Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Каравацкая, Наталья Александровна

  • Каравацкая, Наталья Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Великие Луки
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 212
Каравацкая, Наталья Александровна. Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Великие Луки. 2002. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Каравацкая, Наталья Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА В НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

1.1. Сущность и критерии выразительности.

1.2. Двигательная выразительность в композиционных видах спорта и ее компоненты.

1.3. Различные направления при формировании двигательной выразительности.

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Задачи работы.

2.2. Методы исследования.

2.2.1. Анализ научно - методической литературы.

2.2.2. Метод фотофиксации и видеосъёмки.

2.2.3. Метод экспертных оценок.

2.2.4. 16 - факторный личностный опросник Кеттела.

2.2.5. Педагогический эксперимент.

2.2.6. Методы математической статистики.

2.3. Организация исследования.

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.

3.1 Исследование выразительности гимнасток.

3.2 Характеристика составления произвольных упражнений в художественной гимнастике.

ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.

4.1. Методические подходы к формированию навыков двигательной выразительности.

4.2. Исследование формирования двигательной выразительности в композициях гимнасток.

4.2.1. Формирование двигательной выразительности гимнасток в упражнениях без предмета на 1 этапе исследования.

4.2.2.Результаты оценок за комбинации с предметами гимнасток

М экспериментальной и контрольной группы на 2 этапе педагогического эксперимента.

4.2.3 .Результаты оценок за собственные постановочные комбинации с предметами гимнасток экспериментальной и контрольной группы на 3 этапе педагогического эксперимента.

4.3. Типические стили составления композиций в художественной гимнастике.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике»

Художественная гимнастика - один из видов программы Олимпийских игр со сложнокоординационной деятельностью, требующей от спортсменок проявления широкого круга умений, навыков и качеств. Гармоническое развитие гимнасток, красота двигательных действий, эстетичность и выразительность определяют широкую популярность и привлекательность данного вида спорта (9, 60, 220, 221).

В настоящее время, произвольные упражнения в художественной гимнастике включают большое количество трудностей и сложно-технических элементов (55, 211, 214). Повышение трудностей произвольных композиций все чаще ставит судей в затруднительное положение. Гимнастки включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности и выполняют их технически совершенно и поэтому судьям сложно определить истинного лидера выступлений. Одним из критериев, который позволяет спортсменке выделиться и добиться высоких результатов в соревновательной деятельности, является выразительность выступлений (28, 218, 234).

Актуальность нашего исследования состоит в изучении специфики двигательной выразительности гимнасток-«художниц». По правилам соревнований, произвольная композиция в художественной гимнастике должна включать большой набор трудностей, а время на выполнение упражнения ограничено и практически не позволяет исполнить танцевальных движений, выражающих характер музыкальных произведений. Именно поэтому важная роль в подготовке будущих тренеров заключается в умении научить гимнасток отражать характер музыкального сопровождения при выполнении композиций и способствовать повышению уровня двигательной выразительности гимнасток.

Однако до настоящего времени остается не достаточно изучен вопрос формирования двигательной выразительности в художественной гимнастике. В связи с этим нами были проведены исследования в этом направлении.

Гипотеза - предполагалось, что существуют типические стили составления упражнений в художественной гимнастике, влияющие на двигательную выразительность спортсменок. Учёт всех особенностей двигательной выразительности должен способствовать разработке эффективной методики по формированию навыков двигательной выразительности гимнасток - «художниц».

Цель работы: На основе определения типических ошибок составления композиций в художественной гимнастике разработать и апробировать методику формирования навыков двигательной выразительности гимнасток-художниц», а также выявить их типические стили составления произвольных упражнений.

Объект исследования: Двигательная выразительность гимнасток -«художниц» и их типические стили составления композиций.

Предмет исследования: Средства и методы формирования двигательной выразительности занимающихся художественной гимнастикой.

Научная новизна. Впервые разработана методика поэтапного формирования двигательной выразительности в художественной гимнастике; изучено влияние личностных свойств на выразительность гимнасток; экспериментально обоснована эффективность применения методики формирования двигательной выразительности в тренировочной деятельности гимнасток-«художниц».

Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят новый вклад в теорию и методику спортивной тренировки, расширяя информацию о влиянии личностных свойств на выразительность движений гимнасток. Обоснование методики формирования двигательной выразительности гимнасток-«художниц» позволяет определять направление тренировочного процесса гимнасток.

Практическая значимость исследования раскрывается через непосредственное внедрение в практику разработанных теоретико-методических положений по освоению специализированных упражнений на основе двигательной выразительности гимнасток-«художниц», что создает предпосылки для дальнейшего роста спортивного мастерства.

Методика по формированию навыков двигательной выразительности может быть использована:

- в группах ДЮСШ, СДЮШОР и спортивного совершенствования;

- в учебном процессе по художественной гимнастике институтов и академий физической культуры;

- при унификации в координационно-композиционных видах спорта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Особенности проявления выразительности в различных видах искусства - живописи, архитектуре, литературе, музыке, сценическом движении и технико-композиционных видах спорта определяют технический, художественный и логический компоненты двигательной выразительности в художественной гимнастике.

2. Уровень двигательной выразительности и качество составления произвольных композиций в художественной гимнастике под музыку различного характера у спортсменок неодинаков и зависит от их индивидуальных особенностей и опыта двигательной деятельности спортсменок.

