Взаимосвязь изменения правил соревнований и исполнения элементов в композициях художественной гимнастики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Бакулина, Елена Дмитриевна
- Специальность ВАК РФ13.00.04
- Количество страниц 208
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бакулина, Елена Дмитриевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
1.1. Становление художественной гимнастики как вида спорта
1.2. Развитие системы судейства и трудности упражнений
1.3. Музыкальное сопровождение композиции в художественной гимнастике. Его влияние на сложность, качество и оценку выполнения
1.4. Построение композиции и их оценка
1.5. Проблема судейства в сложнокоординационных видах спорта 37 Заключение к Главе I
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель исследования
2.2 Задачи исследования
2.3 Методы исследования
2.3.1. Теоретические и методологические основы исследования
2.3.2. Анкетирование и интервьюирование
2.3.3. Метод экспертных оценок
2.3.4. Педагогические наблюдения
2.3.5. Метод видеозаписи
2.3.6. Прогнозирование развития художественной гимнастики
ГЛАВА III. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВИДА СПОРТА И
ИХ ВЗАИМОСЯЗЬ С ПРАВИЛАМИ СОРЕВНОВАНИЙ
3.1. Ретроспективный анализ развития судейской практики в связи с совершенствованием художественной гимнастики как вида спорта
3.2. Структура изменений требований к исполнению элементов в художественной гимнастике с 1955 года по 2006 год
3.3. Анализ изменения количества трудностей движений в композициях за последние 3 0 лет
3.4. Экспертные оценки и анкетирование
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК
Интегральная подготовка в художественной гимнастике2013 год, доктор педагогических наук Винер-Усманова, Ирина Александровна
Оценка компонентов исполнительского мастерства в художественной гимнастике2011 год, кандидат педагогических наук Шишковска, Мария
Модельные характеристики гимнасток-художниц с уровнем спортивной квалификации 1-го взрослого разряда2006 год, кандидат педагогических наук Гобузева, Карина Викторовна
Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике2003 год, кандидат педагогических наук Винер-Усманова, Ирина Александровна
Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике2002 год, кандидат педагогических наук Каравацкая, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь изменения правил соревнований и исполнения элементов в композициях художественной гимнастики»
Современная художественная гимнастика представляет собой сложнокоординационный вид спорта, который раскрывает такие качества спортсменок как гибкость, прыгучесть, координацию, музыкальность, выразительность, артистизм.
Как и любой вид спорта, художественная гимнастика нацелена на достижение высшего спортивного результата. С каждым новым олимпийским циклом повышаются требования к программам гимнасток. Поэтому привлекаются новые технологии в их тренировке, отбираются более эффективные программы для выявления лидера. В Москве в 1998 г. создан центр олимпийской подготовки, где работают лучшие кадры тренеров, хореографов, психологов, спортивных врачей. Материально-техническая база даёт возможность строить тренировочный процесс с учётом индивидуальных особенностей юных гимнасток. Применяются новейшие разработки в области общей и специальной физической подготовки, что обеспечивает новый, более высокий уровень спортивных результатов. Это подтверждают успешные выступления на чемпионатах мира, Европы (Алина Кабаева 1998, 1999, 2000, 2002, 2003, 2004 гг., Ольга Капранова 2005, Вера Сесина 2006) и победы на олимпийских играх в 2000 г. в Сиднее (Юлия Барсукова), в 2004 г. в Афинах (Алина Кабаева).
С 90-х годов XX столетия на соревнованиях мирового уровня складывается сложная ситуация по выявлению победителей. Гимнастки, претендующие на призовые места, часто имеют одинаковый уровень подготовки. Выявить чемпионку бывает очень трудно. Спортсменки выполняют требования правил соревнований настолько точно и квалифицированно, что судьи порой затрудняются ранжировать их по уровню мастерства. Поэтому наиболее значимой для соревнований является объективная и квалифицированная работа бригады арбитров, оценки которых должны соответствовать действительному уровню мастерства спортсменок.
Этот процесс является важнейшим в системе соревнований, поэтому вопросам судейства всегда уделялось особое внимание. Несоответствия судейских оценок уровню мастерства могут быть вызваны как объективными (например, несовершенством правил) так и субъективными причинами. По существующим правилам дифференцировать гимнасток по уровню их подготовки становится всё сложнее и сложнее. Спортсменки стали получать практически одинаковые оценки. У судей часто нет специальных критериев для более четких оценок соревнующихся. Расплывчатость формулировок правил часто позволяла арбитрам выставлять незаслуженные баллы, что приводило к конфликтным ситуациям на соревнованиях различных рангов.
Складывающиеся противоречия в арбитражной системе и требования большей объективизации судейства соревнований являются предпосылками для поиска наиболее эффективных методов оценки выполнения сложнейших элементов, композиций и мастерства гимнасток высокой квалификации.
Объект исследования: Спортивная подготовка гимнасток высокой квалификации и её оценки.
Предмет исследования: Правила соревнований, критерии оценки их взаимосвязь с техническим выполнением элементов и композиций художественной гимнастики, мастерства владения предметами, проявления артистизма, музыкальности.
Цель работы: Совершенствование системы критериев и судейских оценок в художественной гимнастике, влияющих на дальнейшее её развитие.
Гипотеза: Предполагалось, что повышение спортивного мастерства в художественной гимнастике и его объективная оценка в соревнованиях может быть обеспечена за счет выполнения следующих условий:
- совершенствование организации судейской коллегии
- определение более точных критериев оценки выполнения отдельных элементов и комбинаций
- повышение значимости эстетическо-художественной составляющей и владение предметной подготовкой в упражнениях и их оценка совершенствование технической и разносторонней физической (интегральной) подготовленности гимнасток.
Теоретические и методологические основы исследования.
Теоретико-методологической основой проведённого исследования явились основополагающие труды по общей теории спорта Матвеева Л.П., Платонова В.Н., Дьячкова В.М., а также спортивной и художественной гимнастики Гавердовского Ю.К., Менхина Ю.В., Сучилина Н.Г., Украна М.Л., Лисицкой Т.С.
Для решения поставленных задач использовался комплекс научных методов.
