А. Г. Рубинштейн как мастер фортепианной миниатюры (к проблеме исполнительской интерпретации) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Сюй Цзиня
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат наук Сюй Цзиня
Введение
Глава 1. Стиль Рубинштейна-миниатюриста в контексте эпохи
1.1. Рубинштейн - композитор и исполнитель
1.2. Фортепианная миниатюра композитора в контексте тенденций развития жанра
Глава 2. Этюды Рубинштейна: трактовка жанра, стилистика, проблемы интерпретации
2.1. Этюд «Ундина»
2.2. Этюды ор
2.3. Этюды ор
Глава 3. Жанр ноктюрна в фортепианном наследии композитора
3.1. Сочинения раннего и среднего периодов
3.2. Сочинения поздних лет
Глава 4. Циклы миниатюр в творчестве Рубинштейна: стилевые особенности и вопросы исполнения
4.1. «Альбом Петергоф»
4.2. «Дрезденский сувенир»
Заключение
Список литературы
Приложение. Нотные примеры
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Камерно-вокальное наследие Антона Рубинштейна2023 год, кандидат наук Ли Чао
Романтические традиции в творчестве современных отечественных композиторов-пианистов2024 год, кандидат наук Сычева Наталья Николаевна
Творческий облик Карла Майера и фортепианная культура его времени2013 год, кандидат искусствоведения Мелик-Давтян, Нина Рубеновна
Творческий путь и фортепианное наследие С.Э. Борткевича2017 год, кандидат наук Резник Анна Леонидовна
Стилистические трансформации жанра фортепианного ноктюрна в процессе его исторической эволюции (XIX - первая половина XX века)2022 год, кандидат наук Глазунова Регина Вячеславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «А. Г. Рубинштейн как мастер фортепианной миниатюры (к проблеме исполнительской интерпретации)»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Музыкальное искусство в современном Китае переживает небывалый подъем, переосмысление, преобразование. В значительной мере это относится к сравнительно молодой его области - фортепианному исполнительству и педагогике. Своими замечательными достижениями на концертной эстраде, победами на международных конкурсах китайские пианисты во многом обязаны русской фортепианной школе. Углубленное изучение замечательных традиций музыкальной культуры России и творчества ее выдающихся представителей дает мощный толчок развитию фортепианного искусства в Китае.
Китайская слушательская аудитория с огромным интересом относится к музыкальному наследию русских композиторов - П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и др. Немалый интерес вызывает у музыкантов этой страны история становления российской фортепианной школы, у истоков которой стоял Антон Григорьевич Рубинштейн. Сегодня имя этого выдающегося музыканта - пианиста, композитора, педагога, общественного деятеля, основателя старейшей российской консерватории - стало легендарным. «Техника Рубинштейна была колоссальна и всеобъемлюща, но отличительной и главной чертой его игры... являлось гениальное и самостоятельное поэтическое истолкование произведений всех эпох и народов», - писал Г. Риман [цит. по 132]. По отзывам С. Танеева, наслаждение от игры мастера было так глубоко, так интенсивно, что оно как бы «переходило в страдание». Б. Асафьев восхищался фантастическими виртуозными возможностями Рубинштейна - его смелостью, отвагой, безмерной вовлеченностью в исполнительский процесс. Г. Коган называет его «гигантом. делящим с Листом престол "царя пианистов" всех времен и народов» [47, 155]
Рубинштейн - первый исполнитель большинства собственных произведений, которые при его жизни были исключительно популярны. Исполнительский стиль мастера во многом предопределил характер прочтения его музыки. По убеждению Д. Рабиновича при «гениально проникновенной глубине его интерпретаций техническая мощь... подавляла слушателей» [90, 142]. Мало кому из последователей Рубинштейна удавалось достичь подобного уровня. Однако с течением времени эстетические пристрастия эпохи претерпели существенную трансформацию. У слушателей начала ХХ века появились новые кумиры - С. Рахманинов, А. Скрябин, С. Прокофьев и др. Вследствие этого сочинения Рубинштейна стали исполняться все реже и реже. Не секрет, что во второй половине ХХ века и в первые десятилетия XXI века фортепианная музыка российского композитора нечасто звучит на концертных эстрадах мира, в том числе и в России.
Китайские слушатели познакомились с фортепианным наследием Рубинштейна благодаря гастролям американского пианиста Д. Бановеца, который дал в КНР более тридцати клавирабендов с исполнением рубинштейнов-ской музыки. Широкое распространение в стране получили и его компакт-диски, на которых он записал практически все циклы миниатюр композитора. Многие пианисты и педагоги Поднебесной вследствие знакомства с этими записями заинтересовались наследием Рубинштейна и стали включать сочинения автора в свои программы, а также в репертуар своих учеников. Однако они встретились с серьезными трудностями, связанными с вопросами интерпретации русской музыки в целом и музыки Рубинштейна в частности, ибо китайская методическая литература по данной проблематике крайне ограничена.
Фортепианное наследие выдающегося композитора и исполнителя недостаточно освещено и в современной российской научно-методической литературе. Расширение представлений о тех областях репертуара (как концертного, так и педагогического), которые некогда имели большую популярность, а ныне пребывают в забвении, является одной из важных задач совре-
менного музыкознания, и создание обобщающего труда по данной тематике с позиций современного исполнительского видения представляется необходимым и актуальным.
Степень изученности проблемы. Творческий облик Рубинштейна имеет в музыковедческой литературе весьма основательное, но неравномерное освещение. Глубоко и всесторонне описаны путь и эстетические установки музыканта, его общественно-просветительская позиция. Особую ценность имеют литературные труды самого мастера, вошедшие в два тома «Литературного наследия Рубинштейна» [99; 100], а также его эпистолярное наследие [96]. Работа «Короб мыслей» [97], основанная на дневниковых записях Антона Григорьевича, подводит итог многолетним размышлениям музыканта и проливает свет на его мировоззренческую позицию.
