Театрально-импровизационная деятельность как средство обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочное время тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Масандилова, Ирина Львовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 136
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Масандилова, Ирина Львовна
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочное время средствами театрально-импровизационной деятельности.
1.1. Психолого-педагогическое обоснование работы по обучению и развитию подростков на уроках литературы и во внеурочное время средствами театрально-импровизационной деятельности.
2.2. Историко-культурные предпосылки применения театрально-импровизационной деятельности как средства обучения и развития подростков.
3.3. Театр спонтанности Я. JL Морено как основа работы по обучению и развитию подростков на уроках литературы и во внеурочное время средствами театрально-импровизационной дятельности.
Глава 2. Исследование процессов обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочной деятельности средствами театра импровизации.
1.2. Методика обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочной деятельности средствами театра импровизации.
2.2. Опытно-экспериментальная проверка методики обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочной деятельности средствами театра импровизации.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие способности к графической импровизации у младших школьников на уроках изобразительного искусства2008 год, кандидат психологических наук Родионова, Валерия Олеговна
Формирование художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности2007 год, кандидат педагогических наук Дарчиева, Алена Тимофеевна
Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования2001 год, кандидат педагогических наук Мун, Людмила Николаевна
Педагогические условия активизации читательской деятельности подростков в учебно-воспитательном процессе2003 год, кандидат педагогических наук Недвецкая, Марина Николаевна
Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков2011 год, кандидат педагогических наук Нестерова, Ксения Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театрально-импровизационная деятельность как средство обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочное время»
Актуальность исследования. Стратегия модернизации образования [175] определила как приоритетное направление воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Для воспитания подобной личности необходимо научить подростка решать коммуникативные задачи в разных ситуациях (сформировать у него коммуникативную компетенцию), способствовать самопознанию, успешной социализации, развитию творческого потенциала. Очевидно, что для оптимального развития школьника крайне важно наличие адекватных его возрасту и индивидуальным психологическим особенностям условий - в частности, организации учебного процесса.
Подростковый возраст - один из важнейших этапов на пути становления личности. Именно в этот период возрастает потребность в самопознании и самореализации, появляется чувство взрослости. В то же время противоречивость поведения, присущая подросткам, а также такие факторы, как отсутствие четких нравственных ориентиров, влияние неформальных коллективов, давление средств массовой информации, приводят к существенным проблемам - таким, как ощущение одиночества, тревожность, нарушения коммуникативной сферы, аутоагрессия, асоциальные проявления и т.д. Соответственно, крайне актуальна проблема выбора адекватных способов воспитания, обучения и развития учеников данного возраста.
В трудах выдающихся мыслителей, ученых и практиков (JT.C. Выготский, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, Э.В.Ильенков, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) человек рассматривается прежде всего как уникальная личность, основы развития которой закладываются уже в ранние годы. В педагогической науке разработан ряд подходов к развитию личности ученика и обучению.
Считается общепризнанным: чтобы обучение имело развивающий характер, деятельность школьников должна быть творческой. Однако остается актуальным вопрос о средствах и методах, с помощью которых можно вовлечь каждого ученика в процесс творческой деятельности. Изучение художественной литературы может помочь подростку в самопознании, развитии эмоциональной сферы, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательного интереса к предмету. Для этого учителю необходимо владеть адекватными способами обучения, методикой преподавания. Подросткам свойственно «послойное» восприятие литературного произведения, причем главным для них становится «слой» героя, его чувств и поступков, воспринимаемых читателем с той же страстью, с которой бы они реагировали на подобные проявления живых людей. Поэтому наиболее результативны те методики преподавания литературы в средних классах, в которых учитывается, что для подростка особенно важен именно жизненный «контекст героя» произведения, послуживший для автора предметом эстетического преобразования (Л.И. Беленькая [11]).
В современном образовании для более эффективного обучения и развития школьников разработаны и используются такие средства, как урок-диалог, урок-спектакль, урок-инсценировка, метод погружения, организационно-деятельностные игры. К сожалению, до настоящего времени недостаточно изучены возможности использования театрально-импровизационной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время. Немногочисленные публикации (Е.А. Кузнецова, В.В. Семенов, Н.Г. Симунова, У. Уорд, П. Штемберг, А. Гарсиа ([97, 169, 223]) посвящены использованию в качестве средства обучения школьников методов психо- и социодрамы (Я.Л. Морено), в которых наиболее полно проявляются возможности театрально-импровизационной деятельности применительно к образованию. В отличие от инсценировки, в психо- или социодраматическом действии разыгрываются сюжеты, предложенные самими участниками. Члены группы действуют спонтанно, ориентируясь на то, что происходит «здесь и сейчас». Такое действие дает возможность участникам «примерить» на себя различные роли, «прожить» разные ситуации. Это особенно важно для подростков, которым трудно разобраться в своих внутренних ролях, так как в школьном коллективе подросток часто чувствует себя неуверенно, испытывает трудности в самореализации, что вынуждает его «носить маску». Однако педагогические возможности применения в урочной и внеурочной деятельности психодрамы и социодрамы, несмотря на несомненные достоинства этих методов, изучены недостаточно, следствием чего является их редкое использование в образовательной практике.
