Текстовая реклама отечественного кино в контексте истории развития жанра в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Тарасова Ксения Павловна

  • Тарасова Ксения Павловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 182
Тарасова Ксения Павловна. Текстовая реклама отечественного кино в контексте истории развития жанра в России: дис. кандидат наук: 10.02.01 - Русский язык. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2021. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тарасова Ксения Павловна

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Место рекламы среди функциональных стилей русского языка

§1. История изучения вопроса

§2. Вопрос о выделении особого функционального стиля рекламы

§3. Реклама как вторичный речевой жанр. Проблема жанров в

рекламе

Выводы по Главе

ГЛАВА 2. Языковые особенности дореволюционной текстовой кинорекламы

§ 1. Экстралингвистические факторы формирования текстовой кинорекламы в России

§2. Языковые особенности текстовой дореволюционной

кинорекламы

Выводы по Главе

ГЛАВА 3. Дореволюционная текстовая кинореклама и ее жанры

§1. Анонс и аннотация как жанры кинорекламы

§2. Статья и рецензия как основные жанры дореволюционной скрытой рекламы кино в России

§3. Приемы дореволюционной текстовой скрытой рекламы кино в России

§4. Языковые характеристики «уникального торгового предложения»

как приема дореволюционной отечественной текстовой

кинорекламы

§5. Прецедентные имена из сферы кинематографа как средство создания

рекламы товаров

Выводы по Главе

ГЛАВА 4. История текстовой рекламы в России

§ 1. Формирование жанра объявлений в российских газетах ХУШ-Х1Х вв

§2. Роль оценочной лексики в эволюции жанра рекламного газетного объявления в России

§3. Отличительные языковые характеристики жанра рекламного объявления в российских газетах середины XIX века

§4. Языковые особенности жанра рекламных объявлений в Х1Х-ХХ вв

§5. Скрытая реклама в российских дореволюционных газетах и ее языковые особенности

Выводы по Главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1. Основные деятели дореволюционного кино и его рекламы в России

Приложение 2. Даты открытия стационарных кинотеатров в российских городах

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Текстовая реклама отечественного кино в контексте истории развития жанра в России»

ВВЕДЕНИЕ

Появление и развитие кино в Российской империи фактически совпадает со временем расцвета рекламы (первая демонстрация синематографа братьев Люмьер в российских городах, положившая начало активной работе в этой области - март 1896 года). Кино - это принципиально новое уникальное явление, оказавшее исключительное влияние на культуру, которое, с одной стороны, было интересно зрителю, а с другой - не являлось предметом первой необходимости, было непривычным и требовало достаточно больших денежных затрат на свое производство, а значит, нуждалось в постоянном привлечении внимания целевой аудитории. Закономерно, что становление кинематографа в России сопровождалось большим количеством рекламы, в том числе и текстовой.

Кроме того, начало XX века - это период расцвета печатной рекламы в России. В середине XIX века прежде единый жанр газетных объявлений окончательно разделяется на рекламные и информационные, а уже к концу века реклама в газетах становится заметно агрессивней и изобретательней, поскольку возрастающая конкуренция приводит к необходимости использовать в текстах все новые приемы языковой и психологической видов манипуляции. К началу XX века выразительный и художественный уровень рекламных текстов в российских газетах достигает своего пика.

Чтобы в полном объеме представить манипулятивные возможности дореволюционной рекламы, необходимо проанализировать такие рекламные тексты, которые освещают один объект с разных сторон, причем такой объект должен быть комплексным и вызывающим интерес у покупателя. Поэтому в качестве материала для анализа была выбрана реклама в сфере кинематографа. Помимо этого, она не привлекала к себе должного внимания лингвистов, хотя кино сейчас - один из самых популярных видов искусства и развлечения, и информация о фильме дает нетривиальный материал для лингвистического анализа.

Совокупность этих факторов делает кинематограф оптимальным объектом для изучения языковых возможностей и особенностей текстовой рекламы в дореволюционной России, а история возникновения и развития российской рекламы представляет собой необходимый фон для выявления языковой специфики текстовой кинорекламы.

Цель работы: выявить, изучить и систематизировать языковые особенности дореволюционной текстовой рекламы кинематографа в России в контексте общих тенденций развития рекламных объявлений в это время; проанализировать характерные черты рекламы кино как уникального нового общественного, культурного и технического феномена; описать развитие речевого жанра в связи с потребностями общества и уровнем развития технологий.

Для достижения цели были решены следующие задачи:

1) анализ научной литературы по теме исследования;

2) работа с первоисточниками и составление картотеки рекламных текстов дореволюционного отечественного кинематографа;

3) работа с первоисточниками и составление картотеки текстов, отражающих языковые особенности эволюции жанра рекламного объявления на протяжении ХУШ-начала XX вв.;

4) описание языка рекламы в российских газетах начала XX века;

5) определение особенностей использования в сфере кинорекламы языковых приемов убеждения, выработанных в процессе становления печатной рекламы;

6) установление специфических черт рекламы в области кинематографа;

7) описание истории формирования и развития рекламных объявлений как речевого жанра в российских дореволюционных газетах;

8) выделение и характеристика особенностей языка текстов рекламных объявлений на каждом этапе развития.

Материалом исследования послужили тексты печатной рекламы, выбранные из первоисточников. Для анализа выразительных возможностей рекламы кино начала XX века были выбраны специализированные журналы, посвященные вопросам кинематографа: «Сине-фоно: журнал синематографии, говорящих машин и фотографии» (1907-1917), «Вестник кинематографии» (1910-1917), «Живой экран» (1912-1916), а также архивные материалы музея киноконцерна «Мосфильм» и библиотеки киноискусства им. С.М. Эйзенштейна. Для создания необходимого для анализа контекста были использованы тексты, опубликованные в наиболее популярных газетах Российской империи второй трети XVШ - 10-х годов XX века: «Санкт-Петербургские ведомости» (1728-1917), «Московские ведомости» (17561917), «Новое время» (1868-1917). В тексте работы приведено более 800 примеров из указанных источников.

Объектом исследования является газетная реклама дореволюционного кинематографа, характерные для нее языковые черты и ее особенности, обусловленные как принадлежностью к развивающемуся во времени жанру рекламных объявлений, так и характерными чертами работы кинематографа в России в этот период.

Предметом исследования стали языковые средства выразительности и приемы, использовавшиеся в рекламе дореволюционного кинематографа; факторы, повлиявшие на возникновение некоторых из этих приемов; а также основные тенденции и этапы развития рекламы в дореволюционных периодических изданиях.

Актуальность работы обусловлена большим интересом лингвистики к рекламному тексту и отсутствием достаточного количества исследований, посвященных языковому аспекту истории российской рекламы, ее становлению и развитию. Исследование перспективно с точки зрения диахронической стилистики, важно для понимания того, как формировались стилистическая и жанровая система современного русского языка и как проходило развитие языка рекламных текстов.

