Этнокультурная идентичность народов Дагестана: единство и многообразие тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор культурологии Абдулаева, Медина Шамильевна

  • Абдулаева, Медина Шамильевна
  • доктор культурологиидоктор культурологии
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 332
Абдулаева, Медина Шамильевна. Этнокультурная идентичность народов Дагестана: единство и многообразие: дис. доктор культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2013. 332 с.

Оглавление диссертации доктор культурологии Абдулаева, Медина Шамильевна

Введение.

ГЛАВА 1. Культура Дагестана как объект культурологического исследования.

1.1. Методологические и теоретические подходы исследования динамики культуры Дагестана.

1.2. Историческая динамика культуры народов Дагестана.

1.3. Соотношение глобализации и глокализации в культуре Дагестана.

Выводы по главе 1.

ГЛАВА 2. Морфология этнокультурной идентичности народов Дагестана.

2.1. Полифония глобального, регионального и локального в культурной идентичности дагестанцев.

2.2. Ислам как фактор этнокультурной идентичности дагестанских этносов

2.3. Этномузыкальные традиции в структуре культурной идентичности.

Выводы по главе 2.

ГЛАВА 3. Художественная культура Дагестана в условиях глобализации.

3.1. Художественно-культурная среда современного Дагестана.

3.2. Стилевое многообразие в дагестанском музыкальном искусстве: традиции и новации

3.3. Новые направления развития культуры Дагестана.

Выводы по главе 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурная идентичность народов Дагестана: единство и многообразие»

Актуальность темы исследования. Модернизационные процессы конца XX начала XXI вв., сопровождающиеся социальной, религиозной и политической нестабильностью в северокавказском регионе, обострили процесс возрождения интереса к этническим и историческим корням, к основаниям этнокультурной идентичности. Актуальность изучения культуры Дагестана усиливается в связи с влиянием на культуру процессов глобализации и расширения арабо-мусульманского культурного воздействия. Ориентация на арабский мир, традиционную религиозность становятся маркерами «новой» этнокультурной и региональной идентичности современных дагестанцев.

Войдя в XIX веке в состав Российской империи, а затем - в СССР, Дагестан стал постепенно и неуклонно ориентироваться на российскую культуру. Включившись в российское пространство, Дагестан сохранил базовые культурные коды, ведущими из которых для данного региона являются традиционность и мусульманство. Множество этносов, сосредоточенных на относительно небольшой территории, представляют собой единство территориальной принадлежности, исторической судьбы, приоритета традиционности в этнокультуре. К факторам, определяющим этническое многообразие, относятся, прежде всего, лингвинистическая полифония, представленная более чем 30 языками трех языковых ветвей, и особенность рассредоточения этносов как по территориальным (административным) границам, так и вне их. Результатом такого рассредоточения становятся административные образования, население которых полиэтнично. Данная ситуация сформировала толерантность, обусловленную постоянным нахождением в полиэтническом пространстве.

Существование этнокультурных различий является фундаментом для формирования новых социальных тенденций, культурные различия сохраняются, накладываясь на культурные контакты и взаимосвязи, образуя с ними сложную культурную общность.

Процессы глобализации, происходящие в Дагестане, выдвигают ряд вопросов: что происходит с этнокультурной идентичностью в отдельно взятом регионе? Как идентичности создаются, изменяются и множатся под влиянием современных динамических процессов? Какое влияние оказывает многообразие этносов на формирование этнокультурной идентичности? Каково влияние глобализационных процессов на культуру Дагестана? В каких сферах культуры Дагестана глобализация проходит наиболее интенсивно? Какие сферы культуры Дагестана сохранили локальные формы? Поиску ответов на эти вопросы посвящено диссертационное исследование.

Степень научной разработанности проблемы. Сложность, происходящих процессов, гетерогенность региональной культуры и многоас-пектность самого исследования потребовали комплексного подхода к анализу научной литературы, которая была сгруппирована по основным направлениям диссертации.

В первую группу вошли исследования отечественной культурологии, общетеоретического и методологического характера. В трудах Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина1 утверждаются идеи множественности и уникальности культур, цикличности их развития, слабой проницаемости культуры для влияний извне. Исследования М. С. Кагана, В. М. Межуева, А. Я. Флиера2, помогающие проникнуть в сущностные основы понимания культуры, ее морфологию и закономерности развития.

1 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: Древнее и современное, 2002; Леонтьев К. Н. Визан-тизм и славянство. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010; Сорокин П. А. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество / Под ред. А. Ю. Согомонова. — М.: Политиздат, 1992. С.297-307; Его же. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. -М.: Политиздат, 1992.

2 Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996; Его же. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997; Его же. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997; Ме-жуевВ. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006; Его же. Между прошлым и будущим. Избранная социально-философская публицистика. — М.: Институт философии РАН, 1996; Его же. Философия культуры: Эпоха классики. Курс лекций. - М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2003; Неретина С. С., Огурцов А. П., Межуев В. М., Михайлов Ф. Т. История культурологии. - М.: Гардарики, 2006; Флиер А. Я. Культурогенез. М.: РИК, 1995; Его же. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. — М.: Согласие, 2010.

Проанализированы работы, посвященные проблемам культурной динамики. Они представлены как классическим наследием культурологических идей JI. Н. Гумилева, Ю. М. Лотмана, А. Моля, П. А. Сорокина, А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Ясперса1, так и исследованиями современных авторов - Г. А. Аванесовой, А. А. Велика, В. П. Большакова, А. А. Гусейнова, Г. В. Драча, С. Н. Иконниковой, А. С. Кармина, И. В. Кондакова, В. В. Лапкина, С.Т. Махлиной, Л. М. Мосоловой,

Э. А. Орловой, В. И. Пантина, H.A. Хренова и др.

Важное значение для данной работы имели исследования в области исторической этнологии и этнической культурологии, в которых получают осмысление проблемы динамики этнических культур, роли традиции как механизма, обеспечивающего устойчивость и обновление культуры, выявляется связь этноспецифического и универсального в жизни народов, рассматриваются аспекты культурной идентичности (С. А. Арутюнов, Н. А. Беркович, Э. Гидденс, М. М. Громыко, Р. Ф. Итс, В. В. Карлов,

1 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: ACT, Астрель, 2005; Лотман Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман // Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб., 2010. С. 12-149; Его же. О динамике культуры / Ю. М. Лотман. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб., 2010. С. 647-663; Моль А. Социодина-мика культуры. - М.: КомКнига, 2005; Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. - М.: Астрель, 2006; Тойнби А. Постижение истории: Сборник. - М.: Рольф, 2001; Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 тт. — Минск: Попурри, 2009; Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991.

