Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Каледин, Олег Петрович

  • Каледин, Олег Петрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 193
Каледин, Олег Петрович. Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 2013. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Каледин, Олег Петрович

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В

УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ

§ 1. Становление культуры речи как предмета обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования

детей

§2. Хореографический коллектив учреждений

дополнительного образования детей - синтез видов

искусств

§3. Понятие «аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов

учреждений дополнительного образования детей»

Глава II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАСТНИКОВ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 83 ДЕТЕЙ. .НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО

ПОДХОДА

§ 1. Диагностика процесса развития культуры речи в хореографических коллективах учреждений

дополнительного образования детей

§2. Аксиологический подход к развитию речи участников хореографических коллективов - важный фактор

совершенствования этого процесса

§3. Взаимодействие творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей как фактор совершенствования процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов

ЗАКЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена глубинными процессами, происходящими в России во всех областях жизни общества.

В этих условиях главной потребностью общества становится формирование личности, гармонично сочетающей в себе развитую культуру речи с творческими способностями к хореографическому творчеству, которые объединяют большую часть участников творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей. Важнейшей чертой участников хореографических коллективов является способность к поиску яркого образного решения конкретной программы, в которой возможно использование средств естественного (живого) языка, владение выразительностью, точностью и доходчивостью словесного действия, культурой действия. Наличие культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей становится не только потребностью времени, но и расширением технологических возможностей воспитательного воздействия в трех сферах: мыслительной, поведенческой, эмоциональной.

Однако, как показывает практика, в настоящее время отсутствуют специальные исследования этой проблемы с позиций аксиологического подхода. Развитие культуры речи у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей сегодня пока зачастую порождает безликость и унифицированность многих хореографических замыслов и их воплощения на сценических площадках. Это актуализирует необходимость усиления в содержании деятельности участников этих коллективов знаний, умений и навыков в области танца и сценической пластики и культуры речи.

Проведенный анализ показывает, что типичным недостатком практики является невостребованность культуры речи у участников хореографических коллективов, которая отсутствует в шкале оценок потому, что сложность процесса определяется его многообразием, которое, в свою очередь, связано с многообразием направлений и многообразием проблем вышеуказанных направлений.

Актуальность исследования обостряется как падением культуры речи во всех видах и жанрах речевого искусства, так и в хореографическом искусстве, которое не может решать творческие задачи без речевого действия.

Анализ показывает, что в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей г. Москвы 68% из них имеют речевые дефекты, 59% - используют уличный жаргон. Поэтому культура речи в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей требует очень серьезной и кропотливой работы, а тем более в формировании потребностей и мотивации в их удовлетворении. В период создания пластико-хореографических программ наиболее ясно видно, что для развития личности необходимо эффективно овладевать культурой речи, чтобы успешнее решать хореографические задачи, связанные с возможностью воздействовать словом, создавая художественные образы как во всевозможных динамичных движениях, так и в сценарно-режиссерском решении культурно-творческой программы с хореографической конструкцией с позиций аксиологического подхода.

Актуальность исследования подтверждают многолетняя педагогическая деятельность и наблюдения за уровнем развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, фиксирующие необходимость аксиологического подхода. Формирование речевого мышления,

интеллектуального развития, вербальной коммуникации почти у 73% участников хореографических коллективов не совпадает с уровнем, необходимым для членов креативно-информационной цивилизации.

Это определило основные противоречия между:

- потребностью креативно-информационного общества в участниках хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, владеющих высокой культурой речи и отсутствием теоретически обоснованной системы развития культуры речи у них на практике;

необходимостью развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и отсутствием на практике аксиологического подхода, утверждающего логическое и генетическое основание речевой деятельности других видов искусства, в первую очередь хореографии.

В этой связи противоречия исследования определяют проблему как несоответствие между данностью и насущной потребностью развития культуры речи участников коллективов учреждений дополнительного образования детей с позиции аксиологического подхода и отсутствием на практике научно обоснованных инновационных педагогических технологий реализации аксиологического подхода к развитию культуры речи участников этих коллективов.

Степень научной разработанности проблемы

Для нашего исследования важнейшее значение имели труды, отражающие проблемы реформирования современной системы образования, в том числе системы учреждений дополнительного образования детей. К ним относятся прежде всего труды по психологии искусств и развитию творческих способностей личности Л.С. Выготского, В.Л. Дранкова, П.М. Ершова, В.А. Петровского.

Автор опирался на исследования особенностей «целостной личности» и ее психологических установок, а также на теории способностей, проведенные виднейшими психологами. В первую очередь следует назвать труды Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, С.Н. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсона.

Поскольку учебно-творческий процесс развития культуры речи основывался на театральной педагогике, то эти аспекты рассматривались в работах В.А. Ильева, И.Ф. Исаева, И.А. Колесникова, И.Б. Котовой, З.И. Равкина, В.А. Сухомлинского, E.H. Шиянова.

При разработке технологии развития культуры речи у участников хореографических коллективов нами были изучены различные научные подходы отечественных исследователей к методам обучения и их характеристикам Ю.К. Бабанского, A.A. Деркача, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, В.А. Онищука, И.П. Подласого, И.Ф. Харламова, A.B. Хуторского.

Кроме того, - вопросы обучения специальным навыкам и техническим приемам искусства словесного действия и развитию творческих способностей культуры речи (Г.З. Апресян, Е.О. Багрова, В.Н. Галендеев, Н.И.Жинкин, И.А. Казачек, З.В. Савкова, Е.Ф. Саричева, И.Н. Щукина), а также соотношения культуры речи с различными видами искусств (Д.Н. Катышева, М.О. Кнебель, Б.Н. Петров, А.И. Шварц).

Начали защищаться кандидатские диссертации по различным аспектам культуры речи (Е.О. Багрова, Н.П. Ганыш, О.И. Марченко). Появилась отечественная научная, учебная и методическая литература по проблемам культуры речи (H.A. Безменов. В.П. Вомперский, Л.Г. Граудина, С.Ф. Иванова, H.H. Кохтев, Ю.М. Лотман, A.M. Михальская, В.Н. Топоров).

Однако, в настоящее время приходится констатировать факт отставания нашей страны в научной разработке всех аспектов исследования речевой культуры речи среди участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Важное значение для нашего исследования имеют труды, посвященные непосредственно теории и практике деятельности учреждений дополнительного образования детей, раскрывающие сущность и специфику учебно-творческого процесса. Здесь следует выделить труды А.Ю. Бутова, JI.C. Жарковой, А.Д. Жаркова, A.C. Каргина, Ю.Д. Красильникова, H.A. Паршикова, В.М. Чижикова.

В вышеперечисленных трудах авторов прослеживается их единодушие в важном теоретическом тезисе, связанном с необходимостью совершенствования культуры речи и в таких творческих коллективах, как хореографические, в контакте с педагогами и специалистами учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода.

