Роль собственности в жизни личности и ее место в обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Яковлева, Янина Петровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат философских наук Яковлева, Янина Петровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Онтологически - гносеологические проблемы 10 собственности.
§ 1. Генезис собственности.
§2. Эволюция форм собственности.
§3. Сущность собственности.
ГЛАВА 2. Антропологический анализ собственности.
§1. Значение собственности для общественного производства и со- 80 циальной структуры общества.
§2. Влияние собственности на политическую жизнь и духовное 107 развитие личности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Генезис права собственности в контексте российской правовой традиции2002 год, доктор юридических наук Канюков, Сергей Константинович
Собственность на информацию как социально-философская проблема2009 год, доктор философских наук Латыпов, Ильдар Абдулхаевич
Собственность и личность1998 год, доктор философских наук Захарова, Людмила Николаевна
Социально-философский анализ отношений собственности2001 год, кандидат философских наук Мартинкус, Петр Петрович
Многомерная природа отношений собственности2006 год, кандидат философских наук Лысяк, Владимир Леонидович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль собственности в жизни личности и ее место в обществе»
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в любую историческую эпоху вопрос о собственности является одной из главных проблем в жизни людей. С древних времен собственность — это и препятствие для достижения своих целей для одних, и важная опора стабильности в обществе, залог социального и личного благополучия для других. Собственность является одним из важнейших объективных способов и источников существования человека. Во взаимодействии с ней протекает вся жизнь человека. Изменения, происходящие в отношениях собственности, определяют основное направление в развитии каждой формы общества.
Чаще всего собственность рассматривают с экономической и юридической точек зрения. Однако этого недостаточно, ибо собственность есть один из фундаментальных социальных институтов, влияющих на всю общественную жизнь.
Исследование сущности собственности способствует формированию теоретических предпосылок верного решения проблем современного российского общества, так как собственность является одним из его базисных институтов.
С давних пор ведутся острые дискуссии о содержании, значении и соотношении различных форм собственности. Революция 1917 года провозгласила отказ от частной собственности, последствием которого усилилось негативное отношение к ней. Поэтому необходимо новое переосмысление вопроса об эволюции форм собственности.
Попытки сформировать рыночную экономику в нашей стране вызывают интерес к вопросу о степени влияния собственности и ее форм на материальное производство.
Необходимость обращения к анализу феномена собственности вызвана и тем, что реставрация в стране частной собственности порождает кардинальные изменения элементов социальной структуры общества, его политической системы, потребность переосмысления сущности человеческой личности, особенностей ее дальнейшего развития.
Частная собственность как одна из ее форм теряет ведущую роль детерминанта общественной жизни, постольку в трудах, посвященных формированию постэкономического общества, настойчиво проводится мысль взаимососуществования общественной, частной и личной собственности, формируется новый тип отношений личных и социальных интересов, индивида и коллектива, социума целиком.
В новом тысячелетии распространяется мнение о том, что залог успеха заключается не столько в собственности, сколько в организации производства, не во владении материальными благами, капиталами, а в умении правильно ими пользоваться, не в возможности присвоить какие-либо средства, а в применении их по назначению, что в системе общественных отношений роль собственности становится менее решающей, так как реальной экономической властью обладают не только собственники, а и наемные управляющие - менеджеры. Это приводит к выводу о важности исследования новых разновидностей частной и личной собственности, заключающейся во владении не средствами производства, а знаниями и информацией. Речь идет и о новой форме - интеллектуальной собственности, за которой стоит большое будущее.
Поскольку информация как социальный феномен нового общества имеет общечеловеческий характер, постольку ее значение не укладывается в форма-ционную парадигму «капитализм — социализм» или «Запад — Восток». Отсюда назревает потребность исследования информации как разновидности собственности.
Степень разработанности проблемы. Диссертация имеет достаточно разностороннюю научную базу. В ее понятийный аппарат включен широкий спектр работ классиков философской мысли. Изучено наследие мыслителей античности о проблемах собственности, в частности, «Государство» Платона, «Политика», «Никомахова этика» Аристотеля. Анализ Аристотелем понятий «владение», «использование», «лишенность» помогает раскрыть сущность собственности. Аристотель одним из первых упоминает некоторые ступени генезиса собственности. Также он сделал первые шаги в определении роли собственности в государственном устройстве и духовном развитии личности.
Рассмотрены философские взгляды на собственность просветителей Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсона и др. В частности, в работе Гоббса «Левиафан» расширяется спектр изучения проблемы сущности собственности, взаимодействия собственности и государства. Однако философ выдвигал ошибочное мнение о возникновении собственности после образования государства.
Сущность собственности Джон Локк сводил лишь к ее опосредованности трудом, но заслуга Локка состоит в том, что он пытался раскрыть связь трех неотъемлемых прав - жизнь, свобода, собственность. Достаточно весомо его исследование взаимосвязи собственности и духовного развития личности.
Взгляды Жан-Жака Руссо, выраженные в труде «Об общественном договоре», способствуют раскрытию некоторых аспектов механизма возникновения собственности, а также о естественном состоянии без собственности как самом счастливом периоде человечества.
Заслуга американских просветителей состоит в постановке вопроса о правомерности отождествления права собственности с неотъемлемым правом личности. Решение Томаса Джефферсона заменить неотъемлемое право собственности на право стремления к счастью способствует определению степени влияния собственности на развитие личности.
Выработанная в период Просвещения правовая триада положила начало изучению данной проблемы не только для философии, но и для юриспруденции. Ведь во время формирования теории естественного права возникло определение собственности именно в той трактовке, в какой понимается оно и поныне.
Теоретическими источниками диссертации являются и работы представителей немецкой классической философии И.Г. Фихте, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля. Эти философы одними из первых обосновали важность разграничения в сознании людей предметов на «твое» и «мое», писали о договоре как основе собственности, о наличии личного произвола в процессе владения, об эволюции форм собственности, о связи сущности собственности и потребления, собственности и ее использования, о механизме возникновения собственности посредством раскрытых Гегелем понятий «увидение», «захват», «формирование», «представление».
Противоборство взглядов Е. Дюринга, Ж.-П. Прудона, с одной стороны, и К. Маркса и Ф. Энгельса, с другой стороны об источнике собственности помогает оценить противоречия в определении сущности собственности, ее генезиса. Ключевые моменты марксистской теории собственности легли в основу данной работы. Прежде всего, освещение процесса отчуждения в двух контекстах, отражение сути общественных отношений с материалистических позиций.
Для выявления сущности собственности привлечены также положения Б.Н. Чичерина об использовании как важнейшем факторе собственности и о ее опосредованности трудом; утверждения B.C. Соловьева о нравственном основании собственности; определения С/Л. Франком собственности как продолжения человеческого тела в окружающей природной среде, как власти человека над материальным бытием; мнение Н.А.Бердяева о собственности как выражении свободы человека; выявление творческого начала в собственности С.Н. Булгаковым.
