Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Денисова, Светлана Николаевна

  • Денисова, Светлана Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 205
Денисова, Светлана Николаевна. Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Санкт-Петербург. 2012. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Денисова, Светлана Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ

1.1. Исторические аспекты и современный опыт развития лаковой

миниатюрной живописи и профессионального образования в этой области

1.2. Сущность понятия «творческая готовность художника палехской лаковой миниатюрной живописи» и его значение

1.3. Модель формирования творческой готовности будущих художников

палехской лаковой миниатюрной живописи

Выводы по I главе

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ПАЛЕХСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ

2.1. Содержание обучения будущих художников лаковой миниатюрной

живописи композиции

2.2. Экспериментальная проверка эффективности апробации и внедрения

разработанной модели

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи»

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования. Палехская лаковая миниатюрная живопись - уникальное явление русской культуры, базирующееся на многовековой художественной системе древнерусской живописи, истоках народного искусства и опыте классического мирового изобразительного искусства. A.B. Бакушинский отмечал, что Палех - единственное место в мире, где еще жива дивная сказка русской культуры, имеющая мировое значение. Однако сегодня существует проблема сохранения и развития палехской лаковой миниатюрной живописи в художественном пространстве России, что обусловлено большей востребованностью таких направлений палехского искусства как иконопись и храмовая роспись - стенопись. Это ориентирует как художников, так и профессиональное обучение именно на данное направление, и, с одной стороны, является положительным моментом для возрождения палехского стиля иконописи, а с другой - ставит под угрозу дальнейшее существование палехской лаковой миниатюрной живописи.

Подготовка художников лаковой миниатюрной живописи ведётся в

училищах, расположенных непосредственно в исторических центрах этого

искусства: Палехе (палехская миниатюра), Холуе (холуйская миниатюрная

живопись), Мстёре (мстёрская живопись) и Федоскино (федоскинская

миниатюрная живопись), которые характеризуются малочисленностью

общего контингента обучающихся (от 40 до 60 человек) и индивидуальным

обучением. В сохранении национальных традиций особая роль принадлежит

выпускнику училища - носителю культуры, который должен влиять на

формирование интересов и вкусов подрастающего поколения. Однако, в

связи с закрытием предприятий в этой области, где имело место

художественно-творческое становление выпускников под кураторством

опытных художников, работа современного художника-мастера

представляет собой индивидуальную художественно-творческую

деятельность, для успешной реализации которой необходимо не только

высокое исполнительское мастерство, но и композиционные знания, умения и

3

навыки палехской лаковой миниатюрной живописи. И здесь основная роль отводится предмету «Композиция», в процессе обучения которому формируется творческая готовность к созданию уникальных произведений палехской лаковой миниатюрной живописи посредством собственного художественного видения формы, колорита, сущности способов гармонического построения.

Тем не менее, в области художественной педагогики традиционной палехской живописи до настоящего времени отсутствуют учебники по композиции, не созданы адаптированные учебные пособия по этой дисциплине, не раскрыт её потенциал в формировании творческой готовности обучающегося. Возникает необходимость в разработке учебных программ по данной дисциплине, нацеленных на творческую готовность к будущей профессиональной деятельности.

Анализ теории и практики обучения художников традиционного прикладного искусства позволяет констатировать, что процесс обучения композиции как самостоятельной творческой дисциплине недостаточно эффективен: в силу устоявшихся стереотипов обучения не раскрывает творческий потенциал формирующейся личности и не активизирует поисково-исследовательское мышление учащихся. В итоге, знания и умения по профилирующей дисциплине не развиваются дальше репродуктивно-алгоритмического уровня (С.С. Зорин). Всё это составило практическую проблему нашего исследования.

Степень разработанности проблемы. Сегодня имеется много

исследований в области: русских лаков (М.А. Некрасова, И.Я. Богуславская,

Т.М. Разина, Б.И.Коромыслов, А.Н. Уханова), общей теории композиции

(М.В. Алпатов, Н.Н.Волков, O.JI. Голубева, В.В. Кандинский, Б.В. Раушенбах,

В.А. Фаворский, П.А.Флоренский, H.H. Третьяков, Е.В. Шорохов),

формирования творческой готовности (С.Е.Пиперов, Р.З.Сабанчиева,

А.Н.Загребина, Ю.А.Бондарев), профессионального образования в различных

направлениях декоративно-прикладного искусства (В.Ф.Максимович,

4

Е.А.Лапшина, Ю.С.Салтанова, Н.И.Дружкова). Педагогической взаимосвязи учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении учащихся лаковой миниатюрной живописи посвящены исследования О.В. Федотовой, а В.Ю. Борисовой разработаны подходы к решению проблемы сохранения и развития профессионального образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Обучению палехской миниатюрной живописи посвящены исследования А.В.Бакушинского, техническому мастерству палехской лаковой миниатюрной живописи - труды Н.М.Зиновьева «Искусство Палеха» и «Стилистические традиции искусства Палеха», где детально раскрыты основные принципы исполнения, стилевые особенности и технические приемы палехской лаковой миниатюрной живописи. Теоретические основы процесса подготовки мастеров палехской лаковой миниатюры, предпосылки и необходимость модернизации содержания образования в данном направлении исследовал М.Р. Белоусов. Однако научных исследований по вопросу формирования творческой готовности к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения палехской миниатюрной живописи нами не выявлено, что является научной проблемой.

