Оценка компонентов исполнительского мастерства в художественной гимнастике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Шишковска, Мария
- Специальность ВАК РФ13.00.04
- Количество страниц 202
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шишковска, Мария
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В 9 ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.
1.1. Компоненты исполнительского мастерства в гимнастике.
1.2. Экспертная оценка исполнительского мастерства гимнасток.
1.3. Теоретическое обоснование подходов к выявлению спортивных достижений.
1.4. Обоснование гипотезы и задачи исследования.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Методы исследования.
2.1.1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, документов, управляющих развитием гимнастики в мире.
2.1.2. Опрос (анкетирования, интервьюирование, беседы).
2.1.3. Метод экспертных оценок.
2.1.4. Педагогические наблюдения. 35"
2.1.5. Анализ видеозаписи соревновательных программ.
2.1.6. Педагогический эксперимент.
2.2. Организация исследования.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.
3.1. Пути совершенствования правил соревнований по художественной гимнастике.
3.2. Анализ компонентов исполнительского мастерства ведущих гимнасток на Чемпионатах мира.
3.3. Динамика требований правил соревнований с 2009 года.
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА КОМПОНЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО
МАСТЕРСТВА ГИМНАСТОК.
4.1. Требования правил соревнований к компонентам исполнительского мастерства спортсменок.
4.2. Эффективность экспериментальной методики судейства в художественной гимнастике.
ВЫВОДЫ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК
Интегральная подготовка в художественной гимнастике2013 год, доктор педагогических наук Винер-Усманова, Ирина Александровна
Модельные характеристики гимнасток-художниц с уровнем спортивной квалификации 1-го взрослого разряда2006 год, кандидат педагогических наук Гобузева, Карина Викторовна
Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки2000 год, кандидат педагогических наук Борисенко, Светлана Ивановна
Взаимосвязь изменения правил соревнований и исполнения элементов в композициях художественной гимнастики2006 год, кандидат педагогических наук Бакулина, Елена Дмитриевна
Управление ситуативной тревожностью гимнасток 11-13 лет в процессе соревновательной деятельности2009 год, кандидат педагогических наук Абдуллина, Айгуль Винеровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оценка компонентов исполнительского мастерства в художественной гимнастике»
Актуальность. Спортивная деятельность всегда осуществляется в рамках определенных правил. Правила спортивных соревнований призваны гарантировать сохранение сущности спорта, заключающейся в объективном сравнении человеческих возможностей и выявлении на этой основе их максимального уровня в условиях неантагонистического соперничества.
В художественной гимнастике уровень достижений оценивается по 7 правилам соревнований (Code FIG) , где предписаны критерии оценок для всех компонентов исполнительского мастерства.
Перед членами технического комитета по художественной гимнастике Международной федерации гимнастики (FIG) стоит чрезвычайно сложная задача - отразить в документе (Code FIG) общие законы развития спорта в мире, где есть место, с одной стороны, массовому спорту, который носит универсальный характер (то есть спорт общедоступных достижений или относительно высоких результатов), а с другой стороны, рекордному спорту (достижениям рекордно высокого качества) для тех, кто обладает уникальными выдающимися способностями.
Высшие спортивные достижения в художественной гимнастике — это артистичное исполнение композиции под музыку с максимальным проявлением координационных способностей, гибкости, прыгучести, равновесия, вестибулярной устойчивости, виртуозного владения предметом.
Уровень достижений определяется мерой исполнительского мастерства, которая слагается из следующих компонентов: сложности композиции, технического и артистического исполнения. Оценка этих компонентов производится на основе субъективной системы измерения (с помощью экспертов в баллах). Поэтому ведущая роль здесь принадлежит документу, который управляет развитием художественной гимнастики в мире - Code FIG. Разработка научно обоснованных критериев оценки всех компонентов исполнительского мастерства спортсменок является актуальной задачей теории и практики художественной гимнастики.
Проблемная ситуация диссертационной работы заключается в том, что необходима научная разработка критериев исполнительского мастерства гимнасток, с одной стороны, для «массового» спорта и всех желающих заниматься и выступать в соревнованиях, а с другой - рекордного, для тех, кто хочет продемонстрировать максимальное проявление индивидуальных способностей.
Объект исследования - тенденции развития мировой художественной гимнастики.
