Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Яценко, Анастасия Семеновна

  • Яценко, Анастасия Семеновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 250
Яценко, Анастасия Семеновна. Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2001. 250 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Яценко, Анастасия Семеновна

ВВЩЩНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

§ I. Сущность и социальные Функции учревдений дополнительного образования*детей

§ 2. Особенности профессионально-хореографической направленности обучающегося в учреждениях дополнительного образования

§ 3. Личностно-деятельностный подход к формированию профессионально-хореографической направленности обучающихся в учревдениях дополнительного образования

Глава П. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

§ I. Социально-педагогические условия совершенствования процесса профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

§ 2. Специфика досуговой педагогики совершенствования профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждении дополнительного образования

§ 3. Инновационные педагогические технологии как фактор совершенствования профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования»

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования системы дополнительного образования детей, которая может стать одним из звеньев реформирования российской образовательной системы. В настоящее время только в Москве созданы и успешно функционируют свыше 118 учреждений дополнительного образования детей. Реальные результаты их деятельности - это процесс создания условий в образовании, просвещении и воспитании, в развитии профессиональной направленности личности ребенка на основе его творческих интересов, склонностей, способностей, таланта.

В условиях отсутствия в нашем обществе общенациональной идеи развитие профессиональной направленности личности ребёнка, обучение в учреждениях дополнительного образования детей становится основным способом реализации идеи непрерывного образования, возрождения культуры в целом и хореографической, в частности.

Развитие профессионально-хореографической направленности у обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей - это ориентация на морально-эстетические ценности в этом виде деятельности, где трансляция нравственных принципов является необходимым условием обретение профессиональной свободы в мире культуры и образования. С освоением профессионально-хореографической направленности начинается становление личности ребенка в мире как таковом и в конкретной социально-культурной среде.

Реалии неустоявшихся рыночных отношений обостряют противоречие между повышением требований к конкурентоспособности выпускника учреждений начального профессионального образования и характером его обучения и профессиональной подготовки.

Свободная личность ребёнка в условиях рыночных отношений формируется под воздействием многочисленных факторов, порождающих ряд проблем развития и образования.

Современная педагогика дополнительного образования встречается с проблемой продления трудоспособности ребёнка после занятий в школе, формирования и развития его ценностных ориентации художественного вкуса.

Поскольку все сильнее начинает утверждаться подростковая субкультура, важным элементом которой выступает гипертрофированный интерес к современным танцам и различным танцевальным суррогатам и подделкам, следует использовать интерес детей и подростков к хореографии, вызывающей эмоциональные переживания и любовь к искусству, чтобы в полной мере реализовать способность хореографии конструктивно воздействовать на духовный мир личности ребенка.

Поиск выхода из этого состояния может быть осуществлен только путём отказа от старых, не оправдавших себя форм и методов развития профессионально-хореографической направленности личности ребёнка в соответствии со спецификой учебного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Осуществляя поиск условий форм и методов развития профессионально-хореографической направленности личности в учреждениях дополнительного образования, диссертантка рассматривает их как "открытую систему", где условия, личностно-ориентиро-ванная мотивация обучения, профессиональный уровень специалистов-хореографов способны изменить представления о путях развития профессиональной направленности ребенка.

Следовательно, актуальность исследования определяется противоречиями между острой потребностью в профессионально-хореографической направленности личности ребёнка на эту специальность в учреждениях дополнительного образования, имеющих специфику учебно-творческого процесса и отсутствием подготовки специалистов-хореографов дая учреждений дополнительного образования в педагогических вузах и вузах культуры и искусств на основе современных представлений о теории и методах образовательного процесса в этой области знания.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что существует значительное число научных публикаций, раскрывающих методологию функционирования системы дополнительного образования. Это труды М.Я.Бахтина, П.П.Блонского, А.У.Зеленко, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, E.H.Медынского, С.Т.Шацкого, К.Д.Ушинского.

В области психологии цроизвольных движений - труды Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева,А.Г.Рузской, Д.Б.Эльконина, которые, опираясь на экспериментальные исследования, отчётливо показали, что эффективность произвольных движений существенно зависит от характера задач, решаемых личностью ребёнка и направленности на достижение цели. A.B. Запорожец выявил основные этапы развития произвольных движений в детском возрасте, обнаружив особое психологическое значение того этапа, на котором у ребёнка определенная система движений, первоначально отработанная на предметах, начинает осуществляться в отсутствии этих предметов - по словесной инструкции или самоинструкции.

Поиски решения данной проблемы были предприняты у психологов В.Г.Асеева, Л.И.Божович, В.К.Вилюнаса, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Й.Лингарт, А.К.Марковой, С.Л.Рубинштейна, П.В. Симонова, Х.Хекхаузена, Г.И.Щукиной и других ученых рассматривают направленность личности как основу активности и эффективности деятельности.

Современной психологией и педагогикой накоплен значительный опыт в области совершенствования профессиональной направленности личности. Содержание этого процесса включает широкий спектр общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности Ю.К.Вабанский, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.А.Сластенин раскрыли педагогические, социальные, личностные, индивидуальные основы подготовки специалистов в педагогических вузах.

Исследования этой проблемы и были выполнены на материалах деятельности вузов культуры и искусств. Н.К.Бакланова исследовала психолого-педагогичаские основы профессионального мастерства специалистов культуры на специализациях художественного профиля. Формирование самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки исследовалось К.В.Баклановым. Профориентация студентов вузов культуры и искусств, формирование профессиональной направленности личности студента исследованы Г.И.Анашкиной, В.В.Журомским, И.^.Миргалимовым, В.М.Поля-РУЖ.

В исследованиях А.А.Аронова, А.Я.Айзенберга, Т.И.Баклановой, Л.С.Жарковой, Л.С.Зориловой, С.П.Исенко, Т.Г.Киселёвой, Е.И.Максимова, В.С.Садовской, Е.Ю. Стрельцов ой, П.А.Черватюка, В.И.Черниченко, В.М.Чижикова, Н.П.Яценко раскрываются проблемы совершенствования профессионального образования, профессионального самоопределения личности в учреждениях культуры.

