Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Безина Ирина Александровна

  • Безина Ирина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 229
Безина Ирина Александровна. Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». 2015. 229 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Безина Ирина Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ

1.1. Теоретические основы обучения живописи будущих художников лаковой миниатюрной живописи

1.2. Особенности профессионального обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры

1.3. Структурная модель обновления содержания обучения живописи

будущих художников лаковой миниатюры

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Содержание обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры

2.2. Экспериментальная проверка результатов исследования

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

148

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одним из наиболее распространенных направлений самобытного народного искусства России является лаковая миниатюрная живопись, которая имеет художественно-стилистические особенности, собственный образно-художественный язык и эстетический характер изделий, сформированные на основе регионально-исторических художественных традиций.

Приоритет сохранения и преумножения традиций лакового искусства тесно связан с процессом совершенствования системы среднего профессионального образования. Проведенный нами мониторинг состояния подготовки художников в области лаковой миниатюры показал, что особое место в процессе профессиональной подготовки обучающихся отводится живописи как одной из основных базовых учебных дисциплин.

Учебные программы по живописи, используемые в настоящий момент в образовательных учреждениях, не отражают декоративного видения окружающего мира, являющегося обязательным компонентом формирования творческого мышления художника народных художественных промыслов. В их содержании отсутствует непосредственная связь с исторически сложившимися декоративно-композиционными и художественными традициями русских лаков. Учебные пособия по живописи, предназначенные для обучения художников в этой области, не учитывают специфики конкретного вида лаковой миниатюрной живописи. Отсутствие дифференциации в этих пособиях влияет на качество профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования в области лаковой миниатюры.

Степень научной разработанной проблемы.

Исследованием истории традиционной культуры и процесса формирования локальных художественных центров лаковой миниатюры занимались И.Я.Богуславская, А.В.Бакушинский, В.М.Василенко, М.А.Некрасова, Л.Н. Соловьёва, Л.К. Розова, Т.М. Разина, И.Н. Уханова и др.

Изучению вопросов профессионального образования в традиционном прикладном искусстве посвящены работы Н.Ю.Дунаевой, С.Ю.Камневой, Е.А.Лапшиной, Т.Е.Лончинской, В.Ф.Максимович, Ю.С.Салтановой, Н.Н. Шамрай и др.

Процесс профессионального обучения лаковой миниатюрной живописи раскрыт в трудах П.В. Гусевой, М.Р. Белоусова, В.Ю. Борисовой, С.Н. Денисовой, О.В. Федотовой, И.В. Поселеновой и др.

Различные аспекты обучения живописи разрабатывали Е.И. Васильева, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, П.Е. Серов, Н.Г. Кузнецов и др.

Анализ научных трудов и практики профессионального образования в области традиционного прикладного искусства послужили теоретическим основанием для нашего исследования.

Однако до настоящего времени в научно-педагогических исследованиях не разработано содержание обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры, что связано с глубинными противоречиями между:

- сложившейся системой обучения живописи будущих художников лаковой миниатюрной живописи и потребностью обновления содержания дисциплины с учётом художественно-выразительных и стилистических особенностей этого вида декоративно-прикладного искусства;

- необходимостью обучения дисциплине «Живопись» как базовому общепрофессиональному предмету и полным отсутствием его методического сопровождения;

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: совершенствование содержания и методов обучения живописи в области лаковой миниатюрной живописи с учетом сущности художественно-выразительных и стилистических особенностей данного вида искусства.

Недостаточная разработанность обозначенной проблемы, обусловила выбор темы исследования: Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить структурную модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры, способствующую формированию их профессионализма с учетом особенностей лаковой миниатюрной живописи.

Объект исследования: среднее профессиональное образование в области лаковой миниатюрной живописи.

Предмет исследования: содержание и методы обучения живописи будущих художников лаковой миниатюрной живописи в системе среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: обучение живописи будущих художников лаковой миниатюры в среднем профессиональном образовании будет эффективным, если:

- изучены исторический аспект и современное состояние обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи;

- установлены и раскрыты методологические подходы к обновлению содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры;

- разработана и внедрена в учебный процесс структурная модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры с учетом регионально-исторического, культурологического, интегрированного, системно-целевого и деятельностного подходов в созданном художественно-творческом пространстве;

- разработан и внедрен в образовательный процесс учебно-методический комплекс «Живопись», как фактор формирования профессионализма будущих художников лаковой миниатюры в среднем профессиональном образовании;

- разработана и проверена методика обучения живописи, обеспечивающая поэтапное выполнение художественно-творческих заданий в ходе теоретической и практической деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить теоретические основы обучения живописи будущих художников, соотнесённые с художественно-выразительными и стилистическими особенностями

регионально-исторических центров лаковой миниатюры, выявить организационно-педагогические особенности обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры.

2. Раскрыть научные основы обновления содержания и методов обучения живописи в среднем профессиональном образовании с учетом сущности художественно-выразительных и стилистических особенностей данного вида искусства и создать структурную модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры.

3. Разработать экспериментальную методику обучения живописи и обосновать ее применение при формировании профессионализма будущих художников лаковой миниатюры в среднем профессиональном образовании.

4. Экспериментально проверить и обобщить результаты внедрения структурной модели обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры.

Методологической основой являются:

-системный подход (Л. Берталанфи, В.Н. Садовский);

-культурно-философский подход к художественному творчеству (В.С. Библер, М.С. Каган, Н.П. Кондаков, Л.А. Успенский, П.А. Флоренский);

-культурно-исторический подход и психология творчества (Л.С. Выготский, Д.С. Лихачёв);

-деятельностный подход к обучению (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

-общенаучные принципы исследования социально-педагогических объектов (Ю.К.Бабанский, В.И. Загвязинский).

Теоретическую основу исследования составили:

- теория творчества в философском (Д.С. Лихачёв, И. Кант), педагогическом (И.Я.Лернер, В.П. Беспалько) и психологическом (В.П. Зинченко, В.С. Лазарев) аспектах;

- теория и методика художественного образования (С.П. Ломов, В.Ф. Зива, В.Ф. Максимович, Л.Г. Савенкова, Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр);

- исследования особенностей традиционного прикладного искусства (В.М. Василенко, В.С. Воронов, Б.А. Рыбаков, В.В. Стасов);

- история, теория и методика профессионального образования (Н.М. Александрова, К.Ж.Амиргазин, С.Я.Батышев, В.Д. Гатальский,

И.К. Дракина, Л.Т.Жукова, В.Ф. Максимович, Т.Г. Новикова, Н.Н. Шамрай);

- традиции отечественной школы художественного образования (Н.П. Бесчастнов, Н.Н. Волков, А.А. Дейнека, Н.П. Кардовский).

Методы исследования.

Теоретические: анализ исторической, философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, изучение архивных материалов и учебной документации; анализ и обобщение состояния профессионального образования в области традиционного прикладного искусства; сравнительно-сопоставительный анализ практического опыта.