Таким образом, можно выделить ряд противоречий, типичных для обучения подростков в современной школе: между потребностью модернизации школы, организацией обучения детей, адекватной их психолого-возрастным особенностям и возможностям, и недостаточной разработанностью в науке и практике средств и методов обучения, обеспечивающих творческое развитие подростков в условиях современной школы; между потребностью школьной практики в использовании средств театрально-импровизационной деятельности в процессе обучения и развития подростков и отсутствием соответствующего методического инструментария применительно к подростковому возрасту; между существующей направленностью традиционных методов обучения литературе и особенностями подросткового восприятия художественного произведения как многослойного объекта, в котором для подростка основным является «слой» героя и его жизненный контекст.
Основная проблема исследования - рассмотреть возможности применения театрально-импровизационной деятельности как средства обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочное время путем разработки и реализации новых интерактивных методов и приемов игровой, импровизационной деятельности.
Решению этой проблемы и посвящено наше исследование.
Объект исследования - театрально-импровизационная деятельность как средство обучения и развития учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования - содержание и способы использования театрально-импровизационной деятельности на уроках литературы и во внеурочной деятельности подростков.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику применения средств театрально-импровизационной деятельности в обучении и развитии подростков на уроках литературы и во внеурочное время в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования - театрально-импровизационная деятельность может быть эффективным средством обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе; это возможно, если соблюдены следующие условия:
- разработано содержание театра спонтанности (в котором наиболее полно представлены возможности театрально-импровизационной деятельности), позволяющее каждому ученику быть активным участником действия;
- создана ситуация, позволяющая подростку, с одной стороны, осознать особенности литературного произведения, с другой - укрепить качества, активизирующие личностное развитие;
- обеспечены организационно-педагогические условия использования элементов литературного театра спонтанности на уроках и во внеурочное время.
Вышеуказанные цель, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Проанализировать историко-культурные и психолого-педагогические предпосылки использования театрально-импровизационной деятельности в обучении школьников подросткового возраста.
2. Разработать методику обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочное время средствами театрально-импровизационной деятельности.
3. Экспериментально проверить эффективность методики обучения и развития подростков средствами театрально-импровизационной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды J1.C. Выготского, посвященные психологии подростка; классические работы по теории развивающего обучения научной школы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова; исследования видных отечественных психологов и педагогов, рассматривающих закономерности развития, содержание и организацию деятельности школьников-подростков (В.А.Караковский, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, И.Д.Фрумин и др.), а также работы Я. Л. Морено, посвященные театру импровизации, и труды И.Хейзинга, посвященные исследованию феномена игры. Теоретической базой исследования стали труды, в которых раскрываются концептуальные основы культуросообразного образования и социокультурные основания организации и развития современной школы (В .Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В .Школяр, A.M. Цирульников и др.), а также исследования в области эстетического, литературно-художественного, театрального, эмоционально-ценностного развития учащихся разных возрастов (JI.И. Беленькая, В.М. Букатов, Э.И. Гуткина, А.П. Ершова, И.Э. Кашекова, И.А. Коложвари, Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Л.П. Печко, В.Г. Ражников, Л.Г. Савенкова, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Е.М. Торшилова, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов: сравнительно-исторический и ретроспективный; теоретический (анализ, синтез, моделирование и др.); эмпирические методы (наблюдение, изучение документации, анкетирование); анализ практического опыта учителей и школ в области развивающего обучения, эстетического воспитания, театрально-импровизационной и других видов деятельности подростков; опытно-экспериментальная работа; анализ динамики результатов обучения и развития учащихся.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Центр образования № 1804 и общеобразовательная средняя школа № 513 г. Москвы, где осуществлялась проверка эффективности разработанной методики путем сравнительного анализа результатов деятельности учащихся в контрольных и экспериментальных группах. В общей сложности исследованием было охвачено 117 учащихся в возрасте от 10 до 15 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1998 -2006 гг. в три этапа.
На первом, поисково-теоретическом этапе (1998 - 2000 гг.) осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных исследований последних лет, изучения и анализа опыта организации театрально-импровизационной и образовательной деятельности подростков. На данном этапе определялись также исходные данные, основной аппарат и инструментарий исследования.
На втором, экспериментальном этапе (2001 - 2004 гг.) велась разработка современных педагогических средств и методов использования театрально-импровизационной деятельности, театра импровизации на уроках литературы и во внеурочное время. В ходе опытно-экспериментальной деятельности была отработана авторская методика использования театрально-импровизационной деятельности, театра импровизации на уроках литературы и во внеурочной деятельности школьников, проверена гипотеза исследования, собраны экспериментальные данные.
На третьем, обобщающем этапе (2005 - 2006 гг.) были проанализированы и обобщены результаты исследования, уточнены основные теоретические положения, систематизированы и обработаны экспериментальные данные.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выявлены историко-культурные предпосылки использования театрально-импровизационной деятельности в образовании;
- раскрыто педагогическое значение метода Я.Л. Морено для практики обучения подростков, развития их эмоциональной сферы, креативности, самопознания, коммуникативности на уроках литературы и во внеурочное время;
- разработана методика использования театрально-импровизационной деятельности при обучении подростков на уроках литературы и во внеурочное время, включающая личностный выбор и идентификацию ролей; импровизационно-игровое создание сюжета; исследование и построение художественного пространства произведения; снятие ролей и коллективную рефлексию; повторное создание личностной версии произведения;
- доказана эффективность использования театрально-импровизационной деятельности для повышения качества обучения, развития эмоциональной сферы, коммуникативных и литературно-художественных способностей подростков.
