Теоретико-методические аспекты преподавания дисциплины "фортепианный ансамбль" в системе современного музыкального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Шадт, Кристина Владимировна

  • Шадт, Кристина Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 166
Шадт, Кристина Владимировна. Теоретико-методические аспекты преподавания дисциплины "фортепианный ансамбль" в системе современного музыкального образования: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2012. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шадт, Кристина Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Генезис и эволюция жанра фортепианного ансамбля

1.1. Из истории фортепианного ансамблевого исполнительства

(вопросы терминологии, периодизации)

1.2. Исполнение фортепианной ансамблевой музыки: художественно -стилевой аспект 28 ГЛАВА 2. Теоретико-методические аспекты фортепианного ансамблевого исполнительства

2.1. Виды фортепианных ансамблей, специфические черты и особенности

2.2. Психологические аспекты игры в ансамбле

2.3. Практические задачи учебной дисциплины «фортепианный ансамбль»

2.4. Совершенствование процесса обучения в классе фортепианного ансамбля. Методические аспекты 97 ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальное исследование процесса обучения фортепианному ансамблевому исполнительству в современной педагогической практике

3.1. Обучение фортепианному ансамблевому исполнительству: педагогические наблюдения

3.2. Интервью, беседы, анкетирование

3.3. Формирующий эксперимент 125 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 138 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 151 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретико-методические аспекты преподавания дисциплины "фортепианный ансамбль" в системе современного музыкального образования»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Фортепианный ансамбль представляет собой одну из мощных й содержательных ветвей камерной ансамблевой музыки и занимает важное место в иерархии мирового классического искусства. Непрерывно эволюционируя, эта сфера музыкального творчества совершенствует композиционные приемы и средства выразительности, формирует и развивает традиции ансамблевого исполнительства. Разнообразие и объем репертуара, созданного к настоящему времени, свидетельствует об устойчивом внимании к этому жанру многих поколений композиторов.

На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. Целью современного образования в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося современного российского общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов.

Осознание важности задач развития учащихся через приобщение к ансамблевому исполнительству неизбежно влечет за собой коррективы в структуре и формах работы преподавателей, в частности, переосмысление роли и места предмета фортепианный ансамбль в подготовке учащихся всех уровней музыкального образования.

Ансамблевое музицирование издавна известно не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке. Совместное исполнение вызывает у учащихся неподдельный интерес, что, как известно, является мощным стимулом в работе. Так, ансамблевое исполнительство в детской музыкальной школе способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной учебной атмосферы на занятиях и созданию ситуации успешного исполнения музыкальных

произведений. Испытав радость выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве солиста.

Важность ансамблевого музицирования в развитии старшеклассников обусловлена определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности учащихся указанного возрастного периода, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к музицированию в ансамбле как виду совместной деятельности.

На высшей ступени музыкального образования игра в ансамбле с представителем той же специальности позволяет учащимся обмениваться накопившимся опытом, общаться в пространстве музыкального взаимодействия и, вместе с тем, может способствовать дальнейшему профессиональному самоопределению студентов.

Устойчивый интерес учащихся к ансамблевому музицированию позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, усиливает мотивацию к занятиям и способствует стабильности публичных выступлений. Разнообразный репертуарный план помогает развивать музыкальный вкус и мышление учащихся. Однако позитивные педагогические аспекты фортепианного ансамблевого музицирования подробно не исследовались представителями музыкально-педагогической науки.

В педагогической среде распространенным является мнение, что музицировать на рояле вдвоем значительно проще, чем исполнять сольную программу, поскольку ученик, достигший определенных успехов в качестве солиста, легко справится с половиной задачи - с одной партией фортепианного ансамбля. Более оправданной представляется другая точка зрения: игра в ансамбле - совершенно особый вид музицирования, базирующийся на высоком уровне сольного исполнительского мастерства,

обогащенного целым рядом специфических навыков: владение разнообразной нюансировкой, наличие развитого метроритмического чувства, быстрота реакции, синхронность исполнения и др. От урока к уроку устойчиво формируется комплекс профессиональных умений: исполнять произведение в точном метре и ритме, дифференцировать фактуру и регистры, воспроизводить оркестровые эффекты, демонстрировать сценическую свободу, вести «диалог» с партнером.

В связи с ростом в XX веке внимания к жанру фортепианного ансамбля в исполнительской среде, назрел вопрос о воспитании дуэтных составов, правильности подбора партнеров и необходимости возникновения новых методических принципов обучения искусству дуэтного музицирования. Обострилась необходимость разрешения противоречий между потребностью внедрения новых подходов к преподаванию дисциплины «фортепианный ансамбль» и отсутствием научного обоснования способствующих этому психолого-педагогических условий.

Цель исследования: Совершенствование процесса обучения в классе фортепианного ансамбля: содержание, формы, методы.

Объект исследования: Жанр фортепианного ансамбля в современном учебно-образовательном процессе.

Предмет исследования: теоретико-методические основы обучения ансамблевому (фортепианному) исполнительству.

Задачи исследования:

• Выявить психолого-педагогические ресурсы совершенствования процесса обучения в классе фортепианного ансамбля;

• Определить основные компоненты обучения ансамблевому (фортепианному) исполнительству; охарактеризовать их взаимосвязи и зависимости;

• Раскрыть специфику учебно-воспитательной работы в классе фортепианного ансамбля; изучить перспективные направления, пути и способы оптимизации этой работы;

• Охарактеризовать кризисные явления в современной практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин;

• Предложить комплекс методических установок и рекомендаций, сориентированных на совершенствование учебно-воспитательной работы в классе фортепианного ансамбля.

