Развитие способности к графической импровизации у младших школьников на уроках изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Родионова, Валерия Олеговна

  • Родионова, Валерия Олеговна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2008, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 195
Родионова, Валерия Олеговна. Развитие способности к графической импровизации у младших школьников на уроках изобразительного искусства: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Смоленск. 2008. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Родионова, Валерия Олеговна

Введение.

Глава 1. Психологические особенности и предпосылки развития способности к импровизации.

1.1. Импровизационная способность в психологической науке.

1.2. Показатели проявления способности к импровизации.

1.3. Становление способности к импровизации.

1.4. Возможности уроков изобразительного искусства для изучения и развития способности к импровизации в начальной школе.

Глава 2. Условия и методы изучения способности младших школьников к графической импровизации на уроках ИЗО.6S

2.1. Организация исследования.

2.2. Методики исследования.

Глава 3. Анализ результатов экспериментального изучения t способности к графической импровизации младших школьников на уроках ИЗО.

3.1. Особенности проявления интеллектуальных умений.

3.2. Особенности развития изобразительных умений.

3.3. Особенности проявления импровизационной способности.

3.4. Взаимосвязи различных факторов, обеспечивающих становление способности к импровизации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие способности к графической импровизации у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Актуальность исследования. Проблему изучения импровизационной способности как одной из общих творческих способностей личности ставит само наше время. В условиях ускоряющегося процесса развития различных сторон общества, увеличения числа источников получения информации человеку необходимо уметь быстро реагировать на неожиданные ситуации, изменения окружающей действительности.

Анализ научных работ (Н.В. Адфельдт, Г.З. Апресян, Е. Билькис, С.Н. Бирюков, А.Н. Веселовский, Л.П. Гроссман, Г.Н. Коган, М.А. Салонов, И.М. Ямпольский и др.) показывает, что способность к импровизации можно определить как способность, которая позволяет без предварительной подготовки к решению внезапно возникшей задачи увидеть проблему, быстро, самостоятельно осуществить поиск и применение оригинальных способов достижения намеченной цели.

В исследованиях многих отечественных и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, А. Бине, JI.C. Выготский, В.Н. Дружинин, В.И. Киреенко, Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, M.F. Carlin, J.L. Langhlin, R.D. Saniga и др.) подчеркивается актуальность развития способностей именно в детские годы. Таким образом, целенаправленное развитие у ребенка импровизационной способности возможно и целесообразно начинать на самых ранних этапах становления: в период раннего детства и в дошкольном возрасте в процессе игры, а затем в учебной деятельности младшего школьника. Известным является тот факт, что уже дошкольник успешно импровизирует (Л.С. Выготский). Ценность младшего школьного возраста для развития способности к импровизации заключается в том, что к этому моменту складываются реальные предпосылки, обуславливающие успешное протекание импровизации: желание импровизировать (ЛС. Выготский), достаточная информированность, сензитивность данного периода для становления творческих способностей, раскрытия индивидуальных особенностей (Е.Е. Данилова, Б.М. Теплов).

Благодаря разнообразию предметов учебной программы в общеобразовательной начальной школе становится реальным развитие у детей импровизационной способности в самых разных сферах. Большие возможности для этого предоставляют уроки изобразительного искусства. Творчество учащихся на уроках ИЗО не ограничивается рисованием с натуры. Многие задания направлены на выполнение изображений по представлению, требующих импровизации, т.е. быстрого, самостоятельного создания оригинальных образов без предварительной подготовки.

Опыт изучения психолого-педагогической литературы показывает, что характерные особенности импровизирования представлены в основном на примере периода зрелости (О.А. Авсиян, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, С.М. Мальцев, Н.В. Рождественская, Б.М. Рунин, JI.A. Сабурова, В.А. Сонин, В.Н. Харькин и др.). По отношению к младшему школьному возрасту, данная проблема является мало разработанной: известен лишь небольшой ряд работ, посвященных ее рассмотрению (Г.И. Вергелес, С.В. Пирогова, А.И. Раев, Е.В. Румянцева). Роль в становлении личности ребенка, структура, механизмы развития импровизационной способности, факторы, позитивно влияющие на ее проявление в процессе обучения, практически не изучены, что оставляет этот вопрос открытым для исследования.

Целью нашей работы является изучение способности младших школьников к графической импровизации на уроках изобразительного искусства в средней общеобразовательной и детской художественной школе.

Объект исследования: импровизационная способность детей младшего школьного возраста в процессе обучения рисованию в различных учебных условиях.

Предмет исследования: особенности проявления, динамика развития и факторы, обеспечивающие становление способности к графической импровизации у младших школьников на занятиях по ИЗО в общеобразовательной и специализированной школах.

Гипотезы исследования:

1. Существует возрастная динамика развития способности к графической импровизации у детей в период начального обучения изобразительному искусству в разных условиях.

2. У учащихся начальных классов, получающих дополнительное — художественное образование, способность к графической импровизации развивается успешнее по скорости, завершенности, оригинальности и самостоятельности импровизирования.

3. Уровень развития способности к графической импровизации у младших школьников тесно взаимосвязан с мерой владения как интеллектуальными умениями (видеть многообразие признаков объектов действительности; устанавливать между ними связи, зависимости, сходство и различия; комбинировать разные способы решений), так и изобразительными умениями (создавать композицию рисунка; передавать форму, пропорции, объем, пространство и материальность изображаемого; выполнять работу в цвете; пользоваться художественными материалами и инструментами).

Для достижения цели исследования и проверки гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности проявления вышеуказанных общих и специальных умений, импровизационной способности в процессе обучения рисованию, динамику ее становления у младших школьников.

