Содержание обучения теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Куракина, Ирина Игоревна

  • Куракина, Ирина Игоревна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 263
Куракина, Ирина Игоревна. Содержание обучения теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Санкт-Петербург. 2018. 263 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Куракина, Ирина Игоревна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теория и история традиционного прикладного искусства -базовый курс в подготовке художников в профильном высшем образовании как педагогическая проблема

§ 1. Сущность и основные тенденции развития традиционного прикладного

искусства: исторический аспект, современное состояние и перспективы

§ 2. История и современное состояние системы профессионального образования в области традиционных народных художественных промыслов

Выводы к главе 1

Глава 2. Разработка и реализация содержания обучения курсу теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании

§ 1. Разработка содержания базового курса теории и истории

традиционного прикладного искусства

§ 2. Организационно-педагогические условия реализации разработанного содержания и методики обучения курсу теории и истории традиционного

прикладного искусства

§ 3. Экспериментальная проверка эффективности разработанного содержания курса теории и истории традиционного прикладного искусства

в подготовке бакалавров

Выводы к главе 2

Заключение

Литература

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Содержание обучения теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена научной и практической проблемами в области традиционного прикладного искусства и профессиональном образовании в данной сфере. Во-первых, недостаточным вниманием к вопросам реализации мер по сохранению и развитию традиционного прикладного искусства как важной части национальной художественной культуры. Во-вторых, отсутствием должного понимания - на современных, а это только частные, предприятиях народных художественных промыслов - значения профильного высшего образования по конкретным видам традиционного прикладного искусства: лаковой миниатюрной живописи, художественной вышивке, художественному кружевоплетению, художественной резьбе по кости, художественной резьбе по дереву, декоративной росписи по металлу и дереву и т.д. В-третьих, важностью осознания в профильном профессиональном образовании роли теоретических профессиональных дисциплин - конкретно, теории и истории традиционного прикладного искусства - как необходимого и обязательного базового компонента подготовки будущих художников (бакалавров), способствующего формированию и развитию не только профессиональной культуры, но и художественно-образного восприятия каждого традиционного художественного промысла; в конечном итоге - осознанию миссии традиционного прикладного искусства в целом и самобытности регионально-исторических, художественно-технологических, конструктивных, колористических, эстетических особенностей его конкретных видов. Перечисленные аспекты обуславливают потребность переоценки значения и места курса теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании; системном концептуальном отборе его содержания и методов обучения, разработке современного учебно-методического комплекса, что составляет практическую проблему исследования.

Степень разработанности темы исследования. Исследование трудов, посвященных истории формирования и развития и регионально-исторических

художественно-технологических, конструктивных, колористических,

эстетических особенностей конкретных видов традиционного прикладного искусства, позволило сделать вывод о том, что история формирования и развития отдельных его видов раскрыта полно и всесторонне.

Ключевая роль в пробуждении интереса к народному искусству, демонстрации его глубинных смыслов и эстетики принадлежит В.В. Стасову, видевшему в нем проявления национальности; призывавшему не к копированию устаревших форм культуры, а к живому развитию и продолжению традиций. Его идеи были подхвачены и развиты И.А. Голышевым, С.А. Давыдовой, М.К. Тенишевой, Н.Л. Шабельской и другими собирателями коллекций народного искусства. Эти апологеты традиционных народных художественных промыслов видели главное средство их сохранения и развития в организации профессионального обучения, обеспечивающего передачу художественно-технологических традиций.

В 20-30-е гг. XX в., после окончательного признания народного искусства частью национальной художественной культуры, формируется круг исследователей - искусствоведы, сотрудники Кустарного музея и Научно-исследовательского института художественной промышленности, - глубоко и всесторонне изучающих вопросы его зарождения и развития в конкретные исторические периоды.

Основополагающим является исследование В.С. Воронова «Крестьянское искусство», в котором описаны виды народного искусства, самобытность их художественно-образных систем [36]. Особенности формирования лаковой миниатюрной живописи Мстеры и Палеха, возрождение искусства в Городце, Хохломе и Дымкове проанализировал А.В. Бакушинский [8]. Важно отметить, что автор уделяет особое внимание вопросу воспитания средствами искусства, в том числе раскрывает нравственный и эстетический потенциал произведений, отмечая, что «народное искусство не только не завершит свой круг, но, напротив, должно обрести новые силы и источники для своего развития» [8, с. 16; 9]. В центре научного внимания искусствоведа В.М. Василенко - процессы

возникновения и становления народного искусства, в частности, выявление специфики резьбы и росписи по дереву, ее художественно-стилистических особенностей [30-32]. Эта же исследовательская тенденция нашла развитие в трудах В.М. Вишневской, предмет научного интереса которой росписи Хохломы и Городца [35]. Вопросы теории народного искусства, его эстетики и глубинных смыслов, профессионализма художников народных художественных промыслов изучены Т.М. Разиной [122-123], активно сотрудничавшей с Московской школой художественных ремесел (сейчас - Московский филиал Высшей школы народных искусств). Искусствовед, заместитель директора НИИХП В.А. Барадулин заложил основы понимания и интерпретации традиций народного искусства, выявил эстетическое своеобразие и нравственное содержание произведений; способствовал восстановлению живописного типа урало-сибирской росписи [11, 113]. Богородская резьба по дереву, народная игрушка как произведение искусства проанализированы в трудах Н.Д. Бартрама [60], в настоящее время проблемами игрушки, богородской пластики, занимается Г.Л. Дайн [47].

Лаковая миниатюрная живопись исследована учеными А.В. Бакушинским [8], Н.М. Зиновьевым [55-56], Г.В. Яловенко [173], И.Н. Ухановой [153], Н.О. Крестовской [72-73]; художественная резьба по кости - И.Н. Ухановой [154], художественная вышивка и кружево - В.А. Фалеевой [156] и Н.Т. Климовой [6768]. Искусствоведом И.Я. Богуславской проанализирована история и стилистические особенности художественной вышивки, народной игрушки, русских лаков, проблемы художественной традиции [22-23].

В настоящее время направления изучения народного искусства определяет ученый, искусствовед М.А. Некрасова, поднимающая проблемы развития его конкретных видов, вопросы духовного содержания и эстетики, и предлагающая перспективы решения. Исследователь внесла наиболее значительный вклад в формирование методологии изучения народного искусства, создание фундаментальной научной теории, базовые идеи которой изложены в исследовании «Народное искусство как часть культуры: теория и практика» [102]. В этом труде определены сущностные характеристики народного искусства:

универсальность образов, коллективный характер труда, доминирующее значение традиций и их закрепление в каноне и школе.