Гипотеза исследования: Проблема оптимизации процесса обучения в классе фортепианного ансамбля может быть решена, если вектор деятельности педагога будет сориентирован:

а) на создание благоприятных условий для развития всего комплекса музыкальных способностей учащихся (художественно-образное мышление, эмоциональность, двигательно-моторные умения и навыки), и, одновременно, на развитие специфических качеств и свойств, востребованных в практике ансамблевого музицирования (готовность к содружественным действиям с партнёром, к тому, чтобы художественная инициатива каждого участника ансамбля органично сочеталась с совместно найденными решениями исполнительских задач);

б) на инициирование процессов, способствующих самовыражению учащихся, выявлению их творческой самобытности, но, в то же время, процессов, не создающих помех коммуникативным взаимосвязям и взаимоответственности партнёров, их внутреннему единству как интерпретаторов.

Указанная бивалентность целей и задач педагога-музыканта, специализирующегося в сфере фортепианного ансамбля, определяет специфические трудности в его практической деятельности.

в) на поддержание стабильного интереса, увлечённости учащихся жанром ансамблевого музицирования, чему может и должно способствовать стилевое многообразие изучаемого репертуара (от образцов раннеклассического искусства до современной музыки); чередование в ходе занятий различных видов учебной деятельности (подготовка концертных

программ, эскизное разучивание музыкальных произведений, чтение с листа); гибкие, ситуационно варьируемые методы работы педагога, сочетающие при необходимости твёрдые профессиональные установки с предоставлением необходимой и достаточной свободы действий участникам ансамбля; реализация потребности в общении. Методологическую основу диссертации составили:

- теоретические работы в области общей педагогики, основанные на принципе системно-синергетического обучения (В. Афанасьев, В. Краевский, А. Новиков, П. Решетников, и др.);

- исследования, посвященные специфическим особенностям формирования и деятельности малых групп (Н. Шевандрин, Р. Кричевский, Е. Дубовская й др.);

- труды, освещающие проблемы музыкально-инструментального (фортепианного) исполнительства и педагогики (А. Алексеев, Г.Коган, Г. Нейгауз, С. Савшинский, Л. Баренбойм, Л. Гаккель);

- исследования в области ансамблевого исполнительства (Д. Благой, А. Готлиб, Е. Сорокина, И. Польская, Р. Давидян, Н. Лукьянова, Н. Катонова, И. Тайманов и др.).

Методы исследования: а) изучение научной литературы по теме диссертации (педагогика, психология, музыкознание); б) обобщение передового педагогического опыта, накопленного в жанре ансамблевого музицирования; анализ и обобщение личного педагогического опыта автора исследования; г) методы эмпирического уровня: пролонгированные педагогические наблюдения, педагогические беседы, опросы; обучающий (формирующий) эксперимент.

Научная новизна исследования: • Выявлены и проанализированы системообразующие компоненты процесса обучения ансамблевому исполнительству; рассмотрены психолого-педагогические механизмы их взаимодействия.

• Определены типовые недочёты в ходе занятий ансамблевым исполнительством; обоснована их педагогическая диагностика; предложены конкретные теоретико-методические установки и рекомендации, направленные на совершенствование учебно-воспитательной работы (с учётом её специфики) в рамках дисциплины «фортепианный ансамбль».

• Очерчены пути и способы достижения совместных, содружественных действий участников ансамбля, их коммуникативных контактов - как межличностных, так и профессионально-исполнительских. Выявлены генезис и симптоматика эгоцентрических позиций части обучающихся ансамблевому исполнительству; обозначены перспективные направления учебно-воспитательной работы, способствующие отходу от этих позиций.

• Всесторонне рассмотрены и проанализированы условия практического взаимодействия педагога с учащимися, а также самих учащихся друг с другом; доказано, что никаким другим, кроме как творчески созидательным, это взаимодействие быть не может, поскольку в противном случае - при одностороннем и «безответном» воздействии одного субъекта на другого, - теряет реальный смысл само понятия «взаимодействие».

Теоретическая значимость исследования.

Рассмотрена в музыкально-педагогическом и профессионально-исполнительском аспектах категория «ансамблевое исполнительство». Очерчены современные подходы к учебно-образовательной и воспитательной работе с учащимися, совместно участвующими в исполнении ансамблевых музыкальных произведений. Выявлены и охарактеризованы основные компоненты, образующие сложносоставную систему обучения игре в ансамбле. Проанализированы в этой связи проблемы межличностной и профессиональной коммуникации музыкантов, участвующих в процессе исполнения ансамблевой музыки.

Практическая значимость исследования.

Выявлен и обобщён практический опыт педагогов, специализировавшихся в области преподавания дисциплины «фортепианный ансамбль». Изучен и выведен на уровень практических рекомендаций ряд конкретных методических установок, способствующих оптимизации учебно-образовательной работы в классе фортепианного ансамбля. Проанализированы факторы, позволяющие повысить эффективность педагогической деятельности, содействовать упрочению творческого взаимопонимания между всеми участниками процесса изучения и исполнения ансамблевой музыки. Закономерности обучения и воспитания, получившие освещение в рамках работы над диссертацией, могут быть экстраполированы в смежные отрасли преподавания музыки.

Материалы исследования мо1ут органично войти в структуру лекционных курсов «Теория и практика обучения музыкальному исполнительству», и «История фортепианно-исполнительского искусства».

Этапы исследовательской работы.

На первом этапе осуществлялся анализ и оценка современного состояния проблемы ансамблевого музицирования в теории и практике обучения. Исследовалась научная литература, разрабатывалась программа исследования в целом. Одновременно было положено начало опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе уточнялись базовые теоретические и методологические положения исследования, проводились целенаправленные педагогические наблюдения, беседы со специалистами соответствующего профиля. Продолжалась опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе подводились итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы, анализировались и обобщались результаты диссертационного исследования, систематизировались и оформлялись выводы.

