Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Борисенко, Светлана Ивановна

  • Борисенко, Светлана Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 215
Борисенко, Светлана Ивановна. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Санкт-Петербург. 2000. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Борисенко, Светлана Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

4 ГЛАВА I ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ .8

1.1. Отечественная школа гимнастики.8

1.2. Компоненты исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта.16

1.3. Некоторые аспекты исполнительского мастерства гимнасток 28

ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 40

2.1. Задачи исследования.

2.2. Методы исследования.

2.2.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы, правил соревнований.

2.2.2. Опрос (анкетирование, интервьюирование).

2.2.3. Педагогические наблюдения.

2.2.4. Методика определения уровня хореографической подготовленности гимнасток.44

2.2.5. Метод априорного ранжирования.46

2.2.6 Экспертная оценка.47

2.2.7. Педагогический эксперимент.53

2.3. Организация исследования.55

ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

3.1. Значение хореографической подготовки в спортивной гимнастике.58

3.2. Анализ содержания "хореографических элементов" в комбинациях на бревне .67

3.3. Анализ содержания «хореографических элементов» в воль ных упражнениях.79

3.4. Критерии хореографической подготовленности.89

3.5. Уровень хореографической подготовленности у гимнасток различной квалификации.96

3.6. Арсенал средств специальной хореографической подготовки.108

ГЛАВА 4 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ "ЭСТЕТИЧЕСКОГО" КОМПОНЕНТА

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ГИМНАСТОК. 117

4.1 Управление специальной хореографической подготовкой гимнасток на этапе углубленной специализации в ходе педагогического эксперимента.

4.1.1 Диагностический этап в управлении специальной хореографической подготовкой в период проведения педагогического эксперимента.

4.1.2. Этап формирования экспериментальной программы специ- ^ ^ альной хореографической подготовки.

4.2 Экспериментальная проверка эффективности программы специальной хореографической подготовки на этапе углуб- ^^ ^^ ленной специализации.

ВЫВОДЫ.165

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки»

Актуальность исследования. Современный этап развития спортивной & гимнастики характеризуется высоким уровнем исполнительского мастерства. Как и в любом технико-эстетическом виде спорта в гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией, исполнением.

В преддверии каждого нового Олимпийского цикла вопрос о том, по какому пути пойдет дальнейшее развитие спортивной гимнастики наиболее остро обсуждается специалистами. Наряду с традиционными вопросами о технической сложности и содержании композиций в соревновательных программах спортсменов, предметом дискуссий в техническом комитете Международной федерации гимнастики является эстетическая сторона исполнительского мастерства. Эффективным механизмом в формировании и совершенствовании данного аспекта должна стать специальная хореографическая подготовка * (СХП).

Влияние хореографической подготовки на улучшение спортивных результатов общепризнанно (Ф.Морель,1971; Н.А.Рыбалко, 1981, 1982; Т.С.Лисицкая, 1984; Н.А.Матвеева, 1987,1988; Л.А.Савельева, 1996) Однако взаимосвязь эстетической стороны исполнительского мастерства с данным видом подготовки в спортивной гимнастике в меньшей степени исследована.

Отсутствуют исследования, связанные с хореографической подготовленностью гимнасток, одним из факторов, повышающих исполнительское мастерство. Недостаточная изученность данной проблемы, проявляющаяся в практике подчас в стихийном построении процесса хореографической подготовки, привело к тому, что этот вид специализированной деятельности стал не адекватен условиям и развитию спортивной гимнастики. Однако возрастающая конкуренция на международной гимнастической арене предполагает, что первенство будет сохраняться за теми спортсменками, которые смогут сочетать разно-структурную сложность в неординарных композициях с виртуозным исполне-ф нием и особой выразительностью, эмоциональностью, артистизмом. Поэтому на сегодняшний день требуется более качественный подход к специальной хореографической подготовке, основывающейся на принципах индивидуализации и опережающего развития в постоянно изменяющихся условиях, в которых функционирует спортивная гимнастика. Реализация новых установок в этом виде подготовки нуждается в научно-методическом обосновании построения СХП, регулярном контроле за уровнем хореографической подготовленности, в выявлении оптимальных средств хореографии, в формировании практических рекомендаций.

Научная новизна работы состоит в том, что исполнительское мастерство гимнастов предлагается совершенствовать по пути направленного влияния индивидуальной хореографической подготовленности на конечный результат.

Предложена методика оценки хореографической подготовленности с учетом разработанных критериев. В результате исследования определен уровень хореографической подготовленности у гимнасток различной квалификации.

Классифицировано содержание "хореографических элементов" на вольных упражнениях и бревне, позволяющих конкретизировать и оптимизировать специальную хореографическую подготовку гимнасток с учетом требований, предъявляемых правилами соревнований на этих видах многоборья.

Впервые предложена систематизация средств специальной хореографической подготовки и их распределение на этапе углубленной специализации, способствующих повышению уровня хореографической подготовленности.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная методика оценки хореографической подготовленности предполагает дифференцированный контроль за этим видом подготовленности индивидуально для каждой гимнастки различной квалификации.

Разработанная в исследовании система средств специальной хореографической подготовки в спортивной гимнастике на этапе углубленной специализации позволила повысить уровень "эстетического" компонента исполнительско-ф го мастерства гимнасток.

