Региональная правовая политика в сфере конфессиональных отношений: на примере Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат юридических наук Бабошина, Елена Владимировна
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 189
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Бабошина, Елена Владимировна
Введение.
Глава 1. Понятие и приоритеты региональной правовой политики в сфере конфессиональных отношений.
§ 1. Конфессиональные отношения в государственном и региональном развитии России (теоретико-методологический аспект).
§2. Правовая политика в сфере конфессиональных отношений современных демократических государств.
§3. Конфессиональная правовая политика в истории Российского государства.
Глава 2. Институты региональной конфессиональной правовой политики (на примере Республики Дагестан).
§ 1. Правовые основы региональной конфессиональной политики в Республике Дагестан на современном этапе.
§2. Этноконфессиональная идентичность народов Дагестана: политико-правовой анализ.
§3. Угрозы конфессиональной безопасности в Республике Дагестан и юридические механизмы ее обеспечения.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Правовое регулирование религиозных объединений в Республике Дагестан2002 год, кандидат юридических наук Магомедов, Ахмед Магомедович
Ислам в современной общественно-политической жизни Дагестана2006 год, кандидат философских наук Темирова, Мадина Ботаевна
Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртской Республике: опыт вероисповедной политики в регионе: 1991-2002 гг.2003 год, кандидат исторических наук Ильинский, Сергей Игоревич
Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе2005 год, кандидат философских наук Мирзаханов, Джабраил Гасанович
Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности2006 год, доктор философских наук Гусаева, Каринэ Гамидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Региональная правовая политика в сфере конфессиональных отношений: на примере Республики Дагестан»
Актуальность темы диссертационного исследования. Россия представляет собой яркий пример полиэтничного и поликонфессионального государства, в котором внутриконфессиональные, а также межконфессиональные отношения приобрели большую значимость. Сам процесс становления правово-» го государства в РФ, решение многих государственных проблем, в котором значительное место отводится религиозному фактору, делают названную проблему актуальной не только для страны в целом, но и для каждого региона, с учетом специфики его религиозной ситуации. В частности, Республика Дагестан (РД) представляет собой уникальный пример этноконфессиональности в рамках Российской Федерации.
Как и в других субъектах РФ, возрождение религии и религиозных организаций в Республике Дагестан стало итогом процесса разрушения советской идеологической системы и демократических реформ в социально-экономической и политической сферах Российского государства. Преобразования в государственном и политическом строе страны существенным образом затронули и сферу государственно-конфессиональных отношений, правовые основы деятельности религиозных организаций на территории РД. Актуальность исследования проблемы становления современной конфессиональной политики в рамках отдельного региона — Республики Дагестан - определяется рядом факторов: бурное исламское возрождение, наличие поликонфессионального религиозного фактора, полиэтнический состав населения, противоречия между и внутри конфессий, возрастающая миссионерская деятельность протестантских и нетрадиционных конфессий, дестабилизирующая деятельность религиозно-политических экстремистов — ваххабитов.
Процесс религиозного возрождения в Республике развивается в тесной взаимосвязи с ростом самосознания этнонациональных групп населения.
Этот факт актуализирует проблему этноконфессиональной идентичности дагестанцев.
Таким образом, представляется весьма актуальным научный анализ правовой политики в сфере конфессиональных отношений в Республике Дагестан на современном этапе для формирования будущей модели государственно-конфессиональной политики государства в целом. К тому же Дагестан является важным геостратегическим регионом, в котором переплетаются интересы России, стран Запада и мусульманского Востока в области политического, информационного, военного соперничества. Стоит признать факт, что ваххабизм используется зарубежными странами для достижения геополитических интересов не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе. Важность исследования данной темы обусловлена тем, что от правильного понимания и адекватного реагирования на процессы, происходящие внутри мусульманской общины, во многом зависит общественно-политическая ситуация Дагестана, страны в целом, определяется характер отношений с большинством государств Ближнего и Среднего Востока.
Степень научной разработанности проблемы. В силу специфики предмета исследования рассматриваемая тема находится на стыке различных гуманитарных наук. В этой связи теоретическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых-специалистов, как в области права, так и в области философии, истории, социологии, религиоведения, политологии.
Засуживают внимание работы зарубежных авторов (Ю. Варнке, К. Дью-рем, Ч. Колсон, Г. Моран, С. Феррари), а также отечественных (A.C. Бурьянов, В.В. Кравчук, Е.М. Мирошникова, А. Щипков), в которых нашли отражение классификация и сущность современных моделей конфессиональной политики западноевропейских стран и США.
Основные этапы становления и развития феномена государственно-конфессиональных отношений в России в историческом развитии отражены в работах A.A. Андреевой, Н.Ф. Каптерева, A.A. Карташева, В.В. Клочкова, М.Н. Курова, A.B. Логинова, Н.М. Никольского, О.Ю. Редькиной, Н.В. Си-ницыной, Н.Г. Устрялова, Н.В. Устюгова, Н.С. Чаева.
Заслуживают внимания работы М.И. Одинцова, который разработал новые методологические подходы к изучению сферы государственно-церковных отношений. Автор, рассматривая модели взаимодействия государства и религии на протяжении XX века, выделяет три уровня указанных отношений: концептуальный, законодательный, организационно-управленческий.
Анализ и обобщение политико-правовых аспектов формирования и реализации современной модели российской правовой конфессиональной политики нашли свое отражение в диссертационных исследованиях: P.M. Ахмедова, П.Н. Дозорцева, В.А. Зверевой, А.Н. Кудрявцева, P.A. Пестова.
Социологический аспект современной религиозной ситуации исследовали JI. Вызов, С. Филатова, JI.H. Воронцова, Д.Е. Фурман, P.A. Лопаткин, К.В. Цеханская.
Обоснование необходимости учета регионального фактора для стабильного развития общегосударственной политики, в том числе и конфессиональной, нашли свое отражение в трудах М.В. Баглая, В.А. Ковалева, В.И. Королева, И.А. Куницына, В.В. Ряховского, А.Б. Савченко, А.И. Умновой, В.А. Черепанова.
Изучению роли религиозного фактора в жизни отдельного региона -Республики Дагестан — способствовали труды многих местных исследователей. Исторические предпосылки становления и формирования конфессиональных отношений в Дагестане освещены в работах Р.Х. Асхабалиева, М.А. Казанбиева, М.Р. Курбанова, Г.М. Курбанова, А.Г. Летифова, Ш.Ю. Па-шаева, A.M. Халилова, А.Р. Шихсаидова.
