Фортепианные этюды Клода Дебюсси в контексте развития жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Портная, Ирина Викторовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 208
Оглавление диссертации кандидат наук Портная, Ирина Викторовна
ОГЛАВЛЕНИЕ:
3
Глава I Жанр фортепианного этюда в исторической ретроспективе
1.1 Этюд как явление культуры
1.1.1 Жанр этюда в различных видах искусства
1.1.2 Этюды в музыке
1.2 Связь жанра этюда с развитием фортепианного исполнительства
Глава II. Клод Дебюсси в работе над этюдами
2.1 История создания этюдов
2.2 Издания этюдов
2.3 Анализ этюдов
Глава III. Этюды Клода Дебюсси и фортепианное исполнительство
3.1 Дебюсси - пианист
3.2 Ранние исполнители музыки Дебюсси
3.3 Интерпретации этюдов Дебюсси пианистами второй половины XX -начала XXI века
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Etude retrovée (копия)
Приложение 2. Сравнительная таблица темпов
Приложение 3. Дискография
Приложение 4. Предлагаемые темпы этюдов
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Романтические традиции в творчестве современных отечественных композиторов-пианистов2024 год, кандидат наук Сычева Наталья Николаевна
А. Г. Рубинштейн как мастер фортепианной миниатюры (к проблеме исполнительской интерпретации)2022 год, кандидат наук Сюй Цзиня
Токкатно-ударная трактовка рояля в фортепианных концертах отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI столетий2014 год, кандидат наук Симонянц, Елена Михайловна
Особенности фортепианного стиля Панчо Владигерова в контексте взаимодействия композиторского и исполнительского творчества: на примере фортепианных концертов2021 год, кандидат наук Бобрина Десислава Сергеевна
Творческий облик Карла Майера и фортепианная культура его времени2013 год, кандидат искусствоведения Мелик-Давтян, Нина Рубеновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианные этюды Клода Дебюсси в контексте развития жанра»
Введение
Актуальность исследования. В исполнительском и педагогическом репертуаре пианистов все более значительное место занимают этюды Клода Дебюсси. Наряду с этюдами Шопена, Листа, Рахманинова, Скрябина они все чаще звучат на концертной эстраде, включаются как обязательные в программы международных конкурсов.
Созданные в начале XX века (1915), этюды Дебюсси являют собой новый этап в развитии жанра фортепианного этюда, представляют уникальное собрание пианистических приемов, изучение которых становится необходимой ступенью в воспитании современного исполнителя. В последние годы музыка Дебюсси привлекает к себе особое внимание исследователей. Однако специальных работ, рассматривающих этюды Дебюсси во взаимосвязи с другими сочинениями этого жанра до настоящего времени не существует. Возникает потребность в теоретическом и аналитическом осмыслении места и роли этюдов Дебюсси в мировой музыкальной практике в рамках развития жанра, понимания художественного языка и особенностей прочтения авторского текста.
Для художественной культуры и искусства конца XX - начала XXI века характерны поиски аутентичности исполнительской интерпретации художественного текста в опоре на изучение культуры предшествующих эпох. В этой связи изучение творческого метода Дебюсси, особенностей его стилистики и эстетики, того влияния, которое оказали поздние сочинения Дебюсси и, в частности, этюды, на развитие европейской музыки, приобретает особенную актуальность. Интерес композитора к барочной поэтике, синтезу различных художественных течений и направлений, точность композиторских намерений, воплощенных в семантике нотного текста в самом широком понимании этого явления, необходимость адекватного прочтения авторских указаний находят отклик в современной музыкальной культуре. Отсюда исследовательский интерес к этюдам Дебюсси как квинтэссенции его композиторского письма, необходимому
музыкальному материалу на пути к пониманию фортепианных произведений французского мастера.
Концентрация исследования на изучении этюдов Дебюсси в исторической ретроспективе позволяет также определить их влияние на дальнейшее развитие жанра, связанное, прежде всего, с творчеством: во Франции - Ж. Роже Дюкаса (Jean Roger-Ducasse) (1873-1954), О. Мессиана (1908-1992), Даниэль-Лесюра1 (1908-2002); в Венгрии - Б. Бартока (1881-1945), Д. Лигети (19232006); в Финляндии - Э. Раутаваары (р.1928), Матти Раутио (1922-1986) и др.
Степень изученности проблемы. Проблема места, роли и значения этюдов Дебюсси в контексте развития жанра этюда не получила на сегодняшний день самостоятельного освещения. Она затрагивается лишь как один из аспектов исследования при анализе фортепианной музыки Дебюсси в монографиях, посвященных творчеству композитора, в работах, касающихся интерпретации его произведений.
Стилистические особенности этюдов Дебюсси рассматриваются в работах В. Быкова, Л. Гаккеля, Л. Кокоревой, Ю. Кремлева, И. Мартынова, Р. Ховата (R. Howat), С. Яроцинского, М. Вилдон (М. Wheeldon) и др. Эта тема затрагивается также в трудах Э. Денисова, Г. Хаймовского и др. Исполнительские аспекты находят отражение в работах зарубежных и отечественных пианистов М. Лонг, А. Корто, А. Ведерникова и др. Параллели между этюдами Дебюсси и фортепианным творчеством ряда композиторов второй половины XX века (или их отдельных сочинений) проводятся в работах Л. Гаккеля, Л. Раабена и др.
Объектом исследования является творчество Дебюсси в его обращении к жанру фортепианного этюда.
1 Даниэль-Лесюр (Jean-Yves Daniel-Lesur) - французский композитор и органист. Входил в группу «Молодая Франция» вместе с О. Мессианом, А. Жоливе и И. Бодрие.
Предметом исследования выступает цикл из 12 этюдов Дебюсси. Для анализа были выбраны редакции этюдов, наиболее часто используемые в отечественной исполнительской практике [33; 159], а также редакция К. Хелфера [157], входящая в полное собрание сочинений Дебюсси издательства Дюран (Бигапс1-Соп81а11а0, опубликованная во Франции; интерпретации этюдов пианистами различных периодов, стран и направлений.
Цель исследования - определить место и роль этюдов Дебюсси в эволюции жанра фортепианного этюда.
Задачи исследования:
• выявить специфику этюда как жанра, определить основные этапы его эволюции;
• выявить причины обращения Дебюсси к жанру этюда и специфику понимания им этого жанра;
• исследовать интонационные и конструктивные особенности музыкального языка этюдов, определить их взаимосвязи с этюдами предшествующих авторов;
• определить их воздействие на фортепианное письмо композиторов второй половины XX века;
• сопоставить различные редакции этюдов с целью текстологического анализа и изучения целесообразности применения каждой из них в исполнительской и учебно-педагогической практике;
• исследовать особенности интерпретации этюдов Дебюсси различными исполнителями;
• ввести в научный и исполнительский обиход ряд материалов, малодоступных до настоящего времени.