Теоретическая значимость исследования:
- обосновано содержание театрально-импровизационной деятельности, соответствующей таким ключевым психологическим особенностям подросткового возраста, как стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации;
- разработаны психолого-педагогические критерии, позволяющие выявить уровень развития эмоциональной сферы, познавательных интересов, творческих и коммуникативных способностей подростков;
- определены механизмы восприятия литературного произведения в подростковом возрасте на принципах педагогики искусства;
- раскрыто педагогическое значение театра импровизации как одного из средств обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочной деятельности;
- разработана теоретическая модель театрально-импровизационной деятельности, обеспечивающей возможность самовыражения подростка, позволяющей «проникнуть» в текст и приблизиться к осознанию авторского смысла литературного произведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование разработанной методики позволяет учителю повысить эффективность обучения подростков на уроках литературы и во внеурочной деятельности, а также способствует самопознанию учеников, развитию их эмоциональной сферы, творческих и коммуникативных способностей, познавательного интереса к литературе. Разработанные методика, материалы и рекомендации могут найти применение в образовательной практике школ, а также в работе организаторов и воспитателей, в школьных учебно-методических объединениях. Результаты исследования могут быть использованы в работе факультетов переподготовки педагогических кадров, в вузах, институтах повышения квалификации учителей.
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью основных положений исследования; разнообразием исследовательских процедур, приемов и соотносимостью результатов, полученных с помощью разных методов; экспериментальной проверкой предлагаемых методов и педагогических приёмов в многолетней педагогической деятельности диссертанта в общеобразовательных учебных учреждениях; сочетанием количественного и качественного анализа исследовательского материала.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях методических советов и на семинарах общеобразовательных школ №№ 1804 и 513 г. Москвы, на педагогических конференциях и семинарах Института художественного образования Российской академии образования и Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО (2000г., 2005г., 2006 г.), на региональных семинарах в Новгородской области, республике Саха (Якутия), 2005-2006гг., а также на международных научно-практических конференциях Южно-Российского гуманитарного института г. Ростова-на-Дону (2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.). Разработанная методика применения театрально-импровизационной деятельности используется на уроках литературы в средних и старших классах и во внеурочной деятельности в московских школах №№ 462, 513,1804 и др.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Театрально-импровизационная деятельность является адекватным средством обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочной деятельности, поскольку соответствует ключевым психологическим особенностям подросткового возраста, стремлению к самопознанию, саморазвитию и самореализации. Театральноимпровизационная деятельность обеспечивает возможность самовыражения подростка, позволяет ему «примерить» на себя различные роли, «прожить» разные ситуации. Опираясь на важные для ученика особенности изучаемого произведения, учитель помогает подростку понять логику сюжета, чувства и поступки персонажа как характер литературного героя, приблизиться к осознанию авторского смысла произведения
2. Использование на уроках литературы и во внеурочное время основанной на педагогической модификации театра спонтанности Я.Л. Морено методики театрально-импровизационной деятельности является эффективным средством обучения и развития подростков. Наличие в методике таких элементов, как личностный выбор и идентификация ролей, импровизационно-игровое создание сюжета, исследование и построение художественного пространства произведения, снятие ролей и коллективная рефлексия, повторное создание личностной версии произведения, соответствует психологическим особенностям подростка и способствует его литературно-художественному развитию.
3. Результаты использования средств и методов театрально-импровизационной деятельности в процессе обучения и развития подростков, диагностируемые с помощью психолого-педагогических критериев, характеризуют повышение качества обучения литературе, развитии эмоциональной сферы, коммуникативных и творческих способностей подростков.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Рукопись содержит 136 страниц текста, 1 таблицу и 8 диаграмм.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии1998 год, кандидат педагогических наук Козловский, Валерий Иванович
Формирование сценических импровизационных умений у подростков в условиях театральной студии2011 год, кандидат наук Стаина, Ольга Алексеевна
Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя музыки2007 год, кандидат педагогических наук Бондаренко, Татьяна Ивановна
Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики2004 год, кандидат педагогических наук Руденко, Александр Викторович
Методика изучения драматических произведений в 5-8 классах2004 год, кандидат педагогических наук Смирнова, Наталья Леонидовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Масандилова, Ирина Львовна
Выводы
Таким образом, по результатам эксперимента, импровизационная игра позволяет существенно повысить познавательный интерес учащихся к предмету, а также развить их эмоциональную сферу, литературно-художественные и коммуникативные способности. Кроме того, наша педагогическая практика показывает, что в процессе спонтанной драматизации ученик получает возможность проживания, «проб и ошибок», движения, творчества, закрепления литературного материала, осознания своих внутренних ролей. Учитель при этом совершенствует контакт с учеником, овладевая необходимыми механизмами организации учебного процесса и индивидуального подхода к ученикам с различными типами мышления.
