Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Бондаренко, Татьяна Ивановна

  • Бондаренко, Татьяна Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 178
Бондаренко, Татьяна Ивановна. Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2007. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бондаренко, Татьяна Ивановна

Введение.

Глава 1. Педагогическая импровизация как предмет изучения

1.1.Сущность и специфика педагогической импровизации.

1.2.Анализ психолого-педагогических подходов к проблеме импровизации в профессиональной деятельности учителя.

1.3.Художественно-творческий диалог как основа импровизации педагога на уроках музыки.

Глава 2. Пути совершенствования профессиональной деятельности учителя музыки в области педагогической импровизации

2.1. Модель овладения учителем-музыкантом педагогической импровизацией.

2.2. Принципы организации импровизации на уроке музыки.

2.3.Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя музыки»

Актуальность исследования. Проблема педагогической импровизации является одной из ключевых в деятельности учителя. Такой её статус продиктован самой сущностью профессиональной педагогической деятельности: она направлена на создание условий развития личности ребёнка, где выбор возможностей свободного, творческого его самовыражения и поиск совместных путей реализации познавательных интересов учеников и целей учителя являются основополагающими. В этом смысле роль педагогической импровизации двуедина, она выступает и как возможность привнесения творческой свободы в педагогический процесс, и как способ востребования художественно-творческого потенциала ребёнка, выстраивающего урок в соавторстве с учителем. Отражая процессуальную сторону любой профессионально-педагогической деятельности, импровизация является незаменимым ресурсом в плане её совершенствования.

Несмотря на особое внимание и интерес к проблеме педагогической импровизации в целом (В.А. Кан-Калик, В.И. Загвязинский, Ю.П. Азаров, В.И. Андреев, М.М. Поташник, Н.В. Кузьмина, В.Н. Харькин, А.В. Хуторской, Ю.Л. Львова, Л.Ю. Берикханова и др.), её разработанность не в полной мере соответствует современным требованиям. Это обусловлено преобладанием психологических аспектов в понимании импровизации как таковой (средство уравновешивания индивидуальности учителя с изменившимися обстоятельствами деятельности, адаптация и приспособление к возникшей непредвиденной ситуации и др.) при отсутствии педагогических, направленных на преобразование, совершенствование образовательного процесса. Мышление учителя, формируемое на основе такой установки, становится запрограммированным лишь на умение находить выход из сложившейся ситуации, не нарушая привычного хода урока.

Существующие модели подготовки к педагогической импровизации ориентированы, как правило, на выявление внешних её свойств, признаков и связей, на формирование частных умений и навыков. Одним из результатов такого подхода к проблеме становится разрыв между полученными знаниями о механизмах педагогической импровизации, и умением контролировать и регулировать образовательный процесс в момент реального общения с детьми.

К проблеме импровизации учителя искусства в разное время обращались видные учёные в области художественного образования (Д.Б. Кабалевский, JI.B. Горюнова, В.О. Усачева, JI.B. Школяр, В.А. Школяр, В.Г. Ражников и др.). Исследования убедительно показывают, что педагогическая импровизация на уроке музыки является естественным и закономерным процессом и результатом творческого познания музыкального искусства. Однако это требует соответствующей базы для управления различными художественно-педагогическими ситуациями, что делает разработку теоретико-методологического обоснования для осуществления педагогической импровизации на уроках музыки острой необходимостью. Этим определяется актуальность исследования.

Универсальность и масштабность импровизации как таковой определили многоаспектный характер исследования.

Фшософско-эстетический аспект. Наследие Аристотеля и Платона, Г. Лейбница, Г. Гегеля, Н.А. Бердяева, Э.В. Ильенкова и др., а также труды М.М. Бахтина, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева, С. X. Раппопорта, А.Н. Сохора, Л.Н. Столо-вича, Г.Г. Шпета и др. позволили определиться с методологической базой исследования и представить понятие "педагогическая импровизация" через ряд философских сущностных категорий (свобода, случайность, вдохновение, воображение и др.).

