СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПОЛИТИЗАЦИИ ИСЛАМА НА МАТЕРИАЛАХ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат наук Лебедев Виктор Сергеевич
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 219
Оглавление диссертации кандидат наук Лебедев Виктор Сергеевич
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию политизации ислама.
1.1 Политизация религии: теоретические предпосылки анализа
1.2 Методологические основания исследования политизации религии
1.3 Религиозно-политическая идеология ислама: проблема дефиниции понятия
Глава 2. Политизация ислама в Чечне и Дагестане: анализ характерных моделей.
2.1 Ислам в дискурсивных практиках глав Чеченской Республики и Республики Дагестан: Рамзан Кадыров и Рамазан Абдулатипов
2.2 Религиозно-политический конфликт: модели эскалации в Дагестане и Чеченской республике
2.3 Институциональные основы взаимодействия религии и политики в Чечне и Дагестане
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Этноконфессиональный фактор в чеченском конфликте: политологический анализ2007 год, кандидат политических наук Шарафутдинова, Эльвира Фаритовна
Политизация ислама как фактор современного политического процесса: на материалах Северного Кавказа2010 год, кандидат политических наук Зинченко, Максим Сергеевич
Политический ислам в современном мире2009 год, доктор философских наук Семедов, Семед Абакаевич
Радикализация исламского движения в Центральной Азии и на Северном Кавказе: сравнительно-политологический анализ: на материалах Киргизской Республики и Республики Дагестан2008 год, кандидат политических наук Сухов, Алексей Викторович
Исламский фактор в политическом процессе современной России: на примере республик Северного Кавказа2009 год, кандидат политических наук Курайши, Денис Афизуллаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПОЛИТИЗАЦИИ ИСЛАМА НА МАТЕРИАЛАХ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из наиболее сложных феноменов, ставших объектом пристального внимания политиков, СМИ и научного сообщества стало возвращение религии в политическую повестку дня, начавшееся со второй половины ХХ века. И если события исламской революции в Иране могли истолковываться как сбой, ошибка в процессе модернизации, неизбежно распространяющейся на весь мир, то возврат религии в публичное пространство в западных странах (в виде проблем миграции, дебатов о ношении хиджаба в государственных учреждениях и т.д.), которые никто не решится назвать несовременными, заставил научное сообщество переосмыслить подходы к роли религиозных организаций в политике и будущему религии в целом. Политологические и социологические теории о том, что по мере развития науки религия будет исчезать, а веберовский процесс «расколдовывания мира» не оставит для нее места, ввиду появления нового эмпирического материала, подверглись и продолжают подвергаться пересмотру.
Распространяющаяся поликультурность обществ заставляет государства все чаще вовлекаться в процесс управления религиозными организациями. Такое положение дел, при котором религия вновь вторгается в сферу политического, является значимым теоретическим вызовом для политической науки. Повсеместная политизация религии становится частью политических дискуссий в парламентах, приводит в некоторых странах к таким негативным явлениям как терроризм и рост религиозно -мотивированного насилия.
Пожалуй, наибольший интерес для научного сообщества сегодня представляет проблема политизации именно ислама, вследствие процессов, происходящих в мусульманском мире: росте религиозного радикализма, политических трансформациях на Ближнем Востоке (включая «Арабскую
весну» и образование т.н. «Исламского государства») и конечно исламистского терроризма. Разрешение этих проблем вряд ли может быть возможно без адекватного теоретического осмысления того, что представляет из себя политизация ислама сегодня: попытку возврата в некое мифологизированное «прошлое» или же построение альтернативного «настоящего», оперируя категориями теории множественных современностей Шмуэля Эйзенштадта.
Таким образом, проблема изучения политизации ислама приобретает не только важное теоретическое, но и практическое значение. В свою очередь полноценное изучение политизации ислама невозможно без сравнительных исследований, которые бы дали нам больше информации о происходящих процессах.
Взаимодействие ислама и политики - проблема не только Ближнего Востока или европейских государств, пытающихся содействовать адаптации мигрантов из мусульманских стран. В России также существует практическая потребность в исследовании политизации ислама, ввиду необходимости мирного сосуществования российских граждан исповедующих как ислам и христианство, так и иные религии. Особую значимость исследования влияния ислама в сфере политики приобретают в контексте процессов развивающихся на Северном Кавказе в начале XXI века: распространении исламизма, росте влияния на социальную жизнь исламских религиозных организаций, а также эскалации религиозно-политических конфликтов. При этом, по мнению диссертанта бы неправильно сводить взаимодействие ислама и политики только к сфере насилия, однако это лишь актуализирует необходимость более тщательного анализа происходящих в республиках Северного Кавказа событий. Наиболее исламизированными субъектами СКФО сегодня являются Чеченская Республика и Республика Дагестан, что и обусловило их выбор в качестве объектов изучения.
Степень научной разработанности проблемы. Среди аспектов
изучаемой научной проблемы, базовым необходимо можно считать вопрос о
4
природе политического и понимании феномена политизации. Эта тема освещалась в трудах таких исследователей, как К. Шмитт, М. Хоркхаймер, Х. Арендт, Ш. Муфф, М. Данилов, С. Патрушев .
При осмыслении феномена религии были рассмотрены труды таких ученых, как Э. Дюркгейм, М. Элиаде, К. Гирц, Д. Узланер, Р. Старк и Р. Финке . Важным аспектом исследуемой темы является также понимание процесса секуляризации. Данная концепция была разработана в трудах К. Маркса, П. Бергера, Т. Лукмана, Б. Уилсона, К. Доббелера, Ч. Тейлора1.
Однако понимание процессов, протекающих в ситуации возвращения религии в политику невозможно без использования социологических и политологических подходов, базирующихся на критике и переосмыслении теории секуляризации. В контексте данной научной проблемы необходимо упомянуть труды таких исследователей, как П. Бергер (ставший критиком собственной теории), Р. Старк, Р. Финке, Х. Казанова, Э. Ван дер Звеерде2. Постсекулярность, как специфичное состояние общества, в котором устанавливаются новые постсекулярные правила взаимодействия религии и политики, исследуется такими представителями социальной и политической науки, как Ю. Хабермас, Ч. Тейлор, Б. Тернер. Т. Асад, Д. Узланер, Ю. Почта, М. Мчедлова3. Особенно важной для целей исследования диссертации
1 Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. Т.3. М., 1955.; Berger P.L. The social reality of religion. - Harmondsworth: Penguin, 1973; Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society. London. 1970.; Wilson B. Religion in secular society: sociological comment. L. C.A. Watts & Co. 1966.; Dobbelaere K. Towards an Integrated Perspective of the Processes Related to the Descriptive Concept of Secularization // Sociology of Religion. — Vol. 60. 1999.; Taylor Ch. Secular Age. Cambridge, MA & London: Belknap Press of Harvrard University Press, 2007.