В историческом плане особую ценность представляют труды современника Рубинштейна А. Буховцева «Чем пленяет нас Антон Рубинштейн как пианист» [20] и «Руководство к употреблению фортепианной педали с примерами, взятыми из Исторических концертов А. Г. Рубинштейна» [19]. Отметим также очерк В. Баскина о музыкальной деятельности Рубинштейна [17]. Первым биографом музыканта стал Н. Финдейзен, опубликовавший в 1907 году книгу «Антон Григорьевич Рубинштейн» [119]. В 1945 году вышла в свет работа А. Алексеева «Антон Рубинштейн» [1]. Немаловажную роль сыграло также появление в 1946 году посвященной мастеру статьи Б. Асафьева [4].
Фундаментальное исследование Л. Баренбойма «Антон Григорьевич Рубинштейн» [10; 11], изданное в 1957-1962 годах, укрепило основы российского рубинштейноведения. Фортепианное наследие композитора затронуто здесь весьма подробно, преимущественно в контексте общей картины его творчества. Значительный интерес представляет анализ педагогических методов музыканта в учебном пособии, изданном под редакцией Л. Баренбойма «На уроках Антона Рубинштейна» [13]. Оценке значимости творческих деяний Рубинштейна посвящена статья Г. Когана в книге «Вопросы пианизма»
[47]. Своеобразие исполнительского стиля рассматривается в первом томе труда Д. Рабиновича «Исполнитель и стиль» [90].
В фундаментальном исследовании К. Зенкина «Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма» [40] дается обобщенный обзор основных фортепианных циклов Рубинштейна. Акцент делается на ракурсе становления жанра миниатюры в музыке композиторов-романтиков в целом. На страницах книги Л. Гаккеля «Откуда мы? Куда идем?» [29] раскрывается роль Рубинштейна как создателя старейшей российской консерватории. Немало сведений касательно претворения традиций музыканта во второй половине ХХ столетия можно почерпнуть в юбилейных сборниках Петербургской консерватории, в частности, в издании «Из истории Ленинградской консерватории» [41].
В 1987 году вышла работа Т. Хопровой «Антон Григорьевич Рубинштейн» [121], содержащая ряд ранее не известных сведений о жизни и творчестве музыканта. В 1997 году к 135-летию Петербургской консерватории был издан сборник «Антон Григорьевич Рубинштейн» (под ред. Т. Хопро-вой) [102], среди авторов которого - Л. Гаккель, М. Бялик, Е. Вессель, Т. Зайцева, А. Кенигсберг, Г. Некрасова, Э. Барутчева, И. Райскин и др. Издание охватывает широкий спектр вопросов, касающихся исследования различных исторических и теоретических аспектов жизни и творчества Рубинштейна, судьбы его педагогического и композиторского наследия. В контексте настоящей диссертации особую важность имеет статья Л. Гаккеля «Масштаб Рубинштейна», а также статья Е. Вессель «Некоторые из приемов, указаний и замечаний А. Г. Рубинштейна в его фортепианном классе в Санкт-Петербургской консерватории».
В 2008 году А. Пономаревым была защищена кандидатская диссертация на тему «Педагогические и просветительские идеи А. Г. Рубинштейна в оптимизации образовательного процесса современного вуза культуры и искусств» [86]. Вопросы фортепианного наследия композитора в диссертации Пономарева не затрагиваются.
Среди работ последних лет заслуживают внимания статья В. Гуревича, посвященная труду Рубинштейна «Короб мыслей» [133], публикация М. Смирновой и Л. Скафтымовой, продолжающая ту же тему [115], статья М. Смирновой «Музыкально-педагогическая позиция Антона Григорьевича Рубинштейна в свете современности (к 190-летию ко дню рождения)» [114]. Немаловажна в русле темы настоящей диссертации статья Р. Глазуновой «Ноктюрны в фортепианном творчестве Антона Рубинштейна» [32]. В ней анализируется ряд ноктюрнов композитора и даются методические рекомендации по работе над ними на разных уровнях обучения пианиста.
Молодые китайские исследователи в последние годы также обращаются к проблематике, связанной с творчеством Рубинштейна. Особо отметим статьи музыковеда Сунн Цзяянь «Джозеф Бановец играет музыку Антона Рубинштейна» [140] с исполнительским анализом фортепианных миниатюр мастера, и аспиранта Цзен Ии «Четвертый фортепианный концерт Антона Рубинштейна в интерпретации пианистов прошлого и современности» [122].
В юбилейном «рубинштейновском» 2019 году, как в России, так и в Китае был опубликован ряд материалов о жизни и деятельности мастера, его роли в музыкальном искусстве. Однако, кроме вышеупомянутой статьи Цзен Ии, среди них нам не удалось найти работ, специально посвященных рассмотрению фортепианного наследия композитора и проблем его исполнительской интерпретации.
Большинство фортепианных сочинений Рубинштейна вышли в свет в конце XIX -первой половине ХХ веков (главным образом, в Лейпциге) и на протяжении столетия практически не переиздавались. В 1945-1947 годах по инициативе К. Игумнова и под его редакцией были опубликованы «Избранные сочинения» Рубинштейна [103]. Сборник был переиздан в 1993 году в рамках серии «Золотой репертуар пианиста» [104]. Этюды композитора были напечатаны в 1960 году под редакцией и со вступительной статьей Л. Баренбойма [14]. Цикл миниатюр «Каменный остров», впервые опубликованный в 1856 году, был выпущен в 2006-2008 годах под редакцией и с ком-
ментариями В. Соловьева [105]. Что касается остальной части миниатюр, то с течением времени большинство их сделалось библиографической редкостью, что затрудняет их проникновение на концертную эстраду и в педагогический репертуар. В Китае фортепианные пьесы Рубинштейна не издавались1.