Объект исследования - развитие культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Предмет исследования - процесс развития культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода.

Цель исследования - теоретически обосновать комплекс базовых, структурных компонентов аксиологического подхода к развитию культуры речи участников хореографических коллективов и разработке инновационных педагогических технологий реализации результатов исследования в учебно-творческом процессе учреждений дополнительного образования детей.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность понятия «культура речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» на основе аксиологического подхода;

- проанализировать становление культуры речи как предмета обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей;

- рассмотреть синтетическую природу хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей, в котором основной вид искусства является собирательным;

- определить понятие «аксиологический подход к развитию культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей»;

- разработать систему педагогических технологий развития культуры речи участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

экспериментально проверить эффективность взаимодействия творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей как фактор совершенствования процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и разработать научно-методические рекомендации реализации этого процесса.

Гипотеза исследования строится на предположении, что процесс развития культуры речи участников хореографических коллективов в условиях учреждений дополнительного образования детей будет протекать более эффективно, если:

- за основу взята научная концепция профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях дополнительного образования детей;

- участники хореографических коллективов осознают значение развития культуры речи в учреждениях дополнительного образования детей как необходимое условие их творческого и профессионального роста;

- осуществлен аксиологический подход, обеспечивающий взаимосвязь содержания педагогической и методической подготовки руководителей хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей с общехудожественной подготовкой: сценарной, режиссерской, речевой;

- создана художественно-психологическая установка на овладение участниками хореографических коллективов базовыми структурными компонентами и творческими принципами развития культуры речи.

Базы исследования. ГОУ Московский городской центр детского творчества «Культура и образование» и ГОУ Центр развития творчества детей и юношества «Жулебино» - экспериментальные; ПДО ГОУ Центр детского творчества «На Псковской» и ПДО ГОУ Московский Дворец детей и молодежи «На Полянке» и ПДО ГОУ Дворец творчества детей и молодежи «Восточный» - контрольные. Изучение и обобщение передового опыта проводилось в ПДО ГОУ Детская школа искусств «Родник»; ПДО ГОУ Центр развития творчества детей и юношества им. A.B. Косарева; ПДО ГОУ Центр творчества «На Вадковском».

Методологической основой исследования являются философские положения о человеке, способном к саморазвитию, самореализации в субъектно-объектных отношениях (H.A. Бердяева, B.C. Библера, М.М.

Бахтина, И.А. Ильина), об активной сущности человеческой деятельности (А.Н. Леонтьева, А. Маслоу).

В качестве методологических оснований избраны идеи развития личности, ее творческого потенциала, ценностных ориентаций, содержащиеся в трудах русских философов конца XIX - первой половины XX вв.; С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, Г.П. Федотова и др.

Теоретической основой исследования стали труды: о роли искусств в развитии личности В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, А.Н. Столович, В.Н. Семенова, B.C. Селиванова, Б.М. Теплова, П.А. Флоренского; о психологии и процессах творческой деятельности В.Л. Дранкова, Б.С. Мейлаха, П.Н. Якобсона; о теории и методике театрального искусства Е.Б. Вахтангова, C.B. Гиппиуса, Ю.А. Завадского, Б.Е. Захавы, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи, Ю.В. Любимова, В.Э. Мейерхольда, К.С. Станиславского; о значении живого слова как ведущего средства воспитательного образования детей Л.С. Жарковой, А.Д. Жаркова, A.A. Коновича, Н.Д. Конович; о развитии культуры речи в хореографическом искусстве Н.П. Ганыш, В.Н. Нилова, С.Л. Никитина, Е.В. Перлина.

В работе применились следующие методы исследования:

теоретический анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

- изучение опыта работы хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

- анализ учебно-методической документации (государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных планов, программ, квалификационных характеристик);

- моделирование процесса развития культуры речи на основе аксиологического подхода к этому процессу;

- проектирование процесса развития культуры речи педагогами по культуре речи, руководителями хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

- опытно-экспериментальная работа (педагогическое наблюдение, самооценка, экспериментальные программы, экспертные оценки, контент-анализ, сравнительный анализ, обобщение независимых характеристик).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2008 по 2012 г. в несколько этапов, каждый из которых органично пролонгировал научный интерес диссертанта к современному состоянию процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Первый этап - констатирующий (2008 - 2009 гг.) - изучение и анализ отечественной, зарубежной, философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; осмысление теоретических основ исследования; формирование группы экспертов; создание экспериментальной и контрольной групп; разработка художественно-педагогических принципов формирования культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей; поиск системы показателей оценки уровня развития культуры речи; подбор методик констатирующего эксперимента и разработка его содержания; получение экспертных оценок констатирующего эксперимента по контрольным и экспериментальным группам.

Второй этап - формирующий (2009 - 2012 гг.) - получение

экспертных оценок формирующего социально-педагогическою

эксперимента по экспериментальным и контрольным группам; обработка,

II

систематизация, сравнительный анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы.

В эксперименте принимали участие свыше 200 участников хореографических коллективов, 25 участников коллективов художественного слова, а также 10 педагогов по хореографическим дисциплинам и два по культуре речи в учреждениях дополнительного образования детей.

Проведение комплексного педагогического эксперимента в ходе исследования позволило изучить технологический процесс условия успешного развития культуры речи у участников хореографических коллективов на основе аксиологического подхода. Эксперимент позволил разложить целостный технологический процесс деятельности хореографического коллектива на его составные элементы, выявить и проследить развитие отдельных сторон и связей с процессом развития культуры речи у его участников на основе аксиологического подхода. Преобразующий характер нашего эксперимента обусловлен разработкой и внедрением технологии обучения культуре речи, направленной на воспитание речевой компетентности участников хореографических коллективов, разработкой критериев, необходимых для оценки результативности проводимой работы, выявлением педагогических условий ее успешности на основе аксиологического подхода.

Третий этап - заключительный (2013 г.) - в котором были подведены итоги экспериментальной работы и сформулированы основанные на гипотезе выводы, проведена апробация результатов, подготовлены научные и внедрены методические рекомендации по совершенствованию процесса развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода.

