Социально-культурное развитие Республики Дагестан: религиозная составляющая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат наук Габибова, Муслимат Раджабовна

  • Габибова, Муслимат Раджабовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 193
Габибова, Муслимат Раджабовна. Социально-культурное развитие Республики Дагестан: религиозная составляющая: дис. кандидат наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Майкоп. 2013. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Габибова, Муслимат Раджабовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Роль религии в социально-культурном развитии 16 современного общества

§ 1.1. Религия как социальный институт общества: теоретико- 16 методологические аспекты

§ 1.2. Социокультурный анализ религиозной идентичности народов 36 Дагестана

Глава II. Влияние социокультурных трансформаций на особенности 71 религиозных установок населения Дагестана

§2.1. Роль и место религиозных установок в структуре 71 национального самосознания современных дагестанцев

§2.2. Проблемы и противоречия формирования этнической и 103 конфессиональной идентичности

§2.3. Конфликтогенный потенциал этноконфессиональной 125 идентичности в современном дагестанском социуме

Заключение

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 АНКЕТА: ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ ПРИЛОЖЕНИЕ №2: ТАБЛИЦЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-культурное развитие Республики Дагестан: религиозная составляющая»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность диссертационного исследования. Превращение религии в заметный фактор социокультурной жизни современного российского общества ставит новые задачи перед социологической наукой, одной из которых является основательное изучение религиозной ситуации в регионах страны, где традиционной религией является ислам. Ислам занимал в прошлом, и занимает в настоящее время огромное место в структуре национального самосознания дагестанских народов. За многовековую историю своего функционирования в Дагестане ислам пронизывает все основные сферы жизнедеятельности дагестанцев. Как показывают исследования дагестанских ученых, ислам особенно активно проявляется в таких сферах национального самосознания, как религиозная, политическая, этическая, эстетическая и др. Хотя в системе исторической хронологии мировых религий ислам занимает последнее место, он установил своеобразный «пограничный столб» в истории религий вообще. После его возникновения история больше не знает появления подобных классических феноменов. Суть дела в том, что в этот период в обществе сложились закономерные объективные предпосылки и субъективные факторы, которые подвели историческую базу дальнейшей невостребованности в появлении новых форм мировосприятия1.

«Среди всех регионов распространения ислама в РФ, даже СНГ, по уровню проявления в сознании, психологии, в быту и соблюдению мусульманской суннитской обрядности, Дагестан, бесспорно, занимает первое место и сохраняет за собой титул Форпоста суннитского ислама на Кавказе»2.

Актуальность диссертационного исследования также обусловлена тем, что ислам в современном Дагестане переживает процесс возрождения. В

' Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам в модернизирующемся мире. - Махачкала, 2011. - С.4.

2 Вагабов М.В. Внешние и внутренние факторы распространения ваххабизма в Дагестане и Чечне//Алимы и ученые против ваххабизма. Махачкала, 2001. С. 146.

республике построена система исламского образования (кружки по изучению ислама, мактабы, медресе, исламские вузы), функционирует огромное число мусульманских культовых объектов, массовым явлением стал хадж. Идет процесс возрождения исламской культуры.

Исламские идеи пронизывают светское искусство, литературу. Ислам за последние годы в то же время значительно политизируется. В республике появились религиозно - политические экстремистские течения. За последние годы в дагестанском обществе идет активный диалог между представителями западных ценностей и ценностей ислама. Все эти неоднозначные процессы в исламском движении Дагестана ярко проявляются в самосознании дагестанцев. Этим обусловлена необходимость научного осмысления роли религиозного компонента в национальном самосознании народов Дагестана.

Таким образом, изложенные проблемы указывают на методологическое и практическое значение исследования социально-культурных особенностей, развития религиозных установок населения Республики Дагестан, что и обусловило выбор темы данного диссертационного исследования, его объекта и предмета.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. За последние годы большой вклад в исследование проблем роли религиозного фактора в жизни современного северокавказского социума был внесен учеными Юга России. На основе данных социологических исследований, этнополитического и

этноконфессионального мониторинга ими были проанализированы причины и характер роста этноконфессиональной напряженности, усиления религиозно-политического экстремизма и терроризма в субъектах региона. В этой связи необходимо отметить научные труды ученых Добаева И.П., Черноуса В.В. Котеленко Д.Г., Авксентьева В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриева A.B., Ляушева С.А., Ханаху P.A., Фролова JI.H. Существенный вклад в изучение рассматриваемого нами вопроса внесли ученые института

этнологии и антропологии РАН Тишков В.А., Булатов Г.О., Кисриев Э.Ф., Ярлыкапов A.A. и другие.

Изучение проблем религиозно-политического экстремизма и этноконфессиональной толерантности является важным направлением в научной деятельности Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН на протяжении последних 20 лет. Среди важнейших изданий РЦЭИ с 2002 года в области этноконфессиональных отношений можно назвать монографии Гаджиева Р.Г., Арухова З.С., Алиева А.К., Ханбабаева K.M., Курбанова Х.Т.. Терроризм как серьезный вызов глобальной и национальной безопасности рассматривается в исследованиях Юсуповой Г.И., Алиева А.К.3

Вопросам истории ислама в Дагестане посвящены многочисленные труды известных российских исламоведов Шихсаидова А.Р., Вагабова М.В., Курбанова М.Р., Курбанова Г.М., Ханбабаева K.M., Кисриева Э.Ф., Абдулагатова З.М. и т.д.

В работах Примакова Е.М., Добаева И.П., Полякова К.В., Арухова З.С., Вагабова М.В., Вагабова Н.М., Ханбабаева K.M., Игнатенко A.A., Кудрявцева А., Малашенко A.B., Мухаметшина Ф.М., Набиева P.A., Нуруллаева A.A., Полонской JI.P. и других нашли отражение процессы возрождения ислама на современном этапе, теоретические и практические вопросы взаимосвязи и взаимовлияния религии и политики, проблемы политического радикализма в исламе, его международная деятельность4.

3Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: Особенности его проявления на Северном Кавказе. - Махачкала, 2002 - 255 е.; Арухова 3.C. «Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Проблемы и взаимоотношения власти и оппозиции». — Махачкала: Издательский дом «Новый день», 2002. - 280 е.; Алиев А.К., Арухов 3.C., Ханбабаев K.M. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. M., 2007., Курбанов X.T. Религиозно-политический экстремизм на Северо-Восточном Кавказе: идеология и практика (на материалах Республики Дагестан) 2006. 24 с. Юсупова Г.И. Глобализация и трансформационные процессы в социально-политической сфере республик Северного Кавказа. M., 2007; Она же. Глобализация и этнополитическая безопасность Юга России. M., 2009. Алиев А.К., Юсупова Г.И. Терроризм как угроза глобальной и национальной безопасности. - Махачкала: Изд-во «Наука ДНЦ РАН», 2010 -512 с.