Психолого-педагогический аспект (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Я.А.Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.А. Ухтомский, В.П. Зинченко и др., а также Н.А. Добролюбов, П.П. Блонский, В.А. Сухомлин-ский, С.Т. Шацкий и др.) дал возможность раскрыть смысл педагогической импровизации и существенные связи между всеми компонентами процесса импровизационного творчества учителя.

Художественно-педагогический аспект (Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, С.И. Танеев, Б.Л. Яворский, Ф.И. Шаляпин и др.) позволил рассмотреть процесс импровизации как истинное произведение искусства и результат профессионально-творческой деятельности музыканта-педагога.

Особое место в исследовании занимают фундаментальные труды в области музыкальной и театральной педагогики (К.С. Станиславский, М.О. Кнебель, М.А. Чехов, Г.М. Коган, Э.В.Денисов, С.М. Мальцев, А.А. Никитин, С.И. Сав-шинский, М.А. Сапонов и др.), которые предопределили рассмотрение импровизации на уроках музыки как естественной творческой составляющей на основе внезапных открытий и "ансамблевости" воплощения. Таким образом, появление данной работы обусловлено необходимостью преодоления противоречия между современными требованиями к уровню профессиональной деятельности педагогов-музыкантов в плане творческого решения непредвиденных учебных ситуаций и недостаточной разработанностью этих вопросов в системе повышения квалификации и переподготовки учителей музыки. Обозначенное противоречие определило проблему исследования: в чем заключается смысл педагогической импровизации на уроках музыки, и каковы научно-теоретические предпосылки эффективной подготовки учителя к импровизации в профессиональной деятельности. Обращение к данной проблеме обусловило выбор темы исследования: "Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя музыки". Это позволило сформулировать:

Объект исследования: профессиональная деятельность учителя музыки как область педагогического творчества.

Предмет исследования: процесс подготовки учителя музыки к педагогической импровизации в профессиональной деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель подготовки специалиста-музыканта к импровизации в профессиональной деятельности на основе системы художественно-педагогических действий.

Задачи исследования: 1. Провести анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования и выявить современные подходы к интерпретации педагогической импровизации на уроке музыки;

2. Раскрыть сущность и специфические черты импровизации на уроке как неотъемлемого компонента профессионально-творческой деятельности учителя музыки;

3. Обосновать систему принципов и комплекс педагогических условий их реализации, предусматривающих творческое познание музыкального искусства и совместное "жизнетворчество" на уроке учителя и ученика;

4. Разработать содержание учебного курса "Педагогическая импровизация на уроке музыки", экспериментально проверить действенность предлагаемых теоретических и методических положений.

Гипотеза исследования: Эффективность подготовки учителя музыки к импровизации в профессиональной деятельности может быть достигнута в том случае, если будут:

- определены принципы, организующие образовательный процесс на основе взаимодействия стереотипных и импровизационных художественно-педагогических действий;

- раскрыта сущность принципиально нового типа отношений (учителя и ученика), обозначаемых как художественно-творческий диалог;

- разработана модель овладения педагогической импровизацией, обеспечивающая творческое предвидение учителем перспектив развития урока и решения нестандартных учебных ситуаций.

Методологической основой исследования являются: классическая теория познания (Г.В.Ф.Гегель, Э.В.Ильенков и др.); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин); философские труды, раскрывающие диалогический характер деятельности (Платон, М.М. Бахтин, М. Бубер, B.C. Библер и др.); интонационная теория Б.В. Асафьева и ее преломление в трудах современных ученых; философско-эстетические идеи о воздействии музыки на человека (М.С. Каган, С.Х. Раппопорт, А.Н. Сохор, В.В. Медушевский и др.); фундаментальные исследования в области психологии и педагогики творчества (J1.C. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.НЛеонтьев, В.П. Зинченко, В.А. Кан-Калик, В.И. Загвязинский и др.); прогрессивные концепции образования и воспитания искусством (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.В. Горюнова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.П. Юсов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; целенаправленное педагогическое наблюдение; научное обобщение передового художественно-педагогического опыта; диагностирование; педагогический эксперимент; опытно-экспериментальная работа; статистическая обработка данных.