Этому способствовало и научно-методическое обеспечение учебного процесса факультетом хореографии Московского государственного университета культуры и искусств. Это программы, разработанные для студентов хореографических факультетов.

Издан ряд монографий, учебно-методических пособий, сборников, в которых собран богатейший материал по записи и обработке танцев, что оказало большую помощь в работе над диссертацией. Среди них следует назвать работы Б.Т.Абирова, Л.А. А деевой, А.Азимовой, Г.Ф.Богданова, Ф.А.Гаскартова,В.И.Геращенко, С.М.Гребенщикова, К.Я.Голейзовского, Ш.Б.Жиенкуловой, А.А.Климова, В.Н.Нилова, О.Н.Ниязовой, Т.С.Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А.Устиновой и других, но они не касались деятельности учреждений дополнительного образования.

Анализ многочисленных источников позволил определить понятийно-категориальный аппарат данного диссертационного исследования.

Объектом исследования стали участники хореографических коллективов государственных учреждений дополнительного образования детей Московского комитета образования.

Предмет исследования - процесс развития профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Целью исследования является выявление теоретических основ формирования профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждении дополнительного образования и совершенствование процесса развития профессионально-хореографической направленности в учреждениях дополнительного образования детей.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

1. Изучить сущность и социальные функции учреждений дополнительного образования;

2. Раскрыть особенности профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования детей;

3. Проанализировать возможности личноетно-деятельностного подхода к формированию профессионально-хореографической направленности обучения в учреждениях дополнительного образования;

4. Рассмотрев социально педагогические условия совершенствования процесса формирования профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей;

5. Выявить особенности досуговой педагогики в процессе совершенствования профессионально-хореографической направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования;

6. Разработать инновационные педагогические технологии формирования профессионально-хореографической направленности в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что современное освоение педагогических основ развития профессионально-хореографической направленности личности обучающихся в учреждениях дополнительного образования значительно повысит результативность учебно-воспитательного процесса, если будет осуществляться:

- целенаправленная педагогическая деятельность специалистами, овладевшими спецификой системы дополнительного образования детей;

- единый технологический процесс развития профессионально-хореографической направленности на занятиях хорео1*рафическим искусством и смежными дисциплинами на основе мвжпредметных связей;

- активное включение личности обучающегося в учреждении дополнительного образования в широкую культурно-досуговую деятельность с использованием специфических средств,форм и мето

Дов;

- внедрении инновационных педагогических технологий постоянным освоением знаний, умений и навыков.

Методологической основой исследования послужили идеи и положения о диалектической взаимосвязи явлений, их сущности и процессов обеспечивающих их реализацию о ведущей роли творческой деятельности в профессиональной направленности личности разработанные в трудах H.A.Бердяева, А.Ф. Лосева, П.А.Флоренского, С.И.Гессена.

Огромное влияние на методологию исследования, на формирование теоретической концепции развития профессиональной направленности личности ребёнка оказали философско-теоретические труды С.С.Аверинцева, А.И.Арнольдова, Е.Я.Александровой, A.A. Аронова, Л.М.Баткина, H.A.Бердяева, Д.С.Васильева, А.Я.Гуре-вича, И.А.Ильина, С.Н.Иконниковой.

Теоретические основы исследования опираются на концептуальные положения, выдвинутые ведущими учеными в области психолого-педагогического анализа личности Б.Г.Ананьевым, А.Г.Асмаловым, В.М.Бехтеревым, А.А.Бодалевым, Б.М.Величковс-кой, И.С.Коном, А.В.Петровским, С.Л.Рубинштейном, Б.Н.Тепловым, П.М.Якобсоном,

Диссертантка исходила из теории деятельности Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, разработанные отечественными учеными принципы оптимизации педагогического процесса Ю.К.Бабенского, А.К.Марковой, Н.Н.Нечаева, А.А.Вербицкого.

Наибольшую известность в психологии получили результаты исследований А.В.Запорожца, связанные с изучением особенностей ориентировочных (или поисковых) действий и их роли в формировании произвольных движений. Он разработал идею, согласно которой эти действия являются основой построения в сознании человека образов действительности, определяющих произвольные движения.

В разработке профессионально-хореографической направленности личности обучающегося автор диссертации опиралась на труды по теории и методике профессионального образования в целом и на работы, отражающие особенности профессионального образования в вузе культуры и искусств (А.Я.Айзенберг, A.A. Аронов, Н.К.Бакланова, Т.Г.Киселёва, М.Г.Данильченко, Л.С. Жаркова, В.И.Закутский, П.А.Черватюк, В.И.Черниченко, В.№. Чижиков, В.Д.Шадриков и др.).

В обоснование содержания образовательного процесса положены труды по истории и теории (Ю.А.Бахрушин, М.Бежар, Г.Ф. Богданов, М.В.Васильева-Рождественская, Б.Г.Голубовский, М,Грэхем, А.Дункан, Г.Л.Добровольская, Р.В.Захаров, И.В.Кох, А.А.Климов, А.Б. Немировский и др.), акцентирующие необходимость максимального приближения к практике.

Изучение и анализ исследуемой проблемы позволили предположить возможность моделирования учебно-творческого процесса в хореографическом коллективе, внедрение инновационных технологий обучения танцу в учреждении дополнительного образования.

Базой исследования стали государственные учреждения дополнительного образования Московского комитета образования -Центр творчества "Кузьминки" (экспериментальная) и Центр творчества "Строгино" - контрольная база. Базы исследования подбирались с учетом идентичности решаемых учебных, воспитательных и творческих задач, материально-технического состояния базы, кадрового состава.

На экспериментальной базе - Центре творчества "Кузьминки" было создано две группы по 20 обучающихся 12-14 лет и 15-17 лет. Идентичные группы были организованы в Центре творчества детей "Строгино", в их задачу входила деятельность по развитию профессионально-хореографической направленности обучающихся по традиционной методике.

Организация и этапы Исследования.