Эмпирические: выявление особенностей обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры, включенное наблюдение за учебным процессом, анализ учебно-творческой деятельности обучающихся, опрос студентов, метод экспертных оценок, статистические методы обработки результатов исследования.

Основные этапы исследования:

I этап (2010-2011 гг.) - изучение и анализ научных трудов и архивных материалов отечественных и зарубежных исследователей по проблеме обучения будущих художников лаковой миниатюры; поиск методологических и теоретических основ исследования; разработка методики экспериментальной работы.

II этап (2012-2013 гг.) - разработка модели обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюрной живописи; разработка методики формирующего эксперимента; критериально-оценочного инструментария определения эффективности учебного процесса.

Ш этап (2014-2015 гг.) - описание хода эксперимента; анализ полученных результатов эксперимента, проверяющих гипотезу исследования и их интерпретация; оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования:

- определена связь между сущностью лаковой миниатюрной живописи и содержанием обучения живописи в исследуемой области. Систематизированы и классифицированы художественно-стилистические традиции центров лаковой миниатюры;

- выявлена проблема разработки научных основ обновления содержания и методов обучения живописи в области лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании с учетом сущности художественно-выразительных и стилистических особенностей;

- сформулированы условия формирования профессионализма будущих художников лаковой миниатюры в среднем профессиональном образовании в процессе обучения живописи, включающие изучение и применение художественно-выразительных, стилистических особенностей лаковой миниатюрной живописи и комплекса изобразительных средств с учётом региональных культурно-исторических традиций и определяющие уровень мастерства и искусности в освоении и использовании живописных приёмов копирования художественных произведений в области лаков;

- разработана и научно обоснована структурная модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры на основе регионально-исторического, культурологического, системного, деятельностного и интегрированного подходов, а также дидактических принципов профессионального обучения живописи в данной области, что способствует развитию творческого потенциала, ценностного и мотивированного отношения к профессии, глубокому и осознанному пониманию художественно-стилистических особенностей и художественного языка, выработанных в конкретных центрах народных художественных промыслов.

Теоретическая значимость исследования:

- определена взаимосвязь компонентов проблемного обучения: теоретического, практического, художественного творчества с методами обучения живописи и уровнями сформированности профессионализма будущих художников лаковой миниатюры в

среднем профессиональном образовании в условиях использования учебно-методического комплекса «Живопись»;

- установлены причинно-следственные связи между сложившейся системой обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры и потребностью обновления содержания и методов обучения с учётом художественно-выразительных и стилистических особенностей; богатейшими региональными культурно-историческими традициями лаковой миниатюры;

- обоснованы особенности реализации экспериментальной методики обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры, отражающей сущность живописных приёмов (совокупность техник и технологий), направленных на выявление выразительности цветового решения и используемых при создании образности с помощью художественных средств в выполнении декоративных переработок.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- подтверждена эффективность профессионального обучения живописи в среднем профессиональном образовании при внедрении в образовательный процесс структурной модели обновления содержания обучения живописи в области лаковой миниатюры;

- разработан учебно-методический комплекс «Живопись» (специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»), включающий программу, учебное пособие, наглядные дидактические материалы и методические образцы;

- внедрена в образовательный процесс методика обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры, которая может быть использована в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовке.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена органичным соединением исследовательского поиска и практического процесса, синтезом и анализом теоретического и экспериментального материала, совокупностью используемых методов, отвечающих целям и задачам исследования, а также экспериментальной проверкой и 24-летним педагогическим стажем соискателя в качестве преподавателя живописи в Холуйском филиале лаковой миниатюрной

живописи имени Н.Н.Харламова ФГБОУ ВПО Высшей школы народных искусств (институт).

Апробация и внедрение осуществлялась в докладах и выступлениях на Международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» в Высшей школе народных искусств (Санкт-Петербург, 2011, 2012, 2013, 2014); Международных научных конференциях студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Санкт-Петербург, 2012, 2013, 2014, 2015), Межрегиональном фестивале ремесел и фольклора «Матренина неделя» (Санкт-Петербург, 2011); выставке «Традиционное прикладное искусство и образование» (Санкт-Петербург, 2012, 2013). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования и заседаниях Ученого совета Высшей школы народных искусств в 2011-2015 гг.

Экспериментальная база исследования. Проверка выдвигаемых положений осуществлялась с помощью эксперимента, который проводился в 2011-2015 гг. в Холуйском филиале лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н.Харламова и Мстерском филиале лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А.Модорова федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)».

В общей сложности было охвачено 48 обучающихся (40 % всех обучающихся в этой области) и 4 преподавателя.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи одной из основных базовых дисциплин является живопись, содержание и методы обучения которой, как показал исторический анализ и современное состояние обучения живописи, требуют обновления. Ключевым фактором этого обновления является сущность темперной лаковой миниатюрной живописи, основанная на регионально-исторических художественных традициях.

2. Обучение живописи способствует формированию профессионализма будущих художников лаковой миниатюры в среднем профессиональном

образовании и требует разработки модели обновления содержания обучения данной дисциплине как базового предмета.

3. Разработанная структурная модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры:

- базируется на принципах последовательности и систематичности, синтезе научных знаний и многовекового опыта традиций лаковой миниатюры; духовности, фундаментальности образования и его профессиональной направленности;

- строится на основе регионально-исторического, культурологического, интегрированного, системно-деятельностного подходов;

-включает социальный заказ, цель, задачи, подходы, принципы, процесс обучения живописи (педагогические условия, этапы, компоненты проблемного обучения, методы обучения и уровни сформированности обучения живописи).

4. Разработанная экспериментальная методика обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры отражает сущность живописных приёмов (совокупность техник и технологий), направленных на выявление выразительности цветового решения и используемых при создании образности с помощью художественно-выразительных средств в выполнении декоративных переработок. В основу обучения положены следующие методы проблемного обучения: информационно-поисковый, эвристический, показательный, поэтапного изображения, диалогический, продуктивно-поисковый, исследовательский, обобщения и структурирования.

5. Результатом реализации данной модели является формирование профессионализма у обучающихся, владение высоким уровнем художественно-творческой деятельности в области лаковой миниатюрной живописи, ценностное отношение к профессиональной деятельности.

Структура диссертация

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 5 приложений. Список используемой литературы включает 178 наименований. Объём диссертации 229 страниц, 6 таблиц, 5 рисунков, 3 схемы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ

ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ

1.1. Теоретические основы обучения живописи будущих художников

лаковой миниатюрной живописи

Современные тенденции образовательного пространства позволяют говорить о важности значения активного изучения и использования в педагогической практике культурных и художественных традиций народного искусства. По определению М. А. Некрасовой, традиции формируют главные пласты народной художественной культуры - школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства, его образов [122].