В диссертации исследованы труды М. Штирнера, В. Зомбарта, Э. Фромма, М. Вебера, Г. Маркузе, В. В. Бибихина, В. JI. Иноземцева. Фромм провел социолингвистический анализ слова «иметь», что привело к возможности сделать выводы о взаимосвязи развития сущности категории «собственность» и ее явления. Работа Фромма «Иметь или быть» позволила уточнить влияние собственности на социальные процессы и духовное развитие личности.
Исследования В.В. Бибихина способствовали раскрытию механизма собственности через обозначение этапов увидения и захвата. Статьи B.JI. Иноземцева, посвященные трансформации различных форм собственности, имеют важное значение для ее современной классификации.
Объектом исследования диссертации является социальная сфера жизнедеятельности человека. Предмет исследования — эволюция отношений собственности в контексте общественного развития.
Цель работы - опираясь на исследования современных философов и философов прошлых лет провести социально-философский анализ собственности как феномена, проникающего во все сферы жизнедеятельности.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- выявить сущностные черты феномена собственности
- уточнить источники возникновения и развития собственности
- провести анализ современных форм собственности
- исследовать особенности функционирования феномена собственности как важнейшего для общества социального института
- выявить механизмы действия собственности к отдельным сферам жизни общества( экономика, политика)
- обосновать феномен собственности в качестве фактора социализации личности.
Новизна результатов исследования состоит в следующих положениях:
1. Сущность собственности заключается в удовлетворении
• потребностей личности (физическое выживание, духовное самовыражение и общественное самоопределение), от них и зависит возникновение собственности.
2. Свойствами собственности являются утилитарность, материальность, прибыльность, креативность.
3. Принципами формирования собственности на разных этапах развития общества могут быть выживание, существование, развитие и превращение.
4. Сущностным свойствам собственности соответствуют ее соци
• альные функции: регулятивная функция производственной сфе
• ры; структурно-формирующая роль в социальной стратификации; мотивационная функция, способствующая развитию политической жизни ; реализация социокультурной преемственности как сохранение, развитие и преумножение культуры.
5. Собственность - это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся на основе процессов владения, распоряжения и использования категория социальной философии, выражающая отношение, прежде всего, к средствам производства и оказывающая решающее влияние на развитие материальной жизни
• общества, его социальной структуры, политической системы и духовности личности.
Методологической основой диссертации послужили общефилософские принципы и методы ( диалектики, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному ), а также комплексный подход, использующий отдельные идеи и принципы, выработанные частными социальными науками. Проведен структурно-функциональный анализ феномена собственности. Использован институциональный подход, в котором рассматриваются социальные процессы и отношения, где собственность выполняет социально значимые функции.
В диссертационном исследовании отражены основные аспекты философского анализа собственности. Онтологический аспект выражен в «укоренении» субъекта в бытии, так как воспринимается он не только посредством духовных и физических сил, но и отношением к окружающему его предметному миру. Гносеологический аспект представляет собой освоение мира посредством обозначения предметов через их присвоение. Антропологический аспект заключается в том, что посредством присвоения части предметного пространства у личности возникает внутреннее право на свободные акты в различных областях жизнедеятельности.
Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования определяется тем, что они могут быть использованы:
• в качестве философско-методологической основы для дальнейших исследований проблемы собственности: корректировки сущности признаков, свойств, функций собственности и т.д.;
• для внесения изменений в учебные курсы по социальной философии;
• в работе по анализу философско-методологических основ различных экономических и правовых проблем;
• для разработки социально-философского спецкурса по информации как современной разновидности собственности и ее проникновения во все сферы жизнедеятельности;
• для изучения различных разделов социально-философского знания, исследующих хозяйственную и политическую сферы жизнедеятельности личности, социокультурные и внутриличностные процессы, мировоззрение, где собственность играет существенную роль.
Структура и объем диссертации. Диссертация, объемом 170 страниц, состоит из введения, двух глав, по три и два параграфа соответственно, заключения и списка литературы, включающего 252 работ, в том числе 22 источника на иностранных языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности2006 год, кандидат философских наук Тесля, Андрей Александрович
Философско-методологические аспекты интеллектуальной собственности и ее правовой защиты2006 год, кандидат философских наук Егоров, Сергей Владимирович
Собственность как социокультурный феномен2000 год, кандидат философских наук Емельянов, Роман Александрович
Формирование механизма участия работников в управлении собственным капиталом компании2012 год, кандидат экономических наук Пронина, Ирина Владимировна
Собственность как всеобщий социально-экономический институт: Становление, противоречия, развитие2002 год, кандидат экономических наук Смирнова, Ольга Игоревна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Яковлева, Янина Петровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам в соответствии с поставленными целью и задачами.
В диссертации были рассмотрены основные положения механизма возникновения собственности, которое протекало долгим и сложным образом. У истока любой собственности стоят потребности человека и его желания их удовлетворить. Без этого невозможна никакая собственность, ибо, прежде всего, необходимо мысленно представить вероятность существования этой собственности. Здесь же важную роль играет обнаружение объекта собственности с последующим захватом. Захват подразумевает под собой либо присвоение каких-либо природных- благ, либо отчуждение собственности другого человека или создание ее посредством труда. Собственность не может быть изначально образована только посредством насилия; насилие является лишь одним из возможных механизмов формирования собственности. Для образования собственности решающими факторами является отчуждение, присвоение, а также обусловленность собственности трудом, труд есть один из способов образования собственности. Но чтобы факт собственности был свершившимся, необходимо, чтобы другие люди были осведомлены об этом, и лишь при определении принадлежности собственности появляется возможность вести отношения людей в различных сферах жизни. Только после этого можно непосредственно распоряжаться собственностью и использовать ее в соответствии со своими потребностями.
Основным источником собственности на раннем этапе развития была человеческая сила, постепенно к источникам добавились труд, право, традиции, с развитием капитала как формы собственности ее источниками, помимо прочих, стали деньги и обмен, а на современном этапе развития человечества - способности личности.
При взаимодействии субъекта и объекта собственности возникает вещная зависимость человека. Она проходит в ходе своего развития несколько этапов: выживание, существование, развитие, превращение.
Выживание представляет собой удовлетворение жизненно необходимых потребностей, и вещная зависимость на этом этапе еще не осознается человеком. Существование человека обусловливается стабильным удовлетворением определенного типа потребностей, вещная зависимость принимается как естественная. Развитие заключается в расширении спектра потребностей, зависимость человека от мира вещей доминирует в жизни социального организма. Превращение - это создание нового в условиях снятия материальных проблем и вещной зависимости.
