Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Винер-Усманова, Ирина Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.04
- Количество страниц 120
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Винер-Усманова, Ирина Александровна
Введение
Глава 1. Подготовка высококвалифицированных гимнасток
1.1. Интегральный подход в подготовке высококвалифицированных спортсменов
1.2. Особенности художественной гимнастики как вида спорта
1.3. Виды подготовки в художественной гимнастике
Глава 2. Цель, задачи, методы исследования
2.1. Цель исследования
2.2. Задачи исследования
2.3. Методы исследования
2.3.1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных, программных материалов и документов
2.3.2. Опрос (анкетирование, интервьюирование)
1 2.3.3. Метод экспертных оценок
2.3.4. Педагогические наблюдения
2.3.5. Метод видеозаписи
2.3.6. Педагогический эксперимент
Глава 3. Состояние и тенденции развития художественной гимнастики
3.1. Тенденции развития мировой художественной гимнастики
3.2. Требования кода ФИЖ става структурных групп движений телом в композициях ведущих гимнасток мира в различных олимпийских циклах
Глава 4. Повышение эффективности процесса подготовки гимнасток высокой квалификации
4.1. Обоснование путей совершенствования подготовки гимнасток
4.2. Сравнительный анализ результатов открытого эксперимента
Выводы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК
Интегральная подготовка в художественной гимнастике2013 год, доктор педагогических наук Винер-Усманова, Ирина Александровна
Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики2007 год, кандидат педагогических наук Семибратова, Ирина Сергеевна
Оценка компонентов исполнительского мастерства в художественной гимнастике2011 год, кандидат педагогических наук Шишковска, Мария
Взаимосвязь изменения правил соревнований и исполнения элементов в композициях художественной гимнастики2006 год, кандидат педагогических наук Бакулина, Елена Дмитриевна
Модельные характеристики гимнасток-художниц с уровнем спортивной квалификации 1-го взрослого разряда2006 год, кандидат педагогических наук Гобузева, Карина Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике»
Создаются новые виды спорта. И все они хотят быть олимпийскими. Борьба за право участвовать в самых престижных соревнованиях обостряется. Единственный вид спорта, который Россия подарила международному олимпийскому движению - это художественная гимнастика. И родилась она в Ленинграде, в стенах института физической культуры им. П.Ф. Лес-гафта. Логично, что на международной арене отечественные гимнастки стали первыми победительницами на чемпионатах Европы и мира, завоевав почетные титулы абсолютных чемпионок.
Однако в развитии отечественной художественной гимнастики наблюдались периоды некоторого отставания наших спортсменок от зарубежных. Выход из кризиса явился следствием напряженных усилий специалистов по художественной гимнастике (тренеров, судей, ученых), которые плодотворно решали задачи теории и практики данного вида спорта (В.Г. Батаен,1977, 1978; Н.И. Царькова, 1977; Т.С. Лисицкая, 1979,1983, 1985; Е.В. Бирюк, Н.А. Овчинникова, 1983; Н.И. Кузьмина, 1985; В.Д. Найпак, 1985; Л.А. Карпенко, 1986, 2000 и др.).
После Олимпийских игр в Сиднее (2000г.) произошли большие изменения в основном управляющем развитием художественной гимнастики документе. Код Международной федерации гимнастики (ФИЖ) вызвал дискуссии среди специалистов в этом виде спорта. Возможно ли гимнасткам продемонстрировать все требования нового документа? Позитивно или негативно это отразится на содержании самого вида спорта? Вновь стали актуальными все стороны подготовки высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике.
Реализация новых установок ФИЖ требует широкого научного поиска, их практического и методического решения. Реализовать их возможно при интегральном подходе к подготовке гимнасток высокой квалификации. Необходимо антиципирование перспективы дальнейшего развития художественной гимнастики и путей совершенствования процесса подготовки спортсменок. Доказательству этого положения и посвящено настоящее исследование. Поэтому актуальность его очевидна.
Научная новизна состоит в том, что исполнительское мастерство гимнасток предлагается совершенствовать по системе интегральной подготовки на основе концепции зоны ближайшего развития индивидуально для каждой спортсменки.
Выявлены и проанализированы особенности художественной гимнастики как вида спорта, а также тенденции её дальнейшего развития. Изучена динамика развития упражнений с предметами.
Разработана система повышения эффективности подготовки спортсменок высокой квалификации на основе антиципации изменений содержания кода ФИЖ и показано их влияние на различные её аспекты.
Разработана и обоснована система средств и методических приемов опережающего развития всех компонентов исполнительского мастерства: трудности, композиции и исполнения.