2. Проследить отличие развития способности к графической импровизации у детей в общеобразовательной и художественной школе.

3. Установить взаимосвязь способности к графической импровизации с развитием интеллектуальных и изобразительных умений у учащихся.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили принципы: развития, единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, изложенные в работах ведущих отечественных психологов; теоретические положения по проблеме способностей личности

БГ. Ананьев, Т.И. Артемьева, Г.И. Вергелес, JI.C. Выготский, ВН. Дружинин, В.И. Киреенко, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Л.А. Матвеева, КК. Платонов, АЛ. Раев, СЛ.Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.); по вопросам психологии творчества (Е.И. Игнатьев, B.C. Мухина, О.И.Никифорова, Н.В. Рождественская, ИВ. Страхов, М.Г. Ярошевский и др.); по проблеме импровизации (О.А. Авсиян, Е. Билысис, С.Н. Бирюков, В.А. Кан-Калик, С.М. Мальцев, Б.М. Рунин, М.А. Салонов, В.Н. Харькин, И.М. Ямпольский и др.).

Методы исследования определялись в рамках естественно-научной парадигмы. Исследование осуществлялось сравнительно-онтогенетическим методом (в исследовании участвовали дети 7-8 и 9-10 лет, обучающиеся только в общеобразовательной школе, а также дети указанного возраста, дополнительно получающие специальное — художественное образование в ДХШ). Применялся теоретико-методологический анализ литературных источников; эмпирические методы: наблюдение, беседа, экспериментальные i методики, подготовленные с учетом особенностей импровизирования, на основе учебно-методической литературы (B.C. Кузин, БМ Неменский, Т.Ф.Терещенко и др.) и психодиагностических разработок (ЛФ. Бурлачук, СМ Морозов, ЛАВенгер, ОМ Дьяченко и др.); математико-статистическая обработка эмпирических данных - сравнительный и корреляционный анализ с помощью критерия U-Манна-Уитни и коэффициента корреляции г-Пирсона, соответственно, значения которых вычислялись компьютерной программой SPSS («Статистический пакет для социальных наук»).

Опытно-экспериментальная база и контингент исследования. Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ № 6 и № 14, а также двух детских художественных школ г. Смоленска с 2003 по 2006 гг. Среди младших школьников, участвовавших в эксперименте, обследованы 500 человек, которые прошли все этапы экспериментальной работы. Из них 125 учащихся 1-х и 125 учеников 3-х классов общеобразовательных школ, а также 125 детей 7-8 лет и 125 детей 9-10 лет, дополнительно обучающихся в ДХШ.

Достоверность результатов исследования обеспечивается научной обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, репрезентативностью выборки, использованием методов, адекватных цели и задачам исследования, возрасту испытуемых, содержательным сравнительным анализом экспериментальных результатов, применением способов статистической обработки собранных данных.

Научная новизна исследования

Раскрыто определение импровизационной способности как системного психологического образования, определены параметры ее структуры, заданные содержательным, операционным и мотивационным компонентами.

Выявлены особенности проявления способности к графической импровизации у младших школьников, взаимосвязи между ее показателями: скоростью, завершенностью, оригинальностью и самостоятельностью импровизирования.

Обнаружена динамика развития импровизационной способности в процессе рисования на занятиях по изобразительному искусству у детей от 7-8 к 9-10-летнему возрасту в общеобразовательной и художественной школах.

Установлены различия в становлении способности к графической импровизации у младших школьников в разных условиях обучения.

Показан характер связи между способностью к графической импровизации на уроках ИЗО и общими (интеллектуальными) и специальными (изобразительными) умениями у учащихся младшего школьного возраста обычной и специализированной школы.

Теоретическая значимость исследования

Теоретически обосновано понятие способности к графической импровизации, выявлена специфика ее содержания и выраженности как психологического феномена; определены особенности развития и факторы, обеспечивающие становление импровизационной способности у младших школьников в ходе обучения рисованию в условиях основного и дополнительного (художественного) образования.

Практическая значимость. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин, в методической работе общеобразовательных и художественных школ, в системе повышения квалификации учителей, в практической работе психологов. Предлагаемые методики и материалы предоставляют возможности для диагностики проявления импровизационной способности при выполнении тематических рисунков, а также для разработки рекомендаций по ее развитию.

Положения, выносимые на защиту:

1. В младшем школьном возрасте у учащихся общеобразовательной и художественной школы четко прослеживается динамика развития способности к графической импровизации на уроках изобразительного искусства. На первых этапах начального обучения 7-8-летние ученики демонстрируют преимущественно низкий уровень проявления указанной способности. К 9-10-летнему возрасту в разных учебных условиях (в СОШ и ДХШ) существенно возрастают и становятся преобладающими высокие результаты выполнения импровизации: значительно увеличивается скорость, завершенность, оригинальность и самостоятельность импровизирования.

2. Успешнее к концу младшего школьного возраста способность к графической импровизации развивается у детей, которые помимо основного начального образования получают дополнительное - художественное. Импровизации 9-10-летних учеников ДХШ отличаются более быстрым, самостоятельным, завершенным исполнением, включают больше новых, редко встречающихся образов и их сочетаний.

3. В условиях обычной и специализированной школы становление способности к графической импровизации у младших школьников на занятиях по ИЗО обеспечивается развитием общих и специальных умений. Наиболее тесно уровень проявления импровизационной способности в процессе рисования взаимосвязан с группой интеллектуальных умений, в первую очередь с такими как: видеть разнообразные признаки предметов объективной реальности и находить в них общее, различное, связи, зависимости, затем - комбинировать разные способы решений, и далее - с комплексом изобразительных умений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, эмпирические результаты и выводы исследования прошли обсуждение на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального обучения РГПУ им. А.И. Герцена, кафедры психологии № 1 СмолГУ, представлены на научно-практических конференциях в 2002-2007 гг.

