Влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат наук Акоста, Анна
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 205
Оглавление диссертации кандидат наук Акоста, Анна
Содержание
Стр.
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения
этнокультурной идентичности ребенка
1.1 Этнокультурная идентичность как проблема социальной психологии
1.2 Социально-психологическая характеристика этнокультурной идентичности подростка
1.3 Роль межэтнического брака в развитии этнокультурной
идентичности подростка
Выводы по главе 1
Глава 2 Эмпирическое исследование этнокультурной
идентичности подростка в условиях межэтнического брака
2.1 Ценностная обусловленность влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка
2.2 Организация констатирующего эксперимента по изучению влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка
2.3 Психологические факторы влияния межэтнического брака на
этнокультурную идентичность подростка
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
901
Приложение 7
Приложение 8
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Этническая идентичность детей из русско-якутских семей2009 год, кандидат психологических наук Ким, Ксения Васильевна
Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях2002 год, кандидат психологических наук Акопян, Татьяна Альбертовна
Факторы и особенности формирования межэтнических отношений в Республике Татарстан2012 год, кандидат наук Набиуллина, Алла Вазиховна
Психолого-педагогическое обеспечение процесса этнической социализации учащихся средней школы2014 год, кандидат наук Дагбаева, Соелма Батомункуевна
Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья2018 год, доктор наук Шарапов Вячеслав Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка»
Введение
Актуальность исследования. Современное развитие мирового сообщества сопровождается формированием поликультурного пространства, в котором наблюдается взаимодействие населения разного этнического происхождения как в традиционно монокультурных, так и поликультурных регионах. Одной из таких форм являются межэтнические браки.
В условиях усилившихся межэтнических контактов, взаимодействия этнических культур особое место занимает идентификация личности, отождествляющей себя с группой на основе ее этнической культуры. В результате этнокультурной идентификации личность усваивает, закрепляет и воспроизводит модели поведения и общения, указывающие на ее принадлежность к определенному этнокультурному сообществу.
Вместе с тем для социально-психологической практики представляется важным изучение этнокультурной идентичности в подростковом возрасте, в котором происходит выбор референтных групп, стереотипов поведения в разных группах, культурных ценностей, этнически обусловленных ролей, соответствующей этнокультурной ориентации. Непосредственное влияние на этнокультурную идентичность подростка оказывают его родители. В условиях межэтнического брака этнокультурная идентичность ребенка проявляется через идентификацию с этнокультурными сообществами, к которым принадлежат родители. Этот процесс может сопровождаться определенными трудностями при межэтническом взаимодействии, проявлением предубеждений, возникновением внутриличностных конфликтов.
Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема этнокультурной идентичности разрабатывалась как отечественными, так и зарубежными учеными, которые акцентируют внимание на роли культуры в организации и развитии человеческой жизнедеятельности, в отношении людей к природе, к другим, к самим себе.
Представление о существовании культуры в этнических формах исследовали С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей и др. Культуру как идентификационное основание рассматривали А. Кардинер, Р. Липтон, Дж. Мердок, У. Самнер и др.
Положения, имеющие важное значение для понимания этнокультурной идентичности, содержатся в теории культурных констант С. Лурье; в концепции внутригрупповой коммуникации Т. Шибутани; в теории культурных парадигм Дж. Хоманса, А. Шютца и др.
В психологической науке изучались социальные механизмы формирования идентичности И. Гофманом, Ч. Кули, Дж. Мидом, Дж. Тернером - в концепции символического интеракционизма; П. Бергером, Т. Лукманом и др. - в рамках конструктивистского подхода; С. Московичи - в теории социальной идентичности; Дж. Берри - в модели двух измерений. Эти концепции позволяют представить этнокультурную идентичность как психологический феномен.
В отечественной психологии проблема идентичности личности исследовалась достаточно широко. Так, процесс идентификации исследуется с позиций деятельностного подхода (B.C. Агеев, А.К. Толмасова и др.), этнопсихологического подхода (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, С.К. Бондырева, Л.М. Дробижева, Л.Г. Почебут, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Т.Н. Счастная и др.), этнокультурного подхода (О.Г. Лопухова, Я.С. Сунцова, В.Ю. Хотинец и др.), кросскультурного подхода (A.A. Крылов, М.Н. Лебедева и др.). Имплицитно проблемы этнической идентичности содержатся в работах И.С. Кона, Т.Д. Марцинковской, B.C. Мухиной и др., анализирующих психологические особенности идентификации в подростковом возрасте.
На сложность этнокультурной идентичности как психологического феномена указывают С.А. Баклушинский, И.В. Малыгина, Н.Г. Орлова, Дж. Финни, В.Ю. Хотинец и др. Модели формирования этнокультурной идентичности предложены Б. Джексон, У. Кроссом, Дж. Мортеном, Д. Сью,
Д. Эткинсоном и др.
Двойственность этнической принадлежности человека, образуемая влиянием разных этносов его родителей, выделялась JI.H. Гумилевым в «этническом поле индивида», предложенном ученым в рамках исследования этногенеза.
Отдельные авторы изучают институты формирования идентичности личности, важнейшим из которых является семья. Ведущую роль семьи в формировании личности подчеркивают Т.В. Андреева, H.A. Коваль, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др. В исследованиях A.M. Грачевой, Дж. де Boca, А.Я. Зарицова, Л.Д. Кузмицкайте, М. Мортимера, Дж. Найта, Т.Г. Стефаненко, Ф.С. Файзуллина и др. обращается внимание на роль семьи в формировании идентичности ребенка, этнической и этнокультурной. Эти работы особенно важны для понимания влияния семьи на этнокультурную идентичность ребенка.