В собственности отражается отношение субъекта к какому-либо объекту собственности как к «своему» или отношение субъекта к предмету как к «не своему», «твоему», «чужому».
С развитием вещной зависимости возникали те или иные формы собственности, определить их можно с помощью ее субъектов и объектов. При выживании человека субъектом были индивид и племя, а объектом окружающий мир. На заре развития человечества собственность вообще не существовала, так человек просто не в состоянии был обладать таким количеством материальных благ, да и в этом не было необходимости, так как человек не отделял себя не только от сообщества себе подобных, но и от природы вообще. Изначально имело место так называемая несобственность или бесхозность. Природных ресурсов было достаточно много по сравнению с потребностями людей, и люди пользовались ими, не задумываясь.
Постепенно появлялись зачатки личной собственности, но общинной собственности еще не существует, хотя постепенно возникала коллективная деятельность. Таким образом, личная собственность существовала наравне с общественной. При существовании земля была средством производства, а субъектами были племя, владельцы земли, а значит частная собственность возникла как трансформация личной. С развитием вещной зависимости основными субъектами стали владельцы капитала, а средства производства представляли собой овеществленный труд. Возникновение новой личной собственности - собственности интеллектуальной подтверждается требованиями прогресса в создании нового, и объектом собственности является способность к творчеству.
Сущность собственности можно выявить через определение ее признаков. Этими признаками являются владение, присвоение, отчуждение, распоряжение, использование.
Владение - это состояние человека, когда ему принадлежит какой-либо объект собственности. Присвоение - это захват или приобретение объекта. Под отчуждением, понимается утрата какого-либо предмета. Возможность манипуляции объектом собственности называется распоряжением. Понятие «использование» олицетворяет собой удовлетворение возникших потребностей с помощью данного объекта, его полезных свойств.
Суть собственности заключается не просто во владении, распоряжении и использовании полезных свойств объектов, а в удовлетворении различных потребностей субъекта. А субъектом могут быть и личность, и общество, следовательно, взаимосвязь их потребностей выражает суть собственности. Основными потребностями являются физическое выживание, духовное самовыражение и общественное самоопределение.
Человек, обладая какими-либо полезными свойствами собственности, обеспечивает себе нормальную жизнедеятельность. Он может отличаться от других людей, не использующих эти полезные свойства, такое отличие способствует не только моральному удовлетворению, но и дает возможность руководить такими людьми. Вероятно, одной из составляющих сути собственности является влияние на людей и управление ими.
Также собственность дарит свободу человеку, залогом которой является материальная независимость вследствие наличия собственности. Обладая собственностью,- человек может проявить свои способности: показать себя как личность с моральными качествами и профессиональными навыками. Самореализованный человек представляет собой потенциального для других людей коллегу, друга, члена семьи, благодаря чему создаются новые взаимоотношения людей.
Потребность выступает как выражение зависимости индивида, социальной группы или общества в целом от объективных условий их существования и развития. Человек - существо биосоциальное. Для поддержания своей жизнедеятельности ему необходимы пища, жилище, одежда, средства передвижения и тому подобное. Кроме того, развитая человеческая личность обладает целым спектром потребностей духовного характера. Потребности объективны, в силу этого и факт их осознания хозяйствующим субъектом, а также социальное воздействие на них не отменяют объективного характера их существования. Именно они вызывают к жизни производство тех или иных продуктов и услуг, поддерживают и стимулируют его.
Свойства собственности меняются с развитием самой собственности, это: утилитарность на ранних стадиях развития, как собственности, так и самого человека; материальность как свойство собственности возникло при натуральном хозяйстве; прибыльность заняла свое решающее место в условиях рынка; а креативность, собственности появилась в период постэкономического общества.
Экономическое развитие представляет собой взаимодействие присвоения и отчуждения. Таким образом, две противоположные тенденции являются его источником, благодаря чему люди становятся не разрозненными личностями, а единым социально-экономическим организмом, где наиболее важной становится взаимодействие частных интересов, что приводит к реализации целей и желаний конкретного человека, а это взаимодействие развивается в интересы и планы всего общества.
Происхождение собственности, определяя смысл существования явления, создает механизм обратной связи; явление, функционирующее в реальном мире, должно постоянно реализовывать заложенный в него смысл, то есть осуществлять процесс воспроизводства. Происхождение собственности коренится в необходимости удовлетворения потребностей индивида и общества в их неразрывном единстве. На основе этого можно придти к выводу, что собственность — это вещное соотношение людей, определяющее субъекта экономической власти. А в качестве основного закона собственности выступает процесс возрастающей и убывающей значимости экономической власти в организации общества. Границы существования собственности связываются с угасанием вещной зависимости людей и возможностью использования неэкономических способов организации их деятельности.
Таким образом, собственность порождается необходимостью целостной реализации потребностей человека и общества в условиях вещной зависимости людей, что предполагает установление иерархии в обществе и придает собственности характер экономической власти.
Собственность реализуется, если выполняет свои социальные функции. Социальными функциями являются регулятивная, структурно-формирующая, мотивационная и социокультурной преемственности.
Экономическая власть собственности при различных типах общественного хозяйствования развивается по-своему. При обществе собирателей на раннем этапе развития человека экономическая власть ограничена его телом. С возникновением натурального хозяйства экономическая власть функционирует наряду с другими регуляторами общественной жизни - религии, традиции. В условиях рыночного хозяйствования экономическая власть в общественной организации производства доминирует. И лишь на современном этапе постэкономического общества социальные факторы играют более существенную роль, чем экономические.
Можно определить границы существования собственности в экономической сфере. Поскольку необходимость согласования потребностей человека и общества на основе опредмеченных связей формируется постепенно, то становление собственности, обретение ею своего смысла — процесс исторически продолжительный. Нарастание роли экономической власти в организации социума достигает пика в условиях финансовой экономики, когда собственность, как всякое опосредующее начало, начинает опосредовать самое себя, освобождается от конкретных субъектов и объектов и превращается во всеохватывающий символ власти денег.
С развитием собственности изменяются и факторы экономического роста. В условиях выживания человека экономический рост отсутствует, основными факторами являются природа и труд. Когда существование человека становится более стабильным, факторами экономического роста делаются не только труд, но и земля, хотя рост экономики все еще фрагментарен. С развитием капитализма наблюдается интенсивный экономический рост, выраженный в количественных показателях. Доминирование качественных характеристик возникает с развитием научно-технического прогресса. Факторы экономического роста хозяйствования напрямую зависят от источников собственности и ее основных объектов.
По развитию основных субъектов собственности на всем протяжении человеческой истории можно судить о формировании того или иного социального слоя, носящего главенствующее место в социальной стратификации. Так на этапах выживания человеческой цивилизации слоев как таковых вообще не было, а лишь индивид постепенно начал выделять себя из окружающей природы и племени. Постепенно земля стала основным средством производства, а племя основным владельцем. Доминирующим классом в условиях рыночной экономики стали владельцы капитала, а в постиндустриальном обществе основным слоем, отвечающим за успешное развитие общественного производства, являются обладатели знаний, позволяющих грамотно управлять любыми объектами собственности.