Вместе с тем, фактически отсутствуют научные исследования, которые явились бы обобщающими и дающими представление о многообразии традиционных народных художественных промыслов России не только в аспекте их регионально-исторических художественно-технологических особенностей, но, прежде всего, раскрывающих духовно-нравственное содержание.

Ретроспективный анализ научных трудов, посвященных проблемам изучения истории, теории и дидактики профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства (аспект преподавания теории и истории традиционного прикладного искусства) показал, что круг исследований в этой области узок и данная проблема осталась вне поля зрения исследователей XIX - XX вв., за исключением отдельных трудов, посвященных описанию практической профессиональной подготовки художников.

Ученым, в трудах которого наиболее полно раскрыт исторический аспект формирования профессионального образования художников традиционного прикладного искусства, является В.Ф. Максимович. На основании изучения опыта профессиональной подготовки мастеров прошлого была разработана теория инновационных подходов к организации непрерывного образования в традиционном прикладном искусстве [86-88].

В рамках научно-педагогической школы В.Ф. Максимович выявлены отдельные стороны профессионального образования по конкретным видам искусства. Содержание и методы обучения технологии художественной вышивки раскрыты Носань Т.М. [109]; модель формирования проектной культуры студентов и системная модель формирования готовности специалиста использовать в работе новые подходы с целью создания высокохудожественных произведений в области художественной вышивки спроектированы С.Ю. Камневой [63] и Е.В. Сайфулиной [133] соответственно; впервые содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования создано А.А. Николаевой [107]. Содержание и

методы профессионального образования в области художественного кружевоплетения разработала Е.А. Лапшина [78]; содержание профессионального обучения реновации произведений художественного кружевоплетения Т.Е. Лончинская [84]; содержание среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона Д.Ю. Христолюбова [163]. Обучение ювелирному искусству раскрыто Д.С. Дроновым [51], М.В. Чураковой [168]; содержание образования в области художественной игрушки О.В. Озеровой [110]. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе исследовала П.В. Гусева [44]; проблемы взаимосвязи дисциплин «Мастерство» и «Композиция» в лаковой миниатюрной живописи - О.В. Федотова [158], содержание и методы обучения живописи в холуйской лаковой миниатюрной живописи - И.А. Безина [16]; профессиональное образование в мстерской лаковой миниатюре - В.Ю. Борисова [26], холуйской - Ю.А. Бесшапошникова [19], палехской - С.Н. Денисова [50]. Вопросы общепрофессиональной художественной подготовки, проблемы обучения рисунку и живописи раскрыты в исследованиях И.Э. Агаповой, Е.И. Васильевой, Н.Ю. Дунаевой, Н.Г. Кузнецова, М.О. Ломакина, И.В. Поселеновой, Ю.С. Салтановой, П.Е. Серова [5, 33, 52, 74, 83, 134, 140]. Эти работы являются итогами собственной творческой и преподавательской деятельности, обладают не только теоретической значимостью, но дают возможность практически использовать педагогические и методические результаты в обучении студентов.

Однако нераскрытыми остались вопросы изучения теории и истории традиционного прикладного искусства как базового компонента теоретической подготовки будущих художников. Существующие учебные программы курсов теории и истории традиционного прикладного искусства не позволяют позиционировать их как базовый научно-теоретический компонент в подготовке будущих художников. Хотя именно в рамках этого курса происходит формирование духовности человека, его национального самосознания и самоидентификации - качеств, без которых немыслимо сохранение и развитие народного искусства.

Анализ теории и практики состояния данного вопроса позволил сформулировать следующие противоречия между:

- значимостью системного изучения регионально-исторических видов традиционного прикладного искусства, необходимостью освоения студентами их многообразия и устаревшим содержанием, способами и технологиями реализации курса теории и истории традиционного прикладного искусства, преобладанием ознакомительно-обобщающего подхода, редуцированного до изучения отдельных популярных видов традиционных художественных промыслов;

- требованиями, предъявляемыми к современной профессиональной подготовке будущего бакалавра, - единства общекультурных, универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, наличием общих, теоретических исследований, посвященных проблемам народного искусства и отсутствием прикладных, преломляющих научные теории и концепции в область педагогики, дидактики и методики в сфере традиционного прикладного искусства в аспекте освоения его теории и истории, базового учебного курса, направленного на формирование требуемых компетенций.

С учетом выявленных проблем и противоречий сформулирована тема исследования: «Содержание обучения теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании».

Цель диссертационного исследования - теоретически и методически обосновать и разработать содержание обучения базовому интегративному курсу теории и истории традиционного прикладного искусства.

Объект исследования: высшее образование в области традиционного прикладного искусства.

Предмет исследования: содержание обучения курсу теории и истории традиционного прикладного искусства в высшем образовании в этой области.

Гипотеза исследования: разработанное содержание обучения курсу теории и истории традиционного прикладного искусства будет способствовать развитию профильного высшего образования будущих художников

традиционного прикладного искусства (бакалавров), осознающих его сущностные особенности, специфику и духовную компоненту, если:

• проанализирована теория и практика традиционного прикладного искусства с уточнением научного понятийного поля, выявлением регионально -исторических особенностей его видов, тенденций их развития и современных проблем, а также выявлена взаимозависимость сущности традиционного прикладного искусства и профильного высшего образования в этой области;

• изучен исторический опыт профессионального образования в традиционных народных художественных промыслах и определена необходимость освоения курса теории и истории традиционного прикладного искусства как теоретического базового интегративного курса, разработки его содержания для профильного высшего образования в этой области;

• обосновано и разработано содержание базового интегративного курса теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании;

• определены организационно-педагогические условия реализации разработанного содержания и методики обучения курсу, способствующие формированию единства общекультурных, универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, обеспечивающих высокий уровень профильного высшего образования.

Задачи исследования:

• провести структурно-терминологический анализ теории и практики народного искусства и разработку терминологического поля с выявлением регионально-исторических особенностей видов традиционных народных художественных промыслов, тенденций развития и современных проблем, сущности традиционного прикладного искусства и необходимость профильного высшего образования в этой области;

• выявить генезис профессионального образования в традиционных народных художественных промыслах с обоснованием важности освоения курса теории и истории традиционного прикладного искусства как теоретического

базового интегративного курса и разработки его содержания в профильном высшем образовании;

• разработать содержание и методику обучения курсу;

• определить организационно-педагогические условия реализации разработанного содержания курса, формирующего художественно-образное восприятие каждого вида традиционного прикладного искусства;

• экспериментально проверить разработанное содержание обучения базовому интегративному курсу теории и истории традиционного прикладного искусства, как фактор, стимулирующий формирование единства общекультурных, универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций.

