Воспитание социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Вартапетова, Анна Артёмовна
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат наук Вартапетова, Анна Артёмовна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основания воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на
общечеловеческих ценностях
§ 1. Понятие «общечеловеческие ценности в деятельности
учреждений дополнительного образования детей
§2. Понятие «социально-культурные качества личности участников
хореографических коллективов учреждений дополнительного
образования детей
§3. Сущность процесса воспитания социально-культурных качеств личности участника хореографического коллектива в
учреждениях дополнительного образования детей
ГЛАВА II. Совершенствование процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на
общечеловеческих ценностях
§ 1. Диагностика уровней воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих
ценностях
§2. Авторская технология совершенствования процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей
на общечеловеческих ценностях
§3. Организационно-педагогические условия совершенствования
процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного
образования детей на общечеловеческих ценностях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей2013 год, кандидат педагогических наук Каледин, Олег Петрович
Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей2012 год, кандидат наук Яценко, Ирина Семеновна
Систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей: структурно-технологический подход2014 год, кандидат наук Мельникова, Екатерина Павловна
Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход2008 год, кандидат педагогических наук Брусницына, Анастасия Николаевна
Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования2001 год, кандидат педагогических наук Яценко, Анастасия Семеновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования процесса воспитания социально-культурных качеств личности в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях, призванных связывать качества творцов искусства и культуры. В условиях реформирования системы отечественного образования в целом и в сфере искусства в частности, когда основные культурные ценности и идеалы подвергаются переоценке и переосмыслению, представляется необходимым обращение к тем общечеловеческим ценностям, которые еще мало оказывают влияние на деятельность учреждений дополнительного образования детей, где, с одной стороны, их необходимо сохранить, а с другой, - адаптировать к новым условиям российской культуры, экономической и политической реальности.
Поэтому процесс воспитания социально-культурных качеств личности у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей является одним из самых специфических в социально-культурной деятельности. Специфика деятельности учреждений дополнительного образования детей в том, что она наиболее полно несет в себе аутентичность связи искусства и обучения, искусства и воспитания, отличаясь крайне жесткими, длительными и трудоемкими методами развития личности участников хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей. В отличие от большинства других видов занятия в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей предъявляют исключительно высокие требования к физическим нагрузкам участников.
В связи с этим воспитание социально-культурных качеств в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях представляет собой особый интерес для теории, методики и организации социально-культурной деятельности, где под воздействием объективных факторов, условий и технологий передачи
3
мастерства, развития целостного вида искусства в контексте передачи опыта достигнуты успехи мирового уровня.
Эффективность сохранения и развития процесса воспитания социально-культурных качеств личности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей определяется глубиной освоения и адаптации общечеловеческих ценностей к конкретному коллективу.
До сих пор фундаментальными основами воспитания социально-культурных качеств личности у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей остаются отечественные ценности, которые транслируются личностью педагога как субъекта учебно-воспитательного процесса. В данном контексте становление и развитие процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей в современных реалиях рассматривается как один из важнейших ресурсов развития общества, как высший фактор социального и культурного процесса.
Научная проблема исследования вытекает из противоречия между требованиями современного общества к освоению общечеловеческих ценностей участниками хореографических коллективах учреждений дополнительного образования, способных эффективно осуществлять воспитание социально-культурных качеств, и недостаточным теоретическим и технологическим обеспечением этого процесса.
Проблема состоит и в отсутствии понятийно-терминологического и категориального аппарата идеологической деонтологии, способной обеспечить интеллектуальное и эмоциональное воспитание социально-культурных качеств у частников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в соответствии с возникшими или поставленными новыми задачами и потребностями практики.
Степень научной разработанности проблемы. Идеи накопления опыта и педагогической деонтологии способствовали развитию научного интереса к проблемам воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, получив свое продолжение в деятельности многочисленных теоретиков и практиков педагогики.
Большое внимание проблемам становления высшей школы, перспективам их развития уделено в трудах Н.П. Базаровой, Б.Я. Брегвадзе,
A.Я. Вагановой, С.Н. Головкиной, О.В. Жадиной, Р.В. Захарова, Г.М. Кертаева, А.П. Кириллова, B.C. Костровицкой, ДМ. Лариной, K.M. Левитан, В.П. Мей, A.M. Мессерера, Т.Б. Нарской, A.B. Никифоровой, П.А. Пестова, A.A. Писарева, Г.Н. Прибылова, Н.Н Серебренникова, Н.В. Соковиковой, Н.И. Тарасова, В.И. Уральской, Л.И. Ярмолович.