Научная новизна исследования. Впервые педагогическая импровизация на уроках музыки явилась предметом специального изучения и предстала в качестве важнейшего фактора совершенствования профессионально-творческой деятельности учителя-музыканта. Определены принципы организации процесса педагогической импровизации - мотивационно-творческой направленности деятельности, эмоциональной идентификации, актуализации смыслотворческой деятельности школьников и прогнозирования вероятностного развития замысла урока, - обеспечивающие содержательное "жизнетворчество" учителя и ученика и целостность урока музыки как "единства многообразия", сопоставимого с произведением искусства. Введено понятие художественно-творческий диалог как принципиально новый тип отношений учителя и ученика и заданная основа педагогической импровизации, позволяющая управлять процессом выведения учащихся из "пространства знаний" в "пространство смыслов" и исследовать проблемы искусства в их разнообразии.

Теоретическая значимость исследования. Раскрыт смысл импровизации как социально-культурного явления, существовавшего на протяжении всей истории развития художественной культуры и свойственного любому виду деятельности вообще. Обоснованы теоретико-методологические положения подготовки учителя музыки к импровизации в профессиональной деятельности, где в качестве содержательной составляющей выступают знания об имманентности импровизации как таковой. Разработаны педагогические условия организации педагогической импровизации на уроке музыки, где стремление педагога обогащать собственный замысел урока детским видением, т.е. импровизировать "от ребенка", является ключевым для целостного постижения музыкального искусства во всем его многообразии. Определены критерии, показывающие уровень овладения импровизацией в профессиональной деятельности (интуитивный, постигающий, осознанный, композиционный), что позволяет выявить необходимую и достаточную "точку опоры" для самоактуализации учителем собственного творческого потенциала.

Практическая значимость исследования заключается в разработке модели подготовки учителя к импровизации в профессиональной деятельности, в которой знание о закономерностях и механизмах изучаемого явления преобразуется в процесс его выведения, а итогом развития мышления педагога-импровизатора становится закрепление и разрушение стереотипов собственных художественно-педагогических действий. Разработан авторский курс "Педагогическая импровизация на уроке музыки" для учителей образовательной области "Искусство", содержание которого дает обобщенное представление о феномене импровизации в науке, художественном творчестве, искусстве (музыкальном, театральном, педагогическом и др.) и способствует профессионально-творческому росту педагога-музыканта. Материалы исследования могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в музыкально-педагогических заведениях среднего и высшего образования, а также в системе повышения квалификации и переподготовки учителей.

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходной методологической базой; соответствием методов исследования поставленным задачам; опытно-экспериментальной работой автора в образовательных учреждениях различного типа.

Этапы исследования. Первый этап (2002-2004 гг.) включал: анализ философской, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, изучение степени разработанности проблемы педагогической импровизации в профессиональной деятельности учителя музыки, разработку методологических основ исследуемой проблемы.

На втором этапе (2004-2006 гг.) проводился обучающий педагогический эксперимент, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной модели овладения педагогической импровизацией.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, выполнялось литературное оформление диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в процессе опытно-экспериментальной работы на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров в Благовещенском государственном университете, Амурском областном институте переподготовки педагогических кадров и на базе Тындинского Управления образованием (гг. Благовещенск и Тында, 20042006 гг.); на Всероссийских и Международных конференциях: "Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы", Москва - 2005; "Ценностные приоритеты образования XXI века в контексте межкультурных контактов", Луганск - 2006 г.; на Международной научной сессии "Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания", Москва - 2007 г.; на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования РАО; в ходе собственной практической деятельности в качестве учителя музыки ряда общеобразовательных школ п. Л арба Тындинского района Амурской области и г. Москвы; путем публикаций научных статей, отражающих основные вопросы исследуемой проблемы.