Проблема возрождения ислама, причины его политизации не только в Дагестане, но и в масштабе всей страны затронуты в работах таких исламоведов, как: И.П. Добаев, A.A. Игнатенко, А. Кудрявцев, A.B. Малашенко, Ф.М. Мухаметшин, P.A. Набиев, A.A. Нуруллаев, JI.P. Полонская.
Феномен исламского радикализма в Дагестане представлен в работах З.М. Абдулагатова, З.С. Арухова, С.Х. Асиятилова, В.О. Бобровникова, С.Е. Бережного, Д.В. Макарова, И. Максакова, JI.P. Сюкияйнен, Д. Халидова, Я.М. Ханмагомедова. Специфика развития конфессиональных процессов в Республике Дагестан, характеризующейся полиэтничностью, поликонфес-сиональностыо, нашла отражение в трудах М.В. Вагабова, Н.М. Вагабова, М.М. Гусаева, Э.Ф. Кисриева, П.Ф. Рагимовой, Т.О. Омаровой, О.Г. Шапие-вой, A.A. Ярлыкапова. Большим разнообразием отличаются работы K.M. Хан-бабаева, отражающие весь спектр проблем современной религиозной ситуации в Дагестане.
Вопросы правового регулирования конфессиональных отношений в Республике Дагестан проработаны в диссертационных исследованиях М.М. Омаровой и A.M. Магомедова. Для исследования особенностей этноконфессио-нальных процессов большое значение имели диссертации М.М. Гусаева, К.Г. Гусаевой, З.М. Залимханова, М.Б. Темировой. Исследовательские выводы и материалы данных авторов позволили всесторонне рассмотреть поставленную проблему.
Динамичные процессы в конфессиональных отношениях активно обсуждаются в СМИ, в том числе и в Интернете. В работе использовались публикации из журналов и газет республиканских и центральных СМИ, материалы интернетовских сайтов, которые посвящены отдельным вопросам специфики этноконфессиональной ситуации в Дагестане.
Как видно из вышеизложенного, проблемы конфессиональной политики в настоящее время находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Тем не менее в изучении этой проблематики еще остаются определенные пробелы, обусловленные отсутствием комплексных разработок ученых-юристов, посвященных анализу правовой политики в сфере конфессиональных отношений.
Интерес представляют слабо изученные правовые основы дореволюционной, советской и постсоветской моделей конфессиональной политики в Дагестане как элемент правовой политики. В научной литературе недооцениваются такие факторы, как религиозно-политический экстремизм и терроризм, способные привести к дестабилизации общественно-политической ситуации в Дагестане, Северо-Кавказском регионе, ЮФО.
В результате требуются дополнительные исследовательские усилия для изучения проблемы выработки современной эффективной модели региональной конфессиональной политики, объективно отражающей реалии и перспективы этих отношений в Республике Дагестан.
Объектом исследования выступает правовая политика Российского государства в сфере конфессиональных отношений.
Предметом исследования является процесс становления институтов региональной правовой политики в сфере конфессиональных отношений в Республике Дагестан.
Целью настоящего диссертационного исследования является политико-правовой анализ процесса формирования и реализации современной правовой модели конфессиональной политики в Республике Дагестан и ее влияния на политику РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи: проанализировать разные подходы к пониманию конфессиональной политики, обобщив нормативно-правовую базу субъектов федерации; выработать понимание приоритета региональной правовой политики в сфере конфессиональных отношений;
- определить и выявить основные модели конфессиональной политики в западных странах с целью возможности применения в российских условиях; обобщить исторический опыт существования различных моделей конфессиональной политики российского и дагестанского обществ; обозначить правовые ориентиры региональной правовой политики в сфере конфессиональных отношений в рамках Республики Дагестан; выявить специфику этноконфессиональной ситуации Республики Дагестан, обозначив важность учета ее в общегосударственной политике; определить факторы, представляющие угрозы конфессиональной безопасности в Республике Дагестан.
Научная новизна исследования заключается в следующем: на основе методологического анализа конфессиональных отношений в государственном и региональном развитии дано определение региональной правовой политике в сфере конфессиональных отношений; впервые в диссертационном исследовании затрагивается роль региональной правовой конфессиональной политики в формировании федеральной политики в данной сфере; проанализированы основные правовые модели государственно-конфессиональных отношений в практике современных европейских государств; выявлены сущность, особенности правовых основ моделей государственно-конфессиональных отношений в историческом развитии государства, а также определены модели регионально-конфессиональных отношений Дагестана в рамках российской государственности; осуществлен критический анализ нормативно-правовой базы конфессиональной политики Республики Дагестан, предложены меры по его усовершенствованию с учетом российской государственности; исследованы особенности развития полиэтничной, поли конфессиональной современной религиозной ситуации, сделан упор на активизацию, политизацию, радикализацию исламского фактора в Республике Дагестан; в научный оборот введен ряд материалов из фондов ЦГА РД, текущего архива Комитета Правительства РД по делам религий, данные социологических исследований.
Методологическую основу диссертационного исследования составили, как общенаучные (исторический, логический, системно-структурный, социологический), так и специальные (сравнительно-правовой, историко-юридический, функциональный, формально-юридический) методы познания права.
Нормативную базу диссертации составляют международно-правовые документы и нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, законодательство Республики Дагестан о свободе совести. Группа источников представлена архивными материалами из фондов Государственного архива Республики Дагестан (ГА РД), текущего архива Комитета Правительства РД по делам религий.
Эмпирической базой диссертации являются результаты социологических исследований. Автор подверг анализу опубликованные результаты исследований уровня и степени религиозности населения Дагестана, проведенных сотрудниками отдела социологии ИИАЭ ДНЦ РАН, Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН, Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий. В работе также используются результаты социологических исследований, проведенных диссертантом в Республике Дагестан.
На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Региональная правовая политика в сфере конфессиональных отношений представляет собой систему целей и задач, реализуемых с помощью органов и институтов государственной власти, направленную на: создание эффективного механизма для проведения единой государственной политики в конфессиональной сфере, на учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, а также национально-культурных особенностей народов Российской Федерации в отношениях государства с религиозными объединениями, на обеспечение условий полноценной реализации гражданами свободы совести и вероисповедания, на формирование межконфессиональной терпимости и сохранение целостности Российского государства.
Несмотря на то, что региональная правовая политика выступает как относительно самостоятельное явление по отношению к федеральной правовой политике, но существующее в ее рамках и на ее основе, правовая политика регионов в конфессиональной сфере во многом должна определяться общефедеральными целями и задачами.
Приоритеты региональной конфессиональной политики на территории современной РФ определяются, как правило, политическими и социально-экономическими условиями развития, как региона, так и страны в целом.
2. Правовая модель в сфере конфессиональных отношений обусловлена типом правового регулирования статуса религиозных объединений со стороны государства.
