Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мун, Людмила Николаевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мун, Людмила Николаевна
Введение.3
Глава 1 Педагогические основы творческой деятельности детей в процессе импровизации в начальной школе.11
1.1. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкальных занятий в общеобразовательной школе. .11
1.2. Освещение проблемы импровизации в методической литературе и педагогической практике занятий музыкой с младшими школьниками.43
Глава 2. Педагогическое руководство процессом импровизации на уроках музыки в начальной школе.74
2.1. Возможности творческой импровизации младших школьников в процессе музыкальной деятельности.74
2.2. Педагогическое руководство процессом музыкальной импровизации на уроках в начальной школе.109
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития в процессе певческой деятельности в общеобразовательной школе2005 год, кандидат педагогических наук Пронина, Татьяна Александровна
Формирование мировосприятия у младших школьников на интегрированных занятиях искусством2005 год, доктор педагогических наук Шишлянникова, Нина Петровна
Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности младших школьников2001 год, кандидат педагогических наук Шипилкина, Татьяна Анатольевна
Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития2008 год, кандидат педагогических наук Тишина, Екатерина Юрьевна
Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования2008 год, доктор педагогических наук Надолинская, Татьяна Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования»
Актуальность темы. Одними из главных направлений Российского образования в настоящее время являются: гуманизация и гуманитаризация воспитательно-образовательного процесса, смена целевых ориентаций, обновление программ эстетического цикла, предоставление учителям прав на педагогическое творчество. Ориентируясь на эти направления реформы, вполне закономерен интерес к поиску новых соотношений между обучением и развитием личности. Утверждение этих новых соотношений приводит к такой жизнедеятельности личности, когда возрастает потребность участия в процессах творческого созидания.
Раскрытию творческого потенциала растущего человека посвящено содержание многочисленных педагогических исследований. Впервые с разработкой этой проблемы мы встречаемся в трудах Б.В.Асафьева. Учеником и продолжателем его концепции Д.Б.Кабалевским был введен в 70-е годы в программу по музыке для общеобразовательных школ новый элемент, а именно, импровизация как разновидность творческой деятельности. Идеи Б.В.Асафьева и Д.Б.Кабалевского продолжили и развили Л.В.Горюнова и Л.В.Школяр. Педагогическую проблему импровизации раскрыл в своей монографии В.Н.Харькин.
Содержательно об этапности музыкально-творческого процесса, начиная с выбора сюжета до возникновения самого замысла с последующей его реализацией, применительно к дошкольникам и младшим школьникам, писали в своих исследованиях Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, А.И.Ходькова.
Проблема детского творчества до сих пор является актуальной в психологии и педагогике, поскольку ее решение связано с проблемой общего развития и созревания ребенка. Интерес представляют исследования Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, К.В.Тарасовой, в которых подчеркивается ведущая роль художественно-творческой деятельности детей в воспитании и обучении. В работах этих авторов отмечается, что творчество естественно для ребенка, оно отвечает его потребностям и возможностям, хотя, уточняет Б.М.Теплов, неравномерно представлено в различных видах художественной деятельности детей. Об импровизации в детском творчестве писали Н.К.Крупская, Н.Я.Брюсова, А.В.Луначарский, П.П.Блонский. Мысль о том, что раннее детское творчество носит импровизационный характер, высказал Б.П.Юсов.
Актуальность проблемы педагогического руководства процессом музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками подтверждают исследования, проводимые в лаборатории комплексного взаимодействия искусств под руководством Б.П.Юсова при Институте художественного образования РАО. Разработанная в лаборатории концепция предлагает полихудожественное развитие личности на основе взаимодействия и интеграции искусств. Ключевой идеей концепции является «активное творчество самих детей».
Таким образом, исследуемая нами проблема является естественным продолжением концепции полихудожественного развития личности. Тема актуальна еще и тем, что методологически опирается на детское творчество, а именно, импровизацию танцевальную, театральную, литературную, музыкальную, живописную и т.д. Вместе с тем, в методической литературе редко встречается описание педагогических форм и методов работы с детьми, развивающих навыки импровизации. Проблема педагогического руководства процессом музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками недостаточно глубоко разработана и требует серьезного педагогического анализа.
К сфере проблематики художественного творчества относится и изучение роли восприятия произведений искусства, включая не только специфические закономерности, свойственные одному виду искусства, но и более общие, связанные с другими видами художественно-творческой деятельности и с общими для восприятия всех искусств психическими процессами: эмоциональными переживаниями, мышлением, речью, воображением, памятью.
Весьма перспективными для решения указанных проблем, на наш взгляд, могут стать методы обучения, ориентирующие детей на импровизационный поиск решения учебных проблем и приучающие их уважительно относиться к творческим решениям друг друга.
Основополагающими для нас являются исследования творческой импровизации, которые рассматривают ее как деятельность, имеющую свои отличительные свойства, способную оказать определенное воздействие на развитие мыслительных и художественных функций человека (Б.М.Рунин, В.Н.Харькин).