Исследования проводились с 1997 по 2001 гг. и осуществлялись в несколько этапов, являясь органическим продолжением научного интереса диссертантки к современному состоянию танцевального искусства, проблемам и перспективам совершенствования педагогических технологий в преподавании хореографического искусства в учреждениях дополнительного образования.

На первом констатирующем этапе (1997-1998 гг.) проводился анализ научных источников, проблемы, формулировка темы, разработка программы и методики исследования. Были изучены материалы профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждении дополнительного образования, обосновывалась актуальность рассматриваемой проблемы, формировались цели и задачи, гипотеза, предмет и объект исследования.

В этот период было проанализировано состояние экспериментального и контрольного объектов и деятельность учреждений дополнительного образования Москвы в избранном аспекте исследования. На данном этапе исследования диссертантка изучала все существующие учебные программы по преподаванию танца,одобренные Комитетом образования г.Москвы, учебно-методическую литературу, используемую в учреждениях дополнительного образования детей.

Второй этап исследования (1998-2000 гг.) носил поисково-экспериментальный характер. Проведен анализ фактологического материала и сделаны обобщающие выводы.

Итогом второго этапа исследования стало завершение систематизации материалов исследования, выявление системообразующих факторов и связей элементов хореографической культуры и компонентов инновационных педагогических технологий преподавания танца на современном этапе в учреждениях дополнительного образования детей. На этой основе была организована опытно-экспериментальная работа по профессионально-хореографической направленности личности обучающихся в учреждении дополнительного образования детей.

На третьем этапе (2000-2001 гг.) была завершена экспериментальная работа и окончательно сформулированы выводы, проводилась апробация результатов исследования. Были подготовлены тезисы к научной конференции, доклады и научные статьи по исследуемой проблеме. Диссертанткой проведен анализ эффективности авторской системы профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования детей.

В исследуемый период был осуществлен анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы исследования и разработаны научно-методические рекомендации по их внедрению.

Основу опытно-экспериментальной работы составил социально-педагогический формирующий эксперимент, который представлял собой проверку научных предположений, выраженных в гипотезе и сформулированной проблеме. Цель эксперимента состояла в поисках наиболее эффективных компонентов или целостных педагогических технологий, которые в совокупности составляют педагогическую основу способных усовершенствовать учебно-теоретический процесс на хореографическом отделении учреждения дополнительного образования детей.

В ходе эксперимента обучающиеся овладевали элементами классического, историко-бытового, народного "джаз-модерн" танца.

В 1999 году на экспериментальной базе была создана учебно-творческая школа "Профессия", в которой были собраны самые талантливые обучающиеся с 13 по 17 лет в количестве 30 человек, с которыми проводили занятия 8 педагогов.

В ходе эксперимента отмечался характер роста каждой группы и каждого обучающегося. Обучающие научились владеть своим телом, цриобрели культуру и свободу движений, физическую хореографическую форму. Избранная методика позволила получить необходимый и достаточный набор сведений, способствующий наиболее полному пониманию сущности педагогических основ развития профессионально-хореографичеокой направленности обучающихся в учреждениях дополнительного образования. В данный период проводились наблюдения занятий, анкетирование выпускников хореографического отделения Центров творчества детей и подростков.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят из:

- систематизации терминологического аппарата по избранной теме;

- разработке теоретических основ профессионально-хореографической направленности личности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, где установлена высокая степень воздействия на личность ребёнка школьного возраста, определены цричины торможения развития этого процесса в современных условиях, предложены оптимальнее педагогические условия, для совершенствования этого процесса;

- выявлении педагогических основ профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования, опирающихся на мотивацию обучающихся, их выбор балетмейстерской и исполнительской деятельности;

- рассмотрении инновационных педагогических технологий, активизирующих деятельность по усвоению новых знаний, умений и навыков владения своим телом, организации имиджа своей будущей профессии, способности саморегуляции личности обучающегося;

- создания синтезированной, комплексной методики поэтапного формирования специалиста хореографического творчества;

- разработке научно обоснованных рекомендаций педагогической деятельности, анализу программного материала в учреждениях дополнительного образования детей.

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и методические рекомендации внедрены в учебно-творческий процесс учреждений дополнительного образования Центра творчества "Кузьминки", "Строгино" Московского комитета образования и могут быть использованы и в профессиональной подготовке руководителей хореографических коллективов в общеобразовательной школе, на курсах повышения квалификации Московского комитета образования, в Московском институте повышения квалификации работников образования, в средних учебных заведениях, педагогических вузах и вузах культуры и искусств на факультете хореографии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- выступлений на международных, республиканских и областных научно-практических конференциях:

1. Специфика педагогической деятельности на хореографическом отделении в учреждении дополнительного образования. Доклад на 1фуглом столе "Проблемы, тенденции и перспективы развития хореографического жанра". Комитет образования Москвы, 30 марта 2001 г.

2. Профессионально-художественная направленность личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования. Сообщение на круглом столе Международной научно-практической конференции: "XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека". - Москва: М1УКИ. 16-17 мая 2001 г.;

- опубликования статей в сборниках Московского государственного университета культуры и искусств;

- применения разработанных методических принципов в преподавании хореографических дисциплин специального цикла для обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей;

- участия диссертантки в российских и международных конкурсах в качестве солистки балета Большого Театра Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессионально-хореографическая направленность личности обучающегося в учреждении дополнительного образования представляет собой сложное мотивационно-смысловое, творческо-тренинговое образование, в основе которого лежат личностная зрелость, сформированность профессионально-значимых качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы как исполнителя, так и руководителя коллектива.

2. Профессионально-хореографическая направленность формируется под влиянием сложного процесса взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определящими в развитии личности, но по мере развития сознания, утверждения направленности личности всё большую роль приобретают внутренние условия: мотивы, опыт, мировоззрение, интересы и потребности установки, относящиеся к профессии. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность деятельности личности, которая и оказывает решающее воздействие на развитие психических процессов.

Благодаря направленности личности обучающегося вся его деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие профессионально-хореографической направленности личности ребёнка.