Обзор основных трудов о фортепианном творчестве Рубинштейна, а также об изданиях его сочинений свидетельствует о недостаточной разработанности материалов по теме настоящей диссертации. В российском музыкознании ХХ1 века отсутствуют масштабные исследовательские работы о фортепианном наследии композитора. Не произведена систематизация многочисленных фортепианных миниатюр композитора согласно их жанровой принадлежности, отсутствует анализ этих сочинений с исполнительских и методических позиций. Настало время всесторонне оценить роль и место Рубинштейна в развитии жанра миниатюры в российском фортепианном искусстве, что позволит лучше разобраться в эстетических тенденциях прошлого и современности. Это еще одно свидетельство своевременности и актуальности диссертационного исследования на данную тему.
Объектом данной диссертации является фортепианное наследие Рубинштейна.
Предмет исследования - фортепианные миниатюры композитора.
Цель работы - создание целостного представления о жанре фортепианной миниатюры в творчестве Рубинштейна с исторических, методических и интерпретаторских позиций и определение их значимости для современного исполнительства и педагогики.
Задачи исследования:
• обозначить историко-культурные предпосылки формирования стиля Рубинштейна в области фортепианной миниатюры, а также особенности его эволюции;
1 Нотный текст фортепианных миниатюр Рубинштейна, а также отдельные звукозаписи их исполнения можно найти на сайтах: https://imslp.org/wiki/Category:RuЫnstein,_Anton [141]; http://classic-online.ru/ru/composer/Rubinstein/441 [142]; http://intoclassics.net [130] и др.
• установить взаимосвязи между исполнительским и композиторским стилем мастера в аспекте сочетания традиционного и новаторского;
• систематизировать фортепианные миниатюры композитора по их жанровой принадлежности, типу программности и художественному содержанию;
• охарактеризовать вклад Рубинштейна в создание и развитие жанров русского фортепианного этюда и ноктюрна;
• с исполнительских позиций проанализировать циклы миниатюр Рубинштейна, созданные в разные творческие периоды;
• дать детальную оценку интерпретаторским решениям циклов «Альбом Петергоф» и «Дрезденский сувенир» как образцов зрелого стиля автора;
• определить значимость фортепианных миниатюр Рубинштейна для современного исполнительства и педагогики.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:
• предпринят практически полный анализ фортепианных миниатюр Рубинштейна с историко-аналитических, исполнительских и методических позиций;
• циклы фортепианных миниатюр рассматриваются в контексте параллельной эволюции исполнительского и композиторского стиля композитора;
• дается систематизация пьес композитора в их совокупности, фиксируется жанровая и программная принадлежность каждой из пьес как отдельного произведения и - в соответствующих случаях - в рамках циклической структуры;
• определяется роль Рубинштейна как создателя жанра концертного этюда и программной концертной миниатюры в русской фортепианной музыке;
• обосновываются факторы, предопределившие утрату фортепианной музыкой Рубинштейна ее былой популярности;
• проводится анализ интерпретаторских концепций современных пианистов, исполняющих миниатюры композитора;
• приведены рекомендации по включению пьес Рубинштейна в современную исполнительскую и педагогическую практику.
Материал исследования. В основу диссертации положены: нотные тексты музыкальных произведений Рубинштейна; литературные труды музыканта; базовые научные позиции, связанные с оценкой творчества выдающегося композитора и великого пианиста, сформулированные в трудах Б. Асафьева, Л. Баренбойма, Л. Гаккеля, К. Зенкина, Л. Мазеля, Е. Назайкин-ского, В. Стасова, В. Цуккермана и др.; книги и статьи исследователей фор-тепианно-исполнительского искусства А. Алексеева, Л. Баренбойма, Л. Гак-келя, Г. Когана, Н. Корыхаловой, Д. Рабиновича, С. Савшинского, В. Чинаева и др., а также собственный исполнительский и слушательский опыт автора исследования.
Методы исследования: в диссертации использованы методы исторического, системного, целостного, контекстуально-интерпретационного, исполнительского, методического и сравнительно-сопоставительного анализа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Композиторский и исполнительский стиль Рубинштейна-миниатюриста находятся в органической взаимосвязи.
2. Циклы фортепианных миниатюр Рубинштейна в их совокупности образуют целостное единство.
3. Стиль композитора претерпел в процессе своего становления существенную эволюцию, обретя новые качественные параметры.
4. Рубинштейн предстает как основатель жанра концертного фортепианного этюда и концертной фортепианной миниатюры в русской музыке.
5. Опираясь на принципы романтической модели программности, композитор утверждает ее различные версии с преобладанием звукоизобра-зительности через жанр.
6. Фортепианные миниатюры мастера открывают перед исполнителем широкие интерпретаторские перспективы, предполагающие вариативность их трактовок.
7. Анализируемые сочинения (этюды, ноктюрны, циклы и др.) -пример органического синтеза различных приемов фортепианной техники, отражающей полный спектр пианистической технологии на всех ее уровнях.
8. Инструктивная ценность этюдов и других фортепианных миниатюр композитора весьма велика, они должны быть включены в современный педагогический процесс, а в лучших образцах - войти в концертный репертуар.
Теоретическая значимость работы заключается в попытке комплексного осмысления онтологических и гносеологических аспектов функционирования жанра миниатюры в современном пианистическом мире. Творчество Рубинштейна в этом плане представляет собой яркий пример зависимости музыкального творения от эпохи, его породившей, и последующего периода, в котором изменение художественного стиля привело к кардинальной трансформации исполнительской и слушательской парадигмы.
