Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Руденко, Александр Викторович

  • Руденко, Александр Викторович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 146
Руденко, Александр Викторович. Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Мурманск. 2004. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Руденко, Александр Викторович

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики ю

1.1 Понятие и сущность творческого воспитания подростков 10

1.2 Воспитание школьников средствами самодеятельного театра в истории отечественной педагогики (XVIII-первое десятилетие XX века) 35

1.3 Состояние школьной театральной педагогики с года до конца XX века 46 "

Глава 2. Экспериментальное исследование творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики 66

2.1 Изучение уровней творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики 66

2.2 Педагогические требования к использованию средств школьной театральной педагогики 88 —

2.3 Динамика творческой воспитанности подростков 118-125 Заключение 126

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики»

Изменения, происходящие в социокультурной жизни страны, адекватно отражаются в педагогической теории и практике. Новая функция образования, обусловленная культуродигмой, призвана способствовать развитию творческой личности (К.А. Абульханова-Славская, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, А.Н. Зимина, Д.Г. Левитес, Н.Е. Щуркова и др.).

Во многих научных исследованиях прослеживается мысль об использовании искусства в воспитании творческой личности (А.В. Антонова, О.В. Дивненко, О.С. Кормаренко, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Разумный и др.). В контексте сказанного особая роль принадлежит театральному искусству, освоение которого оптимизирует творческие способности, развивает эмоционально-образное и рационально-логическое мышление, обогащает художественный опыт личности, то есть формирует универсальные способности, социально значимые для любых сфер деятельности.

Согласно социологическим и психолого-педагогическим исследованиям (Е.В. Квятковский, А.Н. Сохор, Б.П. Юсов, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.), к V -VIII классам школьники приобретают эстетический опыт; художественные интересы подростков при наличии соответствующих условий развиваются и стимулируют творческую деятельность. Школьники охотно обращаются к различным видам творчества.

В то же время реально существующая логика развития творческих способностей подростков вступает в противоречие с организацией и методикой театрально-эстетического воспитания в школе. Несмотря на разнообразие программ театрального образования учащихся, приобщение подрастающего поколения к искусству театра в большинстве случаев происходит стихийно или эпизодически. Не используются возможности внеклассной работы, которая в сочетании с уроками и факультативами создает объективные предпосылки для развития ученического творчества средствами театрального искусства.

Вместе с тем рассмотрение особенностей творческого воспитания учащихся V - VIII классов средствами школьной театральной педагогики ещё не стало предметом пристального внимания исследователей, хотя имеющиеся работы позволяют вплотную подойти к изучению данной проблемы.

Вопросы использования в образовании средств театрального искусства, элементов театральной педагогики как науки об обучении и воспитании актёров и режиссеров нашли отражение во многих работах известных педагогов и общественных деятелей (Е.А. Ауслендер, Н.Н. Бахтин, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, Г.Л. Рошаль, К.С. Станиславский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.).

С конца 80-х годов XX столетия предпринимаются попытки создать целостное системное представление об использовании основных средств театральной педагогики в системе образования (В.М. Букатов, А.В. Гребенкин, А.П. Ершова, Н.И. Наумова, А.Б. Никитин, Т.Г. Пеня, Ю.И. Рубина, Ю.А. Халфин, И.В. Юстус и др.).

Однако, несмотря на успешность отдельных научных изысканий, остается нерешённым ряд вопросов творческого воспитания подростков в процессе их приобщения к искусству театра: не достаточно изучены показатели творческой воспитанности учащихся в процессе их приобщения к искусству театра; не выявлены педагогические условия использования средств школьной театральной педагогики во внеклассной работе и др.

Всё вышесказанное позволило определить тему исследования: «Творческое воспитание- подростков средствами школьной театральной педагогики».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики.

Объект исследования - процесс творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе.

Предмет исследования - средства школьной театральной педагогики и их влияние на творческую воспитанность подростков.