Результаты исследования оформлены в тексте диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- дано определение понятия «культуры речи» как неотъемлемого профессионально значимого качества личности участника хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в мыслительной, творческой и эмоциональной сфере;

- разработана модель культуры речи участников хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода. Выявлены его свойства и характеристики, условия интеграции в хореографическую деятельность, в которой культура речи рассматривается как важнейший компонент содержания и деятельности учреждений дополнительного образования детей. Культура речи впервые рассматривается системно, как множество базовых, структурных компонентов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства и единство этого множества на основе аксиологического подхода;

- разработана авторская структурно-функциональная модель развития культуры речи участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода, которая рассматривается как неизбежный процесс влияния инновационных технологий обучения в учреждениях дополнительного образования детей в мыслительной, поведенческой и эмоциональной сферах;

- по-новому рассматривается процесс развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода - как сложное и многогранное сочетание личностных качеств, специальных знаний, умений и навыков, с одной стороны, и педагогической практики - с другой, позволяющей эффективно осуществлять информационно-

просветительскую, художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность со всеми категориями населения;

выявлены потенциальные возможности руководителей хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в обеспечении процесса культуры речи на основе аксиологического подхода. Поскольку методически специалисты учреждений дополнительного образования детей обеспечены только в хореографической подготовке, были разработаны научные рекомендации по культуре речи, задающие воспитанию мыслительный, поведенческий и эмоциональный компоненты.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

- раскрытии теоретических основ аксиологического подхода к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей как единого целостного технологического процесса, обеспечивающего знания и воспитание, активно влияющие на творческие усилия педагога и сотрудников в мыслительной, поведенческой и эмоциональной сферах;

- теоретическом обосновании сущностных характеристик предмета «культура речи», обеспечивающего развитие языкового знания, сознания, мышления, культуры речи, художественно-выразительных средств участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода;

- разработке интерактивных педагогических технологий по культуре

речи для участников хореографических коллективов учреждений

дополнительного образования детей, которые включают следующие общие

компоненты: целеполагание, функции, принципы, средства, способы,

формы, методы, разнообразно организуемую деятельность,

обеспечивающие освоение культуры речи участниками хореографических

14

коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе аксиологического подхода;

- обеспечении единства различных видов деятельности, включающей внутренние и внешние механизмы взаимодействия всех технологических компонентов системы учреждений дополнительного образования детей с социальными, экономическими, культурными сферами общества на основе аксиологического подхода, формирования мыслительной деятельности, норм поведения и нравственно-ценностных ориентаций и эмоциональной культуры участников хореографических коллективов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что совокупность выдвинутых теоретических положений позволила разработать и внедрить в деятельность учреждений дополнительного образования детей технологии обучения культуре речи участников хореографических коллективов, вычленить базовые, структурные компоненты, художественно-педагогические принципы ее развития. Разработаны критерии оценки уровня культуры речи участников хореографических коллективов, что позволило активно внедрить базовые структурные компоненты в деятельность учреждений дополнительного образования детей всех типов.

Практические выводы диссертационного исследования могут быть рекомендованы для использования в учебном процессе вузов культуры и искусств на кафедрах культурно-досуговой деятельности и социально-культурной деятельности и в учреждениях дополнительного образования детей всех типов.

Достоверность исследования и полученных научных результатов обеспечена обоснованной и четкой методологической базой, ее широтой и многогранностью, организацией опытно-экспериментального исследования, соответствующего его целям и задачам. Репрезентативность результатов задана высоким профессиональным уровнем экспертной группы и широтой

анализа полученных экспертных оценок, актами о внедрении результатов научного исследования в деятельность учреждений дополнительного образования детей.

Апробации и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по ряду направлений, включающих:

- публикации научных и методических работ по теме исследования (см. список с указанием объема в конце реферата);

- выступления на международных, республиканских и региональных научных и практических конференциях и круглых столах: «Проблемы качества подготовки специалистов в учреждениях дополнительного образования детей» (ноябрь 2009 г., Москва); «Дома творчества и созидания: культура, образование XXI века»; «Историко-культурные традиции в современном хореографическом искусстве» (декабрь 2010, Москва);

- участие в XVII, XVIII, XIX, X фестивалях художественного творчества педагогов дополнительного образования города Москвы (апрель 2010, 2011,2012, 2013 гг.);

использование материалов проведенного исследования в практической деятельности учреждений дополнительного образования детей - в качестве экспериментальных площадок в преподавании дисциплин культуры речи для участников хореографических коллективов;

- показы участниками хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей творческих программ с использованием искусства речи и комплексных культурно-досуговых программ, разработанных диссертантом, получивших высокую оценку членов УМО по хореографии г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту:

16

1. Деятельность учреждений дополнительного образования детей детерминирована интеграцией в общее образовательное и культурное пространство с максимальным сохранением российских традиционных и национальных форм культуры, и прежде всего русского языка, синтезирующего потенциальные возможности модернизации культурно-образовательного потенциала.

Современными чертами модернизации общего образования, в том числе и дополнительного, является мобильность, разноуровневость, многопрофильность, открытость, структурность и содержательность. Для того, чтобы участники хореографических коллективов стали конкуренто-пособными, имели твердые нравственные принципы, широкий кругозор, высокую общую культуру, легко адаптировались к рыночным отношениям, им необходимо овладеть высокой культурой речи.

2. Знание теоретических основ развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей способствует наиболее эффективному созданию пластико-хореографических программ, овладению речевой деятельностью, которая может быть использована во всех видах и формах как личностного, так и делового художественно-творческого общения.

Развития культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей возможно достигнуть только при тесном практическом взаимодействии с другими видами искусств. Синтез различных видов искусств в учреждениях дополнительного образования детей заключается в объединении совместных усилий, направленных на развитие культуры речи участников хореографических коллективов, свободно адаптированных к модернизации общего образования.

3. Интегратором учебно-творческого процесса в учреждениях дополнительного образования детей с использованием интенсивных научно обоснованных педагогических технологий, методов обучения, диагностических и методических приемов, учитывающих личностные особенности участника хореографического коллектива, является культура речи.

Интеграция учебно-творческого процесса в учреждениях дополнительного образования детей способствует целостному развитию участника хореографического коллектива, в котором во взаимосвязи хореографического искусства и культуры речи рассматривается система знаний, взглядов, убеждений, идеалов, определяющих отношение личности к самому себе, товарищам, миру как смысловая и эмоциональная оценка деятельности педагогов и сотрудников.

Систематизация теоретических и методических знаний позволяет преодолеть автономный и обособленный характер отдельных видов занятий, препятствующих развитию культуры речи по принципу: логично мыслить - логично говорить, логично действовать, логично вести себя.

4. Аксиологический подход к рассмотрению процесса развития культуры речи у участников хореографических коллективов в различных аспектах, а именно: педагогическом, психологическом, искусствоведческом, затрагивающих сущность этого явления, обусловленных потребностями общества, позволил выявить и обосновать модель взаимодействия всех видов искусств в учреждении дополнительного образования детей.

Педагогическая система взаимодействия всех видов искусств в учреждениях дополнительного образования детей состоит в совокупности технологий, обеспечивающих преподавание различных дисциплин, развивающих культуру речи у участников хореографических коллективов.

5. Аксиологический подход обеспечивает содержательно-смысловую структуру учебно-творческого процесса хореографических коллективов учреждений дополнительного образования:

- единством целей, средств, форм и методов освоения феномена культуры речи как целостности;

творческой природой и художественно-педагогической направленностью технологического процесса;

- проецированием дисциплин специального цикла на все виды и типы занятий в хореографическом коллективе;

- эффективностью и качеством преподавания в хореографических коллективах, обеспечивающих уровнем технологического и практического обучения и воспитания, которые проходят через усложнение художественно-творческих задач в рамках показов культурно-творческих программ.