Теоретико-методологической основой диссертации послужили труды по исследованию творчества Дебюсси отечественных и зарубежных авторов: Ю. Кремлева [62], И. Мартынова [82], Л. Кокоревой
[54], Э. Денисова [37; 38], Р. Ховата [170; 171]; работы о фортепианном наследии Дебюсси: Л. Гаккеля [23], В.Быкова [17], П. Печерского [102], Т. Твердовской [131; 132; 133]; книги С. Яроцинского [154; 173], Д. Житомирского [44], В. Варунца [18], И. Ильина [51], Л. Купец [63], И. Заславской [46; 47], посвященные эстетике импрессионизма и символизма и их связи с творчеством Дебюсси, а также эстетике неоклассицизма, постромантизма и постмодернизма.
Работы по истории фортепианного этюда Н. Терентьевой [134; 135; 136; 137], В. Брянцевой [13], В. Дельсона [34, 35], Я. Милыптейна [87; 88], И. Покровской [103], Б. Бородина [11; 12] и др. стали базой для исследования эволюции жанра и определения роли и места этюдов Дебюсси в этом процессе. При анализе произведений и интерпретаций автор опирался на методологию, разработанную в фундаментальных музыковедческих трудах и трудах по истории и теории исполнительства Б.Асафьева [6], Г.Когана [53], Д.Рабиновича [111], С. Хентовой [141; 142], Ю.Холопова [144], В.Холоповой [145], С.Дюнойе (С.Бипоуег) [166; 167], КДьюпдала (К. Ц]ирс1а1) [163; 164], а также публикациях выдающихся музыкантов-пианистов М. Лонг [68; 69; 71], А. Корто [58; 59]. При анализе отдельных этюдов автор использует идеи Л. Гаккеля, В. Быкова, Р. Ховата.
Методы исследования: в диссертации использованы методы, способствующие раскрытию объекта исследования в его целостности: историзма, системно-комплексного, музыкально-теоретического,
контекстуально-интерпретационного и сравнительного анализа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Этюды Дебюсси занимают важное место в развитии жанра фортепианного этюда, представляя собой уникальное собрание пианистических приемов новой виртуозности, порожденной эстетикой художественных явлений начала XX века.
2. Пограничное положение этюдов обуславливается тем, что, с одной стороны, их возникновение было определено предшествующим опытом
(культурными традициями, наследием), с другой - проявление эстетических и композиционных идей, отраженных в музыкальном языке этюдов, особенностях формообразования и построения цикла нашло свое продолжение в эволюции фортепианного искусства середины XX - начале XXI века.
3. Прочтение художественного текста Дебюсси требует пристального внимания исполнителей и исследователей в свете характерных современных тенденций исполнительского искусства. Исследование, проведенное в диссертации, позволяет высветить основные аспекты прочтения авторского текста Дебюсси, его редакторской и исполнительской интерпретаций, использование им специфической терминологии, направленное на лучшее понимание авторского замысла.
4. Эволюция исполнительского стиля соответствовала трансформации эстетических и философских взглядов в обществе, его приоритетов. Современные интерпретации этюдов Дебюсси есть не что иное, как восприятие этой музыки сквозь призму современного искусства, мироощущения эпохи постмодернизма. Исполнительские трактовки сегодняшнего дня доказывают, насколько эта музыка современна и созвучна наиболее общим тенденциям нынешнего исполнительского стиля.
Научная новизна работы:
• впервые дан комплексный анализ этюдов Дебюсси как с точки зрения особенностей музыкального языка, так и исполнительской интерпретации;
• определено место, роль и значение этюдов Дебюсси в развитии жанра фортепианного этюда;
• впервые конкретизируются некоторые аспекты этюдов в связи с национальными традициями французского пианизма;
• впервые исследована и введена в научный обиход не публиковавшаяся ранее в отечественных музыкальных изданиях версия этюда «Для сложных арпеджио»;
• прослежена константная тенденция воздействия музыкального языка этюдов на развитие фортепианного письма композиторов середины XX - начала XXI века, в том числе в жанре этюда.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что в процессе научного анализа выявлены особенности этюдов Дебюсси в контексте развития жанра, определено их место в эволюции фортепианного письма XX века как средоточие различных тенденций, нашедших свое продолжение и воплощение в явлениях современного искусства.
Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть включены в учебный курс истории музыки, в том числе в качестве дополнительного материала, имеют практическую ценность для концертных исполнителей, могут использоваться при изучении истории современного фортепианного исполнительского искусства, в учебно-педагогической практике.
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации и опубликованные статьи по теме диссертации могут служить методическим пособием для студентов музыкальных и музыкально-педагогических училищ, лицеев и колледжей, консерваторий, музыкальных факультетов вузов, а также применяться в учебных курсах «История фортепианного искусства», «История зарубежной музыки XX века», в специальных курсах по интерпретологии.
Апробация работы проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Отдельные положения работы зафиксированы в виде четырех научных статей [104-107], а также отражены в докладах на международных научных конференциях, в том числе: «Этюды Дебюсси в современном
педагогическом репертуаре» // Материалы конференции «Современное музыкальное образование - 2004» - СПб., 2004; «О темпо-ритме поздних сочинений Дебюсси» // Материалы конференции «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» - СПб., 2009.
Структура работы. Диссертация, выполненная на 208 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы [с. 177— 192] (183 наименований, в числе которых 155 работ на русском, 28 работ на английском, французском, норвежском, польском и украинском языках), приложений (в том числе, содержащих копию рукописи варианта этюда «Для сложных арпеджио» (Etude retrouvée), сравнительную таблицу темпов исполнения этюдов, дискографию этюдов и записей «Etude retrouvée», таблицу предлагаемых темпов).
Глава I. Жанр фортепианного этюда в исторической ретроспективе
1.1. Этюд как явление культуры
Жанр этюда, в первую очередь, широко представлен в различных видах искусства - литературе, живописи, музыке. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля (1863-66) дается следующее определение этюда: «ЭТЮДЫ м., мн., франц., в художестве, опыты, попытки, образчики для изученья, для наторенья» [30]. Словарь С. Ожегова, впервые вышедший в 1949, также приводит ряд толкований слова «этюд»: «1) Музыкальное произведение виртуозного характера. 2) Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего большого произведения. 3) Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу. 4) Вид упражнения (в музыке, шахматной игре). 5) Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов2».