Практическая значимость заключается в возможности использования основных положений исследования и его результатов в дальнейшем изучении фортепианного наследия Рубинштейна. Определена ценность фортепианных миниатюр композитора для современной исполнительской и педагогической практики. Диссертация должна способствовать привлечению внимания пианистов и педагогов к фортепианному наследию композитора в целом.
Материалы работы могут быть использованы в курсах истории фортепианного искусства, методики обучения игре на фортепиано, истории музыкального исполнительства и педагогики, а также в классах специального и общего курса фортепиано. Проведенный анализ произведений Рубинштейна
может способствовать обогащению исполнительского и педагогического репертуара пианистов.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Достоверность результатов исследования обусловлена опорой на широкий круг фундаментальных источников, включающих публикации по истории музыки, истории и теории пианизма, и личным участием автора в проведении аналитических штудий и их обнародовании в научной печати.
Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. Отдельные положения работы опубликованы в виде пяти статей (в том числе четырех - в изданиях из списка ВАК Минобрнауки РФ).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы (144 наименования), а также нотного приложения.
13
ГЛАВА 1.
СТИЛЬ РУБИНШТЕЙНА-МИНИАТЮРИСТА В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ
1.1. Рубинштейн - композитор и исполнитель
«Консерваторию должен был основать великий исполнитель, - подчеркивает Л. Гаккель - <.. .> потому что исполнитель - это человек, который ведет нескончаемый диалог с прошлым» [28, 9]. С этим утверждением нельзя не согласиться, особенно, когда речь идет о легендарном российском пианисте Антоне Григорьевиче Рубинштейне.
В богатейшей, многосторонней творческой жизни музыканта исполнительское начало, непревзойденный артистизм были доминирующими. Они предопределили многое - и его композиторский стиль, и педагогические принципы, и просветительскую деятельность. «Исторические концерты», в которые пианист включил едва ли не все высокие достижения клавирного репертуара разных эпох, можно считать творческим подвигом.
Рубинштейну не было равных среди российских и европейских пианистов эпохи. Чаще всего его сопоставляли с великим Ф. Листом. Показателен в этом плане отзыв одного из самых строгих и пристрастных российских критиков XIX столетия В. Стасова, которого за просветительские идеи и приверженность национальным традициям называли «поборником русского искусства». Разумеется, Стасов не мог пройти мимо такого выдающегося явления, которым оказался в российском музыкальном искусстве Рубинштейн. Стасов писал: «Он был гениальнейший, глубочайший по духу и поэзии... такой, выше которого никогда не бывало, кроме его товарища и современника - Листа» [139]. По словам А. Буховцева, Рубинштейн «занимал такое исключительное положение среди всех современных виртуозов, игра
его носила столь своеобразный, оригинальный, ему одному свойственный отпечаток, что ограничиваться одними лишь восторженными восклицаниями при оценке его виртуозной деятельности явно недостаточно» [20, 5].
Нельзя не подчеркнуть, что Рубинштейн появился на концертной эстраде в ту пору, когда рояль еще находился в процессе отстаивания своих прав на первенство среди инструментов. Наряду с Листом Рубинштейн был пламенным, неутомимым борцом за эти права. Как Лист, так и Рубинштейн, каждый по-своему, сумели доказать, что рояль по мощи звучания сопоставим лишь с оркестром. Для того, чтобы добиться этого, каждый из них искал свои способы и приемы игры.
Своеобразны были пианистические жесты артистов, их посадка за инструментом. «Антон Рубинштейн сидел страшно далеко от рояля. И ноги у него были вытянуты - вспоминает К. Игумнов, - Лист же - прямо и высоко. Не исключено, что посадка связана с тем, что у него был очень тянущийся, звонкий и длинный звук, но не было такой густоты тембра, как у Антона. <...> У Антона пальцы были не длинные. Страшно широкая ладонь и недлинные пальцы. Поэтому Антону неудобно было высоко держать кисть, а вот Лист держал кисть высоко, у него были очень длинные пальцы.» [89, 339]. По наблюдению Г. Прокофьева, «Рубинштейн увеличивал мощь своего звука координированием движений всех частей руки "к себе"» [89, 341].
Волевую страстную игру Рубинштейна с ее непривычной динамикой и темпами, богатейшей, смелой педализацией сравнивали «с лавой извергающегося вулкана, с грохотом и завыванием бури, с блеском молнии, пронизывающим грозовую тучу» [10, 218]. Закономерно, что подобный исполнительский подход вызывал у консервативно настроенной части аудитории не только восторг, но и протест, а у некоторых слушателей даже страх.
Однако любое неприятие публики Рубинштейн умел погасить своим чарующим - глубоким и удивительно певучим, «бархатным» фортепианным звуком при исполнении лирико-драматических эпизодов. Гибкость рук пиа-
ниста сопоставляли с ведением смычка струнного инструмента. В напряженных эпизодах игра его была пронизана доходившей до высокой пафос-ности декламационностью.
Фортепианную игру Рубинштейна сравнивали с высочайшими достижениями вокального bel canto. Это качество искусства пианиста было для публики не менее неожиданным, чем фантастический уровень его виртуозности. К игре мастера в полной мере приложимы слова Асафьева об «очеловечивании инструментализма»: «Процесс очеловечивания инструментализма, нельзя понимать грубо, как подражание человеческому голосу, -подчеркивал Асафьев, - не подражание, не имитация, а поиски в инструментах выразительности и тепла, свойственных человеческому голосу, - вот в чем сущность указанного процесса» [78, 237].