Мировой опыт правового регулирования конфессиональных отношений современных западных государств позволяет выделить основные модели государственно-конфессиональных отношений, а именно: сепарационную, кооперационную и идентификационную модели. Достаточно распространенной конфигурацией является дифференцированная модель, эволюционирующая или к отказу от выбора государственных конфессиональных предпочтений, или же признания особого статуса той или иной конфессии.
3. Исторический опыт России показывает, что правовые модели дореволюционной конфессиональной политики российского и дагестанского обществ определялись, прежде всего, идеологическими основами российской государственности. В Дагестане существовали 4 модели государственно-конфессиональных отношений: 1) модель теократии в рамках Имамата Шамиля в XIX в.; 2) модель подчинения государственной религии в рамках Российской империи; 3) советская модель; 4) современная либеральная модель.
Практическое осуществление строительства советской модели в Дагестане значительно отличалось от общего процесса, происходившего в центральной России, по формам, методам и темпам.
4. Нормативно-правовую основу региональной правовой политики в сфере конфессиональных отношений в рамках Республики Дагестан составляет совокупность федеральных и региональных нормативно-правовых актов, относящихся к обеспечению свободы совести и вероисповедания, к деятельности религиозных объединений. Республиканское законодательство сохраняет приоритеты законов и правовых актов Российской Федерации, действующих в данной сфере. Вместе с тем республиканскому законодательству в исследуемой сфере свойственно содержание норм, противоречащих нормам Конституции РФ, касающихся разграничения предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Речь идет о нормах, определяющих признаки республиканской религиозной организации, статус местной религиозной организации, т.к. это — исключительный предмет ведения РФ (п. «в» ст. 71).
Согласно Закону «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», законодательно запрещена деятельность религиозно-политических экстремистов. Деятельность экстремистов подпадает под действие норм Уголовного кодекса Российской Федерации, но не нормативно-правового акта, регламентирующего вопросы свободы совести и деятельность религиозных объединений. Проблема ваххабизма и других форм религиозного экстремизма может быть решена путем последовательной реализации данного Закона, осуществления комплексной политики противодействия экстремизму, в результате скоординированных действий федеральных и региональных органов власти. Федеральная программа должна включать в себя политический, экономический, социальный, правовой, идеологический и другие аспекты.
5. Системный кризис этноконфессиональной идентичности в России в 90-е годы XX века актуализировал влияние ислама на формирование идентичности народов Дагестана. Специфика межконфессиональных отношений состоит в том, что они тесно связаны с межнациональными отношениями. Религия (ислам) является не только духовной сферой общества, но и национальным образом жизни. Результатом взаимовлияния этнических и религиозных компонентов на уровне этноконфессиональной идентичности является преобладание этнической самоидентификации над конфессиональной.
Современная этноконфессиональная ситуация в Дагестане представляет собой целостную систему общественных связей и отношений, отличающуюся от иных регионов: ростом национального самосознания и высоким уровнем религиозной активности населения; высоким уровнем религиозности, не связанным с регулярной культовой практикой; развитой системой религиозного образования (исламского); конфессиональным многообразием; существованием конфликтного потенциала, как межэтнического и межконфессионального, так и внутриконфессионального.
6. Основные вызовы и угрозы конфессиональной безопасности в Республике Дагестан составляют факты распространения экстремистской идеологии ваххабизма, политизации традиционного ислама.
При этом политизация ислама происходит на разных уровнях и в разных формах. С одной стороны, предпринимаются попытки встраивания ис-^ лама в политическую макросистему через создание мусульманских общественно-политических организаций, с другой — спонтанной политизации, в том числе и радикализации, ислама в малых социальных группах. Юридические механизмы обеспечения конфессиональной безопасности в Республике Дагестан предполагают деполитизацию деятельности религиозных объединений наряду с оптимизацией демократических институтов, основанных на вне-конфессиональной групповой идентификации граждан.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что основные результаты работы могут найти применение при совершенствовании федерального и регионального законодательства, разработке современной концепции конфессиональной правовой политики регионального (Республика Дагестан) уровня, а также в правоприменительной практике органов государственной власти в сфере межконфессиональных отношений. Материалы исследования могут быть использованы в научных целях для дальнейшей разработки научной проблемы, составления аналитических разработок по этнорелигиозной конфликтологии. Исследование может представлять интерес в учебном процессе при подготовке базовых и специальных курсов теории государства и права, истории государства и права России, Дагестана, юридической конфликтологии, этнополитологии.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях автора на международных, всероссийских межрегиональных и региональных научно-практических конференциях, а также в 14 научных публикациях, в том числе двух их них — в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.
Структура диссертационного исследования предопределена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Государственная политика регулирования конфессиональных отношений в поликультурном регионе: на примере Астраханской области2011 год, кандидат политических наук Топчиев, Михаил Сергеевич
Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия: Федеральный и региональный уровни2006 год, кандидат политических наук Зверева, Валентина Алексеевна
Влияние глобализации на этноконфессиональную ситуацию на Юге России2009 год, доктор философских наук Юсупова, Гурия Ислангараевна
Этноконфессиональные процессы в современном Дагестане2000 год, кандидат философских наук Гусаев, Магомедсалих Магомедович
Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты2011 год, доктор философских наук Буттаева, Асият Магомедовна
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Бабошина, Елена Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования был получен комплекс теоретических выводов, связанных единым концептуальным подходом. Анализ проблемы региональной правовой политики в сфере конфессиональных отношений на примере Республики Дагестан позволяет сделать следующие выводы:
1. Религия как форма общественного сознания и система социальной регуляции поведения людей продолжает оказывать существенное влияние на различные сферы общества и государства в современном мире.
Необходимость учета в политике любого государства конфессиональной ситуации в обществе обусловлена наличием объективных отношений между государственными институтами и религиозными объединениями.
Государственно-конфессиональные отношения — совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства, с одной стороны, и институциональных образований — конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений), - с другой.
В системе государственно-конфессиональных отношений государство является самостоятельным политико-правовым институтом, определяющим основные принципы конфессиональной политики.
Конфессиональная ситуация в современной Российской Федерации должна оцениваться только с учетом существеннейших особенностей, как федерального, так и регионального характера. К тому же необходимо учитывать поликонфессиональный, многонациональный характер государства. «Необходимо раз и навсегда осознать ту реальность, что ислам, буддизм и ряд других вероисповедческих традиций, существующих на территории России, - не навязанные ей извне, не есть нечто для нее чужеродное, а составляют ее интегральные части»" . Без учета этих факторов невозможна оценка государственно-конфессиональной политики в ее динамике и перспективе.
