Собственность как социокультурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Емельянов, Роман Александрович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 131
Оглавление диссертации кандидат философских наук Емельянов, Роман Александрович
Введение.
Первая
глава. Теоретико-методологические основы исследования. отношений собственности.
1.1. Собственность как объект социально-философского исследования.
1.2. Основные концептуальные подходы к проблеме собственности.
1.3. Социальные функции собственности.
Вторая
глава. Феномен собственности в организации социальной жизни.
2.1. Экономическое содержание принципа собственности.
2.2. Фундаментальные основы политической жизни общества и право собственности.
2.3. Взаимопереходы отчуждения и присвоения как форма выражения изменения отношений собственности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Воспроизводство отношений собственности в процессе их эволюции2012 год, доктор экономических наук Биглова, Гузель Фатиховна
Трансформация института собственности в условиях глобализации экономики2009 год, доктор экономических наук Рязанова, Олеся Евгеньевна
Роль собственности в жизни личности и ее место в обществе2003 год, кандидат философских наук Яковлева, Янина Петровна
Формирование интеллектуальной собственности в российской экономике1997 год, кандидат экономических наук Манаенкова, Елена Викторовна
Трансформация системы отношений собственности в экономике рыночной ориентации2002 год, кандидат экономических наук Савина, Маргарита Витальевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Собственность как социокультурный феномен»
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего сложившейся широтой амплитуды оценок проблемы собственности - от неприятия частной собственности до придания последней чрезвычайного значения в организации экономической жизни. Этот разброс ведет свое начало со времен античности и получил особую остроту в период социально-экономических преобразований в России последнего времени. Небывалый масштаб изменений в отношениях собственности (от тотального обобществления средств производства к почти бесплатной раздаче ее узкому кругу) получило противоречивый резонанс как в общественном мнении, так и в теоретических откликах.
Обостряет проблему постоянно происходящие переделы собственности, которые сопровождаются разного рода эксцессами. Не получило законодательного выражения право частной собственности на землю, что часть политиков считает великим благом, а другая часть -главным тормозом на пути трансформации общества.
Между тем принцип собственности пронизывает не только сферу материального производства. Культура «своя» и «чужая», интеллектуальный продукт, который может быть порожден одним автором или значительным количеством, разделение людей по принципу «мы» и «они» — этот принцип имеет универсальное значение. И, следовательно, нуждается не только в экономическом или правовом анализе, как это сложилось в современной литературе, но и в теоретико-методологической проработке фундаментальных оснований данного социального феномена.
Степень разработанности проблемы. Проблема собственности - одна из немногих социальных проблем, которая вызывает преимущественно противоположные точки зрения. Начиная с античной философии, сложились два взаимоисключающих подхода: признание собственности (в том числе частной) в качестве основополагающего принципа социальной жизни (позиция Аристотеля) и отрицание ее созидательной роли, требование ее ограничения (Платон). Эстафету милленаристов и нестяжателей в XX веке по-своему продолжили марксисты; с не меньшей убежденностью отстаивалась противоположная точка зрения (Ж. Симон, А. Тьери, Ф. Хайек, И.А. Ильин, C.JL Франк, Р. Барр и др.).
В связи с социально-экономическими преобразованиями в российском обществе проблема собственности стала дискуссионной; на разных полюсах оказались такие исследователи, как J1. Абалкин, А. Бузгалин, П. Бунич, Е. Гайдар, Г. Явлинский, Ю. Яковец, Е. Ясин. Между тем в широком философском плане проблема рассматривалась весьма немногочисленными авторами: Гегель, И. Кант, B.C. Соловьев; в современной литературе: Ю.А. Плетников, В.В. Бибихин, П. Козловски.
В то же время основная часть работ, имеющих концептуальный характер, построена на экономико-юридическом материале (H.H. Алексеев, Н. Булгаков, В.И. Кузьминов, К.В. Островитянов, А.И. Румянцев, H.A. Цоголов и др.). В связи с рационализацией общества проблема обсуждалась в трудах М. Вебера, Г. Риккерта, К. Поппера, Х.Г. Гадамера, М. Хайдеггера, М. Фуко, Р. Барта, Н.С. Автономовой, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдова, М.К. Мамардашвили, А.И. Ракитова, B.C. Степина.