Особое внимание в рамках проблемы этнической идентичности уделяется межэтническим бракам. Так, межэтнические браки изучаются в рамках проблемы мультикультурализма (Б.Е. Винер, Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко, A.A. Сусоколов, H.Debose, D. Parker, R. Romano, M. Root, M. Song, L. Winters и др.). Уделяется внимание межэтническому браку как социально-психологическому явлению (А.Г. Вишневский, М.С. Мацковский, Н.М. Римашевская и др.); раскрывается сущность межэтнического брака на основе этнических (О.Б. Асколкова, В.А. Луков, З.А. Малькова и др.), религиозных (И.А. Герасимова, Г.А. Заикина и др.), языковых различий супругов (Г.И. Климантова, М.Г. Панкратов, А.Г. Харчев и др.). При этом подчеркивается роль этнокультурных факторов тех этнических культур, которые представляет каждый из родителей, в построении внутрисемейных отношений (М. Борнштейн, М. McGoldrik, N.G. Petro и др.).
Ряд исследователей отмечает влияние межэтнического брака на идентичность ребенка, этническую и этнокультурную (Е.П. Белинская, Д.
Берто, Г. Варро, Е.М. Галкина, H.JI. Крылова, Э.Л. Нитобург, М. Родерем-Борус, М.Н. Руткевич, И.А. Снежкова, Т.Г. Стефаненко, Т. Эриксен и др.). Эта проблема рассматривается с двух точек зрения: с точки зрения маргинальное™ (В.А. Кирсанов, Р.Э. Парк, Э.Стоунквист); с точки зрения биэтничности (Дж. Берри, Е.М. Галкина, A.A. Сусоколов и др.). Такие работы позволяют наметить основные направления социально-психологического влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка.
Несмотря на интерес исследователей к проблеме этнокультурной идентичности, ряд ее аспектов остается недостаточно изученным, что обусловливает существование противоречий между:
- актуальностью проблемы влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность ребенка и фактическим уровнем ее разработанности в социально-психологической науке;
- социально-психологическими исследованиями проблемы влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка и внедрением полученных результатов в психологическую практику;
- практическими исследованиями влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка и недостаточным вниманием психологов к этнокультурной идентичности ребенка в условиях межэтнического брака.
Имеющиеся противоречия обусловили проблему исследования, заключающуюся в том, что влияние межэтнического брака может вызывать затруднения в идентификации подростком себя с определенными этнокультурными общностями. В результате у подростка могут формироваться этнокультурные предубеждения, стереотипы, возникать внутриличностные конфликты, что может привести к отчуждению, противостоянию, конфликтам в коллективе сверстников и с окружающими людьми. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Объект исследования: этнокультурная идентичность подростка.
Предмет исследования: психологические особенности влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка.
Цель исследования: раскрыть содержание и основные направления влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка и апробировать их в ходе опытной работы.
Задачи исследования:
1. Исследовать этнокультурную идентичность подростка как проблему
социальной психологии.
2. Выявить социально-психологическую структуру этнокультурной
идентичности подростка.
3. Охарактеризовать формы социально-психологического влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка.
4. Раскрыть ценностную обусловленность социально-психологического влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка.
5. Определить психологические условия межэтнической семейной среды, влияющие на этнокультурную идентичность подростка.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-психологическое влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка будет более успешным, если происходит сопоставление ценностей подростков с ценностями родителей, формируются семейные ценности (ценности принадлежности к собственному этносу, отношения к окружающим, проявления самостоятельности, стабильности) с учетом таких социально-психологических условий, как этнокультурная идентичность самих родителей со своими культурами, воздействие родителей на мотивацию выбора ребенком этнической культуры, эмоциональная психологическая поддержка этнокультурной идентичности ребенка, положительное подкрепление вовлеченности ребенка в культурную практику этноса, стимулирование самостоятельности ребенка в приобщении к этнической культуре.
Методологическую основу исследования составили
фундаментальные теории отражения личностью окружающей действительности (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, А.Н. Леонтьев и др.), активности субъекта (H.A. Бернштейн, Л.С. Выготский, A.B. Петровский и др.); общенаучные принципы детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов и др.), социокультурной обусловленности психических процессов и явлений (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, И.С. Кон, Д. Мацумото, Г. Тэджфел, Э. Эриксон и др.); аксиологический подход к психологическим исследованиям (A.A. Радугин, А. Тойнби, К. Ясперс и др.); основные положения о системности в психологических исследованиях (A.A. Бодалев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.), психологии межгрупповых отношений (B.C. Агеев, Г.Тэджфел, М. Шериф и др.); учение о диалоге культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, В.П. Зинченко, В.М. Розин и др.).
Теоретической основой исследования являются теория опосредованной связи культуры и общения (Дж. Берри, A.A. Кочетков, Г. Триандис и др.); социокультурная теория развития личности и группы (С.К. Бондырева, Дж. Верг, Н.М. Лебедева и др.); этнокультурная теория развития личности (Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.); кросскультурный (Дж. Берри, A.A. Крылов, Н.М. Лебедева и др.); культурно-сензитивный (X. Дайденбах, X. Пезешкиан, Н. Пезешкиан и др.) подходы к изучению индивидуальных различий; теории развития личности в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, М. Кле, И.С. Кон, М.З. Неймарк, Д.И. Фельдштейн, О.В. Хухлаева и др.), а также теоретические исследования феноменов этнической и этнокультурной идентичности (И.В. Малыгина, Т.Г. Стефаненко, Л.Г. Почебут, Дж. Тернер, Дж. Финни и др.); теоретические положения о роли семьи и внутрисемейных отношений в развитии личности ребенка (Т.В. Андреева, H.A. Коваль, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.); теоретические представления о межэтническом браке как сложном социально-психологическом образовании (Ю.В. Арутюнян, Н.М. Лебедева,
Т.Г. Стефаненко, А.А. Сусоколов и др.).
Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследования; наблюдение; беседа; психологическое тестирование при помощи следующих методик: для детей -тест-опросник «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда, тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда, тест для измерения выраженности этнической идентичности Дж. Финни, тест «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и C.B. Рыжовой, шкальный опросник для исследования этнической идентичности детей и подростков O.JI. Романовой, тест «Детско-родительские отношения подростков» П.В. Трояновской; для родителей -опросник родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина, авторский опросник для определения психологических факторов ценностной обусловленности влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка, авторский опросник этнокультурной идентичности родителей и ее влияния на этнокультурную идентичность детей. Для статистической обработки и анализа использовалась программа SPSS 17.0 for Windows. Применялись следующие статистические методы: факторный анализ, корреляционный анализ. Статистическая достоверность корреляции оценивалась по коэффициенту Пирсона для двух независимых выборок.
Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:
- раскрыта психологическая структура этнокультурной идентичности подростка, включающая знание культурных традиций, языка, духовных ценностей этноса; привязанность к этнической культуре; собственное отношение к культурным ценностям этноса; включенность в культурную практику этноса; использование языков родительских этносов;
- обнаружено влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка, проявляющееся в передаче ребенку этнокультурной ориентации (монокультурной или бикультурной), этнически обусловленных ролей, культурных традиций, духовных ценностей, языков родительских
этносов;
- проведено сравнение влияния родителей на этнокультурную идентичность подростков из межэтнических и моноэтнических семей, показывающее более значимую роль межэтнического брака в этнокультурной идентичности подростка;
разработана схема социально-психологического влияния межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка, раскрывающая формы и принципы влияния, а также психологические условия межэтнической семейной среды.
Теоретическая значимость исследования:
- доказана зависимость этнокультурной идентичности подростка от сопоставления его ценностей с ценностями каждого из родителей;
- конкретизировано понятие этнокультурной идентичности подростка как осознание ребенком своей принадлежности к определенной этнической группе на основе этнической культуры, психологического переживания данной принадлежности, а также ее поведенческих проявлений под влиянием культурных традиций, языка, ценностей этноса, усвоенных через родительские культуры;
- структурированы семейные ценности, влияющие на этнокультурную идентичность подростка, которые включают ценности принадлежности к собственному этносу, ценности отношения к окружающим, ценности проявления самостоятельности, ценности стабильности;
выделены такие сравнительные характеристики влияния межэтнического и моноэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка, как ценностные ориентации, степень активности по приобщению к родительской этнической культуре, размещение детей в пространстве двух этнических культур, этнокультурная ориентация, этнически обусловленные роли, билингвизм.
Практическая значимость исследования:
- подобраны психодиагностические методики для изучения влияния
межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка;
- результаты исследования могут быть применены в работе центров национальных культур для развития этнокультурного потенциала регионов, психологических центров при консультировании детей и родителей;
- материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах «Социальная психология», «Этнопсихология», «Психология семейных отношений», «Основы психологического консультирования», а также в специализированном практикуме «Этнокультурная идентичность ребенка».
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивалась опорой на достижения современной науки; применением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследования; эмпирической проверкой основных положений; репрезентативностью выборки испытуемых; корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Этнокультурная идентичность ребенка подросткового возраста - это осознание ребенком своей принадлежности к определенной этнической группе на основе этнической культуры, психологическое переживание данной принадлежности, а также ее поведенческие проявления под влиянием культурных традиций, языка, ценностей этноса, усвоенных через
родительскую культуру.
2. Структура этнокультурной идентичности ребенка подросткового возраста включает знание культурных традиций, языка, духовных ценностей этноса, усвоенных через родительскую культуру; привязанность к этнической культуре; собственное отношение к культурным событиям этноса; вовлеченность в культурную практику этноса; использование языков
родительских этносов.
3. Влияние межэтнического брака на этнокультурную идентичность подростка проявляется в передаче ребенку этнокультурной ориентации (монокультурной или бикультурной), этнически обусловленных ролей,
культурных традиций, духовных ценностей, языков родительских этносов.
4. Семейные ценности, влияющие на этнокультурную идентичность подростка, включают ценности принадлежности к собственному этносу, ценности отношения к окружающим, ценности проявления самостоятельности, ценности стабильности.
5. Социально-психологическими условиями межэтнической семейной среды, влияющими на этнокультурную идентичность ребенка, являются этнокультурная идентичность самих родителей со своими этническими культурами, воздействие родителей на мотивацию выбора ребенком этнической культуры, эмоциональная психологическая поддержка этнокультурной идентичности ребенка, положительное подкрепление вовлеченности ребенка в культурную практику этноса, стимулирование самостоятельности ребенка в приобщении к этнической культуре.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационной работы нашли отражение в докладах на международных конференциях (Москва, 2009; Тамбов, 2009; Санкт-Петербург, 2009; Липецк, 2011); на научных конференциях аспирантов и преподавателей ТГУ им. Г.Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 2009); на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г.Р. Державина (2010, 2011).
Организация исследования. В исследовании приняли участие 190 человек: 30 межэтнических семей (60 родителей и 36 детей в возрасте от 11 до 15 лет); 30 моноэтнических семей (60 родителей и 34 ребенка в возрасте от 11 до 15 лет).
Исследование проводилось в период с 2009 года по 2012 год.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения этнокультурной
идентичности ребенка
1.1 Этнокультурная идентичность как проблема социальной психологии
Этнокультурная идентичность как проблема социальной психологии является объектом интереса многих ученых, но, тем не менее, остается недостаточно изученной.
В данной работе идентичность, прежде всего, будет рассматриваться в контексте этнической культуры, что делает необходимым обратиться к рассмотрению таких понятий, как «культура» и «этническая культура».
Понятия культуры и этнокультуры рассматриваются в науке с позиций психологии, философии, социологии, антропологии, этнографии, этнологии, культурологии.
Понятие «культура», введенное в сферу философского знания в эпоху Возрождения, развивалось в тесной связи с идеями гуманизма, и понятия «культура» и «гуманизм» рассматривались как синонимичные. Понимание культуры наполнялось идеей «окультуривания», возделывания души.