Достоверность результатов диссертационного труда обеспечена а) опорой на методологическую базу исследования, релевантную его основным целям и задачам; б) использованием системного подхода, который дал возможность анализировать различные компоненты обучения ансамблевому исполнительству в их внутренних взаимосвязях; в) проверкой результатов работы в рамках соответствующих педагогических наблюдений, анкетирования, обучающего эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Жанр фортепианного ансамбля со времени своего возникновения развивался в пределах трех сфер: домашнего музицирования, концертного исполнительства и музыкальной педагогики. При этом следует отметить, что музыкальная педагогика оказалась наиболее стабильной формой существования жанра на всех этапах его становления. Последовательное развитие этой области фортепианного ансамблевого исполнительства привело к выработке ряда установок и положений, которые выдержали проверку временем и могут быть рекомендованы современным педагогам.

2. Цели и задачи педагога в классе фортепианного ансамбля отчасти совпадают с целями и задачами преподавателя специального и общего фортепиано. Однако помимо формирования навыков звукоизвлечения, овладения техническими приемами игры на инструменте, выработки интерпретаторского мышления, задачей педагога фортепианного ансамбля является формирование коммуникативной функции, обучение навыкам совместного исполнения.

3. Одним из ключевых моментов в преподавании фортепианного ансамбля должно быть преодоление отчужденности партнеров, во многом обусловленной эгоцентристской позицией солиста. При этом особое значение приобретает коммуникативная функция ансамбля. Творческое общение способствует сплочению партнеров, усиливает эмоциональные связи между ними. Особенно актуальны занятия фортепианным ансамблем для людей с хрупкой, неустойчивой психикой. Совместное музицирование,

«чувство локтя», которое дает сам факт близкого соседства партнера, существенно снижает уровень сценического стресса, формирует чувство уверенности в своих силах.

4. В отличие от других видов камерного ансамбля, фортепианное дуэтное музицирование может использоваться в педагогических целях буквально с первых шагов обучения игре на рояле. Игра в ансамбле с педагогом особенно полезна в психологическом отношении, так как способствует установлению более тесного контакта с учеником. Кроме того, ансамблевое музицирование создает благоприятные условия для формирования исполнительских навыков, развития музыкальных способностей (тембровый и гармонический слух, ритмическое чувство, культура звукоизвлечения, чувство формы).

5. Ансамблевое исполнительство расширяет фортепианный репертуар, обогащает профессиональное мышление пианистов рядом стилевых компонентов. Принципы стилистического разнообразия и педагогической значимости должны быть положены в основу репертуарной политики педагога. Диапазон произведений для фортепианного ансамбля включает сочинения различных стилей - от барокко и раннего классицизма до новейших композиторских тенденций. Необходимым звеном в формировании эстетически развитого художественного вкуса учащихся является исполнение переложений симфонической, камерной и оперной музыки для фортепианного ансамбля.

6. Искусство игры в ансамбле способствует морально-эстетическому воспитанию учащихся и заключает в себе богатейший потенциал для личностного роста. В связи с этим особое значение приобретают усилия педагога, направленные на развитие у учащихся в процессе совместной творческой деятельности таких качеств, как толерантность, взаимоуважение и взаимоответственность, умение уступать инициативу, принятие личности другого.

7. В дополнение к сказанному можно констатировать, что ансамблевое музицирование выступает сегодня своего рода альтернативой массовым музыкальным мероприятиям, разного рода сценическим «шоу», получившим широкое распространение в конце XX - начале XXI вв. Присущая многим ансамблевым опусам камерность чувств, утончённость эмоционально-психологических состояний отвечает запросам значительного числа любителей музыки и профессионалов, чем создаются условия для дальнейшего развития и популяризации этого жанра.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в Детской школе искусств им. Г.В. Свиридова, на кафедре музыкально-инструментальной подготовки РГПУ им. А.И. Герцена. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена, в выступлениях на научно-практических конференциях, в числе которых: «Музыкальная культура глазами молодых ученых», «Методологические проблемы современного музыкального образования» и др.

ГЛАВА 1 .ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ФОРТЕПИАННОГО

АНСАМБЛЯ

1.1.Из истории фортепианного ансамблевого исполнительства.

Фортепианный ансамбль как жанр имеет длительную историю развития, в результате которого выкристаллизовались особые эстетические закономерности, присущие этой разновидности ансамблевого творчества.

В отечественной литературе проблеме генезиса и эволюции фортепианного ансамбля был посвящен ряд работ, выявивших его общую специфику, эстетические и социологические основы, художественно-нравственные приоритеты. В основном исследования ограничивались историческим аспектом (монография Е. Сорокиной, диссертации И. Польской, Н. Катоновой) либо рассмотрением жанра в контексте композиторского творчества (диссертации Н. Лукьяновой, О. Гринес, статьи Т. Воскресенской, И. Тайманова). Н. Катонова, рассматривая эволюцию разновидностей фортепианного ансамблевого исполнительства (четырехручного дуэта и ансамбля двух фортепиано) в социокультурном контексте, обозначает стилистические и эстетические особенности, присущие каждому из названных жанров. «В настоящее время фортепианный дуэт и фортепианный ансамбль составляют исторически сформировавшиеся две ветви фортепианного искусства. Объединяет их то, что композиторы и в том, и в другом случае стремятся к увеличению изначальной силы звучности инструмента, к расширению его динамических и тембровых возможностей» [58, 13]. Так, для моноинструментального ансамбля (терминология Н. Катоновой), характерна камерность как основополагающий стилевой принцип. Исполняемые произведения (оригинальные сочинения, переложения камерных и симфонических опусов, облегченные переложения популярных мелодий, танцев для любительской игры) не предназначались изначально для исполнения при

широкой аудитории. Недаром понятие «камерный» прочно ассоциируется в нашем сознании с понятием «небольшой». Камерность проявляется в художественно-образном строе произведений, в трактовке инструмента, в характере взаимодействия партнеров. Объединение двух музыкантов за одним инструментом способствует большему внутреннему единству между ними и требует от партнеров особого взаимопонимания и чуткости. Этот вид ансамбля зародился в недрах бытового домашнего музицирования.