4Примаков E.M. Мир после 11 сентября. M., 2002; Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. М., 2001; Добаев И.П. Исламский радикализм. Ростов н/Д, 2002; Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002; Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и

Профессор Вагабов M.B.5 вполне справедливо выделяет тезис о том, что ни одному из политических или иных движений и партий не удавалось оказывать столь сильное воздействие на общественное сознание на протяжении длительного времени, как это удается делать исламу, особенно, в Дагестане. Большой вклад в исследование этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе и в Дагестане, роли ислама в регионе внес дагестанский ученый Ханбабаев K.M.6 Многочисленные научные труды Ханбабаева K.M., посвящены проблемам взаимовлияния геополитического фактора и этнополитических процессов. Сотрудничая с наиболее авторитетными учеными республик Северного Кавказа, Москвы, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Краснодара, он проводил важные и чрезвычайно необходимые для страны и региона исследования, которые стали, несомненно, значительным вкладом в науку и практику этнокультурной и этнополитической жизни такого уникального по своему национальному

у

составу региона России, как Северный Кавказ .

В работе использованы труды дагестанских ученых, освещающие современные трансформационные процессы в этноконфессиональной и этнополитической сферах Республики Дагестан. Среди них работы Алиева

практики. Махачкала, 1999; Его же: Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Проблемы взаимоотношений власти и оппозиции. Монография. Махачкала: Новый день, 2002.

5 Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам в модернизирующемся мире. Махачкала, 2011. - 720 с. бХанбабаев К. М., Якубов М. Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия,- Республиканская газетно-журнальная типография Махачкала, 2008..; Ханбабаев K.M. Дагестан в религиозном измерении// Дагестанский социологический сборник - 2007. Махачкала: 2007.;

Ханбабаев K.M. Ислам в духовной и общественной жизни народов Дагестана.// Наука и социальный прогресс. - Махачкала, 1997 е.; Ханбабаев K.M. Исламский мистицизм в Дагестане// III - религии. 2001. 30 мая; Ханбабаев K.M. История и эволюция ислама на Кавказе.//Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно практической конференции (15 октября 2003 г.). - Махачкала: Издательство «Юпитер», 2004.; Ханбабаев K.M. Мюридизм в Дагестане в XIX - начале XX в.// Ислам в Дагестане. Межвуз. Науч. - темат. сб. ст. - Махачкала, 1994.; Ханбабаев K.M. Нажмутдин Самурский (Эфендиев) - видный общественно - политический и государственный деятель Дагестана: Монография. - Махачкала: Изд. Дом «Народы Дагестана», 2007.; Ханбабаев K.M. Религии и религиозные организации в Дагестане: Справочник. Махачкала: ГУП «Даг.кн. изд-во», 2001.; Ханбабаев K.M. С. - А. Ацаев и суфийская космология, космогония и социология.//Наука и молодежь. - Вып. III. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2000.; Ханбабаев K.M. Суфизм в современном Дагестане.// Болгария. Дагестан. Турция. Вып.У. - Махачкала, 2000.; Ханбабаев K.M., Религиозно-политический экстремизм в России: состояние и проблемы. Монография. - Махачкала: Издательство «Лотос», 2010. -720с.

7Юсупова Г.И. Ханбабаев K.M. - ученый и политик.// «Роль региональных политиков в становлении современной российской государственности», посвященная памяти М.М. Гусаева, З.С. Арухова, Г.М. Курбанова. Региональная научно-практическая конференция. Махачкала. 2011.

А.К., Абдулагатова З.М., Абдулаева Д.М., Мустафаева М.Б., Муслимова Т.К., Магомедовой М.З., Муслимова С.Ш.

Изучению роли религиозного фактора в жизни народов Республики Дагестан посвящены труды многих местных исследователей. Исторические предпосылки становления и формирования конфессиональных отношений в Дагестане освещены в работах Асхабалиева Р.Х., Казанбиева М.А., Курбанова Г.М., Курбанова М.Р., Летифова А.Г., Пашаева Ш.Ю., Халилова A.M., Шихсаидова А.Р.

Феномен исламского радикализма в Дагестане представлен в работах Абдулагатова З.М., Арухова З.С., Асиятилова С.Х., Бобровникова В.О., Бережного С.Е., Макарова Д.В., Максакова И., Сюкияйнен J1.P., Халидова Д., Ханмагомедова Я.М.

Специфика развития конфессиональных процессов в Республике Дагестан, характеризующаяся полиэтничностью, поликонфессиональностью, нашла отражение в трудах Вагабова М.В., Вагабова Н.М., Гусаева М.М., Кисриева Э.Ф., Рагимовой П.Ф., Омаровой Т.О., Шапиевой О.Т., Ярлыкапова

A.A., также в трудах зарубежных (Беннигсен А., Уимбуш С.Э., Зелькина А.) и российских исследователей (Абдулагатов З.М., Саидбаев Т.С., Силантьев Р., Ярлыкапов A.A., Муртузалиев С.И., Алиев А.К., Амиров С.Д., Бережной С.Е., Крайнюченко П.В., Кисриев Э.Ф., Курбанов Г.М., Ланда Р.Г., Максаков И.).

Изучением проблем религиозного возрождения Дагестана занимаются Абдулагатов З.М., Шахбанов М.М., Муслимов С.Ш., Магомедова М.З. и т.д.

Проблемы формирования идентичности новой России отмечаются в работах ученых Мусаева И.М., Биканина К.Т., Дробижевой Л.М., Тишкова

о

B.А., Абдулатипова Р.Г., Бромлей Ю.В. и многих других .

8Мусаев И.М. Национальная идентичность и права человека/Лушш.rapn.ru, Биканин К.Т. Идентичность в нестабильном обществе//Национальная идентичность России и демографический кризис/ Материалы Всероссийской научной конференции (29-21 октября 2006 г.). М., Научный эксперт 2007. С 673-680, Дробижева Л.Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость//Безопасность Евразии. 2003. №2, Абдулатипов Р.Г. Российская нация (этнонациональная и гражданская идентичность

Динамичные процессы в конфессиональных отношениях активно обсуждаются в СМИ, в том числе и в Интернете. В последнее время наблюдается множество публикаций в журналах и газетах республиканских и центральных СМИ, в материалах интернет- сайтов, посвященных отдельным вопросам специфики этноконфессиональной ситуации в Дагестане.