2 Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012, №2; Stark R., Finke R. Acts of Faith: Explaining the Human Side of Religion. Berkeley, Los Angeles, L.: University of California Press, 2000.; Casanova J. Public religion in the Modern World. Chicago University of Chicago Press, 1994; Звеерде Ван дер Э. Осмысливая «секулярность» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012, №2.
3 Хабермас. Ю. Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном мир-обществе. // Полис. Политические исследования. 2010. №2.; Taylor Ch. Secular Age. Cambridge, MA & London: Belknap Press of Harvrard University Press, 2007.; Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе // Государство, религия,
представляется концепция постсекулярных гибридов Талала Асада, позволяющая по-новому взглянуть на процессы, протекающие на Северном Кавказе.
Политизация религии, как социокультурный феномен, обычно приводит к появлению религиозно-политической идеологии или политической религии, как комплекса идей о «правильной» политической практике, вытекающих из той или иной религиозной доктрины. В данной работе феномен религиозно-политической идеологии рассматривается с учетом позиции таких авторов, как П. Ван дер Веер, С. Семедов, А. Митрофанова, И. Кудряшова4.
Отдельно следует сказать о значимости для данного исследования работ, посвященных теории государственно-конфессиональных отношений. Осмыслению и классификации форм государственно-конфессиональных отношений посвящены работы таких исследователей, как М. Моммен, С. Джораева, И. Понкин, М. Одинцов, А. Григоренко, Ж. Таранюк, М Шахов и М. Шутова5.
церковь в России и за рубежом. 2012, №2; Asad T. Formations of the secular: Christianity, Islam, Modernity. Stanford, CA: Stanford University Press, 2003; Узланер Д. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2011. №3.; Почта Ю.М. Постсекулярное общество // Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы /Под общ. ред. П.К.Гречко, Е.М.Курмелевой. - Москва: РОССПЭН, 2009.; Мчедлова М.М. Возвращение религии или Новый мир: в поисках объяснения // Политическая наука. 2013. №2.
4 Van der Veer P. Political Religion in the Twenty-first Century // International Order and the Future of World Politics. Ed.by T.V.Paul, J.A.Hall. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.; Семедов С. А Политический ислам в современном мире. Авт. дис. док. фил. наук: 09.00.13: — М., 2009.; Митрофанова А.В. Политизация православного мира. М., 2004. Кудряшова И. В. Как изучать взаимодействие религии и политики // Политическая наука. 2013. №2, Она же. Фундаментализм и «фундаментализмы» // Политическая наука. 2013. № 4.
5 Momen M. The Phenomenon of religion. A thematic approach. Oxford oneworld. 1999.; Джораева С.В. Государственно-церковные отношения в России (опыт философско-исторического анализа). - М., 1997.; Понкин И. В. Светскость государства. - М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2004.; Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции. - М., 2000.; Григоренко А.Ю. Церковно-государственные отношения в современной России и проблема религиозной свободы и нетерпимости // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе.
Анализу процессов политизации ислама и развития исламской религиозно-политической идеологии посвящены труды таких отечественных и зарубежных специалистов, как: У. Уотт, П. Ван дер Веер, Дж. Эспозито, Э. Байлоуни, Ж. Кепель, И. Кудряшова, Ю. Почта, О. Карпачева, Д. Малышева, А. Игнатенко, А. Малашенко, И. Добаев, В. Волков, Р. Эммануилов, А. Яшлавский, В. Наумкин, С. Семедов6. Данные исследователи раскрывают такие темы, как становление исламизма, в качестве религиозно-политической идеологии, его развитие в трудах основных идеологов, наличие религиозных предпосылок для политизации в самом исламе. В вышеуказанных работах также исследуется опыт практического становления исламистских организаций и проблема типологии внутренних течений в политическом исламе.
Исследование исламского радикализма на Северном Кавказе сегодня является довольно популярным направлением в отечественной политологии. Данной проблемой занимаются такие исследователи, как: А. Малашенко, А.
Материалы международной конференции. - М., 2000.; Таранюк Ж. П. Религия и политика: трансформация институциональных форм взаимодействия. Дис. канд. полит. наук: 23.00.02: — М., 2013.: Шахов М. О., Шутова О.С. Государственно-конфессиональные отношения: анализ типологий и силовая модель // Полития. 2003. №3
6 Watt W.M. Muhammad: Prophet and Statesman. - Oxford: Oxsford Univ. Press, 1974.; Ван дер Веер П. Политическая религия в XXI веке. 2010. Режим доступа: http://idmedina.ru/books/islamic/?2132 (дата посещения 20.10.2014.).; Esposito J. Islamic Threat: myth or reality? New-York. 1992.; Байлоуни Э. М. Эмоции, бедность или политика? Неправильные представления об исламистских движениях // Взаимосвязи. 2004. Т.3 №1.; Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004.; Кудряшова И.В. Фундаментализм и «фундаментализмы» // Политическая наука. 2013. № 4.; Малышева Д.Б. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // МЭиМО. 1999. №7.; Игнатенко А.А. Ислам и политика. - М.: Институт религии и политики, 2004.; Малашенко А. Исламская альтернатива и исламистский проект. - М., 2006.; Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. Ростов-на-Дону, 2002.; Волков В.В. О природе исламского радикализма // Отечественные записки. 2003. № 5.; Почта Ю. М., Оберемко Т. В. Политическое значение исламского фундаментализма в эпоху постмодерна // Вестник РУДН. Серия: Политология, 2014, №1.; Почта Ю.М. Мусульманский мир: роль института гражданского общества в процессе принудительной демократизации // Вестник РУДН. Серия: Политология, 2012, №3.; Карпачева О.В. История исламской оппозиции в Египте. М. 2013.; Эммануилов Р.Я., Яшлавский А.Э. Террор во имя веры: религия и политической насилие. М., 2011.; Наумкин В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов // Восток. 2006. №1.; Семедов С. Исламский радикализм в современном мире: сущность и причины возникновения. // Социология власти. 2009 . №7.
Авксентьев, И. Добаев, В. Немчина, А. Баутин, С. Сущий, М. Зинченко7. Процессы политизации ислама в Дагестане исследуются Э. Кисриевым, А. Ярлыкаповым, К. Ханбабаевым, З. Аруховым, З. Абдулагатовым, Д. Макаровым, И. Стародубровской, Д. Соколовым, Г. Юсуповой, А. Мантаевым8. Роль исламского фактора в чеченском конфликте и развития религиозности в Чечне исследовалась в трудах В. Тишкова, В. Акаева, А. Саватеева, А. Осмаева, М. Назукиной, Е. Арляповой, М. Юсупова9.