Фундаментальные положения о собственности как факторе стратификации общества выработаны такими авторами, как П. А. Сорокин, К. Маркс, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, К. Маннгейм. В качестве мотивационного фактора - в числе социальной составляющей - проблема изучалась Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Э. Гидденсом, М. Арчер, Р. Дарендорфом, В.А. Ядовым, Г.С. Батыгиным, Б.А. Грушиным и др.
Рассмотрение действия механизма «присвоение-отчуждение» применительно не только к экономической, но и к культурной, и к
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Распределение собственности и эффективность хозяйственной деятельности: Общий и региональный аспекты0 год, доктор экономических наук Сорокин, Сергей Федорович
Генезис права собственности в контексте российской правовой традиции2002 год, доктор юридических наук Канюков, Сергей Константинович
Эволюция государственного и частных секторов российской экономики в период трансформации отношений собственности2006 год, доктор экономических наук Милославский, Сергей Львович
Природа частной собственности в рыночном хозяйстве: системный и эволюционный подходы2010 год, доктор экономических наук Катунин, Виктор Алексеевич
Собственность и личность1998 год, доктор философских наук Захарова, Людмила Николаевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Емельянов, Роман Александрович
Заключение
Проблема собственности - это важная мировоззренческая и методологическая проблема, решение которой способствует выявлению фундаментального принципа социального бытия. В основе принципа собственности лежит социально-психологический механизм различения «Я» и «мое», «свое» и «чужое»; в основе отношений по поводу владения материальными и интеллектуальными ресурсами, складывающихся между социальными субъектами различного уровня, лежат принципы присвоения и отчуждения. В частности, процедура присвоения сопровождает любой акт освоения человеком окружающего мира: делая любую вещь предметом своей мысли (то, что отдельные философские течения называют опредмечиванием), впоследствии называя ее, человек делает вещь как бы принадлежащей своему миру. И наоборот, противоположный этому процесс - отчуждение - характеризует разнообразные состояния человеческой отрешенности по отношению к самому себе, к другим людям, к продуктам своей духовной и материальной деятельности. Значение этого термина широко: отчуждение самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обедненным и опустошенным; отчуждение условий труда от самого труда; отчуждение результатов труда от наемного рабочего; отчужденность социальных институтов и норм, предписываемых ими, от трудящихся.
В диссертационном исследовании выявлены основные аспекты философского анализа собственности. Во-первых, это касается онтологического аспекта изучаемой проблемы; собственность «укореняет» любой социальный субъект (личность, социальную группу, нацию) в бытии; субъект осуществляет себя не только посредством интеллектуальных и душевных сил, но и посредством ближайшего окружающего его сектора предметного мира. Принцип собственности возникает из отделения «себя» от «своего» и проходит через разделение субъекта от объекта, по отношению к которому формируется та или иная форма принадлежности.
Во-вторых, важной частью освоения мира является обозначение предметов и явлений, существующих в нем; имя предмета - это арена встречи познавающего и познаваемого: это - самая первичная форма их присвоения субъектом. В-третьих, антропологический аспект: начало собственности связано с метафизической природой личности, с ее внутренним правом совершать свободные акты, преодолевая сопротивление окружающей среды и быстротечность времени путем присвоения части пространства. Собственность обеспечивает наличное бытие (Dasein) личности (Гегель).
Со времени античной мысли существует различение двух направлений в трактовке данного социокультурного феномена. Одно из этих направлений воплощает Платон с его представлениями об ограничении богатства и имущественного равенства людей. Эта тенденция социальной мысли была продолжена в идеологии нестяжательства, милленаризма, в движениях левеллеров и им подобных, в коммунистических воззрениях.
Противоположную линию представляют воззрения Аристотеля. Базовой ценностью для последнего является частная собственность, но целью собственника выступает не безудержное накопление, а общественное благо. «Линия Аристотеля» нашла воплощение во взглядах ряда идеологов буржуазных революций (А. Тьер, Ж. Симон и др.), в немецкой классической философии (И. Кант, Гегель и др.). В диссертации приводятся отдельные положения труда Гегеля «Философия права», свидетельствующие о том, что мыслитель был сторонником абсолютного права собственности и противником уравнивания людей, в том числе в имущественном отношении. В диссертации прослеживается судьба обоих направлений в современной социальной мысли.