Научная новизна работы определяется, прежде всего, тем, что в исследовании впервые проведен комплексный лингвистический анализ текстов газетных рекламных объявлений российского дореволюционного кинематографа. Несмотря на то, что рекламные кампании некоторых наиболее известных фильмов начала XX века становились объектами изучения, комплексные языковые исследования прежде не проводились. Помимо этого, работа отличается объемом и разнообразием оригинального текстового материала, впервые введенного в научный оборот. Также проанализированы и систематизированы рекламные и информационные объявления, опубликованные в российских газетах и журналах с 30-х годов XVIII по 1917 г. XX века.

Теоретическое основание данного исследования опирается на понятие речевого жанра. Ключевым для данного исследования является теоретическое обоснование представление о различия, существующего между речевыми жанрами информационного и рекламного газетного объявления. Одним из главных отличий рекламного текста от информационного называют наличие суггестивности, или «рекламности», которая может быть определена как речевое воздействие на адресата, предпринятое с целью создания или «активизации положительного отношения, интереса, симпатии к объекту (постороннему человеку, продукту его деятельности, самому автору) [81].

Известно, что появление новых сфер деятельности порождает новые речевые жанры. Возникновение печати и, как следствие, появление газет, рассчитанных на массового читателя, привело к появлению речевого жанра газетного объявления и позже - рекламного газетного объявления. Впоследствии, благодаря новым формам и приемам убеждения, жанр приспособился к изменяющимися условиям рынка и к появлению принципиально новых товаров и услуг.

Положения, выносимые на защиту:

1. Жанровые особенности отечественной дореволюционной кинорекламы формировались под влиянием экстралингвистических факторов: непривычности кинематографа для зрителя, необходимости обеспечить рекламой все стадии выпуска киноленты в прокат, высокой себестоимости фильмов.

2. Текстовая реклама отечественного дореволюционного кинематографа использовала разноуровневые языковые средства (лексические, грамматические, стилистические) для реализации манипулятивной функции.

3. К продуктивным жанрам дореволюционной отечественной кинорекламы относятся анонс и аннотация, использовавшиеся раньше в других сферах, а именно в театральной и библиографической рекламе.

4. Основными жанрами дореволюционной отечественной скрытой кинорекламы являются статья и рецензия, позволявшие подать рекламную информацию как объективный факт.

5. Особым средством создания отечественной дореволюционной текстовой кинорекламы было «уникальное торговое предложение», отражавшее внеязыковую действительность и подчеркивавшее одну из ключевых особенностей кинематографа — его новизну и беспрецедентность.

6. Дореволюционная текстовая реклама такой принципиально новой сферы как кинематограф имела специфические характеристики, однако большая часть разноуровневых языковых средств могла быть использована в тексте любой тематики в рамках жанра газетного рекламного объявления, который сложился в России к середине XIX века и продолжал свое развитие до Октябрьской революции 1917 года.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать содержащиеся в ней материалы, наблюдения и выводы для дальнейшего изучения истории и эволюции отечественной рекламы, при чтении курсов по лингвистическому анализу текста, текстоведению,

стилистике, диахронической стилистике, жанроведению, теории и истории рекламы.

Апробация работы: по материалам данной работы были подготовлены выступления на трёх научных конференциях и конгрессе с публикацией тезисов; опубликовано четыре статьи в журналах, входящих в перечень ВАК (включая журнал из списка RSCI Web of Science); часть материалов успешно используется при проведении семинаров по теории и практике русского языка у студентов факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ и

Анализ и обобщение результатов работы проводились с использованием следующих методов: описательный метод (наблюдение, обобщение, интерпретация и классификация языковых фактов); метод диахронического сопоставления при выявлении специфических черт информационных и рекламных объявлений в ХУШ-начале XX в.; приемы семантико-стилистической интерпретации полученных данных.

Композиция работы: работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка литературы, включающего также электронные ресурсы, и двух приложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Место рекламы среди функциональных стилей русского

языка

§1. История изучения вопроса

Рекламу дореволюционного кино невозможно анализировать в отрыве от истории российской рекламы в целом. Дореволюционная текстовая реклама (преимущественно газетная) становилась объектом изучения нескольких исследователей. Первое полноценное исследование было проведено В.В. Ученовой и Н.В. Старых в 1990-х - начале 2000-х годов. Опираясь на материалы первоисточников, а также учитывая историю экономики и рынка в Российской империи, авторы выделяют несколько этапов эволюции рекламы, связанные с ростом объема и изменением структуры торговли.

Согласно выводам, сделанным Ученовой и Старых, первый этап развития газетных объявлений - это XVIII век, когда появляются и объединяются в рубрики тексты различных тематик. Все тексты этого периода исследователи называют рекламой, разграничений между рекламными и информационными объявлениями не проводится; однако отмечается, что к концу XVIII века возникла необходимость дальнейшей дифференциации между разными типами объявлений [142].

Следующая стадия развития - это 30-50 годы XIX века, по мнению исследователей, характеризующаяся «изобилием» скрытой рекламы, появление которой было вызвано существованием правительственных уложений о государственной монополии на публикацию частных объявлений на фоне постоянного роста популярности частных объявлений как средства передачи коммерческой информации.

Переход к третьему этапу был вызван несколькими предпосылками: отменой государственной монополии на печать частных объявлений и началом качественных сдвигов во всех сферах духовной и материальной

жизни страны в результате реформы 1861 года. В результате к рубежу XIX-XX веков количество объявлений достигает своего максимума, и этот период расцвета рекламы совпадает с моментом высшего подъема капиталистической экономики в Российской империи [141]. Такая хронология, представленная исследователями, в целом совпадает с этапами развития печатной рекламы, выделенными в настоящей диссертации как особые периоды ее истории на основе лингвистического анализа текстов объявлений.

Из других работ, посвященных становлению газетной рекламы, следует назвать исследования О.С Слядневой. Автор подробно описывает тематику и содержательные особенности объявлений XVIII-XIX веков на материале газеты «Санкт-Петербургские ведомости», а также приводит примеры единичных объявлений, которые можно было встретить в первой российской печатной газете «Ведомости». Для анализа специфики газетной рекламы этого времени автором используется понятие «рекламная интенция», однако четкого разграничения между рекламными и информационными объявлениями не проводится [133].