Частная собственность уже не является достаточным средством для благосостояния и успеха. В материальном производстве помимо собственности не менее важным элементом становится грамотная, соответствующая требованиям времени организация производственного процесса, то есть на первое место выходит использование объекта, а не просто владение, важной становится возможность применить объект собственности по назначению, а не просто этот объект присвоить.
И дальнейшее развитие человечества, обусловленное экономическим фактором, напрямую зависит от последствий интеграции информационных ресурсов как одной из новых форм личной собственности. Постепенно частная собственность также будет замещаться личной. Отношения собственности трансформируются в силу роста высокотехнологического производства. Важнейшим ресурсом общества являются информация и знания, а наука становится производительной силой общественного развития. И работник на рынке труда выступает не как просто носитель абстрактной рабочей силы, а как собственник - собственник своих интеллектуальных способностей, полученных в результате обучения и творчества. И такая собственность неотчуждаема.
Люди являются равными в своих правах. Из равенства прав собственности следует, что в любой стране, где господствующая религиозная доктрина, философия или идеология отрицает такое равенство, терпит или стимулирует неравенство статуса классов или каст, права собственности будут ненадежны или, в лучшем случае, не защищены.
Так различные социальные группы для защиты своих интересов и их взаимодействия используют сферу политических отношений. Экономическая власть способствует более устойчивому влиянию того или иного слоя людей в политике, позволяет ему навязывать остальным людям свою политическую волю.
Помимо власти экономической, существует власть политическая, и главная задача общества свободного экономического развития в отделении собственности от этой власти. Власть и владение должны быть самостоятельными субстанциями. Развитие общества зависит от полифоничности способа взаимодействия власти и собственности, иначе это приведет к тотальному государственному контролю над личностью в различных сферах, в том числе в экономике.
Таким образом, можно сформулировать наиболее полное определение категории «собственность». Это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся на основе процессов владения, распоряжения и использования категория социальной философии, выражающая отношение, прежде всего, к средствам производства и оказывающая решающее влияние на развитие материальной жизни общества, его социальной структуры, политической системы и духовности личности.
Присутствие социокультурных ориентацией в экономической сфере крайне неустойчиво. Максимализация дохода и пользы, как ведущий принцип экономической деятельности, постоянно вступает в противоречие с установкой на духовную самореализацию как самого хозяйствующего лица, так и других людей. Стремление к выгоде, практицизму часто способствуют отделению норм должного от прозаической установки на накопление и удовлетворение утилитарных' потребностей. Чаще всего на первый план выдвигается практицизм и равнодушие к ценностным идеалам, которые приобретают формальный характер. Человеческие отношения подчиняются анонимному движению товаров и денег, где к людям относятся как к вещам, ведь распоряжаться вещами намного проще и эффективней.
При освобождении человека от власти вещей будет исчезать вещное содержание духовного и социального мира человека. Для этого социум должен иметь качественно иные принципы организации общественных связей: без предметного опосредования, на основе прямого общения каждого со всеми и всех с каждым. Эти принципы существуют и сейчас, помимо традиционных правовых и религиозных, но не доминируют, поскольку не являются всеобщими и самодостаточными при самореализации личности, не могут распространяться на большие общности. Если же человечество сможет победить власть вещей, упорядочить и организовать неопредмеченные связи людей в обществе, то собственность как категория перестанет существовать.
В данном случае в отношениях собственности возникают два взаимосо-существующих аспекта - соотношение свободы и ответственности, личность делает нравственный выбор в пользу той или иной цели. Первая - стремление иметь много собственности, к господству над другими людьми; вторая - это нормальные условия существования, появляющиеся благодаря собственности.
Значимость экономической свободы как внутреннего состояния личности тесно связана с содержанием другой социокультурной нормы хозяйственного бытия капитализма - частной собственностью, т. е. собственностью, поделенной на части и принадлежащей отдельному человеку или группам лиц. Культурой называется все то, что создано руками человека, а собственность и появилась благодаря труду, а значит, собственность является одним из величайших достижений человеческого развития и культуры. Культурная значимость собственности проявляется в том, что право обладания, распоряжения и пользования помогает человеку обозначить границы своего «я», своей личности как главной ценности общества. При цивилизованном капитализме частная собственность выступает не только средством максимизации дохода и пользы, но начинает рассматриваться, по крайней мере частью общества, в качестве условия творческого самовыражения. Отрицание права собственности каждого человека и своеволие в присвоении чужой собственности становится критерием низкого уровня развития культуры.
Теоретической предпосылкой возникновения института интеллектуальной собственности является необходимость в широком доступе, в том числе и информационном, ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности. Отсюда вытекает обязанность вознаграждать их создателей или тех, кто способствовал созданию или распространению этих творческих результатов, с помощью введения дефиниции авторства и авторского права в частности.
Уровень интеллектуальной собственности определяется экономической зрелостью общества, культурными и информационными критериями, в то же время эти критерии зависят от многих факторов: организации научных знаний, искусства, передачи культурного материала, методов познания и т.д. для поступательного развития производительных сил общества.
Формой реализации интеллектуальной собственности является информация, способствующая распространению содержания интеллектуальной собственности. Задача правового, экономического и социального прогресса - удовлетворение моральных и материальных потребностей человека, в том числе в создании и реализации объектов творчества, во многом зависит от степени его осведомленности и своевременно полученной информации.
Интерес к собственности не останавливается у людей никогда, у многих весь образ и смысл их жизни начинает подчиняться экономическому началу и удаляется от начала духовного. Но главная задача - сохранить свое "Я" и честно вести свою хозяйственную деятельность. Экономическая жизнь органично переплетается с интересами и нравственными устремлениями людей. Важно помнить, что собственность существует лишь для того, чтобы помочь человеку и обществу в удовлетворении своих потребностей.
Моральную окраску этому придает только сам человек. Вот почему можно говорить о важности духовных ценностей человека, а не только о форме собственности на средства производства. Меняется отношение к собственности: происходит осознание того, что собственник, независимо от количества средств, не обязательно эксплуататор, а зло и добро заключается в самом человеке, а не в собственности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Яковлева, Янина Петровна, 2003 год
1. Абалкин Л.И. Сочинения. - М.: Экономика, 2000.-c.739.
2. Абрамова С.Б. Деньги как социальная Ценность: поколенческий срез проблемы// Социс. 2000. №7.- С.37-41
3. Адлер М.Д. Стремление к счастью // Америка. 1976. № 7
4. Александров Г. Философские предшественники марксизма. М.: Политиздат, 1940. -275с.