В качестве гипотезы выступает следующее предположение. Формирование творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе будет эффективным, если:

- обоснована типология средств школьной театральной педагогики;

- определены критерии и уровни творческой воспитанности подростков;

- разработана и апробирована теоретическая модель творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики;

- разработана и реализована программа для учащихся V — VIII классов «Дети - Театр - Творчество».

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку основных задач:

1. Раскрыть теоретические основы процесса творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе.

2. Провести историко-теоретический анализ использования средств школьной театральной педагогики в творческом воспитании учащихся.

3. Разработать теоретическую модель творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики.

4. Изучить динамику творческой воспитанности учащихся V - VIII классов.

5. Разработать и апробировать театрально-педагогическую технологию творческого воспитания подростков.

Методологической основой исследования является гуманистическое направление в теории воспитания, опирающееся на системный, деятельностный, личностноориентированный и целостный подходы к личности.

В ракурсе исследуемой проблемы принципиальной представляется теория развития личности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.И. Божович, JI.C. Выготский,

Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, А.П. Лук, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарёв, П.В. Симонов, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, Г.А. Урунтаева и др.).

Обоснованию теоретических положений диссертации способствовала теория художественного творчества (В.И. Андреев, Е.Я. Басин, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Г.Д. Гачев, А.Я. Зись, М.С. Каган, И.В. Страхов, П.М. Якобсон и др.).

Основные положения системы К.С. Станиславского и идеи его последователей способствовали определению подходов к творческому воспитанию подростков (Е.Б. Вахтангов, П.М. Ершов, Б.Б. Захава, М.О. Кнебель, В.Э. Мейерхольд, Ю.А. Стромов, Г.А. Товстоногов и др.).

Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности учителя внесли Д.А. Белухин, О.С. Булатова, В.И. Загвязинский, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.Н. Харькин и др.

Разработке теоретической платформы диссертации способствовало учение М.М. Бахтина о полифонии и Г.С. Батищева о полифонической личности. В исследовании были адаптированы концептуальные воззрения о единстве природы детского художественного творчества и реалистического искусства театра (Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева, Т.Г. Пеня, Ю.А. Халфин, Б.П. Юсов и др.).

Для решения поставленных задач в работе использовались взаимодополняющие методы исследования: теоретические (причинно-следственный анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы; изучение и анализ государственных и альтернативных программ по приобщению учащихся к театральному искусству; моделирование); диагностические (анкетирование, тестирование); обсервационные (прямое и косвенное наблюдение); праксиметрические (анализ результатов опытно-экспериментальной работы).

Экспериментальная база исследования — гимназия №2 города Мурманска, межрегиональный летний образовательный лагерь «Ньюландия» (г. Туапсе). Общее число респондентов - 198.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1999 - 2000 годы) - поисково-теоретический, в ходе которого изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая и психолого-педагогическая литература, определялся уровень разработанности проблемы, обосновывались направления научного поиска, методика исследования.

Второй этап (2000 — 2002 годы) — экспериментальный, в ходе которого осуществлялся целенаправленный педагогический эксперимент, были определены критерии и уровни творческой воспитанности подростков, разработана модель творческого воспитания учащихся средствами школьной театральной педагогики, апробирована программа «Дети - Театр — Творчество», создана театрально-игровая среда в экспериментальной гимназии.

Третий этап (с 2002 - 2003) - обобщающий. Систематизированы и обобщены результаты исследования, уточнены теоретические положения, скорректированы выводы, внедрены практические рекомендации по творческому воспитанию подростков средствами школьной театральной педагогики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие «творческая воспитанность» подростков, выявлены критерии и уровни творческой воспитанности учащихся V - VIII классов средствами школьной театральной педагогики;

- определена типология средств школьной театральной педагогики;

- выявлены педагогические условия, способствующие формированию творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе.

Теоретическая значимость исследования:

- разработана диагностика творческой воспитанности подростков;

- обоснована и создана модель творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики во внеклассной работе;

- разработана театрально-педагогическая технология творческого воспитания подростков.

