Социально-культурные условия сохранения и развития традиций русского народного танца в детских хореографических коллективах учреждений культуры: деятельностный подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Калыгина Анна Александровна

  • Калыгина Анна Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 211
Калыгина Анна Александровна. Социально-культурные условия сохранения и развития традиций русского народного танца в детских хореографических коллективах учреждений культуры: деятельностный подход: дис. кандидат наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры». 2017. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Калыгина Анна Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы сохранения и развития традиций русского народного танца в учреждениях культуры

1.1. Понятие «традиции русского народного танца на сценических площадках учреждений культуры»

1.2. Основные направления социально-культурной деятельности по сохранению и развитию традиций русского народного танца в детских хореографических коллективах учреждений культуры

1.3. Деятельностный подход как методология данного исследования

ГЛАВА 2. Совершенствование деятельности учреждений культуры по сохранению и развитию традиций русского народного танца в детских хореографических коллективах

2.1. Классификация социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детских хореографических коллективах учреждений культу

2.2. Разработка педагогической модели социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детских хореографических коллективах учреждений культуры

2.3. Реализация педагогической модели социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детских хореографических коллективах учреждений культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-культурные условия сохранения и развития традиций русского народного танца в детских хореографических коллективах учреждений культуры: деятельностный подход»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития Российского общества сохранение и развитие традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры является одной из важнейших социально-культурных проблем.

Изучению данной проблемы посвящены многочисленные теоретические и практические разработки в области педагогики, фольклористики, хореографии, социально-культурной деятельности, направленные на воспитание национального самосознания, изучение традиций своего народа.

Сохранение и развитие традиций русского народного танца является важнейшим связующим звеном между прошлыми и будущими поколениями. В танце каждого народа в символической форме зафиксированы и наглядно представлены элементы мировоззрения, обрядово-бытовых действий, трудового процесса, характер нации, взаимоотношения между людьми, нормы и правила поведения каждой возрастной группы, то есть все сферы жизни.

В разные исторические периоды развития страны танцы выполняли различные функции, в первую очередь магические и обрядовые, имитируя сцены охоты, трудовых, бытовых, военных и др. действий. Вместе с тем на всех этапах развития общества посредством народных танцев осуществлялись воспитательные, моральные и эстетические функции, передавались семейные и родовые традиции. По мере развития форм, видов и жанров народного танца, расширялся и спектр отражаемых им явлений, жизненных событий.

Народный танец является основой всех видов и жанров сценической

хореографии, начиная от классического балета до современных

танцевальных направлений. В каждом из этих видов хореографического

творчества происходит прямое отражение действительности, современные

3

изменения взглядов общества, его трансформация, отношение к своим традициям и культуре.

В связи с этим особенно важным является передача этого исторического опыта подрастающему поколению, то есть приобщение детей к культурным традициям своего народа. Наиболее целесообразным способом сохранения и передачи традиций является естественное, добровольное желание и интерес детей в приобретении этих знаний. Поэтому детские хореографические коллективы учреждений культуры, являясь естественной средой для творческого самовыражения, представляют собой важный инструмент сохранения и развития традиций русского народного танца.

Анализ деятельности детских хореографических коллективов учреждений культуры (при хореографических школах, школах искусств, клубных учреждениях, центрах хореографического искусства и т.д.) показал, что обучению, сохранению и развитию традиций русского народного танца уделяется недостаточное внимание. Используя в качестве основы для своей работы модифицированные программы хореографических училищ, детские хореографические коллективы учреждений культуры своим приоритетным направлением считают развитие танцевальных данных и музыкальных способностей детей.

Предварительный анализ показывает, что педагоги считают своей основной задачей развитие технических возможностей детей, а не воспитание традиций и изучение отечественных и региональных особенностей исполнительской культуры русского народного танца.

Вместе с тем синкретичность русского народного танца подразумевает развитие не только музыкальных и физических навыков, а прежде всего изучение традиций, культуры русского народа. Поэтому, приступая к изучению того или иного русского народного танца необходимо познакомить детей с этнографическими особенностями, историческими и географическими условиями жизни русского народа, повлиявшими на формирование традиций танцевального творчества.

Анализ всероссийских и региональных фестивально-конкурсных программ, проведенных в течение 10 лет в Российской Федерации, показал, что русский народный танец в исполнении детских хореографических коллективов в более чем 70 % случаев не соответствует исконным традициям.

Несмотря на то, что обучение русскому народному танцу входит в большинство программ детских хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, учебных часов на его изучение отводится катастрофически мало. Во многих программах он представлен в виде спецкурса.

Всё это свидетельствует о недостаточном использовании педагогического потенциала русского народного танца в процессе обучения детей в хореографическом коллективе учреждений культуры.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемами изучения детской психологии наиболее успешно занимались В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.А. Кан-Калик, И.С. Кон, В.А. Левин, Д.И. Фельдштейн и др.

Огромное значение для нашего исследования представляет учение о деятельностном подходе к воспитанию (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и др.).

Большое влияние на развитие детского воспитания оказали работы Ю.П.Азаровского, Л.С. Выготского, Д.Зайфферт, В.В. Зеньковского и др.

Современные проблемы художественного образования и воспитания анализировали Т.И. Бакланова, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Вартапетова, И.В. Гинкевич, Л.В.Горелова, Е.А. Касмицкая, Ф.С. Кодиров, Б.Б. Мануйлов, С.Е. Марченко и др.

Разработке проблемы сохранения и развития русского народного танца посвящены работы А.Б. Афанасьевой, В.Н. Всеволодского-Генгросса, Л.М. Ивлевой, Л.А. Шаминой, А.И. Шилина, М.Д. Яницкой и др.

Существенную роль в исследовании воспитательной роли русского народного танца сыграли труды Г.Ф. Богданова, А.А. Борзова, Н.И. Заикина,

A.А. Климова, Т.В. Пуртовой, Т.А. Устиновой и др.

Специфике работы с любительским хореографическим коллективом посвящены методические рекомендации Л.А. Антиповой, М.С. Боголюбской, Л.В. Бухвостовой, Т.В. Дмитриевой, В.С. Константиновского, С.А. Пичуричкина, С.А. Щекотихиной и др.

Исследованию системы дополнительного образования детей посвящены труды А.Н. Беликовой, С.Н. Горушкиной, М.И. Кондакова, Т.В. Кузнецовой,

B.Н. Нилова, Н.П. Яценко и др.

Огромный положительный опыт, доказывающий непосредственную взаимосвязь обучения русскому народному танцу и развития физических данных исполнителя, накоплен в исследованиях педагогов Г.Ф. Богданова, Г.П. Гусева, А.А. Борзова, А.А. Климова, Л.Я. Николаевой, Е.Н. Поповой, Т.А. Устиновой, Т.А. Шашковой и пр.

В контексте нашего исследования и подтверждения необходимости соотношения учебного и творческого процессов большую ценность представляют работы В.М. Захарова, И.А. Моисеева, В.И. Слыхановой, Г.Я. Власенко, Н.Н. Карташовой, М.М. Фокина и др.

Вопросы воспитания подрастающего поколения нашли отражение в диссертационных работах А.А. Вартапетовой, Н.Н. Жуковой, Е.А. Касмицкой, Ф.С. Кодирова, М.И. Кондакова, Н.Е. Рябовой, В.В. Сергиенко, Е.З. Соловьевой, К.И. Чижовой, Н.П. Яценко.

Сохранению и развитию русской национальной культуры на современном этапе посвящены докторские и кандидатские диссертации А.М. Барковой, Л.В. Гореловой, Н.С.Ерохина, М.С. Жирова, А.В. Нестеренко, А.В. Палилея.

О значении музыкального воспитания на занятиях хореографией говорится в работах Г.А. Безуглой, Г.Я. Власенко, А.А. Ивашковского, Л.А. Ладыгина, В.В. Рыжковой, В.И.Рыжкова, К.И.Чижова, О.А. Шишова.

Педагогический потенциал социально-культурной деятельности в процессах сохранения и развития народной художественной культуры, а также значение учреждений культуры в организации детских коллективов художественной самодеятельности рассмотрены такими учеными, как А.М. Баркова, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.А. Жаркова, А.С. Каргин, В.С. Садовская, Т.К.Солодухина, Е.Ю. Стрельцова, Н.В. Шарковская, Т.В. Христидис др.