- Теоретический анализ и обобщение литературных источников, правил соревнований, программных материалов и документов. Этот метод использовался с целью получения объективных данных для изучаемого вопроса. Основным материалом для анализа послужили специальные литературные источники, которые дают реальную картину тенденций развития в художественной гимнастики: сложности композиции, особенностей исполнения упражнений, изменения судейства в данном виде спорта.
- Опрос, анкетирование и интервьюирование применялось с целью определения состояния и тенденций развития художественной гимнастики, динамики развития соревновательных упражнений высококвалифицированных спортсменок, структуры и содержания различных видов подготовки, изменений правил соревнований и судейской системы. Беседы и анкетирование специалистов (тренеров, научных работников, спортсменов) осуществлялось по разработанному опроснику и анкете.
- Использовался метод экспертных оценок.
- Для обработки данных были применены методы математической статистики.
Научная новизна: - Дана целостная характеристика основных этапов развития и организации судейской системы в художественной гимнастике.
- Выявлена динамика критериев оценок исполнения отдельных элементов и композиций спортсменками.
- Обосновано положение, что непрерывный рост мастерства гимнасток требует разработки новых нормативных документов, правил соревнований с повышенными требованиями к исполнению элементов и композиций.
- Выявлены взаимосвязи между повышением сложности технических элементов, владением предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) и физической подготовленностью гимнасток (гибкостью, координацией, скоростно-силовыми качествами).
- Доказано, что дальнейшая объективизация судейства способствует совершенствованию системы качества оценки в художественной гимнастике и особенно её комплексности (интегральности) в подготовке.
- Выявлены перспективы развития художественной гимнастики, особенно в эстетическо-художественном направлении.
- Показано, что дальнейшее повышение сложности элементов сопряжено с ростом травмоопасности.
- Разработаны основные критерии оценки исполнения движений, относящиеся к различным группам сложности.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что его результаты дополняют данные в теории физического воспитания в разделе сложнокоординационных видов спорта, в частности художественной гимнастики.
Практическая значимость: Материалы исследования предназначены специалистам в области художественной гимнастики для методологического обоснования научно-исследовательской работы по изучению проблем в этом виде спорта. Это даёт возможность использовать практические рекомендации для гимнасток, тренеров, судей, что подтверждено актами внедрения в ДЮСШ, ДЮСШОР, спортивный клуб «Олимпия» г. Москвы по художественной гимнастике.
Основные положения выносимые на защиту
1. Основные этапы развития в художественной гимнастики связаны с определённым уровнем технического мастерства, физической подготовленности и критериев их оценок.
2. Изменения правил соревнований направлялись на повышение объективности оценок, выявления ошибок, допускаемых гимнастками при исполнении композиций в целях более точного распределения занятых мест в соревнованиях.
3. Современными требованиями к критериям оценок упражнений с предметами и элементов без предмета являются: в пространственных характеристиках - точность выполнения элемента; временных характеристиках - точное время движений при исполнении элемента; в динамических характеристиках -лёгкости.
4. Объективизация судейской практики и её влияние на дальнейшее совершенствование методики технической и физической (комплексной) подготовленности гимнасток.
5. Основными путями дальнейшего развития художественной гимнастики в связи с развитием системы судейства выступают:
- оценка техники владения предметами
- оценка целостной художественно - эстетической подготовленности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК
Индивидуальные трудности освоения программного материала в художественной гимнастике на основе субъективного контроля2001 год, кандидат педагогических наук Тупицына, Елена Геннадьевна
Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования2002 год, кандидат педагогических наук Беклемишева, Елена Валерьевна
Методика занятий эстетической гимнастикой с девочками 6-9 лет2007 год, кандидат педагогических наук Исаева, Анна Ивановна
Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки2000 год, кандидат педагогических наук Борисенко, Светлана Ивановна
Физическая и техническая подготовка как компоненты обеспечения надежности соревновательной деятельности: На примере художественной гимнастики1999 год, кандидат педагогических наук Савченко, Маргарита Борисовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Бакулина, Елена Дмитриевна
выводы
1. Ретроспективный анализ развития мировой и отечественной художественной гимнастики показывает, что основные его этапы находят своё отражение в организации и правилах соревнований. Так в период с 1955 по 2006 годы непрерывно прослеживаются изменения, связанные с качеством исполнения элементов, и их оценкой по критериям сложности, вариативности, насыщенности композиции. Это позволило выделить основные этапы и направления в развитии художественной гимнастики. Первый этап (1955 - 1985 гг.) её становления характеризуется акцентом на постепенное усложнение элементов, комбинаций и владения предметами. В связи с этим последовательно повышались требования к судьям в оценке техники исполнения. Второй этап (1987 - 2006 гг.) связан с поиском новых направлений развития вида спорта за счёт дальнейшего увеличения сложности и артистичности, что также нашло отражение в изменении правил и регламенте соревнований.
2. Непрерывное повышение технического мастерства ведущих гимнасток мира, создавало трудности в объективизации их оценок и распределения призовых мест. Поэтому руководители международной федерации, тренеры и судьи на протяжении всего периода развития художественной гимнастики вели напряжённую работу по повышению точности и объективности оценок за исполнение композиций. Одним из таких путей явилось совершенствование организации судейства. С момента создания первых правил проведения соревнований судейство осуществлялось одной бригадой, оценившей технику исполнения упражнения (1955 - 1992 гг.). В 1993 г. арбитражная система перешла на судейство двумя бригадами, которые раздельно оценивали технику и композицию. В 1997 г. судейство перешло на работу в три бригады, каждая из которых оценивала артистизм, сложность композиции, исполнение упражнения.
3. В целях объективизации оценок за выполнение гимнастками элементов и композиций, арбитражная система непрерывно конкретизировала критерии оценок и определения. Эти этапы пришлись на 1966, 1977, 1985, 2001, 2005 гг. Судьи при выставлении оценок за трудность движений стали руководствоваться следующими параметрами: четкость, время движения в элементе, лёгкость исполнения оцениваемого движения.