В нашем исследовании мы также опирались на труды в области теории и практики хореографического образования в России, дающие реальную оценку педагогической реальности. Они являются важным источником изучения процесса воспитания в учреждениях дополнительного образования детей и возможных перспектив ее дальнейшего развития. Этим проблемам посвящены исследования Б.С. Гершунского, В.Н. Гончарова,
B.А. Дмитриенко, Э.Д. Днепрова, О.В. Долженко, В.Б. Миронова, Ф.Т. Михайлова, А.Г. Пашкова, В.М. Розина, Н.С. Розова, А.И. Субетто, В.Ю. Троицкого, В.Н. Филиппова, В.Д. Шадрикова, П.Г. Щедровицкого.
Хореографическая педагогика, при всей ее методической разработанности, во многом испытывает влияние смежных сфер -искусствоведения, культурологии и т.д., в связи, с чем значительная часть исследований в области хореографии носит искусствоведческий характер. Примером тому служат работы таких авторов, как Г.Ф. Богданов, И.Г. Есаулов, Ю. Зорич, В.М. Красовская и т.д.
Поэтому важным представляется использование потенциала общепедагогических исследований, посвященных изучению важнейших проблем воспитания социально-культурных качеств личности участников
образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.
Исследование художественно-творческих аспектов художественного, в том числе и хореографического, образования, нашло отражение в трудах А.Ю.Бутова, А.Д. Жаркова, Л.С.Жарковой, A.C. Каргина, A.A. Ласкина, С.М. Оленева, Д.В. Поля, B.C. Садовской, Т.К. Солодухиной, Е.В. Утина, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, H.H. Ярошенко.
Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых показывает, что рассматриваемая проблема из вышеуказанных противоречий становится актуальной еще и в связи с отсутствием методологии!, теории и технологий, обеспечивающих воспитание социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях.
Актуальность проблемы, низкая степень ее разработанности определили тему нашего диссертационного исследования «Воспитание социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях».
Объектом настоящего исследования является воспитательная деятельность учреждений дополнительного образования детей.
Предмет исследования - процесс воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях.
Цель исследования: теоретическая разработка и научное осмысление процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях и использование потенциала современной дидактики и внедрения их в практику.
Исходя из цели были определены задачи исследования:
- осуществить анализ понятия «общечеловеческие ценности» в деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- раскрыть сущность процесса воспитания социально-культурных качеств личности участника хореографического коллектива учреждения дополнительного образования детей;
- проанализировать структуру процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях;
определить организационно-педагогические условия совершенствования процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях;
- выявить диагностику уровней воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях;
- рассмотреть авторские технологии совершенствования процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях;
- внедрить педагогическую модель организационно-педагогических условий совершенствования процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях.
Методологическую основу исследования составили:
- основные положения философии познания о ведущей роли деятельности в развитии личности участника хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей, о дидактическом единстве теории и практики;
- философские взгляды мыслителей на природу творчества (Платон, Н.А. Бердяев, Г.В. Гегель, И. Кант, К. Юнг, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг);
- философские взгляды М.М. Бахтина, B.C. Библера, Й. Хейзинга о дидактическом характере сознания.
Методологическая концепция исследования формировалась на основе синтеза методологических оснований классических и современных историко-педагогических работ. Исследование опирается на принципы единства логического и эмоционального, научности, объективности, плюрализма, на идеи взаимообусловленности общечеловеческих ценностей объективных и субъективных факторов, обеспечивающих деятельность учреждений дополнительного образования детей.
Теоретической базой исследования явились следующие теоретические положения: о деятельности и общении как ведущих факторах в хореографическом коллективе учреждений дополнительного образования детей (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); о воспитательной среде учреждений дополнительного образования детей как комплексе условий организации учебно-творческого процесса, об инновационных технологиях обучения как факторе оптимизации процесса обеспечивающего воспитание социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях.
Методы исследования. В диссертации использованы различные методы, адекватные цели и поставленным задачам. С опорой на общенаучные методы познания (анализ, систематизация теоретических данных), статистические методы (моделирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов, изучение текущих материалов, обобщение, сравнительный анализ и синтез полученных данных), была проведена опытно-экспериментальная работа, построенная на научных теориях и гипотезе исследования. Велось наблюдение за
подготовленностью к практической деятельности специалистов хореографов в учреждениях дополнительного образования детей и эффективностью их деятельности по воспитанию социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях.
Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и их последующая обработка в ходе педагогического эксперимента и, особенно, во время проведения формирующего этапа эксперимента, что потребовало введения целого комплекса вышеуказанных методов.