Несмотря на то, что проблема сохранения и развития русской танцевальной культуры получила значительное научно-теоретическое осмысление и рассматривалась с различных позиций, социально-культурные условия сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры представляются диссертанту еще не достаточно разработанными.

Комплексный теоретико-эмпирический анализ в рамках исследования позволил выявить следующие противоречия между:

- социально-культурной потребностью общества в сохранении и развитии традиций русского народного танца и недостаточным использованием имеющихся педагогических средств в решении данной проблемы;

- накопленным опытом обучения русскому народному танцу и слабой научной разработанностью теоретико-методологических основ разностороннего обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе учреждений культуры;

- имеющимся педагогическим потенциалом социально-культурной деятельности в сохранении и развитии традиций русского народного танца и недостаточной научной обоснованностью путей решения этой проблемы.

Проблема настоящего исследования состоит в противоречии между назревшей социально-культурной потребностью сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе

учреждений культуры и недостаточной научной разработкой его педагогических возможностей.

Объектом исследования является процесс сохранения и развития традиций русского народного танца.

Предметом исследования является процесс создания социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры на основе деятельностного подхода.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры.

Задачи исследования:

- обосновать понятие «традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры»;

- раскрыть основные направления деятельности учреждений культуры по сохранению и развитию традиций русского народного танца детском хореографическом коллективе;

- выявить влияние деятельностного подхода на сохранение и развитие традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе;

- определить классификацию социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры на основе деятельностного подхода;

- разработать педагогическую модель социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры на основе деятельностного подхода;

- апробировать педагогическую модель и авторскую программу обучения русскому народному танцу детей в хореографическом коллективе учреждений культуры на основе деятельностного подхода.

Исходя из поставленных цели и задач исследования, определения объекта и предмета и основываясь на анализе философской, психологической, педагогической, социологической, культурологической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в предположении о том, что деятельность учреждений культуры по сохранению и развитию традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры будет более успешной, если соблюдать следующие следующих педагогические и социально-культурные условия:

- комплексное воздействие на детский хореографический коллектив посредством создания социально-культурных условий с целью сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры;

- разработка программ обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе учреждений культуры на лучших отечественных традициях русского народа;

- формирование квалифицированного педагогического состава для осуществления задач обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе учреждений культуры, специализирующихся на сохранении и развитии традиций русского народного танца;

- внедрение деятельностного подхода в обучение детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе учреждений культуры на основе сохранения и развития традиций русского народного танца.

Методологической основой исследования послужили:

- деятельностный подход как методология данного исследования, представленный в работах Ю.П. Азарова, Л.С. Выготского, А.И. Донцова,

Ю.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна, Б.М. Теплова, Д.И. Фельдштейна и др.;

- методологические основы организации социально-культурной деятельности в учреждениях культуры, рассмотренные А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Жарковой, А.С. Каргина, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, Т.К. Солодухиной, В.Н. Солодухина и др.;

- педагогические аспекты в образовании, представленные в трудах М.А. Ариарского, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина и др.

Методы исследования: теоретические - анализ источников по проблеме исследования, педагогическое моделирование; эмпирические -включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), математическая обработка данных и их интерпретация. Теоретической основой исследования послужили:

- теоретические труды по проблемам детей младшего школьного возраста Ю.П. Азарова, М.С. Боголюбской, С.И. Гин, И.В. Гинкевич, Н.Н. Карташовой, А.Ф. Некрыловой, О.А. Шишовой и др.;

- теории возрастной и творческой психологии Ю.П. Азарова, Л.С. Выготского, Ц.П. Короленко, В.И. Петрушина, Н.В. Рождественской и пр.;

- искусствоведческие и культурологические труды в области исследования русского народного танца И.И. Веретенникова, К.Я. Голейзовского, В.М. Захарова, Р.В. Захарова, Л.М. Ивлевой, Е.И. Комаровского, Л.Я. Николаевой, Л.А. Шаминой и др.;

- теоретические разработки деятельности коллективов художественной самодеятельности в учреждениях культуры Л.С. Жарковой, А.С. Каргина, В.С. Константиновского, С.Е. Марченко, Г.А. Настюкова, С.А. Пичуричкина, Т.С. Ткаченко и др.;

- теории освоения различных видов хореографии Т.Ф. Андреевой, А.Н. Беликовой, А.Я. Вагановой, Г.Я. Власенко, И.Г. Есаулова, К.А. Есауловой,

В.Ю. Никитина, Л.П. Новиковой, Т.В. Пуртовой, Н.М. Стуколкиной и мн. др.;

- технологии обучения русскому народному танцу Г.Ф. Богданова, А.А. Борзова, Г.П. Гусева, Ю.Г. Деревягина, А.А. Климова, А.В. Палилея, Е.Н. Поповой, В.И. Слыхановой, Т.А. Устиновой и др.

Экспериментальные базы исследования стали студия «Оберег» Заслуженного коллектива народного творчества хореографического ансамбля «Вензеля» Центра хореографического искусства города Пензы и студия «Боярушка» народного ансамбля танца «Боярышня» Муниципального учреждения культуры «Костровский Дом культуры» сельского поселения Костровское Истринского муниципального района Московской области.

В исследовании участвовало 258 человек: 90 чел. - экспериментальная группа, 78 чел. - контрольная группа, 82 родителя, 8 педагогов.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение 7 лет (2009-2016 гг.) и включало три последовательных этапа.

На первом этапе (2009-2010г.) изучалась и анализировалась степень научной разработанности проблемы сохранения и развития традиций русского народного танца, в результате чего были определены цели, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования. Выявлены социально-культурные условия сохранения и развития традиций русского народного танца, а также разработана модель педагогического эксперимента и авторская программа, определены методы и сроки проведения опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2011-2015г.) проводился социально-педагогический эксперимент. Были реализованы констатирующий и формирующий этапы эксперимента. На основе разработанных в исследовании критериев и показателей, посредством анкетирования был осуществлен констатирующий этап эксперимента с целью определения уровня знаний детей о традициях русского народного танца, которому был посвящен целый цикл занятий в хореографическом коллективе учреждений культуры.

Затем был проведен педагогический эксперимент эффективности социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры на основе деятельностного подхода.

Целью педагогического эксперимента стало внедрение научного подхода к процессу создания социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждения культуры.

На третьем этапе (2016-2017г.) проводился количественный и качественный анализ полученных результатов, подводились итоги опытно-экспериментальной работы, уточнялись теоретические выводы, основные идеи и положения, выносимые на защиту.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые социально-культурные условия сохранения и развития русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры рассмотрены с позиций деятельностного подхода;

- определено понятие «традиции русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры», уточнены основные направления социально-культурной деятельности по сохранению и развитию традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры;

- расширены педагогические знания о возможностях использования потенциала русского народного танца в обучении детей в хореографическом коллективе учреждений культуры на основе деятельностного подхода;

- разработана, научно обоснована и апробирована педагогическая модель и авторская программа обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе учреждений культуры на основе деятельностного подхода;

- выделены критерии (когнитивный, мотивационно-ценностный,

деятельностно-практический) и адекватные им показатели и уровни

12

социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры на основе деятельностного подхода;

- раскрыты педагогический потенциал и классификация социально-культурных условий, открывающие новые возможности для сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры на основе деятельностного подхода;

- обоснован и экспериментально проверен критериальный аппарат исследования, позволяющий оценить качественные изменения уровня знаний, умений и навыков детей в процессе обучения русскому народному танцу в хореографическом коллективе учреждений культуры на основе деятельностного подхода.

Теоретическая значимость исследования:

- полученные результаты расширяют и обогащают теоретические представления о педагогическом потенциале социально-культурной деятельности в процессе сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры;

- выявленные сущность и специфика педагогического процесса обучения детей в возрасте 7-10 лет русскому народному танцу в хореографическом коллективе учреждений культуры обогащают и дополняют методологию деятельностного подхода к социально-культурной деятельности, систематизируя информацию о новых возможностях применения теории социально-культурной деятельности для осмысления педагогическим составом моделей сохранения и развития традиций русского народного танца.