Анализ отечественной и зарубежной литературы по психологии и педагогике, а также взглядов выдающихся музыковедов и педагогов в русле интересующей нас проблемы позволил выделить представителей, которым удалось разработать и внедрить новые подходы к преподаванию предметов эстетического цикла, а именно: Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксину, В.А.Архангельского, Е.А.Бодину, В.В.Блудову, Д.Б.Кабалевского, Е.П.Кабкову, С.Н.Морозову, А.Н.Островского, Т.Г.Пеня, Л.Г.Савенкову, Т.И.Сухову, Ю.Н.Усова, Б.П.Юсова.
Проблемы оценки музыкального качества детской импровизации и критерии значимости этих качеств для дальнейшего музыкального развития детей нуждаются в специальном внимании и составляют особую область исследования. Проблема велика, и входящих в нее вопросов хватит на несколько исследований. Наша задача - дать самое общее понятие природы импровизации у детей, определить ее значение и провести педагогическое исследование проблемы детской музыкальной импровизации.
Объект исследования:, импровизации учащихся на уроках музыки в начальной школе.
Предмет исследования: педагогическое руководство процессом импровизации как творческой деятельностью младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование педагогических и методических основ руководства процессом импровизации на уроках музыки в начальной школе.
Основные задачи исследования:
• На основе анализа научно-педагогической литературы и практики преподавания музыки в школе обосновать перспективность импровизации как вида творческой деятельности в начальном музыкальном образовании.
• Разработать педагогические основы и практические направления педагогического руководства процессом импровизации на уроках музыки.
• Апробировать формы и методы занятий музыкальной импровизацией в начальной школе.
Гипотеза. Импровизация - это особый вид творческой деятельности, в котором совпадают и процесс, и продукт, то есть импровизация - это процесс создания продукта без предварительной подготовки. В этом смысле музыкальные импровизации младших школьников несут в себе все признаки профессиональной творческой деятельности композиторов.
Мы полагаем, что импровизация на уроках музыки будет способствовать творческому развитию младших школьников наряду с пением, слушанием, игрой на музыкальных инструментах, если:
• будут созданы условия, стимулирующие раскрытие внутреннего потенциала ребенка в процессе творческой импровизации;
• она будет рассматриваться как важнейший вид творческой деятельности;
• в процессе импровизации будет реализована потребность детей в самостоятельном творческом опыте;
• педагогическое руководство процессом импровизации направлено на воспитание интереса к творчеству, во взаимосвязи различных умений и навыков в целостной творческой деятельности, а также развитие фантазии и творческого воображения.
Методологической основой исследования явились теория развития личности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн), комплексные и интегральные психологические исследования (Б.Г.Ананьева, А.И.Буров), теория развивающего обучения (В.В.Давыдов-Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков, Ш.ААмонашвили), концепции музыкального воспитания (Д.Б.Кабалевский, З.Кодаи, К.Орф, Н.АВетлугина), теория полихудожественного развития (Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов) и др.
Методы исследования: анализ научно-педагогической, музыкально-методической литературы по исследуемой проблеме; целенаправленное педагогическое наблюдение; научное изучение и обобщение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа; беседы с учителями, родителями; статистическая обработка экспериментальных данных.
База исследования: Центр творческого развития и гуманитарного образования г.Краснодар, общеобразовательные школы №1038, №463, центр образования школа №654, студия эстетического воспитания «Камертон» г.Москва. Исследованием были охвачены дети младшего школьного возраста на уроках музыки.
Научная новизна исследования: заключается в научно-педагогическом обосновании импровизации - как особого вида творческой деятельности младших школьников на занятиях музыкой
Показана педагогическая перспективность и особенности музыкальной импровизации на уроках музыки в начальной школе: связь с духовным миром ребенка; потребностью детей в самостоятельной деятельности; пробуждением любознательности, творческого интереса к музыке; развитием интуиции, музыкального воображения и фантазии; свободное владением музыкальными возможностями и материалом в целостной творческой деятельности.
Разработаны теоретико-педагогические и методические основы деятельности учителя по формированию интереса к творческой импровизации на уроках музыки в начальной школе (творческая направленность занятий, развитие самостоятельности и активности творческого воображения, сочетание индивидуальных и коллективных форм занятий) и др.
Теоретически определены педагогические факторы, обеспечивающие успешность музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками: индивидуальный подход; разнообразие видов деятельности (танцевальная, литературная, театральная); учет интереса ребенка; творческая направленность занятий и др.
Определены возрастные возможности детей - уровень и формы музыкальной импровизации в работе с младшими школьниками. Выполняя творческое задание на уроке, дети могут: 1 )сочинить считалку, дразнилку, прибаутку, попевку, состоящую из одного или двух музыкальных предложений; 2)продолжить начатую мелодию, пропев ее, показывая ручными знаками или записав нотами с последующим подбором от любого звука на инструменте; 3)написать окончание к заданной мелодии; 4)записать и сыграть сочиненную попевку в другом регистре, 5) изменить по желанию темп в исполняемой попевке; 6)сочинить к заданной попевке ритмическое остинато; 7)сочинить к заданной попевке несложное мелодическое остинато; 8)сделать транспонирование любой попевки, считалки.