6. Именно аксиологический подход обеспечивает синтез творческого начала и содержательного воспитательного воздействия в учебно-творческом процессе хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и определяет общие черты научной концепции, ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу развития культуры речи участников хореографических коллективов. С учетом этого обстоятельства и проводился анализ специфики развития культуры речи в рамках взаимодействия различных видов искусств во всех сферах: познания и мышления, поведения и эмоций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Каледин, Олег Петрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель, поставленная в диссертации достигнута, гипотеза подтверждена, задачи выполнены.

В диссертации доказано, что аксиологический подход выражает суть всех проблем развития культуры речи и духовно-нравственного развития личности в целом. Аксиологический подход поддерживает смысловое, содержательное единство уклада жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей. А процесс развития культуры речи у участников хореографических коллективов определяет ценности, обеспечивающие содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности участников хореографических коллективов.

Аксиологический подход обеспечивает отбор среди огромного количества ценностей: общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных.

Аксиологический подход в практической деятельности строится на таком методе как личный пример. Это реальная модель выстраивания отношений участников хореографических коллективов с другими творческими коллективами, образец ценностного выбора. Это позволит содержание учебно-творческого процесса, внеучебной и внешкольной деятельности наполнить примерами нравственного поведения участников творческих коллективов.

Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт участников хореографических коллективов, побудить их к внутреннему диалогу, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных ориентаций.

Ходе эксперимента выяснилось, что нравственное воспитание наполняется конкретным жизненным содержанием только при аксиологическом подходе. Поскольку стремление быть похожим на значимые лица, авторитетных педагогов у участников творческих коллективов преобладает образное эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Особенно четко выражена ориентация участников творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей на эмоционально- привлекательные образы людей, неразрывно связанные с той ситуации, в которой они себя проявили. Ценностные ориентации являются действительными средствами развития культуры речи участников хореографических коллективов.

В формировании общечеловеческих ценностных ориентаций большую роль играет общение с педагогами, со сверстниками, родителями, значимыми взрослыми. Наличие лидеров формальных и неформальных дает возможным его организацию на основе общения. Свободно выбирать и сознательно усваивать ту общечеловеческую ценность, которую он полагает как истинную.

Выбор участниками творческих коллективов собственной системы общечеловеческих ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне общения. Содержанием этого педагогически организованного общения может быть совместное освоение базовых общечеловеческих и отечественных ценностей.

Совокупность перечисленных аксиологических, содержательных фрагментов понятия «культура речи» представляет собой определенный уровень подготовки участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Анализ уровня культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей показывает, что существуют внутренние и внешние противоречия.

Внутренние противоречия связаны с различными проблемами в деятельности творческого участника хореографического коллектива («Не знаю, что хочу!»). Внешние - это те, которые зависят от социально-культурной среды учреждений дополнительного образования детей, не касающиеся побудительных мотивов творчества, освоения их результатов.

Несоответствие внутренних потребностей и внешнего облика, желаний и возможностей в освоении культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей возникает при опасении общественного мнения, высокая требовательность к себе, категоричность в суждениях, максимализм, сложность общения в коллективе. Самая трудная задача педагога по культуре речи в хореографическом коллективе состояла в том, чтобы показать правду жизни, раскрыть мысль не только через речь, но и внутренний монолог, который в упражнениях, этюдах или сценических номерах как форме действия проявили себя участники хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Для овладения искусством культуры речи необходима особого рода конструкция у участников хореографических коллективов. Конструкция человеческого речевого и двигательного аппарата, его голосовая и мышечная система, которые обладают определенными типологическими характерами и возможностями вне зависимости от личных качеств участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. В силу множества причин, как социальных, так и личностных, проблем в развитии культуры речи остается множество.

Поэтому необходимы исследования конкретного участника коллектива, его настроений, цели и мотивации действия.

В ходе эксперимента диссертант выяснил, что педагог так строил урок только на обучении основным элементам словесного действия, без надежды на то, что участники хореографических коллективов, овладев техникой, одновременно смогут выразить себя еще и эмоционально внутренне.

Как показал анализ, что педагогу надо думать, что речь может быть интереснее и убедительнее только при наличии технологий. Исходя из индивидуальности участника хореографических коллективов, педагогу надо найти такие возможности развития культуры речи, которые будут исполнены выразительно, наиболее естественно, легко и непринужденно. Одним из главных элементов работы над лексикой в культуре речи следует добиваться получения удовольствия от выполнения педагогического задания. Главное состоит в том, что необходимы отношения к духовным ценностям участников хореографических коллективов, которые проявятся на предмете «Культура речи». На протяжении всех лет обучения была создана общая атмосфера курса, дисциплины и т.д.

В ходе эксперимента была поставлена задача повысить техническую сложность предлагаемого участникам хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей материала все более усложненным становится развитие культуры речи. Это потребовало четкости и последовательности драматургической логики, метафорической и аллегорической образности, изменения динамики темпо-ритмической выразительности, музыкальности и владения речевой культурой. Все это свидетельствует о том, что участники хореографических коллективов могут двигаться, где «внешняя» техника - лишь этап в отношении «внутренней», то и «внутренняя» лишь этап по линии «внешней». Они лишь могут быть этапами в реализации аксиологического подхода к развитию культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Аксиологический подход к «внешней технике» осуществлялся в ходе эксперимента с помощью таких заданий как сочинение. Педагогическая технология с помощью которой достигаются наиболее высокие результаты по культуре речи. Ее основу составляли упражнения по заданию педагога, комплектность педагогических задач в упражнении, контрастность и последовательный переход от легких упражнений к трудным, выполнение упражнений целенаправленно в соответствии с аксиологическим подходом к развитию культуры речи у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Специфика творческой деятельности хореографического коллектива является важнейшими ее «смысловыми полями», структурными составляющими выступают следующие компоненты: физиологический, эмоционально-образный и сценически-действенный, которые постоянно обеспечивают развитие культуры речи.

На основе аксиологического подхода диссертантом выделялись и обосновывались сущность и роль культуры речи в исследуемом процессе. В соответствии с выше обозначенными «смысловыми полями» в диссертации была произведена классификация художественно-педагогических принципов по степени их принадлежности тому или иному компоненту.

Поэтому в число принципов обеспечивающих физиологический блок подготовки специалистов данной квалификации вошли следующие позиции: владение содержанием речи в процессе репетиций и на сцене; ритмичность и координация речи во время репетиций и на сцене; гармонизация взаимодействия всех частей тела в процессе сценической речи.

Специальными принципами формирования эмоционально-образного блока стали: артистизм исполнения текста; речевая выразительность; музыкальность речи; образность решения; исполнение литературных произведений.

