Ислам и этноконфессиональные проблемы в современном Дагестане тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Эмирова, Динара Сергеевна

  • Эмирова, Динара Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 152
Эмирова, Динара Сергеевна. Ислам и этноконфессиональные проблемы в современном Дагестане: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2003. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Эмирова, Динара Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МУСУЛЬМАНСКИЙ КОНФЕССИОНАЛИЗМ:

ЕГО СУЩНОСТЬ И ПРОЯВЛЕНИЯ.

§ 1. Социальная природа конфессиональной исключительности в исламе ЛЗ

§ 2. Этнорелигиозный фактор в условиях переходного периода.

ГЛАВА 2. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В СОВРЕМЕННОМ ДАГЕСТАНЕ.

§ 1. Роль ислама в межнациональных отношениях.

§ 2. Особенности проявления этноконфессиональных проблем в условиях Дагестана.

§ 3. Пути решения этноконфессиональных проблем.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ислам и этноконфессиональные проблемы в современном Дагестане»

Актуальность темы исследования. Северный Кавказ, ввиду своего геополитичекого положения, поликонфессиональной и полиэтнической структуры населения, занимает особое место в процессах, происходящих в России. Специфические особенности конкретных этносов, их взаимодействие в сфере культуры и религии, зачастую динамичное и противоречивое, в условиях коренных качественных изменений в обществе, как правило, неоднозначно отражается в общественном сознании, что естественно, оказывает существенное воздействие на все стороны общественной жизни.

В своей совокупности межэтнические отношения в северокавказском регионе - это сосуществование, взаимообмен широким спектром материальных и духовных ценностей, диалог культур этноконфессиональных общностей, проживающих на одной или сопредельных территориях. Особое положение здесь занимает Дагестан, где в горах и долинах с древних времен расселилось множество народов. Значительное влияние на этнический состав, культуру, быт, психологические характеристики населения оказывали непрерывные миграционные процессы эпохи Великого переселения народов. Вследствие этого ныне на территории республики проживает более тридцати наций и народностей. После утверждения ислама на состояние и динамику межнациональных отношений в Дагестане существенное влияние оказывает религиозный фактор.

Религия — это не только система мировоззренческих представлений и ритуальных действий, выражающих взаимосвязь человека с Богом, но и составляющая социальной структуры, то есть организация человеческих отношений со всеми присущими ей атрибутами. Вероисповедание, как известно, формирует в обществе определенные социальные роли и статусы, упорядочивая тем самым отношения между людьми, принадлежащими к одной конфессии. Кроме того, община верующих неизбежно вступает во внешние связи и отношения. В сфере межэтнических отношений религиозный фактор проявляется в виде исторически сложившихся этноконфессиональных взаимосвязей, взаимоотношенях между представителями разных конфессий, связанных с определенными этносами, а также в религиозной мотивации поведения масс верующих и представителей этнических общин в различных сферах общественной жизни.

Исторически сложившаяся взаимосвязь между определенными этносами и конфессиями наложила глубокий отпечаток на национальную культуру народов Дагестана. Вследствие чего, из множества проблем, стоящих сегодня перед республикой, межэтнические и этноконфессиональные представляются одними из самых острых и деликатных. Такое положение дел в республике в значительной мере обусловлено активизацией неконтролируемых миграционных процессов, высоким уровнем социальных противоречий. Проблема особенно усугубляется, когда различные политические силы и этнические элиты пытаются использовать религию для мобилизации масс, для достижения собственных, порой амбициозных целей.

В последнее десятилетие в дагестанском обществе происходят коренные изменения, оказавшие огромное воздействие на все слои верующей части населения. В современных условиях возрастают роль и значение этноконфессиональных процессов, связанных с актуализацией стереотипов национального самосознания в динамике современного социума сопряжено с диалектикой общечеловеческих ценностей. Следует также отметить, что стабильность межнациональных отношений, в значительной мере зависит от устойчивости социальной системы.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в сложившейся ситуации состояние и перспективы стабильного развития Дагестана немыслимы без учета конфессионального фактора. Принадлежность к исламу при этом, является неотъемлемым атрибутом этнической идентичности подавляющего большинства дагестанцев. Оценочная шкала такой идентификации может варьировать и становиться предметом споров и дискуссий. Однако идея «нельзя быть дагестанцем, не будучи мусульманином» превалирует в общественном исламском сознании. Здесь имеется в виду то, что исламская идентичность и культура значительно шире исламской религиозности.

Происходящее в последние десятилетия беспрецедентное возрождение ислама в Дагестане имеет ярко выраженные особенности. В настоящее время в республике функционирует 1679 мечетей, 324 примечетских школ, 141 медресе, 16 исламских высших учебных заведений, 7 культурно -образовательных и общественных центров1. В республике широко представлена также исламская печать. Исламскую общину Дагестана возглавляет Духовное управление мусульман. Традиционно в республике доминирует шафиитский мазхаб - одна из четырех суннитских религиозно-правовых школ.