3. Поэтапная трехкомпонентная методика формирования двигательной выразительности, основанная на особенностях составления произвольных композиций в художественной гимнастике и структурных компонентах двигательной выразительности, позволит существенно повысить двигательную вырази lejibHocib гимнасток и навыки составления упражнений с предметами и без предметов.

4. Личностные свойства гимнасток - «художниц» определяют типические стили составления упражнений и характер их музыкального сопровождения. Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на 144 страницах машинописного текста, состоит из 4 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы (включает 251 источник, из них 20 на иностранных языках), приложений и двух актов внедрения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Каравацкая, Наталья Александровна

ВЫВОДЫ

1. По результатам теоретического анализа специальной научно-методической литературы оценивали двигательную выразительность в различных видах искусства и двигательной деятельности, выявили три её структурных компонента: технический, художественный, логический.

Двигательная выразительность определяется непосредственным проявлением двигательного действия технически и логически грамотного построения и обладающего художественной ценностью.

2. Итоги констатирующего педагогического эксперимента показали, что исходный уровень двигательной выразительности гимнасток различен. Установлено, что гимнастки не в одинаковой степени выражают разные характеры музыкальных произведений. Ярко выражая музыку одного характера, спортсменка не всегда может выразить другой стиль музыки.

Из всех исследуемых гимнасток, лишь 50% спортсменок обладают достаточной выразительностью для исполнения двигательного действия под все характеры музыкальных стилей.

Двигательная выразительность на музыку героического характера у гимнасток выражается слабее, чем на лирическую или весёлую.

3. Выявлены следующие особенности составления произвольных упражнений художественной гимнастики: а) при «постановке» общее количество движений во всех трех направлениях музыкальных произведений является большим, чем при «импровизации»; б) насыщенность комбинаций движениями при «импровизации» меньше, чем при «постановке»; в) общее количество характерных движений в постановочных упражнениях меньше чем в импровизационных; г) при «постановке» композиций увеличивается использование специфических движений в композициях гимнасток; д) при «импровизации» и при «постановке» гимнастки использовали повторяющиеся движения; е) при «импровизации» и при «постановке» гимнастки выполняли однотипные перемещения.

4. Разработана методика формирования двигательной выразительности гимнасток-«художниц», основанная на трёх компонентах выразительности и состоит из трех этапов, каждый из которых делится на блоки заданий.

5. По результатам педагогического эксперимента было установлено: а) задания 1 этапа более просты в выполнении; б) на 1 этапе самыми простыми в выполнении были задания на составления комбинации на 32 и 64 счета без использования групп сложностей (ступень А|) под все исследуемые нами характеры музыкальных произведений (хА=3,4 балла; хВ=3,4 балла; хГ=2,8 балла; в) задания на выполнение отдельных базовых групп в различных музыкальных стилях (ступень В|) оказались самыми сложными (Р< 0,05) (хА=3,0 балла; хВ=2,8 балла; хГ=1,7 балла); г) оценки за все ступени 1 этапа, при выполнении заданий под героическую музыку ниже, чем под лирическую и веселую; д) на II этапе тенденция усложнения заданий такая же как и на 1 этапе: от ступени А2 к ступеням Сг и В2; е) высокие оценки были зафиксированы у испытуемых в комбинациях с обручем под все исследуемые музыкальные характеры (Р< 0,05); ж) наиболее низкие оценки под веселую и героическую музыку были получены за комбинации с мячом, а под лирическую - со скакалкой (Р< 0,05); з) оценки за постановку упражнений без предмета у гимнасток экспериментальной группы повысились на 1,6 балла, а коэффициент вариации в группе снизился (1,5%) (Р< 0,05); и) оценки за постановку упражнений с предметами в процессе исследования у гимнасток экспериментальной группы повысились на 0,3 балла (Р< 0,05). к) общий прирост оценок за составление композиции составил 1,9 балла (Р< 0,05). Коэффициент вариации понизился от 11,3% до 3,2%. В тоже время результаты контрольной группы повысились незначительно и составил 0,1 балла.

6. Определены три типических стиля составления произвольных композиций в художественной гимнастике:

- лирический стиль составления (характерен для спортсменок с ярко выраженными свойствами, определяемые такими факторами как: J — чувствительность; Е - независимость; В - интеллект; М - мечтательность);

- веселый стиль составления (характерен для спортсменок ярко выраженными личностными свойствами, определяемые такими факторами как: J - чувствительность; Е - независимость; F - беспечность; МД - самооценка; Q4 - фрустрация);

- героический стиль составления (характерен для спортсменок с ярко выраженными личностными качествами, определяемые такими факторами как: J - чувствительность; Е - независимость; Q2 - самоустойчивость.

На основе корреляционного анализа между выразительностью гимнасток, насыщенностью комбинаций, количеством характерных движений в композициях, количеством перемещений и личностными свойствами гимнасток определено, что всего два фактора J и F (независимость и чувствительность), влияют на качество составления произвольных комбинаций под все исследуемые нами характеры музыкальных произведений.

7. Разработанная методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике показала высокую эффективность и может быть экстраполирована в сложнокоординационно — композиционных видах спорта.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. В импровизационном выполнении гимнастки лучше выражают музыку любого характера. Таким образом, для повышения двигательной выразительности спортсменок, следует включать в тренировочный процесс задания на импровизационное выполнение под различную музыку.