Проблема развития художественного образования в области лаковой миниатюрной живописи раскрыта в философской, исторической, искусствоведческой и педагогической научной литературе.

Так, Кант считал, что важным и необходимым условием художественного творчества является овладение художником определённой школой и манерой изложения [9].

Настоящими художниками становятся лишь те, кто воспринял местную школу и традиции органично, как подлинное творчество, а не сумму навыков и приёмов ремесла, отмечает И. Я. Богуславская [30].

Под словом "школа" в данном случае понимается не учебное заведение, подчёркивает В.Ф. Максимович, а специфика направления в традиционном прикладном искусстве данного региона. Именно с целью сохранения этой традиционно обоснованной специфики и существуют уникальные как сами промыслы, так и учебные заведения народных художественных промыслов [114 с. 135-136].

Одним из ярких направлений традиционного прикладного народного искусства России является лаковая миниатюрная живопись, имеющая свою историю возникновения и развития традиций, сформировавшиеся системы художественных

образов, стилистические особенности, а также истоки профессиональной подготовки художников народных художественных промыслов.

Изделия с лаковой миниатюрной живописью, благодаря высокому мастерству русских умельцев, стали произведениями искусства с многообразием тем, сюжетов и образов [136].

Уникальное искусство лаковой миниатюрной живописи известно во всём мире, благодаря деятельности четырёх старинных промыслов, расположенных в местах их традиционного бытования: село Федоскино (Московская область), село Палех (Ивановская область), поселок Мстёра (Владимирская область), село Холуй (Ивановская область).

За каждым из промыслов лаковой миниатюры стоят высокохудожественные изделия и уникальные художники данных областей России со своими природными богатствами и своей традиционной культурой, характерной только для этого региона [114 с. 135].

Проблему сохранения богатейшего культурного наследия затрагивает М.А. Некрасова: «вопрос приобретает особую остроту и актуальность в свете наступающей глобализации мира, с одной стороны, с другой - в силу тех огромных потерь, которые понесли традиционная народная культура» [121 с. 6].

Традиционные центры палехской, мстёрской и холуйской лаковой миниатюры, образовавшиеся в послереволюционный период XX века и имеющие схожие исторические условия развития и становления с уникальной системой художественного языка древнерусской живописи, позаимствовав у Федоскино материал для росписи папье-маше, создали собственное искусство лаковой миниатюрной живописи со своими специфическими особенностями в каждом центре, обусловленные местными художественными традициями [60]. Заметим, что Холуй -самый молодой из промыслов лаковой живописи на папье-маше и свой художественный язык он нашел значительно позднее, чем Палех и Мстера.

В нашем исследовании были изучены, проанализированы и систематизированы стилистические особенности конкретного вида традиционного промысла, имеющего иконописные истоки создания, что и нашло отражение в предлагаемой нами таблице 1.

Таблица 1. Особенности традиционной Палехской, Холуйской и Мстёрской темперной лаковой миниатюрной живописи

Холуй

_V_

Общее

1. Единые исторические истоки становления промыслов (Владимирская губерния).

2. Иконописные истоки формирования и развития.

3. Изобразительные материалы и инструменты, применяемые в росписи (темперные краски на яичной эмульсии, сусальное золото и серебро, алюминий, кисти колонковые и беличьи от №0, до№5, подставка под руку).

4. Полуфабрикат изделий для росписи из папье-маше.

5. Единые формы изделий.

6. Изобразительные мотивы и элементы (облака, горки, деревья, вода, одежда, фигура).

7. Условно-декоративная передача изображения.

8. Живописно-орнаментальное решение изобразительного сюжета.

9. Разработка и конкретизация деталей изобразительных мотивов цветом (Холуй, Мстера).

10. Орнамент из сусального золота (серебро, алюминий с применением цвета). писное изображение.

Различия

Черный фон. Белильная подготовка( грунт) выполняется в местах наложения цвета с учётом лепки формы. Цветной фон, мягко приписанный к чёрному лаку. Белильная подготовка( грунт) легкая, выполненная в один приём. Цветной фон, имеющий резкие границы и окаймляющийся золотой линией. Белильная подготовка (грунт) плотная, выполняется в 2-3 слоя.

Мелкая графически-узорная проработка деталей (пейзажа, сюжета и др.) и нанесение контура листьев, облаков золотом. Крупная разработка деталей (пейзажа, сюжета и др.) с обобщенной силуэтно-орнаментальной трактовкой листьев цветом Мелкая узорная разделка деталей (пейзажа, цветов, сюжета и др.).

Лепка складок одежды ведётся декоративно и детально золотом Лепка складок одежды ведётся цветом обобщённо и более реалистично. Мелкая узорная разделка деталей (пейзажа, цветов, сюжета и др.).

Фигуры человека лёгкие, декоративно решенные, пропорции их вытянутые. Фигуры человека менее условны и более реалистичны в изображении. Фигуры человека более приземистые

Тяготение к преобладанию односюжетных композиций Тяготение к преобладанию повествовательности сюжета композиции (многоклеймовости). Тяготение к преобладанию односюжетных композиций

Цвет интенсивный, прописанный золотом. Цвет менее интенсивен, построен на сочетании контрастных тонов оранжевых, красных и коричневых с синими и изумрудно-зелеными. Цвет интенсивный. Преобладание градаций тоновых переходов.

Богатый орнамент с включением растительных и геометрических элементов Орнамент лаконичный с включением растительных и геометрических элементов более сдержан и строг, подчинен реалистическим принципам письма. Орнамент с включением растительных и геометрических элементов

Тематика росписи (историческая, лирическая, сказочная, былинная, народный фольклор, архитектурный пейзаж) Тематика росписи (историческая, лирическая, сказочная, былинная, народный фольклор, пейзаж, архитектурный пейзаж) Тематика росписи (историческая, сказочная, былинная, народный фольклор, цветочная композиция, орнаментальная композиция, натюрморт, архитектурный пейзаж)

Таким образом, в результате сравнительного анализа установлены стилистические особенности палехской, мстёрской и холуйской лаковой миниатюрной живописи.

В процессе исследования нами определено, что большое значение в палехском лаковом искусстве играет чёрный фон, который является выражением пространства и живописности. Белильная подготовка делается только в тех участках поверхности, где будет накладываться цвет разной тональности, с учетом лепки формы, в тенях - слабее по тону, на свету - плотнее. При использовании такой подготовки локальный цвет ложится не одинаково, он как бы вибрирует на плоскости изделия и создает разную тональность необходимого цвета и оттенка.

Следует отметить, что для палехских лаков характерны роспись деталей золотом и применение тонких цветных плавей с виртуозным владением «живой» линией. Фигуры людей в палехской росписи слегка вытянутые, а художественный стиль лаковой миниатюры очень декоративен и допускает свободную стилизацию [20, 60, 72].