Методика оценки хореографической подготовленности и система средств специальной хореографической подготовки нашла практическое применение в # учебно-тренировочном процессе гимнасток СДЮШОР №1 Санкт-Петербурга. Критерии оценки хореографической подготовленности одобрены Санкт-Петербургской Федерацией спортивной гимнастики, с целью стимулирования "эстетической" стороны исполнительского мастерства. Результаты исследования использованы в лекционных и практических занятиях со студентами специализации спортивная гимнастика в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф.Лесгафта. Рекомендации, полученные на основе исследований, могут быть внедрены в практику обучения (переподготовки) педагогов тренеров ДЮСШ.

Объект исследования - женская спортивная гимнастика.

Предмет исследования - специальная хореографическая подготовка гимнасток.

Цель исследования - повышение исполнительского мастерства на основе дифференцированного контроля индивидуальной хореографической подготовленности, систематизации и распределения средств специальной хореографической подготовки.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Содержание "хореографических элементов" в упражнениях на бревне и вольных упражнениях конкретизирует процесс специальной хореографической подготовки и обеспечивает его эффективность.

2. Формирование и применение комплекса дифференцированного контроля, включающего критерии и методику оценки хореографической подготовленности, является необходимым этапом в управлении специальной хореографической подготовкой.

3. Систематизация и распределение средств хореографии на этапе углубленной специализации совершенствует процесс специальной хореографической подготовки и повышает «эстетический» компонент исполнительского мастерства гимнасток.

Работа выполнена в соответствии со сводным планом НИОКР РФ на 1996-2000 гг., направление 02, тема 02.04.

Основные положения работы были внедрены в учебно-тренировочный процесс гимнасток СДЮШОР № 1 Центрального района г. Санкт-Петербурга; учебный процесс студентов на кафедре гимнастики СПбГАФК имени П.Ф.Лесгафта.

Материалы диссертации доложены:

1. На научной конференции молодых ученых СПбГАФК имени П.Ф.Лесгафта в 1996 году;

2. На итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава СПбГАФК имени П.Ф.Лесгафта, 1997; 1998 гг.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Борисенко, Светлана Ивановна

ВЫВОДЫ

1. Анализ содержания "хореографических элементов" на бревне позволил определить:

- "хореографические элементы" в содержании комбинаций занимают приоритетное место (72,5%) относительно акробатических элементов (22,5%) и гимнастических (5%).

- соотношение групп "хореографических элементов" "перемещения" -52,7% ("прыжки" гр. А, В, С, Д - 12,7%; "повороты" гр. А, В, С - 7,5%; "шаги и подскоки" 32,5%); "волны" - 1,3%; "связующие элементы" - 46%; ("позы"-17,5%; "выразительные движения руками, ногами, туловищем" - 28,5%).

2. На вольных упражнениях "хореографические элементы" занимают значительное место (71,4%) по отношению к элементам гимнастики (3,6%) и акробатики (25%). Хореографическая основа композиций представлена - "хореографическими элементами" групп трудности (прыжки - А В С Д и повороты -ABC)- 16,3%; "элементами групп танцев" - 16,5%; "связующими элементами" (передвижения, волны, взмахи руками, позы, равновесия) - 67,2%.

3. Для оценки хореографической подготовленности целесообразно использовать комплекс двух групп критериев. Первая группа критериев с "технической" направленностью, характеризующая уровень сформированности "хореографической школы движений": осанка, выворотность ног, натянутость ног, устойчивость, точность движений рук и ног, законченность движений, легкость, слитность движений. Вторая группа критериев с "художественной" направленностью: иллюстративная выразительность, эмоциональная выразительность, танцевальность, музыкальность.

4. Оценка хореографической подготовленности, разработанной методики, включает следующий алгоритм действий:

- показатель каждого признака хореографической подготовленности определяется подсчетом частоты повторяемости исследуемого признака по двум группам критериев при выполнении комбинаций на бревне и на вольных упражнениях;

- высчитывается коэффициент признака хореографической подготовленности соотношением показателя к общему количеству движений в комбинациях на бревне и на вольных упражнениях;

- расчитываются общие коэффициенты хореографической подготовленности на вольных упражнениях и на бревне соотношением суммы коэффициентов каждого признака к общему количеству критериев (10 на бревне и 13 на вольных упражнениях);

- определяется интегральный показатель общей хореографической подготовленности, полученный полусуммой коэффициентов на бревне и вольных упражнениях.

5. Корреляционный анализ выявил тесную взаимосвязь с интегральным показателем хореографической подготовленности на бревне: а) устойчивость (г = 0,94); б) осанка (г =0,90); в) натянутость ног (г =0,85); г) точность движений ног (г = 0,89); д) иллюстративная выразительность (г = 0,8); е) законченность движений (г = 0,78); ж) точность движений рук (г = 0,75). На вольных упражнениях: а) устойчивость (г = 0,96); б) осанка (г = 0,95); в) иллюстративная выразительность (г = 0,94); г) танцевальность (г = 0,91); д) точность движений рук (г = 0,9); е) музыкальность (г = 0,87); ж) натянутость ног (г =0,87); з) точность движений ног (г = 0,83); и) законченность движений (г = 0,82); к) эмоциональная выразительность (г = 0,8).

6. В результате корреляционного анализа классифицированы средства специальной хореографической подготовки на "базовые" (воздействуют от 8-9 признаков хореографической подготовленности на бревне; от 10-13 на вольных упражнениях); на "специализированные" (от 1 до 4 на бревне; от 1 до 5 на вольных упражнениях); на "соревновательные" (от 5 до7 на бревне; от 6 до 9 на вольных упражнениях). Распределение средств специальной хореографической подготовки базируется на основе специфики, направленности, задач каждого этапа полугодичного макроцикла подготовки углубленной специализации в спортивной гимнастике.

