Система образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Салтанов Михаил Алексеевич
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат наук Салтанов Михаил Алексеевич
Введение
Глава 1. Теоретические основы профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи
1.1 Исторические и художественно-педагогические традиции федоскинской лаковой миниатюрной живописи как основа содержания 14 высшего образования в данной области
1.2. Современное состояние профессиональной подготовки бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи
Выводы по главе
Глава 2. Характеристика системы профессионального образования
АО
бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи
2.1. Теоретико-методическое обоснование системы высшего образования в
АО
федоскинской лаковой миниатюрной живописи 62 2.2 Содержание профессионального образования бакалавров в
федоскинской лаковой миниатюрной живописи 94 2.3. Опытно-экспериментальное исследование и реализация системы
профессиональной подготовки бакалавров
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Взаимосвязь содержания литературы, русского языка и профессиональных дисциплин в подготовке художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании2022 год, кандидат наук Ермакова Мария Владимировна
Содержание обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании2020 год, кандидат наук Мочалова Мария Николаевна
Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры2009 год, кандидат педагогических наук Борисова, Валерия Юрьевна
Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше2015 год, кандидат наук Бесшапошникова Юлия Авенгеровна
Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи2012 год, кандидат наук Денисова, Светлана Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Федоскинская лаковая миниатюрная живопись представляет собой уникальный вид традиционных художественных промыслов России. Как искусство с исторически традиционными корнями, федоскинская лаковая миниатюра обладает исключительной, только ей присущей технологией и техникой реализации художественного замысла, материалом выполнения миниатюры и стилем изображения. Развитие этого вида традиционного прикладного искусства требует высшего образования, способствующего сохранению федоскинской лаковой миниатюрной живописи.
Нахождение учебного заведения в месте исторического возникновения и бытования данного вида традиционного прикладного искусства, позволяет раскрыть богатый культурный и эстетический потенциал лаковой миниатюрной живописи, направленный на развитие веками сложившихся традиций, установившихся норм и обычаев, отражающих ценность художественно-творческого наследия.
Опыт подготовки кадров для федоскинской лаковой миниатюрной живописи до начала XXI века сводился только к среднему профессиональному образованию. В современных условиях, образование включает и уровень высшего образования (бакалавриат), требующий развитие у студентов способности создавать высокохудожественные произведения искусства, самостоятельно выбирать сюжетные линии, оригинальные композиционные решения, художественные выразительные средства, наиболее ярко раскрывающие художественный образ.
Совершенствование обучения бакалавров, способных создавать сложные произведения традиционного прикладного искусства в федоскинской лаковой миниатюрной живописи по разработанному собственному художественно-творческому проекту, требует обновления содержания, разработки учебных программ, учебно-методических пособий, переподготовки преподавателей, как правило, не имеющих профильного
высшего образования, и разработки системы образования в целом, что является актуальной научной и практической проблемой, требующей решения.
Степень разработанности темы исследования. На современном этапе в профессиональной художественной педагогике проводятся теоретическо-методические исследования, направленные на развитие содержания высшего образования в области традиционного прикладного искусства. Эти исследования посвящены различным аспектам:
- концептуальное обоснование многоуровнего, непрерывного образования, преемственности содержания профессионального образования в данной области (В. Ф. Максимович);
- принципы обучения лаковой миниатюрной живописи рассматриваются в научных трудах отечественных исследователей (И.Я. Богуславская, А.В. Бакушинский, И.Ф. Ветров, Б.И. Коромыслов, В.Ф Максимович, М.А Некрасова, М.С. Чижов, В.Г. Яловенко);
- научные исследования в области художественной лаковой живописи: формирование мастерства будущих художников палехской иконописи (П.В. Гусева); профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи (В.Ю. Борисова); художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи (Ю.А. Бесшапошникова); педагогическая взаимосвязь учебных предметов "мастерство" и "композиция" в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи (О.В. Федотова);
- теоретические основы дидактического обеспечения содержания профессионального образования в области традиционного прикладного искусства раскрыты в работах М.Р. Белоусова, С.Н. Денисовой, И.А. Безиной, Е.И. Васильевой, Н.Ю. Дунаевой, П.Е. Серова, М.О. Ломакина. Изучению федоскинской лаковой миниатюрной живописи и ее месту в истории художественной культуры России посвящено диссертационное искусствоведческое исследование В.Б. Ключиковой.
Однако высшее образование именно в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи еще не являлось ни в одном из направлений науки предметом педагогического исследования.
Все вышеизложенное определило научно-педагогическую проблему исследования: необходимость разработки системы образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи, призванной спрогнозировать и обеспечить подготовку высококвалифицированных художников.
Анализ педагогической и методической литературы свидетельствует, что, несмотря на необходимость сохранения и развития федоскинской лаковой миниатюрной живописи, научное обоснование высшего образования, раскрывающее специфику подготовки бакалавров в этой области отсутствует.
В ходе исследования выявлены следующие противоречия между:
- задачей сохранения и развития федоскинской лаковой миниатюрной живописи как уникального вида традиционных художественных промыслов и не разработанностью системы высшего образования, необходимого для подготовки высококвалифицированного художника, создающего произведения искусства федоскинской лаковой миниатюрной живописи;
- научно-педагогической задачей соответствия методов, средств, форм содержанию обучения студентов, обеспечивающегося дидактическим и методическим сопровождением.
Выявленные противоречия свидетельствуют также об актуальности исследования, которая требует разработки системы образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи и определения современного содержания высшего образования в этой области.
Проблема исследования определила его тему «Система образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи».
Цель диссертационного исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность системы образования
бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи и определить педагогические условия совершенствования образования в данной области.
Объект исследования: профессиональное образование в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи.
Предмет исследования: система образования бакалавров федоскинской лаковой миниатюрной живописи.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование системы образования бакалавров в федоскинской лаковой миниатюрной живописи будет способствовать подготовке - создателей уникальных произведений традиционного прикладного искусства, в том случае если:
- выявлены художественно-исторические особенности федоскинской лаковой миниатюрной живописи и разработано соотнесенное с этими особенностями содержание образования бакалавров;
- разработана система образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи, определены принципы и методы, направленные на совершенствование содержания подготовки в данной области;
- определены и сформулированы организационно-педагогические условия реализации разработанной системы образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи.
На основе цели, объекта, предмета диссертационного исследования и выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. выявить исторические особенности и сущность федоскинской лаковой миниатюрной живописи;
2. провести анализ современного содержания образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи с позиции реализации целостного педагогического процесса;
3. теоретически и методически обосновать и разработать систему
образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи;
4. выявить организационно-педагогические условия реализации этой системы;
5. экспериментально проверить эффективность разработанной системы образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи.