1 «Школьная газета» (приложение к газете «Наш район Южнопортовый» № 3,2003 г.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.
Театрально-импровизационная деятельность является одним из эффективных средств обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеклассной работе, так как соответствует ключевым психологическим особенностям подросткового возраста: стремлению к самопознанию, саморазвитию и самореализации. Театрально-импровизационная деятельность обеспечивает возможность самовыражения подростка, позволяет ему «примерить» на себя различные роли, «прожить» разные ситуации. Это дает возможность учителю помочь ученику-подростку постигнуть чувства и поступки героев, приблизиться к пониманию авторского замысла.
Основанная на педагогической модификации театра спонтанности Я. Л. Морено методика использования театрально-импровизационной деятельности в обучении подростков на уроках литературы и во внеклассной работе включает личностный выбор и идентификацию школьниками ролей; импровизационно-игровое создание сюжета; исследование и построение художественного пространства произведения; снятие ролей и коллективную рефлексию; повторное создание личностной версии произведения.
Проведенное исследование показывает, что данная методика соответствует психологическим особенностям подросткового возраста и выступает эффективным средством литературно-художественного, эмоционального и коммуникативного развития школьников, способствует их успешной самореализации.
В процессе импровизационной игры ученик получает возможность проживания различных ролей и ситуаций, основанных на личном опыте и материале литературного произведения, самостоятельного принятия решений и поведения в нестандартных ситуациях, закрепления литературного материала и осознания своих индивидуальных возможностей. Использование методики способствует более глубокому контакту учителя с учащимися, овладению им специальными методами и приемами индивидуализации обучения и организации учебного процесса учеников с разным типом и складом мышления.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет утверждать, что использование предлагаемой методики приводит к существенным сдвигам в уровне развития познавательного интереса школьников-подростков, их коммуникативных и литературно-художественных способностей. Это отражается и в комплексе показателей, характеризующих уровень освоения подростками литературных произведений и литературно-творческой деятельности, в значительном увеличении числа и расширении круга прочитанных книг, выборе факультатива литературной направленности.
В классах, где использовалась театрально-импровизационная деятельность, фиксируется повышение уровня развития познавательного интереса, эмоциональной сферы и у подростков, не принимавших участия в играх, что свидетельствует о развитии коммуникативных навыков учащихся.
В целом, полученный положительный эффект имеет не кратковременный, а пролонгированный характер. При продолжении использования элементов театрально-импровизационной деятельности на уроках литературы и во внеклассной работе в старших классах у учащихся фиксируется (в сравнении с классами, в которых театрально-импровизационная деятельность не использовалась) дальнейшая положительная динамика в развитии познавательного интереса, эмоциональной сферы, коммуникативных и литературно-художественных способностей. Вместе с тем, учащиеся классов, где использовалась театрально-импровизационная деятельность, в большей степени стремились к взаимодействию и взаимопомощи, чему способствовали игры-импровизации, проведенные с этими учениками в 5 - 9-х классах.
В то же время, проведенное исследование выявляет ряд проблем, нуждающихся в специальном изучении, включая более полное соотнесение методики с системой существующих методов и содержания литературного образования школьников-подростков, поиск путей кооперирования и интеграции театрально-импровизационной с другими видами познавательной, коммуникативной и творческой деятельности школьников.
Материалы исследования позволяют также наметить направления дальнейшей работы, связанной с разработкой методики использования театрально-импровизационной деятельности в качестве средства обучения и творческого развития в младших и старших классах, использовании элементов методики при обучении русскому языку и другим предметам.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Масандилова, Ирина Львовна, 2007 год
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков Текст.. СПб., 1998. 379 с.
2. Адлер А. Как управлять стремлением к превосходству Текст. // Воспитание детей. Взаимодействие полов / пер. с англ. Ростов-на-Дону, 1998. С. 56-61.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания Текст. Л., 1969. 338 с.
4. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа Текст. // Философские основания понимания личности. М.: Академия, 2001. С. 480-543.
5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. М., 1984.103 с.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа Текст. // М.: Смысл : ИЦ «Академия», 2002.416 с.
7. Байярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: практич. руководство для отчаявшихся родителей Текст. М. : Просвещение, 1991. 208 с.
8. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук Текст. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
9. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников Текст. : дис.д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 2001. 376 с.
10. Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании Текст. // Педагогическая академия в очерках и монографиях. М., 1911. С. 185-190. (В помощь семье и школе),
11. Беленькая Л.И. Ребенок и книга Текст. М., 1969.144 с.
12. Бенина Е.Е. Развитие познавательного интереса к урокам русского языка у школьников Текст. // Теория и практика русистики. Формирование и развитие познавательного интереса к русскому языку у учащихся средней школы : автореф. М., 2000. 24 с.
13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. М. : Педагогика, 1989. 560 с.
14. Библер B.C. Целостная концепция школы диалога культур Текст. : теоретич. основы программы // Психологическая наука и образование. 1996. №4. С.66-73.
15. Библер B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога Текст. М.: Политиздат, 1975. 399 с.
16. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст.: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. 304 с.
17. Бодалёв А.А. Личность и общение Текст.: избр. тр. М., 1983. 356 с.