В то же время в жанре этюда создавались и создаются работы, относящиеся к другим сферам человеческой деятельности. Известны «Математические этюды», «Этюды по алгоритмизации»; шахматные этюды; в жанре «этюда» создаются научные и научно-популярные труды: «Этюды о Вселенной»; Теологические этюды; Этюды желудочной хирургии, Медицинские этюды; Литературные этюды (к примеру, «Этюды о любви» испанского философа и публициста X. Ортега-и-Гассета (1883-1955); «Психоаналитические этюды» 3. Фрейда (1856-1939); Поэтические этюды; Фотоэтюды (этюды фотоохотника, эротические этюды и т.п.); Архитектурные этюды; Театральные этюды, в том числе, кино- и телесценарии в этом жанре; нередко используется этот термин и в рекламе: Мексиканские этюды (реклама ресторана), Чешские этюды (туры в Чехию).
2 В издании 1953 - иной вариант: «Этюд, -а, м. 1. Эскиз. Э. к картине. 2. Название некоторых произведений (научных, критических и т.п.), небольших по объему, посвященных частному вопросу. Критический э. 3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюды Рахманинова. 4. Вид упражнения (в музыке, шахматной игре и т.п.). Этюды для начинающих. Решить шахматный э.» [100, с. 843].
1.1.1. Жанр этюда в различных видах искусства В художественном творчестве в целом бытование жанра этюда связано со спецификой работы с материалом, который используется при создании художественного произведения. Этюд встречается и как техническое упражнение, и как дефиниция подготовительной работы, и как самостоятельное художественное произведение. В поэтической речи особенности этюда определяются тем, что здесь наиболее крепка спаянность формы и художественного смысла. Как техническое упражнение, лишенное своих художественных заданий, подобный этюд, естественно, в печати не появляется. В то же время примеры стихотворных этюдов в плане разработки отчетливо поставленных формально поэтических задач давались, в частности, В. Брюсовым на протяжении всей его деятельности. В 1918 брюсовские Этюды были изданы под названием «Опыты» [14] особой книгой. В «Опытах» среди множества произведений, интересных лишь с формальной точки зрения, есть несколько таких, где разрешение формальной задачи связано с интересом общехудожественным. Наиболее отчетливо это соединение проявляется там, где формальная задача отличается особой заостренностью. К примеру, стихотворение «В дорожном полусне» является образцом палиндрома. Безусловно, «Опыты» В. Брюсова «свидетельствуют некоторыми примерами своими, что и при разработке формально технической проблемы можно обрести, иногда неожиданно, полновесные художественные ценности» [43]. Другое значение этюда - как подготовительной работы - наиболее отчетливо проявляется в литературно-критической области. Многие книги об искусстве первой половины XX века есть не что иное, как сборники подобных этюдов, возникших в разное время и соединенных лишь впоследствии в одно целое3. Этюд в третьем своем значении - как опыт, приобретающий самостоятельную художественную ценность, встречается и в литературной
3 Таковы, например, работы Андрея Белого «Символизм» [7], В.Брюсова «Далекие и близкие» и множество других.
критике, и в художественной прозе, и в стихотворном творчестве. Литературно-критический этюд отличается от исследования по своему внутреннему построению. В нем ставятся не столь широкие задачи и охватывается менее обширный материал4.
Чем более отчетлива и детализирована тема, тем более отчетливой и углубленной разработки она требует. Эстетическая сторона литературно-критического этюда основана именно на отчетливости мысли, на диалектической стройности изложения материала. Отчетливость мысли связана с отчетливостью слова, что также способствует созданию художественного впечатления. Небольшие же размеры этюда дают возможность пользоваться более образным и выразительным языком, более взыскательно употреблять слова, чем это принято в крупном исследовании.
Значительное место принадлежит работам, написанным в жанре этюда, в области музыкознания, в том числе отечественного. К примеру, такие как знаменитые «Симфонические этюды» Б. Асафьева [6] или его же аналитические этюды, посвященные творчеству русских композиторов (Глинке, Чайковскому, Мусоргскому и др.), «Музыкально-исторические этюды» (1956) И. Соллертинского [128], книга И. Земцовского «Фольклор и композитор: Теоретические этюды о русской советской музыке» [48] и др.
Близко соприкасается понимание назначения данного жанра в живописи и музыке. Это и наработка каких-либо технических приемов и поиск наилучшей передачи технического воплощения творческой идеи в виде фрагмента картины, большого полотна. Зачастую такой фрагмент становится произведением, имеющим самостоятельную художественную ценность (вспомним этюды В. Иванова к картине «Явление Христа народу» или И. Репина к картине «Бурлаки на Волге»). В живописи (в отличие от музыки) среди подготовительных этюдов выбираются наиболее соответствующие замыслу автора и сути произведения, которые
4 Характерными в этом смысле могут быть следующие работы из «Символизма» А. Белого [7]: «Опыт характеристики русского четырехстопного ямба» и «"Не пой, красавица, при мне..." А. Пушкина (Опыт описания)».
впоследствии целиком перерабатываются художником в процессе создания большого полотна.
1.1.2. Этюды в музыке
В музыкальном творчестве определение жанра этюда связано с разграничением понятий «этюд» и «упражнение». История возникновения, развития и разделения этих понятий достаточно подробно рассмотрена Н. Терентьевой в диссертации «Зарубежные инструктивные этюды и упражнения первой половины XIX века для фортепиано» [134]. В этой работе приводятся различные трактовки терминов «этюд» и «упражнение» из словарей того периода, прослеживается историческая ретроспектива истоков жанра, начиная с XVII века, классифицируются виды этюдов, сложившиеся в первой половине XIX столетия и сохраняющие свое значение до настоящего времени. Н. Терентьева выделяет инструктивные, характеристические и концертно-художественные этюды. В исследовании выявляется наиболее свойственная этим произведениям музыкальная форма, прослеживаются ее исторические истоки (особо отмечается влияние музыкальной эстетики эпохи барокко).
Переходя к дальнейшему этапу в развитии жанра, относящемуся к концу XIX - началу XX века - эпохе Дебюсси, обратимся к определению, данному в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1904): «Этюд (esercizio, exercice) — музыкальное упражнение, написанное с целью развить технику играющего или поющего. Этюды существуют для пения (вокализы) и для всех инструментов и заключаются в том, что известная техническая фигура повторяется на разных ступенях гаммы и в разных ладах. Этюду придается музыкальное содержание и форма. Пишутся этюды ходообразно или в коленном складе. В эпоху преобладания полифонии писались этюды для развития полифонической техники: инвенции, токкаты. Есть этюды (преимущественно в области фортепианной), в которых, кроме технической цели, преследуются цели художественные. Подобные этюды исполняются не
только в домашнем обиходе, но и на концертной эстраде, Формы их шире (песнь, рондо, вариация и пр.). Есть еще этюды, предназначенные не для развития техники, а для развития мелодической фразировки, ...»5 [124, с.202]. Итак, в музыкальном искусстве этюд существует во всех перечисленных выше вариантах, становясь своеобразной школой, необходимой ступенью творческого развития музыканта.