7. В экспериментальной группе у гимнасток произошли существенные изменения (Р<0,05) уровня хореографической подготовленности на бревне и на вольных упражнениях. Дифференцированный контроль подготовленности гимнасток, определяемый по «техническим» и «художественным» критериям показал достоверный рост хореографической подготовленности в экспериментальной группе по всем признакам.

Уровень хореографической подготовленности гимнасток экспериментальной группы по сравнению с контрольной значительно выше (Р<0,05). По признакам «выворотности ног», «натянутости ног», «легкости», достоверных различий не произошло.

Педагогический эксперимент показал высокую эффективность реализации экспериментальной методики, достоверно повысив исполнительское мастерство за счет значительного увеличения уровня хореографической подготовленности при пороге доверительной вероятности Р=0,95% Т-Критерия Уайта

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. "Эстетический" компонент исполнительского мастерства необходимо рассматривать в двух аспектах: "техническое исполнение", характеризующееся точностью выполнения движений, чистотой, осанкой, выворотностью ног, легкостью, законченностью и слитностью движений; и "художественное исполнение", определяющее способность создавать художественный образ, умение передавать чувства, настроения, характер посредством выразительности жестов, мимики, движений, музыкальности, танцевальности.

2. Совершенствование "эстетического" компонента исполнительского мастерства должно осуществляться за счет целенаправленного воздействия на индивидуальную хореографическую подготовленность гимнасток.

3. Для оценки сторон хореографической подготовленности нужно использовать систему критериев, включающих признаки с "технической" направленностью: наличие подтянутого корпуса с прямой спиной, втянутым животом, опущеными плечами, прямым положением чуть приподнятой головы, определяют критерий осанки; поворот бедра, колена, стопы наружу от 45 до 90 градусов, характеризуют "выворотность ног"; наличие "высокого подъема" (оттянутые носки) и "натянутых" коленей, при напряженных мышцах ног, свидетельствует о "натянутости ног"; сохранение равновесия во время исполнения элементов (с колебаниями и без), определяет "устойчивость"; строгое соответствие техники выполненных элементов, заданным параметрам, определяет "точность движений рук и ног"; акцентированная постановка специализированного жеста кистью по окончанию движения свидетельствует о "законченности движений"; выполнение движений без видимых усилий характеризует "легкость" исполнения; плавность переходов от движений к движениям при отсутствии видимых остановок, обеспечивает "слитность движений".

Признаки с "художественной" направленностью: наличие согласованности движений с темпом, ритмом, акцентами музыки определяет критерии "музыкальности"; соответствие танцевальных движений заданному танцевальному жанру и музыкальному сопровождению, характеризует "танцевальность"; согласованность движений рук, головы, туловища, ног, которые подчеркивают направленность и характер позы, жеста, движения определяет "иллюстративную выразительность"; яркое выражение мимикой лица чувств, настроений, характера, музыки, характеризует "эмоциональную выразительность";

4. Хореографическую подготовленность гимнасток характеризует интегральный показатель, выраженный отношением суммы продемонстрированных признаков к общему количеству критериев.

5. Основными средствами, формирующими хореографическую подготовленность на вольных упражнениях и бревне должны быть:

- классический экзерсис у опоры (у опоры на низком бревне);

- классический экзерсис на середине (на бревне);

- народно-характерный экзерсис у опоры и на середине (на бревне)

- элементы художественной гимнастики;

- танцевальные шаги историко-бытового танца;

- основные движения современного и бального танца.

6. По окончанию каждого этапа для коррекции средств необходимо проводить оценку уровня хореографической подготовленности с пунктами 3; 4, применив, для этого шкалу уровня ХП:

1) 0,93 - 0,8 - соответствует очень высокому уровню;

2) 0,79 - 0,6 - соответствует высокому уровню;

3) 0,59 - 0,4 - соответствует среднему уровню;

4) 0,39 - 0,2 - соответствует низкому уровню;

5) 0,19 - 0 соответствует очень низкому уровню.

7. Последовательность задач специальной хореографической подготовки должна соответствовать закономерностям построения макроцикла и выражаться в соотношении:

Средства Базовые Специализи- Соревнова

Период рованные тельные

Подготовительный 2 1 1

Соревновательный 1 0 3

Переходный 1 2 1

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Борисенко, Светлана Ивановна, 2000 год

1. Абсаляманова И.В., Багданова: Е.В. Фигурное катание: комментарии к судейству. М.: Физкультура и спорт, 1981." С. Ь ~7.

2. Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток: Автореф. дис. . канд.пед.наук, -М., 1980. -23 с.

3. Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике. Метод, рекомендации. М.: Орг. метод, пособ. НИДВНИИФК, 1989. -17 с.

4. Авсен: ев Е.В. Новый шаг к вершинам мастерства / Комментарии к правилам соревнований 1976 // Гимнастика. 1976. - №1. - С. 65-68.

5. Аксенов Е.М., Кузнецов Ю.Л. Современные требования к содержанию акробатических соединений в вольных упражнениях гимнасток // Гимнастика. 1978. - №2. - С.9-11.

6. Антонов Л.К. Перспективы развития женской спортивной гимнастики // Гимнастики. 1973. - №2. - С. -46-49.