Практическая значимость работы заключается в разработке и внедрении в учебно-тренировочный процесс российских гимнасток высшей квалификации системы подготовки, обеспечивающей лидирующие позиции на мировом помосте.
О практической значимости работы свидетельствуют результаты крупнейших международных соревнований: победы на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, играх Доброй воли, Гран-при и др.
Практическую значимость работы отражают внедрения в международную федерацию гимнастики. Материалы исследования используются техническим комитетом ФИЖ для создания основных документов. Материалы исследования доложены на симпозиумах ФИЖ, учебно-методических сборах федерации художественной гимнастики России, стран СНГ, а также на научно-практических конференциях кафедры гимнастики СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Анализ тенденций развития мировой художественной гимнастики и их учет, особенности данного вида спорта позволяют предвидеть изменения кода ФИЖ и оказывать влияние на все виды подготовки спортсменок.
2. Сравнительный анализ количественного состава структурных групп движений телом в композициях ведущих гимнасток мира, а также учет требований к предметам способствует выявлению динамики развития упражнений с предметами в художественной гимнастике.
3. Построение подготовки гимнасток высокой квалификации на основе учета концепции зоны ближайшего развития позволяет повысить эффективность процесса подготовки спортсменок и обеспечить лидирующие позиции на мировом гимнастическом помосте.
Работа выполнена в соответствии со сводным планом НИОКР РФ на 1996-2000 гг., направление 02, тема 02.04.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК
Физическая и техническая подготовка как компоненты обеспечения надежности соревновательной деятельности: На примере художественной гимнастики1999 год, кандидат педагогических наук Савченко, Маргарита Борисовна
Развитие координационных способностей как условие эффективного обучения девочек 5-7 лет упражнениям с предметами в художественной гимнастике2006 год, кандидат педагогических наук Николаева, Екатерина Сергеевна
Сопряженное развитие физических способностей на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике2007 год, кандидат педагогических наук Цепелевич, Ирина Валерьевна
Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике2002 год, кандидат педагогических наук Каравацкая, Наталья Александровна
Коррекция структурно-функциональных изменений в организме девочек, занимающихся художественной гимнастикой2011 год, кандидат педагогических наук Соловьева, Ирина Олеговна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Винер-Усманова, Ирина Александровна
ВЫВОДЫ
1. Выявленные тенденции развития мировой художественной гимнастики легли в основу антиципации изменения содержания кода Международной федерации гимнастики и их влияния на все виды подготовки спортсменок.
К основным тенденциям относятся: рост трудности программ; увеличение объемов тренировочной работы; околопредельная реализация индивидуальных возможностей; оптимальная сбалансированность двигательных действий; увеличение объема СФП и СТП в общем объеме тренировочной работы; увеличение числа соревновательных дней и продолжительности соревновательного периода; многочисленные победы отечественных гимнасток; быстрое распространение эффективной технологии подготовки в мире; развитие художественной гимнастики в странах, где она не была традиционна; повышение квалификации тренеров и судей; совершенствование правил соревнований; увеличение количества отделений художественной гимнастики в ДЮСШ России; открытие новых центров подготовки в стране и за рубежом; внедрение научных разработок; совершенствование всех видов обеспечения подготовки, экипировки и управленческого аспекта подготовки гимнасток.
2. Новый документ, управляющий развитием художественной гимнастики, - код ФИЖ стимулирует развитие сложности, что делает этот вид спорта динамичным, с оригинальными элементами и риском. Это позитивное направление, т.к. прогресс остановить нельзя, он и далее будет развиваться по восходящей спирали сложности.
3. Анализ соревновательных программ спортсменок показал, что общей тенденцией является резкое увеличение к 2001 г. числа элементов всех структурных групп упражнений без предмета (исключение составляют акробатические элементы); практически все элементы выполняются в соединении (по 2-3), что увеличивает сложность их выполнения. Наблюдается также значительное усложнение в работе с предметами в сочетании с элементами из групп трудности упражнений без предмета.
4. Учитывая ярко выраженную тенденцию - умение владеть предметом одновременно со сложными двигательными действиями телом, показано, что подбор средств и методических приемов, направленных на развитие специальных физических качеств; специальных способностей, необходимых для усиленного освоения упражнений с предметами и обеспечивающих высокий уровень технического мастерства, а также содержание СФП и СТП должны быть разработаны строго индивидуально.
5. Важнейшим фактором в системе подготовки гимнасток высшей квалификации является организационно - управленческий аспект. Показано, что создание условий для централизованной подготовки обеспечивает как повышение педагогического мастерства тренеров, так и исполнительского мастерства гимнасток. Доказана позитивная роль ученых, врачей -диетологов, жонглеров, акробатов, хореографов в процессе совершенствования результатов спортсменок.