- теоретически разработана педагогическая модель создания социально -культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры на

основе деятельностного подхода, что позволило эффективнее осуществлять учебно-творческий процесс обучения детей в возрасте 7-10 лет;

- теоретически раскрыты социально-культурные условия сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры на основе деятельностного подхода по интегративной схеме взаимодополнения отечественных и регионально -национальных традиций;

- теоретически доказана необходимость тесных функциональных связей, которые определяют внутреннее единство социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры, оптимизирующих соотношение содержания, форм и методов учебно-творческого процесса как важнейших детерминантов, раскрывающих целостность технологического процесса обучения.

Практическая значимость исследования:

- полученные результаты способствуют эффективному осуществлению процесса обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе учреждений культуры и позволяют разработать методические рекомендации по организации учебно-творческого процесса;

- разработана и апробирована в ходе исследования авторская программа «Азбука русского танца», которая позволяет обеспечить поэтапную организацию процесса обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе всех типов учреждений культуры и учреждений дополнительного образования детей;

- материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе подготовки кадров по направлению «Хореографическое искусство» в высших и средних профессиональных учебных заведениях и в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечены методологическими основаниями исходных позиций;

14

использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих цели, объекту и задачам исследования; комплексным подходом к осуществлению опытно-эмпирической работы; согласованностью основных теоретических положений с данными экспериментальных исследований, непротиворечивостью и

преемственностью полученных результатов в ходе диссертационного исследования; репрезентативностью эмпирических данных; объективной проверкой полученных результатов; актами о внедрении результатов диссертационного исследования.

Фактический и статистический материал был получен на конкретном практическом опыте, проверенном опытно-экспериментальным путем.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сохранение и развитие традиций русского народного танца как части национальной культуры России представляет собой многогранный всеобъемлющий процесс, включающий в себя воспитание национального самосознания, патриотическое воспитание, направленный на передачу педагогических и культурных знаний от поколения к поколению, позволяющий транслировать социально-культурные ценности через приобщение детей к русскому национальному богатству в хореографическом коллективе учреждения культуры.

2. Специфика основных направлений социально-культурной деятельности по сохранению и развитию традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры заключается в особых педагогических способностях по реализации целенаправленной индивидуальной и коллективной деятельности, организации и проведению творческих лабораторий с участием педагогов, детей и их родителей, общественно-значимых акций и проектов, направленных на популяризацию и пропаганду традиций русского народного танца широкой общественности.

3. Деятельностный подход к созданию социально-культурных условий

сохранения и развития традиций русского народного танца в детском

15

хореографическом коллективе учреждений культуры обеспечивает в первую очередь развитие творческих способностей на традиционных ценностных ориентациях. Деятельностный подход научно выстраивает преемственность традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры посредством педагогических заданий, обусловленных мировоззренческими принципами педагогов. Создание социально -культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры на основе деятельностного подхода основано на целостности и структурной взаимосвязи всех компонентов данного процесса: содержательного, функционального и диагностико-результативного блока.

4. Классификация социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детском хореографическом коллективе учреждений культуры обусловлена наличием квалифицированного преподавательского состава, соответствующего целям и задачам обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе учреждений культуры, его умением целенаправленно, упорядочено использовать потенциал социально-культурной деятельности в процессе обучения детей русскому народному танцу в хореографическом коллективе учреждений культуры.

Использование модельного подхода и комплексной авторской программы в классификации социально-культурных условий сохранения и развития традиций русского народного танца в детских хореографических коллективах учреждений культуры позволяет обеспечить творческое сотрудничество педагогов и детей в учебно-творческом процессе. Поэтому ведущим социально-культурным условием сохранения и развития традиций русского народного танца в хореографических коллективах учреждений культуры является обеспечение адресности и содержательного аспекта в каждом сценическом движении с учетом особого отношения к аудитории на основе возрастного ценза.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Калыгина Анна Александровна, 2017 год

Список использованной литературы:

1. Азаров, Ю.П. 100 тайн детского развития. М.: ИВА, 1996. - 480 с., илл.

2. Аванесова, Г.А. культурно-досуговая деятельность: теория и практика: учеб. пособие / Г.А.Аванесова. - М.: аспект-Пресс, 2006. - 236 с.

3. Антипова, Л.А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора. - М., ГРДНТ, 1993. - 111 с.

4. Асенин, С.В. Познавательная и воспитательная роль искусства / С.В.Асенин, И.Б.Немцов. - М.: Высшая школа, 1967. -144 с.

5. Балет XXI век. Страницы истории хореографического искусства России XX века по материалам журнала «Балет». Редакция журнала «Балет», 2011. - 440 с.

6. Бакланова, Т.И. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. - 160с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

7. Баркова, А.М. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора: дис...канд.пед.наук: 13.00.05 - М., 2000.

8. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства/ Издательство «Искусство». - Москва. - 1971г. - 544с.

9. Боголюбская, М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах (Учебно-методическое пособие), ВНМЦ НТ и КПР. - М. - 1982. - 101 С.

10. Борзов, А.А. Грамматика русского танца: теория и практика: Учебное пособие: В 4 т. - Т.1 - М.: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2014. - 560 с.

11. Борзов, А.А. Грамматика русского танца: теория и практика: Учебное пособие: В 4 т. - Т.2 - М.: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2015. - 616 с.

12. Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. - 272 с.: ноты. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

13. Богданов, Г.Ф. Несколько шагов фольклорному танцу /Учебно-методическое пособие. - М., Изд. «Всероссийское музыкальное общество», 1996г.

14. Богданов, Г.Ф. Самобытность русского танца. Учебное пособие. - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2001. - 224 с., илл.

15. Богданов, Г.Ф. Тренинг четырех В: воображения, внимания, веры, воли. Методика русской плясовой импровизации: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2012. - 128 с., нот.

16. Богданов, Г.Ф. Семь шагов к навыкам плясовой импровизации: Учебно-методическое пособие. Часть первая. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014, - 144с., нот.

17. Богданов, Г.Ф. Традиционная русская народная хореография: жанры, формы, композиция (от истоков до начала ХХ века) - М.: МГУКИ, 2014.

- 444 с., ил., нот.

18. Булатова, Н.Д. Традиции ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю.А.Стрельцова / Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 4(15).

- С.58-63.

19. Бухвостова, Л.В. Балетмейстер и коллектив: учебное пособие / Л.В.Бухвостова, Н.И.Заикин, С.А.Щекотихина. - Орёл, 2007. - 248 с.

20. Вартапетова, А.А. Воспитание социально-культурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях: дис.... канд.пед.наук: 13.00.05. - М., 2012.

21. Вашкевич, Н.Н. История хореографии всех веков и народов: Учебное пособие. - 3-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. - 192 с., ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

22. Веретенников, И.И. Этнохореография: региональный аспект// научный альманах «Традиционная культура», ГРЦРФ, 3/2012, 191с., с.3

23. Власенко, Г.Я. Сочинение танцевальных комбинаций / Методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов. - М. - 1988. -47с.

24. Власенко, Г.Я. Русский танец Поволжья: Учебное пособие. - Самара: Кн. изд-во, 1996. - 132с. С.4

25. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

26. Выготский Л.С. Психология творчества// Собрание сочинений. Т.5.

27. В копилку балетмейстера. Танцы Урала./ Материалы к научно-практической конференции по теме: «русский танец на Урале» (фрагменты книги О.Князевой). ЧГОЦНТ. - Челябинск, 2000г.

28. Гин, С.И. Мир фантазии : Методическое пособие для учителя начальной школы / Библиотека учителя начальной школы. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 128 с. ил.

29. Гинкевич, И.В. Методика проведения занятий с усложненными элементами по формированию «школы движений» на тренировочном этапе спортивной подготовки для сложно-координационных видов спорта. Часть 3. Книга I. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. - 280 с.

30. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии. - М.: Искусство, 1964. - с.287

31. Горелова, Л.В. Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности: дис....канд.пед.наук: 13.00.05. - Тамбов, 2001.

32. Добрынина, В.И., Колесникова И.В., Кальченко А.Г. Современные межпоколенные взаимодействия и их роль в условиях преемственности культур / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63).- С. 91-94.

