а идеал. В качестве идеала в эстетике Гегеля выступает единство идеи и ее образного воплощения. Для его достижения необходимо слияние в образе единичного и общего. Таким образом, в гегелевской эстетике выделены такие важнейшие философские смыслы образа, как идеальность и конкретность.
Как можно заключить, в рамках философии анализ категории образа развивался в двух принципиально различных направлениях: с одной стороны, образ, источником которого является мир идей, рассматривался пассивной копией объектов материального мира, связывающей человека с объективной реальностью, с другой, - образ считался активным творческим началом, порождающим сознание и дающим возможность познания действительности. При столь существенном различии этих двух точек зрения, единым для них выступает анализ образа как некой связи («моста») между двумя парами противоположностей: миром вещей и миром идей, внешнего и внутреннего миров, миром чувств и миром мыслей, духа и материи.
1.3. Содержание понятия «образ» в психологии
К моменту формирования указанных направлений в рамках философских наук происходит окончательное оформление психологии в самостоятельную науку. Уже на первых этапах развития психологической науки проблема определения понятия «образ» выступала как одна из центральных. Впервые данная категория появляется в рамках структурализма. Основателем данного направления является Вильгельм Вундт. Хотя он лично не обращается к анализу образов, заложенные им методологические основания позволили его ученику Эдуарду Титченеру сделать образ одним из предметов своего изучения.
По мнению Титченера, «образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом, - например, происходящие в нашей памяти» [Цитата по: Шульц, 2002:126]. Другими словами, образ - это один из элементов сознания, основной задачей которого является репрезентация в структуре сознания феноменов внутренней реальности («воспоминаний о переживаниях»). В научном плане заслугой Титченера является то, что образы в рамках психологии впервые получают теоретическое осмысление и, пока еще косвенно, но становятся объектом исследования.
Параллельно с Титченером исследованием проблемы образов стал заниматься Френсис Гальтон. Работая над созданием своей теории психической наследственности, он выдвигает гипотезу о наследственном сходстве процессов воображения. Чтобы доказать это, исследователь обращается к изучению законов ассоциации идей, в основе которых, по его мнению, лежат образы. Гальтон сводил процедуру изучению образов к тому, чтобы «испытуемым предлагали вспомнить какой-нибудь случай и постараться вызвать в памяти его образ. Далее надо было отметить, был ли образ смутным или отчетливым, ярким или темным, цветным или черно-белым и т.д.» [Цит. по: Шульц, 2002:161]. Полученные результаты позволили дифференцировать образы по их
качествам, выявить их особенности у различных групп испытуемых, доказать сходство образов у родственников.
Однако наиболее мощное научное развитие категория образа получила в рамках психоаналитического направления. Психоанализ - такая психологическая система, которая предметом своего изучения избрала бессознательную жизнь и ее проявления. Как правило, психоанализ имеет дело с двумя главными факторами проявления бессознательного - сновидением и неврозом. В рамках психоанализа они понимаются как компромисс или конфликт между бессознательным и сознательным.
Исследуя природу бессознательного и его роль в психическом развитии, Зигмунд Фрейд обращается к анализу психических образов. Фрейд рассматривает образы как воспроизведение в сознании инстинктов и влечений. Психические образы в его понимании связывают человека не с объективной реальностью, а с внутренним миром. Именно они, по мнению Фрейда, выступают в роли представления патологических зон в личностной сфере [Фрейд, 2001, 2004].
В своих работах Фрейд практически не использует понятие «образ». Исследованию подвергаются «впечатления», «переживания», «мысли» и т.д. Однако связь категории образа с анализируемым феноменами внутренней реальности имеет теоретические и практические основания.
Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Образ персонажа в оригинале и литературном продолжении англоязычного романа как объект филологического анализа2014 год, кандидат наук Палойко Людмила Валерьевна
Средства создания образа персонажа в английском художественном тексте и его экранизации (на материале сказки Роальда Даля "Матильда")2020 год, кандидат наук Кобзева Екатерина Владимировна
Аксиологические характеристики художественных образов в англосаксонской поэтической лингвокультуре2019 год, доктор наук Томберг Ольга Витальевна
Вербализация концепта "красота" в русском и англоязычном лингвокультурном сознании: на материале произведений русских, английских и американских писателей2012 год, кандидат наук Бокова, Юлия Сергеевна
Образ и его языковое воплощение (на материале английской и американской поэзии)2010 год, кандидат филологических наук Шахбаз, Самир Абдель Салям
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гончарова Наталья Юрьевна, 2015 год
- 589 с.