Этнические особенности, образ жизни и менталитет многочисленных народов Дагестана сформировались под воздействием разных вероисповеданий. На данном этапе развития общества мы сталкиваемся с тем, что межконфессиональные противоречия весьма отрицательно сказываются на межнациональных отношениях, поэтому важность и актуальность исследования различных причин возникновения этноконфессиональных противоречий невозможно переоценить.

Возникшую сегодня напряженность во взаимоотношениях представителей различных этносов и конфессий нельзя назвать неожиданной. Прежде всего, следует отметить, что конфликтный потенциал межконфессионального, а также межэтнического и межконфессионального контакта питается, прежде всего, экономическими и политическими источниками. В условиях всеобщего кризиса, испытываемого странами СНГ в целом, действие этих источников особенно ощутимо. Среди них можно выделить: рост безработицы, падение жизненного уровня, скачкообразный рост преступности и т. д. Следует также отметить, что политическая борьба, имеющая конфессиональную окраску, существенно ожесточается, еще более углубляя межрелигиозные противоречия.

Этничность, этногрупповые интересы и этнический паритет являются важнейшими координатами, в которых определяется политическая жизнь в Дагестане. Это обстоятельство свидетельствует о том, что важнейшими функциями властных институций республики являются регулирование межэтнических отношений, поддержание баланса коллективных интересов в контексте потенциально острой конкурентной борьбы между этническими группами. Отсюда становится ясным, насколько важно добиваться установления цивилизованных отношений между представителями разных конфессий, сколь существен для сохранения общественно-политической стабильности постоянный межрелигиозный диалог и взаимодействие. Особую значимость и актуальность для развития современного дагестанского общества приобретают и проблемы внутриконфессионального мира и стабильности. Практика показывает, что в случае возникновения конфликтов, принадлежность к одной конфессии не способствует снижению их ожесточенности или предотвращению, а в ряде случаев даже нагнетает их.

Комплекс проблем, составляющий основу и предмет нашего исследования, в различных аспектах рассматривается и анализируется в работах ряда дагестанских, российских, а также зарубежных исследователей, представляющих, несомненно, большую ценность для теоретической разработки и осмысления, происходящих на Северном Кавказе, и особенно в Дагестане, процессов в этноконфессиональной сфере общественного бытия народов. Изложенное выше показывает, что проблема межнациональных, межконфессиональных и этноконфессиональных отношений на

1 Сведения даются по данным Комитета по делам религии РД. ( 01.03.2003) современном этапе развития дагестанского общества является одной из актуальных и требующих всестороннего исследования.

Между тем, на наш взгляд, как в плане отдельных аспектов, так и в плане комплексного анализа имеется ряд существенных проблем, требующих особого внимания, осмысления и дальнейшей разработки, чем и обусловлен выбор данной проблемы в качестве предмета диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование характера социально-политических и идейных аспектов современного дагестанского общества невозможно без тщательного изучения специфики процессов, происходящих в последние годы в религиозной среде северокавказского региона в целом. На наш взгляд, многие вопросы теории и практики ислама на современном этапе развития общества до сих пор не стали предметом всесторонних исследований. В силу недостаточно высокой степени изученности современной исламской проблематики, мало работ, непосредственно посвященных комплексной теории и практики ислама в Дагестане. В своем исследовании мы попробовали рассмотреть наиболее интересные работы, имеющие отношение к проблематике нашего научного анализа. Среди них следует выделить труды

М.А. Абдуллаева \ А.В.Авксентьева2, З.С. Арухова3, Ю.Д. Анчабадзе4, С.А.

С £ »1 О

Арутюнова , А.Г.Агаева , В.В. Бартольда , В.О. Бобровникова , М. В.

1 Абдуллаев М. А. Из истории философской и общественной-политической мысли народов Дагестана IX в.- М., 1968.

2 Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1984.

3 Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. -Махачкала, 1999.

4 Анчабадзе Ю.Д. Факторы отталкивания и притяжения на Северном Кавказе //Материалы научной конференции. - Ставрополь, 1998. л

5 Арутюнов С.А. Этничность — объективная реальность // Экологический обозреватель. - М., 1995. № 5.

6 Агаев А.Г. К вопросу о теории народности. - Махачкала. 1965.

7 Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. — М., 1992.

8 Бобровников В.О. Этнические миграции и проблемы безопасности в Республике Дагестан. //Кавказские региональные исследования. — М., Вып. 1. 1997.