Недостаточная научно-исследовательская разработанность и несовершенная практика профессионального обучения выявили противоречия между:

- существующими научными исследованиями по формированию творческой готовности обучающихся по различным направлениям и отсутствием адаптированных работ по данной проблеме в области традиционного прикладного искусства;

объективными потребностями современной действительности в художниках - носителях традиционной культуры, способных решать нестандартные профессиональные задачи, требующие проявления творческой инициативы, дивергентного мышления, и, с другой стороны, применение

консервативной методики обучения палехской лаковой миниатюрной живописи;

- технической подготовленностью в сфере исполнительского мастерства палехской лаковой миниатюрной живописи и недостаточно высоким уровнем обучения композиции и, как результат, слабо сформированной творческой готовностью выпускников к будущей профессиональной деятельности.

Данные противоречия, связанные с необходимостью разработки научно-методических подходов к формированию творческой готовности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи к профессиональной деятельности, обусловили выбор темы исследования «Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи».

Цель исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования творческой готовности будущего художника палехской лаковой миниатюры в процессе профессионального обучения.

Объект исследования: профессиональное образование будущих художников в области палехской лаковой миниатюрной живописи.

Предмет исследования: процесс формирования творческой готовности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи в процессе освоения учебной дисциплины «Композиция».

Гипотеза исследования. Формирование творческой готовности будущего художника к профессиональной деятельности возможно при условии:

осуществления профессиональной подготовки в условиях взаимодействия традиционных и современных методов обучения, соотнесенных по содержанию с исторической сущностью палехской лаковой миниатюрной живописи;

выявления понятия «творческая готовность художника палехской лаковой миниатюрной живописи» и на этой основе определение дальнейших путей совершенствования обучения композиции;

- разработки и внедрения в учебный процесс педагогической модели формирования творческой готовности будущих художников к профессиональной деятельности;

- определения содержания курса «Композиция», включающего учебную программу и систему творческих упражнений, способствующих формированию творческой готовности обучающихся к созданию высокопрофессиональных художественно-творческих работ в области лаковой миниатюрной живописи Палеха.

Задачи исследования.

1 .Проанализировать исторический и современный опыт развития палехской лаковой миниатюрной живописи и профессионального обучения в этой области и обосновать место и роль предмета «Композиция».

2.Раскрыть сущность понятия «творческая готовность художника палехской лаковой миниатюрной живописи» и разработать теоретические подходы к проблеме формирования готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

3.Теоретически обосновать и разработать педагогическую модель формирования творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи.

4.Разработать и экспериментально проверить содержание курса «Композиция» и систему творческих упражнений, способствующих успешному формированию творческой готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

5.Экспериментально проверить эффективность разработанной педагогической модели.

Теоретико-методологической основой исследования являются научные

исследования в области: истории и развития искусства лаковой миниатюрной

7

живописи и профессионального образования в этой области (А.В.Бакушинский, В.М. Василенко, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасова, Т.М.Разина, И.Н. Уханова); развития творческой активности (Д.Б.Богоявленская, В.А. Скакун, Е.П. Торренс, В.П.Ушачев); психологии художественного творчества (Р. Арнхейм, JI.C. Выготский, A.A. Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн); теории композиции (O.JI. Голубева, Б.В.Раушенбах, В.А.Фаворский, Е.В. Шорохов).

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, искусствоведческой литературы, различных методик по проблеме исследования; обобщение и систематизация теоретического и практического опыта; эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, опросы, беседы с художниками Палеха, тестирование обучающихся, моделирование, проведение педагогического эксперимента; статистические - обработка и анализ результатов эксперимента (констатирующий, сравнительный).

База исследования. Исследование проводилось в ФГБОУ СПО «Палехское художественное училище имени М. Горького» и ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)».

Этапы исследования. Первый этап (2007-2008 годы) - поисковый -

анализ научных исследований, выявление принципов формирования

художественно-творческой готовности обучающихся, определение

программы экспериментальной работы и порядка внедрения результатов

исследования, выявление исходного уровня творческой готовности

обучающихся; второй этап (2008-2010 годы) - научно-экспериментальный, в

ходе которого проверялась разработанная педагогическая модель,

апробировалась программа по учебной дисциплине «Композиция»,

осуществлялись контрольные срезы и анализ полученных результатов

эксперимента; третий этап (2010-2011 годы) - формирующий,

систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы,

8

уточнение теоретических выводов и положений, оформление текста диссертации.

Научная новизна. Впервые поставлена и комплексно решена проблема формирования творческой готовности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи к профессиональной деятельности в процессе обучения композиции. Установлено, что формирование творческой готовности художника к будущей профессиональной деятельности представляет собой динамичный процесс, являющийся неотъемлемой частью профессионального становления личности и взаимосвязанный с уровнем развития композиционных умений и художественно-творческого мышления обучающихся, изучением художественно-исторического наследия Палеха и овладением основными понятиями и законами построения палехской композиции, спецификой профессионального материального воплощения произведений палехской миниатюрной живописи. Теоретически обоснованы педагогические условия реализации модели: раскрытие значимости учебной дисциплины «Композиция» для будущей профессии; отбор и использование учебного материала, ориентированного на формирование творческой готовности, применение наряду с традиционными методами, активных: информационно - развивающих, проблемно-поисковых, творчески-воспроизводящих.