За последнее время было защищено несколько кандидатских и докторских диссертаций, посвященных истории отечественной дореволюционной рекламы. A.M. Чеботарёв описывает информационно -рекламную деятельность в России XVIII века: показывает механизмы зарождения и развития рекламного дела в России; определяет формы и методы донесения до потребителя информации [151]. А.А. Миронова исследует возникновение жанра объявлений в российских газетах и указывает, что на их язык существенно повлиял стиль канцелярских деловых документов XVII-XVIII веков. Кроме того, автор проводит параллели между жанрами революционной и современной российской рекламы, акцентируя внимание на их многообразии. Помимо этого, в работе представлен материал местных периодических изданий середины XIX-XX веков: Оренбургских и Тобольских ведомостей [94]. О.В. Козлова рассматривает текстовую

дореволюционную рекламу только в период ее расцвета (с конца XIX века) и сравнивает ее с литературными текстами того же времени [72].

Становление кинорекламы необходимо рассматривать в контексте истории изданий, в которых она печаталась, поскольку именно необходимость рассказать аудитории о новых фильмах и привлечь публику в кинотеатры вызвала появление подобных журналов. Работа А.А. Чернышева посвящена истории возникновения и особенностям дореволюционных киногазет и киножурналов и влиянию, которое оказали эти периодические издания на развитие рекламы в сфере кинематографа [153].

Графическая дореволюционная реклама кино (плакаты и афиши) рассматривается Д. Алешиным [6] и Н.И. Бабуриной [13], [14].

Реклама - понятие многогранное и лежит на стыке дисциплин; подходы к ее изучению, как в синхронии, так и в диахронии, различаются и зависят от научной направленности исследования. Для полноценного анализа отечественной дореволюционной текстовой кинорекламы необходимо привлечение исследований по теории рекламы: не только современных, но и тех, которые посвящены известным рекламным кампаниям прошлого.

А.А. Игнатенко анализирует крупные рекламные кампании в дореволюционном отечественном кинематографе: методы их организации, используемые технические средства, реакцию публики. Его работы помогают понять контекст, в котором существовала текстовая реклама в этой же сфере [57].

Также для написания данной работы использовались исследования, посвященные теории рекламы, которые описывают различные маркетинговые стратегии и средства (лингвистические, графические и психологические), применяемые для достижения успешных продаж. Это работы известных практиков и теоретиков рекламы XX и XXI веков, российских и зарубежных (Р. Ривз, Д. Огилви, Ю.К. Пирогова, О.Н. Кравченко и другие). Различные концепции этих авторов позволяют лучше понять тактики, которые применяли деятели кинематографа для реализации

манипулятивной функции рекламы и привлечения внимания аудитории к своему товару в начале XX века.

Одним из основных для данной работы является понятие речевого жанра. К особенностям речевых жанров относится, в том числе, их способность отражать своеобразие культуры и ее отдельных сфер в конкретный момент времени [42]. Кроме того, в РЖ предлагается видеть «устойчивую модель духовной деятельности в определенной сфере жизни, воплощаемую в соответствующих речевых действиях и как следствие - в тексте» [92]. В рамках этой концепции жанры понимаются не только как «собственно лингвистическое», но и как «лингвокультурологическое явление» [92]. Исходя из этого, в работе учитывается материал исследований разного времени, как отечественных, так и зарубежных авторов, описывавших историю кинематографа в России. К ним относятся С.С. Гинзбург (советский историк кинематографа, автор одного из самых ранних и наиболее полных исследований дореволюционного кино в России) [40], Ж. Садуль (французский историк и теоретик кино середины XX века, создатель фундаментального труда по истории мирового кинематографа) [123], В. Михайлов, собравший большое количество фактического материала о развитии и работе кинематографа в Москве начала XX века [95], и другие. Из современных исследователей можно назвать А.О. Ковалову [69], [70] и Р.М. Янгирова [163]. Также важную роль в исследовании данной проблемы сыграла работа М.С. Бойтлера «Реклама и кинореклама», которая стала первым в СССР практическим пособием в сфере рекламы в кино, и другие книги автора, где анализируются условия существования и развития кино в Российской империи и в СССР в 10-е и 20-е годы XX века [22].

§2. Вопрос о выделении особого функционального стиля рекламы

Функциональный стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств, используемая в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в коммуникации; может существовать как в письменной, так и в

устной форме. Он выделяется на основании функций языка, а также в связи с конкретной социально значимой областью деятельности человека. Отмечается, что функциональные стили не образуют замкнутых систем: напротив, между ними наблюдается широкое взаимное влияние. Кроме того, стиль — это категория, при изучении которой важно учитывать исторический аспект, поскольку их взаимные границы, а также сфера употребления и параметры конкретного стиля меняются со временем [119].

В настоящее время продолжает оставаться дискуссионным вопрос о статусе особого функционального стиля рекламы, правомерности его выделения и месте среди других функциональных стилей языка. Это вызвано наличием существенного числа разновидностей рекламы (коммерческая, политическая, социальная и т.п.), которые выполняют большое количество различных функций, а также многообразием языковых средств и приемов, используемых в современной рекламе [131].

Под функциональным стилем рекламы понимается сложившаяся со временем система языковых и внеязыковых средств выражения содержания рекламных текстов, их организация, обусловленная функционированием в сфере массовой коммуникации. По мнению некоторых исследователей, понятие «стиль рекламы», который вмещает в себя всю «новую крупную совокупность жанров», является более подходящим для описания языковых особенностей этой сферы в целом, поскольку к рекламе как к явлению неприменим термин «жанр» из-за очевидного отсутствия жанрового единообразия в данной области. При этом особенностью содержания рекламных текстов является ориентация на привлечение и поддержание внимания адресата, способствующая запоминанию сообщения, что в будущем может побудить к совершению определенного действия [136].

Существует несколько точек зрения на проблему выделения отдельного функционального стиля рекламы.

Во-первых, по мнению некоторых исследователей, рекламные тексты относятся к публицистическому стилю. К такому выводу пришли, в

частности, Д.Э. Розенталь и Н.Н. Кохтев в результате исследования рекламы советского периода: данные тексты, как и публицистика, социально направлены и нацелены на реализацию определенной политики; кроме того, при написании текстов обоих типов соблюдается ориентация на существующий стандарт, а также стремление к экспрессивности высказываний. По мнению Т. Н. Лившиц, язык рекламы — это особая подсистема публицистического стиля, т.к. их сближает оперативность, массовость адресата и опосредованность контакта с ним, отсутствие обратной связи, а также характерные для обоих типов текстов информирующая и воздействующая функции. Иногда, несмотря на включение рекламы в границы публицистического стиля, ее относят только к его периферии [131].

Однако современные условия развития СМИ и появление новых жанров (блог, пост, твит и т.д.) привели к значительным языковым изменениям в этой сфере, в результате чего ряд исследователей ставит вопрос о невозможности существовании единого публицистического функционального стиля и предлагает к использованию понятие «язык средств массовой информации» или «стиль средств массовой информации». По мнению тех же исследователей, в таких условиях является неправомерным относить функциональный стиль рекламы к публицистическому стилю [85].