Вагабова9, Н.М.Вагабова10, Д.Е. Еремеева11, И. Добаева12, Н.В. Жданова13, А.Г.Здравомыслова14, Э.Ф. Кисриева15, М.Р. Курбанова, Г.М.Курбанова16, Р.Г. Ланда17, A.B. Малашенко18, Г.М. Милославского19, С.И. Муртузалиева20, И.Ротаря21, Т.С.Саидбаева22, М.Т.Степанянца23, Л.Ю.Сюкияйнен24, Д. Халидов25, М. Шевченко26, А.Р. Шихсаидов27 и др.

В этих работах рассматриваются сложные проблемы функционирования и развития ислама, определяется его роль в общественно-политической жизни, как в России в целом, так и на Северном Кавказе с конца 1980-х гг. до наших дней.

9 Вагабов М.В. Ислам - мировая религия. - Махачкала, 1999.

10 Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. — М.,

1985.

11 Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М.,1990.

12 Добаев И. Исламский радикализм в современных этнополитических процессах на Северном Кавказе. //Центральная Азия и Кавказ. - Швеция. 2000. №6 (12).

13 Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. - М., 1989.

14 Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. -М.,1999.

15 Кисриев Э.Ф. Национальность и политический процесс в Дагестане. - Махачкала,

1998.

16 Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. -Махачкала, 1996.

17 Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М., 1995.

18 Малашенко A.B. Исламские ориентиры на Северном Кавказе. - М., 2001.

19 Милославский Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. - М.,

1991.

20 Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане. / Под ред. Муртузалиева С.М., Кисловой Г.И. Махачкала, 2003.

1 Ротарь И. Ислам и война. - М., 1999.

22 Саидбаев Т. С. Ислам и общество. - М., 1984.

Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философской политике (XIX-ХХвв.).-М., 1982.

24 Сюкияйнен Л.Ю. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М., 1986.

25 Халидов Д. Исламский терроризм в России: мифы и реальность. - //Мусульмане. №1,2000.

26 Шевченко М.М. Ислам и современность. - М., 2001.

27 Шихсаидов А.Р. Ислам в Дагестане. //Центральная Азия и Кавказ.- Швеция, 1999.

4 (5)

Много ценных сведений, связанных с исследуемой нами темой,содержит работа З.М. Залимханова и K.M. Ханбабаева . В работе дается анализ феномена политизации ислама в северокавказском регионе, и раскрываются социально-психологические факторы реисламизации на примере Дагестана. В частности, на основе приведенных данных социологического опроса, авторы дают характеристику уровня религиозности молодежи.

В последние годы опубликован также ряд работ российских ученых по проблемам исламского радикализма в Дагестане и на всем Северном Кавказе.

Л 1 лл

Это статьи и монографии В.Х. Акаева , В.О. Бобровникова , A.A. Игнатенко33, A.B. Малашенко34, И. Ротаря35 и другие.

Следует отметить, также, что большое количество социологических исследований посвящено разного рода аспектам формирования национального самосознания, а также его роли в межэтнических противоречиях. Среди них можно выделить работы Р.Г. Абдулатипова36, A.B. Авксентьева37, С. А. Арутюнова38, А.Г. Здравомыслова39, Э.Ф. Кисриева40, С.П. Полякова, В.И. Бушкова41, B.C. Поликарпова,42 и другие. В работе также

30 Залимханов 3. М. , Ханбабаев K.M. Политизация ислама на Северном Кавказе. -Махачкала, 2000.

31 Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? - Махачкала, 1999.

32 Бобровников В. Этнические миграции и проблемы безопасности в Республике Дагестан. //Кавказские региональные исследования.Т. 2, Вып. 1 1997.

33 Игнатенко A.A. Эндогенный радикализм в исламе //Центральная Азия и Кавказ. -Швеция, 2000. №2 (8).

34 Малашенко A.B. Ислам на постсоветском пространстве. - М., 2001.

35 Ротарь И. Под зеленым знаменем. Исламские радикалы в России и СНГ. - М.,

2001.

36 Абдулатипов Р.Г. Авторитет разума.- М., 1999.

37 Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. — Ставрополь, 1984.

38 Арутюнов С.А. Этничность - объективная реальность //экологический обозеватель. - М., 1995. № 5

39 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. — М., 1994.

40 Кисриев Э. Ф. Ислам как политический фактор в Дагестане. // Центральная Азия и Кавказ. - Швеция, 2000. № 5 (11).

41 Поляков С.П., Бушков В.И. Социально-экономическая ситуация на Северном Кавказе использованы публикации в центральных и региональных средствах массовой информации.