7. Аркаев Л.Я. 1-му Чемпионату России по гимнастике сто лет (достижения, проблемы и перспективы Российской гимнастики) // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №11. - С, 2-7.

8. Аркаев Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны). Автореф.дис. . канд.пед.наук. - СПб., 1994. -43 с.

9. Аркаев Л.Я., Радионенко А.Ф. О современных упражнениях гимнастов // Гимнастика. 1976. - №2. - С.4.

10. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Методологические основы современной подготовки гимнастов высшего класса // Теория и практика физической культуры. 1997. -№11. С. 17-26.

11. Аркина Н.Е. Дух состязания и танца. М., Знание., 1974. 40 с.

12. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК). М.: ФиС, 1978. - 223 с.

13. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л.,Искусство, 1983.-Z0? с.

14. Бегак Д.Е. О хореографии в спортивной гимнастике // Гимнастика. 1979. - №2.-С. 45-49.

15. Бенюх К.Д. Важные слагаемые / о воспитании культуры движений гимнасток // Гимнастика. 1972. - №2. - С. 45-47.

16. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. -М., Искусство, 1987. 556 с.

17. Богданова Л.И. Специализированная техническая подготовка гимнасток в упражнениях на бревне // Гимнастика. Сб.статей. Вып2. М.: ФиС., 1983. -С.10-16.

18. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Л., Искусство. 1980—^0.

19. Ванслов В История и современность. В кн.: Музыка и хореография современного балета. Сб. статей, Вып.№2. Л., 1977. - С.55-76.

20. Венгерова H.H., Федорова О.С. Средства классического экзерсиса на уроках хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта: Учеб.метод.пособ., 1-я часть / СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, СПб. -2000. - 46 с.

21. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1967. -86 с.

22. Визитей H.H. Спорт и эстетическая деятельность. Кишинев, ШТИИНЦА, 1982. С. 182.

23. Волков В.Д., Авсеньев Е.В. XXI Кубок СССР // Гимнастика. 1977. №2. - С. 76-77.

24. Гавердовский Ю.К. " . И корабль плывет" // Теория и практика физической культуры . - 1997. - №11. - С. 47-54.

25. Гавердовский Ю.К. Гимнастическая эволюция: фантазии. Реальность перспективы // Гимнастика. 1983. - №1. - С. 44-52.

26. Гавердовский Ю.К. Стиль, композиция, мода // Гимнастика. -1974.-Xa2.-C.5-9.

27. Гайзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. - 368 с.

28. Гевара Перез Хорхе Энрике. Содержание хореографических элементов в композиции упражнений спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд.пед.наук. РГАФК., М., 1994. -22 с.

29. Голубев В.Л. Герои Олимпиады 76 // Гимнастика. - 1977. - Х°1. -С.12-18.

30. Голубев В.Л. История "маленького тереодора" // Гимнастика. -1978. -Х°2. С. 71-73.

31. Григорович Ю.Н. Традиции и новаторство. В сб. статей. Музыка и хореография современного балета. Л., Музыка, 1974. - С. 7-15.

32. Григорьев А£ Из истории соревнований гимнастов в вольных упражнениях // Гимнастика. 1979. Х°2. - С.72-74.

33. Гришина М.В. Исследование некоторых факторов мастерства фигуристов одиночного катания для совершенствования управления тренировочным процессом: Автореф. ди. . канд.пед.наук. м., 1975. -25 с.

34. Демиденко Т.А. Заметки арбитра // Гимнастика Сб.статей. Вып.2. -М.: ФиС., 1973. -С.32-34.

35. Дьячков В.М. Объективные критерии оценки высшего технического мастерства в спорте // Теория и практика физической культуры. -1967 -а, №4.

36. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. -М.: ФиС., 1972. 232 с.

37. Евсеев С.П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажеров. Уч.пособ. - Л.: ГДОИФК им, П.Ф.Лесгафта, 1987. - 90 с.

38. Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с заданным результатом с помощью императивных тренажеров. Л., 1989,- 37 с.

39. Егорова Э.Н. Эстетические аспекты становления хореографического восприятия. Дис. . канд.философских наук. М., 1996

40. Журавин М.Л. Методические рекомендации по организации работы секретариата на соревнованиях по спортивной гимнастике. Л., 1978. - 55 с.

41. Захаров Р.В Работа балетмейстера с исполнителями. М., Искусство, - 1967. - 62 с.

42. Захаров Р.В. Балетмейстер и сфера его деятельности. Автореф. дис. . М., 1968.-28 с.

43. Захаров Р.В. Беседы о танце. М., Произдат, 1963. - 73 с.

44. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. М., Искусство, 1976, С.351.

45. Зациорский В.М. Спортивная метрология. Учеб: для ИФК / Под общ.ред. В.М.Зациорского. -М.: ФиС, 1987. С.120.

46. Ипполитов Ю.А. Обучение гимнастическим упражнениям на основе моделирования // Теория и практика физ. Культуры. 1997. -№11. - С. 55-58.

47. Ипполитов Ю.А. Кологномос В.И. Судейство соревнований по гимнастикею М.: ФиС., 1972. -272 с.

48. Карпенко JT.А. Методика составления произвольных комбинаций, формирования творческих умений и музыкально-двигательной подготовки в художественной гимнастике. Метод.рекоменд. -СПб, 1994. 30 с.

49. Карпенко Л.А. О воспитании выразительности у занимающихся художественной гимнастикой // Актуальные проблемы спортивной тренировки. -Л., 1976.-С.50-52.