Федеральная власть определяет стратегию и формат правового поля. Отставание федерального законодательного регулирования от реальной ситуации послужило импульсом для регионального законотворчества в религиозной сфере. Субъекты РФ, неудовлетворенные сложившимися государственно-конфессиональными отношениями на своих территориях, начали принимать собственные нормативные акты по этим вопросам.
Региональное законодательство в данной сфере, в зависимости от предмета регулирования, состоит из пяти групп: 1) нормы конституций субъектов РФ, в которых свобода совести находит свое нормативное закрепление (преимущественно это практически дословное дублирование положений статьи 28 Конституции РФ); 2) законы субъектов РФ, регулирующие весь комплекс вопросов государственно-конфессиональных отношений; 3) правовые акты, ограничивающие деятельность иностранных миссионеров и религиозных организаций на своих территориях; 4) нормативно-правовые акты, выделяющие в качестве субъектов правового регулирования религиозные секты и иные нетрадиционные верования; 5) нормативно-правовые акты, направленные на борьбу с религиозным экстремизмом.
Региональное законодательство, как индикатор проблем, подтверждает реальность существования различных конфессиональных ситуаций в каждом конкретном регионе.
В целом, модель государственно-конфессиональных отношений в РФ видится дифференцированной, учитывающей специфику регионов. Придание некоторым конфессиям особого правового статуса традиционных, не является оправданным с позиции необходимости обеспечения религиозной толерантности. Исторически в России сложились и существуют различные кон
205
Гаджиев К.С. Заметки о перспективах российской государственности // Вопросы философии. 1994. №9. С. 12. фессии, и невозможно сформулировать какие-либо убедительные критерии, в соответствии с которыми одним конфессиям предоставлялся бы статус традиционных, а другие, — напротив, были бы лишены такого статуса.
2. Взаимодействие государства и религии находит свое отражение в моделях их взаимоотношений.
Складывание какой-либо модели государственно-конфессиональных отношений обусловлено рядом обстоятельств: степенью дифференциации политических и религиозных институтов, числом последователей той или иной религии, национальным составом государства, степенью организованности религиозных систем, а также целями и задачами государственного управления.
Специалисты в последнее время обращают внимание на опыт европейской конфессиональной политики, складывающейся из трех моделей взаимодействия государства и религии: сепарационной, кооперационной, идентификационной. Подобный выбор обусловлен стремлением изучить положительный и негативный опыт стран Европы для построения отечественной модели. Очевидно, что нельзя слепо копировать чужой опыт, необходимо учитывать свои исторические особенности, связанные с поликонфессионально-стью государства.
3. В истории Российского государства влияние религиозного фактора на государственные дела, при одновременном влиянии государственных деятелей на чисто религиозную сферу, было традиционным. «В России государство всегда играло решающую роль даже в собственно религиозных вопросах. Князь Владимир ввел христианство, Ярослав пропагандировал, Иоанн Грозный и Петр Великий реформировали, Ленин и Сталин ввели свою рели
ОПА гию, реформированную Хрущевым и Горбачевым» .
Полосин В. Разработка концепции государственно-церковных отношений в России // Кентавр. 1995. №2. С. 23.
Исследуя динамику развития конфессиональной политики, можно заключить, что Российское государство прошло путь от «симфонии» к государственной религии, отрицания роли религии в государстве (советская модель) до современной модели светского государства. В период «симфонии» религия следовала государству, именно государственная власть наделяла церковь надлежащими полномочиями в сфере правового регулирования брачно-семейных отношений и т.д. В досоветский и советский периоды истории содержание конфессиональной политики определялось политическими интересами государства.
Современная модель государственно-конфессиональных отношений обогащена разнообразием региональных моделей в зависимости от специфики конфессионального пространства отдельного региона. Особенно это характерно для обладающих более высоким политико-правовым статусом республик в составе РФ, где этническая и конфессиональная принадлежность во многом влияла на формирование национально-региональной идентичности. Например, Башкортостан, Татарстан, Дагестан, Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия.
В поликонфессиональных регионах сформировалась сепарационная модель государственно-конфессиональных отношений, постепенно переходящая в кооперационную модель. Здесь преобладает региональная власть, которая пытается реализовывать свой вариант конфессиональной политики.
Говоря о региональных особенностях государственно-конфессиональных отношений в Дагестане, можно отметить, что в досоветском Дагестане существовали две модели государственно-конфессиональных отношений: 1) модель теократического государства в XIX в., 2) модель подчинения государственной религии в рамках Российской империи.
Советская модель взаимодействия государства и религии (в первые годы советской власти) существенно отличалась от общегосударственной. Например, отсутствовал специальный республиканский законодательный акт, регламентирующий взаимоотношения церкви и государства; провозглашалось отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Конституции ДАССР (декабрь 1921 г.), что поэтапно осуществлялось на практике; мусульманское духовенство обладало избирательными правами (не было в других республиках); законодательные акты общефедеративного значения были приспособлены к конкретным условиям Дагестана; сохранялись шариатские суды до 1927 г.; акты гражданского состояния постепенно переходили из ведения духовенства к органам государственной власти.
4. Современная региональная модель конфессиональной политики в Республике Дагестан во многом определяется социально-экономическим, политико-правовым развитием региона и конфессиональной структурой населения, а также психологическими особенностями и деловыми качествами политических и конфессиональных лидеров.
В силу этноконфессиональных особенностей Республики Дагестан межконфессиональные отношения непосредственно касаются межнациональных отношений. Религия, в частности ислам, воспринимается не только в качестве духовной сферы, но и как национальный образ жизни. Признаками, квалифицирующими этноконфессиональную идентичность дагестанцев, можно назвать: наличие различных конфессиональных групп, самоидентификацию граждан по отношению к определенной конфессии, значительное приобщение к исламской культурной традиции, осуществление паломничества (хадж).
Для современной конфессиональной ситуации Дагестана характерна относительная стабильность, характеризующаяся следующими признаками: 1) рост религиозности населения, не связанный с регулярной культовой практикой, 2) высокий уровень религиозности, зависящей от места рождения и этнической принадлежности, 3) развитая система религиозного образования (исламского), 4) политизация традиционного ислама (дагестанское отделение «Нур» общероссийского мусульманского движения, Исламская партия Дагестана), 5) присутствие различных религиозных течений, в том числе и религиозно-экстремистского толка, - ваххабизма, 6) поликонфессиональность. В свою очередь, такие факторы, как политизация традиционного ислама и религиозный экстремизм, представляют угрозу безопасности не только Дагестана, но и Северного Кавказа, Российской Федерации.