2 Аванесова Г. А. Русская духовная культура и механизмы ее обновления в современной России [Электронный ресурс] / Г. А. Аванесова // Центр общественных экспертиз. — Электрон, дан. - [Б. м.], 2009. - Режим доступа: http://nest-expert.ru/node/63. - Загл. с экрана; Велик А. А. Культурная (социальная) антропология. - М.: РГГУ, 2009; Большаков В. П. Принципы развития современного понимания культуры // Фундаментальные проблемы культурологии. — СПб., 2008. - Т. 1 : Теория культуры. - С. 66-74; Гусейнов А. А. Диалог культур: возможности и пределы // Вопросы культурологии. — 2008. - № 9. С. 6-9; Его же. О чем мы говорим, когда говорим о диалоге цивилизаций // Международная жизнь. - 2008. № 3. С. 34-43; Драч Г. В. Модернизация России: контекстуальность проблемы // Логос. - 2004. - № 5 (44). С. 178-190; Иконникова С. H. История культурологии: Идеи и судьбы. - СПб.: Питер, 1996; Ее же. История культурологических теорий. Учеб. пособие. 2-е изд., переработанное и дополненное. - СПб.: Питер, 2005; Кармин А. С. Культурология: Учебник. 5-е изд. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009; Кондаков И. В. Культура России. - М.: Книжный дом «Университет», 2008; Лапкин В. В. Глобальная динамика в эпоху великих потрясений: проблемы концептуализации // История и современность. — 2010. — № 1. С. 5-27; Махлина С. Т. Надлом в современной художественной культуре // Мысль. - 2004. - № 5. - С. 184-195; Мосолова Л. М. Методологические проблемы освоения мирового культурного наследия в контексте глобализации // Методология культурологического исследования (культурологические исследования - 2006). - СПб.: Астерион, 2006; Мосолова Л. М. Модернизация и инновации как концепты динамики культуры и ее образовательной сферы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2008. - № 3. С. 94-104; Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2004; Пантин В. И., Лапкин В. В. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития. - Дубна: Феникс +, 2006; Хренов Н. А. Судьба России в эпоху глобализации: от империи к цивилизации // Культура на рубеже XX—XXI веков: глобализационные процессы / отв. ред. Н. А. Хренов. - СПб., 2009. — С. 17—99.

Р. Г. Кузеев, С. В. Лурье, Э. С. Маркарян, Дж. Г. Мид, И. Л. Набок, А. И. Першиц, В. А. Тишков, С. А. Токарев, Д. М. Угринович1), публикации в сборниках материалов ежегодной научно-практической конференции «Реальность этноса», проводимой Институтом народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена с 1999 года2.

Поскольку исследование базировалось на теоретическом осмыслении этнической истории народов Дагестана, методологически важными явились работы сторонников как примордиалистской (Ю. В. Бромлей, С. М. Широкогоров и др.), так и конструктивистской (В. А. Тишков, Э. Хобсбаум4 и др.) концепции этноса.

Определенную роль при подготовке данной работы сыграли публикации, подготовленные Российским Институтом культурологии: многотомное издание «Фундаментальные проблемы культурологии», в частности, опубликованные в нем работы О. Н. Астафьевой, Г. В. Драча,

1 Арутюнов С. А. Культурная антропология / С. А. Арутюнов, С. И. Рыжакова. - М.: Весь мир, 2004; Его же. Силуэты этничности на цивилизационном фоне. - М.: ИНФРА-М, 2012. (Серия «Научная мысль»); Беркович Н. А. Племя, народность, нация: социально-философское исследование / Н. А. Беркович. - СПб.: Наука, 2001; Гидценс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2005; Громыко М. М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян ХУШ-Х1Х вв. П Русские: семейный и общественный быт. — М., 1989. С.7-24; ИтсР. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. - Л., Изд-во ЛГУ, 1991; Карлов В. В. Этнокультурные процессы новейшего времени. - М.: ИЭА им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 1995; Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. - М.: Наука, 1992; Лурье С. В. Историческая этнология: Учебное пособие. — М.: Гаудеамус, Академический Проект, 2004; Маркарян Э. С. Науки о культуре и императивы эпохи // Философские науки. - 2000. - № 2. С. 17-24; Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2009. (Серия «Теория и история социологии»); Набок И. Л. Этноним в межэтнической коммуникации // Вестник Герценовского университета. - 2011. - № 5. С. 59-64; Першиц А. И. Традиции // Народы России. Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова. - М.: БСЭ, 1994; Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. - М.: Наука, 2003; Токарев С. А. Ранние формы религии. - М.: Политиздат, 1990; Угринович Д. М. Психология религии. - М.: Политиздат, 1986.

2 См., например: Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности: Сборник статей по материалам X Международной научно-практической конференции / Под науч. ред. И. Л. Набока: в 2 т. - СПб.: Астерион, 2008.

3 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983; Широкогоров С. М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. - М.: Кафедра социологии и международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010.

4 Тишков В. А. Единство в многообразии: публикации из журнала «Этнопанорама» 1999-2011 гг. - 2-е изд., перераб и доп. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2011; Его же. Этнология и политика: научная публицистика / В. А. Тишков. - М.: Наука, 2001; Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. -СПб.: Алетейя, 1998.

В. С. Жидкова, В. А. Конева, Т. Ф. Ляпкиной, Е. В. Хлыщевой1; коллективные монографии, посвященные вопросам межрелигиозного взаимодействия, диалога христианства и ислама в контексте культуры 2; материалы 1-Ш Российских (с международным участием) культурологических коно грессов , в которых содержатся публикации, освещающие различные аспекты проблем этнокультурной идентичности; материалы «Международного журнала исследований культуры», в котором опубликованы, частности, статья Е.Э. Суровой, освещающая специфику функционирования в современной культуре идентификационного принципа4, статья А. Н. Соловьевой, раскрывающая понятие этническая субкультура5, статья

1 Астафьева О. Н. Межкультурный диалог в условиях глобализации: проблемы теории и практики // Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т. 4. Культурная политика / отв. ред. Д. Л. Спивак. - СПб.: Алетейя, 2008. - С. 354—379; Драч Г. В. Атональность в культуре: история и современность // Фундаментальные проблемы культурологии. Т. 5. Теория и методология современной культурологии / отв. редактор Д. Л. Спивак. - М.: Новый хронограф ; СПб.: Эйдос, 2009. - С. 17-31; Жидков В. С. Культурная идентичность в глобальном мире // Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т. 2. Историческая культурология / отв. ред. Д. Л. Спивак. - СПб.: Алетейя, 2008. - С. 247-265; Конев В. А. Об автохтонных идеях культуры // Фундаментальные проблемы культурологии. Т. 5. Теория и методология современной культурологии / отв. редактор Д. Л. Спивак. - М.: Новый хронограф ; СПб.: Эйдос, 2009. -С. 10-17; Ляпкина Т. Ф. Концептуализация культурного пространства региона (на примере Восточной Сибири) // Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т. 4. Культурная политика / отв. ред. Д. Л. Спивак. - СПб.: Алетейя, 2008. - С. 159-169; Хлыщева Е. В. Специфика региональной культуры // Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т. 4. Культурная политика / отв. ред. Д. Л. Спивак. — СПб.: Алетейя, 2008. - С. 146-159.

2 Единство и многообразие в религии и культуре. Философские и психологические корни глобальных противоречий = Unity and diversity in religion and culture: exploring the psychological and philosophical issues underlying global conflict / С.-Петербург, отд-ние Рос. ин-та культурологии и др.; гл. ред. Л. М. Морева. - СПб.: Эйдос, 2006; Динамика ценностных ориентации в современной культуре = Dynamics of values in contemporary culture / Рос. ин-т культурологии MK РФ (С.-Петербург, отд-ние); Фи-лос.-культурол. исслед. центр «Эйдос» (С.-Петербург, союз ученых); гл. ред. Л. М. Морева. - СПб.: Эйдос, 2006; Христианство и ислам в контексте современной культуры: Межрелигиозный диалог в России и на Ближнем Востоке / ред. Д. Л. Спивак, Н. Таббара. - СПб. - Бейрут: ФКИЦ «Эйдос», 2009; Мировые религии в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания. Христианство и ислам в контексте современной культуры: Новые перспективы диалога и взаимопонимания в Российской Федерации и Восточной Европе, в Центральной Азии и на Кавказе / Отв. ред. Д. Л. Спивак, С. Шенкман. - СПб: Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологии / Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2011.