Проблемно-аналитический обзор состояния знаний об исламе в структуре национального самосознания позволяет сделать итоговый вывод. Каждая из рассмотренных групп исследований сосредоточивает свои усилия на изучении и концептуализации какой-либо одной стороны влияния и роли ислама на дагестанское общество. Вследствие отраслевого подхода, определяющего односторонность рассмотрения проблемы, каждая группа исследователей не способна предложить целостную картину ислама в структуре национального самосознания дагестанского общества.

Поэтому возникает необходимость эмпирически обосновать представление о национальном самосознании дагестанского общества, мотивах и формах поведения в тех или иных сферах национальной жизни, зафиксировать статичную картину дагестанского национального самосознания, что актуализирует тему исследования.

Проблема исследования заключается в недостаточной социологической изученности современного состояния религии в дагестанском обществе.

Объектом диссертационного исследования выступает социально-культурное развитие полиэтничного российского региона.

Предметом диссертационного исследования являются социально-культурные особенности религии Республики Дагестан.

Цель исследования - социологический анализ религиозной составляющей социально-культурного развития полиэтничного общества (на материале Республики Дагестан).

россиян в современных условиях). М. Научная книга 2005., Ю.В. Бромлей. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

Для достижения этой цели диссертант предполагает решение следующих задач:

- изучение социокультурных особенностей развития религии в современном обществе;

- анализ роли и значения религиозного компонента в системе культурных ценностей народов Дагестана;

- выявление и исследование особенностей религиозных установок современных дагестанцев;

- изучение состояния этнической и религиозной идентичности дагестанцев в период социокультурных трансформаций;

- исследование причин религиозных конфликтов в дагестанском обществе.

Гипотеза исследования - ислам в современном Дагестане представляет собой определенную совокупность религиозных установок, специфическую социокультурную форму, адаптированную к конкретным условиям, обычаям и нравам народов Дагестана, и оказывает серьезное влияние на образ жизни современных дагестанцев.

Методологическую основу диссертации составляют системный, структурно-функциональный, культурно-детерминистский подходы, использование которых позволяет определить роль религиозных ценностей в функциональной дифференциации ценностно-нормативной структуры ислама, анализировать механизмы взаимопроникновения личности, религиозной группы и общества, основой которых является система исламских ценностей.

Использование системного подхода позволило выявить механизмы координации и субординации элементов, обеспечивающих сохранение ценностно-нормативного порядка ислама как целостной системы.

Применение структурно-функционального подхода дало возможность выявить значение ислама в структуре национального самосознания,

определить его роль и место в условиях современных социокультурных трансформаций.

В исследовании учтен принцип культурного детерминизма, который позволил обосновать объективную закономерную зависимость и причинную обусловленность всех структур мусульманского общества от особенностей религиозной системы ислама как духовной сферы.

Генетический подход дал возможность проанализировать генезис и развитие ислама в структуре национального сознания и самосознания, как социального продукта процесса усвоения норм и ценностей ислама в иной социокультурной среде, интегрировать историко-сравнительные и социологические методы.

Теоретической основой диссертационного исследования являются труды западных и отечественных ученных. Проблема национального самосознания на основе эмпирических исследований активно изучают западные и отечественные этносоциологи Anderson В.9, Bourdieu Р.10, Аклаев А.Р., Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов С.С., Галкина Т.А., Синкевич З.В.). С середины 1980 -х годов в отечественной психологии начинает реанимироваться этнопсихологическое направление исследований, в котором сначала этническое самосознание, а позже этническая идентичность становятся центральными объектами изучения (Агеев B.C., Асмолов А.Г., Лебедева Н.М., Левкович В.П., Панкова Н.Г., Леонтьев A.A., Павленко В.Н., Солдатова Г.У., Денисова Г.С., Петренко В.Ф., Платонов Ю.П., Почебут Л.Г., Старовойтова Г.В., Стефаненко Т.Г., Юрьевна Х.В. и ДР-)-

В последние годы в отечественной литературе шел достаточно заинтересованный поиск форм идентификации понятия национального самосознания и его соотношения с этнической идентичностью. Иногда оба понятия приравниваются, однако мы не ставили своей целью рассмотреть

9 Anderson В. I margined Communities: Reflections on the Origins and Spread of Nationalism. L. -N.Y., 1983;

10 Bourdieu P. Espace social at genese des clases. Actes de la recherché en sciences sociales. Paris, 1984. №52-53 P.6;

вопрос о правомочности использования того или иного термина. Согласно исследованиям ряда ученых (J1.M. Дробижевой, Е.Арутюновой и др.), понятие «национальное самосознания» действительно, подверглось видоизменениям, и сегодня часто подменяется термином этнической идентичности. В своей работе опираемся на определение понятия национальное (этническое) самосознание, данное Денисовой Г.С. п.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют результаты следующих социологических исследований:

- экспертного социологического опроса на тему: «Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность в Республике Дагестан и на Северном Кавказе», проведенного в 2003 году Аруховым З.С., Ханбабаевым K.M., Амирбековым A.M., которым было охвачено 303 человека.

социологических исследований, проведенных в 2004 году Абдулагатовым З.М. ( ИИАЭ ДНЦ РАН) в восьми сельских районах и двух городах Республики Дагестан. Общее количество респондентов составило 494 человек;

- социологического исследования, проведенного Ханбабаевым K.M. в 5 городах и 16 районах РД в 2005 - 2006 гг. среди 576 респондентов по проблеме «Религиозные ценности».

- социологического исследования проведенного в 2011 году, с целью анализа общественного мнения относительно закона от 20 сентября №15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» Региональным центром этнополитических исследований ДНЦ РАН по заданию Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям РД. Опросом было охвачено 1000 респондентов;

Денисова Г.С. Южнороссийская идентичность в условиях административного преобразования макрорегиона// Социология в системе научного управления: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса. М: ИС РАН, 2012 г.; Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост.пед. университета, 1996. -С.24.

- собственную эмпирическую основу диссертационной работы составляют данные анкетного опроса, проведенного автором в 2009-2011гг. в двух городах РД (г. Дербент и г. Махачкала) и в трех сельских районах (Кайтагский район с. Джавгат и с. Маджалис, Каякентский район с. Новокаякент и Гунибский район, с. Гуниб). В различной степени опросом были охвачены все три географические зоны Дагестана, сельское и городское население. Общее число опрошенных - 560 человек. Целью анкетирования было исследование роли религиозного компонента в структуре национального самосознания дагестанских народов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в использовании социокультурного контекста при изучении современного состояния этноконфессиональной идентичности народов Дагестана.