Принципы, направленные на развитие сценического блока культуры речи: драматургическая логика построения речи; воспроизведение сценической речи; владение навыками сценического действия. Это в свою очередь предусматривает: формирование драматургической логики; умение участниками хореографических коллективов реализовать замысел сценического действия; владение различными жанрами сценических искусств; создание исполнительского замысла и его сценического воплощения.

Значит, принципы как структурные компоненты педагогической деятельности в процессе развития культуры речи находятся в логической последовательности, взаимосвязи.

Выделенные принципы реализации аксиологического подхода были положены в основу отбора технологии.

Технология сложная творческая составляющая профессии, начинается с определения цели.

Как показало наше исследование всего 10% участников продемонстрировали низкий уровень, а 60% - высокий уровень развития культуры речи и только 30% очень высокий.

Для повышения уровня развития общительности, коммуникативных умений и навыков у участников эксперимента была разработана система создания концертно-зрелищных программ и культурно-досуговой деятельности. Для активных участников эксперимента было предложено развивать такие умения как: написать сценарий программы; поставить программу; организовывать зрителей; привнести элементы художественности в культуру речи; анализировать проведенную программу.

Включение участников эксперимента в концертно-зрелищные программы позволило ускорить развитие культуры речи и значительные изменения художественных умений и навыков участников, которые происходят в развитии психических качеств и свойств личности.

Это дало диссертанту возможность разграничить последовательных этапов в связи со степенью усвоения художественных умений и навыков участников творческих коллективов в процессе взаимодействия создания концертно-зрелищных программ.

И здесь велико значение педагогических технологий. Доказано, «технологичность» содержания процесса развития культуры речи способствует алгоритмизации и кодированию действий, не утрачивая при этом своих творческих обучающих возможностей. Существует и другой познавательный материал, не поддающийся технологической обработке без утраты своих обучающих способностей.

Особенности педагогической технологии и технологических процессов заключаются в следующем. Отдельные технологические цепочки в развитии культуры речи имеют творческий потенциал. Одни технологические процессы по своей структуре и способам их реализации развивают в культуре речи внимание, общение, исполнительность, способность действовать механически, исключительно при жестко заданной последовательности основных элементов процесса. Такие технологии, в случае их абсолютизации, подавляют творческое начало личности, а другие технологические процессы выполняют функцию подспорья для активной сознательной мыслительной и поведенческой деятельности, эмоционально развивают в творческой личности способность облегчать свою работу путем кодирования поддающейся формализации информации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Каледин, Олег Петрович, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624с.

2. Абуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: Уч. пос. - М.: Прометей, 2005.

3. Азаров Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразовательной школы: Автореф. дисс. ...д-ра пед. наук. - М., 1973.

4. Айен К. Кружок эстрадного танца // Клуб. 1935. - №9-10.

5. Айламазьян A.M. Выразительность в танце и метод музыкального движения // Актуальные проблемы хореографического образования. - М., 2008.

6. Акопян-Шупп Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп // Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии: Материалы международной конференции. - Волгоград, 1999. - С.41-50.

7. Акунин В.А. Профессиональное обучение на современном этапе: теории и технологии. - М., 1994. - С.82.

8. Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Аксиология: частное и общее. - Новосибирск: Наука, 1987. - 242с.

9. Алексеев А.Г. Серьезное и смешное. - М., 1967.

Ю.Алексеева Е.М. Учить детей творчеству / Е.М. Алексеева // Дополнительное образование. - 2003. - №7. - С.20,25.

П.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т./АПН СССР; Под. ред. A.A. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2.

12.Аристотель. Соч.: В 4т. Т.4. - М.: Мысль, 1976. - 830с.

13.Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. - 1999. - №4. - С.117-120.

14. Архетипы в фольклоре и литературе. - Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 1994. - 91с.

15.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 1976. - 158с.

16.Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. - М.: Смысл, 2002. - 480с.

17.Асмолов А.Г. Проблема установки в необиохевиоризме: прошлое и настоящее // Вероятное прогнозирование в деятельности человека. -М.: Наука, 1977. - С.60-111.

18.Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007. - 528с.

19.Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002.-416с.

20.Бабанский Ю.К. - М.: Педагогика, 1988. - С. 14.

21.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. - М.: Просвещение, 1982. - 192с.

22.Барболин М.П. Методические основы развивающегося обучения. -М.: Высшая школа, 1991. - 232с.

23.Баринова Е.А. Связная речь и пути овладения ею в школе. - В кн.: Развитие устной и письменной речи: сб. науч. работ / Ленингр. пед. ин-т им. А.И. Герцена; редкол.: отв. ред. Т.И. Чижова и др. -Л.: ЛГПИ, 1976. - 128с.

24.Бартель В.В. Текст детского художественного произведения как культурологический портрет эпохи: Дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Бартель Виктория Владимировна. - Саратов, 2002. - 163с.

25.Бассин Ф.В. Проблема «бессознательного». - М.: Медицина, 1968. -468с.

26. Башкович Н. История хореографии всех веков и народов. - М., 1908. - Вып. 1.

27.Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). -М.: Международные отношения, 1990. - 336с.

28.Берлин А. Итоги фестиваля народного танца. Клуб, 1937. - №5.

29.Берт Н. Эстрадный танец. Клуб, 1934.

30.Библер B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии, 1989. - №6. - С.32-36.

31.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2008. - 528с.

32.Битянова М.Р. Социальная психология: уч. пос. / М.Р. Битянова. -2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2008. - 368с.

33.Блинова Е.Р. Личностно-деятельностный подход к отбору и конструированию содержания общеобразовательных учебных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Блинова Елена Рудольфовна. - Ижевск, 2004. - 237с.

34.Блок А. Статьи и речи для Большого Драматического театра. -Собр. соч.: В 8 т., Т.6. - М.-Л.: Гослитиздат, 1962.

35.Блок Л.Д. Возникновение и развитие техники классического танца. - РО ЛГИТМиК, №554, л.74.

36.Боборыкин П.Д. Театральное искусство. - СПб., 1872. - 366с.

37.Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. -М., 1995. -200с.

38.Богданов И.А. Искусство пластики на эстраде. - Л.: ЛГАТИ, 2003.

39.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Проблема формирования личности. - М.: М.Воронеж, 1997. - С. 135-172.

40.Болотов В., Малышевский А. Разбивая лед слов: О культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных у учреждений Российской Федерации // Учительская газета. - 1994. - №6. - С. 12-13.

41.Бондаревская E.B. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.- 113с.

42.Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1996. - С.72-80.

43.Борев Ю.Б. Природа искусства и специфика его воздействия на личность. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи. - М.: МГУ, 1978. - 268с.

44.Брагуца A.B. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе / A.B. Брагуца // Начальная школа. - 2010. - №9. -С.75-78.

45.Бродская C.JI. Возрастная психология в вопросах и ответах: уч. пос. для студентов вузов / C.J1. Бродская. - М.: КНОРУС, 2006. -255с.