3 Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов. - СПб: Эйдос, 2006; Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему». Программа. Тезисы докладов и сообщений. - СПб.: Эйдос, Астери-он, 2008; Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации». Тезисы докладов и сообщений / Рос. ин-т культурологии; отв. ред. Д. Л. Спивак. - СПб.: Эйдос, 2010.

4 Сурова Е. Э. Идентификационный принцип в культуре // Международный журнал исследований культуры. - 2010. № 1 (1). - С. 6-17.

5 Соловьева А. Н. «Этническая субкультура»: концептуализация этничности в контексте культурных различий // Международный журнал исследований культуры. - 2011. № 1 (2). - С. 6-14.

А. А. Бобрихина, выявляющая функции традиционной народной культуры в формировании модели этнической идентичности1.

Существование большого количества этносов на территории сравнительно небольшого региона предполагает наличие определенной системы взаимоотношений координации этносов и культурных типов. Это обусловило определение полиэтничной и поликультурной среды, сформированной в регионе, как полифоничной, то есть многослойной и многосоставной, в которой, согласно полифоническому принципу, все компоненты находятся в органичном состоянии, самодостаточны и самостоятельны. Такой подход потребовал обращение ко второй группе исследований, где ученые-гуманитарии использовали принцип полифонической организации целого, на разных уровнях и в различных аспектах. Важными для понимания полифонического принципа организации и развития целого являются работы музыковедов Ю. К. Евдокимовой, Э. Курта, В. В. Протопопова и др., раскрывших сущность полифонического принципа организации музыкального целого, соответствие полифонического и гомофонного стилей пространственным концепциям искусства исследуется в монографии Л. Г. Бергер3.

В литературоведении и философии культуры к модели полифонической организации впервые обратился М. М. Бахтин4. Важной категорией в концепции Бахтина выступает полифония как многоголосие и равноправие существующих в мире сознаний по отношению друг к другу и к единому культурному целому. Разрабатывая идею диалога культур на социально-историческом уровне, М. М. Бахтин обратился к исследованию культуры как особого субъекта творчества, выражающего себя как синхронное мно Бобрихин А. А. Репрезентации этнической идентичности в современной культуре // Международный журнал исследований культуры. - 2010. № 1 (1). - С. 31-36.

2 Евдокимова Ю. К. История полифонии. Вып. 1. - М.: Музыка, 1983; Курт Э. Основы линеарного контрапункта. - М.: Музгиз, 1931; Протопопов В. В. История полифонии. Западноевропейская музыка XVI - первой четверти XIX вв. Вып. 3 - М.: Музыка, 1985.

3 Бергер Л. Г. Эпистемология искусства. - М.: Русский мир, 1997.

4 Бахтин М. М. Дополнения и изменения к «Достоевскому» // М. М. Бахтин. Собр. соч. в 7 т. Т 6. -М.: Русские словари, 1997. С. 301—367; Его же. Проблемы поэтики Достоевского // М. М. Бахтин. Собр. соч. в 7 т. Т 6. -М.: Русские словари, 1997. С. 5-300. гоголосие в соответствующем типе строения — архитектонике. Опыт теории музыки и теории литературы проясняет некоторые особенности функционирования полифонической структуры в современной региональной культуре.

В третью группу вошли исследования, касающиеся проблем глобализации культуры, модернизации и их последствий. Глобализация, как ведущая тенденция мирового развития в связи с вектором гомогенизации, исследована такими представителями науки, как Э. А. Азроянц, В. В. Афанасьев, А. С. Ахиезер, А. А. Иглицкий, В. Л. Иноземцев, Л. Н. Клепацкий, Н. А. Косолапов, В. М. Кулагин, М. М. Лебедева,

A. Ю. Мельвиль, В. В. Михайлов, А. С. Панарин, В. И. Пефтиев,

B. А. Преображенский, К. Б. Соколов, А. И. Уткин, А. Н. Чумаков1 и др.

Значимость и анализ воздействия религиозного фактора на социальные процессы в современной культуре раскрыты в работах таких ученых, как А. В. Авксентьев, В. А. Авксентьев Ю. Д. Анчабадзе, В. В. Бартольд, В. О. Бобровников, П. С. Гуревич, Н. В. Жданов, А. А. Игнатенко, Р. Г. Ланда, А. В. Малашенко, А. С. Панарин, С. М. Прозоров, Л. Р. Сюкияйнен . Теоретические подходы, разрабатываемые указанными

1 Азроянц Э. А. Глобализация: Катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. - М.: Новый век, 2002; Афанасьев В. В. Россия и Европа. Нации в эпоху глобализации. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009; Ахиезер А. С. Россия; критика исторического опыта. В 3 т. - М.: Философское общество, 1991; Иглицкий А. А. Глобализация: за гуманистический и демократический выбор // Полис: Политические исследования. - 2001. -N 5. С. 154-162; Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебное пособие для студентов экономических направлений и специальностей. М.: Логос, 2000; Клепацкий Л. Н. Глобализация и национальные интересы // Международная жизнь. - 2000. - № 1. С. 87-96; Косолапов Н. А. Культурная динамика и идентичность в условиях глобализации: теоретические аспекты проблемы // Пути России: существующие ограничения и возможные варианты. - М.: МВШСЭН, 2004. С. 239-245; Кулагин В. М., Лебедева M. М., Мельвиль А. Ю. Глобализация: человеческое измерение / Под ред. А. В. Торкунова. - М.: Российская политическая энциклопедия, МГИМО МИД РФ, 2002 (Серия «Учебники МГИМО»); Лебедева H. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учебное пособие. - М.: Ключ-С, 1999; Михайлов В. В. Социальные ограничения. Структура и механика подавления человека. - M.: URSS, 2008; Панарин А. С. Искушение глобализмом. - М.: Эксмо-Пресс, 2002; Пефтиев В. И., Преображенский В. А. Межгосударственная экономическая интеграция в начале XXI века. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008; Соколов К. Б. Глобализация культуры и культура глобализации // Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы / Отв. ред. Н. А. Хренов. - СПб.: Нестор-История, 2009. С. 99-117; УткинА. И. Вызов Запада и ответ России. - М.: Эксмо, 2005; Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. - М.: Проспект, 2011.

2 Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998; Анчабадзе Ю. Д. Абхазы. - М.: Наука, 2007. (Серия «Народы и культуры»); Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. - М.: Изд-во МГТУ, 1992; Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие (Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестаавторами, представляют наибольшую эвристическую ценность, с точки зрения реализации задач данного исследования.

Четвертую группу исследований объединяет региональная тематика. Проблемам этнических культур, вопросам ментальности и этнической идентификации, внутри- и межконфессиональным взаимоотношениям, специфике региональных социокультурных систем посвящен корпус культурологических и философских исследований.

Последствия глобализации и модернизации в последние десятилетия стимулировали значительный интерес к развитию общественного самосознания на Северном Кавказе. Этносоциальные, этнокультурные вопросы применительно к северокавказскому региону рассматривали: М. Г. Абдушелишвили, С. А. Арутюнов, В. А. Дмитриев, 3. А. Жаде, Б. А. Калоев, Ю. Ю. Карпов, X. Г. Тхагапсоев, Р. Д. Хунагов, А. Ю. Шадже, С. И. Эфендиев1 и др.).