В диссертации использованы труды таких зарубежных исследователей, как П. Ван ден Берг43, Э. Геллнер44, A. Smith45, Ф. Барт46, У. Уотт47, а также ряд работ мусульманских авторов таких как, М. Санаи48, С. Кутб49, А.А.Маудуди50, Аль-Умар51 и др. В данных исследованиях с научной точки зрения раскрывается роль религиозного и этнического факторов в ходе исторического процесса, а также излагаются позиции теоретиков ислама относительно целей религии в современной жизни, рассматриваемая ими через призму мусульманской теологии. Материалы и выводы указанных исследователей, достаточно широко используются в настоящем диссертационном исследовании.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является изучение специфики проявления этнических и религиозных факторов в условиях современного социально-политического развития Дагестана, а также изучение причин и условий возникновения этноконфессиональных противоречий и попытка выработки рекомендаций по профилактике и упреждению возможных эксцессов в межэтнической, межконфессиональной и этноконфессиональной сферах. С этой целью ставятся следующие задачи:

42Перепелкин JI.C. Региональная интеграция - институциональная форма межэтнического диалога // Бюллетень. Конфликт -диалог-сотрудничество. - М., 1999.

43 Ван ден Берг П. Этнический феномен. - Норвегия, 1981.

44 Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991.

45 Smith A. The Ethnic Origins of Nations. - Blackwell, 1986.

46 Барт Ф. Этнические группы и границы. Социальная организация культурных различий.

47 Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. - М., 1976.

48 Санаи М. Исламская революция, международное право, и диалог цивилизаций. Исламская революция в Иране, (прошлое, настоящее, будущее). - М., 1999. ,

49 Кутб С. Эта религия. - Махачкала, 1997.

50Маудуди A.A. Образ жизни в исламе. - М., 1993.

51 Аль-Умар Ислам - религия истины. - М., 1993. проанализировать сущность социальной природы мусульманского конфессионализма в условиях современного Дагестана;

- рассмотреть специфику влияния этноконфессионального фактора на развитие исторического процесса в условиях переходного периода;

- выявить основные тенденции, характер и причины политизации ислама в Дагестане;

- выявить конфликтогенные факторы лежащие в основе этнических и религиозных противоречий;

Научная новизна исследования состоит в том, что в настоящей диссертации этнорелигиозный фактор рассматривается в общей связи с общественно-политической обстановкой в современном Дагестане, в силу специфических особенностей, присущих именно мусульманской религии; определяется роль ислама в решении социальных вопросов, его значение как регулятора общественных отношений, и как фактора этнокультурной идентификации всех мусульман Северного Кавказа.

В данном исследовании, анализируются этнополитическая ситуации и история исламских традиций в Дагестане, а также предлагается несколько иной, отличный от традиционного, взгляд на проблему этноконфессиональных отношений в условиях современного общества. Социальные условия, сложившиеся на постсоветском пространстве, оказались достаточно благоприятными для ускоренного развития массового религиозного сознания. Это позволяет проследить процесс исламского возрождения на фоне общего процесса политизации деятельности ряда конфессий и религиозных организаций.

В диссертации анализируются особенности проявления • этноконфессиональных проблем в условиях Дагестана, даются некоторые рекомендации по ихразрешению. Оценивая общее влияние ислама на межнациональные отношения, автор выделяет объективные причины, способствующие его использованию в создании конфликтных ситуациях в межэтнических отношениях.

Методология и источники исследования. Методологическую основу диссертации составляет совокупность научных принципов и методов изучения взаимосвязи религии и общества, социально-политических, этнических и религиозных процессов с учетом причинно-следственной обусловленности явлений и процессов, и их особенностей в современной общественно-политической обстановке на Северном Кавказе и в Дагестане. Источниковой базой исследования послужили сочинения и тарктаты исламских философов, а также религиозная каноническая литература, в частности Коран и Библия.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности использования некоторых выводов, полученных в результате исследования, в преодолении этноконфессиональных противоречий. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания различных учебных и специальных курсов по «Философии религии», «Основам религиоведения», «Конфликтологии», «Социологии национальных отношений», «Социологии управления».

Апробация работы. Диссертационное исследование выполнено и обсуждено на кафедре основ религиоведения Даггосуниверситета. Некоторые результаты исследования легли в основу докладов на различных региональных, республиканских и межвузовских научно-практических конференциях. По теме диссертации опубликованы три научные статьи

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав по два и три параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Эмирова, Динара Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе исследованных источников, литературы, результатов социальных исследований, опросов и наблюдений можно сделать следующие основные выводы.

Дагестан был и остается уникальным регионом, где происходит взаимодействие многих культур и народов. Здесь издревле происходило тесное соприкосновение ислама с другими религиями. Все это обуславливает сложность и противоречивость современного развития данного региона, поэтому исследование и прогнозирование перспектив стабильного развития Дагестана немыслимы без учета конфессионального фактора. В условиях беспрецедентного повышения религиозности масс, вызванного главным образом глубоким социально-экономическим кризисом для многих людей обращение к религии оказалось едва ли не единственным путем выхода из создавшейся ситуации. Известно, что возрастание роли религии в переломные моменты истории народов является своеобразной закономерностью.