Научная новизна диссертационного исследования:
- систематизированы исторические особенности и этапы развития федоскинской лаковой миниатюрной живописи;
- теоретически и методически обоснована и разработана система образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи, включающая цель, содержание, виды профессиональной деятельности, соотнесенные с содержанием специальных учебных дисциплин в этой сфере;
- выявлены особенности содержания образования бакалавров, направленные на раскрытие сущности традиций федоскинского традиционного художественного промысла и его духовно-нравственных составляющих;
- на основе специфики содержания образования бакалавров определены организационно-педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров и пути реализации разработанной системы.
Теоретическая значимость исследования.
Научно обоснована система образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи, основанием которой является концепция многоуровнего, непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства.
Осуществлён историко-педагогический анализ развития профессионального образования в области русской традиционной лаковой живописи ХУШ - XX вв.: от семейных форм обучения - к ремесленно-ученическому и далее, к начальному, среднему профессиональному и высшему образованию.
Выявлены исторические и художественно-педагогические традиции в федоскинской лаковой миниатюрной живописи, являющиеся основой содержания образования бакалавров, показана роль и значение системы образования в исследуемой области.
Разработаны компоненты системы образования: цель подготовки высококвалифицированного художника-бакалавра; учебно-методическая, профессионально-эстетическая, музейно-выставочная среды; содержание образования, виды профессиональной деятельности, включённые в художественно-образовательное, музейно-просветительское,
профессионально-эстетическое единое пространство.
Раскрыт воспитательный потенциал исторически сложившихся традиций федоскинского художественного промысла и его значение в подготовке высококвалифицированного художника-бакалавра.
Теоретически обоснована дорожная карта последовательности выполнения произведения искусства при обучении лаковой миниатюрной живописи, в следующем алгоритме: 1) выбор художественной идеи; 2) сбор наглядных и теоретических материалов; 3) поиск форм изделия, соответствующих содержанию творческого замысла; 4) создание эскизов проекта; 5) разработка и выполнение проекта в масштабе будущего изделия. Заключительным этапом дорожной карты является художественное исполнение произведения искусства в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи.
Практическая значимость исследования.
Внедрено содержание образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи при подготовке художников по специальности 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по лаковой миниатюрной живописи)» в практику Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи- филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»;
В качестве организационно-педагогических условий реализации системы образования бакалавров выступают: соответствие содержания
профессиональных учебных дисциплин художественно-технологическим и стилистическим особенностям федоскинской лаковой миниатюрной живописи; взаимосвязь и взаимозависимость профессиональных учебных дисциплин, методов, средств и форм организации учебного процесса; наличие дорожной карты последовательности выполнения всех учебных, курсовых работ по профильным дисциплинам, а также выпускной квалификационной работы.
Разработан и внедрён в учебный процесс подготовки бакалавров учебно-методический комплекс, состоящий из основных учебных программ, учебного пособия, музейных экспонатов, учитывающих специфику высшего образования федоскинской лаковой миниатюрной живописи и способствующих совершенствованию системы образования в целом:
- учебные программы по дисциплинам «Проектирование», «Общая композиция», «Макетирование изделий из папье-маше»;
- учебно-методическое пособие «История федоскинской лаковой миниатюрной живописи»;
- профессионально-квалификационная характеристика художника-бакалавра в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи, которая выступает в качестве обоснования социальной и культурной значимости бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи, квалификации будущего художника, видов профессиональной деятельности, компетенций, научного обоснования содержания образования бакалавров.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили:
исторический и культурологический подходы к исследованию становления и развития лаковой миниатюрной живописи и профессионального образования в этой области (Д.С. Айзенштадт, В.С. Воронов, В.М. Василенко, Г.В. Жидков, В.В. Стариков, Л.Я. Супрун, С.М. Темерин, П.И. Уткин, Г.В. Яловенко);
теория и практика профессионального образования (Л.М. Ванюшкина, В.С. Кузин, В.Ф. Максимович, Б.М. Неменский, Л.Г. Савенкова, Н.Н. Фомина, В.В. Шапкин, Л.В. Школяр);
деятельностный, компетентностный, профессиологический подходы (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, A.M. Новиков, О.Н. Талызина),
системный подход (Н.Д. Андреева, И.В. Блауберг, Б.С. Гершунский, Н.Н. Коваленко, Ю.А. Кустов, М.Ф. Пак);
теория профессионального художественного образования в традиционном прикладном искусстве (А.В. Бакушинский, М.А. Некрасова, В.Ф. Максимович, М.Р. Белоусов, С.Н. Денисова);
дидактические теории и системы профессионального образования (Н.М. Александрова, Э.В. Балакирева, А.П. Беляева).
В качестве базовых методов исследования в данной работе использовались научный, системный и профессиологический методы; целенаправленное педагогическое наблюдение; разработка профессиональных компетенций; обобщение результатов опытно-экспериментальной работы в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи; критериальный анализ учебных работ; педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования - Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи - филиал Высшей школы народных искусств (академия) и кафедра профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства - Московский филиал Высшей школы народных искусств (академия).
Этапы исследования:
На первом этапе (2012-2014 гг.) проведено исследование архивных материалов, изучены особенности искусства федоскинской лаковой миниатюрной живописи и истории профессионального образования в области подготовки художников федоскинской миниатюры, проведен анализ искусствоведческой и педагогической литературы по исследуемой проблеме; обоснована актуальность исследования, определены гипотеза, цели, задачи и методы исследования.
На втором этапе (2015-2017 гг.) определены и конкретизированы методолого-теоретические основы содержания исследования, определены виды профессиональной деятельности студентов, являющиеся основой содержания профессионального образования; разработаны дидактико-методические основы содержания высшего образования; сформирован комплекс образцов учебных материалов, учебно-методической литературы.
На третьем этапе (2017-2020 гг.) систематизированы результаты теоретического и экспериментального исследования с целью проверки выдвинутой гипотезы и поставленных задач исследования, внедрена и апробирована система содержания высшего образования (бакалавриат), скорректированы основные положения и выводы исследования.
Материалы диссертации могут быть использованы в педагогическом процессе при разработке, реализации и совершенствовании содержания высшего образования бакалавров, а также при осуществлении профессиональной художественной деятельности и разработке дидактического сопровождения.
Положения, выносимые на защиту.
1. Федоскинская лаковая миниатюрная живопись (масляная живопись) представляет собой уникальный вид традиционного художественного промысла, отличается от других центров (Палех, Мстера и Холуй - темперная живопись) реалистичным изображением и композиционным построением; технологическими, поликолористическими и эстетическими особенностями, что полностью соотносится с высшим образованием в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи.
2. Генезис профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи показал, что именно высшее образование готовит художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи, способных создавать высокохудожественные творческие произведения по собственным проектам, что возможно только при условии разработки системы образования бакалавров.