В мстёрском лаковом искусстве сохраняются черты древнерусской живописи в своеобразной, народной интерпретации, основанной на «себякинских» письмах с изображением многих деталей, непредусмотренных каноническими прорисями, с жанровыми сценками и пейзажами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Безина Ирина Александровна, 2015 год

Список используемой литературы

1. Агеева, Н.В. Разработка модели технических компетенций / Н.В. Агеева, Д.Л. Котов // Кадровое Дело. - 2004. - №11.

2. Аллан, Дж. Ландшафт детской души / Дж. Аллан. - СПб-Мн., 1997. - С. 140.

3. Александрова, Н. М. Методология и теория производственного обучения в структуре профессионального образования: монография / Н. М. Александрова.- СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2008, 10 п.л.

4. Алексеева, И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02/ И.В. Алексеева - Ростов на Дону, 2005. - 500 с.

5. Амиргазин, К. Ж., Удалов, С. Р. Инновационные процессы в художественном образовании. Методика преподавания./ К. Ж. Амиргазин, С. Р. Удалов -Омский научный вестник , № 2, 2012 - С.221-222

6. Анисимов, П. Ф. Инновации в среднем профессиональном образовании / Анисимов П. Ф., Ярошенко Н. Г., Барер Т. Д; Федеральное агенство по образованию. - М. : Новый учебник, 2004. - 352 с.

7. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системе / Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. - М. : Наука,

1981.-С. 3-18

8. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ./ Р. Арнхейм -М.: Прометей, 1994.—352 с.

9. Афасижев, М. Н. Эстетика Канта. Издательство « Наука» М.:1975. - 134с.

10. Бабанский, Ю. К.Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект)/ Ю. К.Бабанский.- М :., «Педагогика», 1977.-256 с.

11. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Дидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика,

1982. - 197 с.

12. Бабияк, В. В. Русский академический учебный рисунок : XVIII - начало XX века : дисс ... доктора искусствоведения : 17.00.04 / В. В. Бабияк, - СПб., 2005. - 740с.

13. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / Бакушинский А. В.- М.: Карапуз, 2009 - 304 с.

14. Бакушинский, А.В. Искусство Палеха. - М. - Л.: Akademia, 1934. - 265

15. Балакина, Т. И. История отечественной культуры. Часть 1. - М.,1994.

16. Банфи, А. Философия искусства / А. Банфи Предисл. К. М. Долгова; Пер. с итал. Г. П. Смирнова.— М.; Искусство, 1989.—384 с.

17. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям./ С.Я. Батышев.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.

18. Беда, Г. В. Ведение в теорию живописи: Учебное пособие / Г. В.Беда - Кубан. ун-т. Краснодар, 1987.- 89 с.

19. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект : монография / В.А. Беликов. - М. : ВЛАДОС, 2004.- 354 с.

20. Белоусов, М.Р. Профессиональное образование в области традиционного искусства Палеха. История становления и направления развития / М.Р.Белоусов. - Иваново: ОАО «Издательство «Иваново»», 2008. -160 с.

21. Белютин, Э.М. Начальные сведения по живописи./ Э. М. Белютин.- М. Искусство 1955. - 37с.

22. Беляева, СЕ. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования : учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений / С.Е.Беляева. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 208 с.

23. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994.-480с.

24. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии / В.П. Беспалько. -М. : НПО МО Россия, 1995. - 336 с.

25. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.

26. Бесчастнов, Н. П. Изображение растительных мотивов : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Худож. проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти» /

Н.П. Бесчастнов. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 175 с.

27. Бешелев, С.Д., Гурвич, Ф.Г. Экспертные оценки / С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич. - М.: Наука, 197. - 103 с.

28. Библер, В.С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово: АЛЕФ, 1993. - 162 с.

29. Богоявленская, Д.Б.Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Д.Б. Богоявленская — М.: Издательский центр «Академия». 2002. - 320 с.

30. Богуславская, И.Я. Дымковская игрушка / И.Я. Богуславская - Л.: Художник РСФСР, - 1988. - 334с.

31. Борисова, В. Ю. Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры: дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 /Валерия Юрьевна Борисова.- Москва, 2009.- 215 с.

32. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А.Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

33. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие цля студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 288 с.

34. Вайнцванг, П. Десять заповедей творческой личности. - М.: Прогресс, 1990. -156 с.

35. Васильева, Е. И. Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства: дис. .канд. пед. наук : 13.00.08 / Елена . Ивановна Васильева.- Москва, 2009.- 215 с.

36. Василенко, В. М. Народное творчество: Избранные труды о народном творчестве 10 - 20 веков. - М., 1974. - 294 с.:илл.

37. Василенко, В.М. Народное искусство. Творчество народных мастеров России и Украины: Декоративное искусство древней Руси // Избранные труды о

народном творчестве Х-ХХ веков. - М.: Советский художник, 1974. - С. 17-18

38. Вернадский, В. И. Размышления натуралиста: В 2-х кн. Кн. 2: Научная мысль как планетарное явление. - М., 1977. - 191с.

39. Вилинбахова, Т.Б., Болотцева И.П. Иконопись // 1000-летие русской художественной культуры: Каталог / Науч. ред. А.В. Рындина. - М.: ЗСИЬОЗЗ вОТГО^, 1988. - С. 323-402.

40. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - М. : Искусство, 1985. -320 с.

41. Волкова, Т. Н. воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования: Монография. - Шуя, 2007. - 170с.

42. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. - М.,1972. - 350 с.:илл.

43. Воронова, Т. А. , Дмитриева М. А. На пути к человеку культуры. - Иваново, 2003. - 277с.

44. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991 - 93с. 17.

45. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский; общ. ред. В.В. Иванова. - 3-е изд. -М.: Искусство, 1986. - 573 с.

46. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие / П.Я. Гальперин. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 45 с.

47. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. / Г,В.Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1968 -1973с.

48. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты. - Москва: Учебная литература, 1998. -160с.

49. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций [Текст] / Б.С. Гершунский. - М., 1998. - 608 с.

50. Гинсбург, И. П. П. Чистяков и его педагогическая система. - М.-Л.,1940.-150с.

51. Голубева, М. В. Психология художественного творчества: учебное пособие. - ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. - 105с.

52. Голышев, И.А. Богоявленская слобода Мстёра Владимирской губернии Вязниковского уезда. История её, древности, статистика и этнография. -Владимир: В губернской типографии, 1865. - 143 с., ил.

53. Голышев, И.А. Воспоминания Ивана Александровича Голышева 1838 -1878г. Оттиск из памятной книжки Владимирской губернии издания Губернского Статистического Комитета 1895 года.

54. Грабарь, И.Э. История Русского искусства: В 6 т. - М.: Издание И. Кнебель, 1915. - Т. 6 (I): История живописи. - 536 с., ил.

55. Гусакова, В. О. Виктор Васнецов религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX - начала XX века. - Санкт-Петербург, изд-во «Аврора», 2008. - 191 с.