Практическая значимость исследования:

- предложенная диагностика уровней творческой воспитанности подростков может найти применение при организации театрально-эстетического воспитания во внеклассной работе, в системе дополнительного образования;

- программа «Дети — Театр - Творчество», разработанная по материалам исследования, в настоящий момент внедряется в гимназии №2 г. Мурманска, в Детском театральном центре;

- методические рекомендации по творческому воспитанию подростков в рамках единого театрально-игрового пространства школы могут быть использованы в других регионах России;

- теоретические выводы и практические материалы исследования апробированы при подготовке режиссеров любительского театра на факультете культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета;

- материалы исследования могут служить основой для проведения курсов по педагогике, для подготовки разделов учебных пособий по теории и методике эстетического воспитания, написания курсовых и дипломных работ.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью, использованием системы методов, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью объекта выборки, проведением эксперимента в строго контролируемых условиях, обобщением пятилетнего опыта работы диссертанта в качестве художественного руководителя школьного театра гимназии №2 г. Мурманска.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Место и роль средств школьной театральной педагогики меняются адекватно этапам творческой деятельности школьного театра: в период организации коллектива доминируют игровые средства, при работе над спектаклями - драматургические средства, после премьеры спектакля ведущими становятся коммуникативные средства.

2. Критерии и уровни творческой воспитанности подростков средствами школьной театральной педагогики позволяют осуществить дифференцированный подход к учащимся во внеклассной работе.

3. Организация познавательно-игрового стиля жизнедеятельности подростков в образовательном пространстве школы осуществляется на основе реализации программы «Дети — Театр - Творчество».

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись как в процессе опытно-экспериментальной работы, так и посредством публикаций основных положений и результатов, полученных в ходе исследования. Выводы и теоретические положения диссертации одобрены на кафедре общей педагогики Мурманского государственного педагогического университета. Апробация научных материалов проходила в ходе выступлений на V Царскосельских чтениях (СПб, 2001), Международной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (г. Мурманск, 2002), региональной научно-практической конференции «Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы» (г. Мурманск, 2003).

Материалы исследования нашли отражение в 10 публикациях, из которых научных статей - 4, тезисов научных докладов — 4, программ — 2.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографии (224 наименования). Материал изложен на 146 страницах компьютерного текста, содержит 12 таблиц, 2 схемы, 2 диаграммы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Руденко, Александр Викторович

Заключение

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Ретроспективный анализ использования средств школьной театральной педагогики в истории отечественной педагогической мысли подтвердил актуальность поиска инновационных путей творческого воспитания подростков.

2. Обращение к искусству театра обеспечивает формирование творческой воспитанности подростков как сложного интегративного качества их личности, характеризующегося следующими критериями: интересом к искусству театра, эмоциональной отзывчивостью, способностью актёрского перевоплощения, способностью сценического общения, способностью мизансценирования, наличием фонда театрально-эстетических понятий и представлений.

3. Разработка критериев творческой воспитанности школьников позволила выявить три её условных уровня: допустимый, нормальный, высокий.

4. Экспериментальная работа подтвердила эффективность предложенной типологии средств школьной театральной педагогики, представленной игровыми, драматургическими и коммуникативными средствами.

5. В исследовании показаны пути реализации модели творческого воспитания учащихся средствами школьной театральной педагогики.

6. Одним из условий творческого воспитания подростков является личность учителя, обладающего артистизмом.

7. Переходу подростков на более высокий уровень творческой воспитанности способствует создание театрально-игровой среды, предполагающей наличие приоритетных видов деятельности: учебно-творческая деятельность в школьном театре; длительная творческая комплексная) игра; познавательно-игровой стиль жизнедеятельности школы; система сотворчества его внеклассной работе.

8. Школьный театр является органическим продолжением учебно-воспитательного процесса и синтезирует в себе следующие факторы: влияние учебно-творческой работы, личности руководителя и коллектива на каждого подростка.

9. Каждому этапу деятельности театрального коллектива соответствуют определенные средства. В период организации коллектива доминирующую роль выполняют игровые средства - имитация, театрализация, импровизация. В процессе подготовки спектакля на первый план выходят драматургические средства театральной педагогики. Во время премьеры ведущими становятся коммуникативные средства.