3. Успешное формирование профессионально-хореографической направленности возможно достигнуть на следующих педагогических основах: устойчивой мотивации обучения, интереса к учебной деятельности на хореографическом отделении; формирования отношений к самой профессионально-хореографической деятельности с использованием интенсивных научно обоснованных методов обучения, диагностических и методических приемов, учитывающих личностные особенности обучающихся.

4. Обучение танцу на профессиональном уровне в учреждениях дополнительного образования станет возможным при ценностно-ориентированном активно-деятельноетном подходе к учебно-творческому процессу, систематизации теоретических и методических знаний, умений и навыков.

В результате накопленного опыта и известного развития ориентировочных действий у ребёнка появляется возможность использовать как болев экономный и эффективный способ усвоения новых движений - подражание. Относительно высокая эффективность обучения путем подражания объясняется прежде всего тем, что взрослый, демонстрируя ребёнку соответствующие движения, организует его ориентировку, ведет его взор за демонстрируемыми движениями и тем самым формирует у подражающего образ действия до того, как последнее будет практически осуществлено.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций,связанных с личностио-ориентированным подходом к решению проблемы, опорой на широкий спектр научно-педагогических источников, обобщающих основные достижения в области дидактики, оптимизации учебно-творческого и воспитательного процесса, проведением сравнительного анализа в процессе социально-педагогического эксперимента и неоднократно апробированных в ходе исследования результатов, сопоставлением данных, полученных в учреждениях дополнительного образования идентичного профиля.

Структура диссертации.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав: "Теоретические основы профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждениях дополнительного образования" и "Особенности профессионально-хореографической направленности обучающегося в учреждениях дополнительного образования", заключения и списка литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Яценко, Анастасия Семеновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате цроведенного нами исследования подтвердилась рабочая гипотеза.

Диссертантка пришла к выводу, что последовательность возрастных периодов жизни ребенка определяется преемственностью таких видов его собственной воспроизводящей деятельности, как непосредственно эмоциональное общение, предметно-манипулятивная, игровая, учебная, общественно полезная и учебно-профессиональная деятельность. В процессе их выполнения у ребенка возникают и формируются те или иные способности (психические функции), соответствующие определенному уровню его психического развития (например, в хореографической деятельности у ребенка возникает и начинает формироваться способность к творческому воображению). Содержание и способы организации собственной деятельности ребенка прямо или косвенно задаются ему взрослыми в процессе обучения и воспитания, характер которых существенно меняется при переходе ребенка от одного вида деятельноети к другому. Подлинные возможности дополнительного образования обучения обнаруживаются тогда, когда юс содержание как средство организации воспроизводящей деятельности личности ребенка вполне соответствует ее психологическим особенностям, а также тем способностям, которые формируются на ее основе хореографической деятельности. Существует принципиальная возможность создания таких способов обучения детей умениям, которые в большей мере соответствуют учебной деятельности школьников. Поэтому данное обучение будет в большей степени способствовать их профессиональному развитию (сами умения при этом могут быть сформированы на более высоком уровне).

Психологические особенности хореографической деятельности, их связь с обучением и воспитанием детей, а также особенности самого их психического развития исторически изменчивы и существенно зависят от целей общественного воспитания и массового образования, присущих тому или иному историческому времени.

Хореографическая деятельность вводящая детей в сферу теоретических знаний и обеспечивающая развитие у них основ теоретического сознания и мышления включает такие компоненты, как учебно-познавательные потребность и мотивы, учебная задача, соответствующие действия и операции. Специфика учебной задачи профессионально-хореографической направленности состоит в том, что при ее решении дети овладевают общим способом решения всех частных задач определенного класса. Учебные действия и операции, посредством которых они решают учебные задачи, предполагают выполнение рефлексии, анализа и планирования теоретико-содержательного типа.

Наблюдая в течение многих лет многочисленные и разнообразные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей школьников, можно было заметить два очень важных обстоятельства.

Первое состоит в том, что в этих экспериментах в конечном счете почти всегда происходило расширение используемых факторов, направленных на развитие школьников. Если в начале экспериментов ограничивались обычно факторами, прямо направленными на интеллектуальное развитие (совершенствование содержания обучения, методики изложения учебного материала и некоторые другие), то затем, как правило, включали в эксперименты факторы, направленные на личностное развитие (коллективные формы учебной работы, организация более гуманного и демократического общения учителя с учащимися и учащихся между собой и другие). При этом включение этих личностных факторов в эксперимент оказывало даже большее влияние на развитие школьников, чем факторы чисто интеллектуального характера. А личностные факторы как раз и входят в социальную ситуацию - отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Второе обстоятельство состоит в том, что не все учащиеся, достигшие в этих экспериментах высокого уровня интеллектуального развития, показывали образцы нравственного поведения, социальной зрелости. Создавалось впечатление, что интеллектуальное развитие этих учащихся происходило как бы независимо от их социального и нравственного становления.

Диссертантка, расширяя понятие "развитие", понимая его принципиально иначе, чем раньше, рассматривает и понятие "обучение" в проблеме взаимосвязи и взаимообусловленности обучения и развития. Обучение теперь нужно понимать как целенаправленный процесс, обеспечивающий воспитание личности обучающихся, характеризуемой как культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой.

В этом состоит второй основной вывод, который следует из анализа проведенных в нашем исследовании проблемы и развития профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждении дополнительного образования.Автор исходила из следующего общего положения: организуя обучение, направленное на усвоение системы знаний, умений и навыкоЕ, меняя в нем, по сравнению с традиционным, ту или другую сторону, можно это обучение сделать успешным не только в обычном смысле, но и развивающим профессионально-хореографическую направленность личности обучающегося в учреждении дополнительного образования.