1.2. Связь жанра этюда с развитием фортепианного исполнительства
Эволюция жанра напрямую связана с развитием фортепианного исполнительства, изменениями взглядов на фортепианную технику, работу над ее совершенствованием, а также тем, какой смысл вкладывался в само понятие «фортепианная техника», какие цели преследовались в процессе ее совершенствования, какие задачи ставились в этой связи. На примере жанра этюда можно проследить эволюцию фортепианной техники, взаимодействие и взаимовлияние исполнительского искусства и композиторского творчества6.
Видоизменялся композиторский стиль, менялись и технические задачи. Так, для клавирного творчества эпохи барокко характерны «динамизм, бурное движение, орнаментализм, дробность, аффектация, экзальтированность» [15, с. 14]. Синтез - композитор, капельмейстер,
Аналогичное определение этюда дается в Музыкальном словаре Гроува: « Этюд (франц. étude — «учеба», итал. studio, англ, study). Инструментальная пьеса, предназначенная прежде всего для совершенствования навыков в той или иной разновидности исполнительской техники. Пьесы подобного рода, адресованные любителям и начинающим профессионалам, стали в изобилии появляться после 1800; обучение игре на фп. доныне в значительной степени основывается на этюдах Крамера, Клементи (из сборника Gradus ad Parnassum), Мошелеса (Э. соч. 70) и, особенно, Черни. Основоположниками жанра виртуозного концертного Э., предназначенного не столько для упражнений, сколько для публичного исполнения, были Лист (12 этюдов [Etude en 12 exercises, 1827], впоследствии переработанные в «Большие этюды» (Grandes fitudes, 1839) и в «Этюды трансцендентного исполнения») и Шопен (два сборника по 12 этюдов, соч. 10 и 25, 1829—36). Фортепианный цикл Шумана «Симфонические этюды» включает 12 виртуозных пьес на одну тему. Выдающиеся сборники фортепианных Э. создали Алькан (две тетради по 12 Э. во всех тональностях), Скрябин (12 Э. соч. 8 и др.), Дебюсси (12 Э.). В XIX—XX вв. создавались Э. и для др. инструментов (в подавляющем большинстве такие Э. носят чисто технический характер). Изредка жанровое наименование «Э.» применяется к оркестровым пьесам (симфонический Э. «Фальстаф» Элгара (1913), Четыре Э. для оркестра Стравинского (1928). [92, с. 1060].
6 Связь исполнительского и композиторского творчества с эстетическими предпочтениями той или иной эпохи, особенностями мироощущения и философии достаточно подробно рассмотрена в ряде исследований, в том числе в работах В. Холоповой [145], Д. Рабиновича [111], А. Мазикова [75] и др.
исполнитель, существовавший в музыкальной практике того времени определял и специфические задачи воспитания музыканта, равно как и особенности, связанные с исполнительством и сочинением музыки для предшественников фортепиано - клавесина, клавикорда, органа. Создавались упражнения для решения не только чисто технических задач, но и развивающие музыкальное мышление - упражнения в полифонии (инвенции И.С. Баха), упражнения в модуляции Г. Рейхи (уже носившие название «этюды» («Etudes»)). Появляются различные методики игры на инструменте (Д. Дирута - «Трансильванец» (1593) , Ф. Куперен -«Искусство игры на клавесине» (1716), Ф. Рамо - «Метод пальцевой техники» (1724), Ф.Э. Бах - «Истинное искусство игры на клавире» (17531762)), содержащие методические указания и практические упражнения. В конце XVII - начале XVIII столетий в клавирной литературе возникают термины Übung8, Essercisi и Studi, обозначавшие художественные практические пособия, школы. Как правило, то были произведения, написанные для учеников. В этой связи следует упомянуть имена Й. Кунау, Ф. Дуранте, И.С. Баха, В. Любека, Й.Л. Кребса. Кроме того, носившие подобные названия упражнения, помещенные в трактатах XVIII века -прямые предшественники экзерсисов XIX столетия [Приводится по: 134].
Значительное влияние на развитие этюда, на формирование характерных и характеристических его особенностей оказали отдельные жанры эпохи барокко, в частности, прелюдии, инвенции, жиги, некоторые из фантазий и токкат. «Композиционные особенности, свойственные произведениям эпохи барокко (принцип безостановочного секвентно-модуляционного развития в основном одного музыкального материала, сочетание фигурационной техники и имитационных приемов, а также ряд технических формул) становятся общими для всех произведений этюдного жанра XIX столетия» [136, с. 24].
7 В трактате Д. Дируты впервые произошло разделение на клавирную и органную технику.
8 С1ау1егйЬш^ было общепринятым названием сборников произведений немецких композиторов конца XVII - начала XVIII века.
Пришедшая на смену эпохи барокко эпоха классицизма с новой эстетикой, новыми взглядами на исполнительское и композиторское искусство, изобретение Б. Кристофори фортепиано (незадолго до 1700) и последующая эволюция фортепиано как инструмента оказали влияние на дальнейшее развитие отношения к фортепианной технике.
На рубеже ХУШ-Х1Х веков в период перехода прежних универсально-синтетических систем образования в новые инструментально-специализированные виды (начавшееся разделение на композитора-творца и исполнителя-интерпретатора) происходят существенные перемены в художественном и техническом воспитания пианистов9. Новые качества фортепиано - выразительность звучания, динамическое разнообразие, позволявшие воплощать в исполнении на инструменте большую эмоциональную амплитуду, возможность передачи «мыслей и чувств, волновавших людей эпохи "Бури и натиска" в их движении и развитии» [136, с.11], вызвали к жизни и новый тип упражнений.
В этой связи несомненный интерес представляют Упражнения Бетховена10. Прежде всего в них поражает многоаспектность фортепианно-технических и фактурных приемов: упражнения на подкладывание первого пальца, отработка техники скачков, перекрещивания рук. Впервые в практике упражнений большое место уделено собственно звуковым задачам: филировке звука, отработке динамических нарастаний и спадов; технике артикуляции: искусству овладения различного рода штрихами и динамическими градациями; трельными фигурациями в одноголосии и многоголосии в партиях обеих рук, октавно-аккордовой фактуре. «Своеобычность упражнений Бетховена заключается, однако, не столько в их фактурных особенностях, - справедливо отмечает Н. Терентьева, - сколько в поставленных исполнительских задачах» [135, с.З]. Большинство
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Теоретико-методические аспекты преподавания дисциплины "фортепианный ансамбль" в системе современного музыкального образования2012 год, кандидат наук Шадт, Кристина Владимировна
Фортепианное творчество Александра Черепнина в контексте его артистической карьеры2017 год, кандидат наук Рубан Наталья Леонидовна
Фортепианное творчество Сергея Слонимского в контексте школы исполнительского мастерства: диалектика традиции и новаторства2016 год, кандидат наук Линь Цзы Ин
Артур Шнабель в контексте фортепианной культуры первой половины XX века2006 год, доктор искусствоведения Смирнова, Марина Вениаминовна
Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра2002 год, кандидат искусствоведения Катонова, Наталья Юрьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Портная, Ирина Викторовна, 2012 год
Список литературы:
1. Александров В. «Кудесник рояля» - Репортаж о московских концертах французского пианиста Пьера Лорана Эмара / Орфей, Российский государственный музыкальный телерадиоцентр [Электронный ресурс]. URL:
http://www.muzcentrum.ru/news/2010/1 l/item4195.html (дата обращения: 23.11.2010).