56. Гусева, П. В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе : дисс. ... канд. пед. наук. 13.00.08 / Гусева Полина. Вадимовна. - СПб., 2012. - 183 с.

57. Гусева, П. В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб, 2012. - 22 с.

58. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

59. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В.И. Даль. - М. : Русский язык, 1978. - Т.2. И-О, 1979. - 779 с.

60. Денисова, С.Н. Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Денисова Светлана Николаевна. -СПб., 2012. - 205 с.

61. Дунаева, Н. Ю. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства:. дис.. кан. пед. наук: 13.00. 08 /Дунаева Наталия Юрьевна- СПб., 2013. - 236с.

62. Драгуновский В. В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. М.: АСТ 2000

63. Дранкина, И. К., Никитин В. Я. Педагогические диагностики для современного образовательного процесса учреждений системы профессионального образования: Учебно- методическое пособие. - С. -Петербург.: ГОУ ИПК СПО, 2010 - 50с.

64. Ершова, Л. В. Организационно-педагогические условия социализации ребёнка во временном внешкольном объединении: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Яровлавль, 1996. - 18с.

65. Жукова, Л. В. Композиция, орнамент, шрифт: Учебник / Л. В. Жукова. -СПб, СПГУТД, 2007 - 156 с.

66. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие / В.И. Загвязинский. - 3-е издание, исправленное. - Москва: Академия, 2006. - 192 с.

67. Зайцев, А.С. Наука о цвете и живопись / А.А.Зайцев. - М.: Искусство, 1986.158 с.

68. 3еер, Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

69. Зейналов, Г. Г. Этнокультурные процессы в современной России: региональный аспект // Глобальный кризис; метакультурные исследования: В 2-х т. Шуя. 2006. - 174 с.

70. Земпер, Г. Практическая эстетика. Издательство «Искусство» М.: 1970 -320с.

71. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -2004.-с 155.

72. Зиновьев, Н. М. Стилистические традиции Палеха. - Л.: художник РСФСР, 1981. - 215с.

73. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.

Эльконина - В.В. Давыдова): учеб. Пособие / В.П. Зинченко. - М. : Гардарики, 2002. - 431 с.

74. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть 1. Живое Знание (2-е исправленное и дополненное издание). - Самара: «Самарский Дом печати», 1998. - 296 с.

75. Ильинская, И. Б. Секреты иконописца. Энциклопедия мастерства. - М. Иконописная мастерская Екатерины Ильинской, 2010. - 178с.

76. Иттен, Иоханнес Искусство цвета. // Пер. с нем.; 2-е изд.; Предисловие Л. Монаховой. - М.: издатель Д. Аронов 2001. - 96 с.

77. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избр. ст. / М.С. Каган. - Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1991. - 384 с.

78. Каган, М. С. Морфология искусства. Историко-теоретические исследования внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. - Л.: Искусство, 1972. -440 с.

79. Каган, М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

80. Каморин, А. А. Лаковая миниатюра. Холуй. - М.: Интербук, 1995. - 152 с.

81. Кандинский, В. В. Значение теоретического обучения в живописи // Пер. Дружковой Н. И. - М.: Искусство и образование, 1998. - С. 59.

82. Камнева, С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Камнева Светлана Юрьевна. - СПб., 2013.-185с.

83. Канцедикас, А. С. Искусство и ремесло: К вопросу о природе нар. искусства / А.С. Канцедикас НИИ худож. пром-сти Роспромсовет. - М.: Изобразительное искусство, 1977. - 87 с.

84. Киплик, Д.И. Техника живописи / Д.И.Киплик - М. Сварог и К 1998 - 495с.

85. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 112с.

86. Козырев, В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды. //Педагог, №2 - 1999. -с.26-32

87. Колягин, Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе /ЮМ. Колягин //Начальная школа. - 1989. - № 3. - С.52 - 53.

88. Коменский, Я.А. Избранные пед. соч: в 2 т. / Я.А. Коменский. -М. : Педагогика, 1982. - Т. 1. - 656 с.

89. Коромыслов, Б. Лаковая миниатюра Мстёры. - М.: «Художник РСФСР», 1972. - 168с. илл.

90. Котлярова, О. В. Формирование профессиональной компетенции у будущих специалистов туриндустрии: дис. ... канд. пед. наук / Котлярова О. В.Челябинск, 2008. - 182с.

91. Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.

92. Крамар, П. П. К определению понятия «творчества» // Вопросы общественных наук. Киев: Наук думка. - 1982. - 234с.

93. Кузин, В. С. Психология. - М.: Высшая школа,1982. - 255с.: илл.

94. Кузин, B.C. Психология живописи : учеб. пособие для вузов / B.C. Кузин. - 4-е изд., испр.- М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2005.-304 с.

95. Кузнецов, Н. Г. Особенности преподавания живописи в сетевом вузе традиционного прикладного искусства./ Вопросы культурологии. №8 Издательский дом «Панорама» 2013. - С.46 - 51

96. Кукулиев, У. А., Стариков В. В. Есть такое село. (Очерки об искусстве села Холуй) - Ярославль, Верхне-Волжское книжное изд-во, 1973. - 160 с. с илл.

97. Лазарев, В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян. - М.: Изд-во «Просвещение», 2006. - 235 с.

98. Лебедев, С. В. Философия и традиционно-прикладное искусство России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / под общ. Ред. С. А. Тихомирова. - СПб.: ВШНИ, 2013. - 178с.

99. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность/ А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат,1977. - 304с.

100. Леонтьев, А. Н., Л. Б. Выготский. Книга для учащихся 9 - 11 кл. сред. Шк. -М.: Просвещение, 1990. - 158с.

101. Лепикаш, В.А. Акварель./ В.А.Лепикаш - М. Издательство Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2007.125с

102. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.,1981. - 185с.

103. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. /Учебн. Пособие для студ. пед. учебн. заведений и специальности ИПК и ФПК. - М.: Юрайт. - 2009. - 324с.

104. Лихачёва, В. Д., Лихачёв Д. С.Художественное наследие древней руси и современность. Издательство «Наука». Ленинград - 1971 - 120с.

105. Лихачев, Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет / Д.С. Лихачев. - Л. : Сов. Писатель, 1989. - 608 с.

106. Ловерфельд, В. Базовые аспекты творческого мышления. 1961

107. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 03080 «Изобразительное искусство»/Г. М. Логвиненко. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 144с.: ил.

108. Ломов, С. П., Аманжолов С. А. Методология художественного образования: Учебное пособие. - М.: МПГУ, 2о11. - 188с.

109. Ломов, Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 44 с.

110. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера -история / Ю.М. Лотман. - М.: «Языки русской культуры», 1996.-464 с.

111. Максимович, В. Ф. Народные художественные промыслы: Науч.-метод. Пособие для высш. и сред. проф. уч. зав. кудьт. и иск-ва / В. Ф. Максимович. -М.: Флинта, 1999.-65с.