Опытно-экспериментальная база исследования. Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров г. Благовещенска; Амурский областной институт переподготовки педагогических кадров (г. Благовещенск); Тындин-ское Управление образованием; средние общеобразовательные школы № 34 п. Ларба Тындинского района Амурской области, № 600 РАО г. Москвы, кадетская школа № 1700 г. Москвы. В целом экспериментальным исследованием было охвачено 150 учителей музыки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Импровизация в профессиональной деятельности педагога-музыканта представляет собой творческий процесс, направленный на преобразование первоначальной педагогической идеи урока исходя из ассоциативных представлений учащихся с целью управления их эмоционально-интеллектуальной деятельностью и построения в соавторстве с учителем новой образовательной действительности.

2. Художественно-творческий диалог как качественно иной способ совместной мыслительной деятельности учителя и ученика, подразумевающий содержательное общение от знания к смыслу явлений музыкального искусства, выступает необходимым условием осуществления импровизации музыкантом в профессиональной педагогической деятельности.

3. Процесс педагогической импровизации на уроках музыки реализуется на основе ряда принципов - актуализации смыслотворческой деятельности школьников, прогнозирования вероятностного развития замысла урока, моти-вационно-творческой направленности деятельности и эмоциональной идентификации, - обеспечивающих совместное прочтение художественной идеи произведения искусства и творческое самовыражение учителя и ученика.

4. Разработанная модель, включающая в себя систему осознанных и логически мотивированных действий и базирующаяся на поуровневом овладении импровизационными способами деятельности (конструктивный, реконструктивный, композиционный), является предпосылкой эффективной подготовки учителя музыки к импровизации в профессиональной деятельности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Бондаренко, Татьяна Ивановна

Заключение

Воссоздавая процесс протекания педагогической импровизации, мы последовательно прошли весь путь от раскрытия сущности понятия и механизмов её зарождения к особенностям педагогической импровизации на уроке искусства. Рассматривая основные генетические формы её бытования (сценическая, музыкальная импровизация), мы обнаружили ряд сходных моментов с педагогической импровизацией: ансамблевость исполнения, сочинение на основе обратной связи; осуществление импровизации преимущественно на заданную тему, при этом, чем глубже проведён анализ возможностей развития этой темы, тем больше вероятности возникновения яркой и законченной импровизации (предвидение цели движения); ценность и значимость данного вида творчества. На этой основе нами была определена система принципов организации данного творческого процесса, создана модель поуровневого овладения учителем педагогической импровизацией и разработаны педагогические условия, способствующие более успешной реализации модели. Данная модель является стратегической программой выстраивания содержания обучения учителей музыки по данной проблеме (в виде учебного курса "Педагогическая импровизация на уроке музыки"). Процесс погружения в уровни педагогической импровизации мы раскрыли на конкретных примерах фрагментов уроков, осуществляемых учителями музыки в рамках разработанного курса. Обобщили и интерпретировали результаты опытно-экспериментальной работы. По итогам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Педагогическая импровизация как творческий процесс, направленный на преобразование предварительного замысла урока через ассоциативные представления школьников и управление их эмоционально-интеллектуальной деятельностью, является неотъемлемым компонентом совершенствования образовательного процесса и профессиональной деятельности учителя музыки.

2. Художественно-творческий диалог в качестве заданной основы педагогической импровизации, где осуществляется содержательное общение от "пространства знаний" к "пространству смыслов" изучаемых явлений, выступает принципиально новым типом отношений учителя и ученика и обеспечивает целостное постижение музыкального искусства.

3. Разработанные принципы организации процесса импровизации, - мо-тивационно-творческой направленности деятельности учителя, эмоциональной идентификации, актуализации смыслотворческой деятельности школьников и прогнозирования вероятностного развития замысла, - позволяют осуществить совместное "жизнетворчество" учителя и ученика, и превратить урок музыки в подлинное произведение педагогического искусства.