Теоретическая значимость. Раскрыта взаимосвязь сущности палехской лаковой миниатюрной живописи и содержания обучения композиции в традиционном прикладном искусстве, уточнено содержание понятия «творческая готовность художника палехской лаковой миниатюрной живописи» и её значение в профессиональном образовании в этой области. Теоретически обоснована и разработана педагогическая модель, в которой определены механизмы формирования творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников лаковой миниатюрной живописи. Определено, что содержание и методы обучения «Композиции»

отражают сущность композиционных и колористических традиций палехской лаковой миниатюрной живописи.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс авторской программы и содержания курса «Композиция», включающей оригинальные тренировочные аналитические упражнения, учитывающие специфику будущей профессиональной деятельности обучающихся и направленные на развитие творческих способностей в создании собственно-творческих произведений палехской лаковой миниатюрной живописи. Разработаны научно-методические рекомендации последовательности выполнения обучающимися учебно-профессиональных работ от художественно-творческой идеи до ее материализации в самостоятельно разработанной форме изделия из папье-маше. Материалы исследования могут быть использованы в подготовке художников не только палехской, но и федоскинской, мстёрской и холуйской лаковой миниатюрной живописи -уникальном искусстве мирового уровня.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (педагогические науки), охватывающей проблемы профессионального обучения, результаты научного исследования соответствуют следующим позициям паспорта специальности: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования; методология и методика профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.

Достоверность и обоснованность исследования были обеспечены

анализом педагогической и специальной литературы по обозначенной

проблеме, последовательной реализацией программы исследования,

внедрением педагогической модели, соответствующей целям и задачам

10

исследования, положительной динамикой формирования творческой готовности обучающихся в процессе педагогического воздействия в рамках проводимого эксперимента, воспроизводимостью результатов исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных данных и валидностью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Проверка материалов и выводов исследования осуществлялась на международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (2009 г., 2010 г., 2011 г.). Апробация результатов исследования проводилось на базе ФГБОУ СПО «Палехское художественное училище имени М. Горького» и ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)», а внедрение в ФГОУ СПО «Холуйское художественное училище имени H.H. Харламова». Основные положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры «Теории и методики профессионального образования» Высшей школы народных искусств (института).

Основные положения, выносимые на защиту.

1.Сущность палехской лаковой миниатюрной живописи,

характеризующейся уникальными композиционными и колористическими

решениями, и содержание обучения в этой области являются

взаимозависимыми, где формирование творческой готовности обучающихся

к будущей профессиональной художественной деятельности является

основной педагогической задачей, а для искусства русских лаков —

необходимым условием их существования и развития. Наиболее

эффективное влияние на формирование творческой готовности

обучающихся имеет дисциплина «Композиция», в процессе освоения

которой активизируется мотивация обучения именно палехской лаковой

миниатюрной живописи, развиваются художественно-творческие

композиционные способности и умения, формируются профессионально-

11

важные качества, происходит осмысление ценности палехской лаковой миниатюрной живописи.

2.Формирование творческой готовности художника к будущей профессиональной деятельности в области палехской лаковой миниатюрной живописи представляет собой динамичный процесс, являющийся неотъемлемой частью профессионального становления личности и взаимосвязанный с уровнем развития композиционных умений и художественно-творческого мышления обучающихся. И как результат творческая готовность художника - действенное состояние, мотивирующее на профессиональную художественно-творческую деятельность, интегрирующую в себе: владение знаниями традиционного опыта классического наследия Палеха, основными понятиями и законами построения палехской композиции, традиционных технологий палехской живописи, специфики профессионального материального воплощения произведений палехской миниатюрной живописи.

3.Созданная педагогическая модель формирования творческой готовности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи к профессиональной деятельности основывается на принципах личностного, деятельностного, диалогического, культурологического, искусствоведческого подходов и включает с учётом начального тезауруса как базового творческого потенциала обучающихся: содержание, учебную программу и систему творческих упражнений курса «Композиция», методы обучения (информационно-развивающие, проблемно-поисковые, творчески-воспроизводящие), условия формирования продуктивной деятельности, уровни активности и творческой готовности обучающихся, критерии их оценки.

4.Разработаны содержание и методы обучения курса «Композиция»,

отражающие сущность композиционных и колористических традиций

палехской лаковой миниатюрной живописи. Процесс обучения включает два

этапа: подготовительный, который характеризуется включением в учебную

12

программу системы творческих упражнений, интегрированных с учебно-творческими заданиями курса, результатом освоения которых является достижение уровня активности обучающихся, как условия для осуществления творческого этапа и непосредственно творческий этап, характеризующийся переходом к учебно-профессиональной художественно-творческой деятельности, основанной на методически полной схеме ведения работы над проектом по композиции с последующим воплощением этого проекта в материале.

Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, двух приложений. Список использованной литературы включает 193 наименования. Объем диссертации 145 страниц, 17 таблиц, 2 схемы, 6 рисунков.

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ.