112. Максимович, В. Ф. Понимать значимость народного искусства. Школа мастеров / В. Данилов. // Вузовский Вестник. - М., 2008. август №16 (64). С. 14-15

113. Максимович, В.Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов: дисс. .канд.

пед. наук: 13.00.01/ В. Ф. Максимович. М., 1989.-163 с.

114. Максимович, В. Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства): дис. ...докт. пед. наук:13.00.01/ В. Ф. Максимович; Рос. Аккад. Образ; ин-т худож. Образования - М.,2000. - 293с.

115. Максимович, В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: исторический аспект, современное со стояние и пути становления. - М.; Флинта, 2000. - 200с.

116. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

117. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. — М.: Педагогика, 1975. — 367 с.

118. Молева, Н. М., Белютин Э. А. Школа А. Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX - начала XX веков. - М.: Искусство,1958. - 265с.

119. Монахов, В. М. Проектирование авторской (собственной) системы учителя / В. М. Монахов, Т. К. Смыковская // Школьные технологии. - 2001. - № 4.

120. Монахов, В.М. Проектирование траектории становления будущего учителя /В. М. Монахов, А. И. Нижников // Школьные технологии. - 2000. - № 6.

121. Народные мастера. Традиции, школы. (Академия художеств СССР. НИИ теории истории изобразительного искусства.) Под ред. Некрасовой М.А. -М.: Изобразительное искусство, 1985.-295 с.)

122. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - М.: Изобразительное искусство. - 334 с.: илл.

123. Некрасова, М. А.. Еще раз о традициях и современности. -Декоративное искусство СССР, 1962, №8, с. 34, 35; М.А.Некрасова. О развитии традиций в художественных промыслах.-Искусство, 1971, №12, с. 35-41; М.А.Некрасова. Проблемы и надежды народного искусства.-Художник, 1976, №4, с.28, 29.

124. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова -

М.: Изобраз. Искусство, 1983. - 345 с.

125. Новиков, A.M., Новиков Д.А. Методология научного исследования./ A.M.. Новиков ,Д.А. Новиков - М.: Либроком. - 280 с.

126. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272с.

127. Носань, Т. М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров: дис. канд. пед. наук: 13.00. 08/ Т. М. Носань. - СПб, 2012. - 151с.

128. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.

129. Огарев, Е.И. Компетентность образования: социальный аспект / Е.И. Огарев. -М.: РАО ИОВ, 1995. - 234 с.

130. Орлов, А.И. Экспертные оценки. Учебное пособие /А.И. Орлов. - М.: ИВСТЭ, 2002. - 224 с.

131. Основы дидактики. / Под ред. д-ра пед. наук проф. Б. П. Есипова. М., «Просвещение», 1967. 472с.

132. Педагогика искусства и интеграция: Материалы международной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России / Под ред. Л.Г. Савенковой. - М.: ИХО РАО, 2001. -347 с.

133. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; ред. кол. : М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

134. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.; под ред. В.А.Сластёнина. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

135. Первые международные научные чтения, посвящённые памяти академика С.

Я. Батышева. Николаев, 25-27 сентября 2003 года: Сборник научных трудов. - Николаев: Издательство «Илион», 2003. - 306с.

136. Пирогова, Л. Русские лаки. (Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй: судьбы лаковой миниатюрной живописи в XX веке) // Наше наследие. Иллюстрированный культурно-исторический журнал. 2004, № 72.URL: http: //www. nasledie-rus. ru/podshivka/7205.php

137. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - М.:Высш. образование, 2007 - 540 с.,

138. Полякова, Т. Н. Полихудожественный подход в постдипломном педагогическом образовании // Искусство и образование. 2008 - №3 - с. 82

139. Поселёнова, И. В. Гуманитаризация образования как фактор развития профессиональной культуры будущих художников традиционного прикладного искусства: дис., канд. пед наук: 13.00.08/ Поселёнова И. В. . -СПб., 2011. - 228с.

140. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова и др.; Науч-исслед. ин-т общей и педаг. психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1983.- 448 с.

141. Разина, Т. М. Традиционное и новое в искусстве современных художественных промыслов. // Народное декоративное искусство. Традиции и поиск./ Под ред.Черкасовой Н. В. - М. 1979. 145 с.

142. Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов / Б.В. Раушенбах. - М.: Наука, 1980. - 288 с.

143. Рождественская, С. Б. Русская народная традиция в современном обществе: Архитектурный декор и художественные промыслы. - М.: Наука, 1981 - 208 с.: илл.

144. Ростовцев, Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н. Н. Ростовцев и др.— М.: Просвещение, 1989.—207 с.

145. Рыбникова, О. П. Влияние функционального состояния мелкой моторики пальцев рук на формирование творческого мышления студентов ВШНИ. Материалы XIII Международной научно-практической конференции

«Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития», -СПб.; ноябрь 2007.СПб.: ВШНИ (ин-т), 2007. С.222-224

146. Салтанова, Ю.С. Содержание обучения цветоведению будущих художников традиционного прикладного искусства. Дисс. канд.пед. наук. М:20010- 216с.

147. Салтыков, А. В. Самое близкое искусство. - М.,1969. - 52с.

148. Семушина, Л. Г. , Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучение в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие. - М.: Высш. шк.. 1990. - 192с.

149. Серов, П. Е. Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства: дис канд пед наук : 13.00.08 /П.Е. Серов. -С-Петербург, 20012.-210с.

150. Скаткин, М.Н., Лернер И.Я.О методах обучения./ М.Н. Скаткин, И.Я Лернер.- М., 1965.

151. Смирнов, Г. Б. Живопись. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов./ Г. Б. Смирнов/ - М., «Просвещение», 1975.- 143 с.

152. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От Деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ С.Д.Смирнов. — 3-е изд., стер..— М.: Издательский центр «Академия», 2007: г-400 с.

153. Соколова, Г. Забытое имя. - Палех, газета « Призыв» №125 1996. - 4 с.

154. Соловьёва, Л. Н. Холуй. Лаковая миниатюрная живопись. - М.: Интербук, 1996. - 300 с.

155. Стариков, В. В. ,Гузнов М. А.Искусство Холуя. - Ивановское книжное издательство,1959. - 150с., с ил.

156. Стариков, В. В., Вдовина Л. А. Искусство Холуя. - Ярославль, Верхнее-Волжское книжное изд-во, 1980. - 160с., с ил,.

157. Стор И.Н. Декоративная живопись. Основные проблемы курса / И.Н. Стор. -М.: МТИ им. А.Н. Косыгина, 1988. - 396 с.

158. Таежная, Л.Я., Н.П. Кондаков и его роль в истории холуйского иконописного промысла // Народное искусство: исследования и материалы. Сборник статей. К 100-летию Государственного Русского музея // Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская, 1995. С.98-103.