4. Повышение конкуренции в международных соревнованиях привело к ужесточению критериев для оценок сложности композиций и мастерства их исполнения. Это способствовало совершенствованию методики, подготовки гимнасток к соревнованиям. Высокий уровень технической подготовленности требовал и более высокой специальной физической подготовленности гимнасток, на базе которой создавались новые элементы и композиции. С ростом физической и технической подготовленности изменялись критерии оценок упражнений в сторону увеличения требований к качеству их исполнения (владение предметом, базовая техника элементов и др.).
5. Повышение мастерства ведущих спортсменок и ближайшего резерва способствовало созданию новых сложнейших элементов. Это отразилось не только на структуре композиций, которые стали более насыщенными элементами повышенной группы сложности, но и на оценке их судьями. Однако акцент в композиции на большее количество сложных элементов часто приводил к потере художественно-эстетической составляющей всей композиции. Поэтому изменения в правилах соревнований в дальнейшем, с наибольшей степенью вероятности, будут направлены на оценку эстетическо-художественного восприятия композиции, построенной на базе высокой технической и физической подготовленности.
6. Экспертный опрос судей, тренеров и спортсменок с высоким коэффициентом согласованности показал, что в дальнейшем вся арбитражная система будет развиваться по пути более точной оценки техники владения предметами и целостной эстетическо-художественной подготовленности, которые требуют от гимнасток наличия определённого индивидуального стиля, культуры движения и артистизма, а от судей объективного выявления ошибок и ужесточения за это оценок.
7. Исследования выявили неразрывную связь между развитием методики подготовки и совершенствованием всей системы судейства соревнований в художественной гимнастике. Включение в программу более сложных элементов потребовало более высокого базового уровня специальной физической подготовленности, что в дальнейшем обеспечивает достижение высоких спортивных результатов на основе комплексного (интегрального) подхода к тренировке гимнасток в многолетнем цикле. Этому должно способствовать дальнейшее изменение в организации и правилах проведения соревнований по художественной гимнастике.
8. Анализ оценок, поставленных судьями сильнейшим спортсменкам России и мира, показывает, что основными факторами, влиявшими на рост спортивного мастерства гимнасток, были изменения содержания упражнений и требований к трудности исполнения композиций. Дальнейшее развитие новых технологий в технической и физической подготовке создаёт платформу для появления новых сверхсложных элементов и эстетическо-художественных комбинаций, что повлечёт за собой непрерывное совершенствование критериев и оценок за их исполнение в правилах соревнований.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Наряду с выводами диссертации, для которых имеются все необходимые основания, выполненная работа позволяет сделать практические рекомендации.
С целью дальнейшей оптимизации работы судей во время соревнований, а именно для повышения объективности их оценок и снижения уровня утомляемости арбитров, необходимо строго придерживаться принципа разделения судей на отдельные бригады. Необходимо разделить группу арбитров «А» ещё на две подгруппы, оценивающие: а) бонусы - владение предметом; б) эмоциональное исполнение композиции, музыкальное соответствие движениям, хореографию. Кроме того, целесообразно привлечение различных арбитров на каждую возрастную категорию участниц (для юниорок, для сеньорок). Судейские комитеты и федерации различных уровней должны обеспечивать отбор судей на принципах профессионализма и независимости.
Элементы композиций должны быть дифференцированы по уровню сложности их исполнения применительно к каждой из возрастных категорий. Подобное ранжирование необходимо сопроводить методическими рекомендациями для развития основных двигательных, психомоторных и личностных качеств в контексте возрастных групп. Для достижения подобных задач рекомендуется пересмотр соответствующих разделов правил организации, проведения и судейства соревнований.
Проблемы эмоционально-художественной составляющей композиции следует решать посредством доработки в правилах соревнований критериев эмоционального артистизма. В частности, рекомендуется ужесточить судейские санкции в случаях несоответствия движений и музыки.
При составлении композиций для квалифицированных гимнасток немаловажно учитывать их пожелания о целесообразности включения в программы элементов высоких групп сложности движений телом и владением предметами. Разнообразие упражнений достигается за счёт мало исполняемых, но сложных и высоко оцениваемых элементов. Важнейшим критерием спортивного мастерства должна служить разносторонняя техническая подготовленность движений телом в сочетании с манипуляциями предметами.
Исходя из тенденции к возрастанию требований к технической сложности, рекомендуется использование передовых методик подготовки из других сложно-координационных видов спорта.
В группах начальной подготовки спортивных школ обязательна техническая «школа» владением предметами. Для приобретения устойчивых навыков владения предметом основное внимание следует уделять бросковым движениям. Вместе с тем, на начальном этапе обучения для развития выразительности и эстетического исполнения движений рекомендуется выполнять упражнения с вариативным музыкальным темпом. Применять игры для формирования пластической выразительности.
В процессе учебно-тренировочной работы, начиная с третьего года обучения, необходимо равномерно распределять все виды подготовки.
В ходе многолетнего процесса подготовки наиболее актуально развитие гибкости и координации. В группах общей так и специальной физической подготовки следует уделять большее внимание упражнениям на локальную силу в статических положениях (удержание ног в различных положениях и направлениях и т.п.), а также качеству выполнения элементов в равновесии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бакулина, Елена Дмитриевна, 2006 год
1. Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток: автореф. дис. . канд. пед. наук / Аверкович Эльвира Петровна; ГЦОЛИФК Москва, 1980. - 23 с.
2. Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике / метод, рек. ВНИИФК, Москва, 1989. - 23 с.
3. Авакян Э.О., Гаспарян Г.Г., Лалаян A.A. Зависимость точности судейства по фехтованию от продолжительности работы судей / Э.О. Авакян, Г.Г. Гаспарян, A.A. Лалаян // ПФК. 1959. - № 6. - С. 533 - 537
4. Авсенев Е.В. Новый шаг к вершинам мастерства / Е.В. Авсенев // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. 1976.- № 1.- С. 65 - 68
5. Авсенев Е.В. Ошибки гимнастов и . судей / Е.В. Авсенев // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. 1982. - № 1.- С. 62 - 63
6. Азгальдов Г.Г. Качество и метрология / Г.Г. Азгальдов // Измерительная техника.- 1970. № 7. - С. 75 - 77
7. Азгальдов Г.Г. О возможностях количественной оценки эстетической стороны предметной среды / Г.Г. Азгальдов // Техническая эстетика. 1967. - № 8. - С. 4 - 6
8. Акимушкин Н. О переделах восприятия и переработки информации человека / Н. Акимушкин // Занимательная биология. Москва, 1967. -С.175 -176
9. Акробатика: Правила соревнований. Москва: ФиС, 1974. - 71 с.