2. Так как гимнасткам труднее всего выразить, а также составить упражнения под героический характер музыкального произведения, то больше времени в тренировочном процессе нужно уделять на небольшие этюды под этот характер музыки.

3.Для увеличения художественной ценности и оригинальности произвольных композиций в художественной гимнастике следует выполнять характерные движения, выражающие стиль музыки на базовых элементах и специфических сложностях.

4. Рекомендуем для повышения качества составления композиций, а также для развития навыков двигательной выразительности использовать в тренировочном процессе гимнасток задания разработанной нами методики по формированию навыков двигательной выразительности.

5. Так как на постановку упражнений под все исследуемые нами характеры музыкальных произведений влияют такие качества как независимость и чувствительность, то мы рекомендуем подбирать хореографов именно с этими ярко - выраженными личностными свойствами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Каравацкая, Наталья Александровна, 2002 год

1. Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования технического мастерства сильнейших гимнасток: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.,1980. - 23 с.

2. Алексеев А.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / Алексеев А.А., Громова JI.A. -СПб.: Экономическая школа, 1993. 352 с.

3. Алексеенко И.С. Обоснование комплекса средств в формировании профессиональных умений преподавателя ритмической гимнастики: Дис. . канд. пед. наук. JL, 1990. - 188 с.

4. Амилахвири М.Г. Проявление воли в художественной гимнастике // Проблемы психологии спорта. М., 1962. - Вып. 2. - С. 198-204.

5. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности:

6. Сб. статей.-Л., 1962.-С. 5-17.5.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука,1977.-380 с.

8. Анореев В.И. Методика педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности // Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей. Казань, 1989. - С. 3-36.

9. Арбузов В., Илларионов Г.Г., Фетискин Н.П. Психологические особенности в проявлении основных свойств нервной системы у боксеров // Спортивная и возрастная психофизиология. СПб, 1974. - С. 25-27.

10. Аркаев Л .Я., Радионенко А.Ф. О современных упражнениях гимнастов // Гимнастика: Сб.статей. М.: Физкультура и спорт, 1976. - Вып. 2. - С.4-7.

11. Ю.Арсентьев Ж. Ритмика: Планирование на III и IV четверти // Начальная школа. 1995. - № 2. - С. 1.11 .Артамонова И.Е. Средства повышения готовности ксоревнованиям в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Малаховка, 1990. 24 с.

12. Архипова Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1998. — 24 с.

13. П.Архипова Ю.А., Карпенко J1.A. Исследование специальных способностей гимнасток манипулятивной деятельности с предметами // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Международного конгресса. М., 1998. - Т. 1. - С. 251-252.

14. М.Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ. М.: Просвещение, 1990. - 258 с.

15. Бабушкин Г.Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 1991. - № 7. - С. 11-16.

16. Бальные танцы / Сост. М.Ф. Попова. М.: Сов. Россия, 1987. - 80 е.: ил.

17. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 195 с.

18. Батаен В.Г. Современные требования к упражнениям в художественной гимнастике: Метод, рек. / Батаен В.Г., Аверкович Э.П. М., 1977. - 16 с.

19. Башнина А.Р. Составление произвольной программы // Тезисы докладов Всесоюзной конференции тренеров по художественной гимнастике. -Смоленск, 1973.-С. 17-21.

20. Белова Е.П. Ракурсы танца: Телевизионный балет. М.: искусство, 1991. - 127 с.21 .Белорусский танец: Сб./Сост. Ю.М. Чурко. -М.: Искусство, 1991. 223 с.

21. Бенджамин Jloy. Красота спорта / Пер. с англ. И.Л. Моничева; Под. ред. В.И. Столярова. М.: Радуга, 1984. - 153 с .

22. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. - 255 с.

23. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991.- 180 с.

24. Беспутник В.Г. Круговая аэробика // Физкультура в школе. — 1996. — № 1. -С. 26-28.

25. Биндусов Е.Е. Ритмическая гимнастика в институте физической культуры: Лекция / Биндусов Е Е., Казачан И.Ю., Матвеева Н А. — Малаховка: МОГИФК, 1987. 20 с.

26. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А., Власова Л.Г. Совершенствование технической подготовленности во владении предметами в художественной гимнастике // Гимнастика: Сб. статей. М.: Физкультура и спорт, 1983. - Вып. 1. - С. 60-63.

27. Бирюкова И В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Бюллетень АТДТ Лето - Осень 2000. - № 4. - С. 3-9.

28. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. — М.: Физкультура и спорт, 1974. 110 с.

29. Боброва Г.А. Искусство граций. СПб.: Детская литература, 1986.-110 с.

30. Богомолов А.П. Каракашьянц К.С., Козлов Е.Г. Обучая движению // Гимнастика: Сб. статей. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — Вып. 1. — С. 45-47.

31. Бондарь Я., Бондарь О. Смысл творчества счастье: Развитие детского творчества и литературных способностей на уроках гуманитарной направленности // Сто друзей. - 2001. - № 4. - С. 4-5.

32. Брушинский А.В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. - 215 с.

33. Брыкин А.Т., Назарова О.М. Терминология // Художественная гимнастика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Т.С. Лисицкой. — М.: Физкультура и спорт, 1982. С. 11-15.