18. Бодина Е., Ащеулова К. Педагогические ситуации Текст. : пособ. для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. М. : Школьная Пресса, 2000. 96 с. (Б-ка журн. «Воспитание школьников». Вып. 11).
19. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. М.: Просвещение, 1968. 446 с.
20. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения Текст. М.: АПН РСФСР, 1955. Вып. 73. С. 12.
21. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. // Педагогика. 1995. № 4. С.29-35.
22. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию Текст.: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985.144 с.
23. Бронфенбреннер У. Два мира детства: дети в США и СССР Текст., М.: Прогресс, 1976.168 с.
24. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок : хрестоматия игровых приемов обучения Текст.: кн. для учителя. М.: Первое сентября, 2000. С. 3.
25. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр Текст. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997.152 с.
26. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок : хрестоматия игровых приемов обучения Текст. : кн. для учителя. М. : Первое сентября, 2000. 224 с.
27. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике Текст. М.: Искусство, 1975.175 с.
28. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства Текст. М. : Искусство, 1956. 292 с.
29. Булгаков А.А. Наши неуправляемые подростки Текст. М., 2003. 384 с.
30. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период Текст. // Психология подростка: хрестоматия / под ред. Ю.И. Фролова М. : Российское педагогическое агентство, 1997. 526 с.
31. Вагин А.А. Методы обучения истории в школе Текст. М. : Просвещение, 1972.351 с.
32. Васильева О.С. Система средств развития познавательного интереса у студентов младших курсов вузов Текст. : автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2002. 22 с.
33. Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан Текст. М.: Олма, 2005. 510 с.
34. Верн Ж. Таинственный остров Текст. М.: Дет. лит., 1981. 606 с.
35. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст. / под ред. Д. Б.Эльконина, Т.В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. 360 с.
36. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения Текст. / под общей ред. Д.К. Гилева. Свердловск, 1970.143 с.
37. В поисках подростковой школы Текст. / И.Д. Фрумин, В.В. Башев // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 51-59.
38. Выготский JI.C. Педагогическая психология Текст. ACT, 2005. 671 с.
39. Выготский JI.C. Собр. соч. в 6-ти т. Текст. Т. 4. Педология подростка. М.: Педагогика, 1984. С. 5-242.
40. Выготский JI.C. Психология искусства Текст. М. : Искусство, 1965. 576 с.
41. Выготский JI.C. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности Текст. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 165.
42. Выготский JI.C. Собр. соч. в 6-ти т. Текст. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. С. 5-220.
43. Гегель Г.В. Эстетика в 4-х т. Текст. М., 1968. Т. 1. С. 111.
44. Гадамер X.- Г. Актуальность прекрасного Текст. М.: Искусство, 1991. С. 177-187.
45. Гадамер Х.-Г. Герменевтика и деконструкция Текст. / под ред. В. Штегмайера, X. Франка, Б. Маркова. СПб., 1999. С. 202-242.
46. Гадамер Х.-Г. Истина и метод Текст. М., 1988. С. 548.
47. Гончаров И.А. Обломов : роман в 4-х ч. Текст. М. : Изд-во Эксмо, 2006. 640 с.
48. Гребенкин А.В. Театральная педагогика вчера и сегодня Электронный ресурс. // Театр 111. http://theaterl 11 .ru.
49. Грехнев B.C. Культура педагогического общения Текст. : кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.144 с.
50. Григорьева Т.Г., Линская Л.З., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения Текст. : методич. пособие для преподавателей. Новосибирск : Изд-во Новосибирского университета; М. : Совершенство, 1997.171 с.
51. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения Текст.: практикум. Новосибирск : Изд-во Новосибирского университета; М. : Совершенство, 1997.121 с.
52. Гугнина О.В. Его величество «случай»: реализация герменевтического метода в преподавании обществознания Электронный ресурс. // http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=589.
53. Гуткина Э.И. Дети и стихи Текст. : методич. пособ. М. : ВЦХТ, 2005. 160 с. (Я вхожу в мир искусств).
54. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. М. : Педагогика, 1986. 240 с. (Труды чл. и чл.-кор. АПН СССР).
55. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. М. : Академия, 2004.282 с.
56. Дмитриевский В.Н. Театр юных поколений. Творческий путь Ленинградского государственного театра юных зрителей Текст. JI. : Искусство, 1975.214 с.
57. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Кн. для учителя и родителей Текст. М.: Просвещение, 1967. С. 35-37.
58. Дольто Ф. На стороне подростка Текст. СПб., 1997. 368 с.
59. Драматизации в школе: уроки 20-х годов Текст. // Первое сентября. 2001. № 19.
60. Живой мир искусства : программа полихудожественного развития школьников 1-4 кл. для общеобразоват. и спец. школ, лицеев, гимназий и внешк. дет. учреждений. [Текст] / Л.Г. Савенкова, Т.И. Сухова, Б.П. Юсов. Раменское, 1998.
61. Залкинд А.Б. Педология: утопия и реальность Текст. М.: «Аграф», 2001.464 с.
62. Зимбардо Ф. Застенчивость Текст. М.: Педагогика, 1991.284 с.