Ансамблевые сочинения для двух фортепиано (полиинструментальные ансамбли по Н. Катоновой) принадлежат к концертному жанру и неразрывно связаны с исторически закономерным расширением объемов концертных помещений (от домашнего салона - к концертному залу), с усилением приоритета виртуозности. Исполнители распоряжаются всем диапазоном фортепианной клавиатуры, что дает им большую свободу действий и относительную независимость. Репертуар состоит из оригинальных сочинений, виртуозных транскрипций и фантазий на известные темы, переложений симфонических произведений для концертного исполнения и ориентирован на просвещенную, подготовленную аудиторию любителей-меломанов и профессионалов.

Последовательное развитие этих особенностей ансамблевого исполнительства приводит к выработке в недрах жанра ряда профессиональных и художественно-эстетических принципов и установок, которые выдержали проверку временем и могут быть реализованы в современной музыкальной педагогике.

В монографии Е. Сорокиной развитие жанра фортепианного дуэта прослеживается сквозь призму композиторского творчества. Анализируя сочинения композиторов различных стран и творческих направлений в исторической последовательности, автор обращает внимание на тот факт, что уже на раннем этапе возникновения фортепианного дуэта писались сочинения педагогического назначения для исполнения в 3 и 4 руки. Тем

самым, автор подчеркивает важное педагогическое значение фортепианного ансамбля.

В параграфе обозначены основные вехи в становлении и развитии фортепианного ансамбля, рассмотрены художественно-исторические и социальные факторы, влиявшие на преобразования и новведения внутри жанра. В этом контексте представляет интерес диссертация И. Польской, в которой выявляются три сферы бытования жанра фортепианного ансамбля со времени его возникновения: домашнее музицирование, концертное исполнительство и музыкальная педагогика [97]. При этом отмечается, что музыкальная педагогика оказалась наиболее стабильной формой существования жанра на всех этапах его становления и развития.

Первые ансамблевые сочинения для двух клавиров появились в XVII веке как форма выражения одной из ведущих идей в западноевропейской музыке эпохи барокко - идеи концертирования (сопоставления нескольких голосов или инструментов). Традиции коллективного концертирования в области клавирного искусства в конце XVII - начале XVIII веков воплотились в творчестве И. Пахельбеля, Г.Ф. Генделя, Ф. Куперена, И.С. Баха. Уже на ранних этапах развития клавирно-фортепианной педагогики передовыми представителями различных творческих школ осознается важность ансамблевого обучения. Так, Ф. Куперен в «Уведомлении к «Апофеозу Люлли»» пишет: «Это Трио может исполняться на двух клавесинах, а также на любых других инструментах. Я весьма успешно играю их со своими домашними и моими учениками, исполняя на одном клавире первую верхнюю партию и бас, а на другом вторую верхнюю партию и тот же бас в унисон с первым клавесином [66, 73].

Исторически первым аспектом бытования фортепианного дуэта была сфера прикладного бытового музицирования. В эпоху барокко между прикладным музицированием и концертным исполнением не было четкой границы. Традиция домашних концертов объединяла в себе все функции

применения жанра: и развлекательную, и педагогическую, и просветительскую [97, 55].

Предпосылкой для развития четырехручного дуэта стало расширение объемов клавиатуры клавирных инструментов. Появление двойных вёрджиналов и двухмануальных клавесинов открыло новые возможности для совместного музицирования за одним инструментом. Так, Куперен предлагает использовать в своих так называемых «Pièces croisées» («Пьесы с перекрещиванием рук») принцип взаимозаменяемости инструментов. Пьесы представляют собой трехстрочные произведения, предполагающие возможность свободного выбора способа исполнения (на двух клавесинах или на одном двухмануальном клавесине либо на клавесине и спинете) и состава участников (дуэт или соло). «Пьесы, имеющие такое название, должны исполняться на двух клавиатурах, одна из которых, путем смены регистров, должна звучать приглушенно. Те, кто имеет клавесин с одной клавиатурой или спинет, будут играть верхнюю партию так, как она обозначена, а басовую на октаву ниже; если же басовую партию нельзя понизить на октаву, придется повысить на октаву верхнюю партию» [66, 68].

Последовательное развитие жанра дуэта началось в XVIII столетии. Начало XVIII века ознаменовало смену парадигм не только в области науки, но и в сфере культуры. В пространстве музыкального искусства этот процесс характеризуется сменой вокального способа мышления инструментальным. Кардинальная смена музыкально-эстетических идеалов и вкусов повлекла за собой изменения, как в области музыкального языка, так и в области исполнительского искусства. Наряду с процессом усовершенствования существующего инструментария, возникают новые инструменты, происходит бурный процесс экспериментирования в области темброво-фонических возможностей музыкальных инструментов.

На этом фоне музицирование стало важной составляющей культурной жизни. Игра на музыкальных инструментах получила массовое

распространение среди различных слоев населения, при этом исполнителями были как профессионалы, так и дилетанты.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шадт, Кристина Владимировна, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аджемов К. Избранные сочинения К.Дебюсси в классе камерного и фортепианного ансамбля // Камерный ансамбль: сб. статей под ред. К. Аджемова. -М.Музыка, 1979. - с,96 - 110

2. Алексеев А. История фортепианного искусства [в 3 частях] / А. Алексеев. -2-е изд., доп. - М.:Музыка, 1988-1990

3. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано: уч. пособие / А. Алексеев. - 3-е изд., доп. М.: Музыка, 1978. - 289с.

4. Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики. (Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах от эпохи Возрождения до середины XIX века): хрестоматия. / А. Алексеев. - Киев.: «Музична Украина», 1974. - 163с.

5. Алексеев А. О проблеме стильного исполнения // О музыкальном исполнительстве: сб. ст./ под ред. Л. Гинзбурга и А. Соловцова. - М.:Музгиз., 1954. - с.159-170

6. Антонова М. Фортепианное ансамблевое исполнительство в системе профессиональной подготовки учителя музыки./ М. Антонова. - М.: изд. пед.унив-та, 2009. - 287с.

7. Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди. / Н. Арнонкур; пер. с нем. С. Горохов. - М.: «Классика XXI», 2005. - 280 с.

8. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев - М.:Музыка, 1971.-376 с.

9. Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. (Пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов): сб. ст. / Б. Асафьев, сост.Т. Дмитриева-Мей. - Л.: Музыка, 1981. - 216 с.

10. Афанасьев В. Психолого-педагогическая диагностика качества образовательного процесса: учебно-методическое пособие. / Афанасьев В., Шаталов А., Афанасьева И. - М.:НИИ школьных технологий, 2008. - 133 с. И. Бадура -Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта / Е., П. Бадура-Скода, пер. с нем. Ю. Гальперн. - М.: Музыка, 1972. - 373 с.

12. Баренбойм Л. Фортепианная педагогика / Л.Баренбойм. - М.: Классика -XXI, 2007.-191 с.

13. Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. Книга 1.(1753) / К.Ф.Э.Бах; под ред. Е.Юшкевич. - СПб: Еаг1утшю, 2005. - 273с.

14. Бейшлаг А. Орнаментика в музыке / А. Бейшлаг; пер. с нем. 3. Визеля. [Ред., коммент. и послесл. Н. Копчевского]. - М.: Музыка, 1978. - 320 с.

15. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс// Камерный ансамбль: сб. статей под ред. К. Аджемова. - М.:Музыка, 1979. - с.5-32

16. Благой Д. Современные тенденции в развитии советского камерно-ансамблевого исполнительства: учебное пособие / Д. Благой. - М.: Музыка, 1999. - 76 с.

17. Богачкина И., Скворцова С., Имашева Е. Педагогика и психология: уч. пособие / И. Богачкина, С. Скворцова, Е. Имашева. - изд.2-е - М.: Омега-Л, 2010.-233 с.

18. Бодалев А. Личность и общение / А. Бодалев. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.

19. Божович Л. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков / под ред. Л. Божович и Л. Благонадежиной. - М.: «Педагогика», 1972. - с. 7 - 44

20. Божович Л. Проблемы формирования личности / Л. Божович; под ред. Д. Фельдштейна. - Изд.2-е. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с.

21. Бочкарев Л. Психология музыкальных способностей / Л. Бочкарев. -М., Классика - XXI, 2008. - 352 стр.

22. Бронфин Е. Н.И. Голубовская // в сб.: В фортепианных классах Ленинградской консерватории [под ред. Л. Баренбойма]. - Л.:ЛОЛГК, 1968.-с. 5-43

23. Бэлза И. История чешской музыкальной культуры: [в Зх томах] / И. Бэлза. - т.2. - М.: Наука, 1973. - 211 с.

24. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: уч.пособие / И. Вачков. - М.: «Ось-89», 2000. - 223 с.

25. Воронина Т. О камерном музицировании и становлении исполнителя // О мастерстве ансамблиста: сб. статей / под ред. Т. Ворониной. - Л.:ЛОЛГК, 1986.-с. 6-21

26. Воскресенская Т. Особенности жанровой эволюции фортепианного ансамбля в России // Камерно-ансамблевая музыка в творчестве русских композиторов: сб. статей / под ред. А. Жоховой. - СПб.: СПбГК, 1993.- с.71-90

27. Выготский Л. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. - 1966. - №6. - с.62 - 76

28. Выготский Л. Психология искусства: анализ эстет, реакции / Л. Выготский. - СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.

29. Гайдамович Т. Русское фортепианное трио (История жанра. Вопросы интерпретации) / Т. Гайдамович. - М.: Музыка, 1993. - 263 с.

30. Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли / Т. Гайдамович. -М.: Музгиз, 1960. - 55 с.

31. Гельфанд Я. Диалоги о фортепианной нотации и ее интерпретации / Я. Гельфанд. - СПб.: Композитор, 2008. - 216 с.

32. Голубовская Н. Искусство исполнителя / Н. Голубовская; ред.-сост. Т. Зайцева, С. Закарян-Рутстайн, В. Смирнов. - СПб.: Композитор, 2007. -488 с.

33. Горбовец Л. Фортепианный дуэт: осмысление традиций // Проблемы ансамблевого исполнительства: межвуз. сб. статей / под ред. Е. Лукьяновой; Урал. гос. консерватория. - Екатеринбург, 2007. - 219 с.

34. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. // Музыкальное исполнительство: сб. статей / под ред. А. Николаева. - вып. 8. - М.: Музыка, 1973.-с. 75-101

35. Готлиб А. Искусство ансамбля. // Советская музыка. - 1967. - №2

36. Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.// Вопросы фортепианной педагогики: сб.статей / под общ. ред. В. Натансона. - Вып.З. -М.: Музыка, 1973. - с.91 - 98

37. Готлиб А. Основы ансамблевой техники / А. Готлиб. - М.: Музыка,

1971.-94 с.

38. Готсдинер А. Музыкальная психология / А. Готсдинер. - M.: NB Магистр, 1993. - 190 с.