Для сохранения стабильности в регионе и в стране в целом необходимо государственным органам, общественным и религиозным организациям Республики Дагестан создать программу комплексных мер, направленных на достижение этноконфессиональной толерантности, сохранение и укрепление этноконфессионального пространства Республики, мирного сосуществования и сотрудничества различных народов и конфессий в рамках единого территориального и религиозного пространства Дагестана, России, а также выработать основы региональной модели конфессиональной политики, учитывающей особенности региона.
Специфика религиозной ситуации предопределила особенности правового регулирования конфессиональной политики РД. К особенностям законодательства в исследуемой сфере можно отнести: отсутствие определения религиозного объединения, религиозной группы, в отличие от Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»; деление религиозных организаций в зависимости от территориальной сферы деятельности на местные и республиканские; признание республиканской организацией религиозную организацию, состоящую более чем из половины, но не менее чем из трех местных религиозных организаций соответствующего вероисповедания: запрет создания исламских религиозных организаций по национальному признаку.
К особенностям региональной конфессиональной политики в Республике Дагестан можно отнести наличие системы урегулирования всего спектра вопросов относительно государственно-конфессиональных отношений, включающей в себя элементы административной структуры и институтов гражданского общества. В качестве системы предотвращения конфликтов и прогнозирования очагов напряженности в этноконфессиональных, меж- и внутриконфессиональных отношениях выступают Совет при Президенте, Комиссия при Правительстве РД и Комитет Правительства РД по делам религий.
Помимо этого, в Дагестане законодательно запрещена деятельность религиозно-политических экстремистов согласно Закону «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан».
Религиозные организации, функционирующие в РД, должны действовать в рамках существующего федерального и регионального законодательства. В свою очередь, законодательство Республики в сфере свободы совести должно быть приведено в соответствие с нормами федерального законодательства.
5. В целом, в сфере государственно-конфессиональной политики в масштабах всего государства органы государственной и региональной властей должны стремиться: к политической консолидации российского общества, его духовному возрождению; сохранению и приумножению национально-культурных и духовных традиций народов Российской Федерации; расширению взаимовыгодного сотрудничества государства и религиозных объединений в деле решения социально значимых и государственных проблем; противодействию политическому экстремизму на религиозной почве, разжиганию межэтнической и межконфессиональной розни, разрушению национальных и духовных традиций; сохранению светского характера государства и его институтов и невмешательству государства во внутренние дела религиозных объединений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Бабошина, Елена Владимировна, 2008 год
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г.// Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 39 — 43.
2. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений. Провозглашена резолюцией 36 / 55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С. 132- 134.
3. Федеральные нормативно-правовые акты
4. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
5. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (Федеральный закон от 30 ноября 1994г. № 51- ФЗ) // Собрание законодательства• Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №25. Ст. 2954.
8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
10. О плате за землю: Федеральный закон от 11 октября 1991 г. №1738-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №44. Ст. 1424.
11. О средствах массовой информации: Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. №7. Ст. 300.
12. О частной детективной деятельности и охранной деятельности в РФ: Федеральный закон РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1992. №17.Ст. 888.
13. Об оперативно-розыскной деятельности в РФ. Федеральный закон РФ от 11 марта 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. №17. Ст. 892.
14. О психиатрической помощи и гарантий прав граждан при ее оказании: Федеральный закон от 2 июля 1992 г. №3185~1-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. №33. Ст. 1913.
15. О внешней разведке: Федеральный закон РФ от 8 июля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. №32. Ст. 1869.
16. Основы законодательства о культуре: Федеральный закон от 9 октября 1992 г. №3612-14-ФЭ // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992.№ 46. Ст. 2615.
17. Об образовании: Федеральный закон от 10 октября 1992 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. № 3266-1, с изм. и доп.; 1996. №3. Ст. 150 (в ред. от 29.12.2004 г.).
18. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Федеральный закон: от 15 апреля 1993 г. №4804- 1-ФЗ // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. №20. Ст. 718.
19. Об основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон от 22 июня 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. №33.Ст. 1318.
20. Об основах государственной службы РФ: Федеральный закон от 31 января 1995 г. №119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №31. Ст. 2990.
21. Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.
22. О благотворительной деятельности: Федеральный закон РФ от 11 августа 1995 г. №135-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №33. Ст. 3340.
23. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. №174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №1.
24. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. - № 13. - Ст. 1475.
25. Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 25 июня 2002г. №73-ФЗ//Собрание законодательства. -2002. -№26.- Ст.2519.
26. Об альтернативной гражданской службе: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ // Российская газета. 2002. 27 июля.
27. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ // Российская газета. 2002. 30 июля.
28. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №31. Ст. 3215.
29. О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу: Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. №24 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №3. Ст. 192.
30. О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения: Постановление Правительства РФ от 14 марта 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №12. Ст. 1059.
31. О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы: Постановление Правительства от 3 июня 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 23. Ст. 256.
32. О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества: Распоряжения Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №17. Ст. 1455.
33. О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации: Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ // Российская газета. 1999. 22 апреля.
34. Нормативно-правовые акты Республики Дагестан
35. Конституция Республики Дагестан // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2003. №7. Ст. 503.
36. О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях: Закон Республики Дагестан от 16 января 1998 г. №5 // Собрание законодательства Республики Дагестан. 1998. № 1. Ст. 1752; 2001. № 5. Ст. 351; 2004. №5. Ст. 415.
37. О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 22 октября 1999 г. // Собрание законодательства Республики Дагестан. 1999. №9. Ст. 3411.
38. О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 9 ноября 1999 г. №16 // Собрание законодательства Республики Дагестан. 1999. №11. Ст. 1578.
39. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях»: Закон Республики Дагестан от 12 мая 2004 г. №14 // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2004. №5. Ст. 415.
40. Об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Республики Дагестан от 19 апреля 1999 г. № 104 // Собрание законодательства Республики Дагестан. 1999. №4. Ст. ЗОН.
41. О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан: Указ Президента РД от 06.03.2006 г. № 13 // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2006. № 3. Ст. 174.
42. О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Республики Дагестан: Указ Президент РД от 10.07.2006 г. № 56 // Дагестанская правда. 2006. 13 июля.
43. Вопросы организации паломничества мусульман из Республики Дагестан в Саудовскую Аравию: Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 августа 2004 г. №204 // Собрание законодательства Республики Дагестан 2004. №8. Ст. 698.
44. О комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Республики Дагестан: Постановление Правительства РД от 29.08.2006 г. № 182 // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2006. № 8. Ст. 490.
45. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Дагестан от 5 мая 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №21. Ст. 240, 241.1. Монографии, сборники
46. Алиев A.A. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина. М., 2000.
47. Алимы и ученые против ваххабизма: Сборник статей. Махачкала,2001.