Разработана и апробирована методика, которая определяет основы деятельности учителя по формированию интереса к творческой импровизации на занятиях музыкой с младшими школьниками.
Практическая значимость исследования:
Предложенное педагогическое руководство процессом музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками может использоваться на уроках музыки, при составлении программ, во внеклассной работе; на курсах повышения квалификации учителей; на музыкально-педагогических факультетах в процессе подготовки будущих учителей музыки, изобразительного искусства и других предметов в начальной школе.
Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивается многолетней работой соискателя преподавателем Центра творческого развития и гуманитарного образования, учителем музыки и мировой художественной культуры в общеобразовательных школах, применением разнообразных взаимодополняющих методов сбора информации, разнообразием исследовательских приемов, использованием статистических методов обработки и анализа полученных экспериментальных данных.
Апробаиия исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, в выступлениях на научно-практических конференциях в г. Краснодаре (1992-1994гг), в лекциях перед учителями разных категорий. Результаты исследования обсуждались на заседаниях научно-методических кафедр в методическом Центре творческого развития и гуманитарного образования в г. Краснодаре и научнометодических секциях в общеобразовательной школе № 463, школе №1038, центре образования школе № 654, студии эстетического воспитания «Камертон» г.Москвы и в Институте художественного образования РАО. Автор исследования принимала участие в г.Москве в окружных конкурсах «Педагогические инновации-97» (специальная премия), «Педагогические инновации-98» (первая премия).
Внедрение результатов исследования осуществлялось: в школе№1038, школе№463, центре образования школе №654, студии эстетического воспитания «Камертон» г.Москвы, в ходе открытых уроков на базе экспериментальных классов; в процессе проведения семинаров, в лекциях для слушателей курсов разных категорий (методический центр Творческого развития и гуманитарного образования г. Краснодара). Написаны две авторские программы по мировой художественной культуре: «Западная музыкальная культура» и «Русская музыкальная культура» для среднего звена общеобразовательных школ г.Москвы. Автор также принимала участие в качестве составителя и редактора сборника «Духовный мир человека», в котором собраны творческие работы детей Южного округа г. Москвы, принимавших участие в конкурсе «Первые шаги» (в печати). Ученики диссертанта стали лауреатами этого конкурса. Основные положения диссертации опубликованы в виде статей, тезисов конференций, программно-методических материалов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: В системе развивающего обучения1999 год, доктор педагогических наук Школяр, Людмила Валентиновна
Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально-театральных занятий2008 год, кандидат педагогических наук Боркина, Наталья Викторовна
Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: На материале учебных занятий в детской школе искусств2001 год, кандидат педагогических наук Сударчикова, Лилия Геннадиевна
«Развитие креативности младших школьников на уроках музыки посредством педагогики искусства»2016 год, кандидат наук Никешина Наталия Ивановна
Символическое использование цвета как средства музыкально-эстетического развития младших школьников2002 год, кандидат педагогических наук Арзыбова, Лариса Владимировна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мун, Людмила Николаевна
Выводы, сделанные нами на основе занятий музыкальной импровизацией с учащимися младших классов в общеобразовательной школе, можно расширить в дальнейших исследованиях по данной проблеме на учащихся учреждений дополнительного образования, сформулировать научно-методические рекомендации для системы общего художественного образования школьников, повысить эффективность работы педагогов, способствовать взаимодействию семьи и образовательных учреждений, повышению культуры родителей.
В целом проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи.
Проблему импровизации можно отнести к числу перспективных. Данное исследование позволило определить ее как особый вид творческой деятельности и разработать вопросы педагогического руководства процессом музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками, направленное на комплексное, полифоническое, полихудожественное развитие личности.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в практику учителей средних школ №№ 1038, 463, в центре образования школе№ 654, студии эстетического воспитания «Камертон» г.Москвы, Центра творческого развития и гуманитарного образования г Краснодара. Главные итоги исследования отражены в виде газетных и журнальных публикаций, семинарных докладов и материалов конференций.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Педагогическая проблема репетигорства//Первое сентября.-2000.-1 июля.-С.4.
Творческая импровизация на уроке музыки как способ социальной адаптации в основных классах и классах коррекции начальной ппсолы//Социальная педагогика: теория и практика: Материалы конференции, посвященной 5-летию создания факультета социальной педагогики 29 марта 2000 года.-М.:Союз, 2000.-С.210-212.
Информационные технологии и гуманизация образования//Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. -М.,2000.-(12).-С.39-43.
Искусство против технократии //Приложение к газете «Первое сентября» №41(209), ноябрь.-2000.-С.5.
Заключение.