33. Методические рекомендации по формированию репертуара коллектива любительского хореографического искусства. Республиканский научно-методический центр народного творчества. - Йошкар-Ола, 2007. - 56 с.

34. Дубкова, А.Н. Национально-культурные традиции Республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников: дисс.... канд.пед.наук:13.00.05. - М.,1999.

35. Ерохин, Н.С. Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход: автореферат дисс.. канд.пед.наук:13.00.05 и 13.00.08. - М.,2016.-25 с.

36. Жаркова, А.А. Игра - выразительное средство культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие. - М., МГИК, 2016. - 85с.

37. Жарков, А.Д. Технология социокультурной деятельности / А.Д.Жарков. - М.: Профиздат, 2002. -288 с.

38. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: дисс.. док.пед.наук:13.00.05. -М., 2001.

39. Жолтаева, А.А. Традиционный казахский танец в системе этнохудожественного образования: дисс.. канд.пед.наук:13.00.05. - М., 1997.

40. Жукова, Н.Н. Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультуной деятельности и этнокультурного образования: дисс.. канд.пед.наук:13.00.05.- М., 2003.

41. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие / Пер. с нем. В.Штакенберга. - СПб.: Издательство

«Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. - 128 с.: ил. -(Учебники для вузов. Специальная литература).

42. Запись и сценическая обработка фольклорного танца (методическое письмо). Горьковский областной Дом народного творчества. - Горький.

- 1977.

43. Захаров, В.М. Поэтика русского танца. - М., 2009. - Т.III - 408 с.

44. Захаров, В.М. Поэтика русского танца. - М., 2010. - Т^ - 400 с.; илл.

45. Захаров, В.М. народные промыслы - как одно из направлений развития русской народной хореографии. - Москва-Киров, 2001. - 16 с.

46. Захаров, Р.В. Слово о танце.- М., «Молодая гвардия», 1977. - 158 с.

47. Ивашковский, А.А. Хореокоррекция: теоретические и практические основы: Научное издание. - Калуга: КГПУ им.К.Э.Циолковского, 2006.

- 440 с.; илл.

48. Ивлева, Л.М. Народный танец. Проблемы изучения// Сборник научных трудов. Серия «Фольклор и фольклористика» Министерство культуры России ВНИИИ, СПб, 1991. - 235 с.

49. Имидж творческого коллектива / Сергей Пичуричкин. - 4-е изд., расш. и дораб. - М.: Век Информации, 2011. - 120 с.

50. Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: из опыта работы /А.П. Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

51. Калыгина А.А. Некоторые проблемы повышения квалификации педагогов-хореографов в система дополнительного образования // Научно-практическая конференция «Трансляция государственной культурной политики: выбор средств» г.Москва, -15 апреля,- 2015г., АПРИКТ. Научно-информационный журнал «Культурное наследие России» №3(10) июль-сентябрь 2015г., 79с.

52. Калыгина А.А. Система всероссийских фестивалей-конкурсов как действенное средство реализации творческого потенциала хореографа. / Журнал «Балет». - №2 (197). - 2016.

53. Калыгина А.А. Педагогический потенциал русского народного танца и его реализация в воспитании подрастающего поколения / Вестник МГУКИ. - № 2(70) - 2016.

54. Калыгина, А.А. Патриотическое воспитание детей средствами народной хореографии /Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе взаимодействия социально-культурных институтов общества: материалы всероссийской научно-практической конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей (Орел, 12-14 феваля 2013г.)/ науч.ред.Н.А.Паршиков; Орловский государственный институт искусств и культуры. - Орел: Горизонт, 2013.- 233 с.

55. Калыгина, А.А. Проблемы повышения квалификации педагогов-хореографов в системе дополнительного / Национальное культурное наследие России: региональный аспект: материалы всероссийской науч.- практ. конф. ФГБОУ ВПО «СГАКИ» под ред. С.В. Соловьевой -Самара, 2013. - с.7

56. Калыгина, А.А. По всей России водят хороводы/ Журнал «Народное творчество». - № 3. - Москва, 2013- с.49

57. Калыгина, А.А. Во славу танца! / Журнал «Народное творчество» .- № 4 - Москва, 2013- с. 16

58. Калыгина, А.А. Фестивали народного танца как способ повышения квалификации хореографов /Традиционная народная культура и любительское творчество как фактор формирования единого социокультурного пространства: материалы межрегиональной научно-практической конференции. ОГБУК «ЧГЦНТ», - Челябинск, 2013 - 6с.

59. Калыгина, А.А. Система всероссийских фестивалей-конкурсов как средство реализации творческого потенциала хореографов/ Стрельцовские чтения: материалы межвузовской научно-практической конференции. МГУКИ, - Москва, 2013

60. Калыгина, А.А., Стрельцова Е.Ю. Патриотическое воспитание детей

средствами народной хореографии/Традиционная народная культура как

162

фактор формирования единого социокультурного пространства: материалы межрег. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Челябинск, 5 декабря 2013г.)/Мин-во культуры РФ, М-во культуры Челяб.обл. Гос.Рос.Дом нар. Творчества, Челяб. гос. Центр нар. творчества, Челяб. гос.акад.культуры и искусств; отв.за вып. В.Я.Рушанин, отв.ред.А.А.Суслов, сост.Л.Л.Костюков, Л.Н.Лазарева. -Челябинск, 2013.- 480 с.

61. Калыгина, А.А., Конкурс как одно из средств развития творческого потенциала хореографа /Межкультурное взаимодействие в современном обществе: материалы всероссийской научно-практической конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей (Орел, 11 -12 февраля 2014г.)/ науч.ред.Н.А.Паршиков; Орловский государственный институт искусств и культуры. - Орел: Горизонт, 2014.

62. Калыгина, А.А., Пляшем Елецкого и Барыню / Журнал «Народное творчество» № 5- Москва, 2014. - С.41

63. Калыгина, А.А., Капустник / Журнал «Народное творчество» № 5-Москва, 2014. - С.46

64. Калыгина, А.А., Как увеличить ноль? / Журнал «Народное творчество» № 4- Москва, 2014. - С.49

65. Калыгина, А.А. Пляшем «Глинковскую кадриль» /журнал «Народное творчество» № 6, 2014. - С. 33.

66. Калыгина А.А. Наследие мастеров народного танца как источник развития современной хореографии // VII Международные Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: полифония и диалог смыслов» материалы международной науч.конф. Челябинск, 3-6 июня 2015г./Челяб.гос.акад.культуры и искусств; сост.Л.Н.Лазарева.-Челябинск:ЧГАКИ,2015.-504с.

67. Калыгина А.А. Русский народный танец как часть национальной культурной традиции / Сборник научно-практической конференции по

проблемам в сфере культуры и образования - Алтайский колледж культуры и искусств, март, 2016г.

68. Калыгина А.А. Solo Dance Chelny - 2016/ Студия Антре (детская версия журнала «Балет»). - № 2. - 2016.

69. Калыгина Анна А.«Традиционные народные танцы и игры / Анна Калыгина. - Москва: Век информации., 2014. - 290 с.: ил., ноты. -ISBN 978-5-906511-07-2.

70. Каплин, Н.С. Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности: дисс.... канд.пед.наук:13.00.05. - М., 2000

71. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учеб. пособие для студентов культ.- просв.фак. вузов культуры и искусств. - М.: Просвещение, 1984. - 224с.

72. Карташова, Н.Н. Воспитание танцем. Заметки балетмейстера. 2-е изд.. расш. и доп. - м.. 2009. - 280 с.: ил.

73. Касмицкая, Е.А. Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей: дис.. ..канд.пед.наук: 13.00.05. - М., 2010.

74. Климов, А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов хореграф. отд-ий ин-тов культуры, балетмейст. ф-тов театр. ин-тов и учащихся хореограф. училищ. - М.: Искусство, 1981. - 270 с., 4л.

75. Кодиров, Ф.С. Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана: дис....канд.пед.наук: 13.00.05. - М., 2004.

76. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. И сред. Пед. Учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 176 с.

77. Комаровский, Е.И. Душа русского танца: воспоминания, дневники, документы, фотографии. Тверской Областной Дом народного творчества. - Ржев , 2007. - 255 с.