Далее диссертантка пришла к выводу, что цри организации и проведении деятельности в учреждении дополнительного образования следует опираться и всячески развивать присущую детям, потребность в самоутверждении, в самоосуществлении себя как личности, в желании стать значимым для других, в страстном стремлении быть оцененным окружающими по достоинству. В то же время у обучающихся при формировании профессионально-хореографической направленности следует постепенно развивать адекватную самооценку, знание своих сильных и слабых сторон. Для этого каждому обучающемуся необходимо периодически проходить через психодиагностику своих основных качеств и особенностей, и ему надо сообщать результаты диагностики и обсуждать их с ним, с тем, чтобы развивать у него рефлексивную деятельность, потребность и привычку к самоанализу.

Эффективное формирование профессионально-хореографической направленности личности обучающегося в учреждении дополнительного образования проходит лишь в процессе разнообразной собственной (умственной и практической) деятельности. При этом важно, чтобы определяющим мотивом этой деятельности был внутренний мотив, непосредственно связанный с содержанием хореографической деятельности, а основная деятельность обучающегося в учреждении дополнительного образования приобретала характер самодеятельности. Именно в ней обучающийся находит удовлетворение своих наиболев глубоких познавательных потребностей, интересов и склонностей в личностном саморазвитии, и эта деятельность приносит ему наибольшую радость и удовлетворение. Для этого следует создавать оптимальные условия для индивидуального, свободного развития каждого обучающегося, преодолевая свои слабые и негативные стороны и развивая и совершенствуя сильные и лучшие в профессионально-хореографической направленности.

Для того, чтобы деятельность обучающегося оказывала наибольшее влияние на профессиональное развитие, это значит, что обучающийся по мере взросления может принимать все большее участие в определении целей и непосредственных задач хореографической деятельности (конечно, в русле извне заданных общих целей образования и воспитания), в планировании этой деятельности, в ее проведении, контроле, оценке, учете результатов и коррекции ее хода.

Следует учесть, что наибольший эффект педагогических воздействий педагогов на обучающихся достигается в том случае, когда эти воздействия направлены непосредственно на этого обучающегося и через референтную для него группу. Поэтому крайне важно, чтобы хореографический коллектив стал для каждого обучающегося референтной группой, в которой педагог занимает особое место и в силу своего авторитета имеет особые права, однако не ущемляющие разумных прав и инициатив обучающихся.

Профессиональные качества личности обучающегося наиболее эффективно развиваются и формируются в межличностном общении сверстников, особенно - в деловом общении по содержанию совместной учебной, трудовой и общественной деятельности. Наиболее действенным условием для этого является широкое развитие самоуправления, охватывающего все сферы их деятельности, в том числе и учебно-творческую, в котором принимают участив все обучающиеся с периодически меняющимися ролями в этом самоуправлении.

Обучающиеся на хореографическом отделении различаются между собой как по задаткам, способностям, интересам и склонностям, так и по особенностям темперамента и характера. Наличие в одной учебной группе обучающихся на хореографическом отделении с разными характерами и темпераментами неизбежно и даже полезно, ибо в процессе их взаимодействия при разумной его организации негативные стороны этих особенностей будут подавляться и постепенно исчезать, а наиболее ценные черты - будут развиваться. А вот наличие в одной и той же группе обучающихся с разными задатками, с разными способностями и темпом их развития приводит к негативным явлениям, когда менее способные подавляются в своем развитии, а более способные не имеют нужной свободы для дальнейшего укрепления своих способностей в профессиональном развитии личности ребенка.

Поэтому комплектование учебных групп должно быть таким, чтобы каждая группа была по возможности гомогенной по уровню развития способностей, особенностям интересов и склонностей обучающихся в хореографической деятельности. При этом каждый обучающийся в учреждении дополнительного образования должен иметь возможность попробовать себя в различных видах деятельности с тем, чтобы более точно определить свою профессиональную направленность.

Реально оценивая положение дел в сегодняшней системе дополнительного образования, автор диссертации ставил перед собой задачу создания у обучающихся устойчивой познавательной потребности как высшей стадии формирования и развития мотивации обучения. Создание познавательного интереса к предмету "Танца" и включением обучающихся в процесс занятий в учреждении дополнительного образования, его индивидуального движения относительно самого себя, собственных предшествующих достижений.

Для реализации данного подхода использовался следующий комплекс методов обучения:

- методы, непосредственно побуждающие мотивы учения (занимательная информация, новые для учащихся формы организации процесса обучения);

- методы, перспективно побуждающие мотивы учения (организация деятельности, направленной на достижение конкретной осознаваемой цели);

- методы интеллектуального побуждения (самостоятельный поиск ответа на вопрос или решение задачи, овладение общеучебными умениями, обучение приемам умственной деятельности);

- методы создания благоприятного эмоционального состояния в учебно-творческом процессе иннвадионных методов в этнопеда-гогике.

Основной задачей исследования было изменение господствующей теории и реорганизации всего учебно-творческого процесса в учреждениях дополнительного образования на основе инновационных преобразований.

Инновационные методы требовали замены парадигмы профессионально-хореографической направленности в учреждениях дополнительного образования. Парадигма (от греч. - образец, эталон) -господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практических проблем. По мнению инноваторов, классическая педагогическая теория безнадежно устарела, строить на ней воспитание нынешних поколений в новых условиях нельзя.

Поэтому и сегодня для нашего исследования актуальна выработка педагогических основ профессионально-хореографической направленности личности обучающегося, одаренным в хореографии с учетом базового и вариативного компонентов. Педагогичеокой основой этого процесса стала взаимосвязь образования и культуры, установление реального взаимодействия и взаимообогащения танцевальных культур - русской, народов Российской Федерации, народов мира.

Учреждение дополнительного образования "Кузьминки" благодаря взаимодействию со школой, с учреждениями культуры, с музыкальным училищем им.Гнесиных, с институтом искусствоведения, хореографическим ансамблем "Калинка", фольклорным коллективом "Звонница" и др. значительно укрепил свой кадровый потенциал.

Педагогический потенциал учреждения дополнительного образования - средство формирования профессионально-хореографического развития личности позволяет созданию ситуации успеха каждого ребенка, что благотворно оказывается на их развитии и укреплении его личного достоинства.