Структура и объем диссертации. Основные положения диссертационного исследования изложены на 180 страницах машинописного текста, включающего введение, три главы, заключение, список литературных источников. В тексте 15 рисунков, 20 таблиц и 3 схемы. В приложении представлено 75 репродукций детских работ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Родионова, Валерия Олеговна

Результаты исследования, позволяют дать некоторые рекомендации:

1) учитывая возрастные возможности детей и стандартной учебной деятельности, следует создавать дополнительные условия, которые будут способствовать становлению способности к импровизации в изобразительной деятельности. Развитие указанной способности может осуществляться через включение элементов импровизации в практическую часть урока по разным дисциплинам и через обсуждение, предусматривающее изучение структуры импровизирования (групповое составление задач, анализ результата и т.п.). В начальной школе, по-видимому, целесообразно использовать первый путь, когда в течение нескольких свободных минут в начале или конце занятия создаются ситуации, требующие самостоятельного и быстрого решения неожиданно возникшей проблемы, а последующая оценка предлагаемых вариантов позволяет выявить наиболее продуктивные из них;

2) целенаправленно формировать общие (интеллектуальные) и специальные (изобразительные) умения для становления способности к графической импровизации в общеобразовательных и специализированных — художественных школах во время основных и дополнительных занятий, на факультативных часах и т.д. Независимо от условий обучения, прежде всего развивать умения: видеть разнообразные признаки предметов объективной реальности, находить в них общее, различное, связи, зависимости, затем -комбинировать разные способы решений, и далее — комплекс изобразительных умений. Дальнейшее овладение этими умениями с последующей выработкой соответствующих автоматизированных элементов — навыков позволит, очевидно, одновременно повысить продуктивность импровизации и увеличить скорость ее выполнения в учебно-изобразительной деятельности;

Приведенные выше рекомендации актуальны, на наш взгляд, не только в младшем школьном возрасте, но и в подростковом, и далее.

Нам представляется, что собранный в процессе данного исследования экспериментальный материал позволяет разработать теоретически обоснованную методику развития способности к импровизационной изобразительной деятельности.

Заключение

Полученные результаты позволили подтвердить выдвинутые нами гипотезы и сделать следующие выводы.

В младшем школьном возрасте у детей выявлена возрастная динамика развития импровизационной способности в процессе рисования.

Испытуемые 7-8 лет демонстрируют преимущественно низкий уровень развития данной способности, что объясняется, на наш взгляд, психологическими особенностями данного возраста: спецификой развития познавательных процессов, повышенной утомляемостью, неустойчивостью умственной работоспособности, не способностью к длительному сосредоточению, постановке и принятию учебных целей и задач, их решению без участия педагога. У 7-8 летних детей недостаточно развита произвольная регуляция поведения и деятельности, рефлексия, анализ, внутренний план действий, они еще не обладают теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для создания самостоятельных грамотных решений, отхода от шаблонов изображения, быстрого перекомбинирования известного в новые, уникальные образы.

К 9-10 годам у младших школьников статистически достоверно возрастают и становятся преобладающими высокие результаты импровизирования: повышается скорость, самостоятельность, завершенность и оригинальность графической импровизации. Положительные изменения в проявлении импровизационной способности связаны, по-видимому, с развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и др., возникновением и дальнейшим развитием внутреннего плана действий, рефлексии, произвольной регуляции поведения и деятельности. Овладение учебной деятельностью по разным дисциплинам способствует накоплению знаний, выработке умений и навыков, необходимых для грамотных и творческих решений. К 9-10 годам происходит быстрый рост и физическое развитие детей, расширение координации движений, крупной и мелкой моторики руки: учащиеся все лучше обращаются с письменными, рисовальными принадлежностями, движения их становятся более точными, быстрыми, аккуратными, что также может оказывать влияние на проявление способности к графической импровизации.

Становление импровизационной способности в процессе рисования на уроках изобразительного искусства обеспечивается развитием общих — интеллектуальных умений: видеть многообразие признаков объектов действительности; устанавливать между ними связи, зависимости, сходство и различия; комбинировать разные способы решений, а так же формированием специальных - изобразительных умений: создавать композицию рисунка; передавать форму, пропорции, объем, пространство и материальность изображаемого; выполнять работу в цвете; пользоваться художественными материалами и инструментами.

Уровень развития способности к графической импровизации у младших школьников тесно коррелирует с мерой владения каждым из вышеуказанных умений.

В процессе изучения факторов, способствующих успешности импровизирования при выполнении рисунка, установлено влияние каждого из показателей импровизационной способности на проявление других ее показателей, а также на общий уровень развития данной способности. Согласно полученным данным, у 7-8 и 9-10-летних учащихся СОШ и ДХШ общий уровень развития способности к графической импровизации на занятиях по ИЗО наиболее тесно связан с самостоятельностью выполнения рисунка и его завершенностью, далее - с оригинальностью изображаемых образов, и затем - со скоростью рисования.

Наличие во всех четырех выборках испытуемых значительных и сильных взаимосвязей между завершенностью, оригинальностью и самостоятельностью импровизирования указывает на то, что возможность обойтись без внешней помощи в процессе рисования способствует поиску индивидуального подхода к выполнению задания, нахождению новых и уникальных решений, выразительной передаче задуманного.