Практический интерес представляли работы дагестанских исследователей, связанные с этническим самосознанием, социальной памятью нации (Р. М. Абакарова, Р. Г. Абдулатипов, М. А. Абдуллаев, А. 3. Баглиева, на). - М.: Восточная литература, 2002; Гуревич П. С. Проблема целостности человека. - М.: ИФ РАН, 2004 (ЦОП Ин-та философии РАН); Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. - М.: Международные отношения, 2003; Игнатенко А. А. Ислам и политика. — М.: Институт религии и политики, 2004; Ланда Р. Г. Политический ислам: предварительные итоги. - М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2005; Малашенко А. В. Ислам для России. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2007; Его же. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М.: Гендальф, 2001; Его же. Мой ислам. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010; Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. — М.: Алгоритм, 2002; Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. - М.: Восточная литература, 2004; Сюкияйнен Л. Р. Права человека в диалоге исламской и западной правовых культур // Ишрак. Ежегодник исламской философии. — 2011. — № 2. С. 266-289.

1 Абдушелишвили М. Г., Арутюнов С. А., Б. А. Калоев. Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство. - М.: ИЭА им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 1994; Арутюнов С. А. Этничность — объективная реальность) отклик на статью С. В. Чешко) // Этнографическое обозрение. - 2005. - № 5. С. 7-10; Дмитриев В. А. Отношение к пространству и времени в культуре народов Северного Кавказа. — СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009; Жаде 3. А., Куква Е. С. Ляушева С. А., Шадже А. Ю. Российская идентичность на Северном Кавказе / Под общ. ред. А. Ю. Шадже. - М.: Социально-гуманитарные знания; Майкоп: ООО «Качество», 2010; Карпов Ю. Ю., Капустина Е. Л. Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX — начале XXI века. Их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. - СПб: Петербургское востоковедение, 2011; Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей / Ред. Ю. Ю. Карпов. - СПб., Петербургское Востоковедение, 2004; Тхагапсоев X. Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития - СПб.: Астерион, 2008; Хунагов Р. Д., Шадже А. Ю. Кавказский фактор в современной России // Социс. — 2001. — № 3. С. 77-80; Эфендиев Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание. - Нальчик: Эль Фа, 1999.

М. И. Билалов М. В. Вагабов, Н. М. Вагабов, Р. М. Магомедов, А. X. Рамазанов, М. М. Шахбанова, А. Р. Шихсаидов, Г. И. Юсупова1).

Вопросам взаимодействия русской и дагестанской культур посвящены исследования В. Г. Гаджиева, Г. Г. Гамзатова, Г. Ш. Каймаразова . Проблемы внутриконфессиональных отношений в исламе рассмотрены в работах К. Г. Гусаевой, С. И. Муртузалиева, К. М. Ханбабаева .

В диссертационном исследовании М. М. Магомедханова исследуется феномен множественности идентичности в регионе. Диапазон «поиска идентичности» исследователь расширяет до мирового, российского, северокавказского, дагестанского, этнического, субэтнического, джамаатского, тухумного уровней. По мнению ученого, на каждом из них личность пытается найти «связующие звенья» и родственные ниши4. Данное наблюдение вписывается в дискурс о многоуровневости идентичности, развиваемый в этнологических, культурологических и антропологических исследованиях. Изучение данного феномена позволяет расширить спектр знаний о таких

1 Абакарова Р. М. Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003; Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XX века: Состояние и перспективы федеративного устройства. - М.: Славянский диалог, 1996; Абдулатипов Р. Г. Судьба ислама в России: история и перспектива. - М.: Мысль, 2002; Абдуллаев М. А. Средневековая арабо-мусульманская культура и ее влияние на Дагестан. - Махачкала: Эпоха, 2005; Баглиева А. 3. Изменение менталитета в условиях социокультурной трансформации (на примере духовной жизни народов Дагестана). - Махачкала: ДГПУ, 2009; Билалов М. И. Дагестан в культуре и цивилизации. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2010; Вагабов М. В., Вагабов Н. М. Ислам: история и современность. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2002; Магомедов Р. М. Дагестан: исторические этюды. - Вып. I—II. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971-1975; Рамазанов А. X. Россия и Дагестан XIX - начала XX вв.: Социально-экономическое взаимовлияние. - Махачкала, Даг. кн. изд., 1998; Шахбанова М. М. Межэтническое общение и межнациональная толерантность в республике Дагестан: состояние, тенденции и взаимовлияние. - Махачкала: Алеф, 2010; Шихсаидов А. Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII - XV вв.). — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1969; Юсупова Г. И. Дагестан в новом геополитическом пространстве: конструктивный потенциал и конфликтогенные факторы. — Махачкала: ДНЦ РАН, 2007.

2 Гаджиев В. Г. Роль России в истории Дагестана. - М.: Наука, 1965; Гамзатов Г. Г. Дагестанский феномен Возрождения XVШ-XIX вв. - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2000; Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. - М.: Наука, 1971.

3 Гусаева К. Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2006; Муртузалиев С. И. Северный Кавказ с «изнанки» и «снаружи» (Северный Кавказ, Дагестан, Чечня и региональная политика России в самооценке «кавказских аборигенов» и образ региона у болгар и японцев в свете эмпирических исследований). — Махачкала: Формат, 2007; Его же. Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «зоне нестабильности» (эмпирическое исследование в Дагестане и на Северном Кавказе). - Махачкала: ДНЦ РАН, 2006; Ханбабаев К. М. Мусульманский мистицизм на Северо-восточном Кавказе (на примере Дагестана) // Исламоведение. - 2009. - № 1. С. 110-122; Его же. Религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе: общее и особенное II Исламоведение. - 2010. - № 2. С. 79-89.

4 Магомедханов М. М. Дагестанцы: этноязыковое многообразие и культурная идентичность: авто-реф. . д-ра ист. наук. - СПб., 2011. фундаментальных проблемах этнологии, как основания и взаимосвязи этнической, конфессиональной, гражданской идентичностей, языкового и этнического сознания.

Отдельного внимания заслуживают вопросы исламского радикализма и имплицитно связанного с ним религиозно-политического экстремизма. Оценивая результаты социологических опросов, С. И. Муртузалиев отметил, что если на рубеже ХХ-ХХ1 веков религиозный и этнический факторы воздействовали на внутриполитическую ситуацию в республике попеременно (при этом вступая в противодействие друг с другом), то в настоящий момент можно говорить об их равнозначности, что, по мнению ученого, составляет специфику данного региона1.

Пятую группу исследований объединяет научный интерес к проблемам идентичности. Проблемы идентичности составляют существенный пласт в текстах культуры. Одним из первых исследователей, обратившихся Л к анализу «кризиса идентичности» был Э. Эриксон . Он выделили восемь стадий развития идентичности, на пороге которых индивид стоит перед задачей выбора. Э. Эриксон утверждал, что идентичность индивида основывается на ее двух одновременных наблюдениях: на ощущении тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве, на основании того факта, что тождество и непрерывность признаются окружающими. Сегодня проблемы идентичности обсуждаются и исследуются социологами, психологами, культурологами. Изучением этнической идентичности и проблемами соотношения понятий этнической культуры и этнической идентичности занимались Г. В. Старовойтова, В. И. Козлов, Л. М. Дробижева, Г. У. Солдатова, В. А. Тишков, В. Ю. Хотинец, Н. М. Лебедева, Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко, 3. В. Сикевич, И. В. Малыгина3. В работах анализируется сущность поня

1 Муртузалиев С. И. Религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе и в Дагестане по результатам социологического опроса // Исламоведение. - 2009. - № 2. С. 122.

2 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006.

3 Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном советском городе. - Л.: Наука, 1987; Козлов В. И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. - М.: Старый сад, 1999; Дробижетия этнической идентичности, ее соотношение с понятием этнического сознания и самосознания, структура идентичности, ее параметры и стратегии конструирования.

Этнокультурная идентичность трактуется нами как осознание общностью людей своей культуры, языка, национальности, истории, общей территории, общих интересов. В изучении специфики проблем этнокультурной идентичности в условиях глобализации наметилось два основных подхода - общецивилизационный и этнокультурный.