Предмет исследования - система оценки исполнительского мастерства в художественной гимнастике.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработка критериев оценки сложности, композиции, технического и артистического исполнения позволит обеспечить логическое и естественное развитие каждого вида многоборья в художественной гимнастике, а также будет способствовать более объективному выявлению уровня исполнительского мастерства спортсменок.
Цель исследования: научное обоснование системы оценок исполнительского мастерства спортсменок в художественной гимнастике. Задачи исследования:
1. Проанализировать соревновательные программы гимнасток мирового уровня за три олимпийских цикла.
2. Выявить динамику Code FIG по компонентам исполнительского мастерства с 2000 года.
3. Научно обосновать и экспериментально проверить систему оценки компонентов исполнительского мастерства спортсменок в художественной гимнастике.
Научная новизна. В ходе исследования проанализированы структура и содержание Code FIG с 2000 по 2011 г.г. и выявлена динамика требований к ч компонентам исполнительского мастерства на всех видах многоборья в художественной гимнастике. Выявлены позитивные и негативные аспекты Code FIG. Произведен анализ соревновательных программ гимнасток мирового уровня. Выявлены перспективные направления каждого вида многоборья. Разработаны критерии оценки сложности, композиционного построения и исполнения соревновательных программ гимнасток.
Показаны пути совершенствования экспертной оценки уровня подготовленности спортсменок на основе разработки адекватных критериев оценки всех компонентов исполнительского мастерства гимнасток.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теоретической и методической базы системы экспертной оценки исполнительского мастерства спортсменок в художественной гимнастике разработанными и апробированными в диссертации компонентами исполнительского мастерства спортсменок в художественной гимнастике, что влечет за собой адекватное ранжирование всех участников соревнований относительно друг друга и присвоения на этой основе каждому участнику личного рангового места.
Практическая значимость. Разработанная методика оценки компонентов исполнительского мастерства спортсменок в художественно гимнастике на основе перспективно-прогностического подхода обеспечивает реализацию специфической функции спортивного соревнования:
- оценка качества деятельности гимнасток;
- сравнение человеческих возможностей и выявление их абсолютного максимума;
- полная иерархия соперников;
- выявление победителя (лучшего из соперников).
Критерии оценки сложности, композиции, технического и артистического исполнения легли в основу Code FIG на следующий олимпийский цикл (2013-2016).
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается глубиной теоретико-методологической основы исследования; длительностью и объемом экспериментальной части работы; результатами многолетней апробации выдвинутой гипотезы; достаточностью и однородностью выборок; соответствием качественных и количественных методов исследования, адекватных поставленным задачам; корректной статистической обработкой полученного фактического материала; объективностью и обоснованностью выводов, заключений и обобщений.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Правила соревнований являются не только основополагающим средством, определяющим тенденции развития художественной гимнастики в мире, но и дают установку спортивным судьям для оценивания мастерства гимнасток.
2. Прогресс сложности, композиции и исполнения соревновательных программ гимнасток зависит от требований правил соревнований, выраженных в конкретных критериях оценки, а также от тенденции развития мировой художественной гимнастики.
3.Разработанная система оценки компонентов исполнительского мастерства гимнасток, основанная на перспективно-прогностическом подходе и учете специфической функции спортивного соревнования, позволяет адекватно регистрировать спортивно-технические результаты в художественной гимнастике.
Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 7 работ, в том числе 2 статьи в научно-теоретическом журнале «Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта». Основные положения работы обсуждены на:
- заседании технического комитета по художественной гимнастике FIG (2009, 2010, 2011 г.г.);
- на конгрессе FIG (2011г.);
- семинарах судей и тренеров (Россия - 2008, 2010; Германия - 2009, 2010; Канада -2011; Венгрия - 201; Австрия - 2011; Корея — 2011; Япония - 2010; Китай - 2008; США - 2011).