34. Бутии Н.М., Ткачев В.К. Обучение нетрадиционным методам // Физкультура в школе. 1995. - № 6. - С. 27-29.

35. Вартерьян 3. Хореография для групп художественной гимнастики: Авторская программа // Спорт в школе. 1997. - № 27. - С. 5-10.

36. Варшавская Р.А. Задачи и содержание художественной гимнастики // Художественная гимнастика: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ.-М., 1973.-С. 3-11.

37. Венгерова Н.Н. Средства классического экзерсиса на уроках хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта: Учеб.-методич. пособие / Венгерова Н.Н., Федорова О.С. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- 1990. - Ч. I. - 46 с.

38. Вербова З.Д. Композиция произвольных упражнений и требования к составлению произвольных упражнений и подбору музыкального материала // Тезисы докладов Всесоюзной конференции по художественной гимнастике. М., 1960. — С. 8-14. 39.

39. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1967. - 50 с.41 .Волков И.П. Много ли в школе талантов?. М.: Знание, 1989. - 80 с.

40. Волконский С. Выразительный человек. — СПб.: Апполон, 1913. С. 60.

41. Воскобойников Ф.А. Попытка использования теста Айзенка для выявления эмоциональной устойчивости гимнастов // Теория и практика физической культуры. 1974. - С. 32-33.

42. Воскресенская А.П. и др. Исследование эмоциональной напряженности спортсменок в художественной гимнастике // Психологические и психогигиенические аспекты в гимнастике. Смоленск, 1977. - С. 5-6.

43. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.

44. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 92 с.

45. Выдрин В.М. Теория и практика физической культуры (культуроведческий аспект): Учеб. пособие. СПб.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988.-45 с.

46. Вяткин Б.А. Влияние темперамента на деятельность спортсменок в художественной гимнастике // Темперамент и спорт. — Пермь, 1974. — Вып. II.-С. 42-58.

47. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М.: Физкультура и спорт, 1978. 135 с.

48. Вяткин Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека // Теория и практика физической культуры. 1993. - № 2. - С. 1 -5.51 .Гавердовский Ю.К. Стиль, композиция, мода // Гимнастика: Сб. статей. — М.: физкультура и спорт, 1974. Вып. 2. - С. 5-9.

49. Галкина И.Э. Проявление двигательных способностей у занимающихся художественной гимнастикой в упражнениях с предметами // Проблемы спортивной тренировки: Матер, науч.-практ. конф. республик Прибалтики и Белоруссии. Минск, 1982. - С. 83-84.

50. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. -М., 1991.-С. 170-177.

51. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.-С. 215-238.

52. Ганюшкин А.Д., Дмитриенкова Л.П. Влияние некоторых особенностей на надежность соревновательной деятельности в художественной гимнастике // Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. -Смоленск, 1979. С. 49-56.

53. Гевара П. Содержание хореографических элементов в композиции упражнений спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 23 с.

54. Гончаренко Л.В. К проблеме воспитания выразительности в художественной гимнастике // Физическое воспитание молодежи и профессиональная подготовка.: Сб. статей. — Ростов-на-Дону, 1977. -С.54-56.

55. Горбачева Ж.С. Использование эффекта положительного переноса навыка в процессе начального обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике // Теория и практика физической культуры. -1997. -№ 10.-С. 52-54.

56. Горбачева Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — СПб, 2000. 24 с.

57. Горшунин Г.Ю. От исцеления танцем к танце-двигательной терапии // Бюллетень АТДТ. Февраль 2000. - № 2. - С. 2-6.

58. Григорьев А.Е. Критерии технического мастерства в видах спорта, связанных с оценкой точности и выразительности движений // Техническое мастерство спортсменов: Сб. науч. статей / Под ред. В.М. Дьячкова. -М., 1972.-С. 58-61.

59. Григорьев А.Е. Рост спортивного мастерства гимнасток (содержание и трудность упражнений 30 70 годов): Учеб. пособие для студ., специализирующихся по гимнастике. - 1978. - 20 с.

60. Григорьянц И.А. Психологическая подготовка юных гимнастов: Метод, разраб. для студ. Академии. М. 1993. - 41 с.

61. Григорьянц И.А. Психологическая подготовка тренера по спортивной гимнастике: Учеб. пособие. М., 1995. - 73 с.

62. Григорьянц И.А. Психология соревновательной деятельности в спортивной гимнастике: Учеб. пособие. — М., 1998. 89 с.

63. Губанов В.А. Проведение занятий гимнастикой с музыкальным сопровождением :Метод. разраб. для студ. ГЦОЛИФКа. М.,1980. — 30 с.

64. Губанов В.А. Гимнастика: Гимнастические выступления: Метод, разраб. для студ. ГЦОЛИФКа / Губанов В.А., Губанова М.И. М., 1989. - 51 с.

65. Губанова М.И. Постановка спортивно-художественных выступлений в массовых театрализованных и церемониальных спортивных праздниках : Метод, разраб. / Губанова М.И., Дружков А.Л., Табаков С.Е.- М.,1995. -52 с.

66. Гульвани Р.Ш. Техническая подготовка в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям : Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1984.-23 с.

67. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1994. - Т. 4. - 852 с.

68. Диманов X. Программированное обучение гимнастическим упражнениям невысокой сложности // Материалы по программированному обучению (курс специализации): Метод, разраб. / Под общ. ред. Ю.К. Гавердовского. М., 1985. - 80 с.