1. Определены теоретико-методологические особенности анализа религии как социального института в условиях современных социокультурных трансформаций;

2. Автором прослежена историческая и социокультурная динамика развития религиозной идентичности народов Дагестана;

3. На основе анкетирования, как важного инструмента изучения общественного мнения, автором проанализирована роль исламского компонента в национальном самосознании дагестанских народов;

4. Автором выявлены социально-экономические, политические, идеологические корни возникновения этноконфессиональных противоречий в Дагестане;

5. Подтверждено, что территории взаимодействия различных религиозных систем представляют собой очаги повышенной конфликтности, характерные не только для регионов взаимодействия мировых религий, но и ответвлений в рамках одной конфессии. (В Дагестане это - традиционный ислам и салафизм).

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть

основой для дальнейшего теоретико-методологического изучения проблемы развития ислама в социокультурной среде современной России, использованы исследователями других субъектов Северного Кавказа для соответствующего анализа социокультурной динамики религии.

В работе обращено внимания на исторически имевшие место в Дагестане, но забытые, обойденные современным исламским сознанием возможности религиозно-идеологического противодействия религиозному экстремизму. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы органами государственной власти и общественными организациями субъектов СКФО в практической деятельности по организации комплексной системы противодействия религиозно-политическому и этническому экстремизму и сепаратизму.

Материалы диссертации могут представлять интерес также для средств массовой информации и других структур, содействующих решению проблем развития межконфессиональной толерантности, формированию адекватного отношения к исламу. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов социологии, политологии, культурологи, этнопсихологии, конфликтологии.

На защиту выносятся следующие положения

1. Религия, как социальный институт, в условиях радикальных социокультурных трансформаций создает дополнительные по отношению к другим институтам условия, гармонизирующие процессы социализации, индивидуализации и идентификации личности.

2. Анализ современной этноконфессиональной ситуации в Республике Дагестан свидетельствует о возрастании роли религиозных установок в общественном сознании дагестанцев.

3. Высокая значимость этнической и религиозной идентификации для дагестанских народов обусловлена рядом социальных причин: низкими показателями социально-экономического положения данного субъекта Российской Федерации, ростом миграционной активности населения

(переселением в последние десятилетия значительной части горского населения на равнину, религиозность горцев традиционно в Дагестане была выше).

4. Социологический анализ религиозных установок современных дагестанцев показал, что ислам в Дагестане связывает индивида с национальными корнями, вводит в контекст национальной истории, формирует чувство причастности к судьбе своей страны.

5. Религиозный компонент общественного самосознания современных дагестанцев имеет неоднозначный характер. С одной стороны, он выполняет интегрирующую, независимо от этничности, функцию. С другой стороны, опасной тенденцией развития современного дагестанского общества является рост фанатизма и религиозного радикализма определенных социальных групп населения (особенно в молодежной среде), выпадение их из системы социального взаимодействия, стремление этих групп к созданию теократического государства на территории Дагестана.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в 8 научных публикациях, общим объемом 5 п.л., в том числе 3 в рецензируемых изданиях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании ученого совета регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН. Основные положения диссертационного исследования были изложены в выступлениях на следующих научных конференциях: Международной научной конференции «Россия и Кавказ: история и современность» (Махачкала, Республика Дагестан, 2009); Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы формирования и развития системы непрерывного образования населения в области противодействия политическому экстремизму и терроризму на Северном Кавказе» (Махачкала, 2011); Региональной научно-практической конференции «Роль региональных политиков в становлении современной российской государственности», посвященной памяти М.М. Гусаева, З.С. Арухова, Г.М. Курбанова (Махачкала, 2011); Результаты исследования также были изложены в ходе

работы первой политологической школе «Каспий» в Махачкале в июне 2012 года.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащие пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I. РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

§ 1.1. Религия как социальный институт общества: теоретико-методологические аспекты.

Религия есть звено социокультурных связей, функционирование

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Габибова, Муслимат Раджабовна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Нормативные акты:

1. Информация о религиозной ситуации в Республике Дагестан на 01.01.11 год // Служебный документ Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям РД.

2. Информация об итогах паломничества дагестанских мусульман в Королевство Саудовская Аравия в 2010 году // Служебный документ Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям

РД.

3. Текущий архив Управления по делам религий Министерства по национальной политике, информации и внешним связям РД. Фонд «Исламские учебные заведения РД». Папки «Мактабы в РД в 2006 г.», «Медресе в РД в 2006 г.», «Исламские вузы в РД в 2006 г.»

4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)./СПС «Консультант Плюс», 2011 год.

5. «Конституция Республики Дагестан» (ред. от 03.11.2010) (принята Конституционным Собранием 10.07.2003)./СПС «Консультант Плюс», 2011 год.

6. Комиссия по противодействию политическому и религиозному экстремизму при Госсовете РД посвятила данному вопросу одно из своих заседаний, где было принято Решение «О состоянии религиозного образования и оборота религиозной литературы в Республике Дагестан» (5 октября 2001 г.).

Книги:

7. Абдулагатов, 3. М. Ислам в массовом сознании дагестанцев (Монография). -Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2008. 204 с.

8. Абдулагатов, 3. М. Проблемы этноконфессиональной дистанцированности православных и мусульман в России и Дагестане: Этнополитические

исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. -Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005.

9. Абдулагатов, З.М. Проблемы и тенденции становления, современных государственно - конфессиональных отношений в России (на примере православия и ислама) ИИАЭ ДНЦ РАН. - Махачкала. 2006. 182с.

Ю.Абдуллаев, М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993.

П.Авксентьев, A.B. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1984.

12.Агаев, А. Г. Нажмутдин Самурский. Политический портрет. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1990. 344 с.

13.Акаев, В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов на/Дону, 2004г.

14. Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: Издательство «Лотос», 2007.. ..с

15.Алиев, А.К. Юсупова, Г.И. Терроризм как угроза глобальной и национальной безопасности. - Махачкала: Изд-во «Наука ДНЦ РАН», 2010г. 512 с.

16.Алиев, А.К., Юсупова, Г.И. Миротворчество и народная дипломатия на Северном Кавказе. - Махачкала: Издательство тип. ДНЦ РАН. 2002г. 144 с.

17.Алиева, Б. А. Ислам и наука. Махачкала. Даг. КН. Изд-во, 1978. 120 с.

18.Алиева, Б.А. Современный ислам и наука. -М.: Знание, 1981.

19. Арутюнян, Г.Г. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2006. 336с.

20.Арутюнян, Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология. - М., 1999.

21.Арухов, З.С. Россия и Дагестан в новом геополитическом пространстве. Монография. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2006.126 с.

22.Арухов, З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала, 1999.

23.Асиятилов, С. X. Спасение Дагестана в исламе. - Махачкала. 1995. 94 с.