10. П.Аркаев Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): автореф. дис. . канд. пед. наук / Аркаев Леонид Яковлевич; СПбГАФК им. Лесгафта. СПб., 1994. - 43 с.
11. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Методологические основы современной подготовки гимнастов высшего класса / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. 1997. - № 11. - С. 17 - 26
12. Аркаев Л.Я., Кузьмина Н.И. О модели построения многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике: Метод, рек. СПб., СПбГАФК им. Лесгафта, 2001.
13. Артамонова И.Е. Средства повышения готовности к соревнованиям в художественной гимнастике: автореф. дис. .канд. пед. наук / Артамонова Ирина Евлампиевна; МОГИФК. Малаховка, 1990. - 24 с.
14. Аскоков P.A. Судейство соревнований // Фигурное катание на коньках. Учебник для ИФК. Под ред. Гандельсмана А.Б. М.: ФиС, 1975, с.170-177
15. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. -527 с.
16. Афифи С.Д. Исследование эстетических влияний и оценок в художественной гимнастике: автореф. дис. .канд. пед. наук / Афифи Сухейр Дияб Мухаммед; Москва, 1976. 15 с.
17. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. / Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры.- Москва: ФиС, 1978. 222 с.
18. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. -Москва: ФиС, 1986. 192 с.
19. Балько Р.Т. Проблемы судейства в гимнастике / Р.Т. Балько //Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. -1982.- №1.- С. 60-61
20. Батаен В.Г., Доброва Л. Выразить увиденное, пережитое. Москва: ФиС, 1980.-№8.- С. 31
21. Батаен В.Г., Аверкович Э.П. О «лучших» и «худших» в упражнениях с обручем / В.Г. Батаен., Э.П. Аверкович // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. 1975.- № 1. - С. 43 - 45
22. Батаен В.Г., Лукьянова JI.A., Лисицкая Т.С. Судейство упражнений без предмета. / Метод, рек. комитета по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР.- Москва, 1980. 17 с.
23. Батаен В.Г., Аверкович Э.П. Упражнения с лентой сегодня и завтра / В.Г. Батаен, Э.П. Аверкович. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. -1978.-№1.-С. 61-63
24. Башнина А.Р. Составление произвольной программы / А.Р. Башнина // Тез. докл. Всесоюз. конф. тренеров по худ. гимн.- Смоленск, 1973. С. 17-21
25. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. Москва: Наука, 1973. -157 с.
26. Бирюк Е.В. Совершенствование технической подготовленности во владении предметами художественной гимнастике / Е.В. Бирюк, H.A. Овчинникова, Л.Г. Власова. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. -1983,- № 1. -С. 60-63
27. Бирюк Е.В., Овчинникова H.A. Педагогическая технология обучения упражнениям с предметами гимнасток высокой квалификации. / Метод, рек. -Тбилиси, 1988.-19 с.
28. Боброва Г.А., Художественная гимнастика в школах. Москва: ФиС, 1974.264 с.
29. Бодалев A.A. Восприятие человека человеком. Ленинград: ЛГУ, 1965. -121 с.
30. Брызгалова P.M. Подготовка студенток педагогического института к спортивно-массовой работе по художественной гимнастике в школе: автореф. дис. . канд. пед. наук /Брызгалова Римма Михайловна; МОПИ -Москва, 1989.-21 с.
31. Буллер B.K. Методические указания по проведению учебно-исследовательской работы студентами методами математической статистики. Алма-Ата: КазИФК, 1982.- С. 44
32. Банков Ил., Ванкова М. Система спортивно-педагогического контроля в художественной гимнастике (перевод с болгарского). // Въпроси на физическата култура. 1977. - № 9 - С. 486 - 494
33. Варакина Т.Т. Техническая подготовка. Художественная гимнастика. / Под ред. Орлова JI.П. Москва: ФиС, 1973.
34. Варакина Т.Т. Упражнения с предметами. Москва: ФиС, 1973. - 184 с.
35. Варшавская P.A. Использование музыки в художественной гимнастике. /Учеб. пособие для ИФК. Москва: ФиС, 1965. - С. 10 - 52
36. Васильева В. Трибуна судьи. За объективность в судействе. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. 1989.- № 1. - С. 41
37. Ветошкина Э.В. Совершенствование технического мастерства в прыжковых упражнениях в художественной гимнастике: автореф. дис. канд. пед. наук / Ветошкина Эльвира Васильевна; ГЦОЛИФК Москва, 1978. - 23 с.
38. Вербова 3. Искусство произвольных упражнений. Москва: ФиС, 1967. - 86 с.
39. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. канд. пед. наук / Винер Ирина Александровна; СПбГАФК им. Лесгафта СПб, 2003. - 20 с.
40. Волконский С. Выразительный человек. СПб., 1912.
41. Вэбстер Р. и Хэзлеруд Дж. Влияние внимания, направленного на выполнение зрительной или Суховой задачи, на переферическое зрение. -Москва: Прогресс, 1961, С. 214 221
42. Гавердовский Ю.К. Гимнастическая эволюция: фантазии, реальность, перспективы. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. 1983. -№ 1. - С. 44-52
43. Гавердовский Ю.К. Стиль, композиция, мода. //Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва, 1974.- № 2. - С. 5 - 9
44. Гавердовский Ю. К. Профилирующие гимнастические упражнения и их определяющие структурные признаки: Материалы науч. конф. кафедры гимнастики 1968.-Москва: ГЦОЛИФК, 1968.-С. 14-15
45. Гавердовский Ю.К. Композиция упражнений. / Гимнастическое многоборье. Мужские виды. Под ред. Гавердовского Ю. К. Москва: ФиС,1987.-471 с.
46. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для ИФК Москва: ФиС,1988.- 192 с.