В философских системах эпохи Просвещения понятие «культура» постепенно утратило свое прежнее значение, и его место заняло понятие «цивилизация». В дальнейшем эти понятия стали дифференцироваться: из понятия «культура» исчезает идея всеобщности, а понятие «цивилизация» наполняется смыслом совокупного опыта всего человечества. На первый план выходит понятие цивилизации, так как в центре внимания ученых эпохи Просвещения оказывается не судьба отдельно взятой личности, а коллективная жизнь нации, то, что философы назвали национальной культурой.
В современной науке в понятии «культура» обычно подчеркивается, что это «специфический способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [190].
Социология рассматривает культуру не глобально, а расчленяет ее материальные и духовные аспекты. Материальная культура понимается как совокупность вещественных, зримых, наблюдаемых произведений труда человека, созданных предшествующими поколениями и создаваемых в настоящее время; духовная культура - как производство, распределение и потребление духовных ценностей, как единый процесс создания и освоения духовного богатства общества. С точки зрения социологии, культура представляется как процесс передачи культурных ценностей, традиций, языка, эстетических вкусов, умений и навыков.
Антропологический подход к пониманию культуры характеризует Н. М. Бадмахалгаева: «Культура - это сложное целое, которое представлено идеями, верованиями, ремеслами, материальными объектами, орудиями и навыками, необходимыми для их производства, это совокупность артефактов, таких как атрибутика и символика социальных институтов и т.д.» [17]. С позиций антропологии, в человеческой природе изначально заложены такие потребности, влечения, порывы, которые в своей совокупности должны были создать такой результат, который назван культурой.
В рамках социально-исторического подхода культура анализируется как продукт человеческой истории.
В современном толковом словаре дается следующее определение культуры: «Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, а также сфера человеческой деятельности, связанная с искусством, литературой, просветительной работой и т.п.» .
«Современный психологический словарь» определяет культуру как
«ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества» [157, с. 195].
Сравнительный анализ определений понятия «культура» позволяет выделить объединяющие их положения:
а) культура представляет собой сложное целое, неизбежность появления которого была закономерна, так как в человеческой природе заложены потребности, способствовавшие появлению культуры;
б) культура - продукт социальной (а не биологической) активности человека;
в) в своем развитии культура прошла определенные этапы, при этом каждое поколение привносит свой вклад в ее развитие, в результате культура аккумулирует ценности как материальные, так и духовные;
г) культура оказывает важное влияние на становление человеческой личности;
д) как отмечает Н. М. Бадмахалгаева, «культура характеризуется объективной неустранимостью и, следовательно, невозможностью для члена коллектива избежать культурного воздействия этого коллектива. Культурные ценности не «изнашиваются», не стареют, а постоянно приумножают духовное богатство общества. Таким образом, культура - это совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных и накапливаемых определенной общностью людей» [17].
Ученые - культурологи (Д. Бидни, К. Клакхон, А. Кребер, К. Кун, Р. Линтон, Л. Уайт и др.) обобщают определение культуры следующим образом: «Культура обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты, то есть артефакты. Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми
искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения» [118].
Американский ученый - культурантрополог М. Херсковиц предложил самое короткое определение культуры, но имеющее огромное значение: «Культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми» [249]. Из этого следует, что к культуре относится даже простейший предмет, который создан человеком, любая мысль, появившаяся в его сознании.
Ф. Ратцель, разрабатывая теорию культур, ключевую роль отводил анализу воздействия природной среды на развитие культуры и уделял значительное внимание изучению пространственного перемещения предметов материальной культуры.
К. Лоренц, один из основателей этологического подхода к изучению культуры, указывал на необходимость переключения все большего объема человеческой энергии с создания и потребления материальных ценностей на производство ценностей духовных [100].
Э. Тайлор в своей эволюционистской концепции развития культур разрабатывал идею прогрессивного развития культур. Ученый был убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские страны), от невежественного состояния к просвещенному [179].
Дж. Фрезер в своих исследованиях стремится понять, осмыслить, объяснить мифы, обычаи, ритуалы различных культур. Существование того или иного мифа или обряда он осмысливал с позиций рассматриваемой культуры [193].
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Социальная психология этнической идентичности1999 год, доктор психологических наук Стефаненко, Татьяна Гавриловна
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТРАДИЦИОННЫХ РИТУАЛОВ2016 год, кандидат наук Нюдюрмагомедова Лейла Абдулахадовна
Педагогическая поддержка формирования этнической идентичности подростков из гетероэтнических семей2022 год, кандидат наук Болтаева Лейла Шаитовна
Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов2010 год, кандидат психологических наук Верещагина, Марина Владимировна
Стратегии межэтнического взаимодействия осетин и русских, проживающих в Республике Северная Осетия - Алания2010 год, кандидат психологических наук Гуцунаева, Светлана Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Акоста, Анна, 2012 год
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 1999.
2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т15. №4. С.39 -56.
3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
4. Агеев B.C., Толмасова А.К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Психология самосознания. Самара, 2000. С. 624-641.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.,
1995.
6. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов // Духовная культура и этническое самосознание. Вып. 1. М., 1990. С. 12-38.
7. Акопян Т. А. Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях: автореф. дис. ... канд. псих. наук. СПб., 2003.
8. Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.
9. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие. 3-е изд. М., 2005. 302 с.
10. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб., 2004.
11. Арутюнов С.А. Этничность: объективная реальность // Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С.7-10.
12. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А. А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М., 1998.
13. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.
14. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001.
15. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М.М. Сокольской. М., 2004.
16. Ачкасов В. А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.П, Вып. 1.С. 34 -38.
17. Бадмахалгаева Н.М. Формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку: дис. ... канд. пед. наук. Элиста, 2005.
18. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии "социальная идентичность" // Социальная психология. Хрестоматия. М., 1990. С. 356-364.
19. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. С. 248 - 267.
20. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентичности личности // Психология самосознания. Самара, 2000. С. 602 - 613.