Результаты исследований внедрены в FIG для оценки исполнительского мастерства гимнасток в мире, а также в учебный процесс студентов Национального государственного университета физической культура, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, о чем свидетельствуют акты внедрения.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК
Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики2007 год, кандидат педагогических наук Семибратова, Ирина Сергеевна
Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике2003 год, кандидат педагогических наук Винер-Усманова, Ирина Александровна
Надежность выполнения гимнастических прыжков на бревне2007 год, кандидат педагогических наук Донди, Анастасия
Сопряженное развитие физических способностей на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике2007 год, кандидат педагогических наук Цепелевич, Ирина Валерьевна
Физическая и техническая подготовка как компоненты обеспечения надежности соревновательной деятельности: На примере художественной гимнастики1999 год, кандидат педагогических наук Савченко, Маргарита Борисовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Шишковска, Мария
ВЫВОДЫ
1. Одним из путей совершенствования процесса судейства соревнований по художественной гимнастике является создание научно обоснованных правил соревнований, включающих адекватные критерии оценки компонентов исполнительского мастерства спортсменок. Документ, управляющий развитием мировой художественной гимнастикой, должен воздействовать на вид спорта с целью упорядочения, нормального функционирования и дальнейшего его развития. Необходимым условием эффективности управляющего в гимнастике документа правил соревнований (Gode FIG) является строгое соответствие логичным закономерностям развития упражнений со всеми предметами и учет их тенденций развития на долгосрочную перспективу.
2. Исследования по изучению результатов чемпионатов мира (2009, 2010) показали динамику всех компонентов исполнительского мастерства гимнасток. Наблюдается разный уровень сложности соревновательных программ на всех видах многоборья. Максимального уровня по данному компоненту (Д) не было достигнуто как в индивидуальных (упражнения: со скакалкой - 9,55 балла; с обручем - 9,70 балла; с мячом — 9,70- балла; с лентой - 9, 55 балла), так и в групповых упражнениях (упражнения: пять обручей - 9,30 балла; три ленты и две,скакалки — 9,50 балла). Существует большая перспектива для совершенствования сложности соревновательных программа у всех участниц, включая финалисток. Развитие сложности программ гимнасток происходит за счет: создания новых форм движений телом, предметами; объединения их в связке, выполненных «каскадным» способом.
3. Изучение композиционного построения показало, что далеко не все элементы структурных групп составляют содержание соревновательных комбинаций на видах многоборья. Целый ряд элементов используется в 90% композиций; многие оригинальные элементы не используются из-за понижения их стоимости в правилах соревнований данного олимпийского цикла. Это ведет к сужению содержания композиций гимнасток, что снижает зрелищный эффект соревнований в целом. Уровень технического исполнения участниц чемпионатов мира находятся в диапазоне от 9,70 балла до 7,95 балла, и сопровождается: потерей предметов, потерей равновесия, отсутствием точного выполнения поворотов.
4. Анализ состояния компонентов исполнительского мастерства гимнасток-участниц чемпионатов мира данного олимпийского цикла позволил определить тенденции развития художественной гимнастики:
- соревновательные композиции гимнасток носят динамичный характер и выполняются «каскадным» способом; программы гимнасток насыщены сложнокоординационными элементами «тела» и «предметов»; наблюдается разноструктурность жанров музыкальных сопровождений соревновательных композиций;
- расширилась география выступающих на чемпионатах мира;
- расширилась география победителей и финалисток чемпионатов мира.
5. Корреляционный анализ результатов судейства соревновательных программ на всех видах многоборья участниц чемпионата мира — 2010 в Москве показал:
- у гимнасток, занявших с 1 по 20-е место, все коэффициенты корреляции с вероятностью 0,95 отличны от нуля. Положительная корреляционная связь имеется между всеми оценками. Наибольшее влияние на. общую оценку оказывает артистизм (г= 0,93). Оценки за все компоненты исполнительского мастерства внесли положительный вклад в итоговый результат;
- у гимнасток, занявших с 21 по 40-е место, оценки за трудность корреляционно не связаны с другими оценками. Положительная корреляция есть между оценками за артистичность и исполнение (г= 0,74). Вклад всех оценок в конечный результат приблизительно одинаковый;
- у гимнасток, занявших с 41 по 60-е место, оценки за отдельные компоненты исполнительского мастерства не связаны между собой. Окончательная оценка коррелирует только с оценкой за трудность;
- у гимнасток с 61 по 80-е место на общую оценку влияют только оценки за трудность и артистичность исполнения.