63. Зимбули А. Качество управления образовательным пространством в регионе Текст. // Материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск : НГПУ, 2003. С.208-211.
64. Зимняя И.А. Педагогическая психология Текст. : уч. пос. Ростов на Дону : Феникс, 1997.480 с.
65. Золотовицкий Р. А. Социодрама как социологический метод управленческого консультирования Текст. // Онтосинтез социальной реальности : труды методологического семинара / под ред. B.C. Дудченко. М. :ИКАР, 1998. С. 261-295.
66. Золотовицкий Р.А. Концентрация жизни заложена в драме Текст. // Кентавр. 1997. № 18. С. 57-61.
67. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Текст. // Теория. Опыт. Практика. Вып. 2. Якутск : Сахаполиграфиздат, 2003. 166 с.
68. Играть по-русски. Психодрама в России: истории, смыслы, символы Текст. / сост. Е.В. Лопухина, E.JI. Михайлова М.: Класс, 2003.320 с.
69. Игры, обучение, тренинг, досуг. Текст. / под ред. В.В. Петрусинского : в 4-х кн. М.: Новая школа, 1994.139 с.
70. Изучение личности школьника учителем Текст. / под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М-Г. Казакиной. Н.Ф. Родионовой и др. М. : Педагогика, 1991.136 с.
71. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы Текст. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
72. Ильясов И.И. Структура процесса учения Текст. М., 1986.245 с.
73. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М„ 1988.320 с.
74. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М. : Просвещение, 1987.190 с.
75. Кашекова И.Э. Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления Текст.: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998.193 с.
76. Керлот X. Э. Словарь символов Текст. М.: REFL-book, 1994. С. 69.
77. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама Текст. М. : Класс, 1993. 222 с.
78. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) Текст. Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995.185 с.
79. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность Текст.: популярное пособ. для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1996. 240 с.
80. Ковалёв А.Г. Психология личности Текст. М. : Просвещение, 1970. 391 с.
81. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности Текст. М. : Наука, 1988.192 с.
82. Коложвари И.А. Сопоставление смыслов как способ выявления ценностных основ произведения литературы Текст. // На пути к новому гуманитарному образованию / под ред. И.А. Коложвари. Новгород, 1988. С. 185-195.
83. Коломинский Я.Л. Человек: психология Текст. М. : Просвещение, 1980.224 с.
84. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие Текст. / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989.416 с.
85. Кон И.С. Какими они себя видят? Текст. // Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1988.256 с.
86. Кон И.С. Открытие «Я» Текст. М., 1978. 367 с.
87. Кон И.С. Психология ранней юности Текст. М. : Просвещение, 1980. 252 с.
88. Кон И.С. Психология старшеклассника Текст. : пособ. для учителя. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
89. Коротаева В.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение Текст. М.: КСП: Институт психологии РАН, 1997. 224 с.
90. Корчак Я. Как любить ребенка : кн. о воспитании Текст. М. : Политиздат, 1990. 493 с.
91. Кроль JI.M., Михайлова E.J1. Человек-оркестр: микроструктура общения Текст. М., 1993. 82 с.
92. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: методич. пособ. (5 класс) Текст. М., 1995. 528 с.
93. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла : методич. пособ. (6 класс) Текст. М., 1997. 656 с.
94. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: методич. пособ. (7 класс) Текст. М., 1998.
95. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Детское творчество и развитие литературных способностей // Сов. педагогика. 1987. № 2. С. 43-46.
96. Кузнецова Е.А. Возможности психодрамы в преподавании английского языка // Журнал практического психолога. 2003. № 6. С. 60-61.
97. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания Текст. // Известия РАО. 2001. № 4. С. 4-46.
98. Курганов С. Ю., Литовский В. Ф. Учебный диалог как форма обучения Текст. // Психология : республиканский научно-методический сб. Вып. 22. Киев, 1983. С. 47-51.
99. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге Текст. М.: Просвещение, 1989. 127 с.
100. Кяе М. Психология подростка Текст. М., 1991.
101. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учеб. пособие. М. : Прогресс-Традиция, 2003. 384 с.
102. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками Текст. М., 1992. 151с.
103. Леви В.Л. Я и мы Текст. М., 1973. 272 с.
104. Леви В.Л. Искусство быть другим Текст. М., 1981. 224 с.
105. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст Текст. М. : Педагогика, 1971.279 с.
106. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено Текст. М.: Изд. группа «Прогресс» : «Универс», 1994. 352 с.
107. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. М. : Политиздат, 1975. 304 с.
108. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. М. : Педагогика, 1981.186 с.
109. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса Текст. М. : Новая школа, 1995. 48 с.
110. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения Текст. М. : Педагогика, 1986.143 с.
111. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения Текст. М., 1982. 84 с.
112. Лихачев Б.Т. Педагогика Текст. : курс лекций : учеб. пособие. М. : Прометей, 1992.464 с.
113. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания Текст. М. : Педагогика, 1972. 159 с.
114. Луначарский А.В. Собр. соч. Текст.: в 8 т. М., 1967. С. 58.
115. Любинский И.Л. Очерки о советской драматургии для детей Текст. М.: Дет. лит., 1987.239 с.
116. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков Текст.: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
117. Марино Р. История доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии Текст. М.: Класс, 2001.224 с.
118. Маркова А.Г. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя Текст. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
119. Махмутов М. Развитие познавательной активности учащихся Текст. // Народное образование. 1963. № 8. С. 29-35.
120. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству Текст. М.: Педагогика. 126 с. (Худож. развитие ребенка в семье).
121. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. М.: Знание, 1981.103 с.
122. Мид М. и др.. Культура и мир детства [Текст]. М.: Наука, 1988.429 с.
123. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников Текст. М., 1975.
124. Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления (из опыта работы по реализации программы «Столичное образование-3»). Вып. 1 Текст. // под ред. JI.E. Курнешовой М. : Центр «Школьная книга», 2004. 256 с.
125. Морено Дж. Театр спонтанности Текст. Красноярск : Фонд ментального здоровья, 1993.125 с.
126. Морено Я. Психодрама Текст. / пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. М.: Апрель Пресс : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 528 с.
127. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе Текст. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. С. 265.
128. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе Текст. М., 1979. 82 с.
129. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников Текст. М.: Педагогика, 1984. 111 с.
130. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст. М., 1988. 432 с.
131. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка Текст. // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 45.
132. Некрасова JI.M. Воспитание зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру Текст.: дис.канд. пед. н. М., 2001.125 с.
133. Никольский Л.А., Ершова А.П., Леваньшина Т.В. Театрально-творческие методы работы на уроках литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников. Ч. 2 Текст. М., 1982. 36 с.
134. Новлянская З.Н. Учебные творческие задания на уроках литературы в начальной школе Текст. // Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С. 46-52.; №2. С. 61-67.
135. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология Текст. : учеб. пособие. М., 1999.374 с.
136. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против Текст. М.: Изд-во МГУ, 1981.191 с.
137. Общая психология Текст. : учеб. пособие / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко [и др.]. 3-е изд., [перераб. и доп.]. М., 1986.
138. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании Текст. 3-е изд. М., 1908.
139. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет Текст. / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский. М.: Учпедгиз, 1948.472 с.
140. Павич. П. Словарь театра Текст. М.: Прогресс, 1991. 504 с.
141. Пеня Т.Г., Юсов Б.П. Космос театра. 5-11 классы Текст. : программа / М.: Просвещение, 1995.
142. Перевозная Е.В. Нравственное воздействие литературы Текст. Минск, 1981.218 с.
143. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью Текст. // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44-53.
144. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии Текст. Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 1996.416 с.
145. Петровский В.А. К психологии активности личности Текст. // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 26-37.
146. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. М. : Политиздат, 1982.255 с.
147. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии Текст. // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 40-46.
148. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе Текст. : пособие для учителя. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 96 с.
149. Пиаже Ж. Избранные психологические труды Текст. М., 1994. 660 с.
150. Печко Л.П., Крылова Н.Б. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз Текст. М.: Знание, 1906. 63 с.
151. Питцеле П. Подростки изнутри. Интрапсихическая психодрама: концепция сценария Текст. // Психодрама: вдохновение и техника / под ред. П. Холмса и М. Карп. М., 1997. С. 62-97.
152. Л.А. Поварницына. Психологический анализ трудностей общения у студентов : автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987.22 с.
153. Полищук J1.K. Развитие коммуникативных способностей учащихся начальной школы Электронный ресурс. / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival. 1 September.ru/index.php?rules=l.
154. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. М. : Педагогика, 1976.
155. Прихожан A.M., Толстых И.Н. Подросток в учебнике и в жизни Текст. М.: Знание, 1990. 80 с.
156. Проценко Л., Мухина В. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях Текст. // Развитие личности. 2001. № 2. С. 27-51.
157. Программа литературного образования: 5-11 кл. Текст. / под ред. В.Я. Коровиной. 80 с.
158. Психология современного подростка Текст. / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.
159. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Текст. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая рос. энцикл., 1993-1999. Т. 1. С. 175-283.
160. Ражников В.Г. Еще раз попытаться понять личность Текст. // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 131-133.
161. Рубина Ю.И Театр и подросток Текст. М., 1970.
162. Сухова Т.И. Когда все искусства вместе Текст. : программа полихудожественного развития учеников 5- 11 кл. М., 1995.
163. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома Текст. : психологические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1995.206 с.
164. Сац Н.И. Дети приходят в театр Текст. М, 1961.
165. Семенов В.В., Симунова Н.Г. Применение психодрамы в работе с детьми интернатных учреждений Текст. // Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества: монография. М., 2006. С. 270-279.
166. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии Текст. // Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000.416 с.
167. Соловейчик С. Чтобы изменить школу, потребуется 75 лет Электронный ресурс. // На путях к новой школе на стороне подростка. 2003. № 3. http://www.altruism.ni/sengine.cgi/5/7/8/12.
168. Социальная педагогика Текст.: монография / под ред. В.Г. Бочаровой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 368 с.
169. Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ Текст. М., 2004.240 с.
170. Стражев А.И. Методика преподавания истории Текст. М. : Просвещение, 1964. 284 с.
171. Стратегия модернизации содержания общего образования Текст. : материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.101 с.