21. Барретт М. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. Отв. ред. М. Барретт, Т. Рязанова, М. Валовикова. М., 2001.
22. Белик А.Л. Культурология. Антропологические теории культур. М.,1999.
23. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичность // Мир психологии. 1999. №3. С. 140 - 147.
24. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 2000.
25. Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
26. Белинская Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // Трансформации идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 30 - 54.
27. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
28. Берн Дж. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы // Развитие личности. 2002. № 1. С. 291- 296.
29. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
30. Боас Ф. Ум первобытного человека. М., 1926.
31. Бодалев A.A. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. М., 1983..
32. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 20 - 28.
33. Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В.
Зинченко. М., 2004.
34. Бондырева С.К. Иное в этническом самоопределении и общекультурном определении // Мир психологии. 2004. № 3. С. 19-23.
35. Бондырева С.К. Отношение как базовое основание этнического самоопределения // Мир психологии. 2006. № 4. С. 118 - 123.
36. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография. 1987. № 3. С. 23 - 26.
37. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
38. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
39. Брушлинский A.B. Ментальность российская и региональная (провинциальная) // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 38 - 44.
40. Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Сочинения в 2-х т. Том 2. М., 1993.
41. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы. М., 2005.
42. Винер Б.Е. Межпоколенная передача этнической идентичности у этнодисперсных меньшинств (на примере современного Петербурга): автореф. дис. ... канд социол. наук. СПб., 1998.
43. Винер Б.Е. Этническая идентичность у крупнейших меньшинств Санкт-Петербурга (по результатам полевого исследования 1997-1998 гг.) // Мир России. 1999. № 1/2. С. 227 - 280.
44. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
45. Вьюнова Н.И., Вахтель Л.В., Хлоповских Ю.Г. Психологические характеристики этнокультурного развития студентов-музыкантов // Известия Смоленского государственного университета. 2011. №1 (20). С. 164-166.
46. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника // Педагогика и психология. 1988. № 9. С. 80.
47. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности. М., 1989. С. 67 - 89.
48. Галкина Е.М. Этническая идентичность у выходцев из национально-смешанных семей (этносоциологический и этнопсихологический аспекты) // Этнография, антропология и смежные
дисциплины: соотношение предмета и методов. Сборник статей / Отв. ред. Коротеева В.В. М., 1989. С. 11-19.
49. Галяпина В.Н. Влияние принадлежности супругов к разным этносам на удовлетворенность супружескими взаимоотношениями: дис. ... канд. псих. наук. М., 2002.
50. Гнатенко П.И., Павленко В.Н. Идентичность: Философский и психологический анализ. Киев, 1999..
51. Голдберг JI.P., Шмелев А. Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «большая пятерка» факторов в английском и русском языках // Психологический журнал. 1993. № 4. С. 33-40.
52. Гофман И. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-во Московского университета, 1984. С. 188 -196.
53. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.,
1971.
54. Грачева A.M. Психосемантическое исследование особенностей обыденного сознания подростков в области межнационального восприятия // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том 4. Вып.6. М., 1998. С. 206 - 247.
55. Гузенина C.B., Федоров И.А. Социальное поведение и этногенез. Тамбов, 2010.
56. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2004.
57. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. М., 1987.
58. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности//Вопросы психологии. 1997. №4. С. 75-86.
59. Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996. С. 6-73.
60. Дятлов В. Диаспора: экспансия термина в общественную практику современной России // Диаспоры / Diasporas. M., 2004. № 3. С. 126 -138.
61. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. М., 2005.
62. Жэньер Ч. Межнациональные браки. Исследование основных причин развода; материалы семинара по проблемам семейной политики. СПб., 2005.
63. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Ростов-на-Дону,
1999.
64. Здюрук СЛ., Штоквиш О.А. Мовна культурна та етшчна щентифкащя// Онтолопчш проблеми культури: Зб1рник наукових праць. К., 1994.
65. Иванов К.П. Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры // Дни Л.Н. Гумилева в Бежецке (по мат-лам науч.-познав. конф., прошедшей в Бежецке 29-30 октября 1994 г.). М., 1995.
66. Иванова Н.Л. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. М., 2002. С. 134-152.
67. Иванова Н.Л. Эмпирическое исследование социальной идентичности // Социальная психология XXI столетия. Ярославль, 2002. Т. 1. С. 299-302.
68. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. Ростов-на-Дону, 2008.
69. Кара-Мурза С.Г. Этничность и религия http://socioline.ru/pages/sg-kara-murza-etnichnost-i-religiya
70. Ким К.В. Этническая идентичность детей из русско-якутских семей: дис. ... канд. псих. наук. СПб., 2009.
71. Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Формирование идентичности в российской провинции. М., 2001.
72. Киселев И.Ю., Ряховский C.B. Гражданственность и проблема формирования идентичности // Проблемы психологии и эргономики. Тверь-Ярославль, 2000. №1. С. 21 - 24.
73. Климов С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-90 годы) // Социологические исследования. 1995. №1. С. 59 - 72.
74. Коваль H.A., Калинина Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности: Учеб. пособие. Тамбов, 2007.
75. Кон И.С. Какими они себя видят? М., 1975.
76. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
77. Корнеева C.B. Социальная природа межнациональных браков в российском обществе в условиях социокультурных трансформаций // Ломоносовские чтения. 2003. Т. 2. С. 33 - 37.
78. Коростелёв А. Д. Парадоксы этнической идентичности // Идентичность и толерантность. Сб. статей / Под ред. Лебедевой Н.М. М., 2002. С. 86-110.
79. Крик Б. Национальные идентичности в многонациональных и многоэтничных государствах: необычный пример Соединенного Королевства // Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. М., 1997. С. 91.
80. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 2001.
81. Кроче Б. Теория и история историографии / Пер. с итал. И.М. Заславской. М., 1998.