78. Кондаков, М.И. Влияние социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи: дис....канд.пед.наук: 13.00.05. - М., 2007.

79. Константиновский, В.С. Учить прекрасному. - М.: «Молодая гвардия», 1973. - 176 с.

80. Культура и дети./Минкультуры РФ, ГРДНТ. Составитель Т.В.Зорина. Отв. За вы. М.В.Русанова. - М., 2004. - 144с.

81. Крысько, В.Г. Этнопсихологический словарь / В.Г.Крысько. - М.:Изд-во МПСИ, 1999. - 343с.

82. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений. - 2-е изд., стереотип.- М.:Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

83. Кузнецова, Т.В. Оптимизация развития личности ребенка в условиях социально-культурной среды: дисс.... канд.пед.наук:13.00.05. - М., 1999.

84. Кукин А., Лапин В. Проблемы русских хороводов /Народный танец. Проблемы изучения// Сборник научных трудов. Серия «Фольклор и фольклористика» Министерство культуры России ВНИИИ, СПб, 1991, 235 с.

85. Культура и искусство коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: изучение, сохранение и возрождение: Сборник докладов и статей Российской научно-практической конференции (п.Сосны Одинцовского р-на Московской области, 1-3 ноября 2012г.) Ответ.редактор В.Н.Нилов - М.: ИХО РАО, 2013 г. - 173 с.

86. Ладыгин, Л.А. Музыкальное оформление уроков танца/ Учебно-методическое пособие / ЗНУИ. - М.-1980г.- 88с.

87. Ладыгин, Л.А. О танцевальном фольклоре Костромского края / Материалы II Всероссийской конференции по балетоведению.,- М. -1994г. - 220 с.

88. Лазарева, Е.С. Социально-культурные условия формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения: автореферат дис....канд.пед.наук: 13.00.05. -Тамбов, 2012. - 23 с.

89. Ларин, А.Н. Социализация младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности: автореферат дис.. ..канд.пед.наук: 13.00.05. - Тамбов, 2015. - 26 с.

90. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат,-1975 - с.

91. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М., - 1985. - 176 с.

92. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. - М.: Искусство, 1972. - 215 с.

93. Лукиан. О пляске// Собр.соч. Т.2. М.-Л., 1935. С.52, 64.

94. Лукин, Ю.А. На пороге XXI века: социокультурный шок / Сборник научных статей/ актуальные проблемы наук о культуре и искусстве. Выпуск №14 / Под ред. Ю.А.Лукина, доктора фил.наук, профессора. АПРИКТ. - М. - 2010 г. - 107 с.

95. Мануйлов Б.Б. Развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе хореографического творчества: дисс.. канд.пед.наук:13.00.05. - М.,2001.

96. Марченко, С.Е. Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива: монография / С.Е.Марченко. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2014. - 180 с.

97. Матвиенко, В.И. Российская культура: горизонты развития /Год культуры - 2014. Новые векторы культурной политики. Документы и материалы // предисл. В.И.Матвиенко. М.: Издание Совета Федерации, 2014. - 352с.

98. Материалы второй всероссийской конференции по балетоведению. Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского -М. - 1994. - 176с.

99. Мид, М. Культура и мир детства. - Москва: Наука, 1988. - 429 с.

100. Милованов, И.М. Жестуальность и пластическая культура - важнейшие компоненты гармонического развития личности /Народное танцевальное искусство и проблемы возрождения отечественной культуры: Материалы межвузовской научно-практической конференции (23-24 октября 1997 года). Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р.Державина, 1997. -107с., С.27

101. Михаил Чернышов - мастер русского хоровода. / вст.ст., сост. и прим. Б.П.Векслера. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006. - 112 с.

102. Музыкально-ритмическое воспитание. Программа для хореографических отделений училищ искусств. - М.- 1987. - 12 с.

103. Мурашко, М.П. Русский перепляс: Серия «Пляска как феномен русской танцевальной культуры» - М.: МГУКИ, 2014. - 544 с., илл., ноты.

104. Народное творчество Орловской области. Выпуск I./ Составление общая редакция Л.С.Афанасьева. - Орел. - 1988. - 277 с.

105. Народные праздники Зауралья, книга II / Автор-сост. Саверский Л.А. -Куртамыш : ГУП «Куртамышская типография», 2008. - 739 с. +т32 цв.с.

106. Народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений / Всероссийская научно-практическая конференция Москва-Белгород, 1720 апреля 2012 г. (материалы и доклады). - Белгород, 2012. - 119 с.

107. Народно-сценический танец / методические рекомендации и примерная программа для детских хореографических коллективов.- М.: ВНМЦ НТ и КПР,1985. - 35 с.

108. Народный танец и методика его преподавания: Учебная программа для студентов хореографического факультета специальности 071301

167

«Народная художественное творчество», специализация «Хореография» (народный танец), квалификация «Художественный руководитель хореографического коллектива. Преподаватель» (дневной и заочной форм обучения). - М.: МГУКИ, 2011. - 50с.

109. Настюков, Г.А. народный танец на самодеятельной сцене: советы балетмейстера / Г.А.Настюков. - М.: Профиздат, 1976. - 64 с.

110. Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы Междунар. научно-практ. конф. (Чебоксары, 13 дек. 2015г.)/ редкол.:О.Н.Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - 448 с.

111. Научный журнал «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств».- 4(60). - М., 2014.

112. Национальная идентичность в русской культуре / под.ред. Саймона Франклина и Эммы Уиддис; [пер. с англ. В.Л.Артемова]. - М.: политическая энциклопедия 2014. - 254 с. : ил.

113. Национальное культурное наследие России: региональный аспект, II Всерос. Науч.-практ. Конф. С междунар. участием, Самара, 2013г. [Текст]/ М-во культуры РФ; СНАКИ; под ред. С.В.Соловьевой. -Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. - 332с.

114. Национальная школа: Концепция и технология развития// Матер. Междунар. конф./ Сост. А.Д.Николаев и др.; Под.ред. Е.П.Жиркова. -М., 1993.

115. Некрылова, А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории (Традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX-начале XX в.) - СПб.: Знание, 1992. - 32 с.

116. Нестеренко, А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях: дисс.... канд.пед.наук:13.00.05 - М., 2001.

117. Николаева, Л.Я. Традиционная танцевальная культура Омского Прииртышья конца XIX- первой половины ХХ в.: учебное пособие / Л.Я.Николаева. - Омск : Изд-во Ом.гос.ун-та, 2012. - 180 с.

118. Нилов, В.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: теория и практика: дисс.... канд.пед.наук: 13.00.05

- М., 1998.

119. Новикова, Г.Н. Менеджмент в творческо-производственной деятельности (технологии, ресурсы): учебное пособие /Г.Н.Новикова. -Москва : МГУКИ, 2014. - 98 с.

120. Новикова, Л.П. Основные движения экзерсиса народно-сценического танца в развитии /Методическая разработка. - Тверь. - 2010.- 30 с.

121. Обряды и обрядовый фольклор, Академия наук СССР, Институт этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая. - Изд. «Наука» - М. - 1982. -279с.

122. Обрядовая поэзия: Кн. 2 Семейно-бытовой фольклор/Сост.. подг.текстов и коммент. Ю.Г.Круглова. - М.: Русская книга, 1997. - 624с., 24л. ил. -(Б-ка русского фольклора; Т. 3.)

123. Основные принципы изучения и разработки хореографического фольклора (Информация, опыт). - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1989. - 34 с.

124. Основы педагогических знаний и мастерства руководителя коллектива художественной самодеятельности. Методические рекомендации для постоянно действующего семинара (очно-заочной школы, творческой лаборатории) в системе повышения квалификации работников культуры.

- М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1986. - 68с.

125. Палилей, А.В. Традиции сибирского танцевального фольклора в творческо-педагогической деятельности балетмейстеров любительских хореографических коллективов (Кемеровская область, Красноярский край, Республика Бурятия): дисс.канд.пед.наук: 13.00.05. - М., 1995.

126. Панкеев, И.А. Русские народные игры. - М.: Яуза, 1998. - 240 с.

127. Панкеев, И.А. Русские праздники. - М.: Яуза, 1998. - 256 с.