69. Дмитриев С.В. Двигательная задача как предмет методологического анализа // Совершенствование учебно-тренировочного процесса в спортивной гимнастике. М., 1982. - С. 52-54.

70. Дункан А. Моя жизнь. М.: Федерация, 1930. - 69 с.

71. Дятловский И.С. Развитие мышления и практика физической культуры. -1988. -№ 6.-С. 9-17.

72. Егоров О. Искусство театра в инновационной школе: Дети и театр // Искусство в школе. 2001. - № 1. - С. 68-71.

73. Задача формирования пластической выразительности на разных этапах многолетней подготовки в художественной гимнастике // Научные исследования и разработки в спорте: Сб. науч. тр.: Вестник аспирантуры. СПб., 1998. - Вып. 5. - С. 225-229.

74. Иванова О.А. Методы оценки исполнительского мастерства в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1982. -23 с.

75. Иванова О.А. Методика количественной трудности элементов в художественной гимнастике: Метод, рек. М., 1984. - 43 с.

76. Иевлева М.М. Психолого-педагогическая система контроля и коррекции техники выполнения сложнокоординационных упражнений в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 18 с.

77. К вопросу о пластической выразительности в художественной гимнастике // Научные исследования и разработки в спорте: Сб. науч. тр.: Вестник аспирантуры. СПб., 1987. - С. 83-89.

78. Кабанов Ю.М. Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-11 классов // Теория и практика физической культуры. 1996. - № 1. - С. 17-18.

79. Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения двигательной координации основных видов движений // Теория и практика физической культуры. 1995. - № 9. - С. 5-7.

80. Карпенко J1.A. Значение творческой активности гимнасток в составлении произвольной комбинации // Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта. СПб., 1977. - 27 с.

81. Карпенко J1.A. Творческая активность важный фактор спортивной подготовки в художественной гимнастике // Теория и практика физической культуры. - 1977. — № 6. — С. 14-17.

82. Карпенко J1.A. Пути развития творческой активности у занимающихся художественной гимнастикой младшего возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1978. - 16 с.

83. Карпенко J1.A. Систематизация средств, тенденции и перспективы развития художественной гимнастики // Гимнастика: Сб. статей. — М., 1985.-Вып. 1.-С. 47-51.

84. Карпенко Л. А. Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики. СПб., 1986. - 24 с.

85. Карпенко Л. А. Академия физической культуры имени П.Ф.

86. Лесгафта. Родина олимпийской художественной гимнастики: Учеб.пособие. СПб., 1999. - 32 с.

87. Ким Д.Х. Модельные характеристики трудности индивидуальных композиций как фактор планирования технической подготовленности вхудожественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1997. -23 с.

88. ЮЗ.Клименкова В.Я., Аверкович Э.П., Царькова Н.И., Иванова О.А. Современные тенденции развития упражнений в художественной гимнастике //Гимнастика: Сб. статей. -М., 1982. Вып. 1. - С. 63.

89. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. - 278 с.

90. Композиция упражнений в художественной гимнастике: Метод, рек. — М.: ВНИИФК, 1989.-17 с.

91. Юб.Коренберг В.Б. Объективизация оценок: реальность и иллюзии // Гимнастика: Сб. статей. М., 1977. - Вып. 1. - С. 61-65.

92. Ю7.Коренберг В.Б. Психологические особенности гимнастики как вида спорта // Психологические и психогигиенические аспекты гимнастики: Матер. Всесоюз. симпозиума. Смоленск, 1977. - С. 27-43.

93. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. 1996. - № 7. - С. 2-5.

94. Крапивина Е.А. Техника базовых опорных вращательных движений и методика обучения ими в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1988. - 20 с.

95. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. - 315 с.

96. Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1964. - 543 с.

97. Краткий словарь по эстетике: Кн. Для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

98. З.Кузнецов Е.В., Локонова Е В. Характерные психологические проблемы в спортивно-танцевальных коллективах // Тезисы 3-й Российской научно-методической конференции по проблемам развития спортивных танцев. -М., 1999.-С. 31-34.

99. И 4.Кузьмина И В. Основы вузовской педагогики: Учеб. пособие для студ. ун-тов.-СПб.: ЛГИ, 1972.-312 с.

100. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 е.

101. Лисицкая Т.С. Тренировочные нагрузки и методы их регистрации в художественной гимнастике // Гимнастика: Сб. статей. М., 1975. - Вып. 1.-С. 45-46.

102. Лисицкая Т.С., Белкина Т.В. Экзерсис с предметами в художественной гимнастике // Гимнастика: Сб. статей. М., 1980. - Вып. 2. - С. 68-70.

103. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1984.- 176 с.

104. Лисицкая Т.С. , Ростовцева М.Ю., Широковец Е.А. Ритмическая гимнастика: методика и физиологическое воздействие // Гимнастика: Сб. статей. М., 1985. - Вып. 1. - С. 24-29.

105. Лисицкая Т.С. Ритм + пластика. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 158 с.

106. Лисицкая Т.С. Хореография в аэробике / Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. — М., 2001.-20 с

107. Лищенко В. Гимнастика для занятий // Начальная школа. 1996. - № 10. -С. 8.

108. Лузина Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. - 158 с.