48. Андреева A.A. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимации политической власти в России. М., 2001.
49. Арухов З.С. Россия и Дагестан в новом геополитическом пространстве. Махачкала, 2004.
50. Арухов З.С.-Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999.
51. Ахмадулин В.А., Мельков С.А. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты. М., 2000.
52. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.,1999.
53. Бушуев С.К. Дагестан и Чечня в период завоевания их царизмом. Материалы по истории Дагестана и Чечни (первая половина XIX века). Махачкала, 1940.
54. Вагабов М.В. Ислам: история и современность. Махачкала, 2002.
55. Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. М., 1985.
56. Вагабов Н.М. Ислам и глобализация. Махачкала, 2005.
57. Васильев А. Пуритане Ислама. М., 1974.
58. Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: Особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала, 2002.
59. ГараджаВ.И. Социология религии. М., 1996.
60. Государственно-религиозные отношения в современном Татарстане. Казань, 2003. С. 146.
61. Дворэм К. Свобода совести: модель США. Киев, 1996.
62. Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России / Под ред. A.B. Малашенко. Ростов н/Д, 2005.
63. Залимханов З.М., Ханбабаев K.M. Политизация ислама на Северном Кавказе (на примере Дагестана и Чечни). Махачкала, 2000.
64. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
65. История Дагестана. М., 1968. Т. 2.
66. История народов Северного Кавказа, конец XVIII века — 1917 г. М.,1988.
67. Казанбиев М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1970.
68. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: В 2 т. Сергиев Посад, 1912. Т. 2.
69. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. М., 1991.1. Т. 2.
70. Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане. М., 2005.
71. Клочков В.В. Закон и религия. М., 1982.
72. Колсон Ч. Конфликт царств. М., 1996.
73. Конституции буржуазных государств Европы. М., 1997.
74. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
75. Конституции зарубежных стран / Сост. В.Н. Дубровин. М., 2003.
76. Кравчук В.В. Государственная вероисповедная политика в странах современной Европы / В.В. Кравчук // Вероисповедная политика Российского государства. М., 2003.
77. Курбанов Г.М. Религия и политика террора. Махачкала, 2002.
78. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность. Махачкала, 2001.
79. Куров М.Н. Проблемы свободы совести в дореволюционной России //Вопросы научного атеизма. М.,1981. Вып. 27.
80. Летифов A.JI. Возникновение и развитие советской национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1968.
81. Логинов A.B. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности. М., 2005.
82. Лопаткин Р. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М., 2001.
83. Макаров Д.В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 2000.
84. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.
85. Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. См. также: http://www. kursach. com/biblio/0002003/301.htm
86. Морозов А. Религия и политическая модернизация России. М.,2004.
87. Мухаметшин Ф.М. Взгляд на исламский фундаментализм. М., 1998.
88. Набиев P.A. Ислам и государство. Казань, 2002.
89. Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. М., 1983.
90. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX в. М., 1994.
91. Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX вв.): Дис.д-ра ист. наук в виде науч. докл. М., 1996.
92. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945. М., 1995.
93. Одинцов М.И. Российская церковь в годы революции (1917-1918). М., 1995.
94. Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля / Под. ред. В.Г. Гаджиева, H.H. Покровского. М., 2000.
95. Права человека и религия. Хрестоматия. М., 2001.
96. Право Совета Европы и Россия. Краснодар, 1996.
97. Рамазанов Т.Б. Проблемы преступности в Республике Дагестан. Махачкала, 1999.
98. Революционные комитеты Дагестана и их деятельность по упрочению Советской власти и организации социалистического строительства (март 1920 г. декабрь 1921 г.). Махачкала, 1960.
99. Рейснер М.А. Государство и верующая личность: Сборник статей. СПб., 1905.
100. Религии и религиозные организации в Дагестана: Справочник. Махачкала, 2001.
101. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. A.B. Пчелинцев, В.В. Ряхов-ский. М., 2001.
102. Рохчин В.Е., Якишин Ю.В. Стратегическое управление структурной перестройкой экономики в городах России. СПб., 2001.
103. Саидбаев Т. С. Ислам и общество: Опыт историко-социологического исследования. М., 1984.
104. Суворов Н. Курс церковного права. Т.1. Ярославль, 1889-1890.
105. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998.
106. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года: В 2 ч. Петрозаводск,1997.
107. Умнова А.И. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.
108. Фархшатов М.Н. Мусульманское духовенство // Ислам в бывшей Российской империи. М., 1999.
109. Феррари С.Ц. Государство в Западной Европе: итальянская модельи мировой опыт государственно-церковных отношений. М., 1998.
110. Филиппов Б.А. Новая и новейшая история. Курс лекций. М., 1996.
111. Халилов A.M. Шамиль и Кавказская война. Махачкала, 1998.
112. Цыпин В., прот. Церковное право. 2-е изд. / В. Цыпин. М., 1996.
113. Щипков А. Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России. СПб., 1998.
114. Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. М., 2003.
115. Esposito, John L. The Islamic Threat: Myth or Reality. N. Y., 1992.
116. PietszakM. Prawo wyznaniowe. Wyd. 5. W-wa, 1995.1. Научные статьи
117. Абдулагатов 3. Как мы должны противодействовать экстремистскому ваххабизму // Новое дело: 2004. 22 октября.
118. Абдулагатов З.М. Фундаменталистские составляющие исламского сознания дагестанского верующего (по результатам социологического опроса) // http://www.ethnonet.ru/ru/pub/abdul.html
119. Акаев В.Х., Магомедов С.С. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни // Научная мысль Кавказа. 1996. № 3.
120. Арухов 3. Политический ислам и природа религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Наш Дагестан. 2001. № 189-191.
121. Арухов З.С. Характер и формы внешнего влияния на исламский радикализм в Дагестане // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала, 2002. № 1.
122. Астапов С.Н. Конфессиональная и культурно-традиционная составляющие религиозной идентичности в современном обществе // http://www.e-religions.net/reports/astapov.htm
123. Бобровников В.О. Исламофобия и религиозное законодательство в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №2( 8).
124. Бобровников В.О. Вакф в Дагестане: из вчерашнего дня в завтрашний? // Ислам и право в России: Материалы научно-практического семинара «Мусульманское право в мире и России (Северный Кавказ, Поволжье)». М., 2004. Вып. 2.
125. Булатов А.О. Российское государство и мусульмане: основные тенденции взаимодействия и стратегии адаптации // Этножурнал. 2006. № 12; http://www.ethnonet.ru/ru/pub/bulat.html
126. Бурьянов С.А. Свобода совести в российской науке, законотворчестве и правоприменении // Право и политика. 2000. №7.