128. Перегудова, Т.В. Сущность и специфика героико-патриотического воспитания старшеклассников в досугово-образовательной деятельности детского оздоровительного лагеря / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). -С.145-150

129. Песни и игры народного праздника как память культуры: репертуар.сб./ [ред.-сост. Л.Н.Лазарева, М.А.Архипова (подгот. от. текта), В.С.Склярова (подгот. хореогр. текста)]; Челяб.гос.акад.культуры и искусств. - Челябинск, 2015. - 328 с.

130. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проспект; Гаудеамус, 2008. - 490 с.

131. Попова, Е.Н. Русский народный танец: Учебно-методическое пособие для студентов-хореографов СГПУ и педагогов учебно-образовательных учреждений хореографического профиля. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008. - 208 с.

132. Попов, П.Г. О методе /Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка, выпуск №2(90), 2005. - 159 с.

133. Проблема сценической передачи импровизационной природы народно-хореографического искусства /НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ проблема изучения, сборник научных трудов. Серия «Фольклор и фольклористика». - Санкт-Петербург. - 1991. - 235с.

134. Программа «Основы педагогических знаний и мастерства руководителя коллектива художественной самодеятельности». - М.; Всесоюзный научно-методический Центр народного творчества и культ-просвет работы., 1986. - 36 с.

135. Приказ Минобразования России от 06.09.2000 № 2571 «Об утверждении положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».

136. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.С.Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - 752 с. - (Библиотека практической психологии).

137. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Ответ. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. - М.: ИНФРА- М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. -175с. (Серия высшее образование).

138. Пуртова, Т.В. О задачах конференции // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М., 2008 - 168с.

139. Пуртова, Т.В. Хореографическое искусство на любительской сцене / Сборник статей «Проблемы народного художественного творчества». Сос-ль Л.А.Богуславская, отв.за выпуск Э.С.Кунина.- Российский Дом народного творчества. - М. - 1992. 86с.

140. Пуртова Т.В. Танец на любительской сцене (ХХ век: достижения и проблемы). / М.: ГРДНТ, 2006. - 168 с. с илл.

141. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать / Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова, О.А.Кветная. - М.: Владос, 2003. - 256 с.

142. Ромодин, А., Ромодина, И. Взаимодействие инструментальной музыки и хореографии в народных эстетических представлениях / Народный танец. Проблемы изучения// Сборник научных трудов. Серия «Фольклор и фольклористика» Министерство культуры России ВНИИИ, СПб, 1991, 235 с.

143. Руднев, В.А. Обряды народные и обряды церковные.- Л.: Лениздат, 1982. - 159с.

144. Русский костюм в фотографиях. Метаморфозы: каталог / авт.-сост. А.А.Петрова .- М.: СЛОВО/БШУО, 2010. - 320с.: ил., 15х21 см.

145. Русский народный танец. История и современность: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу. / Сост. Т.В.Пуртова; М.: ГРДНТ, 2003. - 112 с.; ил.

146. Русский народный танец / Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. Ч. I : Xороводы / Н.И.Заикин, Н.А.Заикина. - 95 с.. илл.

147. Русский народный танец / Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. Ч. II : Пляска / Н.И.Заикин, Н.А.Заикина. -141 с.. илл.

148. Русский народный танец / Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. Ч. III : Танцевальное искусство Орловской области / Н.И.Заикин, Н.П.Дунаевская. - 93 с.. илл.

149. Русский народный танец / Орел: орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. Ч. IV : Танцевальное искусство свердловской области / Н.И.Заикин, Т.А.Шашкова. - 119 с.. илл.

150. Русские народные танцы: хореографические композиции на русские темы / Сост. Е.И.Филиппова. - Саратов, 2001. - 55 с.

151. Русские северные традиции: усть-цилёмская горка и вологодские частушки / Альманах «Русская традиционная культура» №1, 2000.

152. Рыжкова, В.В., Рыжков, В.И. Музыка в области хореографического преподавания / Народное танцевальное искусство и проблемы возрождения отечественной культуры: Материалы межвузовской научно-практической конференции (23-24 октября 1997 года). Тамбов: Изд-воТГУ им.Г.Р. Державина, 1997. 107 с. С.44.

153. Рябова, Н.Е. Социально-культурные условия воспитания гражданственности у подростков в процессе фестивального движения: дис....канд.пед.наук: 13.00.05. - М., 2010.

154. Сборник нормативных документов и методических рекомендаций для учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства / Сост.:С.Н.Горушкина. - М.: Издательство ИМХО, 2003. - 182 с.

155. Семейные обряды владимирской деревни. Часть I, II / Сост. В.В.Дмитриев. - Владимир. - 1995. - 118 с.

156. Сергиенко, В.В. Социально-культурные условия эстетического воспитания подростков на занятиях хореографией в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности: автореферат дис.. ..канд.пед.наук: 13.00.05. - Орёл, 2015. - 26 с.

157. Соловьева. Е.З. Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов: дис....канд.пед.наук: 13.00.05. - М., 2011.

158. Станиславский, К.С. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения: Дневник ученика / Константин Станиславский. - СПб. : Азбука, Азбука-Артикус, 2015. - 416 с.

159. Стрельцова, Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: дис....док..пед.наук: 13.00.05. - М.. 2005.

160. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие / Ю.А.Стрельцов, Е.Ю.Стрельцова. - 2-е изд., испр. и доп. - М..:МГУКИ, 2010. - 307 с.

161. Стрельцовские чтения - 2013: труды межвузовской научно-практической конференции, Москва, 18 декабря 2013 года / под науч.ред. Е.Ю.Стрельцовой, Н.Н.Ярошенко; Московский государственный университет культуры и искусств. - Москва: МГУКИ, 2014. - 260 с.

162. Стуколкина, Н.М. Четыре экзерсиса: Уроки характерного танца. - М.: ВТО, 1972. - 345 с.

163. Сухомлинский, В.Я. Мудрая власть коллектива / В.Я. Сухомлинский. -М. : Молодая гвардия, 1971. - 334 с.

164. Танцевальная культура народов Поволжья и Приуралья / Методическая разработка для студентов института культура. Куйбышев. - 1987. - 33 с.

165. Ткаченко, Т.С. Работа с танцевальным коллективом / Т.Ткаченко. - М.: Искусство, 1999. -146 с.

166. Традиции Ярославского края. Дом и быт. Семейные обычаи /

A.А.Маслова, Ю.В.Маслов; Под общ. ред. В.В. Горошникова. -Рыбинск: Медиарост, 2013. - 108 с.: ил.

167. Традиционная народная культура как фактор формирования единого социокультурного пространства: метериалы межрег. науч. -практ. конф. с междунар. участием (Челябинск, 5 декабря 2013 г.) /М-во культуры РФ, М-во культуры Челяб. обл., ГРДНТ, ЧГЦНТ, ЧГАКИ; отв. за вып.

B.Я.Рушанин; отв.ред. А.А.Суслов, сост. Л.Л.Костюкова, Л.Н.Лазарева -Челябинск, 2013 г.

168. Педагогика клубной работы / В.Е.Триодин. - М.: Советская Россия, 1984. - 152 с.

169. Учебно-воспитательная работа в детском хореографическом коллективе: методические рекомендации. - М.: ВНМЦ им.Н.К.Крупской. - 1982. -38 с.

170. Уральская, В.И. Поиски и решения. Танец в русском хоре. М., «Сов. Россия», 1973.

171. Устинова, Т.А. Избранные русские народные танцы. - М., 1996. - 593 с.

172. Устинова Т.А. Лексика русского народного танца. / Вступ. Статья В.И.Уральской. - М.: Редакция журнала «Балет», 2006. - 208 с.

173. Устинова, Л.А. Русские танцевальные миниатюры Татьяны Устиновой / Лидия Устинова. - Вступительная статья: Валерия Уральская. - М.: «Импресарио», 2013. - 340 с.: ил.. фото, ноты.

174. Устинова, Т. Русские народные танцы. - М., 1950

175. Ушинский, К.Д. Проблемы воспитания молодого поколения / К.Д.Ушинский. - М., 1950. - Т.10. - 376 с.

176. Фененко, Ю.В. Сущность и общая характеристика национальных ценностей, интересов и целей Российской Федерации / Ю.В.Фенеко// Закон и право.- 2007. - №9.- С.7-10.