Если в первом подходе акцентируются процессы, происходящие в сфере экономики, политики, информации, технологий (работы М. Г. Делягина, Д. Макализа, В. И. Пантина, В. В. Перской, Л. Р. Сюкияйнен, Ф. Фукуямы, Ш. Эйзенштадта, С. Хантингтона, В. Хороса, М. А. Чешкова1 и др.), то во втором внимание исследователей сосредоточено преимущественно на процессах в области культуры (труды П. Бергера, М. Кастельса, Ю. В. Рыжова2 и др.). ва Л. М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. — М.: Новый хронограф, 2013; Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998; Тишков В. А. Единство в многообразии: публикации из журнала «Этнопанорама» 1999—2011 гг. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2011; ХотинецВ. Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000; Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М.: Ключ-С, 1999; Белинская Е. П. Временные аспекты «Я» - концепции и идентичности // Мир психологии. - 1999. - № 3. С. 40-46; Стефа-ненко Т. Г. Этнос. Идентичность. Образование / Труды по социологии образования. М., 1998. - Т. IV, № 6. С. 85-104; Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. - М.: Старый сад, 1997. С. 97-103; Сикевич 3. В. О соотношении этнического и социального // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - Т. II, № 2. С. 71-81; Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика: дис. . д-ра филос. наук. - М., 2005.

1 Делягин М. Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. Курс лекций. - М.: Инфа-М, 2003; Его же. Россия для россиян. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2009; Макализ Д. Экономика бизнеса. Конкуренция, макростабильность и глобализация. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007; Пантин В. И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. - М.: Новый век, 2003; Перская В. В. Глобализация и государство. - М.: РАГС, Палеотип, 2005; Сюкияйнен Л. Р. Глобализация и мусульманский мир: оценка современной исламской правовой мысли. - М.: Издательский дом Марджани, 2012; Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT; Ермак, 2004; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003; ХоросВ. Г. Русская история в сравнительном освещении. - М.: Aspect press, 1994; Чешков М. А. Глобальный контекст постсоветской России: Очерки теории и методологии мироцелостности. — М.: Московский общественный научный фонд, 1999.

2 Бергер П. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; Пер. с англ. В. В. Сапова под ред. М. М. Лебедевой. - М.: Аспект Пресс, 2004. С. 8—27; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000; Рыжов Ю. В. Новая религиозность в современной культуре: авто-реф. . д-ра культурологии. — М., 2007.

Проанализированные и систематизированные выше работы свидетельствуют об актуальности постановки проблемы и потребности в концептуализации модели современной культуры Дагестана.

Объект исследования — культура Дагестана в условиях глобализации.

Предмет исследования - этнокультурная идентичность народов Дагестана в условиях современных культурных трансформаций.

Цель исследования - обосновать полифонию как модель современного этнокультурного развития северокавказского региона и определить векторы динамики этнокультурной идентичности народов Дагестана.

В соответствии с поставленной целью определяются задачи диссертации:

- обосновать методологию и методы культурологического исследования региона;

- определить функции компонентов языковой полифонии Дагестана в исторической динамике культуры и этнокультурной самоидентификации;

- определить соотношение глобализации и ^локализации в культуре Дагестана;

- рассмотреть полифонию глобального, регионального и локального в культурной идентичности Дагестана;

- обосновать статус ислама в архитектонике культурной идентичности дагестанских этносов;

- обосновать место музыкальной культуры в архитектонике культурной идентичности дагестанских этносов;

- выделить наиболее репрезентативные элементы современной художественной культуры Дагестана, отражающие модернизационные процессы;

- определить векторы дальнейшего развития культуры дагестанских этносов в составе Российской федерации.

Методологические основы и методы исследования.

Осмысление современных социокультурных процессов, происходящих в Дагестане, вызвало обращение к проблеме этнокультурной идентичности, которая трактуется как осознание индивидом общности с локальной группой на основе разделяемой культуры (И.В. Малыгина1), языка, национальности, истории, общей территории, общих интересов.

В основу диссертационного исследования были положены основные принципы культурологии, позволившие описать полифоническую и поликультурную модель современной культуры Дагестана, проанализировать влияние глобализации на культуру северокавказского региона. Принцип культурно-исторического подхода позволил все явления, события и факты культурного процесса рассмотреть в соответствующем культурно-историческом контексте. Принцип целостности изучаемого объекта, каким является культура Дагестана, включает в себя все многообразие культурных явлений, событий, фактов культурного процесса. Прит^ип системности предполагает исследование внутренних структурных связей элементов и подсистем культурной целостности, а также взаимодействие с суперсистемой (вмещающей средой) - культурой России.

Важным теоретико-методологическим основанием послужили работы М. М. Бахтина, в частности, разработанные ученым методологические основы исследования полифоничности культуры. Применительно к организации культуры термин «полифония» используется диссертантом в значении принципа структурирования целого. Аналогия с полифонией, которая основана на совмещении самостоятельных текстов культуры, позволяет провести параллель с принципом структурирования региональной культуры. Взаимодействие локального, регионального и глобального в современной культурной идентичности дагестанских этносов, а также концепция о единстве в многообразии культур рассматривается с точки зрения принципов полифонической организации.

1 Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика : дис. . д-ра филос. наук. - М., 2005.

В диссертации использован комплекс научных методов, адекватных объекту и предмету исследования, а также сложности и многоаспектности изучаемого феномена: типологический, позволивший обобщить обширный и разнообразный эмпирический материал о культурах народов Дагестана; структурно-функциональный, эффективность которого позволила раскрыть основные языковые структуры в контексте исторической динамики культуры народов Дагестана, проблему структуры дагестанской культуры, проанализировать характер воздействия цивилизационных процессов на ядро и периферию культуры автохтонных народов Дагестана. Центральное место в структуре культуры Дагестана занимают мифология, фольклор, религия и намус (нравственно-регулятивный комплекс).

Также в исследовании применялся метод социокультурных наблюдений, позволивший обнаружить тенденции и параметры глобализации культуры региона.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1) обоснован принцип полифоничности в развитии современной культуры Дагестана; определен доминирующий компонент в региональной модели культуры, которым является тухум — кровнородственный институт;

2) установлено, что языковая полифония (дагестанских, русского, арабского языков) способствует сохранению полифонии культурной, в которой русский язык выполняет важнейшую социально-культурную функцию - интеграции и коммуникации;

3) показано, что глобальные процессы в Дагестане сопровождаются распространением ислама, который является сдерживающим фактором вестернизации массовой культуры; обоснован важный идентификационный маркер культурной принадлежности к мусульманской общине -умме;

4) установлено, что полифония глобального, регионального и локального в этнокультурной идентичности дагестанцев включает в себя: гражданский (россиянин), региональный (дагестанец), религиозный (мусульманин), этнический, субэтнический (локальный) уровни. Определено, что важную роль в социальной структуре Дагестана занимает комплекс социальных норм - адат, соблюдение которого вызвано приоритетом этнической (локальной) идентичности. Дана характеристика кровнородственным (преимущественно моноэтническим) отношениям, которые объединены экономическими интересами и скреплены разной степенью близости к властным структурам. Выявлено, что в современных социально-политических условиях приоритет кровнородственного типа культуры обусловил образование специфического типа идентификации, маркером которого является принадлежность к определенному клану;

5) обоснован системообразующий элемент этнокультурной идентичности дагестанцев - суфийский ислам. Показано, что адаптивная стратегия религиозной жизни реализуется в «традиционном» исламе, протестная - в исламском радикализме, конформистская - в сала-физме;