4. Комплекс педагогических условий - взаимопереход стереотипных и импровизационных художественно-педагогических действий, потребность учителя в общении с искусством и в художественном творчестве, открытый взгляд на мир, художественное осмысление мира, отказ от догматической модели мышления в преподавании, ориентация на самовыражение в художественно-педагогической деятельности, - предопределяет полноценное осуществление импровизации на уроке музыки.

5. Разработанная модель, основанная на поуровневом овладении импровизационными способами действия (конструктивный, реконструктивный, композиционный), и учебный курс "Педагогическая импровизация на уроке музыки", содержание которого раскрывает феномен импровизации в искусстве, науке и художественном творчестве, способствуют профессионально-творческому росту педагога-музыканта и эффективной подготовке учителя к импровизации в педагогической деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бондаренко, Татьяна Ивановна, 2007 год

1.Абульханова-Славская. К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума. М., 1986.- 154-173 с.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. - 225с.

3. Азаров Ю.П. О мастерстве воспитателя. М., "Знание", 1974. - 64 с.

4. Азаров Ю.П. Руководство по развитию талантов / Под ред. академика РАО Б.М.Бим-Бада. М.: Изд-во УРАО, 2003. - 152 с.

5. Азаров Ю.П. Трансцендентальная педагогика. М. 4.1,2001. - 86 с.

6. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. -М., 1991.-250 с.

7. Амонашвили Ш.А. Единство цели. -М., 1987.-206 с.

8. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. М.: МЦР, 2002 - 672с.

9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань, 1988.-236 с.

10. Ю.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000 - 608 с.

11. Античные мыслители об искусстве. Сборник. Составитель В.Ф.Асмус. М., 1937.-243 с.

12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн.1-2. 2-е изд. - Л.: Музыка. Ленингр. отделение, 1971. - 376 с.

13. Аткинсон. Р. Человеческая память и процессы обучения: Пер. с англ. / Общ. редакция Ю.М. Забродина, Б.Ф.Ломова. М.: Прогресс, 1980. - 528 с.

14. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., Изд. "Советский художник". 1981 -348 с.

15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 423 с.

17. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., Изд. "Правда", 1989.-607 с.

18. Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация в деятельности учителя: Дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Красноярск, 1990. - 261с.

19. Бернштейн Б. Традиция и канон. Два парадокса // Критерии и суждения в искусствознании: Сб. статей / Сост. Ю.Овсянников. М., 1986. - 176-214 с.

20. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мыслительного диалога). М., Политиздат, 1975. - 399 с.21 .Библер B.C. Школа диалога культур. Кемерово, 1995.

21. Бирюков С.Н. Обаяние импровизации // Музыкальный современник: Сб. статей. М.: Советский композитор. Вып. 5, 1984. - 134-150 с.

22. Блонский П.П. Курс педагогики. М., 1918. - 202 с.

23. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.-337 с.

24. Брудный А.А. Понимание и общение. М.: "Знание". 1989. - 63 с.

25. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды 2-е изд. испр. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО, "МОДЭК", 2003. -408 с.

26. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991 М., 1992. -294-370 с.

27. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия ", 2001. -240с.

28. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. насоиск. учен. степ. канд. пед. наук-Тюмень, 1998. 186с.

29. Вересов Н.Н. Пространство развития и культурный контекст образования // "Известия Российской Академии Образования". М., 2006 - № 1. - 50-59 с.

30. Выготский J1.С. Психология.-М.:ЭКСМО-Пресс, 2000.-161 с.

31. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

32. Выготский JI.C. Психология искусства / Предисл. А.Н.Леонтьева; Коммент. Л.С.Выготского, В.В.Иванова; Общ. ред. В.В.Иванова. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986.-573 с.

33. Гегель Г.В.Ф.Эстетика. Т-1. Перевод. / Под ред. МЛившица. М.: Искусство, 1968.-312 с.

34. Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога.-Тюмень, 1998.-86 с.

35. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя: учебное пособие. -Тюмень, 1995.- 112 с.

36. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А.Гин. -5-е изд. М.: Вита-Пресс, 2004. - 88 с.

37. Горюнова J1.B. Музыка язык общения // Искусство в школе. - 2004. - №4. -3-11 с.

38. Горюнова JI.B. Музыка язык общения // Искусство в школе. - 2004. - №5. -55-58 с.

39. Горюнова J1.B. Говорить языком самого предмета. Пособие для учителя. -М., Прометей, 1989.- 143с.

40. Глущенко Ю.П. Импровизация как категория музыкального исполнительства: Автореферат дис. канд. пед. наук. Киев, 1990. - 17 с.

41. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык. Т-2, 1979.- 779 с.

42. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (автобиография). -М., 1957.-251 с.

43. Денисов Э. В. Стабильные и мобильные элементы музыкальных форм и их взаимодействие // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. статей. М.: Музыка, 1971. - 95-133 с.

44. Джохадзе Д.В. Философия античного диалога. М.: Диалог - МГУ, 1997. -224 с.

45. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций: Автореферат дис. канд. филос. наук. Барнаул, 1999. - 23 с.

46. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике // Вопросы психологии. М., 1988. - №1. - 26-33 с.

47. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж. - Издательство НПО "МОДЭК", 2002. -112 с.

48. Ильин Е.Н. Рождение урока. М.,1986. - 173 с.

49. Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. - 225с.

50. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. Изд. 2-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 375 с.

51. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.,1981. - 192 с.61 .Кабалевский Д.Б. Дело всей жизни. Сборник. Составители: Е.Д.Критская, Г.А.Пожидаев. М.: Редакция журнала "Искусство в школе", 1995. - 296 с.

52. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1989.- 187 с.

53. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. М.: Молодая гвардия, 1984. - 142с.

54. Кабалевский Д.Б. Чтобы было понятно каждому // Музыка в школе. 1987. -№3.-4-8 с.

55. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. - №4 -28-32 с.

56. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1976. 286 с.

57. Кан-Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.-140 с.

58. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. -336 с.

59. Карнаева И.Н. Подготовка будущего учителя к организации диалога учащихся с произведением живописи: Авт. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук. Новокузнецк, 2005. - 25 с.

60. Коваленко В.Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности: Историко-культурные и дидактические аспекты: Авт. дис. на соиск. науч. степени канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 1995. - 24 с.

61. Коган Г.М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. Советский композитор. М., 1961. - 115 с.

62. Коган JI.H. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979.-63 с.

63. Кон И.С. Открытие "Я". М., Политиздат, 1978. - 367 с.

64. Кондильяк Э. Сочинение в 3-х томах. Т.З./ Пер. с фр. - М.: Мысль, 1983. -183-270 с.

65. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1976. - 526с.

66. Красильников И.М. Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах): Дис. на со-иск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1997. 171 с.

67. Красильникова М.С. Отдельные виды деятельности или единая музыкальная деятельность? // Музыка в школе. № 2. - 1987. - 2-6 с.

68. Кудашов В.И. Диалогичность как форма бытия сознания. Философские очерки. Красноярск, 1998. - 162 с.

69. Кулинкович Е.П. Развитие профессионального мышления учителя музыки в процессе его методической подготовки: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.-М., 1990.- 178 с.

70. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. J1.: Знание, 1985. -32 с.

71. Ларош Г.А. Собрание музыкально-критических статей. М., 1913, Т.1. - 396 с.

72. Лебедев В.Б., Биньковская Н.В. Миры воображения: Руководство по интерактивной имагогике. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 229 с.

73. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме / Под ред. П.С.Юшкевич. Ленинград, 1936. - 484 с.

74. Лейбниц Г.В.Сочинение в 4-х томах. Т.4. - М.: Мысль, 1989. - 554 с.

75. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1996 - 94 с.

76. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977 - 304 с.

77. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980. -277 с.

78. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. Изд. "Аврора". М., 1927. -250 с.

79. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. -М.: Искусство, 1975. 776 с.

80. Лотман Ю.М. Воспоминания души. Беседы о культуре. С.-Петербург: "Искусство - СПб", 2003. - 624 с.

81. Лук А.Н. Психология творчества. М., "Наука", 1978. - 125 с.

82. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. Под ред. А.М.Арсеньева, Н.К.Гончарова, И.А. Капрова, М.А.Прокофьева, В.А. Разумного. М: Педагогика, 1976.-640 с.93 .Львова Ю.Л. Педагогические этюды. М., Просвещение, 1990. - 61 с.

83. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985. -158 с.

84. Макаренко А.С. Избр. пед. соч.: В 2т. М., 1977. - 397 с.

85. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Ставрополь, 1994. - 29 с.

86. Мальцев С.М. Об импровизации и импровизационности фуги // Теория фуги. -Л., 1986.-58-93 с.

87. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991.-88 с.

88. Малюков А.Н. Феномен события-переживания в теории и практике художественно-эстетического воспитания школьников // Современные подходы к теории эстетического воспитания (Материалы и тезисы Буровских чтений). М.: ИХО РАО, 1999.-118-123 с.

89. ОО.Мастерство воспитателя. Сборник М., "Молодая гвардия", 1970 - 288 с. 101.Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. - М.: Композитор, 1993. - 262 с.

90. Ю2.Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства // Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 270-285 с.

91. ЮЗ.Медушевский В.В. Музыка в семье искусств // Музыка в школе. №1 -1984-с.31-35.

92. Ю4.Мелик-Пашаев А.А. Опыт авторства и педагогика искусства // Искусство в школе, 2004. №5. - 24-25 с.

93. Мелик-Пашаев А.А. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие. Метод, пос./ А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А.Адаскина, Н.Ф.Чубук. Дубна.: Феникс +, 2006. - 112 с.

94. Юб.Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. - 160 с. Ю7.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972. -383 с.

95. Ю8.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Зап. Педагога. 2е изд. -М.: Гос. муз. изд., 1961.-319 с.

96. П.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. - 795 с. Ш.Основы педагогического мастерства. / Под ред. И.А.Зазюна. - М., 1989 -302 с.

97. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. / Под. ред. JI.K. Гребёнкиной, JI.A. Байковой. Зе изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 248 с.

98. Педагогический поиск. М., Педагогика, 1988. - 469 с.

99. Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Казань, 1982 -73 с.1. б.Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя.-М.:МИРОС, 1992.-37 с.

100. Пищулин Н.П. Философские основы образования. М., 2001.-78 с.

101. Платон. Диалоги Сократа. М.: Издательский Дом Ш.Амонашвили, 2000. -224 с.

102. Платон. Диалоги. М., 1986. - 605 с.

103. Плахотникова И.В. Развитие личностной саморегуляции: Методическое пособие / И.В.Плахотникова, В.И.Моросанова. М.: Вербум-М, 2004. - 48 с.

104. Пономаренко В.А. Творчество как родовая сущность человека // Вопросы психологии. 2002. - № 3 - 149-151 с.

105. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960. - 352 с.

106. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика- М., "Педагогика", 1976.-280с.

107. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. - 78 с.

108. Пушкин А.С. Собрание сочинений. Т.5. Романы; Повести. М., 1975.-226-238 с.

109. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1995. - 141 с.

110. Раппопорт С.Х. Гносеологические проблемы художественного мышления. -М., 1968.-48 с.

111. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Издательство Музыка. М., 1968. -160 с.

112. Раппопорт С.Х. Эстетика общения // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983. - 303 с.

113. Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. - 147с. 131 .Рунин Б.М. О психологии импровизации // Психология процессов художественного творчества. - J1., 1980. - 45-57 с.

