Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Акопян, Татьяна Альбертовна
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 239
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Акопян, Татьяна Альбертовна
0 ВВЕДЕНИЕ.
Гипотезы исследования.
Методы исследования.
Теоретическая значимость работы.
Научная новизна работы.
Практическая значимость работы.
Апробация результатов работы.
Объем и структура работы.
Глава I. Теоретический анализ проблемы семейного воспитания и формирования этнической идентичности у подростков.
1.1. Понятие этнической идентичности.
1.2. Социально-психологические особенности национально-смешанных семей.
1.3. Особенности этнической идентичности в национально-смешанных семьях.
1.4. Достижение идентичности - как основной процесс формирования личности в подростковом возрасте.
1.5. Межличностные отношения старших подростков с родителями и другими близкими родственниками.
Глава II. Методы и организация исследования.
2.1. Методы исследования социально-психологических особенностей личности.
Ф 2.2. Методы статической обработки результатов.
2.3. Организация и проведение исследования.
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение.
3.1 . Психологические характеристики подростков, обусловленные их полом.
3.2. Психологические характеристики подростков, обусловленные их национальной принадлежностью.
3.3. Психологические характеристики подростков, обусловленные идентификацией с одним из родителей.
3.4 Психологические характеристики подростков, обусловленные их этнической идентификацией.
3.5. Особенности этнической идентичности подростков из национально — смешанных семей.
3.6. Межличностные отношения подростков с родителями и особенности идентификации с ними.
3.7. Восприятие подростками национальных традиций и характер их межличностных отношений с семейным окружением.
3.8. Идентификация подростков с родителями и их этническая идентификация.
3.9. Образы русского и армянского этносов в группах подростков маргиналов.
3.10. Результаты факторного анализа в группах подростков-маргиналов.
3.11. Формирование этнической идентичности подростков и характер их av межличностных отношений с родителями.
3.12. Общая группа подростков - маргиналов.
3.13. Особенности психологических характеристик группы маргиналов, идентифицирующихся с этносом на основе позитивных взаимоотношений с матерью
ВЫВОДЫ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Психология этнических различий: Проблемы менталитета, отношений, понимания1998 год, доктор психологических наук Бызова, Валентина Михайловна
Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей: По материалам этносоциол. исслед. в г. Москве1993 год, кандидат исторических наук Галкина, Елена Михайловна
Формирование позитивной этнической идентичности старших подростков2007 год, кандидат психологических наук Идрисова, Юлия Аляветдиновна
Формирование этнической идентичности городских подростков1999 год, кандидат педагогических наук Байченко, Александр Александрович
Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья2018 год, доктор наук Шарапов Вячеслав Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях»
Проблемы, связанные с процессом формирования этнической идентичности, всегда привлекали внимание ученых, и не только психологов. В настоящее время эта тема стала чрезвычайно актуальной, в связи с назревшими проблемами в национальной политике (рост межэтнической напряженности, распространенность негативных национальных стереотипов). Интерес к этнической идентичности вызван не только необходимостью прогнозирования дальнейшего развития нашего общества. Концентрируя чувства, интересы и стремления народов, этническая идентичность является одним из главных факторов и критериев развития национальных, этнополитических движений. Северный Кавказ, чье географическое, стратегическое и геополитическое положение позволяет считать его естественным мостом между цивилизациями двух миров — Европы и Азии, бесконечные войны и насильственные миграции, которым подвергался Кавказ за свою историю, обусловили уникальную, даже в условиях многонационального государства, степень этнической мозаичности и этнокультурного многообразия. Межэтнические напряжения и конфликты в различных регионах отражаются на настроениях и ориентации людей, особенно это касается тех, кто живет в иноэтнической среде и национально-смешанных семьях. Гуманистическая задача общества заключается в том, чтобы понять самочувствие этих людей и максимально уменьшить межэтническую напряженность. Одним из способов ее решения является изучение факторов формирования позитивной этнической идентичности и, как следствие, успешной адаптации в этнической среде.
Представители различных специальностей выделяют собственное поле в исследовании феномена этнической идентичности, помогая, в свою очередь, решению более общих этнокультурных, социальных и этнополитических задач.
Изучение этнического самосознания и в целом, этнической идентичности, идет в общественных науках в двух взаимосвязанных, но четко разграничивающихся аспектах в зависимости от того, на каком уровне функционирования оно рассматривается:
1. Во-первых, с точки зрения группы, общности в целом (Бромлей, 1972, 1973, 1983, 1987; Джарылгасинова, 1986, 1987; Козлов 1974; Кушнер, 1949; Крюков, 1986; Лихачев, 1946, 1991; Мавродин, 1945; Платонов, Почебут, 1993; Поршнев, 1966; Рыжова, 1995; Сикевич, 1996; Солдатова, 1994; Токарев, 1964; Чистов, 1972; Elliot, 1983; Glaser, 1975; Smith, 1989,1991; и другие).
2. Во-вторых, проявление этнического самосознания на уровне конкретных личностей (Бромлей, 1972, 1983; Галкина, 1993; Губогло, 1975; Дробижева, 1982, 1985; Кожанов, 1983; Парыгин, 1967, 1971; Поршнев, 1968, 1979; Снежкова, 1983; Dashefsky, 1976; Liepkind, 1983, 1989; Royse, 1982 и др.).
Эти два аспекта изучения, хотя их полностью разделить нельзя (Дробижева, 1985) порождают значительные различия в подходах и соответственно приводят к выделению различных сторон в содержании понятия этнического самосознания.
В центре внимания данного исследования - личностные аспекты этнической идентичности. Мы сконцентрировались на изучении субъективных этнических представлений на индивидуальном уровне, при этом исходили из необходимости учитывать сложную систему отношений личности и малой этнической группы (семьи). В обобщенном виде эту систему можно представить через совокупность идентификационных механизмов — мы имеем ввиду процесс отождествления личности с конкретными этническими общностями, определяющий содержание этнической идентичности.