6) определено, что дополняющими маркерами этнокультурной идентичности выступают знаково-выразительные системы музыкальной структуры, сформированные в традиционном народном творчестве; музыкальный фольклор, благодаря исторической устойчивости интонационно-ритмических структур, становится воплощением семиотических смыслов, которые определяют принадлежность к тем или иным этносам и дополняют идентичность;

7) показано, что такие современные события, как фестивали, художественные биеннале, разные формы сценического искусства отражают модернизационные процессы в сфере художественной культуры республики и направлены на укрепление у народов Дагестана общегражданской российской идентичности;

8) определены доминирующие тенденции этнокультурной идентичности дагестанских этносов. Они обусловлены динамикой интереса к явлениям разных социальных типов культуры, национальной истории, культурно-информационному аспекту жизни; динамичностью религиозной жизни региона. Прогнозируется устойчивость консервативных тенденций в региональной культуре, дальнейшее доминирование религиозной и этнорегиональной самоидентификаций, а также перспектива динамики у народов Дагестана общегражданской идентичности в составе Российской федерации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Принцип полифоничности культуры позволяет выстроить следующую типологию культур Дагестана: кровнородственный, этнический, конфессиональный, традиционный. Такая типология позволяет определить доминирующий компонент современной культуры Дагестана, которым является тухум - кровнородственный институт, основанный на патронимии. Определено, что внутреннее деление этносов и субэтносов на более мелкие объединения, основанные на кровнородственных связях, придают устойчивость социальной структуре.

2. Соотношение русского, арабского, этнических языков представляет многоуровневую языковую картину современного Дагестана. Русский, арабский, дагестанские языки выступают признаками этнической, гражданской, конфессиональной самоидентификации. Языковая полифония формирует культурную полифонию, в которой русский язык обеспечивает коммуникативное поведение дагестанцев и отражает гражданскую идентичность, арабский - конфессиональную идентичность; владение дагестанскими языками становится социальным преимуществом в условиях полиэтнической среды.

3. В культуре Дагестана в условиях культурной глобализации отстаивается сакральная неприкосновенность традиционных и исламских ценностей. Важным идентификационным маркером стала принадлежность к мусульманской общине -умме.

4. Соотношение глобального, регионального и локального в этнокультурной идентичности Дагестана проявляется в композиции нескольких уровней. Системообразующим элементом этнокультурной идентичности дагестанцев составляет ислам. «Дагестанец» - социокультурная и этнорегиональная идентичность сохраняет собственные этнокультурные доминанты и является фактором, консолидирующим субэтносы в разных социокультурных и политических ситуациях. Субэтническая идентичность (аварец, даргинец, кумык, и т.д.) формирует кровнородственный тип культуры, востребованность которой определяется границами проживания субэтноса. Анализ исторической динамики культуры Дагестана показал, что, несмотря на очевидные изменения в социально-культурных отношениях, в настоящее время клан представляет собой социальную структуру, которая основана на кровнородственных (преимущественно моноэтнических) связях. Клан объединен экономическими интересами, скреплен разной степенью близости к властным структурам, а клановая идентификация в пространстве родовой (тухумной) идентификации дагестанца приобрела социальный статус.

5. В регионе сложилось определенное соотношение разных стратегий религиозной жизни: адаптивной, протестной и конформистской. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение количества совершающих хадж (по числу паломников Дагестан занимает первое место в России); развитая сеть мусульманских учебных учреждений, большое количество мечетей; наличие молельных комнат на предприятиях и в учреждениях; социальная реклама на улицах городов.

6. Музыкальный фольклор в силу исторической устойчивости интонационно-ритмических структур выступает маркером культурной идентичности. Ритмоинтонационные формулы, мелодическая организация, народный музыкальный инструментарий - знаково-выразительные системы музыкальной структуры, выражающие особенности этнической идентичности. Традиционная культура является контекстом аутентичности, обеспечивающим сохранность этнокультурного кода и этническую идентификацию в условиях глобального пространства.

7. В процессе исследования современной художественной культуры Дагестана обнаружено, что такие современные события, как фестивали и художественные биеннале, проводимые в республике, можно рассматривать как культурные практики, способствующие приобщению к национальным и мировым культурным ценностям.

8. Противоположные векторы дальнейшего развития культуры дагестанских этносов предполагают как модернизацию повседневной культуры у городских жителей, так и сохранение архаики - у сельских. Сохраняется приоритет религиозной и этнорегиональной самоидентификации, в то же время, глобальные и модернизационные процессы в региональной культуре обеспечивают динамику общегражданской российской идентичности.

Научная и практическая значимость диссертации состоит в раскрытии основных составляющих культуры Дагестана, в выявлении тенденций полифонизма культуры региона, в определении основных параметров динамики этнорегиональной идентичности народов Дагестана. Это позволяет обнаружить перспективы для дальнейшего исследования темы и развивать концепцию полифонии культур на материале новых регионов. Результаты диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов, посвященных динамике культур народов Северного Кавказа.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения ее методологии и результатов для изучения родственных культур Северокавказского региона. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах культурологии, культурной географии. Использование материалов диссертации предусмотрено как в области научных исследований, так и для разработки учебных пособий по истории и теории культуры для всех уровней гуманитарного образования в Республике Дагестан.

Востребованность и прикладное значение исследуемой темы определяется также задачами сохранения и развития культурного многообразия регионов России, упрочения общенационального единства народов.

Апробация исследования. Участие в научных форумах: Республиканская научно-практическая конференция «Состояние и проблемы преподавания культурологических дисциплин в вузах и школах Дагестана» (Махачкала, Дагестанский государственный педагогический университет, 2008); Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова, 2009); XI Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса: роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности» (Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2009); Международная научная конференция «Искусство в прошлом и настоящем» (Красноярск, Красноярская государственная академия музыки и танца, 2010); III Российский культурологический конгресс «Креативность в пространстве традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 2010); XIII Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса: образование и этническая безопасность» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 2011); X Санкт-Петербургские этнографические чтения «Праздники и обряды как феномены этнической культуры» (Санкт-Петербург, Российский этнографический музей, 2011); IV Международная научно-практическая конференция «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (Санкт-Петербург,

РГПУ им. А. И.Герцена, 2011); Региональная научно-практическая конференция «Искусство Дагестана в начале XXI века» (Махачкала, Институт языка, литературы и искусств им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН, 2012); XV Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса: роль образования в развитии межнациональных отношений в современной России» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 2013).

Организация научных мероприятий: организация и участие в I, II, III Всероссийских научных конференциях «Фольклор в контексте культуры» (Махачкала, ДГПУ, 2009; 2011; 2012); организация и участие во Всероссийской научной конференции «Музыка: искусство, образование, диалог культур» (Махачкала, ДГПУ, 2010).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории и истории культуры ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств» и рекомендована к защите.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение и библиографический список.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Абдулаева, Медина Шамильевна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Подводя итоги данного раздела исследования, отметим, что в настоящее время происходит разлом творчески активной части социума по уровням предпочтений (а в итоге - по цивилизационным признакам) на архаичные массы поклонников самодеятельного «фольклоризма» и ориентированных на усвоение новых культурных программ посетителей концертов академической музыки. В этой ситуации возрастает роль учреждений культуры (союза композиторов Дагестана, концертных организаций республики) в пропаганде классического искусства, формировании культурных предпочтений и в целом - в культурном развитии общества.

Специфической чертой современной музыкальной жизни дагестанцев является феномен самостоятельного существования академической, эстрадной, сакрально-религиозной музыки, народного музыкального творчества, самодеятельной музыки на религиозные темы.