82. Крылова H.JL, Прожогина C.B. Метисы: кто они? Проблемы социализации и самоидентификации. М., 2004.
83. Крылова Н.Л., Прожогина C.B. Смешанные браки. Опыт межцивилизационного общения. М., 2002..
84. Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2008.
85. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. М., 2002.
86. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 320 - 321.
87. Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. Ростов н/Д, 2006.
88. Кун М., Мак-Партленд Т. Эмпирические исследования установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. С. 180- 188.
89. Купавская А. Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2008.
90. Курнешова Л.Е. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования (на примере столичного образования): автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1996.
91. Лацарус М., Штейнталь Г. Мысли о национальной психологии. Воронеж, 1965.
92. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. № 3. С. 75-89.
93. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1998.
94. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. Т.20. №3. С. 48 - 58.
95. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007.
96. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
97. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых // Советская этнография. 1973. № 5. С. 123-131.
98. Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С.35 -42.
99. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие// Вопросы философии .1996. № 5. С. 25-29.
100. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994.
101. Лурье C.B. Историческая этнология. М., 2004.
102. Лурье C.B. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М., 2005.
103. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 2005.
104. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность (Онтология, морфология, динамика): Дис.... д-ра филос. наук. Москва, 2005.
105. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
106. Маркарян Э.С Очерки теории культуры. Ереван, 1969.
107. Маховская О.И. Формирование идентичности у детей постсоветских эмигрантов в США // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № З.С. 102- 113.
108. Мацумото Д. Психология и культура. 1-е издание. М., 2003.
109. Маджидова С.М. Социально-психологические типологии, учитывающие влияние культуры на личность // Вестник РУДН. 2005. № 67. С.168-180.
110. Мёрдок Дж. Социальная структура. Пер. с англ. A.B. Коротаева. М., 2003.
111. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.,
1989.
112. Мирошникова С.С. Стимулирование осознанности выбора жизненной позиции подростка // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод, тр. / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкого. Волгоград, 2002. Вып. 10. С. 40-43.
113. Москаленко О.В., Назыноол М.В. Акмеологические условия и факторы интеллектуального развития школьников в этнокультурном регионе //Акмеология. 2011. №3. С.123-125.
114. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М.,1996.
115. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.,1999.
116. Науменко Л.И. Этническая идентичность: Проблемы трансформаций в постсоветский период // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 77- 87.
117. Нитобург Э.Л. Русские в Америке: интеграция или ассимиляция? // Этнографическое обозрение. 2001. № 6. С. 82-103.
118. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
119. Павленко В.Н., Корж H.H. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. 1998. Т.19. №1. С. 75-89.
120. Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология. М., 2005.
121. Павленко В.Н. Разновидности кризиса социальной идентичности в Украине // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 88 - 96.
122. Парк Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки. 1998. №2. С. 172-175.
123. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908.
124. Петровский В.А. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. 1987. №4. С. 30 - 44.
125. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
126. Платонов Ю.П. Социальная психология этнического взаимодействия // Введение в этническую психологию. СПб., 1995. С. 134 — 143.
127. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. СПб., 2002.
128. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков, 1991.
129. Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений / Под. ред. В.Д. Шапиро и др. М., 2007.
130. Пономарев А.П. Развитие семьи и брачно-семейных отношений на Украине. Этносоциологические проблемы. Киев, 1989.
131. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
132. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учеб. пособие. 2-е изд. СПб., 2005.
133. Почебут Л.Г. Социология: общество сегодня и завтра. СПб., 1999.
134. Прожогина C.B. Восток на Западе: вместе и врозь. Иммигрантские истории. М., 2003.
135. Просецкий В.А. Психология подражания: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1974.
136. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002.
137. Райгородский Д.Я. Психология семьи: Учеб. пособие для фак-тов психологии, социологии, экономики и журналистики. Самара, 2002.
138. Рахимбаева Д.А. Семейно-бытовые традиции в формировании национального самосознания молодежи (на материалах Республики Узбекистан): дис.... канд. филос. наук. Т., 1993.
139. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. № 5. С. 144-151.
140. Романова О.Л., Развитие этнической идентичности у детей и подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.
141. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. T. II. М.,
1989.
142. Румянцева П.В. Особенности этнической идентичности подростков смешанного русско-еврейского происхождения // Мат-лы Девятой Международной Междисциплинарной конф. по иудаике. М., 2002. С. 380 -383.
143. Румянцева П.В. Дети смешанных браков. Особенности этнического самосознания // Новая еврейская школа. 2001. № 9. С. 173 - 192.
144. Румянцева Т.В., Иванова H.JI. Социальная идентичность: теория и практика. М., 2009.
145. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества// Социс. 1997. № 7. С. 3-19.
146. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001.
147. Савоскул М.С. Российские немцы в Германии: интеграция и типы этнической самоидентификации // Этнографическое обозрение. 2004. № 4. С. 97-113.
148. Самнер У. О происхождении и сущности этноцентризма / Пер. с анг. М. Добряковой. - http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=546
149. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. Изд. 2-е. / Пер. с англ. P.P. Кучкарова. М., 2007.
150. Сигуан М., Макки У.Ф. Образование и двуязычие / Пер. с фр. H.A. Садовского. М., 1990.
151. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.
152. Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
153. Смирнова Е.О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве // Возрастные особенности формирования толерантности / Под ред. B.C. Собкина. М., 2003.
154. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. 1982. №1. С. 80-88.
155. Собкин В., Владимиров А. Межнациональные различия в репродуктивных установках русских и еврейских студентов // Проблемы еврейского самосознания. М., 2004. С. 143 - 158.
156. Собкин B.C., Глухова Т.В., Мутеперель C.B. Национальная идентичность и межнациональная толерантность в подростковом возрасте // Возрастные особенности формирования толерантности / Под ред. B.C. Собкина. М, 2003. С. 152 - 172.
157. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2006..
158. Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.
159. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.,
1998.