50. Карпенко Л.А. Пути развития творческой активности занимающихся художественной гимнастикой младшего возраста: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Л. - 1978. - 16 с.

51. Клименко В.Я., Аверкович Э.П., Царькова Н.И. Иванова O.A. Совершенствование тенденций развития упражнений в художественной гимнастике // Гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 1982. - Вып.1. - С. 63-67.

52. Климов A.A. Основы русского народного танца: Учебн.для хореографов. М.: Искусство, 1981. - 270 с.

53. Клинова Т.С. Педагогическая оценка показателей специальной подготовленности фигуристов одиночников для управления тренировочным процессом. Автореф. дис. . канд.пед.наук. Гос. центр, ин-т ОРК. - М., 1986. -22 с.

54. Коновалова Л.А. К итогам олимпийского сезона // Гимнастика. -1981. -№1. -С.25-30.

55. Коренберг В.Б. Глазами телезрителя // Гимнастика. 1977. - №1. -С.27-32.

56. Коренберг В.Б. Заметки о культуре движения // Гимнастика. -1972.-С. 14-18.

57. Коренберг В.Б. Упражнения на бревне. В кн.: Гимнастическое многоборье. - М.: ФиС., 1986. - С. 192-254.

58. Костровицкая В., Писарев А. Шкала классического танца. Л., Искусство, 1976.

59. Красовская В.M. История русского балета. -Л., Искусство, 1978. -С. 2-6.

60. Курьеров H.A. Гимнастика 70-х годов (основные тенденции развития) // Гимнастика. 1973. -№1. - С.3-8.

61. Лазаренко Т.П. Квалиметрия в художественной гимнастике. // Гимнастика, Вып. 1. М.: ФиС., 1978. - С.33-39.

62. Лазаренко Т.П. Количественная оценка качественных показателей прыжковой подготовленности в художественной гимнастике. Автореф.дис. . канд.пед.наук.: М., 1991. -23 с.

63. Латынина Л.С. Гимнастика сквозь года. М.: Сов.Россия, 1977.155 с.

64. Лесли К.В. Русский балет как феномен духовности. Дис. . канд. Наук. СПб. - 1997 ~C.lb'Z8.

65. Лисицкая Т.С., Лебедев Н.И. Элементы хореографии в художественной гимнастике. В кн.: Вольные упражнения женщин. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С. 6-38.

66. Лисицкая Т.С. Методика проведения урока хореографии в спортивной гимнастике: Учебн. пособ. Для студентов, специализирующихся по гимнастике. -М.: ГЦОЛИФК, 1979. 21 с.

67. Лисицкая Т.С. О стиле вольных упражнений женской гимнастики // Гимнастика. 1976. - №2. - С.9-12.

68. Лисицкая Т.С. Проведение занятий по хореографии с гимнастками: Метод, разработки для студентов, специализирующихся по гимнастике / Гос. центр, инс-т физ. культуры. М. ГЦОЛИФК, 1984. - 42 с.

69. Лисицкая Т.С. Сохранить эстетичность гимнастики // Гимнастика. -1981,-№2.-С. 47-48.

70. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1984.- 176 с.

71. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. Культуры. М.: ФиС., 1982. - 232 с.

72. Лисицкая Т.С., Заглада В.Е. Вольные упражнения женщин // Гимнастическое многоборье / Под ред. Ю.К.Гавердовского. М.: ФиС., 1977. -С. 3-4.

73. Лобжанидзе М.М. Эстетика спортивного зрелища. Тбилиси. -1980.-22 с.

74. Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете /воспоминания и записи балетмейстера/. М., Искусство, 1968.

75. Лоу Б. Красота спорта. М., Радуга, 1984. 225 с.

76. Лысова И.А. Количественные характеристики критерии оценки и пути оптимизации произвольных программ фигуристов-одиночников. Дис. . канд.пед.наук. - СПб.,1996. - С.35-108.

77. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для институтов физической культуры, М.: ФиС., 1991. 543 с.

78. Матвеева H.A. О хореографической подготовке мальчиков гимнастов на начальном этапе подготовки // Проблема индивидуализации спортивной подготовки: Сб. науч. трудов. Малаховка, 1988. - С. 49-54.

79. Матвеева H.A. Специальная хореографическая подготовка мальчиков-гимнастов // Гимнастика: Сб.статей. М.: Физкультура и спорт, 1987.- С. 17-22.

80. Морель Ф. Хореография в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1971.111с.

81. Москвина Т.Н. Короткая программа в парном катании. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 112 с.

82. Москвина Т.Н., Москвин И.Б. Произвольная программа парного катания. М.: Физкультура и спорт. - 1984. - 112 с.

83. Назаренко Л. Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества //Теория и практика ФК №1, М. -2000. - С. 54-59.

84. Новик М.Г. Структура и композиция комбинаций. В уч-ке Художественная гимнастика /под ред. Т.С.Лисицкой. М.: Физкультура и спорт, 1982. - С.122-131.

85. Пахомова Л. А. Хореография и фигурное катание. М.: Физкультура и спорт, 1980.-95 с.

86. Петров Л.Н. Методы повышения эффективности информационной системы в соревнованиях по гимнастике, Л. 1991. - 22 с.

87. Платонов В.Н. Теория спорта /Под редакцией В.Н.Платонова. К.: Вища шк. Головное изд-во. , 1987. - 424 с.