Комплексность исследования позволила выяснить исходное состояние процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, определить общие и частные характеристики обследуемого объекта. Экспериментом было охвачено свыше 500 человек - постоянных участников хореографических коллективов государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей: 320 человек из «Детской школы искусств им. М.А Балакириева» Юго-Восточного административного округа г. Москвы, 180 человек из государственного образовательного учреждения «Центр детского творчества «Созвездие» Юго-Западного округа г. Москвы - экспериментальные, 250 человек из государственного образовательного учреждения «Дворец пионеров и школьников А.П. Гайдара - 250 человек» и государственное образовательное учреждение «Центр детского творчества «Рязанский» Юго-Восточного административного округа г. Москвы - контрольные. Автор диссертации проводила исследование и в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре культурно-досуговой деятельности.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение пяти лет в три этапа, с 2007 по 2012 год.
На первом этапе исследования (2007-2008 гг.) изучалось состояние проблемы в философской, социальной, психолого-педагогической,
социально-культурной, социологической литературе. Определялся общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования. Разрабатывалась теория воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях.
На втором этапе исследования (2007-2010 гг.) осваивалась научная концепция А.Д. Жаркова и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению инновационных педагогических технологий воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.
Был проведен социально-педагогический эксперимент, целью которого стало выяснение влияния оптимальных организационных - педагогических условий по воспитанию социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях. Определены показатели эффективности авторских инновационных технологий, построенных на взаимодействии педагогических средств, форм и методов, обеспечивающих воспитание социально-культурных качеств участников хореографических коллективов дополнительного образования детей. Проводилась опытно-экспериментальная работа по разработке педагогических технологий , отбору активистов, участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. В дальнейшем исследование проходило на основе внедрения технологического процесса в деятельность учреждений дополнительного образования детей по воспитанию социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов на основе общечеловеческих ценностей.
Целью эксперимента стало внедрение научного подхода к процессу воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.
Разработанные автором диссертации педагогические технологии были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий, препятствующих повышению эффективности процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях. В ходе эксперимента происходила педагогическая корректировка по выявлению общечеловеческих ценностей у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. Общая цель расчленялась на задачи, которые решались в конкретных условиях.
На третьем этапе исследования (2010-2012 гг.) проводились анализ и обобщение полученных фактологических данных по воспитанию социально-культурных качеств у < участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях, которые позволили вызвать научный интерес к этой проблеме. Это потребовало поиска взаимосвязи общих и специальных процедур анализа. Систематизировались результаты опытно-педагогической работы и оформлялись выводы исследования. Завершилась работа над текстом диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- впервые была предпринята попытка создания научной концепции воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждении дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях, которые восходят к двуединой традиции совмещения, интеграции общечеловеческих и национальных ценностей;
- даны определения понятийно-терминологического аппарата, в том числе понятий: «воспитание общечеловеческих ценностей у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей», «социально-культурные качества личности участников
хореографических коллективов», «воспитательная среда учреждений дополнительного образования детей»;
- доказано, что специфика процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях характеризуется педагогическими принципами, определяющими кардинальные дидактические основы: принцип единства традиционного и инновационного, ориентация на антропологические корни педагогического процесса и их принципы, характерные для педагогики хореографии;
- создана педагогическая деонтология воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающая освоение каждым участником общечеловеческих ценностей, осмысление и принятие непреходящих отечественных ценностей искусства и культуры как механизмов взаимодействия с другими людьми;
- раскрыта педагогическая модель воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, что позволяет реализовать на практике идею трансформации общечеловеческих ценностей в личностные через их предметное воплощение.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- выявлена сущность процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на основе освоения общечеловеческих ценностей;
- разработана теория процесса воспитания социально-культурных качеств личности участника хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, в основу которых положено соединение вектора целей, вектора состояния педагогической деятельности и вектора ошибок, совокупностью возможностей творческих действий участников
хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих целостность воспитательного процесса, мотивированного на саморазвитие и самосовершенствование;
- теоретически обоснована трансформация принципов структуризации процесса воспитания социально-культурных качеств личности участника хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях;
создана теоретическая модель совершенствования процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей в оптимальных психолого-педагогических условиях и воспитательной среде, которая содержит следующие компоненты: принципы становления; механизм функционирования воспитания в хореографическом коллективе; механизм развития педагогических традиций, объединяющий в себе культурно-творческие и педагогические компетенции; механизм встречного взаимодействия педагогов и участников хореографических коллективов как сложное сочетание ценностных ориентаций и отношений субъектов воспитания социально-культурных качеств на основе общечеловеческих ценностей.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения теоретических и методологических выводов, полученных в результате исследования в деятельности педагогических структур учреждений дополнительного образования детей по воспитанию социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. Результаты исследования применимы при разработке концептуальных ориентиров воспитания социально-культурных качеств личности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях. Это позволяет определить концептуальные
приоритеты содержания деятельности педагогов - хореографов учреждений дополнительного образования детей.