Тема нашего исследования «Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования» актуальна в силу задач, поставленных современной доктриной общеобразовательной школы. В соответствии с этими задачами и на основе собранного и обобщенного соискателем реальном практическом материале представляется важным общепедагогический смысл и направленность художественно-творческой импровизации. Мы полагаем, что музыкальная импровизация является одним из важнейших видов творческой деятельности учащихся на уроках музыки наряду с пением слушанием и другими видами деятельности.
Возможности на занятиях в общеобразовательной школе младших школьников при создании новых музыкальных сочинений (попевок, считалок) являются достаточно ограниченными по сравнению с возможностями одаренных детей и профессиональных композиторов. Тем не менее, музыкальные импровизации младших школьников несут в себе все признаки творческой деятельности композитора: 1)новизну; 2)высокий уровень организации музыкального процесса; 3)нестандартность; 4)высокую личную активность, 5)интерес и стремление детей к творческому самовыражению в музыкальной форме. Таким образом, при всей простоте и несовершенстве детской импровизации этот процесс адекватен основным творческим чертам композиторской деятельности.
Результаты педагогической практики позволили сделать вывод о том, что в разработке методов преподавания предметов художественного цикла необходима опора на развитие внутреннего мира ребенка, а также на мировоззрение, в центре которого ученик выступает как творческая личность.
Для решения указанной проблемы весьма перспективными, на наш взгляд, могут стать методы обучения, ориентирующие детей на импровизационный поиск решения учебных проблем и приучающие их уважительно относиться к творческим решениям друг друга.
Исследования показали, что одним из главных условий на занятиях музыкой с младшими школьниками является увлеченность на уроках. Путь к этому лежит через практическое музицирование в форме творческой импровизации. Процесс живого музицирования обычно принимает определенный вид деятельности или игровых приемов, развивающих музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности.
На уроке импровизацией будет считаться все, что рождается в процессе творческой деятельности: пение, игра на инструментах, слушание и обсуждении музыкальных пьес, сочинение и подбирание считалок, прибауток, попевок, и все это без предварительной подготовки.
Проанализировав и обобщив научно-педагогическую методическую литературу по проблеме творческой деятельности детей в процессе импровизации на уроках музыки, а также проанализировав область импровизации как вида творческой деятельности, мы можем сформулировать цепь общих понятий этого процесса. Импровизация включает в себя продуктивную деятельность ученика на уроке музыки. Именно она резюмирует все грани музыкального развития учащихся, которые дают содержательное определение понятия импровизации как педагогического явления. Составными ее частями являются: 1)ишуиция, восприятие, наблюдение, постижение, подражательность, ощущение мира природы и себя в этом мире, ритм, самодеятельность, познавательность; 2)переживание, вдохновение, восторг, спонтанность, свободное проявление духовных и физических сил, изобретательность;
3)воображение, фантазия, созидание, связь между воображением и реальностью, творческая воля, символика, творческий потенциал, нравственность, социальность, организация художественной среды.
Для детей младшего школьного возраста составными частями импровизации на уроках музыки являются: 1)наблюдение, подражательность, ощущение мира природы и себя в этом мире, познав ательность; 2)переживание, восторг, спонтанность, изобретательность; 3)фантазии, творческий порыв (на уровне богатой детской фантазии).
Анализ опытно-экспериментальной работы позволил выявить особенности импровизации как творческой деятельности на уроке музыки в начальной школе, что позволило педагогически выделить более 20 ее признаков, но самыми существенными являются: 1)связь с духовным миром ребенка; 2)реализация детской потребности к самостоятельной деятельности, пробуждение любознательности; 3)формирование творческого интереса к музыке; 4)развитие интуиции, музыкального воображения и фантазии; 5)связь разных умений и навыков в целостной творческой деятельности; 6)свободное владение музыкальным материалом и музыкальными возможностями.
Изучение научно-педагогического и методического материала по музыкальной импровизации в литературе позволило сделать следующие выводы.
Импровизация имеет глубокие исторические корни. Импровизация-первотворчество, в ней в свернутом виде присутствуют все этапы творческого процесса (Б.МРунин). Импровизация - одновременно и вид, и компонент творчества. Она всегда творчество, ее наличие придает любой деятельности признаки творчества (В.Н.Харькин). В импровизации совпадают и процесс и продукт (П.Я.Гальперин). Таким образом, импровизация - сложный психологический процесс создания продукта без предварительной подготовки, способствующий формированию интереса к творчеству.
Присутствие импровизации является показателем творчества в любой деятельности. А в педагогической - особенно. Она позволяет превратить учебный процесс в художественно-творческий. И важен момент введения детей в этот процесс. Чем ярче личность учителя, тем талантливее в творческом развитии у него дети. Импровизация в учебном процессе невозможна без взаимодействия двух сторон - учителя и ученика. И эта тесная взаимосвязь позволяет нам рассматривать импровизацию в комплексе, т.е. в ходе общения на уроке ученика и учителя. В результате этого процесса происходит сотворчество, рождающее вдохновение. Отсюда определены педагогические факторы, от которых зависит успешность музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками: ^индивидуальный подход; 2разнообразие видов деятельности (танцевальная, литературная, театральная); 3)качества музыкального материала; 4)учет интереса ребенка; 5)предпочтения ребенком видов музыкальной деятельности (сочинение, пение, слушание); 6)творческая направленность занятий.