39. Григорьева О. Критерии ценности музыкального произведения как системообразующий фактор развития музыкально-эстетического вкуса личности. // Методологические проблемы современного музыкального образования: материалы междунар. научно-практ. конф. / Рос. гос. пед. унив. им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд. Политех, унив-та, 2009. - с. 162-164

40. Григорян А. Заметки преподавателя квартетного класса// Камерный ансамбль: сб. статей / под ред. К. Аджемова. - М.: Музыка, 1979.-с. 124-135

41. Гринес О. Жанр фортепианного ансамбля и его воплощение в творчестве И. Стравинского и Н. Метнера: автореф. дис. ... канд. искусств-я / О. Гринес. [Нижегородская гос. консерв. им. М.И. Глинки]. - Н.Новгород, 2005.-24 с.

42. Давидян Р. Квартетное искусство / Р. Давидян. - М.: Музыка, 1994.-318 с.

43. Давидян Р. Некоторые вопросы преподавания квартетной игры в музыкальном училище: метод, разработка / Р. Давидян. - м.:|музыка,

1972.-96 с.

44. Давидян Р. Психологические аспекты квартетного музицирования // Музыкальное исполнительство и современность: сб. науч. трудов / сост. М. Смирнов. - Вып.1. - М.: Музыка, 1988. - с. 128 - 155

45. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы / К. Дебюсси [пер. с франц. А. Бушен]. - М.-Л.: Музыка, 1964. - 278 с.

46. Демидова И. Педагогическая психология: уч.пособие / И. Демидова. -Ростов -н/Дону: Феникс, 2003. - 315 с.

47. Донцов А. Проблемы групповой сплоченности / А. Донцов. -М.: Изд-во МГУ, 1979. - 128 с

48. Друскин М. Клавирная музыка XVI-XVIII вв. / М. Друскин. -Л.: Музгиз, 1960.-284 с.

49. Друскин М. Зарубежная музыкальная историография: уч.пособие / М. Друскин. - М.: Музыка, 1994. - 63 с.

50. Зарубежная музыка XX века: материалы и документы / ред. и сост. И. Нестьев. - М.: Музыка, 1975. - 255 с.

51. Зак А. Психология преподавания музыки / А. Зак. - М.: Грани, 1999.-186 с.

52. Занков Л. Избранные педагогические труды / Л. Занков. -М.: Педагогика, 1990. - 424 с.

53. Заславская П. Немецкая клавирная педагогика и теория исполнительства середины и второй половины XVIII века: автореф. дисс. ... канд. иск-я / П. Заславская. [С.-Петерб. гос. коне. им. H.A. Римского-Корсакова]. - Владивосток, 2009. - 27 с.

54. Зимин П. История фортепиано и его предшественников / П. Зимин. -М.: Музыка, 1968.-215 с.

55. Зингер Е. Из истории фортепианного искусства Франции: до середины XIX века / Е. Зингер. - М.: Музыка, 1976. - 112 с.

56. Иванова С. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? / С. Иванова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 288 с.

57. Каган М. Музыка в мире искусств / М. Каган. - СПб.: Ut, 1996. - 231 с.

58. Катонова Н. Мультиклавирные ансамбли. Аннотированный каталог произведений для двух и более фортепиано XVI - XX веков / Н. Катонова. -СПб: СПбГК им. H.A. Римского-Корсакова, 2002

59. Катонова Н. Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра: автореф. дисс. ... канд. иск-я / Н. Катонова. - М., 2002. - 20 с.

60. Катонова Н. Дуэт или ансамбль? // Петербургский фортепианный дуэт. Музыкально-исторические очерки: сб. статей. - СПб.: «Лань», 2007.-с.11-24

61. Катонова Н. Симфонический образ ансамбля двух фортепиано А. Глазунова // Петербургский фортепианный дуэт. Музыкально-исторические очерки: сб. статей. - СПб.: «Лань», 2007. -с. 19- 86

62. Кирнарская Д. Музыкальные способности / Д. Кирнарская. -М.: Таланты - XXI век, 2004. - 493 с.

63. Коган Г. У врат мастерства: психологические предпосылки успешности пианистической работы / Г. Коган. - 4 изд-е, доп. - М.: Сов.композитор, 1977.-174 с.

64. Корыхалова Н. За вторым роялем / Н. Корыхалова. - СПб.: Композитор, 2006. - 549 с.

65. Краевский В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей / В. Краевский. - Чебоксары: изд. Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.

66. Кричевский Р., Дубовская Е. Социальная психология малой группы: уч. пособие для вузов / Р. Кричевский, Е. Дубовская. - М.: Аспект Пресс, 2001.-318 с.

67. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине / Ф. Куперен; [пер.с франц. О. Серовой-Хортик], ред. и комм. Я. Милынтейна. - М.: Музыка, 1973.-152 с.

68. Леонтьев А. Педагогическое общение / А. Леонтьев. - Нальчик.: «ЭльФа», 1996.-93 с.

69. Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя: теоретические проблемы / Л. Логинова. - М.: Моск. гос. консерв. им. П.И. Чайковского, 1988. - 177 с.

70. Лузум Н. В ансамбле с солистом / Н. Лузум. - Н.Новгород: НТК им.М.И. Глинки, 2005. - 178 с.

71. Лукьянова Е. Камерный ансамбль как вид музыкально-исполнительского искусства (психологический аспект) // Проблемы ансамблевого исполнительства: межвуз. сб. статей / под ред. Е. Лукьяновой; Урал. гос. консерватория. - Екатеринбург, 2007. - с. 160 - 172.