Завершить историко-философский обзор логично изложением взглядов российского мыслителя H.H. Алексеева, который еще в двадцатых годах XX века выдвинул тезис о взаимодополняемости частной и государственной собственности, о возможности их гармоничного сосуществования.
Выявление социально-философского аспекта в анализе собственности, что и является главной темой данного диссертационного исследования, предполагает учет его роли в построении системы социальных отношений, прояснение его социальных функций. Собственность выступает как одно из важнейших проявлений рационализации социальной жизни и важнейший способ ее упорядочивания.
Социальные функции собственности распространяются на следующие сферы: мотивационная функция - собственность способствует развитию «чувства хозяина», стремлению к приумножению «своего» (личного, национального и т.д.) достояния, сочетающемуся с другими мотивами; функция социо-культурной преемственности, т.е. обеспечения сохранения, развития и приумножения родной культуры в ее взаимодействии с инонациональными культурами; регулятивная функция на базе ограниченности как природных, так и интеллектуальных ресурсов; и наконец, структуро-формирующая функция, которая прежде всего определяет стратификационную модель данного общества, т.е. разделение на социальные слои, классы и социальные группы.
Проводя анализ многообразных проявлений данного феномена в основных сферах функционирования социальных систем, необходимо подчеркнуть, что собственность как основополагающий феномен экономической жизни, есть юридический институт, который предоставляет право распоряжения и пользования вещами и охраны такой возможности от посягательства со стороны третьих лиц. Понятие «вещь» применяется в данном контексте в чрезвычайно широком смысле: ею может быть и материальный объект, и интеллектуальный продукт. Принцип собственности позволяет организовать экономическую жизнь, структурировать потоки финансов, товаров и услуг.
Выделение субъектов и объектов собственности важно для понимания многообразия форм собственности, сложившихся в современном типе общества; абсолютные права частной собственности на практике встречаются редко, чаще всего они ограничиваются правами на управление и на пользование доходом, т.е. предстают как бы в размытой форме. Государственная, частная, коллективная формы собственности находятся в постоянных взаимопереходах; поиск эффективных собственников регулирует процессы приватизации и национализации в современных обществах. Экономическая свобода подразумевает помимо свободного выбора форм и видов деятельности, также свободное сосуществование разных форм собственности. Экономические права каждого субъекта не должны зависеть от формы собственности.
Формы собственности разнятся в зависимости от ее субъекта, от объекта, от правого содержания отношений собственности. Она может быть частной, государственной, коллективной; охватывать движимое и недвижимое имущество, а также интеллектуальный продукт. Размытые формы собственности - это такие формы, в которых сочетание его основных элементов отличается от классической схемы, в соответствии с которой собственник - это тот, кто владеет, управляет и использует полученную прибыль.
Автор обосновывает положение о том, что принцип собственности имеет прямое отношение к политической жизни общества. Механизмы присвоения и отчуждения, лежащие в основе институализации собственности, определяют либо признание политического режима (и отдельных его составляющих), либо его отторжение, т.е. находятся в сопряжении с процессами легитимизации власти, они тесным образом связаны с процессами идентификации личности и социальных групп с культурой, с духовными ценностями того или иного народа, с признанием ее «своей».
Онтологическая необходимость личного бытия обеспечивается правовой охраной субъектов прав, утверждением общества как системы взаимодействующих индивидов и их групп (того, что со времен Гегеля и Лоренца Штейна носит название «гражданского общества»). Общественное единство ограждается в таком обществе установлением особой, отдельной от гражданского общества инстанции — государства, органа общественной воли — государственной власти. Эти две внешне раздельные социальные сферы, с одной стороны, имеют тенденцию конкурировать между собой, а , с другой стороны, они могут быть согласованы и примирены между собой в общественном строе, основанном на праве. Отсюда становится очевидной ложность как либерально-анархической модели общества, стремящейся к уничтожению или максимальному ослаблению государственного начала, так и авторитарного строя, стремящегося к совершенному уничтожению гражданского общества и растворению его в принудительном государственном единстве.