127. Бурьянов С.А. Характер и пределы регулирования в сфере свободы совести в демократическом государстве // Право и политика. 2000. №5.
128. Бызов Л., Филатов С. Религия и политика в общественном сознании советского народа // Религия и демократия. На пути к свободе совести. М., 1993.
129. Волков В. О природе исламского радикализма // http://www.strana-ог.ги/?пигш<1= 14&агйс1е=670
130. Воронцова Л.М., Фурман Д.Е., Филатов С.Б. Религия в современном массовом сознании // Социс. 1995. 1.
131. Газизова О.Р. Звон колоколов и призыв к намазу // Независимая газета. 1998. 18 марта.
132. Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства // На пути к свободе совести. М., 1989.
133. Градировский С., Малахов Е. Конфессиональная политика: тет-а-тет // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: Сборник статей / Под общ. ред. С.Н. Градировского. Н. Новгород, 2003.
134. Дзуцев Х.В., Першиц А.И. Ваххабиты на Северном Кавказе: религия, политика, социальная практика // Вестник Российской академии наук.1998. Т. 68. №12.
135. Добаев И.П. Исламский радикализм в контексте проблемы военно-политической безопасности на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа.1999. № 1 (17).
136. Добаев И.П. Терроризм в странах Западной Европы и на Юге России: компаративистский анализ // http://www.religare.ru/article25782.htm
137. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция. 1999. №2.
138. За права верующих, но против экстремизма // Молодежь Дагестана. 2003. 19 сентября.
139. Игнатенко А. Мусульманская самозащита от ваххабизма: Антиваххабитский закон, принятый в Дагестане, — попытка решить острую общественную проблему общероссийского масштаба // Независимая газета. НГ-Религии (дайджест). 1999. 1 декабря.
140. Игнатенко А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №2(8).
141. Игнатенко А.А. Обыкновенный ваххабизм. Ч. 3 // http: // www. russ. ru. / politices / 20010914- ign. Html
142. Каневский К. Социальное партнерство государства и религиозных объединений: проблемы правового регулирования // Право и жизнь. 2005 // http://www.law-n-life.ru/numbers/n824l.htm
143. Кисриев Э. Дагестанские мусульмане: опыт структурной типологии и характеристики // Полит.ру. 2003.14 ноября // http://polit.ru/print/any?documtnt=62934
144. Кисриев Э.Ф. Роль ислама в общественно-политической жизни Дагестана // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002.
145. Ковалев В.А. Политика в российских регионах и некоторые проблемы политической регионалистики // Регионология. Научно-публицистический журнал. 1999. № 3.
146. Крицкий Е. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе // Религия и политика в современной России. М., 1997.С.40
147. Кудрявцев А. «Ваххабизм»: проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 3 (9).
148. Куницын И.А. Защита религиозной идентичности народа в эпоху глобализации // Закон и право. 2004. № 4.
149. Куров М.Н. Проблемы свободы совести в дореволюционной России // Вопросы научного атеизма. М., 1981. Вып. 27.
150. Лексин В., Шевцов В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993. № 9.
151. Максаков И. Соотношение исламских движений Дагестана // НГ-Религии. 1998. 18 марта.
152. Малашенко А. Погода на послезавтра // Содружество: Прил. к «Независимой газете». 1999. №2.
153. Мирошникова Е.М. Гражданская религия: возможна ли она в России? // Религия и право. 2004. №1.
154. Мирошникова Е.М. Кооперационная модель как средство оптимизации российской государственной политики в области свободы совести // Десять лет на пути к свободе совести. М., 2002.
155. Мозговой С.А. Государственно- и военно-религиозные отношения: понятийный аппарат // http://www.rlinfo.ru/projects/seminarl200/
156. Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в меж-цивилизационныхконтактах// Социологические исследования. 2006. № 10.
157. Наумкин В. О стабилизации ситуации в регионах, соседних с Чечней // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №4(10).44. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России // Вопросы философии. 1996. №12.
158. Нуруллаев A.A. Ислам и мусульмане в условиях советского режима // Ислам и мусульмане в России. М., 1997.
159. Одинцов М. И. «Дело» патриарха Тихона // Отечественные архивы. 1993. № 6.
160. Омарова Т.О. Протестантские и нетрадиционные организации в современном Дагестане // Этноконфессиональные отношения как фактор общественной жизни народов Северного Кавказа. Махачкала, 2002.
161. Пейкова З.И. Отношения к Церкви и России в других странах // Исторический вестник. 2000. № 9-10; www.vle.ru
162. Полонская JI.P. Современный мусульманский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития // Азия и Африка сегодня. 1994. №11.
163. Рамазанов Р., Бобровников В. Святые-чудотворцы в народном исламе Южного Дагестана (на материалах аула Шиназ) // Дагестан: село Хуш-тада. М., 1995.
164. Редькина О.Ю. Вероисповедная политика Временного правительства России (февраль октябрь 1917 г.) // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. 1995. №5.
165. Ряховский В.В. Вопросы судебной практики по применению ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Свобода совести в правовом государстве: юридический и информационный аспекты: Материалы семинара (19-22 апреля, г. Суздаль). М., 2000.
166. Руновский А. Кодекс Шамиля // Военный сборник. СПб., 1862. Т. 23.
167. Савченко А.Б. Региональное развитие и региональная политика // География и проблемы регионального развития. М., 1989.
168. Сабирова Г. Мусульмане Татарстана и Дагестана: идеалы и идентичности // Другое поле: Социологические практики / Под ред. Е.Л. Омель-ченко, С.А. Перфильева. Ульяновск, 2000.
169. Синицына Н.В. Симфония священства и царства // Исторический вестник. 2000. №5-6 (9-10).
170. Слово за Конституционным Судом Российской Федерации // Религия и право. 1998. № 1-2 (4-5).
171. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и борьба с международным терроризмом // Право и безопасность. 2005. № 3 (16).
172. Телебаев Г.Т. Религиозная идентификация населения и религиозная ситуация в республике Казахстан // Социологические исследования. 2003. № 3.
173. Устюгов Н.В., Чаев Н.С. Русская церковь в XVII в. // Русское государство в XVII в. М., 1961.
174. Ушакова Ю.В. Религиозная ситуация: начало ХХ-канун XXI века // Исторический вестник. 2000. № 9—10.
175. Халидов Д. Ислам и политика в Дагестане // http:www.iea.ras.ru/books/17-ёаё2/1806200411041
176. Ханбабаев К.М. Ваххабизм в Дагестане // Ислам и политика на Северном Кавказе: Сб. науч. ст. Вып.1 / Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д, 2001.