1.1 Исторические аспекты и современный опыт развития лаковой

миниатюрной живописи и профессионального образования в этой

области.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова даётся следующее определение: лаки (лаковая миниатюрная живопись) - это «художественные изделия из дерева, папье-маше или металла с покрытием из такого раствора (лака)». Искусствовед В.Г.Власов группирует подобные произведения искусства по характеру обработки - лакировке (неважно, какой материал берется за основу: дерево, папье-маше или металл): лак используется как грунт и как завершающее покрытие. Сюда относятся как восточные лаки, с разнообразными способами обработки: рельефная резьба по лаку, инкрустация золотой и серебряной фольгой, перламутром, оловом, полихромная роспись, так и европейские, в том числе, русские лаки, выполненные в разнообразных техниках [32,С.76]. При этом исследователь отмечает относительно термина «лаки»: «...в этом случае имеет место некоторая вульгаризация за счет неосознанной метонимии (переименования) - мы называем материал, а имеем в виду художественные изделия...» [31, С. 710].

Искусствовед H.A. Каневская в своих работах пишет о лаках художественных: «это изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные декоративно-плоскостной росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главные художественные особенности лаков художественных — блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи и инкрустации, а у резных лаков — мягкая светотеневая игра и сочность форм» [23].

В процессе исследования выявлено, что для обозначения лаковой миниатюрной живописи досоветского периода искусствоведами

применяются различные термины: «лакирное дело», «русские лаки» (И.Н.Уханова) [165], «лакирное дело», «лаковое производство» (Л.Я.Супрун) [150].

В настоящее время в России выделяют четыре художественных центра, в которых выполняется живопись на лаковых изделиях из папье-маше, это село Федоскино и поселки Холуй, Мстёра и Палех. Названия местностей стали нарицательными для традиционных направлений русской лаковой живописи, имеющих характерные стилистические особенности, сформированные местными художниками - основоположниками.

Искусствоведческая терминология относительно центров лаковой миниатюрной живописи имеет свои различия. Так, A.B. Бакушинский в своих трудах относительно искусства Федоскино, Палеха, Холуя и Мстёры применяет общее название «русские художественные лаки», а относительно палехской миниатюрной живописи - «лаковая живопись Палеха», «искусство Палеха». Искусствоведы М.А. Некрасова, И.Я. Богуславская применяют термин «искусство лаковой миниатюры». Искусствовед Л.Л. Пирогова в своих исследованиях употребляет термины: «русские лаки», а относительно центров лаковой миниатюрной живописи - «центры искусства миниатюрной лаковой живописи: Федоскино, Палех, Мстёру и Холуй». Кроме того, Моникой Копплин введено понятие «Палехская школа», поскольку, как она считает «товарищество художников со своим индивидуальным стилем, работающих в Палехе с общей целью, заслуживает понятия «школа».

По определению В.Г. Власова «понятие художественной школы предполагает общность и близость мировоззрения определенного круга художников, связанных одними идеалами, духовными устремлениями, творческим методом...можно сказать, что художественная школа - это конкретное, локальное выражение определенного художественного направления или стиля...школа всегда выше манеры или техники, поскольку связана с определенной системой художественного мышления» [33, С.599-600].

В рамках данного исследования, нами взят за основу термин «традиционная живопись»: палехская, холуйская, мстёрская, и, как одно из её направлений, «лаковая миниатюрная живопись: палехская, холуйская, мстёрская, федоскинская». В контексте современной культуры, лаковые изделия, с выполненной на них миниатюрной живописью, воспринимаются и оцениваются как арт - объекты, которые представляют собой не столько функциональную (утилитарную) материальную, но прежде всего художественную ценность.

В.Г. Власов отмечает, что «появление... предметов, только изображающих утилитарные вещи, но таковыми не являющихся, -свидетельствовало, что художник стремится уйти из области прикладного искусства в декоративное творчество, создавая уникальные произведения, граничащие со станковым искусством» [31,С.710]; «последовательное преображение утилитарности и конструктивности в эстетические качества формы, а затем - в художественный образ предмета раскрывает исторический смысл декоративно-прикладного искусства и одновременно является конкретной, индивидуальной историей каждого вида изделий» [31, 708-709]. Л.Л. Пирогова, также утверждает, что: «изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное назначение, благодаря высокому мастерству русских умельцев они стали произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов» [117].

Рассмотрим исторические аспекты возникновения лаковой

миниатюрной живописи в России. Исторической родиной возникновения

лаковой живописи считается Китай, где изделия покрытые лаком

изготавливали начиная со второго тысячелетия до нашей эры. Натуральный

лак для покрытия изделий вырабатывался из сока лакового дерева (лат.

название растения Р1ш8Уегшс1£зга). Именно в Китае были разработаны три

разнообразных метода декорирования лаковых изделий (мебели,

архитектурных деталей, шкатулок, посуды) это: резьба по лаку, инкрустация

лака (перламутром, оловом, фольгой (золотой и серебряной)) и роспись по

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Денисова, Светлана Николаевна, 2012 год

Список литературы.

1. Авсияи O.A. Натура и рисование по представлению. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 152 с.

2. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М. - JL: Искусство, 1940. - 130 с.

3. Андрианов П.Н. Творчество учащихся // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С .Я. Батышева. - М.: АПО, 1999.-488 е., ил. Т.З, С. 218-220.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. -392 с.

5. Ахадуллин В.Ф. Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / В.Ф. Ахадуллин; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 1999. - 16 с.

6. Акмеологический словарь / Под общ. ред. A.A. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004.-161 с.