7 Малашенко А. В. Реальности и стереотипы восприятия ислама на Северном Кавказе. // Государственная служба. 2010. №2.; Он же. Малашенко А. В. Государство и Ислам в России // Исламоведение. 2014. №1.; Авксентьев В.А. Конфликтологические сценарии Юга России в контексте социокультурного развития региона // Обозреватель / Observer. 2012. № 7.; Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия Ростов н/Д., 2005.; Баутин А.А. Исламизм и проблемы исламского экстремизма на Северном Кавказе. http://nofmo.ucoz.ru/publ/1-1 -0-7 ( Дата обращения: 12.05.2015); Сущий С.Я. Террористическое подполье на востоке Северного Кавказа: Чечня, Ингушетия, Дагестан. - Ростов-на-Дону. 2010.; Зинченко М. С. Политизация ислама как фактор современного политического процесса. Дис. канд. полит. наук: 23.00.02: — М., 2009.
8 Кисриев Э.Ф. Ислам в Дагестане. М 2007.; Ярлыкапов А.А. Современный Дагестан: актуальные этнополитические и этноконфессиональные проблемы // Социодинамика. 2012, №3.; Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе / А. К. Алиев, З.С. Арухов, К.М. Ханбабаев; РЦЭИ ДНЦ РАН. - М.: Наука, 2007.; Абдулагатов З.М. Проблема умеренности в дагестанском салафизме. // Дагестанский социологический сборник-2011. -Махачкала: ДНЦ РАН. 2011.; Макаров Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане М., 2000.; Истоки конфликтов на Северном Кавказе: монография / И.В. Стародубровская, Д.В. Соколов. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.; Юсупова Г.И. Глобализация и трансформационные процессы в социально-политической сфере республик Северного Кавказа. М, 2007.; Мантаев А. А. «Ваххабизм» и политическая ситуация в Дагестане. Дис. канд. полит. наук: 23.00.02: — М., 2002.
9 Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). - М.: Наука. 2001.; Акаев. В. Х. История и специфика современного исламского возрождения в Чеченской республике // Центральная Азия и Кавказ. 2011. №3.; Он же. Исламское возрождение в Чеченской Республике. - Грозный.: Грозненский рабочий, 2011.; Савватеев, А.Д. Ислам и политика в Чеченской Республике // Общественные науки и современность. - 2000.; Осмаев А. Д. Религиозный фактор и борьба с терроризмом в Чеченской Республике // Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности /Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. ; Назукина М. В. Исламские праздники как механизм конструирования региональной идентичности в России // Идентичность как предмет политического анализа. М.: ИМЭМО РАН, 2011.; Арляпова Е.С. Ислам как источник легитимации и консолидации власти в Чеченской Республике // Политическая наука. 2012. №2.; Юсупов М. Ислам в социально-политической жизни Чечни // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2.
Однако необходимо отметить, что, несмотря на значительное количество литературы посвященной различным аспектам политизации ислама на Кавказе, нельзя сделать вывод о том, что осмысление этого процесса перестало иметь значение. Во-первых, в большинстве работ, опубликованных по данной теме, рассматривается историческая, хронологическая или социальная стороны проблемы, но применение современных социальных и политологических подходов, к сожалению встречается не так уж часто, например ни в одной работе не встречается релевантного применения концептов постсекулярности или постсекулярных гибридов. Во-вторых, количество сравнительных исследований политизации ислама в конкретных республиках СКФО крайне невелико, а существующие работы посвящены обычно какому-то одному аспекту политизации ислама, например исламскому терроризму. В качестве примера можно привести сравнительное исследование С. Сущего «Террористическое подполье на востоке Северного Кавказа: Чечня, Ингушетия, Дагестан»10.
Таким образом, исследования процессов политизации ислама на Северном Кавказе, и в частности в Чеченской Республике и Дагестане представляются актуальными и востребованными.
Объектом диссертационного исследования выступает процесс политизации ислама в Чеченской Республике и Республике Дагестан.
Предметом диссертационного исследования являются особенности проявления политизации ислама в Дагестане и Чеченской Республике.
Цель диссертационного исследования - с помощью сравнительного анализа выявить общее и особенное в моделях политизации ислама в Чечне и Дагестане.
Достижение поставленной цели требует разрешения следующих задач:
- дать релевантное определение понятия политизация религии;
- создать классификацию моделей политизации религии;
10 Сущий С.Я. Террористическое подполье на востоке Северного Кавказа: Чечня, Ингушетия, Дагестан. - Ростов-на-Дону. 2010.
9
- разработать механизм сравнительного анализа моделей политизации религии;
- выявить сущностные черты и закономерности развития и исламской религиозно-политической идеологии, а также сформулировать подходы к ее исследованию;
- на основе разработанного механизма анализа выявить характерные черты политизации ислама в Чечне и Дагестане;
Гипотеза исследования: На территории Чечни и Дагестана реализуются разные модели политизации ислама, ввиду различия субъектов процесса политизации, и соответственно две эти модели дают различные результаты в политической практике.
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом постсоветского развития исследуемых регионов с 1991 по 2015 гг.
Теоретико-методологическая основа исследования. Данное
диссертационное исследование опирается на ряд теоретических разработок
зарубежных и российских ученых. Прежде всего, необходимо выделить блок
теорий, которые касаются общего понимания политизации. В этом вопросе
исследование основано на концепции политического в ее интерпретации
Шанталь Муфф. Для определения концепта «религии» в работе был
использован подход, применявшийся в рамках интерпретативной
антропологии Клиффорда Гирца. Данные, полученные в ходе исследования
эмпирического материала, интерпретировались на основании взглядов на
проблему секуляризации П. Бергера и концепции постсекулярности Ю.
Хабермаса и Т. Асада. На основе данных теорий в частности делаются
выводы о состоянии политизации ислама в Чечне и Дагестане, и
формировании в рамках этих регионов собственных моделей постсекулярных
гибридов. В ходе исследования применялись такие теоретические подходы,
как конфликтологическая парадигма, критический дискурс-анализ Нормана
Фэркло и теория дискурса Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф, теория
государственно-конфессиональных отношений, неоинституциональный
10
подход. Ключевым методом исследования является сравнительный анализ, базирующийся на разработанной в параграфе 1.2 методологии исследования проявлений политизации религии: в сфере дискурсивных практик политических лидеров, религиозных расколов и отношений органов власти и религиозных организаций. В ходе работы были использованы также такие методы как, анализ нормативно-правовых источников, конфликтологический анализ, дискурс-анализ, вторичный социологический анализ данных соц.опросов, глубинное экспертное интервью.
Эмпирическую базу исследования составляют:
• Нормативно-правовые акты федерального уровня (Конституция Российской Федерации и Федеральный закон №125 «О свободе совести и религиозных организаций»).