Материалы исследования могут быть использованы также в процессе обучения в качестве пособия в лекционных курсах на кафедрах социально-культурной и культурно-досуговой деятельности вузов культуры и искусств.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены его теоретической базой, исходными верифицированными методологическими позициями, доказавшими свою эффективность в деятельности хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. Совокупностью использованных методов, адекватных целям и задачам исследования, значительное место среди которых занимают экспериментальные данные, а также подтверждением концептуальной непротиворечивости положений и выводов диссертации основным положениям современной педагогической науки в воспитании социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогика призвана вносить свой вклад в дальнейшее развитие методологии и теории воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, что представляет собой составную часть целостного базиса и воплощает в этом смысле методологические основы освоения общечеловеческих ценностей.
В данном контексте необходима разработка педагогической деонтологии, способной обеспечить совокупность идей, педагогических традиций и эмоционального в воспитании социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях, но этот процесс нельзя
рассматривать вне контекста функционирований всей системы дополнительного образования детей.
2. Общечеловеческие ценности - это средства избирательной фиксации и трансляции наиболее значимого социально-деятельностного мирового опыта людей в системах идеалов, идей, ценностей на протяжении всего времени существования человеческой цивилизации, которые характеризовались накоплением и концентрацией художественного и творческого уникального воспитательного потенциала искусства хореографии, что для международной культурной деятельности является языком эсперанто.
Общечеловеческие ценности - это идейная система, имеющая самостоятельный педагогический механизм воспитательного воздействия на все слои населения как наиболее эффективно усваиваемая интеллектуально-эмоциональная составляющая в любом конкретно-историческом измерении.
3. Сущность процесса воспитания социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях состоит в целостности воспитательного процесса, где в комплексе воздействуют общечеловеческие и отечественные и ценности национальные, влияющие прямо пропорционально идейной направленности личности педагога. Хореографическое искусство в России представляет собой качественно своеобразный конгломерат элитарного и массового искусства.
4. Выявление воспитательного потенциала общечеловеческих ценностей и содержания отечественных во времени-пространстве позволяет приблизиться к пониманию их культурно-исторического значения, перспектив освоения в современных условиях, в учреждениях дополнительного образования детей. Это достигается за счет объединения многообразия процессов в целостный, в котором воспитание социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, в силу своей специфики,
стремится как можно гармоничнее развить индивидуальность каждого участника сообразно представлениям эпохи об идеале будущей профессиональной деятельности в этом направлении.
Участник хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей воспитывается индивидуально-коллективно, где общечеловеческие ценности занимают особое место среди целей воспитания социально-культурных качеств.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Этнохудожественное воспитание подростков средствами хореографического творчества в учреждениях дополнительного образования2013 год, кандидат педагогических наук Фетисова, Наталия Евгеньевна
Социально-культурные условия сохранения и развития традиций русского народного танца в детских хореографических коллективах учреждений культуры: деятельностный подход2017 год, кандидат наук Калыгина Анна Александровна
Развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе хореографического творчества2001 год, кандидат педагогических наук Мануйлов, Борис Борисович
Педагогические условия этнокультурного воспитания детей в хореографических коллективах учреждений культуры: ценностно-ориентированный подход2020 год, кандидат наук Титова Анастасия Юрьевна
Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: Теория и практика1998 год, кандидат педагогических наук Нилов, Вячеслав Николаевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Вартапетова, Анна Артёмовна, 2012 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://dictionary.fio.ru «Словарь.ги»
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624 с.
3. Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп. В сб. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Материалы международной конференции. Волгоград, 1999. С. 41-50.
4. Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Аксиология частное и общее. Новосибирск: Наука, 1987. 242 с.
5. Андреев Д.Л. Собрание сочинений. Т.2. М.: Московский рабочий: Присцельс. 1995. с. 446.
6. Аракчеев В.Н., Коркин В.П. Акробатика. М.: Физкультура и спорт, 1989.144 с.
7. Аристотель. Соч.: в 4т. М.: Мысль, 1976. Т.4. 830 с.
8. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. № 4. С. 117 -120.
9. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания, Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл. 2002. 480 с.
10. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007. 528 с.
11. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
13. Базарова Н.П. Классический танец. М.: «Искусство», 1984. 184 с.