177. Фокин, М.М. Против течения: 2-е изд., доп. и испр. / ред. Г.Н.Добровольская. - Л.: Искусство, 1981.- 510 с., 36 л. ил., портр.

178. Фольклорные танцы Тверской земли / Сост. Т.А.Устинова «Издательство Алексей Ушаков и К°», 2002.-160с.:ил

179. Фольклор и этнография /Отв.ред. Б.Н.Путилов, Академия наук СССР, Институт этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая, Изд-во «Наука», Ленинградское отделение. Ленинград. -.1970 г. - 256 с.

180. Характерный танец. Программа для хореографических училищ. -Москва. -1988. - 52 с.

181. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб./ И.Ф.Харламов. - 7-е изд. - Мн.: Университетское, 2002. - 560с.

182. Хореография в народном празднестве / На основе народной традиции весенне-летних хороводных игрищ/ Методические рекомендации. Научно-исследовательский институт культуры. - М.- 1986. - 85с.

183. Хореография: история, теория, практика. Вып.2 - М.: Московская академия образования Натальи Нестеровой, 2007. - 164 с.

184. Чижова, К.И. Социальнокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания: дис.... Канд.пед.наук: 13.00.05. - М., 2002.

185. Чуксин, А.Н. Педагогический потенциал рекреационно-оздоровительных технологий в деятельности любительских хореографических коллективов: автореферат дис....канд.пед.наук: 13.00.05. - Тамбов, 2012. - 21 с.

186. Чигрина, А.А. Социально-культурные условия формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям: автореферат дис.. ..канд.пед.наук: 13.00.05. - Тамбов, 2013. - 25 с.

187. Чурко, Ю.М. Славянский фольклор: состояние и бытование.// Материалы Второй Всероссийской конференции по балетоведению. -М.,1994, с.130

188. Чурко, Ю.М. Основные принципы изучения и разработки хореографического фольклора. (Информация, опыт). - М.:ВНМЦ и КПР, 1989.- 34с.

189. Шамина, Л.А. Проблема сценической передачи импровизационной природы народно-хореографического искусства /НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ проблема изучения, сборник научных трудов. Серия «Фольклор и фольклористика». - Санкт-Петербург. - 1991. - 235с.

190. Шацкий, С.Т. Пед.соч. в 4 т.1962 - 1965. Т.3. / С.Т.Шацкий, сост. И.А.Соловков. - М.: Просвещение, 1964. - 492 с.

191. Шашкова, Т.В. Дроби в русском народном танце : учеб.пособие / Т.В.Шашкова; Ханты-Мансийский филиал Московского государственного университета культуры и искусств. - Челябинск : Взгляд, 2007. - 96 с.: ил.

192. Шилин А.И. Традиционный танец в русской традиции./Русский народный танец. История и современность: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу. /Сост. Т.В.Пуртова; М.: ГРДНТ, 2003. - 112с.; ил.

193. Широков, А.С. Музыка русского народного танца (для баяна и аккордеона). - М. «Советский композитор». - 1988. - 135 с.

194. Шишова, О.А. Художественное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования: автореф.дис. .канд. пед.наук / О.А.Шишова. - М., 2000. - 22с.

195. Щебетенко, А.И. Использование психологических наблюдений в работе руководителя коллектива художественной самодеятельности /Методическое пособие. ВНМЦ им.Н.К.Крупской - М. - 1987.- 37 с.

196. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства / Изд-во: Академия педагогических наук РСФСР. - М. - 1953г. - 47с.

197. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности / Н.Н.Ярошенко. - М. : МГУКИ, 2007. - 360 с.

198. Яценко, Н.П. Основные направления совершенствования деятельности учреждений культуры в развитии самодеятельного хореографического творчества: автореферат дис....канд.пед.наук: 13.00.05. - М., 1995. - 17с.

Приложения

Приложение 1.

Анкета - опросник участника Всероссийского семинара для руководителей хореографических коллективов

Сначала хотелось бы познакомиться с вами. Для этого, ответьте, пожалуйста, на несколько несложных вопросов. 1. Где и кем вы работаете?

2. В каком учреждении Вы получили специальное образование или специальную подготовку?

2.1.в училище культуры (колледж культуры)_

2.2. в ВУЗе (какую специальность вы получили)_

2.3. на курсах (каких именно)_

2.4. в спецшколе (хореографическая, школа искусств и

др.)_

2.5.занимался самообразованием 2.6. никакой подготовки не получил

3. Если Вы учились еще где-нибудь, напишите, где именно, по какой специальности, сколько времени?

4. Почему Вы решили посетить семинар?

4.1. для творческого роста в своей профессии

4.2.по настоянию руководства

4.3.подошел срок прохождения повышения квалификации

4.4.восполняю утраченные (недополученные)знания в вузе(сузе)

4.5.если на ваш выбор повлияли другие причины, пожалуйста, укажите

5. Что повлияло на выбор той специальности, по которой Вы сейчас работаете?

5.1. профессия очень популярна

5.2. до поступления в вуз (суз) работал по этой специальности

5.3.посоветовали мои педагоги, знакомые, друзья, родственники 5.6. что еще (напишите)_

6. В каком учреждении вы работаете (принадлежность)?

6.1. Дом культуры

6.2. Клуб

6.3. Дом народного творчества

6.4. Фольклорный центр

6.5. Департамент культуры, образования, др.

6.6. Дошкольное учреждение

6.7.учреждение среднего образования

6.8.учреждение дополнительного образования

6.9. музыкальная школа, школа искусств, хореографическая школа и т.д.

6.10. учреждение высшего образования

6.11. иное (частное, общественное и т.д.)

7. Кем вы работаете?

7.1. преподаватель творческих дисциплин_

7.2. руководитель художественного коллектива_

7.3. руководитель учреждения

(какого?)_

7.4. методист ДК, ОДНТ

7.5. научный работник, эксперт, референт по проблемам народного творчества

7.6. иная должность_

Теперь давайте поговорим о том, какими профессиональными качествами, по Вашему мнению, должен область хореограф.

8. Насколько важно, чтобы специалист обладал знаниями в области (отметьте не более трех пунктов)

8.1. специальных дисциплин

8.2. психолого-педагогических дисциплин

8.3.искусствоведческих дисциплин

8.4. культурологических дисциплин

8.5. этнографии

8.6. каких еще? (укажите)

9. Насколько важно, чтобы специалист обладал умениями и навыками (отметьте не более трех пунктов)

9.1. в художественно-творческой деятельности (владение музыкальным инструментом, искусством танца, пения и т.д.)

9.2. коммуникативной деятельности (общение с конкретным человеком, группой, неорганизованной аудиторией, коллегами по работе) 9.3.организаторской деятельности (навыки руководства, решения профессиональных проблем)

9.4. поисково-исследовательской деятельности (сбор, изучение, систематизация информации)

9.5. научно-исследовательской деятельности (проведение психолого-педагогической диагностики коллектива и т.д.)

9.6. работы с документами (составление планов, рабочих записей, изучение положений и т.д.)

9.7. иными навыками и умениями (укажите какими)_

10. Насколько важно, чтобы специалист обладал следующими личностными качествами (укажите не более трех, наиболее значимых для вас):

10.1. целеустремленностью

10.2.гибкость мышления

10.3. артистизмом

10.4.добротой 10.5.честностью

10.6. чувством юмора

10.7.спосбностью к творчеству 10. 8.трудолюбием

10. 9.эмоциональностью 10.10.коммуникабельностью

А как Вы оцениваете свои профессиональные качества?

11. Что из перечисленного вы умеете делать?

11.1.организовывать различные мероприятия 11.2.ставить спектакли 11.3.читать лекции

11.4.руководить творческим коллективом

11.5.вести методическую работу

11.6. И еще_

12.Что Вы считаете главным в своей работе?

12.1.развитие художественных способностей людей

12.2.возможность эстетически воспитывать детей

12.3.развивать духовно-нравственную культуру личности

12.4.возможность создать интересный и самобытный коллектив народного художественного творчества

12.5. возможность общаться с интересными людьми, работать с единомышленниками

12.6. что-либо еще_

13. Каков, по Вашему, мнению престиж профессии педагога-хореографа?