47. Гигова М. Българска художественна гимнастика / М. Гигова, Л. Цветкова, Шишкова Т. София: Медицина и физкультура, 1982. - 10 с.
48. Гимнастика спортивная. Правила соревнований.-Москва: ФиС, 1975.-136 с.
49. Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии (перев. с англ.). М.: Прогресс, 1976. - 496 с.
50. Гончеренко Л.В. О значении выразительности движений в художественной гимнастике. / Физическое воспитание молодёжи. Ростов-на-Дону, 1972. -С. 125 -128
51. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: ФИС, 1986. - 206 с.
52. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. Москва: Педагогика, 1977.- 136 с.
53. Гришина М.В. О содержании произвольных программ фигуристов в одиночном катании: Материалы конф. молодых научн. сотрудников ВНИФКа за 1971 г. М.: ВНИФК, 1972. - С. 27-28
54. Губа В.П., Шестаков М.П., Бубнов Н.В., Борисенков М.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике. Учеб. пособ. для ВУЗов физ. культуры. Москва: Спорт. Академ. - Пресс, 2002. - 211 с.
55. Гулбани Р.Ш. Техническая подготовленность в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям (на примере упражнения с обручем): автореф. дис. . канд. пед. наук / Гулбани Раиса Шимхоновна; ГЦОЛИФК. Москва, 1986. - 24 с.
56. Доброва В.А., Чайковская Е.А. В рамке катка. Фигурное катание: Каким его видят тренер и журналист. Москва: Советская Россия, 1970. - 159 с.
57. Дьячков В.М. К вопросу управления процессом совершенствования технического мастерства. / Проблемы высшего спортивного мастерства. -Москва, 1969. -С.13 34
58. Дьячков В.М. Объективные критерии оценки высшего технического мастерства в спорте ТПФК. 1967. - № 4. - С. 12-15
59. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. -Москва: ФиС, 1972. 232 с.
60. Ерофеев С.Д. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров: автореф. канд. дис. . пед. наук / Ерофеев Сергей Давидович; РГУФК -Москва, 2001.-21 с.
61. Закирьянов К.Х., Орехов Л.И. Экспериментальные методы в педагогике и физической культуре. / Учеб. пособие. Алма-Аты, 2002.
62. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. Москва, ФиС, 1966. -86 с.
63. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. Москва, ФиС, 1979. -152 с.
64. Зациорский В.М., Попов Ю.А. К оценке оригинальности и сложности вольных упражнений. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. -Москва, 1976. № 1. - С. 39 - 40
65. Зибел Р., Кристи P.E., Тичнер У.Х. Кратковременная память при стрессе, вызванной перегрузкой на входе. / Инженерная психология за рубежом. -М.: Прогресс, 1967. С. 274 - 288
66. Иванова O.A. Методы оценки исполнительского мастерства в художественной гимнастике: автореф. канд. дис. . пед. наук / Иванова Ольга Анатольевна; ВНИФК Москва, 1982. - 23 с.
67. Иванова O.A. Методика количественной оценки трудности элементов в художественной гимнастике. / Метод, рек. Госкомспорта СССР для судей,тренеров и специалистов по художественной гимнастике. Москва: ВНИФК, 1984.-С. 2-6,25-26
68. Иванова О.А., Полторапавлова И.Р. Новые элементы в упражнениях с предметами сильнейших гимнасток мира. / Метод, рек. Гос. комитета по физ. культуре и спорту. Москва: ВНИФК, 1988. - 17 с.
69. Игнатьев A.M. Соревнования и судейство. Гимнастика. / Учебник для сред, физ. учебных заведений. Под ред. Украна M.J1. и Шлемина A.M. -Москва: ФиС, 1969.-С. 198-207
70. Игнатьев A.M. Организация и проведение соревнований, судейство. Спортивная гимнастика. / Учебник для ин-тов физ. культуры. Под ред. УкранаM.JL-Москва, ФиС, 1971.-С. 108 -114
71. Интема Д. Одновременное запоминание нескольких событий. Москва, 1961.-С. 322-343
72. Ипполитов Ю.А., Кологномос В.И. Организация и судейство соревнований по гимнастике. Москва: ФиС, 1980. - 152 с.
73. Ипполитов Ю.А., Кологномос В.И. Соревнования по гимнастике. Москва: ФиС, 1972.-272 с.
74. Йорданов Д., Миков И. Некоторые особенности современного судейства (перевод с болгарского). Съвременна гимнастика. София: Медицина и физкультура, 1969.-С. 16 6-168
75. Карпенко J1.A. Систематизация средств, тенденции и перспективы развития художественной гимнастики. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва, 1985. -№1. - С. 47-51
76. Карпенко JI.A. Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики. / Метод, рек. Ленинград: ГДОИФК, 1986.-24 с.
77. Карпенко Л.А. Характеристика компонентов спортивной подготовки в художественной гимнастике. / Учеб. пособие. СПб.: СПбГАФК, 1998. -26 с.
78. Карпенко Л.А. Методики составления произвольных комбинаций, формирования творческих умений и музыкальной подготовки в художественной гимнастике. / Метод, рек. СПб.: СПбГАФК, 1994.- 30 с.
79. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика. / Учебник для ИФК. Москва: ВФХГ и СПбГАФК, 2003. - 400 с.
80. Катаев В.Н. Программа и правила соревнований по спортивной гимнастике в СССР и их значение для роста спортивного мастерства гимнастов: автореф. дис. . канд. пед. наук / Катаев Валерий Николаевич; ГДОИФК. -Ленинград, 1955.-21с.
81. Квалиметрия исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта: (Методические рекомендации). Москва: ВНИИФК, 1969. - 52 с.
82. Ким Дзи Хи. Модельные характеристики трудности индивидуальных композиций как фактор планирования технической подготовленности в художественной гимнастике: автореф. дис. канд. пед. наук / Ким Дзи Хи; РГАФК Москва, 1997. - 23 с.