Научная новизна исследования:

• определен профильно-профессиональный научный понятийный аппарат «народное искусство - народные художественные промыслы -традиционные народные художественные промыслы - традиционное прикладное искусство» и разработана его типология, включенная в содержание обучения курсу теории и истории традиционного прикладного искусства;

• выявлены и обоснованы направления разработки содержания обучения базовому интегративному курсу теории и истории традиционного прикладного искусства, включающие: учет специфики всех исторически сформировавшихся региональных видов; сочетание теоретических аудиторных занятий и практических внеаудиторных занятий в профильных музеях; погружение в ходе выездных практик в культурный ландшафт - географическую локацию, признанную в качестве объекта культурного наследия человечества -исторических региональных центров традиционного прикладного искусства: Федоскино, Холуй, Мстера, Рязань, Богородское, Сергиев-Посад.

• определены концептуальные основы содержания курса с позиций регионально-исторического, художественно-технологического, конструктивного, колористического, эстетического подходов к каждому виду традиционных народных художественных промыслов и специальных дидактических принципов: регионально-исторической художественно-технологической достоверности;

аналитического разбора произведений каждого вида традиционного прикладного искусства при осознании общего контекста их возникновения, возрождения, сохранения и развития в целом; моделировании теоретического курса, ориентированного на создание художественно-творческого процесса, результатом которого является создание высокохудожественных собственно-творческих произведений искусства.

Теоретическая значимость исследования:

• доказана значимость интегративного курса теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании в области традиционного прикладного искусства как необходимого, значимого, базового компонента теоретической подготовки будущих бакалавров;

• выявлены основы, обеспечивающие разработку содержания курса теории и истории традиционного прикладного искусства: преемственность традиций, дифференциация и интеграция содержательных блоков;

• определены основания отбора форм и методов работы со студентами в процессе обучения курсу: единство теории и практики, сочетание аудиторного и внеаудиторного образования, приоритет исследовательской деятельности, ориентация на создание художественно-творческих работ;

• раскрыты организационно-педагогические условия эффективной реализации курса теории и истории традиционного прикладного искусства, позволившие оптимизировать процесс подготовки будущих бакалавров, что проявляется в осознании студентами сущности традиционного прикладного искусства в целом и специфики его каждого конкретного вида, развитии кросс-культурности в собственной художественно-творческой деятельности.

Практическая значимость исследования:

• разработанное содержание обучения базовому интегративному курсу теории и истории традиционного прикладного искусства внедрено в подготовку будущих художников традиционного прикладного искусства (бакалавров) в Высшей школе народных искусств (академии) и ее филиалах, что способствовало овладению глубокими теоретическими знаниями о совокупности всех видов

традиционного прикладного искусства и являлось основой развития собственной художественно-творческой и научно-исследовательской деятельности;

• внедрен и практически используется авторский учебно-методический комплекс (рабочая программа курса, учебно-наглядное пособие, контрольно-оценочные средства) для преподавания базового интегративного курса теории и истории традиционного прикладного искусства, что создает эффективные условия для формирования единства общекультурных, универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций;

• созданное учебно-наглядное пособие по теории и истории традиционного прикладного искусства включает обновленную типологию заданий, алгоритмы учебной деятельности, образовательные путешествия в профильных музеях, что позволяет обеспечить самостоятельную научно-исследовательскую и художественно-творческую деятельность студента;

• внедрено авторское учебно-наглядное пособие «Теория и история традиционного прикладного искусства» для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов с учетом разработанного содержания курса в области художественной вышивки - более восьмидесяти видов, художественного кружевоплетения - более пятнадцати видов, художественной резьбы по кости -более пяти видов, ювелирного искусства - более семи видов, лаковой миниатюрной живописи - четыре вида и т.д. в образовательную деятельность Высшей школы народных искусств и ее филиалов, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Российского колледжа традиционной культуры г. Санкт-Петербурга, Талдомского филиала Московского Губернского колледжа искусств, художественной школы им. В.А. Серова г. Твери.

Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных исследователей, рассматривающих:

- стратегию построения художественного образования (В.Ф. Зива, Л.Г. Савенкова, Н.Н. Фомина и др.);

- традиционные художественные промыслы, историю их становления и развития (А.В. Бакушинский, В.А. Барадулин, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.С. Воронов, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасова, Т.М. Разина и др.);

- непрерывное профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве (Н.М. Александрова, В.Ф. Максимович, А.А. Николаева, В.В. Шапкин, Н.Н. Шамрай и др.);

- содержание профессионального образования художников по конкретным видам традиционного прикладного искусства (лаковой миниатюрной живописи: О.В. Федотова, холуйской - Ю.А. Бесшапошникова, мстерской - В.Ю. Борисова, палехской - С.Н. Денисова; палехской иконописи - П.В. Гусева; ювелирному искусству - Д.С. Дронов, М.В. Чуракова; художественной вышивке - С.Ю. Камнева, А.А. Николаева, Т.М. Носань, Е.В. Сайфулина; художественному кружевоплетению: вологодскому - Е.А. Лапшина, кружеву Рязанского региона -Д.Ю. Христолюбова, реновации кружевных произведений - Т.Е. Лончинская; художественной игрушке - О.В. Озерова);

- общепрофессиональное художественное обучение и воспитательный аспект подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства (И.Э. Агапова, И.А. Безина, Е.И. Васильева, Н.Ю. Дунаева, Н.Г. Кузнецов, М.О. Ломакин, П.Е. Серов);

- идею культурологизации образования (Л.М. Баткин, Л.М. Ванюшкина, Е.Н. Коробкова, Л.В. Школяр и др.);

- единство аудиторного и внеаудиторного образования (Л.М. Ванюшкина);

- дидактические принципы отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева и др.);

- особенности организации педагогического эксперимента в целом (В.С. Лазарев, В.В. Шапкин) и специфику обработки и интерпретации его результатов в традиционном прикладном искусстве (С.Ю. Камнева, Е.В. Сайфулина и др.).

Методологической базой исследования являются труды, раскрывающие: философию искусства и эстетики (П.А. Флоренский); логику исторического процесса и освоение культурного наследия, диалогизм культуры (М.М. Бахтин,

В.С. Библер); теорию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); теорию народного искусства (М.А. Некрасова); теорию профессионального образования в области традиционного прикладного искусства (В.Ф. Максимович).