172. Сэлинджер Дж.Д. Над пропастью во ржи Текст. : повести, рассказы. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 656 с.
173. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Методика воспитания коллектива Текст. / пер. с укр. Н. Дангуловой. М. : Молодая гвардия, 1975. 240 с.
174. Тамарченко Н.Д., Стрельцова Л.Е. Путешествие в «чужую» страну. Текст. : Литература путешествий и приключений: учеб. пособие по литературе для 5 кл. шк. гуманитарного типа. М., 1995.
175. Тамарченко Н.Д., Стрельцова Л.Е. Путешествие в другую эпоху Текст.: учеб. пособие по литературе для 6 кл. гуманитарной школы. М. : ЦГО, 1998.352 с.
176. Тамарченко Н.Д. и др.. Мир без границ возможного (авантюрная фантастика) [Текст] : учебник по литературе для 7 кл. школ гуманитарного типа. Екатеринбург, 2001.
177. Театр и школа Текст.: сб статей. М., 1957-1986.
178. Тубельский А. Текст. // Общая газета. 1994,21-27 января. № 3/28.
179. Торшилова Е.М., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности Текст. // Творческий процесс и художественное восприятие. Д., 1978. С. 174-190.
180. Ушинский К.Д. Собр. соч. Текст. Т. 3. 1948.443 с.
181. Фельдштейн Д.И. Психологические основы организации общественно полезной деятельности как средства нравственного воспитания подростков Текст. // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 10-24.
182. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности общественно полезной деятельности школьников Текст. // Вопросы психологии. 1978. №4. С. 158-164.
183. Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка Текст. // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 69-78.
184. Фельдштейн Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе Текст. // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 36-46.
185. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков Текст. М., 1982. 224 с.
186. Филиппов Вл. Импровизация и театр в школе Текст. // Народное просвещение. 1919. № 13-14 (август-сентябрь).
187. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя Текст. М.: Просвещение, 1991.288 с.
188. Формирование интереса к учению у школьников Текст. / под ред. А.К. Марковой. М.: Педагогика, 1986.192 с.
189. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовное развитие личности Текст. //В диапазоне гуманитарного знания. СПб, 2001. С. 282-295.
190. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях Текст.: дис. д-ра пед. наук : 13.00.01. Ярославль, 2001. 340 с.
191. Хаггард Г.Р. Копи царя Соломона Текст. М.: Стрекоза-Пресс, 2001. 253 с.
192. Хейзинга Й. Homo ludens Текст. М. : Прогресс : Прогресс-Академия, 1992.416 с.
193. Холл Ст. Собрание статей по педологии и педагогике Текст. М., 1912. 444 с.
194. Цирульников A.M. В воспитании нет провинции Текст. : очерки о сел. педагогах-новаторах. М.: Сов. Россия, 1985.140 с.
195. Цирульников A.M. Из тайных архивов русской школы Текст. / А. Цирульников. М.: Педагогика-пресс, 1992. 119 с.
196. Цирульников A.M. История образования в портретах и документах Текст. М., 2000.272 с.
197. Цирульников A.M. Неопознанная педагогика Текст. М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 352 с.
198. Цирульников A.M. Педагогика, рожденная жизнью Текст. М., 1988. 253 с.
199. Цирульников A.M. Удостоверение личности Электронный ресурс. // На путях к новой школе на стороне подростка. 2002. № 2. http://www.altruism.rU/sengine.cgi/5/7/8/6/14.
200. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития Текст. М.: Интерпракс, 1995.286 с.
201. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов Текст. М.: Рига, 1995.156 с.
202. Шаталов В.Ф. Соцветие талантов Текст. М. : ГУП ЦРП «Москва -Санкт-Петербург», 2001. 380 с.
203. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения Текст. Т. 1. М. : Педагогика. 304 с.
204. Школа сотрудничества Текст. М. : Издательский Дом «Первое сентября», 2000. С. 14-89.
205. Штерн Э. Серьезная игра в юношеском возрасте Текст. // Педология юности : сб. статей. JL, 1931. С. 66-75.
206. Щедровицкий Г.П. Смысл и значение Текст. : избранные труды. М.: Шк. культ, полит., 1995.
207. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении Текст. М., 1984.192 с.
208. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
209. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся Текст.: монография. М., 1988.
210. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника Текст. М., 1975.
211. Щукина Г.И. Познавательный интерес как педагогическая проблема Текст.: автореф. дисс. док. пед наук. JL, 1969. С. 17.
212. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. М : Педагогика, 1971. С. 13.
213. Эльконин Б.Д. «Я экстремист деятельностного подхода» Текст. Первое сентября. 2001. № 14.
214. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте Текст. // Вопросы психологии. 1971. № 4 . С. 57-61.
215. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст. М., 1967.360 с.
216. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис Текст. М., 1996.352 с.
217. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка Текст. // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 54-58.
218. Elkind D. Egocentrism redux Text. // Developmental Review. 1985. № 5. P. 218.
219. Sociodrama. Who's in your shoes? Text. / Patricia Stenberg & Anton Garcia ; foreword by Zerka T. Moreno. New York Westport, Connecticut London. 253 c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.