72. Лукьянова Н. Некоторые тенденции развития жанра фортепианного ансамбля в Ленинграде - Санкт-Петербурге в последней четверти XX начале XXI века // Фортепианное искусство на рубеже XX - XXI веков: межвуз. сб. науч. трудов / под общ. ред. О. Кошелева, - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.-с. 151-169.

73. Лукьянова Н. Педагогические аспекты ансамблевых циклов для фортепиано Геннадия Белова // Современное музыкальное образование 2003: материалы междунар. науч.-практ. конференции / под ред. И. Горбуновой. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - с.156 - 158

74. Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль как феномен музыкальной культуры Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX века: автореф. дисс. ... канд. иск-я / Н. Лукьянова [Рос. гос. пед. унив. им. А.И. Герцена]. - СПб, 2007. - 23 с.

75. Маккиннон Л. Игра наизусть / Л. Маккинон. - М.: Классика XXI, 2004. -150 с.

76. Маркус С. История музыкальной эстетики: в 2 томах / С. Маркус. - Т.2. - М.: Музыка, 1968. - 686 с.

77. Милынтейн Я. Константин Николаевич Игумнов / Я. Милыптейн. -М.: Музыка, 1975.-471 с.

78. Михайлов И. К истории кафедры камерного ансамбля СанктПетербургской консерватории // Ансамблевые традиции Санкт-Петербургской консерватории: сб. статей / ред.-сост. А. Жохова. - СПб.: СПбГК им. H.A. Римского-Корсакова, 2005. - с. 81 - 88.

79. Михайлов М. Этюды о стиле в музыке / М.Михайлов; сост., ред. и примеч. А.Вульфсона; вступ. статья М. Арановского. - Л.: Музыка, 1990.-283 с.

80. Михайлов М. Стиль в музыке / М. Михайлов. - Л.: Музыка, 1981. - 262 с.

81. Моцарт В.А. Письма / В.А. Моцарт [пред. и общ. ред. А. Парина]. -М.: Аграф, 2000.-448 с.

82. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 83 с.

83. Назайкинский Е. Оценочная деятельность при восприятии музыки // Восприятие музыки / под ред. В. Максимова. - М.: Музыка, 1980.-с. 195-228

84. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке / Е. Назайкинский. - М.: Владос, 2003. - 248 с.

85. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Нейгауз. - 3-е изд. - М.: Музыка,1967. - 389 с.

86. Новиков А. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей / А.Новиков. - М.: «Эгвес», 2010. - 208 с.

87. Носина В. Символика музыки И.С.Баха / В. Носина. - М.: «Классика XXI», 2006. - 56 стр.

88. Оборин Л. Статьи. Воспоминания / Л. Оборин; сост. и ред. М. Соколов. -М.: Музыка, 1977.-223 с

89. Обучение и развитие: (эксперим.-пед.исслед-е) / под ред. Л. Занкова. -М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

90. Орлов А. Психология личности и сущности человека / А. Орлов. -М.: Академия, 2002. - 272 с.

91. Осипова Л. О феномене лидерства в фортепианном дуэте // Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство: тезисы докл. Междунар. науч. конф. 15-17 октября 2001 г. / Ред.-сост. И. Тайманов. -СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова. - СПб, 2001. - с. 64 - 66

92. Осипова Л. Фортепианно-дуэтное музицирование в середине XIX столетия II Петербургский фортепианный дуэт. Музыкально-исторические очерки: сб. статей. - СПб. «Лань», 2007. - с. 47 - 58

93. Осипова Л. Фортепианный дуэт как средство общения // Языки науки -языки искусства: тезисы IV междунар. конф. «Нелинейный мир» [Суздаль, 712 июня 1999 г.]. - М.: Прогресс-традиция, 1999. - с.72 - 79

94. Перельман Н. В классе рояля / Н. Перельман. - М.: Классика XXI,

2007. - 128 с.

95. Подласый И. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: уч. пособие для вузов / И. Подласый. - М.:Владос, 2004. - 365 с.

96. Польская И. Психологическая специфика камерно-ансамблевого исполнительства в музыке // АКМЕ Альманах / Психология и онтология творчества: межвузовский науч. сб. - Вып. 2. - Саратов: Юл, 2001. - с.52 - 57.

97. Польская И Жанровая специфика фортепианного ансамбля (дуэта) // Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика: тезисы докл. Междунар. науч. конф. 15-17 октября 2001 г. / Ред.-сост. И. Тайманов. CI loi К им. H.A. Римского-Корсакова, 2001. - с. 54 - 67

98. Польская И. Развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкой романтической музыке: дисс. ... канд. иск-я / И. Польская. [Санкт-Петербургская гос. коне. им. H.A. Римского-Корсакова]. - СПб, 1992. - 220 с.

99. Программа к базисному уч. плану по специальности «Инструментальное испол-во. Фортепиано» для детских школ искусств Санкт-Петербурга / Учеб.-метод. центр по образованию Комит. по культуре СПб. - СПб.: Композитор, 2009. - 98 с.

100. Прокофьев Г. Формирование музыканта - исполнителя / Г. Прокофьев. -М.: Академия Педагогических наук РСФСР, 1956. - 480 с.

101. Раабен Л. Инструментальные ансамбли в русской музыке / Л. Раабен. -М.: Музгиз, 1961. - 476с.

102. Раабен Л. Мастера советского камерно-инструментального ансамбля / Л. Раабен. - Л.: Музыка, 1969. - 180 с.

103. Рабинович Д. Исполнитель и стиль / Д. Рабинович. - М.: Классика XXI,

2008.-204 с.

104. Решетников П. Моделирование педагогических систем: хрестоматия по методологии педагогического исследования / П. Решетников. - Белгород: Политерра, 2006. - 170 с.

105. Решетников П. Педагогический мониторинг: концептуальная модель и технологии реализации / П. Решетников, В. Коваленко. - Белгород: БелГУ-БелЮИ МВД России, 2002. - 151 с.