В системе разнообразных общественных групп и социальных институтов, оказывающих постоянное воздействие на формирование личности ребенка, его сознание и самосознание, важная роль принадлежит семье с ее особой, неповторимой морально-психологической атмосферой и спецификой межличностных взаимоотношений между супругами, родными и детьми, детьми разных возрастов и т.д. Своеобразие психологического климата в семье, в свою очередь, определяется взаимодействием ряда факторов: материальными условиями семьи, уровнем образования ее членов, особенностями их нравственных ценностей, национальными традициями и т.д.
В настоящей работе представлены результаты социально-психологического исследования роли семьи в формировании этнической идентичности старших подростков (далее в работе они будут именоваться просто «подростки»). Была предпринята попытка проследить в этом процессе значение такого фактора, как характер межличностных взаимоотношений подростка с родителями и другими близкими родственниками.
В работах некоторых исследователей (Левкович, Кузмицкайте, 1992; Хотинец 2000 и др.) было указано, что значительную роль в отнесении себя к тому или иному народу в национально-смешанных семьях играет для подростка уровень авторитета родителей. Позитивная оценка родителя и его этнической группы в этом случае является для подростка условием обоснования его этнической самоидентификации.
Однако в указанных исследованиях авторитет родителей был указан лишь как один из факторов, определяющих выбор подростками своей национальной принадлежности, наряду с другими факторами: стремлением подростков принадлежать к одной из групп этнического большинства в регионе, а также языком обучения в школе, выполняющим для подростком в национально-смешанных семьях этнодифференцирующую функцию. Таким образом, Левкович и Кузмицкайте (1992) был установлен лишь общий процент случаев (64,3%) влияния авторитета родителей на формирование этнической идентичности подростков наряду с другими факторами, а не значение этого фактора в отдельности.
Другой проблемой изучения этнической идентичности, не попадавшей в поле зрения исследователей, являются вопросы восприятия и корректировки этнических представлений подростка из национально-смешанной семьи ближайшим этническим окружением: изменяются ли они при определенных условиях или всегда остаются достаточно стабильными? Влияет ли на них то, как их воспринимает непосредственное этническое окружение?
В работах ряда исследователей (Комарова, Кондратьева, 1991 и другие) установлено, что из числа взрослых как в деловом, так и в личностном общении наиболее значимым человеком для подростков в отношении их самосознания является мать. Однако почти не изучены вопросы, касающиеся роли матери в формировании этнической идентичности подростка из национально-смешанной семьи, вопреки влиянию других значимых факторов, таких как пол подростка и традиции определения национальности по национальности отца.
В исследовательских работах, посвященных этническому самосознанию (Галкина, 1993) констатировалось, что именно с родителей берет свое начало этническая идентификация ребенка. При изучении психологических детерминант этнической идентичности (см. Mortimer, 1979) отмечалось, что бессознательное ядро этнической идентичности составляет идентификация детей с родителями. Однако не акцентировалось внимание на вопросах о том, насколько полной должна быть идентификация ребенка с родителем для идентификации с его этнической группой. Кроме того, возможна ли идентификация ребенка с этносом родителя без идентификации с ним, только на основе позитивных взаимоотношений между ними?
В работах Левкович, Кузмицкайте (1981, 1992) указываются недостатки научной ориентации, при которой подросток рассматривается лишь как объект семейных воздействий и подчеркивается необходимость более пристального внимания к личности подростка в социально-психологическом исследовании, в частности, при изучении этнического сознания и самосознания. Имеются немногочисленные исследования особенностей психологических характеристик подростков из национально-смешанных семей, связанных с их этнической идентификацией.
Специфика этнического самосознания подростков из национально-смешанных семей изучалась в ряде работ (см. Галкина, 1993 и др.). Однако эта проблематика не является полностью исследованной.
В отношении этнокультурных и этнопсихологических факторов, рассмотренных и в нашей работе, можно отметить, что им посвящено большое количество работ как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. В частности, в исследованиях Хотинец (1998) было показано непосредственное влияние этнокультурного фактора на становление этнического самосознания: идентификация испытуемых со своим этносом происходит через отождествление с этнической культурой (элементами профессиональной, духовной и традиционной материальной сфер). Однако существование специфики условий этнизации представителей конкретных этносов дает почву для новых исследований в этой области.
Выбор русских и армянских семей, а также национально-смешанных (русско-армянских) семей для проведения нашего этнопсихологического исследования был обусловлен, главным образом, тем, что именно эти этнические группы занимают 1 (русские — 83%) и 2 места (армяне — 4% в Ставропольском крае, 5,3% на Кавказских Минеральных Водах) по численности населения Северокавказского региона. Следует учесть еще большое количество армян-переселенцев из Азербайджана и Армении, живущих без регистрации.
Усиленный приток армянского населения в субъекты Северного Кавказа, особенно в русские административно-территориальные образования -результат сложных внутри и межрегиональных социально-экономических и политических тенденций. При этом очевидно, что в последние 15 лет переселение армян является результатом чрезвычайных обстоятельств, миграция имеет ярко выраженный этнический характер и относится к эвакуационной и стрессовой. Армянские диаспоры на Северном Кавказе отличаются плотной встроенностью в экономическую и социальную структуры и в то же время стойкостью к внешнему воздействию, которая зиждется на культурной, религиозной и языковой самобытности внутриэтнической комплементарности и внутридиаспорной солидарности (13). Успешное развитие и функционирование армянских диаспор в регионе определяется многими эндогенными и экзогенными детерминантами.
В числе первых важнейшими являются: многонациональный состав населения региона; большая численность русских, к которым армяне питают исторические симпатии; значительная доля христианского, православного населения, среди которого армяне чувствуют себя в безопасности; развитие сферы торговли и услуг, мелкого предпринимательства, что отвечает этнопрофессиональным интересам армян.
Таким образом, общность территории проживания, большая численность, стойкая симпатия и отношение друг к другу как к братьям по вере обусловливают не только добрососедские отношения русского и армянского народов, но и допускают более близкие — брачные отношения (согласно данным Ставропольского краевого комитета госстатистики количество русско-армянских браков растет).