88. Попов Ю.А. Исследование содержания вольных упражнений и путей повышения мастерства их исполнения у гимнастов высших разрядов: Автореф. дис. . канд.пед.наук. -М. 1976.

89. Правила соревнований по художественной гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1997.

90. Правила судейства по гимнастике 1964 г. для первенств мира, Олимпийских игр, и для всех других международных женских состязаний и матчевых встреч. М.: ФиС., 1965. - 48 с.

91. Правила судейства по спортивной гимнастике для женщин: Киев, 1992. 199 с.

92. Правила судейства соревнований по спортивной гимнастике для женщин. — Киев, 1992. -199 с.

93. Правила судейства соревнований по спортивной гимнастике для женщин.-М., 1997,- 455 о

94. Резников Ю.А. Что лежит в основе эстетических оценок в гимнастике? // Гимнастика. 1974. - №2. - С. 19-22.

95. Розанова О.И. Проблемы развития академических традиций на современной балетной сцене. Дис. канд. Искусствоведения. Л., 1980.

96. Розен И.И. Новые пути совершенствования гимнасток на бревне // Теория и практика физической культуры. 1967. - С. 12-14.

97. Розин Е Ю. Гимнастика. Возраст и мастерство, педагогическая диагностика и контроль за физическим состоянием. М., 1997. -1Ъ5с.

98. Розин Е.Ю. Некоторые теоретико-методологические аспекты этапного педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1997. -№11. - С. 4144.

99. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед.училищ по спец.№ 1910 «Физическая культура», М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

100. Рыбалко H.A. Содержание и методика хореографической подготовки мальчиков на начальном этапе обучения. // Гимнастика. Сб. статей . Вып.1. - М., Физкультура и спорт, 1982. - С. 35-44.

101. Рыбалко H.A. Хореографическая подготовка гимнастов мальчиков // Совершенствование учебно-тренировочного процесса в спортивной гимнастике / Сб. науч.трудов. МОГИФК, М., 1982. - С. 50-53.

102. Рыбалко H.A. Хореографическая подготовка мужчин //Гимнастика: Сб. статей. Вып.2-й. М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 25-28.

103. Савельева Л.А. Подготовка тренеров хореографов по спортивной гимнастике на основе комплексного анализа вольных упражнений. Авто-реф.дис. . канд.пед.наук. —СПб., 1996. - 22 с.

104. Савельева Л.А., Терехина Р.Н. и др. Специфика профессиональной деятельности тренера-хореографа по спортивной гимнастике // Педагогическая позиция специалиста по физической культуре и спорту. СПб. - 1996. С. 107110.

105. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие для ИФК. М: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.

106. Сахарнова Т.К. Обучение юных гимнасток соревновательным упражнениям на начальном этапе подготовки: Дис. . канд.пед.наук. JL, 1988. -189 с.

107. Скуратова Т.В. Критерии оценки подготовленности фигуристов различных специальностей: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Малаховка. -М., 1987.-23 с.

108. Слонимский Ю. Береч хореографические сокровища. В сб.статей. Музыка и хореография современного балета. Вып.2. - Л.; Музыка, 1977. - С. 108-132.

109. Смирнов Ю.И., Хмаладзе А.И. Определение уровня мастерства гимнастов методами квалиметрии // Гимнастика. Сб.статей. Вып.2. - М.: ФиС., 1985. - С.38-42.

110. Смирнов Ю.И., Хмаладзе А.И. Педагогическая оценка спортивной подготовленности гимнаста // Гимнастика. Сб.статей М.: ФиС., 1987. - 4-8.

111. Смолевский В., МенхинЮ., СилинВ Гимнастика в трех измерениях. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 248 с.

112. Смолевский В.М. Кубок мира. 82 //Гимнастика. - 1983. - №1. -С.4-13.

113. Смолевский В.М. Вольные упражнения //Гимнастика. Учебник для техникумов физ.культуры (Под ред. М.Л.Украна, А.М.Шлемина), М.: Физкультура и спорт, 1977. С.287-297.

114. Смолевский В.М. Вольные упражнения //Спортивная гимнастика: Учебник для ин-тов физ.культуры/ Под общ.ред. Ю.К.Гавердовского, В.М.Смолевского. М.: Физкультура и спорт, 1979. -С.140-197.

115. Смолевский В.М. Первый научный симпозиум ФИЖ // Гимнастика. -1981. -№2. С.47.

116. Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика.: Киев «Олимпийская литература» 1999. - 462 с.

117. Смолевский В.М., Курьев В.Н. Вольные упражнения мужчин. // Гимнастическое многоборье /Под общ.ред. Ю.К.Гавердовского. М.: ФиС., 1987. -С.5-74.

118. Смолевский В.М., Чебураев B.C., Гавердовский Ю.К. Итоги Чемпионата: упражнения, впечатления // Гимнастика. 1982. №1. - С.4-24.

119. Соколов Г.Я. Музыкальные композиции какими им быть? // Гимнастика. - 1981. - №2. -С.53-55.

120. Спортивная аэробика. Правила судейства соревнований. М.: Федерация спортивной аэробики, 1997. -42 с.

121. Спортивная гимнастика / Правила соревнований для женщин. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 96 с.

122. Спортивная гимнастика: Правила судейства женских соревнований. -М: Б.и., 1993.-77 с.

123. Столяров В.И., Сараф М.Я. Эстетические проблемы спорта. М.: 1982. -С.27.