7. Бадян В.Е., Денисенко В.И. Основы композиции: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект; Трикста, 2011. - 175 с.

8. Бакушинский A.B. Искусство Палеха. - М. - Л.: Akademia, 1934. - 265 с.

9. Бакушинский A.B. Новый стиль Палеха // Исследования и статьи / Сост. И.А. Либерфорт и др.- М.: Советский художник, 1981. - 349 е., С. 250258.

10.Бакушинский A.B. Палехская иконопись // Исследования и статьи / Сост. И.А. Либерфорт и др. - М.: Советский художник, 1981. - 349 е., С. 235250.

11.Бакушинский A.B. Русские художественные лаки // Исследования и статьи / Сост. И.А. Либерфорт и др.- М.: Советский художник, 1981. -349 е., С. 267-286.

12.Бакушинский A.B. Стиль современной Мстёры // Исследования и статьи / Сост. И.А. Либерфорт и др. - М.: Советский художник, 1981. - 349 е., С. 258-267.

13.Белоусов М.Р. Профессиональное образование в области традиционного искусства Палеха. История становления и направления развития / М.Р.Белоусов. - Иваново: ОАО «Издательство «Иваново»», 2008. -160 с.

14.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 е.: ил.

15.Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. - М.: Педагогика, 1983. - 256 с.

16.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

17.Борисова В.Ю. Генезис профессионального образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи // Педагогика искусства. 2009, №4.

18.Борисова В.Ю. Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / М., 2010. - 22 с.

19.Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов: Сборник статей. -Л.: Художник РСФСР, 1981.-374 е., С. 16-43.

20. Богуславская И.Я. Промыслы без «сувенирщины» // Санкт-Петербургские ведомости. - 2007. - 15 июня.

21.Бондарев Ю.А. Педагогические условия развития готовности старшеклассников к инженерному творчеству в процессе факультативного обучения: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Калининград, 2001. - 17 с.

22. Буданова H.A. Формирование профессиональной готовности выпускников вуза в деятельности студенческой общественной организации: дис. .. .канд. пед. наук. - Чита, 2010. - 208 с.

23.Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.

24.Варфоломеева JI.E., Вишнякова Н.Ф. Творческий потенциал и творческая готовность // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. - 488 е., ил. Т.З, С.216-217

25.Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве X - XX вв. - М.: Советский художник, 1974. - 296 е.: ил.

26.Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 е.: ил.

27.Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ.ред. С.Ф.Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1987.-336 е.: ил.

28.Ветрова И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству: учеб. пособие. - М.: Ижица, 2004. - 174 с.

29.Вихрев Е.Ф. Палешане. - М.: Московское товарищество писателей, 1934. - 386 е.: ил.

30.Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

31.Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т. 2. - СПб.: ЛИТА, 2000. - 848 е.: ил.

32.Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т. 4. - СПб.: ЛИТА, 2001. - 832 е.: ил.

33.Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. Т.1. / В.Г.Власов. - СПб.: Кольна, 1995. - 680 с.

34.Волков H.H. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977. - 524 с.

35.Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. - М.: Советский художник, 1972.-352 с.

36.Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.

37.Выготский JI.C. Педагогическая психология // Под ред. В.В. Давыдова. -М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.

38.Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. -1980. -№1.- С. 31-38.

39. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. - 1982. - №5. - с. 80-84.

40.Гилёва И. О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: дис.... канд. психол. наук: 19.00.01 - М.: РГБ, 2002.-173 с.

41.Голубева М.В. Психология художественного творчества: учеб. пособие. - Шуя: Весть, 2005. - 106 с.

42.Голубева О.Л. Основы композиции. - М.: Искусство, 2004. - 120 с.

43.Грицай A.M. Опираясь на традиции, идти дальше.// Проблемы композиции: Сборник научных трудов / Под ред. В.В. Ванслова. - М.: Изобразительное искусство, 2000.-292 е., С. 101-109.

44.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

45.Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учеб. пособие / К.Т.Даглдиян. 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс. - 312 е.: ил.

46. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. - М.: Искусство, 1990. -224 е.: ил.

47.Демин В.М. Состояние, тенденции и перспективы развития среднего профессионального образования в России. - М.: Альфа-М, 2006. - 224 с.

48.Дергачёв В.В. Иконописная мастерская Н.М. Софонова. Палех. - М.: 2010.-530 е.: ил.

49.Дружкова Н.И. Кандинский в Баухаузе: Теоретические основы художественно-педагогической деятельности. - М.: МГУП, 2006. - 242 с.

50.Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / К. М. Дурай-Новакова. - М., 1983. - 32 с.

51.Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект: Культура, 2005. - 304 с.

52.Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. - М.: Искусство, 1970. -124 е.: ил.

53.Жижина С.Г. Искусство лаковой миниатюры. Восток. Запад. Россия. -М.: Интербук-бизнес, 2010. - 216 с.

136

54.3агребина А.Н. Развитие творческой готовности студентов - будущих педагогов в процессе учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ижевск, 2003. - 22 с.

55.3ац JI.C. Формирование профессиональной культуры студентов среднего педагогического учебного заведения в процессе музыкального воспитания: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. - Барнаул, 2005. - 187 с.

56.3еер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

57.Зиновьев Н.М. Искусство палеха. - Л.: Художник РСФСР, 1975 - 246 с.

58.Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - 215 с.