Следовательно, несмотря на огромное значение роста национального самосознания, бережного отношения к собственной национальной культуре нельзя приуменьшать ту положительную роль для развития общества в целом, которую играют межнациональные браки. При этом необходимо учитывать то влияние, которое могут оказать когорты потомков из национально-смешанных семей на общественно-политические процессы, в том числе уменьшение количества и силы национальных конфликтов.
Этнические маргиналы могут играть роль посредников в диалоге культур, специфического канала передачи этнокультурной информации. Для выполнения этой общественно-значимой роли этнический маргинал должен знать и принимать обе культуры, в которых он существует, однако на практике эта задача не всегда решается. Источником проблем часто является семья, родители. Родители обычно не осознают свою роль в усвоении подростками национальной культуры. Особенно часто это происходит в национальносмешанных семьях, где сами родители своим браком «сломали» национально-культурные границы и имеют скорее нигилистическое отношение к национальным ценностям или же избегая этноэгоизма пускают на самотек процесс формирования национально-культурной компетентности и национальной идентичности в том числе. Такая свобода подростков в национальном самоопределении оборачивается для них негативным образом. Вместо обретения «двойного» культурного богатства они получают ощущение ущербности в ситуациях национального взаимодействия.
Близкие эмоционально-заряженные отношения с родителем, идентификация с ним и как следствие идентификация с его народом может сыграть основную роль в формировании национальной идентичности подростка из национально-смешанной семьи.
Учитывая и тот факт, что старший подростковый возраст является сенситивным периодом для развития основных потенциалов человека, существенным компонентом которых являются эмоциональные отношения, можно выдвинуть предположение, что роль именно эмоционального и таким образом этнопсихологического фактора будет преобладающей над этносоциальным и этнокультурным факторами в процессе формирования этнической идентичности подростков в национально-смешанных семьях.
Исследование данных положений и формулирование практических рекомендаций, связанных с ними, и является сутью данной работы.
Целью диссертационного исследования является изучение формирования этнической идентичности подростков из национально-смешанных семей в связи с характером их межличностных отношений с родителями.
Гипотезы исследования Основная гипотеза:
Этническая идентичность подростков является сложным психологическим образованием, характеризующимся направленностью этнических установок, целостностью и противоречивостью национального самоопределения, степенью включенности в контекст национальной культуры и ее позитивном восприятии.
Частные гипотезы:
1. Этническая идентичность характеризуется спецификой детско-родительских отношений, психологическими качествами подростков и влиянием социальных факторов окружающей среды.
2. В процессе формирования этнической идентичности подростков-маргиналов определяющим фактором является их позитивное отношение к родителям, вопреки другим важным факторам (объективным маркерам этничности, национально-культурному фактору, ожидаемой близким окружением этнической идентичности подростков, их личностным качествам, декларируемой идентичности).
3. Формирование этнической идентичности подростков из национально-гомогенных семей в большей степени обусловлено их личностными особенностями и социальными факторами окружающей среды.
4. Существуют специфические комплексы личностных характеристик, определяющие преимущественную идентификацию подростков с матерью и отцом.
5. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей по сравнению с этнической идентичностью подростков из национально-гомогенных семей может быть определена как «промежуточная», включающая в себя специфические психологические особенности каждого из этносов.
Задачи исследования
1. Исследовать формирование этнической идентичности подростков-маргиналов в связи с их межличностными отношениями с родителями;
2. Выявить личностные особенности подростков из семей разного национального состава (национально-смешанных и гомогенных);
3. Изучить различия личностных характеристик подростков в зависимости от пола в национально-смешанных и гомогенных по этому признаку семьях;
4. Выявить личностные особенности подростков в связи с их идентификацией с одним из родителей;
5. Выявить личностные особенности подростков, связанные с их этнической идентификацией;
6. Исследовать межличностные отношения подростков с родителями и их отношение к национальной культуре;
7. Выявить содержательные характеристики этнической идентификации подростков из национально-смешанных семей;
8. Выявить личностные и социально-психологические характеристики подростков-маргиналов, обусловливающие формирование их этнической идентичности на основе позитивного характера взаимоотношений с одним из родителей.
Предмет исследования
- формирование этнической идентичности подростков из национально-смешанных семей и характер их межличностных отношений с родителями.
Объект исследования — подростки-старшеклассники (9-11 классов) средних школ и студенты 1-3 курсов медучилища г. Кисловодска. Возрастные границы выборки: 15-18 лет. Исследуемые подростки были объединены в 2 группы: 1 группа (экспериментальная) - 60 человек — составили выходцы из национально-смешанных (русско-армянских) семей; 2 группа (контрольная) состоящая из 2 подгрупп: а) — потомки русских (60 человек), б) — потомки армян (60 человек) обе подгруппы составляют выходцы из национально-гомогенных семей. Число лиц мужского и женского пола во всех группах одинаково (количество мальчиков равно количеству девочек, то есть в каждой группе по 30 человек).
Методы исследования
На начальном этапе исследования были использованы анкетирование и стандартизированное интервью.
В комплекс основных методик исследования вошли: Биографический опросник диагностики нарушения поведения (BIV), переведенный и адаптированный В.А.Чикер; «Тест руки» («Hand-test») Э.Вагнера; метод незаконченных предложений (МНП); метод полярных профилей, разработанный Хибшем и М.Форвергом.
На заключительном этапе были использованы адекватные поставленным задачам математические методы анализа и обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость работы
• определяются общие механизмы формирования этнической идентичности, а также их национальная специфика;
• выявлены и проанализированы личностные особенности подростков, обусловленные их полом, национальной принадлежностью, идентификацией с одним из родителей, а также этнической идентификацией;
• раскрыта взаимосвязь отношения подростка с родителями и его восприятияс национальной культуры;
• выявлена и обозначена специфика «промежуточности» этнической идентичности подростков-маргиналов;
• раскрыты особенности социально-психологических характеристик подростков-маргиналов, идентифицирующихся с этносом родителя на основе их позитивных взаимоотношений.