Педагогической основой соединения дополнительного и базового образования является инфраструктура профессионального развития личности ребенка, обеспечивающая удовлетворение личностных потребностей детей, их успех в сферах неакадемического учения положительно сказывается и на результатах общего образования.

Дополнительные образовательные программы, становясь зоной ближайшего развития ребенка, содействуют воспитанию его "культурной одаренности". Исходя из этого своеобразия, следует стремиться к органичному сочетанию видов организации досуга (репетиции, записи, концертная деятельность в стране и за рубежом), участие в праздниках и т.д.

Одним из возрастных психологических особенностей развития интереса у старшего подростка возраста 14-15 лет характеризуется их силой и устойчивостью. В этом возрасте формируется сознательное активное отношение к окружающему, происходит интенсивнов формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

Что касается интересов старшего школьного возраста, то они приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер, а хореографическая деятельность характеризуется более высоким уровнем исполнения.

Создание в ходе эксперимента школы "Профессия" с хореографическим отделением позволило систематизировать деятельность всех экспериментальных групп в профессиональном развитии личности.

Участники эксперимента, осознавая свою функцию, стали более критически относиться к собственному творчеству, что способствовало формированию потребности в обучении на хореографическом отделении, которая в свою очередь влекла за собой целенаправленное совершенствование исполнительского мастерства и расширения общекультурного кругозора.

Формирование ответственности за качество обучения способствовало более быстрому и качественному росту танцевального исполнительского мастерства как отдельных участников, так и всего хореографического коллектива в целом.

Влияние учебной деятельности на культурно-досуговую деятельность способствовало более эффективному формированию общественно-ценных качеств личности обучающихся хореографического коллектива, который формирует профессиональную направленность личности.

Разработка авторских и экспериментальных программ, которые являются важнейшим условием функционирования учебно-творческого процесса в учреждении дополнительного образования. С этой целью проведены семинары, выездные занятия дискуссионных "круглых столов", встречи со специалистами по проблемам программнометодического обеспечения деятельности учебного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Анализ и обобщение опыта работы педагогов за предыдущий период (посещение занятий объединений, анализ выполнения учебно-тематических планов, опрос воспитанников и родителей; участия воспитанников в конкурсах, концертах, выставках) позволил выявить полную картину состояния методического обеспечения учебного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Проведение контрольных замеров результативности деятельности хореографических коллективов учебных групп и отдельных воспитанников с привлечением специалистов-экспертов, анкетирование родителей с целью выявления их мотивов, интересов и запросов на участие в подготовке и проведении концертов, также проведение индивидуальных собеседований с педагогами по перспективам развития объединений и проблемам программно-методического обеспечения их деятельности вызвали необходимость проведения дополнительных консультаций для педагогов по вопросам разработки концептуальных основ и структуры учебных программ. С этой целью были разработаны памятки педагогам по разработке программ дополнительного образования; оформлены методические стенды в помощь педагогам по разработке программ деятельности различных групп; оказана помощь в подборе методической литературы.

Разработка и утверждение авторских программ проходила через:

- индивидуальные консультации по составлению программ, привлечение научных консультантов для оказания помощи педагогам; организацию предварительной защиты программы; внесение предложений по корректировке и доработке программ.

Регулярное выявление степени эффективности влияния на обучающихся, проявляющееся в проверке усвоения полученных знаний способствует постоянному росту обучающихся над совершенствованием учебных программ, нахождением форм, способных активизировать деятельность обучающихся, трансформировать их из объекта в субъект учебно-творческого процесса.

Перевод обучающихся из объекта в субъект способствует максимальней активизации их мыслительной деятельности, что проявляется в более глубоком усвоении теоретических знаний и более качественного влияния обучающихся друг на друга.

Полученные знания составят основу для разработки требований к компонентам названных групп процессов, при соблюдении которых они обеспечат высокий уровень целостности каждой из групп, их эффективность в формировании личности обучающегося в учреждении дополнительного образования.

Каждый из процессов, их сочетаний (например, по циклам предметов) также формирует личность в профессионально-хореографическом направлении в соответствии со своими возможностями.

Выделенная последовательность предметов представляет собой движение от научного анализа самой сложной целостной системы педагогических основ формирования личности к менее сложным, вплоть до отдельных педагогических процессов, их компонентов и связей. Это позволяет сводить получаемые научные выводы в единую непротиворечивую систему научных знаний. Выявить основы системы обучения отдельным предметам, которая обеспечивала бы формирование знаний, обладающих такими свойствами и в силу этого влияющих на развитие личности в профессионально-хореографической направленности.

Среди практических рекомендаций рекомендуем подписываться на газету "Танцевальный Клондайк", уникальную возможность оказаться в самой гуще танцевальных шоу-событий России. Международные, Всероссийские фестивали, конкурсы, концерты, юбилеи известных балетмейстеров, хореографив, это далеко не все события, информационным спонсором которых является "Танцевальный Клондайк" .

В России выпускается несколько танцевальных журналов и газет, каждый из них пишет лишь об одном направлении, а газета "Танцевальный Клондайк" охватывает все существующие танцевальные направления.

В газете Вы найдете:

- анонсы танцевальных событий, итоги проведения;

- новости танцевальной жизни;

- обучающие и развлекательные статьи о различных танцевальных направлениях;

- реклама танцевальных центров, школ, студий;

- объявления о приеме танцоров на работу;

- ноЕые книги, учебники по хореографии;

- интервью с мастерами танца, а так же с начинающими танцорами;

- танцевальная музыка;

- советы по созданию имиджа танцевального коллектива;

- фотографии, танцевальные анекдоты и кроссворды, а так же многое другое.

Самая подробная информация о всех танцевальных направлениях в журнале-справочнике "Танпующая россыпь", обзор танцевальных событий за последние полгода: "Коллективы третьего тысячелетия" - статьи о коллективах, представляющих современные танцы, брейк, модерн, фольклор, эстраду, степ, рок-н-ролл и прочее: "Твоя база данных" - координаты более 1500 коллективов с адресами, телефонами и данными руководителей: "Календарь мероприятий на 2001 г'.' "Доска объявлений".