Драматургические, архитектонические решения Рубинштейна сопоставляли с явлениями театрального искусства, с архитектурой. Это относится как к произведениям крупной формы, так и к циклам фортепианных миниатюр (большей частью программных), которые он создавал на протяжении всей своей жизни, обнаруживая при этом неустанное стремление к разнообразию и немалую художественную изобретательность.
Нельзя не признать, что оценка исключительно плодотворной деятельности Рубинштейна как композитора отнюдь не удостаивалась столь высоких оценок как его фортепианная игра. Г. Коган подчеркивает, что композиторское наследие музыканта «никогда не пользовалось общим признанием» [47, 154]. Многие сочинения Рубинштейна еще при жизни автора оценивались как недостаточно оригинальные, подражательные, что едва ли можно считать справедливым. Рубинштейна упрекали за несовершенство архитектонических решений, перегруженность музыки повторами и виртуозными эффектами. Весьма критично оценивали творения композитора М. Балакирев, Ц. Кюи и др.
Биограф Рубинштейна Л. Баренбойм пишет о «бросавшейся в глаза... противоречивости его творчества» [10, 216]. По мнению исследователя, не-
завершенность, недоработанность многих сочинений Рубинштейна была обусловлена поразительной плодовитостью музыканта, создававшего одновременно большое число произведений разных жанров. Сам Рубинштейн признавал это и отмечал в «Коробе мыслей» - объемном труде, содержащем его дневниковые записи: «Абсолютного совершенства в человеческом произведении не может быть, но в несовершенных произведениях может быть сколько угодно прекрасного и достойного» [97, 215-216].
Рубинштейна нередко упрекали также за эмоциональную избыточность, неоправданное «украшательство» сочинений - обилие фигураций, волнообразной динамики, непомерно длительные подходы к кульминациям. Нельзя отрицать, что в ряде произведений композитора подобная тенденция действительно имела место. Многое здесь зависело от исполнительской интерпретации. В преподнесении тех пианистов, которые не обладали достаточным профессионализмом и чувством меры, лирическая насыщенность музыка Рубинштейна подменивалась сентиментальностью, излишней пафосно-стью. Рубинштейн активно стремился противостоять подобному прочтения своих творений и предостерегал от этого молодых концертантов. Он подчеркивал: «Можно говорить много и красиво, не говоря при этом ничего замечательного. В музыке это будет необычайно красивая инструментовка незначительных мыслей, в живописи - большая золоченая рама к маленькой ничтожной картинке» [97, 18].
Мощная, властная рука Рубинштейна-интерпретатора наложила свой отпечаток на последующих исполнителей его произведений. Однако мало кому из артистов суждено было достичь в своей игре тех высот, которых достигал Рубинштейн. Находясь под гипнотическим воздействием его таланта, многие пытались копировать его исполнительскую манеру игры, что неизбежно приводило к неудачам - музыка Рубинштейна утрачивала тот возвышенный пафос, на который поднимало её исполнительское искусство самого автора. Возможно, вследствие этого, а также в связи со сменой эстетических предпочтений эпохи музыка Рубинштейна постепенно стала покидать
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Фортепианное творчество Александра Черепнина в контексте его артистической карьеры2017 год, кандидат наук Рубан Наталья Леонидовна
Фортепианная музыка С.М. Ляпунова. Черты стиля2010 год, кандидат искусствоведения Онегина, Ольга Владимировна
Артур Шнабель в контексте фортепианной культуры первой половины XX века2006 год, доктор искусствоведения Смирнова, Марина Вениаминовна
Зарождение и эволюция фортепианного ансамбля в Китае2022 год, кандидат наук Ху Инсюе
Становление и развитие башкирского фортепианного искусства: исполнительство, образование, композиторское творчество2010 год, доктор искусствоведения Гарипова, Нинэль Федоровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сюй Цзиня, 2022 год
— 2003. — С. 4-7.
95. Рубинштейн, А. Г. Автобиографические рассказы (182-1889) / А. Г. Рубинштейн // публикация, лит. обработка, редакция, комментарии и пре-дисл. Л. А. Баренбойма. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербург • Композитор, 2005. — 80 с. — Текст : непосредственный.
96. Рубинштейн, А. Г. Избранные письма // А. Г. Рубинштейн. — Москва : Муз-гиз, 1954. — 102 с. — Текст : непосредственный.
97. Рубинштейн, А. Г. Короб мыслей: афоризмы и мысли / А.Г. Рубинштейн. — Москва : Олма-Пресс ; Санкт-Петербург: Нева : Знамение, 1999. — 316 с. — Текст : непосредственный.
98. Рубинштейн, А. Г. Лекции по истории фортепианной литературы / А.Г. Рубинштейн // под ред. и с коммент. С. Л. Гинзбурга. — Москва : Музыка, 1974. — 110 с. — Текст : непосредственный
99. Рубинштейн, А. Г. Литературное наследие / А. Г. Рубинштейн — Москва : Музыка, 1983. — Т. 1 - 215 с. — Текст : непосредственный.
100. Рубинштейн, А. Г. Литературное наследие / А. Г. Рубинштейн — Москва : Музыка, 1984. — Т. 2. - 222 с. — Текст : непосредственный.
101. Рубинштейн, А. Г. Музыка и ее представители / А. Г. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Союз Художников, 2005. — 160 с. — Текст : непосредственный.
102. Рубинштейн, А. Г. Сб. статей к 135-летию Санкт-Петербургской консерватории / ред.-сост. Т.А. Хопрова. — Санкт-Петербург: Канон, 1997. — 198 с. — Текст : непосредственный.
103.Рубинштейн, Антон Григорьевич (1829-1894.). Избранные сочинения. В 2-х томах: для ф.-п. / ред. проф. К. Н. Игумнов. — Москва : Музгиз, 1945-1947. —
- Музыка (знаковая) : непосредственная.