2. Алексеев А. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988. - 415 с.
3. Алексеев А. История фортепианного искусства, часть 3. - М.: Музыка, 1982. - 286 с.
4. Алексеев А. Русская фортепианная музыка, конец XIX - начало XX века. - М.: Наука, 1969. - 391 с.
5. Алексеев А. Французская фортепианная музыка конца XIX - начала XX века - М.: Академия наук СССР, 1961. - 219 с.
6. Асафьев Б. «Симфонические этюды» Пг., 1922, 2-е изд.: Л., 1970. -264 с.
7. Белый А. Символизм как миропонимание / Авт. вступ. статьи и прим. Л. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
8. Берберов Р. В. Ребиков. Пьесы для фортепиано. - М.: Музыка, 1968.
9. Боброва О. Роль сравнительного анализа интерпретаций в фортепианной педагогике. - Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Сб.ст. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. Вып.24.
Ю.Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. - М.: Музыка, 1989. - 304 с.
11. Бородин Б. Шарль Алькан - «Берлиоз фортепиано» // Музыкальная академия. М., 2005. - №1. - С. 120-126.
12. Бородин Б. Этюды Шарля Алькана // Фортепиано. М.: ЭПТА, 2006. -№3-4.-С. 33-41.
13. Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. - М.: Музыка, 1966.-224 с.
14. Брюсов В. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам. - 1918. - 200 с.
15. БуасъеА. Уроки Листа. - СПб.: Композитор, 2002. - 75 с.
16. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве. - Исполнительское искусство зарубежных стран: Сб. материалов. - М.: Музгиз, 1962. Вып.1. -С. 141-175.
17. Быков В. Новаторские черты фортепианного творчества Дебюсси // Дебюсси и музыка XX века. - Л.: Музыка, 1983. - С. 137-173.
18. Варущ В. Музыкальный неоклассицизм: исторические очерки. -М.: Музыка, 1988. - 80 с.
19. Ведерников А. О годах моего творческого становления, встречах с выдающимися музыкантами, проблемах исполнения старинной и современной музыки, вопросах педагогики // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Вып. 1/ Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 29 - М., 2000. - С. 154-175.
20. Гаккель Л. Миражи исполнительства. - Муз. академия. 1998. №№ 3/4. Кн.2. - С. 222-226.
21. Гаккель Л. Пианисты. // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. -М.: ГИИ, 1997. - С. 677-723.
22. Гаккель Л. Пианистический Ленинград, 70-е годы // Музыкальное исполнительство: Сборник статей. Вып. 11 / Сост. и общ. ред. В.Ю. Григорьевой и В.А. Натансона. - М., Музыка, 1983. - 303 с.
23. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Очерки. 2-е изд., доп.. -Л.: Сов. композитор, 1990. - 288 с.
24.Гизекинг В. Мысли художника // Сов. музыка. 1970. № 7. - С. 77-78
25. Гизекинг В. Так я стал пианистом // Исполнительское искусство
зарубежных стран, - М., 1975, вып.7. - С. 190-253.
26. Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Сов. композитор, 1990. - 416 с.
27. Гринштейн С. Великие фортепианные педагоги прошлого. - СПб.: Композитор, 2004. - 144 с.
28.Грщевич В. История стиля в фортепианном исполнительстве. - М.: МГК, 2000. - 148 с.
29.Гуренко Е. Проблемы художественной интерпретации. -Новосибирск: Наука, 1982. - 256 с.
30. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка (т. 1-4) Мир словарей. Коллекция словарей и энциклопедий. [Электронный ресурс]. URL: http://mirslovarei.com/dal_A/.
31. Дебюсси К. Избранные письма / Сост., перевод, вступ. Статья и комментарии A.C. Розанов. - JL: Музыка, 1986. - 286 с.
32. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. - M.-JL: Музыка, 1964. - 214
с.
33. Дебюсси К. Этюды для фортепиано // Собрание сочинений для фортепиано, т.4 - М.: Музыка, 1964. - 112 с.
34. Делъсон В. Скрябин. - М.: Музыка, 1971. - 430 с.
35.Дельсон В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. - М.: Советский композитор, 1973. - 285 с.
36 .Демченко А. Портреты выдающихся мастеров музыкального исполнительства. - М.: 2003. - 104 с.
37. Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Вопросы музыкальной формы. Вып.З: Сб. статей / Ред.-сост. В. В. Протопопов. - М., 1977. - С. 230-253.
38 .Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М.: Сов. композитор, 1986. - 206 с.
39.Диденко С. Необыкновенное издание. - Фортепиано. 1998. №2. -С. 18-20.
40. Дмитрюкова Ю. Фракталы в современной композиции (конспект доклада) // Московский музыкальный вестник, академическая музыка online. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mmv.rU/p/link/fractal_report.html.
41 .Друскин М. О периодизации истории зарубежной музыки XX века // Исследования. Воспоминания, - JI.-M.: Сов. композитор. - 1977. - С. 10-52.
42. Дубинец Е. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. -Киев, Гамаюн, 1999. - 314 с.
43. Дынник В. - Словарь литературных терминов. Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-b552.htm.
44. Житомирский Д. К изучению западноевропейской музыки XX века // Современное западное искусство. Идейные мотивы. Пути развития. Театр. Кино. Живопись. Музыка. Сб. ст. Отв. ред. - Недошивин Г. А. -М.: Наука, 1971. - С. 195-274.
45. Журдан-Моранж Э. Мои друзья музыканты. - М.: Музыка, 1966. -266 с.
46. Заславская И. Ферручо Бузони и Антон Рубинштейн // Антон Рубинштейн: Сб. статей. - П.: ПГК, 1997. - 112 с.
47. Заславская И. Эстетическая концепция «юной классичности» Ферруччо Бузони и ее претворение в творчестве композитора. - Автореф. дис...канд. искусствоведения. Москва: РАМ им. Гнесиных, 1997. - 23 с.
48. Земцовский И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды о русской советской музыке. - JL, М.: Сов. композитор. - 1978. - 176 с.
49. Зингер Г. Из истории фортепианного искусства Франции. - М.: Музыка, 1976. - 112 с.
50. Золотое А. Русский пианист Анатолий Ведерников. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rian.ru/culture/20100503/229824723 .html (дата обращения:
03,05,2010).