• Региональные нормативно-правовые акты (Конституция Чеченской Республики, Конституция Республики Дагестан, Закон Республики Дагестан от 16.01.98 № 5 «О свободе совести, свободе вероисповедования и религиозных организациях», Положение о Комитете по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан, Положение о департаменте по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики).
• Данные полученные в ходе экспертных интервью представителей Духовного управления мусульман Чеченской республики и Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан.
• Тексты выступлений и интервью глав Чечни и Дагестана, посвященных религиозной тематике, за период 2013-2015 гг.
• Данные социологических исследований, проведенных Дагестанским научным центром Российской Академии Наук, кафедрой
социологии Дагестанского государственного университета и исследователями С. Муслимовым, Д. Соколовым и И. Стародубровской.
• Статистические данные о террористической активности на Северном Кавказе.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Осуществлено уточнение понятия «политизация религии», с использованием современных теоретических подходов как к проблеме концептуализации понятия «политического» и вытекающего из него концепта «политизация», так и к взаимодействию религиозной и политической сфер в современных обществах. В ходе исследования была разработана классификация моделей политизации религии, на основе характеристик политизирующего религию субъекта, в котором предложено делать различие между «спонтанно политизацией», «политизацией сверху» и «политизацией снизу».
2. Предложен исследовательский механизм сравнительного анализа политизации религии, основанный на выявлении уровня политизированности в рамках трех индикаторов: степени религиозных расколов, дискурсивных практик политических лидеров и степени институционального взаимодействия органов власти и религиозной организации. Разработана система оценки степени политизации на уровне каждого из индикаторов.
3. Проанализированы существующие подходы к определению исламской религиозно-политической идеологии посредством таких терминов как: исламский фундаментализм, исламский радикализм, салафизм, ваххабизм, исламизм (политический ислам), с последующим подведением итогов относительно пригодности используемых категорий для сравнительного анализа политизации ислама в рамках изучаемых республик. В качестве наиболее подходящей для определения исламской религиозно-политической идеологии в рамках данного исследования была выбрана категория исламизм.
4. Выявлены формы политизации ислама в дискурсивных практиках политических лидеров Чечни и Дагестана: Рамзана Кадырова и Рамазана Абдулатипова. На основе используемых ими дискурсов, способов высказывания о собственных религиозных убеждениях, а также демонстрации своего образа были сделаны выводы о существенных различиях между данными политиками, что позволяет сделать выводы о большей политизации религии в сфере дискурсивных практик в Чеченской Республике.
5. Определены формы, значимые факторы и степень эскалации религиозно-политического конфликта в рамках исследуемых республик. Основными сторонами конфликта в настоящий момент являются суфийские ордена, умеренные салафиты и радикальные салафиты, а также органы власти в Дагестане. В Чеченской Республике умеренные салафиты отсутствуют в качестве субъекта существующего конфликта.
6. На основе анализа нормативно-правовой базы и данных, полученных в ходе экспертных интервью проведен анализ степени институционального взаимодействия между духовными управлениями мусульман Чечни и Дагестана и соответствующими республиканскими органами власти, что позволило сделать выводы о типе государственно-конфессиональных отношений.
7. На основе полученной информации сделан вывод о реализации в Дагестане и Чечне разных моделей политизации ислама, в проявлениях которых были выявлены сущностные различия: для Чеченской республики оказался характерен более высокий уровень политизации религии на базе таких индикаторов как дискурсивные практики и степень институционального взаимодействия между органами власти и духовным управлением мусульман республики.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Взаимодействие религии и политики может быть осмыслено, как
взаимодействие религиозной и политической сфер, при котором
13
политическим явлениям присваивается статус сакральных, а религиозным -политических. Те или иные явления становятся политическими постольку, поскольку начинают восприниматься как общезначимые, требующие всеобщего разрешения и раскалывающие сообщество на противоборствующие группы. В условиях постсекулярного общества религия начинает возвращаться в ранее секуляризованное публичное пространство, претендуя на участие в общественной жизни. Политизация религии может быть классифицирована в зависимости от характеристик субъекта, политизирующего религию на спонтанную и акторную. Акторная политизация может быть политизацией «сверху», когда в политизации религии оказываются заинтересованы политические элиты, и выступать в качестве политизации «снизу», когда религия политизируется под действием рядовых граждан и народных масс, а элиты лишь реагируют на происходящее.
2. Сравнительный анализ политизации религии подразумевает решение проблемы операционализации понятия. Политизацию религии можно наблюдать в сфере религиозно-политического конфликта, где степень политизации религии выражается в степени эскалации данного конфликта. Кроме того, в сфере дискурсивных практиках политических лидеров: в данном случае степень политизации религии зависит от тех дискурсов, которые использует политик и от того, насколько интенсивно используется им религиозная риторика. И наконец, в сфере государственно-конфессиональных отношений, где степень политизации религии проявляется в интенсивности и объеме взаимодействия между религиозной организацией и органами власти.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Исламский фактор в политике арабских государств и России: Северный Кавказ2005 год, кандидат исторических наук Шахшаева, Аминат Гасановна
Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты2011 год, доктор философских наук Буттаева, Асият Магомедовна
Религиозный фактор современного политического процесса2012 год, доктор политических наук Станкевич, Галина Викторовна
Проблемы политического ислама и конфликты в государствах Центральной Азии2017 год, кандидат наук Назиров Назир Давлятходжаевич
Исламский фундаментализм на Юге России: Политологический анализ2004 год, кандидат политических наук Бережной, Сергей Евгеньевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лебедев Виктор Сергеевич, 2016 год
Список литературы:
1. Asad T. Formations of the secular: Christianity, Islam, Modernity. Stanford, CA: Stanford University Press, 2003. 280 p.
2. Berger P.L. The desecularization of the world: A global overview // The desecularisation of the world: Resurgent religion and world politics / P.L. Berger (ed.). - Wm. B. Eerdmans Publishing. 1999. 143 p.
3. Casanova J. Public religion in the Modern World. Chicago: University of Chicago Press, 1994. 330 p.
4. Dobbelaere K. Towards an Integrated Perspective of the Processes Related to the Descriptive Concept of Secularization // Sociology of Religion. — Vol. 60. 1999.
5. Esposito J. Islamic Threat: myth or reality? New-York. 1992. 256 p.
6. Fairclough N. Critical Discourse Analysis. Second edition. - London. 2010. 608 p.
7. Fuller G.E. The Future of Political Islam. - New-York: Cornell University Press. 2003. 256 p.
8. Fundamentalism and the state: remarking polities, economies and militance. - Vol.3. Chicago. 1993. 676 p.
9. Jabbour N. The Rumbling Volcano. Islamic Fundamentalism in Egypt. - Passadena. California. 1993. 320 p.
10. Laclau E., Mouffe Ch. Hegemony and socialist strategy. Towards a radical democratic politics. - London: Verso. 2001. 240 p.