Научная новизна работы
• предлагается один из возможных путей рассмотрения феномена этнической идентичности на психологическом уровне - акцент сделан на характере межличностных отношений этнических маргиналов с ближайшим окружением;
• раскрыта многозначность позитивного отношения подростков-маргиналов к родителям в качестве фактора формирования их этнической идентичности;
• изучены вопросы корректировки этнических представлений подростков из национально-смешанных семей их ближайшим окружением;
• проведено исследование конкретного типа национально-смешанных семей (русско-армянских) с учетом их культурной специфики и в территориальных условиях, естественных для их функционирования, что обеспечивает максимальную приближенность к реальности и научно-практическую ценность сделанных выводов.
Практическая значимость работы
1) связана с возможностью использования полученных в исследовании данных в психодиагностической, консультационной и коррекционной работе в семейно—психологических службах;
2) материалы исследования могут представлять интерес для Центров национальной культуры, занимающихся ее пропагандой, а также прогнозированием процессов межэтнического взаимодействия с учетом последствий, которые могут оказывать на них потомки из национально-смешанных семей;
3) положения диссертации могут быть учтены при регулировании межэтнических отношений в группах старшего подросткового возраста;
4) результаты работы могут быть использованы в педагогической и научно-просветительской деятельности, а так же в дальнейших социально-психологических исследованиях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование этнической идентичности подростков является сложным психологическим процессом, связанным с такими факторами как: детско-родителъские отношения, характер которых имеет решающее значение у подростков-маргиналов; психологические характеристики подростков, связанные с их полом и идентификацией с родителями; социальные факторы, включающие в себя национально-культурный фактор традиционного определения национальности ребенка по национальности отца, объективные маркеры этничности, характер отношений с ближайшим окружением.
2. Позитивное отношение к матери является главным фактором формирования этнической идентичности маргиналов, вопреки другим важным факторам (объективным маркерам этничности, национально-культурному фактору и др.). В процессе психологической адаптации подростка к социальному окружению роль матери является наиболее значимой. Осложненные отношения девочек-маргиналов с матерью, порождают психологические проблемы самоидентификации.
3. Этническая идентичность подростков-маргиналов взависимости от пола имеет свои различия: у девочек-маргиналов она носит «промежуточный» характер (девочки-маргиналы ощущают себя наполовину русскими, а наполовину — армянками), мальчики-маргиналы проявляют армянскую идентичность.
4. Установлены существенные различия в личностных особенностях и характере поведения подростков, обусловленные факторами пола, национальной принадлежности, идентификации с родителями, этнической идентификации, а также факторами, лежащими в основе их этнической идентификации.
Апробация результатов работы
Основные положения и выводы диссертационной работы неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии СПбГУ, Кисловодской ассоциации психотерапевтов, психологов и психиатров, были представлены на научно-практической юбилейной конференции «35 лет психотерапии на Кавказских Минеральных Водах» в г. Кисловодске.
Материалы исследования отражены в трех опубликованных работах, указанных в автореферате.
Объем и структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и восьми приложений. Общий объем работы - 216 страниц. В тексте диссертации имеется 33 таблицы, 11 рисунков, 21 схема. Список литературы включает 259 наименований, из них 81 на иностранном языке.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Психологические детерминанты развития позитивных отношений дагестанских подростков со сверстниками других этносов2011 год, кандидат психологических наук Ахмедханова, Рукият Амирхановна
Развитие позитивного отношения школьников к сверстникам различных этнических групп2006 год, кандидат психологических наук Булавкина, Ольга Васильевна
Социальная психология этнической идентичности1999 год, доктор психологических наук Стефаненко, Татьяна Гавриловна
Этническое самосознание учащейся молодежи Удмуртии: По данным этносоциологических опросов2003 год, кандидат исторических наук Воронцов, Владимир Степанович
Особенности этнической идентичности мигрантов-армян в зависимости от длительности их проживания в инокультурной среде и вовлеченности в деятельность национальной общины2012 год, кандидат наук Вершинина, Марина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Акопян, Татьяна Альбертовна
Заключение
Современный этап развития общества характеризуется нарастающей мировой тенденцией к интеграции во всех сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и этнической. Изменения в образовательном, экономическом, миграционном статусе, связанные с трансформацией стиля жизни в целом, уменьшением количества верующих и ослаблением семейных связей способствуют росту всех форм смешанных браков: межэтнических, межрасовых, межрелигиозных.
В связи с этим, встает вопрос о роли, которую могут сыграть когорты потомков от национально-смешанных браков в ближайшем будущем в общественно-политических процессах. Г. Гачев (43) отмечает, что «.национальное - стало жгучей проблемой в современном мире. Политики разжигают национализм и торопятся практически «решать», не подозревая, с какой многослойной толщей бытия и культуры тут приходится иметь дело». Выбор (в разной степени осознанный) подростками-маргиналами этнической группы обусловливает избираемый ими тип социального поведения, степень активности, ориентацию на предпочитаемый стиль жизни, сам способ жизнедеятельности. «Индивидуум, выросший в атмосфере определенной национальной культуры, одарен ею талантом особого видения явлений бытия — даже в физике, не говоря уже об искусстве и поэзии. Национальная природа и дух питают интеллект и воображение своих детей, снабжают особыми архетипами, оригинальными интуициями, неповторимыми образами, странными ассоциациями. Эвристическая сила национальной ментальности: дар открывать и изобретать особым образом (43). Так ярко пишет Г.Гачев о человеке, как представителе определенной национальной культуры. Насколько же многообразнее может быть духовный мир этнического маргинала ?!
Настоящее исследование было посвящено изучению социально-психологических особенностей подростков-маргиналов, характера их взаимоотношений с ближайшим окружением и его роли в процессе формирования их этнической идентичности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Акопян, Татьяна Альбертовна, 2002 год
1. Абрамова Г. Некоторые особенности педагогического общения с подростками. Вопросы психологии, №2,1988, с. 96 - 99.
2. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком. \\ Вопросы психологии, 1985, №3, с. 135-140.
3. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений, М., МГУ, 1983, 138с.
4. Агеев B.C., Толмасова, А.К. Социальная среда, межгрупповое взаимодействие и социальная идентичность личности // Личность и социальная среда идеологические и психологические аспекты общения. М., 1987,0.9-59.
5. Александренков Э. Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность». Этнографическое обозрение, 1996, №3, с 13-23.
6. Алексахина Н.А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России. М., журнал «Демография», №6,1998, с.49-55.
7. Алиева П.А. Национальные особенности межличностного воспитания в семейно-бытовой сфере. Автореферат канд. психол. наук. М., 1987, 22 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1980,416 с.
9. Аствацатурова М. А., Савельев В. Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. Ростов-на-Дону, Пятигорск, О 2000. 300 с.
10. Атоян А.И. Социальная маргиналистика о предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза. Политические исследования, 1993, №6, с.29-38. О И.Байбородин А. Семья (о традициях русской семьи). М, 1994, №12, с.164-170.
11. Бакин А. Суперэтнизм как глобальная проблема. « Свободная мысль», 1994, 0. №5, с 20.
12. Божович Л. И. Этапы формирования личности в этногенезе. М., Вопросы психологии, 1979, №4, с. 23-34.
13. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (методика «включенного конфликта») автореферат канд. психол. наук. М., 1992, 18 с.
14. Баскина Ю.В. Воспитание пониманием. О построении психологического контакта между ребенком-школьником и родителями \\ Популярная психология для родителей \\ Под ред. А.А. Бодалева, М, Педагогика, 1989, с. 174-182.
15. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культуры. М., 1998. 241с. ^^ ^ 20.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание \ Пер. с англ. М.. Прогресс, 1986,420 с.
16. Бодалев А.А., Столин В.В. О задачах в области научно-психологического обеспечения службы семьи // Семья и формирование личности: Сб. научных трудов. М., 1981, с 2-10.
17. Бодалев А.А., Шорохова Е.В. Психологические проблемы формирования нового человека. Психол. журнал. 1983, №6, с. 20-29.
18. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М., МГУ, 1992, 58 с. 24,Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., МГУ, 1982, 198 с.
19. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика СПб, Питер, 2001, с.205-206.
20. Бромлей Ю.В. Этнографические аспекты изучения человека. Человек в О системе наук. М., 1989, с. 190-202.
21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., Наука, 1983, 412 с.
22. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, Наук, думка, 1989,200 с.
23. Введение в этническую психологию. Под ред. Платонова Ю. П. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995. 200 с.
24. Волков К.Н, Психологи о педагогических проблемах. М, Просвещение, 1981,128 с.
25. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М, «Академия», 2000, 175 с.
26. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб., «Питер», 2001, с. 160. Зб.Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Т.1. М. Педагогика ,1982, с. 43-57.
27. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности //Психол. Журн. 1996. Т.17, №5, 69-75.
28. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. Пермь. Изд-во ПГПУ, 1997. - 60 с.
29. Галимуллина 3. X. Маргиналы: понятия и эмпирическая реальность. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. Казань, 1995,19 с.
30. Галимуллина 3. X. Некоторые аспекты проблемы маргинального этнического статуса // федерализм: проблемы формирования. Материалы постоянно действующего семинара. Казань, КГТУ им. А. Н. Туполева, 1994, с.105-107.
31. Годфруа Ж. Что такое психология. М., Мир, 1992, в 2 т., 861 с.
32. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Свет, СПб., 1997. 608 с.
33. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. Л., ЛГУ, 1989,496 с,
34. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Издательство Казахстан, 1971, с.2 8.
35. ДОНЦОВ А.И. Проблемы групповой сплоченности. М. МГУ, 1979,126 с.
36. Дробижева Л. М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития. Советская этнография, 1985, №5, с. 5 - 2 3 .
37. Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Межэтнические отношения и этнокультурные процессы (по материалам этносоциологических исследований в СССР. Советская этнография, 1981, №3, с. 11 - 22.
38. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. М., 1985, с.153-163.
39. Дробижева Л.М., Кузнецов И.М., Кцоева Г.У. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований. Псих, журн., 1988, т.9, №3, с.26-34.
40. Кавказский этнографический сборник. Отв.ред. В.Н.Гарданов. М, Наука, 1980,222 с.
41. Комарова Т. К., Кондратьева В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности. Психологический журнал, т. 12, №3, 1991, с. ^ 30-37.
42. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984,336 с.
43. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989, 254с
44. Кондратьев М.Ю, Слагаемые авторитетам., Знание, 1988, 80 с.
45. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы, М. МГУ, 1991, 194 с.
46. Крюков М. В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза. Расы и народы. Выпуск 6. М., Наука, 1976, с. 53 — 63.
47. Кузьмин Е.С., Семенова В.Е. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Изд-во ЛГУ, Л., 1979, 288 с.
48. Кузьмин Е.С., Бардиев Г.Л., Марьяненко А.П. Эмпирические ^ характеристики отношения человека к человеку. Вестник Ленинградского университета, 1982, №11, выпуск 2, с.49-55.
49. Куликов Л.В. Психологическое исследование- СПб, Речь, 2001,183с.
50. Куницьша В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение, СПб, 2001.
51. Курбатова Т.Н. Адаптация проективной методики исследования личности (Hand test). СПб, ГП «Иматон», 1995,41 с.
52. Кушнер П. И. Национальное самосознание как этнический определитель. М., 1949, т. 8, с.3-35.
53. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов / Психологический журнал, 1986, т.7, №2, с.41-50.
54. Лебедева Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его ^ преодоления // Этническая психология и общество // Под ред. Н.М.Лебедевой .М. Старый сад, 1997, с. 104-115.
55. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., «Макет», 1995, 316с.
56. Левкович В. П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях. Психологический журнал, 1990, т.И, №2, с. 26 -34 .