Для решения поставленных задач использованы методы исследования:

- теоретические: контент-анализ понятийного поля народного искусства; системный анализ философской, искусствоведческой, историко-педагогической, педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; историко-генетический анализ профессионального образования в области традиционных народных художественных промыслов;

- экспериментальные: педагогическое наблюдение; анализ экспериментальной работы, научно-исследовательских и художественно-творческих работ участников эксперимента; включенный педагогический эксперимент; комплексный и сравнительный анализ экспериментальных материалов и выводов; обработка результатов экспериментальных данных методами математической статистики.

Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» в Санкт-Петербурге и ее филиалы - Московский филиал, Мстерский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова, в которых реализованы программы профильного высшего образования в области традиционного прикладного искусства.

Этапы исследования. Первый этап (2015-2016 гг.) - изучение научной литературы по теме исследования для выявления актуального состояния проблемы: определение понятийного поля, методологии и гипотезы исследования, методов организации эксперимента; формулировка цели и задач, разработка структуры исследования; выделение сущности и основных тенденций развития традиционного прикладного искусства; выявление этапов развития профессионального образования в традиционных художественных промыслах; определение места курса теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании.

Второй этап (2016-2017 гг.) - разработка содержания обучения теории и истории традиционного прикладного искусства и организационно-педагогических условий его реализации; организация экспериментальной проверки разработанного содержания обучения курсу; определение критериев эффективности педагогического эксперимента.

Третий этап (2017-2018 гг.) - анализ и обработка полученных экспериментальных данных, подтверждающих гипотезу, методами математической статистики. Формулировка выводов и заключения диссертационного исследования, оформление материалов диссертационного исследования, подготовка автореферата.

Положения, выносимые на защиту:

1. Традиционное прикладное искусство в разработанной типологии понятийного поля в системе «народное искусство - народные художественные промыслы - традиционные народные художественные промыслы - традиционное прикладное искусство» является важным компонентом, где каждый из его видов обладает регионально-историческими художественно-технологическими, колористическими, конструктивными, эстетическими особенностями, что определяется базовой сущностью самого искусства и диктует необходимость профильного высшего образования в этой области.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Куракина, Ирина Игоревна, 2018 год

Литература

1. О народных художественных промыслах: федер. закон от 06 января 1999 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-7акоп-о^6011999-п-7^7-о/

2. Поручение Президента России по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области 18 апреля 2017 от 7 мая 2017 года №Пр-912 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/54474

3. О Стратегии развития народных художественных промыслов на 20152016 гг. и на период до 2020 года: приказ Минпромторга России от 20 июля 2015 № 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_252153/

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата): утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/1/1780

5. Агапова, И.Я. Формы профессионального образования в народных художественных промыслах России / И.Я. Агапова // Педагогика искусства. -2009. - № 2. - С. 122-137.

6. Александрова, Н.М. Дидактика профессионального образования в области традиционного прикладного искусства: учебное пособие для самостоятельной работы аспирантов, обучающихся по педагогическим специальностям в области традиционного прикладного искусства / Н.М. Александрова. - СПб.: ВШНИ, 2017. - 95 с.

7. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.

8. Бакушинский, А.В. Исследования и статьи / А.В. Бакушинский; сост. И.А. Либерфорт, Н.А. Радзимовская, А.С. Галушкина, М.А. Некрасова. - М.: Советский художник, 1981. - 351 с.

9. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский; сост. Н.Н. Фомина. - М.: Карапуз, 2009. - 420 с.

10. Банников, В.Н. Народное искусство и художественное творчество. Внеурочная деятельность в школе: Учебно-методическое пособие. Часть 1: 1-4 класс, часть 2: 5-8 класс / В.Н. Банников. - Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2014. -215 с.: ил.

11. Барадулин, В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу / В.А. Барадулин. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 110 с.: ил.

12. Барашков, В.В. Истоки художественного образования в селе Холуй // Пожарский юбилейный альманах: К 80-летию лаковой миниатюры Холуя. Вып. 8 / В.В. барашков; ред.-сост. М.Б. Печкин. - Иваново: ООО «ИИТ "А-Гриф"», 2014. - С. 52-56.

13. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли): Учебное издание / Р.А. бардина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 302 с.: ил.

14. Баткин, Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода / Л.М. Баткин // Античная культура и современная наука. - М.: Наука, 1985. - С. 303-312.

15. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; сост. С. Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

16. Безина, И.А. Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Безина Ирина Александровна. - СПб., 2015. - 229 с.

17. Белов, М.С. Проблемы бытования народных художественных промыслов в современном культурном пространстве / М.С. Белов // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». - 2013. - 4 (1). - С. 9-15.

18. Беляева, А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования / А.П. Беляева. - СПб.: Ин-т проф.-техн. образования РАО, 2002. - 238 с.

19. Бесшапошникова, Ю.А. Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бесшапошникова Юлия Авенгеровна. -СПб., 2015. - 227 с.

20. Библер, В.С. Диалог культур и школа XXI века / В.С. Библер // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. / Под общ. ред. В.С. Библера. -Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1993. - С. 9-106.

21. Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI век / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

22. Богуславская, И.Я. Значение местных традиций для развития современного народного искусства / И.Я. Богуславская // Народное искусство России в современной культуре. - М.: Коллекция М, 2003. - С. 115-126;

23. Богуславская, И.Я. Проблемы традиции в искусстве современных народных художественных промыслов / И.Я. Богуславская // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - С. 16-43;

24. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.

25. Большова, С.И. Формы и методы передачи мастерства в Михайловском производственном объединении «Труженица» / С.И. Большова // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - М.: НИИХП, 1990. - С. 83-89.

26. Борисова, В.Ю. Профессиональное образование в области мстерской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Борисова Валерия Юрьевна. - М., 2009. - 271 с.

27. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Культурно-образовательные практики: новый образовательный формат / Л.М. Ванюшкина, Е.Н. Коробкова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 3. - Т. 64. - С. 197-199.

28. Ванюшкина, Л.М. Внеаудиторное образование - путь в открытое образовательное пространство: Монография / Л.М. Ванюшкина. - СПб.: Лита, 2003. - 223 с.

29. Ванюшкина, Л.М., Коробкова, Е Н. Образование в пространстве культуры: Монография / Л.М. Ванюшкина, Е.Н. Коробкова. - СПб.: СПб АППО, 2012. - 176 с.

30. Василенко, В.М. Народное искусство: избранные труды о народном творчестве X - XX веков / В.М. Василенко. - М.: Сов. художник, 1974. - 294 с.

31. Василенко, В.М. О развитии народного искусства / В.М. Василенко. // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - С. 44-59.