5. Алексеев H.H. Собственность и социализм. // Русская философия собственности (ХУП-ХХ вв.). / Сост. Исупов К., Савкин И. Спб.,1993.
6. Алексеев С.С. Собственность право - социализм. -М.: Юридическая литература, 1989.-: 126с.
7. Американские просветители. Избр. произв. в 2-х т. М.: Мысль, 1968.
8. Андреев А.Л. Николай Александрович Бердяев философия истории и политика/ Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания. - YMCA -PRESS, 1955. - М.:Наука, 1990. - 224с.
9. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988 -415с.
10. Андреев И.Л. Связь пространственно-временных представлений с генезисом собственности и власти//Вопросы философии .- М.1999. №4. -с.54-77
11. Аристотель Сочинения в 4-х Т. М.: Мысль, 1984
12. Асмус В.ф. Иммануил Кант. М.:Наука.-1973. — 534с.
13. Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля/ Аристотель Сочинения в 4-х Т. М.: Мысль, 1984 Т.1. -С.5
14. Баскин М.П. Монтескье М.:Мысль, 1965.-190с.
15. Баталов Э.Я. В мире утопии: пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.:Политиздат, 1989. -319с.
16. Беленький М.С. Вольнодумец Акоста. М.:Мысль. -1984. -127с.
17. Белоцерковский В.В. Кто не работает, тот не владеет. Какая собственность делает раба свободным?// Дружба народов. 1993. №4. -С. 149
18. Бердяев H.A. Духовные основы русс кой революции. Философия неравенства. Собр. соч. Т.4 PARIS YMCA - PRESS - 1990.- 598с.
19. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания. YMCA-PRESS, 1955.-М.:Наука, 1990.-224с.
20. Бердяев H.A. Царство Духа и Царство Кесаря.- М.¡Республика, 1995.- 383с.
21. Бессонова О. Экономика племен-фараонов — России//Знание сила. 1993. №7
22. Бибихин В.В. Свое, собственное// Вопросы философии. 1997. №2 -С24-26.
23. Бобров М.Я. Структурно-функциональный анализ развития буржуазного общества в «Капитале» К. Маркса, Барнаул 1973.- 254с.
24. Богомолов A.C. Английская буржуазная философия XX века. -М. :Мысль, 1973. — 317с.
25. Болдырев И.А. Лафарг. -М.:Мысль. -1984. 175с.
26. Большой экономический словарь/ Под ред. А.И. Азримяна М.: Фонд «Правовая культура». 1994 -528с.
27. Бородин Е.Т. Природное и общественное восроизводство: Постижение марксизма и преодоление его противоречий. — М.: Издательство «Познавательная книга Пресс», 2003. 448с.
28. Булгаков С.Н. Философия хозяйствования. М.: Наука, 1990. — 412с.
29. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Унив.Кн., 1992. -386с.
30. Булычев И. И. Категория «объект» в свете методологии универсального логико-философского алгоритма//Вест.Тамбов. ун-та. Сер .Гуманитар, науки. Тамбов, 1999. Вып.1. с.8-12
31. Булычев И.И. Собственность как философская категория: ее сущность, атрибуты и структура //Вест.Тамбов. ун-та. Сер.Гуманитар. науки. Тамбов, 1999. Вып.2. С.44-49.
32. Бур М.Фихте. Пер. с нем. Я.Фогелера. -М.:Мысль. -1965. 166с.
33. Бурганов А.Х. Гражданское общество в России как сособственничество граждан// Социс. -М., 2000. -№1 С.99-106.
34. Быховский Б.Э. Философия американского Просвещения/ Американские просветители. Избр. произв. в 2-х т. М.: Мысль, 1968. — Т.1-С.З
35. Бэккер Гэрри С. Экономическая теория как универсальная наука// THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 1 №3
36. Вебер М. Избранное. Образ общества. М: Юрист, 1994. 512с.
37. Вебер М. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1990. 804с.
38. Вебер М. История хозяйства.Город. М.:Канон пресс-ц, 2001. - 572с.
39. Вебер М. Хозяйство и общество. Глава III. Типы господства и их отношение к экономике// Социологические исследования. 1988 № 5, С. 88.
40. ВедутаН.И. О формах социалистической собственности// .Изм. -1995 -№3
41. Верцман И. Жан-Жак Руссо М.Художественная литература, -1976. -310с.
42. Винников В. Отчужденный труд и социализм// Диалог. 1999.- №5
43. Виноградов Б.А. Диалектика отношений собственности, или записки «левого ревизиониста». -М.: Изд-во МАИ, 1996. 48с.
44. Водолазов Р.П. От Чернышевского к Плеханову.(об особенностях развития социалистической мысли в России) М.: Издательство МГУ, -1969.- 208с.
45. Волгин В.П. Роберт Оуэнн/ Оуэн Р. Избр. соч. в 2-х т. M.-JL: АНСССР, -1950 T.lc.3
46. Володин А.И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века М.:Мысль. 1973. 304с.
47. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет В 2-х т., М.: Мысль, 1972
48. Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14-ти т. М.: Соцэкгиз -1959
49. Гегель Г.В.Ф. Философия права М.: Мысль, -1990. 524с.
50. Гегель и философия в России. 30-е r.XIX в. 20-е г.ХХ в. М.: Наука , 1974.-264с.
51. Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х т.-М. ¡Просвещение, 1973-1974
52. Глушепкий A.A., Холодков В.Т. Новые тенденции в развитии форм собственности. М.:Канон, 1992.-120с;
53. Гнедовец Д., Гришанков Д., Кириченко Н. Операция Trust // Эксперт. 1996. № 11.
54. Гоббс Т. Избр. произв. в 2-х т. М.:Мысль, 1964
55. Гоббс Т. Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Соцэкгиз,- 1936.- 503с.
56. Годвин В.О собственности Пер. с англ. М.: АНСССР 1958
57. Гольбах П.А. Избр. произв. в 2-х т. М.: Наука, 1963
58. Гончару к О-В. Отношения собственности: экономика и политика. Владивосток, 1992;
59. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе; Критический анализ. М.: Просвещение, -1994-3 80с
60. Гребенников В.В. Институт собственности в условиях рыночной экономики и социального государства. М.:Мысль, 1996.-202с
61. Гребенников В.В. Роль института собственности в становлении гражданского общества в России. Автореф. д.ю.н. Саратов. 1996.
62. Гребенщиков В.А. Диалектика смеется. М.:Тематик, 1994. -79с.
63. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков//Вопросы философии. 1994. -№2. с.54-73.
64. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка в 4-х Т. М.: Русский язык. 1989
65. Дворцов А.Т. Гегель.- М.:Наука, 1972 173с.
66. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо.- М.:Наука,1980.-112с
67. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.:Наука., 1992,540с., с. 201.