160. Солдатова Г., Шайгерова Л. Толерантность как способ взаимной адаптации местного населения и вынужденных мигрантов // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001. № 5. С. 72 - 81.
161. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.
162. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000.
163. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
164. Ставропольский Ю.В. Модели этнокультурной идентичности в современной американской психологии // Вопросы психологии. 2003. №6. С. 112-120.
165. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. Л., 1987.
166. Степанова Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии. СПб.,
1995.
167. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.
168. Стефаненко Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 11 -30.
169. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2006.
170. Стефаненко Т.Г. Социальная психология этнической идентичности: дис. ... д-ра псих. наук. М., 1999.
171. Стёпин B.C. Теоретические знания. М., 1999.
172. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
173. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек: исследование личности и культурного конфликта // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Вып. 1.С. 9-36.
174. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1987.
175. Сусоколов A.A. Межнациональные браки в СССР. М., 1987.
176. Сусоколов A.A. Национально-смешанные браки среди русского населения в разных регионах страны // Русские: этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992. С. 191 - 222.
177. Сухарев A.B., Лопухова О.Г., Пайгунова Ю.В., Гулова Ф.Ф. «Русско-татарский культурный ассимилятор» как инструмент психопрофилактики межэтнических конфликтов // Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда. 2003. № 3 (32). С 165-177.
178. Счастная Т.Н. Детская практическая психология: учебник для вузов / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2003.
179. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
180. Терентьева Л.Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях // Сов. этнография. 1969. №3. С. 20 - 30.
181. Тернер Дж. С., Оуке П.Дж., Хеслем С.А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. №2. С. 8 - 17.
182. Толерантность и культура межнационального общения. Краснодар, 2009.
183. Тхакахов В.Х. Социальные и этнокультурные процессы на Северном Кавказе: вопросы методологии. СПб., 2002.
184. Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учеб. пособие. Новосибирск, 2002.
185. Урусова З.М. Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника: автореф. дис. ... канд.пед. наук. Карачаевск, 2005.
186. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация -содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. 1998. №1 (13). С. 5 - 11.
187. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
188. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
189. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей: Учеб. пособие. Ярославль, 2003.
190. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. и др. М., 1983.
191. Флиер А.Я. Культурогенез. M., 1995.
192. Франки В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М., 1990.
193. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете / Пер. с анг. М., 1989.
194. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. с анг. М., 1993.
195. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1985.
196. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
197. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.
198. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. Т. 1. М.,
1986.
199. Хидирова JI.C. Формирование нравственных качеств у детей средствами семейных традиций: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Худжанд, 2002.
200. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание» // Социс. 1999. №9. С. 67-75.
201. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург, 2002.
202. Хотинец В.Ю. Психологические и культурные факторы этнотипического поведения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №2. С. 33 - 44.
203. Хотинец В.Ю., Сунцова Я.С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции межличностного взаимодействия // Психологический журнал. 2009. Т. 30. №6. С. 17 - 29.
204. Хотинец В.Ю., Троянская А.И. Этнокультурные особенности профессиональной рефлексии // Психологический журнал. 2011. Т. 32. №3. С. 57-73.
205. Хсю Ф.Л.К. Базовые американские ценности и национальный характер // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. A.A. Белика. М., 2001. С. 204 - 228.
206. Хубиева Ф.Х. Формирование ценностных ориентаций подростка в современной семье. - http://festival.lseptember.ru/articles/502850/
207. Хухлаев O.E. Этнонациональные установки современной российской молодежи // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 46-57.
208. Хухлаев O.E., Руссита Т.Э. Этническая идентичность и значимое социальное окружение индивида (исследование русскоязычного юношества Латвийской Республики) // Культурно-историческая психология. 2007. №4. С. 120-345.
209. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению / Пер.с нем. А.Ю. Антоновского. М., 2001.
210. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В.В. Знаков, Р.В. Залевский. М., 2008.
211. Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции.
212. Шабанова М.М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев // Социологические исследования. 2008. №11. С. 72-76.
213. Шадже А.Ю. Этнические ценности как философская проблема. Майкоп, 2005.
214. Шадже А.Ю. Роль этнического фактора в миротворческом процессе // Взаимодействие культур, возрождение традиций народной дипломатии - залог мира и согласия. Майкоп, 2000. С. 131- 134.
215. Шакурова Г.Р. Этническая идентичность современных башкир. М., 2005.
216. Шаров A.B. Взаимодействие культур и проблема идентичности // II международная научно-практическая конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.) / Под общ. ред. И.И. Ивановой. Бишкек, 2004. С. 171-176.
217. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. М., 1968.
218. Шихирев H.H. Современная социальная психология. М., 200.
219. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. М., 2003.
220. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. М., Воронеж, 2005.
221. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.; Екатеринбург, 2006.
222. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб., 2008.
223. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с анг. СПб., 1996.
224. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с анг. М., 1996.
225. Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде / Отв. ред. Гурвич И.С. М., 1989.
226. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.
227. Ядов В.Л. Социальная идентичность личности. М., 1994.
228. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.
229. Alba R.D. Ethnic Identity // The Transformation of White America. Yale University Press: New Haven, CT & London, UK, 1990. P. 295-301.
230. Atkinson D.R., Morten G., Sue D.W. A minority identity development model // Counseling American Minorities. Dubuque, IA: W.C. Brown. 1989. P. 35-52.
231. Bandura A. Social - learning theory of identificatory processes, in: Handbook of Socialization Theory and Research, Chicago, 1969.
232. Bateson G. Cultural Problems Posed by a Study of Schizophrenic Process // Symposium on Schizophrenia, an Integrated Approach / Ed. by A.
Auerback. N.Y., 1959.
233. Berry J. The role of psychology in ethnic studies // Canadian Ethnic
Studies. 1990, №22. P. 8-21.
234. Bertuax D. Biography and Society. The Life History Approach in the
Social Sciences. London and Berkeley, 1981.