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Яценко, Анастасия Семеновна, 2001 год

1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., Феликс, 1992.

2. Авраамова Е.М., Здравомыслова О.М., Турунцев Е.В. Россия в поисках идентичности // Соц.иссл. 1992. - № II. -С.143-148.

3. Агафонов В.А. Анализ и разработка комплексных программ.1. М.: Наука. 1990.

4. Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя. Автореф. дисс. на соиск.уч.степ. канд.пед.наук. СПб., 1996.

5. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. Педагогика гармонического развития. М.: Политиздат, 1989. С.232.

6. Азбука хореографии. М., Просвещение, 2000.

7. Аляшева Н. Айседора Дункан.М., Просвещение, 2000.

8. Анисимова О.С. Основы методологического мышления.-М.: Внешиздат, 1989.

9. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. Новгород, 1989. - 178 с.

10. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. -М.: Внешиздат, 1989.

11. Арро Т. Игра как способ моделирования действительности. Таллинск. пединститут им.Э.Вильде, 1994.

12. Артемьева Т.И. Взаимосвязь актуального и потенциального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.

13. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- 2-е изд.- М., 1990.

14. Амонашвили I11.A. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990.

15. Ананьев В.И. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

16. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

17. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение,1980.

18. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. -М.: Внешиздат, 1989.

19. Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книга. М., Педагогика, 1982.

20. Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики // Математика в школе, 1996, 1996, Jé 2. С.56-60.

21. Артюхов М.В. Гуманистические основы управления образованием: Монография. М.; Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1998.

22. Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Просвещение, 1986.

23. Асее В.Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности / Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.

24. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990.

25. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.

26. Актуальные проблемы методологии педагогики. (Под ред. Н.Д.Никандрова и Б.С.Герщунского). М.: - НИИОП АПН СССР,1984. 48 с.

27. Актуальные проблемы развития личности: теория и практика. Сб.научных трудов,- М.: Ин-т развития личности РАО,1994.-147 с.

28. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. (Сб. научных статей). М.: ИТП и МИО РАО, 1994.

29. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: Просвещение, 1982.

30. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе / Культурология: Новые подходы: Альманах Ежегодник. M., 1995, J® I.1. С.96-105.

31. Бакланова Т.И. Основные направления развития традиционной художественной культуры России: Материалы научно-практической конференции (Белгород, 1-2 дек.1995). Белгород, 1996.

32. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни.- М.,1992.

33. Богомолова H.H. Ситуационно ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки. М. : Изд-во, МГУ, 1977.

34. Брылова Л.Г. Психолого-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе. Дисс. канд. пед.наук. M., 1989.

35. Буева Л.П. Общественная детерминация и управление формированием личности. Проблема управления процессом воспитания /Материалы симпозиума /. M., 1971.

36. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. M., 1978.

37. Былеева Л.В. Русские народные игры. М.: Сов. Россия,1990.

38. Берн 3. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. M., 1988.

39. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. M., 1987.

40. Батчаева Х.Х. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании. Автореф.дисс.канд.пед.наук.- Казань, 1992.

41. Брошей К).В. Этнос и этнография. M., 1973.

42. Бромлей Ю.В. К проблеме типологизации этнических общностей. Москва, 1973.

43. Брушлинский A.B., Воловикова М.И. О взаимосвязи процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспекта мышления // Психологические исследования познавательныхпроцессов и личности. №., 1983.

44. Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве Х1У ХУ веков.- М.: I99Ü.

45. Вагнер Г.К. К проблемам крестьянского в народном искусстве. Декоративное искусство СССР. 1988. № 3.

46. Весенний бал. М., Просвещение, 2000.

47. Василевский В.М. Народное искусство // Избранные труды. M., 1984.

48. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету.М.,1996.

49. Васильев А. Красота в изгнании. М., Просвещение, 2000.

50. Воронов H.A. О дифференциации искусства предметного мира // Человек, предмет, среда. Сб.статей / сост.В.П.Толстой/.-М.: Изобразительное искусство, 1980.

51. Воронов C.B. О крестьянском искусстве // №.: Художник, 1982.

52. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение. 1963. С.5-138.

53. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В.Гамезо. М., Просвещение, 1984. С.220-245.

54. Возрастная и педагогическая психология.// Под ред. А.В.Петровского. М., Просвещение. 1979. С.101-215.

55. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.

56. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк, М., 1991.

57. Васильева Е.В. Народная педагогика в подготовке учителей. Метод, рекоменд. Чебоксары, 1998.

58. Водовозов A.B. Русская народная педагогика. М.,1991.

59. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: Изд-во Вост. Сиб. Отдел. РУс. Географ, о-ва, 1926.т 60. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашскоекнижное изд-во, 1989.

60. Валков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры (о народной педагогике) // Сов.пед-ка,1989. № 7.- С.98-103.

61. Волков Г.Н. Прогнозируя развитие личности. Отклик к статье В.М.Короткова // Сов.пед-ка, 1983. * 12. - C.II6-II8.

62. Вопросы и ответы по стандарту. М., 2000.

63. Вопросы и ответы по Латине. М., 2000.1 65. Внедрение достижений педагогической науки в практикушколы / Под редакцией В.Е.Гмурмана. НИИ общ.пед.- М.: Пед-ка, 1981.

64. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1989.

65. Внутрицредметные и межпредметные связи в начальном обучении, Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1981.

66. В театре нашем для Вас поем и пляшем. М., 2000.

67. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М., 1978.

68. Гваттерини "Азбука балета". М., 2001.

69. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе // Начальная школа й I. 1997.

70. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

71. Искусство в школе. Под ред. Рубиной Ю.И., М., 1984.

72. Кан-Калик. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1994.

73. Кларин Н.В. Педагогическая технология. М., 1989.

74. Климов А.А. Русский народный танец. М.„ 1997.

75. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М., 2000.

76. Клингберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем.-М.: Педагогика, 1984. 256 с.

77. Кон И.О. Ребенок и общество: Историко-этн©графическая перспектива. М., 1985.