68. Дидро Д. Собр. соч.-М.:Мысль,1964
69. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины». (Иллюзии и заблуждения Э.Фромма).- М. :Просвещение, 1974-96с.
70. Доватур А.И. «Политика» Аристотеля/^Аристотель Сочинения в 4-х Т. М.: Мысль,1984 Т.1.-С.38
71. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М,: Наука, 1991.-572с.
72. Емельянов P.A. Зотьев Д.Ф. Соиально-экономичесие механизмы присвоения и отчуждения собственности.//Философские исследования. -2003. -№1, 175181.
73. Емельянов P.A. Власть и собственность в системе структурирования социальных связей.// Философские исследования. 2002. - №3-4, с. 59-73.
74. Емельянов P.A. Собственность как способ конструирования «я» в социуме.// Философские исследования. 2002. - №2, с.41-46.
75. Емельянов P.A. Социальные функции собственности.// Философские исследования. 2002. - №2, 46-51.
76. Ерахтин A.B. Федосеева О.В. Идеология и общественная психология // Философский альманах. Иваново. :ИГАСА. 1998. №1-2
77. Жариков Ю.Г. Земельные отношения имущественные отношения // Вест. МГУ. Сер. 11. Право. 1995. № 6.
78. Желнов М.В. «Государственность собственности» и «собственность государственности» в президентской республике при всенародно избранном президенте// Российская государственность: тысячелетний опыт. -М.:Мысль,1999. — С.36-42
79. Жоль К.К. Философия для любознательных. Пропедевтика к философии или предварительное знакомство с основными разделами философского знания. -М.: Просвещение, 1993.- 191с.
80. Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества. Новгород: НГУ им. Ярослава мудрого — 2000. 92с.
81. Зайченко Джон Локк М.:Мысль, 1973. 206с.
82. Зарембо Ю. О собственности в современной экономике// Экономист.- 1996. №7 С.84
83. Землянухина С.Г. Современные проблемы собственности. Саратов, 1993.
84. Зиновьев A.A. Запад. Феномен западнизма. М.:Канон -1995.-230с.
85. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. М. ¡Канон- 1994. -120с.
86. Зинченко-С.А. Государственная собственность в СССР: проблемы правового регулирования. Ростов-на-Дону, 1986.
87. Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность свобода - право. Ростов-на-Дону, 1995.
88. Иванов В.Д. Проблема собственности в западно-европейской и русской традиции// Отечественная философия: русская, российская, всемирная. -ННовгород, 1998.-С.233-235
89. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.:Просвещение -1991.-96с.
90. Ильин И.А. О частной собственности. / Собр. соч. в 10 т. М.:Республика, 1993.-Т.1. •
91. Ильин И.А. Путь к очевидности.- М.: Республика. 1993,
92. Иноземцев В.Л. Личное против частного?// Общество и экономика. -1997. №9-10
93. Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития. М.: Экономика, 2000. -294с.
94. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической ретроперспективе// Вопросы философии. -2000.- №12
95. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Уч.пособие. М.:Логос, 2000. -304с.
96. Иноземцев В.Л. Социальное неравенство как проблема становления постэкономического общества// Полис. -1999. №5
97. Иноземцев В.Л. Эксплуатация: феномен сознания и социальный конфликт// Свободная мысль. 1998. -№2
98. История социалистических учений. Сб. ст. М.: Наука. 1982. - 300с.
99. История социалистических учений. Сб. ст. М.: Наука. 1985. - 270с.
100. Калмыков Ю. Общенародная собственность и трудовой коллектив // Хозяйство и право. 1988. № 12.
101. Кант И. Гегель Г.В.Ф. Шеллинг Ф.В.И. Немецкая классическая философия Т.1. М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс; Харьков: Издательство Фолио, 2000. - 784 с.
102. Кант И.Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1965
103. Каримов A.B. Свобода и частная собственность//Вест.Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар, науки. Тамбов, 1999. Вып.2. С.65-67
104. Каримский A.M. Революция 1776 года и становление американской философии-М.:Мысль, 1976.-126с.
105. Карл Маркс. Биография. М.Политиздат, 1968. 745с.
106. Кемкин И.В. Собственность в системе институтов, потребностей и мотивации человека// Динамика состояний социума. -Саранск, 1999. -Ч. 1. с.82-84
107. Кессиди Ф.Х. Этические сочинения Аристотеля/ Аристотель Сочинения в 4-х Т. М.: Мысль,1984 Т.4. -С.8
108. Кекух Б.Ф. Интеллектуальная собственность и рынок. Луцк, 1995. - 135с.
109. Кирюхина М.В. О проблеме формирования психологии хозяина-собственника// Социс.-М.,1999.-№1 с. 134-136
110. Коваль Б.Н. «Смыслы жизни», (фрагменты из книги)//Альманах «Личность и мир». М.: ИФГО. 2000. №7 - «Личность и собственность». С.49
111. Колядко В.И. Бернард Больцано. М.: Мысль, 1982. - 198с.
112. Кондаков В.А. Проблема собственности и буржуазности в творчестве H.A. Бердяева// Славянские духовные традиции Сибири. -Тюмень, 1999. -С. 103-108
113. Королев Б.Н. Собственность в нашей жизни: Вопросы теории и практики. -Воронеж, 1991.
114. Кочарян М.Т. Поль Гольбах. М.:Мысль. -1978. 187с.
115. Кравченко Е.И. Макс Вебер. М.: Весь мир, 2002. 224с.
116. Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. -М.: Наука, 1988.-560с.'
117. Куббель Л.Е. «Страна золота» века, культуры, государство. - М.:Наука, 1990.-624с.
118. Куторжевский Г. Истинное богатство общества// Диалог. 1999.- №12
119. Лапицкий М.С. Православное хозяйствование Сергия Булгакова // К 125-летию со дня рождения С.Н. Булгакова. Свердловск: УрГУ. 188с., С.24-38.
120. Лафарг П. За и против коммунизма. Собственность и ее происхождение. М.:Огиз,1959, 200с.
121. Лебедев Б.К. Садыков М.Б. Собственность как комплексная система общественных отношений// Ученые записки Казанского гос. ун-та — Казань, 1999.Т.137. -с.146-156
122. Локк Дж. Избр. фил. произв. в 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1960
123. Лукьянов И.С. Отношения идеологии: Собственность. Идеология Право. Власть./ Академические политические науки. — Владивосток: Дальнаука, 2000.-313с.
124. Макколел K.P. Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т. M.:YMCA -PRESS, T.l
125. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство.-М.:Мысль,1983. -240с.
126. Мамедов О.Ю. Производственные отношения: политико-экономическая модель. Ростов на Дону: Феликс, 1997. - 288с.