Продуктивность графической импровизации младших школьников не связана со скоростью ее исполнения: чем завершеннее, самостоятельнее и оригинальнее импровизации, тем больше времени потребовалось учащимся на их выполнение, и наоборот. За счет дальнейшего развития обозначенных умений, выработки соответствующих навыков, неравномерность в их проявлении, продуктивности графической импровизации и ее скорости, возможно, уменьшится, что интересно проанализировать, продолжив исследование.

В работе доказано, что становление импровизационной способности связано не только с возрастными особенностями детей, но и с условиями организации учебной деятельности в начальной школе.

Так, на первом контрольном срезе учащиеся 7-8 лет в начале первого года обучения в СОШ и ДХШ показали примерно одинаковый уровень проявления способности к графической импровизации, статистически значимых различий не установлено.

На втором контрольном срезе, с одной стороны, к 9-10 годам ученики школ разного типа продемонстрировали достаточно значительную динамику становления импровизационной способности, с другой стороны, сам процесс развития данной способности шел по-разному.

В условиях дополнительного художественного образования способность к графической импровизации у детей младшего школьного возраста развивается успешнее, чем у их сверстников, обучающихся изобразительному искусству только в общеобразовательной школе. Импровизации 9-10-летних учеников ДХШ, по отношению к третьеклассникам СОШ, отличаются более быстрым, самостоятельным, завершенным исполнением, включают больше новых, редко встречающихся образов и их сочетаний. Это обусловлено как возможностями детей в изобразительной сфере: особенностями мотивации, задатков, интересов и склонностей, активности детей по отношению к изобразительной деятельности и пр., так и спецификой условий обучения в художественной школе: регулярностью, систематичностью занятий, характером заданий, объемом практической работы и т.д.

Несмотря на интенсивное становление способности к графической импровизации, к концу начального обучения в общеобразовательной и художественной школе выделяется группа учащихся, демонстрирующих низкий уровень импровизирования. Возможно, это связано с тем, что необходимость быть импровизатором остается все еще мало востребованной в учебно-изобразительной деятельности на уроках ИЗО. Недостаточное развитие импровизационной способности может стать тормозом в решении различных учебных и творческих задач. Следовательно, в условиях двух разных школах в процессе обучения изобразительному искусству требуется проведение целенаправленной психолого-педагогической работы, ориентированной на становление способности к графической импровизации, с учетом факторов, оказывающих позитивное влияние на ее проявление.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Родионова, Валерия Олеговна, 2008 год

1. Авсиян О.А. Импровизация / О.А. Авсиян // Юный художник. 1998. №8. С. 24-27.

2. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Ж. Адамар. М.: Советское радио, 1970. 152 с.

3. Адфельдт Н.В. План и импровизация / Н.В. Адфельдт. М.: Моск. рабочий, 1975. 52 с.

4. Алексеенко Е.В. Изобразительное искусство и художественный труд / Е.В. Алексеенко, С.И. Ботова // Программно-методические материалы: начальная школа / сост. В.С.Кузин, Е.О.Яременко.М: Дрофа, 2001. С. 163-220.

5. Алехин А. Д. Когда начинается художник / А. Д. Алехин. М.: Просвещение, 1993. 160 с.

6. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-психологическое исследование / Ш.А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1984. 296 с.

7. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев. Л.: Ин-т мозга, 1935. 146 с.

8. Ананьев Б.Г. Очерки психологии / Б.Г. Ананьев. Л.: Лениздат, 1945. 160 с.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. 379 с.

10. Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды. В 2 т. Т. 1 / под ред. А.А. Бодалева и др.. М.: Педагогика, 1980. 230 с.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 2000. 350 с.

12. Андреева А. Д. Ценность дошкольного детства. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста / А.Д. Андреева // Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1998. С. 126 150.

13. Анискин Е.Д. Рисунок, живопись, скульптура, композиция: Программа для ДХШ и ДШИ (художественных отделений) / Е.Д. Анискин, Е.А. Афанасьева. М.: Всесоюзн. метод, кабинет по уч. заведениям искусств и культуры, 1990. 30 с.

14. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. М.: Изд-во МГУ, 1978. 278 с.

15. Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1978.

16. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин / под ред.

17. A.В. Запорожца и В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968. 445 с.

18. Арнхейм Р. Новые очерки о психологии искусства / Р. Арнхейм; научн. ред. и вступ. ст. В.П. Шестакова. М.: Прометей, 1994. 352 с.

19. Артемьева Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. М: Наука, 1977. 184 с.

20. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В .Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. 158 с.

21. Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития /

22. B.Г. Асеев // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С. 21 38.

23. Асеев В.Г. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст / В.Г. Асеев // Возрастная психология: учеб. пособие. Иркутск: ИГПИ, 1989. С. 62-118.

24. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / АГ. Асмолов. М: Изд-во МГУ, 1979. 149 с.

25. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике / В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1965. 312 с.

26. Афанасьева О.В. Творчество: свобода и необходимость. Сущность творчества. Пути повышения творческой активности / О.В. Афанасьева. М.: Юридический институт МВД РФ, 1995. 106 с.

27. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. М.: Новая мысль, 1925. 240 с.

28. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция: Пособие для худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Г.В. Беда. М.: Просвещение, 1969. 239 с.

29. Безруких М.М. Ребенок идет в школу / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 240 с.

30. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М.: Правда, 1989. 607 с.

31. Билькис Е. Импровизатор / Е. Билькис // Аврора. Л.: Лениздат, 1983. №8. С. 123 126

32. Бине А. Измерение умственных способностей / А. Бине / под ред. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. СПб.: Союз, 1998. 432 с.

33. Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке / С.Н. Бирюков // Сов. Музыка. 1977. №3. С. 113 118.

34. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. М.: Искусство, 1971. 544 с.

35. Богословский В.В. Творчество / В.В. Богословский // Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов / под ред. В.В. Богословского и др.. М.: Просвещение, 1981. С. 281 -289.

36. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / ДН Богоявленский, Н.А Менчинская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 347 с.

37. Б о дал ев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. 1984. №1. С. 119-124.

38. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

39. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 7 44.

40. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т.т. Т. 10 / гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1972. 592 с.

41. Брушлинский А.В. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления / А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова // Психологические исследования познавательных процессов личности. М.: Наука, 1983. С. 84 96.

42. Бунге М. Интуиция и наука / М. Бунге; перевод с англ. Е.И. Пальского, ред. и послеслов. В.Г. Виноградова. М.: Прогресс, 1967. 187 с.

43. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Киев: «Наук, думка», 1989. 200 с.

44. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе / Р.С. Вайсман // Вопросы психологии. 1973. №5. С. 30-40.

45. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. М.: Изд-во МГУ, 1982. 336 с.

46. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей / Л.А. Венгер. М.: Педагогика, 1976. 256 с.

47. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. 1979. №5. С. 36-39.

48. Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. 1983. №2. С. 43 50.

49. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М.: Просвещение, 1989. 126 с.

50. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников / Г.И. Вергелес. JL: Изд-во ЛГПИ, 1989. 74 с.

51. Вергелес Г.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования / Г.И. Вергелес, А.И. Раев // Младший школьник: формирование и развитие его личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2002. С. 3 9.

52. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1968. 415 с.

53. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; вступ. ст. И.К. Горского; коммент. В.В. Мочаловой. М.: Высш. шк., 1989. 404 с.

54. Войцеховский Б.Т. Развитие творчества учащихся при конструировании. Из опыта работы / Б.Т. Войцеховский / под ред. чл.-кор. АПН А.В. Перышкина. М.: Учпедгиз, 1962. 156 с.

55. Волков Н.Н. Процесс изобразительного творчества и процесс «обратных связей» / Н.Н. Волков // Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 1999. С. 191-213.

56. Вохмянина Т.В. Дошкольное детство: Общая характеристика возраста. Особенности психического развития / Т.В. Вохмянина // Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1998. С. 118-126.

57. Выготский JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения / JI.C. Выготский. М. JI.: Гос. учеб.-педагог. изд., тип. «Печатный двор» в. Jlrp., 1935. 133 с.

58. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 218 с.

59. Выготский JI.C. Педагогическая психология / JT.C. Выготский / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

60. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. 96 с.

61. Выготский JT.C. Вопросы детской психологии / JT.C. Выготский. СПб.: Союз, 1999. 222 с.

62. Выготский JT.C. Психология искусства / JT.C. Выготский. Минск: Современное слово, 1998. 480 с.

63. Гальперин П.Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1960. №4. С. 141 148.

64. Гегель Г.Ф. Эстетика: в 4-х т. / Г.Ф. Гегель / под ред. с предисл. М. Лифшица, с. I-XVI. М.: Искусство, 1968, 1969, 1971, 1973.

65. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Для вузов по спец. «Психология» / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1988.318 с.

66. Горяев В.Г. Изобразительное искусство / В.Г. Горяев, М.Т. Ломоносова // Программно-методические материалы: начальная школа / сост. B.C. Кузин, Е.О. Яременко. М.: Дрофа, 2001. С. 102 152.

67. Григорян К.К. Индивидуальные различия в решении некоторых творческих задач / К.К. Григорян, О.И. Никифорова // Вопросы психологии. 1974. №2. С. 141 144.

68. Гроссман Л.П. Об искусстве лектора / Л.П. Гроссман. М.: Знание, 1970. 39 с.

69. Гросул Н.В. Программа с краткими методическими рекомендациями: Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы / Н.В. Гросул, Е.И. Коротеева; науч. руководитель Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1990. 143 с.

70. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества. С прил. неизд. материалов по вопросам психологии творчества и указателя литературы / С.О. Грузенберг. Л.: П.П. Сойкин, 1924. 254 с.

71. Гуревич К.М. Младший школьник / К.М. Гуревич // Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. С. 24-31.

72. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. 423 с.

73. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. С. 66 97.

74. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. 239.

75. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2: И О / В.И. Даль. М.: Рус. яз., 1998. 784 с.

76. Данилова Е.Е. Младший школьный возраст / Е.Е. Данилова // Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1998. С. 200 280.

77. Дербичева С.А. Творческая самореализация личности в условиях социо-нормативного регулирования. Монография / С.А. Дербичева. Смоленск: СИБП, 2000. 203 с.

78. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир! / К.В. Дитмар. М.: Просвещение, 1993. 96 с.

79. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 368 с.

80. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества: Цикл лекций спецкурса для студентов пед. вуза и учителей общеобразоват. школы / А.Я. Дудецкий. Смоленск: М-во просвещения РСФСР. Смол. гос. пед. ин-тим. К. Маркса, 1974. 153 с.

81. Дункер К. Психология продуктивного творческого мышления / К. Дункер // Психология мышления / под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 86-234.

82. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. М.: Педагогика, 1984. 127 с.

83. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. М.: Знание, 1986. 94 с.

84. Евлахов A.M. Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-лит. методологии. Т. 1 — 3 / A.M. Евлахов. Варшава: Тип. Варш. учеб. окр., 1910-1917. Т.1: 1910, 537 е.; Т.2: 1912, 604 с.; Т. 3: 1917, 551 с.

85. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей / Д.Н. Завалишина // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. С. 22-31.

86. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. 159 с.

87. Замятин Е.И. Психология творчества / Е.И. Замятин // Психология художественного творчества / сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. С. 504-510.

88. Занков J1.B. Избранные педагогические труды / JI.B. Занков. М.: Дом педагогики, 1999. 606 с.

89. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1: Психологическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. 320 с.

90. Зинченко В.П. Зрительные образы: феноменология и эксперимент / В.П. Зинченко. Душанбе: Дониш, 1974. 255 с.

91. Золотых J1.K. Особенности формирования учебно-познавательного мотива как одного из новообразований учебной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук / JI.K. Золотых. М., 1979. 20 с.

92. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. М.: Учпедгиз, 1961. 223 с.

93. Игнатьев С.Е. Изобразительное искусство/ С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина // Программно-методические материалы: начальная школа / сост. B.C. Кузин, Е.О. Яременко. М.: Дрофа, 2001. С. 8 101.

94. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. 286 с.

95. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. 200 с.

96. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога)/В А Кан-Калик. Грозный: Чеч.-Инг. изд-во, 1976. 286 с.

97. Кедров Б.М. Психологический «механизм» научного открытия / Б.М. Кедров // Вопросы психологии. 1969. №3. С. 19 36.

98. Кипнис Л.В. Живопись: Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств / Л.В. Кипнис, Т.Ф. Терещенко. М.: Тип. Мин-ва культуры СССР, 1982. 29 с.

99. Кипнис Л.В. Композиция: Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств / Л.В. Кипнис, Т.Ф. Терещенко. М.: Тип. Мин-ва культуры СССР, 1982. 32 с.

100. Кипнис Л.В. Рисунок. Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств / Л.В. Кипнис, Т.Ф. Терещенко. М.: Тип. Мин-ва культуры СССР, 1982. 35 с.

101. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Киреенко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 304 с.

102. Климов Е.А. Путь в профессию / Е.А. Климов. Л.: Лениздат, 1974. 189 с.

103. Ковалев А.Г. Психические особенности человека: в 2 т. Т.2: Способности / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 303 с.

104. Ковалев А.Г. Способности / А.Г. Ковалев // Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов / под ред. В.В. Богословского и др.. М.: Просвещение, 1981. С. 361 -381.

105. Коган Г.Н. Вопросы пианизма / Г.Н. Коган. М.: Сов. Композитор, 1968. 462 с.

106. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 1976. 158 с.

107. Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1996. 178 с.

108. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989. 255 с.

109. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.512 с.

110. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. 431 с.

111. Кудрявцев Т.В. Развитие технического мышления учащихся / Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская. М.: Высш. школа, 1964. 96 с.

112. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества / B.C. Кузин. М.: Просвещение, 1971. 144 с.

113. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец.: «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» / B.C. Кузин. М.: Просвещение, 1984. 319 с.

114. Кузин B.C. Психология / B.C. Кузин. М.: «АГАР», 1997. 304 с.

115. Кузин B.C. От составителей // Программно-методические материалы: начальная школа / B.C. Кузин, Е.О. Яременко / сост. B.C. Кузин, Е.О. Яременко. М.: Дрофа, 2001. С. 3 7.

116. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психол. структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967, 183 с.

117. Кулюткин Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. Л.: 1967. 38 с.

118. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю.Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. 231 с.

119. Лабунская Г.В. Изобразительное искусство детей / Г.В. Лабунская. М.: Просвещение, 1965. 207 с.

120. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант / Н.С. Лейтес. М.: Знание, 1961.32 с.

121. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. М.: Педагогика, 1971. 279 с.

122. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. М.: Знание, 1984. 79 с.

123. Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников./ Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. 1976. № 5. С. 45 55.

124. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей / НС. Лейтес //Хрестоматия по психологии.М: Просвещение, 1987. С. 331 -340.

125. Леонтьев А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 7 17.

126. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 302 с.

127. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 583 с.

128. Лепский Г.С. Изобразительное искусство в начальных классах / Г.С. Лепский, М.Н. Семенова / под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. Минск: Нар. асвета, 1986. 167 с.

129. Лисина М.И. Развитие общения у детей в первые семь лет жизни / МИ. Лисина //Проблемы онтогенеза общения. М: Педагогика, 1986. С. 75 -103.

130. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. ЮМ Забродин, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1984. 444 с.

131. Лощалин А.Н. Методологический анализ проблемы философского обоснования теории творчества: Автореф. дисс. докт. филос. Наук / А.Н. Лощалин. М.: ППГУ, 1998. 37 с.

132. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. М.: Наука, 1978. 194 с.

133. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. М.: Просвещение, 1975. 415 с.

134. Мазель Л.А. О типах творческого замысла / Л.А. Мазель // Сов. Музыка, 1976. № 5. С. 19 31.

135. Майданов А.С. Интеллект решает неординарные проблемы / А.С. Майданов. М.: ИФ, 1998. 321 с.

136. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации / С.М. Мальцев. М.: Музыка, 1991. 88 с.

137. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов. М.: Педагогика, 1983. 63 с.

138. Матвеева Л.А. Формирование у младших школьников общего умственного действия сравнения в условиях управления их умственной деятельностью: Дисс. канд. психол. наук / Л.А. Матвеева. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. 153 с.

139. Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Л. А. Матвеева. Л.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1991. 59 с.

140. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования / Б.С. Мейлах // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 5 —23.

141. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. 96 с.

142. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству (Художественное развитие ребенка в семье) / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новленская. М.: Искусство в школе, 1995. 142 с.

143. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская / под ред. Е.Д. Божович. — М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: МО ДЕК, 1998. 443 с.

144. Мухина B.C. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном детстве / B.C. Мухина // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. С. 47 — 64.

145. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / B.C. Мухина. М.: Педагогика, 1981. 236 с.

146. Мухина B.C. Детская психология / B.C. Мухина / под ред. JI.A. Венгера. М.: Просвещение, 1985. 272 с.

147. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. 392 с.

148. Немов Р.С. Психология: в 3 книгах. Кн. 2 / Р.С. Немов. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 496 с.

149. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества / О.И. Никифорова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 155 с.

150. Ницше Ф. Происхождение трагедии. Метафизика искусства / Ф. Ницше / пер. с нем. Н.Н. Полилова. СПб.: тип. Акад. наук, 1903. 223 с.

151. Нойманн Э. Леонардо да Винчи и архетип матери. Искусство и время. Заметки о Марке Шагале. Творческий человек и трансформация / Э. Нойманн // Психоанализ и искусство; пер. с англ. М.: REFL-book, Киев: Ваклер, 1996. С. 95 205.

152. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. 448 с.

153. Овсяннико-Куликовский Д.Н. Наблюдательный и экспериментальный методы в искусстве / Д.Н. Овсяннико-Куликовский. М.: тип. лит. т-ва «И.Н. Кушнерев и К°», 1903. 80 с.

154. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Изд. 2-е, т. 3, кн. 1 / И.П. Павлов. М. -Л.: Изд. АН СССР, 1951.392 с.

155. Петрунек В.П. Младший школьник / В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. М.: Знание, 1981.96 с.

156. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. 659 с.

157. Пирогова С.В. Приемы формирования способности к импровизации в начальной школе / С.В. Пирогова // Перспективы развития дошкольного и начального образования: Тез. конф. 15-16 мая 2002 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 86 87.

158. Платон. Соч.: в 3-х т. М.: Мысль, 1962 1972.

159. Платонов К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. М.: Наука, 1972. 312 с.

160. Платонова Т.А. Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации: Автореф. дисс. канд. психол. наук / Т.А. Платонова. М., 1980. 23 с.

161. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. М.: Педагогика, 1977. 271 с.

162. Полунина В.Н. Искусство и дети / В.Н. Полунина. М.: Просвещение, 1982. 191 с.

163. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. 280 с.

164. Потебня А.А. Мысли и язык / А.А. Потебня. М.: Лабиринт, 1999. 268 с.

165. Проблемы научного творчества в современной психологии / под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971. 332 с.

166. Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. 160 с.

167. Пуанкаре А. Математическое творчество. Психол. этюд /

168. A. Пуанкаре; пер. Е.Г. Руниной; под ред. М.Г. Ребиндера. Юрьев: тип. Э. Бергмана, 1909. 24 с.

169. Пуанкаре А. О науке / А. Пуанкаре. М.: Наука, 1983. 559 с.

170. Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении /

171. B.Н. Пушкин. М.: Политиздат, 1967. 268 с.

172. Раев А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника / А.И. Раев. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1976. 133 с.

173. Раев А.И. Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности / А.И. Раев // Проблема развития познавательных способностей. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. С. 21-32.

174. Регуш Л.А. Методы психологии / Л.А. Регуш, А.И. Раев // Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов / под ред. В.В. Богословского и др.. М.: Просвещение, 1981. С. 30 48.

175. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества / Н.В. Рождественская. СПб.: Языковой центр СПбГУ, 1995. 271 с.

176. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т.1 / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 608 с.

177. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1980. 240 с.

178. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 327 с.

179. Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.

180. Рунин Б.М. О психологии импровизации / Б.М. Рунин // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука (ленинградское отделение), 1980. С. 45 57.

181. Сапонов М.А. Искусство импровизации / М.А. Салонов. М.: Музыка, 1982. 77 с.

182. Сельченок К.В. Предисловие / К.В. Сельченок // Психология художественного творчества / сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. С. 3-4.

183. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 с.

184. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей /

185. A.Э. Симановский. Ярославль: Академия развития, 1997. 192 с.

186. Симонов П.В. Созидающий мозг: нейробиол. основы творчества / П.В. Симонов. М.: Наука, 1993. 108 с.

187. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектности /

188. B.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

189. Словарь иностранных слов / под ред. А.Г. Спиркина и др.. М.: Рус. яз., 1983. 608 с.

190. Смирнова Е.О. Психология ребенка. От рождения до семи лет: учебник для пед. уч-щ и вузов / Е.О. Смирнова. М.: Школа-Пресс, 1997. 384 с.

191. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1985. 1600 с.

192. Сонин В.А. Личность. Поведение. Смысл бытия / В.А. Сонин. СПб.: Речь, 2006. 254 с.

193. Сонин В.А. Учитель как социальный тип личности / В.А. Сонин. СПб.: Речь, 2007. 400 с.

194. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. М.: Искусство, 1983. 424 с.

195. Степанов А. А. Знания, умения, навыки и привычки / А.А. Степанов // Общая психология: учеб. пособие для студ. пед. институтов / под ред. В.В. Богословского и др.. М.: Просвещение, 1981. С. 137 146.

196. Столяров Ю.С. Детское творчество / Ю.С. Столяров, Б.П. Юсов // Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т.8 / гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия, 1972. С. 165 — 167.

197. Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников / Ю.С. Столяров. М.: Педагогика, 1984. 160 с.