112. Теория и практика изучения современного английского языка / О.В.Александрова, С.Г.Тер-Минасова. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 202 с.
113. Тер-Минасова, С.Г. Синтагматика речи: онтология и эвристика.Общая и английская синтагматика составных номинативных групп. [Текст] / С.Г.Тер-Минасова. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». Высшая школа, 2009. - 200 с.
114. Тер-Минасова, С.Г. Словосочетание в научно-лингвистическом и дидактическом аспектах:Учебное пособие. [Текст] / С.Г.Тер-Минасова. - М: Изд-во ЛКИ, 2007. - 152 с.
115. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы [Текст] / Л.И.Тимофеев. - М.: Просвещение, 1976. - 448 с.
116. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика [Текст] / Б.В.Томашевский. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 333 с.
117. Тураева, З.Я. Лингвистика текста [Текст] / З.Я.Тураева. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
118. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста [Текст] / В.И.Тюпа. - 3-е изд.
- М., 2009. - 336 с.
119. Тюпа, В. И. К новой парадигме литературоведческого знания / В. И. Тюпа // Эстетический дискурс. - Новосибирск, 1991. - С. 4-16.
120. Фаулз, Дж. Сорняки, жучки, американцы [Текст] / Дж. Фаулз // Кротовые норы. М., 2003. С. 412-413.
121. Федотов, О.И. Основы теории литературы [Текст] / О.И.Федотов. - М.: Владос, 2003. - 268 с.
122. Филиппов, К.А. Лингвистика текста: курс лекций [Текст] / К.А.Филиппов.
- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 336 с.
123. Флягина, Ю.В. Литературное продолжение как предмет лингвопоэтического исследования [Текст] / Ю.В.Флягина: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2000. - 178 с.
124. Фрейд, З. О психоанализе [Текст] / З.Фрейд. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 704 с.
125. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе [Текст] / З.Фрейд. - Мн.: Харвест, 2004. - 400 с.
126. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2002. - 438 с.
127. Храпченко, М.Б. Горизонты художественного образа [Текст] / М.Б.Храпченко. - М.: Художественная литература, 1982. - 334 с.
128. Чернец, Л.В. Введение в литературоведение [Текст]/ Л.В. Чернец. - М., Высшая школа, 2006. - 463 с.
129. Шайтанов, И.О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII в. [Текст] / И.О. Шайтанов. - М.: Прометей, 1989. - 259 с.
130. Шахбаз, С.А.С. Образ и его языковое воплощение (на материале английской и американской поэзии): автореф. .дис. канд. филол. наук [Текст] / С.А.С. Шахбаз. - М., 2010. - 26 с.
131. Шевченко, Н.В. Основы лингвистики текста [Текст]: Учебное пособие / Н.В.Шевченко. - М.: Приор-издат, 2003. - 160 с.
132. Шишкин, А.П. Современный английский роман (проблемы войны и мира) [Текст] / А.П.Шишкин. - М., 1983. - 104 с.
133. Шишкина, Т.Н. Диалектика общего и отдельного в построении эстетически организованной речи (фразировка и ритм) [Текст] / Т.Н.Шишкина // Основные направления в развитии научной работы на кафедре английского языка филологического факультета МГУ. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 90-101.
134. Шишкина, Т.Н. К вопросу о ритмическом построении речи [Текст] / Т.Н.Шишкина: дис. ... канд. филол. наук. - М., 1974.- 135 с.
135. Шишкина, Т.Н. О некоторых принципах построения эстетически организованной речи [Текст] / Т.Н.Шишкина // Теория и практика изучения современного английского языка. - М.: Изд-во МГУ, 1985 - С. 145-153.
136. Шульц, Д., Шульц, С. История современной психологии. [Текст] / Д.Щульц, С.Щульц. - СПб.: Издателство «Евразия», 2002. - 533 с.
137. Щерба, Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений [Текст] / Л.В.Щерба // Избранные работы по русскому языку. - М., 1957. - С. 26-45.
138. Щерба, Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании [Текст] / Л.В.Щерба // Языковая система и речевая деятельность. -Л., 1974. - С. 24-39.
139. Щирова, И.А., Гончарова, Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: Учебное пособие. [Текст] / И.А.Щирова, Е.А.Гончарова. -СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 472 с.