3. Разработанная система образования бакалавров представляет собой художественно-образовательное, музейно-просветительское, профессионально-эстетическое пространство, включающее: цель и задачи образования бакалавров; учебно-методическую, профессионально-деятельностную, музейно-выставочную среду; теоретические и методические основы содержания образования, отражающего взаимосвязь и взаимозависимость всех учебных дисциплин; методы, средства, критерии оценивания; учебно-методический комплекс (учебные программы, методические пособия, коллекцию методического фонда) и музей с фондом исторических работ федоскинской лаковой миниатюрной живописи XVIII-XX веков.
4. Организационно-педагогическими условиями реализации системы образования бакалавров федоскинской лаковой миниатюрной живописи являются: соответствие содержания профессиональных учебных дисциплин сущности самого искусства, а также регионально-историческим, художественно-технологическим, колористическим, композиционным, стилистическим особенностям федоскинской лаковой миниатюрной живописи.
5. Результатом разработанной системы образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи является выпускник, как носитель традиционной культуры, подтверждающий, что искусство федоскинской лаковой миниатюрной живописи представляет собой самоценное явление в культуре России, востребованное в современном социуме, способный на создание высокохудожественных произведений искусства и итоговой выпускной квалификационной работы - «шедевр».
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Содержание формулы специальности 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования» охватывает область педагогической науки, рассматривающей вопросы профессионального обучения и подготовки: генезис и теоретико-методологические основы педагогики
профессионального образования (п. 2); подготовка специалистов в высших учебных заведениях (п. 4); образовательная среда профессионального учебного заведения (п.13); отбор и структурирование содержания профессионального образования (п. 18).
Достоверность исследования и обоснованность его результатов обеспечивались: применением теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследования; опорой на методологическую базу в области профессионального образования; логикой и спецификой организации научно-исследовательской деятельности; успешным внедрением результатов научного исследования в практику профессиональных учебных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования систематически обсуждались на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования. Результаты исследования излагались в научных статьях, докладах и выступлениях на международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития», (Санкт-Петербург, 2016, 2018 гг.), Всероссийских научно-практических конференциях «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Санкт-Петербург, 2016-2019 гг.).
Внедрение результатов исследования проводилось в ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» в Санкт-Петербурге, в Московском и Федоскинском филиалах Высшей школы народных искусств (академии), осуществлялось в ходе собственной практической деятельности в качестве руководителя всех выпускных квалификационных работ бакалавров на протяжении 9 лет в Федоскинском институте — филиале Высшей школы народных искусств (академии), где ведется подготовка художников-бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Исторические и художественно-педагогические традиции федоскинской лаковой миниатюрной живописи как основа содержания высшего образования в данной области
Среди традиционных художественных промыслов особое место занимают изделия лаковой миниатюрной живописи, которые имеют богатые традиции. Федоскинская лаковая миниатюрная живопись, представляя собой уникальный вид традиционного прикладного искусства России, отличается от других центров лаковой миниатюрной живописи - Мстёры, Палеха, Холуя материалом выполнения миниатюры, видом и стилем изображения. Специфика реализации федоскинской лаковой миниатюрной живописи предполагает наличие художественно-творческой идеи, технологических и колористических особенностей, композиционных и исполнительских традиций письма, в которых проявляются характерные особенности федоскинской лаковой миниатюрной живописи, овладение которыми составляет профессиональную основу будущего художника.
Учёт данных особенностей является обязательным фактором разработки содержания высшего образования в федоскинской лаковой миниатюрной живописи, способствующего возрождению, сохранению и современному развитию данного вида искусства.
Необходимым условием в работе является опора на исследования ученых, раскрывающие проблемы педагогики искусства: А.В. Бакушинского [7], Г.С. Виноградова [33], С.Г. Жижиной [48], Л.Я. Супрун [144], Г.В. Яловенко [176] и других.
Как отметила искусствовед И.Я. Богуславская, «искусство лаковой миниатюры Федоскино, основанное на реалистическом восприятии мира,
должно продолжать свои традиции, развивать их в соответствии с задачами современности» [22].
Художественные особенности федоскинской лаковой миниатюрной живописи выражаются в конкретности изобразительного языка, реалистичной манере живописи, наличии особых техник живописи «по-сквозному» и «по-плотному». Письмо «по-сквозному» выполняется прозрачными масляными красками с применением светоотражающих материалов (алюминиевый и бронзовый порошки, сусальное золото, поталь, перламутр) в качестве подкладки под живописный слой, что позволяет добиваться эффекта свечения и придает глубину изображению. Письмо «по-плотному» выполняется непрозрачными красками в строгом соблюдении традиционных этапов нанесения живописного слоя. Чаще всего в работе сочетаются обе техники живописи - «смешанное письмо». Применение декоративных приемов оформления («скань» - орнамент из мелких элементов фольги, «цировка» - процарапывание узора по лаку, шотландка - сетка, напоминающая шотландскую клетку) придает законченный вид федоскинским изделиям.
Как искусство с традиционными корнями федоскинская лаковая миниатюра обладает уникальной технологией и техникой реализации художественного замысла. Федоскинская лаковая миниатюрная живопись выполняется масляными красками с соблюдением следующей последовательности: первый этап - «замалёвок» - общий набросок композиции; второй этап - «перемалёвок» - детальная проработка изображения; третий этап - «бликовка» - расстановка акцентов и бликов.
Искусствоведческая и педагогическая науки приступили к изучению русских художественных лаков и профессионального образования в этой сфере лишь в ХХ веке. Следует отметить, что и сегодня общее число учёных, занимающихся изучением разнообразных проблем традиционной художественной культуры, включая и методологию обучения профессии художника лаковой миниатюрной живописи, относительно невелико.
Но в связи с тем, что большинство опубликованных изданий по лаковой миниатюрной живописи в России носит, главным образом, обобщённый характер, деятельность конкретных центров не отражена на их страницах с должной и необходимой полнотой. Их авторы ставят перед собой в качестве главной цели описание основных лаковых производств, работающих в современной России и иллюстрацию последних разными видами лаковых изделий (в зависимости от центра и ассортимента, принятого для конкретного производства). Чаще всего представлены разнообразные альбомы по лаковой живописи, причем основное внимание обращено на центры, что образовались в первые годы советской власти (Палех, Холуй, Мстёра). Такое отношение к истории развития лакового производства в России отразилось и в учебной литературе. Так, учебное пособие Л.В. Косогоровой «Художественные лаки» вообще не содержит упоминания о Федоскинском центре лаковой миниатюрной живописи [64].
Создание Научно-исследовательского института художественной промышленности, произошедшее в 1932 году, послужило началом разработки комплексных исследований традиционной культуры художественных промыслов, не исключением стало и лаковое искусство Федоскино [57].