10. Формирующий эксперимент показал жизненность и своевременность программы «Дети — Театр — Творчество», направленной на стратегию творческого воспитания подростков. Три блока программы: «Познавательная деятельность подростков в приобщении к искусству театра», «Развитие умений и навыков театральной игры», «Познавательно-игровая деятельность» - позволяют погрузить подростка в ауру театрального искусства. Педагогическое воздействие на личность подростка осуществлялась: через тематизм программы; многообразие форм творческой деятельности; интеграцию средств школьной театральной педагогики; выбор методов и приемов развития творчества, адекватных природе театра; максимальное приближение цели и задач конкретного занятия к личности учеников V — VIII классов.

11. Глубокое переживание и впечатление от искусства театра детерминирует у подростка появление ценностного отношения к нему. Ценностно-ориентационный компонент в подростковом возрасте приобретает значение ведущего, поскольку личность на этом этапе активно ищет ценностные ориентиры для подражания и самосовершенствования.

12. Контрольный эксперимент, проведённый адекватно процедуре констатирующей диагностики, показал качественные изменения в уровнях творческой воспитанности подростков. Средний показатель допустимого уровня творческой воспитанности сократился на 15,24 %, нормальный уровень повысился на 5,24 %, высокий возрос на 10%.

13. Проведенное исследование полностью подтвердило гипотезу и решило задачи диссертационной работы. В то же время оно не исчерпывает решение проблемы творческого воспитания подростков средствами школьной театральной педагогики и указывает перспективы для её дальнейшего изучения: нравственно-эстетическое воспитание старшеклассников средствами школьной театральной педагогики; роль театрально-игровой среды в развитии творческих способностей учащихся начальной школы; драматизация как игровое средство школьной театральной педагогики и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Руденко, Александр Викторович, 2004 год

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. — 299 С.

2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. - 240 С.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 448 С.

4. Алдашева А.А. Индивидуальная стратегия поведения в межличностном взаимодействии // Физиология человека. — 1993. Т. 19. — № 6. — С. 22 — 29.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 494 С.

6. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление // Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. М., 1991. - С. 45 - 72.

7. Ананьев Б.Г. Задачи современной технологии искусства // Художественное творчество. — JL: Наука, 1982. — С. 246 — 251.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Б.Г. Ананьев. Избранные психологические труды: В 2 Т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980. - С. 16 — 178.

9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческий личности: Основы педагогики творчества. — Казань: КГУ, 1988. — 238 С.

10. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: КГУ, 1996. - 567 С.

11. Анохин П.К. Системный механизм высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979.-454 С.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие // Сокращ. пер. с анг. В.Н. Самохина; Под ред. В.П. Шестакова. М.: Прогресс, 1974. - 392 С.

13. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства // Пер. с англ. Г.Е. Крейдлина; Под ред. В.П. Шестакова. М.: Прометей, 1994. - 352 С.

14. Ауслендер Е.А. Работа по театру в школе 2-ой ступени // Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1979.-Т.1.-304 С.

15. Ахмедова М.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами детского театра : Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ташкент, 1978. -18 С.

16. Бабанин JI.H. Компьютерная методика исследования современной деятельности // Психологический журнал. — 1993. — №6. Т. 14. — С. 96 — 102.

17. Баранов П.В., Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. — М., 1989. 290 С.

18. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 140 С.

19. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. — 64 С.

20. Батищев Г.С. За воспитание, но дру го доминантности // Вестник высшей школы. М., 1989. -№11.

21. Батищев Г.С. Творчество и рациональность (К определению понятия человека) // Человек, творчество, наука / Под ред. Ф.В. Константинова, Ю.А. Левады, Ю.В. Сачкова. М., 1967. - С. 83 - 98.

22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-318 С.

23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Наука, 1979. — 423 С.

24. Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании // В помощь семье и школе. Педагогическая академия в очерках и монографиях. — М., 1911.

25. Белинский В.Г. О театре .-М.: Детгиз, 1961. —95 С.26

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.