14. Барболин М.П. Методические основы развивающегося обучения. М.: Высшая школа, 1991. 232 с.
15. Батаршев A.B. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М.: Дело, 1999. 240 с.
16. Библер B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 32-36.
17. Бирюкова Ё. Хореографическая подготовка в спорте. Киев: КГИФК, 1990. 18 с.
18. Блок Е.Д. Классический танец. История и современность. М.: «Искусство», 1987. 502 с.
19. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. М., 1995.200 с.
20. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Проблема формирования личности. М.: Москва-Воронеж, 1997. С. 135-172.
21. Болотов В., Малышевский А. Разбивая лед слов: О культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Учительская газета. 1994. № 6. С. 12-13.
22. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1993. 113 с.
23. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно ориентированного образования //Педагогика. 1996. С. 72-80.
24. Борев Ю.Б. Природа искусства и специфика его воздействия на личность. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи. М: МГУ, 1978. 268 с.
25. Брижатова С.Б. Формирование культурной среды средствами культурно-просветительных учреждений. Автореферат ...к. пед. наук. М., 1991.18 с.
26. Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие для студентов вузов / С.Л. Бродская. М.: КНОРУС, 2006. 255 с.
27. Брыкин А.Т., Смолевский В.М. Гимнастика. М.: ФИС, 1985. 368
с.
28. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. М.: Прикосновение, 2005. 127 с.
29. Буянкина Е.Г. Социально-культурная деятельность национальных общественных объединений по формированию ценностных ориентаций молодежи. Монография. Барнаул: Изд-во АктГАКИ, 2008. 171 с.
30. Ваганова А .Я. Основы классического танца. Ё.: «Искусство», 1963. 192 с.
31. Валицкая А.П. Русская эстетика 18 века. Историко-проблемный очерк просветительской мысли. М.: Искусство, 1983. 238 с.
32. Васильева Е. Д. Танец. М.: «Искусство», 1968. 247 с.
33. Веблен Т. Теория праздного класса. М: Прогресс, 1984. 367 с.
34. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сб. науч. Трудов. М., 1993. 342 с.
35. Взаимодействие учреждений культуры и их роль в формировании культурной среды региона // Основные проблемы методологии и методики социологической деятельности в культуре и системе повышения квалификации кадров: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Алма-Ата. 1990. С. 32-35.
36. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов: дис.... канд. пед. наук. Чимкент, 2006 146 с.
37. Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания: Учебное пособие. Казань: изд-во КПУ, 1994. 141 с.
38. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувш. кн.изд-во, 1974. 376 с.
39. Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. М.: Знание, 1989. 84 с.
40. Волкова Л.Г. Гармонизация личности средствами художественной культуры / Л. Г. Волкова // Искусство и образование. 2007. N4. С. 63-67.
41. Вохрышева М.Г. Современные тенденции развития вуза культуры и искусств / М.Г. Вохрышева // Культура XXI века: Материалы научной конференции, посвященной 35-летию СГАКИ, 30-31 мая 2006 года. Самара, Чт. 1.С. 8-12.
42. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
43. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 193 с.
44. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
45. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1982. Т. 4. 432 с.
46. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. С-П.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1996. 148 с.
47. Габриелова E.B. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. Вып.1, 1975. С. 30-35.
48. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. М.: Искусство, 1964. 328 с.
49. Государев A.A. Духовное и художественное: иерархия ценностей в культуре личности/ A.A. Государев // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой № 6, 1997. С. 180-183.
50. Гуманизм и социальные действия людей / Под ред. Ю.А.Харина. Минск: БГУ ИР, 1996. 224 с.
51. Дени Г., Дассвиль Ё. Все танцы: Сокр. пер. с франц. Киев: Муз. Украла, 1983. 342 с.
52. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998. 572 с.
53. Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт человека. Л.: Сов. Писатель, 1970. 424 с.
54. Добровольская Г.Н. Танец, пантомима, балет. Ё.: «Искусство», 1975.124 с.
55. Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. М.: Политиздат, 1989. 351 с.
56. Евладова Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования в школе // Внешкольник, 1999 №3. С. 45-50.
57. Ёисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М.: ФИС, 1984. 176 с.
58. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. 143 с.
59. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань: КГУ, 1991.255 с.
60. Запесоцкий A.C. Образование и средства массовой информации как фактор социализации современной молодёжи/ Спб.: СПбГУП, 2009. С. 250-259.
61. Запорожец A.B. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986. 341 с.
62. Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. М., 1976. 364 с.
63. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 222 с.