6. Данные, полученные в результате корреляционного анализа, показывают, что связь составляющих оценки (D, А, Е) с окончательной оценкой во всех видах многоборья наблюдается только у гимнасток первой группы (сильнейшие спортсменки). Наиболее адекватная оценка во всех группах - это оценка D. Оценки А и Е у гимнасток «слабых» групп несколько завышены. Результаты этих исследований (Москва 2010) аналогичны данным исследования итогов чемпионата мира в Японии (2009). При создании новых правил соревнований (Code FIG) необходимо обратить внимание на разработку критериев, касающихся оценки за исполнение (Е) и артистичность (А).
7. В разработанной системе оценки компонентов исполнительного мастерства гимнасток основной акцент сделан на:
- создание баланса между всеми компонентами исполнительского мастерства (сложность, композиция исполнение);
- использование «типичной» для каждого предмета техники;
- демонстрацию специфики каждого вида многоборья;
- исключение однообразия упражнений;
- поощрение разнообразия^движений телом и предметом;
- более рациональное распределение элементов из разных структурных групп;
- повышение качества исполнения упражнений;
- динамичность выполнения соревновательных программ;
- повышение уровня координационных способностей гимнасток
8. По результатам экспериментальной системы оценки компонентов исполнительского мастерства гимнасток отмечена сильная корреляционная зависимость между окончательной оценкой и оценками за «трудность тела» (г=0,96); за «мастерство» » (г=0,95); за «трудность предмета» » (i-0,88). Эти оценки являются составляющими интегрального результата за композицию, что предопределяет высокую корреляционную зависимость между оценкой за композицию и окончательной оценкой (i—0,99).
9. У спортсменок, занимающих лидирующие позиции в мире, изменение системы оценивания не существенно влияет на ранг. Гимнастки более низкого уровня исполнительского мастерства в зависимости от степени владения элементами «телом» и «предметом» могут повысить или понизить свой ранг по новой системе оценивания 2013 года. Всё это даёт возможность:
- спортсменкам использовать в полной мере свои индивидуальные способности, демонстрируя компоненты выполняемой соревновательной программы;
- тренерам, адекватно учитывая возможности гимнасток, творчески подходить к составлению композиций с различными предметами;
- спортивным судьям позволяет конкретизировать оценки каждой спортсменки, отражая все компоненты исполнительского мастерства;
- зрителям позволяет понять систему оценивания качества исполненной спортсменкой композиции.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В процессе подготовки гимнасток необходимо учитывать тенденции развития вида спорта и использовать правила соревнований, в которых уточнены:
- понятия терминов, используемые для устранения разнообразных толкований; системы оценивания всех компонентов исполнительского мастерства за счет конкретизации требований, раскрытых в диссертационной работе.
При составлении соревновательных программ спортсменок, следует более тщательно осуществлять выбор музыкального сопровождения, учитывая их индивидуальные особенности, подбирать содержание упражнений (набор элементов сложности телом и предметом), продумывать последовательность распределения элементов в композиции и избегать однотипных движений. Кроме элементов различной стоимости из разных групп трудности следует также включать «танцевальную дорожку».
Основной акцент целесообразно сделать на:
- создание баланса между всеми компонентами исполнительского мастерства (сложность, композиция исполнение);
- использование «типичной» для каждого предмета техники;
- демонстрацию специфики каждого вида многоборья;
- исключение однообразия упражнений;
- поощрение разнообразия движений телом и предметом;
- более рациональное распределение элементов из разных структурных групп;
- повышение качества исполнения упражнений;
- динамичность выполнения соревновательных программ;
- повышение уровня координационных способностей гимнасток.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шишковска, Мария, 2011 год
1. Аверкович, Э.П. Объективизация судейства в гимнастике как проблемаспортивной метрологии / Э.П.Аверкович, Ю.А.Попов, Ю.А.Резников, Б.А.Суслаков // Теор. и практ. физич. культуры. № 7. - М. : ФиС, 1979. - С. 47-49.
2. Аверкович, Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток : Автореф. дис. .канд.пед.наук / Э.П.Аверкович ; ГЦОЛИФК. М., 1980. - 23 с.
3. Аверкович, Э.П. Ленты, слезы, грезы: Выступления гимнасток на олимпиаде в Атланте / Э.П.Аверкович // Советский спорт. 1996. - 20 ноября.
4. Аверкович, Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике : Метод, рекомендации / Э.П.Аверкович. М. : Орг. Метод. Пособ. НИДВНИИФК, 1989. - 17 с.
5. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я.Аркаев, Н.Г.Сучилин. — М. : ФиС, 2004.-328 с.
6. Артамонова, И.Е. Средства повышения готовности к соревнованиям в художественной гимнастике : Автореф. дис. .канд.пед.наук / И.Е.Артамонова ; МОГИФК. Малаховка, 1990. - 24 с.
7. Архипова, Ю.А. О проявлении специализированных восприятий «чувства предмета» в художественной гимнастике / Ю.А.Архипова // Гимнастика : сб. науч.тр. Вып. У1 / С.-Петерб.гос. ун-т физ.культуры им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2008. - С. 65-68.
8. Архипова, Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами : Автореф. дис. .канд.пед.наук : 13.00.04 / Ю.А.Архипова ; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1998. - 24 с : ил. - Библиогр.: 24 с.
9. Архипова, Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами : Дис. .канд.пед.наук / Ю.А.Архипова ; СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. СПб., 1998. - 169 с.
10. Бакулина, Е.Д. Правила судейства соревнований и критерии мастерства в процессе формирования и развития художественной гимнастики / Е.Д.Бакулина // Вестник спортивной науки. 2006. - № 4. - С. 62-64.
11. З.Беклемишева, Е.В. Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования: Автореф. дис. .канд.пед.наук / Е.В.Беклемишева ; Рос. гос. акад. физ.культуры. — М., 2002.-30 е.: ил.
12. Бирюк, Е.В. Художественная гимнастика : Пособие / Е.В.Бирюк. Киев : Радянська школа, 1981. - 102 с. : ил.
13. Бирюк, Е.В. Художественная гимнастика : Программа для спорт, школ / Е.В.Бирюк, В.С.Зинченко ; Ком. по физ.культуре и спорту при СМ СССР ; Сост. Е.В.Бирюк, В.С.Зинченко. М., 1979. -110с.: ил.
14. Борисенко, С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки / С.И.Борисенко : Автореф. дис. .канд.пед.наук. СПб., 2000. - 21 с.
15. Борисенко, С.И. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток / С.И.Борисенко // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. -2004. № 6. - С. 20.
16. Варакина, Т.Т. Упражнения с предметами (скакалка, лента, вымпелы) / Т.Т.Варакина, Л.Н.Кудряшова, Т.П.Маркова. М.: ФиС, 1973. - 184 е.: ил.
17. Вербова, З.Д. Искусство произвольных упражнений / З.Д.Вербова. М. : ФиС, 1967.-86 е.: ил.
18. Ветошкина, Э.В. Совершенствование технического мастерства в прыжковых упражнениях художественной гимнастики : Автореф. дис. . канд.пед.наук / Э.В.Ветошкина ; ГЦОЛИФК. М., 1981.-23 с.
19. Винер, И.А. К вопросу об экспертной оценке исполнительского мастерства в художественной гимнастике / И.А.Винер. — Мат. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения Л.П.Орлова. СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 2001.-С. 102-104.
20. Винер, И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : Дис. .канд.пед.наук: 13.00.04 : защищена 27.02.03 / Винер Ирина Александровна ; С.-Петерб. гос.акад.физ. культуры им.П.Ф.Лесгафта. СПб., 2003. — 120 с. : ил.
21. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений / Ю.К. Гавердовский. — М. : Терра Спорт, 2002. 508 с.
22. Гевара, П.Х.Э. Содержание хореографических элементов в композиции упражнений спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике : Автореф. дис. .канд.пед.наук / Гевара П.Х.Э. ; РГАФК. -М. : Б.и., 1994.-23 с.
23. Горбачева, Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: Дис. .канд.пед.наук : 13.00.04 : защищена 09.11.00 / Горбачева Жанна Сергеевна ; С.-Петерб. гос.акад.физ.культуры им. П.Ф.Лесгафта. СПб., 2000. - 273 с.
24. Журавин, М.Л. Методические рекомендации по организации работы секретариата на соревнованиях по спортивной гимнастике. — Л. : ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1978. 64 с.
25. ГКаравацкая, H.A. Формирование навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике / Н.А.Каравацкая // Сб.науч.тр. молодых ученых. Вып. IX / Смол. гос. ин-т физ.культуры ; Под ред. В.В.Ермакова. - Смоленск, 2002. - С. 10-13.