24.Атеисты в наступлении: Преодоление пережитков ислама в национальном самосознании. -М.: Сов. Россия. 1978. 143 с.

25.Аширов, Н. Ислам и нации. М., Политиздат, 1975. 144 с.

26.Баглай, М.В. Конституционное право РФ: Учебник. М.: 2004. 426 с.

27.Барковская, Е.Ю. Современное государство и традиции культуры управления в исламе. М.: Изд-во РАГС, 2008.

28.Белов, А. В.. Правда о православных «святых». -М.: Наука, 1981

29.Библейский энциклопедический словарь для дома и школы./ Сост. Э. Нюстрем: Пер. с швед. М., 1999. 402 с.

30. Библия: Книга священного писания Ветхого и Нового заветов. Пс. 91. 13.

31. Бойко, В.В. Доброта в нас и вокруг нас. М.: Знание, 1988.

32. Бромлей, Ю. В. Современные проблемы этнографии. - Москва; 1981. - С.56.

33. Бушуев, С. К. борьба горцев за независимость под руководством Шамиля М.,Л., 1939..58 с

34. Вагабов, М. В. Дагестанскому исламоведению - научную основу. 105 с.

35.Вагабов, М.В. Ваххабизм: история и современность/ М.В. Вагабов. -Махачкала.: ИПЦ ДГУ, 2000.. -.. (Мин-во образ. РФ. ДГУ).

36.Вагабов, М.В., Вагабов, Н.М. Ислам: сущность и существование. Махачкала: Даг. книг, изд-во, 2005.

37.Вагабов, М.В., Исмаилов, А.Ш., Ханбабаев, K.M., Вагабов, Н.М. Религиоведение. Учебник для студентов вузов. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007.193 с.

38.Вагабов, Н.М. Ислам и глобализация. Махачкала: Полиграфсервис, 2005.

39.Вагабов, М.В., Вагабов, Н.М. Ислам в модернизирующемся мире. Махачкала, 2011.-720 с.

40.Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно-практической конференции (15 октября 2003 г.). - Махачкала: Издательство «Юпитер», 2004. 784 с.

4¡.Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала. 1980; Шихсаидов, А.Р., Айтберов, Т.М., Оразаев, Г. М-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

42.Габинский, Г. JI. Теология и чудо. Критика богословских концепций. М.: Мысль 1978. 124с.

43.Государство и религия в Дагестане: Информационно аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий. - Махачкала: Изд-во «Юпитер», Вып. 1 (6), 2004. - 182с.

44. Гуманизм, атеизм, религия. М., 1978. 274с.

45.Гусейнов, А.Г. Социальные конфликты Северного Кавказа: состояние и пути урегулирования. М.: Наука, 2007.

46.Дагестанский социологический сборник - 2002, ИИАЭ ДНЦ РАН; Отв. Ред.: Абдулагатов, 3. М. - Махачкала, 2003. 88с.

47. Денисова, Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. -Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. университета, 1996.

48.Дибиров, Абдул-Насир Зирарович, Исрапилова K.M. Дагестанцы КТО МЫ?: Политические беседы. - Махачкала, 2006.112 с.

49.Добаев, И.П. Современный терроризм региональное измерение / Отв. Ред. Ю. Г. Волков. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВИ ЮФУ, 2009 г.

50.Еремеев, Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления.: Политиздат, 1990. 248 с.

51.Жданов, Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989.

52.3алимханов, З.М., Ханбабаев, K.M. Политизация ислама на Северном Кавказе (на примере Дагестана и Чечни). Махачкала: Буйнакский филиал ДГПУ, 2000.144с.

5 З.Ислам в советском и постсоветском пространстве: история и методологические аспекты исследования. Материалы Всероссийской конференции. «Ислам в современном и постсовременном пространстве: формы выживания и бытования». (Казань, май 2003 г.) - Казань, 2004. 194 с.

54.Ислам и исламская культура в Дагестане. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.

55.Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Восточная литература РАН, 2001.

56. Ислам и национальные традиции. - Махачкала: Даг. книг, издательство, 1984. 140 е..

57.Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М., 2005.

58. Ислам на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции. Н. Новгород, 2001.

59.Ислам от А до Я/ Сост. А. А. Савинов. - М.: Аст: Восток-Запад, 2007. 295с.

60. Ислам срывает маску с экстремизма: Сб.ст./ Ислам.аналит. центр по противостоянию экстремизму. М., 2004.

61.Исмаилов, А.Ш. Ханбабаев, K.M., Рагимов A.A. Религии в Дагестане: история и современное состояние. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2007. 288 с.

62.Исмаилов, Александр Шахбасович и др. Религии в Дагестане: история и современное состояние./ Исмаилов А.Ш., Ханбабаев K.M., Рагимов A.A. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 2002г.

63.Исрапилов, А. М. Социология религии. Махачкала, 1995 г.

64.Каймаразов, Г.Ш. Просвещение в Дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989.

65.Керимов, Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.

66.Керимов, М.М. Традиционная мусульманская культура России в условиях модернизации. Грозный, 2009. 184 с.

67.Кислюк, К.В., Кучер, О.Н. Религиоведение: Учебное пособие для высших учебных заведений (2-е изд., испр.И доп.) Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д. Феникс; х.: Торсин. 2003. 512 с.

68.Кисриев, Э.Ф. Ислам в Дагестае. - М.: Логос, 2007. - 132 с. - (Ислам в России/ Под ред. Проф. A.B. Малашенко).

69.Кисриев, Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане. М.: Издательство «О.Г.И.», 2004.

70. Козлова, Е. И., Кутафин, O.E. Конституционное право России: Учебник. М., 2008..167 с.

71.Кудрявцев, В.В. Лекции по религии и свободомыслия. - 3-е изд. Испр. И доп. - Мн.: Тетра Системе, 1998. - 384 с.

72. Курбанов, М. Р. Курбанов, Г. М. Религия в истории народов Дагестана. Махачкала, 2006. 376 е..

73.Курбанов, М.Р., Курбанов, Г.М. Религии в истории народов Дагестана. -Махачкала 2009г. - 173 с.

74.Курбанов, М.Р., Курбанов, Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. -Махачкала ИПЦ ДГУ, 1996г. - 105с.

75. Курсанов, Г.А. Ленинская теория истины и кризис буржуазных воззрений. М., 1977., 321 е..

76. Ибрагимов, М.-Р. А.. Этносы и конфессии Дагестана в конце 20 в начале 21 века: Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005. -213с..

77.Мавлютов, P.P. Ислам. М., Политиздат, 1969. 159с. (Б-ка «Соврем.религии»).