57. Левкович В.П. Особенности супружеских отношений в разнонациональных семьях Психологический журнал, т.11, №2, 1990, с.25-36.
58. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологический подход к структуре этнического самосознания. Психол. журн., 1983, т.4, №4, с.64-74.
59. Леонтьев А.А. Личность как этническая категория. Сов. этнография, 1983, № 3, с.35-44.
60. Ломов Б.Ф. Личность в системе обш,ественных отношений // Психол. журн. 1981,№1.С.25
61. Матвеева Я. Новая русская мечта и кризис самоидентификации \\ Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов. Ч. 1. М., 1994, с. 103.
62. Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г.М. Андреевой и А. И. Донцова. М, МГУ, 1981,292 с.
63. Мельников В. И., Ямпольский Е. Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М., Просвещение, 1985,319 с.
64. Методы социальной психологии. Под ред. Е.С. Кузьмина и B.C. Семенова. Л., ЛГУ, 1977,172 с.
65. Нещерет Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка. Автореферат канд. психол. наук. Ленинград, 1980,26 с.
66. Общая психодиагностика под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., МГУ, р 1987,304с. 99.0конешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996,156 с.
67. Павленко В. Н., Солдатова Г. У. Некоторые особенности самосознания этнического меньшинства. Свобода или воля (к проблеме национального определения и самоопределения). ЬСипшнев, 1994, с. 76 — 92.
68. Павлова-Сильванская М. Свои и чужие (О проблемах преодоления этнической неприязни в современном мире). Новое время, 1995, № 49, с. 33-35.
69. Петренко В.Ф., Алиева В.А. Исследование этнических стереотипов с использованием методики множественных идентификаций. _* Психологический журнал, Т.8, №6,1987, с 21-35.
70. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с англ. и фр./ М. Междунар. Пед. Акад., 1994, -680 с.
71. Платонов Ю. В., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология, СПб,, 1993
72. Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., МГСУ, 1996,61с.
73. Попова Л. В. Методы изучения процессов идентификации. Вопросы психологии № 1,1988, с. 163 - 168.
74. Попова М.Б. Методы изучения процессов идентификации. Вопросы психологии, 1988, №1, с. 163-166.
75. Популярная психология для родителей под ред. А. А. Бодалева. М., ^ Педагогика, 1989,256 с.
76. Почебут Л.Г. «Психология социальных общностей» Толпа. Социум.Этнос. СПб, 2002.
77. Предвечный Г.П. Основные условия и факторы, формирующие состояние напряженности на Северном Кавказе \\ Межнациональные отношения сегодня. Ростов-на-Дону - Донецк, 1994, с 96,
78. Психологические механизмы регуляции социального поведения. Под ред. М.И. Бобневой и Е.В. Шороховой, М. Наука, 1979,330 с,
79. Пэнто Р. и Гравитц М. Методы социальных наук. \ Пер. с фр. М, 1972, с. 12- 26,
80. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В.Дубровиной М Просвещение, 1991, 302 с,
81. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., Питер, 2000. 624 с,
82. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология : Учебное пособие. СПб, «Питер», 1999, 409 с.
83. Робер М.-А., Тильман Ф, Психология индивида и группы \ Пер. с фр. М. Прогресс, 1988,255 с.
84. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук, М., 1994, 26 с,
85. Российская Федерация Нации и межнациональные отношения. Новосибирск, 1993, с.93
86. Салбиева Л.Х. Межнациональный брак и семья как отражение национальных отношений. Автореферат диссертации МГУ, 1979, 26 с.
87. Саракуев Э. А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М., Институт практической психологии, 1996. 344 с.
88. Сафонов Ю.Ф. Человек и этнос. Социально-политический журнал 1994, №9-10, с 228.
89. Сафонова М.В. Социально-психологические особенности женщин, ^ успешных в карьере. Дис. на соиск. ученой степени канд. психол. наук. СПб, 1999. 233 с.
90. Сидоренко Е.В. Математические методы в психологии. Ленинград, ЛГУ, 1987, C.11-36.
92. Сикевич 3. В. Национальное самосознание русских. М., Механик, 1996, с.13-21.
93. Сикорова В.И. Общение в семье как фактор формирования личности. Автореферат канд. философских наук. Ленинград, 1974, с. 4-18.
94. Синельников А.Б., Бруй Б.П. Изменение численности и состава населения России (статистический анализ) \\ Семья в России. 1994, № 2, с. 183.
95. Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. М., Вопросы психологии, №2, 1989, с.27-34
96. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. Советская этнофафия, 1982, №1, с,24-31.
97. Соколова Е.Т,, Чеснова И.Г. Зависимость самоотношения подростка от отношения к нему родителей. М., Наука, 1987, с.29-43.
98. Солдатова Г. В. Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998.389 с,
99. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания / Познание и общение. М., Наука, 1988, с. 111 -126. <>
100. Солдатова Г.У. О методических проблемах этнопсихологического исследования. Психологический журнал, т.13, №4,1992, с.33-43.
101. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М. МГУ, Q^ 1992,110 с.
102. Социальная идентификащ1я личности. Под ред. Ядова В. А. М., Институт социологии, 1993, с. 21-90.
103. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии (обзор) // Общественные науки за рубежом РЖ. Серия 11. Социология. 1992. №». 70-83.
104. Социальная психология. Под ред, Е.С. Кузьмина и B.C. Семенова. Л, 1979,288 с.
105. Социальная психология. Под ред. Петровского А. В., М., Просвещение, 1987,224 с.
106. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия, ^ М, ИНИОН РАН, 1995,252 с.
107. Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов Н. Методы этнопсихологического исследования. М, МГУ, 1993, 79 с.
108. Стефаненко Т. Этнопсихология. Екатеринбург, Деловая книга, 2000. 320 с.
109. Столин В.В. Самосознание личности. М. МГУ, 1983, 240 с.
110. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек. Исследования личности и культурного конфликта / Современная зарубежная этнопсихология. Реферативный сборник. М., 1979, с.83-112.
111. Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур. Вопросы психологии, 1979, №6, с. 142-154.