106. Рзакулиева А. Фортепианные ансамбли французских композиторов. // Музыкально-исполнительское искусство: проблемы стиля и интерепретации: сб.науч.трудов / Мое. гос. коне. им. П.И. Чайковского. - М.: Музыка, 1989.-е. 45-96

107. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс [пер. с англ. М. Исениной]; общ. ред. и предисл. Е. Исениной. - М.:Прогресс Универс, 1994.-480 с.

108. Рубинштейн С. Основы общей психологии / С. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

109. Савшинский С. Пианист и его работа / С. Савшинский. - М.: Классика XXI, 2002.-240 с.

110. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. Савшинский. - M.-JL: Музыка, 1964. - 187 с.

111. Самойлович Т. Некоторые методические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля. // О мастерстве ансамблиста: сб. науч. трудов / ред.-сост. Т. Воронина. - Л.: ЛОЛГК, 1986. - с.21 - 31

112. Скаткин М. Проблемы современной дидактики / М. Скаткин. - 2-е изд. -М.: Педагогика, 1984. - 96 с.

113. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.

114. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра / Е. Сорокина. -М., «Музыка», 1988. - 319 с.

115. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки: ст. и иссл. [в 3 томах] / А. Сохор. - т.2. - Л.: Советский композитор, 1981. - 295 с.

116. Столин В. Самосознание личности / В. Столин. - М.: Изд. Моск.унив., 1983.-284 с.

117. Стоковский JI. Музыка для всех нас / JI. Стоковский. -М.: Сов. композитор, 1959. - 216 с.

118. Ступель А. В мире камерной музыки / А. Ступель. - Л.: Музыка, 1970. - 88 с.

119. Тайманов И. Фортепианный ансамбль как учебная дисциплина в системе современного музыкального образования // Современное музыкальное образование: материалы международной научно-практической конференции / Российский гос. пед. унив. им. А.И. Герцена СПб., 2003. - с. 153 - 156

120. Тайманов И. Концерт для двух фортепиано с оркестром. История жанра: дисс. ... канд. ис-я [Лен. гос. коне. им. H.A. Римского-Корсакова]. -Ленинград, 1982.

121. Творческие беседы мастеров театра. - Вып.8-9. - М.-Л.: Всеросс. театр, общество, 1939.

122. Теплов Б. Психология музыкальных способностей / Б. Теплов. -М.: Наука, 2003.-378 с.

123. Тимакин Е. Воспитание пианиста / Е. Тимакин. - М.: «Советский композитор», 1984

124. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога / М. Фейгин. -М.: Музыка, 1975. - 79с.

125. Флейман В. Фортепианный ансамбль: образовательная и развивающая роль // Культура, искусство, образование. Проблемы и перспективы развития: межвуз. сб. статей. - Смоленск, 2011. ~ с. 265-277

126. Фридман Л. Педагогический опыт глазами психолога / Л. Фридман. -М.: «Просвещение», 1987. - 126 с.

127. Царева Е. Музыкальный стиль // Музыкальная энциклопедия [в 6 томах] / Гл. ред. Ю. Келдыш. - т.5. - М.: Сов.энциклопедия, 1981. - с. 281 - 289

128. Цукерман Г. Виды общения в обучении / Г. Цукерман. - Томск.: «Пеленг», 1993. - 268 с.

129. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В. Цукерман. - М.: Музыка, 1964. - 169 с.

130. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано / Г. Цыпин. -М.: «Просвещение», 1984. - 176с.

131. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности. Проблемы, суждения, мнения: пособие для уч-ся / Г. Цыпин. - М.: Интерпракс, 1994. - 374 с.

132. Цыпин Г. Исполнитель и техника / Г. Цыпин. - М.: «Academia», 1999. -237с.

133. Чулаки М. Годы учения // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862 - 1962 [ в 2 т.] / ред. Г. Тигранов. - изд. 2-е, доп. - т.1. -Л.Музыка, 1987. - с. 246 - 249.

134. Шаповаленко И. Возрастная психология / И. Шаповаленко. - М.: «Гардарики», 2005. - 349 с.

135. Шевандрин Н. Социальная психология в образовании / Н. Шевандрин. -М.: «Владос», 1995. - 544 с.

136. Ширинский В. Из истории квартетных классов Московской консерватории // Камерный ансамбль: сб. статей / под ред. К. Аджемова. -М.: Музыка, 1979. - с. 110 - 123

137. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов / Р. Шуман; пер. с нем.; ред. пер. и послесл. Д. Житомирского. - М.^узыка, 1959. - 40 с.

138. Шуман Р. Избранные статьи о музыке / Р. Шуман; под ред. Д.Житомирского. - М.: Музгиз, 1956. - 400 с.

139. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество / А. Эйнштейн. -М.: Музыка, 1977. - 454 с.

140. Эльконин Д. Психология игры / Д.Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.

141. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или Я - детский педагог / Т. Юдовина-Гольперина. - СПб.: Союз художников, 1996. - 192 с.

142. Южин-Сумбатов А. Записи. Статьи. Письма / А. Южин-Сумбатов. -М.: Искусство, 1951. - 612 с.

143. Яблонский А. Сны / А. Яблонский. - М.: «Водолей Publishers», 2008. - 655 с.

144. Ferguson Н, Keyboard duets: from the 16 to the 20 centure. For one and two pianos / H. Ferguson.- - New York: Oxford University Press, 1995. - 99 p.

145. Hinson M. Music for more than one piano: an annotated guide / M. Hinson. -Indiana University Press, 2001. - 218 p.

146. Lubin E. The piano duet: a guide for Pianist / E. Lubin. - New York.: Grossman Publishes, 1976. -221 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.