64. Ивентьев С.И. Вопросы духовно-нравственной безопасности // Актуальные проблемы экономики, социологии и прав в современных условиях. 5-я Международная научно-практическая конференция, 05-06 марта 2010 / Международная академия финансовых технологий; отв. за выпуск А.Е. Медовой. Пятигорск: Издательство МАФТ. 2010. с. 250-252.
65. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина // Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-
практической конференции (25-26 марта 2010г.). 4.1. Уфа: РИЦ БашГУ. 2010. с. 94-97.
66. Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина // Казанская наука. Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. № 3. 2010. с. 199-203.
67. Ивентьев С.И. Пятое поколение прав человека. Энергия Любви // Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. - 30 апреля 2010. Новосибирск. 2010. март. [Электронный ресурс] - режим доступа: http ://cprsob .clan, su/load/konferencij а.
68. Ивентьев С.И. Религиозные и нравственные нормы // Нравственность и религия: сборник статей VII Всероссийской научно-практический конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний. 2010. с. 23-32.
69. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека // Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. Караганда: Издательство КарГУ. 2010. с. 47-49.
70. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 430 с.
71. Информационное обслуживание культурно-просветительных работников как один из элементов формирования культурной среды // Информационно-библиографическое обслуживание ученых и специалистов Казахстана: Сб. ниуч.статей / Гос.б-ка Каз.ССР им.А.С. Еушкина.-Алма-Ата. 1989. С. 33-41.
72. Кабурнеева Е.О. Принципы становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России//Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности/Сборник научных статей. М.:МГУКИ, 2011. Выпуск 11. С. 86107.
73. Кабурнеева Е.О. Становление педагогических традиций хореографического образования в России (конец 18 - начало 20-го века)//Сборник научных статей Всероссийской конференции. «Интеграция -
основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художественного образования: Юсовские чтения». М.:ИХО РАО, 2010. С. 311-314.
74. Кабурнеева Е.О. Традиционность и новаторство в хореографическом образовании // Сборник статей Московской государственной академии хореографии о театре, балете и музыке. 2010. Выпуск 20. С. 41-46.
75. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 315 с.
76. Каган М.С. Философская теория ценности. С.- Пб.: ТООТК «Петрополис», 1997. 205 с.
77. Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704 с.
78. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. 1993. № 5. С. 27.
79. Климов Е.А. Основы психологии. М.: ЮНИТИ, 1997. 295 с.
80. Клинберг Л. Проблемы теории обучения / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
81. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат. 1984. 335 с. -
82. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 171с.
83. Кон И.С. Ребенок и общество/И.С. Кон. М., 1988. С. 133-166.
84. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 2002.
85. Копытов А. Д., Федорова Е.Е. Образование для карьеры. Современный американский опыт. Томск, 1998. 147 с.
86. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М.: Просвещение, 1986. 208 с.
87. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца. Ё: «Искусство», 1972. 238 с.
88. Костровицкая B.C., Писарев A.A. Школа классического танца. Ё.: «Искусство», 1976. 270 с.
89. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. 142 с.
90. Кротова Ю. Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. СПб, 1994.250 с.
91. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255 с.
92. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО, 1998. С. 140-160.
93. Кульневич C.B. Личностно ориентированное воспитание: Концепция. Содержание. 'Реализация. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. 168 с.
94. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М., 1998. 462 с.
95. Курамшин И.Я. и др. Оценка уровня обученности и интереса к предмету. Казань. 1996. 87 с.
96. Лафарг П. Право на праздность // Лафарг П. Против бога и капитала. Памфлеты и статьи. М.: Московский рабочий, 1923. С. 159-180.
97. Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. 360с. ....................... -
98. Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива / B.C. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. 224 с.
99. Лежнева И.И. Социокультурный аспект развития некоторых формул речевого этикета с точки зрения лингвистики и лингво-дидактики / Актуальные проблемы языкознания и методики обучения иностранным
языкам. Материалы международной научной конференции 3-4 марта 2000 г. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2000. С. 131-132.
100. Леон-Портилья М. Философия. Исследование источников. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. 384 с.
101. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. 201 с.
102. Леонтьев Д. А, Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
103. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 95 с. Личко А.Е. iПодростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.416 с.
104. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования - реальность третьего тысячелетия: Монография. М.: Славянская школа, 1997. 225 с.
105. Лиферов А.П., Степанов H.A. Образование будущего: глобальные проблемы - локальные решения. М.: Педагогический поиск, 1997. 52 с.
106. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев М.: Педагогика, 1999. 241 с.
107. Лишин, О.В. Подросток в эпоху перемен / О.В. Лишин // Мир психологии. 2007. №4. С. 11-26.
108. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 131 с.