109. Лутченко Н.Г. Гимнастика как учебная и научная дисциплина в специализированном вузе // Физическая культура и спорт в современном образовании: Методология и практика. СПб., 1993. - С. 7-9.

110. Лях В.И. Развитие и совершенствование координационных способностей школьников // Физическая культура в школе. 1986. - № 12. -С. 56-58.

111. Лях В.И. Развивая координационные способности // Физическая культура в школе. 1996. — № 5.-С. 31-33.

112. Лях В.И. Совершенствуя координационные способности // Физическая культура в школе. 1996. - № 4. - С. 18-20.

113. Макарова Е.Ю., Менхин А.В. Особенности двигательной подготовки спортсменок в художественной гимнастике // Юбилейный сборник трудов молодых ученых и студентов РГАФК, посвященный 80-летию академии. — М., 1998.-С. 97-101.

114. Макарова Е.Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1999. -23 с.

115. Максимова Е.О. О соотношении выразительности и техники // Автограф. 1998. - № 1.-С. 14-15.

116. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 417 с.

117. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. — М.: Просвещение, 1975. 368 с.

118. Менхин Ю.В. Управление подготовкой гимнастов: Учеб. пособие. — Малаховка: МОГИФК, 1988. 68 с.

119. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. -290 с.

120. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента 2-е изд. - Пермь, 1973.-290 с.

121. Месищев В.М. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности: Сб. статей. Л., 1962. - С. 75-102.

122. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1990.-265 с.

123. Методика обучения танцевальным упражнениям: Метод, рек. СПб.: ГДОИФК, 1991.-37 с.

124. Методика составления произвольных комбинаций, формирование творческих умений и музыкально-двигательной подготовки в художественной гимнастике: Метод, рек. СПб.: СПГАФК, 1994. - 30 с.

125. Методические особенности формирования пластической выразительности в художественной гимнастике // Научные исследования и разработки в спорте: Сб. науч. тр.: Вестник аспирантуры. СПб., 1998. - Вып. 5. - С. 225-229.

126. Модельные показатели трудности произвольных комбинаций и оценка уровня технического мастерства гимнасток высшей квалификации: Метод, рек. М., 1978. — 16 с.

127. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание // Педагогика и психология. — 1985. № 6. - С. 34-36.

128. Музыка и хореография современного балета JT.: Музыка, 1987. - Вып. 5.-248 с.

129. Музыкально-ритмическая подготовка студентов факультета физической культуры: Учеб.-методич. пособие. Пенза, 1996. - 49 с.

130. Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой: Метод, разраб. — Малаховка: МОГИФК, 1987. 20 с.

131. Мышление // Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. - С. 62-67.

132. Мышление в спорте // Бабушкин Г.Д. Психология спорта / Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н. Омск, 1998. - С. 11-12.

133. Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А.В. Брушинский. М.: Наука, 1982. - 387 с.

134. Мышление спортсмена // Богданова Д.Я. Занимательная психология спорта. М., 1993. - Кн. 1. - С. 125-159.

135. Назаренко Л.Д. Пластичность как одно из проявлений двигательно-координационных способностей // Валеология: проблемы и перспективы развития. Ижевск, 1998.-С. 144-145.

136. Найдиффер P.M. Определение и формирование оптимального уровня эмоционального возбуждения // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. ст. / Сост. Ю.Л. Ханин. М., 1983. - С. 195-197.

137. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. М.: ВЦХТ, 2001.- 168 с.

138. Николаева М.С. Формирование и совершенствование способностей к пространственной ориентации у гимнасток высокой спортивной квалификации при выполнении бросков и ловли мяча: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1999. - 23 с.

139. Новик М.Г. Произвольные упражнения в художественной гимнастке // Гимнастика: принципы и методика составления произвольных упражнений: Метод, разраб. М., 1977. - С. 24-25.

140. Новик М.Г. Современное состояние художественной гимнастики: Лекция для студ. М.: ГЦОЛИФК, 1980. - 31 с.

141. Новые элементы в упражнениях с предметами сильнейших гимнасток мира : Метод, рек. М.: ВНИИФК, 1990. - 18 с.

142. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989. - 812 с.162,Основы спортивной статистики / Под ред. С.В. Начинской. — Киев: Висща школа, 1987. 189 с.

143. Пасынкова-Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности // Психологический журнал. 1993. - Т. 14. — № 4. — С. 142-146.

144. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. С. 239-240.

145. Плеханова М.Э. Методы объективизации визуальной оценки экспрессивности движений в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Малаховка, 1997. - 33 с.

146. Подкасистый П.И. Всепроводящая и творческая самостоятельная деятельность учащихся // Советская педагогика. 1969. — № 5. - С. 60-69.

147. Полторапавлова И.Р. Методы моделирования и оценки оригинальных элементов в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991.-24 с.

148. Пономарев Я.А. Психология творчества педагога. М.: Педагогика, 1976.-278 с.

149. Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровня его организации // Вопросы психологии. 1982. - № 2. - С. 5-13.

150. Правила судейства соревнований по художественной гимнастике. -ФИЖ, 1997.-212 с.

151. Приставкина М.В. Психологические особенности квалифицированных спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой // XXIV Всесоюзная научная конференция студентов институтов физической культуры: Тез. докл. М., 1977. - С. 64.

152. Приставкина М.В., Ганюшкин А.Д. Манера исполнения в художественной гимнастике как компонент индивидуального стиля деятельности // Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. Смоленск, 1979. - С. 3-16.