6. Данные педагогического эксперимента позволяют судить о том, что в прошлом олимпийском цикле преимущество отечественных лидеров перед основными соперниками было незначительным. Это было связано с несовершенными требованиями кода ФИЖ и с существующей системой оценки мастерства гимнасток. В данном олимпийском цикле (2000 - 2004 г.г.) изменения требований к компонентам исполнительского мастерства позволили доказать явное преимущество российской школы художественной гимнастики.
7. Результаты открытого педагогического эксперимента показали, что предвидение изменений содержания кода ФИЖ и их влияние на различные аспекты подготовки, позволили создать адекватную им систему совершенствования уровня исполнительского мастерства спортсменок и обеспечить явное преимущество отечественных гимнасток перед основ ными ближайшими соперниками, а также удержание лидирующих пози ций на мировом помосте.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Винер-Усманова, Ирина Александровна, 2003 год
1. Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике: Метод, рек./ НИДВНИИФК. - М., 1989 - 23 с.
2. Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1980. -23 с.
3. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. - №7. - С. 97 - 111.
4. Аркаев Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны). Автореф. дис. . канд. пед. наук. - СПб., 1994. -43 с.
5. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Методологические основы современной подготовки гимнастов высшего класса // Теория и практика физ. культуры. 1997. - №11. - С. 17-26.
6. Аркина Н.Е. Дух состязания и танца. М., Знание, 1974, - 40 с.
7. Артамонова И.Е. Средства повышения готовности к соревнованиям в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Малаховка, 1990. - 24 с.
8. Архипова Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнения с предметами: Дис. . канд. пед. наук. С.- Петербург, 1998. - 169 с.
9. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры). М.: Физкультура и спорт, 1978. - 222 с.
10. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., Искусство, 1983.-207 с.
11. Бирюк Е.В. с соавт. Совершенствование технической подготовленности во владении предметами художественной гимнастики //Гимнастика. М., 1983. - Вып. 1. - С. 60 - 63.
12. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Совершенствование технической подготовленности в владении предметами художественной гимнастики // Гимнастика. -1981.- Вып. 1. С.60 - 63.
13. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Педагогическая технология обучения упражнениям с предметами гимнасток высокой квалификации: Метод, рек. Тбилиси, 1988. - 19 с.
14. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. М., Искусство, 1987. - 556 с.
15. Борисенко С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки. Авто-реф. дис. . канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 21 с.
16. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Л., 1980. 191 с.
17. Ванслов В. История и современность. В кн.: Музыка и хореография современного балета. Сб. статей, Вып. №2.- Л., 1977. С.55 - 76.
18. Венгерова Н.Н., Федорова О.С. Средства классического экзерсиса на уроках хореографической подготовки в сложнокоординационных видах спорта: Учеб. метод, пособ., 1-я часть / СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, СПб. - 2000.- 46 с.
19. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1967. - 86 с.
20. Ветошкина Э.В. Совершенствование технического мастерства в прыжковых упражнениях в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1981. - 23 с.
21. Визитей Н.Н. Спорт и эстетическая деятельность. Кишинев, ШТИ-ИНЦА, 1982.-С. 182.
22. Выготский JI.С. Собрание сочинений. Т. 6. М., Педагогика, 1984. -396 с.
23. Гавердовский Ю.К. Общие основы техники гимнастических упражнений //Гимнастика. М., 1971. - С. 92 - 93.
24. Гавердовский Ю.К. Профилирующие гимнастические упражнения и их определяющие структурные признаки//Материалы науч. конф. каф. гимнастики., 1968 г. - М., 1968. - С. 14 - 15.
25. Гавердовский Ю.К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им: Автореф. дис. . д ра пед. наук. - М., 1986.- 32с.
26. Гайзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. - 368 с.
27. Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения //Новые исследования в пед. науках /Сб. науч. тр. М., 1965 -Вып. IV.-С. 13-19.
28. Гулбани Р.Ш. Техническая подготовленность в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям (на примере упражнения с обручем): Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1986. -24 с.
29. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений. М.: Физкультура и спорт, 1968. - 176 с.
30. Дьячков В.М. Объективные критерии оценки высшего технического мастерства в спорте //Теория и практика физической культуры. 1967, №4.
31. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. М.: ФиС., 1972. - 232 с.
32. Захаров Р.В. Беседы о танце. М., Произдат, 1963. - 73 с.
33. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1966. - 86 с.
34. Зябкина И.Г. Педагогические основы для отбора детей для занятий сложнокоординационными видами спорта (на примере художественной гимнастики): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1989. — 24 с.