Вследствие указанных причин и условий ныне ни одна политическая партия или национальное движение не имеет под собой такой идеологической платформы и не оказывает такого воздействия на общественное сознание, как религия. Однако следует отметить, что это воздействие далеко не однозначно, и оно в немалой степени определяется особенностями процесса возрождения ислама в регионе. Принимая во внимание тот факт, что на сегодняшний день мировые религии в основном локализованы территориально, то можно говорить о существовании незримой связи между вероисповеданием и этносом. Хотя прямой зависимости здесь нет.

Этноконфессиональные процессы в Дагестане отражают специфику сложной действительности, они подвержены влиянию экономического, политического и социального фактора. Динамика их развития во многом определяется способностью федеральных и региональных властей на ранних стадиях верно и своевременно определить основные особенности их проявления, найти и применить наиболее адекватные формы и методы предупреждения конфликтных ситуаций ,как на этнической, так и религиозной почве.

Ислам, как и любая другая религия, не может сам по себе создать конфликтные ситуации в межнациональных отношениях. Происходящие в настоящее время в северокавказском регионе события фактически предопределены логикой мирового развития, в ходе которого каждое заинтересованное государство преследует собственные цели, используя при этом и исламский фактор. Одной из наиболее важных причин, лежащих в основе современных межэтнических конфликтов, является процесс ускоренной национальной консолидации в полиэтничных обществах, объясняемый незавершенностью формирования многих относительно молодых этнических групп. При этом все чаще ислам рассматривается как специфическая мобилизующая идеология для кавказских народов, как важнейший фактор нового национального самосознания.

В свою очередь, активный рост национального самосознания является одной из главных причин, способных инициировать возникновение конфликтные ситуации.

Определенной подпиткой конфликтности являются в основном нерешенные территориальные вопросы. Границы расселения этносов не всегда совпадают с административно-государственными, чаще - наоборот, и тогда разделенные ими народы стремятся к объединению. Их этническая идентичность нуждается при этом в юридическом оформлении, так же, как и дифференциация с другими этносами, которым свойственны иные стереотипы поведения. Причем некоторым этносам удается найти общий язык, но довольно часты случаи полного взаимного неприятия. К конфликтогенным факторам относятся также споры о легитимности пребывания у власти представителей тех или иных народов. Вместе с тем, основными факторами регулирующими отношения в горцев и жителей равнинных земель, невзирая на этнические, религиозные и культурно -духовные различия, всегда было и остается стремление к согласию и разумным компромиссам. Одним из важных способов решения этноконфессиональных проблем, как показывает практика, является выбор методов урегулирования. В комплексе средств, которые могут быть использованы для решения поставленных задач основным представляется-принцип последовательного ограничения и исключения применения насильственных методов в процессе устранения противоречий. Ввиду того, что на сегодняшний день, пожалуй, ни один конфликт не удалось решить силой.

Достаточно эффективным является взаимный компромисс конфликтующих сторон. На наш взгляд, именно этот способ может привести к цивилизованному, разумному и прочному разрешению конфликтов. Также в дипломатической практике давно и успешно применяется выдвижение как минимум двух сценариев примирения конфликтующих сторон, из которых один предпочтительнее для одной, а второй - для другой стороны. Совершенствование практики разрешения конфликтов на Северном Кавказе дало толчок к появлению новых методов, таких как использование третьей стороны и каких-либо форм внешнего воздействия.

В их числе такой метод как альтернатива. Например: «обмен территории на мир» или территориальная уступка в обмен на получение льгот, восстановления прав определенной этнической группы. В основе принципов этого метода лежит работа сторон (а также заинтересованных сил), направленная на постепенное сближение позиций противостоящих сторон.

Одним из основополагающих является принцип исключения тех потребностей участников конфликта, которые препятствуют его ликвидации.

Вместе с тем, для обеспечения согласия сторон огромное значение имеет и учет субъективного фактора, ибо конфликт по своей природе субъективен и возникает в ходе осознания различными людьми, группами, партиями, организациями своих интересов и целей. Для этого, прежде всего, необходима выработка общих принципов действия, осуществление взаимных уступок, организация конкретных дел.

Важно, также обозначить базовые принципы, то есть выяснить, идеи, ценностные ориентиры, которыми должны руководствоваться стороны; социально-политические силы, партии и движения, большинство граждан страны. Другая основа движения к согласию — взаимные уступки. Согласия можно достичь не посредством диктата и нажима, угроз и репрессий, а путем взаимоуступок и взаимодвижения на встречу друг другу. С оппонентами и оппозициями надо вести обсуждение, а не "приструнивать" их. Главное здесь -определить пределы, до которых каждая сторона готова уступить друг другу в конкретных направлениях.

Третья основа движения к согласию — консолидирующая большие массы людей идея, конкретное взаимовыгодное дело. К согласию лучше всего двигаться, совместно добиваясь конкретных практических результатов.