51. Ильин И. Постмодернизм: словарь терминов. - М.: Intrada, 2001. -384 с.
52. Катонова Н. Открытое произведение в пространстве сцены // Критика, публицистика, страницы истории. К ХХХ-летию кафедры музыкальной критики. Сб. статей. - СПб, 2006. - С. 176-186.
53. Коган Г. Вопросы пианизма. Избранные статьи. - М.: Сов. композитор, 1968. - 462 с.
54. Кокорева Л. Клод Дебюсси. - М.: Музыка, 2010. - 495 с.
55. Кокорева Л. Этюды Дебюсси... Какие послания несут они нам? // Этот многообразный мир музыки. Приношение Марку Генриховичу Арановскому. М., 2010. - С. 346-357.
56. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. - М.: Музыка, 1968. - 294 с.
57. Копчевский Н. «Детский уголок» Дебюсси. Стилистические параллели и вопросы исполнения // Вопросы фортепианной педагогики. М.: Музыка, 1976. Вып.4. - С. 171-204.
58. Корто А. О фортепианном искусстве. - М.: Музыка, 1965. - 363 с.
59. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники / ред., пер. с фр. и коммент. Милыптейн Я. - М.: Музыка, 1966. - 108 с.
60. Корыхалова Н. Интерпретация музыки. - JL: Музыка, 1979. - 208 с.
61. Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. - СПб.: Композитор, 2000. - 272 с.
62. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. - М.: Музыка, 1965. - 792 с.
63. Купец Л. Камерное вокальное творчество Клода Дебюсси в контексте французской художественной культуры конца XIX начала XX века (опыт историко-культурной интерпретации). - Автореф. дис...канд. искусствоведения. Л.: РИИ РАН, 1995. - 24 с.
64. Леймер К. Современная фортепианная игра // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Вст. ст., сост., общая ред. С. М. Хентовой. - М.-Л.: Музыка, 1966. - С. 168-183.
65. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. - М.: Классика XXI век, 2007. - 148 с.
66. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. -М.: Музыка, 1988. - 236 с.
67. Ливанова Т. Теория музыкальных стилей // Скребков С.: Статьи и воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1979. - С. 296-310.
68. Лонг М. За роялем с Клодом Дебюсси // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 9. - М.: Музыка, 1981. - С. 38-74.
69. Лонг М. За роялем с Клодом Дебюсси (пер. Бронфин) - М.: Советский композитор, 1985 - 137 с.
70. Лонг М. Фортепиано. Школа упражнений. - Л.: Музгиз, 1963. - 126
с.
71. Лонг М. Французская школа фортепиано // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, сост. С.М.Хентова. - М.: Музыка, 1966. - С. 208-235.
72. Лотман Ю. Статьи по семиотике искусства. Академический проект. - СПб, 2002. - С. 213-214.
73. Лукъянович О. Особенности творческого мышления А.К. Лядова (на примере фортепианной миниатюры). - Автореф. дис...канд. искусствоведения. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 26 с.
74. Лукъянович О. Особенности творческого мышления А. К Лядова (на примере фортепианной миниатюры). - Дисс. ...канд. искусствоведения. СПб.: РГПУ им. А И Герцена, 2005. - 218 с.
15. Мазиков А. Феномен нотного текста и его интерпретация (на примере фортепианного исполнительства) // Интерпретация культурных смыслов: Культурологические исследования '05. - СПб.: Астерион, 2005. - С. 198-206.
76. Макарова О, Аннотация к диску: П. Хиндемит, Четыре темперамента. Анатолий Ведерников, фортепиано. - Мелодия МЕГХЮ 10 00879 [Электронный ресурс]. 1ЖЬ: http://www.cdguide.nm.ru/Melodiya/melcdl000879.html.
77. Малинковская А. Беседа с Ведерниковым (1978) // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. Сб. статей / Ред.-сост. А. Алексеев. - М.: Сов. композитор, 1978. - С. 151-158.
78. Малинковская А. Интонационный анализ произведения в работе с учащимся-пианистом. - Проблемы развития системы музыкального образования: Сб. трудов. Вып.87. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986.
79. Малинковская А. Фортепиано-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-аналитической литературе ХУ1-ХХ веков: Очерки. М.: Музыка, 1990. - 186 с.
80. Мальцев С. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя: Статьи. Очерки. Исследования. М.: Сов. композитор, 1976. Вып.2. - С. 68-105.
81. Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. - М.: Музыка, 1991. - 88 с.
82. Мартынов И. Клод Дебюсси. - М.: Музыка, 1964. - 280 с.
83. Мартынов И. Морис Равель. - М.: Музыка, 1979. - 318 с.
84. Махлина С. Семиотика культуры и искусства. Словарь -справочник. - Т. 1. - Спб.: Композитор, 2003. - 267 с.
85. Медушевский В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей. // Музыкальный современник. М., 1984. Вып.5. - С. 5-18.
86. Меркулов А. Редакции клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля интерпретации // Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб.ст. М.: Музыка, 1991. - С. 147187.
87. Милъштейн Я. Ф. Лист: Изд. 2-е, расшир. и дополи.: в 2-х т. - Т. 2. - М.: Музыка, 1971.-600 с.
88. Милъштейн Я. Советы Шопена пианистам. - М.: Музыка, 1967. -120 с.
89. Михайлов М. Этюды о стиле в музыке // Статьи и фрагменты / Сост., ред. и примеч. А.Вульфсона. - Л.: Музыка, 1990. - 288 с.
90. Мищенко М. Этюды по Григорию Соколову. - Критика, публицистика, страницы истории: К ХХХ-летию кафедры музыкальной критики. Сб. статей. - СПб.: СПбГК им. Н.А.Римского-Корсакова, 2006. -С. 148-176.
91. Мозгот С. Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Саратов: СГК им. Собинова, 2006. - 27 с.
92. Музыкальный словарь Гроува. - Второе русское издание исправленное и дополненное. Пер. с англ., ред. и доп. д. иск. Л. О. Акопяна. - М.: Практика, 2007. - 1103 с.
93. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
94. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. - М.: Музыка, 1982. - 300 с.
95. Нестъев И. Бела Барток. - М.: Музыка, 1969. - 798 с.
96. Николаев А. Муцио Клементи. - М.: Музгиз, 1983. - 94 с.
97. Николаев В. Шопен-педагог. - М.: Музыка, 1980. - 93 с.
98. Оборин Л. О некоторых принципах фортепианной техники // Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 2. - М.: Музыка, 1968. -С. 71-81.
99. Овчинников И. Интервью с П.-Л. Эмаром «Технологии ничего не решают, надо работать над собой» - Время Новостей, №214, 23 ноября 2010, Издательство «Время». [Электронный ресурс]. URL: http://www.vremya.ru/2010/214/10/265322.html
100. Ожегов С. Словарь русского языка. 3-е изд. - М.: Гос. Изд. Иностранных и национальных словарей, 1953. - 848 с.