26. Карпенко, Л.А.Показательные выступления в системе подготовки в художественной гимнастике / Л.А.Карпенко // Гимнастика : сб.науч.тр. -Вып. У1 / С.-Петерб. гос.ун-т физ.культуры им. П.Ф.Лесгафта. СПб., 2008.-С. 69-62.
27. Карпенко, JI.A. Художественной гимнастике 70 лет / Л.А.Карпенко // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. 2004. - № 6. - С. 14.
28. Карпенко, ЛО.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике / Л.А.Карпенко // Ученые записки университета имени П.Лесгафта. — 2007. — Вып. 2(24). С. 22-27.
29. Карпенко, Л.А. Методика многолетней спортивной подготовки занимающихся художественной гимнастикой : Учеб. Пособие / Л.А.Карпенко ; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта ; ГК РФ по физ.культуре и туризму. СПб., 1998. - 36 с.
30. Карпенко, Л.А. Организация многоуровневого функционирования современной художественной гимнастики / Л.А.Карпенко // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. 2007. — Вып. 8(30). - С.46-49.
31. Карпенко, Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике : Учеб.пособие / Л.А.Карпенко ; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта.- СПб. : СПбГАФК, 2000. 40 с.
32. Карпенко, Л.А. Пути развития творческой активности у занимающихся художественной гимнастикой младшего возраста : Автореф. дис. .канд.пед.наук / Л.А.Карпенко ; ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта. Л., 1978.- 19 е.: ил.
33. Карпенко, Л.А. Пути развития творческой активности у занимающихся художественной гимнастикой младшего возраста : Дис. .канд.пед.наук / Л.А.Карпенко ; ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта. Л., 1977. - 122 с.
34. Карпенко, Л.А. Сравнительный анализ сложности соревновательных композиций гимнасток России и зарубежных стран / Л.А.Карпенко,
35. Е.Г.Груздева // Гимнастика : сб. науч. тр. / Нац. гос.ун-т физ.культуры им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. СПб., 2009. - Вып. У11. - С. 36-41.
36. Ким, Дзи Хи. Модельные характеристики трудности индивидуальных композиций как фактор планирования технической подготовленности в художественной гимнастике : Автореф. дис. . канд.пед.наук / Ким Дзи Хи ; РГАФК. М., 1997. - 23 с.
37. Кирсанов, В. Спорт, музыка, фация. Художественная гимнастика / В.Кирсанов. 2-е изд., перераб. - М. : Фи С, 1984. - 139 с.
38. Кологномос, В.И. Соревнования по спортивной гимнастике: Организация, проведение и судейства / В.И.Кологномос, Ю.А.Ипполитов, Д.Осипов. — М. : ФиС, 1972.- 170 с. : ил.
39. Коренберг, В.Б. Заметки о культуре движений с / В.Б.Коренберг. -Гимнастика, 1972.-С. 14-18.
40. Коренберг, В.Б. Объективизация оценок: реальность и иллюзии / В.Б.Коренберг. — Гимнастика. Вып. № 1. — 1981. - С. 61-64.
41. Красников, A.A. Проблемы общей теории спортивных соревнований: Монография / А.А.Красников. М. : Спорт Академ Пресс, 2003. - 324 с.
42. Курамшин, Ю.Ф. Акмеология спортивных достижений: теоретические и прикладные аспекты : Автореф. дис. .докт.пед.наук. Ю.Ф.Курамшин. — СПб., 2002.-80 с.
43. Курамшин, Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика // Ю.Ф.Курамшин. М. : Советский спорт, 2005. - 408 с.
44. Лобжанидзе, М.М. Эстетика спортивного зрелища / М.М.Лобжанидзе. -Тбилиси, 1980, 1980.-22 с.
45. Лоу, Б. Красота спорта / Б.Лоу. пер. с англ. И.Л.Моничева. -О М.: Радуга, 1984.-255 с.
46. Макарова, Г.Я. Исследование путей повышения эффективности прыжков в художественной гимнастике : Автореф. дис. . канд. пед. наук / Г.Я. Макарова ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физич. культуры. М., 1976. - 27 с.
47. Макарова, Е.Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике : Автореф. дис. .канд.пед.наук / Е.Ю.Макарова ; РГАФК. М., 1999. - 23 с.