Музыкальная среда Дагестана предстает как полифония музыкальных субкультур инновационной и консервативной ориентации (академическая, эстрадная, сакрально-религиозная музыка, народное музыкальное творчество, самодеятельная музыка на религиозные темы). В едином городском пространстве соседствуют музыкальные пласты различной культурно-исторической традиции. Музыкальная культура сельского населения связана с традиционным фольклором и фольклоризмом эстрадной песни. Музыкальные вкусы городской интеллигенции и маргинальных слоев демонстрируют разные доминантные векторы (музыкально-сценические жанры, филармонические концерты, народно-песенная традиция), что подчеркивает пликативность в структуре современной музыкальной культуры и вариативность в иерархии структуры идентичности дагестанцев. Так, дагестанцы с этнической доминантой самоидентификации, как правило, отдают предпочтение массовым формам музыкальной культуры. Для массовой музыки и этномузыкальной традиции главным продуцирующим посылом стал принцип репликации: императив воспроизведения формирует каноны и в эстрадном искусстве. Городское население (как правило, во втором-третьем поколении) в большей степени ориентировано на культурные практики, связанные с академическим искусством; для этой части социума актуальны региональная (дагестанец) и гражданская (россиянин) самоидентификации.

Историческая динамика развития дагестанской музыкальной культуры определяется взаимообусловленностью двух векторов - профессионализации и любительства. «Порт-Петровские ассамблеи», фестиваль русских театров стали своеобразными региональными брендами, способными формировать позитивный имидж Дагестана. В настоящее время программы фестивалей собирают широкую зрительскую аудиторию. Это позволяет предполагать, что фестивальное движение может стать барьером на пути исламизации дагестанского социума. Дальнейшее развитие фестивальных проектов, возможно, сохранит светский характер художественной культуры Дагестана.

Рассуждая о необходимости модернизацаонного рывка для дальнейшего цивилизационного развития России, В. А. Авксентьев отмечает неравномерность модернизационных настроений на территории страны. В частности, указывается на свойственное Северному Кавказу преобладание традиционалистских умонастроений: общественное сознание «зациклено» на прошлом, в нем слабо присутствует интерес к настоящему и к будущему. По мнению ученого, это проявляется в гипертрофированном увлечении историей и этнографией, непропорционально высоком статусе гуманитарной интеллигенции и гуманитарного образования, в повышенной религи-1 озности . Согласившись с наблюдением В. А. Авксентьева, отметим присутствие в пространстве художественной культуры Дагестана как явлений, свидетельствующих о приоритетной роли традиционности и высокой степени этнической идентификации в искусстве, так и художественные «события», выходящие за границы традиционной культуры.

1 Авксентьев В. А. Экономические и социокультурные детерминанты региональных конфликтов на Юге России // Диалог культур в условиях глобализации: XII Международные Лихачевские научные чтения, 17-18 мая2012 г. Т. 1: Доклады.-СПб.: СПбГУП, 2012. С. 371.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Активность глобализации в сфере массовой культуры инспирирует отстаивание локальных культурных идентичностей и формирование пар-тикуляристской доминанты в развитии культуры автохтонных народов Дагестана. Развитие культуры Дагестана в условиях современных трансфо-маций регулирует глокализация, степень влияния которой возрастает с усилением глобальных процессов. Динамические процессы в культуре сопрягаются с иными, противоположными процессами, направленными на определение культурной идентичности, акцентировании уникальности культур, установления культурной автономии.

Сосуществование разных этноидентичностей наряду с общероссийской - это и серьезная социально-политическая проблема, и свидетельство исторической уникальности нашего государства. «Культурная идентичность определяет государственную монолитность, потому что единство страны может проявиться лишь через разнообразие этносов и этноидентичностей, через их взаимодействие и взаимообогащение»1, - считают современные исследователи особенностей кавказской идентичности. Механизм самоидентификации дагестанца представлен несколькими уровнями: россиянин (политическая деноминация, коллективная идентичность - по В. А. Тишкову), дагестанец, равно - выходец с Кавказа (географическая деноминация), мусульманин (религиозная деноминация), лакец, кумык и т. д. (этическая деноминация). Явление «кавказец» (в нашем контексте -«дагестанец») намного шире этнического определения и переходит в контекст социокультурный и территориальный.

Подавляемые на протяжении десятилетий этническая и конфессиональная идентичности в постсоветский период стали ключевыми и определяющими. Это определило доминирование этноконфессиональных груп

1 Хунагов Р. Д., Шадже А. Ю. Кавказский фактор в современной России // Социс. - 2001. - № 3. С. повых идентичностей народов Кавказа над гражданскими. В настоящее время приоритет этнической самоидентифивации инспирирует этнические противостояния в республике. Не последнюю роль в появлении этнических противостояний сыграли территориальные споры и система национального квотирования. В результате, среди дагестанских этносов наметились тенденции к сепаратизму и отделению от республики. Так, о создании отдельного субъекта в составе России заявляли представители ногайцев. Идея выхода к морю с присоединением к Чечне Хасавюртовского и Бабаюртов-ского районов озвучивалась представителями чеченцев. Территориальные споры, связанные с равнинными районами республики, инициируются кумыкским населением. Проблема разделения народа государственной границей России и Азербайджана поднимается среди лезгин. Если об этническом распаде Дагестана как о ближайшей перспективе говорить пока не приходится, то необходимо признать, что тенденция к межэтническому расколу существует, и корни раскола - в кризисе местной власти.

С началом политической либерализации и открытием границ дагестанцы смогли познакомиться не только с достижениями массовой культуры, но и с теми религиозными традициями, которые в их регионе ранее были либо малоизвестны, либо неизвестны вовсе. Стремительное религиозное возрождение в постсоветском Дагестане (или, как отмечают современные исследователи, реисламизация) позволяет говорить о тотальном процессе исламизации, своего рода «исламской глобализации». Формируется новая - исламская — субкультура с активной арабской (саудистской) доминантой, противопоставляющая себя традиционным формам культуры дагестанцев. По сути, в Дагестане сегодня идет война идеологий, официальное мировоззрение всегда проигрывает, потому что в нем нет реального позитивного наполнения.

В диссертации выявлены reo- и биосоциальные факторы, определяющие горскую ментальность. Ментальный комплекс дагестанцев базируется на таком «конструировании мира», которое приводит к разнице ценностного восприятия территориального расположения места обитания. Личности и народы, размещающиеся выше других в физическом измерении, становятся выше других и в измерении социальном. Своеобразие природно-географической среды обусловило такие особенности мировоззрения, которые предопределили логику жизнедеятельности горских обществ и их отношений с соседями. Принцип отношения к миру с высоты своего территориального положения переносится горцем в иное культурное пространство, в итоге рождается диссонанс мировоззрений и формируется противостояние горца - носителя традиции и жителя российского мегаполиса - носителя инновационной культуры. Ментальные этнокультурные доминанты дагестанцев: мотивация на превосходство; доминирование режима диурна в структуре коллективного бессознательного; агонистика; важность безупречной репутации, контролируемой институтом общественного мнения.