127. Манукян A.A. Ограничения права собственности нормами публичного ичастного права. // Право и экономика. 1997. № 17-18.
128. Маркс К. Энгельс Ф. Избр.соч. в2-х т. М.:Огиз, 1948
129. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения
130. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. -*- 526с.
131. Мееровский Б.В. Гоббс М.:Мысль. -1975. -195с.
132. Мелье Ж. Завещание М.:Просвещениею- 1954.-197с.
133. Мозолин В.П. О праве частной собственности // Советское государство и право. 1992. № 1.
134. Момджян Х.Н. Поль Лафарг и философия марксизма. -М.гМысль. -1978. — 327с.
135. Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века -М:Просвещение. 1983-126с.
136. Мясникова Л.А. Экономика постмодернизма и отношения собственно-сти//Вопросы философии. —2002, -№7., с.5-17.
137. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. -М.: Высшая школа. 1976.-584с.
138. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высшая школа. -1974. -379с.
139. Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права: история и современность. -М.:Наука. -1974 -288с.
140. Нерсесянц B.C. Гегель. -М.: Юридическая литература. 1979. -112с.
141. Нерсесянц B.C. Концепция гражданской собственности // Советское государство и право. 1989. № 10.
142. Никифоров Л. Собственность и рынок // Экономика и жизнь. 1990. № 21.
143. Овсянников М.Ф. Гегель. -М.:Мысль,1971. 223с.
144. Овсянников М.Ф. О марксистской оценке социологической концепции Ге-геля//Проблемы истории философской и социологической мысли XIX века. М. -1960
145. Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм// Свободная мысль. 1998. -№1
146. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма.- М.:Соцэкгиз. 1962 — 550с.
147. Оконская Н.К. Интеллектуальная собственность: социально -философское обоснование/ Пермский гос. техн.ун-т. Пермь, 1998. -199с.
148. Орехов A.M. Интеллектуальная собственность в экономическом измерении// Вестник МГУ, сер. Экономика. 1995. - №2
149. Осиновский И.Н. Томас Мор. -М.:Наука. -1974 168с.
150. Останин В.А. Собственность: сущность, противоречия, форма их разрешения. — Владивосток: издательство ДГУ, 1992. 171с.150. 50/50. Опыт словаря нового мышления. -М.1989.
151. Оуэн Р. Избр. соч. в 2-х т. М.-Л.: АНСССР, 1950
152. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М.: Наука, 1992 -380с.
153. Петражицкий Л.И. Право собственности и социальное распределение благ// Культурология XX века ,:Мысль, 1999. -№2. С.261-270
154. Петросян М.И. Гуманизм. Опыт философско-этического и социологического исследования проблемы. М.:Мысль. -1964 -335с.
155. Печенкин A.A. Философия Рихарда фон Мизеса через призму его контактов с советскими учеными// Вопросы философии. -М., 2000. -№3 С.43-52.
156. Пионтковский A.A. Вопросы государства и права в философии Гегеля/ С.127.
157. Проблемы истории философской и социологической мысли XIX века. М.:Просвещение. I960.-222с.
158. Платон. Сочинения в 3-х т. М.: Мысль, 1968
159. Подмарков В.Г. Роберт Оуэнн.:-М.:Просвещение, 1976.-120с.
160. Покровский Н.Е. Генри Topo М.:Мысль. -1983.- 188с.
161. Помогаев В.В. Проблема собственности в идеологии российского национал -трудового солидаризма //Вест.Тамбов. ун-та. Сер.Гуманитар. науки. Тамбов, 1999. Вып.2. с. 58-65
162. Правовая жизнь: философский взгляд. Сб. науч. сообщений адъюнктов и соискателей. Под общ.ред. Малахова В.п. -Московский юридический институт:-М., 1998.-91с.
163. Прудон П.Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти; Бедность как экономический принцип; Порнократия, или Женщины в настоящее время М., 1998.
164. Пушкарев Б.С. Россия и опыт Запада: избранные статьи 1955-1995 годы. М.1995
165. Пэйн Т. Избр.соч. М. ¡Просвещение, 1959.-200с.
166. Радаев В.В. Экономическая социология. М. :Мысль, —1998.-126с.
167. РикардоД. Сочинения. -М.:Госполитиздат, 1955. Т. 1. -360с.
168. Рих А. Хозяйственная этика. М,: Посев, 1996. - 809с.
169. Роднов JI.H. Философско-онтологические определения понятия собственности// Проблемы новой политэкономии. -Кострома, 1999. -№1. -с.66-71
170. Розенберг Н. Бирдцел JI.E. мл.Как Запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира. Новосибирск: «Экор», 1995. 352с.
171. Романов В. Интересы и собственность // Советская Россия. 1990.4 августа.
172. Российский закон о собственности: Научно-практический комментарий. -М., 1993;
173. Румянцев О.Г. Додонов В. И. Юридический энциклопедический словарь. -М.:ИНФРА-М. 1997.-384с.
174. Русская философия собственности. СПб.: СП «Ганза», 1993. 510с.
175. Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре М.: Соцэкгиз. 1938.-124с.
176. Руссо. Ж-Ж. Трактаты М.: Соцэкгиз.-1969.-196с.
177. Саяпин И.Г. Цивилизационная экономика на пути к новой парадигме// Вест.Тамбов. ун-та. Сер.Гуманитар. науки. Тамбов, 1999. Вып.2. С.52-58
178. Саяпин И.Г. Эволюция отношений собственности в переходной экономи-ке//Вест.Тамбов. ун-та. Сер.Гуманитар. науки. Тамбов, 1999. Вып.1. С.12-18.
179. Сдобнов'С.И. Собственность и коммунизм. М.:Мысль, 1968. -327с.
180. Семенов B.C. Труд и капитал в конце 20в.: соотношение сил, динамика и новые формы борьбы. // .Изм. -1999. №5
181. Сен-Симон А. Избранные сочинения. -М.: Издательство АН СССР, 1948.
182. Скидмор Т. Права человека на собственность. -М.: Наука, 1988. — 444с.
183. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. — М.-.ИСБН., 1958.
184. Скрыпник В.И. Российская национальная идея целостного гармоничного общества. М.:ВНТИЦ, 1997. -144с.
185. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Экономическая литература, 1998. 240с.
186. Собственность, право и свобода. // Мамут JI.C. Век Просвещения: взгляд на собственность. М., ИГПАН,1992 .-С. 15
187. Собственность в XX столетии. М.: РОССПЭН, 2001. - 960с. Собственность в экономической системе России./Под ред. В.Н. Черковца, В.М.
188. Кулькова. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998. - 556с.
189. Соловьев B.C. Соч. в 2-х т.- М.: Мысль, 1990.
190. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991. - 432с.
191. Социальная философия франкфуртской школы.- М.:Просвещение,1975.-122с.