— Санкт-Петербург : Композитор • Санкт-Петербург, 1993. — 120 с. - Музыка (знаковая) : непосредственная.
105. Рубинштейн, А. Г. Каменный остров / под ред. и с коммент. В. Соловьева. — Санкт-Петербург : МФ Санкт-Петербург, 2006. — Музыка (знаковая) : непосредственная.
106. Русский фортепианный ноктюрн: Произведения русских композиторов Х1Х-ХХ веков: в 3-х тетрадях. — Москва: Музыка : Тетр.1, 2015. —164 с. — Тетр. 2., 2018. —160 с. — Тетр. 3, 2021. —148 с. - Музыка (знаковая) : непосредственная.
107. Рыбаков, С. Г. Просвещение инородцев в Пермской губернии. \\ С. Г. Рыбаков. - Санкт-Петербург : типолит. М.П. Фроловой. - 1901. - 8 с. - Текст непосредственный.
108. Савшинский, С. И. Пианист и его работа / С. И. Савшинский. — Ленинград : Советский композитор, 1961. — 271 с. — Текст : непосредственный.
109. Савшинский, С. И. Режим и гигиена работы пианиста / С. И. Савшинский.
— Ленинград: Советский композитор, 1963. — 119 с. — Библиогр.: С. 184-186.
— Текст : непосредственный.
110. Салонная музыка / Г. Риман. Музыкальный словарь // пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд. изд. — Москва: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. — Текст : непосредственный.
111. Равичер, Я. Василий Ильич Сафонов / Я. Равичер. — Москва : Музгиз, 1959. — 366 с. — Текст : непосредственный.
112. Серебрякова, Л. А. Антон Рубинштейн: к мифологии судьбы / Л. А. Серебрякова. — Текст : непосредственный // Музыкальная академия. — 2000. — № 4. — С. 158-163.
113. Смирнова, М. В. На легком челноке искусства / М. В. Смирнова. - Санкт-Петербург: Композитор, . 2019. — 168 с. — Текст : непосредственный.
114. Смирнова, М.В. «Музыкально-педагогическая позиция Антона Григорьевича Рубинштейна в свете современности (к 190-летию со дня рождения) /
М. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Современное музыкальное образование: материалы XVII международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург : Изд ООО «Издательский дом САТОРИ», 2019. - С. 28-31.
115. Смирнова, М. В., Скафтымова, Л. А. Антон Рубинштейн об искусстве и жизни. Размышления над трудом «Короб мыслей» / М. В. Смирнова, Л. А. Скафтымова. - Текст : непосредственный // Университетский научный журнал (филологические и исторические науки, археология и искусствоведение). - 2019. — № 44. — С. 23-27.
116. Сраджев, В. П. Творческое мышление и воспитание музыканта / В. П. Сра-джев. — Москва : Прогресс, 2016. — 119 с. — Текст : непосредственный.
117. Столпянский, П. Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге / П. Н. Столпянский. — Ленинград : Музыка, 1989. — 223 с.
118. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. — Москва : Муз-гиз, 1965. — 598 с. — Текст : непосредственный.
119. Финдейзен, Н. Ф. А. Г. Рубинштейн : очерк его жизни и музыкальной деятельности с 20 портретами и снимками: посвящается Софии Григорьевне Рубинштейн / Н. Ф. Финдейзен. — Москва : изд. П. Юргенсона, 1907. — 107 с. — Текст : непосредственный.
120. Фишман, Н. Л. Этюды и очерки о бетховениане / Н. Л. Фишман. — Москва : Музыка, 1982. — 263 с. — Текст : непосредственный.
121. Хопрова Т. А. А. Г. Рубинштейн : популярная монография / Т. А. Хопрова; 2-е изд. — Ленинград : Музыка, 1987. — 96 с. — Текст : непосредственный.
122. Цзен, Ии. Четвертый фортепианный концерт Антона Рубинштейна в интерпретации пианистов прошлого и современности / Ин Цзен. — Текст : непосредственный // Университетский научный журнал. — 2019. — № 51. - С. 176183.
123. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика / Г. М. Цыпин. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. — 318 с. — Текст : непосредственный.
124. Цыпин, Г. М. А. С.Аренский / Г. М. Цыпин. — Москва: Музыка, 1966. — 180 с. — Текст : непосредственный.
125. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа : проблемы психологии творчества // Г. М. Цыпин. — Москва : Советский композитор, 1988. — 384 с. — Текст : непосредственный.
126. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности / Г. М. Цыпин. — Москва : Интерфакс, 1994. — 372 с. — Текст : непосредственный.
127. Шуман, Р. Жизненные правила для музыкантов // Р. Шуман. О музыке и музыкантах : сборник статей в двух томах / Р. Шуман. — Москва : Музыка. 1978. — Т. 2-Б. — С. 175-183. — Текст : непосредственный.
128. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия // П. М. Якобсон. — Москва: Искусство, 1964. — 86 с. — Текст : непосредственный.
129. Яворский, Б. Л. Избранные труды. Т. 2. Ч. 2 / Б. Л. Яворский. — Москва : Музыка,1987. — 268 с. — Текст : непосредственный.
Интернет-ресурсы
130. Аудиозаписи фортепианных произведений А. Рубинштейна. — URL: http://intoclassics.net (дата обращения: 13.05.2020). - Музыка (знаковая) -электронная.
131. Гид по светским салонам Санкт-Петербурга XIX века. — URL: https: //sba. yandex.net/redirect?url=http%3A//www. culture. ru/materials/196411/gid -po-svetskim-salonam-sankt-peterburga-xix-
veka&client=znatoki&sign=9c73d2e85956b0282b 10146d1741c141 (дата обращения: 13.05.2020). - Текст : электронный.