13.1.очень высокий

13.2.высокий

13.3.не очень высокий

13.4.низкий

13.5.очень низкий

13.6. затрудняюсь ответить

14. Чем Вас привлекает профессия педагога-хореографа?

14.1. эта работа нужна людям 14.2.она носит творческий характер

14.3.возможностью постоянно совершенствовать свои знания, развивать свои способности

14.4. возможность проявлять самостоятельность, инициативу

14.5. радость от общения с людьми

14.6. иное_

15. Что Вас не привлекает в профессии педагога-хореографа?

15.1.отсутствие престижа в обществе

15.2.невысокая заработная плата

15.3. что-то еще_

15.4. затрудняюсь ответить

Теперь несколько вопросов о самообразовании

16. Скажите, пожалуйста, были ли Вы в музее, картинной галерее, на художественной выставке за последний год (т.е. за последние 12 месяцев)?

16.1. да, был(а)

16.2.нет, не был(а)

17. Если были, то сколько раз?

17.1.один раз

17.2.два-три раза

17.3. четыре и более раз

18. Какие музеи, выставки интересуют Вас больше всего?

18.1. исторические

18.2. краеведческие

18.3.литературные

18.4.художественные

18.5. другие_

18.6. затрудняюсь ответить

19. Скажите, пожалуйста, посещали ли Вы за последний год какие-либо культурные, архитектурные или исторические места?

19.1. да

19.2. нет

20. Скажите, пожалуйста, посещали ли Вы за последний год какие-либо спектакли, концерты профессиональных артистов?

20.1. да

20.1.1. один раз

20.1.2. два-три раза

20.1.3. четыре и более раз

20.2. нет

И, последнее. Укажите, пожалуйста:

21. Откуда Вы получили информацию о семинаре?

21.1. От методистов региональных Домов (Центров) народного творчества

21.2. По электронной рассылке

21.3. В социальных сетях

21.4. От работников органов управления культуры

21.5. От знакомых

21.6. Присутствовал на одном из мероприятий, проводимых ГРДНТ

21.7. Из других источников_

21.8. Затрудняюсь ответить

22. Ваш возраст

22.1. 18-20 лет

22.2. 21-24 лет

22.3. 25-30 лет

22.4. 31-40 лет

22.5. 41-50 лет

22.6. 50 лет и старше

23. Ваш пол

23.1. женский

23.2. мужской

Большое Вам спасибо! Вы нам очень помогли!

Приложение 2.

Программа по предмету «Русский народный танец» для детских хореографических коллективов учреждений культуры

«Азбука русского танца»

Введение

Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена стояла очень остро. Вопросы как воспитывать, какие ориентиры должны быть в основе этого процесса, какую модель будущей личности следует формировать - для каждого времени это были очень важные и непростые вопросы.

Танцевальное искусство, как часть народной художественной культуры, является той системой, в которой объединены и отражены как в зеркале все основные нормы общественного поведения, отношений между людьми, гендерные взаимоотношения, а также те культурные ценности, которые близки каждому человеку. Очевидно, что изучение хореографической культуры своего народа - воспитывает чувство патриотизма, гордости за свою нацию, способствует сохранению национального богатства и осуществляет живую связь времен и поколений.

Искусство танца отражает особенности духовной жизни любого народа. Оно связано с глубинными и естественными потребностями человека выражать свои чувства и мироощущения в движениях тела. Поэтому танец присутствует во всех мировых культурах.

Танцевальная культура русского народа богата и разнообразна. Столетиями формировался танцевальный язык, разнообразная манера исполнения, ритмические рисунки, комбинации движений народного танца. Русский народный танец имеет множество оттенков. На формирование такого многообразия основное влияние оказывает обширная территория проживания русского народа (практически на всей географической

184

поверхности Российской Федерации). Поэтому русский народный танец не является строго канонизированным, чем-то застывшим, а выступает как живой организм, воспринимающий все факторы внешнего воздействия. И сам оказывающий огромное влияние на формирование и развитие национальной культуры других народов.

Сохранение и развитие русского национального самобытного искусства как одной из главных ценностей нации - важнейших задача современных фольклористов, этнографов, музыкантов, хореографов. Русский народный танец - как часть народной традиции, многоплановой народной культуры, является уникальным средством всестороннего воспитания личности ребенка, будущего гражданина и патриота Родины, позволяет сохранять веками складывавшиеся традиции русского народа во всём их многообразии, передавать их последующим поколениям и развивать дальше искусство народного танца, обогащая его новым содержанием.

Ансамбли народного танца выполняют не только важную внутреннюю функцию, обучая исполнителей техническим основам танцевального мастерства, но и решают главные задачи времени:

- художественно-эстетическое воспитание зрителя,

- приобщение молодежи к национальному богатству своего народа,

- сохранение и передача опыта от старшего поколения младшему.

Поэтому особенно важным и актуальным является целенаправленное,

всестороннее и методическое обучение русскому народному танцу детей 710-летнего возраста в хореографическом коллективе.

Требования к освоению программы

Образовательная программа «Азбука русского танца» строится на принципах исторической преемственности.

Целью данной программы является обучение детей русскому народному танцу.

Задачи курса являются:

- воспитание у учащихся умения передавать характер и манеру исполнения русского народного танца различных регионов России;

- обучение танцевальной технике;

- развитие выразительности, музыкальности, ритмичности;

- выявление и развитие творческой индивидуальности каждого учащегося;

- создание условий для устойчивой мотивации к изучению традиций русского народного танца.

Методические рекомендации

Программа «Азбука русского танца» разрабатывалась на 3 года из расчета проведения занятий 3-4 раза в неделю. Данная программа рассчитана на детей 7-10 лет.

Формы обучения: практические, практические с показом, беседы, видеопросмотры, самостоятельная работа дома (с использованием словаря-раскраски), мастер-классы.

Способы проверки результативности: промежуточные «контрольные срезы», итоговые контрольные и открытые уроки, концертная практика.

При работе с детским коллективом народного танца задачи педагога-хореографа состоят в том, чтобы, во-первых, знакомить детей с образцовыми произведениями искусства танца и тем самым повышать культура подрастающего поколения, развивать их художественный вкус. Во-вторых, в том, чтобы обучить основам народного хореографического искусства, дать им необходимые знания, умения и навыки в этой области в соответствии с возрастными особенностями. Народный танец, как наиболее близкий для понимания ребенком, может способствовать знакомству с различными видами народного творчества: песней, музыкой, костюмом, живописью и т.д. богатейший язык народной хореографии состоит из движений своеобразных и неповторимых.

Специфика обучения различным хореографическим дисциплинам

связана с постоянной физической нагрузкой, которая сама по себе не имеет

186

для ребенка воспитательного значения, и поэтому обязательно должна быть совместима с творчеством и эмоциональным самовыражением.

Одним из важнейших факторов обучения детей младшего школьного возраста является использование минимума танцевальных движений при максимальном их сочетании. Методически грамотно построенные занятия русским народным танцем развивают координацию движений, укрепляют мышечный аппарат, дают возможность учащимся познакомиться и овладеть различными стилями и манерой исполнения, способствуют развитию чувства ритма.

Особенностью работы с детьми 7-10-летнего возраста является преимущественная работа на середине зала и только по необходимости использования станка (при изучении сложных присядок и движений, требующих детального разбора и вспомогательной опоры). При изучении нового или повторении старого материала педагогу следует чаще менять построение детей в зале, что позволяет избежать вырабатывания синдрома «последней линии» - когда учащиеся, постоянно находящиеся во второй и последующих линиях боятся оказаться впереди всех, без возможности копирования впереди стоящих исполнителей. Такой метод ведения уроков способствует тренировке хореографической памяти и формированию навыка самостоятельности.

Музыка является неотъемлемой частью любого урока хореографии. При

работе с детьми младшего школьного возраста музыкальное сопровождение

это еще и активная помощь педагогу в объяснении того или иного движения,

характера, настроения. На уроке русского народного танца с помощью

музыкальных мелодий дети получают информацию о различных видах и

жанрах народного танца, областных особенностях исполнения, знакомятся с

разнообразной палитрой русской народно-музыкальной культуры.

Использование в уроке песенно-музыкального материала дает развитие

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.