35. Иевлева М.М. Психолого-педагогическая система контроля и коррекции техники выполнения сложнокоординационных упражнений в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1995.- 18 с.
36. Ипполитов Ю.А., Кологномос В.И. Судейство соревнований по гимнастике // Физкультура и Спорт., - М., - 1972., - 272 с.
37. Карпенко Л.А. Методика составлений произвольных комбинаций, формирования творческих умений и музыкально-двигательной подготовки в художественной гимнастике. / Метод, рек. СПб, 1994. - 30 с
38. Карпенко Л.А. Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики. Л.: ГДОИФК, 1986. - 24 с
39. Карпенко Л.А. О воспитании выразительности у занимающихся художественной гимнастикой //Актуальные проблемы спортивной тренировки. Л., 1976. - С. 50-52.
40. Карпенко Л.А. Пути развития творческой активности занимающихся художественной гимнастикой младшего возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., - 1978. — 16 с.
41. Кечеджиева Л. с соавт. Обучение детей художественной гимнастике. ■ М.: Физкультура и спорт, 1985.- 93 с.
42. Клименко В.Я., Аверкович Э.П., Царькова Н.И. Иванова О.А. Совершенствование тенденций развития упражнений в художественной гимнастике //Гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 1982.- Вып. 1 -С. 63 - 67.
43. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для хореографов. М.: Искусство, 1981. - 270 с.
44. Ключникова А.Н. Создание представлений о бросковых элементах с мячом в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-Л., 1992.-22 с.
45. Коновалова Л.А. Средства и методы тренировки точности двигательных действий в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1993. - 21 с.
46. Коренберг В.Б. Двигательные задачи в гимнастике и их решение. -Малаховка, 1983. 55с.
47. Коренберг В.Б. Заметки о культуре движения //Гимнастика. 1972. -С. 14-18.
48. Коренберг В.Б. Надежность исполнения в гимнастике. / Физкультура и спорт, -М., - 1970,- 191 с.
49. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств //Теория и практика физической культуры. 1996. - №7. - С. 2 - 5.
50. Крапивина Е.А. Техника базовых опорных вращательных движений и методика обучения им в художественной гимнастике: Автореф. дис.канд. пед. наук. Малаховка, 1988. - 21 с.
51. Красовская В.М. История русского балета. Л., Искусство 1978. - С. 2 -6.
52. Лазаренко Т.П. Количественная оценка качественных показателей прыжковой подготовленности в художественной гимнастике. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1991. - 23 с.
53. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика: Учебник для институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт., 1982. - 232 с.
54. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика: Учебник для институтов физ. культуры. М. : Физкультура и спорт, 1982. - 227 с.
55. Лисицкая Т.С., Бекина Т.В. Экзерсис с предметами в художественной гимнастике // Гимнастика. 1980. - Вып. 2 . - с. 68 - 70.г
56. Лисицкая Т.С., Лебедев Н.И. Элементы хореографии в художественной гимнастике. В кн.: Вольные упражнения женщин. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С. 6 - 38.
57. Лобжанидзе М.М. Эстетика спортивного зрелища. Тбилиси. - 1980. -22 с.
58. Лоу Б. Красота спорта. М., Радуга, 1984. 225 с.
59. Мамедова Э.Х. Специальная двигательная подготовка в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1989. - 21 с.
60. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Гл. VI. М. : Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
61. Морель Ф. Хореография в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1971. -111с.
62. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: Метод, ук./ ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1991.
63. Новик М.Г. Структура и композиция комбинаций. В учебнике Художественная гимнастика под ред. Т.С. Лисицкой. / М.: Физкультура и спорт, 1982.-С. 122-131.
64. О модели построения многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике // Метод, рек./ Под общ. ред. Л.Я. Аркаева и др. -М., 1989.-29 с.
65. Овчинникова Н.А. Комплексный подход к устранению ошибок в технике движений при выполнении упражнений с предметами у гимнасток младших разрядов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1985.-22 с.
66. Овчинникова Н.А. Тестовая характеристика уровня владения предметами в художественной гимнастике.// Метод, разраб. Киев, 1977. - с. 54-56.
67. Овчинникова Н.А., Бирюк Е.В. Обучение упражнениям с предметами в художественной гимнастике. Киев, 1990.- 33 с.
68. Овчинникова Н.А., Бирюк Е.В. Подготовка квалифицированных гимнасток: отбор / Метод, рек. Киев, 1991.-33 с.
69. Пилиповская М.В., Шлемин A.M. Взаимосвязь способности комплексной оценки основных параметров движения и технической подготовленности гимнасток // Теория и практика физ. культуры. 1973.- №1. С. 47-52.
70. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 286 с.
71. Под общей редакцией Смолевского В.М. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1987.
72. Правила соревнований по художественной гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1997.
73. Приставкина М.Б. Тактическая подготовка в художественной гимнастике. Смоленск, СГИФК, 1988. с. 32
74. Пуни А.Ц., И.П. Волков. Психология. М., Физкультура и спорт. -1984.,-255 с.
75. Розанова О.И. Проблемы развития академических традиций на современной балетной сцене. Дис. канд. искусств.наук. J1., 1980. - С. 51 - 111.
76. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 1910 «Физическая культура», М.; Просвещение, 1989. - 175 с.
77. Савельева JI. А. Подготовка тренеров хореографов по спортивной гимнастике на основе комплексного анализа вольных упражнений. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - СПб., 1996. - 22 с.
78. Слонимский Ю. Беречь хореографические сокровища. // В сб. статей: Музыка и хореография современного балета. Вып. №2. — Л.; Музыка, 1977.- 108- 132.
79. Смирнов Ю.И., Хмаладзе А.И. Педагогическая оценка спортивной подготовленности гимнаста //Гимнастика. Сб. статей. М.: Физкультура и спорт., 1987. - 4-8.
80. Смолевский В.М. Первый научный симпозиум ФИЖ //Гимнастика. -1981. -№2.-С.47.
81. Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика: Киев, «Олимпийская литература» 1999. - 462 с.
82. Смолевский В.М., Менхин Ю., Силин В. Гимнастика в трех измерениях. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 248 с.
83. Сосина В.Ю. Симметричное обучение базовым упражнениям с предметами //Гимнастика. М., 1983. - Вып. 2. - С. 74-75.
84. Степанова И.А. Формирование творческого подхода к обучению элементам художественной гимнастики: Учебное пособие. Санкт - Петербург, 1996. - 26 с.
85. Сурков Е.Н. Антипация в спорте. М. : Физкультура и спорт, 1982.144 с.
86. Сучилин Н.Г. Основы перспективного прогностического программирования процесса совершенствования технического мастерства //Гимнастика. М.: 1989. - С. 29 - 35.
87. Сучилин Н.Г. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности: Автореф. дис. . докт. пед. наук. Москва, 1989. - 48 с.
88. Сучилин Н.Г. Техническая структура сложнейших действий как основа оптимизации процесса освоения движений прогрессирующей сложности //Проблемы резервных возможностей человека / Сб. науч. тр.-М., 1980.-С. 24-43.
89. Тарасов Н. Классический танец. М. Искусство. - 1981. - 461 с.
90. Терехина Р.Н. Проблемы судейства в спортивной гимнастике //Теория и практика физ. культуры. 1997. - №11. - С. 58-61.
91. Терехина Р.Н., Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Основные компоненты концепции интегральной подготовки: Материалы междунар. конгресса. СПб: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1996. - 1 с.
92. Терехина Р.Н., Титов Ю.Е., Турищева Л.И. Методы экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов: Метод, пособие. — СПб., 1991.
93. Турищева Л.И. Компоненты исполнительского мастерства и методы их оценки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1986. - 20 с.
94. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980.
95. Фирилева Ж.Е. Методика педагогического контроля и совершенствования физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой: Метод, рек. Л., ЛГПИ, 1981. - 74 с.
96. Фирилева Ж.Е. Методика педагогического контроля при занятиях с юными гимнастками с учетом возрастных особенностей организма (на примере художественной гимнастики): Автореф. дис. . канд. пед. наук.-Л., 1978.-23 с.
97. Чернова Н.Ю. Основные тенденции исполнительского искусства советского балета. Дис. . канд. искусст. наук - М. - 1970. С 13 - 41.
98. Чикалова Г.А., Мамзин В.И. Обучение бросковым упражнениям обруча в художественной гимнастике: Метод, реком. Тбилиси, 1988. -13 с.
99. Чистякова В. Вступительная статья в кн. А.Я.Вагановой. Основы классического танца. J1.: Искусство. - 1980. - 191 с.
100. Шачнева JI.M. Тест зрительно-моторной координации в оценке технического уровня подготовки в художественной гимнастике //Материалы Всес. науч. метод, конф. По пр. «Техническое мастерство квалифицированных спортсменов». - М., 1973. - С. 71 — 72.
101. Шулико Н.М. Специально подготовительные упражнения для овладения юными гимнастками технически сложных упражнений с мячом: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Л., 1981. - 20 с.
102. Эльяс Н. Образы танца. М.: Знание, 1970. С.5.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.