83. Клименко В .Я., Аверкович Э.П., Царькова Н.И., Иванова О.А. Совершенствование тенденций развития упражнений развития упражнений в художественной гимнастике. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. - 1982. - № 1. - С. 63-67
84. Коньков В. Субъективизм судейства в боксе. // Бокс. 1977. - С. 58 - 59
85. Коренберг В.Б. Объективизация оценок: реальность и иллюзии. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. - 1981. - № 1. - С. 61-65
86. Коренберг В.Б. Какой быть классификационной программе? // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. - 1979. - № 2. - С. 70 - 71
87. Коренберг В.Б. Надёжность исполнения в гимнастике. Москва: ФиС, 1970. -191с.
88. Кубашевская Л.И. Фигурное катание на коньках: судейство произвольных программ в одиночном и парном катании. / Метод, разработки для студентов ГЦОЛИФКа. Москва: ГЦОЛИФК, 1978. - 32 с.
89. Кувшинникова С.А. Система оценивания специальной физической подготовленности в художественной гимнастике. / Метод, рекомендации для студентов, слушателей ФПК ГЦОЛИФКа. Москва: ГЦОЛИФК, 1991.-31 с.
90. Кувшинникова С.А. Комплексная оценка специальной физической подготовленности в художественной гимнастике: автореф. дис. канд. пед. наук / Кувшинникова Светлана Анушевановна; ГЦОЛИФК. Москва, 1983. -22 с.
91. Лазаренко Т.П. Квалиметрия в художественной гимнастике. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. - 1978. - № 1. - С. 33 - 39
92. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. / Учеб. пособ. Москва: Советский спорт, 2005.- 192 с.
93. Лисициан С.С. Запись движения: (Кинетография). Москва: Искусство, 1940. -428 с.
94. Лисицкая Т.С., Кокошвили Р.Ш., Сосина В.Ю. Пути совершенствования технической подготовки в упражнении с предметами. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. - 1982. - № 2. - С. 67 - 71
95. Лисицкая Т.С., Бекина Т.В. Экзерсис с предметами в художественной гимнастике. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. -1980.-№2.-С. 68-70
96. Листов А.Г., Чукарин В.И. Пути дальнейшего совершенствования метода оценки в спортивной гимнастике. Теория и практика физкультуры. - 1968. -№2.-С. 55 -58.
97. Мавромати Д. Упражнения художественной гимнастики. Москва: ФиС, 1972.-143 с.
98. Мамедова Э.Х. Специальная двигательная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. . канд. пед. наук / Мамедова Эльнара Хайредин Кызы; ГЦОЛИФК. Москва, 1989. - 21 с.
99. Макарова Е.Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике:автореф. дис. . канд. пед. наук / Макарова Елена Юрьевна; РГАФК. -Москва, 1999.-23 с.
100. Максимова М.Н. Методы объективизации оценки содержания упражнения синхронного плавания: автореф. дис. . канд. пед. наук / Максимова Мария Николаевна; ГЦОЛИФК. Москва, 1985. - 24 с.
101. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др. Методики диагностики в спорте. Москва: Просвещение, 1984. - 190 с.
102. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Гл. VI. Москва: ФиС, 1977.-280 с.
103. Международные правила судейства по художественной гимнастике. / Федерация художественной гимнастики. Вильнюс, 1984.
104. Менхин Ю.В. Развитие силовых качеств гимнастов в связи с их технической подготовкой: автореф. дис. . канд. пед. наук / Менхин Юрий Владимирович; ГЦОЛИФК. Москва, 1967. - 15 с.
105. Менхин Ю.В. Физическая подготовка к высшим достижениям в видах спорта со сложной координацией действий: автореф. дис. .док. пед. наук/ Менхин Юрий Владимирович; ГЦОЛИФК. Москва, 1990. - 48 с.
106. Методика количественной оценки трудности элементов в художественной гимнастике. / Метод, рек. Москва: ВНИФК, 1984 - 30 с.
107. Миллер Дж. Магическое число 7 плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию. / Инженерная психология. Москва, 1964. - С. 192 - 225
108. Найпак В.Д. Признание. / В.Д. Найпак // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. - 1984. - № 1. - С. 69 - 73
109. Найпак В.Д. Начало пути. / В.Д. Найпак // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. - 1985. - №1. - С. 57 - 62
110. Найпак В.Д. От Невы до самых до окраин. / В.Д. Найпак // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. - 1985. - №2. -CAI - 52
111. Найпак В.Д. От простого к сложному. / В.Д. Найпак // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. - 1986. - №1. - С. 62 - 67
112. Начинская C.B. Спортивная метрология: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М.: издат. центр «Академия», 2005. - 240 с.
113. Новик М.Г. Структура и композиция комбинаций. / Учебник по художественной гимнастике. Под ред. Лисицкой Т.С. Москва: ФиС, 1982. - С. 122-131
114. Объективные критерии оценки технического мастерства. Совершенствование технического мастерства спортсменов. / Пед. проблемы управления. Под. ред. Дьячкова В.М. Москва: ФиС, 1972. - С. 30 - 76
115. Овчинникова H.A., Бирюк Е.В. Основы технической подготовки в художественной гимнастике. / Метод, рек. Киев: КГИФК, 1991. - 26 с.
116. Овчинникова H.A., Бирюк Е.В. Подготовка квалифицированных гимнасток: отбор. / Метод, рек. Киев: КГИФК, 1991. - 33 с.
117. О модели построения многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике. / Метод, рек. Под ред. Аркаева Л.Я. Москва, 1989.-29 с.
118. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. Москва: ФиС, 1970.-478 с.
119. Пацекин П.В., Брыкин А.Т. Упражнения с булавами. / Учебное пособие для студентов, специализирующихся по художественной гимнастике ГЦОЛИФКа. Москва: ГЦОЛИФК, 1980. - 48 с.
120. Петров Л.Н. Методы повышения эффективности информационной системы в соревнованиях по гимнастике. Москва, 1991. - 22 с.
121. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. Москва: ФиС, 1986.-286 с.
122. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. Москва: ФиС, 1983.- 176 с.
123. Плеханова М.Э. Методы объективизации визуальной оценки экспрессивности движения в художественной гимнастике: автореф. дис. . канд. пед. наук / Плеханова Марина Эдуардовна; МГАФК. Малаховка, 1997.-24 с.