32. Василенко, В.М. Русское советское народное искусство и художественная промышленность / В.М. Василенко, М.А. Ильин, О.Д. Балдина. -М.: Изд-во МГУ, 1980. - 110 с.

33. Васильева, Е.И. Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Васильева Елена Ивановна. - М., 2009. - 215 с.

34. Вершловский, С.Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена: Монография / С.Г. Вершловский. - СПб.: СПб АППО, 2008. -151 с.

35. Вишневская, В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву / В.М. Вишневская. - М.: КОИЗ, 1956. - 259 с.

36. Воронов, В.С. Крестьянское искусство / В.С. Воронов. - М.: Государственное издательство, 1940. - 139 с.

37. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

38. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер; пер. с нем., общ. ред. и вст. ст. Б.Н. Бессонова. - М.: прогресс, 1988. -704 с.

39. Гайфутдинов, А.М. Формирование дидактического принципа научности и доступности в истории отечественной педагогики (1935-2006) / А.М. Гайфутдинов // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 9. 10. - С. 180-186.

40. Глассер, У. Школа без неудачников / У. Глассер. - М.: Прогресс, 1991. -184 с.

41. Голышев, И.Я. Иконописные школы / И.Я. Голышев // Владимирские ведомости. 1892. - С. 9.

42. Гончарова, Л.Н. Проблема подготовки кадров для народных промыслов / Л.Н. Гончарова // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1981. -С. 336-340.

43. Гордина, О.В., Гордин, А.И. Информальное и неформальное образование взрослых: вопросы теории и практики / О.В. Гордина, А.И. Гордин. -Иркутск: изд-во ВСГАО, 2010. - 184 с.

44. Гусева, П.В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гусева Полина Вадимовна. - СПб., 2012. - 183 с.

45. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. -544 с.

46. Давыдова, С.А. Русское кружево и русские кружевницы: Исследование историческое, техническое и статистическое. - СПб.: Типография С.А. Суворина,

1892 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //www.booksite. ru/fulltext/davyi/dova/#4

47. Дайн, Г.Л. Проблемы воспитания богородских резчиков в прошлом и настоящем / Г.Л. Дайн // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - М.: НИИХП, 1990. - С. 35-56.

48. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 -11 классы. - М.: Дрофа, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bisvet.ucoz.ru/_ld/2/201_.pdf

49. Демонстрационный экзамен - новый формат демонстрации достижений учащихся в системе дополнительного образования детей // Ресурсный научно -методический центр непрерывного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //prodod.ru/novo sti_rnmts_no/demonstracionniy_ekzamen

50. Денисова, С.Н. Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Денисова Светлана Николаевна. - СПб., 2012. - 205 с.

51. Дронов, Д.С. Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Дронов Дмитрий Сергеевич. - М., 2009. - 181 с.

52. Дунаева, Н.Ю. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Дунаева Наталья Юрьевна. - СПб., 2013. - 233 с.

53. Зива, В.Ф. Пути совершенствования российского образования в сфере искусства и дизайна / В.Ф. Зива // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2017. - Т. 1. - № 2. - С. 12-20.

54. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

55. Зиновьев, Н.М. Искусство Палеха / Н.М. Зиновьев. - Л.: Художник РСФСР, 1975. - 244 с.

56. Зиновьев, Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха / Н.М. Зиновьев. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - 216 с.

57. Иванова, Н.И. О создании Музея народного искусства / Н.И. Иванова // Музей народного искусства и художественные промыслы: Сборник трудов научно-исследовательского института художественной промышленности / Отв. ред. Музея народного искусства Розова Л.К. - М.: Изобразительное искусство, 1972. - С. 7-19.

58. Из обзора деятельности подотдела художественной промышленности отдела изобразительных искусств Наркомпроса о развитии художественных промыслов от 27 ноября 1919 года // Советское декоративное искусство: Народные художественные промыслы: Материалы и документы, 1917-1932 / Авт.-сост. Л.И. Давыдова, Д.М. Габиев, Т.Ю. Красовицкая; Общ. ред. М.А. Некрасова, С.М. Темерина. - М.: Искусство, 1986. - 488 с.

59. Избранные статьи. Воспоминания о художнике / Н.Д. Бартрам; вступ. статья и сост. Е.С. Овчинникова, А.Н. Изергина, Т.Г. Перевезенцев. - М.: Советский художник, 1979. - 173 с.

60. Историческая справка о Московской Школе художественных ремесел -Московском филиале Высшей школы народного искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.highschool.ru/test/history.html

61. Каган, М.С. О педагогическом аспекте теории диалога / М.С. Каган // Диалог в образовании: Сборник материалов конференции. Выпуск 22. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 150-152.

62. Казанская, Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Казанская Наталия Равильевна. - М., 2000. - 154 с.

63. Камнева, С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Камнева Светлана Юрьевна. - СПб., 2013. - 185 с.

64. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. - М.: Искусство, 1990. - 367 с.

65. Каплан, Н.И. Отражение современности в творчестве мастеров и художников народных художественных промыслов / Н.И. Каплан // Идейно-творческая направленность народных художественных промыслов на современном этапе: Сборник научных трудов НИИХП / Под ред. М.В. Черкасовой. - М.: НИИХП, 1984. - С. 38-53.

66. Кислов, А.Г. Об опережающем профессиональном образовании в условиях роста социально-экономической мобильности / А.Г. Кислов // Педагогический журнал Башкортостана. - № 1 (68). - 2017. - С. 80-88.

67. Климова, Н.Т. Народная вышивка Горьковской области (рассказы о народном искусстве) / Н.Т. Климова. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1983. - 189 с.

68. Климова, Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий / Н.Т. Климова. - М.: Изобразительное искусство, 1993. - 210 с.

69. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / Я.А. Коменский. - Смоленск: Гос. учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939-1941. Т. 1. Великая дидактика. - 1939.

70. Коробкова, Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Коробкова Елена Николаевна. - СПб., 2004. - 232 с.

71. Краткий очерк деятельности, состоящей под Августейшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической школы кружевниц, 1883-1913. -СПб.: Тип. В.О. Киршбаума, 1913. - 44 с.

72. Крестовская, Н.О. Искусство Жостова / Н.О. Крестовская. - СПб.: ФГБУК Государственный русский музей, 2016. - 72 с.

73. Крестовская, Н.О. Лаковая миниатюра. Федоскино: Альбом / Н.О. Крестовская. - М.: Интербук-бизнес, 1995. - 144 с.