59.3ись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. - М.: Искусство, 1987.-255 с.

60.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - 2-е изд., доп. - М. : Учпедгиз, 1961. - 223 с.

61.Игнатьев С.Е. Линия в рисунках детей // Вестник МГОУ. Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». № 2. 2007. - М.: Издательство МГОУ. - 168 е., С. 14-23.

62.Ильин В.В. О специфике научного знания // Вопр. философии. - 1985. -№7. - С.51.

63.Ильин М. А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI - XX веков. Серия: Библиотека искусствознания. - М.: Советский художник, 1976. - 262 с.

64. Ильиных Л. А. Педагогические условия развития культуры профессионального мышления учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Екатеринбург, 2001.- 197 с.

65.Иогансон Б.В. К вопросу о композиции // Проблемы композиции: Сборник научных трудов / Под ред. В.В. Ванслова. - М.: Изобразительное искусство, 2000. - 292 е., С. 97-100.

66.Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. -М.: Академия, 2002. - 208 с.

67.Иулиания, монахиня (Соколова М.Н.). Труд иконописца. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. - 158 с.

68.Искусство Мстёры. The art of Mstiora (на русск. и англ. языках): каталог экспозиции Мстёрского художественного музея./ авт.-сост. Г.Н. Дугина, В.В. Позднякова.- Владимир: «Покрова», 1996. - 229 е.: ил.

69.Каган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. - СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с.

70. Калинина Л.П. Формирование эстетической культуры студентов профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 165 с.

71.Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. - 108 с.

72.Кандинский B.B. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука-классика 2004. - 240 с.

73.Карпов A.B. Психология труда: учеб. для вузов / под ред. А. В. Карпова. - М.: Владос, 2004. - 352 с.

74.Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Проблемы композиции: Сборник научных трудов / Под ред.

B.В. Ванслова. - М.: Изобразительное искусство, 2000. - 292 е., С. 32-50.

75.Киреенко В.И. Психология способностей в изобразительной деятельности. - М.: Изд-во АПНРСФСР, 1959. - 304 с.

76.Козлова Н.В. Современное профессиональное образование: психолого-акмеологический подход: монография / Н.В. Козлова. - Томск: Издательство ТПУ, 2007. - 197 с.

77.Колесова O.A. Палех и палешане. Путеводитель. - Иваново: ИД «Референт», 2010. - 156 е.: ил.

78.Коптев JT.H. Феномен творческой готовности в культуре как путь инновационного развития // Проблемы современной экономики. - 2006. -№ 1/2 (17/18). - http://www.m-economy.ru/

79.Коромыслов Б. Лаковая миниатюра Мстёры. - М.: «Художник РСФСР», 1972., 168с.: ил.

80.Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов / Э.М. Короткое. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2007. -320 с.

81.Котов В.Т. Индивидуальность художника и палехский стиль // Призыв. -1987, - 6 января.

82.Котов В.Т. Очерки из книги «Палех. Забытое. Неведомое». - Рыбинск, 2008. - 36 с.

83.Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. Вузов/В.М. Кроль. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. -325 е.: ил.

84.Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия РАО. - 2001. - № 4. -

C.4-64.

85.Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 176 с.

86.Лазарев B.C. Управление инновациями в школе. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 352 с.

87.Леднев В. А. Феномен народного праздника в художественном творчестве Б.М. Кустодиева: дисс. ...канд. иск-я: 17.00.09. - СПб., 2007. - 250 с.

88. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. -I960.- № 1.-С. 7—17.

89.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

90.Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1978. - 48 с.

91.Лихачев Д.С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. - 440 е.: ил., портр.

92.Лихачева В.Д. Лихачев Д.С. Художественное наследие древней Руси и современность. - Л.: Наука, 1971. - 120 е.: ил.

93.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 144 е.: ил.

94.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1976. - 376 с.

95.Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. Сост. Р.Г.Григорьева. - СПб.: Академический проект, 2002. - 544 с.

96.Максимова Л.Н. Профессиональная культура в трансформирующемся обществе: парадоксы и перспективы: монография / Л.Н. Максимова. -Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2009. - 284 с.

97.Максимович В.Ф. Русские лаки: уч.- метод, пособ. по курсу «Нар. худ. промыслы»: для спец. «Дек-пр. иск. и народн. промыслы». / В.Ф.Максимович; МШХР. - М., 1999. - 15 с.

98.Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: исторический аспект, современное состояние и пути обновления. - М.: Флинта, 2000. - 200 с.

99.Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте-Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983. - 96 с.

ЮО.Медведев Л.Г. О проблемах художественно-педагогического образования // Вестник МГОУ. Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». № 2. 2007. М.: Издательство МГОУ. - 168 е., С. 8-10.

101.Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Педагогика, 1981. - 276 с.

102.Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей. 2-е издание. - Мн.: Беларусь, 2003. - 152 с.

103.Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. Философский поиск. - М.: Индрик, 2003. - 272 с.

Ю4.Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: учеб. пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 174 с.

105.Москаленко О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности: учеб. пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007. -352 с.

106.Некрасова М.А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов // Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1981. С. 60-81.

139

107.Некрасова М.А. Палехская миниатюра. - JL: Художник РСФСР, 1978. -364 с.

108.Новиков A.M. Методология учебной деятельности. - М.: Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с.

109.Новиков A.M. Методология художественной деятельности. - М.: Издательство «Эгвес», 2008. - 72 с.