78. Магомедова, М. 3. Идентичность и толерантность как условие стабильности северокавказского социума/ Махачкала; Изд-во ИПФ «Hayка-Дагестан», 2009. 152 с..

79.Мекулов, Джебраил Хаджибирамович. Модернизация основных положений ислама: (Материал в помощь лекторам, пропагандистам и агитаторам атеизма). - Майкоп, 1986 г. 20 с.

80. Минорский, В.Ф. История Ширввана и Дербенда.Х-Х1 вв. М., 1963.

81.Муслимов, С.Ш. Философские аспекты исследования религиозного сознания. Махачкала Дагкнигоиздат., 1974 г.

82.Набиев, P.A. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2002 г.. 218с.

83.Самурский (Эфендиев), Нажмутдин Книги. Статьи. Документы. Исследования. Составитель K.M. Ханбабаев. Махачкала: ГУП «Даг.кн. изд-во»,2003. 143с.

84. Новейший философский словарь. Минск, 1999г. 689 с.

85. Новиков, М.П. Современный религиозный модернизм. М., 1973.

86. Постников, А. Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2007. 374 с.

87. Придворов, H.A., Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. М., 2007.

88. Религии и религиозные объединения как фактор гражданского мира и межнационального согласия на Северном Кавказе: Материалы региональной научно-практической конференции. Махачкала: Дельта-пресс, 2009.496 с.

89.Религии и религиозные организации в Дагестане: Справочник.- Отв. Ред. K.M. Ханбабаев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2001. 156 с.

90. Религиозный фактор в жизни дагестанского общества. Материалы республиканской научно-практической конференции. (27.10.2000г) Махачкала, 2002г. 302 с.

91.Религия в самосознании народа (Религиозный фактор в идентификационных процессах)/Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008.

92.Религия вчера и сегодня. Махачкала, Дагкнигоиздат. 1969 г. 127 с.

93.Роль органов государственной власти и институтов гражданского общества Республики Дагестан в профилактике религиозно-политического экстремизма. Материалы Республиканской научно-практической конференции. 19 мая 2009 г. / Под ред. K.M. Ханбабаева. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2009. 640 с.

94. Саидбаев, Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984., 302 с.

95.Самурский, Н. (Эфендиев). Дагестан. М.-Л., 1925.

96.Сеидова, Г.Н. Шиизм в Дагестане. М., 2007. 154 с.

97.Семедов, С.А. Ислам в политике: идеология и практика. М.: Экон-Информ,

2009. 272 с.

98. Силантьев, P.A. Ислам в современной России. Энциклопедия. - М.: Алгоритм, 2008. 284 с.

99. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. - М., 1999.

100. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов/ Т.Г. Стефаненко. -3-е изд., испр. И доп. - М.: Аспект пресс, 2004.

101. Угринович, Д. М. Введение в теоретическое религиоведение. М.: Мысль, 1973.

102. Фрэзер, Д. Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986.

103. Фурман, Д.Е., Филатов С.Б. Религия и общество в Современной России. М., 2000.

104. Хазрат, Инаят Хан. Учение суфиев. М., 2000.

105. Ханбабаев, К. М., Якубов М. Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия.- Республиканская газетно-журнальная типография Махачкала, 2008. 187 с.

106. Ханбабаев, K.M. Нажмутдин Самурский (Эфендиев) - видный общественно - политический и государственный деятель Дагестана: Монография. -Махачкала: Изд. Дом «Народы Дагестана», 2007. 376с.

107. Ханбабаев, K.M. Религии и религиозные организации в Дагестане: Справочник. Махачкала: ГУП «Даг. кн. изд-во», 2001.

108. Ханбабаев, K.M., Якубов М.Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия. - республиканская газетно-журнальная типография. - Махачкала, 2008. 288 с.

109. Ханбабаев, K.M., Религиозно-политический экстремизм в России: состояние и проблемы. Монография. -Махачкала: Издательство «Лотос»,

2010. 720с.

110. Ханмагомедов, Я. Проявление религиозно-политического экстремизма в Дагестане на современном этапе: Учебно-методическое пособие. -Махачкала, 2003.

111. Хроника Мухаммед - Тахира ал - Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля. Махачкала, 1998.

112. Чурланова, Г.К. К вопросу об исследовании этноконфессиональных проблем в Дагестане/ Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005.

113. Шахбанова, М.М. Национальное самосознание: теоретический аспект изучения. / Отв. ред. Х.А. Ибрагимов; ИИАЭ ДНЦ РАН. - Махачкала: Наука - плюс, 2006г.

114. Шейх М. X. К. Накшбандийскийсуфийский путь, история и путеводитель святых золотой цепи. Махачкала, «Эпоха», 2003.

115. Шихсаидов, А. Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XVbb.) Махачкала, 1969. с. 216.

116. Шихсаидов, А.Р. Дагестан в X - XIV вв. Махачкала. 1975.

117. Шихсаидов, А.Р. Очерки истории и источниковедения, археографии средневекового Дагестана. Махачкала, 2008.

118. Шихсаидов, А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII вв. как исторический источник. М., 1984;

119. Шихсаидов, А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

120. Шихсаидов, А.Р., Тагирова H.A., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001.

121. Шуайб-афанди, б. Идрис аль-Багини. Табакату - ль - хаваджакан ан-накшбандийа. Дамаск, 1996. С. 348.На араб.яз.

122. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. - Тексты. Переводы, комментарий, введение и приложение Л.И. Лаврова. М., 1966. ч.1; 1968, ч. П;1980, ч. Ш;

123. Юсупова, Г.И. Глобализация и этнополитическая безопасность Юга России. М.: Собрание,2009. 318 с.

124.Муртузалиев, С.И., Цатуров, В.Н., Кислова, Г.И., Магомедова, М.М., Ханбабаев, K.M. Реалии и перспективы поликультурного образования в

Дагестане: Коллективная монография. Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. с. 150 — 161.

125. Altmar, I. Islamic movements in Egypt.|| Jerusalem Guaterly - 1979 - Winter.

126. Ansari, H.N. The Islamic Militans in Egyptian Polities.||International Journal of the Middle East Studies. - 1984. - Vol. 16. - №1.

127. Ansari, Z.I. Contemporary Islam and Nationalism. A Case Study of Egypt // The World of Islam, Leiden, 1961, vol. VII. No. 1^, p. 8.

128.Bennigsen, A., Lemercier - Quelgnejay Ch. Islam in the Soviet Union. - L., 1967.

129.Bennigsen, A., Wimbush, S.E. Mystics and Commissars. Sufism in the Soviet Union. - L. - A., 1985.

130.Bennigsen, A., Wimbush, S. Muslim national communism in the Soviet Union. Chicago. 1979.