В шестидесятые-семидесятые годы выходят работы Г.В. Яловенко [176] и С.М. Темерина [146], научные труды И.Н. Ухановой [153], которые посвящены рассмотрению искусства лаков, в частности, федоскинской лаковой миниатюрной живописи. В этих трудах подчёркивается художественное значение и перспективы развития лакового промысла Федоскино, рассматривается художественная стилистика, особенности технологии производства.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Педагогическая взаимосвязь учебных предметов "мастерство" и "композиция" в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи2005 год, кандидат педагогических наук Федотова, Ольга Владимировна
Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи2015 год, кандидат наук Безина Ирина Александровна
Содержание обучения теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании2018 год, кандидат наук Куракина, Ирина Игоревна
Содержание обучения пластической анатомии в высшем образовании в области традиционных художественных промыслов2021 год, кандидат наук Уткин Александр Львович
ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО КОНКРЕТНЫМ ВИДАМ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА2016 год, кандидат наук Ломакин Михаил Олегович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Салтанов Михаил Алексеевич, 2020 год
Список литературы
1. Агапова, И.Э. Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Агапова Ия Эдуардовна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2009. - 176 с.
2. Александрова, Н.М. Теоретические основы профессиональной подготовки учащихся по профессиям экологического профиля: дисс. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Александрова Наталья Михайловна; [Место защиты: Ин-т профессионально-технического образования Рос. акад. образования]. - Санкт-Петербург, 1998. - 428 с.
3. Александрова, Н.М. Теория профессиональной дидактики в педагогическом образовании / Н. М. Александрова, Г. Н. Варковецкая, Л. А. Дитяткина. - СПБ.: ФГУИПООВРАО, 2013 - 269 с.
4. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990. - 559 с.
5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
6. Бакушинский, А.В. Искусство Палеха / А. В. Бакушинский. - Москва; Ленинград: Academia, 1934. - 266, [3]
7. Бакушинский, А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды / Сост. И. А. Либерфорт и др. - М.: Советский художник, 1981. - 349 с.
8. Бакушинский, А.В. Русские художественные лаки // Исследования и статьи / Сост. И. А. Либерфорт и др. - М.: Советский художник, 1981. - 349 с.
9. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. - М: Новая Москва, 1925. - 156 с.
10. Барадулин, В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу / В. А. Барадулин. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 110 с.
11. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с.
12. Батышев, С.Я. Реформа профессиональной школы (опыт, поиски, задачи, пути реализации). - М.: Высшая школа, 1987. - 343 с.
13. Безина, И.А. Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Безина Ирина Александровна. - СПб., 2015. - 229 с.
14. Белоусов, М.Р. Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха: дисс. ... канд. пед.наук : 13.00.08 / Белоусов Михаил Романович; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2007. - 178 с.
15. Беляева, А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах / А. П. Беляева. - М.: Высш. шк., 1991. - 208 с.
16. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А.П. Беляева; Рос. акад. образования, Ин-т проф.-техн. образования. - СПб.: Радом, 1997. - 225
17. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Изд-во Института профессионального образования МО России, 1995. -180 с.
18. Бестужев-Лада, И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества: опыт систематизации / И. В. Бестужев-Лада; отв. ред. Г.В. Осипов; АН СССР, Ин-т социол. исслед. — М.: Наука, 1987. - 212 с.
19. Бесшапошникова, Ю.А. Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-
маше: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Юлия Авенгеровна Бесшапошникова. - СПб.: 2015. - 23 с.
20. Блауберг, И.В., Юдин Э. Г., Садовский В. Н. Системный подход / Гуманитарная энциклопедия: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2020 (последняя редакция: 22.09.2020). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7095 (дата обращения 25.09.2020)
21. Богуславская И.Я. Значение местных традиций для развития современного народного искусства / И.Я. Богуславская // Народное искусство России в современной культуре / Сост. и науч. ред. М.А. Некрасова. - М.: Коллекция М, 2003. - С. 115-126.
22. Богуславская И.Я. Проблемы традиции в искусстве современных народных художественных промыслов / И.Я. Богуславская // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - С. 16-43.
23. Боденко, Б.Н. Педагогические условия общекультурного становления школьника в образовательной среде: Науч. изд. / Боденко Б.Н., Боденко Л.А. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001. - 93 с.
24. Большая советская энциклопедия URL: https://bse.slovaronline.com/ (дата обращения 15.09.2020)
25. Большой энциклопедический словарь. Глав. Ред. А.М. Прохоров. -Санкт-Петербург: Советская энциклопедия, Фонд «Ленинградская галерея», 1993. - 1632 с.
26. Борисова В.Ю. Профессиональное образование в области мстерской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Валерия Юрьевна Борисова. - М., 2009. - 271 с.
27. Боруцкий В. Кустарное производство лакированных вещей из папье-маше // Кустарная промышленность России. Разные промыслы в очерках
A.С. Пиралова, А.Н. Леонтовича, д-ра К. Бенни, В. Боруцкого, Ф. Туркина и
B. Крапивина. Т. 2. — СПб.:тип. «Якорь», 1913. — 580 с.
28. Бутов, А.Ю. Культура и цивилизация с позиции модели логики // Проблемы современного образования. - 2015. - № 1. - С. 41-63.
29. Ванюшкина Л.М., Коробкова, Е Н. Образование в пространстве культуры: Монография / Л.М. Ванюшкина, Е.Н. Коробкова. - СПб.: СПб АППО, 2012. - 176 с
30. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление / В.М. Василенко. - М.: Искусство, 1977. - 463 с.
31. Василенко В.М., Артамонов М. Д. Федоскино: К 25-летию Федоскинск. артели худ. лаков по папье-маше. 1910-1935 / В. М. Василенко и Мих. Артамонов; Науч.-иссл. ин-т худ. кустарной пром-сти (ИХКП). - Москва; Ленинград: Коиз, 1935. - 28 с.
32. Васильева, Е.И. Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства: дисс. ... канд. пед.наук: 13.00.08 / Васильева Елена Ивановна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2009. - 215 с.
33. Ветров И.Ф. Сведения о процессе обучения в Федоскинском земском училище (рукопись). 1970 г. // Библиотека Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия). Рег. № 16673.
34. Виноградов Г.С. Народная педагогика / Г. С. Виноградов. — Иркутск, издание Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества, 1926. — 30 с.
35. Вишневская В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву / В. М. Вишневская, Н. И. Каплан, С. М. Буданов. - Москва: КОИЗ, 1956. - 259 с.
36. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения, в 2-х тт / Г.Н. Волков. — М.: Магистр-Пресс, 2002. - Т.2. - 460 с.
37. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избр. труды. / Автор вступ. статьи и биограф. очерка Т.М. Разина. — М.: Сов.художник, 1972. — 350 с., илл.
38. Высшая школа народных искусств: инновационная модель непрерывного профессионального образования: коллективная монография / под общ.ред. В.Ф. Максимович. - СПб: ВШНИ, 2014. - 112 с.
39. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: "ИнтерДиалект+", 1997. - 697 с.
40. Голицын Ф.С. Кустарное дело в России в связи с умственно-духовным развитием русского народа. Составил кн. Ф. С. Голицын. Т. 1. — СПб., тип. В. Ф. Киршбаума, 1904-1913. — 642 с. с табл.
41. Гончарова, Л.Н. Проблема подготовки кадров для народных промыслов. / Л.Н. Гончарова // Декоративно - прикладное искусство СССР. -1982 - № 8 - С. 12-13.
42. Гусева, П.В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гусева Полина Вадимовна; [Место защиты: Высшая школа народных искусств]. - Санкт-Петербург, 2012. - 183 с. : ил.
43. Денисова С.Н. Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2012. -22 с.
44. Дракина, И.К., Никитина, В.Я. Педагогические диагностики для современного образовательного процесса учреждений системы профессионального образования: учебно-методическое пособие / И.К. Дракина, В.Я. Никитина. - СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2010. - 50 с.
45. Дунаева, Н.Ю. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Дунаева Наталия Юрьевна; [Место защиты: Высш. шк. нар. искусств (ин-т)]. - Санкт-Петербург, 2013. - 233 с.
46. Еременко-Клаузер А. В. Субъект и объект в качестве структурных элементов когнитивной системы сознания // Наука, техника и образование. 2014. № 2 (2). С. 74-76.
47. Жидков, Г.В. Лаки / Г.В. Жидков// Искусство, 1947. № 2. С. 33-36.
48. Жижина, С.Г. Искусство лаковой миниатюры. Восток-Запад-Россия / С.Г. Жижина. - М.: Интербук-бизнес, 215 с.
49. Жижина, С.Г. Лукутинское дело как основа русского лакового искусства / С.Г. Жижина // Современная русская лаковая миниатюра: материалы международной конференции (14-16 ноября 2013 года). - М.: ВМДП и НИ, 2013. - 205 с.
50. Загрекова Л.В. Дидактика / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. - М.: Высшая школа, 2007. - 383 с.
51. Зубова Т.Д. Изучение народного искусства в 20-х - 30-х гг. (В. С. Воронов, А.И. Некрасов, А. В. Бакушинский): Автореф. дисс. канд. искусствоведения / Зубова Татьяна Дмитриевна М., 1977. - 23 с.
52. Ильина Е.В. Взаимоотношения учеников и мастеров в средневековом Лондоне XIII-XV вв. [Электронный ресурс] / Е. В. Ильина // Культура и образование, 2014, № 5. - URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/05/1764 (дата обращения: 09.09.2020)
53. Кабашова, Л.В. Материаловедение в лаковой миниатюрной живописи Федоскино: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по видам (лаковая миниатюрная живопись) / Л.В. Кабашова. - СПб.: ВШНИ, 2019. - 28 с.
54. Казанская, Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Казанская Наталия Равильевна. - М., 2000. - 154 с.
55. Камнева, С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки: авореф. дис.
... канд. пед. наук: 13.00.08 / Светлана Юрьевна Камнева. - СПб., 2013. - 23 с.
56. Канцедикас, А.С. Искусство и ремесло: (К вопросу о природе нар. искусства) / НИИ худож. пром-сти. - Москва: Изобраз. искусство, 1977. - 86, 33 с.
57. Ключикова В.Б. Лаковая миниатюра Федоскино в истории народной художественной культуры, (вторая половина XVIII - XX вв.): дис. ... канд. истор. наук: 24.00.01 / Виктория Борисовна Ключикова. - М.: 2014. - 146 с.
58. Колобов, В.Н. Непрерывное профессиональное образование в косторезном искусстве: дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Василий Николаевич Колобов. - СПб.: 2019. -200 с.
59. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. / Я.А. Коменский. - Т. 1. Великая дидактика. - Смоленск: Гос. учебно-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. - 322 с.
60. Конаржевский, Ю.А. Система. Урок. Анализ [Текст] / Ю. А. Конаржевский. - [2-е изд.]. - Псков: Псковский обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 2012. - 399 с.
61. Коромыслов, Б.И. Лаковая миниатюра Мстёры. / Б. И. Коромыслов -М.: «Художник РСФСР», 1972. - 168с. илл.
62. Коромыслов, Б.И. О художественной направленности федоскинской лаковой миниатюры: (Доклад к Ученому совету НИИХП) / Б. И. Коромыслов; Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти Роспромсовета. - Москва: [б. и.], 1959. - 11 с.
63. Косенок С.М. Педагогическая система и ее виды / С.М. Косенок // Среднее профессиональное образование. 2006г. №3. С. 37-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12610514 (дата обращения 15.09.2020)
64. Косогорова, Л.В. Художественные лаки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071500 «Народная художественная культура» (квалификация «бакалавр») / Л. В. Косогорова, Е.В. Кондратенко; Федеральное гос. бюджетное
образовательное учреждение высш. образования «Московский гос. ин-т культуры». - М.: МГИК, 2015. — 112 с.
65. Краевский В.В. Методология педагогики / В. В. Краевский. -Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 243с.
66. Крестовская, Н.О. О художественных истоках подмосковной лаковой миниатюры//Народное искусство. Материалы и исследования. Вып. II. Сб. статей / Н.О. Крестовская. — С. 83-89. СПб.: PalaceEdition, 2004. - 183 с.
67. Куписевич Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польского и предисл. О. В. Долженко / Ч. Куписевич. - М.: Высшая школа, 1986. - 367с.
68. Куракина, И.И. Теория и история традиционного прикладного искусства в профильной подготовке бакалавров в области традиционных художественных промыслов: монография / Под науч. ред. Л.М. Ванюшкиной.
- СПб.: ВШНИ, 2019. - 185 с.
69. Кустарная промышленность России. Разные промыслы в очерках А. С. Пиралова, А. Н. Леонтовича, д-ра К. Бенни, В. Боруцкого, Ф. Туркина и В. Крапивина. Т. 2. - СПб.: тип. «Якорь», 1913. - 580 с.
70. Лазарев, В.С. К проблеме обеспечения валидности педагогического эксперимента / В.С. Лазарев // Известия Российской Академии образования: Научный журнал. - 2016. - № 2 (38). - С. 50-63.
71. Лапина, Ю.Е. Особенности содержания обучения технологии киришского художественного кружевоплетения как фактор развития этого вида искусства: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Юлия Евгеньевна Лапина.
- Санкт-Петербург, 2019. - 250 с.
72. Лапшина, Е.А. Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Екатерина Александровна Лапшина - Санкт-Петербург, 2009. - 190 с.
73. Лебедев, С.В. Традиционно-прикладное искусство России как предмет философского познания / С.В. Лебедев // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XII международной научно-
практической конференции 6-10 ноября 2006 года. - СПб.: ВШНИ, 2007. - С. 122-125.
74. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
75. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1980. - 96 с.
76. Лобейко, Ю.А. Психолого-педагогические условия реализации здоровьесберегающего образования: монография / Ю.А. Лобейко, А.Л. Коблева. - Ставрополь: Сервисшкола, 2010. -133 с.
77. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства: дисс. ... канд. пед. наук / Ломакин Михаил Олегович. СПб., 2016. - 252 с.
78. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1991. - 296 с.
79. Ломов, С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Автореф. дис. ... доктора пед. наук / Ломов Станислав Петрович. - М., 2000. - 30 с.
80. Лончинская Т.Е. Обучение технологии реновации художественного кружева студентов факультета традиционного прикладного искусства как фактор сохранения национального культурного наследия // Педагогика искусства. 2009. №4 С. 81-90. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/obuchenie-tehnologii-renovacii-hudozhestvennogo-kruzheva-studentov-fakulteta (дата обращения 14.09.2020)
81. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / редкол. М. И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]; Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 19831986 Т. 1: [Педагогические произведения 1922—1936 гг.] / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. — 1983. — 365 с.
82. Максимович, В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство России... и очень успешно! / В.Ф Максимович // Ректор вуза. - 2011. - №10. -С. 22-27.
83. Максимович, В.Ф. Высшая школа народных искусств: история становления академии: коллективная монография / Под науч. ред. В.Ф. Максимович. - СПб.: ВШНИ, 2018. - 190 с.
84. Максимович, В.Ф. Проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения [Электронный ресурс] / В.Ф. Максимович // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2011. - №1. - URL: http://dpio.ru/arxiv/v1/v1.htm (дата обращения 20.09.2020).
85. Максимович, В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования: На примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства: дис. ... док. пед. наук: 13.00.01 / Максимович Валентина Федоровна. - М., 2000. - 340 с.
86. Максимович, В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович. - М.: Флинта, 2000. - 197 с.
87. Максимович, В.Ф., Александрова Н.М. Современное профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства России: монография / В.Ф. Максимович, Н.М. Александрова. -СПб.: ВШНИ, 2014. - 56 с.
88. Мануйлов, Ю.С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно-методическое пособие / Мануйлов Ю. С., Шек Г.Г. - Москва; Нижний Новгород: Растр-НН, 2008. - 219 с.
89. Марголин, Л.Г. Звенья цепи золотой (Рассказ о старейшем мастере федоскинской миниатюры А.А. Кругликове) / Л.Г. Марголин. - М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959 г. - 63 с.
90. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с. 95
91. Меерович, М.И. Технология творческого мышления / М.И. Меерович, Л. И. Шрагина. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 495 с.
92. Морева, О.В. Теоретические основы педагогического проектирования: монография. — Новосибирск: изд-во СО РАН, 2006. — 270 с.
93. Мочалова, М.Н. Обучение в Федоскинской Земской школе с 1931 г. [Электронный ресурс] // E-SCЮ. 2016. №3 С. 6-11. (дата обращения18.09.2020)
94. Муравьев, Е.М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к.п.н. / Муравьев Евгений Михайлович. - М., 1996. — 27 с.
95. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII - XXI вв. Традиции и современность / Автор-сост., научный редактор М.А. Некрасова. - М.: Союз Дизайн, 2013. - 620 с.: ил.
96. Некрасов, А.И. Очерки декоративного искусства древней Руси / А.И. Некрасов. - М.: Т-во «В.В. Думнов, наследие братьев Салаевых», 1924. - 119 с.
97. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
98. Некрасова, М.А. Народное искусство России в современной культуре. -М.: Коллекционер М, 2003. - 256 с., 16 ил.
99. Некрасова, М.А. Проблема традиции в искусстве народных промыслов / М.А. Некрасова // Народное искусство как часть культуры: теория и практика. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - С. 150-167.
100. Новиков, А.М., Новиков Д.А. Методология: Словарь системы основных понятий. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 208 с.
101. Овчаренко, В.А. Механизм государственного управления национальной безопасностью: дис. ... д. наук по гос. упр.: 25.00.02 / Овчаренко Вячеслав Андреевич; Донецкий государственный ун-т государственного управления. - Донецк, 2012. - 395 с.
102. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь; [Предисл. Т. А. Хмель]. - М.: Высш. шк., 1990. - 381 с.
103. Павловский, Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала / Б. В. Павловский. - Москва: Искусство, 1975. - 131 с.
104. Паллас, С. П. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской Императорской Академии наук. Ч. 2, кн. 1. СПб., 1786. - 614 с.
105. Педагогические инновации в индивиндуально-личностном и профессиональном становлении учителей нового поколения: коллективная монография/под. ред. Л.В. Загрековой. -Н. Новгород: НГПУ, 2010. -164с.
106. Пельчинский, В. С. О состоянии промышленных дел в России до 1 832 г. Разд. XIII. - СПб.: при Акад. наук, 1833. - 112 с.
107. Поздняков, Э.А. Системный подход и международные отношения / Э.А. Поздняков. - М.: Наука, 1976. - 159 с.
108. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
109. Постановление Правительства Российской Федерации 17.06.2004г. № 288, «О федеральном агентстве по образованию» [Электронный ресурс] / Сейчас.ру Новости России и мира. - URL: https://www.lawmix.ru/prof/61291 (дата обращения 10.06.2020)
110. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2004г. № 168 «Вопросы Федерального агентства по образованию» [Электронный ресурс] / Сейчас.ру Новости России и мира. - URL: https://www.lawmix.ru/prof/62292 (дата обращения 10.06.2020)
111. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.96 г. № 330 [Электронный ресурс] / Сейчас.ру Новости России и мира. - URL: https://www.lawmix.ru/expertlaw/242072 (дата обращения 10.06.2020)
112. Постановление Правительства РФ от 27 августа 1996 г. N 1022 "Вопросы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Гарант.ру информационно-правовой портал. - URL: https://base.garant.ru/5315224/ (дата обращения 23.08.2020)
113. Постановление СНК РСФСР от 07.02.1943 N 128 "О мероприятиях по восстановлению и развитию народных художественных промыслов в РСФСР" [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ES U&n=27706&dst=100001#06021630194372671 (дата обращения 18.09.2020)
114. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технология управления: (в вопросах и ответах) / М.М. Поташник; Российская акад. образования. - Москва: Пед. о-во России, 2002. - 350с.
115. Поташник, М.М. Освоение методики оптимизации учебно-воспитательного процесса в средних ПТУ: [Метод. рекомендации] / М.М. Поташник. - М.: Высшая школа, 1984. - 24 с.
116. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, М. А. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: ЭГВЕС, 2009. - 456 с.
117. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / А.П. Беляева, С.Я. Баев, Н.Ф. Золотухина и [др.]; под общ. ред. А.П. Беляевой; Ин-т профтехобразования РАО. - СПб., 1995. - 230 с.
118. Разина, Т.М. О профессионализме народного искусства / Т.М. Разина. -М.: Советский художник, 1985. - 192 с.
119. Разина, Т.М. Русское народное творчество: Проблемы декоративного искусства / Т.М. Разина. - М.: Изобразительное искусство, 1970. - 255 с.
120. Ракитина, О.В. Психолого-педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций: монография / О.В. Ракитина. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 212 с.
121. Русские художественные промыслы XIX-XX вв. и город: Социальные основы искусства / Т.М. Разина. - М.: НИИХП, 1983. - 168 с.
122. Русское декоративное искусство: в 3 т. Т. 3. Девятнадцатый - начало двадцатого века / Акад. художеств СССР, Науч. - исслед. ин-т теории и
истории изобраз. искусств; под. ред. А. И. Леонова. - М.: Искусство, 1965. -436 с.
123. Русское народное искусство: краткая энциклопедия / И.Я. Богуславская; Русский музей. - Санкт-Петербург: Palace Editions, 2009. - 142 с.
124. Рыбников, А.А. Кустарная промышленность и сбыт кустарных изделий. Сост. А.А. Рыбников, кроме гл. 4, 3-й ч., которую составил А.С. Орлов. - М.: тип. П.П. Рябушинского, 1913. - 174 с.
125. Савенкова, Л.Г., Никитина А.Б. Современное понимание проблем интеграции в образовании / Л.Г. Савенкова, А.Б. Никитина // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. №4 с. 50-64 URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34263678&selid=26672493 (дата обращения 18.09.2020).0
126. Салтанова Ю.С. Содержание обучения цветоведению будущих художников традиционного прикладного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Салтанова Юлия Сергеевна. - М., 2010. - 255 с.
127. Свешникова, Е.Е., Спирина, М.Ю. Гуманитарные технологии прошлого в профессиональном образовании XXI века // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. 1-30 ноября 2013 г. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. С. 242-252.
128. Серов, П.Е. Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Серов Пётр Евгеньевич; [Место защиты: Высш. шк. народных искусств]. - Санкт-Петербург, 2012. - 194 с.
129. Симонов, В.П Оценка качества в образовании: монография / В.П. Симонов. - Москва: [б. и.], 2007. - 128 с.
130. Системный подход в современной науке: (К 100-летию Людвига фон Берталанфи): [Сб. ст. / Отв. ред.: Лисеев И. К., Садовский В. Н.]. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 561 с.
131. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. -М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2008. - 208 с.
132. Скакун, В.А. Педагогические технологии производственного обучения / В. А. Скакун. - М.: Издат. центр НОУ ИСОМ, 2003. - 52 с.
133. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
134. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики: методическое пособие / М.Н. Скаткин. - 2 -е изд., М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
135. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогическая инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. - 224 с.
136. Соболевский, Н.Д. Художественные промыслы Подмосковья. - М.: Московский рабочий, 1948. - 156 с.
137. Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 19171932. Народные художественные промыслы. - М.: Искусство, 1986. - 231 с.
138. Современная система высшего образования в России: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / Комсомольская правда. - URL: https://www.kp.ru/guide/sovremennoe-vysshee-obrazovanie.html (дата обращения 15.09.2020)
139. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. — М.: Компания Спутник+, 2006. - 189с.
140. Соколов М.В. Художественная обработка металла. Азы филиграни: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дизайн» / М.В. Соколов. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. -143 с.
141. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников / Ю.П. Сокольников. - М.: Педагогика, 1986. - 136с.
142. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания / Ю.П. Сокольников. - М.: Прометей, 1993. - 90с.
143. Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном и экономическом образовании: перспективы и развитие: коллективная монография по итогам IV международного научнопрактического семинара / Бутов А. Ю. и др; общ. ред.: Васякин Б. С., Бережная М. С.; Каф. психологии Российского экономического ун-та им. Г. В. Плеханова и др. - Москва: Науч. проект: РЭУ, 2015. - 210 с.
144. Супрун, Л.Я. Лаковая миниатюра Федоскино / Л.Я. Супрун. М.: Легпромбытиздат, 1987. — 318 с.
145. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский; В 3-х т. - Т. 2. - М. : Педагогика. - М.: Педагогика, 1980. - 383 с.
146. Темерин, С.М. Русское прикладное искусство: Советские годы: Очерки. - Москва: Сов. художник, 1960. - 458 с.
147. Теория профессиологии педагогического образования: Монография / Под науч. ред. Н.М. Александровой. - СПБ-ФГНУИПООВРАО, 2012. - 230 с.
148. Традиционное прикладное искусство. Учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в 2-х ч. Часть I. / Коллектив авторов: Анисина С.Ю., Бесшапошникова Ю.А., Голубева А.Н., Завалей Д.В., Колобов В.Н. и др. / Науч. ред. В.Ф. Максимович. - СПб: ВШНИ, 2015. - 250 с.
149. Тройницкий, С.О лукутинских табакерках / С.О. Тройницкий // Среди коллекционеров, 1922, № 3, - С. 26-27.
150. Тюхтин, В.С. Содержание и форма в искусстве / В.С. Тюхтин, Ю.Ф. Ларкин. - М.: Знание, 1984. - 64 с.
151. Указ Президента Российской Федерации от 14.08.96 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11315/ (дата обращения 10.06.2020)
152. Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/ (дата обращения 10.06.2020)
153. Уханова, И.Н. Лаковая живопись в России XVIII-XIX веков / Н.И. Уханова. — СПб.: Искусство-СПб., 1995. — 205 с.
154. Уханова, И.Н. Русские лаки в собрании Эрмитажа / И.Н. Уханова. - Л.: изд-во Государственного Эрмитажа, 1964. — 96 с., илл.
155. Ушинский, К.Д. Наука и искусство воспитания / сост. С.Е. Егоров. - М.: БП, 1994. - 207 с.
156. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании; О нравственном элементе в русском воспитании / Избранные труды. В 4-х кн. Кн. 1. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский; вступ. ст., прим. и коммент. Э.Д. Днепрова. — М.: Дрофа, 2005. — 638 с.
157. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. - М.: Педагогика. 1988. - Т.2. - 492 с.
158. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата): утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 10 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/news/1/1780/ (дата обращения
18.08.2019)
159. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения
10.09.2020) с.
160. Федоскино. Альбом / Ю.Н. Денисов. - М.: Моск. Учеб. и картолитография, 2003. - 76 с.
161. Федоскино: Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. Н.Я. Малахов; Фот. Ю.Г. Григоров, О.Ю. Григоров. - Москва: Изобразительное искусство, 1984. - 167 с.