74. Кузнецов Н.Г., Неонет Н.Ф. Педагогические закономерности преподавания живописи будущим художникам традиционно-прикладного искусства / Н.Г. Кузнецов, Н.Ф. Неонет // Научное мнение. - 2016. - № 6. - С. 7376.

75. Кустарная промышленность // История Российской империи. История русской культуры. Энциклопедия. Статьи и словарь / Авт.-сост. Комаров В.В., Комарова И.Ф. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ref-history.ru/hard/ref-kustarnaya-promishlennost.htm

76. Кустарная промышленность России: Женские промыслы в очерках С.А. Давыдовой, Е.Н. Половцевой, К.И. Беренс и Е.О. Свидерской / Главное управление землеустройства и земледелия. Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики. - СПб, 1913. - 448 с.

77. Лазарев, В.С. К проблеме обеспечения валидности педагогического эксперимента / В.С. Лазарев // Известия Российской Академии образования: Научный журнал. - 2016. - № 2 (38). - С. 50-63.

78. Лапшина, Е.А. Профессиональное образование в художественном кружевоплетении: Монография / Е.А. Лапшина, Высшая школа народных искусств (институт). - СПб.: ВШНИ, 2009. - 164 с.

79. Лебедев, О.Е. Размышления о целях и результатах [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Вопросы образования. - 2013. - № 1. - Режим доступа: http://cyberleniпka.ru/article/п/razmyshleniya-o-tselyah-i-rezultatah

80. Лебедев, С.В. Традиционно-прикладное искусство России как предмет философского познания / С.В. Лебедев // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XII международной научно-практической конференции 6-10 ноября 2006 года. - СПб.: ВШНИ, 2007. - С. 122-125.

81. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

82. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. -М.: Знание, 1980. - 96 с.

83. Ломакин, М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ломакин Михаил Олегович. - СПб., 2016 - 252 с.

84. Лончинская, Т.Е. Обучение технологии реновации художественного кружева студентов факультета традиционного прикладного искусства как фактор сохранения национального культурного наследия [Электронный ресурс] / Т.Е. Лончинская // Педагогика искусства. - 2009. - № 4. - Режим доступа: http: //www.art-education.ru/electronic-j ournal/obuchenie-tehnologii-renovacii-hudozhestvennogo-kruzheva-studentov-fakulteta

85. Магомедов, А.Д. Формы и методы передачи традиционного мастерства в художественных промыслах Кубачи / А.Д. Магомедов // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Черкасова. - М.: НИИХП, 1990. - С. 105-112.

86. Максимович, В.Ф. Проблемы профессионального образования в области народных художественных промыслов и пути их решения [Электронный ресурс] / В.Ф. Максимович // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2011. -№1. - Режим доступа: http://dpio.ru/arxiv/v1/v1.htm.

87. Максимович, В.Ф. Преемственность профессионального образования в народных художественных промыслах как основа качества обучения [Электронный ресурс] / В.Ф. Максимович // Педагогика искусства. Сетевой электронный научный журнал - 2012. - № 2 - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/maksimovich_12_june.pdf

88. Максимович, В.Ф. Сущность, особенности и значимость традиционного прикладного искусства России как духовного наследия нашего народа // Традиционное прикладное искусство. Учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2-х частях. Часть I. / Коллектив авторов: Анисина С.Ю., Бесшапошникова Ю.А., Голубева А.Н., Завалей Д.В., Колобов В.Н. и др. / Науч. ред. В.Ф. Максимович. - СПб: ВШНИ, 2015. - С. 6-11.

89. Мамонтова, Н.Н. Формы и методы передачи мастерства в хохломском промысле / Н.Н. Мамонтова // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - М.: НИИХП, 1990. - С. 16-34.

90. Марченко, О.А. К вопросу приобщения личности к народным художественным промыслам посредством медиа-ресурсов / О.А. Марченко // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2015. - № 11 (54). - С. 26-32.

91. Масленицын, С.И. Ученичество в народном искусстве / С.И. Масленицын // Проблемы народного искусства / Под ред. М. А. Некрасовой и К. А. Макарова. - М.: Изобразительное искусство, 1982. - С. 101-112.

92. Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова; отв. ред. С.В. Иванов. - М.: Наука, 1978. - 207 с.

93. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу; пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. Научн, ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной. - СПб.: Евразия,1999. - 432 с.

94. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с.

95. Миханова, О.П. Формирование универсальных компетенций: от теории к практике / О.П. Миханова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4. - С. 145-151.

96. Модоров, Ф.А. Это было во Мстере / Ф.А. Модоров. - Мстера, 1964. - 25

с.

97. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М.: Рос. ин-т культурологии, 2000. - 219 с.

98. Народное искусство. Материалы и исследования: Сборник статей / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. - СПб.: PalaceEditions, 2004. - 188 с.

99. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII - XXI вв. Традиции и современность / Автор-составитель, научный редактор М.А. Некрасова. - М.: Союз Дизайн, 2013. - 620 с.: ил.

100. Народные художественные промыслы / О.С. Попова, Н.С. Королева, Д.А. Чирков и др. Под общ. ред. О.С. Поповой. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 192 с.: ил.

101. Некрасова, М.А. Место народного искусства в современной культуре / М.А. Некрасова // Народное искусство России в современной культуре. - М.: Коллекция М, 2003. - С. 44-77.

102. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

103. Некрасова, М.А. О формах развития народного искусства в некоторых вопросах творчества / М.А. Некрасова // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. -Л.: Художник РСФСР, 1981. - С. 60-80.

104. Некрасова, М.А. О целостности и ценностях // Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - С. 21-49.

105. Некрасова, М.А. Проблема традиции в искусстве народных промыслов // Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М.А. Некрасова. -М.: Изобразительное искусство, 1983. - С. 150-167.

106. Некрасова, М.А. Формирование новой парадигмы теории народного искусства. Ключевые понятия / М.А. Некрасова // Народное искусство России в современной культуре. - М.: Коллекция М, 2003. - С. 78-98.

107. Николаева, А.А. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Николаева Анна Александровна. - СПб., 2017. - 214 с.

108. Новиков, А.М. Формы обучения в современных условиях / А.М. Новиков // Специалист. - 2005. - № 12. - C. 19-23.

109. Носань, Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Носань Татьяна Михайловна. - М., 2012. - 145 с.

110. Озерова О.В. Содержание профессионального образования в области игрушки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Озерова Ольга Викторовна. - СПб., 2016. - 193 с.

111. Орлова, М. Вышивальный промысел и его нужды в Рязанской губернии [Электронный ресурс] / М. Орлова // Вестник Рязанского губернского земства. 1913. № 6-7. / Подг. Дм. Анохин. - Режим доступа: http://www.history-ryazan.ru/node/13305

112. Основанная Ее Императорским Величеством Государыней Императрицей Александрой Федоровной женская «Школа народного искусства». - СПб., 1914. - 14 с.