124. Стуколкина Н.М. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. -М.: Всероссийское театральное общество, 1972. 339 с.

125. Сучилин Н.Г. Гимнаст в воздухе. М.: ФиС, 1978. - С.5-8.

126. Сучилин Н.Г. Основы перспективного прогностического программирования процесса совершенствования технического мастерства // Гимнастика. М., 1980. - Вып. 2. - С.42-47.

127. Сучилин Н.Г. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности: Автореф. дис. .д-ра пед.наук. М., 1989. - С. 29-35.

128. Таджиев М.У. Вольные упражнения гимнастов: Метод.реком. Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1988. - 33 с.

129. Тарасов Н. Классический танец. М. Искусство. - 1981'%/с.

130. Терехина Р.Н. Проблемы судейства в спортивной гимнастике // Теория и практика физ.культуры. 1997. - №11. - С. 58-61.

131. Терехина Р.Н. К вопросу об экспертной оценке исполнительского мастерства спортсменов // Современные проблемы совершенствования системы физкультурного образования: Материалы международной науч.конф. Кишинев, 1993. - С. 2.

132. Терехина Р.Н. Подготовка высококвалифицированного тренера на основе интегрального анализа спортивной гимнастикт. Дис. . доктора пед.наук. - СПб., 1997. - 265 с.

133. Терехина Р.Н. Подготовка высококвалифицированного тренера на основе интегрального анализа спортивной гимнастики: Автореф. дис. . д-ра пед.наук. СПб. 1991 -ЧЧ С.

134. Терехина Р.Н., Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Основные компоненты концепции интегральной подготовки: Матер.междунар.конгресса. СПб: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1996. - 1 с.

135. Терехина Р.Н., Белова H.A. Методика обучения танцевальным упражнениям: Метод, рекомендации. СПб.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1991. -37 с.

136. Терехина Р.Н., Быстрова И.В., Титов Ю.Е. Турищева Л.И. Проблемы судейства соревнований в видах спорта с субъективным оцениванием.// Тез. докл. междунар. конф. СПб.: НИИФК, 1994.

137. Терехина Р.Н., Титов Ю.Е., Турищева Л.И. Методы экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов: Метод.пособие. СПб., 1991. -32 с.

138. Тер-Ованисян A.A., Тер-Ованисян И.А. Педагогика спорта. К.: Здоровье, 1986. 286 с.

139. Титов Ю.Е. Восхождение. Гимнастика на Олимпиадах. М.: Советская Россия, 1978. - 192 с.

140. Титов Ю.Е. Записки президента. М.: Советская Россия, 1983.175 с.

141. Титов Ю.Е. Формула гимнастики будущего // Советский спорт. -1984.-26 ноября.

142. Тихонов В.П. Основы хореографической подготовки фигуристов: Метод.рекоменд.: М. 1985. -22 с.

143. Турищева Л.И. Компоненты исполнительского мастерства и методы их оценки: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1986. - 20 с.

144. Турищева Л.И. От элементов техники к элементам творчества // Гимнастика. 1983. - Вып.2. - С. 62-68.

145. Укран М.Л., Бураков Б.А. Педагогический контроль при совершенствовании акробатических прыжковых комбинаций / Гимнастика. М. : ФиС., 1975. №1. С .37-38.

146. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975.-208 с.

147. Фигурное катание на коньках: Официальные правила соревнований / Спец. Олимпиада Евразии; пер. Т.К.Далиленко. М.: Советский спорт, 1994. -30 с.

148. Фигурное катание. Правила соревнований, Комитет по физической культуре и спорту, М.: Физкультура и спорт, 1976. - С. 16-94.

149. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1963. - С. 17.

150. Хоробров В.А. Общие основы техники гимнастических упражнений на снарядах. Ташкент: Медицина Уз.ССР. - 1989. - 186 с.

151. Хохлова Т.С.,Кубашевская Л.И. Оценка художественной подготовленности фигуристов одиночников в целях объективизации управления тренировочным процессом: Методические разработки. М., 1984. - 27 с.

152. Чебураев В. Проблемы технической подготовки гимнастов. В кн.: Мастерство гимнастов. М., 1969. С.46-59.

153. Чебураев B.C. Научно-методическое обеспечение подготовки сборных команд страны по спортивной гимнастике // Теория и практика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1973. - 376 с.

154. Чебураев B.C., Черешнева Л.Я., Шаниязов A.M. Итоги подготовки и участия советских спортсменов в XXI летних Олимпийских играх 1976 г. в Монреале. -М., 1977. 151 с.

155. Чернова Н.Ю. Основные тенденции исполнительского искусства советского балета. Дис. . канд.искусст.наук. - М. - 1970.

156. Чистякова В. Вступительная статья в Кн. А.Я.Вагановой. Основы классического танца. Л.: Искусство. - 1980. - 191 с.

157. Эльяси Н. Образы танца. М.: Знание, 1970. С.5.

158. Hartig R., Buchmann G. Gerat Turnen. Trainingsmetodik. Berlin: Sportverlag, 1988. - p. 69-72.

159. International Gymnastics Federation. 1997-2000 Code of Points Women's Artistic Gymnastics. Indianapolis, IN: International Gymnastics Federation, 1997, p. 5-9.

160. Relly R.R. Sadler E. Effects of density of idintifikation and diserimita-tion in visual symbol perception "J. Exp. Bychol" 1961, p. 494-500.

161. Russell K. Gomparison of methods of stretching on the passive range of hip flexion. International Congress of Sport Sciences July 25-29: 70, 1978, p. 7-25.