124. Полторапавлова И.Р. Методы моделирования оценки оригинальности элементов в художественной гимнастике, автореф. дис. .канд. пед. наук / Полторапавлова Ирина Рубиновна . Москва, 1990. - 21 с.
125. Попов Ю.А. Оригинальность и ценность вольных упражнений в спортивной гимнастике. Актуальные проблемы физического воспитания и спорта. / Материалы конференции молодых учёных. Москва: ГЦОЛИФК, 1975.-С. 140-142
126. Правила соревнований по художественной гимнастике. / Федерация худ. гимн. СССР. М.: ФиС, 1955.
127. Правила соревнований по художественной гимнастике. / Федерация худ. гимн. СССР. М.: ФиС, 1966.
128. Правила соревнований по художественной гимнастике. / Федерация худ. гимн. СССР. М.: ФиС, 1970.
129. Правила соревнований по художественной гимнастике. / Федерация худ. гимн. СССР. М.: ФиС, 1975.
130. Правила соревнований по художественной гимнастике. / Федерация худ. гимн. СССР. М.: ФиС, 1977.
131. Правила соревнований по художественной гимнастике. / Федерация худ. гимн. СССР. -М.: ФиС, 1982.
132. Правила соревнований по художественной гимнастике. / Федерация худ. гимн. СССР. М.: ФиС, 1985.
133. Правила соревнований по художественной гимнастике. / Федерация худ. гимн. СССР. М.: ФиС, 1987.
134. Правила судейства соревнований по художественной гимнастике. / Международная федерация худ. гимн. -Швейцария, 1993.
135. Правила судейства соревнований по художественной гимнастике. / Международная федерация худ. гимн. ФИЖ, 1997.
136. Правила судейства соревнований по художественной гимнастике. / Международная федерация худ. гимн. ФИЖ, 2001.
137. Правила судейства соревнований по художественной гимнастике. / Международная федерация худ. гимн. ФИЖ, 2003 (изменения).
138. Правила судейства соревнований по художественной гимнастике. / Международная федерация худ. гимн. ФИЖ, 2005.
139. Правила судейства соревнований по художественной гимнастике. / Международная федерация худ. гимн. ФИЖ, 2006 (изменения).
140. Приставкина М.В. Тактическая подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. .канд. пед. наук / Приставкина Маргарита Валентиновна. Смоленск: СГИФК, 1988. - 24 с.
141. Пути повышения технического мастерства. // Теория и практика физической культуры. 1967. - № 8. - С. 10 -12
142. Ражников В.Г. Исследование музыкального исполнительского образа. // Вопросы психологии. 1978. - №2. - С. 70 - 80
143. Ратов И.П. Противоречия совершенствования в движениях. Совершенствование управления системой подготовки квалифицированных спортсменов. // Теоретические аспекты. Москва, 1980. - С. 4 - 27
144. Резников Ю.А. Объективные критерии оценки эффективности техники в видах спорта с субъективной оценкой результатов: автореф. дис. . канд. пед. наук / Резников Юрий Алексеевич; ГЦОЛИФК. Москва, 1974. - 34 с.
145. Резников Ю.А. Оценка технического мастерства. Обоснование проблемы объективных критериев оценки технического мастерства в гимнастике. // Спортивная гимнастика. Киев: Здоров'я, 1977. - С. 98 -105
146. Розин Е.Ю., Титов Ю.Е. Некоторые аспекты многолетнего перспективного планирования подготовки гимнастов высокой квалификации. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. - 1976. -№ 1.-С. 10-13
147. Розин Е.Ю. Способы оценки технической подготовленности гимнастов. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. - 1974. - №2. - С. 32-33
148. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. / Учебное пособие для уч-ся пед. училищ по спец. №1910 «Физическая культура». Москва: Провещение, 1989. - 175 с.
149. Садовский Л.Е., Садовский A.JI. Математика и спорт. Москва: Наука, 1985.- 192 с.
150. Силин В. Судейства вольных упражнений. / Международный семинар судей по спортивной гимнастике. Москва, 1970. - С. 17-20
151. Смирнов Ю.И. Измерения в спорте и проблемы их метрологического обеспечения. // Теория и практика физ. культуры. 1976. - № 2. - С. 48-54
152. Смирнов Ю.И., Шарабанова И.Н., Абсалямова И.В. Комплексная оценка качественных показателей трудности исполнения различных элементов в фигурном катании.// Теория и практика физ. культуры. 1977. - №1. -С.5-12
153. Смирнов Ю.И., Шарабанова И.Н., Абсалямова И.В. Методика комплексной оценки мастерства и произвольных композиций фигуристами. // Теория и практика физ. культуры. 1980. - № 4. - С. 7 - 9
154. Сомкин A.A. Спортивная аэробика. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов: монография. СПб.: СПбГАФК, 2001. - 222 с.
155. Смолевский В.М. Подготовка гимнастов высокой квалификации как многолетний процесс. Спортивная гимнастика. / Учебник для ИФК под ред. Гавердовского Ю.К., Смолевского В.М. Москва: ФиС, 1979. - с. 16 - 22
156. Стеббис. Дельсартовская система выражений. Нью-Йорк, 1902.
157. Сурков E.H. Антиципация в спорте. Москва: ФиС, 1982. - 144 с.
158. Сучилин Н.Г. Основы перспективного прогнозирования процесса совершенствования технического мастерства. // Гимнастика: Сб. статей / сост. Смолевский В.М. Москва. - 1989. - № 1. - С. 29 - 35
159. Сучилин Н.Г. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности: автореф. дис. . док. Пед. наук/ Сучилин Николай Георгиевич; МОПИ Москва, 1989. - 48 с.
160. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. M.: NOTA BENE, 1999.-223 с.
161. Терехина Р.Н. Проблемы судейства в спортивной гимнастике. // Теория и практика физ. культуры. 1997. - № 11. - С. 58 - 61
162. Терехина Р.Н. Подготовка высококвалифицированного тренера на основе интегрального анализа спортивной гимнастики: автореф. дис. . док. Пед. наук/Терехина Раиса Николаевна; ГДОИФК им. Лесгафта СПб, 1997.-36 с.