112. Сусоколов А.А. Национально-смешанные браки среди русского *^ населения в разных регионах страны \\ Русские: этносоциологические очерки. М., Наука, 1992, с 191-222.
113. Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М., «Мысль», 1987, 144 с.
114. Сусоколов А.А. Непосредственное межэтническое общение и установки на межэтнические контакты. Советская этнография, 1973, №5, с.73-78.
115. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976, с. 56-79.
116. Сухо дольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Издательство ЛГУ, 1972, 345 с.
117. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. М., «Наука», 1985, 152 с.
118. Тард Г. Личность и толпа. СПб., 1903, с.5-12.
119. Терентьева Л.Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях. Советская этнография, 1969,№3,с.20-30.
120. Терентьева Л.Н. Формирование этнического самосознания в национально-смешанных семьях в СССР. Доклад на 8 всемирном соцконгрессе. М., 1974, с. 7-8.
121. Тишков В. А. Идентичность и культурные границы. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997, с. 15 - 44.
122. Толстых Н. Н. Жизненные планы подростков и юношей. Вопросы психологии, 1984, №3, с.79-87.
123. Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния. Журнал «Социологические исследования», № 7,1995, с. 17.
124. Трусов В. П., Филиппов А. Этнические стереотипы. Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). Л., 1984, с.58-79.
125. Фарж А. Маргиналы.// 50/ 50. Опыт словаря нового мьппления (под общей ред. Ю. Афанасьева и М. Ферро). М, 1989, с. 145.
126. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. Вопросы психологии, №6, 1988, с. 31-41.
127. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту под ред. И.В.Дубровиной, М., 1987, с.23-41.
128. Харитонов М.В. Структура и динамика этнических диспозиций в подростковом возрасте. Автореферат канд. психол. наук. СПб, 1995,23 с.
129. Хотинец В. Ю. Этническое самосознанение. СПб., Алетейя, 2000. 240 с. р^ 166. Хрусталева Н.С. Психология эмиграции: социально-психологические и личностные проблемы. Диссертация доктора психологических наук СПб, 1996, 332 с.
130. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., Питер-пресс, 1997. 608 с.
131. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998, : 544 с
132. Шихирев П.Н. Исследования социальной установки в США . Вопросы философии, 1973, №2, с.159-166,
133. Шлягина Е.И., Данзаева Э.У, Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт //Этническая психология и общество/ Под ред. Н.М. Лебедевой. М. Старый ^ сад, 1997, 347-355.
134. Шлет Г. Введение в этническую психологию. СПб, Изд.дом «П.Э,Т.», 1996,154 с.
135. Штейнталь Г. Грамматика, логика и психология // Звегинцев В.А. История языкознания 19-20 веков в очерках и извлечениях. М. Гос. Уч-пед. Изд-во Мин-ва просвещения РСФСР,1960. Ч.1, с. 108-116.
136. Эриксон Эрик Г. Детство и общество. СПб., Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
137. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., Издательская группа «Прогресс», 1996, 344 с.
138. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994, с.45-66.
139. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М., Наука, 1987,237 с.
140. Altman I. The Environment and Social Behavior: Privacy, Personal Space and ps Crowding. Montrey, 1975, p. 3-21.
141. Amir Y. Contact hypothesis in ethnic relations // Psychological bulletin, 71, 1969,. P.319-342.
142. Bamouw V. Culture and Personality. Chicago, 1985, p. 39-61
143. Barth F. Introduction. Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organizations of Culture Difference. Ed. by Fredrik Barth. Oslo. Universitetsforlaget, 1969.
144. Bartlet F.G. Psychology and Primitive Culture, N.Y., 1923, p.28-37.
145. Benedict R. Patterns of Culture. N.Y., 1934, p. 6-14.
146. Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46 (1), p. 5-34.
147. Blurton J.N.G. (Ed.) Ethnological Studies of Child Behavior. Cambridge, 1972, p. 18-33.
148. Boas F. Race, Language and Culture. N.Y., 1940, p. 12-21.
149. Bandura A. (1969) Social learning theory of identificatory process // Handbook of socialization theory & research. Chicago, 1969, p. 213-262
150. Brewer M. В., Campbell D.T. Ethnocentrism and intergruop attitudes: East African evidence. N.Y.: Halsted/Wiley, 1976, p. 15-30.
151. Brewer М., Kramer R. The Psychology of Intergroup Attitudes and Behavior // Annual Review of Psychology. 1985, # 36, p. 219-243.
152. Brigham J.O. Ethnic stereotypes // Psychological Bulletin. 1971, # 76, p. 15- кр-. 38.
153. Buriel R., Gerdoza D. Mexican American ethnic labeling: an intrafamilial and intergenerational analysis. Ethnic other minorities. - Albany, 1993. p. 197-210.
154. Bums R. The self concept: in theory, measurement, development and behavior. Longman: L & NY, 1979.
155. Campbell D.T. Ethnocentrism and other altruistic motives // Nebraska Simposium on Motivation. Vol. 13. Lincoln: University of Nebraska Press, 1965, p. 283-301.
156. Cauthen N.R., Robinson A.E., Krauss H.H. Stereotypes: a review of the hterature 1926-1968 //Journal of social Psychology. 1971. #84, p. 103-125.
157. Cohen A. The Lessons of Ethnicity. Urban Ethnicity. London, 1974. ^ 201. Cole M. Cultural Psychology. Cambridge, 1996, p.51-69.
158. Cook S. Inteфersonal and attitudinal outcomes in cooperating interracial groups // Journal of Research and Development in Education. 1978, #12, p. 97-113. ^ 203. Dashefsky A. (Ed.) Ethnic identity in American society. Chicago, 1976,252 p.
159. Deutch M. Sixty years of conflict // The International Journal of Conflict Management. Vol. 1, #3, July 1990, p.237-263.
160. De Levita D. The concept of identity. NY, 1965.
161. De Vos G. Ethnic identity and minority status: some psycho-cultural considerations // Identity: Personal and Socio-Cultural. Uppsala, 1983, p. 135-157.