48. Марченко, Ю.П. Анализ и синтез композиционной последовательности гимнастических упражнений / Ю.П.Марченко, О.А.Омельянчик, Л.Н.Шлепаков // Труды межд. науч. конгресса «Современный олимпийский спорт». — Киев : Олимпийская литература, 1997. С. 270271.
49. Марченко, Ю.П. Информационная оценка композиционного построения гимнастических упражнений / Ю.П.Марченко, О.А.Омельянчик, Л.Н.Шлепаков // Наука в олимпийском спорте. 2002. - № 1. — С. 17-22.
50. Нестерова, Т. Совершенствование системы многолетней подготовки спортсменок в художественной гимнастике / Татьяна Нестерова // Наука в олимпийском спорте. 2007. - № 1. -С. 66-73. — Библиогр. : С. 73.
51. Николаева, М.С. Формирование и совершенствование способности к пространственной ориентации у гимнасток высокой квалификации при выполнении бросков и ловли мяча : Автореф. дис. .канд. пед. наук / М.С.Николаева ; РГАФК. M., 1999. - 23 с.
52. Петров, JI.H. Методы повышения эффективности информационной системы в соревнованиях по гимнастике Л.Н.Петров. Л .: б.и., 1991.-22 с.
53. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н.Платонов. -М. : ФиС, 1986.-С. 157-159.
54. Платонов, В.Н. Теория спорта / Под ред. В.Н.Платонова. Киев : Вища школа, 1987.-430 с.
55. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : общая теория и ее практические приложения. Учебник тренера высшей квалификации / В.Н.Платонов. К. : Олимпийская литература, 2004. 808 с.
56. Плеханова, М.Э. Факторы, определяющие соревновательную надежность спортсменок в художественной и спортивной гимнастике / М.Э. Плеханова // Вестник спортивной науки. 2006. - № 4. - С. 17-20.
57. Плеханова, М.Э. Методы объективизации визуальной оценки экспрессивности движений в художественной гимнастике : Автореф. Дис. .канд.пед.наук / М.Э.Плеханова ; Московская гос. акад. физ.культуры. -Малаховка, 1997.-33 с.
58. Плеханова, М.Э. Основные критерии спортивной эстетики / М.Э.Плеханова, А.М.Кабаева // Научно-теоретич. журнал «Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта». № 4(62). — СПб., 2010. - С. 85-88.
59. Румба, О.Г. Влияние качества работы ступней ног на общий уровень спортивного мастерства в художественной гимнастике / О.Г.Румба // Гимнастика : Сб.науч.тр. Вып. У1. - С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2008. - С. 68-76.
60. Румба, О.Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике : Учеб. Пособие / О.Г.Румба ; Всерос. Федерация худож. гимнастики, Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им.
61. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, Белгородский гос. ун-т Белгород : б.и. 2008. - 100 с. : ил. - Гриф. Рек. УМО вузов РФ. - Библиогр. : С. 98.
62. Семибратова, И.С. Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики / И.С.Семибратова // Гимнастика: Сб. науч. Тр. Вып. У1. - С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2008. - С. 76-84.
63. Сибгатулина, Ф.Р. Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике : Автореф. дис. .канд.пед.наук / Сибгатулина Фаиля Равильевна ; Моск. гос. акад. физ. культуры. Малаховка, 2004. - 25 с.
64. Смолевский, В.М. Итоги чемпионата : упражнения, впечатления / В.М.Смолевский, В.С.Чебураев, Ю.К.Гавердовский // Гимнастика. Вып. № 1.-М. : ФиС, 1983.-С. 4-14.
65. Смолевский, В.М. Кубок мира-82 // В.М. Смолевский. Гимнастика. - М.: ФиС, 1983.-Вып. № 1.-С. 4-13.
66. Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика / В.М. Смолевский, Ю.К.Гавердовский. — Киев : Олимпийская литература, 1999. -462 с.
67. Сосина, В.Ю. Обучение упражнениям с предметами в художественной гимнастике с учетом билатерального регулирования : Автореф. дис. . канд.пед.наук / Сосина, В.Ю. ; ГЦОЛИФК. М., 1984.-21.с
68. Смирнов, Ю.И. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства / Ю.И.Смирнов, И.Н.Шарабарова. Гимнастика. - Вып. № 2. -М. : ФиС, 1985.-С. 28-31.