46.Будачёва O.A. Как мы развиваем коммуникативную компетентность на уроках литературы / O.A. Будачёва // Управление школой. - 2008. - №10. - С.34-35.

47.Булатова Н.Д. Воспитание человека как высшей ценности общества: ценностный подход в современном образовании / Н.Д. Булатова // Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов. - Шуя: ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2008. - С. 18-22.

48.Булатова Н.Д. Здоровье как ценность человеческой жизни: пути и условия реализации антропологической модели психологического здоровья личности в образовательном учреждении / Н.Д. Булатова // Воспитание и творческое развитие личности: проблемы, пути решения: материалы IV Международных Бакушинских

педагогических чтений (Белгород, ГОУ ДПО БелРИПКППС, 22 апреля 2011 г.). - Белгород: ООО «ГиК», 2011. - С.62-67.

49.Булатова Н.Д. Формирование ценностного отношения к русскому языку средствами народной педагогики / Н.Д. Булатова // Вестник МГУКИ. - 2007. - №4 - С. 102-105.

50.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буславев. - JL: Учпедгиз, 1941. - 248с.

51.Бухалова C.B. Формирование готовности будущего учителя и реализации индивидуально-личностного подхода к учащимся в учреждении дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бухалова Светлана Васильевна. - Самара, 2007. - 248с.

52.Буянкина Е.Г. Социально-культурная деятельность национальных общественных объединений по формированию ценностных ориентации молодежи. Монография. - Барнаул: Изд-во АктГАКИ, 2008. - 171с.

53.Бюллетени ГАХН, 1925. - Вып.1.

54.Введенская JI.A. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д, 2001. - 111с.

55.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. 56с.

56.Велединский В.Г. Театр любителей. Вопросы художественного воспитания // Проблемы эстетического и художественного воспитания: Сб. статей. - Л., 1990.

57.Веселова А.Н. Проблемы развития речи у детей / А.Н. Веселова. -СПб.: НПК «Омега», 2011. - 160с.

58. Взаимодействие учреждений культуры и их роль в формировании культурной среды региона // Основные проблемы методологии и методики социологической деятельности в культуре и системе повышения квалификации кадров: Тезисы докладов Всесоюзной

научно-практической конференции. - Алма-Ата, 1990. - С.32-35.

164

59.Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов: дис. ... канд. пед. наук. - Чимкент, 2006. - 146с.

60.Виноградов О.М. Диалоги. В кн. Музыка и хореография современного балета. Сб. статей. - Л.: Музыка, 1974.

61.Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989. - 84с.

62.Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьёва. - М.: Астрель, 2006. - С.34-70.

63.Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Наука, 1985.

64. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.

65.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576с.

66.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. - М.: Педагогика. 1982.-Т.4. -432с.

67.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Научное наследство/ Под. ред. М.Г. Ярлшевского. - М.: Педагогика. - 1984. -Т.6.

68. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПБ.: Изд-во С-Петербургского уни-та, 1996. - 148с.

69.Вышеславцева С. Ритмическое воспитание // Народное просвещение, 1919. - №9-10.

70.Ганыиина Ю.В. Формирование культуры речи детей на литературном материале: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ганыпина Юлия Владимировна. - Рязань, 2007. - 253с.

71.Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н. Гендина // Школьная библиотека. -2002.-№7.-С.25.

72.Гете В. Об искусстве. - J1.-M., 1936. - С.327.

73.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. (Курс лекций для студентов ВУЗов). - М., 1996.

74.Гладков А. Мейерхольд. В 2-х т. - М., 1990.

75.Гоголь Н.В. Собр. соч. - М., 1933-1952. - Т.4.

76.Государев A.A. Духовное и художественное: иерархия ценностей в культуре личности / A.A. Государев // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой, 1997. -№6. - С. 180-183.

77.Граудина JI.K., Дмитриева О.Л., Новикова Н.В., Ширяв E.H. Мы сохраним тебя, русская речь! - М., 1995. - 243.

78.Граудина Л.К., Миськевич Г.М, Теория и практика русского красноречия. - М., 1998. - 132

79.Деркач A.A., Кузьмин Н.В. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма. -М.: 1993.

80. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1998. - 572с.

81.Дранков В.Л. Природа художественного таланта. - СПб.: СПБГУКИ, 2001.

82.Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. - М.: Политиздат, 1989. - 351с.

83.Евладова Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования в школе // Внешкольник. - 1999. -№3. - С.45-50.

84.Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен / А.Д. Жарков // Вестник МГУКИ. - 2003. - № 2. - С.72-80.

85.Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник /А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2012. -456с.

86.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. - М.: Профиздат, 2002. - 287с.

87.Жаркова A.A. Парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук / Жаркова Алена Анатольевна.- М., 2011. - 450с.

88.Жаркова JI.C. Организация деятельности учреждений культуры: учебник /Л.С. Жаркова. - М.: МГУКИ, 2010. - 394с.

89.Жаркова Л.С. Основные направления совершенствования деятельности учреждений культуры и искусств в современных условиях /Л.С. Жаркова // Мир культуры - культура мира. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2005. - С.235-238.

90.Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе / Н.И. Жинкин. - В кн.: Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в IV-VIII классах. - М.: Просвещение, 1969. - С. 101-108.

91.3анюк С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. - Киев: Ника-Центр, 2001.

92.Запорожец A.B. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1986. - 341с.

93.3ахава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1978.

94.Захаров М.А.Контакты на разных уровнях. - М., 1988.

95. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 222с.

96.Зимняя, И.А. Речевая деятельность и психология речи: основы теории речевой деятельности / И.А. Зимняя; отв. ред. A.A. Леонтьев. - М.: Наука, 1974. - С.64-72.

97.Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. - М.: АО АСПЕКТ ПРЕСС, 1993.

98.Исаев И.Ф. Профессионально - педагогическая культура преподавателя высшей школы: Воспитательный аспект. - М.; Белгород, 1992.

99.Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. - 315с.

100. Каган М.С. Семейство зрелищных искусств (кино, телевидение, театр) / Кино и современная культура: Сб. статей. - Л., 1987.

101. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: ТООТК Петрополис, 1997. - 205с.

102. Калинская Э.В. Инновации в речевом и культурном развитии юных современников / Э.В. Калинская // Коррекционная работа. Секреты педагогического мастерства; под ред. «Центр профессионального развития». - Химки, 2011. - С.20-28, 120-127.

103. Калинская, Э.В. Интеграция мультимедийных обучающих программ в развитии культуры речи детей /Э.В. Калинскя // М.: Вестник МГУКИ. - 2011. - №5(43). - С. 195-200.

104. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный.: Чечено-Ингушский гос. ун-т, 1976.

105. Каптеров П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - 704с.

106. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников, 1993. - №5. - С.2-7.

107. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12т. - Т. 1. -М.: ООО «Мир книги», 2003. - 400с.

108. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М.: Искусство, 1976.

109. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т.П. Способности. - Д.: 1960.