109. Лысенко В. Философию и практику глобального образования -российской школе // Народное-образование, 1994. № 9-10. С. 10-16.
110. Максютин Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. Казань, 1999. 74 с.
111. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. Казань, 1995. 21 с.
112. Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель.: Дисс.... к.п.н. СПб.: СПбГИК, 1991. 165 с.
113. Марасин В.В. 56 полюсов поведения. М.: Сталкер, 1997. с. 47.
114. Маркова A.K. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 90 с.
115. Маркой A.C. Вера и религия // Сознание и физическая реальность. Т.5. № 2. 2000. с. 17.
116. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 26., ч. III. М.: Политиздат, 1974. 632 с.
117. Мартовский А.Н. Гимнастика в школе. М: ФИС, 1976. 186 с.
118. Мерлин B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е.А. Климова. М.: Изд-во Ин-т Практической психологии. 1996. 448 с.
119. Мессерер A.M. Уроки классического танца. М.: «Искусство», 1967. 552 с.
120. Методологические проблемы современной педагогической науки и практики / Под ред. Ю.В. Тихоновой. Челябинск: ЧГПИ, 1988. 136 с.
121. Методология педагогики: сб. ст. / под ред. В.В. Краевского. М.: Педагогика, 1997. 104 с.
122. Миронов A.B. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей // Социально-гуманитарные знания. № 1. 2007. с. 101.
123. Митина JIM. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 400 с.
124. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. T.JI. Клячко. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 182 с.
125. Морель Ф.Р. Хореография в спорте. М.: ФИС, 1971. 110 с.
126. Мосалев Б. Г. Досуг: Методология и методика социологических исследований. Учеб. пособие. - М., 1995. 130 с.
127. Мустафин A.M. Что делать: необычные советы родителям и педагогам, как обеспечить будущее обычному ребенку. Казань, 1997. 32 с.
128. Народно-сценический танец. Ч. 1.: учеб.-метод. пособие для средн. спец. и высш. учеб. заведений искусств: и культуры. М.: Искусство, 1976. 224 с.
129. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника / Б.М. Неменский // Педагогика. 1996. № 3. С. 19-24.
130. Немченко Н.В. Некоторые философские аспекты взаимоотношений «культура - язык - личность» на рубеже тысячелетий// Историческое единство человечества и его многонациональных культур: Сб. статей и тезисов к научно-практич. Конференции молодых исследователей (Москва, 21-23 февраля 2000 года). М.: МГУКИ, 2000. С. 3-16.
131. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.:ТЦ сфера, 2001.448 с.
132. Орлов Т.П. Свободное время и вечность. Свердловск, 1992. 140 с.
133. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных документов и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А.К. Брудпова. М.: Владос, 2000. 56 с.
134. Отдельные показатели деятельности муниципальных учреждений социальной сферы. Статистический сборник. Ноябрьск, МУ ЦИСИ «Спектр», 2005. 89 с.
135. Панин Т.Д. Русский прорыв: быть или не быть народному искусству. М., 2000, 120 с.
136. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. Изд. 2. М.: Роспедагентство, 1996. 602 с.
137. Педагогу дополнительного образования. Сборник нормативных документов и методических материалов Дворца творчества детей и молодежи «Истоки» г. Сергиев Посад. / Под ред. Т.А. Касимовой. Изд-во: ДТДМ. Сергиев Посад. 2007. 68 с.
138. Перуанский С.С. О сложности простоты. О простоте сложности: Пед. беседы. М.: Просвещение, 1993. 48 с.
139. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3 томах. М.: Просвещение, 1965. Т.З. 635 с. ' ;
140. Плаксина Э.Б. Профессия в сфере искусства: учебное пособие для профил. и проф. ориентации учащихся 9-11 кл. М.: Академия, 2006. 207 с.
141. Платон. Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1972. Т.З. 4.2. 678 с.
142. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Знание, 1972. 312 с.
143. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. М.: Наука, 1986. 256 с.
144. Пойзнер Б.О. О стимулах становления человека и смены его ценностей. // Высшее образование в России. 1996. №3. С. 57.
145. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и зло в психологии человека. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2000. 176 с.
146. Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 298 с.
147. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. 688 с.
148. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997. 528 с.
149. Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. М.: ГИТИС, 1992.63 с..... .............. . . ;
150. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. 480 с.
151. Равкин З.И. Развитие! образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87-90.
152. Разин A.B. Ценностная ориентация и благо человека. // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. № 1. С. 77-85.
153. Ребенок в мире культуры. Ставрополь: Ставропольсервис-школа, 1998. 173 с.