132. Глебова, О. К. К 190-летию со дня рождения А. Рубинштейна. — URL: https://ok.ru/artlabiri/topic/131127457327921 (дата обращения: 23.04.2020). -Текст : электронный.
133. Гуревич, В. А. «Короб мыслей» А. Г. Рубинштейна как документ эпохи. -
URL:https://studwood.ru/1424630/literatura/_korob_mysley_ag_rubinshteina_kak _dokument_epohi (дата обращения: 15.11.2018). - Текст : электронный.
134. Джозеф Бановец играет произведения Антона Рубинштейна. — URL: https://mixmuz.ru/mp3/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%20% D1 %80%D 1 %83%D0%B 1%D0%B8%D0%BD%D 1 %88%D 1 %82%D0%B5%D0 %B9%D0%BD%20%28%D0%B8%D 1 %81 %D0%BF .%20%D0%B4%D0%B6% D0%BE%D0%B7%D0%B5%D 1 %84%20%D0%B 1%D0%B0%D0%BD%D0%B E%D0%B2%D0%B5%D1%86%29 (дата обращения: 3.10.2019). - Музыка (знаковая) - электронная.
135. Меланхолия (значение слова). — URL: https //kartaslov.ru (дата обращения: 10.02.2019). - Текст : электронный.
136. Ноктюрн. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8E% D1%80%D0%BD (дата обращения: 2.10.2019). - Текст : электронный.
137. Польки Иоганна Штрауса. — URL: https://iskusstvo-zvuka.livejournal.com/59761.html (дата обращения: 2.04.2020). - Текст : электронный.
138. Пономарев, А. А. Педагогические и просветительские идеи А. Г. Рубинштейна в оптимизации образовательного процесса -URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-i-prosvetitelskie-idei-ag-rubinshteina-v-optimizatsii-obrazovatelnogo-protse#ixzz5JLb97Ybu (дата обращения: 24.06.2020). - Текст: электронный.
139. Стасов, В. В. Искусство XIX века. — URL:
https://www.litmir.me/br/?b=201588&p=92 (дата обращения: 25.03.2020). -Текст : электронный.
140. Сунн Цзяянь. Джозеф Бановец играет музыку Антона Рубинштейна. — URL: http://www.publish.bookhouse.ru/articles/nauchnoe-mnenie/56882/ (дата обращения: 23.04.2020). - Текст: электронный.
141. Фортепианные произведения А. Рубинштейна. — URL: https://imslp.org/wiki/Category:Rubmstem,_Anton (дата обращения: 25.05.2020). - Текст : электронный.
142. Фортепианные циклы А. Рубинштейна. — URL: http://classic-online.ru/ru/composer/Rubinstein/441 (дата обращения: 24.04.2020). - Музыка (знаковая) - Электронная.
143. Царева, Е. М. Баркарола. — URL: https://gufo.me/dict/music_encyclopedia (дата обращения: 18.03.2020). - Текст : электронный.
144. Экспромт. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/66081/ (дата обращения: 3.10.2019). - Текст : электронный
Пример 1. Рубинштейн А.Г. Полька ор. 14 № 6
Пример 2. Рубинштейн А.Г. Полька ор. 14 № 6
Пример 3. Рубинштейн А.Г. Полька ор. 14 № 6
Пример
4.
Пример 5. Рубинштейн А.Г. «Каменный остров» ор. 10 № 1
$. — ____—— И П.1 ] 1 & . - 1
1 7Ж Ж ! / , ' - о Т Г г. ? —1——#— - "-"---ф- -■ я т-'—Л * - < {{¡Ш. —Г — _
- Г - ■--»--- * £ ! Г О " - •—ш-—* -1 к » 1
Пример 6. Рубинштейн А.Г. «Каменный остров» ор. 10 № 2
Пример 8. Рубинштейн А.Г. Вальс ор. 14 № 4
Пример 9. Рубинштейн А.Г. Прелюдия ор.24 № 1
Пример 11. Рубинштейн А.Г. Прелюдия ор. 75 № 9
Пример 12. Рубинштейн А.Г. Каприччио ор. 21 № 1
АНергеИ» всЬегхапйо
Пример 14. Рубинштейн А.Г. Каприччио ор. 21 № 1
Пример 15. Рубинштейн А.Г. Каприччио ор. 21 № 1
МайЦ 1 Умеренно быстра]
Пример 17. Рубинштейн А.Г. Баркарола ор. 93 № 4
РеЛ ¡гт'к
Пример 18. Рубинштейн А.Г. Баркарола ор. 93 № 4
#
-V -.—-----Л-
--А—---А-
Пример 20. Рубинштейн А.Г. Баркарола ор. 93 № 5
Пример 21. Рубинштейн А.Г. Баркарола ор. 93 № 5
Пример 22. Рубинштейн А.Г. Баркарола ор. 93 № 5
Пример 24. Рубинштейн А.Г. Шесть пьес ор. 51 № 1, «Меланхолия»
Пример 25. Рубинштейн А.Г. Шесть пьес ор. 51 № 1, «Меланхолия»
Пример 28. Рубинштейн А.Г. Экспромт ор. 93 № 8
Пример 29. Рубинштейн А.Г. Экспромт ор. 93 № 9
strineendo rit. a tempo stringendo rit.