Во-вторых, распространена точка зрения, что, поскольку в рекламных текстах наблюдается контаминация различных стилей и жанров речи, а также разнообразные способы убеждения (эмоциональные, рациональные и т.п.), нельзя говорить о существовании отдельного функционального стиля рекламы. Однако другие исследователи полагают, что «это обстоятельство не избавляет от необходимости определения стилевой (жанровой) принадлежности рекламы» [97] и предлагают считать креолизованный характер рекламного текста (подразумевающий включение элементов научного, официально-делового и других стилей, а также выполнение ими

новых рекламных функций) одной из типологических черт функционального стиля рекламы, отличающих его от остальных; в таком случае реклама определяется как гибридный жанр.

В-третьих, существует мнение, что реклама представляет собой отдельный функциональный стиль. Этой точки зрения придерживается, в частности, Е.С. Кара-Мурза. Сделанные ей выводы опираются на следующие доводы: рекламные тексты говорят о товаре или услуге, публицистические — об общественно значимых событиях; соответственно, эти два типа текстов отличаются темой. Кроме того, в рекламных текстах ведущее положение приобретает функция воздействия (побуждение адресанта к совершению специфического действия), подчиненная экстралингвистической установке на обязательную успешную продажу данного товара. В таком случае рекламный текст также выполняет экономическую (или маркетинговую) функцию, а соответственно, характеризуется нацеленностью на конечный результат; согласно Имшинецкой, «рекламное творчество - это не креатив ради креатива, как в искусстве, а креатив ради продажи». Передача информации играет в таких текстах второстепенную роль; для публицистики же одинакового важны и побуждение, и сообщение новых данных [67]. Таким образом, утверждается возможность «говорить о существовании наряду с информационными и аналитическими жанрами новой крупной совокупности рекламных жанров», что, позволяет, в том числе, отразить общественную важность рекламы. Подобной точки зрения придерживается также И.А. Стернин: он считает, что одной из характерных черт современного состояния русского языка является возникновение и развитие отдельного «рекламного дискурса».

Существуют и другие аргументы в поддержку того, что правомерно выделять язык рекламы как отдельный функциональный стиль.

Из свойственной рекламе установки на достижение результата вытекает обязательная для подобных текстов суггестивность (т.е. процесс внушения, ведущий к снижению критичности мышления при восприятии

определенной информации), что обуславливает «системную организацию языковых средств и характерную стилевую манеру изложения» [85].

Кроме того, рекламные тексты отличаются эмоциональной оценкой своего объекта: они ориентированы на формирование у адресанта положительного образа, в то время как текст публицистического стиля может быть направлен на получение любой эмоциональной оценки: и позитивной, и негативной.

Таким образом, реклама характеризуется собственной целью (побуждение массового адресата к определенному действию) и собственными функциями (воздействие, информирование, позитивная оценка), а также имеет свое социальное значение [85]. Вопрос о месте рекламы в структуре функциональных стилей и жанров языка получает различную трактовку, однако наиболее распространенную позицию можно сформулировать следующим образом: реклама представляет собой самостоятельный функциональный стиль, который правомерно анализировать как в рамках системы жанрово разнообразных произведений, определяемых как язык СМИ, так и вне ее.

§3. Реклама как вторичный речевой жанр. Проблема жанров в рекламе

Речевому жанру дается множество определений. Его понимают, например, как «относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний (текстов) [136]; как «Совокупность речевых произведений, объединенных целевыми установками высказывания [104]; как типовый способ построения речи, связанный с определенными ситуациями и предназначенный для передачи определенного содержания [104]; или как «Разновидность функционального стиля, используемого в соответствующей сфере и ситуации общения [124].

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тарасова Ксения Павловна, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Статьи и монографии

1. Айзенштейн, К. Как рекламировать с успехом/К. Айзенштейн. -СПб.: Фортуна для всех, 1912. - 126 с.

2. Айзенштейн, К. Как сделаться хорошим продавцом, агентом, представителем/К. Айзенштейн. - СПб.: Фортуна для всех, 1912. - 128 с.

3. Аксенова, К.А. Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций/К.А. Аксенова. - М.: Приор-издат, 2005. - 96 с.

4. Александров, Г.В. Эпоха и кино/Г.В. Александров. - М.: Политиздат, 1976. - 288 с.

5. Алексеева, Е.П. Разумный кинематограф в дооктябрьской Казани/Е.П. Алексеева//Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». - Казань, 2016. - Т. 158, кн. 4. - С. 995-1001.

6. Алешин, Д. Афиши Мосфильма/Д. Алешин. - М.: Контакт-Культура, 2012. - 192 с.

7. Алёшина, И.В. Связи с общественностью/И.В. Алёшина. - РК М.: Эксмо, 2002. - 241 с.

8. Анисимов, А.В. Театры Москвы. Время и архитектура/А.В. Анисимов. - М.: Московский рабочий, 1984. - 176 с.

9. Аниськина, Н.В. Сравнение как средство воздействия в рекламе/Н.В. Аниськина//Ярославский педагогический вестник. - 2014. -№4. - С. 189-193.

10. Аржанов, Н.П. История отечественной рекламы/Н.П. Аржанов. -Харьков: Студцентр, 2004. - 304 с.

11. Арутюнова, Н.Д. Лингвистические проблемы референции/Н.Д. Арутюнова//Новое в зарубежной лингвистике. - 1982. - Вып. 13. - С. 5-40.

12. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт/Н.Д. Арутюнова. - М.: Событие, 1988. - 341 с.

13. Бабурина, Н.И. Плакат немого кино. Россия 1900-1930/Н.И. Бабурина. - М.: Арт-родник, 2001. - 192 с.

14. Бабурина, Н.И. Русский плакат (конец XIX - начало XX века)/Н.И. Бабурина. - М.: Художник РСФСР, 1988. - 192 с.

15. Баренбаум, И.Е. Книжный Петербург. Очерки издательского дела и книжной торговли/И.Е. Баренбаум. - СПб.: Культ-информ-пресс, 2003. -448 с.

16. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров/М.М Бахтин//Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 428-472.

17. Беликов, И.В. Социолингвистика/И.В. Беликов, Л.П. Крысин. -М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 439 с.

18. Бережной, А.Ф. История отечественной журналистики/А.Ф. Бережной. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 137 с.

19. Богачева, Н.М. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из истории развития. Министерство торговли СССР/Н.М. Богачева. - М.: Министерство торговли СССР, 1969. - 22 с.

20. Богатырев, П.Г. Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре/П.Г. Богатырев//Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971. - С. 450-496.

21. Бодрийар, Ж. Система вещей/Ж. Бодрийар. - М.: Рудомино, 1995. - 256 с.

22. Бойтлер, М.С. Реклама и кинореклама/М.С. Бойтлер. - М: Кинопечать 1926. - 112 с.