192. Староверов В. Исторические уроки буржуазного решения аграрного вопроса в России// Диалог. 2000.- №5-6
193. Суслова JI.A. Философия И. Канта (Методологический анализ). — М.: Высшая школа. 1998. 224с.
194. Сычев Н. Еще раз о теории собственности в контексте становления рыночной экономике// Российский Экономический журнал. -1992. -№11. -с.69
195. Толстой Ю.К. К учению о праве собственности. // Правоведение. 1992.№ 1.
196. Торицын Т.М. Учение Роберта и его влияние на распространение и развитие социалистических идей.- Рязань: «Московский рабочий», 1972. 174с.
197. Topo Г.Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М.:Наука,1979.- 204с.
198. Тутов J1.A. Философия хозяйства: пространственно-временной аспект //
199. Вестник Моск.Ун-та. 2002.- №5. Сер.7.Философия., с.105-117.
200. ТюргоА.Р. Избранные экономические произведения.- М.:Соцэкгиз, 1961. -198с.
201. Улыбин К.А. Собственность: стереотипы и новые реалии. М.:Мысль, 1990.
202. Утопический социализм: Хрестоматия, общая редакция А.И. Володина: -М: Политиздат, 1982. 512с.203. . Фасмер М. Этимологический словарь русского языка В 4-х Т. М.: Прогресс. -1987
203. Федоров A.A. Предпосылки логической формации отношений общей собственности/ Современная логика: проблемы теории, истории и применения внауке: Материалы Х1Международной научной конференции. 22-24 июня 2000г. СПб.-2000., С.131-133
204. Философия Гегеля и современность. М.:Мысль. -1973. - 431с.
205. Философия Канта и современность. Под общей ред. Т.И.Ойзермана -М.:Мысль.-1974. 469с.
206. Философский словарь. М.: Политиздат, 1963. -544с.
207. Философский энциклопедический словарь М.: ИНФРА М, 1999. - 576с.
208. Фортунатова В.А. Деньги как мираж новой культуры// Отечественная философия: русская, российская, всемирная. -Н.Новгород, 1998.-С.96-99
209. Франк C.JI. Собственность и социализм. // Русская философия собственности (ХУП-ХХ вв.). / Сост. Исупов К., Савкин И. Спб.,1993.
210. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 482с.
211. Фромм Э. Душа человека М.: Республика, 1992.- 430с.
212. Фромм Э. Иметь или быть М.: Прогресс, 1986. - 238с.
213. Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. -М.:Наука, 1990.-80с.
214. Фромм Э. Мужчина и женщина. М.:Республика, 1998.-230с.
215. Хайек Ф.А. Индивидуализм истинный и ложный. // Философские науки. -1998 -№1. -с.89
216. ХаустовЮ.И.КанапухинП.А.ЮтимоваС.П. ПроосянниковВ.Н. 218. 218. 218.
217. Собственность и экономические интересы. Воронеж: Издательство ВГУ, 2000. -302с.
218. Хевеши М.А. Антикапиталистический бунт «новых левых»//От абсолюта свободы к романтике равенства ( из истории политической мысли). М.: РАН. -1994., 348с.
219. Хрунова Т.Б. В.Соловьев о соотношении экономики и нравственности//.
220. Филоосфский альманах. -Иваново.:ИГАСА. 1998. №1-2
221. Чернышевский Н.,Г. Сочинения в 2-х т. АН СССР М.: Мысль 1986 223. Черных П.Я. Историко-этимологичнский словарь русского языка. М.: Русский язык, 1994.
222. Чичерин Б. Н. Собственность и государство. // Русская философия собственности (ХУП-ХХ вв.). / Сост. Исупов К., Савкин И. Спб.,1993.
223. Шептун A.A. Философия денег// Вопросы философии. 1999. №7, - с. 180
224. Щанкин С.А. Современная философия собственности// XXVII Огаревские чтения. Саранск, 1998. Ч.З. - с.10-12
225. Щеникова JI.B. Категория "собственность" в российском гражданском законодательстве и русской цивилистике.// Государство и право.-1995.-№3.-С.96.
226. Щенникова JI.B. Вещные права в гражданском праве России. М.:Просвещение, 1996.-96с.
227. Штирнер М. Единственный и его собственность. СПб.: Азбука, 2001. -448с.
228. Юм Д. Соч. в 2-х т. М.:Наука. 1966.
229. Arendt Н. The Human Condition. Chicago L., 1958.
230. Baudrillard J. Das Jahr 2000 findet nicht statt. Berlin, 1990.
231. Bastiat F. The Law (1850) and Property and Law (1848). N.-Y., 1975. 240p.
232. Bell D. The Coming of Post- Industrial Society. NY, 1976.
233. Chamberlain J. The Roots of Capitalism, Princeton, 1959. 250p.
234. Fukuyama F. The End of History and the Last Man. L.- NY, 1992.
235. Hubermas J. The S tructural Transformation of the Public Sphere. An Inquiry into a Category of Bourgeois Society, Cambridge (Ma.), 1991.
236. Johnson P. Modern Times.- N.-Y. Harper & Row, 1983, p.222.
237. MeyerT. Die Transformation des Politischen. Frankfurt/Main, 1994.
238. Sarcinelli U.Symbolische Politik. Zur Bedeutung symbolisches Handelns in der Wahlkampfkommunikation der Bundesrepublik Deutschland. Opladen, 1987.
239. Stehr N. Knowledge Societies. L. Thousand Oaks (Ca), 1994.
240. Toffler A. Powershift. Knowledge,'Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century. NY, 1991.
241. Toffler A. The Third Wave. NY, 1980.
242. Touraine A. The Post- Industrial Society. Tomorrow's Social History: Classes, Conflicts and Culture in the Programmed Society. NY, 1974.
243. Attas D. Freedom and self-ownership./Social Theory a. practice. Tallahasse, 2000.-Vol.26, №1 -P. 1-23
244. Ehman R. Natural property rights: where they fail// Social philosophy a. policy. -Oxford, 1998 -Vol.15, №2. -P.283-302
245. Moore A.D. Intanyible property: Privacy power and information control// Amer. philos. quart. -Oxford, 1998. Vol.35, №4 - P. 365-378
246. Ostergard R.L. Intellectual property: a universal human right?/ Human rights quart. Baltimore. 1999. Vol.21, №1. - P. 156-178.
247. Schwork A. Zur postmodernen Philosophie des Geldes// Universitas. -Stuttgart, 1996.- Jg.54 H. 632.- S.178-185
248. Seliger M. The Liberal Politics of John Locke. London, 1968
249. SombartW. Die Juden und das Wirtschaftleben. München u. Leipzig, 1928. -320s.
250. Wenar L. Original acquisition of private property/ Mind. Oxford, 1998.-Vol.107, №428.- P.799-819
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.