Несомненно, что в конфликтных ситуациях компромиссы возможны не со всеми и не во всем. Легче всего консенсус, может быть, достигнут "союзниками", потенциальными партнерами, соратниками по движению и борьбе. Труднее между "противными сторонами", то есть с фактическими оппонентами с противоположными социально-политическими силами и движениями. Но и здесь, при желании обеих сторон, он возможен.

В целом комплекс средств, которые могут быть использованы для решения поставленной задачи, включает в себя политические (мирные), дипломатические и экономические средства. Предотвращение столкновений между представителями разных конфессий - это сложная комплексная задача. Она должна решаться посредством объединенных усилий заинтересованных сторон, где военному насилию не должно быть места.

Этноконфессиональные процессы, происходящие в современном российском социуме, войны и социально- политические катаклизмы, усиливают интерес к историческим корням этносов, определяющим самобытность характерологических черт, интегрирующих их в национальную общность. Рефлексия исторической укорененности и древних традиций этноса обостряет национально-этническое самосознание, и каждое новое поколение начинает свою историю с переосмысления прошлого своего народа.

В этом смысле актуализация этноса представляет собой постоянно возобновляющийся процесс, ограниченный ритуально-мифологической традицией и системой символов, унаследованной от предыдущих поколений.

Что касается сугубо внутренних национальных процессов, то слепо и бездумно реанимировать архаичное сознание, символы, попытки придать им новое этнополитическое звучание порой граничат с национальной катастрофой. Между тем, социально-политические потрясения, способствуют стихийному возврату к истокам, как к одной из форм протеста, что в свою очередь может сыграть роль детонатора в развитии национальных, межэтнических конфликтов.

Таким образом, можно отметить, что процессы, связанные с ростом и обострением чувства национального самосознания, религиозным возрождением и просветительством, - это объективные процессы, обусловленные глубоким социально- экономическим, политическим и нравственным кризисом на Северном Кавказе и в России.

В этих условиях на политическую арену вышли национальный сепаратизм и религиозный экстремизм. В обществе раздираемом социальными потрясениями и противоречиями, обозначились центробежные тенденции, расколы по этническим, конфессиональным и этноконфессиональным признакам, которые, в конечном счете, вылились в противостояния и конфликты. Этими обстоятельствами не преминули воспользоваться и некоторые иностранные государства, ставящие своей целью отделить северокавказский регион от состава России.

Несмотря на то, что, сегодня огромными усилиями народа, местных и центральных органов власти удалось достичь мира и стабильности, положение в целом остается достаточно напряженным.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Эмирова, Динара Сергеевна, 2003 год

1. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественной мысли народов Дагестана в X1. в. М., 1968.

2. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в. М., 1987.

3. Абдулатипов Р.Г. Знамение судьбы. М., 1998.

4. Абдулатипов Р.Г., Кадиев З.М. Русско-дагестанские межнациональные отношения. Исторические очерки. Махачкала, 1990.

5. Авксентьев А. В. «Ислам на Северном Кавказе» Ставрополь, 1984.

6. Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала, 1995.

7. Ю.Акаев В.Х. Северокавказский ваххабизм — разновидность исламского ради кализма.//Научная мысль Кавказа.// №3. 2000.

8. Аликберов А.К. К классификации знаков отличия И Всесоюзная научная конференция 20-22 июня 1989 г. Тезисы докладов и сообщений. Махачкала, 1989.

9. Амелин В. В. Межнациональные конфликты в Средней Азии на рубеже 80-90-х годов. М., 1993.

10. Анчабадзе Ю. Д. Факторы отталкивания и силы притяжения на Кавказе.//Материалы научной конференции.//Ставрополь, 1998.

11. Арутюнов С.А. Этичность объективная реальность //Экологическое Обозрение//М., 1995. №5.

12. Арухов З.С. Вопросы войны и мира в исламе // Мусульманская цивилизация.Махачкала, 1994. № 1.

13. Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Махачкала, 1995.

14. Арухов З.С. Политический ислам и природа религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Наш Дагестан. Махачкала, 1999. № 189-191.

15. Атаев И. М., Гаджиев H. М. Этнополитические процессы в постсоветском Дагестане. Махачкала. 1997.

16. Барт Ф. Этнические группы и границы. Социальная организация культурных различий. Лондон, 1969.

17. Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966.

18. Бобровников В. О. Этнические миграции и проблемы безопасности в Республике Дагестан. Кавказские Региональные Исследования. Т И. М„ 1997.

19. Бороноев А.О. Проблемы теоретической социологии. Спб., М., 1994.

20. Бедин В.И., Генова Н.М., Перепелкин Л.С., Соколовский C.B. Этническая конфликтология: Учебное пособие. М., 1995.

21. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М., 1957.

22. Бромлей Ю. В. Опыт типологизации этнических общностей. М., 1972. №5.

23. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973.

24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

25. Бромлей Ю.В Этносоциальные процессы: теория и современность. М., 1987.

26. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия.1. Махачкала,1999.

27. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М., 1988.

28. Вагабов Н. М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. Махачкала, 1985.

29. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965.

30. Гаджиев В.Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала, 1966.

31. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

32. Гольбах П. Галерея святых. М., 1962.

33. Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб. М., 1912.

34. Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. М., 1989.

35. Гусаева К.Г. Межнациональные конфликты в полиэтнической среде (их характер и решение) Диссертация на соискание ученой степени кандидата филосовских наук. Махачкала, 2001.

36. Гусаев М.-С. М. Этнополитические процессы в современном Дагестане.// Диссертация на соискание ученой степени кандидата филосовских наук. Махачкала, 2001.

37. Дидро Д. Избранные произведения. Соч.Т.2. ^^ ^ I

38. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

39. Добаев И.П. Исламский радикализм в современных этнополитических процессах на Северном Кавказе.// Центр Азия и Кавказ. Швеция, (12)

40. Дробижева Л.М. Этнические конфликты //Социальные конфликты вменяющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение). М., 1994.

41. Дробижева Л.М. (ред.) Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М.{, 1998.

42. Еремеев Д. С. «Ислам образ жизни и стиль мышления М.,1990.

43. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI в. М.,1989. 47.3алимханов 3. М. Ханбабаев К. М. Политизация ислама на Северном

44. Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе. //ЦентральнаяТ

45. Азия и Кавказ. 2000. №>218.

46. Изимбетов Т. Генезис и эволюция ислама. Нукус, 1987.

47. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

48. Ислам. Историографические очерки. М., 1991.

49. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

50. Ислам в Дагестане (Межвузовский сборник научно-тематических статей). Махачкала, 1994.

51. История Дагестана. Т.П. М., 1968.

52. Каркмазов А.Ю. и др. Политология в терминах и понятиях. Ставрополь, 1994.

53. Кисриев Э. Ф. Национальность и политический процесс в Дагестане. Махачкала, 1998.

54. Кисриев Э. Ф. Ислам как политический фактор в Дагестане. //Центральная Азия и Кавказ. Швеция. 2000.

55. Кисриев Э. Ф. Республика Дагестан. Модель этнологического мониторинга. М., 1999.

56. Климович Л.И. Ислам. М., 1965.

57. Котанджян Г.С. Этнопсихология консенсуса-конфликта. М., 1992.

58. Кривицкий К.В. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе. М., 1997.

59. Крывелев И.А. История религий. М., 1975.

60. Курбанов М. Р., Курбанов Г. М. Религия в культуре народов Дагестана. Махачкала, 1996.

61. Ланда Р. Г. Исламский фундаментализм.// Вопросы истории. 1993. №1.

62. Ланда Р. Г. Ислам в истории России. М. 1995.

63. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.

64. Леви-Брюль Л. Сверхестесвенное в первобытном мышлении. М., 1994.

65. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1974.

66. Лысенко В.В. Этнополитические конфликты в постсоветском пространстве. //Этнополитический вестник. 1995. № 5.

67. Малашенко A.B. Ислам на постсоветском пространстве. М., 2001.

68. Малашенко A.B. Исламское возрождение в Современной России. М., 1998.

69. Малашенко А. В. Исламские ориентиры на Северном Кавказе. М., 2001.

70. Малашенко А. Ксенофобия в постсоветском обществе // Витковская Г.,

71. Малашенко А. (ред.) Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М., 1999.

72. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2-е.

73. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982.

74. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1977.

75. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М., 1991.81 .Перепелкин Л.С. Социальные предпосылки современных межэтнических конфликтов в Российской Федерации. М., 1997.

76. Перепелкин Л.С. Типология этнических конфликтов (на примере Кавказского региона) // Ближний Восток: история и современность (сборник статей). М., 1997.

77. Перепелкин Л.С. Распад СССР: закономерность или случайность? // Сизов Ю.В. (ред.) Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. Специальный выпуск по материалам конференции «Многонациональная Россия: история и современность». М., 1998.

78. Перепелкин Л.С. Региональная интеграция институциональная форма межэтнического диалога // Бюллетень «Конфликт-диалог-сотрудничество». М., 1999.

79. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УИ-ХУ вв. Л., 1966.

80. Пиотровский Ю.В. Мусульманские представления о власти. М., 1987.

81. Политология. Энциклопедический словарь М., 1993 г. с.400.

82. Полонская Л.Р. Религия в политической культуре Индии // Индия: религия и политика в общественном сознании. М., 1991.

83. Ротарь И. Ислам и война. М., 1999.

84. Ротарь И. Под зеленым знаменем исламские радикалы в России и СНГ. М., 2001 г.

85. Резван Е.А. Коран и коранистика. Ислам. Историографические очерки. М., 1991.

86. Религия и межнациональные отношения. Махачкала, 1990.