11. Luckmann Th. The invisible religion: the problem of religion in modern society. - London. 1970. 128 p.
12. Milton-Edwards B. Islamic politics in Palestine. London. 1996. 272
p.
13. Momen M. The Phenomenon of religion. A thematic approach. -Oxford Oneworld. 1999. 640 p.
14. Sivan E. The Holy War Tradition in Islam // Orbis. 1998. Spring. Vol. 42. No. 2.
15. Stark R., Finke R. Acts of Faith: Explaining the Human Side of Religion. Berkeley, Los Angeles, L.: University of California Press, 2000. 353 p.
16. Taylor Ch. Secular Age. Cambridge, MA & London: Belknap Press of Harvrard University Press, 2007. 874 p.
17. Van der Veer P. Political Religion in the Twenty-first Century // International Order and the Future of World Politics. Ed.by T.V.Paul, J.A.Hall. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 434 p.
18. Watt W.M. Muhammad: Prophet and Statesman. - Oxford: Oxsford University Press, 1974. 258 p.
19. Wetherell M., Potter J. Mapping the language of racism: discourse and legitimation of exploitation. New-York: Columbia University press. 2006. 256 p.
20. Wilson B. Religion in secular society: sociological comment. L: C.A. Watts & Co. 1966. 252 p.
21. Абдулагатов З. М. Идеология «ваххабизма» в молодежном крыле салафитского движения Дагестана // Дагестанский социологический сборник - 2009. Махачкала: ДНЦ РАН. 2009. 99 с.
22. Абдулагатов З.М. Истоки исламского рационализма в Дагестане. // Дагестанский социологический сборник. Махачкала: ДНЦ РАН, 2007. 119 c.
23. Абдулагатов З.М. Проблема умеренности в дагестанском салафизме. // Дагестанский социологический сборник-2011. ДНЦ РАН, 2011. 141 с.
24. Авксентьев В.А. Конфликтологические сценарии Юга России в контексте социокультурного развития региона // Обозреватель / Observer. 2012. № 7.
25. Акаев В. Х. Ислам в Чеченской Республике. — М.:Логос, 2008.
88 с.
26. Акаев В. Х. Исламское возрождение в Чеченской Республике. -Грозный: «Грозненский рабочий», 2011. 140 с.
27. Акаев В. Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2004. 260 с.
28. Акаев В. Х. Чечня: возможен ли афганский вариант? // Центральная Азия и Кавказ. 1999. №1.
29. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999. 46 с.
30. Акаев В.Х. Суфийская культура на Северном Кавказе: теоретические и практические аспекты.- Грозный.: ГУП Книжное обозрение, 2011. 208 с.
31. Акаев В.Х., Вок Г.Б., Керимов М.М. Ислам в Чечне: традиции и современность // ЧГУ. Общественная мысль. Выпуск 3. - Грозный, 2006.
32. Акаев. В. Х. История и специфика современного исламского возрождения в Чеченской республике // Центральная Азия и Кавказ. №3., 2011.
33. Александров И.А. Исламская основа саудовского общества и государства // Королевство Саудовская Аравия: прошлое и настоящее. - М., 1999. 88 с.
34. Аредт Х. О революции / Пер. с англ. И. Косич. - М.: Европа, 2011. 464 с.
35. Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина. - СПб.: Алетейя, 2000. 437 с.
36. Арляпова Е.С. Ислам как источник легитимации и консолидации власти в Чеченской Республике // Политическая наука. 2012. №2
37. Арухов З. Ислам и политический экстремизм на Северном Кавказе // Мусульмане. - 2000. № 1 (4).
38. Астахова Л. Интерпретативная антропология религии Клиффорда Гирца: религиозные практики как сети значений // Государство, религия,
церковь в России и за рубежом. 2013. №3.
204
39. Астахова Л. Отношения государства и церкви в теории религиозной экономики // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. №1.
40. Баев В.Г., Мещерякова С.В. Светскость государства, как категория конституционного права: понятие и принципы // Юридические записки. 2013. №3.
41. Байлоуни Э. М. Эмоции, бедность или политика? Неправильные представления об исламистских движениях // Взаимосвязи. 2004. Т.3 №1.
42. Барон М. Трансформация межкультурных конфликтов в наше сложное время // Этнополитический конфликт: пути трансформации. Настольная книга Бергховского центра / ред. В. Тишков, М. Устинова. - М.: Наука, 2007. 584 с.
43. Бархатова Е. Ю. Комментарий к конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2012. 256 с.
44. Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012, №2. С. 8-20.
45. Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М, 1995. 323 с.
46. Бурдье П. Социология политики. - М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
47. Буттаева А.М. Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты. Дис. док. фил. наук: 09.00.13: — Махачкала, 2011. 330 с.
48. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Вебер М. Избранные произведения. - М: Прогресс. 1990. 808 с.
49. Волков В.В. О природе исламского радикализма // Отечественные записки. 2003. № 5.
50. Гаджибеков Р. Г. Внутренние факторы влияния на процессы политизации и радикализации ислама в Российской Федерации. Дис. канд.полит.наук. 23.00.02: - Ростов-на-Дону, 2013. 177 с.
51. Геллнер. Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. - М. 1995. 222 с.
52. Гирц К. Интерпретация культур. - М.: РОССПЭН, 2004. 560 с.
53. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. - М,2010. 280 с.
54. Гражданское и политическое в российских общественных практиках / под ред. С. В. Патрушева. М.: РОССПЕН, 2013. 525 с.
55. Григоренко А.Ю. Церковно-государственные отношения в современной России и проблема религиозной свободы и нетерпимости // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции. - М., 2000.
56. Данилов М.В. Проблема политизации социальных отношений в теориях информационного общества // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 3.
57. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994 . №5.
58. Де Лонг-Ба. Н. Дж. Реформы Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба и всемирный джихад. - М.: Ладомир, 2010. 376 с.
59. Джораева С.В. Государственно-церковные отношения в России (опыт философско-исторического анализа). - М., 1997. 139 с.
60. Дзуцев Х.В., Першиц А.И. Ваххабиты на Северном Кавказе религия, политика, социальная практика // Вестник Российской Академии наук. 1998. Т. 68. № 12.
61. Дибиров А.Н. Религиозно-политический экстремизм как проблема раскола национальной идентичности Дагестана // Россия и мусульманский мир. 2008. №6.
62. Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. 120 с.
63. Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика. Дис. док. фил. Наук: 09.00.13: - Ростов-на-Дону, 2003. 360 с.