23. Бойтлер, М.С. Кинотеатр: Организация и управление/М.С. Бойтлер. - М.: Кинопечать, 1926. - 64 с.

24. Бойтлер, М. С. Культурный кино-театр/М.С. Бойтлер. - М.: Теакинопечать, 1930. - 119 с.

25. Борисова, Е.Г. Алгоритмы воздействия/Е.Г. Борисова. - М.: Междунар. ин-т. рекламы: Московия, 2005. - 140 с.

26. Будяк, Л.М. Адреса московского кино/Л.М. Будяк. - М.: Московский рабочий,1987. - 350 с.

27. Булак, Т.Г. Красноречие русского торжка. Материалы из архива В.И. Симакова/Т.Г. Булак//Из истории русской фольклористики. - Л.: Наука, 1978. - С. 107-157.

28. Васюков, С. Деятели мелкой прессы/С. Васюков. - М.: Тип. И.Н. Кушнерева, 1903. - 88 с.

29. Вежбицкая, А. Речевые жанры/А. Вежбицкая//Жанры речи. Выпуск 1. - Саратов: Изд-во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1997. - С. 136-159.

30. Веригин, А. Русская реклама/А. Веригин. - СПб.: Изд-во газеты «Русский труд», 1898. - 23 с.

31. Верховой, Н.В. Реклама в XX в. как необходимость и единственная верная гарантия успеха/Н.В. Верховой. - Ярославль: Типография Губернского правления, 1902. - 12 с.

32. Винокур, Г.О. О революционной фразеологии (Один из вопросов языковой политики)/Г.О. Винокур//Журнал Левого фронта искусств. -1923. -№2. - С. 104-118.

33. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения/Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1993. - 172 с.

34. Вистенгоф, П.В Очерки московской жизни/П.В. Вистенгоф. - М.: Тончу, 2007. - 224 с.

35. Владимирцева, И.Н. История советского кино 1917-1967: в 4 т. Т. 1/И.Н. Владимирцева. - М.: Искусство, 1969. - 755 с.

36. Волоцкий, М.И. Мигающий cinema: ранние годы русской кинематографии/М.И. Волоцкий. - М.: Родина, 1995. - 288 с.

37. Выготский, Л.С. Мышление и речь/Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2005. - 368 с.

38. Гаранина, Э.Ю. Оценочность в жанре кинорецензии/Э.Ю. Гаранина//Вестник КемГУ. Филология. - 2013. - №2(54). - С. 28-31.

39. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования/ Б.М. Гаспаров. - М.: Литературное обозрение, 1996. - 351 с.

40. Гинзбург, С.С. Кинематография дореволюционной России/С.С. Гинзбург. - М.: Искусство, 1963. - 406 с.

41. Глинтерник, Э.М. Рекламная дизайн-графика как социокультурный феномен в России 1880-1910 годов/Э.М. Глинтерник//Международный журнал исследователей культуры. - 2016. - № 4 (25). - С. 89-111.

42. Дементьев, В.В. Интертекстуальный аспект речевых жанров/В.В. Дементьев//Жанры речи. - 2015. - №2 (12). - С. 9-26.

43. Дементьев, В.В. Теория речевых жанров/В.В. Дементьев. - М.: Знак, 2010. - 600 с.

44. Дорогова, Т.А. Функция гиперболы в немецкоязычной рекламе/Т.А. Дорогова//Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2011. - №3. - С. 136-140.

45. Дохман, И.А. Расклейка и разноска реклам/И.А. Дохман. -Полтава: Электро-печь И.А. Дохмана, 1904. - 25 с.

46. Дымшиц, М.Н. Манипулирование покупателем/М.Н. Дымшиц. -М.: Омега-Л, 2004. - 252 с.

47. Евстафьев, В.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия (опыт теоретического исследования)/В.А. Естафьев. - М.: ИМА-пресс, 2000. - 264 с.

48. Евстафьев, В.А. История российской рекламы/В.А. Естафьев. -М.: ИМА-пресс, 2002. - 392 с.

49. Елина, Е.А. Семиотика рекламы/Е.А. Елина. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 136 с.

50. Ерохина, С.В. Кинематограф в Угличе в начале XX в./С.В. Ерохина//Вестник ТГУ. - 2013. - № 5 (121) - С. 214-218.

51. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917)/Б.И. Есин. - М., Флинта: Наука, 2001. - 303 с.

52. Есин, Б.И. Путешествие в прошлое (газетный мир XIX в.)/Б.И. Есин. - М.: Издательство Московского университета, 1983. - 160 с.

53. Земская, Е.А. Русская разговорная речь/Е.А. Земская. - М.: Наука, 1983. - 277 с.

54. Иванов, А.С. История Петербурга в старых объявлениях/А.С. Иванов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. - 543 с.

55. Иванов, Е.П. Меткое московское слово/Е.П. Иванов. - М.: Московский рабочий, 1989. - 321 с.

56. Ивин, А.А. Основание логики оценок/А.А. Ивин. - М.: Издательство московского Университета, 1970. - 232 с.

57. Игнатенко, А.А. Очерки истории российской рекламы/А.А. Игнатенко. - М.: Алетейя, 2015. - 245 с.

58. Имшинецкая, И. Креатив в рекламе/И. Имшинецкая. - М.: Рип-холдинг, 2002. - 172 с.

59. Имшинецкая, И. Речевые манипулятивные техники в рекламе/И. Имшинецкая//Альманах «Лаборатория рекламы». - 2003. - №2. - С. 29-33.

60. Кара-Мурза, С.Г. Манипулирование в рекламе/С.Г. Кара-Мурза. - М.: Аполлон, 2000. - 438 с.

61. Кара-Мурза, Е.С. О бедной рекламе замолвите слово/Е.С. Кара-Мурза//Журналистика и культура русской речи. - 1997. - Вып. 3. - С. 61-67.

62. Кара-Мурза, Е.С. Реклама: жанр, функциональный стиль, дискурс?/Е.С. Кара-Мурза//Язык массовой и межперсональной коммуникации. - М.: Наука, 2007. - С. 220-231.

63. Карась, Н.М. Увлекательный мир московской рекламы XIX-начала ХХ века/Н.М. Карась. - М.: Музей истории г. Москвы, 1996. - 71 с.

64. Кафтанджиев, Х. Гармония в рекламной коммуникации/Х. Кафтанджиев. - М.: Эксмо, 2005. - 85 с.

65. Кибрик, А.Е. «Сам» как оператор коррекции ожиданий адресата/А.Е. Кибрик, Е.А. Богданова//Вопросы языкознания. - 1995. - №3. -С. 28-47.

66. Киклевич, А.К. Зачем повторяют слова?/А.К. Киклевич//Русская речь. - 2014. - №2. - С. 37-45.