Пример 31. Рубинштейн А.Г. Этюд «Ундина»
Пример 32. Рубинштейн А.Г. Этюд «Ундина»
Пример 34. Рубинштейн А.Г. Этюд «Ундина»
Пример 35. Рубинштейн А.Г. Этюд ор. 23 № 1
Пример 37. Рубинштейн А.Г. Этюд ор. 23 № 3
Пример 38. Рубинштейн А.Г. Этюд ор. 23 № 3
1\1п(1ега1о аяяаи^
Пример 40. Рубинштейн А.Г. Этюд ор. 23 № 4
Пример 41. Рубинштейн А.Г. Этюд ор. 23 № 5
РГР8(0^ ______
Пример 43. Рубинштейн А.Г. Этюд ор. 23 № 6
Пример 44. Рубинштейн А.Г. Этюд ор. 81 № 1
Пример 46. Рубинштейн А.Г. Этюд ор. 81 № 2
11 к
Allegro * J> _
-J
Пример 47. Рубинштейн А.Г. Этюд ор. 81 № 3
Пример 49. Рубинштейн А.Г. Этюд ор. 81 № 4
АДс^го поп 1горро'4 J Соч. $1.Л*4
Пример 50. Рубинштейн А.Г. Этюд ор. 81 № 5
з^д. ш &
Пример 52. Рубинштейн А.Г. Этюд ор. 81 № 6
Пример 53. Рубинштейн А.Г. Ноктюрн ор. 9 № 2 «На воде»
Пример 55. Рубинштейн А.Г. Ноктюрн ор. 10 № 1
Пример 56. Рубинштейн А.Г. Ноктюрн ор. 10 № 1
Пример 57. Рубинштейн А.Г. Ноктюрн ор. 10 № 2
Пример 58. Рубинштейн А.Г. Ноктюрн ор. 10 № 2
Пример 59. Рубинштейн А.Г. Ноктюрн ор. 28 № 1
Пример 60. Рубинштейн А.Г. «Петербургские вечера» ор. 44 № 3 Ноктюрн
Пример 61. Рубинштейн А.Г. «Петербургские вечера» ор. 44 № 3 Ноктюрн
Пример 62. Рубинштейн А.Г. Ноктюрн ор. 69 № 2
Пример 65. Рубинштейн А.Г. Ноктюрн ор. 71 № 1
Пример 66. Рубинштейн А.Г. Ноктюрн ор. 75 № 8
Пример 69. Рубинштейн А.Г. «Музыкальные вечера» ор. 109, Ноктюрн
Пример 70. Рубинштейн А.Г. «Музыкальные вечера» ор. 109, Ноктюрн
Пример 71. Рубинштейн А.Г. «Музыкальные вечера» ор. 109, Ноктюрн
Пример 72. Рубинштейн А.Г. Ноктюрн ор. 118 № 5
Пример 74. Рубинштейн А.Г. «Альбом Петергоф» ор. 75, «Сувенир»
Пример 75. Рубинштейн А.Г. «Альбом Петергоф» ор. 75, «Утренняя серенада»
марш»
a M™? /Jritrîeffc Jïttln. Andantr cou m<itu=: J * -b A:lt. Kubiustrlll,0p.7S, lJ ПЛ.
« .1. » 1 в Г' P- * tï Л ■7* F * — h f» M îs Je fbi* if
1 Ht«
г^—И г * ь i Г* 4 m* * — •ш —r Kj **
«J V ïv t k Г |4 * -Ф- • * Mf» * ь Л j j if FT 5 h
h—Y— 1 г и > ï~- * "
Пример 77. Рубинштейн А.Г. «Альбом Петергоф» ор. 75, «Похоронный марш»
Пример 78. Рубинштейн А.Г. «Альбом Петергоф» ор. 75, Экспромт
Пример 79. Рубинштейн А.Г. «Альбом Петергоф» ор. 75, «Мечты»
fi Jfm flelèM d< Neiïdoff, née d-^itenfioff.
ние»
Пример 81. Рубинштейн А.Г. «Альбом Петергоф» ор. 75, «Размышление»
Пример 82. Рубинштейн А.Г. «Альбом Петергоф» ор. 75, «Размышление»
А11сгго=* = Т* -Я- Т * \
«У рр ■—■—т—"—Г" - г----1 * - # . Я—-- £ 1
зм^и ^_.-£-—- ^—--*- 1 ^ г д
Пример 83. Рубинштейн А.Г. «Альбом Петергоф» ор. 75, «Мазурка»
Пример 85. Рубинштейн А.Г. «Альбом Петергоф» ор. 75, «Романс»
Пример 86. Рубинштейн А.Г. «Альбом Петергоф» ор. 75, «Скерцо»
Пример 87. Рубинштейн А.Г. «Дрезденский сувенир» ор. 118, Simplicitas
Пример 89.Рубинштейн А.Г. «Дрезденский сувенир» ор. 118, Simplicitas
Пример 90. Рубинштейн А.Г. «Дрезденский сувенир» ор. 118, Appassionata
Пример 91. Рубинштейн А.Г. «Дрезденский сувенир» ор. 118, Appassionata
Пример 92. Рубинштейн А.Г. «Дрезденский сувенир» ор. 118, Appassionata
Пример 93. Рубинштейн А.Г. «Дрезденский сувенир» ор. 118, Новеллетта
Пример 95. Рубинштейн А.Г. «Дрезденский сувенир» ор. 118, Каприс
Пример 96. Рубинштейн А.Г. «Дрезденский сувенир» ор. 118, Каприс
Пример 98. Рубинштейн А.Г. «Дрезденский сувенир» ор. 118, «Полонез»
Пример 99. Рубинштейн А.Г. «Дрезденский сувенир» ор. 118, «Полонез»
Пример 100. Рубинштейн А.Г. «Дрезденский сувенир» ор. 118, «Полонез»
Пример 102. Рубинштейн А.Г. «Дрезденский сувенир» ор. 118, «Полонез»
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.