101. Памяти И.И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования. Сост. JI. Михеева. Изд. 2-е, доп. - JL: Сов.композитор, 1978. -312 с.
102. Печерский П. О фортепианной музыке Дебюсси // Дебюсси и музыка XX века - Л.: Музыка, 1983. - С. 91-136.
103.Покровская И. Особенности фортепианного стиля A.C. Аренского в контексте взаимодействия исполнительского и композиторского творчества. Дисс. ...канд. искусствоведения. СПб.: РГПУ им. А И Герцена, 2007. - 143 с.
104. Портная И. Исполнительское искусство Клода Дебюсси // Казанская наука. 2010, №5. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2010. - С. 209-213.
105.Портная И. Некоторые аспекты исполнительского прочтения этюдов Дебюсси // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2010, №120. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С.259-267.
106. Портная И. Основные издания и редакции этюдов для фортепиано Клода Дебюсси (от автографа к интерпретации) // Исторические, философские, политические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011, №4 (10) (май). Ч. 1. - Тамбов: Изд-во Грамота, 2011. - С. 138-141.
107. Портная И. Этюды К. Дебюсси в контексте художественного метода композитора // «Musicus». 2008, № 3 (12) (июль - август -сентябрь). - СПб.: СПбГК им. H.A. Римского-Корсакова, 2008. - С. 48-51.
108.Портной В. Г.Вавилов Этюды-картины (вступительная статья) -СПб, Композитор, 2008. - С. 3-4.
109. Раабен Л. Ещё раз о неоклассицизме // История и современность: Сб.ст. - Л.: Сов. Композитор, 1981. - С. 196-214.
110. Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века. Страны Европы и Америки: Исследование. - Л.: Сов.композитор, 1986.-200 с.
111. Рабинович Д. Исполнитель и стиль. Избранные статьи. Вып. I, Проблемы пианистической стилистики. - М.: Сов. композитор, 1979. -320 с.
112. Рагс Ю. Исполнительский анализ музыкального произведения // Традиции русской художественной культуры: Межвузовский сб. науч. тр. - Москва-Волгоград: Современник, 2000. Вып.З. - С. 97-117.
113. Разгуляев Р. Позднее фортепианное творчество Дьёрдя Лигети -Открытый текст. Электронное периодическое издание. [Электронный ресурс]. URL: http://opentextnn.ru/music/epoch%20/XX/?id=3333 (дата обращения: 30.04.2010).
НА. Рахманинов С. Письмо к О. Респиги // Литературное наследие. (Составитель-редактор З.А. Апетян). Т. 2. - Советский композитор, Москва, 1978. - С. 270.
115. Римский - Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. - М.: Музыка, 1982. - 303 с.
116.Рославец Н. О себе и своем творчестве. / Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи (1908-1917) - СПб, Композитор, 2008. - С. 246-248.
117. Рубинштейн А. Лекции по истории фортепианной литературы / Ред. и комментарии С.Л. Гинзбурга. - М.: Музыка, - 110 с.
118. Савенко С. Музыкальный текст как предмет интерпретации: между молчанием и красноречивым словом. // Искусство XX века как искусство интерпретации. Сборник статей - Нижний Новгород: НГК им. М.И. Глинки, 2006. - С. 318-332.
119. Сандовская Т. Новые приёмы фортепианного исполнительства в
твоочестве композиторов XX века. - Л., 1994. -72 с.
х JT '
120. Сегелъман М. - аннотация к диску «Виктор Ересько. Сергей Рахманинов, «Музыкальные моменты», соч. 16, «Этюды-картины», соч. 39 - каталог фирмы «Мелодия», 2006. [Электронный ресурс]. URL: http ://www .melody. su/work/catalog/classic/512.
121. Скребков С. Композитор и исполнитель. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений // Скребков С. Избранные статьи. - М.: Музыка, 1980. - 215 с.
122. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973.-448 с.
123. Словарь иностранных музыкальных терминов / Крунтяева Т.С., Молокова Н.В. /7 изд. - Л.: Музыка, 1988. - 136 с.
124. Словарь энциклопедический / Ф.А. Брокгауз - И.А. Эфрон / Т. 81(XLI) - СПб, 1904. - 576 с.
125. Слоним В.И. Вопросы исполнительско-педагогического анализа этюдов и баллад Шопена. - Новосибирск: НГК им. М.И.Глинки, 1987. - 36 с.
126. Смирнов В. Клод-Ашиль Дебюсси (1862-1918). Краткий очерк жизни и творчества. - Л.: Музыка, 1973. - 87 с.
127. Соколов А. Векторы культуры в музыкальной панораме XX века // Двенадцать этюдов о музыке. - М.: МГК, 2001. - С. 101-109.
128. Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. - Л.: Музгиз, 1956. - 362 с.
129. Сухомлинов И. К проблеме интерпретации этюдов-картин Рахманинова. / Как исполнять Рахманинова - М., Классика XIX, 2003. -С. 92-117.
130. Тараканов М. Замысел композитора и пути его воплощения // Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. -С. 127-138.
131. Твердовская Т. Прелюдии Клода Дебюсси: Очерк. - СПб.: СПб ГК
им. H. А. Римекого-Корсакова, 2006. - 52 с.
132. Твердовская Т. Прелюдии Клода Дебюсси. Дис. на соискание ученой степени канд. искусствоведения. - СПб.: СПбГК им. Н.А.Римского-Корсакова, 2003. - 156 с.
133. Твердовская Т. Дебюсси и Скрябин: два взгляда на жанр фортепианной прелюдии // Русско-французские музыкальные связи / Сб. научных статей. - СПб.: СПбГК им. Н.А.Римского-Корсакова, 2003. - С. 162-178.
134. Терентъева Н. Зарубежные инструктивные этюды и упражнения первой половины XIX века для фортепиано: автореф. дис....канд. иск. / Н.А.Терентьева, Лен. коне. - Л., 1974. - 24 с.
135. Терентъева Н. Избранные этюды и упражнения. Л. Бетховен, М. Клементи, Д. Штейбельт. Предисловие к сб. - Л., Музыка, 1985. - С. 3-4.
136. Терентъева Н. Карл Черни и его этюды. - СПб.: Композитор,
1999.-68 с.
137. Терентъева Н. Предисловие к сб.: Ритмические этюды и упражнения зарубежных композиторов XX века. - СПб.: Композитор,
2000. - С. 2-4.
138. Тушинцева И. Гармоническая хронология XX века: к истории идей, открытий, шедевров. / Música theorica 7, 16 апреля 2009. [Электронный ресурс] : http://gromadin.eom/rmusician/archives/4133.