87. Ренан Э. Ислам и наука. СПб., 1983.

88. Ренан Э. Что такое нация. Киев, Т.6. 1902.

89. Савва М. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар, 2002.

90. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. М., 1984.

91. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

92. Смирнов H.A. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.

93. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М., 1982.

94. ЮО.Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987.

95. СюкияйненЛ.Ю. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

96. Теннис Ф. Сообщество и общество. М., 1997.

97. ЮЗ.Тишков В. А. О природе этнического конфликта //Свободная мысль. 1993.

98. Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

99. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религий. М., 1965. Юб.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения.1. М., 1992.

100. Фомичев П.Н. Социологические теории национализма Научно-аналитический обзор. М., 1991.

101. Фон Грюнебаум. Классический ислам. М., 1986.

102. Хабермас Ю. К логике социальных наук. Теория и коммуникативные действия. Сб. рефератов. М.,1991. №1.

103. ПО.Халидов Д. «Исламский форум в России: мифы и реальность» // Мусульмане. 2000. №1

104. Халилов A.M. Общественный строй в Дагестане в XIX веке. М., 1990.

105. Хашаев Х.М., Косвен М.О. История, география и этнография Дагестана (XVIII-XIX вв.). М., 1958.

106. Шахнович М. Закат иудейской религии. JL, 1961.114.аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М., 1984.

107. Шевченко М. И. «Ислам и современность» М., 2001.4 t11 б.Широкогоров С.М Место этнографии среди наук и классификации этносов. Владикавказ, 1998.

108. Шихсаидов А. Р. «Ислам в Дагестане» //Центральная Азия и Кавказ. Швеция. 1999 г. №4

109. Шмидт А.Э. Очерки истории ислама как религии. СПб., М., 1912.

110. Смит A. The Ethnic Origins of Nations. Blackwell, 1986.

111. Санаи M. Исламская революция, международное право, и диалог цивилизаций. Исламская революция в Иране (прошлое, настоящее, будущее). М., 1999.

112. КутбС. Эта религия. Махачкала, 1997.

113. Маудуди A.A. Образ жизни в исламе. М., 1993.

114. Аль-Умар Ислам-религия истины. М., 1993.

115. Кутб С. «Будущее принадлежить исламу М.,1993.

116. Ал-Махалли, Джалал ад-Дип. Тафсир ал-Кур'ан. Темир-Хан-Шура, 1902.

117. I. Литература на иностранных языках

118. Abdullaev N. Wahhabism: Pual Enemy or Just a Convinient, Target for Dadhestan's leadership //EWS Russian Regional Report? Vol.3. February 1998.

119. Amstuts M. R. An introduction to political science: the managment of conflict. Scott. 1982.

120. Armstrong J/ А/ Nations before nationalism/ Chapel Hill, 1982.

121. Bart F. (ed.) Ethnic groups and boundaries: The social organization of cultural differences. London, 1969.

122. Bobrovnikov V. The Repablic of Daghestan in spring 1995/ Soviet Jegacy and National Tensions in War Report: Special issue on the Caucasus, London, 1999.

123. Bobrovnicov V. The Islamic Revival and the National Question in PostSoviet Daghestan // Religion, State and Soviety, 1996. No 2/3.

124. Brubaher R/ Nationalism Refromed. Nationhood and the National Questions in the New Europe, Cembridge University Press. 1996.

125. Chechnya repeats Territorial Clainis on Daghestan //RFEIRL/ News line, vol, 18 December 1997.

126. Ceines F. Islam Militansy along Russia's Rim is Less Than a Sure Bet //New -York Times, February .1992.

127. Colarusso I. The Ethnic Threats to the Caucasion Pipeiines //Caspion crossroods magazine. 1997. N4.

128. Mastyugina Т., Perepelkin L. An Ethnic History of Russia. Pre-Revolutionary Times to the Present. Westport, Connecticut; London, 1996.

129. Fullev G. Islamic Fundamentalism: No Long-Time Threat. //Washington Post, January 13,1993.

130. Jarlykapov Akhmet. Islamic Fundamentalism in the Northern Caucasus: towards a Formulation of the Problem. Caucasus Regional Studies. Issue 1,1999.

131. Greenfield Z. Nationalism Five Roods to Modernity.

132. Hovouitz D. Ethnic groups in Conflict. Berkley and Los Angeles. 1985.

133. Permutter A. A. Wishfull Thinking about Islamic Fundamentalism .1992.

134. Ferguson G. War and peace in the world's religions. London, 1977.143 .Van den Berghe P. The ethnic Phenomenon. Norwich, 1981.

135. Trimingham J.S. The sufi orders in islam. Oxford, 1973.

136. Watt W.M. Muhammad at Mecca. London, 1953.

137. Watt W.M. Muhammad at Medina. Oxford, 1956.

138. Watt W.M. Islam and Integration of society. London, 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.