154. Реформы образования в современном мире: Глобальные и региональные тенденции. М.: Изд-во Рос. Открытого университета, 1995. 272 с. м
155. Решетников Г.С. Гимнастика мужчины. М.: ФИС, 1986. 110 с.
156. Римкувене Т.В. Педагогические основы экстериоризации индивидуального опыта учащихся как средства и условия их культурно личностного роста: Автореф. дисс. канд. пед. наук Тюмень, 1999. 20 с.
157. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с.
158. Розин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений. // Философские науки. 1989. № 6. С. 89-93.
159. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич. М.: Педагогика, 1986. 336 с.
160. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. 308 с.
161. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН ССР, 1959. 354 с.
162. Свободное воспитание / Сост. К.Н. Вентцель. М.: Мысль, 1993. 234 с.
163. Сергеичева Г.Г. Теория и методика гуманистического воспитания детей 3-7 годов жизни в процессе литературно-ролевой игры: Автореф. доктора пед. наук. Брянск, 1999. 32 с.
164. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учебное пособие. Самара: СГПИ, 1991. 206 с. - к -
165. Скворцов Л.В. Культура самосознания. М.: Политиздат, 1989. 319
с.
166. Смирнова М.В. Классический танец. Методическое пособие. М., 1968. 48 с.
167. Смоляр А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. Самара: Изд-во СГПУ, 2003. С. 23-32.
168. Современные технологии социально - культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2002. 504 с.
169. Соколова Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию. // Свободная мысль. 1994. № 1. С. 52-61.
170. Социально-исторический подход в психологии обучения / Пер. с англ. Под ред. М. Коула. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
171. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллективная монография / ред.-сост. JI.E. Осипова; науч. ред. В.Я. Рушанин; Челяб. гос. академия культуры и искусства. Челябинск, 2006. 280 с.
172. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Л.Ф. Спирин. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 174 с.
173. Степанова Л., Стенюшина А. Классический танец. Методическое пособие. М.: «Советская Россия», 1967. 36 с.
174. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1983.284 с.
175. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: «Республика», 1994. 463 с.
176. Суворов B.C., Осипов П.Н. Как формировать конкурентоспособного специалиста. Казань: ИСПО РАО, 2000. 100 с.
177. Тадеуш М. Размышление о человеке. М.: Политиздат, 1984. 200 с.
178. Тайгина С.А. Многопрофильная направленность школы как условие формирования профессионально ориентированной личности учащихся: Автореферат дис. . к. пед. н. Казань, 1996. 20 с.
179. Тарасов Н. Классический танец. М.: «Искусство», 1971. 478 с.
180. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. СПб.: ИГПУ, 1996. 264 с.
181. Телегин A.A. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/ A.A. Телегин. Самара, 2005. 229 с.
182. Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие / Л.А. Телегина. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. 96 с.
183. Терехин М.Н. Связь теории и практики в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1982. 128 с.
184. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Время Бога: сознание и жизнь. М.: ACT: Астрель. 2005. с. 129.
185. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. СПб.: ИД «Весь», 2003. с. 113.
186. Ткаченко Т. Народный танец. М.: «Искусство», 1967. 654 с.
187. Толстой JI.H. Собрание сочинений: В 8 т. Т.2. М.: Лексика, 1996. с. 605.
188. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. М.: Совет. Россия, 1982. 144 с.
189. Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. М., 1996. 478 с.
190. Утяшев М.М. Права и свободы, человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. 2010. № 7. с. 9-12.
191. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.: Педагогика, 1973.350 с.
192. Философский эстетический словарь М.: ИНФРА М, 2002. 576 с.
193. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
194. Формирование культурной среды региона // Историко-культурное наследие народов Северного Кавказа: Республиканская научная региональная конференция. Краснодар. 1990. С. 22-25.
195. Формирование экологической культуры населения средствами культурно-просветительных учреждений как один из элементов формирования культурной среды региона / Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тезисы докладов Республиканской научной конференции. Кемерово. 1990. С. 18-21. ¡ с ;
196. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15 томах. М.: Художественная литература, 1947. Т.З. 883 с.
197. Чижиков В.М. Досуг на пороге новой культурной формации. // Библиотековедение: вчера, сегодня, завтра: Сборник науч. трудов. М.: МГУК, 1997. С. 140-147.
198. Яковенко И.Г. Человек и культура: диалектика взаимодействия (к постановке проблемы). // Пространство жизни субъекта. Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции. / Отв. Ред. Э.В. Сайко. М., Наука 2004. 150 с.
199. Ярмолович JI. Принципы музыкального оформления урока классического танца. Л.: Музыка, 1968. 143с.
200. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. .М: МГУКИ, 2000. 204 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.