153. Приставкина М.В. Психологические особенности деятельности и личности спортсменок в художественной гимнастике: Лекция. -Смоленск: СГИФК, 1982. 20 с.

154. Приставкина М.В. Исполнительский стиль в художественной гимнастике и личностные особенности спортсменок // Актуальные проблемы повышения спортивного мастертва юных спортсменов. -Смоленск, 1983.-С. 50-54.

155. Приставкина М.В. Исполнительский стиль как разновидность стиля деятельности (на материалах художественной гимнастики): Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 1984. — 20 с.

156. Притяжение: Вестник контактной импровизации в России. Лето -Осень 2000. - Вып. 3. - 16 с.

157. Проблемы мышления: Сб. статей. Ярославль, 1968. - 172 с.

158. Прохорова М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. СПб., 1993. - 47 с.

159. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1975. - 215 с.

160. Психологические тесты на творческое развитие личности (Пакет тестов) / ЦИРКУС, Тверской ун-т бизнеса. Тверь, 1990. - 124 с.

161. Психологический словарь / Под общ. ред. А.Т. Айрапетьянц, Л.Я. Альтман. М.: Педагогика, 1983. - 315 с.

162. Психология: словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 356 с.

163. Пуни А.Ц. Психологические аспекты спорта в современном обществе // Материалы 1 Всероссийского конгресса. М., 1974.-С. 188-189.

164. Пушкина С. Инсценировка русских народных сказок, песен, игр. — М.: МГУКИ, ИПО Профиздат, 2000. Вып. 2. - 64 с.

165. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. — М.: Просвещение, 1975. 272 с.

166. Резников С.А. Такая методика перспективна // Физическая культура в школе. 1996. - № 1. - С. 18.

167. Реугский С.В., Бычкова Л.Ю. Каждый урок неповторимое творение, или Несколько слов о нетрадиционной физкультуре // Начальная школа. -1995.-№35.-С. 7.

168. Роль эмоций в спортивной деятельности // Соперничество, риск, самообладание в спорте / Под ред. О.А. Черниковой. М., 1980. — Гл. 1. — С. 5-11.

169. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика : Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

170. Ротерс Т.Т. Уроки ритмики в III IV классах // Физическая культура в школе. - 1996.-№2. -С. 13-19.

171. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с.

172. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. 1982. - Т. 3. - № 3. - С. 84-92.

173. Руманова Н.Б. Музыкальное движение и его психотерапевтические возможности // Материалы 2-й научно-методической конференции по проблемам развития спортивных танцев. — М., 1998. С. 11-15.

174. Сенаторова С.М., Амирбекова Э.Н., Бутиян-заде B.C. О роли тестирования в художественной гимнастике // Научные аспекты управления подготовкой квалифицированных спортсменов: Тем. Сб. науч. тр. Баку, 1989. - С. 90-95.

175. Сербина Л.П., Хекельман А., Блазер П., Эленбергер В. Взаимодействие музыки и движения // Теория и практика физической культуры. 2000. -№ 5. - С. 42-46.

176. Сербина Л.П., Хекельман А., Блазер П. Импровизация и форма движения под воздействием музыки (исследование с точки зрения качества) // Теория и практика физической культуры. 2001. - № 8. - С. 39-41.

177. Смирнов Ю.И., Шабарова И.Н. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства // Гимнастика: Сб. статей. М., 1985. - Вып. 1. -С. 28-31.

178. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера: Учеб. пособие для студ. — М.: Просвещение, 1986. 192 с.

179. Смолевский В.М. Совершенствование произвольных упражнений // Гимнастика: Сб. статей. М., 1970. - Вып. 1. - С. 5-12.

180. Смолевский В.М. Психологические особенности гимнастики как видаtспорта // Психологические и психогигиенические аспекты гимнастики: Метер. Всесоюз. симпозиума. Смоленск, 1977. - С. 41-42.

181. Собинов Б.М. Художественная гимнастика.- М.: Искусство,I960. -230 с.

182. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. И сост. А.А. Мелик-Пашаев. М.: Олимп: ACT, 1999. - 816 с.

183. Сортелл В. Танец как терапия // Танцевально-двигательная терапия. — М., 1995.-С. 43-46.

184. Спорт, музыка, грация / Авт. текста В. Кирсанов. 2-е изд., перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1984. - 144 с.

185. Степанова И.А. Формирование профессиональных умений студентов на основе решения творческих задач по обучению двигательным действиям в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — СПб., 1991.-24 с.

186. Страхов И.В. Проблемы и методы психологического творчества // Вопросы психологии творчества. Саратов, 1968. - С. 63-87.

187. Сулейманов О. Мы приходим, чтобы действовать // Литературная газета. 1981.-2 сентября.-С. 3.

188. Сюжетные танцы / Сост. А.О. Вевиорская. М.:Сов. Россия, 1989.- 96 с.

189. Теплов В.М. Проблемы индивидуальных решений. М., 1961. - 536 с.

190. Укран М.Л. Роль представлений о движении и овладение спортивной техникой // Теория и практика физической культуры. 1951. - № 11. — С. 20-21.

191. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: 12 практических уроков. -СПб., 2000.- 160 с.