Давая характеристику диалектически взаимосвязанных стабильных и подвижных тенденций в развитии права собственности, логично показать специфику преобразований отношений собственности в разных сферах социальной жизни; в частности, в экономической сфере эти процессы протекают как взаимодействие различных форм приватизации и национализации, как превращение частной собственности в «размытые» ее формы; в сфере межгосударственных отношений это проблемы разграничения территорий, сочетания национальных интересов и транснациональных корпораций, своей и инонациональной культур.
Реализация принципа собственности в социальной жизни отнюдь не означает самоизоляции социальных субъектов, ибо без навыка к честному
121 исполнению обязательств, без доверия к другому субъекту и чувства солидарности между своими и чужими интересами, без глубоко укорененных общественных связей и сознания своей ответственности фактически невозможно сколько-нибудь прочное и длительное свободное сотрудничество собственников. Всякое взаимное доверие, всякий обмен услугами уже предполагает внутренне исконное наличие соборного начала, как всякая, даже внешняя и случайная, встреча двух сознаний «я» и «ты» предполагает их исконную сопринадлежность, их первичную внутреннюю объединенность.
В диссертации предложен вариант решения социально-философской проблемы собственности. Вместе с тем очевидны дальнейшие направления исследовательской работы; прежде всего это - углубленный анализ социально-психологического механизма присвоения и отчуждения и специфики его проявления в основных сферах жизни общества; социальные функции собственности требуют дальнейшей детализации (в частности, носит дискуссионный характер проблема меры и степени мотивационной роли собственности в жизнедеятельности социальных субъектов).
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Емельянов, Роман Александрович, 2000 год
1. Абалкин Л.И. К самопознанию России. М.: ИЭ РАИ, 1995.
2. Автономова Н.С., Караулов Ю.Н., Муравьев Ю.А. Культура, история, память: о некоторых тенденциях новейшей французской историко-методологической мысли // Вопросы философии М.: 1988. - №3.
3. Агамов A.A. Проблема свободы в социальной философии. Ставрополь: изд-во СГУ, 1997.
4. Алексеев H.H. Собственность и социализм: Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства // Русская философия собственности. СПб: Ганза, 1993.
5. Аникин A.B. Путь исканий. Социально-экономические идеи в России до марксизма. М.: Госполитиздат, 1990.
6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.
7. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект-пресс, 1995.
8. Афанасьев В.И. Диалектика собственности: логика экономической реформы. Л.: Изд-во Лен. Университета, 1991.
9. Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. М.: Международные отношения, 1995.
10. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
11. Бердяев H.A. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. // Бердяев H.A. Собр. Соч. Париж: 1990. Т. 4.
12. Барт Р. Бедняк и пролетарий // Барт Р. Избранные работы: М.: Прогресс, 1989.
13. Бибихин В.В. Свое, собственное // Вопросы философии. М.: 1997. - № 2.
14. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995.
15. Бойко М.В. Неоклассическая модель чистой монополии. М.: ИМЭМО, АИ СССР, 1990.
16. Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991.
17. Браунинг П. Современные экономические теории. / Пер. с англ. М.: Экономика, 1987.
18. Бузгалин A.B. Переходная экономика. М.: Таурус, 1994.
19. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: 1990.
20. Вебер А. К вопросу о социологии государства и культуры // Культурология. XX век. Антология. М.: 195.
21. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. / Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.
22. Вебер М. Развитие капиталистического мировоззрения. // Вопросы экономики. 1993. -№8.
23. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: 1995.
24. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век. Антология. М.: 1995.
25. Владимирский Е.А. Личная собственность в системе производственных отношений социалистического общества. Вопросы теории и методологии. ЛГУ, 1974.
26. Владимирский Е.А., Павлова И.П. Личная собственность как экономическая категория. ЛГУ, 1977.
27. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб: Норма, 1997.
28. Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность. -М., 1994. №2.
29. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования в области философии истории и наук о духе // Культурология. XX век. Антология. -М.: Юрист, 1995.
30. Гегель<Философия права. М.: Мысль, 1990.
31. Гер дер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.
32. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1996.
33. Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформы в России. М.: ИЭ РАИ, 1996.
34. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. М.: СОФИТ, 1994.
35. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. М.: 1990. -№11.
36. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. М.: Юрист, 1995.
37. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
38. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. / Пер. с англ. М., 1976.
39. Гэлбрейт Дж., Меньшиков С. Капитализм, социализм, сосуществование. М.: Прогресс, 1989.