Для определения возможностей творческой импровизации младших школьников были рассмотрены главные направления современного образовательного процесса - сущность гуманизации, а также проанализированы современные методики творческой деятельности во всех областях музыкального развития и воспитания детей (хоровая, оркестровая, исполнительская, синтетическая деятельность). Мы считаем, что при всем разнообразии подходов к музыкально-творческому развитию существует ряд объединяющих их моментов.
1. Отсутствие в большинстве случаев целевой направленности на формирование интереса к творческой деятельности в процессе импровизации на уроках музыки в начальной школе.
2. Недостаточная педагогическая разработанность содержания музыкальных знаний, обслуживающих практические уроки музыки в общеобразовательной школе.
Мы считаем, что эффективность приобщения детей к музыкальному искусству зависит от развития интереса к творческой деятельности, особенно в процессе импровизации. Прежде всего, это будет способствовать перенесению акцента на занятиях с разговора о музыке непосредственно на творческую практику и усвоение учебного материала станет более эффективным. Только в результате творческой практики появляется возможность получить необходимые знания о форме музыкальных произведений, о своеобразии средств музыкальной выразительности, происходит более глубокое постижение музыкального искусства. И, более того, творческая импровизация на уроках музыки в начальной школе открывает перспективы в различных областях музыкального воспитания и требует серьезного осмысления.
Для детей младшего школьного возраста характерна повышенная эмоциональная отзывчивость, отношение к деятельности носит практически-действенный характер, элементы понятийного мышления сочетаются с наглядно-образным мышлением. А заложенный фундамент музыкальных способностей и огромное значение процессов воображения делают младший школьный возраст особенно благоприятным для развития музыкально-творческих способностей в процессе импровизации.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей музыки и анализ собственной практики позволил определить возрастные возможности детей - уровень и формы музыкальной импровизации в работе с младшими школьниками. Выполняя творческое задание на уроке, дети могут: 1)сочинить считалку, дразнилку, прибаутку, попевку, состоящую из одного или двух музыкальных предложений; 2) продолжить начатую мелодию; пропев ее, показывая ручными знаками или записав нотами с последующим подбором от любого звука на инструменте; 3)написать окончание к заданной мелодии; 4)записать и сыграть сочиненную попевку в другом регистре, 5) изменить по желанию темп в исполняемой попевке; 6)сочинить к заданной попевке ритмическое остинато; 7)сочинить к заданной попевке несложное мелодическое остинато; 8)сделать транспонирование любой попевки, считалки.
Наблюдение и анализ практических работ учащихся, выполненных на интегрированных занятиях по музыке, а также беседы с учителями, работающими по проблеме исследования позволили разработать теоретико-педагогические и методические основы деятельности учителя по формированию у детей интереса к творческой импровизации на уроках музыки в начальной школе: 1)творческая направленность занятий; 2)формирование музыкально-художественного мышления; 3)развитие самостоятельности и активности творческого воображения; 4)сочетание индивидуальной и коллективной форм занятий; 5)приобщение младших школьников к духовным началам и художественно-творческой деятельности; 6)учет возрастных особенностей; 7)поощрение творческих поисков младших школьников (свободный выбор музыкальной темы, воплощение индивидуального замысла в творческой работе); 8)овладение техническими навыками в процессе работы.
Данные эксперимента подтвердили определенные нами условия развития музыкальной импровизации на занятиях с младшими школьниками. Они выразились в отражении интереса детей, в содержании различных форм занятий, таких, как коллективная, индивидуально-творческая, самостоятельная, массовая (экскурсии в детскую филармонию, в музей музыкальной культуры им.М.И.Глинки, встреча с композиторами, беседы и т.д.).
Экспериментальная работа дала возможность выявить соответствующие интересы младших школьников к видам музыкальной импровизации. К ним относятся беседы-импровизации о прослушанной пьесе, сочинение и подбор считалок, попевок, игра на инструментах, шумовой оркестр.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мун, Людмила Николаевна, 2001 год
1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. -М. :Просвещение, 1983 .-112с.
2. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе./Науч. ред. Л.В.Горюнова; Mill У им. В.И. Ленина.-М.: Прометей, 1991.
3. Ананьев Б.Г. Задачи психологии творчества//Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения.-Л.:Наука,1982.-С.234-245
4. Ананьев Б.Г.,Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.-М. :Педагогика, 1964.-302с.
5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. -М. просвещение,1983.-222с.
6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.В 2т. 2-е изд.-Л.: Музыка, 1971.-367с.
7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М. -Л. : Музыка, 1965. -150с.
8. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве/Составитель и комментарии А.Павлова-Арбелина.-Л.:Музыка, 1980.-216с.
9. Асафьев Б.В. Слух Глинки// Избранные труды.-T.l .-М.,1959.-307с.
10. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды.-М.:Советский художник, 1981.-348с.
11. Балетная импровизация//БЭ.-М.,1981.-С. 196-197.
12. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.-Л.:Музыка, 1974.-335с.
13. Баренбойм JI.А. Путь к музицированию: Исследования.-2-е изд., доп. -Л. :Советский композитор, 1979.-352с.
14. Баренбойм Л.А. Язык, педагогика и исполнительство.-Л.:Музыка,1974 -335с.
15. Башич Э. Задачи и перспективы изучения детского творчества.//Музыкальное воспитание в странах социализма.-М.-Л. Музыка, 1975 .-С.226-232.
16. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников.-М. :Педагогика, 1975.-160с.
17. Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы: Автореф.канд. дис. -М., 1980.
18. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.-М.:АПН РСФСР,1961.-695С.
19. Бодана Е.А. Воспитательная функция музыки:эволюция и современные тенденции: Автореф.докт.дис. -М., 1992.-32с.
20. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка.-М.: 1966.
21. БСЭ.-З-е изд. -Т.10.-М,1972.-591с.
22. Брюсова Н.Я. Программа и планы.// Музыка в школе.-М.,1921.-С.27-31.
23. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ.-3-е изд.,испр.-М.:Музыка,1978.-88с.
24. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад.-3-е изд.-М., 1919.
25. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.-М.:Просвещение, 1968.-415с.
26. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка: Автореф.докт.дис.-М., 1967.
27. Вейс П.Ф. Абсолютная и относительная сольмизация//Вопросы методики воспитания слуха-Л., 1967.
28. Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку: Пособие по сольфеджио/ под ред. М.Ройтерштейна.-2-е изд.-М.:Советский композитор Д987.-200с.
29. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:Психологический очерк.-2-е изд.-М. :Просвещение, 1967.-93с.
30. Выготский Л.С. Психология искусства.-2-е изд.-М.:Искусство,1968.-576с.
31. Гальперин П.Я.,Запорожец А.В.,Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.-М.,1978.
32. Гальперин П.Я. Управляемые формирования психических процессов-М.1977.
33. Гессе Г. Игра в бисер.-М.:ПобедаД992.-496с.
34. Головская К.В. Детское музыкальное творчество: Автореф.канд.дис.-М.Д944.
35. Гомбрих Э. История искусства.-М.:АСТ,1998.-688с.
36. Горюнова Л.В. Говорить языком своего предмета.Теоретические основы учебника «Музыка»: Пособие для учителя.-М.:Прометей,1989.-143с.
37. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество //Музыка в школе. -1992. -№4.
38. Горюнова Л.В.,Маслова Л.П. Урок музыки-урок искусства.-.Книга для учителя(Учебное пособие).-М. :Прометей, 1989.-104с.
39. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителяМ. Просвещение, 1986.-238с.
40. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов.-М. :Педагогика, 1972.-424с.
41. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.-М. Педагогика, 1986.-240с.
42. Давыдов В.В. Новые данные о психологии младших школьников: Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания.-М.,1973.Вып.2.,ч. 1 .-147с.
43. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Пособие для учителя.-М. Музыка, 1975. -160с.
44. Дмитриева Л.Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников(на примере 1-го класса): Автореф.канд. дис. -М., 1979.
45. Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.-М.:Просвещение,1989.
46. Дябло Т.В. Активизация разносторонней музыкальной деятельности и музыкальное развитие первоклассников: Автореф.канд.дис.-М.,1976.-16с.
47. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей(по материалам зарубежных исследований)//Вопросы психологии.-М., 1975.№5. -С. 166-176.
48. Занков Л.В. К проблеме обучения и развитияУ/Вопросы психологии.-М., 1974,№3.-С.21-30.
49. Заринь Д.В. Формирование музыкально-творческой активности младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано. (На материале школ с расширенным музыкальным воспитанием Латвийской ССР): Автореф.канд.дис. -М., 1986.-20с.
50. Заруба А.В. Развитие интонационного мышления младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе: Автореф.канд.дис.-М.,1995.
51. Зись А.Я. В поисках художественного смысла//Избранные работы.-М. :Искусство, 1991 .-348с.
52. Зись А.Я. К вопросу о психологии художественного творчества//Вопросы философии.-М.,1985,№12.-С.72-83.
53. Игенбаева Р.Т. Развитие художественного воображения младших школьников на уроке музыки: Автореф.канд.дис.-М.,1996.
54. Из истории советского музыкального образования: Сборник материалов и документов 1917-1927гг.-Л.:Музыка,1969.-306с.
55. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Составитель О. А. Апраксина.-М. :Просвещение, 1990.-207с.
56. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. -М. :Педагогика, 1973.-336с.
57. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. /С оставитель В.И.Викторов.-М.:Просвещение,1981 .-120с.
58. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и документы.-М. :Педагогика, 1986.-192с.
59. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?-2-е изд.-М. :Советский композитор, 1982. -214с. :ил.
60. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое: Книжка о музыке.-3-е год.-М. .Детская литература, 1976.-224с. :ил.
61. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств.-Л.:Искусство,1972.-440с.
62. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения: В 2ч.-М. :Педагогика, 1982.-Ч. 1 -656с.;ч.2-576с.,отрывок из 1ч.-С.242-477.
63. Кедров Б.М. Познавательно-психологические проблемы творчества.//Философия и социология науки и техники. Ежегодник,-М.:Наука,1987.-С. 137-144.
64. Кирюшин В.В. Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти: Пособие для детей.-М.Дип.МОЗ «Г», 1992.-62с.
65. Клименко Л.И. О природе и типах интуиции.//Вопросы методологической науки.-ТомскД971.,вып. 1.-52с.
66. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп.: Пособие для учителя./Под общ. ред.Б.П.Юсова.-Москва-Мурманск, 1995.-108с.
67. Котляровская-Крафт М.А. Сольфеджио: Учебное пособие/Под ред.Н. Л.Масленниковой, 1кл. ДМП1.-Л. :Музыка, 1987.-42с.
68. Красилышков И.М. Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах): Автореф.канд.дис.-М.,1997.
69. Критская Е.Д. Интонационный анализ-творчество учителя и ученика//Искусство в школе. -М., 1993. -146с.
70. Крупская Н.К. Педагогические сочинения:В 10т.-М.,АПН РСФСР,1958.-т.2-735с.
71. Крупская Н.К. Педагогические сочинения:В10т.-М.,1978,т.2.-С.10-16.
72. Лабунская Г.В.,Пестель В.Е. Детское творчество и художественное производство//Искусство в трудовой школе/Под ред. А.В.Бакушинского.-М.:Новая Москва,1926.-С. 116-130.
73. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей.-М. .Просвещение, 1965. -207с.
74. Лаптев И .Г. Формирование музыкальных способностей младших школьников в процессе игры на элементарных инструментах: Автореф.канд.дис. -М., 1982.
75. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,1977.-304с.
76. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения:В 2ч.-М.:Педагогика,1983.-ч. 1.-392с.
77. Ленер И.Я. Проблемное обучение.-М. .Знание,1974.-64. :ил.
78. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве.-М.:Наука,1974.-206с.
79. Литературная импровизация//ЛЭС.-М.:Советская энциклопедия, 1987.-С.121.
80. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской школе.-М.:1957.
81. Лук А.Н. Мышление и творчество.-М.:Наука, 1976.-144с.
82. Лук А.Н. Психология творчества.-М.:Наука,1978.-125с.
83. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации.-М. гМузыка, 1991 .-85с. :ил.,с нот.
84. Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни//Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты, исследования.-Киев:Музычна Украина, 1989.-С. 18-28.
85. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.-М. .Музыка, 1976.-253с.
86. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.:3нание, 1981.-96с.
87. Методические рекомендации к уроку музыки в общеобразовательной школе:1-11 классы.-М.:Музыка,1971.-288с.
88. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах.-М. .Советский композитор, 1986.-176с. :ил.
89. Музыка: музыкально-эстетическое воспитание: 1-4 классы/Автор-составитель и научный редактор Н.А.Терентьева.-М.:Просвещение,1994.-78с.
90. Музыкальная импровизация//МЭ.:В 6т.-М.,1974.-т.2.-С.508-110.,т.4.-С.214-218.
91. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М. :Музыка, 1972.-383с.
92. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции.-М.:Музыка,1982.-319с.
93. Народное образование в СССР.:Сборник документов 1917-1923.-М.,1974.-С.78.
94. Научный архив АПН СССР.Ф.1-Ед.хр.16-Л.18
95. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя.-2-е изд. перераб. и допол.-М. .Просвещение, 1987.-255с.
96. Никитин А.А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов: Автореф.канд.дис. -Вильнюс,1981.-23с.
97. Новая школа.-1918.-№4.-С89-90., С.193-196.
98. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения:В 2ч.-М. Ледагогика, 1981 .-ч .1 -336с. ,ч.2-416с.
99. Петрушин В.И. Вокальная и инструментальная импровизация как метод развития музыкально-творческих способностей подростков//Профессиональная подготовка студентов музыкально-педагогического факультета. Вып.4.-Куйбышев,1976.-С. 113-123.
100. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. :Теоретико-зкспериментальное исследование.-М. :Педагогика, 1980. -240с.
101. Пиличяускас А.А. Вопросы музыкального развития учащихся в процессе элементарного музицирования: Автореф.канд.дис.-Вильнюс,1973.
102. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления.-М.:АПН.РСФСР.1960.-352с.
103. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. -М. Ледагогика, 1976.-280с.: ил.
104. Программа по музыке для общеобразовательной школы: 1-3 классы.-М. .Просвещение, 1977.-118с.
105. Программы для 1и2 ступени семилетней единой школы. -М.:Госиздат, 1921.-350с., отрывок С.314.
106. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.-М.: Изд.ЦАПИ, 1994.-144с.
107. Раппорт С.Х. Искусство и эмоции.-2-е.изд., доп.-М.:Музыка,1972.-168с.
108. Раппорт С.Х. О природе художественного мышления.//Эстетические очерки. -М. :Музыка, 19967,вып. 2. -С.312-355.
109. Революция-Искусство-Дети: Материалы и документы: В 2ч./Сост.Н.П. Старосельцева-М. Просвещение, 1987.-Ч. 1 .-218с.,ч.2.
110. М. Просвещение, 1988.-240с.
111. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в первом и втором классах/Под. ред. Л.В.Занкова-М. Просвещение,1979.-160с.
112. Ригина Г.С. Творческая деятельность младших школьников в системе музыкального воспитания: Автореф.канд.дис.-М.,1992.
113. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии/Ответ. ред.Шорохова Е.В.-2-е изд. -М.: 1976.-416с.
114. Рунин Б.М. О психологии импровизации: Психология процесса художественного творчества//РПЭ. :В 2т.-Л.: 1980. -т. 1. -608с.
115. РПЭ. -М., 1993 .-т. 1. -608с.
116. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа/Под ред. Л. А.Баренбойма-Л. :Музыка, 1970.-160с.
117. Сохор А.Н.Музыка как вид искусства.//Вопросы социологии и эстетики музыки.-JI. Советский композитор, 1981.-Вып.2.-С. 111-230.
118. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей:(Педагогическая наука реформа, школа.)(НИИ дошкольного воспитания АПН СССР).-М. Педагогика, 1988,-176с.
119. Театральная импровизация//ТЭ.-М.,1963.-2т.-С.869-870.
120. Теория и методика музыкального образования детей: Научно методическое пособие./Л.В.Школяр,М.С.Красильникова, С.Д.Критская и др.-М. :Флинта:Наука, 1998.-336с.
121. Теплов Б.М. Психология музыкального воспитания.-М.:-Л.:АПН РСФСР, 1947.-335С.
122. Теплов Б.М. Избранные труды:В 2т.-М.:Педагогика,1985.-т.1.-С.329.
123. Толковый словарь русского языка:В 2т./Под ред.УшаковаД.Н.-М. :Огиз, 1935.,т. 1 ,-С. 1197-11198.
124. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств: Кита для старшеклассников:В 2ч.-М.: 1994.-ч. 1 .-96с.
125. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.В 2ч.-М.: Учпедгиз, 1959.-Ч.2.-С.
126. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: Проблемы изучения и управления.-М.:Наука, 1986.-237с.
127. Фрейд 3. Художник и фантазирование/ Пер. с нем.;Под ред.Р. Ф.Додельцева,К.М. Долгова. -М. Республика,1995.-400с. :ил.
128. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. -М.,МИП NB Магистр,1992.-159с.
129. Художественная энциклопедия.: Словарь искусств и художеств.-СПб.,1886,т.1.-351с.: ил.
130. Цветкова Л.В. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся: Автореф.канд. дис. -М.,1999.
131. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основа музыкальных форм.-М. .Музыка, 1994.-160с.
132. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М. :Педагогика, 1975. -200с.
133. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности.-М. :Наука, 1971 .-223с.
134. Школяр В.А. Обоснование содержания музыкального образования с методических позиций (опыт исследования проблемы).-М.:Толк,1997.-80с.
135. Школяр JI.B. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе. Автореф.док.дис. -М., 1999.-63Ос.
136. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения.-Харьков, 1923.
137. Шульгина В.Д. Музыкально-творческое развитие учащихся в процессе обучения игре на фортепиано (на материале украинской, советской фортепианной музыки и украинского музыкального фольклора): Автореф.канд.дис. -М., 1972.
138. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения.-М.Учпедгиз, 1962.-230с.
139. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа.-М.,1978.-270с.
140. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения: Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы/Под ред.Д.Б.Эльконина,В.В.Давыдова.-М.: Просвещение, 1966.
141. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. Давыдова В.В.,Зинченко В. П.-М.Просвещение, 1989.-554с.
142. Юсов Б.П. Три уровня художественного воображения: три типа художественного творчества//Культура. Искусство. Образование: Проблемы, перспективы развития.-Материалы международной научной конференции, ч.2,-Смоленск,1999.
143. Якобсон П.М. Психология чувств.-М.:Изд. АПН СССР,1961.-216с.
144. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.-М. :Искусство, 1964. -86с.
145. Янсон Х.В. и Янсон Э. Основы истории искусства.-С.-П. :А-ОЗТ Икар, 1996.-512с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.