131. Cudsi, A. and Dessouki, A. Islam and Pover. L.: Croom Helm, 1981.

132. Cultures. P., 1977, vol., IV, №1, p. 99-100.

133.Eriksen, Т.Н. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. London, 1993, p. 105.

134. Gammer, M. Muslim Resistance to the Tsar. Shamil and the Conquest of Chechnya and Daghestan. London: Frank Cass, 1994.

135. Karram, A. Transnational Islam. Religion, Ideology and power. L. 2004.

136.Makdisi, G. Remarks on traditionalism in Islamic religions history. - «The conflict of traditionalism and modernism in the Nuslim Middle East». Tehas, 1966, p. 77.

137. Mitchel, PR. The Society of the Muslim Brothers. L., 1969.

138. Mitchell, R.P. The Society of the Muslim Brothers. London, 1969, p. 244.

139. Responses to Change: Society, Culture and Personality. N.Y., 1976, p. 114.

140. Suny, R.G. The Empire Strikes Out: Imperial Russia, "National" Identity, and Theories of Empire. P. 8.

141. ThelslamicReview, 1968,№89, p. 13.

142. Yemelianova, G., Mukhametshin, R., Akaev, V., Khanbabaev, K., Sattarov, R., Salmorbekova, Z., Radical Islam in the former Sovet Union. Edited by Galina Yemelianova. L.: Routledge, 2010. P. 275.

Печатная периодика:

143. Акбиев, C.X. Часть духовного наследия народа.//Сердце - родному краю. Махачкала, 2008. •

144. Алиев, А. К, Абакаров, Р.И., Джабраилов, Ю.Д.. Общественное мнение в отношении закона «О запрете ваххабитской и иной экстремисткой деятельности на территории РД»// Роль региональных политиков в становлении современной российской государственности (Региональная научно-практическая конференция 23.12.2011г.) - Махачкала, изд. «Наука ДНЦ», 2012г.-428 с.

145. Алиева, Б. А. Вера и разум в современном мусульманском модернизме. Философские науки, - № 5. 1979, 136с.

146.Асмолов, А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова JI.A. О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности: Научно-публицистический вестник. -М.: МГУ. 2001.

147. Баратова, К. М. Проблемы этноконфессиональной идентичности дагестанской молодежи в современных условиях// Россия и Кавказ: история и современность. Международная научная конференция, 22 октября 2009 года.- Махачкала: Издательство «Наука ДНЦ». 2010. 558 с.

148. Володина, Н.В. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести в демократическом российском обществе // Конституционное и муниципальное право. 2002. №4..

149. Гарумова, Э.Р. Шалбуздаг - место паломничества верующих// Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно-практической конференции (15 октября 2003г.). - Махачкала: Издательство «Юпитер», 2004. 570 с.

150.Добаев, И.П. Ислам на Северном Кавказе/УРоссия и мусульманский мир. -2002. - №8.

151.Донова, Е. В, Размышления о европейской идентичности (Обзор) // Политическая наука, 2005. №3

152. Дробижева, JIM. Российская идентичность в массовом сознании// http://www. Valerytishkov.ru/ cntnt/ horoshie_t2/ drobizheva.html.

153. Дробижева, J1.M. Проблемы этнической толерантности в условиях роста этнического самосознания народов Российской Федерации// Толерантность в общественном сознании России. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1998 г.

154. Дробижева, Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующимся обществе// Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. - М., 1994.

155. Ибрагимов, М. - P.A. Современный Дагестан: лики этничности и ислама// «Вести КНКО». 2000, №2. С. 16; Софрончук В. Зеленый свет домино// «Сов. Россия». 16.05.1998; «Сев. Кавказ». 1998, №42.

156. Ибрагимов, Н. культ «святых» в исламе по арабским источникам XII-XIV вв. (Арабская народная сира и путешествие ибн-Баттуты)// Ислам в истории народов Востока. М.: Наука, 1981.

157. Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2006.

158. Катаева, О.В.. Цивилизационная идентичность: к постановке проблемы// Вестник МГЛУ.

159. Кирабаев, Н.С. Ислам в контексте мировой цивилизации/ Н.С. Кирабаев// Современный ислам. - М., 1992.

160.Кисриев, Э.Ф. Ислам и социальные конфликты на Северном Кавказе// Религия и конфликт. М., Росспэн. 2007.

161.Кисриев, Э.Ф. Особенности формирования национального самосознания у подростков одно- и многонациональной среде// Молодежь Дагестана:

проблемы совершенствования социального облика. Махачкала, Издательство ДНЦ РАН, 1987.

162. Козлов, Т.Л. Правовые и социально-регулятивные аспекты участия религии в жизни общества // Политика и общество. - М., 2004. №3.

163.Крайпова, Н., Салахбеков, Р. «Задерживать не будем...» Глава МВД считает, что бандитов надо бить на поражение// «Новое дело». №36 16.09.2005 г.

164. Магомедов, A.M. Мусульманские организации в Дагестане // «Государство и религия в Дагестане». Информационно-аналитический бюллетень №2. 2002.

165. Магомедова, М. 3. Религиозная идентичность на Северном Кавказе// Исламоведение. Махачкала, 2010. №3.

166. Муртузалиев, С.И., Ханбабаев, K.M. Христианство в Дагестане в IV-XII// Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень №1 Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала: Юпитер. 2002. К. М. Ханбабаев. История и эволюция ислама на Кавказе//Взаимо действие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно-практической конференции (15 октября 2003 г.). - Махачкала: Издательство «Юпитер», 2004.

167. Муслимов, С.Ш.. Молодежь Дагестана о религиозно-политическм экстремизме и терроризме.// СОЦИС. (Социологические исследования) 2011 г. С. 42-46 ISSN 0132- 1625

168. Солдатова, Г.У. Установочные образования в этноконтактной ситуации// Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып.1. -М., 1990.

169. Стефаненко, Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. [Электронный ресурс] - М.: Флогистон, 1999. -Режим доступа: http://flogiston. ru/articles/social/etnic

170. Султанмагомедов, С.Н., А Тагаев. Роль ислама в сохранении стабильности и целостности государства//Взаимодействие государства и религиозных

объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно-практической конференции (15 октября 2003 г.). -Махачкала: Издательство «Юпитер», 2004.

171.Терехин, В.А., Мещерякова, А.Ф. Светское государство в современной России: понятие и содержание // Российская юстиция 2010 №3

172. Фаризова, С. Религия станет оружием борьбы с экстремизмом // Известия. 2009. 31 августа.

173. Ханбабаев, K.M. Дагестан в религиозном измерении// Дагестанский социологический сборник - 2007. Махачкала: 2007.