139. Хаймовский Г. Некоторые особенности темповых и агогических обозначений Дебюсси // Об исполнении фортепианной музыки Баха, Бетховена, Дебюсси, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. - Л.: Музыка, 1965. - С. 96-123.
140. Харлап М. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма. - М.: Музыка, 1978. - С. 48-105.
141. Хентова С. Маргарита Лонг. - М.: Музгиз, 1961. - 104 с.
142. Хентова С. Маргарита Лонг - пианистка и педагог // Лонг М.
Фортепиано. Школа упражнений. - Л.: Музгиз, 1963. - С. 3-9.
143. Холмс П. Дебюсси. - Урал LTD, 1999. - 172 с.
144. Холопов Ю. Эмансипация диссонаса и новая модальность XX века // Идеи Ю.Н.Холопова в XXI веке / Редактор-составитель Т.С.Кюрегян. М., 2008. С. 105-113.
14Ъ.Холопова В. Формы музыкальных произведений (уч. пособие). -СПб.: Лань, 2006.-496 с.
146. Хубов Г. Мусоргский. - М.: Музыка, 1969. - 802 с.
147. Цареградская Т. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана -М.: Классика-ХХ1, 2002. - 376 с.
148. Часовитин Д. Познание интонационной многомерности музыкального произведения через сравнение его звукозаписей и редакций как необходимая черта вузовской педагогики // Современные проблемы педагогики музыкального вуза / Сб. мат. - СПб.: Канон, 1999. - С. 89-96.
149. Чередниченко Т. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и современность / Сб.ст. - М.: Музыка, 1988. Вып.1. - С. 43-69.
150. Черная М. История фигурационного письма в западноевропейской клавирной (фортепианной) музыке: Учеб. пособие. Ч. 3: Музыка первой половины XX века. - Тверь: Тверь, гос. университет, 2007. - 184 с.
151. Шифман М. Двенадцать этюдов Ляпунова и некоторые вопросы их интерпретации. // Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып.2. - М.: Музгиз, 1958. - С. 374-401.
152. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. Издание второе, дополненное и переработанное - М.: Музыка, 1970. - 576 с.
153. Щукина Т. Фортепианная соната в творчестве Клементи и ее историко-стилевые параллели. - Автореф. дис...канд. искусствоведения. М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. - 27 с.
154. Яроцинъский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм / Пер. с польского С. С. Попковой. - М.: Прогресс, 1978. - 224 с.
155. Bavouzet J.-E. Аннотация к диску Debussy Complete Works for Piano, vol. 4, Bavouzet J-E. - CD, CHAN 10497, Chandos Records, 2008.
156. Chernyshev I. A Historical and analytical survey of transcendental etudes by Sergey Liapunov. /Dissertation Prepared for Degree of Doctor of Musical Arts. USA, University of North Texas. 2007. - 41 p.
157. Debussy CI. Etudes, Fac-similés / Edition de Claude Helffer // Ouvres Completes de Claude Debussy, Serie I, Vol. 6 - Durand-Constallat, Paris, 1991.
158. Debussy CI. Etudes pour le piano. Fac-similé des esquisses autographes (1915). Introduction de Roy Howat - Publications du centre de documentation Claude Debussy, Tome V - Minkoff, Genève, 1989.
159.Debussy Cl. Etudes / Edition E. Klemm// Klavierwerke, band V, Edition Peters, Leipzig, 1969.
160. Debussy Cl. 12 Etudes für Klavier Nach dem Urtext herausgegeben von Zoltan Kocsis - Könemann Music, Budapest, 1998.
161. Debussy Cl. Lettres de Claude Debussy a son editeur - Paris, 1927.
162.DeVoto M. The Debussy sound: Colour, Texture, Gesture // The Cambridge Companion to Debussy By Simon Trezise Trinity College, Dublin -Cambridge University Press, 2003.
163. Djupdal K. Debussy's piano method [Электронный ресурс]. URL: http://www.djupdal.org/karstein/debussy/
164. Djupdal К. Debussy ved pianoet - en Studie av Claude Debussy stil som pianist / Djupdal К. / [магистерская дисертация] - [Oslo]: Norges Musikkhogskole 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.djupdal.org/karstein/debussy/ download.
165.Donat M. Аннотация к диску: Debussy 12 Etudes, Mitsuko Uchida -1990 Philips Classics Productions, NY, NY, USA.
166.Dunoyer С. Debussy and Early Debussystes at the Piano // Debussy in Performance, edited by James R. Briscoe. - Yale University Press. New Haven & London, 1999 - P. 91-118.
167.Dunoyer C. Marguerite Long: a Life in French Music, 1874-1966 [incl.
discography] - Bloomington, IN, Indiana University Press, 1993.
168. Harrisson S. The Great pianists. - London. 1976.
169.Howat R. A Thirteenth Etude of 1915; the original version of Pour les Arpèges composés // Cahiers Debussy, nouvelle serie 1 - Minkoff, Geneva, 1977.
170. Howat R. Debussy's piano music: sources and performance // Debussy studies - Cambridge University Press, 1997. - P. 78-107.
171. Howat R. Debussy in proportion: A Musical Analysis. - Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
172. Howat R. Claude Debussy: Piano Music, Vol. 1. - Tall Poppies Records, TP094, 1997 - аннотация к диску.
173. Jarocinski S. Debussy kronika zycia, dziela, epoki. - Krakôw.: PWM, 1972.-636 s.
174. Kozinn A. Night of Études: Debussy, Chopin and (Surprise!) Elliott Carter - The New York Times, NY, December 13, 2006.
175. Lockspeiser E. Debussy: His life and his mind, vol. II. - Cambridge, Cambridge University Press, 1978 - 291 p.
176. Nichols R. Debussy remembered - London, 1992 - 256 p.
177. Pereira R.P. La cathédrale engloutie: Is musicology changing the way we perform? - International Symposium on Performance Science, 2007. c.109-114. [Электронный ресурс]. URL: http://www.performancescience.org/cache/fl0020188.pdf.
178. Shenberg H. The Great pianists from Mozart to the Present. - N.-Y, 1963.
179. Schmitz E.R. The piano works of Claude Debussy. - New York, 1966.
180. Tommasini А. «А German Who beat the French at Their Own Game» // The New York Times - NY, July 6, 1997.
181. Unruh, A.E. Louis Moreau Gottschalk (1829-1869): the role of early exposure to African-derived musics in shaping an American musical pioneer from New Orleans, (a dissertation ... for the degree of Ph.D., College of Arts of
Kent State University, December, 2009) [Электронный ресурс] http://etd.ohiolink.edu/view.cgi/Unruh%20Amy.pdf7kentl257865487
182.Wheeldon M. Debussy's late style - Bloomington, IN, Indiana University Press, 2009. - 170 p.
183.Ролан-Манюель A. Mopic Равель. - Кшв: Музична Украша, 1975. -143 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.