192. Халприн Д. Возвращение к жизни: Метод творческого самовыражения: Матер. АТДТ, 2000. 286 с.

193. Хвацкая Е.Е. Типичные трудности спортсменов на этапе начальной специализации // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матер, методич. конгресса. СПб., 1996. - С. 122.

194. Художественная гимнастика: Правила судейства соревнований. ФИЖ, 1993.-221 с.

195. Художественная гимнастика: Правила судейства соревнований (проект). ФИЖ, 1999. - 58 с.

196. Художественная гимнастика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Т.С. Лисицкой. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 232 с.

197. Цыганкова И.Я. Формирование навыков составления композиций произвольных упражнений в художественной гимнастике: Метод, разраб. М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 34 с.

198. Черникова О.А. Спорт и воспитание эмоциональных сторон личности // Спорт и личность. М., 1975. - С. 173-183.

199. Чехов М. О технике актера. М., 1945. - 210 с.

200. Чикалова Г.А., Мамзин В.И., Попов Ю.П. Обучение бросковым упражнениям обруча в художественной гимнастике // Совершенствование системы подготовки специалистов по гимнастике в институте физической культуры. Малаховка, 1989. - С. 93-99.

201. Чудина Е.А., Бирюкова И.В., Бебик М.А., Сайфутдинова JI.P. Танцевально-двигательная терапия как одно из направлений психотерапии // Статья в настоящем бюллетене. 1990. - С. 3-6.

202. Чурко Ю. Линия, уходящая в бесконечность. Минск: Полымя, 1999.224 с.

203. Шлем и н A.M. Способность юных гимнасток оценивать длительность движений и ее влияние на воспитание скоростных качеств // Теория и практика физической культуры. 1975. - № 11. - С. 44-45.

204. Эстрада России XX век: Лексика / Отв. ред. Е.Д. Уварова. — М.: РОСМЭН, 2000.-591 с.

205. Яковлев А.П. Программно-целевой подход к формированию творческих способностей младших школьников в учебной и спортивной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1987. - 222 с.

206. Allesch, Ch.G.: Das Musikerleben als persohaler Gestaltunosprozer/ I n: Harrer. G. (Hrsd.): Grundladen der Musiktherapie und Musikpsychdogie. Stuttgart,, New York, 1982. 122-155.

207. Банков Ил., Ванкова M. Проучване въерху системата на спортно-педагогическия контрол в художественната гимнастика // Въпроси на физическата культура. София. - 1977. - № 9. - С. 486-494.

208. Bodo-Schmid Andrea. Gimnasia Ritmica Derortiva. Barselona: Editorial Hispano Europea, S. A., 1985. - P. 22.

209. Catherina Ferand. Gymnastigue Ritmidue sroptive: Tesis. Francia: h* institut National dec sport et de 1* Education physidue, 1983. - H. 236.

210. Danse-movement therapy: theory and practice/ H. Payne (Ed.) Tavistock / Routledge. London. New York, 1992.

211. Dodds, D.; Creatvity in Movement. Models for Analysis. In; Journal of Creativ Behavious 12 (1978) 4, 267-272.

212. Ebirlein, R.; Theorien und Experimente zur Wahrnehmung musikasiher Klonge. Frankfurt am Main, Bern, New York, Paris. 1990, 10-25.

213. O* Farrill Yernandez, Santos Bonza. Gimnasia Ritmica Deportiva. Buenos Airis; Stadium, S.R.L., 1982. - P. 10.

214. Federacion Gimnastika d, Italia. Ier semunario di studio per docent; I, S, E,F di Gimnastica Artistica e ritmica sportive. Roma; Scuola dello sport, 1980. — P. 16.

215. Franco Bonaforte L., Lopes Benedicto M.A., Terreros Becento J.L. Enrenamiento en dimnasia rimica, analisis sorbe el terreno. Archivos de medicina del deporte (Pamplona, Spa), 8 (29), Jan-mar, 1991. P. 11-15.

216. Ciross, F.; Musicanalysen fur technisch-kompositorische Sportarten. Unveruff. Leipzig 1988, 14.

217. Hokelmann, A.; Blaser, P.; Ellenberger, W.: Musik derch Beweegung und Beweegung durch Musik. I n: Musik Tanz - und Kunsttherapie Verlag fur Angewandte Psychologie. Guttinden. 11 (2000) 3, 141-145.

218. Jourdain, R.: Das wohltemperierte Gehirn: Wie Musik im Kopf entsteht und wirht. Heidelbero, Berlin, 1988, 163-170.

219. Koop Evelun. hes elements de la Gymnastigue Rythmigus Moderne. — Montreal: ASA. Printing Go, 1978. P 55.

220. Louven, Chr.: Die Konstuktion von Musik. Berlin, Bern, New York, Paris, Wien, 1989, 162-167.

221. Radisavljevic L. Klasifikacija elemenata na tli ritmicko sportkoj gymnastici // Fizicka Kultura. 1980. 34( 1). - P. 54-56.

222. Ruis Garza Homero. Manual de Gymnasia Rytmica. Mexico: Azor, 1975. -P. 155.

223. Schwabowski, R., Brzank, R.; Nicklas, J.: Rhythmische Sportgymnastik. Aachen, 1992, 72-73.

224. Susana Mengizabal, Izabel Mendizabel, Gimnasia Ritmica. — Madrid: Gymnos S.A., 1988. P 281.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.