1 Ю.Новиков A.M. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с.

Ш.Остапенко A.A. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии / A.A. Остапенко // Завуч. - 1999. - №4. - С. 84-118.

112.Палехская школа. 1923-1950 лаковые миниатюры иконописцев.// JI. Пирогова, О. Колесова, М. Копплин // Под ред. Моники Копплин. -Музей лакового искусства (Мюнстер): «Хирмер», 2011. - 288 с.

113.Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 79 е.: ил.

114.Петров-Водкин К.С. Письма. Статьи. Выступления. Документы. / Сост. E.H. Селиарова. - М.: Советский художник, 1991. - 384 с.

115.Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект, Гаудеамус, 2006. -490 с.

Пб.Пиперов С.Е. Акмеологические особенности творческой готовности к профессиональной деятельности организаторов сельского здравоохранения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - Шуя, 2004. - 215 с.

117.Пирогова JI. Русские лаки. (Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй: судьбы лаковой миниатюрной живописи в XX веке) // Наше наследие. Иллюстрированный культурно-исторический журнал. 2004, № 72.URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7205.php

118.Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: «Наука», 1976. - 304 с.

119.Путилин В. Д. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника / В.Д. Путилин, В.П. Ушачев; Магнитогор. гос. пед. ин-т. - Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1998. - 62 с.

120.Разина Т.М. О профессионализме народного искусства (о специфике прикладного искусства). - М.: Советский художник, 1985. - 192 с.

121. Разина Т.М. Традиционное и новое в искусстве современных художественных промыслов / Т.М. Разина // Народное декоративное искусство. Традиции и поиск: Сб. трудов 9 / Под ред. Н.В. Черкасовой; НИИ худож. пром-сти. - М.: 1979. - С. 20-73.

122.Рамо-Поки Г. Техника росписи икон. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 80 с.

123.Раскин А. Г. Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны. — Ленинград: Лениздат, 1988. — 191 е.: ил.

124.Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 320 с.

125.Реан A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. - 1988. - № 1. - С. 83 -88.

126.Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,

2006.-479 с.

127.Ребзуев Б.Г. Трудовая мотивация: измерение и изменение. Учебно-методическое пособие. СПб.: AHO «ИПП», 2006. - 160 с.

128.Рейнсон-Правдин А.Н. Иван Иванович Голиков- М.: Советский художник, 1956. - 125 е.: ил.

129.Рефрежье А. На языке, понятном массам // Советская культура. - 1974. -21 мая

130.Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: учебно-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 128 е.: ил.

131. Розова Л. Евгений Васильевич Юрин. Мастер в народном промысле мстерской художественной миниатюры / Л. Розова. - Л.: Художник РСФСР, 1982.-118 с.

132.Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учеб. для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000. - 256 с.

133.Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. - 1989. - №4. - С. 89-95.

134.Румянцева З.В. Акмеологическая концепция развития профессионала в подготовке педагога-музыканта в вузе // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2 - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 184-188.

135.Рыбникова О.П. Влияние функционального состояния мелкой моторики пальцев рук на формирование творческого мышления студентов ВШНИ. Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития», - СПб.; ноябрь

2007. СПб.: ВШНИ (институт), 2007. - С. 222-224.

136.Русские лаки. К 200-летнему юбилею фабрики Лукутиных: Каталог выставки./ И.Н. Уханова; Государственный Эрмитаж. - СПб.: Гос. Эрмитаж, 1995. - 120 е.: ил.

137.Салтыков А.Б. Рецензия на программу по учебной дисциплине «Техника палехской миниатюры». 1949 // Архив ПХУ.

138.Свешников A.B. Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведения: учеб. пособие / A.B. Свешников. - М.: Университетская книга, 2009. - 272 с.

139. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: дис.... д-ра иск-я. - М., 1990. - 268 с.

НО.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. -М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

141.Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): учеб. пособие для нач. проф. образования / Владислав Александрович Скакун. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 128 с.

142. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2008. - 208 с.

143.Сластенин В.А. О моделировании образовательных технологий // Наука и шк. - 2000. - №4. - С. 50-56.

144.Сластенин В.А. и др. Педагогика, учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

145.Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

146.Слюсарева Е.С. Психологическая готовность специального психолога к психокоррекционной работе с детьми: Монография. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010.-152 с.

147.Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность: монография. - М.: УМИЦ "Граф-Пресс", 2002. - 420 е.: ил.

148.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.

149.Сосновцева И.В. Никодим Павлович Кондаков и иконописные школы Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи // Никодим Павлович Кондаков 1844-1925. Личность, научное наследие, архив, 2001. ГРМ: PALACE EDITIONS, 2001. С. 165, цв. ил. 97.

150.Супрун Л.Я. Лаковая миниатюра Федоскино. - М.: Легпромбытиздат, 1987.-320 е.: ил.

151.Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов: Учебник. - СПб.: Издательство С.-Петербургского унив., 1998. - 464 с.

152.Таежная Л.Я. Н.П. Кондаков и его роль в истории холуйского иконописного промысла // Народное искусство: исследования и материалы. Сборник статей. К 100-летию Государственного Русского музея // Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская, 1995. С.98-103.

153.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -288 с.

154. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1975.-344 с.

155.Тарабрина И.В. Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ставрополь, 2006. -181 с.