67. Киселев, А.П. История оформления русской газеты (1702-1917)/А.П. Киселев. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 192 с.

68. Князев, Ю.П. Грамматическая семантика: русский язык в типологической перспективе/Ю.П. Князев. - М.: Языки славянских культур,

2007. - 704 с.

69. Ковалова, А.О. Кино, цензура и власть в Петербурге-Петрограде 1890-1910-х годов/А.О. Ковалова//Apparatus. Film, Media and Digital Cultures in Central and Eastern Europe. - 2017. - № 4. - С. 1-23.

70. Ковалова, А.О. Кинематограф в Петербурге 1896-1917. Кинотеатры и зрители/А.О. Ковалова. - СПб.: Мастерская Сеанс, 2011. - 240 с.

71. Ковпик, В.А. Традиционная и виртуальная торговая реклама/В.А. Ковпик, А.В. Кулагина//Интернет и фольклор: Сборник статей. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. - С. 4457.

72. Козлова, О.В. Реклама как литературный текст в российских периодических изданиях 1890-1917 годов: диссертация кандидата филологических наук: 10.01.01/Козлова Ольга Владимировна. - Саратов,

2008. - 163 с.

73. Коновалова, Ю.О. Языковая игра в современной русской разговорной речи/Ю.О. Коновалова. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2008. - 195 с.

74. Корнилов, Л. От глашатая до неона/Л. Корнилов. - М.: Знание, 1978. - 128 с.

75. Кокорев, А. О. Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта в период Первой мировой войны/А.О. Кокорев. - М.: Астрель, 2011. -256 с.

76. Короткий, В. Операторы и режиссеры русского игрового кино 1897-1921/В. Короткий. - М.: НИИ киноискусства, 2009. - 432 с.

77. Кохтев, Н.Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов/Н.Н. Кохтев. - М.: Издательство Московского университета, 1997. - 96 с.

78. Кравченко, О.Н. Рекламная концепция и рекламный образ. Разработка эффективной рекламы/О.Н. Кравченко. - М.: Издательские решения, 2017. - 140 с.

79. Кривенко, С.Н. Газетное дело и газетные люди/С.Н. Кривенко//Избранные страницы русской журналистики начала XX века. -М.: ЧеРо, 2001. - С. 141-146.

80. Кулешов, Л. В. 50 лет в кино/Л.В. Кулешов. - М.: Искусство, 1975. - 368 с.

81. Лазарева, Э.А. К вопросу о специфике рекламного текста/Э.А. Лазарева//Человек - Коммуникация - Текст. - 2000. - Вып. 3. - С. 186-195.

82. Лебедев, Н.А. Очерки истории кино СССР/Н.А. Лебедев. - М.: Искусство, 1965. - 584 с.

83. Леденёва, В.В. Функциональная стилистика русского языка/В.В. Леденёва, М.В. Дегтярева, М.Н. Халикова. - М.: ИИУ МГОУ, 2019. - 138.

84. Макашина, Л. П. Русская реклама. Отечественная практика (1703-1918)/Л.П. Макашина. - Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1995. - 184 с.

85. Макеева, М.Н. К вопросу о месте рекламы: стиль VS дискурс/М.Н. Макеева//Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Филология и искусствоведение. - 2012. - №5 (109). - С. 48-54.

86. Марголит, Е. Я. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920-1960-х годов/Е.Я. Марголит. - М.: Сеанс, 2000. - 560 с.

87. Маркелова, Т. В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке/Т.В. Маркелова. - М.: Изд-во МПУ, 1993. - 87 с.

88. Махонина, С.Я. Русская дореволюционная печать (1905-1914)/С.Я. Махонина. - М.: Издательство МГУ, 1991. - 205 с.

89. Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация/Е.В. Медведева. - М.: Ленанд, 2003. - 304 с.

90. Миняйло, Н.Г. Торговая реклама и упаковка в России в XIX-XX вв./Н.Г. Миняйло. - М.: ЖИМ, 1993. - 64 с.

91. Миронова, А.А. Динамика жанров библиографической рекламы в России/А.А. Миронова//Проблемы истории, филологии, культуры. - 2010. -№1. - С. 196-205.

92. Миронова, А.А. Жанры рекламы: к проблеме квалификации/А.А. Миронова//Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2012. - №32(286). - С. 67-71.

93. Миронова, А.А. Новые жанровые признаки рекламных текстов XIX-начала XX вв./А.А. Миронова//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2010. - №4(10). - С. 23-27.

94. Миронова, А.А. Русская реклама в аспекте диахронической стилистики: диссертация доктора филологических наук: 10.02.01/Миронова Александра Анатольевна. - Челябинск, 2011. - 397 с.

95. Михайлов, В.В. Рассказы о кинематографе старой Москвы/В.В. Михайлов. - М.: Материк, 2003. - 280 с.

96. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы/Р.И. Мокшанцев. - М., Инфра-М, 2000. - 230 с.

97. Морозов, А.Ю. Функциональная специфика рекламного текста/А.Ю. Морозов//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11. №4. - С. 35-41.

98. Муравьев, В.Б. Московские слова и словечки/В.Б. Муравьев. -М.: Алгоритм, 2005. - 432 с.

99. Назайкин, А. Н. Эффективный рекламный текст в СМИ/А.Н. Назайкин. - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 293 с.

100. Некрылова, А.Ф. Народный театр/А.Ф. Некрылова. - М.: Современник, 1991. - 544 с.

101. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начало XX века/А.Ф. Некрылова. - Л.: Азбука, 1988. - 215 с.

102. Николаева, Т.М. Лингвистика. Избранное/Т.М. Николаева. - М.: Языки славянской культуры, 2013. - 624 с.

103. Новикова, О.С. Культурологическое описание языка рекламы/О.С. Новикова//Вестник РУДН. Серия Теория языка. Семантика. Семиотика. - М., 2012. - №1. - С. 80-91.

104. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/под ред. Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина. - М.: Издательство ИКАР. 2009. - 448 с.

105. Огилви, Д. Откровения рекламного агента/Д. Огилви. - М.: Эксмо, 2007. - 160 с.

106. Орлова, Н.В. Жанры разговорной речи и их стилистическая обработка/Н.В. Орлова//Жанры речи. - Саратов: Издательство Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1997. - С. 51-55.

107. О рекламе: федер. закон от 3.04.2018 № 61-ФЗ

108. Панкратова, А.В. История графического дизайна и его использование в рекламе: истоки и зарождение/А.В. Панкратова. - Смоленск: Издательство СмолГУ, 2010. - 128 с.

109. Паршин, П.Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности/ П.Б. Паршин. - М.: Издательство международного института рекламы, 2000. - 367 с.

110. Песоцкий, Е.А. Реклама и мотивация потребителей/Е.А. Песоцкий. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 224 с.