159. Тупицын, И. В. История создания Холуйской иконописной школы. Неизвестные факты. Традиционное прикладное искусство и образование. Материалы XVIII Межд. науч.-практ. конф.,1- 2 ноября 2012 г. - СПб.: ВШНИ (и), 2011. С. 146-150

160. Уханова И.Н. Лаковая живопись в России XVШ-XIX веков. - СПб.: Искусство-СПб, 1995. -208 с.

161. Федотова, Г.А. Творческое саморазвитие учителя в сельском социуме: Монография. В. Новгород, 2004. 214 с.

162. Федотова О. В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов "мастерство" и "композиция" в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи: Дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / О. В Федотова.:- Москва, 2005. -166 с.

163. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М 2009.- 570 с.

164. Фиськов, В. Т. Спецтехнология и материаловедение лаковой миниатюры. -Загорск,1989. - 88с.

165. Флоренский, П. А. Иконостас: избр. тр. по искусству / П.А.Флоренский. -СПб. : Мифрил, Русская книга, 1993. - 366 с.

166. Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд: 5 - 8 кл./ сост. и др.; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1995

167. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Науч. изд./ А. В. Хуторской; Рос. акад. образования, Ин-т содерж. И методов обучения. - М.: УНЦ ДО, 2005

168. Цветков, Г. А. Взаимосвязь академической и декоративной живописи в профессиональной подготовке художника традиционного прикладного искусства. /Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XII Международной научно-практической конференции, ноябрь, 2006 г. /

Под общ. ред. М. Ю. Спириной.- СПб,. 2007. - 238 с.

169. Чижов, М.С. Среди миниатюристов. - Л.: Художник РСФСР, 1982. - 263 с.

170. Шамова, Т. И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2002. - 320 с.

171. Шамрай, Н. Н. Инновационное развитие профессионального образования: гносеологический подход / Н. Н. Шамрай // Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: Сб. науч. тр./ Под ред. В. Ф. Максимович, Н. Н. Шамрай. - СПб.: ВШНИ, 2011. - С 17-21.

172. Школяр, Л. В. О состоянии и перспективах развития научных исследований Учреждения Российской академии образования « Институт художественного образования»/ Электронный научный журнал. http:// www.art-education. Ru AE-magazine-20010 № 4.

173. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин; под ред.: В.В.Давыдова, В.П.Зинченко; АПН СССР.-М. : Педагогика, 1989.-555 с.

174. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева.-М.: АПО, 1999.-Т. 2. М-П.- 440 с.

175. Юсов Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии (о периодах возрастной актуальности занятиями различными видами искусства). Теория эстетического воспитания. - М., 1975. - Вып. III. - С. 43-55.

176. Яловенко, Г. В. Русские художественные лаки/ Г. В. Яловенко. - М.: КОИЗ, 1959. - 50с., 15 рис.

177. Kopplin, Monika. Russische Lackkunst aus zwei Jahrhunderten: Eine Ausstellung aus Privatbesitz anlaeslich des zweihundertjaerigen Jubilaeums der Manufaktur Fedoskino: Katalog./ M. Kopplin.: Wienand, 1995. - 119 с., ил. - (Museum fuer Lackkunst. Muenster).

178. Russische Lackkunst von Peter dem Grossen bis zur Grossen Revolution. Museum fur Lackkunst 26 Januar - 23 Marz 2003, Staatliche Museum Kassel 4

April - 22 Juni 2003: / M. Kopplin. - München.: Hirmer Verlag, 2002. - 312

ПРИЛОЖЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Высшая школа народных искусств (институт) Холуйский филиал

ПРОГРАММА

дисциплины Живопись

по специальности: 54.02.02- Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

вид: лаковая миниатюрная живопись (Холуй)

Квалификация выпускника художник народных художественных промыслов

2013

Программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС) по специальности 54.02.02- Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам).

Организация-разработчик: Холуйский филиал «Высшая школа народных искусств (институт)»

Разработчик: Безина Ирина Александровна, старший преподаватель Холуйского

филиала «Высшая школа народных искусств (институт)»

старший преподаватель живописи и рисунка Холуйского филиала ВШНИ

Рецензент: Федотова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Московского филиала «Высшая школа народных искусств (институт)»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЖИВОПИСЬ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Живопись» является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО-03) по специальности 54.02.02 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (лаковая миниатюрная живопись)

Вид деятельности: 4.3.1. Творческая и исполнительская деятельность

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный цикл

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами_

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

2. 3 4

1. Основы композиции + + +

2. Технология исполнительского мастерства + + +

4. Проектирование + + +

5. Цветоведение + + +

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Дисциплина «Живопись» для художников народных художественных промыслов по лаковой миниатюрной живописи (Холуй, Мстеры, Палех) относится к профессиональному циклу дисциплин и входит в профессиональный модуль МДК. 01.01 специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и обеспечивает формирование и развитие необходимых профессиональных компетенций творческого развития художника.

Учебная программа по дисциплине «Живопись» для будущих художников лаковой миниатюрной живописи по конкретному виду опирается на традиции преподавания академической живописи, проверенные двухвековым опытом и художественно-стилистические и условно-декоративные приёмы, составляющие основу лаковой миниатюрной живописи конкретного центра лаковой миниатюрной живописи: холуйской миниатюры, мстерской миниатюры и палехской миниатюры.

Важным является целостность и комплексность компонентов программы: теоретического, художественно-творческого, технологического, методического.

Теоретический компонент включает формирование знаний о академической живописи и условно-декоративных приёмов живописи в традициях холуйской миниатюры со своими стилистическими особенностями, раскрытие их взаимосвязи.

Художественно-творческий компонент включает формирование эстетических и художественных умений и знаний, необходимых для формирования основ целостной живописной культуры, понимания способов стилизации: углубление знаний о средствах художественной выразительности (живописность и декоративность как эстетического качества изображения); формирование умений использовать полученные представления и художественные умения и навыки, решать сложные задачи (рисование с натуры, по памяти, по представлению, сюжетное рисование и декоративные композиции).

Технологический компонент включает формирование исполнительских умений при применении в работе различной техники живописи на основе художественных традиций.

Методический компонент включает функциональное владение приёмами и методами художественного образования и эстетического воспитания, которые создают условия для творческого подхода к осуществлению взаимосвязи академической живописи и условно-декоративных приёмов живописи в традициях холуйского письма.

Предметом дисциплины является живопись как средство обучения профессиональному живописному изображению предметов и живой натуры, соотнесенных с изобразительными особенностями, отражающими специфику лаковой миниатюрной живописи.

Главной целью учебной дисциплины «Живопись» является подготовка и становления компетентного и творческого художника лаковой миниатюрной живописи.

Темы заданий дисциплины выстроены сообразно принципу от простого к сложному; структура уроков и алгоритм занятий предполагают обязательные практические и смешанные (теоретические и практические) типы занятий.