163. Терехина Р.Н., Титов Ю.Е., Турищева Л.И. Методы экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов. / Метод, пособие. СПб., 1991. -32 с.
164. Тейдер В. А. Дункан в Советской России. // «Вопросы театрального искусства».- М.: ГИТИС, 1977 С. 371,374.
165. Титов Ю.Е. Методы совершенствования системы объективизации судейства в гимнастике: автореф. дис. . канд пед. наук / Титов Юрий Евлампиевич; КГИФК Киев, 1988. - 23 с.
166. Тихомиров А.К. Проблема интегративного контроля в спорте. Монография. Малаховка, 2005. - 373 с.
167. Турищева Л.И. Компоненты исполнительского мастерства и методы их оценки: автореф. дис. . канд. Пед. наук / Турищева Людмила Ивановна; ГДОИФК. Ленинград, 1986. - 20 с.
168. Тучкина З.Г. К вопросу об анализе техники движений в художественной гимнастике. // Физическое воспитание и спорт. Москва, 1967. - № 4. - С. 216-220.
169. Фигурное катание. Правила соревнований. Москва, ФиС, 1976. - 94 с.
170. Холодов Ж.К. Теория и методика спорта. / Учеб. Пособ. Для училищ олимпийского резерва. Москва, 1997. - 416 с.
171. Художественная гимнастика. / Учеб. Пособ. Для кол-вов физ. культуры под ред. Шишкарёвой Ю.Н. и Орлова Л.П. Москва: ФиС, 1954. - 400 с.
172. Художественная гимнастика. / Учеб. Пособ. Для ИФК под ред. Орлова Л.П. Москва: ФиС, 1973. - 188 с.
173. Художественная гимнастика. / Учеб. Пособ. Для ИФК под ред. Лисицкой Т.С. Москва: ФиС, 1982. - 232 с.
174. Художественная гимнастика. X летняя спартакиада народов СССР. -Москва: Советский спорт, 1991. -36 с.
175. Художественная гимнастика. Учебная программа для спорт. Школ. -Киев: Респуб.научно-методический кабинет Мин.Украины по делам молодёжи и спорта, 1991. 88 с.
176. Чебураев B.C. Проблемы технической подготовки гимнастов. Мастерство гимнастов. Москва: ФиС, 1969. - С. 46 - 59
177. Чукарин В.И., Афонин В.Н., Кривенко А.Б. О тенденциях развития спортивной гимнастики // Спортивная гимнастика. Киев, 1977. - С. 15-22.
178. Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. Москва: ФиС, 1984.-159 с.
179. Шишкарёва Ю. Н. О судействе произвольных упражнений. / Тезесы докладов Всесоюзной конференции тренеров по художественной гимнастике. Москва, 1960. - С. 15-16
180. Энтжес П. Комментарии к вопросу: Как оценить оригинальность и виртуозность произвольных упражнений. / Международный семинар судей по спортивной гимнастике. Москва, 1965. - С. 45 - 48
181. Эриксен Ч., Стеффи Р. Кратковременная память и ретроактивная информация в зрительном восприятии. Москва: Прогресс, 1967. - С. 289
182. Abande Hauzer Henriette. Ritmikus sportgimnastika. Budapest: Sport, 1974, 2605.
183. Aparo Marisa, Cermelj Savina. Gimnástica Rítmica moderna. Roma: Sosiet'a Stampa Sportiva. 1985. - Pag. 51.
184. Bondo-Schmid Andrea. Gimnasia Rítmica Deportiva. Darcelona: Editorial Hispano Europea, S.A., 1985. - Pag. 22.
185. Catherine Feraud. Gymnastique Ritmique sportive. Tesis. Francia, L'Institut National du sport et de l'Education physique, 1983. - Pag. 236.
186. Federacione gimnástica d'Italia. 1er. Seminario di studio per docenti I.S.E.F. di Gimnástica Artística e Rítmica Sportiva. Roma: Scuola dello sport, 1980. Pag. 16.
187. Franco bonaforte L., Lopez benedicto M.A., Terreros Blanco J.L. Entrenamiento en gymnasia rítmica, anslisis sobre el terreno. Archivos de medicina del deporte (Pamplona, Spa); 8(29), Jan-Mar 1991,11-15.
188. Gutsch Karl. Das Kunstturnen. Oldenburg, Druck und Verlag von Gerhard Stalling, 1925.-254 ss.
189. Galua Denise. Dance in gymnastics: A guide for coaches of gymnastics./ Denise Gula, Phot. By Terrence J. Gula. Boston etc.: Allyn a Bacon, Cop. 1986. -XII, 196 p.
190. Gimnastik ohne Handgerate / Erarb. Von Ruth Hess, Ingrid Nicklas, Dr Renate. berlin, Sportverl, 1981. - 247 p.
191. Koop Evelin. Les elements de la Gymnastique Rytmique Moderne. Montreal: A&A. Printing Co., 1978. - Pag. 55.
192. Lowell M. Harmony gymnastics and pantomimic expression. Boston, 1895, 175 p.
193. Mlodzikowska M., Tukendorf C. Ruchowe poczucie rytmu I koordinacjia ruchowa u zawodniczek klasy mistrzowskiej w gimnastyce artystycznej. Kultura fizyczna (Warsaw); 45(3-4), 1991,12-13,16.
194. O'Farril Hernandez, Santos Boza. Gymnasia Rítmica Deportiva. Buenos Aires: Stadium, S.R.L., 1982. - Pag. 10.
195. Peire Mari. Estudio sorbe las técnicas de puntuaci'on de gymnasia Rítmica y la valorad'on de las actuales. Barcelona: I.N.E.F.C., 1990. - Pag. 42.
196. Radisavljevic L. Klasifikacija elementa na tlu u ritmicko sportskoj gimnastici. Fizicka kultura. 34(1), 1980,54-56.
197. Viru A.A. Adaptation on sport training. Bora Ratton, CRC Press, 1995. -310p.
198. Williams M., Lissner H.R. Biomechanics of Human Motion. PhiladelphiaLondon, 1962.-235p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.