177. Ханбабаев K.M. Исламоведение в Дагестане: итоги и перспективы // Историческая наука Дагестана: сегодня и завтра. Тезисы докладов научной сессии. Махачкала, 2003.
178. Ханбабаев K.M. К истории распространения ваххабизма в Дагестане // От политики государственного атеизма к свободе совести. М., 2000.
179. Ханбабаев K.M. Религиозное образование в Дагестане в XX — начале XXI вв. // Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане: Коллективная монография / Под ред. С.И. Муртузалиева, В.Н. Цатурова. Махачкала, 2003.
180. Ханбабаев K.M. Суфизм в Дагестане // Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2001.
181. Ханбабаев М. Исламский радикализм на Северном Кавказе // http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-12914.html
182. Хасбулатов Р. Чечня: последняя надежда // Независимая газета. 2000. 23 мая.
183. Цеханская К.В. Россия: тенденции религиозности в XX веке // Исторический вестник. 2000. №5.
184. Шапиева О.Г. Вопросы регистрации и лицензирования религиозных учебных заведений в Республике Дагестан // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала, 2004. №1(6).
185. Шахов М. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики // Религия и право. 2001. №1.
186. Шисаидов А.Р. Ислам в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. 1999.
187. Эк Д. Новый религиозный облик Америки /Д. Эк // Вопросы демократии. Электронный журнал Государственного департамента США. Т. 6. 2001. Ноябрь //http://www.Russian.rpo.at//pdf/iss-12r.pdO
188. Элбакян Е. Государственно-церковные отношения в России начала XX века в оценках либеральной и церковной интеллигенции // http://www.religare.ru/article5140.htm
189. Эльдаров У. Очередная мобилизация? // Северный Кавказ. 2002.42.
190. Энтин M.JI. Политико-правовые последствия вступления России в Совет Европы // Моск. журн. междунар. права. 1996. №3.
191. Юнусова А.Б. Ислам в системе российского законодательства // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции, 22-23 февраля 1999 г. М., 1999.
192. Ярлыкапов A.A. Энтоконфессиональная ситуация в ногайской степи // Известия вузов. Сев.-Кав. регион. Общественные науки. 1998. № 2.
193. Ярлыкапов A.A. Исламское образование в Дагестане: современные проблемы // http: // www.viu-online.ruiscience/publ/buletenl l/page3.html1. Диссертации, авторефераты
194. Асхабалиев Р.Х. Государство Имамат и роль ислама в его становлении и развитии: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Махачкала, 2002.
195. Азизова Г.Р. Христианство в Дагестане: история и современность: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Махачкала, 2001.
196. Ахмедов P.M. Государство и церковь в российском обществе XX столетия (историко-правовое исследование): Дис. .канд. юрид. наук. Казань, 2001.
197. Бережной С.Е. Исламский фундаментализм на Юге России: политологический анализ: Дис. канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2004.
198. Гусаев М.М. Этноконфессиональные связи в современном Дагестане: Дис. .канд. филос. наук. Махачкала, 2000.
199. Гусаева К.Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. Махачкала, 2006.
200. Дозорцев П.Н. Развитие России как светского государства: Дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
201. Залимханов З.М. Ислам в контексте современных этнополитических процессов в Дагестане и Чечне: Дис. . канд. филос. наук. Махачкала, 1999.
202. Зверева В.А. Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия. Федеральный и региональный уровни: Дис. . канд. полит, наук. Воронеж, 2006.
203. Ипатов А.Н. Этноконфессиональная общность как социальное явление. Проблемы взаимодействия религии и этноса: Дис. . д-ра филос. наук. М., 1980.
204. Кудрявцев А.И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы XX века (конституционно-правовой аспект): Дис. . канд. ист. наук. М., 1999.
205. Магомедов A.M. Правовое регулирование религиозных объединений в Республике Дагестан: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2002.
206. Омарова М.М. Осуществление свободы совести в Дагестане: этапы и противоречия: Дис. .канд. филос. наук. Махачкала, 1995.
207. Рагимова П.Ф. Конфессиональное образование в Дагестане: история и современность: Дис. . канд. ист. наук. Махачкала, 2005.
208. Темирова М.Б. Ислам в современной общественно-политической жизни Дагестана: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2006.
209. Пашаева Ш.Ю. Кавказский мюридизм в Дагестане и Чечне: возникновение, становление, развитие (1821-1838): Автореф. дис. . канд. ист. наук. Махачкала, 2002.
210. Пестов Р.А. Институты церковного права в государственно-конфессиональных отношениях: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006.1. Архивные источники
211. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 6991. Оп. 2. Д. 1.Л. 25,26.
212. Государственный архив Республики Дагестан (ГА РД). Ф. 1. Оп. 2. Д. 89. Л. 67.
213. Ф. 4. Оп. 2. Д. 52. Л. 87. Оп. 3. Д. 21. Л. 144 Ф. 14. Оп. 3. Д. 9. Л. 155. Ф. 238. Оп. З.Д. 46. Л. 22. Оп. 8. Д. 4. Л. 3,61. Ф. 352. Оп. 5.Д. 17. Л. 16,21. Ф. 564. Оп. 2. Д. 3. Л. 6. Ф. 1234. Оп. 4. Д. 6. Л. 2-6. Оп. 4. Д. 29. Л. 28.
214. Текущий архив Комитета Правительства РД по делам религий
215. Фонд «Исламское образование».
216. Фонд «Исламские партии, движения в РД».3. Фонд «Ислам».
217. Фонд «Суфизм в Дагестане».5. Фонд «Паломничество».1. Исторические источники
218. Свод законов Российской Империи. Ч. 1. СПб., 1832.
219. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г. // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 6. М., 1985.
220. Низамы Шамиля // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. IV. Тифлис, 1870.
221. Закон от 7 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» // Законодательные акты переходного времени. 1804 1908 гг.
222. Постановление об отмене вероисповедных и национальных ограничений, принятое 20 марта 1917 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемых при Правительствующем сенате. 1917. №70. Ст. 40.
223. Постановление «О свободе совести» от 14 июля 1917 г. // Вестник Временного правительства. №109(155). 1917. 20 июля.
224. Декрет от 20 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» // Законодательство о религиозных культах: Сборник материалов и документов. М., 1971.
225. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1975. №27. Ст. 572.
226. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 марта 1966 г. «Об административной ответственности за нарушения законодательства о религиозных культах» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. №12.
227. Конституция РСФСР 1918 г.// Сборник законов СССР. М.,1968. Т. 1.
228. Конституция СССР 1936 г. // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР (1938-1967 гг.). М., 1968.
229. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977.
230. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Союза Советских Социалистических Республик от 1 октября 1990 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 12.
231. О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №21. Ст. 240.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.