78. Комлева Е. Танец счастье и боль. М., 2000.

79. Коменский Я.А. Избранные пед.сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982.

80. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1980.

81. Кузин В.С. Психология. Учебник. 3-е издание. М., АГАР, 1997.

82. Клингберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем.-М.: Педагогика, 1984.и- 256 с.

83. Коротов В.М, Общая методика учебно-воспитательного процесса. М., 1983. - 152 с.

84. Кулагин П.Г. Медпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.

85. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. М.,2001.

86. Лякишева Т.И., Маркавич Е.Ф. Интегрированный урок по теме "Зима" о использованием методов "театра педагогики" // Начальная школа № X. 1995.

87. Лямина Н.В. Интегрированные уроки одно из оредств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа № II.

88. Лихачёв Б. Педагогика. Учебное пособив. М., 1998.

89. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. - Т.П.

90. Макаренко A.C. Педагогика индивидуального действия.

91. Методические рекомендации для студентов педвузов и фольклорного кружка в школе на тему: Методика собирания и изучения современного фольклора детей / Сост. И.Н.Бартюкова. Орехово-Зуево, 1990. С.32. № 3.

92. МалышвЕ И.М., Шабанов Г.А., Денисенко С.И. Актуальные проблемы психологии и педагогики в схемах и наглядных пособиях. М., МГИ, 1996.

93. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. - № 5.

94. Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.-Челябинск, 1998. 255 с.

95. Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1987.

96. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рам-заевой. С-Пб, 1998.

97. Моисеев И. Я вспомоинаю. №., Просвещение, 2001.

98. Морис Бежар. Мгновения в жизни другого. М., 1999.

99. I. Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся // Русский язык в школе. № 5-6. 1992.

100. Миндарзе. Время танцора. М., Просвещение, 1997.

101. Мороз А.Г. Формирование профессионально-личностных качеств будущего учителя. M., 1987.

102. Немов P.C. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб.заведений: ВЗ кн. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1997.

103. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. М., 2001.

104. Огни дискотек. М., Просвещение, 1998.

105. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. M., 1996.

106. Пидкасистый П.И., Долина В.Б. Актуальные проблемы организации форм и методов исследовательской работы студентов в системе высшего педагогического образования. M., 1984.1. С.83-91.

107. Пестов П.А. Уроки классического танца. M., 1999.

108. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся // Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения творчества. М.: Пед-ка, 1972. - 184 с.

109. Перлиев К. Народная педагогика и современность // Мет. рекоменд. Ашхабад, 1983.

110. Праздники для всех. М., 2001.

111. Проничева Г.Ф. Традиция как социально-психологическое явление. Дисс. . канд.фил.наук. Ji., 1969.

112. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков, I9SI.

113. Поташник M.M. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.

114. Реализация межпредметных и внутрицредметных связей в обучении и воспитании младших школьников. Межвузовский сборникнаучных трудов. Л-д, 1984.

115. Равкин З.И. Ценностные ориентации как одна из форм стратегии развития образования и предмет историко-педагогиче-ских исследований. М., 1994. - С.9-19.

116. Г.Регаодони, М.А.Росси, А.Маджони "Бальные танцы". М.2001.

117. Г.Регаццони, М.А.Росси, А.Маджони "Латиноамериканские танцы", М., 2001.

118. Российский музыкальный ежегодник, М., 2001.

119. Рубинштейн "Психология танцевального спорта. М., 2001

120. Ритмическая мозаика. М., Просвещение, 1999.

121. Русский балет и его звезды. М., Просвещение,2000.124. 140 знаменитых балетных либретто. М., 2001.

122. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. - С.248.

123. Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе // Начальная школа № II, 1994.

124. Система эстестического воспитания школьников. Под ред.Герасимова С.А., М., 1983.

125. Смирнов В.И. Общая педагогика. Учеб.пособие. М.,1999.

126. Спортивные танцы (1999-2000). М., Просвещение, 2000.

127. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. пед. соч. М., 1981. Т.З. - C.I0I-I03.

128. Силистрару Н.В. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании. Дисс. . канд.пед.наук. М., 1991.

129. Система скейтинг. М., 2000.

130. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Просвещение, 1993.

131. Сущенко О.Г. Развитие творческой активности будущего учителя в учебной деятельности. Дисс. . канд.пед.наук. 1992.

132. Танцуем, играем, поём. М., 2000.

133. Танцы для детей. М., Просвещение, 2000.

134. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. М.,2000.

135. Телегина Э.Д. Роль мотивов в управлении мыслительной деятельностью // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью учащихся. Доклады Всесоюзной конференции. -М., 1975.

136. Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему "Путешествие в мир звуков и 1фасок весны" // Начальная школа № 101995.

137. Уолтер Лэрд "Техника латиноамериканских танцев" I часть. М., 1999.

138. Уолтер Лэрд "Техника латиноамериканских танцев" 2 часть, М., 1999.

139. Уолтер Лэрд "Техника латиноамериканских танцев" Дополнен. М., 1999.

140. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Л-д, 1990.

141. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991. С.192.

142. Художественное воспитание учащихся. XXIX Герценовские чтения. Научные доклады. Л. 1986.

143. Чувство. Вацлав НижинскиЙ. М., 2000.

144. Шереметьевская Л. Прогулка в ритмах степа. М.,1997.

145. Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. С-Пб., 1998.

146. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1980.

147. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Соот. Лабковская Г.С. М., 1983.

148. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., 1971.

149. Я танцевать хочу. М., Просвещение. 2001.

150. Танцевальный кпондайк № I, М., 2000.

151. Танцевальный клондайк № 2, М., 2000.

152. Вестник танцевальной жизни, М.,2001.

153. Звезды над паркетом, М., 2001.157. Гала-вальс, М., 2000.158. Мир танца, М., 2001.159. РАР-цресс М., 2000.160. Профессионал, М., 2001.

154. Музыкальная палитра, М., 2000.162. Т^тти информ, М., 2000.163. Балет, М., 2001.164. Линия, М., 2001.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.