40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
41. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. Антология. — М.: Юрист, 1995.
42. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1990.
43. Европа и Россия: опыт экономических преобразований. М.: Наука, 1996.
44. Еремин A.M. Отношения социалистической собственности и экономическое управление. М.: Экономика, 1973.
45. Зарубина H.H. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. — М., 1998.
46. Зомбарт В. Буржуа. / Пер. с нем. М.: Наука, 1936.
47. Зиммель Г. К вопросу о философии истории. Избранное. М.: Юрист, 1991.-Т.1.
48. Ильин В.В., Панарин A.C., Бадовский Д. Политическая антропология. -М.: Изд-воМГУ, 1995.
49. Ильин И.А. О частной собственности // Русская философия собственности. СПб: Ганза, 1993.
50. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб: Наука, 1994.
51. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.
52. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч. в X тт. М.: Чоро, 1994. - Т.8.
53. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Соч. в X тт. -М.: Чоро, 1994. Т.8.
54. Капелюшников Р. Философия рынка Ф. Хайека. // МЭ и МО. 1989. № 12.
55. Капелюшников Р. Экономическая теория прав собственности. М., 1990.
56. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб: Комплект, 1993.
57. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. Антропология. СПб: Юрист, 1995.
58. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997.
59. Козловски П. Принципы этической экономии. СПб: Экономическая школа, 1999.
60. Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб: Экономическая школа, 1996.61. «Капитал» К. Маркса и проблемы современного социализма. М., 1968.
61. Колганов М.В. Собственность в социалистическом обществе. М., 1963.
62. Колганов M.B. Социалистическая собственность в период перехода к коммунизму. М., 1963.
63. Колесов Н.Д. Собственность в развитом социалистическом обществе. Л.: Лениздат, 1974.
64. Колесов Н.Д. Отношения собственности в системе социалистической экономики. М.: Высш. Шк., 1967.
65. Колесов Н.Д., Купченко Е.Т. Что такое собственность при коммунизме. Л.: Знание, 1968.
66. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1992.
67. Корнай Я. Путь к свободной экономике. / Пер. с венг. М.: Экономика, 1990.
68. Кумаченко Я.С. Превращение социалистической собственности в коммунистическую собственность. МГУ, 1970.
69. Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. акад. Л.И. Абалкина. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997.
70. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / В .Я. Горфинкель, В.А. Швандар, Е.М. Купряков и др. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
71. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. A.B. Сидорович. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во ДИС, 1997.
72. Курс политической экономии. / Под ред. Цаголова H.A. М., 1970.
73. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Пер. с нем. М.: Дело ЛТД, 1993.
74. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полное собрание сочинений, 5-е изд., Т.З. М.: Госуд. изд-во политической лит-ры, 1962.
75. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. Полное собрание сочинений, 5-е изд., Т.27. М.: Госуд. изд-во политической литры, 1962.
76. Ленская С.С. и др. Экономические основы жизнедеятельности фирмы. М.: Финансы, 1996.
77. Лившиц А.Я. Экономическая реформа в России и ее цена. М.: Культура, 1994.
78. Логвиненко В.К. Колхозная собственность и вопросы ее развития при переходе к коммунизму. Киев, 1966.
79. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. Т.1, 2 -М.: Республика, 1992.
80. Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебник. М.: Соминтек, 1996.
81. Малахов В.П. Логика предпринимательства. М.: Классика, 1993.
82. Маркс К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 23, 24, 25. М.: Госуд. изд-во политической лит-ры, 1962.
83. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. // 2-е изд. Т. 46, 4.1. М.: Госуд. изд-во политической лит-ры, 1962.
84. Неретина С.С. История с методологией истории // Вопросы философии. 1990. - №5.
85. Нерсесянц В.С. Продолжение истории: от социализма к цивилизму // Вопросы философии. 1993. - №4.
86. Нестерова О.Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // Историко-философский ежегодник. -М.: Наука, 1986.
87. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990.-Т.1.
88. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство, 1991.
89. Ортега-и-Гассет X. История как система // Вопросы философии. 1996. №6.
90. Отон Фрейзингенский. Хроники, или История о двух царствах // Памятники средневековой латинской литературы X-XII вв. М.: Наука, 1972.
91. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Изд-во Независимая газета, 1993.
92. Панарин A.C. Возвращение в цивилизацию или «формационное одиночество»? // Философские науки. 1991. - №8.
93. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1997.
94. Перов Ю.В., Сергеев К.А. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности // Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб: Наука, 1993.
95. Плетников Ю.А. Собственность // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983.
96. Плотников Н.С. Жизнь и история. Философское наследие В. Дильтея // Вопросы философии. 1995. - №5.
97. Плотников Н.С. Реабилитация историзма. Философские исследования Германа Люббе // Вопросы философии. 1994. - №4.
98. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М.: Интурреклама. Полиграф- Сервис, 1995.
99. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993.
100. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. - Т.2.
101. Прудон П.Ж. Бедность как экономический принцип. — М.: 1908.
102. Рактов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. - №4.
103. Рассел Б. Человечество в опасности // Вопросы философии. 1988. - №5.
104. Реале Дж., Антисерти Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб: Петрополис, 1994. - Т.2.
105. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. Ярославль: Терра, 1991.
106. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Академия, 1995.
107. Розов С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии. 1995. - №12.
108. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1994.
109. Седова H.H. Философия человека: Курс лекций для студентов и аспирантов медицинских вузов. Волгоград, 1997.
110. Скворцов JI.B. Диалектика объективного и субъективного в философии истории. -М.: Знание, 1975.
111. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. - Т.1.
112. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: (очерки по истории философии и культуры). — М.: Политиздат, 1991.
113. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992.
114. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
115. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995.\Трельч Э. Историзм и его проблемы. - М.: Юрист, 1994.
116. Токарева С.Б. Постановка проблемы человека в современной философии // Человек в современных философских концепциях. Волгоград: изд-во ВолГУ, 1998.
117. Уколова В.И. Философия истории Блаженного Августина // Религии мира. -М.: Наука, 1985.
118. Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991.
119. Уэйт Дж. Политическая онтология // Философия Мартина Хайдеггера и современность. -М.: Наука, 1991.
120. Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977.
121. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
122. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого // Соч. в 2 т. СПб: Мифрил, 1993.-Т.2.
123. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Соч. в 2 т. СПб: Мифрил, 1993.-Т.2.
124. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. - Т.1.
125. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
126. Франк С.Л. Собственность и социализм// Русская философия собственности. СПб: Ганза, 1993.
127. Фридмен М. О частной собственности // Вопросы экономики. 1989. -№12.
128. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. - №3.
129. Фурман Д.Е. Наши тревоги и всемирная история // Вопросы философии. 1990. -№11.
130. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. -М.: Академия, 1995.
131. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии.1992. №4.
132. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика,1993.
133. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни // Вопросы философии. -1995.-№11.
134. Хвостова К.В. Философия истории Григоры и Пахимера и современная информатика // Византийский временник. М.: Наука, 1986. - Т.46.
135. Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. - №4.
136. Шамшурин В.И. История идеей и историческое сознание: Р.Дж. Коллингвуд и его последователи // Вопросы философии. 1986. - №5.
137. Шапошникова Л.Е. Философия истории ранних славянофилов // Философские науки. 1985. - №1.
138. Шаховская JI.С. Мотивация труда в переходной экономике. Волгоград: Перемена, 1995.
139. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л.: Наука, 1971.
140. Шевченко В.Н. Возвращение в цивилизацию или поиск реального пути? // Философские науки. 1991. - №8.
141. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.
142. Шеррер Ю. Переосмысление прошлого // Вопросы философии. 1995. -№5.
143. Шичалин Ю.А. «Осевые века» европейской истории // Вопросы философии. 1995. - №6.
144. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век. Антология. -М.: Юрист, 1995.
145. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. - Т.1.
146. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.
147. Durkheim Е. Education and Society. -N-Y: Free Press, 1956.
148. Fromm . On Disobedience and Other Essays. N-Y, 1981.
149. Miller R.S. The Social Construction and Reconstruction of Physiological Events. CT: Jai Press, 1978.
150. On Theoretical Sociology. London, 1967.
151. Parsons T. The System of Modern Societies. Prentice-Hall, 1971.
152. Popper K. The Open Society and Its Enemies. London, 1945.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.