69. Терехина, Р.Н. Методы экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов : Метод, пособие / Р.Н.Терехина, Ю.Е.Титов, Л.И.Турищева. -СПб., б.и., 1991.-32 с.
70. Терехина, Р.Н. Интегральная подготовка в художественной гимнастике / Р.Н.Терехина, И.А.Винер ; С.-Петерб.гГос. ун-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта // Теор. и практ. физ. культуры. 2006. - № 10. - С. 28-29.
71. Терехина, Р.Н. Сложность соревновательных программ гимнасток / Р.Н.Терехина, Л.В.Бурда-Андрианова // Науч.-теорет. журнал «Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта». № 7(41). - СПб., 2008. - С. 92-94.
72. Терехина, Р.Н. К вопросу о правомерности выполнения ряда элементов в художественной гимнастике / Раиса Николаевна Терехина и др. ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт
73. Петербург (НГУ им.П.Ф.Лесгафта, СПб.) // Науч.-теорет. журнал «Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта». №3(49). - СПб., 2009. - С. 82-86.
74. Титов, Ю.Е. Методы совершенствования системы объективизации судейства в гимнастике : Дис.канд.пед.наук / Ю.Е. Титов. Киев, 1988. - 106 с.
75. Тупицына, Е.Г. Трудности выполнения смешанных групп сложности в художественной гимнастике / Е.Г.Тупицына // Сб. науч. Тр. Молодых ученых. — Вып. IX. ; Смол. гос. ин-т физ. культуры ; Под ред. В.В.Ермакова. Смоленск, 2002. - С. 7-9.
76. Турищева, Л.И. От элементов техники к элементам творчества / Л.И. Турищева. Л., 1986. - 18 с.
77. Художественная гимнастика : правила соревнований / Ком. По физ. Культуре и спорту при СМ РСФСР. М. : б.и., 1955. - 52 с.
78. Художественная гимнастика : правила соревнований / Ком. По физ. Культуре и спорту при СМ РСФСР. М.: ФиС, 1971. - 54 с.
79. Художественная гимнастика : правила соревнований / Центр. Совет союза спорт. Обществ и организаций СССР ; Федер. Художественной гимнастики СССР. М.: ФиС, 1967. - 40 с.
80. Художественная гимнастика : правила соревнований. М.: ФиС, 1960. -44 с.
81. Художественная гимнастика : правила соревнований / Ком. По физ. Культуре и спорту при СМ СССР, Отдел гимнастики; Федерация гимнастики. М.: 1977. - 64 с.
82. Художественная гимнастика : правила соревнований / Ком. По физ. Культуре и спорту при СМ СССР, Отдел гимнастики; Федерация гимнастики. М.: 1982.— 56 с.
83. Художественная гимнастика : правила соревнований / Ком. По физ. Культуре и спорту при СМ СССР, Управление гимнастики; Федерация художественной гимнастики. — М.: ФиС, 1985. — 63 с.
84. Хун, Сяопин. Основы техники и методики освоения поворотов различной структуры в художественной гимнастике : Автореф. Дис. .канд.пед.наук/Хун Сяопин ; РГАФК. М., 1997.-22 с.
85. Шишкарева, Ю.Н. Художественная гимнастика / Ю.Н.Шишкарева. -М.: ФиС, 1950.- 123 с.
86. Шишкарева, Ю.Н. Художественная гимнастика / Ю.Н.Шишкарева. — 3-е изд. . М.: ФиС, 1952. - 123 е.: ил.
87. Шулико, Н.М. Специально-подготовительные упражнения для овладения юными гимнастками техникой сложных упражнений с мячом : Автореф. дис. .канд.пед.наук / Шулико Наталья Махамадалиевиа ; ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта. Л., 1984. - 18 с.
88. Dutoit C.-L., Music, Movement, Therapy. — London, 1977. P. 14-32115. 28th Rhythmic Gymnastics Would Championships in Patras, Greece Text. / Federation International de Gymnastique // World of Gymnastics. 2008. -№ 53. P. 14-32.
89. Games of the XXIX Olympiad in Beijing (CHN). Rhythmic Gymnastics Text. / Federation International de Gymnastique // World of Gymnastics. -2008. № 55. P. 28-36.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.