111. Пирогова, Ю.К. Языковая игра в коммерческой рекламе/Ю.К. Пирогова//Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. - М.: Издательство международного института рекламы, 2000. - 270 с.

112. Плисский, Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история/Н. Плисский. - СПб.: издание Ф.В. Щепанского, 1894. - 190 с.

113. Разлогов, К. Э. Мировое кино/К.Э. Разлогов. История искусства экрана. - М.: Эксмо, 2011. - 688 с.

114. Рекламный текст: семиотика и лингвистика/под ред. Ю.К. Пироговой, П. Б. Паршина. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2000. -270 с.

115. Репьев, А.П. Мудрый рекламодатель/А.П. Репьев. - М.: Библос, 2016. - 319 с.

116. Ривз, Р. Реальность в рекламе/Р.Ривз. - М.: Библос, 2017. - 128 с.

117. Ровинский, Д. Русские народные картинки: в 5 т./Д. Ровинский -СПб.: Издание Р. Голике, 1900. - 328 с.

118. Розенталь Д.Э. Язык рекламных текстов/Д.Э. Розенталь, Н.Н. Кохтев. - М.: Высш. шк., 1981. - 125 с.

119. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов/Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Просвещение, 1976. - 624 с.

120. Рюмшина, Л.И. Манипулятивные приёмы в рекламе/Л.И. Рюмшина. - М.: Март, 2003. - 240 с.

121. Ростовцев, Е.А. История книжного дела/Е.А. Ростовцев. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2011. - 115 с.

122. Савельева, О.О. Живая история российской рекламы/О.О. Савельева. - М.: Гелла-принт, 2004. - 262 с.

123. Садуль, Ж. Всеобщая история кино/Ж. Садуль. - М.: Искусство, 1963. - 549 с.

124. Санников, В.З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом пространстве/В.З. Санников. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 625 с.

125. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры/В.З. Санников. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 533 с.

126. Самуйленко, Е. Кинематограф и его просветительская роль/Е. Самуйленко. - СПб.: Типография СПб. акц. общ. «Слово», 1912. - 79 с.

127. Седов, К.Ф. Жанр и коммуникативная компетенция/К.Ф. Седов. -М.: Лабиринт, 2004. - 440 с.

128. Сиротинина, О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр»/О.Б. Сиротинина//Жанры речи. Сборник научных статей. - Саратов: Издательство Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1999. - С. 28-33.

129. Соболев, Р.П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино/Р.П. Соболев. - М.: Искусство, 1961. - 175 с.

130. Соколова, Н. П. История и теория кино/Н.П. Соколова. -Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. - 240 с.

131. Соловьева, Н.В. К вопросу о стиле рекламных текстов/Н.В. Соловьева//Вестник Пермского университета. - 2009. - Вып. 6. - С. 46-50.

132. Словарь социолингвистических терминов/под ред. В.Ю. Михальченко. - М.: Российская академия наук. Институт языкознания. 2006.

- 312 с.

133. Сляднева, О.В. Очерки истории российской рекламы/О.В. Сляднева. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2001. - 138 с.

134. Сляднева, О. В. Принципы редакторской и рекламной практики Фаддея Булгарина/О.В. Сляднева//Вестник СПбГУ. - СПб., 1999. - Сер. 2. Вып. 3. - С. 72-77.

135. Стернин, И.А. Общественные процессы и развитие современного русского языка/И.А. Стернин. - Воронеж: Издательский дом Воронежского государственного университета, 2004. - 93 с.

136. Стилистический энциклопедический словарь русского языка/под ред. М.Н. Кожиной. - М:. Флинта: Наука. 2003. - 694 с.

137. Ступак, Е.С. Функционально-семантическое поле утверждения в современном русском языке: диссертация кандидата филологических наук: 10.02.01/Ступак Елизавета Сергеевна. - Таганрог, 2005. - 169 с.

138. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати/А.А. Тертычный.

- М.: Аспект Пресс, 2014. - 312 с.

139. Трегубчак, А.В. Семантика сравнения и способы ее выражения: диссертация кандидата филологических наук: 10.02.01/Трегубчак Алина Викторовна. - Рязань, 2008. - 221 с.

140. Троянская, Е.С. Научное произведение в оценке автора рецензии (к вопросу о специфике жанров научной литературы)/Е.С. Троянская. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

141. Ученова, В.В. История отечественной рекламы: 1917-1990/В.В. Ученова, Н.В. Старых. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 287 с.

142. Ученова, В.В. История рекламы. Детство и отрочество/В.В. Ученова, Н.В. Старых. - М.: Смысл, 1994. - 96 с.

143. Ученова, В.В. История рекламы или метаморфозы рекламного образа/В.В. Ученова. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 335 с.

144. Ученова, В.В. Реклама: палитра жанров/ В.В. Ученова, С.А. Шомова, Т.Э. Гринберг, К.В. Конаныхина. - М.: РИП-Холдинг, 2000. - 248 с.

145. Ферапонтов, И.Е. Рекламные тексты в обыденной речи/И.Е. Ферапонтов//Современный городской фольклор. - М.:РГГУ, 2003. - С. 703710.

146. Фомина, Ю.А. Аспекты изучения языковой оценки/Ю.А. Фомина//Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. -№20. - С. 154-161.

147. Хавторина, Ю.В. Развитие печатной рекламы в России в 1861 -1914 годах: диссертация кандидата исторических наук: 07.00.02/Хавторина Юлия Викторовна. - Москва, 2011. - 201 с.

148. Ханжонков, А.А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания/А.А. Ханжонков. - М.: Карамзин, 2017. - 254 с.

149. Хузина, Е.А. Модальность волеизъявления с оттенком желательности инфинитивных конструкций (на материале русских пословиц и поговорок)/Е.А. Хузина//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - №3. - С. 299-307.

150. Хузина, Е.А. Модальность необходимости и долженствования конструкций с инфинитивом-сказуемым (на материале русских пословиц и поговорок)/Е.А. Хузина//Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - №8 (223). - С. 147-152.

151. Чеботарев, А.М. Информационно-общественная деятельность государственных и общественных организаций в России в XVIII веке: этапы развития, тенденции, особенности: диссертация доктора исторических наук: 07.00.02/Анатолий Михайлович Чеботарев. - Москва, 2008. - 477 с.

152. Чернейко, Л.О. «Лексическая ассимиляция»: сфера действия и основания для типологии/Л.О. Чернейко//Труды института русского языка имени В.В. Виноградова. - 2016. - Т. 7. - С. 208-226.

153. Чернышев, А.А. История дооктябрьской киножурналистики/А.А. Чернышев. - М.: Издательство Московского университета, 1987. - 214 с.

154. Шамин, С.М. Куранты XVII столетия: Европейская пресса в России и возникновение русской периодической печати/С.М. Шамин. - СПб.: Альянс-Архео, 2011. - 352 с.