Исследование морфологии этнокультурной идентичности Дагестана вызвало необходимость обратиться к этномузыкальной традиции дагестанских автохтонов. Соглашаясь с позицией британского ученого Дж. М. Черноффа о том, что музыка, подобно языку и системе родства, позволяет членам этнокультурного сообщества идентифицировать себя с данным этносом1, мы рассматриваем пространство музыкальной культуры как средство социализации членов этнокультурной общности. Этномузы-кальная традиция представляет собой матрицу этнической идентичности дагестанских автохтонов. Музыкальная культура, как и культура этноса, включает в свою структуру ядро и периферию: ядром выступают ритм и интонация, обусловившие прочность инструментальной и танцевальной традиций, периферийный слой составляют различные жанровые разновидности, связанные с вербальным наполнением. Если инструментальная музыка сохраняет канон, воплощая этномузыкальную традицию, то область вокальной музыки - поле для инноваций, прежде всего, в контексте поли Chernoff J. M. African rhythm and African sensibility. - Chicago-London: Westview Press, 1979. P. 35. этничных музыкальных взаимодействий. В пространстве музыкальной культуры партикулярные тенденции обеспечивают целостность культурного ядра, инновационные явления стимулируют инаковость и разнообразие периферии культуры. В едином городском пространстве соседствуют музыкальные пласты различной культурно-исторической традиции, что позволяет отметить пликативность в структуре современной музыкальной культуры.

Доминирующие позиции традиционной культуры и народной музыки обусловлены приоритетом этноконфессиональной и этнорегиональной идентичности над гражданской. Вероятно, это вызвано преобладанием сельского населения (54,9%) над городским (45,1 %) 1, маргинальным составом населения в столице республики - Махачкале. Низкий интерес с академическому искусству по сравнению с интересом к явлениям регионально ориентированной масс-культуры, фольклорным практикам связан со слабостью индустриальной культуры, приоритетной ролью культурной традиции, что, в свою очередь свидетельствует об архаизации дагестанского социума. В данной ситуации архаизация может выступить как негативный феномен, актуализирующий общность с общей социокультурной матрицей в противовес общности людей, объединенных единой территорией страны. В результате - слабая интеграция дагестанцев в российское общество.

В настоящее время Дагестан представляет сложную комбинацию культурных слоев: разные направления ислама, полиэтничность, марги-нальность городского населения, традиционные общества, организованные по тухумному принципу, этническая клановость и т. д. В светской части общества культивируются либеральные ценности, в исламской умме -нормы шариата, как оппозиция гражданскому праву. Растет влияние пат

1 Всероссийская перепись населения 2010 г. [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. — [Б. м., 2001-2012]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/freedoc/newsite/perepis2010/croc/Documents/Voll/pub-01-05.pdf. (дата обращения: 10.01.2013). риархальных, общинных структур, которые доминируют над гражданскими.

Ключевая проблема российского государства - интеграция полиэт-ничного населения в единую политическую нацию. Важную роль в решении данной проблемы играет разработка молодежной политики с учетом конфессиональных и этнокультурных особенностей, поскольку именно молодежь является основной питательной средой для распространения экстремистских идей. Создание отечественной модели мусульманского образования позволит перехватить инициативу подготовки специалистов-богословов у зарубежных учебных центров. В советский период в Дагестане функционировала система специальных учебных заведений, ориентированных на техническое образование. Реанимирование этой системы позволит социализировать горскую молодежь, обеспечив ее специальностью, параллельно - формируя светское мировоззрение и готовность к интеграции в отечественное культурное пространство.

Одной из важнейших задач, рассчитанной на долгий период, является развитие в Дагестане гражданского общества и правовой культуры. Органичное взаимодействие ислама, муниципальной культуры и демократии (такова, например, специфика турецкого общества) сформирует гражданскую и политическую культуру в Дагестане. Формирование дагестанской историко-культурной общности, отказ от этнократизма, разработка механизма интеграции молодого поколения дагестанцев в российское культурное пространство - проблемы, требующие незамедлительного решения политическими и культурными институциями республики.

Список литературы диссертационного исследования доктор культурологии Абдулаева, Медина Шамильевна, 2013 год

1. Абакарова Р. М. Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре / Р. М. Абакарова. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - 168 с.

2. Абдулаева М. Ш. Влияние русской культуры на духовную жизнь народов Дагестана во второй половине XIX-XX вв. / М. Ш. Абдулаева. Махачкала : ПБОЮЛ Сафаров М.Н., 2009. - 170 с.

3. Абдулаева М. Ш. Дагестан Россия: исторический контекст взаимодействия музыкальных культур / М. Ш. Абдулаева // PAX SONORIS : история и современность. - Астрахань, 2009. - Выпуск II (IV). - С. 123-127.

4. Абдулатипов Р. Г. Арабский восток и Россия : Дороги сотрудничества / Р. Г. Абдулатипов. Москва : Славянский диалог, 1996. - 47 с.

5. Абдулатипов Р. Г. Кавказская цивилизация : самобытность и целостность / Р. Г. Абдулатипов // Научная мысль Кавказа. 1995. - № 1. -С. 50-62.

6. Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XX века : состояние и перспективы федеративного устройства / Р. Г. Абдулатипов. Москва : Славянский диалог, 1996. - 255 с.

7. Абдулатипов Р. Г. Судьба ислама в России : история и перспектива / Р. Г. Абдулатипов. Москва : Мысль, 2002. - 320 с.

8. Абдуллаев А. А. Дагестанско-русское двуязычие как социальное и лингвистическое явление / А. А. Абдуллаев, Д. А. Рамазанова // Международный журнал экспериментального образования. 2010. — № 5.-С. 71-72.

9. Абдуллаев А. А. Культура русской речи в условиях национально-русского двуязычия / А. А. Абдуллаев. Махачкала : Изд-во ДГПУ, 1995.-298 с.

10. Абдуллаев М. А. Средневековая арабо-мусульманская культура и ее влияние на Дагестан / М. А. Абдуллаев. Махачкала : Эпоха, 2005. -316 с.

11. Абдуллаева Э. Б. Поиски новых жанров и форм в музыкальном искусстве Дагестана 70-80-х годов XX века / Э. Б. Абдуллаева // PAX

12. БОМОШБ : история и современность. 2009. - Выпуск II (IV). - С. 127-138.

13. Абдушелишвили М. Г. Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство / М. Г. Абдушелишвили, С. А. Арутюнов, Б. А. Калоев. -Москва : ИЭА им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 1994. 199 с.

14. Абиева Э. Г. Религиозно-философская мысль в истории культуры народов Дагестана : дис. . д-ра филос. наук : 09.00.03 / Э. Г. Абиева ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. Москва, 2003. -301 с.

15. Аванесова Г. А. Социокультурное развитие российских регионов : механизмы самоорганизации и региональная политика / Г. А. Аванесова, О. Н. Астафьева. Москва : РАГС, 2004. - 314 с.

16. Авксентьев А. В. Северный Кавказ в этнической картине мира /

17. A. В. Авксентьев, В. А. Авксентьев. Ставрополь : Изд-во СГУ, 1998.- 159 с.

18. Авксентьев В. А. Проблемы формирования нового образа неконфликтных этнических отношений в северокавказском регионе /

19. B. А. Авксентьев // Этнические проблемы современности : материалы науч. конф. Ставрополь, 1999. - Вып. 5. Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе. - С. 16-20.

20. Авксентьев В. А. Теоретические аспекты изучения этнических процессов на Северном Кавказе / В. А. Авксентьев // Этнические процессы накануне XXI века : материалы науч. конф. Ставрополь, 1998.-С. 9-12.

21. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология : в поисках научной парадигмы / В. А. Авксентьев. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001. -267 с.

22. Авксентьев В. А. Этнополитическая идентичность в постсоветской России как фактор конфликтности / В. А. Авксентьев // Конфликтология теория и практика. - 2004. - № 2 (3). - С. 32-36.

23. Адцеева Э. В. Формирование и развитие профессионального творчества композиторов Северного Кавказа : на материале камерно-вокальной музыки : дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02 / Э. В. Адцеева. Ленинград, 1989. - 186 с.25,26

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.