162. Schmid A. Modern Gymnastics Jn: Selected Gymnastics Articles. Washington, 1972, p. 7-11.

163. Weber Sh.K. Interpretation of FIG Rules for Women s Gymnastich. -Jn: Selected Gymnastics. Articles Washington, 1971, p. 115-128.

164. ИордановД., Миков И. Некоторые особенности современного судейства / перевод с болгарского / В кн.: Современная гимнастика. София., 1969.-С. 166-168.

165. Энтжес П. Комментарии к вопросу: Как оценить оригинальность и виртуозность произвольных упражнений. В кн.: Международные семинары судей по спортивной гимнастике. М., 1965., С. 45-48.1. АНКЕТА1. Уважаемый товарищ!

166. Кафедра гимнастики СПГАФК имени П.Ф.Лесгафта проводит исследование по проблеме совершенствования хореографической подготовки в спортивной гимнастике.

167. Просим ответить Вас на поставленные вопросы:- Ф.И.О.- Стаж работы по специальности?- Образование?- С каким контингентом работаете?

168. Достаточное ли количество сведений Вы получили в ИФК по хореографии в спортивной гимнастике? (ответ подчеркнуть)1. Да! Нет!

169. Нужен ли специальный углубленный курс в ИФК по разделу хореографическая подготовка в спортивной гимнастике?1. Да! Нет!

170. Что Вы понимаете под хореографической подготовкой в спортивной гимнастике? (дайте определение)

171. Какие особенности хореографической подготовки вытекающие из специфики спортивной гимнастики Вы можете выделить?

172. Для каких видов гимнастического многоборья наиболее важна хореографическая подготовка? (выделить крестиком "+").4. Опорный прыжок;5. Бревно;6. Брусья;7. Вольные упражнения.

173. Определите вклад хореографической подготовки в достижение результата на видах женского гимнастического многоборья? (Выделите "+")

174. Показатели хореографической подготовки Оп.пры жок Брусья Бревно Вольные упражн.

175. Элементы гимнастического стиля: 8. осанка 9. натянутые колени 10. оттянутые носки

176. Элементы классической хореограф. 11 .Позиции рук позиции ног(выворотность)

177. Точность положения тела и его звеньев в движениях

178. Выразительность движений: 12. жестов 13. мимики1. Слитность в движениях

179. Чувство равновесия, устойчивость1. Музыкальность 1. Легкость исполнения 1. Законченность движений 1. Танцевальность

180. Какие на Ваш взгляд качества, двигательные навыки, необходимые для достижения результата на видах многоборья формирует хореографическая подготовка?1. СПАСИБО!

181. ПРОТОКОЛ-ОПРОСНИК Специалистов в области спортивной гимнастики1. Ф.И.О.2. Тренерская категория3. Возраст4. Стаж работы5. Судейская категория

182. Какой в будущем Вы бы хотели видеть гимнастику?

183. За счет чего, на Ваш взгляд, будет в дальнейшем совершенствоваться исполнительское мастерство?

184. Какие Вы можете назвать причины отставания нашей сборной команды на вольных упражнениях. В чем это проявляется?

185. Какой уровень хореографической подготовленности к российских гимнасток?

186. Какую из гимнасток, по Вашему мнению, можно назвать самой "хореографичной"?

187. Как по Вашему, нуждается ли аспект хореографической подготовки в более пристальном и серьезном пересмотрении?

188. Способствует ли хореографическая подготовка повышению уровня исполнительского мастерства у гимнасток?

189. Назовите особенности хореографической подготовки в гимнастике?

190. Какие из средств хореографии Вы бы отнесли к "базовым", "специализированным"и "соревновательным"?

191. Какие из средств хореографии Вы чаще всего используете на занятиях?

192. Кто проводит хореографию с Вашими учениками?1. Анкета

193. Уважаемый коллега! Просим Вас высказать свою точку зрения по перечню вопросов в анкете.1. Фамилия, имя, отчество2. Возраст3. Тренерская категория4. Стаж работы

194. Считаете ли Вы целесообразным проведение хореографической подготовки на всех этапах многолетней подготовки гимнасток? ("+")•да нет

195. Зависит ли количество занятий в неделю по хореографии и их продолжительность от периода подготовки гимнасток в годичном цикле? ("+")•да нет

196. Какова доля и продолжительность занятий хореографией (количество занятий в неделю, количество минут) на этапе углубленной специализации?

197. Количество занятий в неделю 1 2 3 4 5 6

198. Продолжительность занятий (минут)

199. Какова доля и продолжительность занятий хореографией (сколько раз в неделю, количество минут) в каждом периоде годичной подготовки гимнасток на этапе углубленной специализации?

200. Проводите ли Вы хореографическую подготовку отдельно на бревне на этапе углубленной специализации? ? ("+").да нет

201. Какая продорлжительность Ваших занятий хореографией на бревне на этапе углубленной специализации в зависимости от периода подготовки гимнасток?

202. Количество занятий в неделю и их продолжительность Период подготовки 1 2 3 4 5 61. Подготовительный период 1. Соревновательный период 1. Переходный период

203. Протокол педагогического наблюдения 1. Задача: определить арсенал используемых средств по хореографической подготовке на занятиях хореографией на вольныхупражнениях и в упражнениях на бревне.

204. Средства хореографии, используЕмые на вольных упражнениях Средства хореографии, используемые на бревне1. 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.