64. Добаев И.П. Исламский фактор и проблемы национальной безопасности на Юге России // Актуальные социально-политические и экономические проблемы ЮФО. / под ред. Матишова Г.Г. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2005. 144 с.
65. Добаев И.П. Современный терроризм: региональное измерение. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, ЮФУ. 2009. 170 с.
66. Добаев И.П., Мурклинская Г.А., Сухов А.В., Ханбабаев К.М. Радикализация исламских движений в Центральной Азии и на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. 230 с.
67. Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, ЮФУ. 2005. 304 с.
68. Дозорцев П. Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. - СПб, 1998. 92 с.
69. Дорохов Ю. Проблема исламского экстремизма на Северном Кавказе (на примере республики Дагестан) // Каспийский регион: Политика, экономика, культура. 2009. № 4.
70. Дурманов. З. Северный Кавказ: от сепаратизма, к радикальному исламу. // Фундаментальные проблемы пространственного развития Юга России: междисциплинарный синтез. - Ростов-на-Дону, 2010. 399 с.
71. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии / Э. Дюркгейм, сост. и общ. ред. А.Н. Красникова // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М: Канон, 1998. 432 с.
72. Залужный А.Г. Специфика религиозного конфликта // Религия и право. 2000. №6.
73. Звеерде Ван дер Э. Осмысливая «секулярность» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012, №2.
74. Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. - М.: Юристъ, 1996. 608 с.
75. Зинченко М. С. Политизация ислама как фактор современного политического процесса. Дис. канд. полит. наук: 23.00.02: — М., 2009. 198 с.
76. Игнатенко А. А От Филиппин до Косово. Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор // Независимая газета. 2000. №8.
77. Игнатенко А.А. Ислам и политика: Сб. ст. — М.: Институт религии и политики, 2004. 256 с.
78. Идрис Абдуллах. Ваххабизм: история проблемы // Мусульмане. 2000. № 1(4).
79. Исламизм: глобальная угроза? / Серия: Научные доклады. - М.: Научно-исследовательский институт социальных систем. 2000, №2.
80. Истоки конфликтов на Северном Кавказе: монография / И.В. Стародубровская, Д.В. Соколов. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 280 с.
81. История теоретической социологии. В 4-х т. Т.1. / под ред. Ю. Давыдова. М., 1997. 496 с.
82. Калмыков А.А. Эпистемология политики - когнитивы всех стран, соединяйтесь! // Российская политика XXI века: неполитический потенциал политического. Материалы международной научной конференции. М., 2009.
83. Карпачева О.В. История исламской оппозиции в Египте. М, 2013.
216 с.
84. Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. - М.: Ладомир, 2004. 480 с.
85. Кирина Ю. К разграничению понятий «фундаментализм» и «политический ислам». // Российский научный журнал. 2010. №6.
86. Кисриев Э.Ф. Ислам в Дагестане. М.: Наука, 2007. 125 с.
87. Клягин С.В. Возможности служения: идеологический вектор неполитических факторов политического //Российская политика XXI века: неполитический потенциал политического. Материалы международной научной конференции. - М., 2009.
88. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. - СПб.,
2004.
89. Козер Л. Функции социального конфликта. - М., 2004. 464 с.
90. Конституция Чеченской Республики. - Грозный: Грозненский рабочий, 2005. 80 с.
91. Крачковский И,Ю. Дагестан и Йемен // Избранные сочинения. Т VI. М.:Издательство АН СССР, 1960. 912 с.
92. Кудрявцев А. В. «Ваххабизм»: проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе// Центральная Азия и Кавказ. 2000. №9
93. Кудряшова И. В. Как изучать взаимодействие религии и политики // Политическая наука. 2013. №2
94. Кудряшова И. В. Фундаментализм и «фундаментализмы» // Политическая наука. 2013. № 4.
95. Кудряшова И. В. Идеологический дискурс политического ислама // Политическая наука. 2003. №4.
96. Курбанов Х.Т. Религиозно-политический экстремизм на СевероВосточном Кавказе: идеология и практика (на материалах Республики Дагестан). - Махачкала. 2006. 159 с.
97. Кутб. С. Война, мир и исламский джихад // Отечественные записки 2003. № 5.
98. Макаров Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане М.: ЦСиПИ. 2000. 84 с.
99. Малашенко А. В. 2020 - последний шанс для Кавказа? // «Pro et Contra». М. 2010. июль-октябрь.
100. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998.
101. Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламистский проект. - М, 2006. 224 с.
102. Малашенко А. В. Реальности и стереотипы восприятия ислама на Северном Кавказе. // Государственная служба. 2010. №2
103. Малышева Д. Б. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // МЭиМО. 1999. №7.
104. Мантаев А. А. «Ваххабизм» и политическая ситуация в Дагестане. Дис. канд. полит. наук: 23.00.02: — М., 2002. 186 с.
105. Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. Т.3. М. 1955. 575 с.
106. Матишов Г.Г., Батиев Л.В., Пащенко И.В., Романов И.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Том V. -Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН. 2011. 160 с.
107. Мацузато К., Ибрагимов.М .Р. Тарикат, этничность и политика в Дагестане // Этнографическое обозрение, М. 2006, №2.
108. Мирский Г. И. Исламизм, транснациональный терроризм и ближневосточные конфликты. - М, 2008. 163 с.
109. Митрофанова А.В. Политизация православного мира. М.: Наука, 2004. 293 с.
110. Муслимов С. Молодежь Дагестана о религиозно-политическом экстремизме и терроризме // СоцИс: социологические исследования». М. 2011. №11.
111. Муфф Ш. Карл Шмитт и парадоксы либеральной демократии // Логос. 2004, №6.
112. Муфф. Ш. Политика и политическое // Политико-философский ежегодник. Выпуск 1. М, 2009.
113. Мчедлова М.М. Возвращение религии или Новый мир: в поисках объяснения // Политическая наука. 2013, №2.
114. Назукина М. В. Исламские праздники как механизм конструирования региональной идентичности в России // Идентичность как предмет политического анализа. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 299 с.
115. Наумкин В. В.Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов // Восток: Афро-азиатские общества: история и современность.2009. № 1.
116. Независимая газета, 02.04.1998.
117. Несипбай Р. Радикальные направления в исламе: джихадизм и такфир. // Религиоведение. 2010,. № 4.
118. Нисневич Ю.А. Светское государство: проблемы политико-правовой концептуализации // Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. - М.: РОССПЭН, 2009. 399 с.
119. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. Том 1. / Под ред. В. С. Стёпина. - М.: Мысль, 2001. 744 с.
120. Нунуев С. М. Политические факторы распространение религиозного радикализма в постсоветской Чечне // Теория и практика общественного развития. 2013. №9.
121. Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции. - М., 2000.
122. Осмаев А. Д. Религиозный фактор и борьба с терроризмом в Чеченской Республике // Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности /Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. 389 с.
123. Политическое как проблема. Очерки политической философии XX века. - М, 2009. 224 с.
124. Понкин И. В. Светскость государства. - М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2004. 466 с.
125. Почта Ю.М. Мусульманский мир: роль института гражданского общества в процессе принудительной демократизации // Вестник РУДН. Серия: Политология, 2012, №3.
126. Почта Ю.М. Постсекулярное общество // Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы /Под общ. ред. П.К.Гречко, Е.М.Курмелевой. - Москва: РОССПЭН, 2009.
127. Почта Ю. М., Оберемко Т. В. Политическое значение исламского фундаментализма в эпоху постмодерна // Вестник РУДН. Серия: Политология, 2014, №1.
128. Прошина Е.М., Добин А.В. Ислам и политика // Ежегодник СЗАГС. СПб., 1999.
129. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе / А. К. Алиев, З.С. Арухов, К.М. Ханбабаев; РЦЭИ ДНЦ РАН. - М.: Наука, 2007.
130. Рязанов Д.С. Исламское государство в творчестве Маудуди и Кутба: сходства и различия // Исторические, философские политические и юридические науки, культуролигия и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №7.
131. Савватеев А.Д. Ислам и политика в Чеченской Республике // Общественные науки и современность. 2000. №2.
132. Сайид Абуль Аля Маудуди. Политическая теория ислама // Отечественные записки 2003. № 5.
133. Самошников К. Н. Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа. Дис. к. фил. наук: 09.00.13: — М., 2004. 140 с.
134. Семедов С. А. Политический ислам в современном мире. Дис. док. фил. наук: 09.00.13: — М., 2009. 367 с.
135. Семедов С. А. Исламский радикализм в современно мире: сущность и причины возникновения. // Социология власти. 2009 . №7.
136. Сущий С.Я. Террористическое подполье на востоке Северного
Кавказа: Чечня, Ингушетия, Дагестан. - Ростов-на-Дону, 2010. 217 с.
212
137. Таранюк Ж. П. Религия и политика: трансформация институциональных форм взаимодействия. Дис. канд. полит. наук: 23.00.02: — М., 2013. 185 с.
138. Таранюк Ж.П. Принцип отделения церкви от государства как базовый элемент светскости государства // Известия Алтайского Государственного Университета. - 2011. №4/1.
139. Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012, №2.
140. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). - М.: Наука. 2001. 552 с.
141. Узланер Д. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2011. №3.
142. Узланер Д. Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины XX - начала XXI вв. Дис. канд. фил. наук: 09.00.13: - М, 2009.
143. Узланер Д. От секулярной современности к множественной: социальная теория о соотношении религии и современности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. №3.
144. Узланер Д.. Расколдовывание дискурса: «религиозное» и «светское» в языке нового времени // Логос. 2008. №4.
145. Указ Президента Республики Дагестан от 25.04.2011 N 62 «Об утверждении Положения о Комиссии при Президенте Республики Дагестан по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории Республики Дагестан».
146. Филатов С.Б. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм) // Фундаментализм. - М, 2003.
147. Филипов С. Б. Патриарх Кирилл - два года планов, мечтаний и неудобной реальности // Православная церковь при новом Патриархе / под
ред. А. Малашенко и С. Филатова. - М.: РОССПЭН, 2012. 416 с.
213
148. Филлипс Л. Йоргенсон М. В. Дискурс-анализ: теория и метод. -Харьков: Издательство: Гуманитарный центр, 2004. 352 с.
149. Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750-1517 гг.). М., 1999. 349 с.
150. Хабермас. Ю. Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном мир-обществе. // Полис. Политические исследования. 2010. №2.
151. Ханбабаев К. Исламская радикальная элита в Дагестане // Национальные элиты и проблема социально-политической и экономической стабильности. Ростов-на-Дону, 2009. 389 с.
152. Ханбабаев К. Мамараев Р: Исламизация Дагестана: миф или реальность // Этносоциальная безопасность Юга России в условиях глобализации. М, 2008.
153. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения / Пер. с нем. М.М. Кузнецова. М., 1997. 312 с.
154. Цуркан А.А. Эволюция исламского радикализма // Вопросы истории. 2010. № 11.
155. Шахов М. О., Шутова О.С. Государственно-конфессиональные отношения: анализ типологий и силовая модель // Полития. 2003. №3
156. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992.
№ 1.
157. Эйзенштадт Ш. Фундаментализм: феноменологические наблюдения и сравнительные характеристики // Человек. 1994. №6.
158. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Издательство МГУ, 1994.
144 с.
159. Эммануилов Р.Я., Яшлавский А.Э. Террор во имя веры: религия и политической насилие. М, 2011. 344 с.
160. Юсупов М. Ислам в социально-политической жизни Чечни // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2.
161. Юсупова Г.И. Глобализация и трансформационные процессы в социально-политической сфере республик Северного Кавказа. М.: Наука, 2007. 112 с.
162. Ярлыкапов А.А. Современный Дагестан: актуальные этнополитические и этноконфессиональные проблемы // Социодинамика. 2012. №3.
Электронные ресурсы:
163. Honoring of obligations and commitments by the Russian Fédération. Doc. 10568 // Официальный сайт Совета Европы: URL : http://www. assembly.coe.int/Mainf. asp?link=/Documents/WorkingDocs/Doc 05/EDOC 10568.htm Русский текст: Выполнение обязанностей и обязательств Российской Федерацией. Доклад Комитета ПАСЕ по выполнению обязанностей и обязательств государствами-членами Совета Европы (Комитет по мониторингу). (2005г.) // Электронная библиотека международных документов по правам человека URL: http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id=325 (дата обращения 7.04.2015)
164. Аналитический доклад правозащитного центра «Мемориал»: «Новый курс» Магомедова?» Ситуация c правами человека и попытки консолидации общества в Республике Дагестан. Февраль 2010 - март 2011 URL: http : //dagestan. kavkaz-uzel .ru/articles/183646/ (Дата обращения:
10.11.2014)
165. Баутин А.А. Исламизм и проблемы исламского экстремизма на Северном Кавказе. http://nofmo.ucoz.ru/publ/1-1-0-7 ( Дата обращения:
12.05.2015)
166. Боевики Северного Кавказа вряд ли позаимствуют тактику ИГ, считают эксперты. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/257392/ (Дата обращения: 10.01.2015)
167. Бурьянов С. А. Свобода совести, государственно -
конфессиональные отношения и политика в контексте построения правового
215
демократического государства в России.
http://www.atheism.ru/lci/analys/?id=35 (дата обращения 7.04.2015)
168. В Дагестане будет создана республиканская миротворческая комиссия http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/220500/ (дата обращения 26.02.2014).