110. Колесников И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб, 1999.

111. Колесова О.В. Развитие речи детей на функционально-стилистической основе: дис. ...канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2007. - 199с.

112. Комарова C.B. Формирование речевой коммуникации учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках развития речи / C.B. Комарова. - М., 2005.- 171с.

113. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. - 171с.

114. Кон И.С. Ребенок и общество // И.С. Кон. - М., 1988. - С. 133166.

115. Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы // Собрание законодательства РФ. - 28.02.2011. -№9.-Ст. 1256.-СЛ.

116. Королёва И.В. Биологические основы развития языка и речи. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии / И.В. Коралёва. - М.: МСГИ, 2004. - 296с.

117. Коростелева Е.Ю. Система повышения квалификации учителей в сфере подготовки детей к развитию речи: дис. ...канд. пед. наук: Коростелева Елена Юрьевна. - Тольятти, 2005. - 207с.

118. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. -М.: Просвещение, 1986. - 208с.

119. Коршунов A.M. Отражение, познание, творчество. - М.: Наука, 1982.

120. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания

современной педагогики. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1994. - 142с.

169

121. Кох И.Э. Основы сценического движения. Пос. для культ.-просвет. и театр, училищ. Под ред. И.Э. Коха. - М.,1976.

122. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество, 2-е изд. - М., 1983.

123. Красильникова Л.В. Многоуровневая технология развития осознанной речевой активности детей младшего школьного возраста: Дис. ...канд. пед. наук / Красильникова Лариса Владимировна. - Нижний Новгород, 2008. - 240с.

124. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. - 255с.

125. Ксенофонтова А.Н. Теоретические основы становления речевой деятельности школьников в образовательном процессе: дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2000. - 370с.

126. Кузнецова Т.В. Оптимизация развития личности ребенка в условиях социально-культурной среды: дис. ...канд. пед. наук. -М., 2009. -270с.

127. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. -119с.

128. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.: Изд-во УРАО, 1998. - С.140-160.

129. Кульневич C.B. Личностно ориентированное воспитание: Концепция. Содержание. Реализация. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995. - 168с.

130. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева E.H. -М., 2001 - 183с.

131. Курдюкова C.B., Сунцова A.B. Развиваем речь. Как слышать и понимать речь. Учимся рассказывать. Игры со словами / C.B. Курдкжова, A.B. Сунцова. - М.: ЭКСМО, 2010. - 64с.

132. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения / Т.А. Ладыженская. - 2-е изд., перераб. - М., 1999. - 127с.

133. Ладыженская Т.А. Методы обучения связной речи / Т.А. Ладыженская. - в кн.: Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по русскому языку. - М.: Просвещение, 1980. - С.19-39.

134. Ладыженская Т.А. Текст как центральное понятие межпредметной программы «речь» / Т.А. Ладыженская // Характеристика связной речи старших дошкольников и первоклассников: сб. науч. тр. под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1980.-С.4-12.

135. Ларских З.П. Теоретические основы использования новых информационных технологий в процессе адаптивного обучения детей орфографии: дис. ...д-ра пед. наук / Ларских Зинаида Петровна. - М., 2000. - 449с.

136. Лашкова Л.Л. Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики: дис. ... канд. пед. наук / Лашкова Лия Лутовна. - Екатеринбург, 2000. - 149с.

137. Левитов Н.Д. Детская психология / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. - 477с.

138. Лейтес С.Н. Возрастные и психологические предпосылки развития способностей. Автореф. ...дисс. док. наук. - М., 1970.

139. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат., 1977.

140. Леонтьев, A.A. Функции и формы речи / A.A. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. A.A. Леонтьев. -М., 1974. -С.224-232.

141. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Метод обучения // Российская

педагогическая энциклопедия. Т.1. - М., 1993.

171

142. Липкина А.И. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках чтения / А.И. Липкина // Основы методики начального обучения русскому языку / под ред. Н.С. Рождественского. - М.: Просвещение, 1965. - С. 193-207.

143. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. проф. Горкина А.П. - М.: Росмэн, 2006.

144. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1977.

145. Лукиан из Самостаты. Избранная проза. - М., 1991.

146. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. -С.264-265.

147. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. - М.: Наука, 1978.

148. Макарова В.Н. Формирование профессиональной компетентности педагогов в области речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Образование и общество, 2009. - №1. - С.25-29.

149. Макарова H.H. Коммуникативно-игровая методика развития речи детей на основе мультимедийных материалов: дис. ... канд. пед. наук / Макарова Наталья Николаевна. - М., 2008. - С.82-94.

150. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. (Сценарная технология). Учеб. пос. для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств. - Краснодар: КГУКИ, 2004.

151. Марков П.А. О театре: В 4т. - М., 1976. - Т.З.

152. Марсель Марсо. Мимодрама - дыхание поэзии. «Театр», 1960. -№3.

153. Машевская С.М. Методика развития коммуникативных умений детей младшего возраста средствами театра при обучении риторике: канд. пед. наук / Машевская Светлана Михайловна. -Шуя, 2006. - 230с.

154. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. - М., 1968. - Т.1.

155. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. - М.: Искусство, 1968. - Т.2.

156. Мейлах Б.С. Эстетика и процессы творческой деятельности. - В кн.: Искусство и научно - технический прогресс. - М.: Искусство, 1973.-С.410.

157. Мельникова И.И. Формирование речевой культуры в процессе профессиональной подготовки учителя начальных классов: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Ярославль, 1998. - 18с.

158. Меос Л.В. Формирование речевой культуры младшего школьника в процессе обучения родному языку: дис. ... канд. пед. наук / Меос Людмила Васильевна. - Южцо-Сахалинск, 2005. - 168с.

159. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. - Пермь: Изд-во 111'ПИ, 1988. - С.26.

160. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. - М.: Росспэн, 1997. - 238с.

161. Михайленко О.И. Акмеологические факторы продуктивной деятельности учителей в развитии речи и мышления детей: дис. канд. псих, наук.

162. Морозова Г.В. Пластическое воспитание актера. - М., 1998. -С.8.

163. Мостовая Ю.В. Театрализация музыкальных произведений в контексте межвидового синтеза искусств. Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование. Международная научная конференция. - Краснодар -Новороссийск, 19-21 сентября 2000 г. Тезисы докладов. - 438с.

164. Музыка. Пение. Хореография: Теоретический курс. - М., 1994.

165. Надирашвили Ш.А. Классификация форм активности в свете теории установки // Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1987. - С.23-27.

166. Норакидзе В.Г. Типы характера и фиксированная установка. -Тбилиси: Менцниереба, 1966. - 190с.

167. Озаровский Ю. Музыка живого слова. - СПб.: Изд-во О.Н. Озаревской, 1914.

168. Платон. Соч. в 3-х т., Т.З, ч.2. - М.: Мысль, 1972.