155. Шатин, Ю.В. Построение рекламного текста/Ю.В. Шатин. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - 128 с.

156. Шелестюк, Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования/Е.В. Шелестюк. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 344 с.

157. Шкловский, В.Б. Эйзенштейн/В.Б. Шкловский. - М.: Искусство, 1976. - 310 с.

158. Школьник, Л.С. Язык улицы/Л.С. Школьник. - М.: Наука, 1977. -

62 с.

159. Шмелева, Т.В. Модель речевого жанра/Т.В. Шмелева//Жанры речи. - Саратов: Издательство Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1997. - С. 88-98.

160. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений/под ред. В Серова. - М.: Локид-Пресс, 2003. - 676 с.

161. Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. Т.6/под ред. А. Краевского. - Спб.: Типография И.И. Глазунова, 1863. - 480 с.

162. Ягодкина М.В. Реклама в коммуникационном процессе/М.В. Ягодкина. - СПб.: Питер, 2014. - 304 с.

163. Якобсон, Р.О. Лингвистика и поэтика/Р.О. Якобсон//Структурализм: «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975. - С. 193230.

164. Янгиров, Р.М. Другое кино. Статьи по истории отечественного кино первой трети XX века/Р.М. Янгиров. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 416 с.

165. Sampson, H. A History of Advertising from the Earliest Times/H. Sampson. - London: Chatto and Windus, Picadilly, 1874. - 503 с.

II. Электронные ресурсы.

165. RuData. Энциклопедия кино [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.rudata.ru/wiki/.

166. Киноискусство России и СССР//Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина [Электронный ресурс]. Режим доступа -https://www.prlib.ru/catalog/53882.

167. Первые в кино. Неизданная книга: [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://cinemafirst.ru/.

Приложение 1. Основные деятели дореволюционного кино и его

рекламы в России

Михаил Сергеевич Бойтлер - сценарист, новатор в сфере кинорекламы, автор первого в СССР практического пособия по рекламе в области кинематографа, директор кинотеатра «Малая Дмитровка, 6». Как владельцу кинотеатра, ему было важно, чтобы реклама достигала своей цели и оправдывала «произведенные на себя расходы», и поэтому было необходимо «разобраться в разновидностях этой рекламы и в их технике» [22]. Будучи практиком, в своих работах он подробно описывает особенности рекламных кампаний на каждом этапе производства и проката фильмов; объясняет, в чем, с практической точки зрения, заключается специфика рекламы в области кинематографа и рассказывает о различных способах привлечения внимания аудитории, учитывая новейшие на момент публикации работы исследования и достижения научно-технического прогресса. Кинотеатр М.С. Бойтлера был одним из центров киножизни Москвы и популярным местом у творческой молодежи 20-х годов XX века; кроме того, при нем был организован дискуссионный клуб. С.М. Эйзенштейн в мемуарах называет его своей школой и «заячьей академией», поскольку молодых деятелей кино М.С. Бойтлер пускал на сеансы без билета [126]. Сейчас в этом здании располагается театр «Ленком».

Александр Алексевич Ханжонков (1877-1945) - продюссер, режиссер, сценарист, деятель кинематографа, организатор кинопромышленности. В 1906 году создает фирму «А. Ханжонков и К», которая сначала занимается прокатом зарубежных кинолент, съемкой кинохроник и торговлей кинооборудованием, но очень быстро начинает выпускать собственные художественные картины, в результате чего уже 20 декабря 1908 года на экраны выходит «Драма в таборе подмосковных цыган», поставленная труппой актеров Ханжонкова [148]. При помощи этого киноателье был создан первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя»; в этой же компании при поддержке Ханжонкова работал Владислав Александрович Старевич, который стал первым в мире режиссером, снимавшим кукольные фильмы в технике объемной анимации. Кроме того, Ханжонков был единственным крупным российским деятелем кино, который организовал в компании отдел, занимавшийся производством научно-популярных лент. Позже приемы, выработанные этим отделом, легли в основу советских образовательных фильмов

[115].

«Гомон» (фр. Gaumont; L. Gaumont et compagnie) - французская кинокомпания; считается старейшей кинофабрикой в мире. Была основана в 1895 году торговцем оптическим оборудованием Леоном Гомоном (фр. Léon Ernest Gaumont) и сначала

специализировалась на производстве и продаже оборудования и фотоматериалов. С 1896 года компания стала снимать собственные фильмы, в частности для того, чтобы продемонстрировать возможности своей техники; в 1897 году фирмой впервые в мире было налажено массовое производство киноаппаратов. «Гомон» быстро стал расширяться и открывать филиалы по всему миру; в 1905 году было создано представительство компании в России [123]. Фабрика занималась не только фильмами и кинооборудованием, но также снимала кинохронику «Новости Гомон» и выпускала учебные пособия, получившие название «Энциклопедия Гомон». В 1910-е годы стала самой крупной и успешной кинофирмой Европы [111]. Компания была реорганизована в 1938 году и продолжает работу до сих пор.

«Пате» (Pathé Frères) - французская кинокомпания, основанная в 1896 году братьями Пате. В 1905 году компания выкупила у братьев Люмьер права на изобретенный ими киноаппарат. В 1907 именно эта фирма впервые ввела систему проката, быстро ставшую одним из основных принципов работы мирового кинематографа [35]. Московский филиал был открыт в 1908 году, а уже в 1910 картины, поставляемые компанией, занимали около 70% всего объема кинорынка России [163]. Фирма существует до сих пор.

Приложение 2. Даты открытия стационарных кинотеатров в

российских городах

год город событие

1896 Санкт-Петербург Открытие первого в городе стационарного кинотеатра (Невский проспект, 46)

1897 Москва Открытие первого в городе стационарного кинотеатра «Электрический театр»

1905 Витебск Открытие первого в городе стационарного кинотеатра «Рекорд»

1907 Чернигов Открытие первого в городе стационарного кинотеатра «Иллюзион»

1907 Иркутск Открытие первого в городе стационарного кинотеатра

1907 Ярославль Открытие первого в городе стационарного кинотеатра «Волшебные грезы» (его владелец Г.И. Либкен открыл кинотеатр в собственном доме)

1908 Ново-Николаевск (Новосибирск ) Открытие первого стационарного кинотеатра «Синематограф Ф. Ф. Махотина»

1908 Томск Открытие в городе первого постоянного кинотеатра «Метеор»

1908 Томск Открытие первого в Сибири прокатного бюро Л.А. Финкельштейна

1908 Красноярск По одному адресу открылись первые стационарные кинотеатры: «Музей-синематограф» Е. И. Лебзиной и «Патеграф» В. А. Полякова.

1909 Омск Открытие первого специально построенного здания для кинематограф-театра «Прогресс».

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.