113. Основы художественного ремесла: Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей: Практ. пособие для руководителей шк. кружков / Под ред. В.А. Барадулина и О.В. Танкус: в 2 частях. - М.: Просвещение. - I часть: 1978-1979. - 255 с.: ил., II часть - 1987. -272 с.: ил.

114. Отчет школы народного искусства Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны за 1915 год. - Петроград, 1916. - 35 с.

115. Отчет школы народного искусства Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны за 1913 год. - СПб., 1914. - 52 с.

116. Половцева, Е.Н. Деятельность скопинских школ кружевниц, находящихся под попечительством Ек. Ник. Половцевой / Е.Н. Половцева. -СПб., 1913. - 6 с.

117. Поселенова, И.В. Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Поселенова Ирина Владимировна. - СПб., 2011. - 192 с.

118. Потапова, Е. С. Холмогорская школа художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова / Е.С. Потапова // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - М.: НИИХП, 1990. - С. 93-100.

119. Пронина, И.А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы ХУШ - первой половины XIX века / И.А. Пронина. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 312 с.

120. Профессиональный стандарт «Вышивальщица» [Электронный ресурс] // Профессионалы обсуждают. - Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru

121. Пыляев, М.И. Драгоценные камни: Их свойства, местонахождения и употребление: Репринтное воспроизведение издания 1888 г. / М.И. Пыляев. - М.: б/и, 1990. - 416 с.

122. Разина, Т.М. О профессионализме народного искусства / Т.М. Разина. -М.: Советский художник, 1985. - 192 с.: ил.

123. Разина, Т.М. Русское народное творчество: Проблемы декоративного искусства / Т.М. Разина. - М.: Изобразительное искусство, 1970. - 255 с.: ил.;

124. Рехачев М.В. Вологодские кружева / М.В. Рехачев. - Вологда: Областная книжная редакция, 1955. - 82 с.

125. Рогатова, Л.С. Истоки федоскинской традиции миниатюрной живописи / Л.С. Рогатова // Подмосковный летописец: Историко-краеведческий альманах. -2011. - 3 (29). - С. 64-71.

126. Роджерс, К. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К. Роджерс, пер. М.М. Исениной под ред. Е.И. Исениной. - М.: Прогресс, 1994. - 478 с.

127. Розова, Л.К. Работа музея по пропаганде народного искусства / Л.К. Розова // Музей народного искусства и художественные промыслы: Сборник трудов научно-исследовательского института художественной промышленности / Отв. ред. Музея народного искусства Розова Л.К. - М.: Изобразительное искусство, 1972. - С. 31-54.

128. Русская лаковая миниатюра: Традиции и современность / Сост. Л.Л. Пирогова, В.Г. Коченкова, М.И. Лукина. Под общ. ред. Л.Л. Пироговой. - М.: ВМДПНИ, 2013. - 306 с.

129. Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX - XX вв. / Отв. ред. Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1965. - 267 с.: ил.

130. Русский изразец: Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея / Вст. ст. И.И. Сергеенко. - М.: Государственный ордена Ленина Исторический музей. - 24 с.

131. Рыбаков, Б.А. Ремесло Древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: 2-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1948. - 803 с.

132. Савенкова, Л.Г. Гуманитаризация образования и инновационные технологии обучения [Электронный ресурс] / Л.Г. Савенкова // Вестник МГУКИ. - 2015. - №3 (65). - Режим доступа: https://cyberleniпka.ru/article/п/gumanitarizatsiya-obrazovaniya-i-iппovatsioппye-tehnologii-obucheniya

133. Сайфулина Е.В. Формирование готовности студентов ВУЗа к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сайфулина Елена Витальевна. - СПб., 2014. - 222 с.

134. Салтанова Ю.С. Содержание обучения цветоведению будущих художников традиционного прикладного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Салтанова Юлия Сергеевна. - М., 2010. - 255 с.

135. Салтыков, А.Б. Самое близкое искусство / А.Б. Салытков. - М.: Просвещение, 1968. - 296 с.: ил.

136. Сахарова, О.Н. К вопросу о методическом обеспечении интерактивных занятий в вузе / О.Н. Сахарова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - № 2. - 2015. - С. 125-129.

137. Свионтковская-Воронова, Л.И. Кружева Кировской области / Л.И. Свионтковская-Воронова // Из научного наследия Л.И. Свионтковской-

Вороновой: Сборник статей из архива Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Приложение к сборнику статей «Научные чтения памяти В.М. Василенко», выпуск III. / Ред. Г.С. Кириллова, Н.Н. Мамонтова, Н.В. Гаевская. - М., 2001. - С. 82-102.

138. Свионтковская-Воронова, Л.И. Кружевной промысел г. Кадома / Л.И. Свионтковская-Воронова // Из научного наследия Л.И. Свионтковской-Вороновой: Сборник статей из архива Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Приложение к сборнику статей «Научные чтения памяти В.М. Василенко», выпуск III. / Ред. Г.С. Кириллова, Н.Н. Мамонтова, Н.В. Гаевская. - М., 2001. - С. 73-81.

139. Свионтковская-Воронова, Л.И. Русское народное кружево / Л.И. Свионтковская-Воронова // Из научного наследия Л.И. Свионтковской-Вороновой: Сборник статей из архива Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Приложение к сборнику статей «Научные чтения памяти В.М. Василенко», выпуск III. / Ред. Г.С. Кириллова, Н.Н. Мамонтова, Н.В. Гаевская. - М., 2001. - С. 61-66.

140. Серов, П.Е. Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Серов Петр Евгеньевич. - СПб, 2012. -194 с.

141. Сидоренко, Н.Ю. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkШs: государственная итоговая аттестация нового формата [Электронный ресурс] / Н.Ю. Сидоренко // «Про_ДОД»: информационной методический журнал. - Режим доступа: http://prodod.moscow/2016/12/02/worldskills/

142. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики: методическое пособие / М.Н. Скаткин. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.

143. Соколова, Л.Б. К проблеме проектирования педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя / Л.Б. Соколова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11, 4 (5). - С. 1148-1154.

144. Соловьева, Л.Н. Лаковая миниатюра: Мстера / Л.Н. Соловьева. - М.: Интербук-Бизнес, 2001. - 152 с.: ил. - (Шедевры народного искусства).