198. Страхов И.В. Психология творчества: лекция для студентов педагогических институтов / И.В. Страхов. Саратов: Сарат. гос. пед. ин-т, 1968. 79 с.

199. Стрекалова Н.И. Все ли дети талантливы? / Н.И. Стрекалова // Воспитание младшего школьника / сост. Л.В. Ковинько. М.: Издательский центр «Академия», 1998. С. 198 209.

200. Сухобская Г.С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности человека: Автореф. дис. доктора психол. наук/Г.С. Сухобская. Л., 1975. 51 с.

201. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.

202. Театральная энциклопедия. Т. 2 / гл. ред. П.А. Марков. М.: Сов. энциклопедия, 1963. 1216 с.

203. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. М. Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2-я ф-ка дет. книги Детгиза в Лгр., 1947. 335 с.

204. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 535 с.

205. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.

206. Товстоногов Г.А. Уроки БДТ / Г.А. Товстоногов // Клуб и худож. самодеятельность. 1985. №15. С. 24 26; №17. С. 25 - 27.

207. Толковый словарь русского языка. Т.1 / под. ред. Д.Н. Ушакова. М.: ОГИЗ, 1935. 1566 с.

208. Управление умственной деятельностью и умственное развитие учащихся: сб. науч. трудов. Л.: Изд-во J1111Иим. А.И. Герцена, 1973. 130 с.

209. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев и др.. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

210. Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произведений / 3. Фрейд; сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 448 с.

211. Фрейд 3. Леонардо да Винчи и его воспоминание о детстве / 3. Фрейд // Психоанализ и искусство. М.: REFL-book, Киев: Ваклер, 1996. С. 250-298.

212. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / В.Н. Харькин / под. ред. В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова. М.: МИП «NB Магистр», 1992. 159 с.

213. Харькин ВН. Импровизация . Импровизация ? Импровизация ! / В.Н. Харькин. М.: Магистр, 1997. 287 с.

214. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития. Методы исследования / В.А. Худик. Киев: «Освита», 1992. 220 с.

215. Художественная энциклопедия (Иллюстрированный словарь искусств и художеств). Т.1: А И / сост. Ф. Булгаков. СПб.: тип. B.C. Балашева, 1886. 535 с.

216. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.

217. Шеллинг Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг; перевод и предисл. П.С. Попова; под общ. ред. (со вступ. ст., с. 19 43) М.Ф. Овсянникова; примеч. А.В. Михайлова. СПб: «Алетейя» при участии фонда «Унив. кн.» Кренов, 1996. 495 с.

218. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1981. 191 с.

219. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1984. 207 с.

220. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1985. 192 с.

221. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания / В.А. Штофф. М.: Изд-во ЛГУ, 1972. 189 с.

222. Щербаков А.В. Рисунок. Живопись. Композиция: программа (проект) для художественных отделений детских школ искусств / А.В. Щербаков. М.: Ржевск. тип. Калининского управл. изд-в, полиграфии и книжной торговли, 1988. 14 с.

223. Щербаков А.И. Способности личности и общество /

224. A.И. Щербаков // Проблема развития способностей. Л.: Изд-во J11'ПИ им. А.И. Герцена, 1983. С. 3 20.

225. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. (Проблемы руководства изобразительным творчеством детей.) /

226. B.C. Щербаков / сост. А.В. Щербаков, Б.П. Юсов. М.: Просвещение, 1969. 272 с.

227. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребенка до семи лет / Д.Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.

228. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. М.: Знание, 1974. 64 с.

229. Эльконин Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология игры. М.: Педагогика, 1978. С. 169 270.

230. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; авт. вступ. статьи и коммент. В.В. Давыдов; АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. 554 с.

231. Эрберг К.А. Цель творчества. Опыты по теории творчества и эстетике / К.А. Эрберг. Пб., «Алконост», 1919. 170 с.

232. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии. Психология и литература. Монолог «Улисса». Пикассо / К.Г. Юнг // Психоанализ и искусство. М.: REFL-book, Киев: Ваклер, 1996. С. 9 91.

233. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. 144 с.

234. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 1980. 240 с.

235. Якобсон П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. М.: Знание, 1971. 48 с.

236. Яковлева E.JT. Психология развития творческого потенциала личности / E.JI. Яковлева. М.: «Флинта», 1997. 224 с.

237. Ямпольский И.М. Импровизация / И.М. Ямпольский // Музыкальная энциклопедия. Т.2 / под ред. Ю.В. Келдыша. М.: Изд.-во Советская энциклопедия. 1974. Стб. 508 510.

238. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии / М.Г. Ярошевский / под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971.334 с.

239. Яценко JI.B. Природа творческой деятельности: (Филос.-методол. анализ): Автореф. дис. д-ра филос. наук / JI.B. Яценко. М., 1987. 32 с.

240. Carlin M.F. Understanding abilities, disabilities and capabilities / M.F. Carlin, J.L. Langhlin. Englewood: Libraries unlim., 1991. 114 p.

241. Demarest M., Druel M. La Creatique : Psycho-p6dagogie de l'invention / M. Demarest, M. Druel. Ed. Cle, Paris, 1970, 220 p.

242. Freud S. Bildende kunst und literature / S. Freud // Studienausgabe: in X Banden. Fischer Taschenbuch Verlag GmbH, Frankfurt am Main. 1982. Band X. 326 s.

243. Jung C.G. Mensch und Kultur / C.G. Jung // Gesammelten Werken von C.G / Jung: in IX Banden. Walter-Verlag AG, 1990. Band IX. 304 s.181

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.