174. Ханбабаев, K.M. Духовный мир молодежи.// Проблемы поликультурного образования в Дагестане. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.

175.Терехин, В.А., Мещерякова, А.Ф. Светское государство в современной России: понятие и содержание // Российская юстиция 2010 №3.

176. Ханбабаев, K.M. Ислам в духовной и общественной жизни народов Дагестана.// Наука и социальный прогресс. - Махачкала, 1997.

177. Ханбабаев, K.M. Исламский мистицизм в Дагестане// III - религии. 2001. 30 мая.

178. Ханбабаев, K.M. История и эволюция ислама на Кавказе.//Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно практической конференции (15 октября 2003 г.). - Махачкала: Издательство «Юпитер», 2004.

179. Ханбабаев, K.M. Мюридизм в Дагестане в XIX - начале XX в.// Ислам в Дагестане. Межвуз. Науч. - темат. сб. ст. - Махачкала, 1994.

180. Ханбабаев, K.M. Религиозный фактор в этноконфессиональных конфликтах в постсоветском Дагестане// Многоэтнические сообщества в условиях трансформаций: опыт Дагестана. Материалы международной научной конференции. Москва, 25-27 мая 2004 г./ Отв. ред. В.А. Тишков. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2005.

181. Ханбабаев, K.M. С. - А. Ацаев и суфийская космология, космогония и социология.//Наука и молодежь. - Вып. III. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2000.

182. Ханбабаев, K.M. Словарь религиоведческих терминов // АЛИМЫ И УЧЕННЫЕ ПРОТИВ ВАХХАБИЗМА. Сборник статей - Махачкала, 2000 г.

183. Ханбабаев, K.M. Суфизм в современном Дагестане.// Болгария. Дагестан. Турция. Вып.У. - Махачкала, 2000.

184. Хантингтон, С. Столкновения цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки книги)// Proetcontra. Т.2, №2. - Москва; Весна 1997.

185.Шамов, И.А. Религия и светское просвещение // «Дагестанская правда». 08.06. 2001.

186.Шанидзе, H.A.. Теоретические аспекты традиционализма в контексте современности//Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно-практической конференции (15 октября 2003 г.). - Махачкала: Издательство «Юпитер», 2004.

187. Шевченко, М. Этноконфессиональные факторы единства России// НГ -Религии. 27.10.99.

188. Шихсаидов, А. Р. Ислам в Дагестане// Центральная Азия и Кавказ. 1999, №4 (5),

189. Шихсаидов, А.Р. Распространение ислама в Дагестане// Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Восточная литература, РАН, 2001.

190. Юсупова, Г.И. Рецензия на книгу М.И. Билалова «Дагестан в культуре и цивилизации».//Вестник дагестанского научного центра научный и общественно-политический журнал. Махачкала. 2011 г.

Диссертации и авторефераты диссертаций кандидатов и докторов наук:

191. Бабошина, Е.В. Автореф. Диссер. д.юр.н. Региональная правовая политика в сфере конфессиональных отношений: На примере Республики Дагестан.-Ростов-на-Дону,2008.

192. Бекбосынова, С.С. Автореф. диссерт. к. п. н. Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ. 16.09.2010.

http://discollection.rU/article/l 6092010_bekbosynova_sandugash_sansyzbaevna_7 7084

193.Бондаренко, В.И. Автореф. Диссер. д.с.н. Социальная структура и институты российского общества в контексте противоречий глобализации и регионализации. Новочеркасск, 2011.

194. Бурляева, В.А. Автореф. Диссер. д.с.н. Культура социального партнерства как условие модернизационных процессов современного российского общества: состояние и перспективы развития. Майкоп, 2010.

195.Гембаренко, В. И. Автореф. Диссер. д.с.н. Управление процессами реформирования социальной сферы в современной России. Москва, 2011.

196.Гурба, В.Н. Автореф. Диссер. д.с.н. Терроризм в регионах адатных культур (на примере Северо-Кавказского Региона). Новочеркасск , 2011.

197.Дринова, Елена Михайловна. Автореф. Диссер. д.п.н. Религия и политический процесс: религиозно-политическая экспансия и политизация религии в современном мире. Ростов -на -Дону. 2012.

198. Дугин, А.Г. Автореф. Диссер. д.с.н. Трансформация социальной структуры общества в контексте социологии воображения. Ростов-на-Дону, 2011.

199. Карпова, Г.Г. Автореф. Диссер. д.с.н. Социальная динамика Культурной политики в современной России. Саратов, 2011.

200. Магомедов, A.A.. Диссерт. к.с.н. О характере проявления пережитков ислама в условиях Дагестана (опыт конкретно-социологического исследования). Ставраполь. - 1968.

201. Магомедов, М.Г. Автореф. Диссер. д.с.н. Социальное доверие в Российском Обществе: Социологический анализ. Ростов-на-Дону,2009.

202. Мещерякова, А. Ф. Светское государство в современной России: конституционно-правовой анализ. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов. 2009 г.

203. Синкевич, З.В. Этнический фактор в политических процессах современной России. Дисс...докт. Социол. Наук. - СПб., 1996.

204. Степанова, Екатерина Андреевна. Автореф. Диссер.д.п.н. Терроризм в асимметричном конфликте на локально-региональном и глобальном уровнях(идеологические и организационные аспекты). Москва. - 2010 г.

205. Фролова, Лилия Николаевна. Диссерт. к.с.н. Народный ислам и мечеть: социологический анализ (на материалах Республики Дагестан). Майкоп. -2006.

206. Цимбалов, И.П. Автореф. Диссер. д.с.н. Бедность как проблема социально-экономического развития современного российского общества: Социологический анализ. Саратов, 2007.

207. Чичканов, A.B. Автореф. Диссер. д.с.н. Социальные отношения в современном российском обществе. (Социологический анализ). Москва, 2008.

208. Юсупова, Г.И. Автореф. диссерт. д. филос. н. Влияние глобализации на этноконфессиональную ситуацию на Юге России. Махачкала 2009 г.

Интернет сайты:

209. Интернет - сайт: http:// ru. Wikipedia. Jrg| wiki.

210. http://www.islamOnLine

211. http://www.islam.ru

212. http://www.islam-info.ru

213. http://www.islamua.net

214. http://www.islam Din

215. http://www.islamval

216. http://www.muslim.ru

217. http://www.riadagestan.ru

218. http://www.regions.ru

219. http://www. Джамаат-шариат

220. http ://www.HcnaM- дин

221. http://www.Hx^aM- TB

222. http://www.KaBKa3-4aT

223. http://magazines.russ.rU/nz/2002/6/mariettt-pr.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.