114. Рындак В.Г. Личность. Творчество. Развитие: Учебное пособие по педагогике творчества / Рындак В.Г., Москвина А.В. М.: Педагогический вестник, 2001.-292 с.

115. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В., Калинина Т.М. Учитель и творчество (теория и опыт) М.: Педагогический вестник, 1998. - 156 с.

116. Сабурова Л.А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Авт. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Свердловск, 1988.- 19 с.

117. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. Л., 1968. - 108 с.

118. Сапонов М.А. Искусство импровизации. М., 1982. - 77 с.

119. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагогов и учащихся // Педагогика. 1997. - №3. - 40-45 с.

120. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. М., 1983. - 247с.

121. Скрипииченко Н.В. Импровизационность как фактор композиторского мышления. Дис. на соиск. науч. степени канд. искусствоведения. Магнитогорск, 1999.- 189 с.

122. МО.Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

123. Словарь иностранных слов. 18-е изд. стер. - М.: Русский язык, 1989-620с.

124. Соловьёва О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. -109 с.

125. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. J1., "Советский композитор", 1981. Т. 2. - 293 с.

126. Станиславский К.С. Собр. соч. в 9 томах, 1989, Т. 2. 508 с.

127. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1980. - 431с. Мб.Столович J1.H. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

128. Степаносова О.В. Современные представления об интуиции // Вопросы психологии. М., 2003.-№4.- 133-143 с.

129. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зх т. 1981. -639 с.

130. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступительных очерков С.Соловейчик. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 270с.

131. Танеев С.И. Из научно-педагогического наследия: Неопубликованный материал. Воспоминания учеников /Сост.Ф.Арзаманова и Л.Корабельникова. М.: Музыка, 1967. - 164с.

132. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. М.: Изд. центр "Академия", 2004. -336 с.

133. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2т. М., 1985, Т.2. - 358 с.

134. Усачёва В.О., Школяр J1.B., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя: 1 класс 4х летней школы. М.: Вентана - Графф, 2003- 176 с.

135. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996. - 525 с.

136. Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы. М., 1991. - 349 с.

137. Учитель в общении. (Материалы для диагностики и коррекции). Методические разработки. J1., 1990.-40 с.

138. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 2 т. М., - J1., 1948, Т.2. - 656 с.

139. Феноменология художественного образования: методология, содержание, методики / Тезисы докладов и выступлений Международной научно-практической конференции. Владимир, 1997. - 172 с.

140. Философско-психологические проблемы развития образования. / Под. ред.В.В.Давыдова. РАО. М.: Интор, 1994. - 127 с.1 бО.Философско-методологические проблемы общения. (Сборник научных трудов). Фрунзе, 1982. - 108 с.

141. Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! -М., 1997.-288 с.

142. Хуторской А.В. Понятие "происходящего" метода обучения и методология ситуативной педагогики // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006- 9-24 с.

143. Чехов М. А. Литературное наследие. В 2т. 1986, Т.1.-457 с.

144. Шаляпин Ф.И. Маска и душа: (Литературное наследство). Алма-Ата, 1983 -424 с.

145. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М.: АПК и ПРО. 2003. - 326 с.

146. Широкова Е.А. Межвидовые ассоциации в анализе литературных и музыкальных произведений: Автореф. на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. -М., 1993.- 18 с.163Г

147. Школа сотрудничества. М.: Первое сентября, 2000 - 272 с.

148. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: Опыт исследования проблемы. М.: Флинта, 1999 -88 с.

149. Школяр Л.В. Д.Б.Кабалевский в истории музыкального образования // История художественного образования в России. М., Издательский дом РАО, 2003. -189-201 с.

150. Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы // Новое в жизни, науке, технике. Серия "Педагогика и психология". №2. - М.: Знание, 1987. - 80 с.

151. Nicoll A. The world of Harlequin. A critical study of the Commedia dell'Arte. Cambridge, 1963.-242 c.

152. Raymond, Jean Francois de. L'improvisation. Contribution la philosophie de Г action / Paris. 1980.-203 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.