140. Эсалнек, А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [Текст] / А.Я. Эсалнек. - М.: Флинта, Наука, 2003. - 216 с.
141. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени [Текст] / К.Г.Юнг. - М.: Издательство «Прогресс», 1994. - 316 с.
142. Юнг, К. Феномен духа в искусстве и науке [Текст] / К.Юнг. - М.: Наука, 1972.
143. Якобсон, Р. Избранные труды [Текст] / Р.Якобсон. - М.: Высшая школа, 1985. - 362 с.
144. Akhmanova, O., Zadornova, V. On Linguopoetic Stratification of Literary Text [Text] / O.S.Akhmanova // Poetica: An International Journal of Linguistics. -Literary Studies. - Tokyo, 1977. - N 7. - P. 50-60.
145. Akhmanova, O., Zadornova, V. Towards a Linguopoetic Study of Text [Text] / O.S.Akhmanova // Lore and Language. - Sheffield. - Vol. 3. - № 9. July, 1983.
146. Alexandrova, O. English Syntax (Collocation, Colligation and Discourse) [Text] / O.Alexandrova, S.Ter-Minasova. - M.: Moscow University (Lomonosov), 1987. - 188 p.
147. Bacon, Francis. Of Gardens [Text] / F. Bacon. -London & New York, 1902 -24 p
148. Bergonzki, B. Evelyn Waugh's Gentleman [Text] / R.M.Daris. - St.Louis, Missouri, 1967. - 113 p.
149. Brodey, K. Focus on English and American Literature [Text] / K.Brodey, F.Malgaretti. - M.: Айрис-пресс, 2004. - 400 p.
150. Chapman, R. Linguistics and Literature. An Introduction to Literary Stylistics [Text] / R.Chapman. - London: Arnold, 1973.- 165 p.
151. Crystal, D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language [Text] / D.Crystal. - Cambridge, 2003. - 499 p.
152. Dressler, W. Einführung in die Textlinguistik [Text] / W.Dressler. - Tübingen, 1972. - 220 S.
153. Fawles, J. Wormholes : Essays and Occasional Writings [Text] / J.Fawles. -Henry Halt and Company New York, 1998 - 416p.
154. Galperin, I.R. Stylistics [Text] / I.Galperin. - M.: Vyshaja Skola, 1977. - 332 p.
155. Hannapel, H. Melenk, H. Alltagssprache: Semantische Grundbegriffe und Analysebeispiele [Text] / H.Hannapel, H.Melenk. - München: Wilhelm Fink Verlag, 1990. - 360 S.
156. Jeffries, Lesley, McIntyre, Daniel. Stylistics [Text] / Lesley Jeffries, Daniel McIntyre - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - 160 p.
157. Fox, Kate. Watching the English. The Hidden Rules of English Behavior. [Text] / Kate Fox - UK, 2004. - 300 p.
158. Kennedy, G. An Introduction into Corpus Linguistics [Text] / G.Kennedy. -London and New York, 1998. - 326 p.
159. Kenny, D. Lexis and Creativity in Translation. A Corpus-based Study [Text] / D.Kenny. - Manchester, UK, 2001. - 260 p.
160. Leech G. Language in Literature. Style and Foregrounding [Text] / G.Leech. -Harlow: Pearson/ Longman Education, 2008. -423 p.
161. Pope, A. The Complete Poetical Works of Alexander Pope. [Electronic source] / A. Pope // Cambridge Edition, ed. Henry W. Boynton (Boston and New York: Houghton, Mifflin and Co., 1903). http://oll.libertyfund.org/titles/2278
162. Reis, K. Grundfragen der Übersetsungwissenschaft [Text] / K.Reiss. - Wien, 2000. - S. 132
163. Wales, Katie. A Dictionary of Stylistics [Text] / Katie Wales - Pearson Education, 2001. - 182 p.
164. Waugh, E. A Little Learning [Text] / E.Waugh. - Boston - Toronto - London,
1964. - 132 p.
165. Wengel, Tassilo. The Art of Gardening Through the Ages [Text] / Tassilo
Wengel. - Leipzig, 1987. - 130 p.
II. Интернет-Сайты
166. http://titania.cobuild.collins.co.uk/boe_info.html (Bank of English)
167. http://www.multitran.ru (англо-русский словарь)
168. http://www.rosamundepilcher.com/iv 1 /html
169. http: //www.rosamundepilcher.com/iv2/html
170. http://en.wikipedia.org/wiki/The_Shell_Seekers
171. http://www.wikipedia.com
III. Словари и справочники
172. Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике [Текст] / Под ред. А.Н.Баранова, Д.О.Добровольского. - М.: Помовский и партнеры, 1996. -656 с.
173. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С.Ахманова. - М., 1966. - 607 с.
174. Большая психологическая энциклопедия. [Текст]- М.: ЭКСМО, 2007. -544 с.
175. Большой толковый психологический словарь. Т.1 (А-О) [Текст] / пер. с англ. Ребер Артур.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Издательство «Bere», 2001. - 592 с.
176. Всемирная энциклопедия: Философия. [Текст] / Гл. науч. ред. и сост. А.А.Грицанов.- М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.-1312 с.
177. Гальперин, И.Р. (ред.) Большой англо-русский словарь. - М., 1979. - T.1.-824 с.; Т. 2 - 864 с.
178. Гаспаров, М.Л. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь. [Текст] М., 1987. - С. 100.
179. Горбаревич, К.С., Хабло, Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка [Текст] / К.С.Горбаревич, Е.П.Хабло. - Л., 1979. - 568 с.
180. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. [Текст]/ В.И. Даль.-М.: ЗАО Изд-во "ЭКСМО-Пресс", 2000. - 763 с.
181. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь. [Текст]/ М.И. Еникеев.-М.:Изд-во "Проспект", 2006. - 560 с.
182. Краткая литературная энциклопедия в 9 т.: т.7 [Текст]. - М.: Сов энциклопедия, 1962 - 1978.
183. Кунин А.В. Англо-русский фразеологический словарь. 4-е изд. [Текст] /
A.В.Кунин - М.,1984. - 944 с.
184. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / под ред.
B.М.Кожевникова, П.А.Николаева. - М., 1987. - 752 с.
185. Матвеева, Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. [Текст] / Т.В.Матвеева - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 562 с.
186. Новая философская энциклопедия: т 3. / Ин-т философии РАН, Нац. обще-науч. фонд: Науч. - ред. совет: предс. В.С.Степин.- М.: Мысль, 2001-629с.
187. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений. [Текст]/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.-М.:Азбуковник, 1999. - 944 с.
188. Психологический словарь [Текст]/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- 2-е изд. пер. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 440 с.
189. Психология. Словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990 - 494 с.
190. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / сост. Л.И. Тимофеев,
C.В. Тураев. - М., 1974. - 454 с.
191. Хорнби, А.С. Конструкции и обороты современного английского языка [Текст] / А.С.Хорнби. - М., 1960. - 335 с.
192. Cambridge International Dictionary of English [Text] [Electronic Resource]. -Cambridge, 2001. - 1472 p.
193. Longman Dictionary of Contemporary English [Text]. - Longman, 1997. -1668 p.
194. Longman Dictionary of English Language and Culture [Text]. - Longman, 1990. - 1568 p.
195. Oxford Photo Dictionary [Text] - Oxford University Press, 1991 - 130 p.
196. Scott, A. Current Literary Terms [Text] / A. Scott. - The Macmillan Press Ltd, 1980. - 324 p.
197. Shipley, J. Dictionary of World Literary Terms [Text] / J.Shipley. - N.-Y., 2007. - 652 с.
198. The Concise Oxford Dictionary of Current English. J.B.Sykes (Ed.). 6th ed. -Oxford, 1978. - 1368 p.
199. The Encyclopedia AMERICANA [Text] I.Groiler (Inc.). - Danbury, Connecticut, 1999. - 919 p.
200. The New Encyclopedia Britannica [Text] Peter B.Norton (Ed.). - Chicago, 1994. - 1409 p.
201. Webster's New Dictionary of Synonyms [Text] P.B.Gove (Ed.). - Springfield, 1978. - 909 p.
III. Источники эмпирического материала
202. Lawrence, David Herbert. The Rainbow [Text] / David Herbert Lawrence.-UK.: Wordsworth Editions Limited, 1995. - 426 p.
203. Waugh, Evelyn. Brideshead Revisited [Text] / Evelyn Waugh. - USA: Little,
Brown and Company, 2008. - 403p.
204. Pilcher, Rosamunde. The Shell Seekers [Text] / Rosamunde Pilcher. - USA:
St. Martin's Paperbacks Edition, 1997. - 582 p.
205. http://corpus.byu.edu
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.