235. Bornstein R.F. The dependent personality. New York, 1993.
236. Cole M. Cultural psychology: A once and future discipline. Cambridge., 1996.
237. Crohn J. Ethnic Identity and Marginal Conflict: Jews, Italians and WASPs. NewYork, 1986.
238. Cross W.E., Vandiver B.J. Nigrescence theory and measurement: Introducing the cross racial identity scale. In J. G. Ponterotto, J.M. Casas, L. M. Suzuki, C. M. Alexander (Eds.), Handbook of multicultural counseling. Thousand Oaks, CA, 2001. 2nd ed.
239. Cross-Cultural Marriage: Identity and Choice / Ed. by Breger R., Hill R. Berg: Oxford; New York, 1998.
240. Davey A.G. Ethnic identification, preference and sociometric choice // Self-concept, achievement and multicultural education. Londres: Macmillan, 1982. P. 60-69.
241. Devereux G. Ethnopsychoanalysis. Berkley, 1978.
242. Ellison R. Invisible Man. N.Y., 1947
243. Eriksen T.H. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspective. London, 1993.
244. Ethnic identity: Fomation a. transmission among Hispanies a other minorities/ Ed. by M.E.Bernal, G.P.Knight. Albany, 1993.
245. Giles H., Johnson P. The role of language in ethnic group relations. In J.C. Turner and H. Giles (eds). Intergroup Behavior. Oxford, 1981.
246. Goldberg L.R. An alternative "Description of personality": The Big— Five factor structure // J. Pers. and Soc. Psychol. 1990. N 59. P. 1216- 1229.
247. Gordon A. Intermarriage: Interfaith, Interracial, Interethnic. Wesport,
1980.
248. Haidegger M. Identidad y diferencia. Barcelona, 1990.
249. Herskovits M.J. Cultural Relativism. Perspectives in Cultural Pluralism, hg. von Frances Herskovits. New York, 1972.
250. Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y., 1954.
251. Hofstede G. H. Cultures and organizations : software of the mind. N.Y., 1997.
252. Hughes E.C., Konttinen J. and Pattanaik S.N. The Future of Mixed Reality: Issues in Illumination and Shadows // Journal of Defense Modeling and Simulation 2(1). January 2005. P. 51-59.
253. Intermarriage in the United States / Ed. by Kretser G., Leon J. New York, 1982.
254. Jackson B., Hardiman R. Racial identity development: Understanding racial dynamics in college classrooms and on campus // Promoting diversity in college classrooms: Innovative responses for the curriculum, faculty, and institutions. San Francisco: Jossey-Bass, 1992. No. 52. P. 21 - 37.
255. Johnson W., Warren D. (eds.) Insude the mixed marriage: account of changing attitudes and perceptions of cross-cultural and interracial marriages. LanhamMd., 1994.
256. Kogan M. The Identity of St. Peterburg Jews in the Early 1990s. A Time OfMass Emigration // Jews in Eastern Europe. Winter, 1995. P. 5-15.
257. La Barre W. Social Cynosure and Social Structure // Personal Character and Social Millieu. N.Y., 1956.
258. Maykovich M.K. Japanse American identity dilemma. Tokyo, 1972.
259. McGoldrik M., Petro N.G. Ethnic intermarriage // Implications for Therapy in family Process. 1984. P. 347-364.
260. Mead G.H. The Psychology of Social Consciousness Implied in Instruction// Science. 1910. 31. P. 688-693.
261. Mortimer M. Sex stereotyping in children's books // Australian Journal of Early Childhood, 1979. 4 (4). P. 4-8.
262. Moscovici S. El campo de la psicologia social. Barcelona, 1973.
263. Ocampo Sandro J. Identidad social y restablecimiento urbano de poblacion exiliada internamente en Colombia. Colombia, 2003.
264. Parker D., Miri Song. Rethinking Mixed Race. Chicago, 2001.
265. Phinney J.S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research // Psychological Bulletin. 1990. 108. P. 499-514.
266. Phinney J.S., Kohatsu E.L. Ethnic and racial identity development and mental health // Health risks and developmental transitions during adolescence. New York: Cambridge University Press, 1997. P. 420-443.
267. Piaget J. & Weil A. The development in children of the idea of the homeland and its relation with other countries // International Social Science Bulletin. 1951. Vol 3. P. 561 - 578.
268. Redfield R. Peasant Society and culture. An Anthropological Aapproachto Ccivilization. Chicago, 1956
269. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. - San Francisco, Josey-Bass Co, 1972..
270. Romano D. Intercultural Marriage: Promises and Pitfalls. Yarmouth Me., 1997.
271. Root M. Racially Mixed People in America. New York, 1992.
272. Rotter J.B. On the evaluation of methods of intervening in other people's lives. Clinical Psychologist. 1971.
273. Rotheram-Borus M. Biculturalism among adolescents // Ethnic Identity: Formation and Transmission among Hispanics and Other Minorities. Albany, NY: State University of New York, 1993. P. 81-102.
274. Schwartz S.H. Toward a theory of the universal structure and content of values: Extentions and cross-cultural replications / S.H.Schwartz, W.Bilsky // J. of Personality and Social Psychology. 1990. V. 58. P. 878 - 891.
275. Smith A. The Ethnic Revival in the Modern World. Cambridge, 1981.
276. Spickard P.R. Mixed Blood. Intermarriage and Ethnic Identity in Twentieth Century America. Madison; London, 1989.
277. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. N.Y., 1982.
278. Turner R.H. Personality in society: social psychology's contribution to sociology// Social psychology quarterly. Albany, 1988. Vol. 51 №1. P. 1-10.
279. Varro G. Critique raisonée de la notion de mixité // Liberté, égalité, mixité... conjugales. Une sociologie du couple mixte / Sous la direction de Philippe Cl., Varro G., Neyrand G. Anthropos: P., 1998. P. 1-31.
280. Winters L., De Bose H. New Faces in a Changing America. N.Y.,
2002.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.