169. Плешкина JI.H. Активизация речевой деятельности детей на уроках русского языка на основе комплекса инновационных педагогических технологий (В условиях Республики Мордовия): Дис. ... канд. пед. наук / Плешкина Лариса Николаевна. - М., 2004. -218с.

170. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.

171. Полякова Т.И. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры детей / Т.И. Полякова // Школьная библиотека. - 2006. - №4.

172. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

173. Попов А.Д. Творческое наследие. - М.: Искусство, 1979. - Т.1.

174. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Стандарты второго поколения; сост. Е.С. Савинов. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223с.

175. Прищепова И.В. Речевое развитие детей / И.В. Прищепова. -СПб.: КАРО, 2005.- 160с.

176. Равкин З.Н. Конструктивно - генетическое исследование ценностей образования - одно из направлений развития современной отечественной педагогической теории // Образование: Идеалы и ценности. - М., 1995.

177. Рамзаева Т.Г., Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - 432с.

178. Ретюнских JI.T. Онтология игры: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - M., 1998. - 40с.

179. Рогочевская Е.М. О русском хороводном творчестве // Актуальные проблемы современной фольклористики. - Л., 1980.

180. Рождественский Ю.В. Общая филология. - М., 1996. - С. 14.

181. Рубинштейн С.Л. Основы отечественной психологии. Изд.2. -М., 1964.

182. Русская художественная культура конца XIX - начала XX веков (1908-1917). - М.: Наука, 1977. - 512с.

183. Рутберг И.Г. Пантомима. Опыты в мимодраме. - М.: Сов. Россия, 1977.

184. Салтыкова М.В. Воспитание ценностного отношения учащихся к родному языку: социально-культурный аспект / М.В. Салтыкова // Вестник МГУКИ. - 2010. - №4. - С.148-151.

185. Серегина Д.А. Формирование речевой культуры детей в условиях воздействия СМИ: автореф. дис. канд. пед. наук / Серёгина Дария Александровна. - М., 2008. - С. 4.

186. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. -М.: Наука, 1970. - 141с.

187. Синюкова H.H. Философские проблемы формирования культуры речи личности: дис. ... канд. филос. наук Синюкова Нина Николаевна. - Москва, 2003. - 152с.

188. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр, 1994. - №6.

189. См. Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-этнографический источник. - М., 1979.

190. См. Кукин А., Лапин В. К проблеме русских хороводов // Народный танец: Проблемы изучения. - СПб., 1991.

191. См. Народный танец: Проблемы изучения. - СПб., 1991.

192. Смирнова Т.Г. Развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся на основе знаний о тексте: дис. канд. пед. наук / Смирнова Татьяна Геннадьевна. - М., 2004. - 196с.

193. Сокольников Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. - М.-Белгород: Белгородский гос.ун-т, 2000. - 150с.

194. Спутник музыканта: популярный энциклопедический словарь-справочник. 2-е изд. - Л., 1969

195. Станиславский К.С. Об искусстве театра. (Избранное). - М.: Искусство, 1982.

196. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми т. - М.: Искусство, 1954. -Т.1.

197. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми т. - М.: Искусство, 1957. -Т.4.

198. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8-ми т. - М.: Искусство, 1959. -Т.6. - С.287.

199. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. - М.: Искусство, 1953.

200. Станиславский К.С. Программа театральной школы и заметки о воспитании актера. - В кн.: К.С. Станиславский. Собр. соч. - т.З. -М.: Искусство, 1953. - С.447.

201. Станиславский. К.С. Собр. Соч. в 8-ми т. - М.: Искусство, 1954. - Т.8.

202. Станиславский. К.С. Собр. Соч. в 8-ми т. - М.: Искусство, 1954. -Т.5.

203. Станиславский. К.С. Собр. Соч. в 8-ми т. - М.: Искусство, 1954. -Т.2. -С.266.

204. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-восп. работы в сел. сред. шк. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979.

205. Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. -М.: Искусство, 1970.

206. Текучев A.B. Методика русского языка в средней школе / A.B. Текучев. - 3-е изд., перераб. для студентов пед. институтов по специальности 2101 «Русский язык и литература». - М., Просвещение, 1980. - 413с.

207. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Педагогика, 1961. - С. 10.

208. Теплов Б.М. Способности и одаренность. В кн. Избр. труды в 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1985.

209. Тимонина В.Ю. Использование информационных технологий при обучении русскому языку в школе: уч. пос. / В.Ю. Тимонина. -М.: Университетская книга, 2012. - С.9, 38.

210. Толстой А.Н. Собр.соч.: В 10-ти т. - М.: Художественная литература, 1961. - Т. 10.

211. Толстой Л.Н. Анна Каренина. - М., 1970. - С.816.

212. У истоков режиссуры (сб. статей). - Л., 1976. - 336с.

213. Узнадзе Д.Н. Психология исследования. - М.: Наука, 1966. -451с.

214. Уроки развития связной речи в начальной школе: пос. для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов / сост. Г.С. Щеголева; ред. Т.Г. Рамзаева. - 2001. - 158с.

215. Ушакова О.С. Развитие связной речи/ О.С. Ушакова; под ред. Ф.А. Сохина. - М.: АПН СССР, 1987. - С.22-39.

216. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : уч.-мет. пос. для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С.78.

217. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку / Л.П.

Федоренко. - М.: Просвещение, 1973. - 160с.

177

218. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития) / Г.Ф. Федорец. - Л., 1990. - 84с.

219. Федяева Е.В. Развитие речи и обучение риторике учащихся 4 класса общеобразовательной школы: на основе формирования внутренней речи: Дис. ... канд. пед. наук / Федяева Елена Владимировна. - Омск, 2006. - 354с.

220. Фомин A.C. Понятие «танец» и его структура //Народный танец: Проблемы изучения. - СПб., 1991.

221. Фридман Л.М. Пути разработки педагогических теорий и их основные параметры // Советская педагогика, 1977. - №3.

222. Халяпина Л.В. Педагогические условия профессиональной подготовки студентов к обучению культуре русской речи учащихся начальных классов общеобразовательных школ: дис. ...канд. пед. наук / Халяпина Людмила Владимировна. - Ставрополь, 2003. -176с.

223. Хуторской A.B. Современная дидактика: Учеб. - СПб, 2001.

224. Цейтлин Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пос. для учителей / Н. Цейтлин. - М.: Просвещение, 1982. - 143с.

225. Цит. по: Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. - М.: Искусство, 1983.

226. Ширяев E.H. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. - М., 1991. 4.1. -69с.

227. Ширяев E.H. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. -№4.

228. Шуваева A.B. Развитие связной речи детей в процессе работы над текстом (На материале 2 класса): Дис.... канд. пед. наук. -Рязань, 2002. - 220с.

229. Шульгина Н.П. Работа с текстом как средство осуществления личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку: канд. пед. наук / Н.П. Шульгина. - М., 2002. - 279с.

230. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой - М.: ИНТОР, 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.