156.Третьяков H.H. Образ в искусстве: основы композиции. - Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. - 262 е., ил.

157. Трубецкой E.H. Три очерка от русской иконе: умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. - М.: ИнфоАрт, 1991.- 112 с.

158.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 44 с.

159.Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия и определения : учеб.-методическое пособие / В. И. Никифоров,

A. И. Сурыгин. - СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2009. -141 с.

160.Ускова Д.Н. Композиция как педагогическое средство развития интерпретирующей способности педагога-музыканта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Пермь, 2001. - 172 с.

161.Успенский Б.А. Семиотика искусства. Поэтика композиции, Семиотика иконы. Статьи об искусстве. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 360 е.: ил.

162.Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. - 2-е изд., уточненное и доп. / В.Б. Устин. -М.: ACT: Астрель, 2007. - 239 е.: ил.

163.Устин В.Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. /

B.Б.Устин. - М.: ACT: Астрель, 2009. - 254 е.: ил.

164. Уткин П.И. Особенности развития народных художественных промыслов на современном этапе / П.И. Уткин // Народное декоративное искусство. Традиции и поиск: Сб. трудов 9 / Под ред. Н.В. Черкасовой; НИИ худож. пром-сти. - М., 1979. С.3-14.

165.Уханова И.Н. Русские лаки в собрании Эрмитажа./ И.Н. Уханова. - Д.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1964. - 96 е., ил.

166.Ушачёв В .П. Творчество в системе образования.- М.: Прометей, 1995. -219 с.

167.Ушачев В. П. Теоретико-методические ориентиры формирования творческой активности личности школьника: метод, пособие для учителей и студентов педвузов / В. П. Ушачев ; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - М.: Прометей, 1996. - 32 с.

168.Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я.Гальперина, Н.Ф. Талызиной. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - 262 с.

169.Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М.: Советский художник, 1988. - 588 с.

170. Фалеева О.Ю. Психолого-педагогическая характеристика профессиональной подготовленности инспекторов Федеральной миграционной службы России / О. Ю. Фалеева // Известия Российского

государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. - СПб., 2008. - N 29(65). - С.452-460.

171. Федотова О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи: автореф. дис...канд. пед. наук / О.В.Федотова. - М., 2005. - 22 с.

172. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М.: Прогресс, 1993. -324 с.

173.Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. - М.: Знание, 1982. - 112 с.

174.Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. - СПб.: Алетейя, 2001. -556 с.

175.Холуйское художественное училище имени H.H. Харламова: К 120-ти летию художественно-образовательной деятельности в п. Холуй. / М.Б.Печкин. -.: Формула цвета, 2003. - 32 е., ил.

176.Художественные промыслы РСФСР. Справочник. Сост.: В.Г.Смолицкий, З.С. Скавронская. - М.: Легкая индустрия, 1973. - 303 е., ил.

177.Царькова О. В. Формирование готовности будущего техника к решению инновационных производственных задач: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Царькова. - Оренбург, 2009. - 237 с.

178.Ченнини Ченнино. Книга об искусстве или трактат о живописи. Практическое руководство / Ченнино Ченнини. - СПб.: Библиополис, 2008. - 272 е., ил.

179.Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум. - Мн.: Харвест, 1999.-312 с.

180.Чехов А. П. Письмо Кондакову Н. П., 2 марта 1901 г. Ялта II А. П.Чехов. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12т./ АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука. Т. 9. Письма, 1900 -март 1901. - М.: Наука, 1980. С. 212 - 213.

181.Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие для вузов / В. Д. Шадриков.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996. - 320 е.: ил.

182.Шамова, Т.И. Активизации учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. -201с.

183.Шамрай Н. Н. Модель адаптации учащихся к рынку труда в профессиональном лицее трикотажного дизайна. Документация Немецко-Русского Форума «Работа в будущем - профессиональное обучение в будущем: производственное обучение» 21-27.06.1998 в Международном Центре Зонненберг. Том первый. Ганновер: 2000. - 367 с.

184.Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». - М.: Просвещение, 1979. - 303 е.: ил.

185.Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 368 с.

186.Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. - М.: Просвещение, 1969. - 272 е.: ил.

187.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студ. пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

188. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я.Батышева. - М.: АПО, 1999.-488 е.: ил.

189.Яловенко Г.В. Русские художественные лаки./ Г.В. Яловенко. - М.: КОИЗ, 1959.-50 е., 15 рис.

190.Яркова Е. Н. Провинциализм и региональная культура России // Региональная культура: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. С. 40 - 44.

191.Kopplin Monika. European Lacquer. Selected Works from the Museum für Lackkunst Munster - Hirmer Verlag, 2010. - 392 c.

192.Kopplin Monika. Russische Lackkunst aus zwei Jahrhunderten: Eine Ausstellung aus Privatbesitz anlaeslich des zweihundertjaerigen Jubilaeums der Manufaktur Fedoskino: Katalog./ M. Kopplin.: Wienand, 1995. - 119 c., ил. - (Museum fuer Lackkunst. Muenster).

193.Russische Lackkunst von Peter dem Grossen bis zur Grossen Revolution. Museum für Lackkunst 26 Januar - 23 Marz 2003, Staatliche Museum Kassel 4 April - 22 Juni 2003: / M. Kopplin. - München.: Hirmer Verlag, 2002. -312 е.: ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.