Практические занятия нацелены на формирование и развитие у обучающихся приёмов и навыков профессионального живописного изображения предметов и живой натуры при выполнении заданий по академической живописи и обязательное решение декоративного изображения определенных заданий.

Декоративные задания выполняются в обязательном порядке только после прохождения темы по академической живописи.

Целью выполнения работ по декоративной передаче природных изобразительных мотивов является непосредственная связь с будущей профессиональной деятельностью обучающегося, его умением работать с природными формами, трансформировать их с помощью средств художественной выразительности, характерных для конкретного центра лаковой миниатюрной живописи: Холуйской лаковой миниатюры, Мстерской лаковой миниатюры или Палехской миниатюры.

Смешанные занятия построены с учётом непосредственного сочетания теоретического изложения требований к выполнению учебных заданий и их практического выполнения. Задачи:

- применение художественно-выразительных средства живописи;

-изображение реалистически-натурной постановки с передачей пространства, формы, тона и цвета;

-стилизация форм и живописное решение тем с применением декоративно-орнаментальных и условно-плоскостных приёмов в традициях лаковой миниатюрной живописи конкретного традиционного центра лаковой миниатюрной живописи;

- решение задач передачи декоративности живописного пятна;

- передача колорита постановки, настроения, образа.

- создание цветовой гармонии;

В результате освоения учебной дисциплины «Живопись» обучающийся должен знать:

- особенности различных жанров живописи; -существующие техники живописи и их применение;

- технические способы и приёмы в использовании акварели, темперы и гуаши;

- основные методы овладения системой знаний, умений и навыков в области живописи, необходимых в профессиональной деятельности художника лаковой миниатюрной живописи (в зависимости от конкретного центра лаковой миниатюры).

В процессе выполнения учебных заданий по «Живописи» у обучающихся начинает постепенно формироваться необходимый комплекс общих и профессиональных компетенций:

1.4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную учебную деятельность, выбирать типовые методы и способы в выполнении учебных заданий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды ( подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой сменой технологий в профессиональной деятельности.

1.5. В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными (ПК) компетенциями:

ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка живописи.

ПК 1.6. самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства. ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен: знать:

-основы изобразительной грамоты;

-методы и способы графического, живописного и пластического изображения

геометрических тел, природных объектов, пейзажа, человека.

уметь:

-использовать основные изобразительные материалы и техники;

-применять теоретические знания в практической профессиональной

деятельности;

-осуществлять процесс изучения и профессионального изображения натуры, её художественной интерпретации средствами живописи.

иметь навыки:

-живописного и декоративного решения;

-использования приёмов и способов выполнения работ по дисциплинам

профессионального цикла;

-владения профессиональной терминологией;

-использования специальной литературы.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 510 часов, в том числе: -обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 354часов; -самостоятельная работа 96 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего) 510

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 354

в том числе:

теоретические занятия

практические занятия

контрольные работы

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего) 96

Итоговая аттестация проходит в форме экзаменационного просмотра

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Живопись»

Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, Объем Уровень

разделов и тем самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) часов освоения*

1 2 3 4

Цели, требования и задачи учебной

дисциплины

Вводная беседа. Живописное

Тема1. изображение осенних листьев. Продуктивный

Практические занятия 12

Самостоятельная работа обучающихся 2

Содержание учебного материала

Декоративное изображение

Тема 2. осенних листьев. Продуктивный

Практические занятия 12

Самостоятельная работа

обучающихся

Содержание учебного материала

Тема 3. Краткосрочные этюды натюрмортов. Продуктивный

Практические занятия 12

Самостоятельная работа обучающихся 4

Содержание учебного материала

Тема 4. Живописное решение овощей и фруктов Продуктивный

Практические занятия 20

Самостоятельная работа обучающихся 2

Содержание учебного материала

Тема 5. Декоративное изображение овощей и фруктов Продуктивный

Практические занятия 16

Самостоятельная работа обучающихся 2

Содержание учебного материала

Тема 6. Живописное решение простого натюрморта. Продуктивный

Практические занятия 20

Самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала

Декоративное решение простого

Тема7. натюрторта. Продуктивный

Практические занятия 16

Самостоятельная работа обучающихся 4

Содержание учебного материала

Этюд простой драпировки. Продуктивный

Тема8. Практические занятия 20

Самостоятельная работа обучающихся 4

Содержание учебного материала

Живописное решение

Тема 9. натюрморта из предметов быта, овощей и фруктов в тёплой и холодной гамме . Продуктивный

Практические занятия 16

Самостоятельная работа обучающихся 4

Содержание учебного материала

Декоративное решение

Тема 10. натюрморта из предметов быта, овощей . Продуктивный

Практические занятия 16

Самостоятельная работа обучающихся 4

Содержание учебного материала. Гризайль натюрморта с гипсовой

Тема11. розеткой. Продуктивный

Практические занятия 24

Самостоятельная работа обучающихся 2

Содержание учебного материала

Живописное изображение

Тема 12. натюрморта с букетом и плодами. Продуктивный

Практические занятия 24

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 13. Содержание учебного материала Продуктивный

Декоративное изображение натюрморта с букетом и плодами 12

Практические занятия 12

Самостоятельная работа обучающихся 4

Тема 14. Содержание учебного материала 14 Продуктивный

Этюд чучела птицы.

Практические занятия 14

Самостоятельная работа обучающихся 2

Тема15. Содержание учебного материала Продуктивный

Декоративное решение чучела птицы.

Практические занятия 14

Самостоятельная работа обучающихся 2

Тема16. Содержание учебного материала Продуктивный

Натюрморт с чучелом животного.

Практические занятия 16

Самостоятельная работа обучающихся 2

Тема 17. Содержание учебного материала Продуктивный

Декоративное изображение натюрморта с чучелом животного.

Практические занятия 12

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 18. Содержание учебного материала Продуктивный

Живописное изображение натюрморта средней сложности из изделий народных промыслов

Практические занятия 28

Самостоятельная работа обучающихся 4

Тема 19. Содержание учебного материала Продуктивный

Декоративное изображение натюрморта средней сложности из изделий народных промыслов

Практические занятия 24

Самостоятельная работа обучающихся 2

Содержание учебного материала

Живописное изображение

Тема 20. натюрморта при контр ажурном освещении. Продуктивный

Практические занятия 10

Самостоятельная работа обучающихся 2

Содержание учебного материала Краткосрочные этюды головы

Тема21. человека. Продуктивный

Практические занятия 8

Самостоятельная работа обучающихся 2

Содержание учебного материала

Живописное изображение

Тема 22. натюрморта с гипсовои головой. Продуктивный

Практические занятия 12

Самостоятельная работа обучающихся 2

Содержание учебного материала

Декоративное изображение

Тема23. натюрморта с гипсовои головой. Продуктивный

Практические занятия 12

Самостоятельная работа обучающихся 4

Содержание учебного материала

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.