162. Федотова, О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи: дис. ... канд. пед. наук / Федотова Ольга Владимировна. - М., 2015. - 147 с.
163. Фомина, Н.Н. Перспективы развития научной школы А.В. Бакушинского / Н.Н. Фомина // Научные школы педагогики искусства в современном образовании. - М.: ИХО РАО, 2012. - С. 24-27.
164. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе / А.В. Хуторской. М., 2002. С. 135-157.
165. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. -222 с.
166. Чижов, М.С. Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера / М.С. Чижов. - Л.: Художник РСФСР, 1982. - 261 с.
167. Чистов, П.Д. Системные основы преподавания изобразительного искусства / П.Д. Чистов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 3. - С. 92-99.
168. Чистов, П.Д. Условия формирования образовательной среды художественной мастерской / П.Д. Чистов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 2. -С. 179-189.
169. Шамрай, Н.Н. Педагогические инновации в системе непрерывного профессионального образования традиционного прикладного искусства /
Н.Н. Шамрай // Декоративно-прикладное искусство и образование. 2013. №2. URL: http://dpio.ru/arxiv/v1/v2_2.htm (дата обращения 18.09.2020)
170. Шапкин, В.В. Научный педагогический эксперимент: сущность, структура, этапы / В.В. Шапкин // Инновации в образовании. - 2017. - № 8. -С. 55-64.
171. Шапран, Ю.П. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура / Ю. П. Шапран, О. И. Шапран // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 881-885. URL: https://moluch.ru/archive/87/16910/ (дата обращения: 07.07.2020).
172. Шкляр, А.Х. Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах профессиональной школы (теория и практика) / А.Х. Шкляр. - МН.: НМЦентр, 1995. - 136 с.: ил.
173. Школяр, Л.В. Теория и практика художественного образования (к 110летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского) / Л.В. Школяр // Музыкальное образование в современном культурном пространстве: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог» (5-6 декабря - г. Пермь, 11-12 декабря 2014 г. - г. Москва). - М.: ФГБНУ «ИХО РАО», 2015. - С. 5-8.
174. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / редкол.: И. Т. Касавин (гл. ред. и сост.) и др. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. -1248 с.
175. Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем / Н. О. Яковлева. - Челябинск: изд-во Челябинского гуманитарного ин-та, 2008. - 279 с.
176. Яловенко, Г.В. Федоскино / Г.В. Яловенко. - М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959. — 161 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Поэтапное выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы федоскинской лаковой миниатюрной живописи (бакалаврита)
Рисунок 1. Этап «Сбор материала» (выполнение графических зарисовок)
Рисунок 2. Этап «Сбор материала» (выполнение цветовых зарисовок)
Рисунок 3. Выбор и поиск формы
Рисунок 4. Графические эскизы проекта
Рисунок 5. Цветовые эскизы проекта
Рисунок 7. Изделие в материале
Р исунок 8. Рисунок проекта
Р исун о к 9. Живописное решение (проект)
Рисунок 11. Рисунок проекта
Рисунок 12. Живописное решение (проект)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Курсовые и выпускные квалификационные работы бакалавров
Рисунок 14. Д.А. Крылов «Слушаем бандуриста», ларец фабрика Лукутиных конец XIX века (Музейный экспонат, образец для копирования) Многослойная техника письма «по-плотному» Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото
48х38х35 см
Рисунок 15. Чабанова А. «Чарка мёда», пластина, 2020 г. Копия с работы лукутинских мастеров. Курсовая работа, преподаватель О. В. Головченков Многослойная техника письма по-плотному Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото
35х25
Рисунок 16. Вавилина Н.«Тройка», пластина, 2017 г.
Копия с работы лукутинских мастеров. Курсовая работа, преподаватель О. В. Головченков Смешанная техника письма(«по-плотному» и «по-сквозному»). Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото 46х16 см
Рисунок 17. Запруднова А. «Царская семья», гарнитур, 2015 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М. А. Салтанов Смешанная техника письма(«по -плотному» и «по-сквозному»). Материалы: папье-маше, масляные краски,
лак, сусальное золото, перламутр. Ларец 32,5х19,5х7, шкатулки 9х6х2,5, пенал 26х4х2,5
Рисунок 18. Грашина В. «Сердце родины», ларец, 2015 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М. А. Салтанов Смешанная техника письма(«по-плотному» и «по-сквозному»). Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото, перламутр.
34,5х19,5х8
Рисунок 19. Деткова О. «Светлые праздники», ларцы, 2015 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М. А. Салтанов Смешанная техника письма(«по-плотному» и «по-сквозному»), монотипия. Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото, перламутр
27х20х10
Рисунок 20. Баранова А. «Царская семья», ларец, 2019 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М.А. Салтанов Смешанная техника письма(«по-плотному» и «по-сквозному»). Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото, перламутр.
27х20х10
Рисунок 21. Вавилина Н. «Боярское чаепитие», ларец, 2019 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М.А. Салтанов Смешанная техника письма(«по-плотному» и «по-сквозному»). Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото, перламутр.
27х20х10
Рисунок 22. Зыканова А.«Лукутинское чаепитие», ларец, 2019 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М.А. Салтанов Смешанная техника письма(«по-плотному» и «по-сквозному»). Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото, перламутр.
27х20х10
Рисунок 23. Каткова А. «У самовара», ларец, 2019 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М.А. Салтанов Смешанная техника письма(«по-плотному» и «по-сквозному»). Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото, перламутр.
27х20х10
Рисунок 24. Самородова А. «Чаепитие в детстве», комплект из трех шкатулок, 2019 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М.А. Салтанов Смешанная техника письма(«по-плотному» и «по-сквозному»). Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото, перламутр.
27х20х10
Рисунок 25. Панкратова А. «Красная горка», панно, 2020 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М.А. Салтанов Смешанная техника письма («по-плотному» и «по-сквозному»). Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото, перламутр
Рисунок 26. Чабанова А. «Масленичные гуляния в Ростове Великом», панно, 2020 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М.А. Салтанов Смешанная техника письма («по-плотному» и «по-сквозному»). Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото, перламутр
Рисунок 27. Саввин Г. «Гуляние в Ростове», панно, 2020 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М.А. Салтанов Смешанная техника письма («по-плотному» и «по-сквозному»). Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото, перламутр
Рисунок 28. Корсукова Л. «Праздник Русской зимы», панно, 2020 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М.А. Салтанов Смешанная техника письма («по-плотному» и «по-сквозному») Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото, перламутр
Рисунок 29. Грицак Н. «Праздничные гуляния на Троицу», панно, 2020 г. Выпускная квалификационная работа, руководитель М.А. Салтанов Смешанная техника письма («по-плотному» и «по-сквозному»). Материалы: папье-маше, масляные краски, лак, сусальное золото, перламутр.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.