169. В Дагестане в вооруженном конфликте в 2013 году убиты и ранены 642 человека. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/237341/ (дата обращения: 10.01.2015).
170. В Дагестане за 2014 год число жертв вооруженного конфликта снизилось больше чем на 50%. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/256444/ (Дата обращения: 10.01.2015).
171. В муфтияте Дагестана считают, что отменять закон о ваххабизме рано. http://www.ansar.ru/rfsng/v-muftiyate-dagestana-schitayut-chto-otmenyat-zakon-o-vahhabizme-rano (дата обращения 9.04.2015)
172. В связи с публикацией карикатур на Пророка Мухаммеда http://president.e-dag.ru/novosti/zayavleniya-obrashcheniya/obrashchenie-glavy-respubliki-dagestan-r-abdulatipova-v-svyazi-s-publikatsiej-karikatur-na-proroka-mukhammada-mir-emu-i-blagoslovenie-allakha (дата обращения 10.04.2015)
173. Ван дер Веер П. Политическая религия в XXI веке. 2010. Режим доступа: http://idmedina.ru/books/islamic/?2132 (дата посещения 20.10.2014.).;
174. Всеобщая декларация прав человек. http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 11. 02.2015)
175. Глава РД Р. Абдулатипов поддержал обращение муфтия Дагестана. http://president.e-dag.ru/novosti/zayavleniya-obrashcheniya/glava-rd-r-abdulatipov-podderzhal-obrashchenie-muftiya-dagestana-akhmad-khadzhi-afandi-ob-ob-yavlenii-1436-goda-po-musulmanskomu-kalendaryu-godom-nachala-oblagorazhivaniya-nravov (дата обращения 8.04.2015)
176. Государственная программа Республики Дагестан
«Взаимодействие с религиозными организациями в Республике Дагестан и
216
их государственная поддержка на 2014-2016 годы» http://komrelig.ru/rcp/214-gosudarstvennaya-programma-respubliki-dagestan-vzaimodeistvie-s-religioznymi-organizatsiyami-v-respublike-dagestan-i-ikh-gosudarstvennaya-podderzhka-na-2014-2016-gody (дата обращения 8.04.2015)
177. Данилов М.В. Политизация в современном обществе как объект политических исследований // Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы. Тезисы докладов. V Всероссийский конгресс политологов. // [Электронный ресурс] http://www.civisbook.ru/files/File/Danilov RAPN.pdf.
178. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. http : //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol .shtml (дата обращения: 11.02.2015)
179. Декларация принципов терпимости. http : //www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения: 11.02.2015)
180. Закон Республики Дагестан от 16.01.98 № 5 «О свободе совести, свободе вероисповедования и религиозных организациях» http://komrelig.ru/dokumenty/15-o-svobode-sovesti-svobode-veroispovedaniya-i-religioznykh-organizatsiyakh (дата обращения 8.04.2015).
181. Интервью главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. 10.09.2014 http://mir24.tv/news/politics/11208454 (дата обращения -06.04.2015)
182. Кадий Грозного обязал имамов следить за внешним видом прихожан мечетей http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/240015/ (дата обращения 9.04.2015)
183. Кадыров Ахмад Абдулхамидович (Ахмат-хаджи). http : //www.kavkaz-uzel .ru/articles/13679/ (Дата открытия: 24.03.2015).
184. Кадыров готов лично разобраться с хаосом на Украине
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1342550 (дата обращения 15.04.2015)
217
185. Кадыров поклялся в верности Родине и Путину http://www.youtube.com/watch?v=6NAIrcAPbuA (дата обращения 18.04.2015)
186. Как заменить ваххабизм на экстремизм. http://kavpolit.com/articles/kak_pomenjat_vahhabizm_na_ekstremizm-4565/ (дата обращения 9.04.2015)
187. Конституция Республики Дагестан. http://constitution. garant.ru/region/cons dagest/chapter/1/ (дата обращения 8.04.2015)
188. Конституция Российской Федерации. http: //www.constitution.ru/10003000/10003000-3. htm (дата обращения 7.04.2015)
189. Кутб. С. Вехи на пути. [Электронный ресурс] http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3879187 (дата посещения 20.11.2014.)
190. Михаил Ходорковский: Если журналисты - достойное сообщество... http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/1469768-echo/ (дата обращения 16.04.2015)
191. Мы приветствуем единодушное осуждение террора лидерами мировых держав в Париже http://instagram.com/p/xu yXaiRlu/ (дата обращения 16.04.2015)
192. Положение о департаменте по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики http: //adminchr.ru/polozhrelig (дата обращения 8.04.2015)
193. Положение о Комитете по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан http://komrelig.ru/dokumenty/11 -polozhenie-o-komitete ( дата обращения 8.04.2015)
194. Р. Абдулатипов: Дагестан будет успешным.
https://dagpravda.ru/rubriki/politika/27442513/ (дата обращения 10.04.2015)
218
195. Рамазан Абдулатипов: людям нужно вернуть истинные идеалы. http://www.vesti.ru/doc.html?id=1146727&cid=5 (дата обращения 9.04.2015)
196. Рамзан Кадыров: Ходорковский объявил себя врагом всех мусульман мира. Значит и моим личным врагом http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/1470248-echo/ (дата обращения 16.04.2015)
197. Рамзан Кадыров: Чечня хочет стать независимой от инвестиций http: //www.ramzan-
kadyrov.ru/smi.php?releases&smi id= 108&month=08&year=2013 (дата
обращения 15.08.2015)
198. Религиозно-политический экстремизм глазами дагестанцев. http://www.narodidagestana.rU/vipusk/6/stat/religioznopoliticheskiy_ekstremizm_ glazami_dagestancev/ (дата обращения 14.12.2014).
199. Сегодняшних боевиков нельзя вылечить, только уничтожить http://izvestia.ru/news/580923 (дата обращения 16.04.2015)
200. Смена правительства, кадровый голод и борьба с терроризмом. http://chernovik.net/content/inye-smi/smena-pravitelstva-kadrovyy-golod-i-borba-s-terrorizmom (дата обращения 12.04.2015)
201. Сохранится ли в Дагестане Комиссия по адаптации лиц, покинувших бандподполье? Мнения экспертов. http: //www.regnum.ru/news/polit/ 1629387.html#ixzz3T8 Sk7RZJ (Дата обращения: 01.03.2014).
202. Стратегия социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 года. http://government.ru/gov/results/12423/ (дата обращения 14.12.2014)
203. Федеральный закон №125 «О свободе совести и религиозных организаций. Статья 4. http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 178365/ (дата обращения 7.04.2015).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.