145. Сорокина, М.А. История художественного кружевоплетения в России: Учебник по специальности «Декоративно-прикладное искусство», специализация «Художественное кружевоплетение» / М.А. Сорокина; науч. ред. В.Ф. Максимович. - СПб.: ВШНИ, 2009. - 64 с.

146. Супрун, Л.Я. Опыт передачи мастерства старейшими художниками Жостова / Л.Я. Супрун // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - М.: НИИХП, 1990. - С. 5-15.

147. Тарасов, С.В. Воспитание в современных социокультурных условиях // Воспитание в современной образовательной среде: Материалы региональной научно-практической конференции / С.В. Тарасов; отв. ред. И.В. Васютенкова. -СПб.: ЛОИРО, 2011. - С. 8-14.

148. Тепловодская, Е. Кадомский вениз [Электронный ресурс] / Е. Тепловодская. - Режим доступа: http://kadom.ru/kadomskij_veniz.html

149. Традиционное прикладное искусство. Учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2-х частях. Часть I. / Коллектив авторов: Анисина С.Ю., Бесшапошникова Ю.А., Голубева А.Н., Завалей Д.В., Колобов В.Н. и др. / Науч. ред. В.Ф. Максимович. - СПб: ВШНИ, 2015. - 250 с.

150. Троянская, С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования / С.Л. Троянская // Культурно-историческая психология. -2008. - № 2. - С. 19-23.

151. Устав состоящей под покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны женской Школы «Народного искусства». - 4 с.

152. Уткин, И.П. Особенности развития народных художественных промыслов на современном этапе / И.П. Уткин // Народное декоративное

искусство. Традиции и поиск. Сборник научных трудов НИИХП / Под ред. Н.В. Черкасовой. - М.: НИИХП, 1979. - С. 3-14.

153. Уханова, И.Н. Русские художественные лаки XVIII - XX веков: Каталог коллекции / И.Н. Уханова. - СПб.: Государственный Эрмитаж, 2009. - 256с.: ил.

154. Уханова, И.Н. Севернорусская резная кость XVII - XIX веков / И.Н. Уханова. - СПб.: Славия, 2005. - 179 с.: ил.

155. Ушинский, К.Д. Объяснительная записка к проектам программ учебного курса в Воспитательном обществе благородных девиц и С. -Петербургском Александровском училище / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений: Педагогические статьи 1857-1861 гг. / А.М. Еголин, Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. - М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - С. 291-318.

156. Фалеева, В.А. Русское плетеное кружево / В.А. Фалеева. - Л.: Художник РСФСР, 1983. - 326 с.

157. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе: Монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова. - Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. - 210 с.

158. Федотова, О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «Мастерство» и «Композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Федотова Ольга Владимировна. - М., 2005. - 166 с.

159. Федотова, О.В. Профессиональное образование в сфере традиционного прикладного искусства на современном этапе [Электронный ресурс] / О.В. Федотова // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2012. - №2. -Режим доступа: http://dpio.ru/arxiv/v1/v2_2.htm

160. Флоренский, П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству / П.А. Флоренский. - СПб.: Мифрил, 1993. - 365 с.

161. Фомина, Н.Н. Перспективы развития научной школы А.В. Бакушинского / Н.Н. Фомина // Научные школы педагогики искусства в современном образовании. - М.: ИХО РАО, 2012. - С. 24-27.

162. Холуй и его музей / Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области; ОГУ «Государственный музей Холуйского искусства». - 40 с.

163. Христолюбова, Д.Ю. Особенности содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Христолюбова Дарья Юрьевна. - СПб., 2017. - 221 с.

164. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: МГУ, 2003. - 416 с.

165. Центральный государственный архив литературы и искусства: Путеводитель / Сост. А.К. Бонитенко, Т.Н. Зверева, В.П. Ярошецкая. - СПб.: Лики России, 2007. - 423 с.

166. Чижов, М.С. Среди миниатюристов: Записки федоскинского мастера / М.С. Чижов; под ред. Б. И. Коромыслова; оформление В. С. Ворониной. — Л.: Художник РСФСР, 1982. - 264 с.

167. Чистов, К.В., Земцовский, И.И., Савушкина, Н.И., Чекалов, А.К., Соколов, М.Н. Народное творчество [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/112453/Народное

168. Чуракова М.В. Закономерности и средства композиции художественного проектирования в области реновации ювелирных изделий / М.В. Чуракова // Педагогика искусства. - 2015. - № 1. - С. 258-261.

169. Шамрай, Н.Н. Педагогические инновации в системе непрерывного профессионального образования традиционного прикладного искусства [Электронный ресурс] / Н.Н. Шамрай // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2013. - №2. - Режим доступа: http://dpio.ru/arxiv/v1/v2_2.htm

170. Шапкин, В.В. Научный педагогический эксперимент: сущность, структура, этапы / В.В. Шапкин // Инновации в образовании. - 2017. - № 8. - С. 55-64.

171. Школяр, Л.В. Теория и практика художественного образования (к 110-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского) / Л.В. Школяр // Музыкальное образование в современном культурном пространстве: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог» (5-6 декабря - г. Пермь, 11-12 декабря 2014 г. - г. Москва). - М.: ФГБНУ «ИХО РАО», 2015. - С. 5-8.

172. Шокорова, Л.В. Дидактические принципы обучения народному декоративно-прикладному искусству в условиях модернизации образования / Л.В. Шокорова // Человек и образование. - 2015. - № 1. 42. - С. 95-98.

173. Яловенко, Г.В. Русские художественные лаки / Г.В. Яловенко. - М.: ВКОИЗ, 1959. - 68 с.

174. Harman, D. Nonformal Education and Development / D. Harman // New Directions for Higher Education. Volume 1976. Issue 14. 1976. - P. 7-20.

175. Innovations in Non-Formal Education: A Review of Selected Initiatives from the Asia-Pacific Region. - Bangkok: UNESCO, 2002. - 117 p.

176. La Belle, Thomas J. Formal, Nonformal and informal education: a holistic perspective on lifelong learning / Thomas J. La Belle // International Review of Education. Volume 28. Issue 2. 1982. - P. 159-175.

177. La Belle, Thomas J. Liberation, Development, and Rural Nonformal Eduation / Thomas J. La Belle // Anthropology & Education. Volume 6. Issue 4. 1975. - P. 2026; Non-formal and Informal Education in Europe / Ed. René Clarijs. - Prague: EAICY, 2005. - 118 p.

178. Rogers, Alan. Non-formal education: flexible schooling or participatory education? / Alan Rogers, p. cm. - (CERC studies in comparative education; IS). -Springer Science+Business Media, Inc: 2005. - 316 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.