162. De Vos G. Ethnic Pluralism: Conflict and Accomodation // Ethnic Identity. ^ Chicago, London, 1982, p. 14-46.
163. De Vos G. (Ed.) Responses to Change: Society, Culture and Personality. N.Y., 1976,p.2-17.
164. De Vos G., Romanucci-Ross L. Ethnic identity: Cultural continuities and change. Chicago & L., 1982.
165. Devereux G. Ethnopsychoanalysis. Berkley, 1978, p.l 1-39. «p^ 211. Erikson E.H. Identity: Youth and crisis. N.Y., 1968, 320 p.
166. Ekmann P. Universal and cultural differences in facial expression of emotion // Nebraska symposium on motivation, 1971 / Ed. by J.R.Cole. Lincoln: University of Nebraska Press, 1972, p. 207-283.
167. Elliot W.A. Us and Them: a study of group consciousness. Aberdeed Univ. Press, 1986, 164 p.
168. Erikson E. The problem of ego-identity // Journal of the American Psychoanalytic Association, 1956, # 4, p.56-121.
169. Erikson E. Identity and the life cycle: Selected papers by E.H.Erikson // Psychological issues. Vol. 1, NY: International UP, p. 2-13.
170. Erikson E. Childhood and society. NY: Norton, 1963, p. 1-28. ^^ 217. Erikson E. Identity, Psychosocial//International Encyclopedia of the Social Sciences. NY: Macmillan, 1968, p. 4-22.
171. Erikson E. Dimensions of a new identity. NY: Norton, 1974, p. 17-30.
172. Geertz C. The Inteфretation of Cultures, N.Y., 1973, p.28-46.
173. Glazer N., Moyniham D. Ethnicity: theory and experience. Harvard UP, England, 1981.
174. Hallowell A.I. Culture and Experience. Philadelphia, 1955, p. 4-31.
175. Handbook of cross-cultural psychology. Methodology. Boston: Allyn and Bacon, 1980. V.2
176. Herron W. Development of Ethnic Unconscious. Psychoanalytic Psychology. 1995,#12(4),p/.513-520.
177. Hewstone M. Cross-cultural interaction, social attribution and inter-group *^ relations. N.Y.,Pergamon Press, 1982.
178. Hobsbawm E. J. Ethnicity and Nationalism in Europe Today. Antropology Today. 1992, Vol.8, #1.
179. Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y., 1954, p. 13-22.
180. Jahoda G. Cross-cultural perspectives / Introducing Social Psychol. L., 1978. p. 76.
181. Le Vine R. Culture, Behavior and Personality. Chicago, 1982, p.7-25.
182. Liebkind K. Dimensions of identity in multiple Group allegiance // Identity: Personal and Socio-Cultural. Uppsala, 1983, p. 187-204.
183. Liebkind K. New identities in Europe. Worsestew, 1989.
184. Marcia J. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology. NY: Wiley, 1980, p. 4-48. ' ^ ^
185. Mead H. Mind, Self and Society. Chicago UP, 1934, p. 6-21.
186. Mortimer O. The psychological determinants of Jewish identity // ^ Psychological abstracts. June 1979, Vol. 61, # 6, part 1, p. 1357.
187. Ocampo K.A., Bemal M.E., Knight G.P. Gender, race and ethnicity: the sequencing of social constancies. Ethnic identity: Formation a. transmission among Hispanies a. other minorities. - Albany, 1993. p. 11-30.
188. Ocamura J. Situational ethnicity // Ethnic and racial studies. 1981, Vol. 4, # 4, p. 452-465.
189. Park R.E. Race and culture Glencoe, Free Press. 1950 (Part 26. Marginal man. Chapt.26. Human Migration and the Marginal Man). P. 355-356.
190. Patterson O. The nature, causes and implication of ethnic identification. // Minorities: community and identity. Berlin, 1983, p. 79-92.
191. Pettigrew T. Racial separate together? NY: Mc Grow-Hill, 1971.
192. Phinney J.S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence. Ethnic identity: Formation a. transmission among Hispanies a. other minorities. - Albany, 1993. p. 61-79.
193. Royce A. Ethnic identity: strategies of diversity. Indiana Press: Bloomington, 1982.
194. Smith A. Sacred lands and chosen peoples: continuity and change pre-modem and modem cultural identity // Pre-Modem and Modem National identity in Russia... School of Slavonic and East European Studies, Univ. of London. 30 марта —3 апреля 1989.
195. Smith A. National identity Penguin books, 1991.
196. Stonequist E.V. The Marginal Man A study in personality and culture conflict. ^ - New York, Russel & Russel 1961.- XIX. - 218 p.
197. Tajfel H. Human groups and social categories. Cambridge UP, 1981.
198. Tajfel H. (Ed.) Social identity and intergroup relations. Cambridge UP, 1982.
199. Taylor D. Ethnic identity: some cross-cultural comparisons // Applied cross- cultural psychology. Amsterdam, 1975.
200. Triandis H.C. Psychology and culture. Ann. Rev. Psyhol. 1973, #24, p.355- 378.
201. Triandis H., Brislin R. (Ed.). Social psychology // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 4, Boston: Allyn & Bacon, 1980, 414 p.
202. Tumer J.C. The experimental social psychology of intergroup behavior. Blackwell: Oxford, 1983.
203. Wallace A. Culture and Personality. N.Y., 1970, p. 11-43. ^ 255. Wallman S. Identity options // Minorities: community and identity. Berlin, 1983,p.69-78.
204. Weigert A., Teitge D. Society and identity: towards a sociological psychology. Cambridge, 1986.
205. Whiting В., Whiting J. Children of Six Cultures. Cambridge (Mass.), 1975, p. 2-31.
206. Woods F. & J. Marginality and identity. Louisiane UP, 1973, p.3-21. t:^ 259. Zavalloni M. Ego-ecology: the study of interaction between social and personal identities // Identity: Social and Socio-Cultural. Uppsala, 1983, p. 205-234. О О
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.